Военный эсминец. Самые массовые эсминцы

С 1990 по август 1992-го эсминец “Timișoara” прошёл модернизацию: в целях повышения остойчивости крейсера были срезаны ряд надстроек, укорочены дымовая труба и мачта, а тяжелые пусковые установки для ракет П-21 “Термит” были перемещены на одну палубу ниже. Для этого под носовые комплексы пришлось сделать специальные вырезы в бортах и палубе, а в кормовой части пожертвовали частью площади вертолётного ангара: для кормовых пусковых установок были вырезаны углы ангара. После этого я нигде не встречал информацию о базировании на борту этого корабля более чем одного вертолёта.


Вырез в ангаре и верхней палубе под кормовые ПУ “Термит”
Тогда же реактивно-бомбовые установки РБУ-1200 “Ураган” были заменены на РБУ-6000 “Смерч-2”. ...


Уважаемые читатели! Эту серию публикаций можно считать продолжением серии статей, посвящённых судьбе румынских эсминцев класса " Мэрэшть”, так как она содержит информацию о продолжателях традиций военно-морских сил Румынии. То ли к счастью, то ли к сожалению, материала накопилось достаточно много, и он попросту не поместился в третью часть.

Рассказ о румынских эсминцах класса "Мэрэшть”, участниках Первой и Второй мировых войн, был бы неполным без упоминания о их преемниках и продолжателях традиций. Одним из них является фрегат "Мэрэшешть” (Mărăşeşti) - жемчужина румынского Черноморского флота, как его с гордостью называют румыны. Это самый большой военный корабль, который был спроектирован и построен в Румынии.

Военные историки утверждают, что инициатором постройки корабля являлся сам "гений Карпат” - генсек ЦК Румынской компартии Николае Чаушеску. ...


Из всех кораблей 3-го поколения ВМФ СССР эсминцы пр. 956 понесли наибольшие небоевые потери. Из заложенных в 1976-1992 г.г. 22 корпусов (планировалось 50) флоту было передано 17, а до сегодняшнего дня в том или ином состоянии дожили только 10. Из этих десяти три числятся в боевом составе ВМФ, два находятся в техническом резерве 2-й категории, один – в замороженном ремонте, и четыре – в ожидании утилизации.

Эскадренный миноносец "Быстрый" проекта 956 (схема из книги Ю. Апалькова "Ударные корабли", 2010;)
1."Адмирал Ушаков"
Входит в состав сил постоянной готовности СФ. Самый молодой из эсминцев пр. 956 (21 год) – передан ВМФ 30.12.1993 под наименованием "Бесстрашный", флаг поднят 17.04.1994, переименован 17.04.2004 – в день своего 10-летия.(надо полагать, что после передачи имени, судьба головного ТАРКР пр. ...


В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные эскадренные миноносцы типа Zumwalt оказались слишком дорогими для массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Орли Берк» флот будет пополняться до начала тридцатых годов этого века. За это время американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать предположение, что последний корабль типа «Орли Берк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.
Для обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине 70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового проекта. ...

Особенности терминологии В японском языке нет специальных терминов для эсминца и фрегата. И то и другое называется «型護衛艦», то есть корабль сопровождения. Поэтому существующие классификации японских кораблей частично основаны на буквенных кодах тактических номеров (DD - эсминец, DDH - эсминец-вертолётоносец, DDG - эсминец УРО, DDK - противолодочный эсминец), частично на выполняемых функциях и особенностях вооружения. Дополнительную трудность представляет традиционная перевооружённость японских кораблей (большее количество вооружения при меньшем водоизмещении). Поэтому корабль водоизмещением 3000 т, который по европейским и американским меркам считается фрегатом или корветом, в Японии может фигурировать в категории эсминцев. Дополнительные трудности для классификации создал введённый в строй вертолётоносец «Хьюга», который классифицирован как эсминец-вертолётоносец, чтобы не возбуждать пацифистски настроенную общественность. ...

Эскадренные миноносцы типа «Ямагумо» (яп. やまぐも型護衛艦 Ямагумо-ката-гоэйкан) - серия японских эскадренных миноносцев. Построено 6 единиц в 1960х-1970х годах. Унаследовали названия от эсминцев времён Второй Мировой Войны, кроме «Аокумо». Специализированные противолодочные корабли с ПЛРК ASROC. Строились двумя сериями по три корабля, значительно разнесёнными по времени и потому отличающиеся по ТТХ. На второй серии ГАС SQS-23 была заменена на OQS-3 и буксируемую SQS-35(J) VDS, СУО Mk.56 и Mk.63 на FCS-1B, станция РТР NOLR-1B на NOLR-5. Экипаж увеличился до 220 человек, незначительно выросло и водоизмещение. Параллельно с первой серией также были построены три корабля типа «Минэгумо», на которых вместо ПЛРК ASROC размещался ангар для противолодочного БПЛА DASH. ...

Эскадренные миноносцы типа «Хацуюки» (яп. はつゆき型護衛艦 хацуюки-ката-гоэйкан) - тип эскадренных миноносцев, состоящий на вооружении Морских Сил Самообороны Японии. Эсминцы типа «Хацуюки» являются дальнейшим развитием эскадренных миноносцев типа «Ямагумо». Основной задачей кораблей этого типа является противолодочная оборона. Особенности Классификация кораблей этого типа как эсминцев несколько некорректна. По водоизмещению и боевым возможностям он попадает в категорию фрегатов. Этот тип кораблей стал принципиальным шагом в развитии послевоенного японского флота благодаря следующим особенностям:Комбинированная установка типа COGOGЭто были первые в японском флоте полностью газотурбинные боевые корабли. Двигательная установка состоит из двух турбин экономического хода Kawasaki-Rolls-Royce Tyne RM1C и двух турбин полного хода Kawasaki-Rolls-Royce Olympus TM3B. ...

Эскадренные миноносцы типа «Эноки» (яп. 榎型駆逐艦 Энокигата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Подобно всем японским эсминцам II класса того времени, имели «ботанические» названия. Были построены шесть кораблей этого типа. Строительство Заказаны в 1917 году, строились на верфях Майдзуру, Сасебо, Куре и Йокосуки. Конструктивно повторяли построенные ранее эсминцы типа «Момо», отличаясь от них более мощной силовой установкой (17 500 л. с. против 16 700) и несколько большим запасом топлива. Эти корабли стали последними японскими эсминцами, получившими устаревшие 120-мм орудия Армстронга с длиной ствола 40 калибров и 450-мм торпедные аппараты. Слабое вооружение обусловило быстрое моральное устаревание кораблей этого типа. История службы Эсминцы этого типа не успели принять участия в Первой Мировой войне, быстро устарели морально и вскоре были вытеснены из боевого состава флота более современными кораблями. ...

Эскадренные миноносцы типа «Хацухару» (яп. 初春型駆逐艦 Хацухаругата кутикукан) - тип эскадренных миноносцев Императорского флота Японии. Всего было построено 6 кораблей данного типа. История создания и конструкция Согласно подписанному в Лондоне 22 апреля 1930 года договору, максимальное водоизмещение эскадренных миноносцев устанавливалось в 1524 метрические тонны, что лишило Японию возможности дальше строить корабли стандартного класса. Было решено создать проект эсминца, который бы укладывался в ограничения договора и при этом максимально соответствовал по боевым качествам предшественникам. Для уменьшения веса корпуса конструкторы пошли на серьёзное уменьшение его длины и значительно облегчили его за счёт применения более прочным марок стали. Монтаж конструкций выполнялся с активным применением электросварки, которая в те годы ещё не была в полной мере освоена в Японии. ...

Эскадренные миноносцы типа «Харусамэ» (яп. 春雨型駆逐艦 Харусамэгата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Первые японские эсминцы собственной постройки. Строительство Семь эсминцев строились в Японии по судостроительной про­грамме 1896 года, на основе проекта предыдущего типа, разработанного английской компанией «Торникрофт». Отличались от них использованием трехбарабанных тонкотрубных котлов «Кампон» японского производства, более длинным и широким корпусом по причине их больших габаритов, а также наличием кожуха котельных отделений. Из-за некачественной постройки и худших характеристик японских котлов реальная мощность силовой установка и как следствие-скорость оказались меньше проектных значений, составив в среднем 5250 л.с. и 28,95 узлов при полагавшихся 6000 л.с. и 29 узлах. ...

Эскадренные миноносцы типа «Уракадзэ» (яп. 浦風型駆逐艦 Уракадзэгата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев времён Первой мировой войны. Строительство За­казаны британской компании «Ярроу» по программе 1912 года(«8+8»), в связи с очень высокой стоимостью и неудачным вооружением эсминцев типа «Умикадзэ» собственной постройки. Таким образом, это были последние японские эс­минцы, построенные не в самой Японии (помимо трофеев). На кораблях этого использовались такие передовые для японского флота решения, как чисто нефтяное отопление котлов и паровые турбины Брауна-Кёртисса с зубчатой передачей. Предполагалось также, что они станут первыми японскими эсминцами с 533-мм торпедами (из-за Первой мировой войны эсминцы типа «Исокадзэ» собственной постройки вошли в строй раньше), а также будут иметь дизельные двигатели для экономичного хода(не были установлены по причине их острого дефицита в Великобритании после начала войны). ...

Эскадренные миноносцы типа «Умикадзэ» (яп. 海風型駆逐艦 Умикадзэгата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Построено два корабля. Первые японские большие эсминцы. Строительство Первые японские эсминцы I класса. За­казаны по программе 1907 года. Строились на японских верфях по проекту, разработанному при технической помощи британских специалистов. Британское влияние заметно во внешнем виде и компоновке, сильно напоминающих более ранние британские эскадренные миноносцы типа «Трайбл». Японцы решили не вводить промежуточный 102-мм калибр артиллерии, а сразу установили 120-мм орудия, в качестве таковых использовав устаревшие орудия Армстронга образца 1890 года с длиной ствола 40 калибров. Одно такое орудие стояло на полубаке, второе располагалось между кормовым торпедным аппаратом и мостиком, и имело ограниченный сектор обстрела. ...

Эскадренные миноносцы типа «Татибана» (яп. 橘型駆逐艦 Татибанагата кутикукан) - тип японских эскадренных миноносцев. Было построено 14 кораблей этого типа. История создания и конструкция Семьдесят семь кораблей этого типа были заказаны по судостроительным программам 1942 года (заводские номера с 5510 по 5522) и 1943-1944 годов (с 4801 по 4820). Они представляли собой упрощённую модификацию эсминцев типа «Мацу» с более лёгким в изготовлении однодонным (вместо корпуса с двойным дном) корпусом из мягкой стали и существенно более простыми по конструкции надстройками и мачтами. Вооружение было полностью идентично серийным представителям типа «Мацу», а от ранних отличие было только в боекомплекте глубинных бомб. ...

Сегодня самым универсальным и распространенным классом боевых кораблей являются эсминцы. Их используют для защиты авианосцев от нападений с воздуха, прикрытия десантных кораблей, уничтожения подводных лодок. На сегодняшний день самый крупный флот эсминцев у Соединенных Штатов Америки, а если учесть темпы строительства судов данного типа в других странах, лидерство США будет продолжаться еще долго. В основе их военно-морских сил стоят эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke. В чем же секрет успешности данных судов, и кто является их главными конкурентами?


Эскадренные миноносцы Arleigh Burke относятся к миноносцам с управляемым ракетным четвёртого поколения и по праву считаются лучшими в мире, а по некоторым показателям они превосходят все существующие корабли. Современный американский эсминец может одновременно обнаружить значительное количество целей, а также брать их на сопровождение. При этом для эсминца нет невыполнимых задач.

Основные боевые задачи эскадренных миноносцев «Арли Берк», относятся: защита корабельных ударных и авианосных групп от массированных ракетных атак; противовоздушная оборона (конвоев, флотских соединений или отдельных кораблей) от авиации противника; борьба с подводными лодками и надводными кораблями. Кроме этого они могут привлекаться для обеспечения морской блокады, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями противника, а также для участия в поисково-спасательных операциях.

Разработка эсминцев Arleigh Burke была начата еще в конце 1970-х годов. Главным требованием, которое предъявили военные к новому судну, была универсальность. Основная задача эскадренных миноносцев это сопровождение авианосцев и новый корабль должен был легко справляться с любыми целями: торпеды, ракеты, береговые установки. У систем обнаружения и управления огнем имелись лишь секунды для принятия решения о применении оружия.

Эсминец «Arleigh Burke» демонстрирует новые подходы судостроения. Одним из самых впечатляющих изменений стало изменение формы корпуса. Традиционно эсминцы были узкими и длинными. Конструкторы данного корабля эту проблему решили по-другому. В корабельной архитектуре «Arleigh Burke» была сохранена одна уникальная величина – соотношение длины и ширины, что означает увеличение остойчивости. Как показывает опыт эксплуатации, новый дизайн имеет ряд преимуществ. При волнении высоте волн до 7 метров «Arleigh Burke» способен сохранять скорость до 25 узлов.

Кроме уникальной формы корпуса американские эскадренные миноносцы получили и другие изменения в корабельной архитектуре. Например, конструкция вновь стала стальной. Дело в том, что во времена Второй мировой войны эсминцы делались из стали, а к 1970-м годам сталь заменил алюминий. Изменение материала было обусловлено утяжелением радаров и других датчиков, размещенных на мачтах. Алюминий является превосходной альтернативой стали, однако он имеет определенные недостатки, среди которых уязвимость к огню. Конструкторы эсминца «Arleigh Burke» приняли решение вернуться к стали, но при этом сохранили многие современные электронные системы. Жизненно важные помещения судов данного класса дополнительно защищены 25-миллиметровыми листами брони и покрыты кевларом.

Дизайн эсминца «Arleigh Burke» по сравнению с его предшественниками более компактный. Их надстройки менее суматошны, более спокойны, чем у прежних конструкций.

Изначально корабли проектировались для защиты американских авианосных группировок от ракетных ударов (в первую очередь от ударов корабельных ракет) которые мог нанести ВМФ СССР. То есть это ракеты, которые базировались на воздушных платформах, ракеты надводных кораблей и ракеты, запускаемые с подводных лодок.

Практически неуязвимым эскадренный эсминец Arleigh Burke делает боевая информационно-управляющая система (БИУС) Иджес. Уникальная информационно-управляющая боевая система эсминца Arleigh Burke может одновременно вести противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону. Основной элемент БИУС – мощнейшая радиолокационная станция, которая способна автоматически обнаруживать, отслеживать и сопровождать несколько сотен целей одновременно. Ее главной особенностью является то, что она собирает информацию не только от главных антенн, установленных на башнях корабля, но и с гидроакустической станции сканирующей подводное пространство и быстро обнаруживает вражеские подводные лодки.

Данная систем способна обнаруживать воздушно-космические цели на дальностях 380 тыс. м., воздушные и морские цели на дальности 190 тыс. м. Одновременно может отслеживаться до 1000 целей с наведением восемнадцати ракет различного назначения.

Корабли Arleigh Burke оснащены вооружением, которое в мире не имеет аналогов. Сюда относится установка вертикального пуска Mark 41, состоящая из 100 отсеков, в которых хранятся ракеты. Однако главной особенностью данной установки является не количество ракет, а возможность их комбинировать. Например, одновременно могут быть размещены зенитные, противолодочные, крылатые ракеты или торпеды, что позволяет подготовить судно к отражению любой опасности. Боезапас может комбинироваться в зависимости от поставленной задачи. Если на советских кораблях под каждый тип ракет имелись свои отдельные пусковые установки, то на Arleigh Burke для них предусмотрена единая система. Данное техническое решение позволило свести к минимуму количество «мертвого» груза, то есть установок, которые не будут использоваться для конкретной мисси.

Вооружение эсминцев «Арли Бёрк» различных подсерий (Серия I, IΙ и IΙA) достаточно серьезно отличается. Главное оружие всех действующих кораблей данного типа – 2 установки вертикального пуска Mark 41 VLS. Комплект вооружения УВП эсминцев серий I и IΙ:

74 зенитных ракеты RIM-66 SM-2,
8 противолодочных ракет RUM-139 VL-Asroc (многоцелевой вариант).
Кроме этого корабли могли комплектоваться 56 крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk и 34 ракетами RUM-139 VL-Asroc и RIM-66 SM-2 в ударном варианте.

На эсминцах серии IIA число несомых ракет увеличилось до 96. Стандартный комплект вооружения УВП:
8 противолодочных управляемых ракет RUM-139 VL-Asroc,
8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk,
24 ракет RIM-7 Sea Sparrow,
74 ракеты RIM-66 SM-2.

В 2008 году запущенная с американской базы в Аляске ракета SM-3 системы Иджес сбила объект, находящийся в космическом пространстве. В качестве цели послужил падающий военный спутник. Показатели данной ракеты просто фантастически. Конструкторы утверждают, что ракета способна уничтожить цель на расстоянии до 500 км. Данный выстрел произвели с эсминца Лэйк Эрик класса Arleigh Burke. Сегодня практически все корабли данного класса получили на вооружение это мощнейшее оружие. По мнению российских экспертов, данные стрельбы проводились для испытания противоракетной системы.

На борту эскадренных миноносцев класса «Arleigh Burke» кроме пусковых установок устанавливается 127-миллиметровая артиллерийская установка (боекомплект 680 снарядов), 2 шестиствольные 20-миллиметровые зенитно-артиллерийские установки «Phalanx» и 4 пулемета системы «Browning» калибра 12,7 миллиметров. На борту кроме палубного вооружения могут размещаться 2 вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противолодочного и противокорабельного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца. Использование вертолетов позволяет обнаруживать и атаковать цели за десятки километров. Данный арсенал дает возможность кораблям не только защитить эскадру, но и наносить высокоточные удары по противнику. Другими словами «Arleigh Burke» являются не просто тактической, а оперативно-тактической единицей вооружения, то есть они способны поражать цели в глубине противника.

Несомненно, Arleigh Burke является лучшим кораблем данного класса, однако и другие морские государства постоянно улучшают свои эсминцы. Например, в Великобритании имеется эскадренный миноносец Тип 45. По словам его создателей один Тип 45 может заменить по огневым возможностям целый флот эсминцев прошлого поколения. Его новейшее вооружение способно без проблем уничтожить самолет, вертолет, авиационную бомбу или БПЛА. Точность системы наведения настолько велика, что пушка способна сбить летящий теннисный шарик. На данных судах установлена европейская система обнаружения и управления огнем, разработанная совсем недавно.

К основному вооружению данных эсминцев относится зенитно-ракетная установка «PAAMS» с ракетами «Aster-30» и «Aster-15». Также на боевом корабле размещается шесть систем «Sylver» служащих для вертикального пуска каждой установкой восьми ракет «Aster». Кроме этого на эсминце установлено артиллерийское вооружение – одна 114-мм установка, служащая для нанесения ударов по береговым укреплениям и два 30-мм орудия по живой силе.

Самыми мощными ракетами в арсенале эсминца Тип 45 является «Астер-30», однако их максимальная дальность составляет 120 тыс. м. Данные ракеты могут выполнять определенные функции противоракетной обороны, ракет малой дальности, перехвата и подсветки. Конечно сравнивать данное вооружение с вооружением Arleigh Burke нельзя. Британцы проигрывают по всем показателям.

Несмотря на это в Тип 45 имеются свои уникальные особенности. Сюда можно отнести интегрированную энергетическую систему. На корабле установлено две газовых и две дизельных турбины. Двигатель на жидком топливе подает энергию электромоторам вращающим винты. За счет этого была увеличена маневренность корабля и уменьшен расход дизельного топлива. Кроме того четыре турбины способны заменить целую электростанцию.

Технические характеристики «Arleigh Burke»:
Водоизмещение – 9,3 тыс. тонн;
Длина - 155,3 м;
Ширина - 18 м;
Силовая установка – 4 газовые турбины LM2500-30 «General Electric»;
Максимальная скорость хода - 30 узлов;
Дальность плавания на скорости 20 узлов – 4400 миль;
Экипаж - 276 матросов и офицеров;
Вооружение:
Установки вертикального пуска (ракеты SM-3, RIM-66, RUM-139 «VL-Asroc», BGM-109 «Tomahawk»);
Артиллерийская 127-мм установка Mk-45;
Две автоматические 25-мм установкт «Phalanx» CWIS;
Четыре 12,7-мм пулемета «Browning»;
Два трехтрубных торпедных аппарата Mk-46.

Технические характеристики эсминца класса «Type 45»:
Водоизмещение - 7350 тонн;
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Дальность плавания - 7000 миль;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Шесть пусковых установок «Sylver VLS» ;
Ракеты «Aster-30» - 32 шт. «Aster 15» - 16 шт.;
Артиллерийская 114-мм установка;
Две артиллерийские 30-мм установки;
Четыре торпедных аппарата.
Вертолет «EH101 Merlin» - 1.



























Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) - многоцелевой боевой быстроходный маневренный корабль для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами), и кораблями противника,

охраны и обороны соединений кораблей или конвоев на переходе морем. Используется также для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений.

Русское название «миноносец» происходит от того, что в России торпеды назывались «самодвижущимися минами». Обозначение «эскадренный» указывает на способность действовать в составе эскадры в океанской и морской зоне.
Первоначально корабли такого класса назывались «истребителями (миноносцев)»: считалось, что в бою они должны перехватывать и уничтожать вражеские миноносцы. Английский эквивалент термина - дестроер (англ. destroyer - разрушитель). В отличие от них, миноносцы оставались классом лёгких кораблей, не имеющих мощного артиллерийского вооружения, с низкой мореходностью и автономностью.

Перед Первой мировой войной основным назначением эсминцев была торпедная атака основных сил флота противника, особенно крупных кораблей. Во время и после войны они становятся многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них стали противовоздушная и противолодочная оборона своих сил.
Выросли их водоизмещение и их значимость, особенно с тех пор, как почти из всех флотов в мире исчезли линкоры (в 50-х - 60-х гг. XX века). Крупнейшие из современных эсминцев равны по водоизмещению лёгким крейсерам эпохи Второй мировой войны, но значительно превосходят их по огневой мощи.

Происхождение эсминцев

Хотя суда, способные использовать торпеды, появились как минимум начиная с 1874 г. (английский «Везувий» был способен развивать скорость в 9 узлов) (1873 г. - фрегат «Шах»), первыми носителями торпед, сочетающими в себе маленький размер и стоимость и высокую скорость, стали построенный в 1877 г. в Англии миноносец «Лайтнинг» (англ. «HMS Lightning» - «Молния»), способный развивать скорость в 18 узлов, и построенный в России (на заводе Берда в Петербурге) в том же году миноносец «Взрыв».
Они и однотипные с ними корабли были маленькими, быстроходными и дешёвыми в производстве, но любой из них потенциально мог потопить линейный корабль той эпохи.

Первая в мире успешная атака торпедами была совершена 14 января 1878 г. во время Русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов. Она была осуществлена минными катерами «Чесма» и «Наварин» (водоизмещением всего 6 т), которые двумя торпедами потопили сторожевой турецкий пароход «Интибах».
Хотя маленькие, с небольшим запасом хода миноносцы могли быть легко уничтожены задолго до того, как они приблизились бы на дистанцию эффективной торпедной атаки, они могли действовать в составе флота больших кораблей, пока этот флот находился вблизи своей базы.
Это привело к необходимости установки большого количества «противоминных» малокалиберных артиллерийских орудий на больших кораблях. Морские страны осознали необходимость борьбы с этой опасностью и создали класс кораблей, предназначенных для уничтожения миноносцев и более мелких торпедных судов - торпедных катеров и миноносок.
Эти корабли должны были быть такими же быстрыми, как миноносцы, но вооружённых кроме торпед ещё и пушками. Они должны были создавать заслон на некотором удалении от сил основного флота и не допускать миноносцы на дистанцию атаки. В России такие корабли называли «истребителями миноносцев».

Однако, уже в те времена было понятно, что у этой концепции есть свои проблемы. Хотя такие корабли и могли уничтожать миноносцы, сами они, действуя вдали от своего флота, были практически беззащитны против крупных боевых кораблей. Другой проблемой было то, что из-за малого водоизмещения миноносцы имели небольшой запас хода.
Эсминцы же, предназначенные для защиты основного флота, должны были иметь такой же запас хода, как у других кораблей флота, поэтому они обычно имели намного большее водоизмещение, чем катера и миноносцы, которым они должны были противостоять. Класс эсминцев появился на свет благодаря Англии и Японии в 1880-х гг.
Всеобщее признание и распространение он получил после гражданской войны 1891 г. в Чили и Японо-китайской войны 1894 - 1895 гг. В этих конфликтах флотилии дешёвых быстрых маленьких торпедных кораблей доказали свою эффективность, а следовательно, и необходимость в средствах борьбы с ними.

Первые образцы

Эсминцы происходят от экспериментальных больших миноносцев 1880-х и 1890-х гг., построенных главным образом в Англии. Английское название этого типа кораблей (англ. destroyer) получило распространение только в начале 1900-х гг.
Первоначальная роль эсминцев - противостояние угрозе со стороны миноносцев, отсюда французское contre-torpilleur и испанское Contratorpedero названия.

В 1881 г. в Англии был построен торпедный таранный корабль «Полифемус». Он обладал скоростью 18 узлов и способен был противостоять миноносцам своим тараном, а также угрожать крупным боевым кораблям тараном и торпедами. Но корабль получился не слишком удачным из-за недостатка пушечного вооружения и не очень большой скорости.

В 1884 г. был построен «Свифт», большой миноносец, вооруженный шестью 47-мм скорострельными пушками и тремя торпедными аппаратами. Хотя он был не достаточно быстр, по сравнению с обычными миноносцами, по крайней мере он имел вооружение для борьбы с ними. Японский корабль «Котака» (1887)

Построенный в 1885 г. в Англии по заказу Японии «Котака» («Сокол») может считаться первым представителем нового класса кораблей. Разработанный и построенный в соответствии с японским техническим заданием, он был в разобранном виде доставлен в Японию, где был собран и спущен на воду в 1887 г.
Вооружение его составляли 4 однофунтовых (37-мм) скорострельных орудия и 6 торпедных аппаратов. Скорость составляла 19 узлов (35 км/ч), водоизмещение 203 т. На испытаниях в 1889 г.

«Котака» продемонстрировал, что способен не только на прибрежные действия, но и на морские походы в составе флота.

Почти сразу после японского заказа в Англии же был заказан корабль для борьбы с миноносцами для Испании. Корабль, получивший имя «Деструктор», был заложен в конце 1885 г., спущен на воду в 1886 г., вошёл в строй в 1887 г.
Водоизмещение его составляло 380 т, вооружён он был 1-м 90-мм, 4-мя 57-мм и 2-мя 37-мм орудиями, а также 3-мя торпедными аппаратами, в экипаже было 60 человек.
Вскоре после этого Королевский Военно-Морской Флот начал эксперименты с классом судов «Рэттлснейк» (англ. Rattlesnake), «ловцами миноносцев». Было построено 17 больших миноносцев - впервые была построена серия судов, а не отдельные корабли. Рэттлснейк имел скорость немного больше, чем у обычных миноносцев.

Первыми кораблями, формально названными «уничтожителями миноносцев», были два корабля класса «Хэвок» (англ. Havock), построенные для английского флота в 1892, и спущенные на воду в 1893 г.
Они имели водоизмещение 240 т, скорость 27 узлов (50 км/ч), вооружены 1-м 12-и фунтовым (76-мм) орудием, 3-мя 6-и фунтовыми (57-мм) орудиями, и 3-мя 46-см торпедными аппаратами. Суда были способны совершать морские переходы вместе с флотом.

Франция, обладавшая значительным количеством миноносцев, построила свой первый эсминец в 1899 г. Соединённые Штаты заложили свой первый эсминец «Бейнбридж» (англ. USS Bainbridge, Destroyer No. 1) в 1902 г., к 1906 г. у них было 16 эсминцев.

В России до 1898 г. строили миноносцы водоизмещением 90 - 150 т, обладавшие скоростью 20 - 25 узлов (так называемые «номерные миноносцы», не имевшие собственных имен).
Они имели один встроенный в корпус носовой неподвижный торпедный аппарат и один или два однотрубных поворотных торпедных аппарата на верхней палубе, а также одну-две лёгкие пушки. Эскадренные миноносцы в России выделились в самостоятельный класс боевых кораблей после Русско-японской войны 1904 - 1905 гг.

Развитие эсминцев в начале XX века На рубеже XIX - XX веков в конструкции эсминцев появляются паровые турбины. Первым эсминцем с паровой турбиной стал английский «Вайпер» (англ. HMS Viper), построенный в 1899 г.
На испытаниях он достиг скорости в 36 узлов. Хотя сам «Вайпер» вскоре разломился пополам и затонул во время шторма, английский флот заказал ещё несколько эсминцев с паровыми турбинами. К 1910 году они уже были широко распространены.

В 1905 г. Англия начала строить эсминцы, работающие не на угле, а на нефти (проект «Трайбл» (англ. Tribal)). Флоты других стран тоже со временем стали переходить на нефтяное топливо, например Соединённые Штаты в проекте «Полдинг» (англ. Paulding) в 1909 г., Россия в проекте «Новик» в 1910 г.
Между 1890 и 1914 годами эсминцы стали значительно больше: водоизмещение возросло с первоначальных 200 тонн до 1000. Так как конструкция эсминцев была направлена на то, чтобы поместить как можно более мощные двигатели в как можно более лёгкий корпус, корпуса эсминцев часто делали из очень тонкой стали (вплоть до 3 мм).

При вооружении эсминцев окончательно отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов и перешли к палубным многотрубным аппаратам на вращающейся платформе. Для управления стрельбой стали использовать специальные оптические прицелы, закрепленные на вращающейся платформе аппарата.
Более совершенным становится и главное ударное оружие эсминца - торпеда. Её диаметр увеличился с 357 до 533 - 600 мм, а вес боевого заряда достиг 100 кг.
Резко возросла дальность действия и скорость торпед. На ранних эсминцах жизненное пространство для экипажа было очень ограниченным. На эсминцах класса «Хэвок» не было предусмотрено спальных мест для отдыха экипажа, даже офицеры спали в креслах в кают-компании.
Дым и конденсат паров делали жизнь экипажа весьма некомфортабельной. Первым типом британских эсминцев, имевшим отдельные каюты для офицеров, стали эсминцы типа «Ривер» постройки 1902 года.

Боевое применение ранних эсминцев

Первоначальное назначение эсминцев - борьба с миноносцами, но вскоре в ВМС разных стран осознали, что быстроходные эсминцы можно использовать более гибко. Английский вице-адмирал сэр Балдуин Уокер так описывал роль эсминцев в Королевском Военно-морском Флоте:

Защита флота от вражеских торпедных кораблей

Разведка вражеских берегов перед приближением своего флота

Наблюдение за вражескими портами с целью беспокойства их торпедных кораблей и предотвращения их возвращения в порт.

Атака вражеского флота.

Первый значительный боевой эпизод с участием эсминцев произошел в Порт-Артуре 29 февраля 1904 г., в начале Русско-японской войны. Три дивизиона эсминцев (по другой классификации - миноносцев), общей численностью 10 кораблей атаковали русский флот в гавани и выпустив от 16 до 18 торпед, серьёзно повредили русские броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада».


Эскадренные миноносцы представляют собой быстроходные многоцелевые корабли, которые могут выполнять целый ряд боевых и пограничных задач. Они оснащены орудиями, установленными на борту для борьбы с подводными, надводными и воздушными силами. Эсминцы входят в состав эскорта авианосцев и тяжелых крейсеров, осуществляют огневую поддержку десанта, занимаются патрулированием и разведкой. При необходимости расставляют минные заграждения и выполняют другие операции.

Такое многообразие выполняемых задач делает современный эскадренный миноносец универсальным судном. Оно является одним из самых скоростных среди всех экземпляров, плавающих на дальние расстояния. При этом у эсминцев есть возможность создания дымовой завесы, благодаря которой они могут прятаться от противника. Размеры и набор вооружения у таких кораблей в разных странах достаточно разнообразны. Это могут быть довольно крупные судна с ядерными установками на борту. В то же время некоторые вооруженные силы называют эскадренными миноносцами небольшие маневренные корабли, способные ловко обойти любые преграды.

Так, израильский эсминец «Эйлат», который ранее принадлежал британцам, имел водоизмещение не больше двух тонн. В годы Второй мировой войны основным назначением корабля было арктическое конвоирование в северных морях важных военных объектов из Британии в СССР. Однако даже для тех лет такой размер был слишком мал для подобного класса боевого судна. Не удивительно, что в 1967 году он стал первым в истории кораблем, который сумели потопить противокорабельные ракеты. Египетские катера выпустили в него 4 ракеты, в результате которых «Эйлат» затонул, а вместе с ним погибло 47 членов экипажа.

Свое имя миноносец получил благодаря тому, что в дореволюционной России торпеды (которые являются основным вооружением описываемого корабля) называли «самодвижущимися минами». В англоязычных странах данный класс боевых судов называют Destroyer, что в переводе означает «истребитель».

История создания эскадренных миноносцев

Первой попыткой создания корабля с самодвижущейся миной на борту стала американская подлодка «Черепаха», которая была построена еще в конце 18 века в годы войны за независимость США. Однако предшественника торпеды так и не удалось прикрепить к днищу судна. В середине 19 века русские кораблестроители также пытались установить минное вооружение на паровой катер. Но и он затонул еще на этапе испытаний. После неудачных попыток установить на боевой корабль прототипы будущих торпедных установок основной целью стало обеспечение улучшения живучести судна.

Лишь в 1877 году появились первые действующие корабли с торпедными установками. Ими стали сразу два судна: британский миноносец «Лайтнинг» и российский «Взрыв». На обоих были установлены торпеды Уайтхеда, которые предназначены для потопления любых видов кораблей. Успешные испытания позволили уже спустя два года произвести для Англии еще 11 подобных судов. В этот же период было построено 12 французских миноносцев, а также по 1 для Австро-Венгрии и Дании.

Первым боевым опытом миноносцев стало сражение Российской империи с Турцией: 14 января 1878 года два катера с минами на борту затопили пароход «Интибах», имеющий турецкое происхождение. Новость о быстром затоплении прошла по всей Европе. Стало понятно, что наряду со строительством громоздких броненосцев необходимо выпускать легкие и маневренные миноносцы. Последние были легкой добычей для тяжелых вражеских кораблей днем, однако ночью они могли незаметно подплывать на критически близкие расстояния к неприятелю и выпускать смертоносные торпеды. Так, спустя менее 10 лет после постройки первых миноносцев, большинство европейских военно-морских сил уже имело на вооружении множество подобных судов. Лидерами являлись следующие страны:

  • Англия – 129 кораблей;
  • Россия – 119 кораблей;
  • Франция – 77 миноносцев.

Эсминец – предпосылки создания, назначение корабля

Развитие строительства миноносцев поставило под угрозу существование значительно более дорогих тяжелых крейсеров и линкоров. Необходимо было создавать корабли, которые способны выходить в открытое море вместе с тяжелыми судами. В то же время они должны нести в себе вооружение для уничтожения вражеских мелких и маневренных минных катеров, а также артиллерию, которая не позволит миноноскам подойти на необходимое для атаки расстояние. Перед кораблестроителями поставили задачу – построить истребителей миноносцев.

Первым в числе подобных судов стал таранный миноносец «Полифемус», изготовленный в Британии. Его длина составляла свыше 70 метров. На борту располагалось пять торпедных установок и 6 скорострельных пушек. В качестве еще одного оружия выступал форштевень – удлиненный киль в форме тарана, внутри которого размещалась торпедная установка. Однако данный экземпляр получился достаточно неудачным из-за низкой скорости хода и мелкокалиберной артиллерии. Далее британцы создали целый ряд торпедных крейсеров и лодок, среди которых самыми значимыми считались «Скаут», «Арчер», «Свифт» и другие. Следует отметить, что лидерами в строительстве предшественников эсминцев стали англичане и французы.

Не только Великобритания искала варианты строительства корабля нового класса. Японцы также получили корабль, напоминающий эсминца – торпедную канонерскую лодку «Котака». Справедливости ради следует отметить, что строили судно также британцы. Это был бронированный миноносец – все основные элементы были защищены бронированным 25-мм слоем металла. Киль также имел форму тарана. На борту располагались 4 артиллерийские пушки и 6 торпедных аппаратов. Боевой опыт судно получило в японо-китайской войне конца 19 века. 5 февраля 1895 года торпеды «Котака» потопили китайский крейсер «Лай Юань».

Первые эскадренные миноносцы

Самыми успешными и маневренными миноносцами в конце 19 века считались французские образцы. Известный в те годы британский кораблестроитель Альфред Ярроу отправился во Францию для изучения их новых кораблей. По приезду домой он сконструировал новый тип боевых судов, которым дал название Torpedoboats Destroyers – истребители миноносцев. В 1893 году было спущено на воду шесть новейших судов, которые стали первыми образцами нового класса кораблей – эскадренных миноносцев. Два из них были построены компанией Альфреда Ярроу. Их скорость хода составляла около 26 узлов. Артиллерия включала 67-мм и 57-мм пушки, а также по три 457-мм торпедные установки. Данные образцы эсминцев имели удлиненную форму: при длине почти 50 метров, ширина судна не превышала 6 метров. Испытания, проводимые в море, показали, что носовой торпедный аппарат не годен к работе – самодвижущиеся мины, выпущенные из него на полном ходу, могли быть легко уничтожены самим кораблем, он их таранил в прямом смысле слова.

Вездесущий конкурент Великобритании – Франция, построила свой первый эскадренный миноносец в 1894 году. В первый год 20 века также стали обладателями корабля нового класса. А уже спустя 4 года Америка имела на вооружении 16 подобных судов.

Эсминцы США типа «Бейнбридж»

США запустили программу по разработке эсминцев после анализа военных столкновений между чилийцами в 1894 году и японо-китайской войны того же года. В ходе морских сражений маневренные и экономичные миноноски сумели потопить несколько тяжелых и дорогостоящих крейсеров. Кроме того, война Америки с Испанией в 1898 году дала понять американцам, что Европа уже активно использует эскадренные миноносцы, которые с легкостью справляются с поставленными задачами – предотвращают нападение американских торпедных катеров, при этом ничуть не уступают им в скорости движения. Необходимо было ускорить разработку и строительство собственных эсминцев.

Первые 13 судов типа «Бейнбридж» были построены за четыре года. Их длина равнялась 75 метрам, проектная скорость хода 28 узлов. Вооружение включало 2 75-мм и 6 57-мм пушек, а также два торпедных аппарата Уайтхеда. Последующая эксплуатация показала, что данные корабли не могут плавать на дальние расстояния и не выдерживают обещанной скорости. Однако они были широко распространены на Тихоокеанском флоте и даже участвовали в Первой мировой войне.

Миноносцы Российского императорского флота

Первые российские миноносцы обладали меньшими размерами в сравнении с аналогичными кораблями у европейских соседей. Их скорость движения не превышала 25 узлов. На борту, как правило, размещалось 2 легкие пушки и не более двух поворотных торпедных аппаратов. Кроме того, в носовой части корпуса размещалась еще одна торпедная установка. Класс эскадренных миноносцев появился в русском флоте лишь после окончания войны с Японией.

  • Миноносцы типа «Кит» были спущены на воду в количестве 4 единиц. Один из них был взорван в годы Русско-японской войны, остальные приняли участие в Первой мировой войне и были списаны лишь в 1925 году.
  • Пять миноносцев типа «Форель» были произведены для Российской империи во Франции. Однако ряд несогласованных моментов выявили несоответствия планируемых и фактических показателей. Все судна участвовали в Русско-японской войне, 3 из них затонули во время сражений. Оставшиеся в 1907 году были переклассифицированы в эскадренные миноносцы. Вооружение эсминца включало 75-мм и 47-мм пушки, а также две поворотные 380-мм торпедные установки.
  • Самым многочисленным типом кораблей класса эсминцы в России стал «Сокол». Всего было спущено на воду 27 единиц. Они считались классикой эскадренных миноносцев, однако морские сражения с Японией показали, что вся техника, находящаяся на борту корабля, устарела.
  • 10 эсминцев типа «Буйный» было построено на берегу Ладожского озера. Основой для них стал проект компании Ярроу, которые строили для Японского Императорского флота первые серийные эскадренные миноносцы.

К началу первой мировой войны Россия имела на вооружении уже 75 эсминцев. Однако, на самом деле, большинство из них не имели современного оружия.

эскадренный миноносец тип Сокол

Еще одни миноносцы Русско-японской войны типа «Грозный» стали продолжением серии эсминцев «Буйный». Первый корабль данной серии был введен в эксплуатацию в сентябре 1904 года. Спустя полгода он участвовал в Цусимском сражении. После сокрушительного поражения Российского флота «Грозный» вместе с другим эсминцем отправились во Владивосток. Однако японские миноносцы и истребители обнаружили судна и начали атаку. Второй миноносец – «Бедовый», поднял белый флаг и сдался неприятелю. В это время за «Грозным» началась погоня. Японский миноносец «Кагеро» находился от русского судна на расстоянии менее 4 километров. После продолжительной перестрелки, получив множественные ранения оба корабля разошлись. Так «Грозный» стал одним из трех выживших судов Тихоокеанской эскадры, сумевших попасть во Владивосток. В дороге у него закончилось топливо, в результате чего в печь пошли все деревянные конструкции, вплоть до спасательных шлюпок.

Изменение конструкции эсминцев в начале 20 века

Начало 20 века ознаменовалось строительством кораблей с паровыми турбинами, благодаря которым скорость хода можно было увеличивать. Первым эсминцем с паровой установкой стал британский «Вайпер», его скорость достигала 36 узлов. Во время шторма судно раскололось на две части, однако это не остановило англичан и в скором времени у них на вооружении появились новые паровые эскадренные миноносцы.

С 1905 года снова британцы стали основоположниками нового вида топлива. Теперь корабли ходили не на угле, а на нефти. Водоизмещение эсминцев также было увеличено с 200 до 1000 тонн.

В ходе многочисленных испытаний все страны отказались от подводных неподвижных торпедных аппаратов, оставили только поворотные палубные аппараты. Размер торпеды также был увеличен до 600 мм в диаметре, вес достигал 100 кг.

Стоит отметить, что несмотря на значительное количество построенных эсминцев в конце 19 – начале 20 века, их вооружение все еще находилось на недостаточном уровне. У мировых лидеров ВМС не хватало боевого опыта, у воюющих стран не было времени и средств на разработку новых образцов. Однако впереди мир ожидала Первая мировая война, где каждая страна должна была показать свои умения и самоотверженность.

Первая мировая война

В день объявления Британией войны против Германии английский эскадренный миноносец «Ланс» выпустил первую торпеду, направленную на немецкое судно «Кёнигин Луизе». Именно с этого минного заградителя была выпущена мина, подорвавшая первый английский корабль.

Британские эсминцы Первой мировой войны

Эсминец типа «Ланс» был спущен на воду незадолго до начала войны – в феврале 1914 года. На борту располагались 3 легкие 102-мм пушки, 1 зенитка и два 533-мм торпедных аппарата. Во время патрулирования в Северном море экипаж корабля обнаружил немецкий корабль, расставляющий мины на пути следования британских торговых судов. Тотчас был отдан приказ выстрелить в сторону противника из 102-мм пушки. Надежды на спасение не было – капитан немецкой «Королевы Луизы» приказал потопить судно.

Китайские эсминцы типа 052D

С 2014 года на вооружении Китая находятся новые эсминцы типа 052D. Запланировано 13 кораблей, по состоянию на январь 2018 года в строю находится 6 судов. На борту расположена 130-мм артиллерийская установка H/PJ-38, различные виды ракетного вооружения, торпедные аппараты, 1 вертолет. Информации о наличии противокорабельного вооружения в открытых источниках нет.

Следует отметить, что наибольшее число новых эсминцев расположено в Азии. Индия и Япония также обладают новыми судами данного класса. Такое поведение ВМС азиатских держав не случайно. Одно из самых непредсказуемых государств расположено именно там. Какими будут действия КНДР и как на это отреагирует США и страны НАТО остается только догадываться.

Эскадренные миноносцы группы "К/S " ("стандартный 1000-тонный эсминец")

Корабли группы "K /S ". известные как "стандарт­ные 1000-тонные эсминцы", были основой британских миноносных сил в годы Первой Мировой войны. Они служили в составе Гранд-Флита, входили в состав Дувр­ского патруля и "сил Гарвича", участвовали в охране Отрантского барража, сопровождали конвои.

Всего в период с 1912 по 1924 г. британский флот пополнился 262 эсминцами, являвшимися после­довательным развитием удачного типа "К", строивше­гося в Англии по программе 1911-1912 гг. На после­дующих типах в проект вносились отдельные усовер­шенствования, учитывающие опыт эксплуатации и бо­евой службы ранее построенных эсминцев. Так уже на следующем после ""К" типе ""L " два корабля в опыт­ном порядке оснащались более экономичной энергети­ческой установкой (ЭУ), в состав которой был вклю­чен турбозубчатый агрегат, а на кораблях типа "М", строящихся по программе 1913-14 гг. заметно подня­та скорость хода (с 29 до 34 узлов). На части строя­щихся в рамках "чрезвычайной военной программы" эсминцах типа "М" с целью повышения экономичнос­ти турбины крейсерского хода оснащены редуктором. Начиная с типа "R ". ТЗА занимает прочное место в составе ЭУ британских эсминцев, окончательно вы­теснив турбину с прямой передачей. На следующем типе "Модифицированный R " с целью улучшения мо­реходности была произведена перепланировка внутрен­них помещений, что позволило сдвинуть на несколько метров в корму ходовой мостик и облегчить носовую оконечность.

Почти все корабли семейства "K /S " были сданы на слом в двадцатых - тридцатых годах и к началу Второй Мировой войны в составе флота оставалось лишь 12 единиц: один типа "R " и одиннадцать типа "S ".

Эскадренные миноносцы типа "R "

"SKATE "

Краткое описание:

Корабли типа "R " стали первыми серийными британскими эсминцами, в состав ЭУ которых вклю­чен ТЗА.

Решение о том, что все вновь строящиеся эсмин­цы должны иметь ТЗА было принято Адмиралтейством в июле 1915 г. Тогда же был выдан заказ на первые 26 кораблей нового типа "R ". За исключением новой ЭУ, они почти во всем повторяли более ранний тип "М"". строившийся в Англии с начала войны огромной серией, насчитывающей более 100 единиц. Эсминцы этого типа имели нормальное водоизмещение около 1000 т (от 883 до 1055 т в зависимости от строителя), скорость полного хода 34-35 узлов, вооружение, со­стоявшее из трех 102-мм орудий и двух двухтрубных торпедных аппаратов. Не уступая, а кое в чем и пре­восходя германские эсминцы, корабли типа "М" все же не в полной мере отвечали требованиям Адмирал­тейства: низкая экономичность применявшейся на них энергетической установки, в которой турбина напря­мую передавала мощность на винт, не позволяла ре­шить проблему увеличения дальности хода без суще­ственного роста водоизмещения. Попытки разрешить данную задачу предпринимались в Англии еще перед началом Первой Мировой войны, когда на некоторых эсминцах испытывались турбины крейсерского хода, а один из кораблей даже предполагалось оснастить быст­роходным дизелем. Удача пришла на двух эсминцах типа "L " ("Леонидас" и "Люцифер"), оснащенных ЭУ, в со­став которой был включен понижающий число оборо­тов турбины редуктор. Опыт их годичной успешной эксплуатации в условиях военного времени и привел к уже упомянутому решению оснащать все вновь строя­щиеся корабли ЭУ с ТЗА.

Прочие изменения по сравнению с типом "М" были весьма незначительны и не выходили за рамки обыч­ных внутритиповых отличий, характерных для бри­танских эсминцев того времени. Для улучшения море­ходности немного приподняли полубак в районе фор­штевня и сдвинули на 9 футов (примерно 2,7 м) в сторону кормы мостик. Это повлекло за собой пере­мену позиции зенитного "пом-пома" со среза полуба­ка на бывшую прожекторную площадку между тор­педными аппаратами.

Сравнительные испытания головного корабля се­рии "Ромола" с эсминцем "Норман", относящегося к предыдущему типу "М" подтвердили экономичность типа "R ": при 18 узловом ходе он тратил на 15%, а при 25 узлах - на 28% меньше топлива, чем его оппонент, оснащенный турбинами с прямой переда­чей. С учетом же несколько увеличенного на типе "R "" запаса нефти, это преимущество становилось еще бо­лее ощутимым: дальность хода при указанной скорос­ти возрастала на 17,8% и 40% соответственно. Более высокая экономичность типа "R " послужила толчком к началу проектирования соответствующего им лиде­ра, трансформировавшегося впоследствии в знамени­тые эсминцы типа "V ".

В декабре последовал заказ на следующие 10 эсмин­цев типа "R " (в т.ч. и на "Скейте"), а еще три месяца спустя на последние 15. Корабли вступали в строй в тече­нии года (с осени 1916 г. по осень 1917 г.) и успели принять активное участие на заключительном этапе войны. Потери составили 8 единиц. После войны один продали Сиаму, а остальные в 1926-37 гг. - на слом.

Предвоенные модернизации:

В середине 30-х гг. "Скейт" прошел пере­оборудование в минный заградитель. Кормовое 102-мм орудие и второй торпедный аппарат были заменены минными рельсами, рассчитанными на при­ем 40 мин. Именно в качестве минзага последний сохранившийся представитель типа "R " вступил во Вторую Мировую войну.

Водоизмещение: стандартное - 900 т, полное - 1222 т

Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/-м

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2)

Мощность: 27.000 л.с.

Запас топлива (полный): 296 т

Дальность плавания (при скорости): 3440 миль (15 узл.)

Экипаж: 90 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

2x1 - 102-мм/45 орудий Mk .IV в установках Р.IX

1x1 - 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")

5х1 - 7,7-мм пулеметов

Торпедное:

1x2 - 533-мм торпедный аппарат

Противолодочное: отсутствует

Минное: 40 мин

Система управления огнем:

Трехметровый дальномер MQ .I

Система центральной наводки - "Директор легкого типа" (LTD )

Эскадренные миноносцы типа "R "

Бортовой номер

Название

Место постройки

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR", "LRE"

SKATE

Дж. Браун

Эскадренные миноносцы типа "S"

"SABRE", "SALADIN", "SARDONYX", "SCIMITAR", "SCOUT", "SHIKARI", "STRONGHOLD". STURDY ", "TENEDOS ", "THANET ", "THRACIAN "

Краткое описание:

В марте 1916 г. Адмиралтейство, развивая тип "стандартного 1000-тонного эсминца", выдало заказ на строительство 26 кораблей типа "Модифицированный R ". Их главным отличием от типа "R " стала перепла­нировка котельных отделений, позволившая вывести дымоходы двух котлов в общую дымовую трубу, за счет чего число труб сократилось с трех до двух. В результате мостик удалось сдвинуть в сторону кормы, удалив его от форштевня. На этом настаивали офице­ры, несшие службу на эсминцах, отмечая важность иметь "сухой" мостик в любых погодных условиях. Ценой более комфортабельных условий стало сниже­ние живучести, вызванное смежным размещением двух наибольших по объему водонепроницаемых отсеков.

Другим важным новшеством, внедренном на типе "Модифицированный R " стало 102-мм орудие ГК Mk .V в новой палубной установке с углом возвышения 30° против прежних 20°, что дало прирост дальности стрель­бы более, чем на одну милю (2000 ярдов).

К типу "Модифицированный R " вернулись в нача­ле 1917 г., когда после годичного перерыва, вызванно­го строительством в 1916 г. двух серий эсминцев груп­пы "V /W ", в Адмиралтействе определялись техничес­кие требования к эсминцам программы 1917 г. Конт­ролер Адмиралтейства предложил вернуться к типу "Модифицированный R ", аргументируя свою точку зрения тем, что при всех достоинствах типа "V ", эти корабли имеют меньшую на два узла скорость дороже и для их постройки требуется больше времени.

Возврат к кораблям меньшего водоизмещения был поддержан рядом чинов Адмиралтейства, и после вне­сения в проект некоторых изменений в апреле 1917 г. последовала выдача заказа на 24, а два месяца спустя еще на 33 корабля, получивших обозначение тип "S ". По адмиралтейскому проекту строилось 45 единиц (впос­ледствии заказ на две был аннулирован). Фирмы Торникрофт и Ярроу, проекты которых традиционно от­личались от адмиралтейского, получили заказ на пять и семь единиц соответственно.

В основном тип "S " повторял свой прототип. От­личия в первую очередь касались носовой оконечнос­ти: с целью повышения мореходности палуба полуба­ка заметно поднималась по направлению к форштев­ню, сопрягаясь с обшивкой борта не под прямым уг­лом, а образуя плавный, скругленный в сечении шпан­гоутов переход. Благодаря этому форма полубака не­сколько напоминала т.н. "тэртлдек" (черепахообразная или карапасная палуба), применявшийся на пер­вых истребителях.

Остальные изменения касались вооружения, в со­став которого вновь вернули 102-мм орудия Mk .IV (но на новых станках CP .III ), оснастив их системой цент­ральной наводки. Исходя из опыта действий эсминцев Дуврского патруля тип "S ", кроме обычных торпед­ных аппаратов в диаметральной плоскости, оснастили еще двумя однотрубными 381-мм торпедными аппара­тами побортно у среза полубака. Они предназнача­лись для использования на носовых курсовых углах в скоротечных ночных боях, когда внезапное появление противника не оставляло времени на разворот для при­менения штатных торпедных аппаратов.

Часть эсминцев типа "S " успела принять участие в Первой Мировой войне. Опыт их действий в Север­ном море и Ла-Манше выявил худшую, чем у типа "R " мореходность, вызванную формой полубака и распо­ложением 381-мм торпедных труб. С целью хоть как то устранить этот недостаток, боковые аппараты были сняты с большинства эсминцев, а полубак продлен в сторону кормы.

После окончания войны эсминцы этого типа вме­сте с представителями группы "V /W " составляли ос­нову флотилий действующего флота. Тип не понес по­терь в ходе войны, но в начале двадцатых годов было потеряно четыре единицы в результате столкновении, подрывов на минах и посадок на мель. Пять кораб­лей в 1919 г. были переданы Австралии, еще два в 1928 г. - Канаде. Начиная с начала тридцатых годов эсминцы типа "S " начали интенсивно сдавать на слом, и к началу Второй Мировой войны в составе британс­кого флота осталось всего одиннадцать единиц. Предвоенные модернизации:

В 1924 г. "Шикари" был переоборудован в судно управления кораблем-целью "Агамемнон". Эсминец не имел вооружения. Место его вооружения заняла ап­паратура телеуправления. "Сейбр" в 1937 г. разору­жили для использования в качестве корабля-цели. Оба указанных эсминца с началом боевых действий были вновь довооружены до штатного состояния.

В 1938-39 гг. эсминцы "Стронгхолд", "Стёрди" и "Трациан" были переоборудованы в быстроходные минные заградители по типу "Скейпга". С них сняли кормовые орудия ГК и торпедные аппараты, что по­зволило разместить 40 мин.

Тактико-технические элементы:

Водоизмещение: стандартное - 905 т, полное - 1220 т.

Размеры: 80,8(пп)/84,1(нб) х 8,1 х 3,0/3,3 м.

Энергоустановка:

Двухвальный ТЗА Браун-Кёртис, 3 котла Ярроу(Р = 17,5 кг/см2).

Мощность: 27.000 л.с.

Скорость: при неполной нагрузке: 36,0 узл., в полном грузу: 32,5 узл.

Запас топлива (полный): 301 т.

Дальность плавания (при скорости): 2750 миль (15 узл.)

Экипаж: 90 чел.

Вооружение:

Артиллерийское:

3х1 - 102-мм/45 орудий Mk .IV в установках СР.III (на "Stronghold ", "Sturdy "и "Thracian " 2х1)

1х1 - 40-мм (2-фнт) зенитный автомат ("пом-пом ")

5x1 - 7,7-мм пулеметов

Торпедное:

2*2 -533-мм торпедных аппарата (на "Stronghold ", "Sturdy " и "Thracian " отсутствуют)

Противолодочное: ASDIC . 2 БМ и 1 БС (на большинстве, в т.ч. на минзагах противолодочное вооружение отсутствует).

Минное: 40 мин (только на "Stronghold ", "Sturdy "и "Thracian ").

Система управления огнем:

Трехметровый дальномер MQ .I

Система центральной наводки - "Директор легкого типа " (L TD )

Эскадренные миноносцы типа "S "

Бортовой номер

Название

Место постройки

Спущен на воду

Укомплектован

Модернизации "WAIR". ""LRE"

SABRE

SALADIN

SARDONYX

SCIMITAR

Дж. Браун

SCOUT

SHIKARI

Доксфорд

STRONGHOLD

STURDY

TENEDOS

Хоторн Лесли

THANET

THRACIAN

"Shikari " и "Sardonyx " достроены казенной верфи в Чатаме, "Sabre " и "Saladin " достроены фирмой Файрфилд. "Thracian " достроен на казенной верфи в Ширнессе.