Виды равнин на профиле рельефа африки. Основные черты структуры и рельефа африки

1.
Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон, Атланта (США)
Hartsfield–Jackson Atlanta International Airport

Международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта в американском штате Джорджия – самый загруженный в мире как по пассажиропотоку, так и по количеству взлетов и посадок. При этом большая часть рейсов – внутренние, в разные города США. Первый полет с бывшего заброшенного автодрома был совершен в 1926 году, а через два года из Атланты начали выполняться регулярные рейсы. Впоследствии в качестве здания аэровокзала использовался ангар времен Второй мировой войны, полноценный же терминал открылся в 1957 году, когда аэропорт был уже самым загруженным в США. Здесь есть станция метро, развита система проката автомобилей. Количество взлетно-посадочных полос – 6, пассажиропоток – 92 млн человек в год.
GPS-координаты: 33.636667, -84.428056

2.
Международный аэропорт О’Хара (США)
O’Hare International Airport

Международный аэропорт О’Хара – второй по значению транспортный узел США – до 2005 года был самым загруженным аэропортом мира. Он признавался лучшим аэропортом Северной Америки, но сейчас здесь немало рейсов отменяется. Строился аэропорт во время Второй мировой войны как завод по производству самолетов «Дуглас». Впоследствии производство было перенесено на Западное побережье США, в 1949 году аэропорт был переименован в честь аса времен войны лейтенанта Эдварда Генри «Бутч» О’Хары, а с 1955 года отсюда начали выполнять пассажирские рейсы. Сейчас здесь 4 терминала, к аэропорту подходит линия чикагского метро, есть также внутреннее мини-метро. Частично взлетно-посадочные полосы пересекаются, потому нередки опасные сближения самолетов. Количество полос – 7, пассажиропоток – 67 млн человек в год.
GPS-координаты: 41.978611, -87.904722

3.
Лондонский аэропорт Хитроу (Великобритания)
London Heathrow Airport

Лондонский аэропорт Хитроу – третий по загруженности в мире и первый в Европе. Авиаторами эта территория использовалась еще со времен Первой мировой войны, однако строительство полос началось только в 1944 году, авиарейсы начали выполнять спустя 2 года. Название происходит от снесенной деревни, на ее месте сейчас находится третий терминал. Всего в аэропорту 5 пассажирских терминалов, первый из действующих был открыт в 1955 году. К Хитроу подходят линии метро, железной дороги, а также персональные кабинки Ultra, передвигающиеся по эстакадам от автостоянок к терминалам. Количество взлетно-посадочных полос – 2. Пассажиропоток – почти 70 млн человек в год.
GPS-координаты: 51.4775, -0.461389

4.
Аэропорт Токио Ханеда (Япония)
Haneda Airport

Международный аэропорт Ханеда, расположенный в столице Японии Токио, является вторым в Азии и четвертым в мире по загруженности. Ориентирован в первую очередь на внутренние рейсы, однако доля международных перевозок растет. Аэропорт Ханеда открылся в 1931 году и сразу стал крупнейшим в Японии. Во время послевоенной оккупации войсками США использовался как военная база, а с 1952 года стал международным аэропортом Токио. Отсюда начали осуществляться рейсы и в Европу. В 1964 году, к Олимпиаде, аэропорт соединился с городом монорельсом. На сегодня здесь 3 терминала, построенных в 1990-2000-х годах. Количество взлетно-посадочных полос – 4, пассажиропоток – 62 млн человек в год.
GPS-координаты: 35.552222, 139.779722

5.
Аэропорт Сидней (Австралия)
Sydney Airport

Аэропорт Сиднея – крупнейший в Австралии и один из старейших непрерывно функционирующих в мире. Он основан в 1920 году и назван в честь пионера авиации Австралии Кингсфорда Смита. Международный терминал открывала в 1966 году
королева Великобритании Елизавета II. Всего терминалов в аэропорту три, четвертый, для бюджетных авиакомпаний, закрыт. С 1995 года время работы аэропорта ограничено – с 6 часов утра до 23 часов вечера – из-за жалоб местных жителей на шум, поэтому задержанные вечером рейсы отправляются только следующим утром. Количество взлетно-посадочных полос – 3, пассажиропоток – 32 млн человек в год.
GPS-координаты: -33.946111, 151.177222

6.
Аэропорт Сан-Паулу Гуарульос (Бразилия)
S?o Paulo–Guarulhos International Airport

Международный аэропорт Гуарульос в городе Сан-Паулу – главный аэропорт Бразилии и самый загруженный в Южной Америке. Он является крупным пересадочным узлом, здесь 2 терминала, в которых устроены 260 стоек регистрации. К чемпионату мира по футболу 2014 года выстроен третий терминал. С городом аэропорт связан автобусными маршрутами, планируется организация скоростного железнодорожного движения для сообщения с Рио-де-Жанейро и другими аэропортами страны. Количество взлетно-посадочных полос – 2. Пассажиропоток – 22 млн человек в год.
GPS-координаты: -23.431944, -46.469444

7.
Международный аэропорт имени О. Р. Тамбо (Южно-Африканская Республика)
O. R. Tambo International Airport

Международный аэропорт имени О. Р. Тамбо, расположенный близ столицы ЮАР Йоханнесбурга, – самый загруженный в Африке. Открылся он в 1952 году как аэропорт для реактивных самолетов, в 1970-е годы здесь принимали сверхзвуковые лайнеры «Конкорд». Особенность аэропорта в том, что он расположен на довольно большой высоте над уровнем моря – около 1700 метров. Здесь уже сказывается низкая плотность воздуха, и самолеты не могут взлетать с полной загрузкой. В аэропорту 6 терминалов, в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу в 2010 году построили новый Центральный терминал, к нему подходит железная дорога. В 2006 году аэропорт назвали в честь Оливера Тамбо, бывшего президента Африканского национального конгресса. Количество взлётно-посадочных полос – 2. Пассажиропоток – 21 млн человек в год.
GPS-координаты: -26.139167, 28.246111

8.
Международный аэропорт Шоуду (Китай)
Beijing Capital International Airport

Международный аэропорт Шоуду близ Пекина – крупнейший в Китае и второй по пассажиропотоку в мире. Это был первый аэропорт в стране, открылся он в 1958 году в основном для обслуживания VIP-пассажиров и чартерных рейсов. Его неоднократно модернизировали, в последний раз – в 2008 году, к Олимпиаде. Тогда были открыты терминал-3, третья полоса и железнодорожная линия в центр Пекина. Этот терминал – один из крупнейших в мире, система общественного питания здесь называется «всемирная кухня» и включает в себя 72 заведения самого разного формата. Количество взлётно-посадочных полос – 3. Пассажиропоток – 84 млн человек в год.
GPS-координаты: 40.08, 116.584444

9.
Международный аэропорт Дубай (Объединенные Арабские Эмираты)
Dubai International Airport

Международный аэропорт Дубай является крупнейшим авиационным транспортным узлом Ближнего Востока и Африки, имеет три пассажирских и два крупных грузовых терминала, здесь же расположен выставочный центр. Первоначально в Дубае еще в 1937 году был построен аэродром для гидросамолетов, а в 1960-м официально открылся аэропорт с полосой на уплотненном песке. В 1970-х годах здесь появились полоса с твердым покрытием и новый терминал, позволившие принимать большие самолеты и сверхзвуковые «Конкорды». В 2000-х годах были построены два новых терминала, подведена линия метрополитена с двумя станциями. Количество взлетно-посадочных полос – 2. Пассажиропоток – 66 млн человек в год.
GPS-координаты: 25.252778, 55.364444

10.
Аэропорт им. Шарля де Голля (Франция)
Charles de Gaulle Airport

Парижский аэропорт имени Шарля де Голля – ключевой во Франции. Он входит в десятку лидирующих по загруженности в мире, а в Европе по этому показателю занимает второе место. Строился аэропорт в 1966–1974 годах по проекту архитектора Поля Андре, назван в честь Шарля де Голля, генерала и президента Франции. Всего здесь 8 терминалов, между которыми курсируют бесплатные автобусы и устроена линия метро. В аэропорту также расположены 2 железнодорожные станции, в том числе для скоростных поездов TGV. Авангардная архитектура первого терминала с наклонными стеклянными галереями запечатлена во множестве фильмов. Количество взлетно-посадочных полос – 4, пассажиропоток – 60 млн человек в год.
GPS-координаты: 49.009722, 2.548611

11.
Международный аэропорт им. Джона Кеннеди (США)
John F. Kennedy International Airport

Аэропорт имени Джона Кеннеди – крупнейший международный аэропорт в США, расположенный в юго-восточной части Нью-Йорка. Открылся он в 1947 году на месте бывшего поля для гольфа, в 1963 году назван в честь 35-го президента США Джона Кеннеди вскоре после его загадочного убийства. К началу 1970-х в аэропорту открылось 9 терминалов, зачастую каждый из них принадлежал только одной авиакомпании. Впоследствии часть их перестроили или закрыли. В аэропорту имени Джона Кеннеди впервые в истории авиации появились кабельное телевидение, багажные конвейеры и электронные табло. Количество взлетно-посадочных полос – 4. Пассажиропоток – 48 млн человек в год.
GPS-координаты: 40.633333, -73.766667

12.
Аэропорт Франкфурта-на-Майне (Германия)
Frankfurt Airport

Международный аэропорт Франкфурт-на-Майне – крупнейший в Германии и третий по загруженности в Европе. Во Франкфурте в 1909 году была основана первая в мире авиакомпания, однако использовала она для перевозок не самолеты, а дирижабли. Первый аэропорт (а точнее, база дирижаблей) открылся в городе в 1912 году, но быстро оказался перегружен. Новый появился только в 1936 году, однако через год, после катастрофы дирижабля «Гинденбург» он был быстро переориентирован на самолеты. В 1948 году во время блокады Западного Берлина через аэропорт осуществлялась доставка самых необходимых грузов, самолеты часто называли «изюмными бомбардировщиками». Ныне аэропорт имеет два больших терминала, связанных монорельсовой дорогой, и один небольшой VIP-терминал. Также устроена железнодорожная станция. В аэропорту Франкфурта-на-Майне одними из первых в мире ввели автоматическую систему сортировки багажа. Количество взлетно-посадочных полос – 4, пассажиропоток – 65 млн человек в год.
GPS-координаты: 50.033333, 8.566667

13.
Аэропорт Лондон-Сити (Великобритания)
London City Airport

Аэропорт Лондон-Сити был выстроен в 1987 году для обслуживания деловых районов, он расположен близ центральной части столицы Великобритании в окружении доков. Из-за короткой взлетно-посадочной полосы обслуживает небольшие самолеты, при этом заход на посадку происходит под довольно крутым углом – более 5,5 градуса. Для связи с деловым районом Сити построена линия легкого метро. В субботу аэропорт работает только утром – благодаря суточному перерыву местные жители могут отдохнуть от шума самолетов. Количество взлетно-посадочных полос – 1, пассажиропоток – 2,4 млн человек в год.
GPS-координаты: 51.505, 0.055278

14.
Аэропорт Берлин-Темпельхоф (Германия)
Berlin Tempelhof Airport

Аэропорт Берлин-Темпельхоф, который считается старейшим в мире, сформировался в начале 1920-х годов на месте плаца для строевой подготовки. Именно здесь в 1909 году Орвилл Райт продемонстрировал немцам свой самолет и устроил показательные полеты. Первый рейс был выполнен в 1926 году в Кенигсберг (ныне – Калининград), а уже в следующем году сюда проложили линию метро. В 1948 году через аэропорт Темпельхоф Западный Берлин, оказавшийся в блокаде, снабжался самым необходимым, самолеты садились каждые 90 секунд. Терминал аэропорта 1927 года постройки считается памятником истории и архитектуры и образцом даже для современных аэропортов. В 2008 году его закрыли, летное поле сделали доступным для посещений, а планы городских властей его застроить были сорваны протестами горожан.
GPS-координаты: 52.473056, 13.403889

АЭРОПОРТЫ РОССИИ И УКРАИНЫ

15.
Московский аэропорт Домодедово (Россия)
Domodedovo International Airport

Международный аэропорт Домодедово в Москве – крупнейший в России по пассажиропотоку и один из трех основных в столице. В 2011 году признан лучшим в Восточной Европе в конкурсе «World Airport Awards». Аэропорт строился в 1960-х годах как второй в городе, изначально именовался как «Москва-II». Первый рейс в Свердловск был выполнен в 1964 году, тогда же открылся и первый терминал. Аэропорт создавался в основном для внутренних рейсов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, но в 1992 году получил статус международного. Количество взлетно-посадочных полос – 2, пассажиропоток – 28 млн человек в год.
GPS-координаты: 55.408786, 37.906314

16.
Международный аэропорт Шереметьево (Россия)
Sheremetyevo International Airport

Международный аэропорт Шереметьево – один из основных в Москве, он входит в двадцатку крупнейших аэропортов Европы. Построен в 1950-х годах как главный аэродром Военно-воздушных сил Красной армии, в 1959 году передан для использования гражданской авиацией как международный. Считается, что инициатором перепрофилирования был Никита Хрущев, поразившийся размахом лондонского аэропорта Хитроу. В 1964 году открылся аэровокзал Шереметьево-1, выполненный в оригинальном архитектурном стиле и получивший прозвище «Рюмка». В советском фантастическом фильме «Через тернии к звездам» зал терминала Шереметьево-2 снимали как космопорт. В 1970 году аэропорт Шереметьево стал крупнейшим в СССР, сейчас он насчитывает 6 пассажирских терминалов. В 2013 году аэропорт получил премию «Лучший аэропорт Европы по качеству обслуживания пассажиров». Количество взлетно-посадочных полос – 2, пассажиропоток – 29 млн человек в год.
GPS-координаты: 55.972642, 37.414589

17.
Международный аэропорт Внуково (Россия)
Vnukovo International Airport

Международный аэропорт Внуково расположен в городской черте Москвы и имеет наиболее развитую внутреннюю сеть среди всех аэропортов страны. Он является старейшим в Москве – его начали строить в 1937 году, а первую очередь сдали летом 1941 года. Аэропорт имеет три терминальных комплекса. Внуково-1 состоит из трех терминалов, обслуживает регулярные рейсы. Внуково-2 используется для обслуживания спецрейсов высших руководителей России и других стран. Внуково-3 – комплекс VIP-терминалов, используемый также правительством Москвы и Роскосмосом. Количество взлетно-посадочных полос – 2, пассажиропоток – 10 млн человек в год.
GPS-координаты: 55.596111, 37.2675

18.
Аэропорт Пулково, Санкт-Петербург (Россия)
Pulkovo Airport

Аэропорт Пулково, единственный в Санкт-Петербурге, занимает третье место среди аэропортов России по пассажиропотоку. Началом истории аэропорта стало открытие в 1932 году аэродрома «Шоссейная», названного так же, как ближайшая железнодорожная станция. Первый аэровокзал был открыт в 1936 году, следующий, известный как Пулково-2, – в 1951-м. А в 1971 году обслуживать большие самолеты стал терминал Пулково-1, который за оригинальную форму называют «Пять стаканов». Сейчас эти терминалы закрыты, работают только Пулково-3 для бизнес-авиации и открытый в 2013 году новый Терминал-1. Количество взлетно-посадочных полос – 2, пассажиропоток – около 13 млн человек в год.
GPS-координаты: 59.800278, 30.2625

19.
Аэропорт Кольцово, Екатеринбург (Россия)
Koltsovo Airport

Международный аэропорт Кольцово, расположенный близ Екатеринбурга, является пятым по пассажиропотоку в России. Это главные воздушные ворота Урала. Основан он в 1930 году как военный, с начала 1950-х годов использовался как промежуточный в рейсах из Москвы в Пекин. Первый аэровокзал здесь открыли в 1954 году, второй терминал – в 1968 году. С 1993 года имеет статус международного, в 2000-х годах при подготовке к проведению престижных международных встреч был реконструирован. Новый терминал считается одним из самых современных в России, а весь аэропорт – одним из самых динамично развивающихся в СНГ. Имеется железнодорожное сообщение аэропорта с Екатеринбургом. Количество взлетно-посадочных полос – 2, пассажиропоток – 4,2 млн человек в год.
GPS-координаты: 56.75, 60.8

20.
Международный аэропорт Борисполь, Киев (Украина)
Boryspil International Airport

Международный аэропорт Борисполь, расположенный близ Киева, столицы Украины, является крупнейшим в стране, обеспечивая более 60 % международных авиаперевозок. Основан на базе военного аэродрома, пассажирские рейсы начали выполняться отсюда в 1959 году. Нынешний терминал В, служивший визитной карточной аэропорта, открылся в 1965 году. В рамках подготовки к чемпионату Европы по футболу 2012 года был введен в действие самый большой в Украине терминал D, куда предполагается перевести все пассажирские рейсы, в том числе обслуживание VIP-пассажиров. При этом закрылись 3 пассажирских терминала. Количество взлетно-посадочных полос – 2, пассажиропоток – 8 млн человек в год.
GPS-координаты: 50.333333, 30.883333

Текст © Григорий Мельничук, издательство “Скай Хорс”, 2014 /



», «полезные ископаемые». Они рассматриваются при физико-географической характеристике какого-либо региона.

Определение 1

Геологическое строение – это строение участка земной коры, особенности залегания пластов горных пород, их минералогический состав, происхождение.

При изучении геологического строения материков встречаются понятия «платформа», «складчатая область ».

Определение 2

Платформа – это большой, относительно неподвижный участок земной коры.

Платформу лежат в основе каждого материка. В рельефе платформам соответствуют равнины.

Определение 3

Складчатая область – подвижный участок земной коры, где идут активные горообразовательные процессы (землетрясения, извержения вулканов).

В рельефе складчатые области представлены горными системами.

Определение 4

Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности.

Определение 5

Полезные ископаемые – это богатства земных недр, которые могут использоваться человеком для удовлетворения своих потребностей.

Особенности геологического строения Африки

Около $180$ млн. лет назад территория Африка была составной частью древнего суперматерика Гондвана. Когда Гондвана раскололась, произошло отделение Африканской литосферной плиты. В основе современной территории Африки лежит часть этой плиты, а именно – древняя (докембрийская) Африкано-Аравийская платформа .

Набольшей части территории активное горообразование прекратилось еще $1000$ – $500$ млн лет назад. Позже жесткий остов материка не испытывал складчатых процессов.

Нижнюю часть платформы, то есть ее фундамент, составляют кристаллические горные породыбазальты и граниты , имеющие магматическое и метаморфическое происхождения. Они очень древние по возрасту. На фундаменте вследствие выветривания накапливались континентальные осадочные отложения, а в понижениях – морские осадочные отложения. За миллионы лет они сформировали мощный осадочный чехол на платформе. Нужно отметить, что осадочный чехол неравномерно покрывает фундамент, потому что в течение продолжительного времени платформа испытывала несколько медленных поднятий и опусканий. На тех участках, на которых происходил длительный процесс поднятия, древние кристаллические породы фундамента оказались на поверхности, образовав при этом щиты.

Определение 6

Щит – это место выхода кристаллического фундамента платформы на поверхность.

На других участках платформы происходили процессы опускания и затопления водами древних морей. В этих местах фундамент перекрывался огромной толщей морских осадочных отложений, на таких участках платформы образовались плиты. Спустя миллионы лет платформа в северо-западных и южных своих частях была «достроена» частями океанического дна, толщи его осадочных пород при этом смялись в складки и образовали складчатые области (район Атласских и Капских гор ). Более $60$ млн лет назад начала интенсивно подниматься Африкано-Аравийская платформа. Этот подъем сопровождался гигантскими разломами в земной коре. Во время этих разломов была образована крупнейшая на суше система Восточно-Африканских разломов (рифтов) . Она протянулась на $4000$ км от Суэцкого перешейка по дну Красного моря и по суше к реке Замбези. Ширина рифтов кое-где достигает до $120$ км. Указанные выше разломы, подобно ножу, рассекли Африкано-Аравийскую платформу. Вдоль них бывают землетрясения, проявления вулканизма.

Рельеф Африки

В рельефе Африки преобладают равнинные области. Это обусловлено тем, что в основе практически всего материка лежит платформа. Особенностью африканских равнин является преобладаниевысоких равнин:

  • возвышенностей,
  • плато,
  • плоскогорьев.

Это можно объяснить общим поднятием всей территории Африки в кайнозое. Низменности простираются только узкими полосами, преимущественно вдоль морских побережий.

Крупнейшие равнины расположены в северной и западной частях материка. Их поверхность весьма неоднородна. При этом, характерным для Африки является чередование возвышенностей с низменностями и плато. В местах выхода на поверхность кристаллических пород фундамента вздымаются нагорья Ахаггар и Тибести , высотой более $3000$ м. Среди высоких плато (до $1000$ м) лежит заболоченная впадина Конго. Впадина Калахари так же со всех сторон окружена плоскогорьями и плато.

Относительно небольшая площадь в Африке занята горами. Самые высокие отметки имеет Восточноафриканское плоскогорье . На нем расположены потухшие вулканы Кения ($5199$ м) и Килиманджаро ($5895$ м) – высшая точка Африки.

Эти вулканические горы приурочены к зоне восточноафриканских разломов. Эфиопское нагорье с многочисленными потухшими вулканами приподнято на $2000- 3000$ м. Оно круто обрывается на востоке и уступами снижается на западе. В северо-западной части материка возвышаются горы Атлас (или Атласские горы), образовавшиеся на стыке двух литосферных плит, в месте, где земная кора была смята в складки. На юге материка поднимаются невысокие и плосковершинные Капские горы . Они внешне напоминают перевернутые вверх дном чашки (отсюда – и название). Драконовы горы – более высокие, от побережья гигантскими уступами они спускаются к внутренним районам материка.

Полезные ископаемые

Недра Африки богаты на разнообразные полезные ископаемые, их размещения тесно связано с геологическим строением материка. Залежи рудных полезных ископаемых приурочены к древнему фундаменту платформы. В частности это касается золота и таких руд, как:

  • железные,
  • медные,
  • цинковые,
  • оловянные,
  • хромовые.

Крупнейшие месторождения сосредоточены на юге и востоке Африки, в местах неглубокого залегания фундамента. Там, в частности, находятся значительные залежи золота и меди , по количеству их запасов Африка занимает соответственно первое и второе места в мире. Богаты недра материка и урановыми рудами . Африка славится залежами алмазов – ценных драгоценных камней.

Замечание 1

Их используют не только для изготовления дорогих и изысканных украшений, но и в качестве непревзойденных по своей твердости материалов. В Африке добывают половину всех алмазов мира.

Их залежи обнаружены на юго-западном побережье и в центре материка. Месторождения нерудных полезных ископаемых залегают в осадочных породах, мощным чехлом покрывающих пониженные участки платформы. К таким породам в Африке относятся:

  • каменный уголь,
  • природный газ,
  • нефть,
  • фосфориты и другие.

Огромные месторождения есть на севере Сахары и на шельфе Гвинейского залива. Освоенные залежи фосфоритов, широко используемых в производстве удобрений, расположены на севере материка. В осадочных толщах есть и рудные ископаемые, которые образовались в результате процессов выветривания магматических и метаморфических пород. К примеру, в южных и западных регионах Африки известны месторождения железных, медных, марганцевых руд и золота , имеющие осадочное происхождение.

Африка - второй по величине после Евразии материк Земли. Его площадь 30,3 млн км2. Среди других континентов Африка занимает особое географическое положение. Почти посередине она пересекается экватором и находится в основном между Северным и Южным тропиками. На западе проходит начальный (нулевой) меридиан. Таким образом, Африка расположена, с одной стороны, в Северном и Южном полушариях, с другой - в Западном и Восточном полушариях. Эта гигантская по площади суша относится к группе так называемых южных материков, которые имеют многие общие черты. С севера на юг Африка вытянута на 8000 км. Наиболее широкая часть материка находится в Северном полушарии.

Берега Африки омываются водами Атлантического и Индийского океанов. На западном побережье Атлантический океан образует крупный Гвинейский залив. Вдоль западного берега протянулась неширокая (до 100 км) материковая отмель.

На востоке в Индийский океан выступает единственный крупный полуостров Сомали. Острова у берегов Африки малочисленны. Самый большой из них - Мадагаскар отделяется от континента на востоке Мозамбикским проливом. В тропических широтах западное побережье материка омывается холодными Канарским и Бенгельским течениями, а восточное - теплым Мозамбикским течением. Африканский материк тесно связан с Евразией. Их разделяют Гибралтарский и Баб-эль-Мандебский проливы, Средиземное и Красное моря, Суэцкий канал. Африка и Евразия представляют собой единый массив суши в Восточном полушарии, отделенный от других материков огромными океаническими просторами.

Географическое положение Африки определяет высокие температуры воздуха на ее большей части и способствует яркому проявлению географической зональности на ее территории.

Географические исследования Африки

(Используя тематическую карту атласа, определите, какие районы Африки были наиболее исследованы в ХIХ в.) Исследования Африки проводились неравномерно. Южные области Африки по сравнению с северными стали известны европейцам значительно позже. Исследования Африки были связаны с поисками морского пути в Индию, а с XV в. - с развитием работорговли. В поисках пути в Индию Б. Диаш первым обогнул с юга Африку. Позже (1497-1499) Васко да Гама, обогнув мыс Доброй Надежды и обследовав восточное побережье Африки, достиг берегов Индии. Для расширения своих владений Англия и Франция организуют ряд экспедиций. Обширные внутренние районы стали известны европейцам лишь с середины ХIХ в.

В ХIХ в. большой вклад в исследования Южной и Центральной Африки внес английский естествоиспытатель Давид Ливингстон. Он изучал животный и растительный мир, природные особенности районов путешествий. Д. Ливингстон первый описал геологию и рельеф Южной Африки, исследовал пустыню Калахари, ряд озер, включая Ньяса, реку Замбези. Прожив в Африке тридцать лет, Д. Ливингстон зарекомендовал себя гуманным и благородным исследователем, в одиночку вел борьбу с работорговлей.

Англо-американская экспедиция Генри Стэнли исследовала озера Виктория и Танганьика и установила их очертания, открыла горный массив Рувензори, признала реку Кагера главным притоком озера Виктория. Г. Стэнли исправил ошибку Д. Ливингстона, который ранее принял исток р. Конго за исток р. Нила.

Среди русских исследователей особое место занимает В. В. Юнкер, собравший интересные сведения о природе Центральной и Восточной Африки в конце XIX в.. Врач по образованию и географ по призванию, В. В. Юнкер за собственные средства десять лет путешествовал по континенту. Он описал растительный и животный мир тропических лесов и саванн, проводил метеорологические наблюдения, впервые составил карту водораздельной области великих африканских рек - Нила, Конго и Нигера. Н. И. Вавилов, изучая центры происхождения культурных растений, в 20-х гг. ХХ в. организовал научные экспедиции по изучению растительности Средиземноморья (Алжир, Тунис, Марокко, Эфиопия). Во второй половине XVI в. в Африке побывал Николай Радзивилл (Сиротка).

Строение земной коры и рельеф Африки

В основании большей части материка лежит древняя Африкано-Аравийская платформа. Под воздействием тектонических движений и внешних процессов в течение длительного геологического времени происходило выравнивание поверхности материка: поднимались и опускались участки платформы, приподнятые участки разрушались, впадины заполнялись осадками. Именно это и определило современные формы и черты рельефа, наличие полезных ископаемых континента. Рельеф Африки представлен преимущественно возвышенными равнинами, а восточная часть - плоскогорьями и нагорьями.

Осадочный чехол поверх фундамента платформы более развит в Северной Африке (Сахарская плита). Прогибы кристаллического фундамента лежат в основании впадин Конго, Калахари, Кару. К поднятиям и выходам кристаллического фундамента - щитам - приурочены нагорья Ахаггар, Тибести, Северо-Гвинейское и Южно-Гвинейское поднятия, Восточно-Африканское плоскогорье.

Значительную часть площади континента занимает Восточно-Африканское плоскогорье и Эфиопское нагорье. Они образовались под влиянием внутренних процессов (поднятия и раздвижения), которые способствовали тому, что отдельные части платформы поднялись. Движения сопровождались разломами земной коры с образованием горстов и грабенов, извержениями вулканов. Так на Эфиопском нагорье сформировались крупные лавовые покровы. В результате тектонических процессов в восточной части материка образовались линейно вытянутые тектонические структуры - рифты, которые протянулись вдоль Красного моря через Эфиопское нагорье до р. Замбези. Отдельные трещины постепенно расширялись и заполнялись водами, образуя глубокие и вытянутые озера: Танганьика, Ньяса, Рудольф, Эдуард, Альберт. Этот район получил название Восточно-Африканской рифтовой зоны.

Здесь находится самая высокая вершина Африки - вулкан Килиманджаро (5895 м) и самое низкое место на материке - озеро Ассаль (157 м ниже уровня Мирового океана).

На севере и юге материка к Африкано-Аравийской платформе примыкают складчатые области, образованные в разные геологические периоды. Это горные области: на севере - молодые складчатые горы Атлас, входящие в Альпийско-Гималайский складчатый пояс, а на юге - более древние полуразрушенные Капские горы. В эпоху последнего горообразования произошло поднятие окраинных частей материка, в результате чего сформировались глыбовые плосковершинные Драконовы горы. По побережьям Африки и в долинах рек встречаются низменности (Сенегальская, Мозамбикская и др.).

Полезные ископаемые Африки

Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. Их размещение обусловлено строением земной коры и геологической историей ее развития. Осадочный чехол Сахарской плиты и прибрежные низменности Гвинейского залива богаты запасами нефти (Алжир, Ливия, Египет, Нигерия). На кристаллических щитах открыты богатые рудные месторождения. На запад от Восточно-Африканского плоскогорья тянется знаменитый африканский медный пояс. На севере Африки разведаны месторождения железных руд, в бассейнах рек Конго и Оранжевой - марганцевых.

Запасы золота находятся на юге континента - в ЮАР. К древнему основанию материка в пределах Восточной и Южной Африки приурочены крупнейшие месторождения железных руд, хромитов, золота, алмазов и урановых руд. В местах древнего вулканизма Южной и Восточной Африки образовались месторождения алмазов (кимберлитовые трубки). В Южной Африке в осадочных толщах содержатся крупные запасы каменного угля. В Атласской складчатой области обнаружены месторождения нефти и фосфоритов.

Африка почти посередине пересекается экватором и большая ее часть расположена между тропиками. Это объясняет ее жаркий климат. Заметный вклад в изучение Африки внесли русские исследователи - В. В. Юнкер (метеорологические наблюдения и изучение растительного и животного мира), Н. И. Вавилов (изучение растительности).

Африка располагается на Африканской плите. Ее движение происходит по направлению северо-востока. В процессе движения плита сталкивается с Евразийской плитой. Это влияет на формирование рельефа Африки.

Этот процесс оказал влияние на формирование в северной части континента Африки Атласских гор.

По прогнозам ученых естественное сближение тектонических плит может привести к исчезновению Средиземного моря и превращению Африки и Евразии в единый материк.

Рис. 1. Слияние Африки и Евразии

Африканская плита не отличается стабильностью.

В рельефе континента главная роль принадлежит равнинам Африки и ее плоскогорьям. Низменности занимают менее 10% от всей материковой площади.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Особенности рельефа материка обусловлены платформенной структурой. В северо-западной оконечности континента отмечается глубокое залегание ее фундамента. По большей части там преобладают высоты менее 1000 м; для юго-западной части, где основание во многих местах приподнято и обнажено, характерны высоты, превышающие 1000 м. Прогибам и крупным формам платформы соответствуют внушительные по своим габаритам впадины:

  • Калахари;
  • Конго;
  • Чадская.

Возвышенной и одновременно раздробленной считается окраина Африки, которая расположена на востоке материка. К ней относятся:

  • Восточно-Африканское плоскогорье.

Рис. 2. Эфиопское нагорье.

Здесь находится система восточно-африканских разломов. Интересно: Из-за своей средней высоты относительно уровнем моря (750 м.) Африка уступает лишь Антарктиде и Евразии.

По южной оконечности материковых границ проходят средневысотные Капские горы, а в северо-западных районах возвышаются Атласские горные пики, чьи северные хребты считаются единственными в Африке высотами неогеново-палеогенового возраста.

Плоскогорьями здесь заняты весьма обширные площади. Число низменностей не значительно. Низкой точкой материка признано озеро Ассаль, высота впадины которого - 157 метров над уровнем моря. Высочайшая точка континента - знаменитый вулкан Килиманджаро. Его высота составляет 5895 метров.

Вулканы, и, как следствие землетрясения довольно распространенные явления для черного континента. Кроме Килиманджаро, здесь имеются вулканы: Карисимби (4507 м.) и Камерун (4100 м.).

Рис. 3. Вулкан Камерун.

Подземные толчки наблюдаются как на севере, так и на востоке материка. По большей части в областях знаменитых тектоническими трещинами и в районах вблизи Красного моря.

Высочайший африканский пик сформировался более миллиона лет назад. Этому способствовала чрезмерная вулканическая активность. На это указывают характерные очертания. Килиманджаро по своей структуре представляет трио из вулканов, которое время объединило когда-то в один.

Рельеф и полезные ископаемые Африки

Континент славится богатейшими залежами кимберлитовых труб, из которых ведется добыча алмазов. Африка обладает и запасами золота. Нефтяные месторождения находятся в Алжире, Ливии, и на территории Нигерии. Активная добыча бокситов ведется в Гвинее и Гане.

Фосфоритные месторождения, а также марганцевые, железные и свинцово-цинковые руды главным образом сконцентрированы в районе северного побережья Африки. Существенные залежи медных руд сосредоточены на территории Замбии.

Особенности развития Африки определили характерные чер­ты строения ее поверхности. Большей части материка свой­ствен равнинный рельеф с широким развитием поверхностей выравнивания от пермо-карбоновых и триасовых до неогеновых и даже антропогеновых, с отдельно выступающими среди них глыбовыми и вулканическими горами.

Основные современные структурные элементы материка унаследованы от начала палеозоя. Они сходны с соответствую­щими структурами Востока Южной Америки, с которым Аф­рика сохраняла единство до конца мезозоя. Для северной, Сахаро-Аравийской части характерно распространение плит и синеклиз с палеозойским и фанерозойским чехлом (Сахарская плита, синеклизы Тауденни, Мали-Нигерийская, Чад и др.), между которыми располагаются приподнятые участки архейско-протерозойского фундамента (массивы Ахаггар, Регибат-ский, Леоно-Либерийский и др.).

Часть материка, лежащая к юго-востоку от линии Каме­рун - северная оконечность Красного моря, испытывала преоб­ладающую тенденцию к поднятию и подвергалась сильной тектонической активизации, особенно на востоке. Синеклизы занимают только внутренние части южного субконтинента, их ось проходит по 20-му меридиану. Самая северная и крупная приэкваториальная котловина Конго сменяется на юге менее обширными - Окованго и др. Крупными поднятиями на восто­ке и юге являются Нубийско-Аравийский щит, рассеченный рифтом Красного моря, Мозамбикский протерозойский склад­чатый пояс и др.

На севере и юге Африка опоясана складчатыми зонами. На юге - это палеозойская Капская область, на севере - Атласская складчатая зона, являющаяся частью Средиземно­морского пояса.

Основными типами равнинного рельефа в пределах Африки являются:

цокольные равнины и плоскогорья на археозойском и про­терозойском фундаменте. Высоты их на севере Африки обычно не превышают 500 м и очень редко достигают 1000 м. Среди пологоволнистых кристаллических поверхностей выступают останцовые горы и кряжи, сложенные наиболее устойчивыми к разрушению породами. Такой тип рельефа распространен на слабо активизированных массивах, разделяющих древние синеклизы; пластовые равнины и возвышенности, горизонтальные или наклонные и ступенчатые, характерные для районов распрост­ранения осадочного чехла по периферии древних синеклиз (например, синеклизы Конго или Калахари) и на окраинах материка, испытывавших опускания в мезозое и первой половине кайнозоя. Этот тип рельефа встречается также на подземных выступах фундамента или в древних прогибах в пределах крупных поднятий. Пластовые равнины и возвышенности бы­вают молодыми, со слабым эрозионным расчленением, и древ­ними, с глубоким и разнообразным расчленением; аккумулятивные равнины, сложенные с поверхности неогеновыми и антропогеновыми морскими или континентальными осадками. Они занимают центральные части древних синеклиз и днища рифтовых зон, а также располагаются по окраинам материка, подвергавшимся молодым трансгрессиям.

Примерно 20% поверхности Африки имеют горный рельеф.

Возрожденные горы и нагорья, образовавшиеся в результате мезокайнозойских и неотектонических поднятий, сопровождав­шихся разломами и вулканизмом, характерны в основном для восточной окраины Африки, вдоль пересекающих ее рифтовых зон. Но отдельные участки горного рельефа располагаются и среди равнинно-платформенных областей, будучи связаны с массивами, испытавшими тектоническую активизацию (Ахаг-гар, Тибести, Драконовы горы и др.). Типами морфоструктуры возрожденных гор являются: цокольные глыбовые горы и нагорья, образовавшиеся в областях выхода фундамента; столовые горы, образовавшиеся в областях распространения осадочных пород и вулканических покровов; вулканические горы и вулканические плато, приуроченные к системам разломов.

Капские горы принадлежат к очень редко встречающемуся типу возрожденных гор с унаследованной складчатой струк­турой, четко выраженной в современном рельефе.

В состав Атласской области входят палеозойские структуры, переработанные мезокайнозойскими движениями в такой сте­пени, что их рассматривают как часть Средиземноморского горного пояса. Эти более древние структуры занимают сред­нюю и южную части Атласской области, в то время как ее северные цепи представляют собой образования, созданные в основном в конце миоцена - начале плиоцена. В ее пределах выделяют следующие типы морфоструктур: складчатые и складчато-глыбовые средние и высокие горы, вулканические горы, глыбовые массивы причленившихся участков платфор­мы, межгорные плато на снивелированных перекрытых оса­дочными породами палеозойских структурах, аккумулятивные равнины предгорных и межгорных прогибов.

Африканский материк обладает комплексом разнообразных полезных ископаемых.

В древнейшем ядре платформы, в пределах Восточной и Южной Африки, содержатся крупнейшие запасы железных руд, хромитов, золота и урановых руд. Верхнепротерозойские структуры, особенно на территории Республики Заир в Вос­точной Африке, вмещают месторождения руд меди, олова, свинца и других цветных металлов.

В кимберлитовых трубках мезозойского возраста, прони­завших в разных районах кристаллический фундамент, об­разовались коренные месторождения алмазов. Особенно извест­ны алмазы Южной и Восточной Африки. По границам инт­рузивных гранитных тел того же возраста сформировались месторождения редких металлов.

Не менее значительны полезные ископаемые осадочного происхождения, образовавшиеся в процессе выветривания древних кристаллических пород или отложившиеся в породах осадочного чехла. К первым следует отнести бокситы Запад­ной и Восточной Африки; ко вторым - крупные месторож­дения нефти и газа в пределах Сахарской плиты, на тер­ритории Алжира, Ливии и Египта.

В толщах лагунно-континентальной формации Карру, в Южной Африке, содержатся крупные запасы каменного угля.

В синклинальных зонах Атласской складчатой области есть месторождения нефти и фосфоритов.