Система оценки качества дошкольного образования в соответствии с фгос. Оценка качества дошкольного образования

В условиях реализации ФГОС имеет большое значение. В течение десятилетий в учебных заведениях сложилась система работы, оказывающая определенное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и достижение ими высокого результата обучения и воспитания детей. Однако новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов и оценки методической деятельности.

Актуальность вопроса

В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Характеристика системы

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.

Ключевые элементы

Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется на:


Организационная база

Качество в условиях реализации ФГОС, равно как и педагогического процесса в средних учебных заведениях, должно оцениваться и улучшаться системным образом. Для этого разработаны теоретические положения:

  1. Управление качеством педагогического процесса призвано ликвидировать несоответствие результатов образовательной работы школы реалиям, имеющим место в информационном обществе сегодня.
  2. Жизненным циклом для получения результатов выступает год.

Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности. Улучшая качество начального образования в условиях реализации ФГОС, учебное заведение осуществляет целенаправленное освоение системы требований. Педагогическая среда в учреждении находится в постоянном обновлении, сохраняя контакт с информационным обществом.

Инновации

Под ними следует понимать методики, существенно изменяющие результаты педагогического процесса. Эти подходы способствуют усовершенствованию или созданию новых:

Для внедрения инноваций выстраивается системная стратегия изменения обучающегося, преподавателя, всего учебного заведения. Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему. При изменении одних компонентов, корректируются и другие. Это, в свою очередь, приводит к преобразованиям во всей системе. В последнее время отмечается интенсивный поиск новых идей. На теоретическом и практическом уровнях активно прорабатываются вопросы гуманизации, дифференциации, профилизации, интеграции. Однако ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, всеохватывающая в сложной педагогической системе.

Что такое качество образования в условиях реализации ФГОС?

Оно рассматривается как обобщенная мера эффективности функционирования педагогической системы учебного учреждения. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации учреждения.

Конкретизация

Качество образования в условиях реализации ФГОС ООО, как и прочих ступеней педагогического процесса, разъясняется через целевые компоненты программы, требования к учебной среде, ожидаемым результатам. Освоение государственных стандартов предполагает формирование в учебных заведениях инновационной системы оценки достижений детей. Это, наряду с прочим, обуславливает необходимость создания современной управленческой системы.

Ожидаемые показатели

В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.

Индивидуальные результаты

В их число входят:


Метапредметные показатели

К ним относят:

  1. Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
  2. Способность использовать знания и навыки в практике.
  3. Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
  4. Формирование индивидуальной траектории в образовании.

Предметные результаты

В их числе:

  1. Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
  2. Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
  3. Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.

Критерии эффективности

Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:


Возможности участников

Условия, в которых осуществляется реализация учебно-воспитательных программ, должны обеспечить:

Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами детей и их родителей с учетом особенностей региона.

Санникова Л.Н.
заведующий кафедрой дошкольного
и специального образования

Актуальность проблемы

В соответствии с новым Федеральным
Законом «Об образовании в РФ»
дошкольное образование
выделено как уровень общего
образования, соотвественно
государство теперь гарантирует не
только доступность, но и качество
образования на этой ступени

Обновление в нормативном сопровождении
деятельности ДОО приводит к
изменениям в различных аспектах
функционирования и развития
образовательного процесса.
Это касается и применения
педагогического мониторинга,
диагностики и других методов
исследования образовательной
деятельности в дошкольной организации

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В настоящее время педагогические исследования
проблемы качества разрабатываются в
следующих направлениях:
понятие качества образования;
способы оценивания качества образования;
механизм управления качеством образованием;
информационные технологии, мониторинг и
качество образования,
система управления качеством образования и
др.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Международная организация по
стандартизации определяет качество как
совокупность свойств и характеристик
продукции или услуги, которые придают
им способность удовлетворять
обусловленные или предполагаемые
потребности

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Теория управления качеством исходит из
положения, что деятельность по управлению
качеством не может быть эффективной после того,
как продукция произведена; эта деятельность
должна осуществляться в ходе производства
продукции.
Возможна также деятельность по обеспечению
качества, которая предшествует процессу
производства.
!!! Эти два высказывания имеют большое значение
для выработки эффективной технологии
управления качеством дошкольного образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

На сегодняшний день нет единых подходов
к определению параметров, по которым
можно было бы выявить качество
дошкольного образования, его
результаты.
??? Как вы думаете, на основании чего в ДОУ
можно судить о качестве дошкольного
образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

К основным параметрам оценки качества
дошкольного образования можно отнести
(И.Б.Едакова и др.)
1. знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы
из оценки качества образования так же
недопустимо, как недопустимо сводить всю
оценку качества образования только к ним;
2. показатели личностного развития, такие как
реативность, мотивация, произвольность,
любознательность, смекалка, степень
нравственной развитости и т.д.;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

3. уровень готовности ребёнка к школе, что
является основанием преемственности с
ней и обеспечивает подготовку к
освоению программы первой ступени
общего образования;
4. психолого-педагогические условия
развития ребёнка в ДОУ. Оно
предусматривает создание специальных
условий;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

5. профессиональная компетентность педагога:
качество образовательной работы в детском
саду зависит от его мастерства, физического и
психического состояния, нагрузки и т.д.;
6. рост или падение престижа ДОУ в социуме.
Общественный авторитет детского сада
выступает прямым следствием результатов
образовательного процесса.
Это далеко не полный перечень параметров, по
которым можно судить о качестве дошкольного
образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Сложность оценки качества дошкольного
образования заключается в том, что много
субъектов, предъявляющих требования к нему
Для каждого участника (дети, родители,
педагоги, руководители)
образовательных отношений в ДОУ качество
дошкольного образования имеет
индивидуальную характеристику

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для детей: «хороший детский сад» - это где «много
играют» и обучение проводится в интересной для
них игровой форме;
Для родителей: эффективное обучение детей,
«обучение без утомления», гарантирующее
сохранение их здоровья психического, физического,
поддержание желания детей учиться и успешность
обучения, в том числе престижным предметам:
иностран. языку, хореографии

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для педагогов:
сохранение психического,физического здоровья
детей,
положительная оценка руководителями ДОО и
родителями,
успешное освоение ООП всеми детьми,
поддержание интереса дошкольников к
образовательному процессу и рациональное
использование учебного времени детей и рабочего
времени педагогов,
обеспечение образовательного процесса всеми
необходимыми пособиями и оборудованием

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для руководителей ДОО:
успешность деятельности педагогов и
воспитанников,
полное усвоение ООП,
сохранение здоровья детей,
подготовка детей к школе,
рациональное использование учебного времени
и рабочего времени педагогов,
высокая оценка деятельности педагогов
родителями и детьми и повышение престижа
ДОО

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Для обеспечения качества недостаточно
констатации возникшего несоотвествия,
необходимо выявить и
проанализировать причины его
возникновения, а также спроектировать и
организовать мероприятия по
повышению уровня качества.
Именно в этом и заключается
управление качеством

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

ФЗ «Об образовании в РФ» статья 28.
Компетенция, права, обязанности и
ответственность образовательной
организации
п. 13 - проведение самообследования,
обеспечение функционирования
внутренней системы оценки качества
образования;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Оценка качества дошкольного
образования на современном этапе
осуществляется через
внешнюю и
внутреннюю оценку

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Вводится Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного
образования, что согласно новому закону «Об
образовании в РФ» означает «совокупность
обязательных требований к дошкольному
образованию, утвержденных федеральным
органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования»

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Остановимся подробнее на тех пунктах
Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования, которые напрямую касаются
проблемы педагогической диагностики и
мониторинга

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

1.5. Стандарт направлен на достижение
следующих целей:
3) обеспечение государственных гарантий
уровня и качества дошкольного
образования на основе единства
обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре и
результатам их освоения

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

3.2.3. При реализации Программы может
проводиться оценка индивидуального развития
детей. Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе
их дальнейшего планирования).

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В том же пункте:
Результаты педагогической диагностики
(мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе
поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Там же:
При необходимости используется психологическая
диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей),
которую проводят квалифицированные специалисты
(педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в
психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут
использоваться для решения задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие
возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за
результат) делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным
основанием при решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку как итогового, так и промежуточного уровня
развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том
числе в форме тестирования, с использованием методов,
основанных на наблюдении, или иных методов измерения
результативности детей);
оценку выполнения муниципального (государственного)
задания посредством их включения в показатели качества
выполнения задания;
распределение стимулирующего фонда оплаты труда
работников Организации.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Федеральные государственные
требования к структуре основной
общеобразовательной программы
дошкольного образования определяли
необходимость включения в программу
такого раздела, как система
мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения
программы

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В Федеральном государственном
образовательном стандарте
дошкольного образования в
качестве оценки индивидуального
развития детей предлагается
осуществлять педагогическую
диагностику (мониторинг)

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

По ФГОС основная идея диагностики
– это давать оценку развитию
ребенка, но только сравнивая его с
самим собой.
Это позволяет увидеть динамику
развития ребёнка, скорректировать
работу воспитателя.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Рассмотрим основные положения,
касающиеся качества дошкольного
образования, представленные в
Примерной основной
образовательной программе
дошкольного образования
(одобрена решением от 20 мая 2015 года)

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В пункте ПООП 1.3. Развивающее оценивание
качества образовательной деятельности по
Программе отмечается, что
оценивание качества образовательной
деятельности, осуществляемой Организацией
по Программе, представляет собой важную
составную часть данной образовательной
деятельности, направленную на ее
усовершенствование

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Система оценки образовательной деятельности,
предусмотренная Программой, предполагает
оценивание качества условий образовательной
деятельности, обеспечиваемых Организаций,
включая психолого-педагогические, кадровые,
материально-технические, финансовые,
информационно-методические, управление
Организацией и т. д..
Программой не предусматривается оценивание
качества образовательной деятельности
Организации на основе достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Программой предусмотрена система мониторинга
динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений, основанная на методе
наблюдения и включающая:
педагогические наблюдения, педагогическую
диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации;
детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка
в ходе образовательной деятельности;
карты развития ребенка;
различные шкалы индивидуального развития

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Программа предоставляет Организации
право самостоятельного выбора (!!!)
инструментов педагогической и
психологической диагностики развития
детей, в том числе, его динамики.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Программой предусмотрены следующие уровни
системы оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая
как профессиональный инструмент педагога с
целью получения обратной связи от
собственных педагогических действий и
планирования дальнейшей индивидуальной
работы с детьми по Программе;
внутренняя оценка, самооценка Организации;
внешняя оценка Организации, в том числе
независимая профессиональная и общественная
оценка

Качество дошкольного образования: научно-методические основы


должна быть сфокусирована на оценивании психологопедагогических и других условий реализации
основной образовательной программы в Организации в
пяти образовательных областях, определенных
Стандартом;
учитывает образовательные предпочтения и
удовлетворенность дошкольным образованием со
стороны семьи ребенка;
исключает использование оценки индивидуального
развития ребенка в контексте оценки работы
Организации;
исключает унификацию и поддерживает вариативность
программ, форм и методов дошкольного образования;

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Система оценки качества дошкольного образования:
способствует открытости по отношению к
ожиданиям ребенка, семьи, педагогов, общества и
государства;
включает как оценку педагогами Организации
собственной работы, так и независимую
профессиональную и общественную оценку условий
образовательной деятельности в дошкольной
организации;
использует единые инструменты, оценивающие
условия реализации программы в Организации, как
для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В Навигаторе образовательных программ
дошкольного образования на сайте
Федерального института развития образования
представлены вариативные образовательные
программы, в которых обозначены различные
подходы к проведению педагогической
диагностики, мониторинга в рамках освоения
программы

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Реализация программы «От рождения до
школы» предполагает оценку индивидуального
развития детей.
Такая оценка производится педагогом в рамках
педагогической диагностики. Педагогическая
диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей в спонтанной и специально
организованной деятельности.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

Инструментарий для педагогической диагностики («От
рождения до школы») - карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать
индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка в ходе:
коммуникации со сверстниками и взрослыми;
игровой деятельности;
познавательной деятельности;
проектной деятельности;
художественной деятельности;
физического развития

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«От рождения до школы»: карты
наблюдений детского развития с
рекомендациями по выстраиванию
индивидуальной траектории развития
каждого ребенка по всем возрастным
группам готовятся к печати в
издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

В программе «Детство» отмечается
необходимость проведения и
педагогической диагностики и
педагогического мониторинга

Качество дошкольного образования: научно-методические основы


воспитателя детского сада преимущественно
направлена на
изучение ребенка дошкольного возраста для
познания его индивидуальности и оценки его
развития как субъекта познания, общения и
деятельности;
понимание мотивов его поступков, видение
скрытых резервов личностного развития,
предвидение его поведения в будущем

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: познание и понимание педагогом ребенка
дошкольного возраста как основная цель
педагогической диагностики в ДОО определяет
использование им преимущественно
малоформализованных диагностических методов:
наблюдение проявлений ребенка в деятельности и
общении с другими субъектами педагогического
процесса, а также свободные беседы с детьми.
В качестве дополнительных методов используются
анализ продуктов детской деятельности, простые
тесты, специальные диагностические ситуации

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: педагогическая диагностика
достижений ребенка направлена на изучение:
деятельностных умений ребенка;
интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
личностных особенностей ребенка;
поведенческих проявлений ребенка;

сверстниками;
особенностей взаимодействия ребенка со
взрослыми

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: мониторинг в детском саду
направлен на отслеживание качества
дошкольного образования:
Качества результатов деятельности ДОО.
Качества педагогического процесса,
реализуемого в ДОО.
Качества условий деятельности ДОО.

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: качество результатов деятельности ДОО
должно оцениваться по следующим параметрам:
степень освоения ребенком ОП, его образовательных
достижений с целью индивидуализации образования,
развития способностей и склонностей, интересов
воспитанников;
степень готовности ребенка к школьному обучению;
удовлетворенности различных групп потребителей
(родителей, учителей, воспитателей) деятельностью
детского сада

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: качество педагогического процесса,
реализуемого в ДОО изучается через
отслеживание качества:
образовательной деятельности,
осуществляемой в процессе организации
различных видов детской деятельности и в ходе
режимных моментов;
организации самостоятельной деятельности
детей;
взаимодействия с семьями детей по реализации
основной образовательной программы
дошкольного образования

Качество дошкольного образования: научно-методические основы

«Детство»: оценка качества условий
деятельности ДОО предполагает анализ:
особенностей профессиональной
компетентности педагогов;
развивающей предметнопространственной среды детского сада

Методы сбора информации

Диагностика (определение)
Педагогическая диагностика – это процесс
распознавания различных педагогических явлений
и определение их состояния в определённый
момент на основе использования необходимых для
этого параметров.
Диагностика опирается на технико-методическую
оснащенность педагога
(!!! важно наличие инструмента оценки)

Методы сбора информации

Этапы диагностики
И.Ю. Гутник выделяет такие этапы диагностики:
Определение объекта, целей и задач педагогической диагностики.
Планирование предстоящего диагностирования.
Выбор диагностических средств (критериев, показателей, методов).
Сбор информации о диагностируемом объекте.
Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации,
анализ, систематизация.
Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе
анализа достоверной информации.
Прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта. Обоснование и
оценка педагогического диагноза.
. Практическое использование результатов педагогической диагностики.

Методы сбора информации

Функции диагностики
Информационная;
оценочная;
управленческая;
ориентационная;
коррекционная
обслуживания научных исследований

Методы сбора информации

Принципы диагностики
Целостности;
главного звена;
объективности;
детерменизма;
анализа и синтеза

Методы сбора информации

Диагностика: способы сбора информации
По степени «вмешательства» в поведение педагога
выделяют:
пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование,
интервьюирование, анализ документации;
активные: диагностический эксперимент, анализ
конкретных ситуаций

Методы сбора информации

Мониторинг как система сбора
информации об объекте может включать
в себя диагностику.
Диагностика будет выступать по
отношению к мониторингу как метод
сбора информации

Методы сбора информации

Наблюдение - это целенаправленное и
планомерное восприятие явления,
процесса, объекта и др., результаты
которого фиксируются наблюдателем исследователем.
Сущность наблюдения - точная и
полная фиксация фактов с помощью всех
органов чувств и имеющегося жизненного
опыта, знаний и умений.

Методы сбора информации

Этапы процедуры наблюдения:
а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на
исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор
необходимой информации (как наблюдать?);
г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как
фиксировать наблюдаемые явления?);
д) детальная фиксация получаемой информации с
использованием средств регистрации;
е) обработка и интерпретация полученной информации
(каков результат? какие выводы следуют из полученной
информации?)

Методы сбора информации

? что может выступить объектом
наблюдений в образовательном
процессе дошкольного учреждения
? какие параметры можно
использовать для наблюдения за
родителями, когда приводят и
забирают детей из детского сада

Методы сбора информации



I. Замысел игры, постановка игровых целей и задач.
1. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением
сверстника, возникает по инициативе отдельных детей и т.д.).
2. Обсуждается ли замысел игры с партнерами, учитываются ли точки их зрения.
II. Содержание игры.
1. Что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или
общественные взаимоотношения между людьми).
2. Насколько разнообразно содержание игры.
3. Сколько событий дети объединяют в один сюжет.
4. Каковы источники сюжетов игры (кино, мультфильмы, книги, наблюдения, рассказы
взрослых и др.). Насколько развернут сюжет.
III. Игровые роли и взаимодействие детей в игре.
1. Какие средства используют для взаимодействия с партнерами в игре (ролевая речь,
предметные действия, мимика, пантомимика).
2. Кто из детей и как руководит распределением ролей.
IV. Игровые действия и игровые предметы.
1. Используют ли дети образные игрушки, игровые атрибуты. Как?
2. Как воспринимается воображаемая ситуация, понимается ли ее условность.

Методы сбора информации

Схема наблюдения и анализа игровой деятельности старших дошкольников
(Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)
V. Игровые правила.
1. Выполняют ли правила функцию регулятора игры.
2. Следят ли за выполнением правил друг другом.
3. Как реагируют на нарушения правил партнерами по игре.
VI. Особенности конфликтов в игре.
1. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение
ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.).
2. Каковы способы разрешения конфликтов.
VII. Роль взрослого в руководстве игрой.
1. Обращаются ли дети к взрослому в процессе игры и по поводу чего.
2. Предлагают ли принять взрослому участие в игре.
Результаты фиксируются по ходу наблюдения с указанием даты и места
обследования.

Методы сбора информации

Одним из активно используемых методов сбора
информации об индивидуальных достижениях
дошкольника явлется портфолио.
Портфолио своеобразной копилкой личных
достижений ребенка в различных видах
деятельности, портфолио дает возможность
педагогам фиксировать неповторимые
индивидуальные проявления детей в течение
всего времени пребывания их в дошкольном
учреждении

Методы сбора информации

Создание портфолио дошкольника - это
новая технология оценивания в которой
прежде всего, преодолеваются типичные
недостатки традиционной системы
оценивания:
субъективизм;
ограниченность;
недооценивание возможностей детей

Методы сбора информации

Структура портфолио дошкольника может
быть представлена тремя основными
блоками:
"Какой он (ребенок) хороший";
"Какой он умелый";
"Какой он успешный".
В каждом блоке есть разделы учебного
портфолио: раздел документов, раздел
работ, раздел отзывов

Методы сбора информации

Блок "Какой ребенок хороший" может включать в себя
следующие материалы:
сочинение родителей о ребенке;
размышления воспитателей о ребенке;
неформальная беседа "Расскажи о себе";
интервью у друзей, других детей;самооценка по тесту
"Лесенка";книжках в картинках - "Я", "Я и моя семья", "Я и
мои друзья", "Моя мечта", "Детский сад", "Школа" и др.;
психолого-педагогическая характеристика ребенка;
корзина пожеланий: благодарность ребенку - за доброту,
щедрость, хороший поступок, умение дружить и др.;
благодарственное письмо родителям - за воспитание
ребенка; иллюстративные документы - фото-,
видеоматериалы.

Методы сбора информации

Блок "Какой ребенок умелый" включает в себя пакет
материалов:
анкеты для родителей;

Актуальность проблемы В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени


Актуальность проблемы Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что согласно новому закону «Об образовании в РФ» означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования»


Качество дошкольного образования В настоящее время педагогические исследования проблемы качества разрабатываются в следующих направлениях: понятие качества образования; способы оценивания качества образования; механизм управления качеством образованием; информационные технологии, мониторинг и качество образования, система управления качеством образования и др.


Качество дошкольного образования Методологические подходы к определению качества образования неоднозначны: личностно-ориентированная модель образования - качество определяется уровнем развития личности; системный подход – качество определяется системой знаний и готовностью выпускника одной образовательной системы к вхождению в другую; деятельностный подход - готовностью выпускника к выполнению каких-то новых функций, способов, умений; культуросообразная модель определяет качество как творчество личности и т.п.


Качество дошкольного образования В теории менеджмента качество это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработку стратегии, организацию производства, маркетинг и многое другое. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности


Качество дошкольного образования Теория управления качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Возможна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Эти два высказывания имеют большое значение для выработки эффективной технологии управления качеством дошкольного образования


Качество дошкольного образования Для обеспечения качества недостаточно констатации брака, необходимо выявить и проанализировать причины его возникновения, а также спроектировать и организовать мероприятия по повышению уровня качества. Именно в этом и заключается управление качеством


Качество дошкольного образования На сегодняшний день нет единых подходов к определению параметров, по которым можно было бы выявить качество дошкольного образования, его результаты. ??? Как вы думаете, на основании чего в ДОУ можно судить о качестве дошкольного образования


Качество дошкольного образования К ним основным параметрам оценки качества дошкольного образования можно отнести (И.Б.Едакова и др.) 1. знания, умения и навыки (ЗУН).Исключить ЗУНы из оценки качества образования так же недопустимо, как недопустимо сводить всю оценку качества образования только к ним; 2. показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.;


Качество дошкольного образования 3. уровень готовности ребёнка к школе, что является основанием преемственности с ней и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования; 4. психолого-педагогические условия развития ребёнка в ДОУ. Оно предусматривает создание специальных условий;


Качество дошкольного образования 5. профессиональная компетентность педагога: качество образовательной работы в детском саду зависит от его мастерства, физического и психического состояния, нагрузки и т.д.; 6. рост или падение престижа ДОУ в социуме. Общественный авторитет детского сада выступает прямым следствием результатов образовательного процесса. Это далеко не полный перечень параметров, по которым можно судить о качестве дошкольного образования






Качество дошкольного образования Для детей: «хороший детский сад» - это где «много играют» и обучение проводится в интересной для них игровой форме; Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психического, физического, поддержание желания детей учиться и успешность обучения, в том числе престижным предметам: иностран. языку, хореографии


Качество дошкольного образования Для педагогов: сохранение психического,физического здоровья детей, положительная оценка руководителями ДОУ и родителями, успешное освоение ООП всеми детьми, поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу и рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов, обеспечение образовательного процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием


Качество дошкольного образования Для руководителей ДОУ: успешность деятельности педагогов и воспитанников, полное усвоение ООП, сохранение здоровья детей, подготовка детей к школе, рациональное использование учебного времени и рабочего времени педагогов, высокая оценка деятельности педагогов родителями и детьми и повышение престижа ДОУ


Качество дошкольного образования В исследованиях Л.Л.Ивановойи др. выделяются основные факторы и условия управления дошкольным образованием, от которых в первую очередь зависит его качество: финансирование ДОУ; содержание дошкольного образования; кадровое обеспечение; формирование развивающей среды; педагогическая культура коллектива; нахождение адекватной поставленным задачам управленческой модели; положительная мотивация детей и их родителей; методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и др.




Качество дошкольного образования 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения


Качество дошкольного образования При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).


Качество дошкольного образования В том же пункте: Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей


Качество дошкольного образования Там же: При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.


Качество дошкольного образования 4.1. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.


Качество дошкольного образования 4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.


Качество дошкольного образования Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяли необходимость включения в программу такого раздела, как система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы




Актуальность проблемы изучения мониторинга и диагностики как методов исследования Что представляет из себя педагогический мониторинг? В чем отличие мониторинга от других методов сбора информации об исследуемых объектах? Мониторинг и диагностика – какова разница?


Определение Мониторинг Диагностика Образовательный мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития Педагогическая диагностика – это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определённый момент на основе использования необходимых для этого параметров


Этапы Мониторинг Диагностика М.В.Крулехт, А.Н.Майоров и др. выделяют следующие этапы мониторинга: определение и обоснование объектов; определение критериев и показателей,; выбор соответствующих методов; подготовка инструментария, технологических карт; сбор информации; систематизация и анализ полученных данных; соотнесение с предшествующими результатами мониторинга; разработка рекомендаций, коррекция К.Ингенкамп выделяет такие этапы диагностики как: сравнение; анализ; прогнозирование; интерпретация; информирование о результатах диагностики и контроль за воздействием на объект диагностики различных диагностических методов


Функции Мониторинг Диагностика Интегративная; диагностическая; экспертная; информационная; прагматическая; обеспечения обратной связи между управляющей и управляемой системами Информационная; оценочная; управленческая; ориентационная; коррекционная обслуживания научных исследований




Методы Мониторинг Диагностика Методы изучения образовательного процесса в естественных условиях (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов, продуктов деятельности и др.) и специально измененных условий (эксперимент); методы качественного анализа и количественной обработки результатов; методы индивидуальных и групповых экспертных оценок; метод рейтинга По степени «вмешательства» в поведение педагога выделяют: пассивные: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документации; активные: диагностический эксперимент, создание ситуаций, анализ конкретных ситуаций






Мониторинг и диагностика Существует неоднозначность подходов к определению понятий «критерий» и «показатель». В технической литературе «критерий» обозначает правило, в котором указываются характеристики, показатели, параметры, необходимые для всесторонней оценки объектов. В Энциклопедическом словаре понятие «критерий» определяется как «средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки»


Мониторинг и диагностика В педагогике под понятием «критерий» подразумеваются различные требования, которым должны удовлетворять объекты. Критерий (мерило) - признак, свойство, на основании которого производится оценка качества. Показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства






Экспертиза и экспертная оценка В.А.Бухвалов, С.Л.Братченко, М.В.Крулехт, Я.Г.Плинер, В.А.Ясвин и др. считают, что не стоит сводить понятие экспертизы к оценке: оценка – этап экспертизы (В.А.Бухвалов, Я.Г.Плинер); оценка – метод экспертизы (С.Л.Братченко); оценка – результат экспертизы (М.В.Крулехт) Таким образом, экспертная оценка – это часть экспертизы.




Виды экспертных оценок В групповых экспертных оценках важен способ согласования мнений экспертов. В одном случае, мнения экспертов может обрабатывать заказчик экспертизы (в ДОУ – зам. зав. по УВР, педагог, работающий на группе). В другом – эксперты принимают единое заключение на основе совместного обсуждения индивидуальных мнений


Экспертное заключение Экспертное заключение выступает как результат экспертных оценок. Экспертное заключение – это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т.е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы


Экспертное заключение Экспертное заключение может включать в себя следующие разделы: краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы; состав экспертной группы; перечень источников информации; общая характеристика изучаемого объекта; экспертные оценки; экспертные рекомендации


Эксперт Эксперт выступает субъектом экспертных оценок. Эксперт – это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку. Эффективность экспертных оценок во многом зависит от выбора эксперта


Эксперт По мнению многих авторов, для оценки компетентности эксперта целесообразно использовать систему различных показателей: стаж работы, образование, возраст, компетентность, ккреативность и т.д. С.Л.Братченко предлагает при выборе экспертов руководствоваться следующими характеристиками: личные качества, коммуникативная компетентность, методологическая и методическая грамотность, профессиональная подготовка, практический опыт


Внутренний экспертный совет В качестве формы организации экспертных оценок в ДОУ может выступать внутренний экспертный совет. Внутренний экспертный совет является профессиональным объединением педагогов, ученых и управленцев, который создается в структуре управления дошкольным образовательным учреждением


Внутренний экспертный совет Внутренний экспертный совет в дошкольном учреждении создается на основе приказа заведующего ДОУ. Деятельность внутреннего экспертного совета регулируется Положением, в котором отражаются следующие разделы - общие положения, цели и задачи внутреннего экспертного совета, состав внутреннего экспертного совета, организация деятельности, документация и отчетность, компетенция и ответственность




Порядок проведения экспертных оценок Информационно-аналитический этап предполагает: сбор информации об изучаемом объекте; выбор показателей для анализа изучаемого объекта; собственно анализ: распределение собранной информации согласно выбранным показателям




Порядок проведения экспертных оценок На результативном этапе осуществляется согласование мнений экспертов и формулируются выводы по анализу и оценке изучаемого объекта. А также разрабатываются методические рекомендации по совершенствованию или развитию этого объекта





Качество образования в детском саду в условиях ФГОС.

Аннотация. Статья посвящена освещению некоторых сторон формирования кадрового потенциала современного детского сада в соответствии с требованиями ФГОС.

Ключевые слова: кадровый потенциал, качество образования, ФГОС, дошкольная организация, работники детского сада, развитие организации.

Актуальность проблемы формирования кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) определяется необходимостью управления качеством дошкольного образования и обусловлена усилением внимания учёных и практиков к созданию наиболее оптимальных условий для образования будущих школьников.

Понятие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации напрямую связано с понятием качества дошкольного образования.

Качество дошкольного образования в современных условиях реализации ФГОС ДО понимается исследователями Т.И. Алиевой, Л.Г. Богославец, А.А.Майер, Л.А. Парамоновой как соответствие результатов образования обучающихся целевым ориентирам ФГОС ДО, успешное развитие самой дошкольной образовательной организации, а также деятельность каждого педагога и руководителя в направлении обеспечения качества образовательных услуг, оказываемых в детском саду .

Рассматривая качественное предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного образования в контексте ФГОС, имеется в виду оценка результатов, которых добиваются воспитатели, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители и другие специалисты, работающие с дошкольниками, в обучении и развитии каждого воспитанника детского сада по основным направлениям (образовательным областям): социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Однако, в последнее время в психолого-педагогической литературе и периодической печати всё чаще при этом имеют в виду и качество самого образовательного процесса, и условий, в которых он реализуется .

Рассматривая утверждение Н.С. Голицыной о том, что для современной дошкольной организации понятие «качество дошкольного образования» связано, прежде всего, с его конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг городского поселения, района и округа, можно утверждать, что данное понятие рассматривается как комплекс свойств образовательной услуги, предоставляемой детским садом общеразвивающего вида "Белочка", обеспечивающей удовлетворение внутренних потребностей родителей (законных представителей) воспитанников по развитию личности каждого ребёнка - дошкольника, посещающего детский сад .

Поэтому, можно заключить, что становится всё более актуальным вопрос о необходимости управления качеством дошкольного образования и формированием кадрового потенциала ДОО на уровне каждой организации, каждого детского сада, что невозможно без достаточно квалифицированного кадрового состава.

Управление качеством образования в МБДОУ "Улыбка" можно рассматривать как процесс:

Проектирования;

Постановки целей и определения путей достижения данных целей дошкольного образования;

Организации образовательного процесса и мотивации его субъектов на качественный труд;

Осуществления контроля отклонений от целей;

Отслеживания изменений в развитии дошкольников (психолого-педагогическая диагностика, мониторинг качества образования);

Регулирования и анализа результатов деятельности .

Но, к сожалению, в публикациях последних лет отмечается негативная тенденция: кадровая ситуация в муниципальных образовательных организациях стала носить сложный характер.

Согласно работ А.Я. Кибанова, О.А. Куревиной, Л.Г. Петерсон и др., возникшее противоречие между ранее приобретёнными знаниями, практическим опытом и радикальными изменениями в сфере образования и трудовых отношений, переход опытных и квалифицированных кадров в коммерческие структуры, обновление кадрового состава, пополнение его специалистами, прошедшими профессиональную переподготовку, не имеющими достаточного опыта работы, привело к невысокому профессиональному уровню кадрового потенциала ряда детских садов .

Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций в условиях осуществления современных реформ системы образования должно соответствовать требованиям ФГОС ДО и Профессионального стандарта педагога ДОО, что актуализирует необходимость планировать перспективы и эффективно решать ежедневные, текущие и перспективные задачи, достигать стратегические цели формирования кадрового потенциала и развития организации .

Понятие «кадровый потенциал», согласно работ Л.Г. Зайцева, М.И.Соколовой, отражает ресурсный аспект социально-экономического развития отдельной организации. Поэтому кадровый потенциал МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей можно определить как совокупность способностей всех людей, занятых в данной организации и решающих определённые задачи образовательного процесса .

Понятие кадрового потенциала в нашем случае употребляется в смысле скрытых возможностей, способностей, которые могут проявиться при определённых условиях на определённом этапе развития дошкольной образовательной организации.

А.Л. Атасов, Л.Г. Зайцев, М.И.Соколова и др. современные исследователи под кадровым потенциалом понимают меру способностей и возможностей работников материализовать свои знания и умения с целью обеспечения жизнеспособности и развития дошкольной образовательной организации .

Сегодня нередко встречается утверждение, что во многих учреждениях дошкольного образования встречается профессиональная несостоятельность кадров, неспособность или нежелание работников детских садов переходить из в режим развития и постоянной, ежедневной деловой активности, неумение работников перестраиваться, овладевать новыми методами работы, расширяя спектр используемых образовательных технологий, изучая научную и методическую литературу, раскрывающей систему работы с применением современных технологий, что является проблемой не только отдельно взятой дошкольной организации, но и всей системы образования, то есть является проблемой общегосударственной, актуальность которой связана со значительным повышением роли кадрового потенциала сотрудников детского сада в развитии каждой муниципальной дошкольной образовательной организации.

К сильным сторонам профессиональной деятельности кадрового состава детского сада относят готовность и умение учиться тому, что необходимо в профессии, самообразование и саморазвитие, овладение информационной, компьютерной грамотностью, умение находить взаимопонимание с другими участниками образовательного процесса, знание основ педагогики и психологии современного ребёнка дошкольного возраста, в том числе и с ОВЗ, основы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада. Слабые стороны моей деятельности связаны с объективными сложностями внедрения ФГОС.

Проанализировав систему управления дошкольной образовательной организацией за последние годы и качество образовательного процесса МБДОУ "Улыбка", можно утверждать, что кадровый потенциал формируется интеграцией и динамикой таких моментов и сторон жизнедеятельности каждого работника детского сада, как:

Личностные свойства;

Общая работоспособность;

Профессионально-квалификационные знания, умения, опыт;

Творческие склонности, заинтересованность;

Способность и ориентация личности руководящего, педагогического и обслуживающего персонала детского сада.

Соглашаясь с утверждением А.Я. Кибанова, формирование кадрового потенциала МБДОУ детского сада общеразвивающего вида "Белочка" с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей, как и степень соответствующей ему эффективности труда каждого сотрудника, зависит не от какого-либо одного элемента, а от их совокупности, сбалансированности и для отдельного работника, и для групп персонала дошкольной образовательной организации, что, в свою очередь, влияет на качество образования в ДОО .

На повышение качества образовательного процесса направлены усилия всего педагогического коллектива, но всё же существует ряд проблем и противоречий, требующих решения: необходимость повышения качества дошкольного образования и недостаточная готовность отдельных сотрудников, педагогов к решению данной задачи на практике; потребность всех субъектов педагогического процесса детского сада в качественной подготовке будущих школьников и отсутствием действенных мер саморазвития каждого сотрудника, задействованного в образовательном процессе детского сада.

Результатами практических изысканий коллектива детского сада "Улыбка" стали инновационные педагогические проекты, программа развития, основная образовательная программа, инновационные технологии организации образовательного процесса и новые подходы к управлению качеством дошкольного образования в детском саду общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Соглашаясь с утверждением В.В. Алексеева, можно сделать вывод, что кадровый потенциал детского сада "Улыбка" имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, определяющими принципы, на которых должно базироваться управление кадровой политикой в образовательной организации:

Соответствие трудового потенциала характеру, объёму и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ;

Обусловленность структуры трудового потенциала материально-вещественными факторами образовательного процесса;

Эффективное использование трудового потенциала;

Создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников .

Совокупность качественных и количественных характеристик кадрового потенциала, а также принципов управления им даёт представление о состоянии персонала дошкольной образовательной организации и тенденциях его изменения для целей управления формированием и развитием кадрового потенциала, в том числе:

Планирования,

Анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов детского сада.

Требования ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы среди значимых выделяют психолого-педагогическую службу, материально-технические и финансовые условия, развивающую предметно-пространственную среду и кадровое обеспечение .

Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет усилия всех сотрудников детского сада на достижение целей: повысить социальный статус дошкольного образования, обеспечивая равенство возможностей для каждого ребёнка - дошкольника в получении качественного дошкольного образования и государственные гарантии уровня и качества образования, был детально проанализирован уровень сформированности кадрового потенциала муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-коммуникативному развитию и сделаны следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка кадров характеризуется достаточно высоким образовательным уровнем и опытом управленческой и педагогической работы, но необходимо установить планомерный характер системы повышения квалификации и профессионального развития каждого работника.

2. Необходимо активизировать работу с кадровым резервом, составляя прогнозы потенциальных вакансий должностей, входящих в штат дошкольной организации, анализируя возрастную структуру работников с учётом ожидаемого освобождения должностей в связи с выходом на пенсию; среднестатистического увольнения и других причин.

3. Целесообразно составление плана замещения должностей в разрезе прогнозов вакансий с учётом срока ожидаемого освобождения должностей работников ДОО и анализа очередной аттестации, собеседований с работниками по поводу перспектив их продвижения, выявления склонностей специалистов в целях предварительного отбора в кадровый резерв (опрос, личные листки, конкурсный отбор, рекомендательные отзывы).

4. Организация постоянно действующих семинаров в целях подготовки кадров с новым профессиональным мышлением, работников отдела труда и занятости, опытных педагогов и руководителей принесет возможность повышения уровня теоретической и методической подготовленности коллектива ДОО.

5. Необходима активизация работы по информационно-аналитическому направлению: создание творческих групп для обеспечения тесной связи с населением, изучения общественного мнения, обмена опытом наиболее квалифицированных кадров; анализ вопросов подготовки и расстановки кадров, заслушивание отчетов заместителей руководителя по решению кадровых задач; организация «круглого стола», «прямой линии» с привлечением средств массовой информации: газеты «Заря», ресурсов Интернет.

7. Значимым решением может стать открытие постоянной рубрики, освещающей деятельность администрации детского сада по развитию кадрового потенциала дошкольной образовательной организации на официальном сайте - «Кадры решают всё», «Новые назначения», «Спеши учиться».

8. Целесообразно организовать систему профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, в том числе дистанционное обучение, по новым специальностям, повышение квалификации сотрудников в системе курсовой подготовки и методической работы, обучение по профильным направлениям деятельности по краткосрочным программам лиц, состоящих в кадровом резерве и резерве управленческих кадров дошкольной образовательной организации.

9. Возможно проведение научных исследований, кадрового мониторинга и аудита образовательной организации, создание баз данных об успешно работающих кадрах; обеспечение более тесной связи слушателей, обучающихся в вузах с практикой работы дошкольной образовательной организации.

Таким образом, решение вопросов формирования кадрового потенциала для обеспечения качества дошкольного образования, позволяет убедиться в том, что правильно организованное руководство формированием и развитием кадрового потенциала является необходимой основой для развития организации в условиях ФГОС. При этом система управления формированием и развитием кадрового потенциала обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами на основе использования достижений отечественной и зарубежной науки и передового опыта.

С писок литературы:

1. Алексеев, В.В. Кадровый потенциал отрасли. [Текст]/ В.В.Алексеев. - М.: Знание, 2012. - 64 с.

2. Атасов, А.Л. Управленческая деятельность: Практика и резервы организации. [Текст]/А.Л. Атасов. - М.: Сфера, 2011. – 251 с.

3. Багаутдинова, С.Ф. Управление дошкольным образованием. [Текст]/ С.Ф.Багаутдинова, Л.Н. Санникова.- М.: Флинта, 2015.-150 с.

4. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении.[Текст]/Н.С. Голицына.- М.:ПРИОР, 2007. - 405 с.

5. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент.[Текст]/Л.Г.Зайцев, М.И.Соколова. - М.: Дело, 2012.-144 с.

6. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации. [Текст]/ Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 638 с.

7. Куревина, O.A. Концепция образования: современный взгляд [Текст]/ О.А.Куревина, Л.Г. Петерсон. - М.: АПКиПРО, 2014. -136 с.

  • Тимошенко Людмила Васильевна

Ключевые слова

PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION QUALITY / EDUCATION QUALITY MANAGEMENT / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL EDUCATION / MONITORING THE QUALITY OF PRESCHOOL EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС ДО)

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Тимошенко Людмила Васильевна

В статье представлены результаты исследования проблемы обеспечения качества образования детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного образования : реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассмотрено понятие качества образования по отношению к системе дошкольного образования : как нормативный уровень, которому соответствует качество индивидуального развития ребенка дошкольника; и как качество педагогического процесса и условий, в которых он осуществляется, качество подготовки кадров, технологий, финансовых и материальных условий, качество управления. Установлено, что технологичность управления качеством дошкольного образования обеспечивается реализацией следующих этапов управления: управление качеством определения целей и задач образования в ДОУ; управление качеством выбора программ, технологий; управление качеством проектирования и планирования целостного педагогического процесса ДОУ; управление качеством мониторинга дошкольного образования . Выявлено, что современные педагоги испытывают затруднения в разработке и качественной реализации Основной образовательной программы дошкольного образования . В связи с чем, повышается роль методической работы с педагогами ДОУ с учетом определенных уровней их профессиональной компетентности.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике, автор научной работы - Тимошенко Людмила Васильевна,

  • Оценка качества дошкольного образования в условиях его стандартизации

    2017 / Богуславская Татьяна Николаевна
  • Шкалы есеrs-r как один из механизмов реализации ФГОС до

    2018 / Попова Н.Е., Седень О.В.
  • Актуальные проблемы реализации ФГОС до на современном этапе

    2015 / Новикова Галина Павловна
  • Сотрудничество с родителями как условие качества дошкольного образования

    2017 / Шабас Светлана Георгиевна
  • Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе

    2015 / Веракса Александр Николаевич

The article presents the research results of ensuring the education problems quality of preschool age children in the conditions of preschool education system modernization: Federal state educational standard of preschool education realization (FSED PE). The article discusses the concept of education quality in relation to the early childhood education: as the normative level, which corresponds to the quality of individual child deve-lopment preschool; and as the quality of the pedagogical process and the environment in which it is performed, quality of training, technology, financial and material conditions, the quality of management. It is established that the technology of preschool education quality management is ensured by the implementation of the following management stages: quality management definitions the goals and objectives of education in the preschool educational agency; quality management of the selection of programs, technologies; quality management design and planning of the whole pedagogical process in the preschool educational agency; quality control monitoring of preschool education . It was revealed that modern teachers experience difficulties in the development and quality implementation of the Basic educational program of preschool education . In this connection, the role of methodological work with preschool educational agency teachers based on certain levels of their professional competence.

Текст научной работы на тему «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС до»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-42 УДК 371.123

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Тимошенко Л.В.

В статье представлены результаты исследования проблемы обеспечения качества образования детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного образования: реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Рассмотрено понятие качества образования по отношению к системе дошкольного образования: как нормативный уровень, которому соответствует качество индивидуального развития ребенка дошкольника; и как качество педагогического процесса и условий, в которых он осуществляется, качество подготовки кадров, технологий, финансовых и материальных условий, качество управления.

Установлено, что технологичность управления качеством дошкольного образования обеспечивается реализацией следующих этапов управления:

Управление качеством определения целей и задач образования в ДОУ;

Управление качеством выбора программ, технологий;

Управление качеством проектирования и планирования целостного педагогического процесса ДОУ;

Управление качеством мониторинга дошкольного образования.

Выявлено, что современные педагоги испытывают затруднения в разработке и качественной реализации Основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с чем, повышается роль методической работы с педагогами ДОУ с учетом определенных уровней их профессиональной компетентности.

Ключевые слова: дошкольное образование; качество дошкольного образования; управление качеством образования; основная образовательная программа дошкольного образования; мониторинг качества дошкольного образования; Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО).

QUALITY MANAGEMENT OF PRESCHOOL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF FSED PE (FEDERAL STATE EDDUCATIONAL STANDART OF PRESCHOOL EDUCATION) REALIZATION

The article presents the research results of ensuring the education problems quality ofpreschool age children in the conditions of preschool education system modernization: Federal state educational standard of preschool education realization (FSED PE).

The article discusses the concept of education quality in relation to the early childhood education: as the normative level, which corresponds to the quality of individual child development preschool; and as the quality of the pedagogical process and the environment in which it is performed, quality of training, technology, financial and material conditions, the quality of management.

It is established that the technology of preschool education quality management is ensured by the implementation of the following management stages:

Quality management definitions the goals and objectives of education in the preschool educational agency;

Quality management of the selection of programs, technologies;

Quality management design and planning of the whole pedagogical process in the preschool educational agency;

Quality control monitoring of preschool education.

It was revealed that modern teachers experience difficulties in the development and quality implementation of the Basic educational program of preschool education. In this connection, the role of methodological work with preschool educational agency teachers based on certain levels of their professional competence.

Keywords: preschool education; preschool education quality; education quality management; basic educational program ofpreschool education; monitoring the quality ofpreschool education; Federal state educational standard.

Дошкольное образование признано государством как первая ступень общенациональной системы образования . Модернизация системы общего и дошкольного образования предполагает изменение парадигмы образования, перенос акцента с задач усвоения знаний, уме-

ний, навыков на задачи развития личности . В связи с чем, с особой остротой встает вопрос об определении ориентиров изменения качества образовательных услуг. По отношению к системе дошкольного образования качество может рассматриваться в двух аспектах. Прежде всего, качество представляет собой тот нормативный уровень, которому соответствует качество воспитания, обучения и развития ребенка дошкольника . Вместе с тем, качество результата определяется качеством педагогического процесса и условий, в которых он осуществляется, качеством подготовки кадров, технологий, финансовых и материальных условий, качеством управления .

Исследуя проблему качества дошкольного образования в рамках инновационного проекта «Управление качеством дошкольного образования» при взаимодействии научно-исследовательских групп преподавателей, студентов Омского государственного педагогического университета и профессионально-педагогических сообществ дошкольных образовательных учреждений, мы пришли к выводу, что в настоящее время вопрос о достижении нового качества дошкольного образования не перестает быть актуальным .

Определение составляющих качества дошкольного образования, критериев оценки качества, выбор технологий и инструментария мониторинга качества дошкольного образования обусловлено Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), где представлены целевые ориентиры дошкольного образования: социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка .

Усиливается важность совершенствования технологических процедур управления качеством дошкольного образования, обеспечивающих устойчивое развитие ДОУ . Нами выделены следующие этапы управления качеством образования дошкольников в ДОУ .

Этап управления качеством определения целей и задач образования в ДОУ. Целью управленческой деятельности руководителя на данном этапе является: содействие осознанию воспитателями качественно новых, инновационных целей и задач развития детей; мотивация на достижение нового качества в профессиональной деятельности; формирование грамотного подхода к организации инновационных процессов в ДОУ .

Проблема управления качеством дошкольного образования заключается в том, что на практике существует несколько видов дошкольных образовательных учреждений: детский сад, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка - детский сад. В связи с чем, стандарты качества образования не могут быть едиными для всех дошкольных учреждений. Они должны быть представлены двумя составляющими. В инвариантной части

система критериев оценки качества образования обусловлена целевыми ориентирами образования дошкольников в соответствии с ФГОС ДО независимо от вида дошкольного учреждения. Вариативная часть содержит критерии оценки качества образования с учетом специфики дошкольного учреждения .

Практика свидетельствует, что на данном этапе значительные затруднения вызывает управление качеством образования в детских садах компенсирующего вида и центре развития детей, так как в них воспитываются дети с особыми образовательными потребностями. Формулировка целей и задач воспитания, обучения и развития таких детей требует соотнесения потенциальных возможностей ребенка с реально демонстрируемыми результатами его деятельности

Этап управления качеством выбора программ, технологий предполагает разработку и реализацию концепции ДОУ, Основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. В условиях перехода на новые стандарты качества руководители детских садов испытывают огромные трудности в управлении на данном этапе. Самостоятельная разработка Основной образовательной программы дошкольного образования, выбор технологий ее реализации -дело для педагогов новое и очень ответственное. Современный педагог с трудом принимает необходимость достижения нового качества дошкольного образования, в центре которого стоит развитие личности ребенка .

На этапе управления качеством проектирования и планирования целостного педагогического процесса ДОУ качество образования обеспечивается мотивационной готовностью педагога к исследовательской деятельности, его способностью к системному видению всего педагогического процесса и своей педагогической деятельности в нем .

В течение нескольких лет мы наблюдали за профессиональным развитием отдельных педагогов и целых коллективов. Результаты наблюдений позволили обозначить проблему. Несмотря на позитивную мотивацию педагогов к овладению профессией, внедрению новых программ, технологий, не все могут это делать. Педагоги испытывают затруднения в анализе и прогнозе собственной педагогической деятельности, планировании и организации целостного педагогического процесса (от целеполагания до выбора адекватных целям средств, форм и методов работы с детьми), не владеют методологией, что не позволяет им подняться до уровня педагога-исследователя. Не всегда воспитатели способны самостоятельно разработать технологию, адекватную концептуальным основам, целям и задачам программы. Увлечение педагогов «коллекционированием» отдельных парциальных программ, методик часто ведет к нарушению системности в работе, целостности педагогического процесса ДОУ .

Анализ многолетней практики доказывает уникальность Программы «Детский сад - дом радости» Н.М. Крыловой, где качество образования дошкольников обеспечено авторской Технологией организации целостного педагогического процесса, основой которого является интеграция игровой, трудовой и познавательной деятельности дошкольников . Во всех остальных случаях педагога приглашают к проектированию педагогического процесса из отдельных методик, технологий, в основном, касающихся обучения детей дошкольного возраста.

Изучение профессиональной компетентности педагогов ДОУ позволило выделить пять групп воспитателей, каждая из которых характеризуется определенным уровнем овладения профессиональной деятельностью. Планирование и организация методической работы с педагогами ДОУ осуществляется с учетом выявленных уровней профессиональной компетентности.

Нулевой уровень. Педагоги, которые пришли работать в ДОУ не по призванию, а по необходимости, чаще всего не имеют специального педагогического образования, стажа, испытывают затруднения в работе с детьми. Работая с педагогами данной группы, важно показать привлекательность профессии, помочь осознать ее значимость, сформировать мотивацию на успешность в педагогической деятельности; использовать формы методической работы, направленные на овладение теорией дошкольного воспитания, умениями планировать, организовывать педагогический процесс.

Первый уровень. В большинстве своем это молодые специалисты, которые имеют положительную мотивацию на работу с детьми, но не владеют профессиональными умениями и навыками. Воспитателям этой группы необходим яркий пример, образец для подражания, педагог-мастер. Наставничество в данной ситуации является средством профессионального взаимообогащения. Молодой педагог учится мастерству у старшего коллеги, который в свою очередь по-новому осмысливает свою деятельность, что позволяет обоим подняться на новый уровень профессионального мастерства.

Второй уровень. Педагоги владеют теорией воспитания и обучения дошкольников, отдельными умениями педагогического воздействия, но испытывают затруднения в осознании, планировании, организации целостного педагогического процесса, рефлексии собственной деятельности, в связи с чем, нуждаются в практической, методической помощи коллег по профессии. Для воспитателей данной группы важно создать условия для совершенствования педагогических техник работы с детьми, овладения методиками, технологией. Участие в общих педагогических мероприятиях помогут воспитателю почувствовать уверенность в себе.

Третий уровень. Педагоги данной группы владеют теорией и конкретной методикой (или технологией), в профессиональной деятельности самостоятельны. Проведение открытых мероприятий для этих педагогов есть форма самореализации, самоутверждения. Они могут выступать в роли наставников, консультантов, помощников.

Четвертый уровень. Педагоги-мастера, которые владеют методологией, проявляют себя как педагоги-исследователи, создают инновационные проекты, программы, технологии. Как правило, педагоги этой группы обобщают и демонстрируют собственный педагогический опыт.

Этап управления качеством мониторинга дошкольного образования. Система мониторинга позволяет определить оценку индивидуального развития детей, связанную с оценкой эффективности педагогических действий, и может быть представлена следующими компонентами:

■ критерии и показатели мониторинга, с помощью которых возможно оценить результат освоения Программы;

■ диагностический инструментарий (технология оценивания);

■ описание информационных, организационных, нормативно-правовых условий реализации системы мониторинга (определение функционала специалистов, обеспечивающих мониторинг; временные рамки мониторинга; мероприятия по анализу результатов; прогнозирование и проектирование дальнейшего освоения Программы) .

В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

■ индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

■ оптимизации работы с группой детей .

Профессиональное осуществление мониторинга предусматривает недопустимость нарушения хода образовательного процесса; переутомления детей и возможность в оптимальные

сроки получать объективную информацию о динамике их развития . К методам мониторинга качества образования в ДОУ можно отнести: изучение продуктов детской деятельности, опыта педагога, проведение контрольно-оценочных занятий, наблюдение, собеседование с педагогами, родителями и детьми, анализ документации, хронометраж режима дня и др. .

Итак, управление качеством образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования предполагает реализацию ряда последовательных, логически связанных между собой этапов управленческой деятельности руководителя ДОУ.

Список литературы

1. Агалакова Е.А., Тимошенко Л.В. Технология мониторинга качества образования дошкольника (в условиях внедрения программы и Технологии Н.М. Крыловой «Детский сад - Дом радости»): практико-ориентированное пособие. - Омск: ОмГПУ 2010. 76 с.

2. Асмолов А.Г. Образование в России: сохраняя традиции, двигаться дальше / А.Г. Асмолов. - М.: Федеральный институт развития образования. 2012. 40 с.

3. Богославец Л.Г., Майер А.А. Основы управления качеством дошкольного образования: учеб.-метод.пособие. - Барнаул: БГТУ 2007. 174 с.

4. Инновационный опыт обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации Федеральных государственных требований: сборник материалов / Авт.-сост. А.Х. Сун-дукова, М.Г. Копытина, Л.В. Бех. - Ростов н/Д.: Изд-во: ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. 2012. 112 с.

5. Концепция развития дошкольного образования в России (2013-2020): методология, теория, технология. - М.: Федеральный институт развития образования. 2013. 144 с.

6. Крылова Н.М. Детский сад - дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. - М.: ТЦ Сфера. 2015. 352 с.

7. Крылова Н.М., Тимошенко Л.В. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Детский сад - Дом радости» (методическое пособие). - Москва: ТЦ Сфера. 2013. 64 с.

8. Майер А.А., Богославец Л.Г. Управление качеством дошкольного образования. - М.: Сфера. 2009. 174 с.

9. Поташник М.М. Управление качеством образования: практико-ориентированная моногр. и метод. пособие / Под ред. М.М. Поташника. - М.: пед.о-во России. 2000. 175 с.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

11. Тимошенко Л.В. Мониторинг качества образования дошкольников: методические рекомендации / Л.В. Тимошенко. - Омск: Изд-во ОмГПУ. 2013. 82 с.

12. Тимошенко Л.В. Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях внедрения технологии «Детский сад - дом радости» // Управление качеством образования в условиях инновационного внедрения программы и Технологии Н.М. Крыловой «Детский сад - дом радости»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Изд-во ОмГПУ 2008. С. 50-52.

13. Тимошенко Л.В. Управление качеством образования в негосударственной дошкольной образовательной организации // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2014. № 2 . С. 18-24.

14. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: ТЦ «Сфера». 2003. 240 с.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

1. Agalakova E.A., Timoshenko L.V. Tehnologija monitoringa kachestva obrazovanija doshkol"nika (v uslovijah vnedrenija programmy i tehnologii N.M. Krylovoj «Detskij sad - Dom radosti»): praktiko-orientirovannoe posobie . - Omsk: OSPU, 2010. 76 p.

2. Asmolov A.G. Obrazovanie v Rossii: sohranjaja tradicii, dvigat "sja dal"she/A.G. Asmolov . - Moscow: Federal Institute of education development, 2012. 40 p.

3. Bogoslavec L.G., Majer A.A. Osnovy upravlenija kachestvom doshkol"nogo obrazovanija: ucheb.-metod.posobie . - Barnaul: BSTU, 2007. 174 p.

4. Innovacionnyj opyt obespechenija kachestva doshkol"nogo obrazovanija v uslovijah realiza-cii Federal"nyh gosudarstvennyh trebovanij: sbornik materialov / Avt.-sost. A.H. Sundukova, M.G. Kopytina, L.V. Beh . - Rostov n/D: Publishing house: the SEI RO Republican Institute and PPRO, 2012. 112 p.

5. Koncepcija razvitija doshkol"nogo obrazovanija v Rossii (2013-2020): metodologija, teorija, tehnologija . - Moscow: Federal Institute of educational development, 2013. 144 p.

6. Krylova N.M. Detskij sad - dom radosti. Primernaja osnovnaja obrazovatel"naja programma doshkol"nogo obrazovanija/N.M. Krylova . - M.: TC Sphere, 2015. 352 p.

7. Krylova N.M. Timoshenko L.V. Monitoring dostizhenija det"mi planiruemyh rezul"tatov osvoe-nija programmy «Detskij sad - dom radosti» (metodicheskoe posobie) . - Moscow: TC Sphere, 2013. 64 p.

8. A.A. Maier, Bogoslavec G.L. Upravlenie kachestvom doshkol"nogo obrazovanija . - M.: Sphere, 2009. 174 p.

9. Potashnik M.M. Upravlenie kachestvom obrazovanija: praktiko-orientirovannaja monogr. i me-tod. posobie / Pod red. M.M. Potashnika . - Moscow, 2000. 175 p.

10. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii № 1155 ot 17 oktjabrja 2013 g. «Ob utverzhdenii federal"nogo gosudarstvennogo obrazovatel"nogo standarta doshkol"nogo obrazovanija» .

11. Timoshenko L.V. Monitoring kachestva obrazovanija doshkol"nikov: metodicheskie rekomenda-cii / L.V. Timoshenko . - Omsk: Publishing house OSPU, 2013. 82 p.

12. Timoshenko L.V. Razvitieprofessional"nogo masterstvapedagogov DOU v uslovijah vnedrenija tehnologii «Detskij sad - dom radosti» // Upravlenie kachestvom obrazovanija v uslovijah in-novacionnogo vnedrenija Programmy i tehnologii N.M. Krylovoj «Detskij sad - dom radosti»: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Omsk: Publishing house Omgpu. 2008. Pp. 50-52 .

13. Timoshenko L.V. Upravlenie kachestvom obrazovanija v negosudarstvennoj doshkol"noj ob-razoyvatel"noj organizacii // Upravlenie doshkol"nym obrazovatel"nym uchrezhdeniem, no. 2 (2014): 18-24.

14. Tret"jakov P.I., Belaja K.J. Doshkol"noe obrazovatel"noe uchrezhdenie: upravleniepo rezul"tatam . - M.: TC «Sphere», 2003. 240 p.

15. Federal"nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» .

Тимошенко Людмила Васильевна, доцент кафедры специальной педагогики, кандидат педагогических наук, доцент

Омский государственный педагогический университет набережная Тухачевского, 14, г. Омск, 644099, Россия [email protected]

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7490-8286 DATA ABOUT THE AUTHOR

Timoshenko Lyudmila Vasilevna, associate Professor in the Department of special education, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor

Omsk state pedagogical University

Naberezhnaya Tukhachevskogo, 14, Omsk, 644099, Russia