Уделяйте внимание себе. Как назначить конкретное время для встречи

Мы с вами, дорогие во Христе братия и сестры, сейчас вступили в поприще Успенского поста.

И хотя Успенский пост – кратковременный пост, он весьма строгий. Поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам. В особенности в эти дни, оставшиеся до праздника Успения, надо обратить внимание на наш язык.

Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому прежде всего и обуздайте этого безудержного коня. Если мы его победим, удержимся от празднословия, преодолеем его упорство, то мы победим и все свое тело.

Из многих нам известных добродетелей преподобного Сергия автор его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие – как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады.

Благодаря своему кроткому слову преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Так, под благодатным влиянием его слова не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный приходил в Рязань. Тихие и кроткие слова старца смягчили сердце его, и он примирился с Московским князем Димитрием Донским. Поэтому слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему.

Наше слово – есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово – это самый образ Его существа, Единородный Сын Божий. У человека слово – не пустой звук, а тоже отпечаток и образ его духа. Если бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение.

Слово – дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово – проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все ниспровергнется в человеческом роде. Когда Господь хотел наказать за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку.

Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. За всякое праздное слово , – говорит Спаситель, – какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорбительные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе.

Произнесенное наше слово – оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием.

Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Невоздержанное, необдуманное слово гордого человека может вызвать раздражение. Немощного – соблазнить. Болтливого может привести к осуждению и клевете. У невоздержанного в слове человека, когда он находится в гневе, всегда сыпятся изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей – даже ближних, даже ни в чем неповинных. Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и на вся.

При довольстве, напротив, изливается бесчисленное количество хвастовства, самохвальства, самодовольства и превозношения. Апостол Иаков говорит: язык небольшой член, но много делает… Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 5, 8–12). А поэтому надо внимательно следить за тем, что мы говорим.

И о чем говорим. Наше слово должно быть только доброе, только к назиданию, только к прославлению имени Божиего. Именно к назиданию и созиданию душевного спасения ближнего. Во все времена люди обращали на это большое внимание. И хотя празднословие иногда люди и терпят ради развлечения, но все равно любящие празднословить теряют уважение в глазах людей. И древние мудрецы всегда, когда принимали к себе учеников, то не спешили, но предварительно испытывали их в продолжительном молчании и только тогда оставляли при себе. Настолько они внимательно относились к подбору, к приему своих учеников.

Слово доброе всегда приносит обильные плоды. Слово злое, гнилое всегда имеет и злые последствия. История Церкви знает много таких примеров: и примеры гибельных последствий праздного злого слова, и наоборот, примеры благотворного влияния доброго и кроткого слова. Так, например, недалеко от обители преподобного Венедикта, жившего в V веке, проживали две постницы, девственницы, которые постом и молитвою служили Богу. Но несмотря на эти свои подвиги, они имели один недостаток – были не воздержаны на язык. Любили укорять и пересуживать ближнего.

Преподобный Венедикт неоднократно делал им замечания и угрожал им: «я вас отлучу от причастия, если вы не исправитесь». Но они так и не исправились и в таком состоянии их застала смерть. Они умерли. Их как постниц, молитвенниц похоронили в притворе. Но благочестивые люди видели во время Литургии, когда диакон возглашал «оглашеннии, изыдите», они вставали из гробов и выходили из храма. Об этом было донесено преподобному, и он с сожалением принес о них молитву и Бескровную Жертву, и только после этого видения эти прекратились.

А вот другой пример утешительного назидания: благотворное влияние слова, которое исходит из кроткого благочестивого сердца, когда доброе слово смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенные. В дни святого Папы Льва гунны, – дикий, воинственный народ – предводительствуемые свирепым Аттилой, покорили всю Европу. На своем пути они разрушали, сожигали все, и без всякой жалости истребляли весь народ. Разрушив 500 городов Европы, они подошли к столице Римского государства – Риму. Весь народ был в страхе и смятении, не находя в себе силы сопротивляться этим полчищам.

Не устрашился только один Папа Лев. По повелению императора он вышел навстречу грозному завоевателю Аттиле, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. «Аттила, – обратился к нему Папа, – ты победил всю вселенную. Теперь мы тебя просим – победи самого себя. Не разрушай нашего города. Пощади нас». Эти убедительные кроткие слова сделали более, чем войско. Аттила ответил: «Твои слова тронули мое сердце. Не знаю, кто ты, человек или Ангел, но только спасением своим Рим обязан тебе. Старец, ты одною минутою, несколькими словами сделал более, чем мои многочисленные воины. Я признаю себя побежденным тобою». Вот примеры благотворного влияния кроткого и доброго слова, которое исходит из благочестивого сердца.

Поэтому, дорогие, когда вы почувствуете, что сердце ваше возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия – это самое лучшее средство к избежанию всех зол, неприятностей как в семейной жизни, так и в общественной. Воздерживаясь так от гнева, мы этим избежим многих ссор, часто, может быть, даже очень опасных и жестоких ссор, избежим продолжительной вражды. Так велико значение доброго, мягкого слова.

Повествуется, как один отшельник, живший в пустыне, когда к нему пришли разбойники с целью ограбить его и убить, исполненный любви, принес умывальницу и предложил им умыть ноги. И, устыженные таким его вниманием, любовью, разбойники отвратились от своего злого умысла, и вообще после этого раскаялись, и от своего грабежа и от злых своих дел отстали.

Вот другой пример благотворного влияния доброго, кроткого слова и худого слова. Однажды преподобный Макарий Великий шел со своим учеником в Нитрийскую гору. Ученика он послал впереди себя. И когда ученик шел, то встретился с ним один языческий жрец, который куда-то торопился, неся с собой бревно. Увидев его, этот инок закричал: «Демон, куда спешишь?» Рассерженный жрец избил инока так, что он еле живым остался. Продолжая путь далее, жрец повстречался со святым Макарием. Преподобный, когда увидел его, то издали поприветствовал: «Здравствуй, трудолюбец! здравствуй!»

Удивленный этим приветствием жрец спрашивает его: «За что ты меня так тепло приветствуешь?» Преподобный говорит: «Я вижу тебя трудящимся и куда-то спешащим. Поэтому и поприветствовал тебя». И тогда жрец сказал: «От твоего приветствия умирилось мое сердце. Я вижу, что ты великий служитель Божий. А вот впереди тебя шел чернец, который обругал меня, я избил его». И говорит преподобному: «Я не уйду от тебя, пока ты меня не сделаешь монахом». Тогда они пошли и, взяв тело избитого инока, принесли его в церковь.

Братия, увидев, что преподобный идет со жрецом, весьма удивились. Но через некоторое время этот жрец принял христианскую веру, затем постригся в монашество. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, оставили свое нечестие и приняли христианство. Вот по этому поводу некто из преподобных говорит: «слово гордое и злое и доброго человека ко злу склоняет. А слово смиренное и доброе и злого человека делает добрым».

Итак, дорогие братия и сестры, памятуя эти примеры, эти наставления, оставшиеся дни Успенского поста постараемся провести прежде всего не в многословии, а в воздержании языка от всяких лишних речей, памятуя народную пословицу: «слово – серебро, а молчание – золото». Эти дни мы должны провести в тихости, смирении, в кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви. Это будет самой лучшей жертвою для прославления Матери Божией, в честь Которой Святая Церковь и установила этот кратковременный, но строгий Успенский пост. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение (1-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и приятный пост, угодный Господу.

Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. ©Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Москва, 1999

К ольский полуостров находится не так уж далеко от Центрального региона и имеет хорошие дороги, по которым можно быстро добраться до красивейших мест природы и памятников истории. Немало там и дорог труднопроходимых, ведущих к ещё более красивым местам и памятникам. В общем на Кольском есть всё для того, чтобы стать настоящей Меккой внедорожного туризма. Собственно, он давно ею стал, и только совсем ленивый не съездил на своём внедорожнике в Хибины или к Терскому берегу. А на полуострове Рыбачий так и вовсе на въезде пора ставить турникет, учитывая количество ежегодно прибывающих туда туристов. К чему это я? Да к тому, что рассказами о достопримечательностях Кольского полуострова сегодня никого не удивишь, и я даже не стану пытаться этого делать. Речь пойдёт совсем о другом. Написать этот материал меня побудили комментарии в социальных сетях, куда я недавно выложил фото с Полярного круга с незатейливой подписью «наша дружная компания из двадцати машин…». В течение нескольких дней множество знакомых и незнакомых мне людей написали о том, что провести столь большую группу по такому длинному маршруту без срыва сроков, изменений утверждённого направления и беспрестанной ругани тяжело даже теоретически, а на практике совершенно невозможно. Наибольшую пикантность этим комментариям придавал тот факт, что большинство из них появилось после того, как мы благополучно прошли весь запланированный маршрут и точно в срок вернулись домой. Но даже когда я сообщил, что всё в целом прошло штатно, люди не перестали спорить и доказывать, что это невозможно. И раз уж, как выяснилось, мы рождены, чтоб сказку сделать былью, я решил написать о том, как именно нужно организовывать движение в колонне и лагерный быт, чтобы невозможное стало возможным.

Начнём с трассы. На перегонах колонна из двадцати машин при движении со скоростью 90 км/ч и отсутствии попутного транспорта растягивается примерно на полтора километра. Как только начинаются обгоны тихоходов или внутри колонны активные участники движения обходят более медленных, расстояние от головной до замыкающей машины увеличивается до нескольких километров. Но это совершенно не означает, что нарушается общая организация движения группы. Потому что вся колонна изначально разбита на звёздочки, как в нашем советско-октябрятском детстве. И у каждой такой звёздочки есть свой вожатый, в задачи которого входит следить за тем, чтобы его группа не растягивалась, информировать по рации о расстоянии до встречных машин при обгонах и в целом поддерживать порядок в отдельно взятом коллективе из пяти автомобилей. При этом головная машина ведёт постоянный радиообмен с замыкающей и при необходимости с вожатыми звёздочек. Остальные участники колонны выходят в эфир только в случае форс-мажора. Потому что если каждый из двадцати экипажей будет непрерывно трещать в тангенту на общечеловеческие темы, то с действительно важной информацией пробиться в эфир будет уже невозможно, поэтому об организации движения можно забыть. Второй важнейший момент – это порядок движения. Он должен быть неизменным на всём протяжении маршрута, чтобы каждый из водителей в колонне чётко знал, какая машина идёт перед ним и какая – за ним. Терять кого-либо при манёврах и перестроениях недопустимо.

При движении по бездорожью работают те же правила. Каждая звёздочка абсолютно самодостаточна и преодолевает препятствия самостоятельно. А пройдя их, двигается дальше, не дожидаясь пока брод или глубокие колеи пройдёт вся колонна. Для этого в состав каждой группы входят как подготовленные внедорожники с опытными экипажами, так и стандартные машины с начинающими пилотами. Таким образом, первые опекают вторых. Стоит ли говорить, что командиры звёздочек должны в равной степени обладать как внедорожным опытом, так и способностями руководителя?

«Ну, это очевидно, – скажете вы, – а что делать, если, например, кто-то сломался?» Бывает и такое. Когда мы шли по Терскому берегу, в одном из внедорожников развалился подшипник ролика-натяжителя. На месте поломки с ним остались ещё две машины – опытный механик, вызвавшийся помочь в ремонте, и замыкающий. Остальная колонна продолжила движение, и во время долгой остановки лагерем на берегу Белого моря, рядом с устьем реки Кузомень, закончившая ремонт группа догнала основную колонну, и машины заняли свои места согласно штатному расписанию.

«Хорошо, – скажете вы, – а если на месте поломку устранить нельзя, тогда что – стоп машина?» Да нет, случалось и такое. В районе Ревды, уже в другом внедорожнике, порвался передний сальник коленвала. На следующий день, пока группа карабкалась на перевал Геологов, две машины (одна – буксир на жёсткой сцепке, вторая – для страховки) оттащили сломавшегося в Мурманск, где довольно быстро произвели необходимый ремонт. Так что и эта ситуация нисколько не задержала движение по маршруту.


Куда большую трудность для группы представляет организация лагеря. Особенно это сложно в условиях Кольского полуострова, где каменистый рельеф и тайга очень затрудняют размещение такого количества людей и машин в одном месте. Поэтому каждый вечер при разбивке лагеря происходил один и тот же ритуал, который я называю «Тетрис». Выбрав подходящее место, мне прежде всего нужно было определить, где будет находиться полевая кухня, тент и столы, после чего всё свободное пространство вокруг забивалось машинами. Причём иногда их приходилось загонять друг за другом в узкие просветы между деревьями. Для того чтобы всё проходило гладко, требовалось только одно – дис-цип-ли-на. А с этим у нас всегда полный порядок! Никто не лез без очереди, не пытался самостоятельно выбрать место и перегородить проезд остальным. Поэтому за десять – пятнадцать минут вытянувшаяся на просёлке длиннохвостая автомобильная змея благополучно размещалась вокруг небольшой поляны со столовой в центре.

А дальше начиналась обычная лагерная суета, но и она должна быть чётко организована. В каждом экипаже из двух человек (а таких, как правило, большинство) один отвечал за хозяйственные нужды. Он шёл к ответственному за весь лагерь и узнавал, что именно ему нужно делать. И сразу же вовлекался в работу – расставлял столы, чистил грибы и овощи, резал салаты, в общем, делал то, что было поручено. Туристические трудящиеся массы при грамотном руководстве – великая сила, поэтому проходило не больше получаса после разбивки лагеря, а коллектив уже сидел за накрытыми столами, потребляя закуски в ожидании горячих блюд, весело шкворчащих в двух больших казанах на мощных газовых горелках. При этом хочу отметить, группа не разбивалась на отдельные кучки и не сидела угрюмо и разрозненно за маленькими столиками у своих машин. Все столы выстраивались в ряд, и три десятка человек ужинали и общались в едином пространстве. А утром всё повторялось в обратной последовательности – сначала быстро готовился завтрак, потом складывался лагерь, а затем из леса начинали друг за другом выезжать машины, чтобы построиться, заняв своё место в колонне, и продолжить намеченный маршрут. Так миновали две недели и пять тысяч километров пути. Весело, дружно, гуськом за горизонт. Без ссор, обид и отставаний от графика.

Ну что, мои дорогие, по-прежнему не верите, что такое возможно?

Умение вести переговоры пригодится не только тем, кто занимает руководящие посты. Правильно построенная беседа может помочь в различных областях. Но главное в этом искусстве — не те слова, которые вы будете говорить, а то, как вы будете себя вести. В этой статье 12 советов о том, как провести разговор, чтобы сразу расположить к себе собеседника.

Шаг 1. Расслабьтесь

Напряженность порождает раздражительность, а раздражительность - главный враг продуктивной беседы. Исследования доказывают, что всего одна минута расслабления увеличивает активность головного мозга, что очень важно для ведения беседы и быстрого принятия решений.

Прежде чем начать разговор, сделайте следующее:

2. В течение 1,5 минут медленно дышите: вдох на 5 счётов, выдох на 5 счётов.

3. Теперь зевните пару раз и обратите внимание, расслабились ли вы? Оцените степень вашей расслабленности по 10-ти бальной шкале. Результат запишите.

4. Теперь нужно размять мышцы тела. Начните с лица: сморщите и напрягите все мышцы лица, а затем расправьте и расслабьте их. Аккуратно понаклоняйте голову из стороны в сторону и назад-вперед. Повращайте плечами. Напрягите руки и ноги, досчитайте до 10, расслабьтесь и встряхните их.

5. Несколько раз глубоко вздохните. Ваше состояние улучшилось?

Шаг 2. Сосредоточьте внимание на настоящем моменте

Когда вы расслабляетесь, вы сосредоточены на текущем моменте, не обращаете внимание на то, что творится вокруг. То же самое надо сделать во время беседы. Включите интуицию и вам удастся услышать все оттенки речи говорящего, которые передадут эмоциональное значение его слов, и вы сможете понять, в какой момент беседа свернёт с нужного вам пути.

Шаг 3. Чаще молчите

Умение молчать поможет вам уделить больше внимания тому, что говорят другие люди. Чтобы развить это мастерство, попробуйте упражнение «Колокол». На сайте по ссылке кликните «Ударить в колокол » и внимательно вслушивайтесь в звук, пока он не затихнет. Проделайте так несколько раз. Это поможет вам научиться сосредотачивать внимание и молчать, когда вы кого-то слушаете.

Шаг 4. Будьте позитивны

Прислушайтесь к своему настроению. Вы устали или бодро себя чувствуете, спокойны или встревожены? Спросите себя: оптимистично ли я настроен в преддверии этого разговора? Если у вас есть сомнения или тревоги - лучше отложить разговор. Если это сделать невозможно, то мысленно начните его, порепетируйте, это поможет вам подобрать слова и аргументы, которые помогут достичь цели.

Шаг 5. Подумайте о намерениях собеседника

Чтобы разговор был честным и сбалансированным, каждый должен быть открыт для него и ясно заявлять о своих ценностях, намерениях и целях. Если ваши намерения не совпадают с намерениями человека, с которым вы пытаетесь делать бизнес, - проблемы неизбежны. Попробуйте заранее выяснить, что хотел бы получить от сделки ваш собеседник. Но будьте аккуратны, ваш собеседник может тщательно скрывать свои цели и говорить то, что хотите услышать вы.

Шаг 6. До разговора подумайте о чём-то приятном

Вести беседу нужно с выражением доброты, понимания и интереса на лице. Но если на самом деле вы таких чувств не испытываете, поддельные эмоции будут выглядеть ужасно. Есть небольшой секрет: перед разговором подумайте о чём-то приятном, вспомните людей, которых вы любите и уважаете. Эти мысли придадут вашему взгляду мягкость, вызовут лёгкую полуулыбку, а такое выражение лица подсознательно вызовет чувство доверия к вам у вашего собеседника.

Шаг 7. Следите за невербальными сигналами

Всё время смотрите на человека, с которым разговариваете. Оставайтесь сосредоточенным и старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Если собеседник что-то не договаривает или хочет вас обмануть, он, конечно, будет это тщательно скрывать, но на какую-то долю секунды он может забыться и выдать себя выражением лица или жестом. Конечно, вы сможете только узнать, что он вас обманывает, но, к сожалению, не сможете узнать о причине обмана.

Шаг 8. Будьте любезным собеседником

Начните беседу с комплимента, который задаст ей доброжелательный тон, и закончите комплиментом, выражающим вашу признательность собеседнику за разговор. Конечно, комплименты не должны звучать, как неприкрытая лесть. Поэтому задайте себе вопрос: что я действительно ценю в этом человеке?

Шаг 9. Добавьте голосу теплоты

Старайтесь говорить более низким голосом. На такой голос собеседник будет реагировать с большим доверием. Когда мы злимся, когда мы возбуждены или испуганы, наш голос непроизвольно звучит выше и резче, постоянно меняется его громкость и темп речи. Поэтому низкий голос будет сигнализировать собеседнику о вашем спокойствии и уверенности лидера.

Шаг 10. Говорите медленнее

Немного замедленная речь помогает людям лучше понимать вас, не напрягаясь, чтобы уловить каждое слово, это вызывает у них уважение к вам. Не так просто научиться говорить медленно, потому что с самого детства многие из нас тараторят. Но придётся постараться, потому что медленная речь успокаивает собеседника, в то время как быстрая вызывает раздражение.

Шаг 11. Краткость - сестра таланта

Разбейте свою речь на отрывки по 30 секунд или даже меньше. Не нужно строить невероятных предложений. Наш мозг способен хорошо усваивать информацию только микро-порциями. Произнесите одно-два предложения, а потом сделайте паузу, убедитесь, что человек вас понял. Если он молчит и не задаёт вопросов, можно продолжать, ещё одно-два предложения и пауза.

Шаг 12. Слушайте внимательно

Сосредоточьте свое внимание на собеседнике, для вас важно всё: его слова, их эмоциональная окраска, его жесты и выражение лица. Когда он делает паузу - отреагируйте на то, что он сказал. Не забывайте во время разговора прислушиваться и к своей интуиции.

И последний совет: , которая укрепляет нервную систему и помогает расслабиться, эта практика пригодится вам во время скучных бесед.

Слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. Проповедь Архимандрита Кирилла (Павлова) в московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры о том, как провести Успенский пост.

Мы с вами, дорогие во Христе братия и сестры, сейчас вступили в поприще Успенского поста.

И хотя Успенский пост – кратковременный пост, он весьма строгий. Поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам. В особенности в эти дни, оставшиеся до праздника Успения, надо обратить внимание на наш язык.

Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому прежде всего и обуздайте этого безудержного коня. Если мы его победим, удержимся от празднословия, преодолеем его упорство, то мы победим и все свое тело.

Из многих нам известных добродетелей преподобного Сергия автор его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие – как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады.

Благодаря своему кроткому слову преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Так, под благодатным влиянием его слова не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный приходил в Рязань. Тихие и кроткие слова старца смягчили сердце его, и он примирился с Московским князем Димитрием Донским. Поэтому слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему.

Наше слово – есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово – это самый образ Его существа, Единородный Сын Божий. У человека слово – не пустой звук, а тоже отпечаток и образ его духа. Если бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение.

Слово – дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово – проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все ниспровергнется в человеческом роде. Когда Господь хотел наказать за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку.

Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. За всякое праздное слово , – говорит Спаситель, – какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорбительные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе.

Произнесенное наше слово – оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием.

Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Невоздержанное, необдуманное слово гордого человека может вызвать раздражение. Немощного – соблазнить. Болтливого может привести к осуждению и клевете. У невоздержанного в слове человека, когда он находится в гневе, всегда сыпятся изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей – даже ближних, даже ни в чем неповинных. Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и на вся.

При довольстве, напротив, изливается бесчисленное количество хвастовства, самохвальства, самодовольства и превозношения. Апостол Иаков говорит: язык небольшой член, но много делает… Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 5, 8–12). А поэтому надо внимательно следить за тем, что мы говорим.

И о чем говорим. Наше слово должно быть только доброе, только к назиданию, только к прославлению имени Божиего. Именно к назиданию и созиданию душевного спасения ближнего. Во все времена люди обращали на это большое внимание. И хотя празднословие иногда люди и терпят ради развлечения, но все равно любящие празднословить теряют уважение в глазах людей. И древние мудрецы всегда, когда принимали к себе учеников, то не спешили, но предварительно испытывали их в продолжительном молчании и только тогда оставляли при себе. Настолько они внимательно относились к подбору, к приему своих учеников.

Слово доброе всегда приносит обильные плоды. Слово злое, гнилое всегда имеет и злые последствия. История Церкви знает много таких примеров: и примеры гибельных последствий праздного злого слова, и наоборот, примеры благотворного влияния доброго и кроткого слова. Так, например, недалеко от обители преподобного Венедикта, жившего в V веке, проживали две постницы, девственницы, которые постом и молитвою служили Богу. Но несмотря на эти свои подвиги, они имели один недостаток – были не воздержаны на язык. Любили укорять и пересуживать ближнего.

Преподобный Венедикт неоднократно делал им замечания и угрожал им: «я вас отлучу от причастия, если вы не исправитесь». Но они так и не исправились и в таком состоянии их застала смерть. Они умерли. Их как постниц, молитвенниц похоронили в притворе. Но благочестивые люди видели во время Литургии, когда диакон возглашал «оглашеннии, изыдите», они вставали из гробов и выходили из храма. Об этом было донесено преподобному, и он с сожалением принес о них молитву и Бескровную Жертву, и только после этого видения эти прекратились.

А вот другой пример утешительного назидания: благотворное влияние слова, которое исходит из кроткого благочестивого сердца, когда доброе слово смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенные. В дни святого Папы Льва гунны, – дикий, воинственный народ – предводительствуемые свирепым Аттилой, покорили всю Европу. На своем пути они разрушали, сожигали все, и без всякой жалости истребляли весь народ. Разрушив 500 городов Европы, они подошли к столице Римского государства – Риму. Весь народ был в страхе и смятении, не находя в себе силы сопротивляться этим полчищам.

Не устрашился только один Папа Лев. По повелению императора он вышел навстречу грозному завоевателю Аттиле, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. «Аттила, – обратился к нему Папа, – ты победил всю вселенную. Теперь мы тебя просим – победи самого себя. Не разрушай нашего города. Пощади нас». Эти убедительные кроткие слова сделали более, чем войско. Аттила ответил: «Твои слова тронули мое сердце. Не знаю, кто ты, человек или Ангел, но только спасением своим Рим обязан тебе. Старец, ты одною минутою, несколькими словами сделал более, чем мои многочисленные воины. Я признаю себя побежденным тобою». Вот примеры благотворного влияния кроткого и доброго слова, которое исходит из благочестивого сердца.

Поэтому, дорогие, когда вы почувствуете, что сердце ваше возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия – это самое лучшее средство к избежанию всех зол, неприятностей как в семейной жизни, так и в общественной. Воздерживаясь так от гнева, мы этим избежим многих ссор, часто, может быть, даже очень опасных и жестоких ссор, избежим продолжительной вражды. Так велико значение доброго, мягкого слова.

Повествуется, как один отшельник, живший в пустыне, когда к нему пришли разбойники с целью ограбить его и убить, исполненный любви, принес умывальницу и предложил им умыть ноги. И, устыженные таким его вниманием, любовью, разбойники отвратились от своего злого умысла, и вообще после этого раскаялись, и от своего грабежа и от злых своих дел отстали.

Вот другой пример благотворного влияния доброго, кроткого слова и худого слова. Однажды преподобный Макарий Великий шел со своим учеником в Нитрийскую гору. Ученика он послал впереди себя. И когда ученик шел, то встретился с ним один языческий жрец, который куда-то торопился, неся с собой бревно. Увидев его, этот инок закричал: «Демон, куда спешишь?». Рассерженный жрец избил инока так, что он еле живым остался. Продолжая путь далее, жрец повстречался со святым Макарием. Преподобный, когда увидел его, то издали поприветствовал: «Здравствуй, трудолюбец! здравствуй!».

Удивленный этим приветствием жрец спрашивает его: «За что ты меня так тепло приветствуешь?» Преподобный говорит: «Я вижу тебя трудящимся и куда-то спешащим. Поэтому и поприветствовал тебя». И тогда жрец сказал: «От твоего приветствия умирилось мое сердце. Я вижу, что ты великий служитель Божий. А вот впереди тебя шел чернец, который обругал меня, я избил его». И говорит преподобному: «Я не уйду от тебя пока ты меня не сделаешь монахом». Тогда они пошли и, взяв тело избитого инока, принесли его в церковь.

Братия, увидев, что преподобный идет со жрецом, весьма удивились. Но через некоторое время этот жрец принял христианскую веру, затем постригся в монашество. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, оставили свое нечестие и приняли христианство. Вот поэтому поводу некто из преподобных говорит: «слово гордое и злое и доброго человека ко злу склоняет. А слово смиренное и доброе и злого человека делает добрым».

Итак, дорогие братия и сестры, памятуя эти примеры, эти наставления, оставшиеся дни Успенского поста постараемся провести прежде всего не в многословии, а в воздержании языка от всяких лишних речей, памятуя народную пословицу: «слово – серебро, а молчание – золото». Эти дни мы должны провести в тихости, смирении, в кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви. Это будет самой лучшей жертвою для прославления Матери Божией, в честь Которой Святая Церковь и установила этот кратковременный, но строгий Успенский пост. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение (1-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и приятный пост, угодный Господу.

Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. ©Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Москва, 1999

С одной стороны, благотворительность и благотворительные проекты сегодня - это новый чёрный. C другой стороны, все, кто когда-либо делал подобные мероприятия, знают, как это непросто, особенно, когда с подобной инициативой выступает бизнес. И, тем не менее, это отличный формат, который важно и нужно использовать бренду в своих коммуникациях.

Весной мы помогали коллегам из проекта « Совесть » (карта рассрочки, бизнес входит в состав группы QIWI) делать запуск проекта в Республике Татарстан. Бренд новый, и ему было важно прийти туда не с обычной историей «добрый день, у нас есть такая банковская карта», поэтому на старте мы придумали благотворительный городской квест «Совесть должна быть у каждого». В его процессе участники с помощью карты совершали покупки в пользу подопечных местного благотворительного фонда «БлагоДарение» - таким образом, во главе угла была идея помощи людям и вместе с тем компании удалось показать жителям города пользу продукта и его удобство.

Кейс

Суть квеста

Через Telegram–бот команды получали задания, искали зашифрованные локации - магазины-партнёры карты рассрочки «Совесть» и делали там покупки, необходимые для подопечных фонда «БлагоДарение» (список товаров был заранее подготовлен и согласован). Для совершения покупок у каждой команды имелась карта рассрочки «Совесть» с лимитом в 30 тыс. рублей. Для того чтобы узнать, что за магазины загаданы ботом, участникам пришлось разгадывать акронимы и анаграммы, проходить манекен-челленджи и даже дешифровать коды азбуки Морзе.

Каждая точка квеста считалась пройденной, если на ней были совершены все необходимые покупки. У бота можно было запросить подсказку, если не получалось выполнить задание с первого раза.

На прохождение квеста мы заложили два часа - достаточно, чтобы увлечься процессом, и оптимально, чтобы людям несложно было выделить время на мероприятие в свой выходной (квест проходил в воскресенье). В финале мероприятия сделанные покупки участники торжественно вручили подопечным фонда «БлагоДарение». Как партнёрскую площадку для старта и финиша ивента мы привлекли знаковое для активных жителей Казани место - резиденцию креативных индустрий «Штаб».

Квест объединил команды журналистов «Комсомольской правды» и местного популярного татароязычного издания «Шахри Казан». Также свои группы сформировали популярные казанские блогеры, студенты Казанского федерального университета, волонтёры благотворительного фонда. Была и команда активных горожан - добровольцев, которых мы отобрали на конкурсной основе через партнёрские СМИ и их паблики в социальных сетях.

Фидбэк

Количество

Публикации и посты о квесте (анонсирующие и отчётные) в традиционных СМИ и социальных медиа - общий охват около 500 тыс.человек.

Качество

Алсу Сахабутдинова, представитель фонда «БлагоДарение»:

— Благодаря прошедшему мероприятию фонд сможет обеспечить социальные приюты и малообеспеченные семьи необходимой одеждой и обувью, средствами связи и даже бытовой техникой. При этом видно, насколько эмоционально вовлечены были все участники: и журналисты, и блогеры, и просто активные горожане! Очень надеемся, таких по-настоящему полезных мероприятий и социально ответственных компаний станет больше.

Участники


У меня до сих пор перед глазами стоит следующая картинка: команда горожан, собранная нами через анонс в партнёрском издании, один из её участников - молодой парень, который на первой точке от волнения неправильно трижды ввёл пин-код, поэтому карта команды была заблокирована, и пока её оперативно разблокировали через колл-центр, команда самостоятельно решила переходить на другую локацию, не купив то, что нужно было на этой.

Когда все остальные задания были успешно пройдены, молодой человек повернулся ко мне и говорит: «Я сейчас быстро на такси съезжу в тот магазин за телефонами». Я ему отвечаю: «Да не надо, мы докупим сами и привезём», на что парень мне: «А вдруг забудете за делами другими, а там же телефоны, они же кому-то из подопечных фонда пригодятся!» Съездил, привёз и очень благодарил за возможность помочь.

СМИ


  1. Профит

Для каждой аудитории, вовлечённой в такого рода мероприятие, должен быть профит от участия в нём. В нашем случае это выглядело так.

Для бизнеса : люди к финансовым продуктам относятся с недоверием, а здесь они увидели финансовый продукт, что называется, с человеческим лицом.

Для участников : возможность быстро помочь и интересно провести время.

Для фонда : помощь своим подопечным.

  1. Формат

Благотворительные мероприятия часто не вызывают интереса у участников не потому, что разным людям не хочется поучаствовать в хорошей инициативе и помочь кому-то , а потому что им предлагают прийти на какой-нибудь условный круглый стол и проникнуться тезисами о том, как важно и нужно быть милосердным. Мы, готовя любое мероприятие, каждый раз честно отвечаем на вопрос: «А мы потратили бы на него своё время?» Если нет, то будем думать до тех пор, пока не получим от себя твёрдое «да».

  1. Результат

Помощь должна быть ощутимой и осязаемой. Грубо говоря, человек потратил своё время и интеллектуальные усилия на участие в нашем квесте, благодаря чему у подопечных фонда стало больше на столько-то вещей и он при желании всегда может запросить отчёт о том, куда и что было распределено.

  1. Партнёрство и вовлечение

Любое благотворительное мероприятие лучше делать, объединяя усилия разных людей. Если речь идёт об участниках квеста, то пусть это будут представители нескольких аудиторий. Если вы делаете это в пользу подопечных фонда, то пусть сотрудники этой организации тоже поучаствуют в мероприятии на равных с другими, ибо пора перестать уже делать из фондов объекты помощи, они в состоянии быть полноправными субъектами. Если это партнёрства, то местные СМИ могут помочь вам информационно, местное кафе напоит участников кофе, а местная площадка предоставит своё пространство.

  1. Детали

Это то, о чём у нас принято забывать отчего-то , хотя, именно в них суть любого мероприятия, а благотворительного - особенно. Каждый участник - ваш любимый гость. Это значит, что вы его встретите, разместите, пообщаетесь с ним, постараетесь сделать время, проведённое у вас, комфортным, в конце - проводите и искренне поблагодарите за то, что он пришёл. У каждого участника, кроме всего прочего, от мероприятия должно остаться что-то приятное на память, каждый участник должен легко найти место его проведения и знать, что он не потратит время зря.

И наконец:

Благотворительные мероприятия - это ПИПЛ (полезно, интересно, позитивно и легко).

И никак иначе. Мы так устроены, что чаще готовы помочь не потому, что кому-то очень плохо, а чтобы кому-то в итоге стало лучше. Мы не хотим страдать, мы хотим радоваться жизни. Мы не готовы сталкиваться в процессе с непреодолимыми препятствиями, нам всё должно быть на выходе посильно и по плечу. Мы хотим в результате такого мероприятия почувствовать себя отзывчивее и добрее, чем были до него. Участие в каждом подобном мероприятии должно сделать нас ещё лучше, даже если поначалу нам казалось - куда ж ещё.


Евгения Лампадова,

основатель коммуникационного агентства «ЛАМПА»

Главное фото: Гульнара Зиннатуллина