23 декабря день дальней авиации ввс. День дальней авиации ввс

По приказу главнокомандующего Военно-воздушными силами (ВВС) РФ Анатолия Корнукова.

Дальняя авиация (ДА) является составной частью авиации Военно-воздушных сил; средством Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации, компонентом стратегических ядерных сил и предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).

Основной задачей дальней авиации в масштабе ВВС считается как ядерное, так и неядерное сдерживание вероятных противников. В случае начала войны ДА будет выполнять задачи по снижению военно-экономического потенциала противника, поражению важных военных объектов, нарушению государственного и военного управления.

Днем создания российской дальней (стратегической) авиации принято считать 23 декабря (10 декабря по старому стилю) 1914 года , когда император Николай II утвердил постановление военного совета Русской армии о создании эскадры бомбардировщиков "Илья Муромец", первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. На самолете "Илья Муромец", спроектированном и построенном русским инженером Игорем Сикорским, были установлены мировые рекорды дальности, продолжительности полета и грузоподъемности.

В годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено 12 истребителей противника. В 1917 году в эскадру входило двадцать бомбардировщиков.

После Октябрьской революции в марте 1918 года началось создание Северной группы воздушных кораблей (СГВК) "Муромцев" для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Напряженное положение на фронтах Гражданской войны не позволило осуществить этот проект.

В ноябре 1918 года Северная группа была переименована в Авиагруппу, а в 1919 году получила название Дивизион воздушных кораблей .

Дальнейшее развитие дальней авиации было связано с принятием в 1930 годы на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством Андрея Туполева. В 1936 году в войска начали поступать самолеты ДБ-3 (после модернизации — ДБ-3Ф), сконструированные в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.

В 1936-1938 годах авиабригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три воздушные армии особого назначения. Армии находились в непосредственном подчинении Наркома обороны. В 1940 году, после их расформирования, соединения и части тяжелых бомбардировщиков вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в ДБА ГК входило пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк (около 1500 самолетов и почти 1000 экипажей, находящихся в полной боеготовности).

Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 года. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года три группы дальних бомбардировщиков нанесли удар по Берлину. В течение месяца ими было совершено 10 налетов на столицу фашистской Германии и выполнено 90 самолетовылетов. В годы войны ДА принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания.

В марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия, в декабре 1944 года — в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе 18-й воздушной армии была создана Дальняя авиация Вооруженных сил.

В 1947 году началось поступление новых самолетов Ту-4 в войска. В 1951 году бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.

После принятия на вооружение в 1950 годы реактивной техники (дальних бомбардировщиков Ту-16, стратегических Ту-95 и ЗМ) произошел качественный скачок в развитии дальней авиации СССР. Экипажи ДА начали освоение Арктики. В 1961 году ДА была переведена с армейской на корпусную организацию. Основу составили три отдельных тяжелых бомбардировочных корпуса с управлениями в Смоленске, Виннице и Благовещенске.

В 1970-1980-е годы ДА пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160, вооруженными крылатыми ракетами большой дальности. В сентябре 1980 года из управления ДА и входивших в ее состав авиационных корпусов были образованы воздушные армии. В мае 1988 года ДА была воссоздана.

С мая 1992 года Дальняя авиация вошла в состав Военно-воздушных сил Российской Федерации. В августе 1998 года на базе Дальней авиации была образована 37-я воздушная армия Верховного Главного командования (стратегического назначения).

После вынужденного затишья, связанного с распадом СССР, возросла интенсивность полетов самолетов ДА. В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом.

Соединения и части ДА базируются с учетом ее оперативно-стратегического предназначения и задач от Новгорода на западе страны до Анадыря и Уссурийска на востоке, от Тикси на севере и до Благовещенска на юге России.

Командующий Дальней авиацией России — генерал-лейтенант Сергей Кобылаш .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(Дополнительный

А именно 37-ю воздушную армию, принято называть дальней авиацией. Одной из ее главных задач сегодня является стратегическое сдерживание возможного противника с воздуха. Если возникнет необходимость, то нанесет удары по военно-техническим базам противника на дальних расстояниях.

Немного из истории

Более ста лет назад, когда еще никто не праздновал День дальней авиации (потому как самого понятия дальней авиации еще не существовало), авиаинженер разработал новый бомбардировщик. Он был четырехмоторным и самым большим во всем мире. Его испытание состоялось в конце 1913 года.

«Илья Муромец» - так стали называть его и еще некоторые аналогичные серии летательных аппаратов, когда через год, 23.12.1914 г., Николай Второй подписал приказ о создании эскадры (первой) бомбардировщиков. С этого дня пошел отсчет мировой тяжелобомбардировочной и дальней авиации России.

Поэтому когда в современное время встал вопрос, какого числа День дальней авиации праздновать, ответ не заставил себя долго ждать. И в 1999 г. вышел приказ верховного главнокомандующего об объявлении 23 декабря профессиональным праздником летчиков дальней авиации. С тех пор все военные 37-й воздушной отмечают в этот день свой профессиональный праздник.

Поздравления с Днем дальней авиации

Конечно, в праздник нельзя обойтись без поздравлений. Они звучат в стихотворной форме и в прозе, их слышно в песне и видно в танцевальных постановках. Поздравления звучат от близких людей и от совсем незнакомых, от всех, кому не безразличен этот праздничный день.

1-е поздравление. Небо для вас является не просто пространством голубого цвета, но и домом. Но настоящий дом, конечно, находится на земле. Знайте, что в нем вас всегда ждет семья: жены и матери, отцы и дети. Берегите себя для них, чувствуйте всегда их поддержку. Пусть перед вами не встают невыполнимые задачи, удача всегда сопровождает вас на жизненном пути, а мечты пусть сбываются чаще.

2-е поздравление. День дальней авиации - это для вас не просто профессиональный праздник. Это важная дата, когда вы слышите много поздравлений, пожеланий и благодарностей. Когда-то вы выбрали для себя этот нелегкий путь. Так пусть он всегда будет успешным! Пусть здоровье и железная птица не подведут вас в ответственный момент. Пусть всегда будут счастливы ваши родные и близкие!

3-е поздравление. Вы охраняете небо над страной днем и ночью, вы порой не знаете отдыха, для вас приказ об охране Родины всегда беспрекословен к исполнению. Вы - элита военно-воздушных сил страны! Поэтому сегодня слава всем летчикам дальней авиации! Пусть ваша непростая служба приносит вам удовольствие, пусть полеты будут мирными, а мастерство с каждым разом только улучшается. И даже если придется надолго покинуть свой дом, всегда возвращайтесь к своим женам и детям, родителям и друзьям! Удачи вам!

Столетие дальней авиации России

В 2014 году вся страна отмечала столетие дальней авиации. В этот день вспомнили историю основания, участие бомбардировщиков во времена Первой и Второй мировых войн. Многие летчики с телеэкранов и страниц газет сами рассказали людям о своей профессии.

В День дальней авиации показали документальный фильм, созданный к юбилею. Он прослеживает весь путь от первого "Ильи Муромца" до современного Ту-160.

К праздничному дню была выпущена медаль «100 лет дальней авиации России».

Дальняя авиация сегодня

Сегодня дальняя авиация выполняет важные задачи по борьбе с терроризмом в Сирии и Иране. На ее вооружении стоят различные типы летательных аппаратов. Среди них ракетоносцы стратегического назначения (сверхзвуковой Ту-160, который в мире является самым большим, и бомбардировщики на дальние расстояния (Ту-22М3) и заправщики топлива (ИЛ-78М).

Конечно, не всем странам нравится мощь которая с каждым годом только растет. Но им остается только принять ситуацию такой, какая она есть. И уж тем более никто не сможет ззапретить гражданам РФ праздновать свой день дальней авиации.

23 декабря - день дальней авиации ВВС РФ, и об этом должен помнить каждый гражданин. И хотя этот день является рабочим, но от этого не теряет своей значимости. Ведь военные люди не знают отдыха, особенно если под угрозой находится безопасность страны.

Начало нашей дальней авиации было положено эскадрильей «Илья Муромец». Это была первая в мире боевая часть тяжёлых бомбардировщиков. Николаем II утверждено решение о её создании 23 декабря 1914 года. В период Первой мировой эскадрилья выполнила четыреста боевых вылета. За всю историю немцам удалось сбить только одного «Муромца».

После февральской революции наступил развал армии. В сентябре 1917 года самолёты пришлось сжечь, чтобы они не достались врагу. На тот момент в эскадру входили двадцать самолётов.

Важность дальней авиации понимали и большевики. В 1918 году была сформирована группа из трёх «Муромцев». Качественный перелом наступил с вводом в строй модели ТБ-3 сконструированной Туполевым. На начало 30-х годов было создано несколько корпусов дальней авиации. Тридцатые годы ознаменовались созданием стратегической авиации. На тот момент нигде в мире не существовало таких формирований.

В эти годы шло бурное развитие авиации. Несколько КБ работало над созданием принципиально новых моделей тяжёлых бомбардировщиков. Параллельно с этим, шли организационные работы по формированию структуры дальней авиации. На начало второй мировой на боевом дежурстве стояло примерно полторы тысячи самолётов и около тысячи экипажей.

Роль дальней авиации проявилась с первого дня войны. 22 июня самолёты бомбили немцев под Сувалком и Перемышлем. На следующий день – противник тушил Данциг, Варшаву, Краков и несколько других городов. В ночь на 11 августа 41 года тяжёлая авиация бомбила Берлин.

В войну экипажи дальней авиации принимали участие во всех важнейших операциях. Они совершили больше 220 тысяч вылетов, сбросили два с четвертью миллиона бомб разного калибра. Шестеро военнослужащих стали дважды героями Советского союза, 269 человек получили Звезду героя.

В 1946 году была создана Дальняя авиация Вооружённых сил. Базой для создания послужила 18-я воздушная армия. Война практически полностью износила самолётный парк. В конце сороковых было принято решение о копировании американца В-29. Ту-4 поступает на вооружение в 1947 году, а с 1951 года эти самолёты становятся на боевое дежурство с ядерным оружием.

Основная реорганизация дальней авиации приходилась на 60-е и 80-е годы. В это время проводилась реформа структур управления, поступали новые модели самолётов. Именно в 60-е наши лётчики впервые стали летать «за Угол», началось освоение Арктики. Авиационные комплексы Ту-22М3, Ту-160, Ту-95МС могли нанести удары крылатыми ракетами из любой точки по любой цели.

Распад СССР лишил дальнюю авиацию украинского полка Ту-160 и заправщиков. В конце 90-х начинается постепенное восстановление численности и финансирования частей стратегического назначения. 2001 ознаменовался первым за десять лет появлением наших гигантов над Северным полюсом.

Резко повысилась боеготовность экипажей. В 2003 году два 160-х и четыре 95-х совершают уникальный перелёт в Индийский океан. Во второй половине 2007 года возобновляются постоянные полёты в удалённых регионах. В настоящее время активно патрулируются зоны интенсивного судоходства и экономической деятельности страны.

Лёгких времён у дальней авиации никогда не было. Но, невзирая на проблемы, военнослужащие выполняют свой долг по обеспечению боеготовности. 23 декабря лётчики и служащие частей обеспечения принимают заслуженные поздравления и награды.

16 лет назад – в 1999 году на основании приказа Главнокомандующего ВВС РФ Анатолия Корнукова в календаре праздников и памятных дат появляется День дальней авиации России. Официальной датой празднования Дня дальней авиации становится 23 декабря, причём эта дата отнюдь не была взята «с потолка». Именно 23 декабря далёкого 1914 года сформирована воздушная эскадра самолётов «Илья Муромец». Формирование прошло по решению Военного совета армии.

Примерно годом ранее четырёхмоторный гигант (по тогдашним меркам) С-22 «Илья Муромец» совершал испытательные полёты. Этот самолёт был разработан в Санкт-Петербурге отделом Русско-Балтийского вагонного завода группой инженеров под руководством Игоря Ивановича Сикорского.

«Илья Муромец» стал первым бомбардировщиком. Его характеристики по тем временам были более чем впечатляющими.

Размах крыльев: верхнего – 30,87 м, нижнего – 22 м; вес пустого самолёта – 3,8 т, максимальная взлётная масса 5,1 т, продолжительность полёта – до 4 часов, дальность полёта – до 440 км, длина разбега – 450 м, время набора высоты в 1 км – около 9 минут.

В ходе декабрьских испытаний 1913 года «Илья Муромец» поднял на высоту 1 км груз массой около 1,1 т, тем самым установив новый мировой рекорд.

Впоследствии в России стали выпускаться и пассажирские варианты самолёта Сикорского. А к началу Первой мировой войны 4 бомбардировщика «Илья Муромец» были переданы Императорскому военно-воздушному флоту.

Лётчики дальнебомбардировочной авиации проявили себя с первых дней Великой Отечественной войны. В исторических архивах сохранились документы, из которых известно, что первый бой дальнебомбардировочная авиация провела уже примерно через 8 часов после того, как гитлеровцы пересекли границы Советского Союза. В документах говорится о том, что лётчики нанесли удары по скоплению гитлеровских войск в районах Сувалки и Прасныш. Особое внимание на себя обращает тот факт, что самолёты дальнебомбардировочной авиации спустя примерно полтора месяца с момента начала войны нанесли авиационный удар по сердцу гитлеровского Рейха – Берлину. Три группы дальних бомбардировщиков, сформированные из состава 22, 200 дальнебомбардировочных авиационных полков и 81 авиадивизии участвовали в нанесении ударов по Берлину. С 8 августа по начало сентября было совершено 90 вылетов и нанесено 10 массированных ударов по немецкой столице.

Бомбардировки Берлина стали настоящим шоком для гитлеровцев, ведь уже через несколько недель после начала войны главный пропагандист нацизма Геббельс объявил о том, что советская авиация полностью разгромлена. К тому же было известно и громкое высказывание главкома люфтваффе Геринга, который заявил, что «ни одна бомба никогда не упадёт на столицу Третьего Рейха». Упала… И не одна…

Когда советские дальние бомбардировщики ДБ-3 ВВС Балтфлота, поднявшиеся в воздух с острова Эзель (ныне эстонский остров Сааремаа), впервые пересекли восточную немецкую границу, то представители войск ПВО и подумать не могли, что их летят бомбить русские. Самолёты были приняты за собственные – «заблудившиеся» немецкие, и в одном из случаев с помощью прожекторов немцы решили помочь лётчикам осуществить посадку на одном из аэродромов. От «помощи» советские лётчики, принятые за своих, по понятным причинам, отказались, что, в принципе, не вызвало особых подозрений у немецких военных.

В ночь на 8 августа на Берлин, который был залит светом фонарей и стал идеальной мишенью, посыпались первые советские авиабомбы. Заполыхали промышленные объекты гитлеровской столицы, разрывы бомб отмечались в районе Штеттина. В течение первой минуты противник не мог выйти из шокового состояния. Когда бомбы уже рвались в столице, немцы догадались включить светомаскировку.

На итоговой стадии операции по нанесению первого авиаудара по Берлину радист Василий Кротенко вышел в радиоэфир и произнёс исторические слова:

Моё место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!

Примерно в 4 утра бомбардировщики Балтийского флота уже садились на родной аэродром, совершив, казалось, на тот момент невозможное. Несмотря на то, что существенного ущерба удары не нанесли, куда более важен был психологический эффект от этого шага. Немецкие газеты на другой день вышли со статьями о том, что ударили по Берлину самолёты британской королевской авиации, чему в Лондоне были сильно удивлены. Ещё больше были удивлены (и это мягко сказано) в Германии, когда получили подтверждение того, что именно русские самолёты атаковали Берлин с воздуха.

В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавших в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.

Ещё через пять дней – 13 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР первым четырём лётчиках, бомбивших немецкую столицу, были присвоены звания Героев Советского Союза. Героями стали полковник Е.Н.Преображенский, капитан В.А.Гречишников, капитан М.Н.Плоткин, капитан А.Я.Ефремов (штурман флагманского экипажа).

7 марта 1942 года на тот момент уже майор Михаил (Меер) Николаевич Плоткин погиб, возвращаясь после выполнения боевого задания по постановке минных заграждений на рейде Хельсинки.

И сегодня дальняя авиация преподносит особые сюрпризы «друзьям» России. Так, самолёты дальней и стратегической авиации участвуют в контртеррористической операции, нанося сокрушительные удары по объектам и позициям боевиков на территории Сирии. Минобороны представило кадры массированного удара самолётами дальней авиации (Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3) по объектам инфраструктуры ИГИЛ.

Сегодня дальняя авиация – это не только одно из серьёзнейших средств по борьбе со спонсируемым третьими странами террористическими группировками, это одна из важнейших составляющих сил ядерного сдерживания. Это средство Верховного Главнокомандующего ВС РФ для решения стратегических задач.

На вооружении дальней авиации состоят стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, дальние бомбардировщики Ту-22М3, самолёты-заправщики Ил-78(М), специальные самолеты Ан-30Б, транспортные самолёты Ан-12, Ан-26, вертолёты Ми-8 и Ми-26.

Самолёты дальней авиации выполняют полёты по патрулированию воздушных рубежей России, появляются в нейтральных водах над Северной Европой, у восточного и западного побережья Северной Америки. В 2014 году самолёты дальней авиации приземлялись на аэродромах Никарагуа и Венесуэлы. Спектр работы по-настоящему огромен.

Этот праздник отмечают те, кто служил или служит, кто связал свою судьбу с 37-й воздушной армией Верховного Главного командования стратегического назначения. Это военное объединение является элитой ВВС, важным компонентом ядерной ударной силы нашего государства и его стратегическим резервом.

Дальняя авиация играет огромную роль в деле обеспечения обороноспособности и защиты границ России от посягательств.

История

Эту дату связывают сразу с несколькими важными событиями не только для Российской империи, но и всего мира.

  1. Много сил и времени были отданы на конструирование тяжелого бомбардировщика. Отцом «Ильи Муромца», самого большого в те времена четырехмоторного самолета (прадедушки современных ракетоносцев), можно назвать легендарного Игоря Сикорского. В декабре 1913 года был произведен первый испытательный его полет.
  2. Через год Военный Совет постановил сформировать первую эскадру таких самолетов. Указ, подписанный императором Николаем II, положил начало существованию тяжелой бомбардировочной авиации.
  3. Пионеры дальней авиации прослужили на славу Отечеству в годы Первой мировой войны. Но были сожжены в 1917 году с целью исключения захвата подошедшими близко к их дислокации германскими войсками.
  4. Декретом Совета Народных Комиссаров в марте 1918 года было утверждено формирование Северной группы данных кораблей.
  5. В дальнейшем развитии и перевооружении (в 30-е годы) приняли участия коллективы под руководством Туполева А.Н. и Ильюшина С.В., которые разработали новые авиамашины.

Годы Великой Отечественной войны подтвердили значимость таких самолетов и их экипажей. Многие солдаты и офицеры были удостоены наград и звания Герой Советского Союза.

Традиции

В настоящее тревожное время с особой теплотой проходят празднования этого дня. На государственном уровне награждают за особые заслуги отличившихся военнослужащих медалями и орденами. Помнят и чтят тех, кто отдал жизнь за мирное небо над головой.

Личному составу поручено выполнять самые сложные и ответственные задачи:

  • поддерживать технику в боевой готовности и повышать свой профессиональный уровень с учетом современных достижений;
  • вести оперативную и стратегическую разведку;
  • уничтожать базы террористов и различные объекты противника военного назначения на расстояниях многих тысяч километров от мест своего базирования в любое время суток:
  • участвовать в воздушных парадах в честь дня авиации и победы.

Отдельные формирования командированы в отдаленные места и совершают бесстрашные полеты вдали от Родины. Они помогают своим присутствием мирному населению и законно избранным правительствам защищать свои конституционные права и свободы. Поэтому традицией стали поездки заслуженных артистов с выступлениями в такие горячие точки.

В радиоэфире и на телевидении проходят праздничные концерты с участием молодых и именитых вокалистов, творческих коллективов. Обязательно звучат поздравления от руководителей страны. Организовываются торжества и для членов семей.