Новый папа Юлий II. Римский Папа Юлий II

Юлий II, первоначальное имя - Джулиано Делла Ровера (1443-1513), самый большой покровитель живописи из всех пап (правил 1503-13) и один из наиболее мощных правителей того времени.

В 1471 Сикст IV, его дядя, сделал его кардиналом. Через 30 лет на конклаве, длившемся всего один день, папой избрали кардинала Джулиано Ровера.
Джулиано взял имя Юлий II.

Юлий II был политиком, дипломатом, меценатом, но прежде всего — полководцем, за что и получил прозвище Грозный. Папа Юлий II часто сам становился во главе войск, хотя официально полководцем при нем был Помпео Колонна. С именем Юлия II связывают создание Швейцарской гвардии, которая вначале насчитывала 200 человек и обеспечивала личную охрану папы. Впоследствии гвардия разрослась в целую армию, которая вела нескончаемые сражения с германскими ландскнехтами.

Юлий II, как и Сикст IV, опирался на свою семью, для которой завоевал Урбино. Ему удалось существенно расширить папские владения и организовать их в единое государство, стоящее на достаточно высоком для своего времени уровне развития и уважаемое крупнейшими державами.

Юлий II главной задачей своего правления считал увеличение Папской области. Военными действиями, осенью 1508, он поработил Перуджу и Болонью.

Ставший образцом Итальянского национального сознания, Юлий II предложил выгнать французов из Италии, чтобы предотвратить там французское правление, но его вторая война, которая продолжалась с сентября 1510 до мая 1511, была неудачна. Но территории Северной Италии, занятой французами, восстали, французы оставили страну, и Папская область была увеличена приобретением Пармы и Пьяченцы.

Римский папа мудро умножал сокровища церкви. Он желал величия для папства скорее, чем для римского папы, и желал мира в Италии. Швейцарский историк Джекоб Беркхардт назвал его "спаситель папства".

Юлий имел необычно сильный характер, часто терял самообладание, и мог быть груб и часто даже вульгарен в манерах. Все же, кроме жадности и коррупции, свойственной церкви его времени, он был неспособен к подлости и мстительности, и презирал информаторов и льстецов; никто не был способен влиять на его решения. Он не был идеален, но его ошибки являлись результатом его искренности и характера, не поддающегося контролю.

Он вел военные действия, но также известен своим покровительством Микеланджело и другим художникам, включая Рафаэля. При нем начал возводить знаменитый собор св. Петра архитектор Браманте. Он добавил много прекрасных зданий в Риме и заложил основу в Ватиканском Музее для самого большого в мире собрания старины.

При нём Микеланджело создал потолок Сикстинской капеллы и знаменитую статую "Моисей", которая должна была обессмертить Юлия II.

Добрые отношения Римского папы с Микеланджело, начавшиеся в 1506, сохранялись, несмотря на стычки, происходившие между чрезмерно подобными сильными личностьями. Их отношения были такими, что Римский папа стал, фактически, интеллектуальным помощником Микеланджело. В 1508 Микеланджело убедил Юлия изменить первоначальный проект потолка Сикстинской капеллы.
В 1509г, Рафаэль, представленный Юлию, начал для Римского папы, фрески в трех комнатах Ватиканского дворца,.

При Юлии II, присоединившем к своим владениям Парму, Пьяченцу, Реджио, Перуджу, Болонью и Романью, Папское государство занимало наибольшие территории за всю историю средневекового папства. Оно было хорошо организовано и приносило значительный доход, так что после смерти Юлия II, несмотря на непрерывные войны, которые он вел, преемник папы нашел в казне 700 000 золотых.

Юлий II был последним Папой Римским из рода делла Ровере, но кардиналы Ровере еще долго служили своей семье и церкви.

Флоренция, Уффици.

Рафаэль был в чести у пап. Поговаривали даже, что один из них собирался одарить его кардинальской шапкой. Но художник болезненно чувствовал свою зависимость: "...что значит не иметь свободы и служить господину".

Микеланджело хотел изобразить папу Юлия II с книгой или крестом. "Нужен меч", – недовольно сказал папа. На одном из портретов Рафаэля- это старик, поражающий кроткой задумчивостью. Зато на втором – тот самый, нуждающийся в мече, – жесткий, презирающий, один из властителей, терзавших лоскутно-княжескую Италию. Заговоры, убийства, войны... Мы знаем его лучше, чем многих других выдающихся первосвященников и правителей. Знаем его суровое и властное лицо, ясно видим этого старика с крутым лбом, плотно сжатыми губами и белой бородой. Ибо таким, восседающим в глубоком раздумье, запечатлел его Рафаэль в портрете, про который было сказано, что это сама история папства в его типическом облике (Флоренция, Уффици). Юлий II умер в 1513 г.

Рафаэль предстает острым наблюдателем человеческого характера в портретах папы Юлия II и папы Льва X с кардиналами.

Вазари пишет: "... пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе. Вещь эта находится ныне в Санта Мариа дель Пополо..."

В 1514 г., после смерти Браманте, Рафаэль назначен главным архитектором строительства собора св. Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье).
http://www.rafaelsanti.ru/txt/9papy.shtml

Джулиано делла Ровере (5.12.1443, Альбисола – 21.2.1513, Рим), с 31-го октября 1503-го года папа Римский Юлий II, племянник папы Сикста IV-го. Получил образование во Францисканском монастыре, куда был послан дядей, однако в орден францисканцев он потом не вступил, а оставался светским духовным лицом до того, как стал епископом Карпентраса в 1471-ом году. В том же самом году он стал кардиналом Сан-Пьетро. В 1480-ом году был послан во Францию в качестве папского легата, в коей пробыл четыре года, и очень хорошо зарекомендовал себя, благодаря чему имел большой авторитет в Коллегии Кардиналов, который не уменьшился даже при новом папе Иннокентии VIII-ом. Однако после того как папой был избран Родриго Борджиа, делла Ровере, бывший его конкурентом на выборах, обвинил его подкупе голосов и сбежал во Францию, где подстрекал французского короля Карла VIII-го (сын Людовика XI-го) предпринять завоевание Неаполя. Сопровождая молодого короля в этой капании, делла Ровере вошел вместе с ним в Рим, где пытался собрать совет кардиналов с целью расследования преступлений папы и его смещения, однако Александр VI-ой пообещал кардинальскую папку министру Карла VIII-го Бриконету, и с помощью того сумел замять расследование. Лишь в 1503-ем году после смерти Александра VI-го и Пия III Джулиано делла Ровере наконец был выбран папой. Юлий II вошел в историю и как один из наиболее воинственных пап, и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства, также тем, что для защиты границ и привилегий папского государства создал швейцарскую гвардию, состоящую из добровольцев, жителей Швейцарии, неженатых и опытных в военном искусстве.

Вступил в орден францисканцев, где получил хорошее образование. Назначенный кардиналом своим дядей Сикстом IV, он энергично взялся за укрепление влияния своей семьи в папском государстве.

После смерти папы Пия III вступил в борьбу за Святой престол, убеждая кардиналов-выборщиков, что является поборником мира и независимости папства. Собравшийся конклав отдал тиару ему. Впрочем, слова Джулиано делла Ровере не были бы так убедительны, если бы он не подкупил значительную часть кардиналов.

Фактически его понтификат был непрерывной чередой войн, в которых папа часто принимал личное участие, сражаясь иногда в первых рядах армии. Во время военных походов Юлий II приказывал нести перед собой дарохранительницу со Святыми Дарами.

Главными противниками Юлия были Венеция и Франция. В результате войн, которые вел папа, территория его государства была значительно расширена. Для защиты границ и привилегий папского государства Юлий II создал швейцарскую гвардию, состоящую из добровольцев, жителей Швейцарии, неженатых и опытных в военном искусстве. Их красочную униформу проектировал Рафаэль Санти . Стоящая ныне рядом с папой почетная стража является реликтом этого гарнизона, численность которого во времена Юлия была намного больше.

Папа-меценат

Юлий II вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства. В 1506 году было начато строительство нового собора св. Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте (1444-1514). В 1512 году были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Этот же художник был создателем незаконченного надгробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор. В 1508-1512 годах апартаменты Ватиканского папского дворца украшает еще один знаменитый художник, Рафаэль Санти (1483-1520).

Папа-непотист

Юлий II, как и его предшественники, покровительствовал своим родственникам, назначая епископами и кардиналами членов рода делла Ровере и породненной с ним семьи Орсини. Тогда уже вошло в обычай, что самый близкий племянник папы (непот) получал кардинальскую шапку и занимал в Римской курии должность папского наместника. Юлий II позаботился о том, чтобы его внебрачные дети (а их было несколько) заключили выгодные браки, которые принесли им богатство и почет и связали род делла Ровере со знатнейшими родами Европы.

В 1512 году папа созвал в Латеране XVIII Вселенский собор, который призван был обсудить реформу церкви. Это было вызвано единодушным требованием многих представителей тогдашнего западного христианства. Больной Юлий II не принимал участия в работе собора. Он умер 21 февраля 1513 года. Юлий II был первым папой, тело которого бальзамировали.

Рафаэль "Портрет Папа Юлий II" 1511 г. масло, доска 108×81 Лондонская Национальная галерея

Рафаэ́ль Са́нти родился на востоке Италии в городе Урбино 28 марта 1483. В 8 лет умерла его мать, а через 3 года и отец. Его отец был художником и первые навыки ремесла будущий великий мастер получил в мастерской своего родителя. В 18 лет Рафаэль уже работает в мастерской художника Петро Перуджино. В 1504 году переезжает во Флоренцию, где изучает творчество и лично знакомится с флорентийскими титанами Микеланджело, Леонардо да Винчи. Его талант замечен. Он начал получать заказы. Знакомство с великим архитектором Высокого Возрождения Донато Браманте, также выходцем из Урбино, помогло получить выгодную и престижную должность официального художника папского двора. Рафаэлю поручено расписать фресками станцы (апартаменты) папского двора, «…отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию - «Диспута» (1508-1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509-1510) и «Афинскую школу» (1510-1511)…» https://ru.wikipedia.org/wiki/Рафаэль_Санти эти росписи так понравились Папе Юлию II, что по окончании работ ему поручено расписать ещё 3 станцы.

Первоначально Папу Юлия II звали Джулиано Делла Ровера. При помощи дяди Сикста IV сначала он стал кардиналом, а затем на конклаве Джулиано Делла Ровера был избран Папой Римским. Эта была мощная фигура своего времени: великий политик, финансист, полководец с одной стороны, и меценат, большой покровитель искусств, с другой стороны. При нём за счёт покорения Перуджи и Болоньи, Пармы и Пьяченцы значительно увеличилась Папская область, а также значительно увеличилась и папские сокровища.
В 1511 году Аннибале II Бентивольо, итальянскому кондотьеру, сыну Джованни II Бентивольо и Джиневры Сфорца, при помощи горожан и французских войск, на некоторый период удалось вновь вернуться к власти в Болоньи. По случаю утраты города Юлий II объявил траур и отпустил бороду. Этот непростой период в жизни понтифика и запечатлел Рафаэль в портрете Папы.

Перед нами предстаёт погружённый в свои печали старец. Его губы плотно сжаты между собой. Ещё короткая, не успевшая отрасти жёсткая бородка траурной канвой обрамила красное от прилива крови лицо. Ему, сидящему в узком стуле, стойки которого венчают золотые жёлуди –символ рода Роверо, тесно и в нём, и в папской келье. Он, не привыкший проигрывать сейчас переживает пораженье. Его левая рука с силой сжала подлокотник. Уже раннее завоёванное, он никому не собирается отдавать. На его указательном пальце левой руки надето кольцо с большим рубиновым камнем, символизирующее сопричастность к пролитой крови Христовой, но в данный момент вряд ли этот камень означают кровь Господню. Такой же багровый цвет имеют: и стул, и Камауро (головной убор), и Моццетта (короткая накидка). Зелёный цвет обивки кельи свидетельствуют о Вере и верности христианским заповедям: … Не убий… полюби ближнего своего… И можно себе представить какие сомнения разрывают его душу. С одной стороны, он представитель небес на Земле, а с другой - правитель, простой человек. И это обыкновенное человеческое побеждает. Пальцы кисти его правой руки украшают кольца с драгоценными камнями: рубин, изумруд, папская печать, каждое из которых имеет свой смысл в церковной иконографии. Только большой палец свободен от всякой моральной нагрузки. И этим пальцем не Папа Юлий II, а Джулиано Делла Ровера прихватывает платок, не давая ему выпасть.
Уже в 1512 году Болонья была возвращена в лоно Папской области.

Используемые материалы.

В юности он служил в качестве министранта папы. По инициативе дяди он был отправлен в монастырь францисканцев и получил хорошее образование в университете Перуджи . Однако к ордену он, вероятно, не присоединился и оставался членом светского духовенства до своего возведения в сан епископа Карпантра во Франции в 1471 году . Вскоре после его дядя занял папский престол.

Кардинал

Кардинал Джулиано делла Ровере (слева) с дядей и покровителем, Франческо делла Ровере, папой Сикстом IV (справа).

Делла Ровере был назначен кардиналом-священником той же римской церкви, что и его дядя до него - Сан-Пьетро-ин-Винколи . Благодаря возвышению дяди, Джулиано энергично взялся за укрепление влияния своей семьи в папском государстве . Он приобрел не менее восьми епархий, в том числе Лозанну в 1472 году и Кутанс в 1476 году .

В качестве папского легата делла Ровере был отправлен во Францию в 1480 году , где он оставался четыре года и проявил недюжинные дипломатические способности, благодаря которым он вскоре приобрел огромное влияние в Коллегии кардиналов. Причем, это влияние не только не снизилось при папе Иннокентии VIII , а продолжало расти. Вскоре после этого, в 1483 году , у Джулиано от римлянки Лукреции Норманни родилась незаконная дочь Феличе . Возможно у него были и другие дети, но не дожившие до взрослого возраста . Вскоре после рождения Феличе Юлий II устроил брак Лукреции с Бернардино де Куписом. Бернардино был камергером двоюродного брата Юлия, кардинала Джироламо Бассо делла Ровере .

Главным противником Джулиано с этого времени стал кардинал Родриго Борджиа , ставший в 1492 году папой Александром VI. Делла Ровере, не сумевший сам стать папой в году, обвинил Борджиа в том, что он купил голоса кардиналов и сговорился с Асканио Сфорца . Он решил укрыться от гнева Борджиа в Остии, а через несколько месяцев отправился в Париж , где уговорил Карла VIII пойти на завоевание Неаполя .

Сопровождая молодого короля в его кампании, он вошел в Рим и предолжил созыв совета для расследования поведения понтифика с целью его низложения. Но папа Александр нашел союзника в лице министра Карла VIII Гийома Бриссоне , благодаря которому он разрушил козни противника.

Папство

С самого начала Юлий II решил дистанцироваться от предшественников, в особенности, от Александра VI, хотя продолжал ту же политику предыдущих пап по централизации папского государства . В день своего избрания он заявил:

«Я не буду жить в тех же комнатах, где он [Александр VI] осквернил Святую Церковь, как никто до него узурпировавший папскую власть за счет помощи дьявола… Я запрещаю под страхом отлучения от церкви говорить или думать о Борджиа снова. Его имя и память должны быть забыты. Он должен быть вычеркнут из каждого документа. Его правление должно быть уничтожено. Все портреты Борджиа должны быть покрыты чёрным крепом, все гробницы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли - в Испанию».

Юлий II использовал своё влияние, чтобы примирить две мощные римские семьи - Орсини и Колонна , а указами, принятыми в их интересах, он привлек к себе оставшуюся часть римской знати.

Главными противниками Юлия были сначала Венеция , потом Франция. В результате войн, которые вел папа, территория папского государства была значительно расширена. В 1504 году , находя невозможным убедить дожа Венеции, он добился союза с Францией и Священной Римской империей против Венеции. В 1506 году Юлий сумел освободить занятые венецианцами после смерти Александра VI города Романьи , захватил Перуджу и Болонью , свергнул местных деспотов - Джампаоло Бальони и Джованни II Бентивольо соответственно.

В рамках программы восстановления славы Рима как христианской столицы Юлий II предпринял значительные усилия, чтобы представить себя в качестве своего рода императора-папы. На Вербное воскресенье 1507 года «вошел Юлий II в Рим. И как второй Юлий Цезарь , наследник величия императорской славы Рима, и в образе Христа одновременно» . Юлий лично повел армию через Апеннинский полуостров под имперским лозунгом «Изгоним варваров» . Тем не менее, несмотря на громкую имперскую риторику, кампании Юлия носили локальный характер.

Юлий II, как и все его предшественники, усердно покровительствовал своим родственникам, назначая епископами и кардиналами членов своего рода. Тогда уже вошло в обычай, что самый близкий племянник папы (непот) получал кардинальскую шапку и занимал в Римской курии высокую должность. Вице-канцлером Папа назначил сына сестры кардинала Галеотто Франчотти делла Ровере, после его смерти в году - другого племянника кардинала Систо Гара; капитан-генералом папской армии стал в году его племянник Франческо Мария делла Ровере . Систо Гара делла Ровере также был настоятелем в Риме рыцарей-госпитальеров . Юлий II позаботился о том, чтобы его родственники заключили выгодные браки, которые принесли им богатство и почёт и связали его род со знатнейшими родами Европы.

Войны и внешняя политика

Тогда Юлий объединился с Фердинандом II Арагонским и венецианцами против Франции. На короткое время Генрих VIII, король Англии, и Максимилиан I также присоединились к этому альянсу. В последние месяцы жизни Юлий участвовал в переговорах с дипломатами Фердинанда, пытавшимися получить от папы идеологическое обоснование для вторжения арагонцев в Наварру .

Распространенной ошибкой является указание на то, что Гробница Юлия II Микеланджело в Сан-Пьетро-ин-Винколи - место изначального захоронения папы. Эта могила не была завершена до 1545 года и представляет собой сокращенную версию запланированного оригинала, который был изначально предназначен для базилики Святого Петра. Сам же Юлий был изначально похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане. Его останки, вместе с прахом его дяди Сикста IV , позднее были осквернены во время разграбления Рима в 1527 году . Ныне они покоятся в соборе Святого Петра в передней части памятника папе Клименту X .

Юлий II был первым папой, тело которого бальзамировали.

Папа-меценат

Герб Юлия II в Сикстинской капелле

Внебрачная дочь Юлия II, Феличе делла Ровере (в чёрном), слева от алтаря на верхней ступеньке, изображена Рафаэлем Санти в «Мессе у Больсены»

Юлий II вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап , но и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства. В 1506 году было начато строительство нового собора св. Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте ( -). В 1512 году были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле , которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти ( -). Этот же художник был создателем незаконченного надгробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор. В -1512 годах апартаменты Ватиканского папского дворца украшает ещё один знаменитый художник, Рафаэль Санти ( -).

Юлий II обычно изображается с бородой после появления на знаменитом портрете Рафаэля. Тем не менее, папа носил бороду только с 27 июня 1511 года по март 1512 года в знак траура в связи с потерей Болоньи . При этом он стал первым папой со времен античности, который носил бороду. Юлий снова сбрил бороду незадолго до смерти, а его ближайшие преемники были гладко выбриты.

Видео по теме

Образ в культуре

В фильмах и сериалах

  • Фильм «Муки и радости» (англ. The Agony and the Ecstasy (film) ; США, Италия, 1965), роль исполняет Рекс Харрисон .
  • Телефильм «Борджиа» (The Borgias) Великобритания. 1981). Роль исполняет Альфред Бёрк.
  • Телефильм «Весна Микеланджело» (Италия-США, 1991). Роль исполняет Фарид Мюррей Абрахам .
  • Фильм «Борджиа » (Los Borgias) Испания. 2006). В роли снимался Эусебио Понсела .
  • Фильм «Конклав » (Германия, Канада, 2006), роль исполняет Матиас Кёберлин .
  • Сериал «Борджиа » (Канада, Венгрия, Ирландия. 2011-2013). Роль исполняет Колм Фиори .
  • Сериал «Борджиа » (Франция, Германия, Чехия, Италия. 2011-2014). Роль исполняет