Буква а в азбуке первая. Страничка для любознательных

Каждое прочитанное или написанное нами слово состоит из букв. А как образовались буквы? Сколько им лет, и кто их придумал? Давайте рассмотрим происхождение букв вообще и "элементарных частиц" русской письменности в частности. Какие буквы появились первыми? И вообще, что это такое - буква?

Определение буквы как письменного знака

Буква - это знак, условное обозначение, которым записывают звуки. Все буквы языка составляют азбуку, или алфавит - определенный порядок перечисления букв. По алфавиту нельзя определить частоту употребления тех или иных букв - их расположение в азбуке обусловлено исторически.

Каждая буква - это звук, а иногда и несколько звуков. В свою очередь, встречаются буквы, которые не произносятся вообще, а влияют на произношение других букв, стоящих в слове (в русском языке классическим примером такой буквы является мягкий знак). Иногда буквы называют литерами (отсюда и слово - литература).

Древнейшие буквы

Стремление передать имеющуюся информацию появилось у человека одновременно с умением размышлять. Первые способы передачи информации были устными и не оставили в нашей памяти ничего, кроме преданий и сказок. Позднее человек научился использовать орудия труда. Палки и копья могли использоваться не только для того, чтобы поймать добычу или отбиться от врагов - при помощи небольшой трансформации ими можно было нарисовать какие-либо изображения на камнях, стенах пещер или глиняных табличках…

Так появились протобуквы. Древнейшие памятники письменности датированы серединой XIX века до н.э., но вполне возможно, что письменность возникла еще раньше, просто более давние памятники до нас не дошли. «Призерами» в номинации «самое древнее письмо» следует считать народность семитов, которые разработали свой примитивный алфавит, находясь под владычеством (и большим влиянием) Египта. С современными литерами семитский алфавит не имел ничего общего - гораздо больше литеры напоминали неумелые рисунки, появившиеся вследствие упрощенного написания иероглифов. Тем не менее, семитский алфавит был достаточно популярен на Ближнем Востоке и много позднее именно он стал основой для первой азбуки.

Протоалфавит

Самый первый алфавит пришел нам из древнего государства Финикия, а значит, самая первая буква - это одна из частей финикийского. Всего таких букв было 22. В них полностью отсутствовали гласные, и мы сможем с высокой долей вероятности утверждать, что первая буква - это согласная.

Несмотря на такую дискриминацию гласных букв, финикийский алфавит дал начало всей европейской письменности - греческой, латинице, письму этрусков и даже неизвестному алфавиту басков. Можно сказать, что финикийцы стали основоположниками всей европейской письменности. Русские буквы также обязаны своему происхождению финикийской азбуке.

Происхождение русских букв

В начале IX века на территории Руси возникли практически одновременно две азбуки, предназначенные для записи языка древнерусского народа. Они назывались кириллицей и глаголицей. Авторство глаголицы приписывается св. Константину Философу, который разработал данную азбуку специально для записи библейских книг. Позднее элементы глаголического письма стали малоупотребительными, и к концу XI века почти полностью исчезли из оборота. Авторами кириллицы были Кирилл и Мефодий. Именно благодаря им и родилась на свет каждая русская буква.

Разумеется, за долгие годы русские буквы изменились до неузнаваемости. Многие из них навсегда пропали из письма - к примеру, фита и ижица, наводившие страх на дореволюционных школьников. Современным ученикам приходится изучать лишь 33 буквы - это около половины всех литер, изначально присутствовавших в кириллической азбуке.

А кула - звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 2).

Лиса - звук [а] слышен в конце слова (рис. 3).

Белка - звук [а] слышен в конце слова (рис. 4).

Ла ндыш - звук [а] слышен в середине слова (рис. 5).

А стра - звук [а] слышен в начале и в конце слова (рис. 6).

Ва за - звук [а] слышен в середине и в конце слова (рис. 7).

Рис. 7. Ваза с цветами ()

Туча - звук [а] слышен в конце слова (рис. 8).

Рис. 8. Дождевая туча ()

Ша рик - звук [а] слышен в середине слова (рис. 9).

Рис. 9. Воздушные шарики ()

Кра б - звук [а] слышен в середине слова (рис. 10).

Звук [а] может встречаться в любой части слова. Слово может начинаться с этого звука и заканчиваться на него. Звук может находиться в середине. И даже звуков [а] в слове может быть несколько.

Прочитайте стихотворение и сосчитайте, сколько звуков вы услышите в словах, называющих фрукты.

- Что везёшь, автомашина?

- Всё, что есть на букву А :

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

Г. Сапгир

А рбуз - звук [а] первый (рис. 11).

А пельсин - второй звук [а] (рис. 12).

Рис. 12. Апельсины ()

А брикос - третий звук [а] (рис. 13).

А йва - четвертый и пятый звуки [а] (рис. 14).

Рис. 14. Японская айва ()

Всего в названии фруктов пять звуков [а] . Назовите другие плоды, названия которых начинаются на букву А . Например, а нанас, а лыча.

Чтобы записать все эти слова, вам понадобится буква А .

Вспомните, что такое буква?

Буква - это значок звука, который мы слышим и произносим. Люди договорились каждому звуку дать своё обозначение, свой значок. Свой значок у буквы А тоже есть. Рассмотрите печатную букву Аа (рис. 15).

Рис. 15. Печатная буква Аа

Печатных А две буквы - большая (заглавная) и маленькая (строчная). Внешне они отличаются друг от друга.

Буква А обозначает звук [а] . У большинства букв в русском алфавите есть заглавные буквы. Дело в том, что очень многие слова требуют, чтоб их писали с заглавной буквы. Но чаще всего на работу выходит маленькая буква а .

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Из этого стихотворения становится понятно, что буква А начинает алфавит.

В древности эта буква имела совсем другое имя. Наши предки называли её «Аз» , что в переводе означало «я» (иначе говоря «начало, начать») . Но ещё раньше она появилась у древних греков. У них она называлась альфа . Вот какая буква А древняя.

Подумайте, на что она похожа буква А ?

  • На Эйфелеву башню (рис. 16)

Рис. 16. Эйфелева башня ()

  • На ракету
  • На крышу домика

Продолжите приводить примеры сами.

Чтобы лучше запомнить букву А , попробуйте вылепить её из пластилина, сложите из счётных палочек, верёвочки или пуговиц. Нарисуйте интересную картинку из буквы А .

Вы, конечно, любите, когда вам читают сказки, и смотрите с удовольствием мультфильмы про сказочных героев. Все дети любят сказки. Я приглашаю вас в волшебный музей. В нём живут различные сказочные герои. Вот герои, имена которых начинаются на букву А .

А йболит, который лечил всех зверей (рис. 17).

А ладдин со своей волшебной лампой (рис. 18).

А лёнушка, любящая своего братца Иванушку (рис. 19).

Рис. 19. Алёнушка ()

А ли-Баба и 40 разбойников (рис. 20).

Рис. 20. Али-Баба ()

Букву А можно отыскать и в нашей повседневной жизни. Например, она поможет вам в пути, подскажет, где находится остановка автобуса. И в городе, и в селе вы можете увидеть букву А на остановке транспорта. Буква А на знаке рассказывает, что здесь останавливаются не троллейбусы, не трамваи, а автобус. И рядом будут указаны номера автобусов.

А - автобус.

Чётко, кратко.

Здесь - и выход,

И посадка.

Посмотрите на глобус (рис. 21).

Вот наша Земля. Голубым цветом нарисована вода, а разноцветным - суша. Суша всего земного шара делится на шесть частей света. Каждая часть света имеет своё название. Пять из них называются на букву А : А зия , А мерика (Северная и Южная), А фрика, А встралия, А нтарктида.

Прочитайте буквы:

После буквы стоят особые знаки. Они подсказывают, как надо читать. Их называют знаками препинания (препинание - препятствие в речи).

«.» - точка, она говорит: «Читай спокойно, а потом остановись» .

«!» - этот знак называется восклицательным . Он говорит: «Читай с чувством, воскликни голосом» .

«?» - это вопросительный знак, он подсказывает: «Спроси» .

Рассмотрите печатные и письменные буквы Аа . Сравните их. Они совсем не похожи (рис. 22).

Рис. 22. Письменные и печатные буквы А ()

Существует два варианта написания заглавной буквы А . В первом варианте буква состоит из трёх элементов: плавная линия с закруглением слева, прямая длинная палочка с закруглением справа, прямая горизонтальная палочка, которая пишется с отрывом.

Второй вариант написания - безотрывный. Он позволяет писать букву и соединять её со следующей буквой в слове (рис. 23).

Рис. 23. Второй вариант написания буквы А ()

Вот элементы: плавная линия с закруглением слева внизу, прямая наклонная палочка, петелька. Будем учиться писать такую букву.

Ставим ручку немного выше нижней линии рабочей строки, ведём вправо вниз, закругляя. Касаемся нижней рабочей строки и начинаем поднимать плавно вправо вверх прямую линию. Останавливаемся. Опускаем прямую до нижней линейки. Начинаем выписывать петельку. Не отрывая руки, ведём линию вверх влево, пересекаем первый элемент буквы. Закругляем её, не касаясь верхней линии рабочей строки, выгибаем вниз, пересекаем плавную и прямую линии. Останавливаемся.

Петелька помогает соединять заглавную букву А с другими буквами, поэтому вести её нужно вниз (к нижней линии рабочей строки) для нижнего соединения; и вверх (к верхней линии рабочей строки) для верхнего соединения.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы А : очень широкая буква, буква залезла за линию строки, очень низкая буква, очень большая петелька.

Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку тремя пальчиками.

Рассмотрим, как написать маленькую букву а . Она состоит из двух элементов - овал и палочка с закруглением внизу справа. Писать её можно двумя способами. Рассмотрим первый способ написания буквы.

Ставим ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки, поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и соединяем овал. Делаем повтор в нижней части овала, тянем линию до верхней линии рабочей строки, отклоняемся немного вправо, опускаем вниз прямую линию. Не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки.

Иногда, когда вы будете писать букву а в словах, удобнее её писать вторым способом, чтобы получалось более быстрое письмо. Рассмотрим второй вариант написания буквы (рис. 24).

Рис. 24. Второй вариант написания буквы а ()

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Делаем поворот влево, касаясь верхней линии, и ведём полуовальную линию вниз. Поворачиваем линию вправо, касаясь нижней линии рабочей строки. Поднимаем полуовал вверх, соединяем с началом письма. Ведём руку прямо вверх, касаемся верхней линии рабочей строки и начинаем писать палочку с закруглением внизу справа. Опускаем до линеечки, делаем поворот вправо, коснувшись линейки.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Рассмотрите возможные ошибки написания строчной буквы: очень широкая (круглая) буква, а не овальная; наоборот, очень узкий овал; вместо палочки с закруглением внизу - половинка от овала. Обратите внимание, что писать надо прямую палочку вниз, прямо, закругляя у самой строки, не делая поворотов вправо.

Потренируйтесь писать заглавную и маленькую буквы в тетради.

Договорите слова:

Мы запомнили легко,

Номер первый - буква…

Не попались в ловушку? Это буква А . Именно ей был посвящён сегодняшний урок. Про эту букву даже есть книжка у Ирины Токмаковой, которая называется «Аля, Кляксич и буква А» (рис. 25).

Рис. 25. Книга «Аля, Кляксич и буква А» ()

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Tavika.ru ().
  2. Skazochnyj-domik.ru ().
  3. Liveinternet.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы А . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Аа (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых встречается больше двух звуков [а]

Ба ра ба н, брига да , па ла тка , та ра ка н, проба , ба ра н.

  • Выучите стишок про букву А :

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит.

БУКВА ж. один из начальных знаков грамоты, письменности, из коих составляются слоги и слова; письмя. Буквы гласные, согласные; губные, небные, гортанные и пр. Строчные буквы, рядовые, малые, употребляемые в письме сплошь; красные, прописные, большие, начальные, первая буква от строки или после точки. Буквальный, переданный устно или письменно точь в точь, буква в букву, слово в слово; переведенный точно; дословный. Буквальность, свойство, состояние, качество буквального. Букварь м. азбука, собрание букв и статеек для обучения грамоте, книжечка, по которой учатся читать. Букварный, относящийся к букварю. Букварник м. азбучник, кто только что начинает учиться читать. Буквенный, относящийся к буквам; либо расположенный по порядку букв, азбучный. Буквоед м. шуточное прозвище педантических филологов. Буквица ж. стар. азбука, букварь; ныне же так называют старинные славянские письмена, для отличия от глаголитских, глаголицы, и от других, новейших. | Буквица, буковица, буковина черная, белая, красная, дыман, полевой шалфей, Betonica officinalis. | Буквица белая также растен. Primula, божьи ручки, куритина, кудель, ключики, баранчики, скороспелочка, гасник, гарлупа. Буквица лесная, Stachys sylvatica. Русская буквица, Ajuga pyramidalis. Буквичный, буковичный, относящийся к буквице, в разных значениях этого слова.
БУКВА ж. смол. твер. вят. брюква, известный вид репы; бухма, бушма.

Предложения со словом БУКВА

  • Столько информации несет одна буква нашего алфавита.
  • Временами угадывал отдельные буквы - и все.
  • Наказание лозами, если следовать букве закона, ограничивалось сорока ударами без одного.
  • Те же указывают им на букву закона, раскрыв свои талмуды.
  • Но так как е и ё сейчас практически не различаются, то их можно считать одной буквой .
  • Одна буква придает слову совсем другой смысл.
  • Те же падающие назад буквы , та же бумага.
  • Каждой букве соответствует, как правило, только один звук.
  • Он принялся разглядывать каждое слово, каждую букву .
  • Двери были раскрыты, на каждом висел плакат с огромной черной буквой .
  • Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова.
  • Ей показалось, что эти буквы написаны знакомой рукой.
  • Бояре внимательно приоткрыли рты, настороженно задрали брови, слушая, нет ли хоть в букве какой бесчестья.
  • Дальше текст закрывался и предлагалось угадать букву , которая должна последовать.
  • Вот где можно стать большой: в начале реки большой, а в конце пускай и маленькой буквой .
  • Каждая маленькая буква , написанная вами, согревает меня.
  • Валентина стала называть по порядку буквы алфавита.
  • Короче: изъяли букву , и в слове тотчас обнаружился определенный изъян.
  • Выше приводилась величина информации, которую несет одна буква различных языков мира.
  • Он поднял еще клочок, на котором не было ни одной буквы .
  • Наконец он стал разглядывать через лупу надпись на стене, внимательно исследуя каждую букву .
  • Каждая отдельная буква стремится только к собственной бесконечности.
  • Первые удары означают ряд, вторые - место буквы в ряду.
  • Сакрализация письма поставила букву и текст в центр умственных интересов общества.
  • Мы рассказывали о том, как была определена величина информации, которую несет одна буква русского текста.
  • И он с необыкновенной быстротой и ловкостью подобрал буквы .
  • Находясь в правой области окна, нажмите первую букву имени файла или папки, к которой хотите перейти.
  • Столько информации несет одна буква английского, испанского, немецкого, французского языков.
  • На черных клочках, колеблющихся от тяги, проступают буквы .
  • Прибавим еще пробел, нулевую букву , а затем выразим это в двоичных логарифмах, то есть в битах.

1. Прочитай буквы русского алфавита.

2. Назови правильно буквы русского алфавита и ответь на вопросы.

  1. Сколько всего букв в русском алфавите?
  2. Для чего нужны буквы?
  3. Какие две буквы не обозначают звуков?

3. Прочитай . Спиши предложение.

  • Как ты думаешь, почему надо уметь хорошо читать?

хо ро шо́

Страничка для любознательных

О происхождении слов

Слова азбука и алфавит обозначают одно и то же.

Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» (α) и «вита» (β).

Слово азбука пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «азъ» () и «буки» ().

4. Прочитай . Каких букв здесь нет? Какие буквы «перепутали» свои места?

5. Рассмотри рисунки .

  • Назови каждую букву правильно. Догадайся, почему они спускаются на разных парашютиках.
  • Запиши буквы любой группы, располагая их в алфавитном порядке.

6. Прочитай выразительно.

На уроке

Какие буквы вы знаете? - спросила учительница.
- Б-э-э-э! ответил Барашек.
- И-и-и! - сказал Ослик.
- Га-га-га! - ответил Гусь.
- Ж-ж-ж! - сказал Жук.
Только Рыбка ничего не сказала. Она не знала ни одной буквы.

(М. Битный)

  • Кто неверно произнёс буквы? Назови эти буквы правильно.
  • Напиши имена двух «учеников» по алфавиту.

7. Прочитай .

Алфавит - азбука, луг - лужайка, ученик - ученица, работа - рабочий, Оля - Ольга, хорошо - хороший.

  • Какое слово в каждой паре слов ты напишешь по алфавиту первым? Почему?
  • Запиши две пары слов, располагая слова каждой пары по алфавиту.
  • Составь устно предложение с одним из слов.

уче ни́к уче ни́ца

8. Отгадайте слово! Первая буква стоит за буквой «тэ», вторая - за буквой «цэ», третья - за буквой «зэ», четвёртая - за буквой «эс», пятая - перед буквой «ё», шестая - после буквы «ка», седьмая - после буквы «ы».

  • Составь и ты подобную загадку и загадай её своим друзьям.

учи́те ль

9. Прочитай в толковом словаре значения слов азбука и алый, гость и грач . Какое из этих слов многозначное?

  • Почему слово азбука дано в словаре перед словом алый , а слово грач - после слова гость ?
  • Сделай вывод: как расположены слова в словаре?

10. Прочитай . Запиши любые три слова по алфавиту, вставляя пропущенные буквы.

В..рона, в..р..бей, учит..ль, х..рошо, ру..кий, ..зык, уч..ник, с..бака, с..рока, вес..о, п..льто, л..сица, к..р..ндаш.

11. Расшифруйте слова. Для этого располо жите буквы в алфавитном порядке.

  • Запиши составленные слова. Объясни зна чение каждого слова.

12. Прочитай .

      Астра, азбука, айва
      Начинаются на « а ».
      И кончаются на «а»
      Астра, азбука, айва.
      (Н. Костарёв)

  • Как ты думаешь, почему автор не записал выделенные слова в алфавитном порядке? А что обозначает каждое из этих слов?
  • Запиши выделенные слова в алфавитном порядке.

Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.

  • познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву А по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Астра Аист Арбуз Автобус

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?

Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.

Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.

Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.

Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.

Если ребенку трудно, предложите более простое задание:
АААЛИК, АААНЯ - что ты слышишь в начале слова?

Задание: печатная буква А для дошкольников

Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Стихи про букву А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

Азбука пусть
Начинается с АИСТА -
Он, как и азбука,
С А начинается!
(В. Заходер)

Всем известно,
Буква А - буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)

Сказка про букву А

Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А - кричали гласные буквы.
- Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? - шипели шипящие.
- Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому,- сказала молчавшая до сих пор А,- что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? - не унималась Я.
- Агу,- сказала А.
- И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.

Пословицы и поговорки на букву А

Азбука - к мудрости ступенька..
Аккуратность человека красит.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без труда нет и плода.
Мал да удал.
Сам погибай, а товарища выручай.

Загадки для детей на букву А

Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажи!
(Август)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина, автобус)

День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
  4. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.