Повышающие интерес. Как вернуть интерес к жизни: советы психолога

Вдохновение и желание что-то делать - такой же ресурс, как энергия, и им можно управлять. Если вы перестали чего-то хотеть от жизни, скорее всего, ваш источник энергии иссяк и нуждается в подкреплении. Вот пять способов, как это можно сделать.

Скажу сразу: я не знаю, что делать тем, кто в принципе никогда ничего не хотел. Наверное, согласиться с предложением Артемия Лебедева: «Как себя замотивировать? Никак. Оставайтесь в жопе». Или сходить к психотерапевту, чтобы исключить признаки депрессии. Проблему того, кто не может определиться и впадает от этого в ступор, решила Барбара Шер. Почитайте ее книгу «О чем мечтать» , если вы чувствуете в себе потенциал, но не знаете, к чему его приложить. Или «Отказываюсь выбирать» - она для тех, кто разрывается между несколькими занятиями одновременно.

Я пишу эту статью для всех остальных: для людей, которые ставят цели, достигают их, иногда забивают и ставят другие. И переживают, если время жизни не наполнено чем-то осмысленным. И, наверное, эта статья для людей, занятых приятным им делом. Иначе ответ на вопрос «Почему я ничего не хочу?» очевиден (если все-таки нет, то вот: потому что нельзя хотеть то, чего вы не хотите).

Что нужно знать о вдохновении и энергии

Проблема в том, что даже любимая работа или увлечения не могут вдохновлять постоянно. Время от времени все равно возникает застой. На меня, например, накатывает раз в несколько месяцев: в такие моменты книгу-то открыть неохота, а что уж говорить про языки, танцы и энтузиазм на работе. В последний год я пытаюсь исследовать эту особенность. Завела таблицу, отмечаю в ней подъемы и спады по каждому занятию, ищу закономерности. Алгоритм пока не нашла, но выявила общие принципы и научилась ими пользоваться. И делюсь с вами.

Первое, что я поняла: между вдохновением и мотивацией можно поставить знак равенства и думать о них как об энергии. Это ненаучно и необоснованно, но удобно, потому что на самом деле иллюстрирует одно и то же - внутренний ресурс, за счет которого мы движемся вперед. Иногда я размышляю в тех же категориях о силе воли. Мне нравится теория американского психолога Роя Баумайстера, которую Келли Макгонигал описала в книге «Сила воли» . Звучит она следующим образом.

Для самоконтроля мозгу нужна психическая энергия, и если вы не можете собраться, значит, надо восстановить силы.

Почему вы ничего не хотите

Итак, допустим, наше желание что-то делать связано с объемом энергии. Когда энергии много, интереса хватает как минимум на одно из постоянных занятий. (Кстати, если вы знаете, как расширить «поток» так, чтобы хватило на несколько сразу, или знаете того, кто это знает, сообщите мне.) Дэниел Брауни в книге предлагает тренироваться на износ и выполнять дыхательные или медитативные практики, но наверняка есть и другие способы.

Энергия - ресурс непостоянный, мы ее то отдаем, то получаем. И если вам не хватает сил на любимое дело, хотя только что они были, вы растратили запас по дороге.

Вот из-за чего это могло произойти.

Отсутствие системы. Я быстро выдыхаюсь, если берусь то за одно, то за другое, но когда работаю по списку дел и ставлю галочки, чувствую приятный тонус (на самом деле это благодаря эндорфинам).

Общение с некоторыми людьми. Опасные категории граждан - манипуляторы, нытики и агрессоры. Но если вы интроверт, вас может «обесточивать» общение в принципе и даже комментирование чужих постов в соцсетях.

Стресс. Как не дать ему выпивать внутренние ресурсы - советует Дэниел Брауни. Несколько упражнений из книги «Источник энергии» и других книг по теме, которые помогут «перезарядиться», есть в статье .

Потребление бессмысленной информации. Лично я после 10 минут в Facebook чувствую себя как в болоте. Совет «подписаться только на вдохновляющих личностей» - не панацея. От постов про сборы в отпуск, собачьи прививки и новые детские сады все равно не скроешься. По той же причине я почти ни за кем не слежу в Инстаграме и не интересуюсь жизнью звезд, хотя для работы это было бы полезно.

Занятие, которое вам не нравится. Тут есть два варианта: либо научиться вопреки всему получать удовольствие, либо не вкладываться эмоционально.

Общая усталость и недостаточная забота о теле - плохое питание и сон, отсутствие физической нагрузки.


Если вы понаблюдаете за своими ощущениями, то найдете еще несколько занятий, выпивающих ресурсы. Мой личный маячок - чувство раздражения. Когда внутри внезапно все вскипает, хотя вроде бы ничего плохого не произошло, значит, я занята чем-то опустошающим.

Что с этим делать?

Теперь на вопрос «Почему я ничего не хочу?» есть ответ: «Потому что не хватает энергии». Не знаю, насколько он правдив, но этот ответ хорош по двум причинам: затыкает внутреннего критика и подсказывает, что делать дальше. Так что же? Во-первых, нейтрализовать разрушающий фактор, а во-вторых, восстановить ресурс. Вот несколько способов «подзарядиться».


Отдых . Самый очевидный способ. Здесь нет универсальных советов вроде «выспитесь», «сходите на выставку» или «погуляйте в парке», потому что у всех свои методы. Лично меня в последнее время восстанавливает вот такое: в выходной день устроиться на диване, обложиться тремя разными книгами, ноутбуком, планшетом, учебником немецкого, блокнотом для записи идей и составления списков.

Переключаться с одного занятия на другое при первых признаках скуки. Несколько часов такого хаоса - и все, я уже готова к чему-то структурированному.

Спорт . В процессе выделяются - эндорфины, а в результате вы всегда видите изменения, пусть даже небольшие. Они провоцируют всплеск дофамина - нейромедиатора, который заставляет стремиться нас к цели и прочно связан с механизмом мотивации. Именно его всплески ощущаются как приливы вдохновения.

Настроиться на приятные перемены. Дофамин вырабатывается от всего нового. Вот почему так приятно ходить по магазинам, мечтать, обещать себе с понедельника начать новую жизнь или планировать. А это, как вы понимаете, подразумевает множество разных занятий. Например, я «заряжаюсь» в магазине тканей или на Asos, в книжном у полки с языковыми учебниками.

Когда смотрю видео с чемпионами по ирландским танцам, изучаю на Pinterest красивые квартиры, модные луки или фигуры балерин, слушаю музыку, под которую можно поставить номер. В общем, даю волю воображению и рисую картины прекрасного, но вполне возможного будущего.

Заняться чем-то без жесткой цели и дедлайна, если вы женщина. Или, если вы мужчина, оказаться в ситуации соревнования или преодоления. Я услышала эту теорию от ведущих женских тренингов: своим посетительницам они советуют восстанавливать энергию «инь» в каких-нибудь бесконечных процессах, например, рукоделии, уборке или хобби, кайф которого совсем не в результате. Да, знаю, все это похоже на сладкий сон сексиста. Но лично мне помогает. Разобрать шкаф, рассортировать заметки в Evernote, составить список прочитанных книг и книг, которые хочется прочитать - все это мои «тайные сады», в которых ресурс вдохновения восполняется довольно быстро.

Сделать то, что любите . Это позволит зарядиться энергией, и ее хватит на что-то другое. Помните про график увлечений? Я составила его, чтобы избавиться от невроза (Барбара Шер объясняет, что это страх не успеть добиться успеха во всех 5, 10 или 100 ваших увлечениях) и взять под контроль многочисленные хобби. Метод казался новым, и это запустило выработку дофамина. Мне хватило на три недели: я много читала, занималась танцами, не пропускала тренировки в спортзале, прививала полезную привычку (на тот момент это была зарядка для лица)… Короче, буквально фонтанировала энергией.

Но потом заряд дофамина кончился, и его стало хватать на что-то одно. На что именно - точно не скажешь. Я до сих пор пытаюсь разобраться, чем вызвано желание на этой неделе вспоминать французский, а на следующей - достать гитару. Но теперь знаю точно: если хочется одного, не надо заставлять себя посвящать внимание другому. Энергия сама «перетечет», только дайте ей время.

Все, что я рассказала, уже полгода помогает мне оставаться продуктивной. Теперь я быстро понимаю, куда утекает энергия, и восстанавливаю ее одним из проверенных способов. Периоды застоя все еще случаются, но они не длятся дольше двух недель. В такое время я оставляю себя в покое и даю синусоиде самой поползти вверх.

Способы повышения интереса на уроках математики.

Факторы, побуждающие учащихся к активности на уроках математики:

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых математических знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося на уроке математики. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения урока математики включает в себя и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованный урок должен содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

  • опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы;
  • включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процессе поиска и решения научных и практических проблем;
  • использовать дидактические игры и дискуссии;
  • использовать такие методы обучения, как беседа, наглядный показ;
  • стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
  • В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным

Словесные методы

1. Метод дискуссии применяют по вопросам, требующим размышлений, требуют, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

3. Метод проблемного изложения.

Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Но в каждой параллели задачи дифференцируются – более сложные, творческого характера – сильным учащимся, а аналогичные – слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентируется внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

Также используются методы устного изложения – рассказ, беседа, описание, объяснение, характеристика.

Наглядные методы

Средствами активизации познавательной деятельности являются наглядные пособия, инструменты (ручки, карандаши, линейки), сигнальные карточки, технические средства обучения, а также само помещение (класс). Класс должен быть оформлен так, чтобы в нем не только было удобно работать учителю, но и вызывал желание у детей находиться и получать знания в нем.

Разнообразив уроки различными видами работ и используя средства обучения, учитель получает большую активность учащихся на уроке. Очень важно использовать на уроке раздаточный материал. Это способствует лучшему усвоению материала и повышает интерес к предмету.

Не мало внимания следует уделять занимательному материалу на уроке: задачи в стихах, загадки, скороговорки, пословицы, крылатые слова, подвижные игры, физкультминутки, рассказы и стихи.

На уроках нужно использовать дидактические материалы: карточки с заданиями, игры. Карточки с заданиями облегчают организацию индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися на уроке. Дидактический материал направлен на формирование знаний, умений и навыков предусмотренных программой. Он дополняет учебный материал, помогает учителю в работе для достижения поставленных целей.

Учёт и контроль знаний

Помимо сказанного выше, для активизации нужны различные формы оценок учащихся за работу и различные формы проверки их знаний и умений.

Для проверки знаний хорошо использовать карточки с заданиями, как индивидуальные, так и для группы учащихся.

Это может быть урок – игра: дети играют ничего не подозревая, но знают, что их знания помогут им выиграть. Форма оценивания может понравиться детям, если в течение урока они будут зарабатывать кружки или квадратики разного цвета (цвет соответствует правильности ответа).

Дети могут проверять работы поменявшись тетрадями. Учитель должен научить детей уметь оценить устный ответ свой и одноклассника.

Для проверки знаний и оценки можно использовать технические средства обучения.

Практические методы

Частично-поисковый лабораторный метод

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.

Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

1) активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к уроку математики:

а) прием новизны – включение в содержание урока математики интересных сведений, фактов;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

2) приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3) приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

  1. прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

На уроке математики можно использовать различные варианты оценки работы учащихся. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1) компетентное и независимое жюри;

2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые;

3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика;

5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.

Таким образом, существуют различные факторы, приемы и методы повышения познавательного интереса на уроках математики.


Многие руководители сталкиваются с тем, что люди, приходя на работу, не выполняют свои обязанности с должной эффективностью, поэтому мы предлагаем вашему вниманию , а, следовательно, и эффективность их работы.

Конечно, одним из самых весомых мотивационных факторов является денежное вознаграждение за выполненную работу. Однако, стереотип, чем выше зарплата, тем лучше работает сотрудник, не всегда себя оправдывает. Другим важным рычагом можно признать наличие нематериальных поощрений, таких как социальный пакет, и и прочие. Но, с точки зрения работника, эти фактора и есть то, для чего он ходит на работу, поэтому они не всегда способны повлиять на заинтересованность сотрудников в успехе компании. Многие считают что тем, что они пришли на работу и выполнили поставленное задание, они уже оправдали свою заработную плату и социальные выгоды. Главным вопросом для руководителя остается то, как изменить отношение персонала к работе в корне – заинтересовать, вызвать любовь к своим обязанностям.

Совершенно разные результаты работы можно получить, если вы заставляете человека выполнить поставленную задачу в срок под угрозой выговора или штрафа и, если работник действительно хочет сделать задание максимально качественно и хорошо по своему собственному желанию. Заинтересованность сотрудников в работе позволяет им работать, используя творческий подход, вдумываться в суть и расти, как профессионалам, а это, в свою очередь, помогает руководителю сформировать надежный и сильный коллектив. Зачастую, на успех деятельности компании влияет именно отношение её сотрудников к своей деятельности, ведь как бы начальник не старался, он не сможет выполнить сам все необходимые задачи и проверить каждый элемент выполненной работы, что вынуждает иногда рассчитывать на результативность деятельности персонала.

Для того, чтобы работники старались выполнять свои обязанности на благо компании, необходимо так построить политику управления, чтобы они чувствовали, что нужны своему руководству и организации в целом. Как же это сделать? Для этого мы предлагаем вашему вниманию 10 способов повысить заинтересованность сотрудников, которые используют крупнейшие успешные компании.

1. Дайте работникам проявить себя.

Этот способ не означает то, что вы должны отменить все правила и нормы, установленные в компании и пустить все на самотек – ни в коем случае так действовать нельзя. Установленные принципы должны соблюдаться всеми сотрудниками, иначе о дисциплине и результативности можно будет забыть. Существует множество разнообразных способов дать людям возможность самовыражаться, чувствовать себя нужным и значимым, не зависимо от должности. Если политика руководства ведет к тому, что люди выполняют свою работу, как роботы, не зная, для чего они это делают, то заинтересованность сотрудников в такой деятельности будет равна нулю.

Для того, чтобы действительно проявить интерес людей к работе , необходимо дать им понять, что от них многое зависит, что им доверяют и рассчитывают на индивидуальный подход к решению вопроса. Если вы предоставите сотруднику четкий проект и укажите сроки, в которые надо успеть его сдать – это будет просто очередной задачей, которая выполняется на уровне автоматизма и с мыслью «лишь бы быстрее ». Поговорите с работником, объясните ему суть проекта, поинтересуйтесь его мнением – возможно, он выскажет действительно весомые замечания. Предложите ему показать своё видение данной задачи, проявить немного фантазии и креатива в выполнении той или иной задачи. Такая постановка задания заинтересует человека, он захочет показать свои способности в максимальной степени и будет работать с удовольствием и ответственностью – ведь это не просто работа, это с какой-то стороны и его личный вклад в успех общего дела.

2. Разбудите командный дух.

В коллективе, где каждый сам за себя и старается перегнать другого, эффективность работы всегда на невысоком уровне. Настоящий руководитель должен настроить своих сотрудников на то, что они – одна команда, независимо от того, кто является менеджером, кто курьером, а кто администратором. Необходимо продумать, как заставить людей почувствовать, что все они работают на благо одного общего дела, и если выиграет компания, то выиграют все.

Постарайтесь сделать так, чтобы заинтересованность сотрудников не ограничивалась их собственным успехом, а касалась работы всей команды и компании в целом. Вы, как руководитель, должны подавать пример взаимовыручки, поддержки и сплоченности. Конечно, если ваше общение с подчиненными будет ограничиваться только выговорами на совещаниях и раздачей задач, то единственное, что сплотит коллектив в таком случае, то это негативное отношение к руководителю . Общайтесь с коллегами, старайтесь дать совет, интересуйтесь их мнением и, конечно, всячески показывайте то, что вы все – одна большая команда и каждая задача – это ещё одна ступень к общему успеху и не имеет значение, кто её выполняет.

3. Дайте сотрудникам понять смысл их работы.

Любому человеку, прежде чем начать что-либо делать, необходимо знать конечную цель и смысл её достижения. Когда руководитель, получив заказ, раздает его людям по частям, не объясняя, зачем это необходимо выполнить, а на вопросы о том, для чего поставлена задача, отвечает: «Потому что я так сказал», то рассчитывать на заинтересованность сотрудников в работе не стоит. Любой из нас к выполнению таких заданий отнесется, как к непонятной и ненужной рутине. Конечно, людям нужно давать проявлять свои творческие качества и возможность додумать что-то от себя, но не настолько.

Руководители компаний, которые добились больших успехов, всегда совершенствуются, предлагают инновационные решения различных задач и разрабатывают новые стратегии ведения дел. Всё это благодаря тому, что их сотрудники стараются достигать новых высот на благо компании. Разработчики стараются внедрить ускоренные процессы реализации задач, менеджеры – новые технологии продаж, а руководство с радостью принимает и внедряет их идеи, получая, таким образом, наилучшие результаты.

Постарайтесь действовать по той же схеме – объясняйте сотрудникам, почему важно выполнить ту или иную задачу, на что повлияет успешный результат их работы, и каковы возможные плюсы положительного исхода. Ведь если человек понимает, что он делает важную работу и знает для чего, то отнесется к её выполнению с личной заинтересованностью и ответственностью.

4. Создавайте общие, корпоративные цели.

Помните, что для того, чтобы люди почувствовали себя командой, необходимо чтобы их объединяло нечто большее, чем работа в одной компании. Пусть это будет совместная цель, к которой будет стремиться весь коллектив. Личная заинтересованность сотрудника в успехе всей компании, а не себя лично, появится тогда, когда его цели будут совпадать с целями компании.

Попробуйте провести такой эксперимент: соберите коллектив, и предложите каждому человеку высказать те цели, которые он установил для себя лично, для совершенствования собственного я. После предложите высказать мнения по поводу того, какие цели они ставят перед собой для развития общего дело, а то есть вашей компании. Это вам поможет ближе познакомиться с персоналом, понять их взгляды на ваше дело, а также дать людям почувствовать, что их мнения не безразличны.

5. Стимулируйте подчиненных к выражению идей.

Помните о том, что ваши подчиненные - это в первую очередь обычные люди, которые имеют своё мнение по любому вопросу и собственные идеи, в силу их мировоззрения и отношения к жизни. Позвольте сотрудникам делиться своими взглядами, так ваш коллектив будет более открытым, мотивированным и ответственным. Если люди будут чувствовать, что для вас их мысли имеют значение, то они поймут, что не безразличны для компании - а это уже первый шаг к тому, чтобы компания стала не безразлична им.

Отмахиваясь от сотрудников, как от назойливых мух, и игнорируя их идеи – вы получите коллектив, состоящий из безразличных людей, которые будут думать о чем угодно, но не о компании. Руководители успешных компаний советуют не только внимательно относиться к идеям подчиненных, но и самим стимулировать их развивать такие идеи. Например, не поленитесь спросить у сотрудников их мнение о том, как лучше будет поступить в той или иной ситуации, или каким должен быть успешный результат. Если же сотрудник предлагает вам вариант, который реализовать невозможно, не ограничивайтесь ответом нет – объясните, почему это невозможно. Заинтересованность сотрудников напрямую зависит от того, насколько компания поддерживает и ценит их.

6. Дайте понять людям, что вы цените их, как личностей.

Каждому человеку хочется работать в том коллективе, где к нему относятся не просто как к компьютеру или калькулятору, а прежде всего, как к человеку. Всем хочется, чтобы их окружали люди, достойные уважения. Также человек имеет желание получать это уважение в ответ.

Для того чтобы личная заинтересованность сотрудников в работе была высока, покажите им, что каждый из них для вас отдельная личность, и вы прекрасно помните все, что они о себе рассказывали. Обращайтесь к людям по имени, всякий раз, когда просите их выполнить какую-либо задачу. Если когда-то сотрудник рассказал вам какую-либо деталь из своей жизни о семье, переезде или любой другой области, поинтересуйтесь, как решился вопрос, и чем закончилась ситуация.

Постарайтесь сделать так, чтобы с каждым из сотрудников у вас было о чем поговорить, кроме работы, будь это спорт, компьютерные игры, автомобили или домашние животные. Покажите людям, что относитесь к ним не просто, как к работникам, а как к своей команде, сопереживайте, радуйтесь их успехам, и, как результат – заинтересованность сотрудников в общем деле – не заставит себя долго ждать.

7. Учитывайте психологические особенности людей.

Все люди индивидуальны, и воздействовать на каждого из подчиненных нужно так же по-разному. Если один человек работает более эффективно, когда ему предоставлена свобода действий, то другому, для эффективной работы, необходима строгая дисциплина. На кого-то строгий тон и выговор, действует, как признание неспособности и унижение, а кто-то без этого не сможет работать. Любой руководитель в первую очередь – психолог, и от того, насколько хорошо ему удастся понять людей, зависит и успех его дальнейшей работы с коллективом. Не стоит бояться, к кому-то иногда отнестись строже, чем к остальным, если это действительно обоснованно. Заинтересованность сотрудников – это в первую очередь нацеленность на результат, и если вы будете одинаково относиться и к тому, кто старался, и к тому, кто ничего не делал, это не вызовет желания работать лучше. Намного действеннее будет объективно оценить работу, и похвалить или отчитать тех, кто этого заслуживает.

8. Не исключайте критику.

Мнение о том, что после того, как вы раскритикуете работу какого-либо из сотрудников, вы станете плохим для коллектива неверно. Конечно, критика должна быть обоснованной, а не просто придиркой к человеку ввиду вашего плохого настроения. Все люди делают ошибки, поэтому даже самый хороший работник, который является профессионалом своего дела, может допустить ошибку. В таком случае, необходимо указать на это человеку и дать ему понять, что он мог подвести не только компанию, но и дискредитировать себя, как специалиста.

Всегда добрый руководитель, который относится ко всем ошибкам спустя рукава, никогда не будет иметь уважения в коллективе, поэтому, иногда вы можете позволить себе жесткую критику или выговор. Главное соблюдать два правила: во-первых, ни при каких обстоятельствах не переходить на личности – вы на работе и критикуете рабочий момент, во-вторых, четко укажите человеку, за что вы его отчитываете, и какие последствия могла повлечь за собой его недоработка. Заинтересованность сотрудников в том, чтобы стать лучше, часто базируется и на нежелании выслушивать критику и подводить компанию.

9. Хвалите своих подчиненных.

Критика, как уже было сказано, необходима, если была допущена ошибка. Но точно также, необходима и похвала за удачно выполненную работу. Работая с коллективом, вы постепенно узнаете возможности того или иного сотрудника, и понимаете – то, что для одного стандартно, для другого уже достижение. Хвалите всех своих сотрудников за их успехи, и они будут стремиться достигнуть еще большего. Найдите повод для того, чтобы похвалить перед коллективом не только лучших сотрудников, но и средних работников, и тех, кто не особо результативно работал. Даже они старались и сделали что-то полезное, стоит просто изучить их деятельность, и вы сможете найти причину для похвалы. Зачастую, после публичной похвалы, личная заинтересованность сотрудника в эффективности работы повышается, и они выходят на более высокий уровень.

10. Дайте сотрудникам перспективы.

Каждый человек, устраиваясь на работу, а после, регулярно приходя в офис, надеется, что в дальнейшем у него есть шанс подняться по карьерной лестнице, получить премию или принять участие в каком-либо интересном мероприятии. Когда человек регулярно выполняет одни и те же обязанности, работа для него превращается в рутинную необходимость, и, как следствие, заинтересованность находится на минимальном уровне. Помните о том, что успех каждого из ваших сотрудников по отдельности – это успех вашей компании в целом.

Помогайте персоналу развиваться, приобретать новые знания, организовывайте выезды на конференции, как в нашей стране, так и заграницей, устраивайте различные тесты для развития навыков, обучайте сотрудников новым подходам к решению задач. Помните о том, что чем выше профессионализм и заинтересованность персонала, тем выше эффективность работы вашей команды в целом.

Итак, мы рассмотрели 10 способов повысить заинтересованность сотрудников в успехе вашей компании, воспользуйтесь ими – и вы увидите, как ваша команда начнет работать эффективнее и успешнее.

У многих бывают такие периоды в жизни, когда к ней теряется всякий интерес. Люди начинают вспоминать годы юности, когда интерес был к любым событиям, они к чему-то стремились, чего-то добивались. Радовались каждой мелочи и каждый вечер, ложась спать, мечтали, чтобы быстрее наступил новый день. Куда пропадают все эти чувства с годами, как с этим бороться? Как вернуть интерес к жизни?

Причины, по которым жизнь становится пресной

На самом деле понять, почему теряется интерес к жизни, просто. Люди начинают закрываться от окружающего мира, не хотят видеть и слышать все происходящее. Подобным образом человек проявляет защитную реакцию, которая помогает скрыться от боли, встречающейся на его жизненном пути.

Каждый может вспомнить, насколько часто он произносит такие фразы: я не желаю это видеть, я не хочу это слышать, у меня нет желания еще раз пережить подобное. Во время произношения таких фраз люди запускают определенные механизмы:

  • Программу на разрушение.
  • Полностью закрывают какие-либо чувства.
  • Действительный мир во всех его проявлениях больше не воспринимается.

Независимо от того, понимает ли человек, то, что такими мыслями он дает приказ для запуска программы разрушения, он действует. У несколько каналов восприятия, от которых зависит понимание окружающей действительности. Как вернуть интерес к жизни? Нужно научиться правильно воспринимать окружающий мир.

Признаки депрессии

Если нет интереса к жизни, что делать? Как понять, что у человека депрессия? Психологи определяют ее по таким признакам:

  • Человека перестают радовать любые события, которые раньше вызывали положительные эмоции. Появляется апатия, печаль, чувство вины и уныния.
  • Человек больше не видит выхода из сложившейся ситуации.
  • Теряется интерес к сексуальной жизни и понижается физическая активность. Сон стал непродолжительный, и потерялся интерес к пище.
  • Полностью пропадает уверенность в своих силах, и человек начинает избегать других людей. В некоторых случаях появляются суицидальные мысли.
  • Люди не могут больше контролировать свои чувства и эмоции.

Выйти из подобного состояния довольно сложно, но возможно, и в такой ситуации нелишним будет обратиться за помощью к психологу.

Зрение - визуальный канал восприятия

Благодаря зрению люди имеют возможность видеть, различать большое количество оттенков, замечать все, что происходит вокруг. Когда люди стареют, у них ухудшается зрение, но не от того, что теряется способность видеть. Ученые проводили множество экспериментов и смогли доказать, что оно может быть 100 % даже в преклонном возрасте.

Зрительное восприятие окружающей действительности зависит от того, насколько человек готов замечать и принимать все, что его окружает. Любая обида, проявление гнева и раздражения «закрывает людям глаза». Болезни, связанные с потерей или ухудшением зрения, появляются из-за того, что людям не нравится все, что они видят в своей жизни. У детей подобные болезни возникают потому, что им не хочется видеть того, что происходит в их семьях.

Слух - аудиальный канал восприятия

Слух является важнейшим каналом для восприятия окружающего мира. Также он влияет на умение разговаривать. Вибрации, которые издаются звуком, воспринимают не только органы слуха, а и все тело. Поэтому, когда у человека закрывается возможность восприятия информации органами слуха, он отгораживается от жизни и окружающей действительности.

Люди часто переспрашивают то, что было сказано, в большей части от того, что их внимание сильно рассеяно. Также закрывается слуховое восприятие в случаях, когда собеседник громко кричит, особенно если это что-то неприятное. У детей часто бывают проблемы со слухом по причине громких скандалов в семье, они не хотят это воспринимать, и в итоге возникают различные болезни.

Сенсорный канал восприятия: ощущения и чувства

Большую часть информации человек получает благодаря чувствам, их он и закрывает, если что не так, моментально. Зачастую такое происходит, когда он сталкивается с непреодолимыми препятствиями, такими как страх, обида, любовное страдание. Жизнь становится неинтересной из-за того, что теряется ее вкус. Он имеет прямую связь с восприятием любых запахов, вкусов, а также большое значение имеют тактильные ощущения.

Люди часто прибегают к самому простому способу отключить такой канал восприятия - это курение. Также притупить чувства можно, закрывшись в себе, уйти от реальности в другой мир позволяют компьютерные игры и интернет. Сегодня, когда технологии развились до высокого уровня, такое происходит очень часто.

Если потерян интерес к жизни, что делать? Существуют некоторые правила для тех, кто потерял интерес к жизни, они помогут его вернуть.

Необходимо полностью изменить свое расписание. Это может быть изменение маршрута, по которому человек следует на работу. Возможно, стоит отказаться от того транспорта, которым он следует, или выходить немного раньше своей остановки и далее следовать пешком. Многим помогает прослушивание любимой музыки во время поездки и следования на работу. Это способствует укреплению нервной системы.

Как вернуть интерес к жизни? Советы психолога: нужно начать экспериментировать и перестать бояться нового в своей жизни. Важно также перестать употреблять одну и ту же пищу. Поменять прическу, если она долгое время не менялась, обновить гардероб. Нужно начать получать удовольствие от всяческих новшеств.

Нелишним будет обновление интерьера у себя в доме, возможно, даже придется выбросить какие-то старые вещи и приобрести новые. Помогает также добавление в интерьер квартиры новых цветов.

Потребуется стать немного эгоистичным и избавиться от тех обязанностей, которые были привычны и отбирали большое количество времени, но не являлись необходимостью. Нужно начать любить себя и перестать кого-то слушать, научиться верить в себя. Радоваться любым маленьким положительным событиям в своей жизни.

Что нужно сделать, чтобы вернуть желание жить

Как вернуть интерес к жизни? Советы психологов сводятся к тому, что необходимо научиться принимать мир вокруг себя таким, какой он есть, и точно так же относиться к самому себе, воспринять себя действительного в этом мире и начать уважать. Быть благодарным за все события, происходящие в своей жизни.

Когда у человека произошла потеря интереса к жизни, что делать? Все очень просто, на самом деле жизнь отвечает тем, что человек делает в ней, и все события происходят не случайно. Чтобы начать жить и получать от происходящего удовольствие, достаточно просто быть человеком с большой буквы, верить в себя и не совершать

Чтобы появилось желание жить, человек должен быть полностью доволен собой и всем тем, что он делает. Конечно, сложно представить человека, который будет удовлетворен всем происходящим, но сам не успешен. Но многие считают, что успех - это деньги. Все намного проще, успешный человек - это тот, который себя реализует и любит свой вид деятельности. Бывают люди, которые не имеют большого состояния, но считают себя успешными и радуются жизни.

Успех не заключается в том, чтобы иметь дорогой дом, машину, яхту. Все это просто мелочи жизни по сравнению с тем, когда человек смог реализовать себя. Успешный человек всегда с большой радостью возвращается домой и рад встрече с близкими ему людьми. Такие люди знают, в чем заключается их смысл жизни, у них есть четко обозначенные цели, к которым они стремятся.

Если пропал интерес к жизни, что можно сделать самое простое? Даже некоторые ведущие мировые психологи советуют не терять чувство юмора в любой, даже самой сложной ситуации. А иногда можно посмеяться и над самим собой.

Существуют такие моменты, которые помогают избавиться от депрессии.

Необходимо, как странно это ни звучит, сбалансировать рацион питания. Перестать делать всяческие перекусы, которые ни к чему хорошему не ведут. Необходимо настолько правильно сбалансировать свой рацион, чтобы не приходилось прибегать к дополнительному употреблению каких-то витаминных комплексов. Полезно съедать небольшое количество черного шоколада, он помогает

Очень хорошо помогает справиться с проблемами ведение своего дневника, в который нужно записывать любые мелочи, происходящие в жизни, как успехи, так и поражения. Иногда бывают случаи, которые помогают выйти из депрессии, - это шоковое состояние. Это такие моменты, когда человеку необходимо срочно действовать в той или иной ситуации. Он в подобном состоянии забывает о всех проблемах, которые не дают ему нормально жить. Важно, чтобы такие действия находились под контролем специалиста, иначе негативные последствия могут быть очень опасны.

Пропал интерес к жизни? Нужно обратить свое внимание на такие простые вещи, как распорядок дня и ночи. Проанализировать, правильный ли режим сна и отдыха. Нужно в первую очередь нормализировать сон и обязательно найти какое-то свое любимое занятие, которое станет хобби. Благодаря этому можно полностью отвлечься от насущных проблем.

Если кажется, что в жизни все плохо, то как найти интерес к жизни? Нужно пересмотреть свои взгляды на нее и понять, что она богата множеством положительных событий. Необходимо стать более оптимистичным. Поверить в то, что жизнь может измениться в положительную сторону, и начать прилагать все усилия для этого.

Люди в большинстве своем склонны к преувеличению происходящих событий в своей жизни. Нужно оглянуться и проанализировать происходящее, и тогда все начнет становиться на свои места. Возможно, некоторые проблемы были слишком преувеличены или вовсе надуманы. Лучше всего в случаях, когда одолела депрессия, оглянуться по сторонам и увидеть, насколько красочен мир вокруг. Начать наслаждаться жизнью, и все начнет налаживаться.

Пауза в свих делах как средство борьбы с депрессией

Как вернуть человеку интерес к жизнис помощью паузы в делах? В этом нет ничего сложного. Нужно просто расслабиться, возможно, заняться медитацией или поехать отдохнуть на природу. Почувствовать, как приятно встретить рассвет в каком-то своем излюбленном месте. Провести вечер у костра. Понаблюдать за тем, как течет вода, и при этом не вспоминать о своих проблемах. Прислушаться к своей душе и вспомнить какие-то приятные моменты в жизни.

Вспомнить о своем жизненном предназначении

Как вернуть радость и интерес к жизни?Для этого человеку необходимо вспомнить о своих сокровенных мечтах, ведь они у каждого были. Нужно как бы вернуться в прошлое и найти то, что радовало в то время, тот смысл, который давал энергию и желание жить. Потом хорошо подумать, в какой именно момент произошел перелом в жизни и что именно случилось, почему жить. Затем необходимо мысленно вернуться в то место и в то время, когда это произошло, и переписать прошлое. После подобного переосмысливания всего происходящего следует начать жить в полном согласии со своей душой и во всем с ней сверяться. Лекарство, способное помочь преодолеть психологические сложности, находится у каждого в душе.

Как перестать блокировать чувства

Существует 2 варианта советов психологов о том, как вернуть интерес к жизни и перестать блокировать чувства.

Первый: нужно попытаться заглянуть как бы внутрь себя, понять, что за эмоции хочется скрыть от окружающих и себя. Далее необходимо принять их полностью, почувствовать, пережить и просто отпустить.

Лучше всего подобное получается сделать в детском возрасте. Ребенок может свободно, не стесняясь, поплакать, если его кто-то обидел, и тут же забыть обо всем и приняться играть, делать свое любимое дело. Таким образом дети легко отпускают негативные эмоции.

Взрослому же человеку намного сложнее. Ему необходимо найти такое место, где его никто не будет видеть. Успокоиться и понять, какие именно эмоции его больше всего тревожат. Когда с этим он разобрался, ему нужно принять их, почувствовать полностью, и так он сможет сбросить негативные эмоции. Отрицательные чувства перестанут блокироваться, и станет намного легче.

Второй вариант: человеку необходимо обратиться за помощью к психотерапевту.

Смех - самое простое средство, избавляющее от депрессии

Человеку нужно просто все проще воспринимать. Каждое утро начинать с улыбки и понимать, что жизнь прекрасна, невзирая ни на что. Очень полезно просматривать комедийные фильмы. Такая нехитрая терапия помогла многим начать радоваться жизни и избавиться от негативных эмоций, поедающих изнутри.

Вывод

Есть известная истина: любой правильно поставленный вопрос несет в себе ответ. Человек, задающийся вопросом, как вернуть интерес к жизни, уже находится на правильном пути.

"Корень учения горек",- говорили древние римляне. И вколачивали школьные премудрости розгами.

Древние истины мудры:Никто не спорит. "Как заставить учиться?" - нередко такой вопрос встает перед учителями. Ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нем это чувство радостного удивления перед тайнами, которые его там ждут? Как увлечь его, заинтересовать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Не заставлять, а заинтересовывать, надо сделать серьезное обучение занимательным, давая интересные уроки. Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума - вот к чему надо стремиться.

Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил и заданий учебника. Интерес ребенка как нельзя лучше помогает легче запомнить, повышает работоспособность.

Учеба - это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, желание понять, будит мысль.

Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Почему дети так безграмотны?

Причин много, но главные две: первая - из школы ушла наука; вторая - игровые, занимательные, нестандартные методы обучения не стали ведущими.

Заучивание слово в слово правил не помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Более того, родной язык нередко становиться для учащихся ненавистным, скучным, сухим сводом этих орфографических и пунктуационных правил.

Большую роль в решении этой задачи могут сыграть разнообразные формы уроков, призванные учить живому языку.

Всякое познание начинается с удивления. А удивление есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Всегда можно найти что-то увлекательное в жизни (оно окружает нас). Надо только найти это и подать детям, побуждая их к подобным находкам и открытиям.

Почему бы не включить в школьный курс сочинения на грамматические темы? Кроме совершенствования письменной речи, логического построения текста, увеличения словарного запаса, эти темы способны напрямую развивать орфографическую зоркость, помогая практическому усвоению теории грамматических правил.

Далее на каждом уроке (в определенном объеме) давать знания о значении, истории и происхождении слов. Ведь этимология - один из наиболее интересных и увлекательных разделов науки о языке, который сможет помочь учителю добиться лучшего усвоения учащимися значения слов, а также сознательного овладения навыками правописания трудных орфограмм.

Порой этимологическая справка становиться незаменимым средством предупреждения орфографических ошибок, например, слов с непроверяемыми орфограммами. Она очень важна как вспомогательный материал при словообразовательном анализе.

Учащихся с первых уроков надо вводить в удивительный мир слов, давать толкование фраз, использовать на уроках элементы занимательной фразеологии. То, что интересно, всегда легче запоминается.

Большое внимание надо уделять развитию связной речи. Этому могут способствовать и загадки, которые активизируют мышление, дают большие возможности для наблюдений за окружающим миром, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Создавая свои учебники для детей, К.Ушинский и Л.Толстой обязательно включали в них как необходимый компонент народные загадки.

Урок в пятом классе по теме: "Звонкие и глухие согласные в середине и на конце слова" можно начать с загадок, чтобы заинтересовать детей, настроить их на работу.

"Без рук, без ног, а рисовать умеет" (Мороз).

"Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу - привечу" (Шапка).

Учащиеся называют отгадки, объясняют орфограммы и сразу же сами объявляют тему урока и его задачи.

Игра "Не подведи свой ряд" дает представление о том, как дети усвоили эту тему.

Учащиеся первого ряда называют слова со звонкой или глухой согласной, учащиеся второго ряда называют эту орфограмму. А дети третьего ряда объясняют, почему нужна именно эта согласная, а не другая, и подбирают проверочное слово.

В конце урока можно предложить интересное задание: составить сказку о медведе. В тексте должны быть слова со звонкими и глухими согласными. И дети стараются, пишут. Зачитывается несколько сказок. Получилось хорошо. Урок прошел интересно.

Есть и другие игры, например: "Одень корень". На доске записан корень - вод-. Предлагается одеть корень так, чтобы получились родственные слова. Игра "Изучаем прилагательные". На одной стороне ученик пишет прилагательные, на другой стороне второй ученик пишет существительные. Задание: сочинить небольшую историю с включением в текст записанных слов.

У учителя для проведения игр на уроках много материала (картины, таблицы, рисунки, интерактивная доска).

Очень важны шарады, ребусы, кроссворды. Этот занимательный материал поможет детям в усвоении орфографии.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе "игровых ситуаций". В практике используются игры с познавательным содержанием, игры-путешествия, игры-викторины и т. д.

Обращение к системе различных приемов облегчает запоминание и увеличивает объем памяти за счет искусственных ассоциаций. Всякое запоминание легко и привлекательно, если опирается на интересные, занимательные формы обучения.

Ключевая задача дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса - повышение эффективности урока, прежде всего путем четкого определения его целей и подчинения этим целям содержания всей работы.

На уроках русского языка в комплексе должны решаться все образовательные задачи курса:

  • изучение основ науки о языке;
  • обогащение словаря учащихся;
  • усвоение школьниками норм русского литературного языка;
  • развитие связной речи;
  • формирование навыков правописания.

Кроме образовательных, уроки русского языка позволяют также решать ряд общепедагогических задач: нравственное воспитание учащихся, развитие их мышления, формирование умения самостоятельно мыслить и совершенствовать культуру речи.

Как обучать русскому языку? Как усилить практическую направленность обучения? Особое место в работе занимают также и такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, способствуют созданию атмосферы сотрудничества и коллективизма.

Среди этих форм выделяются такие, как лекции, семинары, практикумы, консультации, зачеты, конференции, исследования.

Переход к методике варьирования методов обучения способствует развитию инициативы и творчества учащихся, стимулированию и мотивации учения и познания предмета. Нетрадиционные формы обучения связаны, с одной стороны, с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, с другой - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой.

Для того чтобы сформировать интерес к изучаемому предмету, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные, практические, поисковые, занимательные, самостоятельной работы или работы под руководством учителя, которые позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе, они воспитывают чувство долга и ответственности перед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой.

При переходе к изучению той или иной темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое время активно применялись для этого термины "интригующее начало урока", "эмоциональная завязка урока" и т. п. Сейчас учитель также не упускает возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Для этого можно использовать анализ отрывков из художественной литературы, дополнительный материал, посвященный жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей. А также создание ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике и достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

С этой целью подбираются специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

К методам стимулирования и мотивации учения можно отнести метод создания познавательного спора, метод организации учебных дискуссий. Спор вызывает повышенный интерес к теме.

Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свое мнение о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь традиционным стал уже вопрос "А кто думает иначе?". А если такой пример вызовет спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения педагога.

Учителя, наверное, не раз наблюдали, как меняется активность учеников в споре, как они перестают отвлекаться посторонними делами, как загораются у них глаза. Спор вызывает прилив новых сил и желаний.

Дискуссия на уроках организуется и путем обсуждения мнений учеников о том, как наилучшим образом построить ответы на тот или иной вопрос, какой избрать план изложения вопроса. И это тоже вызывает интерес к изучаемому предмету.

И еще немало важный аспект - это создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе. Без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейший успех в преодолении учебных затруднений.

Все эти методы позволят учителям в каждом конкретном случае избрать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса с тем, чтобы приподнять его на новый, более высокий уровень.