Русская усадьба или замок в Италии? Новая жизнь старинных усадеб. Почему граф Шереметев считал дворец недостроенным

Удивительным образом деревянное здание дворца графа Шереметева сохранилось до наших дней, но уже c середины прошлого столетия в нём ведутся реставрационные работы. Советские архитекторы старались привести интерьеры в соответствие с оригинальным вариантом конца VIII века, при этом сохраняя так называемые «контрольные окна» более поздних наслоений. В процессе заменялись сгнившие деревянные конструкции, восстанавливались утраченные фрагменты декора, частично положен новый паркет. По некоторым прогнозам, публиковавшимся в СМИ, музей откроется для посетителей в 2017-2018 годах. Но эти сроки не вполне соответствуют реальному положению дел, работы предстоит ещё много.

Николай Петрович Шереметев принадлежал к знатному роду и обладал немалым состоянием, но далеко не все аристократы оставили о себе долгую память в истории. Граф Шереметев состоял директором Московского дворянского банка, служил в сенатских департаментах, однако государственная служба его никогда не привлекала. Свою жизнь и свои устремления он посвятил созданию лучшей в России того времени театральной труппе.

Домашний театр появился у Шереметевых ещё до постройки останкинского ансамбля, спектакли шли в усадьбе Кусково. В репертуар созданной графом Николаем Петровичем крепостной труппы входило около сотни опер, балетов и комедий, причём граф отдавал предпочтение жанру комической оперы на музыку французских, итальянских и русских композиторов, а роли исполняли крепостные артисты. Вернувшись из длительной европейской поездки, Николай Шереметев задумал построить дворец искусств. В 1788 году он получил в наследство от отца останкинские угодья и вскоре приступил к реализации амбициозного замысла. К тому времени в Останкине уже стояла церковь и был разбит сад, получивший название Увеселительный.

Строительство началось по проекту архитектора Франческо Кампорези, но Шереметев не остановился на первоначальном варианте и привлёк свежие творческие силы в лице Джакомо Кваренги и команды русских архитекторов — Старова, Миронова, Дикушина. Для улучшения акустики дворец был задуман деревянным, а не каменным. Собственно театр находился в главном здании, которое соединялось переходами с двумя павильонами — Египетским и Итальянским. Крепостной зодчий Павел Аргунов, учившийся у Баженова и знакомый с петербургской дворцовой архитектурой, стал одним из руководителей проекта и работал над планировкой театрального зала, а крепостной механик Фёдор Пряхин изготовил механизмы для трансформации зрительного зала в бальный и другую сценическую машинерию. Дворовые люди Шереметевых оказались и талантливыми художниками-декораторами.

22 июля 1795 года на новой сцене состоялась премьера лирической драмы «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». Успех был настолько очевиден, что потребовались новые залы для размещения гостей-театралов и для репетиций труппы, состоявшей из 170 человек — актёров, музыкантов, декораторов. Перепланировкой руководил Павел Аргунов. А спустя два года дворцовым интерьерам в срочном порядке добавили пышности — граф Шереметев готовился встретить императора Павла I. Государь со свитой по дворцу прогулялся, но быстро уехал, чем изрядно разочаровал хозяина.

Крепостные театры не были редкостью в конце VIII века, в Москве свои труппы создавали Апраксин, Воронцов, Пашков, Гагарина, Голицын, Дурасов, мода перекинулась на Петербург и другие города. Но, в отличие от многих помещичьих театров, шереметевский был богат не только декорациями и гардеробами (согласно описи имущества — 194 декорации и почти сотня сундуков с одеждой и реквизитом), но талантливыми людьми. Это и режиссёр Василий Вороблевский, композитор Степан Дегтярёв, скрипичный мастер Иван Батов, актёры Петр Петров, Андрей Новиков, Григорий Кахановский, Андрей Чухнов, Иван Кривошеев, певицы Мария Черкасова, Арина Калмыкова, танцовщица Татьяна Шлыкова.

Юная дочь кузнеца Прасковья Ковалёва выступала в шереметевском театре как оперная солистка под псевдонимом Жемчугова. Обладательница прекрасного голоса и актёрского таланта стала фавориткой графа, который подписал ей вольную, а в 1801 году тайно обвенчался. Увы, это уже был закат яркой лав-стори — Николай Шереметев из-за своей болезни и петербургской службы не мог серьёзно заниматься театром, а его супруга потеряла голос и вскоре умерла от чахотки. Шереметев не был филантропом, его театральные звёзды не получили свободу, а вновь стали лакеями и прачками. Впрочем, выполняя волю Прасковьи Жемчуговой, он пожертвовал часть состояния в пользу бедных и начал строительство Странноприимного дома.

В 1809 году граф Николай Петрович Шереметев скончался и усадьба перешла во владении наследников. В XIX веке здесь многое изменилось, в 1812 году во дворце квартировали французские войска, были утрачены театральные декорации и костюмы, позднее снесены обветшавшие постройки, а театр лишился сцены и стал зимним садом. Последние заметные перемены произошли в 1856 году, когда дворец стал временной резиденцией императора Александра II. Кстати, Ротонда восстановлена по состоянию на 1856 год, когда в ней находился кабинет Александра II. После Октябрьской революции дворец был национализирован Советской властью и открылся для посетителей как Музей творчества крепостных.

При этом до недавнего времени не существовало комплексного плана реставрации и уникальная постройка стала приходить в аварийное состояние. Корреспонденты «Русского Блоггера» ознакомились с современным состоянием дворцовых залов и убедились, насколько сложная задача стоит перед реставраторами. Музей закрылся для посетителей несколько лет назад, но выставочная деятельность продолжается на других площадках, так, в Оперном доме в Царицыно экспонируются скульптуры. Значительная часть музейных экспонатов складирована в дворцовых помещениях, где пока не ведутся работы, люстры завёрнуты в целлофан, паркет накрыт войлочными дорожками. Театральный зал и не узнать — его пространство заполнено металлическими конструкциями, на которых предстоит работать мастерам. В большинстве залов работа заморожена в ожидании согласования проектной документации, переданной в ФАУ «Главгосэкспертиза России».

По мере поступления информации будет обновляться официальный сайт Музея-усадьбы Останкино, где созданы разделы о прошедших и предстоящих этапах реставрационных работ: http://ostankino-museum.ru/

Некоторые нюансы происходящего прокомментировал историк искусства Геннадий Викторович Вдовин, работающий в музее-усадьбе Останкино более 30 лет, а с 1993 года занимающий должность директора.

«Русский Блоггер»: Про Останкино ходят зловещие городские легенды…

Всякий памятник живёт мифами и останкинский миф довольно устойчивый. Во время возведения дворца Николай Петрович окружал стройку тайной, огородил двухметровым забором с караулом, с поимкой шпионов. Это делалось, чтобы повторить петропавловский миф, рождение Петербурга в одночасье из ничего, распахивается занавес — и вот волшебная штука. И этот миф продолжает развиваться до сих пор. У Орлова в «Альтисте Данилове» окрестности населены всякой нечистью, у Пелевина, у Лукьяненко. Мы к этому спокойно относимся.

Неужели Шереметев не мог пригласить профессиональных актёров?

Крепостные артисты не были крестьянами от сохи, не пахари, не доярки, а те, кого можно назвать крепостной интеллигенцией. Шереметев создавал профессиональную труппу и на это денег не жалел. Создать такую труппу из московских театральных артистов вряд ли было возможно, это значило вступить в соревнование с государем.

Почему граф Шереметев считал дворец недостроенным?

С одной стороны, в завещательном письме сыну Николай Шереметев пишет как о памятнике на века, хотя и деревянном, на маленьком фундаменте, с другой стороны полагает его недостроенным, о чём свидетельствуют планы расширения дворца на север, которые сохранились в нашем архиве, в собрании архитектурной графики.

Дворец почти без потерь пережил несколько войн…

Жаль, что к сохранившимся механизмам театра не хватает костюмов и декораций, которые сгорели в сарае при французах в 1812 году. А после революции Шереметевы проявили мудрость, они понимали, что власть большевиков надолго и добровольно отдали Кусково и Останкино. Кстати, в окрестностях тоже немало интересного, например, трамвайная линия пришла в Останкино в конце XIX века. А так была деревня с коровами, утками, поросятами…

На какой стадии процесс согласования проекта реставрации?

Экспертиза — это процесс сотворчества, на вопросы экспертов надо отвечать, подчищать хвосты, допридумывать. Мы надеемся, что к концу лета — началу осени этот процесс будет завершён и можно объявлять конкурс на производство работ. Сейчас ведутся первоочередные противоаварийные работы, то, без чего обойтись нельзя, чтобы памятник не рухнул, — некоторые конструктивные усиления, работа с фасадной скульптурой, работа с монументальной живописью, в основном, с плафонами.

Глава Мосгорнаследия Александр Кибовский упоминал о неких экспериментах, которым не место в Останкино…

Останкино — летний, увеселительный, неотапливаемый дворец, но велико желание ввести его в режим круглогодичного использования для счастливых трудящихся. Против этого у нас есть ряд серьёзных аргументов. Памятник двести с лишним лет лет жил именно в таком режиме и последствия перевода в другой режим просчитать никто не может. Если за бортом минус 20, а в здании плюс 20, понятно, что с этим деревянным, картонным, бумажным, папье-машовым домиком Наф-Нафа будет происходить. Просто рассыпется.

Реставрация вернёт дворец в 1795 год?

У нас нет искушения вернуть перестроенные в XIX веке интерьеры к моменту создания дворца. Девяностолетняя матрона не может выглядеть, как восемнадцатилетняя юница. Всё, что происходит с памятником, это его жизнь, и его судьба, и никакие накладные косы и вставные зубы совершенно ни к чему. Надо уметь носить седину и прочие недостатки.

Какие перемены произойдут в Увеселительном парке?

К территории Увеселительного парка решением Правительства Москвы присоединены пять гектаров, на которых планируется восстановить уничтоженные в середине XIX века службы, конный двор, оранжереи. А если использовать пространства под ними — решатся проблемы и с хранилищем, и с реставрационными мастерскими, и площадями для работы с посетителями — лекционным, и выставочным залами. Сейчас помещений катастрофически не хватает. С передачей храма в ведение Московской Патриархии мы лишились гектара земли, на котором планировалось восстановить три флигеля, там прежде были дом управляющего, театральная гардеробная. Этого ресурса мы лишились, пусть это будет на совести тогдашних органов охраны памятников.

В одном из интервью я прочитал о «консервации» облика дворца. Это означает, что музей станет исключительно научным центром, куда не будут пускать экскурсантов?

Речь шла совсем о другом. У нас нет точного представления, как действовала театральная машинерия, поэтому не планируем приводить её в действующее состояние, чтобы всё двигалось-крутилось, но с помощью современных технологий можно показать компьютерную трёхмерную реконструкцию, как, по мнению современных исследователей, это всё происходило. А в музей после его открытия, как и прежде, будут выстраиваться длинные очереди посетителей.

Хватает ли в России квалифицированных специалистов-реставраторов?

Отечественная школа реставрации ещё сохранилась, я не чувствую, что не хватает мастеров. Мы привыкли торопиться, а тут история такая, что девять женщин, даже крепко взявшись за руки, за месяц не родят ребёнка. К примеру, пока не будут укреплены конструкции — не придут паркетчики, пока не сделают работу специалисты по декору — не придут живописцы. Это технологическая цепочка.

Рубрика: |

Реставрация усадьбы Лопухиных

Первые реставрационные исследования на территории усадьбы начались в 1965 году. В это время из главного дома и флигеля выселяются жильцы и усадьба передается в пользование Министерству тяжелого машиностроения СССР. Реставрационными работами руководили специалисты Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ) Министерства культуры РФ. На основании научных исследований и архивных изысканий архитектором-реставратором И.В. Ильенко была разработана концепция проекта реставрации, направленная на выявление сочетающихся в синтезе, как на фасадах, так и в интерьерах, наиболее ценных и значительных элементов XVII, XVIII и XIX веков. Проектом предусматривалось сохранение главного фасада в классических формах, сложившихся во 2-й половине XVIII – 1-й половине XIX вв. Одновременно на дворовом фасаде максимально выявлялась архитектура палат XVII века, включая «Красное» парадное крыльцо входа на второй этаж.

В течение 1960 – 1980 годов фрагментарная реставрация коснулась лишь отдельных элементов фасадов и интерьеров первого этажа с подвалом, но не затронула основных конструкций разрушающегося здания.

В 1992 году на территории усадьбы работала Московская археологическая экспедиция под руководством А.Г. Векслера. Раскопки дали чрезвычайно богатый материал, охватывающий длительный исторический период, начиная с домонгольской эпохи.

Историческая ограда с парадными воротами
усадьбы Лопухиных. 1996

Новый этап в истории реставрации усадьбы связан с Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха, разместившимся в усадьбе с 1989 года. К тому времени, несмотря на реставрационные работы середины 1970-х – 80-х годов, главный дом и флигель находились в аварийном состоянии. Осевшие местами фундаменты главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит «оторвался» от здания и наклонился. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших облик дома с уникальной историей. От исторической ограды остались лишь полуразрушенные пилоны и ржавые рассыпающиеся створки ворот.

С 1993 года Международный Центр Рерихов начинает полномасштабную реставрацию памятника по проекту реставрации ЦНРПМ (авторы: И.В. Ильенко и И.Д. Любимова). Контроль за ходом работ осуществляет Главное Управление охраны памятников города Москвы (ныне Москомнаследие). Весь комплекс работ по укреплению и реставрации несущих конструкций здания и фундаментов, стен, сводов, перекрытий, лестниц, кровли, фасадов, а также по воссозданию интерьеров зданий, благоустройству территории МЦР проводит исключительно за счет собственных и привлеченных средств, без всякой государственной поддержки.

В 1997 году вдоль Малого Знаменского переулка была восстановлена историческая ограда «в каменных столбах» с отреставрированными парадными воротами середины XVIII века, украшенными ажурными коваными металлическими створками и белокаменными карнизами пилонов.

В течение ряда лет в главном доме воссоздавалась отделка его интерьеров: палат первого этажа и белокаменных подвалов XVII века, парадной дубовой лестницы 70-х годов XVIII века, ведущей на второй этаж. В парадных анфиладах второго этажа по сохранившимся образцам были восстановлены наборные дубовые паркеты, белые изразцовые печи, камин из белого мрамора с вставками из лазурита, зеркала в резных позолоченных рамах, хрустальные люстры и колонны коринфского ордера с отделкой из искусственного мрамора. В двух залах расчищен от поздних масляных покрасок и отреставрирован подлинный искусственный мрамор отделки откосов оконных и дверных проемов XVIII века. Отреставрированы сохранившиеся во многих проемах дверные полотна. Наряду с этим в интерьеры второго этажа органично включены отреставрированные элементы архитектуры XVII века, уникальные порталы и оконные проемы.

Во флигеле при откапывании подвалов были обнаружены и восстановлены стены древней палаты XVII века.

В 2006 году воссозданием «Красного» крыльца XVII века на сохранившихся в земле белокаменных фундаментах завершена реставрация главного дома, проведены работы по благоустройству территории. Под наблюдением московских археологов был снят и исследован поздний культурный слой на глубину до двух метров. Теперь гости усадьбы могут любоваться нарядными и оригинальными трехэтажными боярскими палатами с парадным «Красным» крыльцом.

Смелое решение архитекторов-реставраторов объединить в гармоничном синтезе элементы архитектур XVII, XVIII и XIX веков наилучшим образом выявляет наиболее ценные грани уникального памятника, подчеркивает глубину и многомерность данного исторического пространства.

Особо следует отметить высокий научный уровень реставрации усадьбы Лопухиных. Все эти годы она велась строго в соответствии с основными методологическими реставрационными принципами и правилами, на основании археологических, архивных и натурных исследований, научного анализа, с соблюдением реставрационных технологий. В процессе производственных работ изучение усадьбы продолжалось, что позволило уточнить первоначальные решения проекта, получить новые неизвестные данные его строительной истории. Поэтому вполне закономерен тот факт, что уже несколько лет в стенах усадьбы Лопухиных по материалам ее реставрации Академией переподготовки работников культуры постоянно проводятся учебные лекции для студентов-архитекторов и специалистов-реставраторов.

Одновременно с реставрацией памятник приспосабливается под нужды Центра-Музея имени Н.К. Рериха. Все реставрационные работы с 1995 года проводятся под авторским руководством И.Д. Любимовой. Наряду с профессионалами-реставраторами и строителями, выполнявшими основной объем работ, в восстановлении усадьбы принимали участие добровольные помощники из разных городов России и ближнего зарубежья.

К настоящему времени завершен один из основных этапов работ по реставрации и приспособлению усадьбы Лопухиных под функции Центра-Музея имени Н.К. Рериха.

Доказательством высокого качества реставрации, проведенной Международным Центром Рерихов, и признанием историко-культурной значимости усадьбы Лопухиных являются высокие государственные и международные награды, которыми отмечен коллектив МЦР.

В 2007 году в Президент-Отеле (г. Москва) состоялось знаменательное событиетворческий коллектив, руководимый Людмилой Васильевной Шапошниковой – первым вице-президентом Международного Центра Рерихов, Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, стал обладателем Национальной Премии «Культурное наследие» в номинации «Реставратор». Премия вручена Л.В. Шапошниковой за выдающиеся заслуги в организации и осуществлении реставрации памятника архитектуры XVII-XIX вв. «Усадьба Лопухиных», в котором размещен общественный Музей имени Н.К. Рериха. Премию присуждал Национальный Фонд «Возрождение русской усадьбы» при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Л.В. Шапошниковой была также вручена «Благодарность» от министра культуры и массовых коммуникаций.

В июне 2010 года Л.В. Шапошникова стала лауреатом Премии Европейского Союза по Культурному Наследию «Европа Ностра» в номинации «Самоотверженный труд». Эта премия присуждается за выдающиеся достижения в вопросах сохранения богатейшего архитектурного, природного, археологического и художественного наследия Европы. Высокая награда стала знаком высокого уважения международной общественности к деятельности Международного Центра Рерихов по сохранению культурного наследия России.

В ноябре 2010 года Департамент Культурного Наследия г. Москвы в числе одиннадцати лучших реставрационных работ Москвы представлял усадьбу Лопухиных на реставрационной выставке «Denkmal 2010» в Лейпциге.

Так будет выглядеть усадьба Лопухиных к 2020 г.

» реализуется на территории Московской области с 2013 года. Ее необходимость обусловлена тем, что из 320 объектов культурного наследия региона порядка 30% находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в восстановлении..

Условия программы

Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Суть программы состоит в том, что объекты культурного наследия, которые находятся в плохом состоянии, выставляются на торги и по рыночной ставке достаются частному инвестору для последующего восстановления. Инвестор заключает договор аренды на 49 лет и обязуется в течение семи лет провести реставрацию объекта.

После того как усадьба будет восстановлена, ее арендная ставка составит 1 рубль за один квадратный метр в год.

Важно, что арендатор усадьбы выбирается только в ходе аукциона, и все реставрационные работы он проводит за свой счет. После того, как объект будет приведен в порядок, инвестор может на его территории не только сделать музей, но и открыть, например, ресторан или отель. Это позволит ему в будущем окупить затраты.

Участники


Источник: Министерство имущественных отношений Московской области

С 2013 года, когда был дан старт программы, Подмосковью уже удалось сдать в аренду под последующее восстановление – 15 областных и 16 муниципальных. Причем девять из этих объектов культурного наследия арендованы группой компаний ASG, и один уже восстановлен.

До конца 2018 года планируют найти инвесторов для восстановления еще пять усадеб: усадьбы Соллогубов в Серпухове, усадьбы Мамонтовых в Пушкинском районе, усадьбы в Рузском городском округе, Виноградово и усадьбы Бергов. Ближайшие торги пройдут по усадьбе Любвино в середине ноября.

«Усадьбы, которым мы ищем хозяев, восстановить силами государства практически невозможно. Это многомиллионные затраты. От многих остались только остовы стен, некоторые, особенно деревянные, горели несколько раз, начиная с 1990-х годов. К сожалению, бюджетные ресурсы небезграничны. Есть и другие задачи – детские сады, школы, дороги. С помощью проекта «Усадьбы Подмосковья» мы дали таким объектам новую жизнь», – рассказал министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев.

Первые итоги


Источник:

С начала реализации программы отреставрировано уже два объекта: в селе Талицы Пушкинского района и в Люберцах. Следующим восстановленным объектом станет Дом управляющего Балашихинской мануфактурой – здесь планируют завершить работы в IV квартале 2018 года.

Будет работать как отель, также там планируют проводить экскурсии для гостей. Инвестор Дома Круминга разместит на своем объекте с гостиничным фондом и музеем, которые откроют уже . Примечательно, что арендатор Дома Круминга – Галина Ярыгина – первая участница программы «Усадьбы Подмосковья», которая взялась за восстановление объекта культурного наследия за счет собственных средств и довела его до завершения.

Также уже разработана проектная документация по пяти усадебным комплексам – Черкизово, Пущино на Наре, Спасское, Кузьминское, Ляхово. Этот проект перед началом реализации должен быть одобрен органом по охране культурного наследия. Эти усадьбы сданы в аренду группе компаний ASG, которая уже восстановила усадьбу Аигиных и ведет работы еще на нескольких объектах.

Виктория Кулагина

Лучшим объектом реставрации 2017 года по итогам голосования на портале «Активный гражданин» выбрали особняк усадьбы фон Рекк, известный также как дом со львами. Дом появился на Пятницкой в 1897 году по заказу Вильгельмины Рекк - жены главы «Товарищества Никольских рядов» и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества Якова Рекка. После прихода к власти большевиков особняк национализировали: в нем разместился Замоскворецкий райком партии. Затем помещения сдавали в аренду.

За пять лет внутренней реставрации здания обновили окна, двери и паркет, а также лепной гипсовый декор с золочением и серебрением и живопись.

Усадьба Остафьево

Усадьба Остафьево в Щербинке, принадлежавшая князьям Вяземским, - один из немногих сохранившихся образцов подмосковной русской усадьбы конца XVIII - начала XIX века. Долгое время здесь жил автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин.

Реставрация здесь началась еще в 2011 году. Над главным домом восстановили бельведер, который вернул архитектурному ансамблю дворцовый вид. Печи облицевали изразцами, а в помещениях воссоздали архитектурный декор. В овальном зале особняка обновили мрамор, правда, искусственный, и полуциркульное окно. Здание также приспособили для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, был восстановлен парк с беседкой «Храм Аполлона» и оборудован конференц-зал.

Дом в Денежном переулке

В доме в Денежном переулке, построенном в 1887 году, жили купец Николай Боль и владелец одного из крупнейших музыкальных издательств в дореволюционной России Карл Гутхейль. После событий 1917 года в особняке расположилась организация «Новая Москва», а затем - коммунальные квартиры. В конце 80-х годов здание передали МИД. Через 20 лет особняк оказался в аварийном состоянии. Реконструкцию дома начали только в 2016 году: специалисты отремонтировали фасад, кровлю и полы, восстановили лепнину и отделку помещений, а также заменили проводку и систему вентиляции.

Флигель усадьбы купца Гусева и жилой дом купца Баулина

Усадьбу на Большой Полянке построили в 1822 году для купца Марка Гусева. В середине XIX века здесь размещались чайный магазин, винный погреб и водочный завод, а в 1880 году - аптека Карла Феррейна. К 1999 году здание оказалось изношено на 58 %.

Дом же купца Николая Баулина на Николоямской улице в 2012 году и вовсе частично признали руинами. Из истории здания известно, что в его основании располагались каменные палаты с подвалом конца XVIII века. В 1860-х годах дом перешел к Николаю Баулину, который открыл поблизости фабрику по производству платков. Во времена СССР здание разделили на жилые квартиры. Теперь дому вернули историческую планировку со сводчатыми помещениями и парадную лестницу со ступенями из доломита.

Оба здания приспособили под современное использование по программе льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр».

Усадьбу на Петровском бульваре построили во второй половине XVIII века по заказу статского советника Евграфа Татищева. После Октябрьской революции главный дом стал поликлиникой, потом туда переехал НИИ рефлексотерапии. В ходе реконструкции воссоздали главную лестницу, цилиндрические своды и лепной декор, а также отреставрировали мраморные колонны здания.

Усадьба в Петроверигском переулке

Городская усадьба, известная как бывший дом Петра Боткина, в 1803 году была литературным салоном, который посещали Карамзин, Жуковский и дядя Пушкина. Во время пожара 1812 года значительная часть усадьбы пострадала, а в 1832-м объект продали чаеторговцу Петру Боткину - именно при нем усадьба стала центром культурной и общественной жизни столицы. После революции дом национализировали: в то время тут преподавали курсы Коминтерна и вели подготовку личного состава Красной армии. Позднее усадьбу и вовсе превратили в детский сад. Реставрационные работы провели в главном доме и дополнительных корпусах.

Гражданская архитектура

Кокоревское подворье и Историческая библиотека

Кокоревское подворье - гостиница с магазинами и оптовыми складами - построено в начале 1860-х годов меценатом Василием Кокоревым. В ХХ веке здание передали оборонному ведомству, тогда же надстроили несколько этажей.

В ходе реставрации Государственной публичной исторической библиотеки специалисты восстановили фасад и внутренние помещения, а также обновили техническую базу библиотеки.

Культовое зодчество

В этой категории премию присудили ансамблю Донского монастыря XVI–XIX века. Власти отметили реставрацию усыпальницы Голицыных, которая расположена в церкви Михаила Архангела. Также среди победителей оказались восстановленная колокольня в Рождественском монастыре и церковь Рождества Христова в Варварине.

Садово-парковое искусство и ландшафтная архитектура

Цветники ВДНХ и усадьба Нескучное

Лучшими объектами садово-паркового искусства в этом году признали работу ландшафтных архитекторов и дизайнеров над цветочными партерами ВДНХ. Специалисты возродили цветники площадью 20 тысяч квадратных метров, украшавшие выставку в 1954 году.

Внимания также удостоился ансамбль усадьбы Нескучное - здесь восстановили два кирпичных и один каменный мост, перекинутые через большой овраг в первой трети XIX века.

Монументальное искусство

Памятники Пушкину и Горькому

Памятник Пушкину создал Александр Опекушин в 1880 году. Реставрация скульптуры началась в апреле 2017 года - ее на следующий день после прошедшей на Пушкинской площади акции против коррупции. При этом власти города , что в закрытии памятника сразу после митинга нет никакой политической подоплеки. Саму скульптуру очистили от пыли, сажи и копоти, удалили поверхностную мастиковку, закрывавшую неровности и дефекты металла, а на поверхность скульптуры нанесли специальный состав для выравнивания цвета и устранения бликов. Каменному Пушкину сохранили зеленый цвет и даже искусственно состарили.

Также в этом году на свое историческое место - на площадь Тверская Застава - вернулся памятник Максиму Горькому. Монумент установили в сквере напротив Белорусского вокзала еще в 1951 году, а в 2005-м решили перевезти в «Музеон» из-за изменения схемы движения на площади. Скульптуру отчистили от продуктов коррозии, воска и лакокрасочного покрытия. Также реставраторы устранили дефекты поверхности.

Археологическое наследие

Белый город и Китайгородская стена

Фрагмент фундамента стены Белого города, которую в XVIII веке разбирали для строительства особняков, обнаружили десять лет назад и тогда же законсервировали. Кирпичная стена конца XVI века, крашенная белой известью, стала третьим крепостным сооружением после Кремля и Китай-города. В 2017 году на Хохловской площади устроили музей под открытым небом, поместив часть стены под стекло.

Еще одну древнюю стену XVI века - Китайгородскую - нашли при строительстве парка «Зарядье». Сейчас она представлена в подземном пространстве пешеходного перехода через Москворецкую набережную.

Промышленная архитектура

Окружную железную дорогу и здания станций, построенные в 1903–1908 годах в стиле московский модерн, начали реконструировать в 2012 году. К тому времени большая часть построек была утрачена. Среди оставшихся зданий восстановили двухэтажный вокзал на станции Воробьевы Горы и комплекс построек станции Канатчиково.

Каким образом спасти от неминуемой гибели те объекты, которые имеют «серьезный» охранный статус на региональном и федеральном уровне, но при этом - разрушаются на глазах и не могут быть спасены государством? Этот вопрос на протяжении многих лет обсуждался государственными органами и заинтересованным сообществом. И вот, руководство страны предложило один из вариантов решения этой непростой проблемы. Речь идет о законопроекте, который в узких кругах уже успели окрестить «Ропшинским».

Инициатива предполагает установить на законодательном уровне возможность передачи объектов культурного наследия в частные руки для последующего восстановления, но при двух условиях: посредством концессионной сделки и только в том случае, если объект находится в аварийном состоянии. Государственная дума РФ одобрила законопроект во втором чтении. Судя по всему, инициатива вступит в законную силу.

Примечательно, что на создание законопроекта Министерство культуры вдохновила печальная усадьбы Ропшинского дворца. На протяжении многих лет бывший дворец Романовых разрушался. Сейчас некогда роскошный ансамбль представляет собой печальное зрелище: руины, «зарастающие» мусором, сорной растительностью и вульгарными граффити.

С 2017 года в СМИ периодически появлялась информация о том, что дворцом интересуется компания «Роснефть». Однако в условиях тогдашнего законодательного фона передача дворца для реставрации частной компании не представлялась возможной. Сейчас об интересе «Роснефти» к восстановлению Ропшинского дворца заговорили более предметно. О том, что эта информация правдива, сообщили сразу несколько источников со ссылкой на сотрудников Министерства культуры. По оценке специалистов, восстановление дворца обойдется Роснефти примерно в 5 млрд. рублей. Эта, казалось бы, астрономическая сумма, окажется для нефтяной компании вполне посильной - ведь она составляет всего 0,06% от годовой выручки «Роснефти». О том, как именно «Роснефть» планирует приспособить дворец после реставрации, пока не говорится. Однако, в прессе озвучивалась теория о том, что компания, вероятно, разместит в Ропшинском дворце дом приемов.

Как и следовало ожидать, «Ропшинский» законопроект, расколол заинтересованное сообщество на две части. Одни считают, что иного способа спасти исчезающие российские достопримечательности просто нет, и законопроект непременно должен вступить в законную силу. Другие же называют эту инициативу катастрофой, которая уничтожит памятники культуры и отнимет их у россиян. А как вы оцениваете «Ропшинский» законопроект? Нужен ли он? Как вы относитесь к тому, что владельцами ропшинского дворца может стать компания «Роснефть»?

На фотографии маленький цесаревич Алексей.

Знаменитую колокольню в Калязине, которую часто называют «русской Атлантидой», передадут в региональную собственность и восстановят. Информацию об этом сообщили федеральные СМИ со ссылкой на пресс-службу Правительства Тверской области. Ожидается, что помимо реставрации, колокольня…

February 19th, 2019 , 01:00 pm

Хорошая новость пришла к нам из старинного города Мышкина, что в Ярославской области. Там вскоре начнется реставрация городской усадьбы купца Чистова, построенной во второй половине XIX века. Восстановительные работы начнутся летом. Они будут проведены на средства федерального гранта, выделенного в рамках Всероссийского конкурса малых городов и исторических поселений. Усадьба купца Тимофея Чистова построена во второй четверти XIX века. В главном здании с 1991 года располагалась Опочининская библиотека. В другом здании находилась мельница, самая большая в городе. Она работала вплоть до 70-х годов прошлого века, и сейчас ее механизмы достаточно хорошо сохранились. В настоящее время здесь располагаются музейные экспозиции. На территории усадьбы сохранились также два деревянных флигеля традиционной для Мышкина начала XIX века архитектуры.

- «Усадьба купца Чистова и ее окрестности - место для маленького Мышкина знаковое. И по итогам реализации проекта ему будет возвращен исторический облик. Запланированы ремонт кровли, фасада, восстановление старинной ограды с воротами. Также предусмотрены организация туристических входов на территорию комплекса, озеленение и благоустройство, установка освещения и многое другое. До начала работ на объекте будут приведены в порядок коммуникации. Это позволит избежать прорывов на сетях в обновленной усадьбе. Решением задачи занимается Северный водоканал. Наши специалисты провели обследование, составлен план необходимых мероприятий, - рассказал генеральный директор ГП ЯО «Северный водоканал» Станислав Маклаков. - Здесь надо будет переложить 70 метров дворовой канализации, 83 метра уличной и более 212 метров уличной водопроводной сети. Работы планируем завершить до 1 июня», - сообщает главный архитектор Ярославской области Михаил Кудряшов.

Друзья, а вы были в Мышкине? Запомнились ли вам старинные достопримечательности этого города? И если да, то какие?


()

November 30th, 2018 , 10:34 am

Заместитель губернатора Брянской области Галина Петушкова сообщила о том, что уже к концу 2019 года родовое имение Тютчевых - Овстуг, существенно преобразится. На восстановительные работы в усадьбе из регионального бюджета будут выделены 22 миллиона рублей.

Субсидирование восстановления усадьбы пройдет в рамках областной программы по поддержке учреждений культуры. Ожидается, что менее, чем за год, брянские власти приведут в порядок как сам главный дом усадьбы, так и территорию около него.

Друзья, а когда вы последний раз бывали в Овстуге?


October 12th, 2018 , 12:53 pm

В настоящее время специалисты разработали "дорожную карту" по спасению Митридасткой лестницы, однако, этот документ не был подписан. Тем временем, российские историки и краеведы ведут ожесточенные споры о том, в чем основная проблема восстановления достопримечательностей в республике Крым. А что вы думаете по этому поводу? И считаете ли вы справедливым такое распределение федерального бюджета, при котором на восстановление памятников этого курортного региона выделются столь большие средства, в то время, как другие регионы тоже хотят реализовать свои готовые проекты по восстановлению ОКН?

October 11th, 2018 , 03:05 pm

Сегодня реальность, сложившаяся вокруг реставрации усадеб в России складывается таким образом, что пока в одних регионах годами ждут средств на реализацию готовых проектов и идей, в другие регионы вкладывают большие средства, которые местные компетентные органы, по разным причинам, не могут освоить. На днях редакция «РИА Новости» опубликовала большой аналитический материал , посвященный реставрации достопримечательностей Крыма и освоению бюджетных средств на эти цели. Выяснилось, что средства федерального бюджета, выделенные на реконструкцию объектов культурного наследия, к концу сентября 2018 года оказались освоенными только на 17,3 процента. Такие данные, по сообщению "РИА Новости" приводит министерство финансов региона. Это немногим более 165 млн рублей из почти что 954 млн перечисленных в Крым Москвой.

На типичный вопрос «Кто виноват в этом?» нет однозначного ответа. Одной из глобальных проблем, препятствующих восстановлению достопримечательностей, стало отсутствие понятных проектов их восстановления и дальнейшего приспособления. Кроме того, зачастую властям республики не давали конкретных сроков реставрации.

- "Объекты в Программу включались с весьма приблизительными суммами финансирования, чаще всего без четкого их обоснования с одной стороны, и отсутствием понимания плана действий с другой. В итоге, на объектах культурного наследия продолжались процессы разрушения, которые могли привести к необратимым последствиям и утрате предметов охраны", - сообщил «РИА Новости» генеральный директор АНО "Дирекция по управлению ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года" Андрей Никитченко.

В 2017 году повезло 11 известным достопримечательностям. В их числе Ливадийский дворец, дом А.П. Чехова в Ялте, здание офицерского собрания 51-го пехотного Литовского полка, комплекс сооружений Судакской крепости. В текущем году список был продолжен. Восстановительные работы пройдут на Ласточкином гнезде, в Воронцовском дворце, на Даче Стамболи, "Мемориальном комплексе "Аджимушкай", здании Дворянского собрания, "Особняка Динцера", вилле "Ксения".

Но эту, казалось бы, позитивную картину явно омрачают и те объекты, реставрация которых затянулась или вовсе - отсрочилась на неопределенный срок. Первым в этом списке стоит знаменитый «Херсонес Таврический», там объем реставрации оказался поистине колоссальным, а сама работа - сложной. Еще более печально обстоят дела с Митридасткой лестницей в Керчи. Этот памятник архитектуры первой половины XIX века потерпел частичное обрушение в 2015 году. Начало реставрационных работ он встретил в ужасном состоянии: декоративные вазы и грифоны - утрачены, большинство из сохранившихся - разбиты, а ступени, каменная кладка и ограждения нуждаются в восстановлении. Левая часть второго яруса лестницы также разрушена из-за подмыва грунтовыми водами.

На реставрацию лестницы выделили 15,6 миллионов рублей, но эксперты заключили, что этих средств на укрепление конструкции явно не хватает. Тогда ситуация сдвинулась с места благодаря личному участию президента. А затем вокруг лестницы разгорелся скандал: последовала череда увольнений за непрофессионально выполненные восстановительные работы. А потом, и вовсе, выяснилось, что под лестницей находится культурный слой, который необходимо тщательно исследовать перед выполнением реставрации. Ряд градозащитников и специалистов подняли тревогу и заявили о том, что реставрационные работы на лестнице проходили с нарушением всех мыслимых и немыслимых требований к данному процессу. В итоге, глава Республики Сергей Аксенов распорядился провести служебное расследование и выяснить, по чьей вине провален ремонт лестницы (реставрационные работы должны были завершиться в 2018 году) и отстранил от должности первого зампредседателя Госкомитета по охране культурного наследия РК Александра Диденко. На объект назначен новый технический подрядчик. Материалы о ранее проведенных работах направлены в прокуратуру, как сообщает источник.

В настоящее время специалисты разработали "дорожную карту" по спасению Митридасткой лестницы, однако, этот документ не был подписан. Тем временем, российские историки и краеведы ведут ожесточенные споры о том, в чем основная проблема восстановления достопримечательностей в республике Крым. А что вы думаете по этому поводу? И считаете ли вы справедливым такое распределение федерального бюджета, при котором на восстановление памятников этого курортного региона выделются столь большие средства, в то время, как другие области тоже хотят реализовать свои готовые проекты по восстановлению ОКН?


September 4th, 2018 , 09:22 pm

Друзья, я хочу познакомить вас с новым проектом выпускников Британской школы дизайна. Проект "Метаморфоза" предполагает бережную и разумную реставрацию усадьбы Покровское-Стрешнево и ее последующее приспособление под отель. Сейчас проект реставрации и возвращения усадьбы к жизни готовит ее новый собственник, ПБУ «Мосприрода». А между тем, выпускницы Британской школы дизайна Елена Медведникова и Анастасия Терехова предложили свой вариант - с помощью относительно небольших средств превратить усадьбу в востребованное место. Так и появился выпускной проект молодых дизайнеров, созданный под руководством дизайнеров и преподавателей Школы Екатерины Григорьевой и Елены Бабкиной.

Дизайнерский тандем предлагает превратить усадьбу Покровское-Стрешнево в отель с интересной концепцией. Как и в проектах восстановления усадеб и , все дизайнерские решения Школы учитывают особый статус усадьбы как памятника культурного наследия и не предполагают никаких перепланировок и прочих фундаментальных изменений.

- "Важной темой сегодня является кастомизация. В интерьерах номеров нам хотелось уйти от ощущения гостиницы. Так, как будто вы остановились погостить у хозяина усадьбы, среди предметов мебели и искусства, которыми он и его семья любовно обставляли свое жилое пространство. Мы хотели создать пространство, где стерты грани между функциональным и художественным", - подчеркивают Елена Медведникова и Анастасия Терехова.

Итак, ниже я в подробностях покажу вам проект приспособления усадьбы Покровское-Стрешнево от выпускниц Британской школы дизайна. Что скажете? Хотели бы видеть в усадьбе нечто подобное до тех пор, пока не встанет вопрос о ее научной реставрации?

()

September 1st, 2018 , 02:44 pm

Счастливые примеры спасения старинных домов и усадеб все чаще можно встретить не только на европейской территории нашей страны, но и в Сибири. Так, в Иркутске бывший вице-мэр города Дмитрий Разумов решил на собственном примере вдохновить жителей региона на спасение разрушающихся исторических памятников. Семья Разумовых полностью восстановила из руин дом купца Винтовкина и приспособила его под собственное жилище. Недавно местная редакция «Московского комсомольца» посвятила этому событию большую статью. А я хочу вкратце рассказать вам о таком потрясающем примере с надеждой самому оказаться в Иркутске и подготовить большой материал о доме Винтовкина и его владельцах.

Имя купца Винтовкина в Иркутске знает подавляющее число горожан. Этот трудолюбивый и щедрый человек родился 1876 году. Юный Володя Винтовкин начал работать «мальчиком на побегушках» при местных мастерах уже с 13 лет. Постепенно, впитывая опыт и приобретая собственные предпринимательские навыки, ему удалось основать собственное торговое дело и сделать его весьма прибыльным. Значительную часть своего состояния купец Винтовкин жертвовал на благотворительность и нужды города. Скончался Владимир Винтовкин в 1918 году, в тюрьме, мучаясь от тифа. До последнего своего вздоха он противился коммунистическому режиму и не мог принять новую власть.

В качестве зримого напоминания о жизни купца Винтовкина в Иркутске сохранился дом, в котором жила его большая и дружная семья. Усадьба купца Винтовкина состояла из жилого двухэтажного дома с флигелями, больших двухэтажных складских помещений, одноэтажной кирпичной гостиницы-флигеля, погреба с подклетью. Также на участке были одноэтажный дом для управляющего, дом для прислуги, конюшня, курятник, сарай для хранения телег и саней, ремонтной мастерской. Участок был огорожен плотным забором, а территория усадьбы - застелена толстыми деревянными плахами. Во время строительства был разбит садик с плодовыми деревьями, кустарниками и цветами.

В советские годы усадебный комплекс подвергся серьёзнейшим испытанием. Второй, деревянный этаж дома сгорел, первый был практически полностью разрушен. В какой-то момент краеведы и небезразличные жители города уже смирились с тем, что, скорее всего, дом Винтовкина погибнет. Однако, в 2009 году вице-губернатор Иркутска принял решение о том, что он восстановит старинный дом. Возрождение дома купца можно назвать полностью профессиональным проектом. Все работы по его восстановлению велись в строгом соответствии с историческими документами. Благо, к тому моменту внук купца передал музею истории подробное описание всех построек усадьбы и внутреннего убранства дома. А непосредственное восстановление дома было осуществлено по проекту архитектора Романа Шаргина.

Благодаря имеющимся в архивах фотографиям и описаниям я полностью восстановил практически все внутреннее убранство здания, - говорит Дмитрий Разумов. - К счастью, фото показывали и печи с изразцами, и полы, и даже обои, не говоря уже о ставнях, дверях, крыльце, наличниках, расположении окон. По словам Дмитрия Разумова, на восстановление дома Винтовкина, а также - приведение в порядок его территории, у него ушло около 18 миллионов рублей.

Сейчас старинный дом Винтовкина стал домом для семьи Разумовых. Однако, глава семейства подчеркивает: проект восстановления этой достопримечательности - это не просто желание спасти памятную постройку и мечта о собственном старинном доме. Своим примером он хотел, прежде всего, показать состоятельным жителям города то, что вместо того, чтобы построить новый дом, можно восстановить старинную постройку и внести свой вклад в сохранение городской истории. К слову, по словам «МК-Иркутск», пример вице-губернатора вдохновил жителей Иркутска. Сейчас в городе в отреставрированных старинных домах живут уже 10 семей.

Как вы думаете, влияют ли такие положительные личные примеры на менталитет горожан? Вдохновил ли вас пример вице-мэра Иркутска?


Фото: Нина Писаренко, "Московский комсомолец"

()

August 30th, 2018 , 10:30 pm

Когда-то они были руинами, которыми интересовались, разве что, краеведы и любители походить по "заброшкам". Когда-то усадьба Талицы одиноко стояла за забором, а ее разрушающиеся стены, которые от времени приобрели ржавый цвет, стерегли от незваных гостей большие собаки. Когда-то о доме Круминга в Люберцах практически никто не знал, усадьбу Филатово окружали лесные дебри, а на старинный дом управляющего Балашихинской мануфактуры было просто больно взглянуть.

Однако, спустя несколько лет участь этих и иных изменилась. В отреставрированных Талицах вот-вот откроется культурно-рекреационное пространство, в возрожденном Доме Круминга недавно с успехом открылась арт-выставка "Антиквариат и искусство", в Филатово можно приехать, чтобы неспешно пройтись по облагороженному парку, а в старинном балашихинском доме Управляющего уже совсем скоро завершатся восстановительные работы.

Все эти объекты объединяет одно - они были сданы в аренду и спасены новыми собственниками в рамках программы "Рубль за метр". В этом году этому законодательно-практическому решению по спасению памятников исполняется пять лет. Пожалуй, это самое время для того, чтобы подвести первые, предварительные итоги этой программы. Показала ли она себя эффективной? Как обстоят дела с каждым из сданных в аренду объектов? Будут ли участниками программы "Рубль за метр" усадьбы Ляхово и Виноградово? И распространилась ли практика применения программы в других регионах?

Я подготовил для вас подборку всех усадеб, участвующих в подмосковной программе "рубль за метр".

()

August 22nd, 2018 , 10:10 pm

«…больше всего на свете Владимир Федорович любил, чтобы все было миром и ладом, а не любил больше всего, когда ругаются»


Это невероятно простое, а оттого - совершенно искреннее воспоминание принадлежит жительнице села Каргашино в Рязанской области И. Лаптевой. Именно так ее родители, работники местной усадьбы, отзывались о Владимире Федоровиче фон дер Лаунице, выдающемся государственном деятеле, истинном патриоте, благодетеле и человеке, который много трудился на благо православной церкви. За свою долгую жизнь он был главой нескольких губерний, где снискал славу народного любимца и человека чести. Он был одним из главных приближенных последнего русского императора Николая Второго. Он внес огромную лепту в прославление Серафима Саровского, лично общался с Иоанном Кронштадтским, строил храмы и богадельни. Владимир Федорович, будучи человеком благородного происхождения, с детства дружил с деревенскими ребятишками и поэтому всю жизнь старался общаться с народом. Он помогал сиротам и вдовам, кормил нищих, утешал страждущих.

Владимир Федорович фон дер Лауниц был одним из тех, кто мог подавлять очаги революционных восстаний бескровно, грамотно используя политику увещевания и контроля. Исследователи считают, что только благодаря его деятельности в Петербурге революция не началась еще в 1906 году. В «черном списке» большевиков фон дер Лауниц был третьим: после Николая Второго и Столыпина. Он был убит террористом. А спустя несколько лет коммунисты осквернят его могилу, превратив гроб, в котором покоилось тело Владимира Федоровича, в…корыто для стирки белья.

Но история все расставляет на свои места, и сегодня имя Владимира Федоровича снова начинает почитаться среди наших соотечественников. Завтра, 23 августа в России будут отмечать очередную годовщину со дня рождения этого выдающегося человека. И именно в этот день по инициативе Министерства культуры РФ и владельца Михаила Лермонтова, который приходится правнуком Владимиру Федоровичу, пройдет совещание, где обсудят вопросы о создании в Каргашино музея-заповедника и восстановлении усадьбы. Ранее, Михаил Юрьевич Лермонтов в рамках частной инициативы уже на свои средства .

Откуда берет свое начало род фон дер Лауницов? Когда в Каргашино сложился нынешний эффектный архитектурный комплекс? Какое отношения к постройкам усадьбе имеет гениальный Баженов? В чем состояла особая связь между Владимиром Федоровичем и Каргашино? Каковой была участь усадьбы после революции? Какие действия по ее возрождению совершаются сегодня? И как можно помочь возрождению храма уже сегодня?

А вы были знакомы с биографией Владимира Федоровича фон дер Лауница? Хотели бы вы посетить Каргашино?

()

July 31st, 2018 , 09:00 am

Губернатор Псковской области Михаил Ведерников намерен обратиться к полномочному представителю Президента России в Северо-Западном федеральном округе Александру Беглову за поддержкой в восстановлении после пожара усадьбы Строгановых в селе Волышово Порховского района, сообщает АУИПИК со ссылкой на пресс-службу главы региона.

Михаил Ведерников также добавил, что попросит полпреда создать рабочую группу по сохранению и восстановлению таких памятников в Псковской области: «Проблема кричащая, их много, и нам надо комплексно подойти к вопросам их сохранения и восстановления». На совещании с губернатором присутствовали «Ленпроектреставрации» из Санкт-Петербурга. Они заявили о готовности за счёт собственных средств разработать концепцию сохранения и современного использования усадьбы. Эта работа может быть завершена уже до конца 2018 года.

Председатель государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева отметила, что возможны два варианта развития событий: передать усадебный ансамбль одному инвестору или использовать мультипликативный подход, при котором восстановлением каждого отдельного здания будут заниматься разные люди. Руководитель межрегионального территориального управления Росимущества в Псковской и Новгородской областях Татьяна Пайвина заявила о готовности рассмотреть возможность консервации старинного дома, чтобы сохранить здание, сейчас идёт поиск финансирования на его восстановление.

Напомню, что в ночь с 1 на 2 июля в усадьбе Волышево . Старинное поместье сильно пострадало в окне. Но особая горечь произошедшего состоит в том, что в июле в усадьбе началась работа волонтерского лагеря, участники которого своими силами намеревались проводить первичные реставрационные работы. Несмотря на беду, волонтеры не стали отменять работу лагеря и оказали огромную поддержку в устранении последствия пожара в усадьбе Волышово.

По инициативе волонтеров и всех небезразличных к истории усадьбы людей был открыт счет, на который можно .

Как вы думаете, как будут разворачиваться дела в усадьбе в ближайшее время? Какой из предложенных подходов в спасении Волышово кажется вам оптимальным: реставрация усадьбы усилиями нескольких инвесторов или восстановление силами единоличного владельца?


Усадьба в советские годы.

July 29th, 2018 , 07:43 pm

Знаменитая усадьба Каршагино в Рязанской области, до революции принадлежавшая семье фон дер Лауницов, начала возрождаться из руин. Одним из стимулов к восстановлению столь масштабного усадебного комплекса стала частная инициатива меценатов. Благотворитель, владелец усадьбы Середниково и Президент МООО «Ассоциация Лермонтовское наследие» Михаил Юрьевич Лермонтов взял на себя все расходы по восстановлению старинного храма в Каргашино. Эта усадьба представляет огромную память для всего семейства Лермонтовых - ведь члены этой фамилии находились в тесных родственных узах с владельцами Каргашино.

- «Отец Владимира, Федор Федорович служил в одном полку с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, а впоследствии старшая дочь Владимира Федоровича Мария вышла замуж за одного из представителей рода - Владимира Михайловича Лермонтова - моего деда, и Владимир Федорович приходится мне прадедом. Выполняя свой долг перед предками, наша семья взяла на себя труды по восстановлению мемориального храма в память о Владимире Федоровиче. И теперь мы предлагаем на условиях частно-государственного партнерства возрождение, сохранение и использование усадебного комплекса как историко-культурного заповедника. 23 августа 2018 года в день рождения Владимира Федоровича мы от имени Координационного совета планируем проведение совещания по реализации нашего предложения, на котором предполагается обсудить проект соглашения о частно-государственном партнерстве и план возрождения имения, а также - механизмы вовлечения объекта в индустрию культурно-познавательного и паломнического туризма», - рассказал о планах по возрождению усадьбы Каргашино член Ассоциации владельцев исторических усадеб Михаил Юрьевич Лермонтов.

Напомним, что усадьба Каргашино - одно из красивейших имений России, к настоящему времени подвергшееся значительному разрушению. Усадьба расположена в Сасовском районе Рязанской области. До революции ее владельцами были представители семейства фон дер Лауниц. Одним из самых известных представителей этого рода был Владимир Федорович фон дер Лауниц.

В 1903 году Владимир Федорович на посту Тамбовского губернатора был одним из инициаторов и организаторов торжеств по прославлению в лике святых преподобного Серафима Саровского. Церковь высоко оценила заслуги Владимира Федоровича, благословив его крестом с частицей мощей Святого Серафима Саровского, частью его мантии и камня, на котором молился великий пастырь русского народа. Когда Российской столице потребовалась твердая рука в защите от революционной смуты, 31 декабря 1905 г. Государь назначил генерал-майора В.Ф. фон дер Лауница Санкт-Петербургским градоначальником, где он был в теплых отношениях со Святым Праведным Иоанном Кронштадтским - их связывали тесное сотрудничество на церковной ниве и в служении Отечеству. Владимир Федорович был злодейски убит террористами-революционерами по окончании Литургии на пороге храма 21 декабря 1906 года. Государь Император Николай II по достоинству оценил заслуги Владимира Федоровича - над склепом с хрустальным гробом по его повелению был установлен трехметровый крест черного гранита в виде Голгофы.

Вчера в Москве состоялось заседание Высшего Церковного Совета Русской православной церкви с участием Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, центральным вопросом которого стало обсуждение мер по спасению старинных .

- «Спасение русского пейзажа, это спасение нашей страны, это спасение нашего культурного пространства», - подчеркнул Святейший Патриарх.

В ходе заседания председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин выступил с сообщением, посвященным проблемам реставрации храмов. Комментируя это выступление, Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что вопросы реставрации старинных церквей в малонаселенных районах очень важны и должны решаться во взаимодействии с Министерством культуры и другими ведомствами, поскольку усилий Церкви и волонтеров для комплексного решения этой задачи недостаточно, сообщает пресс-служба Московского Патриархата.

По словам Его Святейшества, возрождение храмов порой влечет за собой заселение территории вокруг них, появляются люди, которые готовы жить рядом постоянно или хотя бы часть года. «И пускай там служба будет четыре раза в год, но если отреставрирован храм — он спасен», — отметил Святейший Владыка. «Поэтому я попросил бы Патриарший совет по культуре иметь в качестве приоритета консервацию, спасение закрытых храмов, особенно в тех местах, где нет населенных пунктов», — добавил Святейший Патриарх Кирилл.

Очевидно, что прошедшее событие даст стимул большому централизованному процессу восстановления старинных храмов в глубинке. Слова Патриарха дают нам огромную надежду на то, что наши архитектурные жемчужины обретут вторую жизнь.

Расскажите, а какие заброшенные старинные храмы находятся рядом с вашим населенным пунктом? Какие церкви, по вашему мнению, особенно остро нуждаются в спасении?
, - эта фраза принадлежит очень великодушному и сильному человеку. Проделав непростой путь, он смог осуществить заветную мечту - восстановить усадьбу своих великих предков. Автором этой цитаты, как многие из моих читателей уже могли догадаться, стал Сергей Александрович Леонтьев, предприниматель и меценат.

Если бы не было революции 1917 года, то он, вероятнее всего, жил бы в с самого раннего детства. Но история распорядилась иначе. Чтобы восстановить историческую справедливость и память о своих предках, Сергею Леонтьеву пришлось перестроить распорядок своей жизни, направить огромные средства на возрождение усадьбы и начать самую настоящую борьбу: борьбу за право на восстановление имения, на борьбу с деятельностью вандалов и на борьбу за будущее каждого сантиметра исторической территории Воронино. Тяжело ли далось Сергею Александровичу превращение Воронино в уголок Рая на земле? Как он узнал о существовании своей фамильной усадьбы? Что он увидел перед собой, познакомившись с Воронино? Какие сложности пришлось преодолеть ему, восстанавливая парк и дом? И как в нелегком реставрационном деле Сергею Александровичу помогали заветы его великого предка, генералиссимуса Александра Васильевича Суворова?
June 2nd, 2018 , 06:00 pm

Прийти в гости к поэту. Возможно ли? Конечно, если вы решили заглянуть в колыбель творчества Александра Александровича Блока, классика русской литературы XX столетия. Для этого достаточно приехать в подмосковную усадьбу Шахматово, куда на протяжении всей своей жизни приезжал великий поэт.

Как часто Блок бывал в усадьбе? Связано ли название усадьбы с игрой в шахматы? Какие романтические и жизненные истории связаны с пребыванием Александра Блока в усадьбе? В каких строках поэта мы можем узнать Шахматово? Что стало с усадьбой в советские годы? Кто помогал ее восстанавливать? И что находится в Шахматово в наши дни?

()