Агрессивно отвечаешь. Как реагировать на агрессию и оскорбления… красиво? Что помогает правильно и спокойно реагировать на агрессию

У агрессии, как водится, две стороны медали. Светлая (в плюс) – злость помогает нам занимать «своё место под солнцем». Не просить, а добиваться. Не клянчить милости, а претендовать. Претендуй! И непременно будет в твоей жизни и любовь, и радость, и образование, и счастье.

Отвечает консультант :

Ещё агрессия позволяет нам быть инициативными, активными, а это всё про жизненный тонус. Важная штука.

Минусовой полюс агрессии - это неконтролируемые выплески. Словесная агрессия – хамство, грубость, ехидство. Телесная агрессия – драки, рукоприкладство, крушение всех и вся. Идеологическая агрессия – разрушение ценностей в другом человеке через «промывание мозгов» и тотальный контроль.

Только у человека агрессия может быть неконтролируемой, в мире животных агрессия всегда ТОЛЬКО контролируемая. Как только одно животное в схватке принимает позу подчинения (наклон головы или хвоста), то победитель сразу прекращает нападение. Никогда звери не бьются до крови в своём отряде (виде). Вот пойди теперь, разберись, кого называть зверем.... Человеконогое зверьё или гуманистичного представителя фауны?

Важно уметь регулировать баланс в себе. Чтобы ты рулил сложной ситуацией, а не ситуация – тобой. Как-то ученик спросил Учителя: «Какой волк внутри меня победит – злой или добрый?». «Тот, которого ты больше вскармливаешь...» – ответил Гуру.

Подумайте, чем вы чаще питаете свой внутренний мир? Мщением и категоричностью или осознанностью, что именно сейчас я хочу в результате? Война – это не единственный ответ. Есть ещё компромисс, просто пауза в принятии решения. Варианты есть, если вы захотите.

Где брать баланс?

Во-первых, развивать самооценку. Именно развивать, ваять, укреплять. Замечать то, что УЖЕ получается, наращивать мастерство. И не шибко важно, в какой сфере ты – Мастер. Может быть. пошутить умеешь вовремя, может быть руки правильные, т. е. «золотые», может быть, книжки любишь читать, а может быть и просто ты – хороший друг.

Есть, конечно же, и специальные упражнения (но придётся уделить этому время! Теория не поможет. Например, быть в состоянии «охотника». Это, значит, в разговоре напряжённом смотреть на человека особым образом: отслеживать, как меняется его лицо (краснеет-бледнеет), и тело (замирает – мельтешит). Тогда его нападение не вводит в ступор ваш организм, не заводит с «пол-оборота» вашу нервную систему и вы можете быть адекватным, а, значит, устойчивым, а, значит, «над ситуацией» будете именно вы.

В-третьих, есть спецпсихологические тренинги про уверенность (смотри интернет или ищи в городе), про агрессивное поведение.

В-четвёртых, при разрушительной агрессии, направленной на вас, надо уметь делать категорически правильный и единственно верный выбор – «делать ноги». Не надо доказывать лому или асфальтоукладчику, что вы – смельчак... А какие варианты у вас? Пишите.

Остроумием поэта Федора Тютчева восхищались его современники. Эпиграммы актера Валентина Гафта бьют не в бровь, а в глаз. Вот бы узнать, как отвечать на грубость достойно и красиво, чтобы припечатать хама к стенке хлестким выпадом, да услышать вдогонку: «Ай да Пушкин!». Дуэли не понадобится - одним точным словесным выстрелом обидчик обезоружен, культурная пропасть между нападавшим и объектом агрессии обнажена.

Каких только способов поставить обидчика на место не придумано. Разве что стикеры «Стоп, хам!» на них клеить не предлагали. А вопросы: как реагировать на хамство и как ответить на оскорбление - по-прежнему актуальны.

Прочные эмоциональные связи уберегут его от необходимости размышлений на тему, как не реагировать на негатив и оскорбления, подарив состояние удовлетворенности и радости. В этом уже убедились тысячи людей по всему миру:

«…Ничего против не имею эзотерики, только сейчас, после тренинга, я действительно стала понимать, о чем это все. То есть для меня стоял вопрос, почему у меня такие реакции на все. А так как в окружении люди совсем другие, внушали мне, в кого это я такая уродилась?

В ровном состоянии было непривычно сначала. Постоянно внутри себя искала этот знакомый колющий «ойк», которого обнаружить не смогла и поняла, что «золотая середина» пришла! Теперь я знаю, как постоять за себя, как определять свои границы и реагировать на хамство, негатив, на выпады в свой адрес…»
Елена К., историк, Москва

Хотите открывать душу, не боясь, что по ней пройдут в грязных сапогах, и закрутить сногсшибательный любовный роман с самой жизнью? Приходите за знаниями на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология». .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

Здравствуйте, дорогие друзья!

Каждый из нас сталкивается в жизни порой не с самыми приятными моментами. Проявление агрессии человека иногда достигает своего апогея и попросту застает врасплох.

Встречаясь лицом к лицу с кричащей особью, которая пытается выплеснуть содержимое своей головы в ваши свеженькие уши, можно задаться вопросом: «Да что же творится-то с вами?!». Как себя вести с агрессивным человеком? Чего стоит избегать, а на чем необходимо сделать акцент?

Уровень всеобщего накала страстей, вынуждает людей избавляться от негативной энергии или перенапряжения, достаточно эгоистичным образом. Все массово озабочены проблемами, не успешными делами на работе, катастрофами в личной жизни и ценами в магазинах.

Неудовлетворенность, словно, окутывает людей изнутри и они несут ее с собой долго, уверенно и не расхлебывая. Но очередной или провокационная ситуация, снимает защитный барьер где-то в глубинах мозга и личность превращается в невоспитанное животное.

Оно поливает все и вся тоннами грозных и далеко не приветливых высказываний, чтобы почувствовать себя легче. Иногда это может быть связанно с вспыльчивым характером, отсутствием такта и чувством уместности.

Бывает и так, что слишком долгое пребывание с состоянии невроза или другой болезни, провоцирует двуногого прибегать к низменным способам самоутвердиться и облегчить свои «эмоциональные муки». Как правильно общаться с человеком, находящимся в состоянии порабощения агрессией?

Незамысловатые хитрости

Конечно же, вести диалог с личностью, не контролирующей собственные порывы гнева чертовски сложно. Это требует колоссального терпения, и мотивации.

И при этом, существуют некоторые секреты, узнав которые, вы сможете более эффективно справляться с задачей и не принимать на свой счет порцию злобного сарказма или иронии, приправленной «добрым» словцом.

1. Уклониться от сражения

Уход от , я действительно могу назвать одним из самых эффективных способов усмирения и себя, и вспыльчивого собеседника.

Используя его на практике и в повседневной жизни, вы, во-первых, оградите себя от потока ответных «чувств», за которые может быть стыдно в будущем. А во-вторых, сэкономите себе пару тройку нервных клеток, которые уж точно вам пригодятся в скором времени.

Как говорят, не стоит опускаться до уровня дурака, иначе он попросту задавит вас своим опытом. Аналогичная ситуация и с . Чем больше вы отдаете своих эмоций и энергии на сражение, тем больше вы погружаетесь в предлагаемую атмосферу.

Никогда не стоит отвечать открытым гневом на гнев. Это накалит общую обстановку еще больше и тогда ситуация может дойти до рукоприкладства.

Порой не глупым решением становится бегство, если вам удосужилось попасть на глаза опасному человеку с ножом в руках на улице. Переубедить его криком, доводами и красноречием у вас явно не выйдет, а потерять контроль в подобной ситуации очень легко. Поэтому, постарайтесь удалиться с опасной зоны.

2. Подстраивание

Также я хочу упомянуть о тактике присоединения. Если вы попали в жизненную сложность на работе, в которой фигурирует важное лицо, например начальник, то применив «эффект хамелеона », шансы успокоится с помощью такого действия — удваиваются. В чем суть тактики?

Людей, которые попались на уловку агрессии ни в коем случае не нужно приводить в чувства словами: «Давайте успокоимся! » и т. п. Это еще больше разделяет вас на два образа: «чрезмерно спокойный, правильный» и «безумный, грубый, злой».

Постарайтесь настроить себя на одну волну с кричащим оппонентом. Продолжите фразу в его стиле и накале, в после, постепенно сводите уровень «на нет».

Используя слова, избавленные , сарказма и оценочных суждений вы якобы «подсаживаетесь» в лодку к человеку и вместе выплываете в устье спокойной, размеренной реки.

3. Самоконтроль

Как только вы поймаете себя на мысли: «Да как он смеет так со мной говорить! Мне нужно доказать свою правоту! », то считайте, бой проигран! Я предлагаю вам попробовать держать себя в тонусе с помощью правильной и результативной установки.

Она позволит вам потушить внутреннее негодование и не выйти из себя, для того, чтобы разойтись в схватке двух Эго. Используйте аффирмации «я спокоен, силен и сдержан! », «я в безопасности! ». Сохраняйте спокойствие и уверьте себя в том, что вы мастерски справитесь с возникшей ситуацией, выйдя из нее победителем, а не «базарной бабой».

4. Осознайте мотивы происшествия

Задайте себе вопросы: «Для чего этот человек так себя со мной ведет? », «Зачем мои уши должны услышать этот текст? ». Воспитайте в себе правильную реакцию на гнев, проведя анализ: «В чем причина, что личность, демонстрирующая агрессию, так себя ведет? Что случилось на самом деле? ».

Постарайтесь мыслить объективно в своих размышлениях. Поняв мотивы агрессии, вам будет проще справляться с сигналами и трактовать услышанное не в негативном ключе.

Вполне возможно, что подобное поведение, вызвано совершенно иной причиной, не имеющей отношение к вашей личности. Не осознав этого нюанса, мы часто трактуем услышанное на свой счет, что и порождает агрессию в ответ.

5. Правильный язык тела в подобных случаях


Какие действия предпринимать дальше?

Когда вы полностью сосредоточились на контроле, выстроили правильные защитные аффирмации и урегулировали язык тела, то следующие советы психолога, придутся очень кстати:


Пытайтесь во всем разобраться. Иногда - дать совет, иногда - просто выслушать и дать человеку возможность выговориться по делу. Несите свет и добро в массы! Только добром можно искоренить зло.

Друзья, на этой ноте я вынуждена поставить точку.

До встречи на блоге, пока-пока!

Основные эффекты и принципы реакции на агрессию

Сначала несколько эффектов, которые следует учитывать.

Первый из них – эффект раскрутки агрессии . Если мы не отвечаем на агрессивный выпад оппонента, то мы провоцируем усиление агрессии. Партнеру, как и всему окружению, важно дать понять, какие действия они не должны предпринимать в отношении нас. В этом плане, если мы позволяем одному человеку использовать в отношении себя агрессию, мы даем повод окружающим сделать то же самое. Если вдруг однажды мы даем кому-то из окружающих отпор, то у всех возникает желание проверить – это случайная реакция или закономерность? А почему раньше он не реагировал, а сейчас среагировал? Мы снова провоцируем раскрутку агрессии. В этом плане нужно обязательно отвечать на ту агрессию, которую мы получаем.

Например, известный биологический пример. Если молодой волк, который претендует на роль лидера в стае, кусает старшего вожака, и тот жестко не «откусывается», то что делает вся стая? Вожака растерзают.

Второй принцип, который вытекает из первого, эффект добивания по оправданию . В момент агрессии, направленной на вас, – запрет на любые оправдательные интонации. Знаете, очень часто корректные люди хотят немножко смягчить ситуацию, и начинаются варианты: «Ну подождите! », «Зачем же вы так?», «Давайте мы с вами будем общаться культурно», «Давайте искать зоны компромисса» . Вот такое поведение воспринимается агрессором как слабость! Помните, что в ситуации сложных переговоров любая попытка занять конструктивную позицию воспринимается как слабость. Человек сначала проверяет нас на крепость. Не важно, как он это делает – сознательно или не осознанно.

Вместо оправдания можно использовать контролируемую паузу. Это еще один принцип реакции на агрессию. Только с этим видом реакции необходимо разобраться подробнее. Длительная неуправляемая пауза в ответ на агрессию часто создает у нападающего человека ощущение замешательства оппонента. А если пауза сопровождается еще и бегающими глазами, суетливыми движениями рук, нечленораздельными звуками, агрессор будет продолжать атаку. Он воспримет такие сигналы как подтверждение успешности собственных действий.

Однако это не значит, что пауза невозможна. Помните, у Сомерсета Моэма в «Театре»? «Не бери паузу! Но если взял, тяни как можно дольше. Чем больше артист, тем дольше у него пауза!» Если вы не нашлись, что сказать, сделайте паузу контролируемой. Смотрите на собеседника, не опуская глаз, используйте мимику, сделайте все, чтобы из вашего молчания оппонент сделал нужные вам выводы. Не случайно говорят, что самообладание – это когда вместо того, чтобы повысить голос, приподнимаешь бровь. В завершении паузы, выбрав приемлемый вариант действий, переведите ситуацию в конструктивное русло.

Теперь по основным принципам. Первый принцип – принцип краткости . Он говорит о необходимости равного диалога. Помните, как часто человек начинает отвечать издалека? Начинает очень длительно обосновывать свою мысль или контрход? В таких ситуациях держите в сознании известную метафору: «Поручик, вы за кого?» – «Я – за!» – «Ваше политическое кредо?» – «Всегда!» Если мы подбираем прием работы с контрагрессией, если мы знаем, что мы хотим сказать, ответ должен занимать примерно столько же времени, сколько сказанная вам фраза. Удержите ситуацию во времени переговоров как «ход на ход».

Кто такой зануда? Это человек, который на вопрос «Как дела?» в самом деле останавливается и начинает вам подробно о них рассказывать!

Второй принцип – снижения энергии . Встречный ход должен понижать накал эмоций, уменьшать желание партнера продолжить агрессию. Агрессия не может быть выключена нажатием тайной кнопки, этой эмоцией надо управлять. Негативные эмоции обладают свойством липкости, у них очень большая инерция, поэтому одним приемом ее не снять, но обозначить конструктивную динамику можно и нужно.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Основные принципы общения с людьми 1. Обвиняя человека в чем-либо, вы только вызываете в нем внутренний протест. Поэтому вместо того, чтобы обвинять людей, попытайтесь понять их.2. Дайте человеку возможность удовлетворить свое тщеславие. Пусть благодаря вам он почувствует

Из книги Книга стервозной мудрости автора Рыбицкая Наталья Борисовна

Основные принципы мудрой женщины Трудно сказать, что именно движет женщиной, находящейся во власти сильных эмоций – разум ли, чувства ли… Но ясно одно – чтобы не утратить авторитет мудрой и рассудительной дамы, даже в самой критической ситуации стоит придерживаться

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Основные принципы гуманистической психологии Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960–х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным

Из книги Нервность: ее духовные причины и проявления автора Авдеев Дмитрий Александрович

Основные принципы православной психотерапии 1. Исповедание Православной веры и привнесение ее спасительной Истины и духовной чистоты в лечебный процесс. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек –

Из книги Этикет: Краткая энциклопедия автора Коллектив авторов

Из книги Быстрое изучение иностранного языка от английского до японского автора Байтукалов Тимур Алиевич

Основные принципы Ваша цель В последние годы появилось море различного материала для изучения иностранных языков. И любой человек (особенно решивший изучить свой первый иностранный язык) часто не уверен, с чего начать этот путь: купить учебник, аудио-, видеокурс или

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Основные принципы (продолжение)

Из книги 40 исследований, которые потрясли психологию автора Хок Роджер Р.

Основные принципы. Сферы жизни Условно нашу жизнь можно разделить на восемь сфер, каждая из которых гармонично встраивается в общую

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Из книги Очерки по психологии бессознательного [сборник] автора Юнг Карл Густав

IX. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ Эго - ядро подлинности в человеке Ясно, что психоаналитическое исследование неумолимо толкает нас к абсолютным истокам, к самому началу человеческой личности. Фактически наш интерес должен простираться даже до внутриутробного

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

5. Основные принципы лечения Прежде чем приступить к разрешению вопроса о том, как справиться на практике с ассимиляцией коллективного психического, необходимо выяснить, в чем заключается неправильность этих двух вышеописанных путей. Мы видели, что ни один из них не

Из книги Альтернатива терапии. Творческий курс лекций по процессуальной работе автора Минделл Эми

Часть первая Основные принципы

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Основные принципы В конце занятия дона Карлетта резюмировала несколько основных положений этого обсуждения:Общая картина. Осознание «большого заигрывания» помогает нам иметь ясное представление о наших реакциях и видеть, как эта информация подходит к большей картине

Из книги Лечение творчеством автора Некрасова Юлия Борисовна

Основные принципы преодоления беспокойства 1. Живите в «формате» сегодняшнего дня.2. Если вы столкнулись с проблемой, спросите себя: «Что может произойти в самом худшем случае?» – и приготовьтесь смириться с неблагоприятным сценарием.3. Подумайте, как можно было бы

Из книги автора

Основные принципы работы 1. Системообразующий принцип – коммуникативный. Как известно, наша речь есть прежде всего акт коммуникации, общения с партнерами. Основное в речевой коммуникации – коммуникативное состояние, которое возникает из потребности определенным