Холод – друг, а не враг. Польза низких температур для красоты и здоровья

"Друг или враг" Михаил Садовский Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах" Зимой холодно. Надваем тёплую рубашку, поверх свитер, потом ещё шубу всё равно холодно. Мороз и под шубу забирается, и за нос щиплет, и пальцы леденит. С морозом не шути! Зазеваешься - плохо придётся: обморозишься! Значит, мороз - враг? Конечно! Зимой и автомашину трудно завести, и пароходы и баржи стоят - вмёрзли в лёд и ждут весны. А попробуй зимой не отапливай дома - вода замёрзнет в трубах - они лопнут. Всем от мороза достаётся. А если бы не было мороза? Не было бы зимы. Как было бы плохо! Не кататься тогда с горки на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Если бы не было мороза, испортитлось бы мясо и не попробовать мороженого. Значит, мороз - друг? Конечно! Ведь холод помогает теперь людям во многих сложных делах: и варить сталь, и строить города, и летать в космос, и лечить от болезней. Прежде люди только прятались от холода: грелись у костров, строили тёплые жилища, шили тёплую одежду, а потом научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод. И так и так правильно. "Прошлогодний снег" Михаил Садовский Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах" Часто говорят, о чём-то прошедшем, чего нельзя уже найти и вернуть, "искать, как прошлогодний снег". Эта старая и мудрая поговорка, вообще говоря, не совсем точна. Оказывается, пошлогодний снег, снег пошлой зимы, найти не так трудно. Легче всего отыскать его высоко в горах. Лежит он там на вершинах белыми шапками и даже в сильную жару не тает. А ещё прошлогодний снег можно найти в тенистом лесном овраге под слоем старых листьев. Он плотный, голубоватый и потихоньку тает. Вокруг лето. Июнь на дворе, а здесь островок зимы. Солнышку сюда не пробраться и ветру не долететь. Но люди подсмотрели, как природа ледник устроила, и сами стали запасать лёд впрок. Осенью в укромном тенистом месте углубляют землю и устилают соломой. А как наступит зима и после крепких морозов нарастёт лёд на реке, вырубают из него кирпичи и складывают в приготовленное место. Ровно. Один к одному. И всё время ещё водой поливают. Получается за зиму цельная глыба льда. Но вот начинает весна подбираться, звенеть капелью - самое время прятать ледник от солнца и тепла. На лёд кладут слой соломы, сверху засыпают опилками, а поверх опилок - торфом. Готово! Получился чёрный бугор. Через некоторое время он зарастёт травой, зазеленеет, и не будет знать травка, что под ней настоящая зима прячется. Когда надо, люди откалывают кусок льда и снова аккуратно закрывают ледник, чтобы тепло не пробралось, не растопило его. Так прошлогодний снег и служит людям до новой зимы. "Сухой лёд" Михаил Садовский Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах" Купил однажды мальчик мороженое. К бумажной обёртке прирос кусочек льда. Стал мальчик смотреть, как тает лёд. Вот всё меньше и меньше льдинка совсем исчезла. А на том месте, где она была, ничего не осталось. Даже маленькой капельки воды! Что же это за лёд такой сухой? Может, он и не из воды вовсе? Правильно - не из воды. Сосулька ледяная тает - вода капает, а этот лёд растаял - никаких следов, потому что люди сделали его из газа, который называется "углекислый газ". А лёд назвали сухим льдом. Сухой лёд такой холодный, что его нельзя брать голыми руками - сразу обморозишь! Он намного холоднее обычного, но ведь разный лёд нужен людям: потеплее и похолоднее. Яблоки, например, на сильном морозе промёрзнут и станут невкусными, а мороженое без сухого льда растает и потечёт. А так сложил в ящик пломбиры, сверху льда сухого набросал - долго будет храниться мороженое даже в самый жаркий июльский день. Вынешь пачку она твёрдая, как камень! Лёд тает, мороженое сохраняет, и сухо. У каждого льда своя работа. "Мороз выручил" Михаил Садовский Из сборника коротких рассказов "Зима на колёсах" Однажды, когда в Москве стоили метро, случилось вот что. Вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую вязкую землю - настоящее болото. Мягкая почва, а не возьмёшь никак. Ползёт. Обваливается. Вода кругом сочится, ручьями бежит. Что делать? Стали думать, как дальше в таком грунте тонннель вести. Разные способы предлагали строители, но то дорого выходило, то не очень надёжно. А рисковать нельзя - под землёй люди, машины. Помогли стоителям шахтёры. Они, оказывается, уже пробовали вести под землёй тоннели в таком опасном грунте. Заморозили тогда подземное болото с помощью холодильных машин, оно стало совсем твёрдым. А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. Когда земля оттаяла и снова распустилась, то вода уже не смогла просочиться внутрь тоннеля. Так впервые мороз помог московским метростроевцам. С тех пор уже много раз пользовались этим способом, когда встречались на пути подземные болота - плывуны. Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде. Ведь в тех местах почва болотистая, много подземной воды, а вокруг озёра и море рядом. Но испытанный способ не подвёл. Теперь прекрасное метро в городе Петербурге!

2013-10-31 , 2838

До начала зимы осталось совсем немного, нежные барышни с ужасом ждут зимних холодов и с тоской вспоминают безвозвратно ушедшее лето. Между тем, американские ученые доказали, что жаркая погода в шесть раз опаснее для здоровья, чем щипающие зимние морозы.

Дети, родившееся в холодное время года, имеют намного меньше проблем со здоровьем, чем те, кому выпало счастье родиться в сезон витаминов и пляжного отдыха. Одна из причин этой закономерности в том, что морозы оказывают губительное действие на микробы и вирусы. В зимний сезон не цветут растения-аллергены, на улицах меньше пыли, а воздух отличается чистотой и прозрачностью.

Сильные морозы активизируют иммунную систему, настраивают организм на защиту от простудных заболеваний, укрепляют нервную систему, не позволяя стрессам взять власть в свои руки. Более того - кратковременное воздействие холода стимулирует выработку гормонов, делающих человека счастливым - серотонина и эндорфина. Морозный воздух содержит намного больше кислорода, насыщает кровь и улучшает вентиляцию легких.

Доктор Мороз

Лечение холодом успешно практиковали Гиппократ и Авиценна. Чтобы избавить пациента от боли, они и их коллеги накладывали на болезненный участок куски льда или холодные металлические предметы. Известен случай, когда от неизлечимого в 19 веке туберкулеза излечился с помощью купания в ледяной реке австрийский доктор Иоганн Крейп.

Сегодня клиники предлагают в качестве лечения криотерапию - воздействие сверхнизких температур, а именно - 100-160 градусов ниже нуля. Такое лечение оказывает на организм общее оздоравливающее действие, пробуждает иммунитет и повышает психологическую устойчивость.

Современные медики лечат с помощью низких температур эрозии, ушибы, обострения артроза. Посредством криохирургии удаляют новообразования на коже и слизистых оболочках, в том числе злокачественные, без следов и рубцов.

Использование холода в косметологии

Женщины издавна использовали холод для того, чтобы сделать здоровой и красивой кожу - умывались снегом и ледяной водой. Позднее воду стали замораживать в морозильных камерах и протирать лицо кубиками льда. В результате таких процедур кожа становится гладкой, свежей, упругой, приобретает здоровый розовый оттенок.

В косметологических кабинетах пациенткам, нежелающим стареть предлагают криотерапию и криомассаж. Это только в сказках молодели после купания в кипящем молоке, в действительности - процесс старения можно замедлить с помощью краткосрочного воздействия холодом.

С помощью холода можно даже избавиться от лишнего жира. В специальных аппаратах на проблемные зоны воздействуют низкими температурами, буквально вымораживающими жировые клетки без шрамов, растяжек и других проблем. Такая процедура называется криолиполиз.

Как извлечь пользу из зимы

Зимой ни в коем случае нельзя сидеть в помещении! Самый дешевый и доступный способ оздоровиться и повысить иммунитет - больше гулять! Идеально делать это перед сном, но если темп жизни не позволяет совершать вечерние прогулки, нужно хотя бы часть пути проходить пешком, возвращаясь с учебы или работы.

В выходные дни вместо просмотра фильмов и чаепитий под одеялом, нужно кататься на санках, коньках, играть в снежки. Нагрузки должны быть умеренными, так как слишком активные занятия могут стать причиной снижения иммунитета, что приведет к неожиданной простуде.


МБОУ «Новоаннинская гимназия»

1. Основная информация о работе 2

2. Текст итоговой комплексной контрольной работы 3

4. Использованные источники информации 12

Основная информация о работе

Структура

Объект оценки

Связь с учебными предметами и программами

Число заданий

базового уровня

Число заданий повышенного уровня

Время выполнения

Работа с информацией

Литературное чтение

Русский язык

Решение учебно-практических задач

Математика

Решение учебно-практических задач

Окружающий мир

Рефлексия

Итого

90 минут

Примечание:

Блоки интегрированной работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю, на них может отводиться от20 до 25 минут урока в зависимости от сложности заданий.

1. Все задания выделены жирным шрифтом и пронумерованы.

2. Задания повышенного уровня выделены жирным курсивом.

3. Предложены задания трёх типов:

· Выбор ответа (ВО)

· Краткий ответ (КО)

· Развёрнутый ответ (РО)

Итоговая комплексная контрольная работа за год

1 класс. Развивающая система

Фамилия имя____________________________________________

Класс___________________________________________________

Друг или враг

Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, свитер, шубу. Мороз за нос щиплет и пальцы леденит.

Значит, мороз – враг? Зимой и машину трудно завести, и пароходы вмёрзли в лёд.

А если бы не было мороза? Не кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Без холода и мороженого не попробовать. Значит, мороз – друг?

Прежде люди только прятались от холода, а потом научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод.

I. Тест по литературному чтению.

Задание Л-2 . Определи и отметь R, текст «Друг или враг» это:

а) .gif" width="23" height="23"> научная статья;

б) .gif" width="23" height="23"> сказка;

в) .gif" width="23" height="23"> рассказ.

Задание Л-3 . Найди в тексте второе предложение и отметь R предмет, о котором в этом предложении не упоминается.

Gif" width="23" height="23">

Gif" width="23" height="23">

Gif" width="23" height="23">.gif" width="25" height="25 src=">

Задание Л-4 . Как ты думаешь, о чём этот рассказ? Напиши.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание Р-1. 1) Определи количество слогов в словах. Отметь вариант ответа, где сделана ошибка.

2)Если сможешь, исправь ошибку.

а) санки – 2 слога;

б) мороженое – 4 слога;

в) друг – 1 слог.

Задание Р-2. Определи, с какого звука начинается слово МОРОЗ . Придумай и запиши три слова, в которых этот звук был бы в конце. Подчеркни букву, обозначающую этот звук.

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание Р-3 . Найди в тексте и спиши три первых предложения. Проверь. Если надо, исправь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание Р-4 . Сколько в тексте вопросительных предложений? Отметь правильный вариант ответа.

III. Тест по математике.

Задание М-1. Найди закономерность. Продолжи последовательность сумм.

1 + 2.gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">

Gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23"> + .gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23"> + .gif" width="23" height="23">.gif" width="23" height="23">

Задание М-2. Проверь, правильно ли нашли значения выражений Дед Мороз и Снегурочка. Если найдёшь ошибку, исправь. Подчеркни разность, значение которой равно наибольшему однозначному числу .


Задание М-3. Составь по рисунку задачу. Запиши решение и ответ.


Ответ:

IV. Тест по окружающему миру.

Задание О-1. Какое время года наступает после зимы? Выбери правильный ответ.

Задание О-2. Найди на рисунке и обведи зеленым карандашом объекты живой природы.

654 " style="width:490.35pt;border-collapse:collapse;border:none">

№ и тип задания

Выставление баллов за задания базового уровня

Техника чтения 25-30 слов в минуту – 2 балла; 20-24 слова – 1 балл; менее 20 слов – 0 баллов.

в) рассказ - 1 балл.

За правильно выбранный вариант ответа б) мороженое - 1 балл.

За каждое правильно подобранное слово – 1 балл.

Подчеркнул нужную букву – еще 1 балл.

Если списаны без ошибок (или сам исправил ошибки) все три предложения – 3 балла, списаны правильно не все предложения или все предложения, но допущены 2-3 ошибки – 2 балла; больше ошибок – 0 баллов.

Если верно найдена закономерность и решены примеры – 3 балла; 1-2 вычислительные ошибки – 2 балла; найдены значения выражений, но не продолжена закономерность – 1 балл.

Записано решение и ответ – 3 балла; допущена вычислительная ошибка – 2 балла.

За правильно выбранный вариант ответа а) весна - 1 балл.

Если отмечены деревья, дети, ворона - 2 балла;

не отмечен какой-то один объект - 1 балл,

если две более ошибок – 0 баллов.

Если все вписано верно (Россия, декабрь, январь, февраль и название города) – 3 балла; допущена 1 ошибка – 2 балла; две и более – 0 баллов.

Итого

23 балла

Результат

Если ученик выполнил более 65% заданий, набрал более 15 баллов – он достиг планируемого результата на высоком уровне,

Если ученик выполнил 50-65%, набрал 11-14 баллов – он достиг планируемого результата на базовом уровне,

Если ученик выполнил менее 50%, набрал менее 11 баллов – он не достиг планируемого результата, уровень ниже базового.

Оценка выполнения заданий повышенного уровня

№ и тип задания

Выставление баллов за задания повышенного уровня

Максимальное количество баллов

За правильно выбранный вариант ответа шапка - 1 балл.

Если неправильно - 0 баллов.

За правильный ответ - 1 балл.

Если верно исправлена ошибка – 1 балл.

За правильно выбранный вариант ответа в)3 - 1 балл.

Исправлены 3 ошибки и подчеркнута разность – 3 балла; ошибки исправлены, но не подчеркнута (или неверно подчеркнута) разность – 2 балла; исправлены 2 ошибки и подчеркнута разность – 2 балла; найдена 1 ошибка и подчеркнута разность – 1 балл.

За ответ снег (возможно, воздух ) – 1 балл.

Итого

8 баллов

Результат

Если ученик набрал 7-8 баллов – он способен применять знания для решения задач повышенного уровня.

Если ученик набрал менее 6 баллов – он не способен применять знания для решения задач повышенного уровня.

Самопроверка оценивается отдельно. Количество баллов не входит в итоговую сумму баллов. Учитывается при оценке сформированности УУД.

Оценка метапредметных результатов

Коммуникативные

Сформированы на базовом уровне, если ученик адекватно вел себя во время работы, не мешал другим. Достаточно четко формулировал свои вопросы и просьбы.

Регулятивные

Сформированы на базовом уровне, если ребенок верно выполнил большинство заданий, нашел и исправил свои ошибки, справился с самопроверкой.

Познавательные

Сформированы на базовом уровне, если дети правильно поняли инструкцию во всех заданиях и если правильно выполнено хотя бы 50% заданий.

Оценка личностных результатов

Сформированы на базовом уровне, если выполнено задание самопроверка.

Использованные источники информации

1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. Ч.1. под ред. , . – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . – М.: Просвещение, 2009.

3. , Яковлева достижения: Итоговые комплексные контрольные работы. 1 класс / Под. ред. . – М.: Просвещение, 2009.

4. Программы начального общего образования. Система / Сост. , . – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.

5. Контрольные и проверочные работы . 2-е полугодие. Система / Сост. , - 4-е изд., перераб. и доп.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

6. , Ефремова заданий по математике для текущего и тематического контроля. 1 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

http://*****/0912/0d/9575178f26bd. png - Дед Мороз и Снегурочка

http://*****/0811/a6/a973a576c2a5.png - дети

http://bukvar. *****/111.asp? dd=http://bukvar. *****/attach. asp? a_no=10507 – забавы детей

http://img-fotki. *****/get/5006/valenta-mog. ce/0_680bd_81a3de33_L. jpg - мороженое

http://www. /posted_files/N8B1AA7A8DA91.jpg - мороженое

http://*****/images/stories/rubashka. jpg - рубашка

http://www. *****/static/files/themes/quote/45007_a2ebe79dd50ecab121fc42_600.585x472x50.jpg - свитер

http://zombi. *****/media/1111/Snegok. png - снежок

http://bm. img. /img/otvet/q/9/584539_n. jpg - шапка

http://masnejinka. /image/cache/data/shuba/34-172x172.jpg - шуба


Дата публикации: 30.11.2017 (14:48)

Информация помечена тегами:

координационный совет инфонарод традиционная культура

* количество прочтений.

С большим интересом перечитал материал, раскрывающий онтологию возникновения такого легендарного сказочного персонажа как Дед Мороз. Сам примерно лет пять дедоморозил на детских утренниках, поэтому немного представляю что это такое.

Оказывается, ёлка пришла к нам в Россию с Запада, в частности из Германии, а Дед Мороз - это чисто наше изобретение, близких аналогов в других странах нет. Николай Чудотворец в виде Санта Клауса прототипом Деда Мороза не является.

Елка и Дед Мороз некоторое время, начиная с середины XIX века существовали параллельно, но очень скоро объединились.

Первоначально, Дед Мороз был злым, но очень быстро подобрел. Если Морозко ленивицу заморозил, то Дед Мороз просто пожурил и подарил ей сосульку. В окончательно устоявшейся версии Дед Мороз и елку приносит, и дарит подарки. Снегурочка в его компании появилась позже, в 60-х годах Дед Мороз появляется в компании с космонавтом.

Интересное отношение было к Деду Морозу у большевиков. С началом борьбы с религией его запрещали, как распространителя религиозного мракобесия. Но уже начиная с 1935 года, он опять возвращается и популяризируется властями.

Новый 1944 год. Дед Мороз с характерной трубкой.

Одно можно сказать точно - Дед Мороз - это не изобретение советской власти. Они просто взяли его к себе на вооружение.

Это как бы присказка, а вот и сказочка.

28 ноября 2017 года появилось сообщение: «В новосибирских детских садах запретили Дедов Морозов»

Источник РБК Новосибирск сообщил, что в ряде детских садов Новосибирска родители обсуждают запрет на проведение детских праздников с приглашенным Дедом Морозом. В поисках причин этого решения родители ссылались на разные версии: от ссылок на борьбу с терроризмом до противодействия поборам в муниципальных образовательных учреждениях. О подобных нововведениях, принятых в целях борьбы с коррупцией, уже сообщали СМИ из Кирова, Казани, Самары.

Источником который озвучивает эту информацию, является Анна Терешкова, руководитель департамента мэрии Новосибирска по культуре, спорту и молодёжной политике:

«Дети очень малы и Дед Мороз для них непонятен - так поясняют эксперты. Поэтому в младшие группы можно звать только Снегурочку, но этого психологи не советуют», - отмечает она.



Ярые славянофилы намерены запретить хождение по улицам Новосибирска и проезд в метро зомби и других людей в костюмах Хэллоуина. Да и сам западный праздник, по их мнению, может нанести вред детской психике. 25 ноября в мэрии собрались психологи, педагоги и историки, чтобы разобраться, так ли опасна карнавальная нечисть, как говорят, и кто способен напугать ребенка больше: зомби или Дед Мороз.


в теперь прямая речь:

Начальник департамента культуры, спорта и моложенной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова: Новосибирск – это город для всех: «И наш город всегда этим славился, благодаря этому он и развивается. Нужно уважать и слышать людей. Если ты видишь, что твой сосед в чем-то немного не прав, ему нужно просто с добром и любовью помочь, объяснить. Но не запрещать, не закрывать и не сажать. Мы обязательно встретимся с ребятами, которые организуют шествия зомби, побеседуем, попытаемся, наверное, убедить отказаться от поездок в метро, в любом случае, можно найти компромиссное решение.»


Суть в следующем - психологи от Терешковой проводят параллель между «милыми» зомбиками и страшным Дедом Морозом и приходят к предсказуемому выводу: Дед Мороз вреднее и опаснее для общества, чем зомбики со следами катастроф и увечиями. Ну например вот такими



Фотографии с фестиваля «Знаки», соорганизатором которого выступает департамент молодёжной политики мэрии Новосибирска, возглавляемый Анной Терешковой.


Фотографии с фестиваля «Знаки», соорганизатором которого выступает департамент молодёжной политики мэрии Новосибирска, возглавляемый Анной Терешковой.



«То, что будет «Монстрация», – это я гарантирую, как человек и как руководитель департамента, – цитирует начальника департамента культуры, спорта и молодежной политики ТАСС. – Возможно, она пройдет другим маршрутом, чтобы не перекрывать движение транспорта. Я считаю, что и шествие на Хэллоуин не надо отменять».

МИХАИЛ САДОВСКИЙ

ЗИМА НА КОЛЁСАХ

Издательство "Детская литература"

Москва 1971

Друг или враг

Зимой холодно. Надваем тёплую рубашку, поверх свитер, потом ещё шубу - всё равно холодно. Мороз и под шубу забирается, и за нос щиплет, и пальцы леденит. С морозом не шути! Зазеваешься - плохо придётся: обморозишься! Значит, мороз - враг? Конечно! Зимой и автомашину трудно завести, и пароходы и баржи стоят - вмёрзли в лёд и ждут весны. А попробуй зимой не отапливай дома - вода замёрзнет в трубах - они лопнут. Всем от мороза достаётся. А если бы не было мороза? Не было бы зимы. Как было бы плохо! Не кататься тогда с горки на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Если бы не было мороза, испортитлось бы мясо и не попробовать мороженого. Значит, мороз - друг? Конечно! Ведь холод помогает теперь людям во многих сложных делах: и варить сталь, и строить города, и летать в космос, и лечить от болезней. Прежде люди только прятались от холода: грелись у костров, строили тёплые жилища, шили тёплую одежду, а потом научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод. И так и так правильно.

Прошлогодний снег

Часто говорят, о чём-то прошедшем, чего нельзя уже найти и вернуть, - "искать, как прошлогодний снег". Эта старая и мудрая поговорка, вообще говоря, не совсем точна. Оказывается, пошлогодний снег, снег пошлой зимы, найти не так трудно. Легче всего отыскать его высоко в горах. Лежит он там на вершинах белыми шапками и даже в сильную жару не тает. А ещё прошлогодний снег можно найти в тенистом лесном овраге под слоем старых листьев. Он плотный, голубоватый и потихоньку тает. Вокруг лето. Июнь на дворе, а здесь островок зимы. Солнышку сюда не пробраться и ветру не долететь. Но люди подсмотрели, как природа ледник устроила, и сами стали запасать лёд впрок. Осенью в укромном тенистом месте углубляют землю и устилают соломой. А как наступит зима и после крепких морозов нарастёт лёд на реке, вырубают из него кирпичи и складывают в приготовленное место. Ровно. Один к одному. И всё время ещё водой поливают. Получается за зиму цельная глыба льда.. Но вот начинает весна подбираться, звенеть капелью - самое время прятать ледник от солнца и тепла. На лёд кладут слой соломы, сверху засыпают опилками, а поверх опилок - торфом. Готово! Получился чёрный бугор. Через некоторое время он зарастёт травой, зазеленеет, и не будет знать травка, что под ней настоящая зима прячется. Когда надо, люди откалывают кусок льда и снова аккуратно закрывают ледник, чтобы тепло не пробралось, не растопило его. Так прошлогодний снег и служит людям до новой зимы.

Зима на колёсах

Давно хотелось людям иметь ледник в каждой квартире, особенно в городе. И вот теперь холодильник заменил ледник. Посмотришь - красивый. Удобный белый шкафчик, от него шнур к электрической розетке. Потянешь за блестящую ручку - открывается дверца и веет зимой! Но не забывай дверцу плотно закрывать, чтобы тепло внутрь не пробралось. Есть холодильники побольше, они стоят в магазинах, есть совсем огромные - на мясо- и рыбокомбинатах. Это даже не холодильники, а целые дома. Ездят внутри по этажам тележки, на которых возят и мясо, и масло, и колбасу, а у рабочих под белыми халатами тёплые пальто - ведь здесь всегда мороз. Хранится в таком холодильникке столько продуктов, что можно кормить большой город много-много дней. Подъезжают к холодильникам-хранилищам машины. Это, конечно, тоже не простые машины, а машины-холодиольники; их называют "рефрижераторы". Они большие, серебристые. Одни привозят продукты на хранение, другие забирают и везут в магазины. Теперь у продуктов только одно время года - зима. И получается, что умеет эта зима на колёсах разъезжать, да не только по шоссе, а по железной дороге - в больших вагонах-рефрижераторах. Спешат с юга на север помидоры и персики, виноград и лимоны, а с севера на юг едут в вагонах и сыр, и масло, и мясо. Но самые большие рефрижераторы - огромные корабли - плавают по морям. Это целые фабрики! И теперь маленьким рыболовным судам, сейнерам и траулерам, не надо спешить в порт после каждого лова они сдают рыбу прямо в море своей плавучей базе - рефрижератору. Там улов обрабатывают, замораживают и долго хранят, пока не вернётся вся флотилия в порт. Бывает по полгода хранят. А когда вернутся рыбаки к родным берегам, попадает весь улов снова в холодильники-хранилища и в разные рефрижераторы, которые везут рыбу людям.

Сухой лёд

Купил однажды мальчик мороженое. К бумажной обёртке прирос кусочек льда. Стал мальчик смотреть, как тает лёд. Вот всё меньше и меньше льдинка - совсем исчезла. А на том месте, где она была, ничего не осталось. Даже маленькой капельки воды! Что же это за лёд такой сухой? Может, он и не из воды вовсе? Правильно - не из воды. Сосулька ледяная тает - вода капает, а этот лёд растаял - никаких следов, потому что люди сделали его из газа, который называется "углекислый газ". А лёд назвали сухим льдом. Сухой лёд такой холодный, что его нельзя брать голыми руками - сразу обморозишь! Он намного холоднее обычного, но ведь разный лёд нужен людям: потеплее и похолоднее. Яблоки, например, на сильном морозе промёрзнут и станут невкусными, а мороженое без сухого льда растает и потечёт. А так сложил в ящик пломбиры, сверху льда сухого набросал - долго будет храниться мороженое даже в самый жаркий июльский день. Вынешь пачку - она твёрдая, как камень! Лёд тает, мороженое сохраняет, и сухо. У каждого льда своя работа.

Круглый год - гладкий лёд

Зимой мы часто скучаем по теплу и солнцу, хочется позагорать, поплавать! А летом скучаем по снежным горкам и каткам! Но теперь люди так сделали, что и зимой можно плавать и нырять в бассейне, а летом кататься на коньках и играть в хоккей. И вот как. Построили прекрасное злание - Дврец спорта. Трибуны для зрителей с четырёх сторон. Посредине ровная площадка, бетонный пол. Но не простой пол: в нём трубы проложены, и спускаются они вниз, в подвадл, к специальным холодильным машинам. Накрыт пол деревянным настилом. Играют здесь в баскетбол и волейбол, штангу поднимают и гимнастикой занимаются. А когда надо в хоккей играть, снимают настил и заливают пол водой. В подвале включают холодильную установку, и иначинает она по трубам гнать холодную жидкость - рассол. Трубы становятся холоднее, холоднее, и весь пол охлаждается. Пройдёт несколько часов, вода застыла - вот и готов каток! Лёд гладкий как зеркало! Блестит! Играйте, хоккеисты! Тренируйтесь, фигуристы, круглый год! Пусть на улице оттепель - здесь отличный лёд! Пусть на улице лето, жара - здесь отличный лёд! И зрителям хорошо: всегда тепло во Дворце спорта и нет ни дождя, ни снега, ни ветра. Теперь строят искусственные катки не только для хоккеистов и фигуристов, но и самые настоящие беговые дорожки для конькобежцев-скороходов. Тренируются круглый год и прославленные спортсмены, и начинающие фигуристы, и хоккеисты - будущие мастера. Не надо ждать морозной погоды, не надо тосковать по льду летом. Круглый год - гладкий лёд!

Мороз выручил

Однажды, когда в Москве стоили метро, случилось вот что. Вели под землёй тоннель и вдруг натолкнулись на водянистую вязкую землю - настоящее болото. Мягкая почва, а не возьмёшь никак. Ползёт. Обваливается. Вода кругом сочится, ручьями бежит. Что делать? Стали думать, как дальше в таком грунте тонннель вести. Разные способы предлагали строители, но то дорого выходило, то не очень надёжно. А рисковать нельзя - под землёй люди, машины. Помогли стоителям шахтёры. Они, оказывается, уже пробовали вести под землёй тоннели в таком опасном грунте. Заморозили тогда подземное болото с помощью холодильных машин, оно стало совсем твёрдым. А потом вели тоннель, как обычно, только стены укрепляли прочнее. Когда земля оттаяла и снова распустилась, то вода уже не смогла просочиться внутрь тоннеля. Так впервые мороз помог московским метростроевцам. С тех пор уже много раз пользовались этим способом, когда встречались на пути подземные болота - плывуны. Особенно помог мороз метростроевцам в Ленинграде. Ведь в тех местах почва болотистая, много подземной воды, а вокруг озёра и море рядом. Но испытанный способ не подвёл. Теперь прекрасное метро в городе Петербурге!

Мороз и шуба

Каждый знает, что мороз и шуба большие друзья. Зимой никогда не расстаются. Но они такие верные друзья, что и летом расставаться не хотят. Когда становится тепло, нападает на мех вредная, прожорливая моль, и если не уследишь, пропала шуба. И нафталином пересыпают шубы, и табаком, и в мешки завязывают - портятся они от этого, а моль нет-нет да и найдёт лазейку где поживиться. Но если повесить шубу в холодном месте - никакая моль не страшна. Боится моль холода. Где же взять такой гардероб-холодильник? Находится он в тихом московском переулке. Это специальный дом без окон и с толстыми стенами. Там хранится много шуб, платьев и меховых шапок. Зимой и летом здесь всегда небольшой морозец; для этого работают холодильные машиины. Тут свежий воздух, совсем не пахнет нафталином, а моли нет и в помине! Взял шубу из такого гардероба - надевай и носи!

Космическая одежда

Когда зимой выйдешь на улицу и посмотришь на людей, все кажутся очень толстыми и неуклюжими, особенно в сильный мороз, потому что надевают на себя много одёжек, а поверх ещё пальто или шубу. Не очень-то удобно двигаться и работать, когда так оденешься! Но есть на свете такой холод, от которого ни в какую шубу не спрячешься. Как, например, быть лётчику, который уходит в высотный полёт? Ведь чем выше забирается самолёт, тем холоднее вокруг, а пилот в полёте должен быть ловким и быстрым! Для лётчиков сконструировали специальную одежду - комбенизон. Лёгкий, прочный, удобный! Потрудились и учёные, и инженеры-конструкторы, и рабочие, и портные. Такую одежду сделали они пилотам, что никакой мороз не страшен. Внутри комбенизона всегда одинаковая температура, потому что он с подогревом, и если сильнее становится мороз, то сильнее обогревается комбенизон. Но ведь космонавты улетают ещё дальше от земли. Много опасностей подстерегает их в космосе, но пока они внутри корабля, в кабине, у них есть надёжная защита. В космическом корабле космонавты работают в удобном лётном комбенизоне. Но из кабины в космос в такой одежде выходить нельзя. Там, где летают космичесике корабли, совсем нет воздуха, а космический мороз убивает всё живое. Чтобы выйти в открытый космос, надо надеть специальный космический скафандр. Для того, чтобы сделать такую космическую одежду, пришлось потрудиться очень многим людям и в лаборааториях, и на заводах, и в ателье. Зато в космическом скафандре тепло, легко дышать и не тяжело работать. Впервые в мире в открытый космос вышел космонавт Алексей Леонов, и он очень хвалил свою необычную, космическую одежду. Она оказалась удобной, прочной и надёжно оберегала космонавта от всех опасностей.

Снеговая кладовая

Есть на земле удивительные места, где хранится не только прошлогодний снег, но и позапрошлогодний, и позапозапрошлогодний. Снег и лёд в этих краях никогда до конца не тают, даже летом. Да на самом деле там и не бывает настоящего лета. Здесь, в этих краях, однин хозяин - мороз. Он всё копит и копит снег и лёд. И места эти будто кладовые холода. Отсюда, из снеговых кладовых, вырываются на волю свирепые вьюги, метели и бураны. Они разноят холод по всему свету. Но всё равно: сколько бы ветры ни уносили с собой холода, запасы его в кладовых не уменьшаются. О каких же кладовых мы говорим? Где они находятся? Конечно, это Арктика и Антарктика, Северный и Южный полюсы. Туда стремятся отважные люди - полярники. Зачем? А чтобы изучить характер сурового властелина холода и покорить его. Трудно жить в этих местах. Мороз такой, что даже сталь становится ломкой, а воздух обжигает холодом. Но упорно трудятся полярники - ведь их труд нужен людям. Много у них дел. Они помогают предсказывать погоду, они определяют морские течения и по ним выясняют, как будет дрейфовать лёд, они изучают состав воды в океане. Посмотри на географическую крату: в самом низу, далеко на юге, огромный материк - Антарктида. Хоть она и на самом юге, но там никогда не бывает жарко. Наоборот, Антарктида - царство холода. Она даже на крате закрашена белым цветом, потому что вся покрыта льдами. Антарктица - огромная ледяная пустыня. А живёт ли кто-нибудь там, в бесконечных снежных полях? На этот вопрос ответили полярники. Нет, Антарктда необитаема. Даже птицы боятся залетать в глубь её, далеко от берега. А на кромке льда у самой воды хлопочут симпатичные пингвины. Они совсем не боятся людей и не обращают на них внимания. А учёные внимательно изучают их повадки: и как они защищаются от холода, и чем питаются. Никто не живёт в Антарктиде, а полярники организуют научные экспедиции через всю ледяную страну. И вот они узнали, что лёд, который покрывает Антарктиду, очень большой толщины - в несколько километров. У берега огромные глыбы льда, подмытые волнами, падают в океан. Ветер и течения уносят их далеко от родной Антарктиды. Эти огромные глыбы льда называют айсбергами. Беда, если корабль столкнётся с айсбергом. Так погибло много кораблей. Чтобы помочь капитанам, полярники изучают береговые льды. Тепрь посмотри на крату ещё раз. На самом верху, далеко-далеко на севере, Арктика. Там тоже работают полярники. Они ведут исследования на берегу полярных морей и на льдах Северного Ледовитого океана, на дрейфующих станциях. Каждый день по радио на Большую землю передают отсюда сводки погоды, сообщают результаты научных наблюдений, котоорые помогают открыть тайны арктических ветров, северного сияния и движения льдов. Арктическим лётчикам и капитанам огромных кораблей, идущих северными морями, помогают полярники. Вечные кладовые льда и снега есть не только на на далёких Северном и Южном полюсах, но и в других местах земли. Огромные ледники есть в горах Памира. И как ведут себя эти ледники, тоже важно знать - ведь здесь начинаются горнные реки, которые несут воду людям. Поэтому в горах работают учёные, наблюдают за ледниками. Ни холод, ни пурга, ни непроходимые ледяные поля не могут помешать отважным людям раскрывать всё новые и новые тайны холода, а чем больше мы будем знать о нём, тем легче нам с ним бороться. Тем легче заставить холод служить людям.

Страница последняя - превая

Кончается книжка, а ты ещё не всё узнал о холоде. Ты ещё знаешь о нём очень мало. Но обо всём нельзя рассказать сразу. Во-первых, ты не всё поймёшь, во-вторых, не хватит места. Но навернаяка на последней странице этой книги не кончится твоё знакомство с холодом. Ты подрастёшь и прочтёшь новые книги и узнаешь много интересного. А может быть, захочешь познакомиться поближе с ним и сам начнёшь изучать! Пока же внимательно оглядись вокруг и поймёшь, как трудно пришлось бы людям, если бы не было холода. Редактор Л.Я.Либет Рисунки В.Трубковича 8