Затопление кораблей: методика войны. Затонувшая баржа, Британская Колумбия

Далеко не каждый корабль после крушения оказывается на морском дне. Некоторые из них застревают на мели.

World Discoverer
Судно было построено в 1974 году. Построили его для круизов в полярных широтах. Изначально корпус корабля делался таким образом, чтобы судно легко могло справляться с полярными льдами. 30.04.2000 г. судно попало на риф, который не был обозначен на карте, и получило повреждения «несовместимые с жизнью».
Капитан корабля, чтобы предотвратить гибель людей и не дать судну затонуть, решил посадить его на мель. WorldDiscoverer в дальнейшем был разграблен авантюристами. В данный момент судно – популярнейшее место для почитателей морского романтизма.





Mediterranean Sky
Корабль построен на верфях Ньюкасла в 1952 г. Использовался он в качестве круизного лайнера. Последний круиз MediterraneanSky состоялся летом 1996 г. В дальнейшем компанию, которой принадлежал корабль, постиг финансовый крах, и судно было арестовано.

В 1999 г. Судно перевели к берегам Греции. Через три года оно начало медленно набирать воду, и по этой причине было отбуксировано на мелководье. В 2003 г. MediterraneanSky опрокинулось на один бок и остается в таком положении по сей день.





Captayannis
Греческий корабль, использовавшийся для перевозки сахарного песка. В 1974 г. Судно попало в шторм и столкнулось с танкером, который повредил его корпус. В результате чего образовалась брешь и корабль начал набирать воду.
Капитан направил Captayannis на мель, где судно застряло. На следующий день корабль опрокинулся. В этом положении он находится и сейчас. Местные жители именуют его «сахарным судном» и показывают туристам, у которых он пользуется популярностью.

В результате танкер не пострадал. Судебные тяжбы продолжались достаточно долго, а «сахарный» корабль тем временем превратился в дом для морских обитателей и птиц.



America
Корабль построен в США 31.08.1939 г. При его спуске на воду присутствовала жена тогдашнего президента Элеонора Рузвельт. В первое плавание судно отправилось летом 1940 г. Однако уже через год его реквизировали ВМС США и переоборудовали под военные цели. Участвовал во Второй мировой войне (1941-1946) под названием «Уэст Пойнт»
После окончания военных действий America выполняла межконтинентальные пассажирские рейсы. После чего корабль продали грекам, те в 1993 году перепродали его в Тайланд. Во время буксировки судна до места назначения случился шторм, в результате которого оборвался трос, и America была выброшена на мелководье около Канарских островов. Через пару лет кормовая часть лайнера отломилась и затонула.



La Famille xpress
Корабль-призрак польского производства был построен в 1952 г. был продан в СССР и служил в ВМФ России до 1999 года. У нас в стране он именовался «Форт Шевченко», далее судно продали, после чего оно получило свое теперешнее имя.

LaFamilleExpress потерпел кораблекрушении по неизвестным причинам. Доподлинно известно лишь то, что судно попало на мелководье в 2004 г. Виной тому злополучный ураган «Френсис». Случилось это в Карибском море около острова Кайкос. Попытки вытащить корабль не были предприняты. Теперь судно служит местной достопримечательностью для любопытных туристов.



Olympia
Это коммерческий грузовой корабль. Когда судно совершало рейс из Кипра в Грецию, на него совершили нападение пираты и благополучно его захватили. Это случилось в 1979 году, корсары посадили судно на мель в заливе острова Аморгос. Власти пытались его оттуда вытащить, но попытки не увенчались успехом. Сейчас корабль является местной достопримечательностью.





HMAS Protector
Корабль «HMAS Protector» – приобретение правительства Южной Австралии еще в 1884 году для защиты береговой линии от возможных атак. Корабль прошел Первую мировую войну и почти прошел Вторую. По иронии судьбы, судно погибло от столкновения с буксиром в июле 1943 года на пути к Новой Гвинее. Ржавеющие останки корабля до сих пор можно наблюдать на том же месте.



Пароход «Барон Гауч»
Данный корабль перевозил мирных беженцев в первую мировую войну. Погиб он из-за халатности экипажа. Наблюдающий отлучился со своего поста, и судно нарвалось на мину. Оно затонуло практически моментально, похоронив вместе с собой несколько сотен пассажиров. Случилось это около берегов теперешней Хорватии.



Судно «Semiramis» (остров Андрос, Греция) Это пассажирское судно, которое теперь выглядит как мрачный корабль-призрак, село на мель у греческих берегов в 1954 году.

У многих такие выражения как «кораблекрушение» или «затонувшее судно» ассоциируются ссокровищами и пиратами. Пиратство уже давно минуло, а вот затонувшие из-за аварий корабли находят каждый год.

Продолжаем тему кораблей, в прошлых выпусках рассказывали о самых больших корабельных винтах , здесь же пойдет речь об утопленных судах. Согласно данным ООН, более трех миллионов кораблей таятся на дне океанов. Некоторые из них утонули из-за войн, другие из-за погоды, или несчастных случаев, а некоторые были сознательно уничтожены. Вашему вниманию представляется десять захватывающих историй десяти затонувших суден.

В водах Каймана Брас, в 150 милях к югу от Кубы и на 40 - 90 футов под водой находится Фрегат 356, затонувшее судно, которое раскололось надвое. Построенное Советами в начале 1980-х (последняя стадия холодной войны) судно было передано кубинскому флоту и готовилось вступить в эксплуатацию после развала СССР. По истечении 10 лет военный корабль был куплен правительством Кайман. Вскоре, в неравном бою с природой (сильным штормом) судно потерпело поражение и ушло под воду. Фотограф Марк Лайтфут объясняет: «Ахиллесовой пятой» судна был его основной компонент- алюминий- он и послужил причиной гибели


Абу Галава Шивейя - риф в египетском Красном море с бирюзовой «встроенной» лагуной в его средине. Название места переводится, как “Маленький Отец Бирюзового Открытого моря.” Вокруг затонувшей в этом месте яхты ходит множество слухов и легенд


Местные гиды полагают, что это - остатки американской парусной шлюпки, которая утонула в 2002, но Рик Веркоэ, инструктор по подводному плаванию, утверждает, что это - раковина Эндимиона, австралийская яхта, которая легла в свою водянистую могилу в 1998, очевидно после навигационной ошибки.


Свипстейкс, Тобермори, Онтарио.

Двадцать футов под водой – хорошо видимый с поверхности в Тобермори – лежит на дне корабль Sweepstakes, 119-футовая канадская шхуна, которая использовалась, чтобы транспортировать уголь. После 18 лет службы она была повреждена около Острова Бэй и отбуксирована к Большой Гавани.


Российская Авария, Южнегипетское Красное море.

Этим судном была Ханка, российское судно шпион, которое затонуло в 1982. Советы начали использовать коммерческие суда и рыболовецкие траулеры для сбора информации с 1950-ых и очевидно установили наблюдение за соседней авиабазой Раса Карма Милитэри в Йемене. Там же судно и утонуло


Военный корабль США Юта, Перл-Харбор. Судно в 521 фут длиной изначально было военным, но было позже перевооружено и переоборудовано в учебных целях. В роковой для судна день, ничто не остановило торпеду, запущенную японцами. Корабль ушел под воду в течении нескольких минут


Шесть офицеров и 52 матроса умерли на Юте в тот день, 54 человека все еще погребены в ржавой, полузатопленной громадине. Общественности доступ не разрешен, а на Ford Island установлен мемориал. Его можно посетить, если Вы сопровождаетесь уполномоченными военнослужащими.


P29, Мальта оказался на дне океана совсем недавно. P29 был уничтожен в сентябре в 2007в Марфе Пойнт в Мальте. Это морское патрульное судно, 167 футов длиной. Информации об истории судна катастрофически мало, но при погружении на месте аварии изучаются различные интересные места, включая узкие проходы, через которые можно плавать; изобилие кнопок, рычагов, шаблонов и других инструментов все еще остаются объектами изучения.

Военный корабль США Аризона, Перл-Харбор

Памятный Мемориал был построен на затонувших остатках военного корабля США Аризона, линкор класса Пенсильвании, построенный в первом десятилетии 20-ого столетия, встретил свой трагический конец в Перл-Харборе. Когда бомбы, запущенные от десяти японских самолетов, ударили судно 608 футов длиной, об него остались лишь обломки, свидетельствующие о существовании судна.


Giannis D. Египетское Красное море. Следующее затонувшее судно - любимое место погружения в египетском Красном море. Построенный в Японии в 1969, Giannis D первоначально назвали Shoyo Maru; оно было продано в 1975году. 300-футовое грузовое судно было переименовано в Markos – прозвище, которое все еще можно разобрать на корпусе судна.


Буксирное судно Rozi, Мальта Не много известно об этом бывшем буксирном судне за исключением того, что оно было уничтожено в 1992 в популярном для погружения месте - Сиркеввы в Мальте. Много туристов, вероятно, посетят судно, которое абсолютно не повреждено, за исключением пропеллеров и двигателя.

Принц Альберт, Роатан, Гондурас. Преднамеренно уничтоженный в 1987 владельцем Coco View Resort в Гондурасе, островное грузовое судно, известное благодаря богатому событиями прошлому его владельцев. Оно использовалось никарагуанцами, чтобы перевозить беженцев, бегущих из их разрываемой войной страны.


140-футовый танкер был лишен жизнии оставлен, частично погруженный в воду.


Перейдем к самому знаменитому затопленному кораблю, который был обнаружен лишь недавно. На его поиски ушло много лет - это Титаник

Вроде возгорания, поступления воды, ухудшения видимости или обстановки в целом. Слаженные экипажи, направляемые опытными капитанами, справляются с проблемами быстро. Иначе происходят катастрофы морские, которые забирают с собой человеческие жизни и оставляют свой черный след в истории.

Подобных бедствий и трагедий наблюдается достаточно много. Однако некоторые из них заслуживают особого внимания.

Торпедирование таинственного теплохода «Армения»

Самые крупные катастрофы морские случились именно в 20 веке, преимущественно в годы войны. Наиболее масштабной трагедией за всю является потеря теплохода «Армения». Корабль применяли для перевозки раненых с Крыма во время наступления немецких солдат. После того как на борт судна погрузили тысячи раненых в Севастополе, теплоход прибыл в Ялту. Считалось, что этот город был обречен, поэтому сотрудники НКВД поместили на корабль несколько тяжелых ящиков. Ходили слухи, что в них было золото. Это привлекло множество искателей приключений впоследствии.

7 ноября 1941 года торпедоносец «Хейнкель Не-111» атаковал теплоход, после чего судно быстро затонуло. До сих пор неизвестно, сколько людей оно перевозило. Дается лишь приблизительная оценка количеству жертв (7-10 тыс. чел.).

Также надо отметить, что судно до сих пор не найдено. Так как от берегов Ялты оно отплывало в момент, когда немцы уже зашли в город, капитан корабля никого не стал информировать о своем дальнейшем маршруте. Поэтому неизвестно, по какому именно пути «Армения» передвигалась.

Трагедия на Балтийском море

В Балтийском море затонувшие суда встречаются аквалангистам и ныряльщикам достаточно часто. Но крушение лайнера «Кап Аркона» и грузового судна «Тильбек» - трагедия, унесшая почти 8000 жизней. Она считается одной из наиболее крупных морских катастроф.

Оба корабля были атакованы Они перевозили заключенных из концлагерей. Также на борту находились бойцы СС и немецкий экипаж. Последним, кстати, удалось спастись. Всех остальных, в основном тех, кто был одет в полосатую робу, расстреливали немецкие суда.

Так британская авиация допустила масштабную катастрофу, которая не принесла решительно никакой пользы в войне. В свою защиту английские ВВС высказались, что бомбардировка произошла случайно, ошибочно.

Легендарный «Титаник»

Каждый, кто изучает затонувшие суда либо что-то о них слышал, неизменно свяжет историю с «Титаником». Однако в ней нет ничего загадочного или уникального. Капитан корабля был проинформирован об угрозе айсбергов, но решил проигнорировать эти данные. Вскоре он получил сообщение, что впереди огромная ледяная глыба. Времени на смену курса уже не оставалось. Поэтому капитан решил подставить под удар правый бок.

Корабль еще в порту получил прозвище «непотопляемый». Надо сказать, что он немного ему соответствовал. Несмотря на большие полученные повреждения, судно еще долгое время удерживалось на воде. За этот период ближайший корабль «Карпатия» успел подойти на помощь. Именно поэтому спаслись более 700 пассажиров. Погибших оказалось около 1000.

Таким образом, если рассматривать самые «раскрученные» морские катастрофы 20 века, то гибель «Титаника» окажется на первом месте. Это обусловлено вовсе не количеством человеческих жертв и трогательных историй о спасении, а тем, что на корабле путешествовала знать.

Лайнер «Лузитания»

В 1915 году катастрофы морские пополнили свой список крушением британского пассажирского лайнера. 7 мая «Лузитания» была атакована немецкой подводной лодкой. Торпеда поразила правый борт, вызвав серию взрывов. В результате судно пошло ко дну в считанные мгновения.

Катастрофа произошла около Кинсейла (Ирландия), в 13 километрах от него. Вероятно, такая близость к материку и позволила спастись достаточному количеству человек.

Полное крушение лайнера произошло за 18 минут. На борту было около 2000 человек, более 700 из которых удалось спастись. 1198 пассажиров и членов экипажа пошли ко дну вместе с обломками бывшего крупного лайнера.

Кстати, именно с этой трагедии начинается англо-немецкое противостояние на водных просторах. Обе страны стараются нанести ущерб, иногда даже «случайно», друг другу относительно морского флота.

Атомоход «Курск»

Самой свежей катастрофой в воспоминаниях россиян является гибель «Курска». Эта трагедия принесла беду и горе во многие семьи, которые совсем не ожидали расстаться с близкими навсегда. Ведь атомоход делал всего лишь учебный заплыв.

Затонувшие подлодки всегда вызывали интерес. 12 августа 2000 года их список пополнил «Курск». На данный момент есть 2 причины произошедшего. В первом случае полагается, что в торпедном отсеке взорвался снаряд. Однако никто не может сказать, почему это произошло. Во втором случае - атака со стороны конкретнее, подлодкой «Мемфис». Что касается сокрытия реальной причины гибели «Курска», то правительство решило избежать международного конфликта. Так или иначе, на данный момент нет точной информации относительно того, почему затонул атомоход.

Жертвами трагедии стали 118 человек. Помочь гибнущим людям на дне Баренцева моря оказалось невозможным. Поэтому выжить не удалось никому.

Самая парадоксальная гибель

Крупнейшие морские катастрофы отличаются не только масштабными человеческими жертвами, но и своей уникальностью. Многие из них случаются при таких условиях, которые на первый взгляд кажутся совсем невозможными. Парадоксальной катастрофой является гибель парома «Дона Пас» и нефтяного танкера, произошедшая в конце 1987 года.

Дело в том, что капитан парома сидел в своей каюте и смотрел телевизор, в то время как управление кораблем осуществлялось неопытным матросом. Навстречу ему плыл нефтяной танкер, с которым несколько минут спустя произошло столкновение. В результате почти все пассажиры сгорели заживо, так как начался глобальный пожар. Из возникшей огненной ловушки было невозможно выбраться. Более 80 тонн нефти вылилось в море, после чего сразу воспламенилось. Кто бы мог подумать, что на воде можно погибнуть от огня?

Оба корабля ушли полностью под воду менее чем за полчаса. Выживших людей не оказалось, стихия забрала 4375 человек.

Заключение

Все катастрофы морские представляют собой трагедии, которые повергают в горе и обрывают судьбы людей. Наносится физический ущерб флоту, особенно если теряется боевой корабль. Но также наблюдается моральный урон, ведь никому не хочется терять коллег и братьев по специальности.

Но любая также является своеобразным экспериментом, только незапланированным. После происшествия флоту нужно проанализировать ситуацию со всех сторон, выявить обстоятельства и причины. Далее должна осуществляться выработка мер, способствующих исключению возможности повторения конкретной катастрофы.

До 1961 года Донузлав был полноценным озером, отделенным от вод Черного моря земляным перешейком. Но в результате строительства военно-морской базы в перешейке был прорыт канал 200-метровой ширины, поэтому озеро Донузлав превратилось в технический водоем, хотя название свое сохранило. Сегодня озеро отделено от «большой воды» косой, а искусственный канал позволяет кораблям ВМФ выходить в открытое море. До недавних пор здесь функционировала Южная военно-морская база Украины — именно ее и стремились заблокировать во избежание вооруженного конфликта российские военные.

Впрочем, затопление кораблей как стратегический маневр известно давным-давно. Еще в XI веке в проливе Пеберренде фьорда Скалделев (Дания) было затоплено шесть судов викингов с целью перекрыть фьорд от атаки с моря. Суда были обнаружены в 1962 году и ныне хранятся в музее, искусственное затопление подтверждается их идеальным состоянием и необычным расположением на дне.

Расположение затопленного противолодочного корабля «Очаков» в фарватере озера Донузлав. Прибрежные участки канала перекрыты двумя меньшими судами.

Севастопольские бухты

Конечно, Донузлав — это не первый случай стратегического затопления кораблей в Крыму. Одна из подобных операций произошла в Севастополе в 1855 году, в самый разгар Крымской войны. Для России война с самого начала не задалась: причины заключались как в устаревшем техническом оснащении русских войск, так и в неуверенных действиях командования. Россия стремилась усилить свое влияние на Балканах и получить контроль над Босфором и Дарданеллами, Великобритания — ослабить Россию и поделить сферы влияния за счет союза с Османской империей.

Силы Коалиции несомненно преобладали, и в итоге к 1854 году Россия оказалась в шаге от потери Крыма. Превосходящий флот союзников блокировал русские корабли в Севастопольской бухте, что позволило Коалиции контролировать Черное море и высаживать десанты на берега Крыма. Важнейшим стратегическим пунктом был, конечно, Севастополь, и в сентябре 1854 года начался его последовательный штурм. Героическая оборона города вошла в историю, но нас интересует лишь один ее эпизод. Командующий обороной Севастополя адмирал Павел Нахимов прекрасно понимал, что если вражеские корабли вой-дут в бухту, то город будет потерян, и 11 сентября, еще до начала активных боевых действий, поперек фарватера затопили семь парусных судов 1830—1840 годов постройки, чтобы создать подводную цепь между Александровской и Константиновской батареями. Интересно, что среди них был знаменитый фрегат «Флора», годом ранее удивительным образом вышедший победителем из неравного боя с тремя турецкими пароходофрегатами — при том, что командир, молодой капитан Скоробогатов, на тот момент не имел боевого опыта, а пароходы в три раза превосходили «Флору» по совокупной мощности орудий, были маневреннее и управлялись более опытными командирами. Большинство затопленных судов были стандартными 84-пушечными линейными кораблями, построенными в Николаеве с 1833 по 1840 год; первый из серии корабль «Силистрия» был также затоплен на Севастопольском рейде.


Затопление «Каменного флота» в гавани Чарльстона попало на первые полосы местных и федеральных газет. Всего в 1861—1862 годах было затоплено 24 блокшива, в основном — китобойные суда, благодаря чему удалось замедлить поставки припасов армии Конфедерации.

Преграда на протяжении следующих месяцев несколько раз разрушалась из-за штормов и естественного гниения — ее «ремонтировали» затоплением новых кораблей. В декабре к первой семерке прибавились корабль «Гавриил» и корвет «Пилад», а в феврале 1855 года появилась вторая линия — еще шесть кораблей. Всего к концу обороны на рейде было затоплено 75 боевых и 16 вспомогательных кораблей! Затапливались корабли разными способами — подрывом, обстрелом с берега и т. д. Интересно, что после войны, в 1857—1859 годах, порядка 20 кораблей (в частности, несколько пароходов) были подняты со дна, отремонтированы и снова вступили в строй.

Севастопольский рейд — это крупнейшее стратегическое затопление судов, причем успешное: барьер из мачт действительно не позволил неприятелю войти в бухту и начать массированный обстрел города, что спасло Севастополь от захвата. Событию посвящен самый известный монумент города — поставленный в 1905 году Памятник затопленным кораблям.


Строительство «барьеров Черчилля» между двумя островами Оркнейского архипелага. Блокшивы еще не убраны.

Оркнейский лабиринт

Второй по известности инцидент с затоплением кораблей произошел значительно позже — уже в XX веке. Гавань Скапа-Флоу на Оркнейских островах на протяжении обеих мировых войн была основной базой Королевских военно-морских сил Великобритании и, соответственно, привлекательной целью для немецких войск.

Правда, самое известное затопление произошло в Скапа-Флоу в мирное время. После перемирия, завершившего Первую мировую войну, немецкий Флот открытого моря (такое официальное название носил ВМФ Германии) был отконвоирован на Оркнейские острова, где и ожидал своей судьбы — скорее всего, передачи союзникам. На кораблях оставались немецкие матросы и командиры, хотя все оружие было конфисковано, орудия демонтированы, средства связи ликвидированы. Полгода флот содержался в Скапа-Флоу под надзором британцев, а 21 июня 1919 года внезапно (!) синхронно начал тонуть. Дело в том, что командующий флотом Людвиг фон Ройтер, несмотря на проигранную войну, оставался патриотом Германии и не мог допустить, чтобы его корабли достались Антанте. С трудом наладив связь между кораблями, немцы договорились о том, что они единовременно спустят на воду шлюпки, поднимут на кораблях немецкие флаги и откроют кингстоны — что и произошло. Схватившиеся за голову англичане ничего не успели сделать (хотя и стреляли с берега по пленным кораблям, требуя закрыть кингстоны) — фон Ройтер затопил 52 корабля: линкоры, крейсеры, эскадренные миноносцы. Британцы успели выволочь на мель 22 судна. По возвращении в Германию из плена фон Ройтер стал национальным героем. Интересно, что многие представители союзников восприняли поступок адмирала как благо — он снял все споры относительно дележки немецкого флота между странами Антанты.


Но это была не стратегия, а скорее крайнее средство, чтобы суда не достались врагу. Подобных случаев история знала сотни — вспомнить хотя бы легендарный крейсер «Варяг» или затопление французского флота в Тулоне в 1942 году. Во время же Первой мировой на Оркнейских островах имело место и стратегическое затопление — именно в целях остановки вражеского флота. Узкие проходы между островами нужно было перегородить, чтобы максимально усложнить маневрирование вражеских подлодок: у британцев были карты измененного фарватера, а у немцев — нет. Суммарно за время Первой мировой в узких проходах было затоплено порядка 50 устаревших судов-блокшивов, по сути сделавших архипелаг лабиринтом. С самого начала Второй мировой войны было понятно, что база британского ВМФ, как и на четверть века раньше, станет одной из основных мишеней немецких подлодок — и заграждения «обновили», затопив еще несколько блокшивов. Но 14 октября 1939 года британский линкор HMS Royal Oak был потоплен немецкой подлодкой U-47 прямо на рейде Скапа-Флоу — погибло 833 моряка, а подлодка, проникшая в самое сердце британского флота, ушла безнаказанной. Этот инцидент вынудил Черчилля отдать приказ о срочном строительстве между островами бетонных дамб (получивших название «барьеры Черчилля»), стационарно ограничивающих судоходство между островами. Впрочем, они были окончены только к 1944 году, когда стратегическое их значение сильно упало. А затопленные блокшивы и по сей день являются туристическими и дайвинговыми достопримечательностями островов.


Мост, проложенный по блокшивам с одного Оркнейского острова на другой.

История, история

История знала более полусотни случаев стратегического затопления блокшивов. В 1861—1862 годах более 40 судов были затоплены в гавани города Чарльстон (Южная Каролина, США) по приказу адмирала Чальза Дэвиса. В основном это были старые рыболовные суда, купленные по дешевке именно для этой цели и нагруженные песком и камнями, за что и получили прозвище «Каменный флот». Целью затопления была остановка блокадопрорывателей, поставлявших боеприпасы для Конфедерации. В ноябре 1914 года в Портленде (Великобритания) был затоплен эскадренный броненосец HMS Hood — в целях перекрытия прохода к базе ВМФ для немецких подлодок. В апреле 1918 года блокшивы даже приняли участие в атаке: три старых британских бронепалубных крейсера были нагружены бетоном и затоплены у входа в судоходный канал бельгийского порта Зебрюгге, использовавшегося немцами в качестве подлодочной базы. Два их них под огнем противника успешно дошли до узкого места и затонули, перекрыв подлодкам выход из порта, — лишь через три дня немцы разрушили западный берег канала, проложив для запертых лодок новый путь на свободу. Еще позже, в апреле 1941 года, Марио Бонетти, командир итальянской флотилии, базирующейся в Массауа (Эритрея) в Красном море, понимая, что в скором времени флот союзников нападет, а у него нет достаточных сил для обороны, решил максимально обесценить захват порта. Он приказал разрушить большую часть строений, а в фарватере затопил 18 крупных транспортов — как итальянских, так и немецких. В общем, перечислять случаи стратегического затопления можно бесконечно. Но вернемся к Крыму.


Современный вид «барьеров Черчилля».

И снова Крым

Противолодочный корабль «Очаков» был спущен на воду 30 апреля 1971 года в рамках проекта 1134-Б (или «Беркут-Б»). Всего в 1960—1970-х годах было построено семь таких кораблей — шесть из них в 2011 году признаны окончательно устаревшими и отправлены на слом, лишь БПК «Керчь», пройдя плановый ремонт, продолжил службу в российском ВМФ. «Очаков» же был выведен из состава флота и в течение трех последних лет с демонтированным вооружением стоял на вечном приколе в Севастополе. В ночь с 5 на 6 марта 2014 года он был отбуксирован к выходу из бухты озера Донузлав и затоплен; его огромный, 162-метровый корпус перекрыл узкий судоходный канал наполовину.


Ввиду того что затонувшие корабли являются привлекательными объектами для дайверов, в разных странах списанные суда иногда затапливают намеренно в качестве «парков развлечений». Наиболее известный прецедент — это затопление бывшего американского корабля слежения General Hoyt S. Vandenberg, спущенного на воду в 1943 году. В разных качествах, в том числе в роли кинематографического судна, он служил вплоть до 2008 года, а в 2009-м был затоплен у города Ки-Уэст (Флорида) в качестве развлекательного объекта для дайверов. Предварительно с него было снято все, что могло повредить туристам — от дверей, могущих стать ловушками, до проводки, — а затем он был подорван равномерно распределенными зарядами, что позволило опустить его на дно в горизонтальном положении.

Затопление корабля произвели с помощью взрыва — сперва корпус дестабилизировали, наполнив водой с помощью пожарного судна, а затем подорвали, благодаря чему судно легло на борт поперек канала в самой мелкой его части (глубиной 9−11 м). «Очаков» наполовину находится над водой, тем не менее его эвакуация — это сложнейшая инженерная операция.


Чтобы перекрыть оставшуюся часть прохода, рядом с «Очаковым» затопили спасательное буксирное судно «Шахтер» длиной 69,2 м, а спустя шесть дней — еще один списанный корабль, 41-метровый водолазный бот «ВМ-416» 1976 года постройки. Затопление позволило перекрыть фарватер и заблокировать в бухте суда украинского ВМФ. К настоящему времени они мирно перешли к Черноморскому флоту — блокировка не позволила вести активные боевые действия. В конце июля начались работы по подъему «Очакова» и освобождению прохода; предположительно операция завершится к концу осени.

События в Крыму показали, что затопление кораблей может сработать как маневр и в наше время, причем как маневр мирного плана. Он направлен в первую очередь на предотвращение боевых действий. Впрочем, будем надеяться, что даже такие маневры никогда больше не понадобятся.

30 января 1945 года советской подлодкой был потоплен лайнер «Вильгельм Густлофф». Он являлся одним из самых больших немецких лайнеров, предназначенных для круизов. Кроме того, на момент постройки он являлся одним из крупнейших пассажирских судов. Мы расскажем о пяти самых больших кораблях, потопленных советскими подводниками.

«Вильгельм Густлофф»

Это германское пассажирское судно, предназначенное для круизных путешествий. Назван в честь убитого нацистского партийного лидера Вильгельма Густлоффа. Спущен на воду 5 мая 1937 года на гамбургской верфи «Блюм и Фосс». До начала Второй мировой войны использовался как плавучий дом отдыха. Совершил 50 круизов у побережья Европы. Лайнер был рассчитан на 1500 человек, имел десять палуб.

В сентябре 1939 года передан в военно-морские силы и переоборудован в плавучий госпиталь на 500 коек. Использовался как лазарет во время военных действий германской армии в Польше. С 1940 года переоборудован в плавучую казарму. Использовался как учебное судно 2-й учебной дивизии подводного плавания в порту Готенхафе. Гибель судна в конце войны считается одной из крупнейших катастроф в морской истории. 30 января 1945 года затонул у берегов Польши после торпедной атаки советской подводной лодки С-13 под командованием А.И. Маринеско. По официальным данным, в ней погибло 5348 человек.

«Гойя»

Грузовое судно, построенное на верфи Akers Mekanika Verksted в Норвегии, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Судно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. С самого начала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации морем от наступающей Красной армии.

Судно «Гойя» успело совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19 785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего затонуло в Балтийском море. Погибло более 6900 человек.

«Генерал Штойбен»

Этот немецкий пассажирский лайнер спущен на воду в 1922 году под названием «Мюнхен». В 1930 году лайнер сгорел в порту Нью-Йорка, после чего был отремонтирован и в 1931 году переименован в «Генерал Штойбен», а в 1938 году — просто в «Штойбен».

Во время Второй мировой войны до 1944 года лайнер использовался как гостиница для высшего командного состава кригсмарине в Киле и Данциге. После 1944-го судно было переоборудовано в госпитальное и участвовало в эвакуации людей (преимущественно раненых военнослужащих и беженцев) из Восточной Пруссии от наступающей Красной армии.

Немецкий лайнер был обнаружен вечером 9 февраля 1945 года советской подводной лодкой С-13. На протяжении четырех с половиной часов советская подлодка преследовала «Штойбен» и ночью 10 февраля в 00:55 торпедировала лайнер двумя торпедами. Лайнер затонул спустя 15 минут, при этом погибло более 3600 человек.

«Зальцбург»

Это сухогруз, построенный в 1922 году в Голландии, на верфи De Groot & Van Vliet для немецкой компании H. Schuldt & Co.

В начале Второй мировой войны корабль использовался в качестве военного транспорта на воде. В апреле 1942 года он перешел Черное море. В октябре 1942 года «Зальцбург» находился в составе конвоя «Южный», вышедшего из Очакова в румынский порт Сулина.

В этом же месяце «Зальцбург» был торпедирован. Согласно основной версии, его атаковала советская подводная лодка М-118, в результате чего погибло более 2000 человек.

Итальянский танкер «Суперга»

16 июня 1941 года состоялась первая встреча подводной лодки Щ-211 Черноморского флота с итальянским танкером «Суперга». Танкеру в этот раз повезло: единственная выпущенная торпеда прошла мимо.

Снова Щ-211 и «Суперга» встретились 29 сентября 1941 года. Первая атака сорвалась — из-за маневра корабля охранения Щ-211 пришлось нырять на глубину. Вторично выйдя на боевой курс, Щ-211 с дистанции 2 кбт выпустила одну торпеду из кормового аппарата. Взрыв расколол танкер на две части. Болгарские сторожевики, охранявшие конвой, посчитали, что танкер подорвался на мине, поэтому Щ-211 никто не бомбил. Так как одна часть судна осталась на плаву, на следующий день лодка вернулась к месту боевого столкновения и выпустила по возвышающимся над водой остаткам танкера еще две торпеды (по некоторым данным, они затонули лишь 2 октября).