Люди трижды удостоенные звания героя советского союза. Народный комиссариат внутренних дел

Появление высшей степени отличия СССР напрямую связано со спасением пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин».

Учитывая, что для эвакуации людей, находившихся на погибшем судне, советские лётчики провели операцию, не имевшую аналогов в мировой истории, советское правительство задумалось и о необходимости особо отметить этот подвиг.

16 апреля 1934 года ЦИК СССР особым постановлением учредил «высшую степень отличия — присвоение за личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением , звания Героя Советского Союза».

Нужно особо отметить, что никакого знака отличия для Героев Советского Союза первоначально не предполагалось. Присвоение звания отмечалось исключительно вручением специальной грамоты ЦИК СССР.

Первое присвоение звания Героя Советского Союза состоялось 20 апреля 1934 года, когда им были отмечены лётчики, участвовавшие в спасении челюскинцев: Анатолий Ляпидевский , Сигизмунд Леваневский , Василий Молоков , Николай Каманин , Маврикий Слепнёв , Михаил Водопьянов и Иван Доронин .

Лётчики в СССР в 1930-х годах были в особом почёте. Немудрено, что первые 11 Героев Советского Союза представляли именно авиацию.

Изначально Герои Советского Союза получали только грамоту. Фото: Public Domain

Орден и медаль

Традиция вместе с присвоением звания Героя Советского Союза вручать орден Ленина сложилась фактически сама собой. Дело в том, что 11 первых Героев вместе со званием получали и орден, который был высшей наградой СССР.

В июле 1936 года эта практика была узаконена решением ЦИК СССР — отныне Герой Советского Союза вместе с грамотой автоматически получал и орден Ленина.

Количество Героев росло — вместе со «сталинскими соколами» были отмечены военные, сражавшиеся в Испании, а также участники боёв на озере Хасан.

Чем больше становилось Героев, тем больше росла необходимость в появлении некоего отличительного знака, по которому выдающегося человека сможет узнать любой.

Так появилась медаль «Золотая звезда», автором эскиза которой стал архитектор Мирон Мержанов . Медаль «Золотая звезда» как знак отличия Героев Советского Союза была утверждена 1 августа 1939 года, и первыми Героями, получившими и «Золотую звезду», и орден Ленина, стали участники боёв у реки Халхин-Гол.

Медаль «Золотая звезда». Фото: Public Domain

Жуков, Брежнев и Савицкая

Всего с 1934 по 1991 год звания Героя Советского Союза получили 12 776 человек, причём абсолютное большинство наград было присвоено тем, кто отличился в сражениях Великой Отечественной войны: таковых более 91 процента от числа всех награждённых.

Абсолютными рекордсменами по «героизму» являются Георгий Жуков и Леонид Брежнев . И выдающийся полководец, и генсек являются четырежды Героями Советского Союза. При этом Брежнев имеет ещё и звание Героя Социалистического Труда. Впрочем, к наградам Брежнева во все времена относились с изрядной долей юмора. Достаточно сказать, что три звания Героя Советского Союза Брежневу были присвоены в период с 1976 по 1981 годы, когда лидер страны стремительно терял работоспособность и умение критически относиться к окружающей действительности.

Как ни странно, но, несмотря на героизм советских женщин, лишь одна из них была удостоена звания Героя Советского Союза дважды. Впрочем, речь идёт о более чем достойном человеке — лётчике-космонавте Светлане Савицкой , первой женщине, вышедшей в открытый космос.

Лётчик-космонавт Светлана Савицкая. Фото: www.russianlook.com

Просто «спасибо»

Самым последним Героем Советского Союза стал чрезвычайно необычный человекводолазный специалист, капитан 3-го ранга Леонид Солодков . Указ о присвоении звания за участие в водолазном эксперименте, имитирующем длительную работу на глубине 500 метров под водой, был подписан 24 декабря 1991 года.

Получать награду новоявленного Героя пригласили в Кремль 16 января 1992 года. Ситуация сложилась крайне странная — государства, Героем котором стал Леонид Солодков, к этому моменту не существовало уже более трёх недель. Но самое интересное, что, согласно воинскому Уставу, Солодков как офицер должен был произнести «Служу Советскому Союзу!».

Быстро поменять Устав невозможно, и Солодков решил действовать сам. После того как маршал Шапошников вручил Герою награду, тот ответил просто: «Спасибо!». На этом «Спасибо» и завершилась история звания Героя Советского Союза, трёх лет не дожившего до своего 60-летия.

Многие в тот момент полагали, что Героев в нашей стране больше не будет. Мол, нигде, кроме СССР и стран социалистического блока, не практиковалась подобная система отличия, несмотря на то, что есть практически во всех странах мира.

Традиция сильнее идеологии

Однако традиция оказалась сильнее идеологических изменений в обществе. Уже 20 марта 1992 года Верховный Совет России утвердил учреждение звания Героя Российской Федерации.

Принципиальным отличием звания Героя России от советского предшественника является то, что оно присваивается только один раз.

При этом преемственность двух высших степеней отличия подтверждается тем, что сразу четыре Героя Советского Союза стали и Героями Российской Федерации — это космонавты Сергей Крикалёв и Валерий Поляков , учёный-полярник Артур Чилингаров и военный лётчик Николай Майданов .

В числе Героев Советского Союза были представители многих национальностей большой страны — русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, азербайджанцы, чеченцы, якуты и многие другие.

Немудрено, что во многих республиках бывшего СССР, ставших независимыми государствами, было учреждено аналогичное звание. Включая Россию, оно существует в 11 из 15 государств на просторах бывшего СССР.

Многие мальчишки после окончания Великой Отечественной войны мечтали стать летчиками. Никто особо не задумывался, насколько сложно летать в небе. Ребятам казалось, что летчики - - это романтики, которые от полета получали огромное удовольствие.

Как первые летчики-Герои получили свои звания?

Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено в 1934 году, хотя с момента основания Советского государства до 1939-го не было войн, то есть боевых заданий летчики не выполняли. Отметим, что именно летчики стали первыми Героями Советского Союза. Эти имена не настолько известны, как имена некоторых авиаторов периода ВОВ. Давайте с вами вспомним, кто эти первые летчики - Герои Советского Союза.

Как известно, в 1934 году проходила операция по спасению челюскинцев. Без участия самолетов спасти людей не представлялось возможным. Вместе с тем техника на тот момент была еще развита слабо, и позитивный результат спасательная миссия могла получить только благодаря высокому профессионализму и героизму летчиков.

Первые Герои поименно

Николай Каманин Золотую Звезду Героя № 1 получил в возрасте 25 лет. Он сделал 9 вылетов над Арктикой, спас при этом 34 человека (на затонувшем ледоколе "Челюскин" экипаж состоял из 104 человек). На фото, размещенном далее, Каманин изображен слева.

Сложность миссии по спасению моряков состояла в том, что местность была на тот момент недостаточно изучена. Также у летчиков не было полной уверенности в надежности моторов, потому что на такие дальние расстояния в то время еще практически не летали.

Михаил Водопьянов сделал три сложных вылета, во время которых смог спасти более 10 человек. Уникальность участия этого пилота в спасательной операции состоит в том, что за несколько месяцев до этого он получил сильные травмы и долго лечился. Начальство не хотело допускать его к операции, но он настоял.

Также в этой операции принимали участие такие летчики - Герои Советского Союза, как Иван Доронин, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Маврикий Слепнев. Каждый летчик внес огромную лепту в дело спасения людей в Северном Ледовитом океане.

Война и великие летчики

Анализируя приказы о присвоении званий Героев Советского Союза времен ВОВ, мы обнаруживаем интересную тенденцию: более 50% отмеченных легендарных воинов, защищавших нашу Родину от захватчиков, - это летчики. Конечно, на земле воевать тоже непросто, но воздушные бои намного сложнее наземных. Уровень смелости, выносливости советских летчиков просто поражает. Летчики ВОВ - Герои Советского Союза внесли огромный вклад в победу СССР над фашистской Германией.

В этом разделе стоит упомянуть про Алексея Маресьева и Петра Шемендюка. Эти герои даже вопреки тяжелым физическим травмам продолжали служить авиации.

Например, Маресьев - это известный герой произведения Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Его самолет был сбит над территорией, которую контролировали на тот момент немцы. Катапультироваться летчик не смог. Упал на землю вместе с машиной. Так случилось, что во время удара о землю его выбросило из кабины. На протяжении 18 суток герой ползком добирался до линии фронта. Обнаружен советскими детьми в Новгородской области. После этого некоторое время лечился в новгородской деревне. После долгого лечения и ампутации обеих ног смог вернуться в строй и совершил еще далеко не один боевой вылет.

Летчики-истребители - Герои Советского Союза часто после ранений возвращались на фронт. По проверенной, но малоизвестной информации, порядка 20 советских летчиков воевали против фашистов с ампутированными ногами, руками или другими тяжелыми травмами конечностей.

Стоит отметить, что для многих летчиков ВОВ не была первым боевым опытом. Всем известно, что много советских военных принимали участие в боевых действиях в Испании (гражданская война). Например, одним из летчиков-асов 1930-х годов считается Сергей Грицевец. Белорус по национальности, он родился в 1909 году в Гродненской губернии. В авиацию пришел по комсомольской путевке в 1931 году. Послужной список пилота по официальной информации составляет 40 сбитых самолетов.

Развитие военной авиации СССР

Летчики - Герои Советского Союза прекрасно проявили себя в годы ВОВ. Хотя изначально технический уровень немецких самолетов превосходил оснащенность и качество советских самолетов, но уровень мастерства "красных" пилотов уже через некоторое время после начала войны с лихвой компенсировал все недостатки техники.

Усовершенствование советской боевой авиации происходило фактически уже во время войны. Дело в том, что в первые дни боевых действий большинство советских самолетов было уничтожено на аэродромах во время фашистских бомбардировок. По мнению многих специалистов, это даже лучше. Если бы деревянные самолеты вступили в бой с "Юнкерсами" или другими истребителями, то у них не было бы ни одного шанса на победу в воздушном бою. Такая решительность фашистов спасла жизни многим советским летчикам.

За годы войны, по примерным подсчетам, асы сбили более 4000 лучших немецких самолетов. Рейтинг советских асов определяется в первую очередь по количеству сбитых "Юнкерсов". Поговорим про каждого из лучших отдельно.

Легендарный Иван Кожедуб родился в 1920 году на территории Шосткинского района современной Украины. После окончания в 1934 году школы поступил в химико-технологический техникум. Занятие авиацией для него долгое время было не больше чем хобби. Путь Кожедуба в авиации начался со службы в армии в 1940 году. На фронт попал в конце 1942 года после работы инструктуром в авиационной школе. Кстати, первый бой в воздухе для легендарного летчика мог стать одновременно и последним, потому что сначала его самолет подбили немцы, а потом и "свои". Это испытание Кожедуб выдержал и смог посадить свою машину. На фото, представленном далее, он изображен справа.

Такие летчики - трижды Герои Советского Союза, как Иван Кожедуб, становятся профессионалами своего дела быстро. Им не надо очень много времени для подготовки. Итак, некоторое время после этой аварии Кожедуб не летал. Звездное время летчика настало во время битвы на Курской дуге. За несколько боевых вылетов в июле 1943 года ему удалось сбить 4 "Юнкерса". До начала 1944 года в послужном списке героя было уже несколько десятков побед. До конца войны он смог сбить 18 самолетов этой марки.

Семен Ворожейкин и другие дважды Герои СССР

Этот результат не превзошел никто, а повторить смог только Ворожейкин Арсений Александрович. Этот пилот дважды был удостоин Звезды Героя. Общий боевой итог Ворожейкина - это 46 сбитых самолетов противника. Кроме него, летчики - дважды - это:

  • Алексеенко Владимир Аврамович;
  • Алелюхин Алексей Васильевич;
  • Амет-Хан Султан;
  • Андрианов Василий;
  • Бегельдинов Талгат Якубекович;
  • Беда Леонид Игнатьевич;
  • Береговой Георгий Тимофеевич;
  • Гулаев Николай Дмитриевич;
  • Сергей Прокофьевич Денисов.

Для успешного использования авиационной техники она должна пройти летные испытания. Для этого и работают летчики-испытатели. Очень часто они рискуют жизнью, потому что на испытываемой модели самолета до них еще никто не летал. Многие были удостоены Звезды Героя СССР. Самым выдающимся испытателем авиационной техники советского периода считается

Экипажи под руководством Чкалова совершили 2 рекордных для своего времени авиаперелета (Москва-Ванкувер через Северный полюс и Москва-Дальний Восток). Длина маршрута до Ванкувера составила 8504 км.

Среди других советских летчиков-испытателей стоит отметить Степана Микояна, Владимира Аверьянова, Михаила Громова, Ивана Дзюбу, Николая Замятина и Михаила Иванова. У большинства из этих летчиков первое образование не было техническим, но всю авиационную элиту объединяет одна особенность: они прошли теоретическую подготовку в развитой на то время системе авиаклубов. Такие своеобразные школы давали возможность слушателям получить теоретическую и практическую подготовку на довольно высоком уровне.

Штурмовая авиация СССР времен ВОВ

Летчики-штурмовики, Герои Советского Союза военных лет, занимают почетное место в списках людей, отмеченных государственными наградами за подвиги во время воздушных боев 1941-1945 годов. Согласно историческим данным, звание Героя Советского Союза получили более 2200 летчиков. Причем именно штурмовиков в списке можно найти больше всего (860 фамилий).

Также представителей этого вида авиации много в списках дважды Героев Союза. Как известно, две геройские Золотые Звезды имели в своем активе 65 летчиков. В этом списке штурмовики тоже занимают первое место (27 человек).

Кто смог трижды получить звание Героя?

Александр Покрышкин и Иван Кожедуб - эти летчики, трижды Герои Советского Союза, золотыми буквами вписали свои имена в летопись ВОВ.

Дело в том, что три раза государство отметило таким высоким званием только троих человек. Кроме двух летчиков, это известный со времен революции военный Семен Михайлович Буденный. Покрышкин получил свои награды по приказам от 24 мая и 24 августа 1943 года, а также 19 августа 1944 года. Иван Кожедуб отмечен приказами Главнокомандующего от 4 февраля и 19 августа 1944 года, а также после окончания военных действий в августе 1945 года.

Вклад советских летчиков в победу над врагом просто неоценим!

Понятие «дважды, трижды, четырежды Герой» сегодня кажется несколько странным, наверное, правильнее было бы говорить о награждении несколькими медалями «Золотая Звезда». Но это факт нашей истории, и обойти его нельзя.

Впервые дважды Героями за боевые подвиги, проявленные в боях с японскими интервентами на реке Халхин-Гол в 1939 году, стали трое летчиков: майор Сергей Иванович Грицевец и полковник Григорий Пантелеевич Кравченко (Указ от 29 августа), а также комкор Яков Владимирович Смушкевич (Указ от 17 ноября). Судьба всех троих сложилась трагически.

Маршал монгольской Народно-революционной армии Х. Чойбалсан поздравляет дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца с высокой правительственной наградой

Грицевец сбил в небе Халхин-Гола 11 вражеских самолетов. Он погиб в авиакатастрофе менее чем через месяц после награждения. Кравченко, командовавший на Халхин-Голе истребительным авиаполком и сбивший за период конфликта 7 японских самолетов, в 1940 году стал самым молодым генерал-лейтенантом Красной Армии. В Великую Отечественную войну он успешно командовал авиадивизией, но 23 февраля 1943 года погиб, выпрыгнув из сбитого самолета и не сумев воспользоваться парашютом (его вытяжной трос был перебит осколком). Смушкевич летом 1941 года был арестован и осенью этого же года расстрелян.

Кравченко и Грицевец стали первыми дважды Героями Советского Союза


В 1940 году количество дважды Героев увеличилось на два человека: начальник спасательной экспедиции по выведению изо льдов ледокола «Георгий Седов», Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин стал дважды Героем (Указ от 3 февраля), вторую «Золотую Звезду» за бои в Финляндии получил летчик комдив Сергей Прокофьевич Денисов (Указ от 21 марта).


И. Д. Папанин на дрейфующей станции СП-1

В годы Великой Отечественной войны дважды Героями стал 101 человек, семеро из них посмертно. Летчик Герой Советского Союза подполковник Степан Павлович Супрун Указом от 22 июля 1941 года первым в период Великой Отечественной войны был награжден второй медалью «Золотая Звезда». 14 июня 1942 года появился первый дважды Герой, оба раза удостоенный этого звания во время войны. Это тоже был летчик, командир истребительного авиаполка Северного флота гвардии подполковник Борис Феоктистович Сафонов.

Среди дважды Героев были три Маршала Советского Союза — Александр Михайлович Василевский, Иван Степанович Конев и Константин Константинович Рокоссовский, один Главный маршал авиации — Александр Александрович Новиков, 21 генерал и 76 офицеров. Солдат и сержантов среди дважды Героев не было.

В годы ВОВ дважды Героями стал 101 человек, 7 из них посмертно


Следует отметить, что в 1944 году были обнародованы Указы о награждении штурмана истребительного авиаполка майора Николая Дмитриевича Гулаева (за годы войны он произвел 250 боевых вылетов, в 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника) третьей «Золотой Звездой», а также ряда летчиков второй «Золотой Звездой», но никто из них не получил наград по причине дебоша, устроенного ими в московском ресторане накануне получения. Указы были аннулированы.



Николай Дмитриевич Гулаев

После войны количество дважды Героев продолжало увеличиваться. В 1948 году подполковник, будущий Главный маршал авиации СССР, Александр Иванович Колдунов был награжден второй медалью «Золотая Звезда». За годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, в 96 воздушных боях лично сбил 46 вражеских самолетов.

В сентябре 1957 года известному летчику Владимиру Константиновичу Коккинаки за испытания авиационной техники было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, первое он получил еще в 1938 году.

Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека


Маршалы Советского Союза Семен Константинович Тимошенко, Родион Яковлевич Малиновский, Иван Христофорович Баграмян, Кирилл Семенович Москаленко и Матвей Васильевич Захаров получили вторую «Золотую Звезду» после войны в связи с различными юбилеями, а Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков, Маршалы Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и Андрей Антонович Гречко вообще стали дважды Героями только в мирное время.


Г. Т. Береговой на марке Почты СССР

В ноябре 1968 года летчик-космонавт Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, причем первую награду он получил в годы Великой Отечественной войны за 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В 1969 году появились первые космонавты — дважды Герои, получившие обе «Звезды» за космические полеты: полковник Владимир Александрович Шаталов и кандидат технических наук Алексей Станиславович Елисеев (Указ от 22 октября). В 1971 году они оба первыми в мире совершили космический полет в третий раз, но третьих «Золотые Звезд» им не дали: возможно, потому что этот полет явился неудачным и был прерван на второй день. В дальнейшем космонавты, совершившие третий и даже четвертый полет в космос, дополнительных «Звезд» не получали, а награждались орденом Ленина. Всего 35 человек получили звание дважды Героя за освоение космоса.

Последним дважды Героем стал командир танковой бригады генерал-майор Ази Агадович Асланов, награжденный вторым званием посмертно (Указ от 21 июня 1991 года).

А. И. Покрышкин — первый трижды Герой Советского Союза


Всего дважды Героями Советского Союза стали 154 человека. Подавляющее большинство из них — 71 человек — летчики, 15 танкистов, 3 моряка, 2 партизана. Единственная среди дважды Героев женщина — летчик-космонавт Светлана Евгеньевна Савицкая, дочь дважды Героя Советского Союза маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого.


Светлана Евгеньевна Савицкая

19 августа 1944 года первым трижды Героем Советского Союза стал полковник Александр Иванович Покрышкин, который за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов противника. В 1945 году трижды Героями стали Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, получивший к 60-летию со дня рождения четвертую «Звезду» (Указ от 1 декабря 1956 года), и гвардии майор Иван Никитович Кожедуб.

После войны в связи с различными юбилеями трижды Героем стал Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный и четырежды Героем Леонид Ильич Брежнев.

Не знаю как сейчас,но в советское время практически каждый школьник знал о выдающихся советских асах Иване Никитовиче Кожедубе,сбившем 62 немецких самолета,и Александре Ивановиче Покрышкине,свалившем на землю 59 фашистов,и удостоенных за свои выдающиеся подвиги трижды высокого звания Героя Советского Союза.

Покрышкин Александр Иванович (21.02(06.03)1913-1985 гг.) - летчик-истребитель, маршал авиации (1972 г.), трижды Герой Советского Союза (24 мая, 24 августа 1943 г., 19 августа 1944 г.).

Родился в Новониколаевске (сейчас Новосибирск) в семье рабочего. После окончания 7-летней школы работал слесарем, затем окончил Пермскую авиашколу техников (1933 г.), Курсы усовершенствования технического состава и Качинскую авиашколу (1939 г.).

Великую Отечественную войну встретил заместителем командира эскадрильи, позже стал командиром эскадрильи, помощником командира и командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка 7-го истребительного авиационного корпуса 8-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, а с мая 1944 г. - командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии 4-1 воздушной армии Северо-Кавказского фронта.

За участии в 54 сражениях, в которых лично было сбито 13 самолетов противника, награжден Звездой Героя Советского Союза. Вторым званием Героя Советского Союза Покрышкин был отмечен за участие в воздушных боях на Кубани (совершено 455 боевых вылетов, сбито 30 самолетов противника).

За командование дивизией в боях над Прутом, Яссами и участие в Львово-Сандомирской операции (к маю совершил 550 боевых вылетов, участвовал в 137 воздушных боях, лично сбил 53 самолета) первым был удостоен третьей «Золотой Звезды».

В 1968 -1971 гг. был заместителем главнокомандуещего ПВО страны, а в 1972-1981 гг. - председателем ЦК ДОСААФ СССР. Награжден многими орденами и медалями. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Кожедуб Иван Никитович - был пятым ребенком в бедной крестьянской семье.Отец его был незаурядным человеком. Разрываясь между фабричными заработками и крестьянским трудом, он находил в себе силы читать книги и даже сочинять стихи. Человек религиозный, тонкого и взыскательного ума, он был строгим и настойчивым воспитателем: разнообразив обязанности сына по хозяйству, он приучил его к трудолюбию, упорству, исполнительности. К шести годам Иван пошел в школу. После окончания семилетки он был принят на рабфак Шосткинского химико-технологического техникума, а в 1938 г. судьба привела его в аэроклуб.

В начале войны сержант Кожедуб еще более настойчиво занимается "истребительным" самообразованием. Осенью 1942 г. после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб был направлен в Москву, откуда попал в 240-й иап.В августе 1942 г. 240-й иап был вооружен новейшими в то время истребителями Ла-5. Переучивание провели наспех, и полк понес на Сталинградском направлении тяжелые потери.

Следующие подготовка и переучивание проводились основательно: в конце декабря 1942 г. после напряженной месячной теоретической подготовки с ежедневными занятиями летчики приступили к полетам на новых машинах. В одном из тренировочных вылетов, когда сразу после взлета из-за поломки двигателя тяга резко упала, Кожедуб решительно развернул самолет и спланировал на край летного поля. Сильно ударившись при посадке, он на несколько дней выбыл из строя. В свой первый боевой вылет на прикрытие аэродрома он попал под удар вражеских истребителей, пытаясь атаковать группу бомбардировщиков, а затем попал в зону огня своей же зенитной артиллерии. Самолет его получил тяжелые повреждения, Кожедуб чудом остался жив.

Во время 40-го боевого вылета на Курской дуге в паре со своим неизменным ведомым В. Мухиным, Кожедуб сбил своего первого немца — "лаптежника". Кожедуб одержал 4 официальные победы. Он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы. Из его машин наиболее известны две. Одна — Ла-5ФН с яркими, белыми с красной окантовкой надписями по обоим бортам имела удивительную фронтовую судьбу. На этом самолете Кожедуб провоевал май — июнь 1944 г., сбил 7 самолетов. Вторая — Ла-7, с бортовым номером 27. На этом истребителе Иван Никитович летал в "маршальском" гиап, на нем закончил войну, на нем сбил 17 вражеских машин.

19 февраля 1945 г. над Одером в паре с Дмитрием Титаренко он встретил Ме-262. Это была одна из первых в мировой авиации побед в воздухе над реактивным самолетом. В апреле 1945 г. заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского Б-17 и заметил группу приближающихся самолетов. Советский ас обстрелял ведущего — тот взорвался в воздухе.

Этот бой был одной из первых схваток в воздухе с американцами, провозвестником большой воздушной войны в Корее. Всего за войну Иван Никитович провел 330 боевых вылетов, 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника. После войны гвардии майор Кожедуб продолжил службу в 176-м гиап. В конце 1945 г. в монинской электричке он встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой. В 1949 г. Иван Никитович заканчивает ВВА, получает назначение на должность комдива под Баку, но В. Сталин оставляет его под Москвой. В числе первых дивизия была вооружена МиГ-15 и в конце 1950 г. направлена на Дальний Восток. С марта 1951 г. по февраль 1952 г. в небе Кореи дивизия Кожедуба одержала 215 побед, сбила 12 "сверхкрепостей", потеряв 52 самолета и 10 летчиков. Это была одна из ярчайших страниц боевого применения реактивной авиации в истории советских ВВС. Кожедубу запрещалось лично участвовать в боевых действиях, и он совершал лишь тренировочные полеты. Во время своей командировки полковник Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации, подготовке и перевооружении. Неустроенным оставался быт самого командира, ставшего летом 1953 г. генерал-майором. Его семья ютилась то во времянке на аэродроме, то в старой даче.

Через год он был направлен на учебу в академию Генштаба. Часть курса прошел экстерном, после окончания академии Кожедуб назначается первым заместителем начальника Управления по боевой подготовке ВВС страны, с мая 1958 по 1964 гг. он был первым заместителем командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Иван Никитович до 1970 г. регулярно летал на истребителях, освоил десятки типов самолетов и вертолетов. С должности командующего ВВС Московского военного округа он вернулся на должность Первого заместителя начальника Управления по боевой подготовке ВВС, откуда был переведен почти 20 лет назад.В 1978 г. он переведен в группу генеральных инспекторов МО СССР. В 1985 г. ему присвоено звание маршала авиации. Все это время Кожедуб безропотно вел огромную общественную работу.

Буденный Семён Михайлович (13 апреля (25 апреля) 1883 — 26 октября 1973) - один из первых Маршалов Советского Союза в истории революции в России. Буденный был призван на службу в дореволюционную русскую армию в возрасте 20 лет. Он происходил из семьи безземельного батрака. Потом - «мальчик на побегушках» у купца, подручный кузнеца, кочегар...

В армии Буденный был зачислен в конницу, участвовал в русско-японской войне. Империалистическая война началась для него с боя под Варшавой. Через несколько дней он проявил себя в разведке и был награжден Георгиевским крестом. Закончил войну на русско-турецком фронте с полным "бантом" георгиевских крестов всех четырех степеней и четырьмя медалями. Свершилась Октябрьская революция. По всей армии началась демобилизация. Вместе с другими солдатами бравый кавалерист возвращался домой, но прихватил с собой с фронта шашку, винтовку и кавалерийское седло. Чувствовал: пригодится. Вскоре на юге России, на Дону началась гражданская война. Белоказаки подошли к станице Платовской, где жила семья Буденных.

1918 год: Буденный - командир отряда. добровольцев, командир эскадрона, кавалерийского дивизиона, помощник командира полка, бригады, исполняющий обязанности начдива. 1919 год; Буденный - командир дивизии, конного корпуса, командарм 1-й Конной армии... Огромной заслугой Буденного было понимание роли кавалерии именно в новых условиях гражданской войны: кавалерийские эскадроны и полки Буденного нападали стремительно и внезапно, всегда искали боя и неизменно обращали в бегство более многочисленного противника. Одним из первых Семен Михайлович стал добиваться создания кавалерийских соединений, которые могли бы самостоятельно решать оперативные и стратегические задачи, И такое соединение - первое во всемирной военной истории - было создано; Первая Конная армия. В невероятно трудных условиях она осуществила ряд классических наступательных операций, разгромила несметные полчища Мамонтова и Шкуро, Деникина, Врангеля и внесла огромный вклад в победу Советской республики над белогвардейцами и интервентами. В историю военного искусства вошел задуманный и блестяще осуществленный Буденным тысячеверстный переход Первой Конной с Кубани на Украину весной 1920 года, на Юго-Западный фронт. Буденный находился на должностях члена Реввоенсовета СССР и инспектора кавалерии РККА, командующего войсками Московского военного округа и заместителя наркома обороны СССР или, уже в Великую Отечественную, главнокомандующего войсками Юго-Западного и Северо-Кавказского направлений, командующего кавалерией Советской Армии и члена Ставки Верховного Главнокомандования. Впрочем, последние должности носили по большей части почетный характер, так как уже в начале второй мировой войны, когда задачи конницы стали выполнять танковые соединения, военные познания Буденного обесценились. В ходе войны 1941 - 1945 годов никаких значительных боевых действий с его участием не было совершено. В 1924 году Буденный был вовлечен в политическую борьбу на стороне И. Сталина (Сталин и Ворошилов были членами его военно-революционного совета). Фрагмент биографии того времени в безжалостных выражениях описывает секретарь Сталина Бажанов в своей книге воспоминаний: "В конце концов как-то решили пустить его на заседание знаменитого Политбюро. Моя память точно сохранила это забавное событие. На заседании Политбюро очередь доходит до вопросов военного ведомства. Я распоряжаюсь впустить в зал вызванных военных, и в том числе Буденного. Буденный входит на цыпочках, но сильно грохоча тяжелыми сапогами. Между столом и стеной проход широк, но вся фигура Буденного выражает опасение - как бы чего не свалить и не сломать. Ему указывают стул рядом с Рыковым. Буденный садится. Усы у него торчат, как у таракана. Он смотрит прямо перед собой и явно ничего не понимает в том, что говорится. Он как бы думает: "Вот поди ж ты, это и есть то знаменитое Политбюро, которое, говорят, все может, даже превратить мужчину в женщину". Потом Буденный стал маршалом, а в 1943 году даже вошел в Центральный Комитет партии.

Тремя медалями “Золотая Звезда” награждены три человека: маршал Советского Союза Буденный С.М. (01.02.1958, 24.04.1963, 22.02 1968), генерал-полковник авиации Кожедуб И.Н. (04.02.1944, 19.08.1944, 18.08.1945) и маршал авиации Покрышкин А.И. (24.05.1943, 24.08.1943, 19.08.1944).

Если писать про тех, кто трижды Герои Советского Союза, список был бы из трёх фамилий, но я напишу о четырех. Начну с Георгия Константиновича Жукова - четырежды Героя, ну, где четыре, там и три, верно ?

Георгий Константиноаич Жуков - одаренный военачальник и яркая личность, имя Жукова - это синоним Победы.

Георгий Жуков родился в 1896 году в деревне Стрелковка в Калужской области. Окончив церковно-приходскую школу, поступил на обучение в скорняжную мастерскую. Позже окончил городское училище на вечернем отделении. Военная карьера Жукова началась во время Первой мировой войны. В составе кавалерийского полка Жуков отличился в боевых действиях и был дважды награждён Георгиевским крестом - высокой наградой в Россиийской империи. В 1918 году Георгий Жуков поступил на службу в ряды Красной Армии, командовал кавалерийским корпусом, показал себя талантливым командиром и организатором военных действий. В июле 1938 года Жуков - командующий группой советских войск в Монголии. Первую звезду Героя Советского Союза Жуков получил за руководство операцией в Монголии и разгром японцев на реке Халкин-Гол. В этой операции Жуков активно и успешно использовал танки для окружения и уничтожения врага.

В годы Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков был заместителем Верховного Главнокомандующего. Во время войны Жуков получил воинское звание Маршал Советского Союза. Командовал фронтами: войска Ленинградского фронта и Балтфлота остановили наступление немецкой армии, войсками Западного фронта была разгромлена армия "Центр" Жуков лично был координатором действий на фронтах под Сталинградом (1942), на Курской дуге (1943) и при прорыве блокады в Ленинграде (1943). С именем Жукова связаны освобождение Правобережной Украины, операция Багратион в Белоруссии, взятие Варшавы, Висло-Одерская операция и мощная Берлинская операция. Георгий Константинович Жуков лично 8 мая 1945 года принял безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого фельдмаршала В.фон Кейтеля.

Георгий Жуков четыре раза становился Героем Советского Союза. Свою четвертую звезду Героя Советского Союза Георгий Константинович Жуков получил за подавление венгерского восстания в 1956 году.

Книга издана в тридцати странах и переведена на девятнадцать языков. Примечательно, что первое издание книги было в Западной Германии, в ФРГ, в 1968 году.

Александр Иванович Покрышкин, трижды Герой Советского Союза. Родился в 1913 году в городе Новониколаевск (Новосибирск), в рабочей семье. Закончив семилетку, Александр начал работать в слесарной мастерской, затем закончил авиашколу в Перми, а к началу Великой Отечественной Войны был замкомандира эскадрильи на Южном фронте.

Близость к границе обусловила то, что аэродром, где работал Покрышкин, бомбили уже в первый день войны. Причём в первые дни войны Лётчик Покрышкин сбил советский самолет по ошибке, приняв его за вражескую лётную машину. Это отчасти объяснялось тем, что самолеты системы Су появились как-раз перед войной, вид у них был не стандартный, многие лётчики ещё не знали их. Пилот сбитого по ошибке самолёта остался жив, но погиб штурман. Неудачи первых дней побудили Покрышкина тщательно анализировать все свои боевые вылеты, меняя устаревшую тактику военных воздушных сил Советского Союза. Александр Покрышкин говорил, что "тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, тот настоящей войны не знает". Орден Ленина Покрышкин получил за то, что в тяжёлых погодных условиях смог доставить данные о местонахождении танков противника под Ростовым.

Первую Звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил за тринадцать сбитых вражеских самолетов и участие в более, чем пятидесяти боевых вылетах.

Второе звание Героя Советского Союза Александр Покрышкин получил за то, что блестяще и талантливо проявил себя в воздушных боях на юге, на Кубани. Отсюда началась знаменитая "Кубанская этажерка" - ряд истребителей, которые с воздуха сопровождали наступление наших войск. Покрышкин всегда старался взять на себя важную задачу - сбить ведущий самолёт противника и тем самым деморализовать врага.

В боях было сбито двадцать два немецких самолёта. На всю страну гремела слава Покрышкина и его учеников. В 1943 -44 годах карьера Покрышкина была "в зените": сбито пятьдесят три вражеских самолета, совершено более полутысячи боевых вылетов. И в августе 1944 года Александр Покрышкин получил третью Звезду, став, таким образом, первым трижды Героем Советского Союза. Умер Алескандр Покрышкин в Москве в 1985 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Каждый советский школьник знал, что Иван Никитович Кожедуб - летчик, трижды Герой Советского Союза. Родился на Украине, в Черниговской губернии, в 1920 году, в семье церковного старосты. Став студентом химико-технологического техникума в городе Шостка, начал заниматься в аэроклубе. Закончил авиационную военную школу, работал лётным инструктором.

Начало войны выдалось сумбурным и очень опасным для сержанта Кожедуба. В первом же воздушном бою его самолет ЛА-5 ("Лавочкин") был подбит немецким истребителем, а при посадке самолет был обстрелян по ошибке советскими зенитками. Все это, конечно, говорит, о несогласованности и неподготовленности действий летчиков в самом начале войны. Да и самолётов хороших долго не было, приходилось летать на практически списанной технике из ангаров.

Спустя несколько десятков боевых вылетов Ивана Кожедуба словно прорвало: сначала на Курской дуге он сбил немецкий бомбардировщик, на следующий день еще один, а потом сразу два истребителя. Кожедуб отличался тем, что мог "полностью слиться с лётной машиной" и умел метко стрелять. Кожедуб был очень смелым, часто шёл на рискованные лобовые атаки, даже, когда силы противника превосходили в несколько раз. Когда правительство наградило старшего лейтенанта Кожедуба первый раз званием Героя Советского Союза, на его счету было почти полторы сотни боевых вылетов и двадцать лично им сбитых самолетов. А в августе 1944 года и вторая звезда Героя Советского Союза оказалась на груди Кожедуба. Уже в 1945 году в бою над Одером Кожедуб вместе с напарником Дмитрием Титоренко сбили на большой высоте новейший немецкий истребитель-бомбардировщик. К концу войны Иван Кожедуб лично сбил 64 немецких самолета и совершил 330 боевых вылетов. А во время своего последнего боя, 17 апреля 1945 года Иван Кожедуб сбил сразу два вражеских истребителя.

Третью звезду Героя Советского Союза Иван Кожедуб получил в августе 1945 года. После войны Иван Кожедуб продолжал служить в ВВС, в 1985 году он стал Маршалом авиации, умер в 1991 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Будённый Семен Михайлович - Маршал Советского Союза, трижды Герой Советского Союза.

Родился в 1883 году на хуторе Казюрин (сегодня - территория города Ростов-на-Дону). После призыва в армию в 1903 году, Будённый остался служить сверхсрочно, принимал участие в русско-японской войне 1903-1904 годов. Получив почетное звание "Лучший наездник" в своём полку, Будённый был послан на курсы наездников в Петербург в Кавалерийскую школу. Затем служил в кавалерийской дивизии на австрийско-германском и кавказском фронтах. В составе разведполка захватывали немецкие обозы и брали противника в плен, на турецком фронте проводили атаки и захватывали орудия противника, брали турецких солдат в плен. За проявленную храбрость Будённый стал полным кавалером Георгиевского креста четырёх степеней ("Георгиевский бант").

В 1918 году Будённый возглавил кавалерийский революционный отряд на Дону. Отряд Будённого действовал против белогвардейцев и скоро вырос и стал дивизией, а позднее - Первой Конной Армией, во главе которой был назначен Будённый.

Под руководством Семёна Будённого были проведены серьёзные работы на конном заводе и выведены новые породы лошадей с названиями - "Терская" и "Буденовская". Будённый отметился ещё и тем, что в 1923 году приехал в Чечню, в Урус-Мартан и объявил о создании Чеченской автономной области. Будённый много вложил в развитие Конезавода в Успенком

Будённый был одним из пяти первых полководцев, кому было присвоено звание Маршала Советского Союза. С 1940 года Будённый - первый зам Наркома Обороны в СССР. Во время войны Будённый в составе Ставки Верховного Главнокомандующего принимал участие в обороне Москвы. Будённый настоял на срочном формировании новых кавалерийских дивизий легкого типа взамен сильно сокращённых перед войной (из-за их несопоставимости в боевых условиях с танками и другой техникой). Будённый всегда считал кавалерию "орудием прорыва".

Маршал Будённый, будучи главнокомандующим Южным фронтом, приказал взорвать Днепрогэс. Хлынула вода, погибли солдаты как немецкой, так и Красной Армии, мирное население, скот, вода залила огромные пространства.

Позже Будённый передал в Ставку предложение о необходимости отступления в районе Киева из-за угрозы окружения. Сталин отстранил Будённого от командования Южным фронтом и заменил на Тимошенко. Хотя позже оказалось, что Будённый был прав, в Киеве войска фронта попали в котел и были разгромлены. После этого Будённый был назначен командующим Резервным фронтом и войсками Северо-Кавказского фронта, а с 1943 года Семён Будённый был командиром кавалерии Красной Армии. С 1953 года - инспектор кавалерии, был членом Президиума ДОСААФ.

Семён Будённый трижды был удостоен звания Герой Советского Союза (в 1958, 1963 и 1968 году). Похоронен Будённый у Кремлёвской стены.