Вологодский государственный педагогический институт. Вологодский государственный педагогический университет

Тип Государственный и. о. ректора Татьяна Поярова Расположение Россия Россия , Вологда Юридический адрес 160035, г. Вологда, ул. С. Орлова, 6 Сайт pi.vogu35.ru

Волого́дский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т - одно из старейших высших педагогических учебных заведений России. С 11 июня 2014 года реорганизован путём присоединения к Вологодскому государственному университету в качестве структурного подразделения.

История [ | ]

Педагогический институт был открыт в Вологде в 1918 году на базе учительского института, созданного в 1912 году . В 1930 году на его базе основан Северный краевой педагогический институт, в 1932 году переименованный в Вологодский государственный педагогический институт. В -1957 годах носил имя В. М. Молотова . В 1995 году преобразован в Вологодский государственный педагогический университет.

В 1950-1952 гг. в университете преподавал один из родоначальников советской и российской социологии И. С. Кон . Здесь он, кроме шести разных лекционных курсов, читал множество лекций в системе партийного просвещения.

Естественно-географический факультет

Естественно-географический факультет готовит бакалавров по направлениям: 020100 Химия, 020400 Биология, 021000 География, а также 050100 Педагогическое образование (профили Химическое образование, Биологическое образование, Географическое образование и Образование в области безопасности жизнедеятельности).

На факультете обучается более 500 студентов. Среди 39 преподавателей факультета 6 профессоров, 24 имеют учёные степени и звания, большинство из них - выпускники факультета.

На факультете 5 кафедр:

  • Кафедра зоологии и экологии
  • Кафедра ботаники
  • Кафедра географии
  • Кафедра химии
  • Кафедра анатомии, физиологии и гигиены

Факультет организует для студентов химический практикум, полевые практики, научные экспедиции. Также факультет сотрудничает с национальным парком «Русский Север», Дарвиновским заповедником, где проводятся научные экспедиции и полевые практики. Сотрудники кафедр участвуют в экспедициях по оценке состояния флоры и фауны области, оценке статуса охраняемых природных территорий, работают над сохранением разнообразия растительного и животного мира. В число задач факультета и его кафедр (особенно кафедр зоологии и экологии, кафедры ботаники) входит контроль за распространением интродуцированных на территории области видов. Большая работа проводится по выделению новых охраняемых территорий, где сохраняются редкие и исчезающие виды животных и растений. Декан факультета - Смирнова Наталия Ивановна. Наиболее примечательный преподаватель - Чхобадзе Андрей Борисович.

Филологический факультет

Факультет был открыт 12 ноября 1912 года в составе учительского института с двухлетним сроком обучения. До 1923 года на факультете было два отделения: литературно-художественное и литературно-лингвистическое, студенты обучались по специальностям «историк-филолог» и «учитель русского языка и литературы». До появления самостоятельного исторического факультета в 1972 году факультет назывался историко-филологическим. В 1976 году из его состава был выделен музыкально-педагогический, формируется факультет журналистики.

Факультет ведёт подготовку по специальностям «русский язык, литература» (квалификация - учитель русского языка и литературы), «русский язык, литература, иностранный язык» (квалификация - учитель русского языка, литературы, иностранного языка), «журналистика» (квалификация - журналист); студенты имеют возможность выбрать специализацию.

Работают 4 кафедры:

  • Кафедра литературы (с аспирантурой).
  • Кафедра русского языка
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра журналистики и теории коммуникации

Отделение журналистики открыто в 2000 году по инициативе Губернатора Вологодской области.

Декан факультета - кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Галактионовна Овсянникова.

Музыкально-педагогический факультет

Музыкально-педагогический факультет образован в 1976 году и стал первым таким факультетом в северо-западном регионе России.

В рамках основной специальности существуют дополнительные специализации по музыкальному инструменту, хоровому дирижированию и вокалу, теоретическим дисциплинам и фольклору.

Юридический факультет

Юридический факультет открылся в 1996 году.

Работают 3 кафедры:

  • государственного права и политологии,
  • гражданского права
  • уголовного права.
Факультет физической культуры

Факультет физической культуры был открыт в 1978 году. Факультет ведёт подготовку по специальности «физическая культура» с квалификацией «педагог по физической культуре» (дневная и заочная формы обучения). Декан факультета - проф. Н. Л. Елагина.

Факультет педагогики и методики начального образования

Факультет педагогики и методики начального образования был открыт в 1986 году. Выпускники получают квалификацию «учитель начальных классов».

На факультете продолжают образование выпускники педагогических училищ и колледжей Вологодской области.

На факультете работает кафедра педагогики и методики начального образования.

Примечания [ | ]

Вологодский государственный педагогический университет на Викискладе

Волого́дский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т — одно из старейших высших педагогических учебных заведений России. С 11 июня 2014 года реорганизован путём присоединения к в качестве структурного подразделения.

История

Педагогический институт был открыт в в на базе учительского института, созданного в . В на его базе основан педагогический институт, в переименованный в Вологодский государственный педагогический институт. В — носил имя . В преобразован в Вологодский государственный педагогический университет.

В 1950—1952 гг. в университете преподавал один из родоначальников советской и российской социологии . Здесь он, кроме шести разных лекционных курсов, читал множество лекций в системе партийного просвещения.

В 2012 году по результатам мониторинга эффективности ВУЗов, проводимым , ФГБОУ ВПО "Вологодский государственный педагогический университет" был признан неэффективным и нуждающимся в реорганизации. 28 августа 2013 года был издан приказ № 1001 «О федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования « » и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет», согласно которому ВГПУ должен быть реорганизован путём присоединения к в качестве структурного подразделения. 24 октября 2013 года был издан приказ Министерства образования и науки №1182 о переименовании ВоГТУ в Вологодский государственный университет. Само переименование было произведено 14 ноября 2013 года. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц 10 июня 2014 года и с 11 июня 2014 года присоединено к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Вологодский государственный университет» в качестве структурного подразделения.

Общие сведения

Естественно-географический факультет

Естественно-географический факультет готовит бакалавров по направлениям: 020100 Химия, 020400 Биология, 021000 География, а также 050100 Педагогическое образование (профили Химическое образование, Биологическое образование, Географическое образование и Образование в области безопасности жизнедеятельности).

На факультете обучается более 500 студентов. Среди 39 преподавателей факультета 6 профессоров, 24 имеют учёные степени и звания, большинство из них — выпускники факультета.

На факультете 5 кафедр:

  • Кафедра зоологии и экологии
  • Кафедра ботаники
  • Кафедра географии
  • Кафедра химии
  • Кафедра анатомии, физиологии и гигиены

Факультет организует для студентов химический практикум, полевые практики, научные экспедиции. Также факультет сотрудничает с национальным парком «Русский Север», Дарвиновским заповедником, где проводятся научные экспедиции и полевые практики. Сотрудники кафедр участвуют в экспедициях по оценке состояния флоры и фауны области, оценке статуса охраняемых природных территорий, работают над сохранением разнообразия растительного и животного мира. В число задач факультета и его кафедр (особенно кафедр зоологии и экологии, кафедры ботаники) входит контроль за распространением интродуцированных на территории области видов. Большая работа проводится по выделению новых охраняемых территорий, где сохраняются редкие и исчезающие виды животных и растений. Декан факультета — Смирнова Наталия Ивановна. Наиболее примечательный преподаватель — Чхобадзе Андрей Борисович.

Филологический факультет

Факультет был открыт в составе учительского института с двухлетним сроком обучения. До 1923 года на факультете было два отделения: литературно-художественное и литературно-лингвистическое, студенты обучались по специальностям «историк-филолог» и «учитель русского языка и литературы». До появления самостоятельного исторического факультета в 1972 году факультет назывался историко-филологическим. В 1976 году из его состава был выделен музыкально-педагогический, формируется факультет журналистики.

Факультет ведёт подготовку по специальностям «русский язык, литература» (квалификация — учитель русского языка и литературы), «русский язык, литература, иностранный язык» (квалификация — учитель русского языка, литературы, иностранного языка), «журналистика» (квалификация — журналист); студенты имеют возможность выбрать специализацию.

Работают 4 кафедры:

  • Кафедра литературы (с аспирантурой).
  • Кафедра русского языка
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра журналистики и теории коммуникации

Отделение журналистики открыто в 2000 году по инициативе Губернатора Вологодской области.

Декан факультета — кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Галактионовна Овсянникова.

Музыкально-педагогический факультет

Музыкально-педагогический факультет образован в 1976 году и стал первым таким факультетом в северо-западном регионе России.

В рамках основной специальности существуют дополнительные специализации по музыкальному инструменту, хоровому дирижированию и вокалу, теоретическим дисциплинам и фольклору.

Юридический факультет

Юридический факультет открылся в 1996 году.

Работают 3 кафедры:

  • государственного права и политологии,
  • гражданского права
  • уголовного права.
Факультет физической культуры

Факультет физической культуры был открыт в 1978 году. Факультет ведёт подготовку по специальности «физическая культура» с квалификацией «педагог по физической культуре» (дневная и заочная формы обучения). Декан факультета — проф. Н. Л. Елагина.

Факультет педагогики и методики начального образования

Факультет педагогики и методики начального образования был открыт в 1986 году. Выпускники получают квалификацию «учитель начальных классов».

На факультете продолжают образование выпускники педагогических училищ и колледжей Вологодской области.

На факультете работает кафедра педагогики и методики начального образования.

Примечания

Литература

  • Вологодский государственный педагогический университет / сост. Н. Н. Шевелев. — Вологда: Русь, 2003. — 23 с.
  • Н. Коновалов. . — Вологда: Обл. отд-ние Гос. изд-ва, 1922.

: 59°13′26″ с. ш. 39°53′15″ в. д.  /  59.2238° с. ш. 39.8874° в. д.  / 59.2238; 39.8874 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1918 году

Волого́дский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т - одно из старейших высших педагогических учебных заведений России. С 11 июня 2014 года реорганизован путём присоединения к Вологодскому государственному университету в качестве структурного подразделения.

История

Педагогический институт был открыт в Вологде в 1918 году на базе учительского института, созданного в 1912 году . В 1930 году на его базе основан Северный краевой педагогический институт, в 1932 году переименованный в Вологодский государственный педагогический институт. В -1957 годах носил имя В. М. Молотова . В 1995 году преобразован в Вологодский государственный педагогический университет.

В 1950-1952 гг. в университете преподавал один из родоначальников советской и российской социологии И. С. Кон . Здесь он, кроме шести разных лекционных курсов, читал множество лекций в системе партийного просвещения.

В 2012 году по результатам мониторинга эффективности ВУЗов, проводимым Министерством образования и науки РФ , ФГБОУ ВПО "Вологодский государственный педагогический университет" был признан неэффективным и нуждающимся в реорганизации. 28 августа 2013 года был издан приказ Минобрнауки РФ № 1001 «О реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный технический университет » и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет», согласно которому ВГПУ должен быть реорганизован путём присоединения к ВоГТУ в качестве структурного подразделения. 24 октября 2013 года был издан приказ Министерства образования и науки №1182 о переименовании ВоГТУ в Вологодский государственный университет. Само переименование было произведено 14 ноября 2013 года. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный педагогический университет» исключено из Единого государственного реестра юридических лиц 10 июня 2014 года и с 11 июня 2014 года присоединено к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Вологодский государственный университет» в качестве структурного подразделения.

Общие сведения

Естественно-географический факультет

Естественно-географический факультет готовит бакалавров по направлениям: 020100 Химия, 020400 Биология, 021000 География, а также 050100 Педагогическое образование (профили Химическое образование, Биологическое образование, Географическое образование и Образование в области безопасности жизнедеятельности).

На факультете обучается более 500 студентов. Среди 39 преподавателей факультета 6 профессоров, 24 имеют учёные степени и звания, большинство из них - выпускники факультета.

На факультете 5 кафедр:

  • Кафедра зоологии и экологии
  • Кафедра ботаники
  • Кафедра географии
  • Кафедра химии
  • Кафедра анатомии, физиологии и гигиены

Факультет организует для студентов химический практикум, полевые практики, научные экспедиции. Также факультет сотрудничает с национальным парком «Русский Север», Дарвиновским заповедником, где проводятся научные экспедиции и полевые практики. Сотрудники кафедр участвуют в экспедициях по оценке состояния флоры и фауны области, оценке статуса охраняемых природных территорий, работают над сохранением разнообразия растительного и животного мира. В число задач факультета и его кафедр (особенно кафедр зоологии и экологии, кафедры ботаники) входит контроль за распространением интродуцированных на территории области видов. Большая работа проводится по выделению новых охраняемых территорий, где сохраняются редкие и исчезающие виды животных и растений. Декан факультета - Платонов Андрей Викторович. Наиболее примечательный преподаватель - Чхобадзе Андрей Борисович.

Филологический факультет

Факультет был открыт 12 ноября 1912 года в составе учительского института с двухлетним сроком обучения. До 1923 года на факультете было два отделения: литературно-художественное и литературно-лингвистическое, студенты обучались по специальностям «историк-филолог» и «учитель русского языка и литературы». До появления самостоятельного исторического факультета в 1972 году факультет назывался историко-филологическим. В 1976 году из его состава был выделен музыкально-педагогический, формируется факультет журналистики.

Факультет ведёт подготовку по специальностям «русский язык, литература» (квалификация - учитель русского языка и литературы), «русский язык, литература, иностранный язык» (квалификация - учитель русского языка, литературы, иностранного языка), «журналистика» (квалификация - журналист); студенты имеют возможность выбрать специализацию.

Работают 4 кафедры:

  • Кафедра литературы (с аспирантурой).
  • Кафедра русского языка
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра журналистики и теории коммуникации

Отделение журналистики открыто в 2000 году по инициативе Губернатора Вологодской области.

Декан факультета - кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Галактионовна Овсянникова.

Музыкально-педагогический факультет

Музыкально-педагогический факультет образован в 1976 году и стал первым таким факультетом в северо-западном регионе России.

В рамках основной специальности существуют дополнительные специализации по музыкальному инструменту, хоровому дирижированию и вокалу, теоретическим дисциплинам и фольклору.

Юридический факультет

Юридический факультет открылся в 1996 году.

Работают 3 кафедры:

  • государственного права и политологии,
  • гражданского права
  • уголовного права.
Факультет физической культуры

Факультет физической культуры был открыт в 1978 году. Факультет ведёт подготовку по специальности «физическая культура» с квалификацией «педагог по физической культуре» (дневная и заочная формы обучения). Декан факультета - проф. Н. Л. Елагина.

Факультет педагогики и методики начального образования

Факультет педагогики и методики начального образования был открыт в 1986 году. Выпускники получают квалификацию «учитель начальных классов».

На факультете продолжают образование выпускники педагогических училищ и колледжей Вологодской области.

На факультете работает кафедра педагогики и методики начального образования.

Известные выпускники университета

Напишите отзыв о статье "Вологодский государственный педагогический университет"

Примечания

Литература

  • / сост. Н. Н. Шевелев. - Вологда: Русь, 2003. - 23 с.

Отрывок, характеризующий Вологодский государственный педагогический университет

Дело же, очевидно, было так: позиция была избрана по реке Колоче, пересекающей большую дорогу не под прямым, а под острым углом, так что левый фланг был в Шевардине, правый около селения Нового и центр в Бородине, при слиянии рек Колочи и Во йны. Позиция эта, под прикрытием реки Колочи, для армии, имеющей целью остановить неприятеля, движущегося по Смоленской дороге к Москве, очевидна для всякого, кто посмотрит на Бородинское поле, забыв о том, как произошло сражение.
Наполеон, выехав 24 го к Валуеву, не увидал (как говорится в историях) позицию русских от Утицы к Бородину (он не мог увидать эту позицию, потому что ее не было) и не увидал передового поста русской армии, а наткнулся в преследовании русского арьергарда на левый фланг позиции русских, на Шевардинский редут, и неожиданно для русских перевел войска через Колочу. И русские, не успев вступить в генеральное сражение, отступили своим левым крылом из позиции, которую они намеревались занять, и заняли новую позицию, которая была не предвидена и не укреплена. Перейдя на левую сторону Колочи, влево от дороги, Наполеон передвинул все будущее сражение справа налево (со стороны русских) и перенес его в поле между Утицей, Семеновским и Бородиным (в это поле, не имеющее в себе ничего более выгодного для позиции, чем всякое другое поле в России), и на этом поле произошло все сражение 26 го числа. В грубой форме план предполагаемого сражения и происшедшего сражения будет следующий:

Ежели бы Наполеон не выехал вечером 24 го числа на Колочу и не велел бы тотчас же вечером атаковать редут, а начал бы атаку на другой день утром, то никто бы не усомнился в том, что Шевардинский редут был левый фланг нашей позиции; и сражение произошло бы так, как мы его ожидали. В таком случае мы, вероятно, еще упорнее бы защищали Шевардинский редут, наш левый фланг; атаковали бы Наполеона в центре или справа, и 24 го произошло бы генеральное сражение на той позиции, которая была укреплена и предвидена. Но так как атака на наш левый фланг произошла вечером, вслед за отступлением нашего арьергарда, то есть непосредственно после сражения при Гридневой, и так как русские военачальники не хотели или не успели начать тогда же 24 го вечером генерального сражения, то первое и главное действие Бородинского сражения было проиграно еще 24 го числа и, очевидно, вело к проигрышу и того, которое было дано 26 го числа.
После потери Шевардинского редута к утру 25 го числа мы оказались без позиции на левом фланге и были поставлены в необходимость отогнуть наше левое крыло и поспешно укреплять его где ни попало.
Но мало того, что 26 го августа русские войска стояли только под защитой слабых, неконченных укреплений, – невыгода этого положения увеличилась еще тем, что русские военачальники, не признав вполне совершившегося факта (потери позиции на левом фланге и перенесения всего будущего поля сражения справа налево), оставались в своей растянутой позиции от села Нового до Утицы и вследствие того должны были передвигать свои войска во время сражения справа налево. Таким образом, во все время сражения русские имели против всей французской армии, направленной на наше левое крыло, вдвое слабейшие силы. (Действия Понятовского против Утицы и Уварова на правом фланге французов составляли отдельные от хода сражения действия.)
Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства.

25 го утром Пьер выезжал из Можайска. На спуске с огромной крутой и кривой горы, ведущей из города, мимо стоящего на горе направо собора, в котором шла служба и благовестили, Пьер вылез из экипажа и пошел пешком. За ним спускался на горе какой то конный полк с песельниками впереди. Навстречу ему поднимался поезд телег с раненными во вчерашнем деле. Возчики мужики, крича на лошадей и хлеща их кнутами, перебегали с одной стороны на другую. Телеги, на которых лежали и сидели по три и по четыре солдата раненых, прыгали по набросанным в виде мостовой камням на крутом подъеме. Раненые, обвязанные тряпками, бледные, с поджатыми губами и нахмуренными бровями, держась за грядки, прыгали и толкались в телегах. Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера.
Кучер Пьера сердито кричал на обоз раненых, чтобы они держали к одной. Кавалерийский полк с песнями, спускаясь с горы, надвинулся на дрожки Пьера и стеснил дорогу. Пьер остановился, прижавшись к краю скопанной в горе дороги. Из за откоса горы солнце не доставало в углубление дороги, тут было холодно, сыро; над головой Пьера было яркое августовское утро, и весело разносился трезвон. Одна подвода с ранеными остановилась у края дороги подле самого Пьера. Возчик в лаптях, запыхавшись, подбежал к своей телеге, подсунул камень под задние нешиненые колеса и стал оправлять шлею на своей ставшей лошаденке.
Один раненый старый солдат с подвязанной рукой, шедший за телегой, взялся за нее здоровой рукой и оглянулся на Пьера.
– Что ж, землячок, тут положат нас, что ль? Али до Москвы? – сказал он.
Пьер так задумался, что не расслышал вопроса. Он смотрел то на кавалерийский, повстречавшийся теперь с поездом раненых полк, то на ту телегу, у которой он стоял и на которой сидели двое раненых и лежал один, и ему казалось, что тут, в них, заключается разрешение занимавшего его вопроса. Один из сидевших на телеге солдат был, вероятно, ранен в щеку. Вся голова его была обвязана тряпками, и одна щека раздулась с детскую голову. Рот и нос у него были на сторону. Этот солдат глядел на собор и крестился. Другой, молодой мальчик, рекрут, белокурый и белый, как бы совершенно без крови в тонком лице, с остановившейся доброй улыбкой смотрел на Пьера; третий лежал ничком, и лица его не было видно. Кавалеристы песельники проходили над самой телегой.
– Ах запропала… да ежова голова…
– Да на чужой стороне живучи… – выделывали они плясовую солдатскую песню. Как бы вторя им, но в другом роде веселья, перебивались в вышине металлические звуки трезвона. И, еще в другом роде веселья, обливали вершину противоположного откоса жаркие лучи солнца. Но под откосом, у телеги с ранеными, подле запыхавшейся лошаденки, у которой стоял Пьер, было сыро, пасмурно и грустно.
Солдат с распухшей щекой сердито глядел на песельников кавалеристов.
– Ох, щегольки! – проговорил он укоризненно.
– Нынче не то что солдат, а и мужичков видал! Мужичков и тех гонят, – сказал с грустной улыбкой солдат, стоявший за телегой и обращаясь к Пьеру. – Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одью слово – Москва. Один конец сделать хотят. – Несмотря на неясность слов солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать, и одобрительно кивнул головой.
Дорога расчистилась, и Пьер сошел под гору и поехал дальше.
Пьер ехал, оглядываясь по обе стороны дороги, отыскивая знакомые лица и везде встречая только незнакомые военные лица разных родов войск, одинаково с удивлением смотревшие на его белую шляпу и зеленый фрак.
Проехав версты четыре, он встретил первого знакомого и радостно обратился к нему. Знакомый этот был один из начальствующих докторов в армии. Он в бричке ехал навстречу Пьеру, сидя рядом с молодым доктором, и, узнав Пьера, остановил своего казака, сидевшего на козлах вместо кучера.
– Граф! Ваше сиятельство, вы как тут? – спросил доктор.
– Да вот хотелось посмотреть…
– Да, да, будет что посмотреть…
Пьер слез и, остановившись, разговорился с доктором, объясняя ему свое намерение участвовать в сражении.
Доктор посоветовал Безухову прямо обратиться к светлейшему.
– Что же вам бог знает где находиться во время сражения, в безызвестности, – сказал он, переглянувшись с своим молодым товарищем, – а светлейший все таки знает вас и примет милостиво. Так, батюшка, и сделайте, – сказал доктор.
Доктор казался усталым и спешащим.
– Так вы думаете… А я еще хотел спросить вас, где же самая позиция? – сказал Пьер.
– Позиция? – сказал доктор. – Уж это не по моей части. Проедете Татаринову, там что то много копают. Там на курган войдете: оттуда видно, – сказал доктор.
– И видно оттуда?.. Ежели бы вы…
Но доктор перебил его и подвинулся к бричке.
– Я бы вас проводил, да, ей богу, – вот (доктор показал на горло) скачу к корпусному командиру. Ведь у нас как?.. Вы знаете, граф, завтра сражение: на сто тысяч войска малым числом двадцать тысяч раненых считать надо; а у нас ни носилок, ни коек, ни фельдшеров, ни лекарей на шесть тысяч нет. Десять тысяч телег есть, да ведь нужно и другое; как хочешь, так и делай.
Та странная мысль, что из числа тех тысяч людей живых, здоровых, молодых и старых, которые с веселым удивлением смотрели на его шляпу, было, наверное, двадцать тысяч обреченных на раны и смерть (может быть, те самые, которых он видел), – поразила Пьера.
Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем нибудь другом, кроме смерти? И ему вдруг по какой то тайной связи мыслей живо представился спуск с Можайской горы, телеги с ранеными, трезвон, косые лучи солнца и песня кавалеристов.
«Кавалеристы идут на сраженье, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждет, а идут мимо и подмигивают раненым. А из этих всех двадцать тысяч обречены на смерть, а они удивляются на мою шляпу! Странно!» – думал Пьер, направляясь дальше к Татариновой.
У помещичьего дома, на левой стороне дороги, стояли экипажи, фургоны, толпы денщиков и часовые. Тут стоял светлейший. Но в то время, как приехал Пьер, его не было, и почти никого не было из штабных. Все были на молебствии. Пьер поехал вперед к Горкам.
Въехав на гору и выехав в небольшую улицу деревни, Пьер увидал в первый раз мужиков ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хохотом, оживленные и потные, что то работали направо от дороги, на огромном кургане, обросшем травою.
Одни из них копали лопатами гору, другие возили по доскам землю в тачках, третьи стояли, ничего не делая.
Два офицера стояли на кургане, распоряжаясь ими. Увидав этих мужиков, очевидно, забавляющихся еще своим новым, военным положением, Пьер опять вспомнил раненых солдат в Можайске, и ему понятно стало то, что хотел выразить солдат, говоривший о том, что всем народом навалиться хотят. Вид этих работающих на поле сражения бородатых мужиков с их странными неуклюжими сапогами, с их потными шеями и кое у кого расстегнутыми косыми воротами рубах, из под которых виднелись загорелые кости ключиц, подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.
Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских.
«Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру.
– Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди?
– Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу.
– Бородино, – поправляя, отвечал другой.
Офицер, видимо, довольный случаем поговорить, подвинулся к Пьеру.
– Там наши? – спросил Пьер.
– Да, а вон подальше и французы, – сказал офицер. – Вон они, вон видны.
– Где? где? – спросил Пьер.
Простым глазом видно. Да вот, вот! – Офицер показал рукой на дымы, видневшиеся влево за рекой, и на лице его показалось то строгое и серьезное выражение, которое Пьер видел на многих лицах, встречавшихся ему.
– Ах, это французы! А там?.. – Пьер показал влево на курган, около которого виднелись войска.
– Это наши.
– Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
– Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
– Так как же наша позиция?
– Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
– За турами ехать надо, – сказал он строго.
Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
– Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
– А вы кто же, не из докторов?
– Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.
Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.
– Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..
– Смоленскую матушку, – поправил другой.

Волого́дский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т - одно из старейших высших педагогических учебных заведений России. С 11 июня 2014 года реорганизован путём присоединения к Вологодскому государственному университету в качестве структурного подразделения.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Педагогический институт был открыт в Вологде в 1918 году на базе учительского института, созданного в 1912 году . В 1930 году на его базе основан Северный краевой педагогический институт, в 1932 году переименованный в Вологодский государственный педагогический институт. В -1957 годах носил имя В. М. Молотова . В 1995 году преобразован в Вологодский государственный педагогический университет.

    В 1950-1952 гг. в университете преподавал один из родоначальников советской и российской социологии И. С. Кон . Здесь он, кроме шести разных лекционных курсов, читал множество лекций в системе партийного просвещения.

    Естественно-географический факультет

    Естественно-географический факультет готовит бакалавров по направлениям: 020100 Химия, 020400 Биология, 021000 География, а также 050100 Педагогическое образование (профили Химическое образование, Биологическое образование, Географическое образование и Образование в области безопасности жизнедеятельности).

    На факультете обучается более 500 студентов. Среди 39 преподавателей факультета 6 профессоров, 24 имеют учёные степени и звания, большинство из них - выпускники факультета.

    На факультете 5 кафедр:

    • Кафедра зоологии и экологии
    • Кафедра ботаники
    • Кафедра географии
    • Кафедра химии
    • Кафедра анатомии, физиологии и гигиены

    Факультет организует для студентов химический практикум, полевые практики, научные экспедиции. Также факультет сотрудничает с национальным парком «Русский Север», Дарвиновским заповедником, где проводятся научные экспедиции и полевые практики. Сотрудники кафедр участвуют в экспедициях по оценке состояния флоры и фауны области, оценке статуса охраняемых природных территорий, работают над сохранением разнообразия растительного и животного мира. В число задач факультета и его кафедр (особенно кафедр зоологии и экологии, кафедры ботаники) входит контроль за распространением интродуцированных на территории области видов. Большая работа проводится по выделению новых охраняемых территорий, где сохраняются редкие и исчезающие виды животных и растений. Декан факультета - Смирнова Наталия Ивановна. Наиболее примечательный преподаватель - Чхобадзе Андрей Борисович.

    Филологический факультет

    Факультет был открыт 12 ноября 1912 года в составе учительского института с двухлетним сроком обучения. До 1923 года на факультете было два отделения: литературно-художественное и литературно-лингвистическое, студенты обучались по специальностям «историк-филолог» и «учитель русского языка и литературы». До появления самостоятельного исторического факультета в 1972 году факультет назывался историко-филологическим. В 1976 году из его состава был выделен музыкально-педагогический, формируется факультет журналистики.

    Факультет ведёт подготовку по специальностям «русский язык, литература» (квалификация - учитель русского языка и литературы), «русский язык, литература, иностранный язык» (квалификация - учитель русского языка, литературы, иностранного языка), «журналистика» (квалификация - журналист); студенты имеют возможность выбрать специализацию.

    Работают 4 кафедры:

    • Кафедра литературы (с аспирантурой).
    • Кафедра русского языка
    • Кафедра иностранных языков
    • Кафедра журналистики и теории коммуникации

    Отделение журналистики открыто в 2000 году по инициативе Губернатора Вологодской области.

    Декан факультета - кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Галактионовна Овсянникова.

    Музыкально-педагогический факультет

    Музыкально-педагогический факультет образован в 1976 году и стал первым таким факультетом в северо-западном регионе России.

    В рамках основной специальности существуют дополнительные специализации по музыкальному инструменту, хоровому дирижированию и вокалу, теоретическим дисциплинам и фольклору.

    Юридический факультет

    Юридический факультет открылся в 1996 году.

    Работают 3 кафедры:

    • государственного права и политологии,
    • гражданского права
    • уголовного права.
    Факультет физической культуры

    Факультет физической культуры был открыт в 1978 году. Факультет ведёт подготовку по специальности «физическая культура» с квалификацией «педагог по физической культуре» (дневная и заочная формы обучения). Декан факультета - проф. Н. Л. Елагина.

    Факультет педагогики и методики начального образования

    Факультет педагогики и методики начального образования был открыт в 1986 году. Выпускники получают квалификацию «учитель начальных классов».

    На факультете продолжают образование выпускники педагогических училищ и колледжей Вологодской области.


    [email protected]

    Лицензиясерия Серия АA № 002061, рег. №2052 от 30.07.2009 г.
    Свидетельство о государственной аккредитации серия АА № 001985, рег. №1946 от 25.05.2009 г.

    Вологодский государственный педагогический университет - крупнейший вуз города Вологды.

    Вологодский государственный педагогический университет (ВГПУ) ведет свою историю от учительского института, на базе которого в 1918 г. Был открыт педагогический институт. Распоряжением Правительства Российской Федерации в 1995 г. Институт преобразован в Вологодский государственный педагогический университет. В настоящее время ВГПУ является одним из крупнейших центров образования, науки и культуры Вологодской области и Северо-Запада России.

    Университет ведёт подготовку по педагогическим специальностям.

    В университете проводится большая воспитательная работа, действует молодежный совет, являющийся основой студенческого самоуправления. Совет совместно с ректоратом решает вопросы социально-правовой защиты молодежи, организации быта, сферы отдыха, спорта и трудоустройства, содействует развитию творческих способностей и социальной активности студентов.

    Сегодня в структуре университета 11 факультетов, 35 кафедр, 10 научных лабораторий, астрономическая обсерватория, библиотека, телевизионная студия, издательство «Русь».

    В университете функционируют три региональных диссертационных совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по специальностям: общая педагогика, история педагогики и образования; русская литература, русский язык; отечественная история.

    Международная деятельность университета осуществляется по следующим направлениям: сотрудничество с зарубежными вузами, посольствами, консульствами, фондами; участие в международных программах; учебно-научная работа преподавателей за рубежом.

    В ВГПУ развиваются фундаментальные и прикладные исследования по 22 направлениям, 11 отраслям наук, соответствующим приоритетным направлениям развития науки и техники РФ и профилю подготовки специалистов в университете. Это - географические, биологические, филологические, исторические, физико - математические, педагогические, экономические, психологические, юридические, философские науки и искусствоведение.

    Факультеты:

    • Факультет иностранных языков и культур
    • Факультет физической культуры
    • Музыкально-педагогический факультет
    • Исторический факультет
    • Филологический факультет
    • Физико-математический факультет
    • Факультет прикладной математики и компьютерных технологий
    • Естественно-географический факультет
    • Юридический факультет
    • Факультет социальной работы, педагогики и психологии
    • Факультет переподготовки и повышения квалификации