Чингисхан и его женщины. Женщины Чингисхана

Сходили недавно на новую постановку "Ромео и Джульетта" в Бурдраме. Талантливые ребята. Отличная постановка. костюмы, декорации супер. Сразу наводят на ассоциации с работами Даши Намдакова и Зорикто Доржиева. В общем, можно вывозить хоть в Москву, хоть за бугор. Все это хорошо.

Но после спектакля я задумался, неужели в нашей Истории нет примеров Великой Любви, которые не стыдно было бы вынести на российскую и мировую сцену?

Мне сразу же пришел пример любви Тэмуджина и Борте. Великие без всякого сомнения люди, реальные причем в отличие от героев Шекспира. Хранящие верность традициям предков (в отличие от Ромео и Джульетты, которые ради любви пошли наперекор родне), что очень немаловажно в нынешние особенно времена. И совершающие подвиг, известный по сути всем в мире.

В тот же вечер примерно продумал основную канву спектакля (пьесы).

Часть 1

Маленький мальчик слушает историю своего приемного отца. Тот рассказывает, как в молодости он любил прекрасную девушку, но потерял её. Точнее, её отняли, когда они ехали по степи в родной улус. Он позорно бежал, спас свою жизнь, но мучается теперь всю свою жизнь. Девушку звали Оэлун, его - Чиледу, а мальчика - Чильгир.

Оэлун с сыном Тэмуджином. Он вырос и женится на девушке, которую ему сосватал когда-то его отец, Есугей. Оэлун дает ему напутствие перед женитьбой. чтобы он берег её лучше, чем это сделал её первый нареченный.

Свадьба, все веселятся. Борте и Тэмуджин видевшие друг друга лишь в далеком детстве, влюбляются друг в друга. мечтают о счастливом будущем, детях, мире в семье.

Слухи о свадьбе Тэмуджина и Борте, их семейном счастье разносятся по всей степи. но не все этому рады. Враги семьи Есугея готовят нападение на их семью.

Нападение на курень, паника, все бегут, спасаются как могут. Борте и Оэлун кричат Тэмуджину, чтобы он убегал, думая, что хотят убить именно его. Тэмуджин убегает.

Утро. Все возвращаются домой. Все целы, кроме Борте. Её похитили. Тэмуджин понимает, какую ошибку он совершил и принимает решение спасти жену. Его пытаются отговорить, говорят про песчинку в степи и т.д..

Он обращается к крутым родственникам (Алтану, Хучару и Даритай-Отчигину). Но те насмехаются над ним, говорят, чтобы он нашел себе другую невесту, дескать, женщин полно, а жизнь одна. Но он настойчив, просит хотя бы немного воинов. Тогда Алтан делает ему предложение: собери сколько сможешь воинов сам, а родственники дадут ему столько же.

С этим предложением он уходит, а они остаются пировать и смеются над ним.

Тэмуджин выходит к людям и говорит, что ему нечего терять. Он пойдет до конца. Всех, кто ему поможет в трудную минуту, он не забудет никогда. Тэмуджин говорит о несправедливости, о том, что нужно покончить с грабежами, бандитизмом, войнами, которые разоряют простых людей, в которых страдают все люди.

Он бросает клич: кто пойдет за мной? выходит один мужчина: "Меня зовут Боорчу! Я пойду с тобой!". за ним второй - "Меня зовут Мухали! Я пойду с тобой!" - третий - Джэбэ.

Быстро набирается целая дружина. Но нет оружия. Тут на сцену выходит местный кузнец, Джарчиудай, высыпает груду мечей и говорит: "Возьми на такое правое дело еще моих сыновей Джэлмэ и Субэдэя!"

Часть 2

Улус меркитов. нападавшие делят добычу. с хохотом вырывают из рук в руки Борте. Смеются, что она молодая жена того самого Тэмуджина, сына Есугея, который украл невесту у Чиледу. Предлагают её Чильгиру ставшему уже взрослым воином, её сначала в шутку. Но он отбирает её у воинов и уводит к себе.

Дома у Чильгира и Чиледу. Борте плачет, говорит, что пусть они лучше убьют её, чем опозорят. Чиледу и Чильгир клянутся, что волос не упадет с её головы. Чиледу рассказывает ей о своей любви к Оэлун, которую он пронес через всю свою жизнь. Тем временем Чильгир влюбляется в Борте, но не показывает виду.

Войско Тэмуджина нападает на кочевье меркитов. Паника, монголы рубят мужчин, Тэмуджин везде ищет Борте. наконец, она выбегает к нему. Они обнимаются, плачут от счастья.

Воины подводят захваченных в плен мужчин-меркитов. среди них Чиледу и Чильгир. Тэмуджину предлагают решить самому их судьбу. Борте настойчиво просит его отпустить их, рассказывает об их отношении к ней. Тэмуджин выслушивает из её уст историю трагической любви Чиледу к матери Тэмуджина прекрасной Оэлун. Он приказывает дать им лошадей, все их добро и отпустить на свободу.

В стане монголов ликование, родственники произносят льстивые похвальбы в честь Тэмуджина. слышатся крики "Тэмуджин наш Хан! С ним мы завоюем весь мир!".

Уходящие Чиледу и Чильгир останавливаются,вслушиваются в крики. Чиледу говорит:

"Он-то точно будет Великим Ханом! Ради своей любимой девушки начать целую войну!!! А ведь он мог быть моим сыном!".

Чильгир спрашивает его: "А как же я, Отец? Ведь Тэмуджин - сын Есугея!". Чиледу отвечает: "Такова Судьба, сын мой. У каждого своя Дорога Жизни. У него своя, у нас - своя". Чильгир оборачивается назад и говорит "Прощай, Борте!". Они уходят.

Это, конечно, наметки, грубые причем. Замысел.

Основные сюжетные линии:
Тэмуджин - Борте.
Чиледу - Оэлун.
Чильгир - Борте.

PS от АРД: Чингис-хаан никогда не имел сомнений, что первый сын Джучи - его родной. Хотя многие сомневались, не прижила ли Борте в меркитском плену ребенка?

PPS от АРД : Нашли интересную зарисовку про Борте и сыновей Чингис-хаана...

Б. Гаврилов. «Чингисхан». Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева (Улан-Удэ).
Режиссер Цырен Бальжанов, художник Цыремжит Цыренжапова

Что нужды Россиянину, что какой-нибудь Чингис-Хан татарский был завоевателем Китая и он там много наделал добрых дел? <…> Надобно наперед узнать, что происходило в нашем отечестве.

П. А. Плавильщиков, 1792 г.

В нашем Отечестве находится Бурятия, для которой Монголия географически — за углом, а Чингисхан — канонизированный, введенный монголами в буддистский пантеон национальный герой, о котором, мы, увы, знаем мало. Только из пьесы молодого бурятского драматурга Булата Гаврилова (живущего в Москве и пишущего по-русски) я узнала про «столицу мира» Хара-Хорин, которую построил великий монгольский завоеватель. Посол Папы Римского Плано Карпини, посетивший Хара-Хорин, ошеломленно воскликнул: «Я обошел десятки стран и краев, я побывал во множестве самых разных городов, но такого красивого города, как Хара-Хорин, я нигде больше не видел!» Недавно японцы сняли пятисерийный фильм о столице монголов средних веков. Сложные компьютерные расчеты позволили воссоздать облик города. «Лучшие архитекторы и каменщики со всех стран мира построили удивительный город, в котором соседствовали кварталы Багдада и Хорезма, Византии и Варшавы, Будапешта, Венеции… Там высились церкви и костелы, мечети и синагоги, ратуши, башни, крепости… И не было в этом никакой эклектичности, все было необыкновенно продумано и точно реализовано. Хара-Хорин явился своего рода метафорой всей жизни и цели Чингисхана — объединение противоборствующих цивилизаций и реализации Вечно Синего Неба, Духа Небесного на Земле»*. Словом, столица империи к исходу жизни великого монгола Чингисхана была не только пристанищем «словесности, наук и художеств», центром культуры и политики, но и воплощением на Земле человеческой связи с Космосом.

* Краткий комментарий к пьесе Б. Гаврилова «Чингисхан»

Макет этого «города Солнца» и выносят в начале спектакля. Около него задумчиво сидят двое детей. Горят свечи…

Если, приехав на край света и придя в какой-нибудь театр, вы увидите простое пространство с некоторыми абстрактными «геометрическими» деталями (кубами, призмами или шарами)…

Если в это пространство ритмически точно, сообразуясь с геометрией декорации, медленно войдут фигуры со свечами и образуют выразительную композицию…

Сцена из спектакля.
Фото из архива театра

Если они замрут в статичных позах и через паузу начнут чисто и ясно подавать текст… — знайте: этот спектакль поставил ученик Анатолия Васильева.

В данном случае — Цырен Бальжанов.

Геометрия пространства в «Чингисхане» окрашена в цвета и формы старинного Востока, это некое абстрактно-архитектурное сооружение, символизирующее поднебесную империю и город Хара-Хорин, в котором поет итальянский уличный певец, танцует китаянка… Здесь живет старый Чингисхан, Чингис-Богдохан (Георгий Бутуханов). Он прошел все для исполнения воли свыше, уверенный, что «Бог приходит только тогда, когда восстаешь против Бога». Но главное — чтобы Бог пришел. И к нему он пришел давно.

Пьеса Гаврилова претендует на особое прочтение легендарной судьбы Темуджина-Чингисхана. В предуведомлении зрителю авторы ставят его в ряд великих мудрецов, рядом с Магометом, Буддой, Платоном, Христом, они хотят сделать спектакль о Чингисхане «театральным посланием каждому зрителю, говорящим о том, что каждому из нас в жизни требуется напряженная внутренняя, искренняя и концентрированная работа души и ума, необходимая сегодня для выхода из состояния депрессии» (цитирую программку).

Молодой Чингисхан, подозреваю, не был подвержен депрессии, и в начале спектакля он (Баир Бадмаев) — вольный юноша, никак не расположенный к подвигам и скачущий на лошадях с любимой девушкой Борте (это самая живая и грациозная сцена спектакля, Борте — Туяна Бальжанова ведет ее с юмором и обаянием). В трагический момент своей жизни (Борте украли меркиты) Темуджин встречает шамана Тэб-тэнгэри, который посвящает его силам Вечно Синего Неба. В финале этой сцены Темуджин сидит в виде Будды на одной из ступенек «лестницы в небо». То есть завоеватель Чингисхан — человек богоизбранный и призванный на подвиги высшими силами Неба, он — если не одно из воплощений Будды, то дитя буддизма и вместе с тем христианства (эпиграф на программке «От Луки» — «Царство Божие внутри нас» — вторит буддистским заповедям).

Спектакль Ц. Бальжанова складывается, с одной стороны, из желания работать с ритмизированным Словом, как учил Васильев, с другой — поставить спектакль «большого стиля», с третьей — сделать «спектакль-медитацию». «Медитация» заявлена в программке жанром «Чингисхана», но вот тут-то и начинаются противоречия.

Срединное состояние покоя (медитация), предполагающее внутреннюю тихую сосредоточенность, явно вступает в противоречие с сюжетом пьесы и фактурой спектакля. Сценический «Чингисхан» — зрелище торжественное, он сочетает эстетские формы ритуального театра и внеисторическую декоративность: парча и шелк изобилуют в костюмах древних монголов, в реальности явно предпочитавших кожи (недаром сохранилось изречение одной из второстепенных жен Чингисхана, не монголки, а найманки Гурбесу: «Костюм у монголов невзрачен на вид, // От них же самих нестерпимо смердит»).

Визуальная яркость соединяется с интонационной агрессией, криком. На сцене не медитационная связь мученика Великой Идеи Чингисхана с Небом, а нарядные, профессионально поставленные эпизоды имперской истории, где зрелый Чингисхан (Михаил Елбонов) только и делает, что забирает себе пленниц, посылает на казнь брата и т. д. Диалектика призванности (читай — святости) и государственности — диалектика непостижимо сложная. Думаю, одно другому противоречит по сути, по форме, по идее. Спектакль легко минует это центральное место всякого исторического сюжета, в том числе сюжета, ставшего мифом (Чингисхан — национальный миф). Видимо, ни тень А. С. Пушкина, ни тень А. К. Толстого, исследовавших трагическую несовместность святости и тиранства, своевременно не посетили создателей бурятского спектакля воспоминаниями о тяжести «шапки Мономаха». Что же касается Ц. Бальжанова, то на его веку Школа Васильева исповедовала абстрактные, внеисторические ценности. («Каменного гостя» играли в кимоно…)

Оригинально соединяющий эстетизм школы Васильева с эстетикой бурятского театра, спектакль с жанра медитации быстро сбивается на жанр апофеоза, явно чуждый буддизму. То есть я вовсе не хочу сказать, что радостное разноцветье костюмов, жизнеутверждающая энергия мизансцен, своеобразная изысканность противоречат философии Будды. Отнюдь. Но радость жизни, ее приятие, столь привлекательное в буддизме (там от богатого не требуют стать нищим, там просят не придавать особого значения ни богатству, ни бедности) — это одно. А торжественная поступь талантливого «имперского» спектакля, голосовой и музыкальный натиск (музыка Б. Дондокова, Р. Щедрина, А. Шнитке утяжеляет историю посвящения Вечно Синему Небу) — это несколько другое.

В финале Чингисхан передает власть сыну со словами: «Мы не кара божья, мы божья любовь», обрекая его на продолжение своего пути словами: «Чтобы стать небом, надо быть адом».

Наверное, трудно было бы сочинить спектакль о богоизбранности Петра, Наполеона… Очевидно, Чингисхан, даже если принять концепцию его «посвященности», изначально был поставлен создателями не в тот ряд. Он все же не Будда, не Христос, не Платон. Он — человек великого деяния, суть которого противоречит медитации и покою. Ему бы стоять рядом с Александром Македонским или Петром. Б. Гаврилов и Ц. Бальжанов приняли его как миф и стали играть с ним. Но вызванная к жизни тень Чинхисхана властно вышла на сцену Бурятского национального театра и повернула все по-своему: развернулись в марше «полки» и «легкая конница»…

На территории спектакля завоеватель Чингисхан победил философа Будду.

Кадр из фильма Чингисхан. С сайта bitru.org

Самый плодовитый отец в истории человечества – это, несомненно, Чингисхан . В мире более 17 миллионов мужчин-потомков Потрясателя Вселенной . А сколько женщин с геномом Чингисхана – этого, к сожалению, наука пока сказать не может, но, несомненно, их в несколько раз больше мужчин. Известно же, что дочерей у Чингисхана было намного больше, чем сыновей.

У Чингисхана было более 7000 жен .

Со многими из них он встречался только раз, в брачную ночь. Это было своего рода ритуальное действо, скрепление союза с правителями, которые отдавали ему в жены своих дочерей в политических целях.

Были среди его жен и китаянки, присланные китайскими императорами. Их он ценил за владение изощренными сексуальными техниками – в этом он отличался (и не он один, вся его знать) от простых монгольских воинов, которые считали, что женщина должна утолять страсть, а не разжигать ее.

Попадали в жены и красавицы всех покоренных народов, на конкурсной, так сказать, основе.

Он говорил:

...величайшее удовольствие-побеждать врагов ваших и преследовать их перед вами, лишать их богатства и видеть, как те, кто им дорог, купаются в слезах, скакать на лошадях и прижимать к груди их жен и дочерей.

Когда Чингисхис завоевывал новые территории, он забирал сильных молодых людей в свою армию, а тех, кто был слишком молод или стар, чтобы сражаться в рядах его туменов, он убивал.

А женщины врага подвергалось повальному насилованию, после чего их убивали. Чингисхан не хотел, чтобы на покоренных им землях плодились полукровки-мангасы.

Но под страхом смерти самых красивых женщин не трогали.

Во время пира после победы, когда военачальники монгольского завоевателя рвали и поглощали огромные куски почти сырой конины, эти женщины, одна за другой представали перед повелителем, как на конкурсе красоты. Он избирал себе в жены самую красивую, отвечающую его канонам женской привлекательности: “маленькие носы, округлые бедра, длинные шелковистые волосы, красные губы и мелодичные голоса”.

Кадр из фильма Чингисхан. С сайта kino-teatr.ru

Остальных ожидала довольно печальная участь. Они отправлялись в палатки к его офицерам, и они могли стать женами, наложницами, служанками, а не то их могли просто насиловать и потом отдать на потеху простым воинам.

Чингисхан с удовольствием спал с женами и дочерьми вражеских вождей, а его армейские командиры считали его обладателем необычайной сексуальной силы, видя, как он каждую ночь спит со многими женщинами.

Это очень древний императив: вождь должен быть сексуально могуч и плодовит, это связано с культом рождающей земли, нуждающейся в оплодотворении. Чингисхан, видимо, интуитивно это понимал, и соответствовал.

Все его жены рожали ему детей, но только сыновья Борте , первой жены, были царевичами и имели право наследования империи, созданной отцом.

Кроме Борте, к которой он питал неизменную любовь и уважение, были еще так называемые старшие жены: Есуган, Есуй и Хулан (Кулан).

Хулан была прославленной меркитской красавицей, и попала к Чингисхану после того, как он полностью уничтожил меркитов, осуществив, наконец, долго лелеемую месть за то, что меркиты в свое время похитили его жену, молодую и прекрасную Борте, которая вернулась к нему беременной. Его первенец, сын Джучи , может, и не был его сыном.

Хулан привел в шатер вождя его военачальник, Наяга . Узнав, что Наяга продержал Хулан у себя три дня, ревниво относящийся к своей собственности Чингисхан приказал убить Наягу, усомнившись в том, что тот не покусился на девушку.

Насилу меркитская красавица уговорила повелителя пощадить воина, рассказывая, как Наяга говорил, что красивых девственниц и женщин он считает собственностью своего хана (так же, как захваченных кобыл и жеребцов врага). Она также потребовала, чтобы удостоверили ее девственность.

Хан пощадил своего преданного воина, а Хулан сделал своей второй женой. Ее сыновья Кюльхан и Харачар уступали в иерархии чингизидов только сыновьям Борте. Она единственная из старших жен сопровождала его во время военных кампаний и умерла во время индийского похода.

Есуган и Есуй были сестры, дочери татарского хана Церен-эке.

Чингисхан, мстительный и беспощадный в мести, уничтожил племя татар за то, что они погубили когда-то его отца, Есугея-багатура и тем самым обрекли его и его семью на полуголодное, полное лишений и опасностей существование.

Сначала к Чингисхану попала Есуган, и составила свое рода «протекцию» своей старшей сестре, заявив, что ее сестра красивее ее и более искусна в любви, и поэтому более достойна участи жены повелителя.

Возможно, ее старшая сестра вовсе и не стремилась к этой участи, поскольку у нее был то ли муж, то ли жених, с которым она пряталась в лесу после набега воинов Чингиса.

Чингисхан послал отряды на ее розыски; Есуй обнаружили в лесу, а жених ее убежал. Девушку доставили к хану. Ее младшая сестра уступила ей свое место ханской супруги, и села на более скромное место. Чингисхану это понравилось.

Благоразумие сестер проявилось также и в том, что обе в дальнейшем постарались подружиться с Борте.

Жених Есуй, правда, был убит. Ну, сам виноват. Зачем было тайно являться на пир по случаю победы над татарами? Ясно же, что невеста потеряна навсегда.

Ревнивый хан, заметив то ли невольный вздох, то ли дрожь своей новой жены, увидевшей своего жениха, заподозрил неладное и обнаружил незнакомца.

После допроса Чингиз отрубил молодому татарину голову со словами: «Ты потомок моих врагов и пришел сюда подсматривать; я умертвил их всех, так и о тебе нечего раздумывать».

Хан впоследствии не раз «ездил на двух кобылицах»: оставлял в своей юрте на ночь обеих сестер.

Старшие жены в какой-то степени принимали участие в государственных делах.

Та же Есуй, когда Чингисхан собирался в поход на Хорезм, посоветовала ему назначить наследника на случай, если он погибнет в сражении. Чингисхан внял ее совету, и в результате было решено назначить наследником третьего сына Борте, Удегея .

Старших сыновей, Джучи и Чагатая , обошли, поскольку Чагатай, оскорбленный тем, что поначалу наследником назначили Джучи, вслух помянул его сомнительное происхождение. Началась драка прямо перед лицом великого хана. Братьев растащили, и решили выделить им земли в далеких друг от друга местах, чтобы в будущем предотвратить их вражду.

В 1227 году Чингисхан погиб при загадочных обстоятельствах. Возможно, он упал с лошади и умер от полученных травм; он мог умереть от инфицированной раны.

Самая экзотическая версия связана с женщиной. То ли китайская принцесса, то ли тангутская знатная леди убили его во время ночи любви.

Экстремальный вариант этой романтической смерти повествует, что пленница «вставила в свое влагалище приспособление», которое, когда хан захотел заняться с ней сексом, оттяпало его гениталии, и он умер в страшных мучениях.

Говорят, что именно поэтому, чтобы скрыть правду об изувеченном Потрясателе Вселенной, его воины сделали все, чтобы скрыть его могилу.

ЖЕНЫ ЧИНГИСХАНА

Бортэ-фуджин (1161 — 1230) - старшая жена Темуджина (Чингисхана); дочь Дэй-сечена из рода унгират и его жены Цотан. Согласно «Сокровенному сказанию», первоначально отец Темуджина Есугей собирался взять ему невесту из олхонутского племени, из рода своей жены Оэлун. Случайно встреченный Дэй-сечен предложил посватать свою одиннадцатилетнюю дочь Борте, бывшую на 2 года старше Темуджина. Девочка понравилась Есугею, он оставил сына «в зятьях» и уехал. По предсмертной просьбе Есугея его друг и родственник Мунлик забрал Темуджина обратно, объяснив это тем, что Есугей скучает по первенцу. По рассказу Рашид ад-Дина в «Сборнике летописей», отец Борте, напротив, препятствовал сватовству, а её младший брат Алчи старался, чтобы сестру отдали за Темуджина. Несколько лет спустя, после спасения из тайджиутского плена, Темуджин разыскал стойбище конратов и взял Борте в жёны. Мать Борте, Цотан, подарила дочери соболью доху, впоследствии преподнесенную Темуджином Тоорилу-Ван-хану, напомнившего таким образом о побратимстве Есугея и хана кереитов. Этот шаг сильно помог Темуджину, когда меркиты похитили Борте в качестве мести за то, что Есугей отнял Оэлун у меркитского воина Чиледу. Темуджин вместе с кереитами и Джамухой разгромил меркитов и освободил Борте. Рашид ад-Дин передаёт другую версию событий: меркиты захватили Борте и отослали к Ван-хану, который «сохранил её за завесой целомудрия» и отправил обратно к Темуджину. Борте была матерью четырёх сыновей (Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй) и пяти дочерей (Фуджин-беги, Чичиган, Алагай-беги, Тумалун, Алталун) Темуджина-Чингисхана.

Хулан (1164 - 1215) - вторая супруга Чингисхана. Хулан была дочерью меркитского вождя Дайр-усуна, отданной Чингисхану в качестве дара после военного поражения племени. Чингисхан полюбил её, и на церемонии объявления его ханом Хулан получила титул хатун. Рождённые от неё сыновья Кюльхан и Харачар уступали в статусе лишь сыновьям от Борте. Хулан была единственной из жён Чингисхана, сопровождавшей его в большинстве походов, в частности, в среднеазиатской кампании. Скончалась во время индийского похода; была погребена подо льдом.

Есугэн — супруга Чингисхана. Есугэн была дочерью татарского вождя Церен-эке. Чингисхан взял её себе в качестве добычи после истребления татар в 1202 году. Согласно хроникам, Есугэн была неревнивой, и у неё было сильно развито чувство семейственности. В первую брачную ночь, она сообщила супругу, что у неё есть старшая сестра по имени Есуй, красавица, весьма достойная царского ложа. В результате поисков Есуй была обнаружена в лесу, откуда её доставили к хану, и она стала его очередной супругой. Едва увидев старшую сестру, Есугэн добровольно покинула место, принадлежавшее ей как ханской супруге, и села на менее почётное место. Это благоразумие очень понравилось Чингисхану.

Есуй — супруга Чингисхана. Есуй была дочерью татарского вождя Церен-эке. Когда после истребления татар в 1202 году Чингисхан взял в жёны её младшую сестру Есугэн, та, после первой брачной ночи, сказала супругу, что у неё есть старшая сестра Есуй, которая красива и весьма достойна ханского ложа. Начались поиски, и Есуй нашли в лесу, где она пряталась с молодым мужем; тот убежал, а её доставили к хану и она стала его очередной женой. На пиру по поводу истребления татар Чингисхан увидел, как Есуй вздрогнула и, заподозрив неладное, велел Боорчу и Мухали проверить присутствующих мужчин, племя за племенем, в результате чего был обнаружен человек, не принадлежащий ни к одному из монгольских племён. В ходе допроса выяснилось, что это был муж Есуй, который рассчитывал, что при таком стечении народа он останется незамеченным. По приказу Чингисхана он был казнён. Есуй вновь появляется на страницах исторических хроник, когда речь заходит о 1219 годе. Когда Чингисхан собрался идти войной на Хорезм, то она потребовала, чтобы он определился с наследником на случай, если на войне с ним что-нибудь случится. Чингисхан признал её правоту, но когда он поначалу предложил в качестве наследника Джучи, то это вызвало ссору между братьями: Чагатай напомнил о сомнительности происхождения Джучи, после чего между Джучи и Чагатаем завязалась драка прямо в присутствии хана. После того, как драчунов растащили, было решено назначить наследником Угэдэя, а Джучи и Чагатаю, во избежание вражды между ними, выделить в будущем в управление разные земли.