Диктанты 4 кл год русскому. В зимнюю стужу

Контрольный диктант №1

по теме « Повторение»

4 класс (сентябрь)

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках, и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинами.

По М. Пришвину.

Слова для справок: р а стёт, быва е т, пр е вратилась

Грамматическое задание:

    Выписать по одному слову с орфограммами в корне:

парным согласным

безударным гласным

непроизносимым согласным

Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы

    Выполнить звуко-буквенный разбор слова:

1 вар. – ягода

2 вар. – ёлочка

    Выписать предложение:

1 вар. – 3 предложение

2 вар. – 6 предложение

Подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетания, дать характеристику предложения.

4.* Выписать из текста слова с противоположным значением.

Контрольный диктант № 2 по русскому языку в 4 классе.

Трусиха.

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Слова для справок: врассыпную, нёсся, заслонила, наперерез, навзрыд, убежищ. Грамматические задания.

    Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.

Вариант 1. Вариант 2.

, ⃝ и ⃝. ⃝ и ⃝.

[___ ====== ], а [___ ======]. [___ =====], [____ ======].

2.Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слово.

Вариант 1. Огромный пёс нёсся прямо на девочку.

Вариант 2. Ребята выходили из своих убежищ.

3. Сделайте звуко - буквенный разбор слов:

1 вариант – вдруг

2 вариант - очень

4.Спишите, заменяя прилагательные синонимами с непроизносимыми согласными:

Печальный рассказ

Знаменитый писатель

Весёлый народ

Контрольный диктант № 3 по теме «Текст».

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнем клены. Медленно летят с берез легкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Еще зеленый стоит дуб, но вершины берез уже оголились.

Слова для справок: медленно, краснеет.

Грамматическое задание

    Выписать предложение: вариант 1 – с однородными членами, вариант 2 – сложное.

    Выполните звуко – буквенный разбор слова: 1 вариант – поздний, 2 вариант – гриб.

    Разобрать слова по составу: вариант 1 – ранняя, подберёзовики, грустно, вариант 2 – холодная, подосиновики, медленно.

Контрольный диктант по русскому языку № 4

по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.

А один мужик взялся за сто рублей камень убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. (104 слова)

По Л. Толстому

Слова для справок: его, тысяч, предложил.

Грамматическое задание.

    Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.

    Выполнить звуко-буквенный разбор слова: вариант 1 – его, вариант 2 – шесть.

    Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 – (за) выдумку, вариант 2 –инженеров.

    *Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.

    1. Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.

      Мать, не, лучше, друг, сыщешь.

      Радость, шаг, один, печаль.

Урок 78.

Контрольный диктант за первое полугодие

Лес

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, теплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. (94 слова.)

Слова для справок : хибарки, кладезь, рачительные.

Грамматическое задание

1.Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.

    Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

    Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 - вредители, вариант 2 – гусениц.

4*. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами.

Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.

Урок 110.

Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное»

Зимний день

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет ослепляет глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят, словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц - беляк пробежал по нетронутому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. (74 слова)

Грамматическое задание

    Выписать три словосочетания « прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

    Морфологический разбор зимний, рыжая.

    Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные

    В….., ……, уборе стоит осенний лес.

    На ….. небе загорелись….. звёзды.

Урок 119.

Контрольный диктант по теме « Местоимение»

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!(119 слов)

Грамматическое задание

    Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.

    Распределить слова по группам и записать в два столбика.

Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе.

    Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.

В субботу …. пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья ….. встал под деревом. На …. дождём посыпались осенние листья.

Урок 146.

Контрольный диктант по теме « Глагол»

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. (53 слова)

По А. Гайдару

Грамматическое задание

    Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.

    Поставить глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.


Урок163.

Итоговый контрольный диктант

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно облако и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребята бегут по последнему снегу.

Поглядело солнце на эти проказы и стало землю греть. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной тропинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. (78 слов)

Грамматическое задание

    В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.

    Выполнить звуко – буквенный разбор слова мороз .

Транскрипт

1 Контрольные диктанты по русскому языку в 4 классе. Дата проведения Тема контрольного диктанта Административный контрольный диктант по теме «Речевая культура. Текст» Контрольный диктант по теме «Предложение» Контрольный диктант по теме «Состав слова» Контрольный диктант по теме «Части речи». Четверть 1 четверть 2 четверть Контрольный диктант по теме «Имя существительное». 3 четверть Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Контрольный диктант по теме «Части речи» Контрольный диктант по теме «Глагол». 4 четверть Контрольный диктант по теме «Части речи»./ экзамен.

2 г. Контрольный диктант по теме «Речевая культура. Текст» (входная). 4 класс. Клюква. Кислая и очень полезная ягода клюква растѐт летом, а собирают еѐ поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу. В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелѐную ниточку со многими клюквинками. Слова для справок: растѐт, бывает, превратилась. Грамматическое задание. 1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: - парные согласные по звонкости, глухости; - безударный гласный; - непроизносимый согласный; Подберите проверочные слова и подчеркните орфограммы. 2. Выполните звуко-буквенный анализ разбор слова: 1 вариант: ягода 2 вариант: поздно 3. Подчеркните подлежащее и сказуемое: 1 вариант: В начале апреля дети отправились на болото. 2 вариант: Потом она превратилась в узкую тропу. Задания повышенной сложности. М. Пришвин (74 слова) *Выберите группу слов, в которой есть имя существительное, имя прилагательное, глагол. 1.морозная, заморозить, мороз. 2.морозит, морозный, заморозит. 3. морозы, заморозки, морозные. 4. заморозить, морозко, заморозки. *Найдите лишнюю пару слов, проанализировав их значения. 1. мельник мельница 2. журналист журналистка 3. ученик - ученица

3 г. Контрольный диктант по теме «Предложение». 4 класс. Муравьиный урок. Один муравьишка попал в сироп. Через минуту рядом появился усатый муравей. Он лапкой потрогал сироп и уполз. И вот уже целая толпа собралась у сиропной лужи. Один смельчак шагнул в сироп. Другой по его спине пробежался вперѐд. Третий по живому мостику добрался до попавшего в беду муравьишки и вцепился в него. Остальные муравьи держали друг друга за лапки и дружно тянули цепочку. Вскоре все оказались на твѐрдой земле. Хорошо бы и людям усвоить муравьиный урок! (77 слов) Слова для справок: вперѐд, вскоре. Грамматическое задание: 1.Выпишите возможные словосочетания из предложений. 1 вариант 2 предложение; 2 вариант 4 предложение. 2. В указанных предложениях подчеркните главные члены. 3. К каким частям речи относятся слова в предложениях? 1 вариант 1 предложение; 2 вариант 5 предложение. Задания повышенной сложности. 1 вариант. * Подчеркните слова, значения которых зависит от места ударения? Улица, гвоздики, солнце, стрелки. *Найдите лишнее слово. Перевозка, пришкольный, лесник, пробежка. 2 вариант. * Подчеркните слова, значения которых зависит от места ударения? Тетрадь, замок, время, дорога. *Найдите лишнее слово. Детский, пересадка, морячка, дружба.

4 г. Контрольный диктант по теме «Состав слова». 4 класс. Медведь. В горных лесах Алтая живѐт гималайский медведь. Он весь чѐрный, а на груди белый треугольник. У гималайского медведя длинные лапы. Он быстро взбирается на деревья. Медведь любит лакомиться. Он ищет дикие яблоки, ягоды, орехи. Заберѐтся мишка на черѐмуху, наломает ветвей и съедает с них ягоды. Зимой он впадает в спячку. Медведь устраивается в дупле большого дерева. Бывает, спилят в тайге огромный кедр, привезут в посѐлок, а из пустого ствола медведь вылезает. (72 слова) Слова для справок: чѐрный. Грамматическое задание: 1. Разберите слова по составу: 1 вариант домовой, дождь, дописала. 2 вариант загородный, запад, заболела. 2. Найдите и выпишите слово, в котором все согласные мягкие. 3. К каким частям речи относятся слова: 1 вариант 1 предложение. 2 вариант 3 предложение. * Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным. 1 вариант - Верный друг. 2 вариант - Верный ответ. * Какие глаголы не являются однокоренными? 1 вариант: 1) Принести-унести 2) Открыть прикрыть 3)Прибыть приехать 4) Выбежал отбежала 2 вариант: 1)Зацвести отцвести 2) Прикрепить присоединить 3) Приехал уехала 4) Прилетел - подлетел

5 г. Контрольный диктант по теме «Части речи». 4 класс. Жизнь спасена. В красивой местности раскинулся рабочий поселок. Зимой дороги заметает снегом. Трудно доехать жителям поселка до ближнего населенного пункта. Однажды в поселке тяжело заболел человек. Его надо было срочно отправить в больницу. Но как подготовить площадку для посадки вертолета? Даже на реке снег лежит толстым слоем. Ученики местной школы решили помочь. Ранним утром они все пришли к реке, взялись за руки и стали утаптывать снег. К вечеру площадка была готова. Вертолет опустился и утром доставил больного в город. (76 слов) Слова для справок: заметает, однажды, помочь. Грамматическое задание: 1. Определите части речи: 1 вариант - В красивой местности раскинулся рабочий поселок. 2 вариант - Даже на реке снег лежит толстым слоем. 2. Определите падеж существительных: 1 вариант - Однажды в поселке тяжело заболел человек. 2 вариант - К вечеру площадка была готова. 3. Выпишите три слова с приставками. *Какие из этих слов могут быть разными частями речи? 1 вариант: 1) Работа 2) Пила 3) Печь 4) Домашний 2 вариант: 1)Покрывало 2)Забота 3)Стекло 4)Пушистый * Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное: 1 вариант - мороз. 2 вариант работа.

6 г. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». 4 класс. Лес. Лес это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тѐплых гнѐздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники лесные санитары. Люди, будьте природе друзьями и рачительными хозяевами! Слова для справок: хибарки, рачительные. Грамматическое задание: (77 слов) 1. Выпишите три словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение. 2. Выполните разбор имени существительного как части речи: 1 вариант вредителей. 2 вариант гусениц. * Поставьте слова в множественное число: 1 вариант Лист (бумаги) - Лист (дерева) - 2 вариант Зуб (волка) Зуб (пилы) - *2. "Загадки-шутки" 1 вариант - Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. 2 вариант - Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.

7 г. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Рассвет в лесу. 4 класс. Кончилась летняя, теплая ночь. Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздается его громкая песня. Над полянами стелется густой туман. Утренняя роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка. Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохнет на солнце роса, громче закукует кукушка, растает туман над зелѐной поляной. Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница рысь. От всех врагов ушел ловкий зверек. (78 слов) Слова для справок: ранний, токовать, разбойница-рысь. Гра матическое задание. I вариант 1. Запиши слова в два столбика: 1) слова, в которых нужно писать ь на конце; 2) слова, в которых ь писать не нужно. мыш, чертеж, мелоч, много задач, глуш, туч, кирпич, возле дач. 2.Выпиши из текста 2 словосочетания существительное + прилагательное. Определите род, число и падеж прилагательного. 3. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения и укажите части речи. *. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце. Красивая... тѐмная... колючий... *. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей богатый - счастливый - крепкий - II вариант Запиши слова в два столбика: 1) слова, в которых нужно писать ь на конце; 2) слова, в которых ь писать не нужно. рож, плащ, брош, много дач, нож, туч, врач, с плеч. 2.Выпиши из текста 2 словосочетания существительное + прилагательное. Определите род, число и падеж прилагательного.

8 3. В пятом предложении подчеркните главные члены предложения и укажите части речи. *. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце. острый золотая. ночная. *. *. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей хитрый - грубый - весѐлый -

9 г. Контрольный диктант по теме «Части речи». 4 класс. Кто где живѐт? Гнездо иволги прячется среди буйной летней зелени. Оно похоже на гамак и крепко привязано к развилке ветки. Легко узнать гнездо сороки. Массивный шар висит в густом колючем кустарнике, на ветке ели, сосны, в зарослях ивняка. Дрозд вьѐт гнездо на прочной основе: то в середине пенька, то в развилке толстых стволов, а иногда и на земле. На опушке леса, в парке может гнездиться пеночка. Изучение птичьих гнѐзд требует наблюдательности, осторожности и любви к создателям этих искусных сооружений. (79 слов) Грамматическое задание: 1. Разберите по составу слова: 1 вариант дождевые, похвала. 2 вариант вытяжка, ленивый. 2. Подчеркните главные члены предложения. Определите падеж всех существительных. 1 вариант Под лучами яркого солнца затейливо вьѐтся синяя река. 2 вариант Волки спокойно скрылись в ольховых кустах соседней рощи. 3. Выпишите 5 существительных, 5 прилагательных, 5 глаголов. * Буквы перепутались, составь из каждой группы слово(не потеряй ни одной буквы): А О С Н В М Т К О.. Б И Ь И Л У Н Д К *Отгадайте пословицы по двум ключевым словам. Свет тьма Встречают провожают.. Погибай выручай

10 г. Контрольный диктант по теме «Глагол». 4 класс. Всегда оставайся человеком. Пойдѐм со мной на опушку леса, нагнѐмся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелѐк с двумя листочками. Это берѐзка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосенка. Рядом с этими деревьями ты стоишь сущим великаном. Ты можешь сломать сосенку или берѐзку одним пальцем. Но ты встанешь и перешагнѐшь через этих малюток, а лучше обойдѐшь их. Быстро пролетят года. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном! (85 слов) Грамматическое задание: 1) Найдите предложение с однородными членами - глаголами и подчеркните главные члены предложения. 2) Найдите в первом абзаце глаголы, выпишите их и определите лицо, число и время. 3) Образуйте от глагола шуметь глагол женского рода в прошедшем времени. * Выбери среди данных имен существительных слова с суффиксом ок: замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток. *Кто из перечисленных людей испытывает интерес к слову? А. Философ. Б. Филолог. В. Филателист.

11 г. Контрольный диктант по теме «Глагол». 4 класс. Майское чудо. Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещѐ закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелѐк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса! Догадались, о каком растении идѐт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки!(85слов) Слова для справок: словно, жемчужины, внизу. Грамматические задания: 1. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи. 1-й вариант во 3-м предложении (В тенистой прохладе...); 2-й вариант в 4-м предложении (В зелени высокой...). 2. Разобрать по составу слова: Прибежишь, тенистой, подарок, подарила. 3. В первом предложении у существительных определить падеж. 4. Указать время глагола в 1-м, 2-м,3-м,4-м, предложениях 1.*От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей богатый - счастливый - крепкий - хитрый - грубый - весѐлый - 2.* Допишите окончания имѐн прилагательных в следующих словосочетаниях: Больш кенгуру, хохлат какаду, уютн кафе, чѐрн вуаль, стар рояль, горяч кофе, прозрачн тюль, детский шампунь.

12 г. Контрольный диктант (итоговый) по теме «Части речи». Майская гроза. Навстречу солнцу ползѐт тѐмная туча. По ней красными зигзагами мелькает молния. Тѐплый ветер гуляет по траве, гнѐт деревья, поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнѐтся гроза. А тучи уже заволокли солнце. Первые крупные брызги ложатся на землю. Ветер утихает, шумит только дождь. Издалека слышны раскаты грома. Но вот изза облаков показалось солнце. Оно заливает лес и поле греющим светом. Грозовая туча ушла и унесла с собой грозу. В тѐплом воздухе пахнет черѐмухой, медовой кашкой, ландышами. (78 слов) (А.П. Чехов) Слова для справок: зигзагами, из-за, заволокли, ложатся. Грамматическое задание. 1.Выпишите из текста по одному слову на орфограммы - проверяемый безударный гласный в корне слова, -непроизносимый согласный, -парный согласный по звонкости-глухости, 2. В данном предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения. 1 вариант - Сейчас брызнет майский дождь и начнѐтся гроза. 2 вариант - Грозовая туча ушла и унесла с собой грозу. 3.Определите, какими частями речи являются слова в предложении. Задания повышенной сложности. *Одним словом объясните значения заимствованных слов. 1 вариант - антракт, дегустация.

13 2 вариант - лозунг, финал. *Какое слово написано с ошибкой? 1 вариант - А- бреют; Б - клеют; В- реют. 2 вариант А смотрят; Б - сеят; В рубят. *Используя все буквы данных слов, составьте новые слова. Например, Логика - иголка 1 вариант 2 вариант Ракета - Мольба - Каратист - Каприз -


ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Бабочки и цветы Кто не любит цв..тов? Они такие красивые! Вот нежные незабу..ки, голубой к..локольчик. А вот мол..дой одуван..чик, похож..й на з..лотое со..нце. Львиный зев похо..

Контрольная работа 1 по повторению изученного в 1 классе. сентябрь УМК «Школа России» 2 класс Русский язык Цель: проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями

РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 4 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 45 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 4 класса Приложение 7 Часть 1 Итоговый диктант Стоит чудесный май. Как хорошо кругом в эту весеннюю пору! Ласковое солнце греет землю своим

Административная контрольная работа по русскому языку в 5 классе на начало года. Дни поздней осени. Живая природа чутко откликается на времена года. Вот и последние листочки облетели с деревьев. Ковёр

Пушок. У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом. Грамматическое задание В четвертом и пятом предложении подчеркнуть

КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ РУССКИЙ ЯЗЫК К УМК В.П. КАНАКИНОЙ, В.Г. ГОРЕЦКОГО 2 КЛАСС УРОК 10 14.09 (входящий) Цель: проверить сформированность навыков письма и правописания за 1 класс У Веры жил

Контрольный диктант урок 46 задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя; проверить умение записывать текст, используя изученные правила письма, проверять написанное, выполнять грамматические

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по русскому языку для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы Диагностическая работа проводится 19 января 2017 г. 1. Назначение диагностической

Демонстрационный вариант вступительной работы по русскому языку для учащихся 4 классов, поступающих в МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей» в 2015 году Пояснения к демонстрационному варианту работы для

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

ВАРИАНТ 1 1 Определи тип данного текста. Выбери и отметь верный ответ. Вылез ёжик из своей норки и стал чиститься. Он тёрся о куст и веточки. Потом облизал себя язычком и побежал пищу искать. рассуждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида И.В. Веркеенко Упражнения и проверочные задания по русскому языку Тетрадь для учащихся 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных

Городская олимпиада для обучающихся 3-х классов бюджетных образовательных учреждений, реализующих образовательную систему Л.В. Занкова, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска

Диагностические методики оценки УУД кафедры словесности Второй Санкт-Петербургской Гимназии методист, учитель русского языка Копылова И.М. В современной школе в свете требований Федерального стандарта

Лексическая тема «Весна, признаки весны» Предметы: месяц, весна, март, апрель, май, оттепель, капель, проталины, лужи, ручьи, скворечник, птицы (перелетные), гнезда, почки, листочки, трава, подснежники,

Контрольная работа по математике во 2 классе за 2014/15 учебный год Вариант 1. 1. Реши задачу: В магазине было 89 кг красных и жѐлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг красных яблок. Сколько

Итоговая аттестация по русскому языку 4 класс 2014-2015уч.г. Диктант Майское чудо. Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое

Комплексная проверочная работа 2 класс Какие бывают дупла? Каждое дупло в лесу загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч

Демонстрационный вариант итоговой работы по русскому языку для 4 класса ЧАСТЬ Итоговый диктант Стоит чудесный май. Как хорошо кругом в эту весеннюю пору! Ласковое солнце греет землю своим теплом. Ранним

Контрольная работа по обучению грамоте (декабрь) 1 класс 1 вариант Фамилия, имя класс Составь звуковые модели слов. Отметь слова, подходящие к модели. ʹ молоко уроки малина домино Составь модель предложения.

Входная контрольная работа по русскому языку 4 класс Диктант Цель: проверить знания, умения и навыки на начало учебного года. эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КЕЛЬЧИЮРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» «КЕЛЬЧИЮРСА ШÖР ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬÖМКУД ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Русский язык. Работа над ошибками 1. Большая буква в начале предложения Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную буква.

СПЕЦИФИКАЦИЯ итоговой контрольной работы для обучающихся 3 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Назначение работы Работа предназначена для проведения процедуры промежуточной аттестации учеников 3 класса. С помощью

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.В. Михайлова с. Пилюгино Балтайского района Саратовской области Приложение к рабочей программе

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 2 п. Ивня» Конспект урока языка 2 класс русского Тема: «Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова» Учитель:Спицина Л. М. Урок русского языка во 2 классе

КГУ «Раисовская С. Ш.» 3 класс Русский язык Тема: «Имя прилагательное» Обобщающий урок Учитель: Соколовская Лариса Владимировна Апрель 2016 год Русский язык Тема: Имя прилагательное. Цель урока: Создание

Развлечение ко дню знаний о лесе в средней группе «Удивительный лес» Воспитатель: Снастева М.Ю. Цели: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и

УДК 372.8:811 ББК 74.268.1Рус Б24 Серия основана в 2007 году Барылкина Л.П., Давыдова Е.А. Б24 Русский язык: Тесты, проверочные работы, мини-диктанты: 3 класс. М.: 5 за знания, 2014. 64 с. (Серия: 5 за

Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) ВАРИАНТ 1 Прочитай текст. Муравьи А ты знаешь, кто самый сильный на земле? Муравей! Он может переносить

Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2016 Комплексная работа Фамилия, имя класс 1, СОШ г.(р-на) Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Весна в степи Хороша

Галатина Александра Витальевна учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ 5» ТЕМА: «Кто такие звери?» ЦЕЛИ: - познакомить с отличительным признаком данной группы животных, многообразием зверей; - развивать

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС (Вариант 02 1/5) Мониторинговые исследования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 02 Инструкция по выполнению работы В работе по русскому языку две части. Выполнять задания каждой части можно

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования» Итоговая работа по русскому языку для учащихся 4 классов Вариант 2

Дата Предмет Домашнее задание Учитель Класс 17.12 4г Русский язык. Математика. Окружающий Богданова 4г мир. Смотри приложение. Задания Н.Н распределяем на неделю. Полезные ископаемые 1. Полезные ископаемые

Входной диктант. 07.09 На реке. Наша дача была у леса. За лесом речка. Утром мы шли на речку.мой брат ловил рыбу. Меня дедушка учил плавать. 1)Заменить одну букву другой так,чтобы получилось новое слово.(палка,

1 2 ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 3-го КЛАССА (2016/2017 учебный год) Вариант 1 Школа Класс 3 Фамилия, имя Внимательно читай и выполняй задания! Рядом с наиболее трудными заданиями стоит значок.

РУССКИЙ ЯЗЫК Вариант 1 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы отводится 45 минут. В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе

РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2011 ВАРИАНТ 1 РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 класс Вариант 1, Май 2011 3. Отметь слово, в котором отсутствует суффикс ик: 1) зонтик 2) лучик 3) крик 4) дождик 4. Отметь неоднокоренное

Тематическое планирование. Русский язык. 2 класс Учебник: Русский язык. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Просвещение», М. 2014 г. 1, 2 части Содержание учебного материала Наша речь сроки 1 полугодие Обязательный

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по русскому языку для обучающихся 4-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы Диагностическая работа проводится 13 декабря 2017 г. 1. Назначение диагностической

Среди поисковых запросов на сайте часто встречаются просьбы о текстах диктантов для 4 класса. Трудно предложить такие тексты, которые устраивали бы всех учителей начальных классов. Каждый работает по своему учебно-методическому комплексу и сам способен составить или выбрать подходящий по всем условиям текст (цели, тематический раздел, виды орфограмм, время проведения и т.д.).

Диктанты предлагаем без грамматического задания, но с учётом основных требований к количеству орфограмм на изученные правила и объёму текста (рекомендуемый объём 60-80 слов). Напоминаем, что эти тексты адаптированные, то есть приспособленные к написанию контрольных диктантов. Хотя, наверное, их можно использовать и как-то иначе: для свободного, выборочного диктанта, диктанта с продолжением, изложения, списывания.

Тексты разделены по полугодиям, а не по четвертям. Кроме того, они расположены по тематическому признаку с учётом времени года (лето-осень-зима-весна-лето). Некоторые тексты диктантов выбирались из энциклопедий, из произведений известных детских писателей: И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, Г. Скребицкого, В. Бианки, К. Ушинского, Л. Кузьмина, С. Романовского и многих других. Всего 40 текстов.

1 полугодие

4 класс

Ветер и Солнце

Однажды Солнце и сердитый Ветер поспорили. Решили они помериться силами над путником. Захотел Ветер плащ с путника сорвать. Начал он дуть. Но путник только крепче закутывался в плащ. Ветер сердился, осыпал человека дождём и снегом. Тогда путник надел плащ в рукава и подвязался поясом. Ветер понял, что ему плаща не сдёрнуть.

А Солнце улыбнулось, обогрело землю и путника. Он приободрился и сам снял свой плащ. Тогда сказало кроткое Солнце сердитому Ветру: «Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом». (По К. Ушинскому.)

Тетеревёнок

Ходил я в лес за грибами. Вдруг вылетела большая птица. А под елью прижались к земле тетеревята.

Схватил я тетеревёнка. Головёнка у него маленькая, глазки как бусинки, жёлтенький клювик приоткрылся от испуга. В горячем тельце колотится сердце. Слушаю я стук этого сердечка. Кажется мне, что оно выскочит из хрупкой грудки.

Спустил я тетеревёнка в траву. И он покатился пушистым шариком к матери. А я сидел на опушке, и у меня долго не унималось моё сердце. (По Л. Кузьмину.)

Зебры

В Африке живут зебры. Они пасутся табунами или одни. Стадо охраняет сторож-зебра.

Главный враг зебр - лев. Заметит стражник хищника и трубит тревогу. Стадо срывается с места. Жеребцы бегут позади стада. Они защищают самок и жеребят.

Кажется, что все зебры одинаковы. На самом деле полоски у всех разные. Окраска каждой зебры не повторяется.

С виду зебра очень милая лошадка. На самом деле зебры злобные и дикие. Человек не смог приручить зебру. Уж очень свободолюбивый у неё характер.

Петух

Летом я гостил у бабушки за городом. Однажды мы сели обедать. У окна появился петух. Петух был красивый, весь рыжий, с белыми серёжками и большим чёрным клювом. Гребень его держался гордо и походил на яркое пламя с застывшими язычками.

Петух важно прошёлся, а потом остановился. Он покосился на бабушку, которая резала хлеб. Я поманил пришельца, но он и глазом не моргнул. Тогда я бросил ему корку. Петух есть не стал, а отдал корку курам. (По П. Сидорову.)

(74 слова.)

Гостья из леса

В дверь лесной сторожки кто-то начал громко царапаться. Охотник дядя Дрон открыл дверь. В комнату вбежал большой серый зверь с кошачьей мордой, пушистыми бо кáми и куцым хвостом. На ушах торчали чёрные кисточки. В темноте блеснули два зеленоватых глаза.

Это была рысь Машка. Охотник достал её из логова, когда она была крохотным рысёнком. Без матери она бы погибла.

Дядя Дрон налил в миску молока. Машка стала лакать молоко, как домашняя кошка. (По Г. Скребицкому.)

Наша дача

Летом мы любим отдыхать на даче. Около нашей дачи есть участок. На участке растут плодовые деревья, кустарники.

Весной чудный запах разливается по всей окрестности. Цветут яблони, сливы, вишни. Вот и середина лета. В теплице созревают помидоры, огурцы.

В центре дачи беседка. Вокруг беседки вьются бобы. Дорожка посыпана песком. Мы любим бегать по этой дорожке. В беседке всегда прохладно. Можно отдохнуть и почитать. Осенью наша дача пустеет, а жаль!

Салют

Вечером в нашем городе будет салют. Темнеет. Взрослые и детвора высыпали на улицу. Многие будут смотреть салют в центре города. Люди стоят на балконе, на площади, около дома или в комнате у окна.

Часы на Спасской башне пробили десять. Грянули залпы. Затрещали и полетели в вышину огни. В ночном небе распускались красные, зелёные, жёлтые гроздья. Они ярко освещали окрестность. Малыши кричали, радостно хлопали в ладоши.

Воришка

Летом ребята работали на сенокосе. Каждое утро дед Михей кричал: «Подъём! Уха сварилась!» Все бежали к берегу Пижмы, купались и садились завтракать.

Однажды у деда Михея кто-то вытащил сети и вынул рыбу. Мы решили поймать воришку. Ночью было тихо, только комары жужжали и лезли в глаза.

Утром послышался треск сучьев, раздвинулась трава в воде, потом показался медведь. Мишка встал на задние лапы и начал вытаскивать рыбу из сетей.

Мы засмеялись. Косолапый услышал шум и быстро поплыл в камыши. (По Г. Дуркину.)

Пожар в лесу

В августе стояла сильная жара. Трава на лесной поляне пожелтела, местами высохла. Поникли листочки на молодой берёзке.

Вдруг с юга потянуло гарью. Дым густел. Огонь быстро перебегал от верхушки к верхушке сосен. Дед Степан с внуком поспешили к озеру. Они бежали, торопились, падали. По узкой тропке пробрались к воде. У берега озера оба упали от усталости.

Огонь бушевал в стороне. Внук помог деду сесть в лодку. Они поплыли к деревне.

Площадка молодняка

Мы часто бывали в зоопарке. Любимое место − площадка молодняка. Она в центре зоопарка. На площадке мирно живут лисята, волчата, медвежата. Зверьки забавные, смешные. Они ловко перелезают через брёвна, играют в мяч, перебегают от лестницы к лестнице. Около площадки всегда толпится детвора.

Интересно наблюдать за повадками маленьких хищников. Конец лета. Зверята подросли, окрепли. К осени они покинут свою весёлую площадку. Их ждут тёплые жилища и заботливые руки людей.

Дуб

Дуб бывает особенно хорош, когда он растёт на поляне. Тогда другие деревья не мешают ему. Его огромный ствол стоит прямо. Широкие ветки раскинулись на высоте человеческого роста.

Весной лес давно оделся в праздничный наряд. Берёзка стоит вся кудрявая, а на дубе почки ещё не распустились. Медленно растут его листья. Но осенью листья с других деревьев уже опадут, а дуб всё стоит одетый листвою. Даже зимой ещё темнеет его листва.

Хороший обычай

Был у древних греков очень хороший обычай. Каждые четыре года самые сильные, ловкие и быстрые юноши всей Греции собирались в долине около города Олимпия для состязаний в борьбе, беге, метании диска и молота. Ради этого греки забывали вражду. Тяжкое наказание грозило человеку с мечом.

Этот славный обычай дошёл и до наших дней. Каждые четыре года лучшие спортсмены мира съезжаются на спортивные состязания. В память об Олимпийских играх соревнования назвали олимпийскими. (По Д. Родари.)

Чайки

Много рыбы в Ледовитом океане, только ловить её трудно.

Над волнами стаей летают белые чайки. Часами на крыльях, присесть некогда. Глазами впились в воду. Не мелькнёт ли где тёмная спинка рыбы?

Заметила чайка табун мальков. Скользнула вниз, окунулась, схватила рыбёшку и поднялась в воздух.

Увидели другие чайки. Слетелись, кувыркаются в воду, хватают, дерутся, кричат. Только зря ссорятся. Густо малёк идёт. На всех хватит! (По В. Бианки.)

(63 слова.)

Журавль

Кругом тянулось большое болото. Сильный ветер качал низкую берёзку и сухой камыш. Печально и уныло было цугом.

Вдруг раздался сильный крик. Это кричал молодой журавль. Правое крыло было подбито и опустилось до земли. Хорошо летом жилось ему на болоте. Много тут было воды, травы и разной вкусной пищи. Теперь журавль стоял грустный и смотрел по сторонам. Он вспомнил свою стаю и звал её криком.

На крик журавля пришли лесник с сыном. Они взяли журку к себе домой.

Мечта

Человек устроен так, что летом он мечтает о мягких снегах, о ледяных узорах на окнах. Зато зимой подай ему зелёный шелест травы, палящее солнце, запах цветущей черёмухи.

Я шёл по глубокому снегу и думал о лете с приторными запахами ярких цветов, с камнями, раскалёнными, как печь, с ленивым от жары морем. Сыпучий снег падал с ветвей сосен. Я размечтался так, что стало даже жарко. (По Ю. Яковлеву.)

(64 слова.)

Волга

На опушке молодого леса есть небольшой пруд. Тут в тонких болотах и вязких трясинах родилась Волга. Отсюда она отправилась в далёкий путь.

Редко найдёшь такую красавицу, как Волга. Её красоту прославили в сказках, рассказах, картинах.

У города Рыбинска Волга поворачивает. Низкие берега её покрылись ковром лугов и кустарниками. За холмами видна гладь полей. Сладкий запах цветов разлился в мягком воздухе.

Имя прекрасной реки близко и дорого нам.

Старая ель

К осени на старой ели висели тяжёлые шишки. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно зимой в лесу. Вот на поляну выбежала белка. Она забралась на ель, взяла шишку и принялась за еду. Пёстрый дятел сорвал шишку и улетел в лес. Стайка клестов прилетела к ели. Цепкими коготками маленькие птички выбирали семена из шишек.

Много шишек осталось у ели до весны. Пригрело солнце. Из шишек вылетели лёгкие семена. Попадёт семечко на влажную землю, прорастёт. Оно даст жизнь новому деревцу. (По Г. Скребицкому.)

После осени зима

На улице холодно. Землю сковал мороз. Вечером повалил хлопьями снег. Он оседал на верхушках деревьев. Светло стало в лесу.

Появились гости с севера. На ветвях берёзки уселись птички в малиновой шапочке на голове. Слетелись к рябине снегири с красной грудкой.

Жители леса встречают зиму в новом наряде. У белки шубка серенькая, у зайчишки беленькая. Топтыгин давно спит в яме под елью. Прощай, осень, здравствуй, зима!

Поздняя осень

Наступила поздняя осень. Подул холодный, резкий ветер. Закружились в воздухе и полетели разноцветные листья. Летит с берёзки жёлтая листва. На дорожке лежат красные листья осинки, бурые листья тополя и ольхи. Осенние листья кружатся в воздухе.

Скоро пошли дожди, по утрам на земле появлялся иней. Ночь теперь длинная, а день короткий. Улетают последние перелётные птицы. В аллее парка стало тихо. Из окрестных сёл потянулись машины в город. На рынок везут картофель, морковь, капусту, яблоки.

(72 слова.)

Кто сломал осинки?

Ветер переносил снег с одного места на другое. На реке, в лесу его надуло целые горы.

Потом установилась тихая чудесная погода. Крупные снежинки хлопьями опускались на землю. Мы подошли к болоту. Оно заросло травой, вокруг камыши и молодые осинки. Мой сосед посмотрел на деревья и сказал: «У всех осинок поломаны верхушки!»

Следов в осиннике не было, снегопад постарался всё замести. «Здесь жировала семья лосей», − догадался я. Деревца в сильные морозы становятся хрупкими. Вот лоси их и ломают. (По А. Иванову.)

Зимой в лесу

Раннее утро в лесу. Спокойно наступает рассвет. Мягко хрустит под ногами снег. Инеем украсились берёзки и кусты.

На снегу видны узоры следов. Вот цепочкой вьётся по лесной опушке след лисицы. По самому краю полянки прошли волки. Вдруг над опушкой пролетела весёлая стайка птиц. Она разместилась на вершине сосны.

С ветки лесной красавицы свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей.

Спасение

Это было зимой. Стоял солнечный день. Ребята выбежали на улицу и играли в снежки. У Миши новые коньки. Он решил покататься по льду. Тонкий лёд на пруду не выдержал тяжести и треснул. Миша упал в воду. Он схватился за край льда и закричал.

Мокрая одежда сделалась тяжёлой. Мальчик не мог выбраться из воды. По берегу шли рабочие железной дороги. Они бросились Мише на помощь. Они протянули ему доску. Мальчик был спасён.

(71 слово.)

Зимнее утро

Ночью шёл снег. Утром люди увидели землю в белом наряде. Был лёгкий мороз. В воздухе медленно кружились одинокие снежинки. Деревья стояли в инее. На ветвях берёзки и осинки чудесная бахрома.

Выглянуло солнце. Вид всей местности изменился. Всё засверкало, заблестело. Искрами засияли снежинки на скатерти снегов. Как радостно смотреть на окружающий мир!

На рябинке щебетали воробьи, синички. Игорь и Дима вышли строить ледяную горку. Дворник дядя Вася чистил дорожки к подъезду дома.

(71 слово.)

Почему украшают ёлку?

Новый год. В каждом доме стоит ёлка. На ней висят игрушки, шарики, сладости.

В древние времена Новый год встречали весной. Люди радовались солнцу и теплу. В день праздника они украшали огоньками плодовые деревья. Это символы солнца и плодородия.

Но вот обычаи изменились. Новый год стали встречать зимой. И северные народы выбрали новогодним деревом ёлку. Только она стоит в зимние холода зелёной. На её ветви люди вешают игрушки, которые напоминают плоды, овощи. Вместо огоньков ёлку украшают гирляндами из лампочек.

2 полугодие

4 класс

В апреле

Апрель ликовал уже целую неделю. Последний снег плавился под яркими лучами солнца и тёплым ветром. Освободились от снежного покрова лесные кочки. Вылетели на поляны первые бабочки, жуки, паучки.

Роща просыпалась. Раскрывались душистые почки у деревьев. Молодые побеги робко пробивались сквозь старую листву. Радостно звучал птичий хор. Всю зиму ждали пернатые тёплого солнца. А животным голодно весной. Каждая шишка, сладкий корешок для зверька находка. К концу апреля прилетели ласточки. Они поселились под крышей нашего дома.

(74 слова.)

Разгар весны

Солнечный свет заливает местность. Стоит разгар весны. Жужжат пчёлы над растениями. По опушкам лесов, по берегам рек и ручьёв цветёт черёмуха. Это очень приятное и весёлое деревце в белой кружевной накидке.

И летом, и осенью хороша лесная красавица. Её усыпали бусы из тёмных ягод. Ягодки блестят на ярком солнце. Надолго запоминаешь эту удивительную картину. Черёмуху можно заметить и в северных краях. Хозяйки пекут пироги со сладкой начинкой из черёмухи. Ребята лакомятся ягодами. Не ломай черёмуху весной, оставь её красоту людям!

Чудеса весеннего леса

Дожди и солнце согнали снег. Звонкие ручьи уносят зиму. Высоко звенит песня жаворонка. Весной всё удивительно. Идёт обновление природы. Расправили крылья пчёлки. Жужжат над цветками душистой ивы. Выползли на кору деревьев насекомые.

В тени ещё плачут берёзы. Течёт сок из ран, где кора треснула от лютого мороза.

Стрекочет сорока, всех обо всём оповещает. Мелькает красная шапочка дятла. Лечит деревья лесной доктор, вредные личинки из-под коры достаёт. Много чудес в весеннем лесу!

(72 слова.)

Гости ивы

Почернели в полях дороги. Съёжился снег в овраге. Деревья ещё голые и серые. Ива среди них букетом золотым светится. Пальцем тронешь пушистый комочек, и станет жёлтым палец. Понюхаешь и ощутишь медовый аромат.

Спешат гости на пир. Вот сел на ветку неуклюжий мохнатый шмель. Он весь в жёлтой пыльце измазался. Прибежали голодные муравьи. Жужжат назойливые мухи. Всё гудит, звенит.

Зазеленеет ива и потеряет свою красу среди зелёных кустов. Но надолго останется в памяти этот чудесный праздник!

На поляне

Долго ждёшь прихода весны. И вот она на пороге. Пригревает вешнее солнце. Оно съедает последний снег. С горки по дорожке бегут ручьи. Они наполняют до краёв глубокую лужу и спешат дальше.

У старого пня опустели зимние квартиры. Ожил под тёплым солнышком огромный лесной муравейник. С раннего утра до позднего вечера хлопочут его жители. Они несут в дом травинки, сосновую иголку. Показался лось. Он осмотрел местность, попил холодной воды из лужицы и скрылся. Удивительной жизнью наполнена поляна!

Май

Над рощей пронеслась майская гроза. Отгремел гром. На берёзке, осинке с листика на листик прыгают озорные дождевые капли. Весеннее солнце заливает тёплым светом всю местность.

У маленькой речушки цветёт черёмуха. С раннего утра до позднего вечера не смолкают голоса птиц. Подходишь к белым стволам берёз и слышишь песню скворца. Поёт он легко, радостно, звонко.

В нежную молодую зелень одевается природа. По полям, лугам, лесам гремит май. Он разносит свет и тепло по всей земле. Здравствуй, весна!

О выдержке

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день.

Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Выдержка ценится людьми, но трудно даётся.

Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее».

Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу.

Липа цветёт

Я шёл по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я.

Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывал её белоснежную одежду в сторону.

Пошёл грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике ещё никто не видел. (По А. Трофимову.)

После дождя

Летний дождь перестаёт. Ты смотришь на небо. Оно голубеет. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Это красавица радуга. Запах полевых цветов заполняет всю местность. Из-за леса выплывает солнце.

Дождевые капли тяжело падают с листочков и травинок. Каждая из них сверкает и искрится. От земли идёт лёгкий пар. Воздух свеж. Что-то кричит с ветки птица. Солнце освещает высокую сосну с гладким стволом.

Вдруг вижу под сосной красавца с тёмной головкой на крепкой ножке. Это гриб боровик. Вот повезло!

Ракета

Старушка сидела на скамейке. Мы с Валеркой строили ракету. Старушка смотрела в нашу сторону и вздыхала. Мы не обращали на неё внимания. У нас было очень важное дело.

Из подъезда вышел футболист Саша. Он оглядел двор и подбежал прямо к старушке. У неё Саша взял сумку и деньги. Вскоре он возвратился и передал ей батон хлеба, пачку творога, пакет молока. Улыбка осветила лицо старушки. Она поднялась и пошла к подъезду.

Она хотела попросить нас о помощи. А мы строили ракету.

Раковина

Хорошо плыть ночью по лунной дорожке. Плывёшь и бросаешь в темноте горсти лунного золота. Я плыл и вглядывался в удивительный извилистый след. Лунный свет искрился и оседал на дно. Дно слабо светилось.

Я заметил большую раковину. Она была похожа на гигантское семечко подсолнуха. Раковину бороздили тёмные полосы. Внутри раковин находят жемчуг. Только одна жемчужина приходится на тысячу раковин. Так что одну раковину мне и не стоило проверять.

Летние сумерки

Усталое летнее солнце скрывалось за горизонтом. Оно бросало последние тёплые лучи. Они облили золотом верхушки елей, сосен и погасли. Одинокая ворона перелетела с ёлки на ёлку. Лес притих. Только кузнечики ещё трещали. Запахло сыростью. Деревья стали похожи на чудовищ.

Мы с товарищем быстро развели костёр. Запах ухи разносился по всей местности. Потрескивали сучья в костре. Искры перелетали с ветки на ветку.

Под большим могучим дубом мы устроились на ночлег. Я долго не мог уснуть. Торжественная тишина леса пугала меня.

Берёзка

Росла в таёжной глуши стройная берёзка. Она мечтала увидеть солнце. Лиственницы закрывали её. Суровой зимой случилась беда. Накренили её тяжёлые снежные сугробы. Всю весну она плакала. Струйки сока стекали на влажную землю. Осенние ветры изогнули берёзку дугой. Без яркого солнца, под холодным дождём стала берёзка морщинистой. В её листьях запутался мох.

Шло время. На сгорбленной берёзе появились маленькие берёзки. Они росли быстро и стали выше лиственниц. Берёза-мать держала деток на своей спине и радовалась. Им удалось увидеть солнце! (По И. Костырю.)

Любимое дерево

Белая берёза была и есть наше любимое дерево. Она как хороший человек: собой пригожа, стройна, белолика. И пользы от неё много. Берёзовые дрова в печи самые жаркие. А берёзовые почки и листья лучше всех прогоняют простуду и другие болезни.

В старину не брали у берёзы лишнего, не доводили её до болезни и не губили. И стояли с дубравами берёзовые рощи на Руси, как дворцы. Их берегли в благодарность за красоту и доброту. (По С. Романовскому.)

(72 слова.)

На берегу

Легли мы с Петькой на тёплый камень, глядели в воду. На светлом песке сверкают осколки раковин. Ленивое течение колышет мягкие травы. Мы лежим тихо. Вот собирается вокруг нас подводное население.

Тёмный головастый налим вылез из норы под камнем и стрельнул в заросли. Быстро пронеслась плотва. А вот и большой усатый рак вылезает. Вылез, глазами водит. Кто это посмел нас тревожить? Сейчас всем попадёт! Умчались в страхе мальки, плотвички, окуньки. Попрятались кто куда. Ушли и мы с Петькой. (По Э. Шиму.)

Настроение

У меня было хорошее настроение. Мне купили настоящий футбольный мяч. Я очень обрадовался и позвал соседа Андрея. Мне хотелось сделать настоящий праздник. На стол я постелил новую скатерть, достал земляничное варенье, кусочек торта.

Андрей брал ложкой варенье из вазочки. С ложки капля за каплей сползало варенье на скатерть. Капли быстро растекались. Андрей смеялся, рассказывал, как мы будем играть во дворе.

Он ушёл, а мне стало очень грустно.

Лебеди

На дальнем озере поселились лебеди. Это очень красивые и гордые птицы.

Ранним утром мы отправились к озеру. Юркая дорожка спускалась в овраг, взбегала на горку, пряталась в кустах. Мы вышли на дорогу. У края дороги рос шиповник. Чуть дальше тянулось поле. Там уже колосилась рожь. Всюду блестели серебристые капельки росы.

Вот и озеро. Лебеди охотно брали ко рм. Самым смелым был большой лебедь. Мы назвали его Мишкой. Сидишь с друзьями на берегу и смотришь на этих гордых красавцев. Хороши птицы!

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Зимой

Побелели поля. Льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по лесам, по долинам.

Вот ветер с бугорка на поляне сдул белую шапку. Выглянуло раннее солнце и осветило верхушки деревьев. Красные и зелёные огоньки зажглись на пушистом снегу, Хорошо в зимнем лесу! Легко скользят лыжи по мягкому ковру.

Тишина! Медведь спит в берлоге. Колючий ёж в ямке закрылся сухими листьями. Хитрая лисица смастерила жильё. Трусливый заяц днём спит под кустом, а ночью объедает кору деревьев.

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Цветущая липа

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», - подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)

(По А. Трофимову)

Умей владеть собой

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. (82 слова)

Лесное чудо

Ж и вёт где-то на свете мал е н ь кая фея. Не с кем ей играт ь , вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу ле в , а крошка фея л ь вов никогда не видела. Зарыч а л он грозно, пр и сел, к пры ж ку готови тся ! А фея ласково улыбае тся , поиграт ь с ним собирае тся . Уд и вля ется лев! Почему его не боя тся ? Плохо это или х о р о шо? С е рди ться нужно или см е я ться ?.

Пр о т я нула фея л ь ву волшебную пал очк у. Лев сн а ч а ла слева к пал очке п о д о шёл, п о том справа. Так и не взял. Но с е рди ться уже никак не получ а лось. Фея и грозный лев скоро п о друж и лись.

(88 слов, служебных 19)

Комплексное задание

1 . Сказка кажется законченной. А ты сделай так, чтобы последнее предложение оказалось предпоследним.

2. Покажи в тексте 10 любых ловушек.

3. Найди слова с буква «а» на конце. Покажи только те из них, у которых буква «а» оказалась в основе. Нужно, чтобы все увидели, какая это морфема.

4.В самом первом предложении обозначь грамматическую основу. Напиши, с какого острова слова, которые в ней работают.

5. Найди предложение, с которого начинается второй абзац. Нам нужно теперь что-то похожее на волшебные провода между антеннами в прекрасном городе Синтаксисе. Тогда получится показать каждый член предложения. Это важно!

6. Выбери любое слово из этого предложения и расскажи, что можно о нем узнать, если вспомнить, с какого оно острова.

Осенняя пора

(диктант №1 ОС «Гармония»)

Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. Хорошо в лесу! (68 слов)

Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой.

Грамматическое задание:

  1. В девятом предложении найти грамматическую основу, указать части речи.
  2. Разобрать по составу слова: наступила, подосиновики, травинка.
  3. Фонетический разбор слова гроздья.

Улетают журавли

(диктант №2 ОС «Гармония»)

В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой и над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.

Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблести яркими красками осени. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной! (72 слова)

Грамматические задания

  1. Во втором предложении подчеркнуть грамматическую основу, показать связь слов в предложении.
  1. Определить падеж у существительных.

I в. Высоко в небе летели журавли.

IIв. На востоке показалась ранняя зорька.

3. Выпишите из текста два словосочетания, существительное с прилагательным.

Обозначьте число, род и падеж имени прилагательного.

4. В первом предложении найти слово (к) отлёту и разобрать его как часть речи (морфологический разбор).

Осенняя прогулка

(диктант №3 ОС «Гармония»)

Группа школьников ходила в осенний парк. Все деревья уже сбросили свою золотую листву.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки.

В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Наталья угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные ребята вернулись домой. (75слов)

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркни грамматическую основу, выпиши словосочетания.

2. Выпиши из последнего предложения слово радостные и разбери как часть речи (морфологический разбор).

3. Разбери слова по составу: осенний, ходила, (по) тропинке.

Клесты

(диктант №4 ОС «Гармония»)

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое.

Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.

Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.

Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. По Г. Скребицкому (77 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, выделите окончания, определите число, род и падеж.

2. В первом и втором предложениях определи склонение и падеж имён существительных.

3. Выполни фонетический разбор слова ели.

Зимний лес

(диктант №5 ОС «Гармония»)

Как чудесен зимний лес! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветки. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь. Разгребёшь снег до земли, а там кустики брусники и черники. (78 слов)

Грамматическое задание.

  1. Определить падеж и склонение имен существительных: в кольчуге, у тропинки, в вершине.
  1. Разобрать предложение по членам предложения, выписать словосочетания.

В вершине ели затаилась рысь.

  1. Разобрать слова по составу: березка, зимний, пробежала.

Весеннее утро

(диктант №6 ОС «Гармония»)

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.

Грамматическое задание

1. Разобрать по составу глагол высвистывает .

2. Найти глаголы II спряжения и выделить в них окончания.

3. Образовать от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени.

Медвежонок

(диктант №7 ОС «Гармония»)

Выгнали однажды охотники из берлоги медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке.

Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Он полз, извивался. Червяк тоже был вкусный.

Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал. (73 слова)

Грамматическое задание.

1. Подчеркни однородные члены предложения.

2. Разбери слова по составу: выгнали, кисленьким, погрозил.

3. Выпиши из последнего предложения слово спрятался и разбери его как часть речи (морфологический разбор).

Погоня

(диктант №8 ОС «Гармония»)

У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки.

Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. Представляете себе картину?! По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся назад. По Л. Савоненковой (80 слов)

Грамматические задания

1. В первом и последнем предложениях отметить главные члены.

2. Из последнего предложения выписать словосочетания, показать главные и зависимые слова, написать вопросы. Над зависимыми указать часть речи.

3. Над именами существительными первого предложения указать склонение, а над словом гонится-спряжение.

4. Над глаголом прыгнули надписать его неопределенную форму.

5. В последнем предложении найти сложное слово и показать его строение.

Диктанты по темам

ТЕМА: «ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ»

Выборочные диктанты

1. Записать только распространенные предложения, разобрать их по членам предложения.

1) Медведи идут! 2) Солнце поднялось над лесом. 3) Защелкал в кустах соловей. 4) Костер разгорался. 5) В летнем небе пронзительно свистели стрижи. 6) Ветер стихал. 7) Весну объявили грачи. 8) Грачей встречали на полях галки. 9) Бегут облака. 10) Над тундрой низко летят дикие гуси.

2. Выписать из предложений словосочетания (подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания).

1) Мы сидели в шалаше. 2) Наступила темная ночь. 3) Выбежал из лесу заяц. 4) Моряки покинули корабль. 5) Прошел по реке лед. 6) Утром выглянуло яркое солнышко. 7) В ночном небе светят звезды. 8) Из леса я вернулся в полдень. 9) Буйно зацвели в саду яблони. 10) На опушке леса пели тетерева.

Образец записи: сидели (где?) в шалаше, ночь (какая?) темная.

Свободный диктант

Бывшие беспризорники

У дороги вырос голубой колокольчик. Такой хилый, такой чумазый. Листья как серые тряпочки.

Учитель Сергей Степанович выкопал этот колокольчик и перенес в школьный сад. Там он уже много таких беспризорников посадил. Вот ромашки, а вот васильки. Сергей Степанович ухаживает за ними, поливает, подкармливает.

И тогда происходят чудеса. Мелкие ромашки крупными делаются, глазастыми. Васильки как в голубых коронах стоят. А на колокольчиках столько цветков, что на целый букет хватит. Любуются цветами люди. И невдомек им, что это бывшие беспризорники.

Проверочные диктанты

Красный снег

Высадились на остров полярники и удивились. У скал лежал красный снег! Песец протрусил — за ним красная строчка следов. Куропатки пробежали — красными крестиками наследили.

Слепили снежок из снега — розовый! Скатились на лыжах с горки — позади полосы красные. Хоть глазам не верь! Но глазам верить надо. Почему снег сделался красным? От весеннего солнца и тепла разрослась в снеге красная водоросль. И снег зацвел! (63 слова)

Раннее утро

Солнце осветило моховое болото. По краям болото поросло частым березняком. Среди берез темнели молодые сосенки. Земля в низинах покрылась зеленым мхом. На буграх кусты брусники и черники. В воздухе запах трав. На березах золотились первые пряди. Желтые листья кружились в воздухе. Ночами серебрили землю холодные росы. Утром земля и деревья искрились огоньками. В каждой травинке вспыхнул солнечный луч. (60 слов)

ТЕМА: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Восстановленные диктанты (выписать из каждого предложения сначала однородные члены предложения, а затем записать по памяти все предложение)

Летнее солнце плывет над полями, над пыльной дорогой. Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы.

(И. Соколов-Микитов)

Я сыпал хлебные крошки воробьям, а потом кинул сразу целую горбушку. Сбились воробьи стайкой, наскакивают на горбушку, норовят побольше ущипнуть.

(Э. Шим)

Кот увидел Каштанку вскочил, выгнул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть. Собака испугалась, громко залаяла и бросилась к коту.

(А. Чехов)

По опушкам лесов растут красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые подберезовики, скользкие грузди и душистые рыжики.

(И. Соколов-Микитов)

Зрительные диктанты

Указать устно пропущенные знаки препинания и записать предложения под диктовку.

1) Сидела лягушка-квакушка на болоте ловила комаров да мошку весною громко квакала вместе со своими подругами (В. Гаршин). 2) Прилетела цапля к озеру вошла в воду по колени наклонила голову и притаилась (И. Дробков). 3) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора (Ф. Тютчев). 4) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую черную серую и почти белую (К. Паустовский). 5) Месяц сентябрь пора пестрых листьев листья летят кружатся падают скачут (Н. Сладков).

Проверочные диктанты

Петька

В заповеднике жил Петька. Это была большая, черная, серьезная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже спрятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов)

(И. Соколов-Микитов)

Слова для справок: в заповеднике, монета, тоже, песчаный.

Куница

Ночь в густом лесу. Вот вышла из-за тучи луна. Засверкали, заблестели снежинки на ветках, на елях, на соснах. Засеребрился ствол старой осины. У вершины ее чернело дупло. Там жила белка-летяга. По снегу мягкими прыжками подбежал длинный зверек. Остановился, понюхал, поднял кверху острую мордочку. Верхняя губа приподнялась. Мелькнули острые, хищные зубы. Это была куница. Куница бежала по осине к дуплу. Белка заметила хищника и легко прыгнула на ветку соседней сосны. (71 слово)

(В. Бианки)

Слова для справок: ее, из-за, соседней.

Конец августа

Лето кончалось. В зеленой листве берез появились желтые пряди. Грачи и ласточки сбились в огромные стаи. Грачи разгуливали по лугу, добывали разных жучков и червячков. Ласточки носились над лугом, над речкой, охотились за мошками и комарами.

В воскресенье денек выдался теплый, но пасмурный. На траве, на дорожках в лесу лежали опавшие листья. Грибов в лесу было много. Весело выглядывали из травы подосиновики, белянки и чернушки. На полянке я увидел два белых гриба. Ножки толстые, крепкие. (77 слов)