Правописание частиц не и ни урок. Урок "отрицательные частицы не и ни"

Цели урока:

Образовательные :

Развивающие:

Воспитательные:

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Различение частиц не и ни" (1 слайд)

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные :

Создать условия для формирования у учащихся умения различать частицы не и ни; отрабатывать орфографические навыки; совершенствовать навыки построения устного высказывания.

Развивающие:

Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, навыков самостоятельной работы с текстом.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, к слову, к традициям русской культуры.

Знать: условие выбора частиц НЕ - НИ.

Попутное повторение: знаки препинания в СП.

Оборудование: фрагмент таблицы, индивидуальные карточки, компьютер с презентацией учебного материала.

ХОД УРОКА

1 . Определение темы урока.

Здравствуйте. Послушайте шуточное стихотворение и попытайтесь определить тему урока.

НЕ и НИ у нас частицы,
Нам их нужно уважать.
И при этом не лениться
И ни часу не терять.

Итак, какова тема урока? (Различение отрицательных частиц НЕ и НИ)

2. Повторение

1). Вы уже должны знать правила употребления не и ни . Расскажите:

  1. В каких случаях пишется не ?
  2. Когда употребляется ни ?

2). Давайте проверим, как вы усвоили эти правила. Для этого выполните тест.

Тест.

  1. Найдите предложения, которым частица не придаёт положительный смысл.

А. Ветер не утихал.

Б. Я не мог не ответить на это письмо.

В. Где он только не бывал!

Г. Где он не бывал, так это на Кавказе.

2. В каких предложениях частица ни служит для выражения утверждения?

А. Куда ни посмотри, всюду колосится рожь.

Б. Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.

В. Дождь не прекращался ни на час.

Г. В воздухе ни звуков, ни движения.

3. В каких предложениях не – частица?

А. Трава (не)скошена.

Б. Это было письмо, (не)прочитанное мною.

В. Мне (не)(от)куда позвонить по телефону.

Г. Дневник (не)был заполнен.

4. Найдите предложения, в которых частица не служит для отрицания.

А. Товарищ не мог не помочь мне.

Б. Когда я не зайду к нему, он беспокоится и звонит.

В. Я никак не мог определить, откуда доносится шум.

Г. Какой же русский не любит быстрой езды!

Проверим, как вы справились с тестом. (2 слайд).

3). Вновь послушайте шуточное стихотворение, найдите устойчивые сочетания с НЕ и НИ и выпишите их.

Светило солнце в вышине
Ни бледно и ни ярко.
И в результате было мне
Ни холодно ни жарко.

К доске я вышел отвечать,
Стоял я перед классом.
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо.

Какие вы нашли устойчивые словосочетания? С какой частицей написали?

Проверьте (3 слайд)

Назовите ещё устойчивые сочетания с не и ни , которые вы знаете (ни встать ни сесть, ни к селу ни к городу, ни много ни мало, ни свет ни заря…)

Давайте подумаем, в какой ситуации, в каком стиле употребляются эти сочетания?

Конечно. В разговорном стиле. Народ придумывает традиции, обряды и слова, которыми их можно обозначить. Одна из таких традиций – празднование Масленицы.

Что вы знаете об этом празднике?

4). Рассмотрите цветную вклейку учебника № 15. (4 слайд) Придумайте предложение, описывающее данную иллюстрацию, и постарайтесь употребить в нём частицу не или ни .

Разбор предложений у доски:

Не морозами, не метелями славится Масленица, а вкусными блинами, играми и забавами, пришедшими к нам из далёких веков, и неожиданными чудесами.

На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

3. Физкультминутка: отдыхаем, но не расслабляемся – считаем частицы:

Вы сегодня не устали?

Сели-встали, сели- встали!

Вам неймётся на уроке?

Так уприте руки в боки!

Поворот туда-сюда!

Не болят ваши бока?

Вы не дёргайтесь, не надо!

Расслаблять нам руки надо!

Никогда не бойтесь сами

Вы подпрыгивать с хлопками!

Ни слова, ни жеста, ни взгляда!

Мы делаем вдох – выдыхаем!

Сколько частиц встретилось? 8: 5 не, 3 ни.

4. Работа с текстом.

Возьмите карточку. Прочитайте текст.

Словарная работа: маска (5 слайд)

Определите тему, основную мысль, придумайте заголовок.

Какое устойчивое сочетание вы встретили?

Что оно обозначает?

5. Выполнение практического задания. У каждого на парте – таблица-подсказка.

Цель: формирование умения различать и правильно писать НЕ-НИ (с использованием дифференцированного обучения). Повторить знаки препинания в сложном предложении.

Различение НЕ и НИ

В устойчивых выражениях

(не по себе, не в духе и т. д.)

В устойчивых выражениях (ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д.)

Для выполнения работы выберите карточку в соответствии с уровнем усвоения темы.

(дифференцированное обучение)

Карточка №5 для тех, кто считает, что достаточно хорошо усвоил тему и помнит пунктуацию в сложном предложении.

Карточка №4 содержит подсказку: расставить знаки препинания, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Для кого тема оказалась трудной, можно использовать карточку-подсказку .

Карточка № 5

Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях.

Иногда люди хотят чтобы их (н…) узнавали (н…) соседи, (н. .) чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…)доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

МАСКА – французское masgue восходит к арабскому mashara - “шутка, насмешка”.

Карточка № 4

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей, расставьте недостающие знаки препинания в сложных предложениях, ориентируясь на подчёркнутые сказуемые.

Иногда люди хотят чтобы их не узнавали (н…)соседи, (н. .)чужие. Раньше в Чехии существовал обычай согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…) свет (н…)заря, отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру всякий получал чудесное облачение. Но как (н…) старался этот скромный труженик (н…) одна из его работ (н…) доживала до следующего праздника потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз обижался мастер на эту традицию но (н. .) разу никому (н…) жаловался ведь он дарил людям радость.

Карточка № 3

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками.

Иногда люди хотят, чтобы их (н…) узнавали(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) (н…)соседи, (н. .)чужие(частицу можно опустить). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав (н…)свет (н…)заря(фразеологизм) , отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.

Кто только (н…) хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто (н…) приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение. (предложение сложное, частицу можно опустить). Но как (н…) старался (предложение сложное, частицу можно опустить) этот скромный труженик,(н…) одна(- ничто) из его работ (н…)доживала(Если опустим частицу, смысл изменится на противоположный ) до следующего праздника,потому что, по обычаю, всё сгорало в огромном костре. (Н…) раз (= много раз) обижался мастер на эту традиции, но (н. .) разу (= никогда) никому (н…) жаловался(если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) ведь он дарил людям радость.

Проверка самостоятельной работы по группам.

7. Подведение итогов урока

Итак, подведём итог урока. Сегодня мы не только тренировались в различении частиц НЕ и НИ, но и побывали на праздновании Масленицы, заглянули в мастерскую чешского мастера, узнали о происхождении слова «маска».

Оценки.

Домашнее задание: составить тест из двух вопросов на различение частиц «не» и «ни». (6 слайд)

Рефлексия: проанализируйте свои знания: если остались какие-то вопросы, что-то неясно, оставьте у доски для меня сигнал в виде «?», если же вам теперь всё понятно, оставьте «!». (7 слайд)


1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Урок русского языка в 7 классе.

Учитель: Гришина Е. М.

Тема: Правописание частиц НЕ и НИ.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с информационным текстом.

Цели:

познавательные:

  1. закрепить умение определять частицы, характеризовать их; 2) сформировать умение различать частицы НЕ и НИ.

воспитательные:

  1. поддерживать готовность принимать другие точки зрения; 2) воспитывать умение слушать и слышать, уважать мнение другого человека.

развивающие:

  1. развивать критическое мышление через чтение информационного текста;

2) развивать логическое мышление, языковое чутье; 3) развивать умение работать в группе.

Ход урока.

Стадия вызова.

На доске и на отдельных карточках для каждого учащегося записан текст (по А. Грину) с пропущенными буквами и знаками препинания.

Он прекрасно изучил Зурбаган, Лисс, Кассет и все побережье полуострова, но не терялся и в (н..) значительных фарватерах. Все за что брался он для других оканчивалось (н..)изменно благополучно как бы (н..) были тяжелы обстоятельства. (Н..) было судна потерпевшего крушение в тот рейс в который он вывел его из гавани. (Н..) когда корабль напутствуемый его личной работой (н..) подвергался эпидемиям, нападениям и другим опасностям. (Н..) кто на нем (н..) падал за борт и (н..) разу (н..) совершал преступлений.

Встретились ли вам непонятные слова?

(Фарватер – часть водного пространства, достаточно глубокая для прохода судов).

Задание 1. Прочитайте текст (один человек – вслух) и расставьте пропущенные знаки препинания, составьте в тетрадях схемы предложений, с которыми вы работали.

Задание 2. Работая в группах (по партам), выпишите слова с НЕ И НИ, где вы можете объяснить выбор гласной и слитное и раздельное написание, в два столбика: в первом НЕ (НИ) будет приставкой, во втором – частицей.

Есть ли случаи, которые вы затрудняетесь объяснить или в которых не совсем уверены? (могут быть разные точки зрения)

Чтобы разъяснить эти моменты, нам надо познакомиться с теорией, но сначала составим схему (кластер), в которой отразим то, что нам известно о НЕ и НИ. (НЕ – отриц. частица, ударная приставка в мест. и наречиях; приставка, выражающая отрицание в сущ., прилаг., нар. и прич.; НИ – безуд. приставка в отриц. мест. и нар., часть союза, усиление отрицания – если догадаются об этом значении, в этом случае обязательно доказательство своей точки зрения с несколькими примерами, примеры могут и должны приводиться разными учащимися, а не только теми, кто выдвинул эту точку зрения).

Задание 3. Составление кластера.

Итак, НЕ – отрицательная частица или приставка. Давайте посмотрим на спорное предложение (с НИ БЫЛИ). Чувствуете ли вы здесь отрицание? (факт утверждается, а не отрицается). Как же правильно записать этот случай?

А второй неясный случай (с НИ РАЗУ)? (если до этого не выяснен и не доказан).

Стадия осмысления.

Задание 4. Прочитаем текст параграфа 37 (с. 213-214), отмечая значком « v » то, что уже знали, « + » новую для себя информацию и «?» то, что вызвало какие-то вопросы (если вопросов не будет, спрашивает учитель: связано ли с выражением утверждения написание частицы НИ в случае, упомянутом авторами учебника? связано ли это со структурой предложения? Обязательна работа с примерами, допустим:

Как ни пытался он сдвинуть камень с места, ничего у него не выходило.

Сколько веревочке ни виться, а конец будет.

Куда б он ни обращался, везде встречал отказ.

Кто б ты ни был, будь гостем в моем доме - и т. д.)

Обсуждение информации.

Можем ли мы теперь определить, кто был прав в тех двух спорных случаях?

Рефлексия.

Задание 5. Вернемся к схеме и дополним ее новой для нас информацией (НЕ – двойное отрицание, в вопросительно-восклицательных предложениях обобщающего характера; НИ – усиление отрицания, выражение утверждения в СПП).

Итак, подведем итоги. Что мы сегодня еще раз уяснили для себя? Что узнали нового?

Д/з: параграф 37, упр. 455, 456 (записывать только свои примеры).


ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК по русскому языку

в 10 классе (ЕМН)

Тема: «Частицы. Правописание Не и Ни»

Цели:

    – дать ясное представление о частицах как особой части речи, выполняющие различные функции в предложение;

    – закрепить знания учащихся о разрядах частиц;

    – показать роль частиц для создания образа, настроения в художественном тексте;

    – закрепить навыки слитного и раздельного написания частиц НЕ и НИ;

    – развитие устной и письменной речи учащихся;

    – воспитание активности на уроке, внимания и любви к близким и родным, чувства ответственности перед обществом, перед государством.

Тип урока : целевое применение ЗУН.

Методы: практические, словесные, частично – поисковые, наглядные.

Вид урока : урок – практикум.

Ход урока

I . Организация класса

II . Актуализация знаний

    Раздаются карточки слабым учащимся

    Ответы на вопросы:

Назовите служебные части речи (союзы, предлоги, частицы)

На какие группы делятся предлоги по происхождению (первообразные и производные) §42, стр. 231

Какие выражают значения предлоги в сочетании с падежной формой?

    пространственные: в, с, за, на, по, под, над, возле, вокруг, мимо, около…

    временные: с, до, к, на, после, прежде, во время…

    объектные: о, про, по, насчет…

    целевые: к, с, за, для…

    причинные: из-за, по, из, вследствие, благодаря…

    сравнительные: с, наподобие…

    лишения, удаления: кроме, за исключением, в отличие от … § 43, стр. 236

Что такое союзы? (служебные слова, выражающие синтаксические отношения между отдельными членами предложения, между частями сложного предложения и между отдельными предложениями)

На какие группы делятся союзы по характеру выражаемых отношений (сочинительные и подчинительные)

Какая роль у сочинительных союзов? (они связывают однородные предложения и части сложно-сочинительного предложения)

Назовите разряды п од чинительных союзов:

    временные: пока, едва, когда, покуда…

    условные: если, ежели, раз…

    уступительные: хотя, пусть, несмотря на то, что…

    причинные: потому что, так как, ибо, благодаря тому что

    следствия: так что

    целевые: чтобы, для того чтобы, дабы

    сравнительные: как, будто, словно, точно

    изъяснительные: что, чтобы

III. Новый материал.

    Запись темы;

    А что такое частицы? §44. (служебные слова, которые придают дополнительные смысловые, модальные (от слова «модальность» - категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания), эмоционально-экспрессивные оттенки значения словам, словосочетаниям и предложениям, а также употребляются для образования новых слов или иных форм самостоятельных слов)

    Работа по таблице (с.241)

Разряды частиц по значению

I . Частицы, выражающие смысловые оттенки значений

II . Частицы, выражающие модальные значения:

    утвердительные: точно, да, как же

    отрицательные: не, ни, вовсе не

    вопросительные: разве, неужели, ли

    сравнительные: как, будто, как будто

    указывающие на чужую речь: мол, якобы, дескать

III . Частицы, выражающие эмоционально-экспрессивные значения, усиливают выразительность, эмоциональность высказывания: ишь, что за, куда там, то-то

    устное выполнение упражнений 452 на стр. 243

Задание: найти словообразующие и формообразующие частицы.

Какие формы образуют формообразующие частицы?

№1. формообразующая частица «бы» образует условные наклонение глагола.

№2. «что-то» - словообразующая частица – «то» служит для образования неопределенного местоимения.

№3. «кое-кто» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№4. «кое-где» - словообразующая частица «кое» - служит для образования неопределенного местоимения.

№5. «пускай» - формообразующая частица служит для образования формы повелительного наклонения.

    Работа по таблице (из учебника на стр. 244, внесенной на интерактивную доску «Правописание НЕ и НИ»)

Когда же пишется частица «НЕ» слитно? Приведите примеры.

1) если слово без «не» не употребляется: недоросль, негодовать, ненавидеть, невдомёк, неряха, нелепо, невыносимый, невзлюбить;

2) если можно пообобрать синоним без «не» («не» - приставка): недруг – враг, несерьезный – легкомысленный, немедленно – тотчас, невесел – грустен;

3) с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов:

некто, нечто, некоторый, некому, некогда;

4) с полными причастиями без пояснительных слов: нерешенная задача, некрашеные полы;

5) с глаголами, имеющими приставку недо: - недоедать, недовыполнить (значение «ниже» нормы);

6) с наречиями негде, некуда, нехотя.

А когда частица «не» пишется раздельно?

1) с существительными, прилагательными и наречиями на –о, если противопоставление, или подразумевается;

2) с глаголами, краткими причастиями и деепричастиями: не читал, не думая, не подумав, вопрос не изучен;

3) с отрицательными местоимениями с предлогом, с другими разрядами местоимений: не с кем, не с чем, не от кого, не у кого;

4) с полными причастиями при наличии пояснительных слов: еще не вспаханное поле;

5)с краткими прилагательными и наречиями в роли сказуемого: не рад, не готов, не слышно, не видно;

6) в сочетаниях «далеко не», вовсе не, отнюдь не: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не легкое решение, отнюдь не весело.

6. Закреплению изученного - упр. 460, стр. 246

1) выразительное чтение текста;

3) – Какова основная мысль текста? Эгоизм – это чудо, это изверг добродетели;

4) передайте основную мысль текста одним сложным предложением.

Эгоист – это безобразие самодовольной, не – преклонной, дешево доставшейся добродетели, ты едва ли не противней откровенн ого безобразия порока!

5) Запись предложения у доски. Разбор, объяснение правописания «не»

Что такое «эгоизм» по словарю Ожегова? (ответы учеников)

Эгоизм – предпочтение личных интересов общественным, пренебрежение ими, себялюбие;

6) Воспитательный момент!

Зачитывание из «Азбуки нравственности» на стр. 237 отрывка об эгоизме. Эгоизм в той или иной степени свойствен каждому живому существу. Говорят даже, что без него человек бы не мог добиться чего-то большого, не смог бы защищать себя в биологической среде. Ученый Ганс Селье считает даже: если ты хочешь, чтоб тебя любили (а это нужно!), то ты из своих же эгоистических соображений должен добиться этого, то есть делать что-то хорошее для других, порой отказываясь от того, что нравится тебе. Вот почему даже самые большие эгоисты способны отказываться от своего эгоизма во имя своего «я», во имя того, кто их любит, оберегает, заботится, чтобы не потерять этого человека.

Чтение поучительной статьи «Твоя совесть» из сборника диктантов и изложений за 10 класс ЕМН на стр. 5. В жизни все начинается с малого. Совесть в человеке надо пробуждать с детства.

Изначальные уроки совести, так сказать, азбуки великой науки жизни, следующие: внушать ребенку говорить правду, не грубить старшим, не обижать младших, не брать тайком, без спросу то, что не положено.

То, что не усвоено с ранних лет, может быть приобретено позже, но уже ценой личного горького опыта, иными словами, ценой ошибок, нравственных потерь и запоздалого раскаяния.

Совесть – судья наших поступков, советчик и друг, неусыпный страж всех деяний, утешитель и безжалостный палач.

Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с нею, поступился совестью ради маленькой выгоды или отрекся от нее из личного эгоизма. «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», - сказал в свое время Пушкин.

Совестный человек не обманет, не украдет, не сподличает, не продаст, он не схалтурит, втихую не выпустит из своих рук брак. Совестный человек – значит, порядочный. Он наделен чувством достоинства, справедливостью и добротой. Такой человек живет по неписаным законам совести. Это дает самой личности спокойное удовлетворение духа, а всем окружающим дарит свет и теплоту человечности (во время чтения показать портрет Пушкина).

7) Выполнение упражнения 455 на стр. 245

А выполнить упражнение вам поможет «Алгоритм различения частиц НЕ и НИ» на стр. 244, внесенный на интерактивную доску.

А для этого устно разберем предложение №7. Увы, ни камни ожерелья, ни сарафан, ни перлов ряд, ни песни лести и веселья ее (Людмилы) души не веселят. № 12. Ни лесу, ни реки близко не было; ни глубокие овраги, заросшие кустарником, точно длинные, зеленые змеи, прорезали там и сям ровную степь. №13. Этот уголок (сада) вырезался как-то удобно, что никому и ни на что не был нужен, поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями.

8) Самостоятельная работа – упр. 455, стр. 245, кроме предложений №7, №12, №13

9) Индивидуальная работа по карточкам с разно уровневыми заданиями и текстам по изученной теме.

IV . Рефлексия.

Что узнали нового на уроке?

Какая таблица помогает в правописании частиц НЕ и НИ (Алгоритм различения частиц НЕ и НИ.

V . итог урока

Правописание НЕ и НИ с различными частями речи НЕНИ Отрицание = НЕТ Погода НЕ испортилась (Испортилась? – Нет.) Отрицание = И О не сказал НИ слова. (Не сказал И слова) Утверждение = ДА. Как НИ спешил, всё равно опоздал. (Спешил? – Да.) Частицу НЕ опустить нельзя: измениться смысл Частицу НИ можно опустить из предложения, не нарушив смысла Двойное отрицание в утвердительных предложениях. Я не мог не сказать (сказал). Я не мог не прийти (пришёл). НИ пишется раздельно со всеми частями речи, кроме отрицательных наречий и местоимений без предлога. Никуда, никто.


Устойчивые словосочетания. Ни то ни сё Ни жив ни мёртв Ни рыба ни мясо Ни нашим ни вашим Ни ответа ни привета Ни пуха ни пера Ни свет ни заря Ни слуху ни духу Ни к селу ни к городу Ни с того ни с сего Ни взад ни вперёд Ни за что ни про что Откуда ни возьмись Куда ни шло






Существительные, прилагательные, наречия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Неряха Ненастный Нелепо Есть противопоставление. Не хорошо, а плохо Не правда, а ложь Не близкий, а далёкий. Образует новое слово, которое можно заменить близким по значению словом без НЕ. Неправда (ложь) Неблизкий (далёкий) Неплохо (хорошо) Есть зависимые слова (далеко, вовсе, совсем…). Вовсе не лёгкий поход. Совсем не интересно. Пояснительные слова обозначают степень качества. (очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, почти и т.д.) Совершенно неблизкий путь Есть зависимое слово, выраженное отрицательным местоимением или наречием. Ничуть не далёкий.






Глаголы и деепричастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. ненавидеть В остальных случаях. Не хотелось Не видя. Обрати внимание! Глаголы с частицей НЕ следует отличать от глаголов с приставкой НЕДО-. Опираться в этих случаях нужно на значение, которое придаёт глаголу частица и приставка. Приставка НЕДО- придаёт глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой. А глагол с частицей НЕ означает неоконченное, не доведенное дело до конца действие. Недоедал досыта Не доел обед.






Причастия. СлитноРаздельно Без НЕ слово не употребляется. Негодующий. С краткими причастиями. Не решена. Нет зависимого слова и противопоставления. Нерешенная задача. Есть противопоставление. Не решенная, а списанная задача. Есть зависимое слово. Не решенная дома задача.