История названия рек. Почему река называется рекой? Происхождение слова «река»

С давних времен каждый царский, княжеский или императорский двор в обязательном порядке содержал придворного астролога, нумеролога или предсказателя, который занимался тем, что изучал звездные траектории, составлял и наблюдал за тайными знаками, чтобы порекомендовать правителю самое благоприятное время для совершения женитьбы, начала военных походов, назначения новых министров и прочих важных государственных дел.

История славянских стран не является исключением. Давным-давно жил в наших землях инок по имени Авель, который славился тем, что умел предвидеть события будущих дней. Свои откровения он записывал в трактат, названный Зело страшной книгой», и предостерегал правителей от трагических событий. Мало какой царь способен спокойно принять предостережение о гибели или поражении, так что большую часть жизни Авель провел в заточении – время, которое монах жил в темницах, исчисляется более чем двумя десятками лет.

Однако то, что цари игнорировали пророчества Авеля, не сказалось на силе его предвидения. В архивных документах записано, что он сумел узреть события 1917 года, предупреждал о военной агрессии Наполеона и о том, что дом Романовых падет, а также увидел события Второй мировой войны. Некоторые исследователи говорят, что даже такие известные предсказатели как Распутин и Немчин, делали свои прогнозы, опираясь на тексты монаха. Давайте поговорим об этой интересной личности чуть подробнее и узнаем, что предрек Авель на 2018 год.

Сведения из жизни инока Авеля

Малой родиной предсказателя является деревня Акулово, расположенная в Тульской области. Именно там, в простой семье крестьян, появился в 1757 году мальчик, которого родители нарекли Василием. Юность Василия проходила вполне обыденно – до достижения двадцативосьмилетия он пахал, сеял, ухаживал за домашней скотиной, обзавелся женой и детьми. Полной неожиданностью для всех родных будущего предсказателя стало то, что в один прекрасный день он заявил о желании уйти в Валаамскую монашескую обитель.

Как было сказано, так было и сделано – Василий принял постриг в монахи, отрекшись от земных дел и мирской суеты. Спустя год, проведенный в молитвах и послушничестве, инок решил стать отшельником, уединившись на пустынном островке. Проведя некоторое время в отшельничестве на острове Валаам, инок открыл у себя дар видеть события будущих дней. Согласно записям самого Авеля, дело было так: в один из дней случилось ему видение и услышал он голос, идущий с небес. Голос повелел Авелю следовать за ним.

Авель не смог противиться этому приказу, пошел туда, куда ему велел незримый проводник, и нашел древний манускрипт, на страницах которого были записаны предсказания о судьбах мира и России. Голос повелел монаху прочитать книгу, запомнить изложенную в ней информацию, а затем поведать о будущем всем людям. Ради совершения этой миссии монах покинул уединенный остров и отправился путешествовать. Остановился он лишь в Николо-Бабаевском монастыре, чтобы написать первую из своих книг о будущем.

В этом томе Авель описал судьбу Российской империи, предсказав императрице Екатерине 40 лет на троне, и написал, что ее преемником будет Павел. Екатерина, прознав о предсказаниях монаха, рассвирепела и велела упрятать его в темницу. Причина гнева императрицы понятна – в тот год как раз заканчивался срок, отведенный ей Авелем для правления. Монах сидел в темнице не очень долго – пророчество о смерти императрицы сбылось, а Павел, который стал править страной, решил познакомиться с Авелем и выпустить его из заточения.


Всю жизнь монах страдал из-за своих предсказаний о будущем правителей

Освобожденный монах, следуя велению голоса с небес, вернулся в свою обитель на Валаамском острове, чтобы написать вторую книгу о будущем страны и мира. Второй том его трудов вышел еще более зловещим, чем первый – Павлу было предсказано очень недолгое правление и смерть от руки приближенной особы. Император сменил милость на гнев и повелел упрятать монаха в тюрьму. Когда император умер, инока отправили в далекий Соловецкий монастырь, чтобы не рассказывал он людям о пророчествах и не вносил смуту в их умы.

В стенах новой обители Авелем был подготовлен еще один том предсказаний – на страницах манускрипта описал он войну с Наполеоном. Царствующий в то время Александр I снова отправил провидца в заточение, освободив лишь тогда, когда французские войска вторглись в страну. Правитель потребовал, чтобы Авеля явили пред его очи, но князь Голицын, решив сперва разузнать о новых предсказаниях монаха, настолько испугался, что не повез его с собой в столицу.

Он отправил Авеля в паломническую миссию по святым местам, строго-настрого запретив ему озвучивать свои предсказания. Только по прошествии многих лет стало известно, что так испугало князя – монах предрек приход императора Николая I, а затем и падение Романовского дома. После паломничества Авеля снова засадили в тюремные стены, где он и закончил свои дни. Исследователи жизни пророка говорят, что он сумел предвидеть день собственной смерти.

Судьба книг Авеля

Труды, написанные монахом, впоследствии таинственным образом пропали. Исследователи, которые пытаются найти эти манускрипты, говорят, что пришедшие на смену царской семье большевики настолько боялись открыть народу предсказания Авеля, что упрятали тома за семь печатей. Лишь падение власти большевиков и развал Союза поспособствовали тому, что часть информации о пророчествах вышла за пределы правительственных кулуаров.

Да и то – все дошедшие до наших дней прогнозы сохранились лишь в виде отрывочной информации из архивов и коротких докладных записок. А вот увидеть тома вживую невозможно – кто-то говорит, что они были сожжены по указу одного из императоров, другие утверждают, что книги Авеля повелел уничтожить Сталин, ну а третьи считают, что книги о будущем исследуются нынешними правителями страны, хранящими их в секретных архивах Лубянки.


Монах Авель предсказал множество важных событий, включая развал СССР

Предсказания Авеля о будущем РФ

Согласно слухам и обрывочной информации, которую сумели достать исследователи жизни инока, Авель довольно точно описал события, связанные с развалом Союза, приходом к власти Бориса Ельцина, а затем и передачей властных полномочий . Конечно, вряд ли монах смог точно указать имена и словесные портреты правителей будущего, однако он написал, что Россией будет править «второй» Борис, названный им титаном-великаном.

Согласно словам монаха, во время правления этого Бориса государство очутится в бедственном положении. Авель предрек Борису внезапный уход с политической сцены, а его преемником назвал человека невысокого роста, который будет приходить к власти три раза. В целом же, толкователи информации о монахе и его трудах говорят, что Авель предрекал Российской державе особую миссию – именно эта страна должна сыграть роль оплота православной веры и духовности.

Если же говорить о ближайшем будущем, то у монаха был прогноз о том времени, когда Владимир Путин перестанет быть президентом. Иноку виделось, что в стране наступит смута и появятся 10 правителей на час. В предсказаниях Авеля речь шла о неком безликом меченосце, который прольет кровь, о мужчине с порченной кожей (некоторые утверждают, что этой характеристике отвечает Зюганов) и меченом человеке (считается, что тут речь может идти о Горбачеве, хотя в последнее время он не отличается политической активностью).

Важными фигурами, решающими судьбу России после ухода Путина, станут некто «хромой», который на многое пойдет, чтобы захватить власть, некая дама с золотыми волосами и тремя колесницами, а также человек, прозванный им «Великим Гончаром». Кстати, последнюю фигуру видел и Василий Немчин, причем называл эту личность точно таким же словосочетанием. Так что, вполне может быть, что пророки узрели действительно верное видение (или же правы те, кто считает Немчина человеком, выдававшим пророчества Авеля за свои).


Монах предрек появление лидера, который приведет Россию к расцвету

«Гончар» в итоге прекратит смуту – Россия выйдет на новый виток развития, духовность возрастет, а люди будут жить в мире и благоденствии. Толкователи говорят, что на период 2017-2018 года инок предсказывал резкое обеднение народа страны, говоря таким образом о

Будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни её...

Значительную роль в распространении предупреждающих откровений сыграл пророчествующий монах Авель (Василий Васильев), предвещавший за грехи самодержавной власти трагическую судьбу членов семьи российского престола и всей Российской империи. В исторических материалах сохранилось свидетельство о нём, как о Божьем прозорливце, в изрекаемых откровениях предсказывал крупные государственные потрясения. За это ему пришлось перенести нелёгкое бремя преследований, наказаний и заключений.

Из 80 лет жизни свыше 20 лет он провёл в заключении. Монаху Авелю, как истинному Божьему пророку, который не стремился в земной жизни к приобретению материальных ценностей, пришлось весьма тяжело нести достойное пророческое служение, однако при самозабвении себя он всецело посвятил свою жизнь служению Господу.

Правители российского государства, услышав о Божьем пророке, незамедлительно звали его к себе, чтобы получить лестные откровения о своём правлении, прославляющую их власть, силу и могущество. В соответствии с тем, как это происходило перед яростным гневом Господним в развращённом иудейском правительстве: «Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: `перестаньте провидеть", и пророкам: `не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Ис.30:9-10).

Невзирая на лица российского государственного руководства, монах Авель выказывал им именно те нелицеприятные Божьи откровения, какие они в действительности заслуживали. Монах Авель указывал российским императорам об их греховной жизни, указывал о необходимости исправления и обращения к Небесам, предупреждая, что иначе их постигнут трагическая участь.

Людей, говорящих правду в глаза правителям, не любят ни в одном государстве. Их либо ликвидируют, либо надолго «консервируют» в тюрьмах, либо, если государь человек цивилизованный, просто лишают гражданства и отправляют говорить правду другим государям. Собственно, это понятно. Ну, а что делать с людьми, которые делают предсказания правителям? Предсказания с указанием точного дня смерти, да еще к тому же совсем не царском месте - туалете. «Во дни великой Екатерины в Соловецком монастыре жил-был монах высокой жизни. Звали его Авель.

Был он прозорлив, а нравом отличался простейшим, и потому что открывалось его духовному оку, то он и объявлял во всеуслышание, не заботясь о последствиях. Пришел час и стал он пророчествовать: пройдет, мол, такое-то время, и помрет Царица, — и смертью даже указал какою. Как ни далеки Соловки были от Питера, а дошло все-таки вскорости Авелево слово до Тайной канцелярии. Запрос к настоятелю, а настоятель, недолго думая, Авеля — в сани и в Питер; — а в Питере разговор короткий: взяли да и засадили пророка в крепость...» Вот так поступают в пророками в своем отечестве. За свои предсказания Авель был заключен в Шлиссельбургскую крепость «под крепчайший караул».

Правда, суть пророчества, к сожалению, это не изменило. После того, как предсказание Авеля, что называется, вступило в силу, - Екатерина Великая умерла именно в тот день и в том самом месте, - монах был амнистирован самим Павлом I. Император пожелал встретиться со старцем и выслушать от него новые прогнозы. Авель в подробностях расписал смерть императора, а заодно и незавидное будущее династии Романовых. Павел I все это проглотил, приказал старцу дать предсказание в письменной форме; так появился запечатанный конверт в Гатчинском дворце… Авель же был с миром отпущен в Невский монастырь, для нового пострижения в монахи. Именно там, при втором пострижении, он и получил имя Авель.

Но не сиделось пророку в столичной обители. Уже спустя год после разговора с Павлом он появляется в Москве, где за деньги дает предсказания местным аристократам и богатым купцам. Подзаработав денег, монах отправляется в Валаамский монастырь.

Но и там Авелю не живется спокойно: он снова берется за перо и пишет книги предсказаний, где и раскрывает скорую кончину императора. Привычку писать в стол монах не имеет, поэтому о содержании «центурий» русского Нострадамуса узнает весь монастырь. Уже через некоторое время, по распоряжению императора, Авеля в кандалах привозят в Санкт-Петербург и закрывают в Петропавловской крепости - «за возмущение душевного спокойствия его величества». Сразу же после смерти Павла I Авель снова освобождают из тюрьмы. Освободителем вещего монаха уже становится Александр I. Новый император предупредительно отсылает монаха подальше, в Соловецкий монастырь, без права покидать стены обители. Там монах пишет еще одну книгу, в которой предсказывает взятие Москвы Наполеоном в 1812 году и сожжение города.

Предсказание доходит до царя, и тот приказывает утихомирить воображение Авеля в Соловецкой тюрьме. Но вот наступает 1812 год, русская армия сдает Москву французам, и Белокаменная, как и предсказывал монах, чуть ли не сгорает дотла. Впечатленный Александр I приказывает: «Авеля из Соловецкого монастыря выпустить, дать ему паспорт во все российские города и монастыри, снабдить деньгами и одеждой». Оказавшись на свободе, Авель решил более не нервировать царскую семью, а отправился в путешествие по Святым местам: побывал на Афоне, Иерусалиме, Константинополе. Затем он поселяется в Троице-Сергеевой Лавре. Какое-то время ведет себя тихо, пока, уже после воцарения Николая I, его снова не прорывает. Новый император церемониться не любил, поэтому, «для смирения», отправил монаха в заточение в Суздальский Спасо-Ефимовский монастырь, где в 1841 году Авель и представился Господу. В течение 60 лет это имя не досаждало Дому Романовых, пока одним прекрасным утром Николай II не распечатал конверт Павла I.

Что предсказывал Авель?

О Павле I

«Коротко будет царствование твое, и вижу я, грешный, лютый конец твой. На Софрония Иерусалимского от неверных слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. В Страстную Субботу погребут тебя... Они же, злодеи сии, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят тебя безумным, будут поносить добрую память твою... Но народ русский правдивой душой своей поймет и оценит тебя и к гробнице твоей понесет скорби свои, прося твоего заступничества и умягчения сердец неправедных и жестоких. Число лет твоих подобно счету бук». Пресказание о том, что русский народ оценит Павла I пока не сбылось. Если бы сегодня провести опрос об отношении россиян к прошлым самодержцам, то Павел наверняка был бы одним из аутсайдеров.

Об Александре I

«Француз Москву при Нем спалит, а Он Париж у него заберет и Благословенным наречется. Но невмоготу станет Ему скорбь тайная, и тяжек покажется Ему венец Царский Подвиг служения Царского заменит Он подвигом поста и молитвы. Праведен будет Он в очах Божиих: белым иноком в миру будет. Видал я над землей Русской звезду великого угодника Божия. Горит она, разгорается. Подвижник сей и претворит всю судьбу Александрову...». По легенде, Александр I не скончался в Таганроге, а обратился в старца Федора Кузьмича и пошел странствовать по Руси.

О Николае I

«Начало же правления сына Твоего Николая дракою, бунтом вольтерьянским зачнется. Сие будет семя злотворное, семя пагубное для России. Кабы не благодать Божия, Россию покрывающая, то... Лет через сто примерно после того оскудеет Дом Пресвятыя Богородицы, в мерзость запустения Держава Российская обратится».

Об Александре II

«Внук твой, Александр Вторый, Царем-Освободителем преднареченный. Твой замысел исполнит — крестьян освободит, а потом турок побьет и славянам тоже свободу даст от ига неверного. Не простят жиды ему великих деяний, охоту на него начнут, убьют среди дня ясного, в столице верноподданной отщепенскими руками. Как и ты, подвиг служения своего запечатлеет он кровью царственною...»

Об Александре III

«Царю-Освободителю наследует Царь-Миротворец, сын его, а твой правнук, Александр Третий. Славно будет царствование его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет он».

О Николае II

«Николаю Второму - святому царю, Иову многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: псалмы 90,10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венок терновый сменит он венец царский, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой - бескровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая. По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет престол царский. Измена же будет расти и умножаться. И предан будет правнук твой, многие потомки твои убелят одежду кровию агнца такожде, мужик с топором возьмет в безумии власть, но и сам опосля восплачется. Наступит воистину казнь египетская».

О новой смуте в России

«Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни её, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника. А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут. Новый Батый На Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного царя».

Ученые-астрологи пользовались славой и почетом во все времена. Еще в годы правления царей и императоров, при дворе обязательно находился провидец или прогнозист, к словам которого прислушивались знатные вельможи. Он составлял гороскопы, изучал движение планет, строил дальновидные планы для правителей, сулил выгодные браки и пророчил исход военного сражения.

За всю историю Российского государства было известно множество предсказателей, но самым знаменитым из них считается монах Авель. Все свои видения, старец заносил в книгу, названную им в дальнейшем “Зело страшная книга”. Именно в этом сборнике находится пророчество монаха Авеля о России на 2018 год.

Если внимательно прочесть строки, то можно понять, что ждет наше государство в ближайшем будущем, а также ознакомиться с судьбой других государств.

Не будем упускать из виду тот факт, что большинство видений, которые узрел Авель сбылись с невероятной точностью. За свои правдивые речи пророка даже поместили в темницу на несколько десятков лет, ведь он без стеснения предрекал правителям не только победы, но и поражения.

События 1917 года, военная агрессия Наполеона, разгром рода Романовых, даты смерти императоров, начало Второй мировой войны и многое другое смог увидеть Авель. Поговаривают, что такие известные провидцы, как Григорий Распутин, Василий Блаженный и Василий Немчин, строили свои предсказания именно на записях древнего монаха.

Конечно, дела прошлых лет до сих пор интересны различным ученым (историкам, литераторам, политологам), но современного россиянина волнует нынешнее государство и его будущее.

Известно, что знаменитым пророком Авелем были сделаны ошеломляющие заявления, касаемо судьбы России, а также всего мира. Что же, пришла пора явить эти предсказания человечеству.

Биография монаха Авеля

Давайте немного отвлечемся от записей мудрого старца и ознакомимся с его жизнью, ведь именно в ней кроется секрет его удивительных способностей к прорицанию.

Монах Авель — выходец из деревни Акулово, что в Тульской области. При рождении родители нарекли его Василием, даже не подозревая какая судьба будет у их малыша.

До 28 лет Василий вел совершенно обычную по тем временам жизнь: упорно трудился в поле, завел семью, радовался появлению детей. Однако, совершенно неожиданно для всей родни, парень уходит в Валаамский монастырь и становится монахом.

Спустя год, служитель Господа, отправляется на безлюдный остров Валаам и полностью закрывается от мирской суеты. Именно в этом месте, к Авелю впервые начали приходить видения о будущем.

Инок описал эти знамения, как глас, спустившийся к нему с небес. Монах прислушался к небесному зову и пришел к древнему манускрипту, который содержал в себе откровения о нашем мире.

После того, как Авель ознакомился с главами о России, голос свыше попросил его рассказать обо всем человечеству. Монах тотчас пустился в дальние странствия, дабы поведать о своих знаниях каждому, кто будет прислушиваться к его словам. Через некоторое время, Авель нашел пристанище в стенах Николо-Бабаевского монастыря, где и написал свою первую книгу.

В этой книге инок описал годы правления императрицы Екатерины, о вступлении на престол Павла Первого, о его смерти и обо всех дальнейших императорах Российского государства.

При жизни его несколько раз сажали в темницу, ведь владыки страшились правдивых предсказаний старца. Но несмотря на ужас открывающихся тайн многие императоры и князья прислушивались к советам Авеля, хоть и не до конца верили ему.

Жизнь великого ясновидящего закончилась в тюрьме, куда его определил император Николай Первый. Удивительно, но дату своей смерти провидец узнал еще за 40 лет до печального события. Труды инока долгое время скрывали “за семью замками”, ведь они не были предназначены для глаз простого обывателя.

Россия в 2018 году

Существует множество и ее будущем. Древние старцы, предсказатели, астрологи и нумерологи старались высказаться относительно судьбы этого государства, чтобы люди понимали, чего им ожидать в дальнейшем.

Практически все сказания сходятся в одном — в 2018 году в стране наконец-то наступит затишье. Авель заявлял, что в рассматриваемом периоде произойдет смена власти и у “руля” окажется справедливый человек, благодаря которому Россия вновь станет великой и развитой державой.

Страна начнет набирать могущество во всех сферах и многие западные страны будут на нее равняться.

Что думает Авель о конце света

Согласно записям инока Авеля, наступит в 2892 году — эта дата является конечной в его книге.

Монах указал, что ожидается приход Антихриста, который своими действиями погрузит мир в кромешную тьму. Человечество превратится в некое подобие стада: неуправляемое, глупое, безвольное. Управлять всеми людьми будет один человек и только через тысячу лет, жители планеты смогут “обновиться”.

Каким образом произойдет это обновление пророк не указал, но он акцентировал внимание на том факте, что людей разделят по их поступкам и грехам. Тем, кто вел праведную жизнь уготовано счастливое существование, а тем, кто жил не по Законам Божьим, придется ощутить на себе гнев Всевышнего.

В заключении хотелось бы добавить, что чрезмерно уповать на светлое будущее не стоит, ведь никакие пророчества не могут уберечь нас от неприятностей, если мы сами будем их создавать.

Каждый человек должен стараться лично строить свою судьбу, а не надеяться на посторонних. Только наши поступки и слова могут кардинально изменить историю — помочь России войти в счастливую и благополучную эру.

Мы уже рассказывали вам о том, что в Козельской исторической округе нам известно большое количество рек и ручьёв. Мы попытались объяснить причину наречения большинства из них ().

Мысль о том, что бы еще раз обратиться к причинам возникновения названий наших рек и речушек, подсказал козельский краевед Александр Иванович БАРАНОВ: «В Калужской области есть реки: Кванка, Гвидка, Птара, Высса, Лукосна, да и сама Угра . Они таят в своих названиях, как мне кажется, санскрит. Вот бы проверить…».

Как принято говорить в подобных случаях, - письмо позвало в дорогу. Путь оказался непростым, отчет о путешествии в тайны топонимики, а так называется наука о географических названиях вообще, и гидронимики – о речных названиях, перед вами, уважаемый читатель.


Другусна в черте города, одна из четырёх рек, на которых раскинулся Козельск,

С.А. Рябов

ОТКУДА У РУССКИХ РЕК АРИЙСКИЕ НАЗВАНИЯ

Несколько лет тому назад мы составили список рек в пределах исторического Козельского района и сделали попытку объяснить происхождение их названий . Изучение всего множества речных названий, а на исследованной территории известно около 160 рек и ручьев, позволяет утверждать, что все они пошли из самых разных языков.

Подавляющее большинство, а таковых свыше 130, это славянские - русские, украинские и белорусские имена. Нет смысла останавливаться на этимологии названий родных речушек с нехитрыми именами Казанка, Коноплянка, да Крапивенка. Какая уж в них тайна?

Река Жиздра, вид с железнодорожного моста, С. Рябов, 2012 г.

Мы отыскали названия, происходящие из тюркских языков, например, реки Вытебеть и Черебеть. Тюркский элемент –беть в их именах переводится как «склон холма, утеса» и свидетельствует о том, что эти текут среди высоких мест или огибают их. Какие-то неясные мотивы из тюркских языков звучат и в других названиях рек.

Наибольший же интерес для нас представили реки с названиями, не имеющими явных славянских элементов или с именами, смысл которых нам вовсе непонятен. Таковых оказалось более двух десятков. Это реки Агнишна, Ароса, Астроганка, Вейна, Велья, Другусна, Жиздра, Клютома, Которинка, Лова, Ловатянка, Лукосна, Лютня, Палакла, Перестряжка, Роса, Сваригоша, Сехнаковка, Таросья, Тросна и др.

В настоящее время учеными изучены и переведены словарные элементы, присущие балтийским и финно-угорским названиям. Результаты анализа словарного состава приведенных названий, с учетом мнения ученых, дают нам основания отнести большинство из них к балтийским и финно-угорским языкам.

Вы спросите, а где же арийские или санскритские названия? Все дело в том, что они «прячутся» среди балтийских и финно-угорских. Это следствие того, что именно эти языки более других несут в себе крепкую память о былом. В этой памяти запечатлены воспоминания и о санскрите.

Но давайте все по порядку.

Санскрит – это один из древних индийских языков, который употребляется и по сегодняшний день. Этот язык распространен в северной и центральной Индии, Пакистане и в ряде других стран мира.

Замечено, что в русском языке и санскрите есть немало общего. Так, например, мы пользуемся почти одними и теми же терминами родства (мать, свекор, дядя и др.), местоимениями (тот, как, свой, вас и др.), числительными (один, трое, первый и т.д.). У нас схож процесс образования слов, при котором особенно важную роль играют приставки и суффиксы. Но что особенно поражает, так это сходство названий географических объектов и, в первую очередь, названий рек - наиболее древних из них.

Вы спросите, так ли важно знать, кто дал имя той или иной реке? В принципе не важно, но это только до какого-то определенного предела.

Ответ на этот вопрос приобретает особое значение, когда пытаются через названия рек доказать, что на территории, по которой они текут, когда-то жили те, кто присвоил рекам свои имена.

Судите сами, в последнее время нет, пожалуй, ни одного такого места на просторах России, где бы краеведы не отыскали среди географических названий «следы санскрита».

Через санскрит уже объясняют даже названия рек Москва и Ока. Название Москвы-реки, как некой Масикавы, «монтируется» из трех слов: маси- - «черная краска»; -ка – «вода»; -ва – подобно . Получается «вода, подобная черной краске», или «черная вода». Название реки Ока переводится с санскрита как «поток» или «прилив».

Наиболее смелые исследователи даже утверждают, что народы, языком которых был санскрит, некогда обитали на берегах наших родных рек и озер. Затем, якобы, все эти племена ушли далеко в Индию, оставив нас наедине со жгучим вопросом относительно смысла наречения ими водных объектов на просторах Русской Земли.

Из-за того, что тот или иной регион, а подчас даже район или область России, запросто провозглашаются родиной ариев - носителей санскрита, у специалистов уже даже ходит шутка: «Откуда ученый, оттуда и арии».

Впрочем, повышенное внимание к речным названиям непонятного толка далеко не беспочвенно. В бассейне Оки действительно существуют реки, названия которых таят в себе корни, сближающие их с языком, на котором говорят те, кто населяет сегодня Индию.

За примерами далеко ходить не надо.

Все реки, в названиях которых обнаруживаются русско-санскритские параллели, могут быть подразделены на группы.

Есть названия, которые восходят к именам богов славянского язычества и богов, упоминаемых в древнеиндийских религиозных гимнах - Ведах.

По территории Калужской области текут реки Рудня и Рудянка. В названиях этих рек угадываются имена богов Рода (у славян) и Рудра (в Ведах). Оба этих божества являются носителями мужского начала, дающего семя земле и всему, что на ней живет, продлевают кровное родство поколений. Совсем не случайно, что понятия «род-ня», «на-род» у русских так созвучны санскритскому «родас» - земля.

Санскритское начало есть и в названии реки Угра: угра - «сильный, могучий, огромный». В индийской мифологии Угра это и одно из имен названного выше бога бурь Рудры.

В Поочье текут реки, названия которых созвучны именам рек, протекающих по землям, описанным в древнеиндийских Ведах.

Автор ряда научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев и славян Наталья Гусева утверждает, что с названиями рек Акша, Арчик, Ваман, Ванша, Хубджа и Ушанас, которые отыскиваются в древнеиндийском эпосе, вполне соотносятся имена рек в бассейне Оки: Акша, Арчиков, Вамна, Ванша, Кубджа и Ушанес. Согласитесь, интригующее совпадение.

Есть реки, названия которых связаны со свойствами, присущими воде, вообще или со словами «река, поток», как они звучат на санскрите.

Так, например, название реки Птара происходит от санскритского слова тара – «переправа». При непосредственном участии этого слова у индийцев образуются такие понятия как таранга – «волна», тараннгини – «река», тарани – «текущий» или «быстpый».

Название реки Упа с санскрита переводится как «около», т.е. река, бегущая где-то рядом или поблизости.

Для того, чтобы ответить на вопрос, откуда все же проистекает «санскритский след» у названий русских рек, обратимся к истории возникновения санскрита и характеру его взаимоотношения с другими языками.

Мосток через речку Другусну, С. Рябов, лето 2012 г.

Одним из наидревнейших языков, который сохранился в достаточно широком объеме, является древнеиндийский. Этот язык принято еще называть индоарийским, т.к. на нем говорили арии (от –арий, т.е. благородный) – группы индоевропейских племен – индоиранцев. В начале II-го тысячелетия до н.э. они пришли на территорию Ирана, Индии, Афганистана и Таджикистана.

Арийские племена принесли с собой ведийский язык, то есть язык названных выше Вед. К середине I-го тысячелетия до нашей эры на основе ведийского языка и сформировался санскрит. Это литературный, строго нормированный язык, которым руководствовались жрецы. К тому времени под ариями уже понимались не какие-то конкретные племена, а только три высших касты.

Таким образом, санскрит родился на территории Индии,далеко за пределами тех мест, где проживали предки славян с их праславянским языком. Ученые спорят о том, где находилась территория расселения древнейших из славян, но большинство из них связывают ее с местом жительства скифов-пахарей в Северном Причерноморье и по Днепру.

Язык древних ариев прошел свое развитие до санскрита вдали от мест, где позже сформировался и древнеславянский язык, а это уже пределы древнерусского государства, т.е. хорошо нам известная Киевская Русь.

Появление праславянского, а затем древнерусского языков и санскрита «разнесено» не только территориально, но и во времени. Санскрит – середина I-го тысячелетия до н.э., праславянский язык – начало I-го тысячелетия н.э., а древнеславянский - VIII-XIV века н.э.

Из сказанного следует, что санскрит не мог контактировать ни с древнерусским, ни с праславянским языком. Этот язык сложился в Индии примерно тогда, когда из общеславянской общности только еще выделялись восточнославянские племена.

АРИИ НИКОГДА НЕ ПРОЖИВАЛИ В ВЕРХНЕМ ПООЧЬЕ. Им, оказывается, совсем и не нужно было долго проживать там, где бы они контактировали со славянами для того, чтобы последние усвоили от них что-то из арийского языка или религии.

Реки, имеющие неславянский «внешний вид», образовались у нас благодаря последовательному заселению территории народами, обладавшими прочными родственными связями. Только вот эти взаимоотношения уходят гораздо в более далёкое прошлое, чем середина I-го тысячелетия до н. э., когда складывался санскрит.

Ответ на вопрос: откуда санскритские имена у рек, озёр, урочищ появились в Европейской части России нужно искать у наших очень и очень далёких предков, которые ИМЕЮТ И ОБЩЕЕ ЯЗЫКОВОЕ НАСЛЕДСТВО – ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫК. Из него вышли индоевропейские языки: индоарийская (индийская), иранская, греческая, балтийская, кельтская, германская, славянская и другие группы языков, а также армянский язык.

В каменном веке, с VIII по III-е тысячелетие до н.э. (неолит), все индоевропейцы были едины, говорили на одном праиндоевропейском языке, близко соприкасались друг с другом, молились одним богам. Именно тогда сложились родственные связи будущего санскрита с древнегреческим, латинским, балтославянским, готским языками.

Не будем вдаваться в подробности о том, откуда на Земном шаре начался «исход» праиндоевропейцев. Мнений на этот счет существует несколько: Арктида, Гиперборея, Атлантида и др. – на севере. Ученые допускают также, что все они могли, например, проживать в Причерноморье, которое населяли и балтославянские племена – предки славян и балтов. Отсюда все они в разное время начали распространяться по свету. Праиндоиранцы прошли через Малую Азию на Восток в Индию, Афганистан и в другие места современного проживания.

В более позднее время начали свой путь к новым местам и другие праиндроевропейцы. Верхнее Поочье стало одним из мест, куда прибыли балтославяне – древние предки балтов и славян. От них и пошло большинство названий рек, это они в своем языке принесли сюда арийские основания.

Финно-угорские названия рек пошли от племен, пришедших к нам в Поочье с Урала. Языки, на которых говорили финно-угры (финский, карельский, эстонский, мордовский, удмурдский и др.), хотя и не относятся к индоевропейским, но и они вобрали в себя санскритские элементы. Произошло это тоже в неолитические времена, но только на Урале, где предки финно-угров – пратосаамы близко проживали и контактировали с носителями одной из ветвей праиндоевропейцев, пришедших близко к Уралу из Причерноморья.

Но вернемся к названиям наших рек и попытаемся выделить среди перечисленных рек те, в именах которых просматриваются санскритские начала.

Неподалеку от села Вейно бежит у нас речка Веенка, есть Веенка и среди притоков Оки. Оказывается, что у восточных славян существовал дохристианский бог Вей, которому у индоариев соответствует бог ветра, войны, даритель славы и богатства – Вейю.

Или вот еще один любопытный факт. Маленькая речушка Агнишна – приток реки Коща. На санскрите агни – «огонь», а ведический бог огня – Агни.

Сопоставляя имя бога Агни и название реки Агничная, мы видим не только и не столько совпадение фонетическое. Перед нами указание на два древнейших славянских культа, которые играли важнейшую роль одновременно в религиозном мышлении и всех индоевропейских народов. Во-первых, почитание рек как источника жизни. Во-вторых, обожествление самого огня. Его уважали, его берегли, ему молились.

Сходными внешними чертами наделены были не только боги, но даже и русалки - чудища, населяющие водные струи.

Санскритско-русские параллели просматриваются и в названии речки Сваригоша. У славян Сварог – бог небесного света, отец Дажьбога, у ариев Сварга – небо, небесное сияние. Название реки Сваригоша сближается и с именем ведического божества Варуна: вар – «вода», «самец» или «бык». Варуна выступает у ариев одновременно и как божество космических и земных вод, и как Небесный Бык, которой священной влагой (дождем, снегом) оплодотворяет Корову-Землю.

Наконец, название реки Жиздра. По общепринятой гипотезе оно проистекает от балтийского корня: «жиездрас» - крупный песок, щебень. Однако, в русле нашего разговора вспоминается имя ведического бога Индра, который соответствует славянскому богу Индроку. Оба этих божества разбивают оковы рек, являют нам «ключи источные», это два борца за воду и ее чистоту.

Известно, что в традициях праиндоевропейцев было присваивать богам имена родных и почитаемых рек. Однако известно и другое, в названиях рек в бассейне Оки неоднократно повторяется частица «жи»: Жиличка, Жидоха, Жизлинка, Жижила, Жизна, Житаха, Жимаренка и др. Все они, как и Жиздра, сближаются своими именами со всем тем, что имело поистине божественный смысл для язычников-вятичей - «жизнь», «жито», «живот». У славян почитали Живу – богиню жизни и здоровья, у тех же кто говорит на санскрите, Дживу – «жизнь». Кто знает, не была ли Жиздра у вятичей, наряду с Индроком, такой же богиней, каковым был бог Индра у ариев?

Или взять, например, речку Таросья, ведь и в этом названии тоже не обошлось без влияния элемента – тара, свойственного названию указанной выше реке Птара. Кстати, по мнению ученых окончание –ра в речных названиях указывает на их индоарийское происхождение.

В названии речки Сехнаковка есть санскритский корень сех(к)ай – «поливать». В именах рек Лукосна, Тросна, Другусна наличествует санскритское окончание –сна: «очищение».

Может иметь свое толкование из санскрита и название реки Ароса. Поскольку оно содержит в себе санскритское слово аро-, который обозначает «восхождение» или «подъем», то название Ароса в переводе на русский может означать «реку, текущую не под уклон, а вспять». Быть может, древние жители отметили эту особенность реки во время большой воды в весеннее половодье.

Впрочем, относительно названия реки Ароса, как и реки Роса, может быть принято и другое объяснение. У славян источники воды вообще было принято ласково называть «раса, расинича». В санскрите раса – «жидкость, влага, вода». Не было ли так, что словом «роса» некогда определяли просто реку, речку?

Мы можем привести идругиеназвания, так или иначе связанные с санскритом.

Бежит у нас ручей Грамотин - малый правый приток Жиздры в ее верховье. В названии ручья есть санскритский корень грама – «селение, деревня». Действительно, по соседству с ручьем находим мы на карте урочище Грамотин – когда-то здесь была деревня, обязанная своим названием речке, на берегу которой она была основана людьми.

Замечено, что одни и те же названия могут быть вполне правдоподобно истолкованы через разные языки. Никакого противоречия здесь нет. Все зависит от того, на каком материале мы будем их объяснять: балтийском, финно-угорском, славянском, санскритском или еще каком-либо.

Взять, к примеру, реку Угра. Приведем далеко не полный перечень слов, которые приводятся для объяснения ее названия: литовские - унгур, унгурупе, вингрус - «луговая», «река угрей», «изгиб»; древнерусское - угре – «венгры»; русские слова угор, угорье – в значении «крутой высокий берег реки, а также от сложного «у + гора».

Другой пример. По территории Козельского района, например, протекают две речки с названием Велья. Одна - левый приток Рессеты, другая – правый приток Другусны. Согласно балто-славянской трактовке, название происходит от слова вилья - «извилистая». Усматривают в названии этой небольшой речушки и мифический смысл. В балтийском фольклоре, например, существует рассказ о том, что многочисленные ручьи, сливающиеся в небольшие речки, - все они являются слезами гигантских великанов, которых балты называли велетами. Однако будет справедливо обнаружить в названии реки Велья и иное начало: вел (вела) на санскрите это «двигаться», «берег».

Лукосна: русское «лука» - изгиб; берег, образующий излучину. С этой точки зрения Лукосна – «непрямая река, которая делает дугу». Как мы уже сказали в начале статьи, в этом названии не исключается и санскритское окончание –сна: «очищение».

Современными исследователями допускается также идея о том, что какие-то названия рек достались нам или от вовсе неизвестных племен или, например, от готов. Это они в конце II века н.э., еще до прихода славян, здесь какое-то время проживали, а затем ушли. Известно, что именно от готов идет такой элемент в названиях рек, как -стр – Днестр, Стрый. Не будем забывать, что и готы – выходцы из праиндоевропейцев. Для нас с этой точки зрения интерес представляют козельские речки Перестряжка и Перестрома. Не напрямую, а через некое «перенесение» из других мест. Что если пришли они к нам, эти названия? Далёкие географически или во времени реки Стром, Стряж или с похожими названиями, быть может, текли по соседству с местами, где проживали те, кто пришёл когда-то под Козельск и принёс с собой память о родной сторонке. По аналогии с названием города Перемышль.

Известно, что славяне пришли в Поочье в начале первого тысячелетия новой эры. А как же они ужились с названиями рек, доставшимися им от прежних жителей?

С приходом славян балтийские и финно-угорские названия, как правило, сами славянами не изменялись, ибо был хорошо известен и понятен изначальный смысл наречения рек. Ведь праславянский язык тогда еще сохранял значительную близость балтским языкам, а те, в свою очередь, к индоевропейскому.

Так произошло и у вятичей. Они прибыли на Жиздру по маршруту: верховья Буга – среднее Поднепровье – верховья Десны (сюда они могли попасть по пространству между Днепром и Десной) – бассейн Угры, куда они переходили по Болве и Снотопи . С вятичами пришла к нам еще какая-то часть санскритских названий, которые эти славяне - потомки праиндоевропейцев, уже дали и сами.

Картина заселения Верхнего Поочья нашими древними предками только внешне напоминает игру в «квадрат – пятнашки», в которой на место одной костяшки приходит другая, которая, в свою очередь, уступает место третьей. За многие тысячелетия Поочье стало тем огромным котлом, в котором «сварилось» воедино особое население со своим культурно-историческим наследием. В своей основе это славяне-вятичи, в культуре которых, как и других славян, до наших дней сохранились отголоски от того времени, когда все индоевропейцы имели общие слова и богов, которые воспевались жрецами.

Итак, какие речные названия достались нам от балтов, какие от финно-угров, а какие от первых славян – скрыто в глубине веков. Вот почему будет уместным вспомнить здесь слова автора труда «Историческая география» С. М. Середонина. Этот ученый еще в 1916 году писал: «… тайна многих народных названий остается до сих пор (да и навсегда останется) нераскрытой. Сам ли народ дал имя реке ли урочищу, родственные ли они, или чужие соседи окрестили их. Почему в одних случаях народ переделывает имя, в других переводит, в-третьих, сохраняет иноземное – на это ответа не может быть дано».

Остается добавить несколько слов о названиях рек, упомянутых в письме А.Баранова.

Название реки Кванка может идти от финно-угорского слова ква – «камень», то есть река, бегущая по каменистому ложу, имеет каменистое дно.

Река Гвидка своим названием роднится со старинным калужским словом швидкий (швыдкий): «быстрый». Замена ш на г – распространенное явление в местном говоре. Таким образом, Гвидка - «быстрая, стремительная река».

Высса-река корнем своего названия выс- восходит к таким понятиям как высота, вышина. Окончание –са является типичным для многих рек в Поочье, сравни Ароса, Роса и др.

Названия рек - древнейшие из известных нам географических терминов. Очень часто они могут нести в себе и дать нам информацию не меньшую, а даже большую, чем результаты раскопок. Вот почему нам представляется необходимым более активно участвовать в воссоздании единого праязыка водной стихии, в том числе, гармонично пользуясь этимологией в стиле санскритско-русских параллелей.


См. С. Рябов «Словарь народных географических терминов, объясняющих названия рек Козельского района», газета «Козельск», NN 68-73, июнь 1999 г.

А.А. Шахматов «Древнейшие судьбы русского племени» (см. сборник «Русский народ. Терминология, исследования, анализ», М., изд. Кучково поле. Полиграфические ресурсы, 2001г., с 48).

Почему река Обь так называется?

Ненцы, обитающие в низовьях реки, называли её Саля-ям, что означает «мысовая река». Ханты и манси дали ей название Ас - «большая река», селькупы звали реку Квай, Еме, Куай. Эти названия означали - «крупная река». Русские впервые увидели реку в её низовье, когда охотники и купцы вместе с проводниками-зырянами ходили за Уральские горы. И до завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался Обдорским.
Ещё в 1187 году, задолго до Ермака, нижняя Обь входила в «волости подданные» Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, которые с 1502 года стали добавлять к своим титулам слова «Обдорские и Югорские».
Есть версия, что название реки произошло от языка коми, что означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега».
Существует также предположение, что название реки - иранского происхождения, от *ап «вода». Такое название полноводной реке вполне могли дать степные ираноязычные народы, жившие на юге Западной Сибири в период с раннебронзового века по средневековье.
Есть и версия о том, что слово «Обь» происходит от русского «обе», то есть «обе реки» - «обь», имея в виду две реки - Катунь и Бию, слившиеся в Обь.

Лена, р., Восточная Сибирь - происхождение названия точно не раскрыто. Во времена первооткрывателя Лены землепроходца Пенда, в 1619-1623 гг., река называлась Елюенэ - название, созвучное с эвенкийским Енэ, Йэннэси, Йэнеси (Енисей), что означает "большая река". Елюенэ у русских приняло форму Лена. Г.Ф. Миллер в XVIII в. писал: "...тунгусы называют реку Лену - Ленна". Якуты Лену называют Орюс, что означает "река" (большая). Буряты называют - Зулхэ, Зулхэ-мурэн ("большая река"). Объяснение некоторыми авторами названной реки от слова лень (Лена имеет тихое, "ленивое" течение) - плод ложной этимологии.

По одной из версий современное название Волга приобрела по финно-угорскому слову valkea, имеющее значение светлый, белый; по другой - произошла от названия Булга, связанному с проживавшими на её берегах волжскими булгарами. Но, сами булгары (предки современных татар) называли Волгу Итиль (существует, правда и другая версия, что значения гидронимов Волга и Итиль тогда не совпадали с современными, см. Итиль); считается, что наиболее вероятно происхождение этнонима "Волга" от древнеславянского *Vьlga, ср. волглый - волога - влага, таким образом возможный смысл названия Волги - "Вода", если можно выразиться "большая вода", благодаря размерам реки.

Ра - древнее славянское имя Бога Солнца, а также древнее название Волги.
Есть на этот счет легенда:
Когда бог Ра состарился, он сказал Небесной Корове: «Я живу, только сердце устало жить... Подыми меня ввысь на рогах своих! Стану я небесной рекою - той, что Явь и Навь разделяет».
И он протек Ра-рекою с гор, которые потом назвали Уральскими, ибо они расположены у Ра-реки. Ныне эту реку именуют Волгой, в верхнем течении - Белой Воложкой, в нижнем - Доном.

Яик - первоначальное название реки Урал .
Почти, два года бушевала пугачевская вольница на берегах Яика. Воды реки обагрились кровью многих тысяч убитых. Крестьянская война под предводительством Пугачева закончилась жестоким поражением восставших. В 1775 г. императрица Екатерина II, желая уничтожить в народе память о крестьянской войне, приказала переименовать Яик в Урал, а Яицкий городок - в Уральск. Так своеобразно была наказана река.
Название реки Яик и созвучные с ним Даикс, Даих, Ягак и т д. встречаются уже около двух тысяч лет. Сейчас трудно сказать, что означало слово «Даикс» во времена Птолемея, когда в бассейне Урала еще кочевали ираноязычные племена сарматов. Русская же форма «Яик» впервые встречается в русской летописи 1229 г. Ее считают производной от общетюркской основы «Жаик» со значением «широкое русло реки» или «широко разливающийся».
О происхождении названия Урал есть множество противоречивых версий. Для реки оно является вторичным, производным от названия Уральских гор, где она берет начало. Не выдерживает, например, критики ставшее широко распространенным мнение, что «Урал» означает «пояс», откуда и пошло употребляемое в народе название Урала - Каменный Пояс. Слова «Урал» со значением «пояс» попросту нет в тюркских языках. Ошибочна, вероятно, версия о происхождении названия Уральских гор от имени героя башкирской легенды Урал-батыра, который совершал подвиги, воздвигая на месте поверженных врагов горы. Имя башкирского богатыря, скорее всего, вторично от названия гор. Заслуживает внимания попытка вывести название Урал от мансийского слова «ур», означающего гору, возвышенность, увал, водораздел.
Но правы, наверное, те, кто связывает происхождение современного «Урал» со старым названием Южного Урала - Аралтова (Оралтова) гора, которое встречается еще в начале XVII в. в «Книге большому чертежу». Ведь Уральские горы через свое непосредственное продолжение горы Мугод - жары примыкают к Аральскому морю. Отсюда Аралтау - Аральская гора - горы у Аральского моря. Географический термин «арал» восходит к общетюркскому в двух значениях: «остров» и «междуречье»- оба они приложимы к Уральским горам.

Ай - Река, левый приток реки Уфы, бассейн реки Белой. Длиной 549 км; из них, 271 км приходится на Челябинскую область. Участок реки Ай длиной 83 км: от притока Бейда до границ Челябинской области, объявлен памятником природы. Гидрологический памятник природы Южного Урала. По одной из существующих версий, в переводе с тюркских наречий на русский язык гидроним прозвучит как "Луна", предполагая, что гидроним происходит от названия древнего тотема туземного племени. Луна для тюрко-язычных туземных племён Южноуральского края являлась божеством практически до 20-х годов ХХ века. По другой предложенной версии, возможно к происхождению гидронима причастно родоплеменное объединение айле, имевшее тамгу в виде полумесяца (тамга - родовой знак кочевников). Луна была главным языческим божеством этой туземной группы, лунопоклонников. Однако, единого мнения о происхождении топонима, всё же не существует. Возможно, гидроним относится к словарю более древних обитателей нашего края, не исключена причастность к появлению топонима и обитавших на Южном Урале древних ариев или союза племён ура, а возможно, и проходивших по нашим местам древних айнов, оставивших свои «следы» в виде топонимов. Ай - тундра, болото, мшистая поляна на лесной опушке; айкит, айкыт - «тундровое болотистое место» (эвенк.)

Бахта - Река. Находится в Нагайбакском районе Челябинской области. Гидроним связывается с русским диалектным устаревшим словом "БАХТА". Владимир Иванович Даль сообщает что "бахта" – "хлопчатая, грубая среднеазиатская выбойка", которую носили по всей территории Южноуральского края в те времена. В Сибири русские люди словом "бахта" именовали "большую фату", "покрывало из толстой хлопчатобумажной ткани с узорами". Впрочем, в олонецких, тверских, московских и ярославских говорах отмечен глагол "бахтить, бахтеть" в значении "тот, кто бахвалиться, важничает", от которого вполне могло произойти название реки "Бахта", в значении "бахвалиться, важничает, пыжиться". В книге Владимира Фёдоровича Житникова зафиксирована русская фамилия Бахтин.