Стеклянную колбу наполненную водяным паром закрыли пробкой.

Единый государственный экзамен, 2012 г. Вариант 2

Часть 1

При выполнении заданий части 1 в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1-А21) поставьте знак «*» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А1 Два автомобиля движутся по шоссе в одном направлении. Скорость первого из них равна υ, а скорость второго равна 5υ. В этом случае скорость второго автомобиля относительно первого равна 1)6υ 2) - 6υ 3)4υ 4) - 4υ

А2 Мяч брошен с некоторой высоты вертикально вниз с начальной скоростью 1 м/с. Если сопротивление воздуха пренебрежимо мало, скорость мяча через 0,6с после броска равна

1) 7м/с 2) 5м/с 3) 1м/с 4) 6м/с

A3 Две упругие пружины растягиваются силами одной и той же величиныF . Жёсткость второй пружиныk 2 в 1,5 раза меньше жёсткости первой пружиныk 1 . Удлинение первой пружины равно ∆ℓ 1 , а удлинение второй ∆ℓ 2 равно 1) 0,5∆ℓ 1 2) 2,25∆ℓ 1 3) 1,5∆ℓ 1 4) 0,67∆ℓ 1

А4 Одинаковые шары движутся со скоростями, показанными на рисунке, и сталкиваются. Как будет направлен суммарный импульс шаров после столкновения, если υ 2 = √2υ 1

1) ← 2) 3) ↓ 4)

А5 Координата тела массой 4кг, движущегося по оси х, изменяется по закону х = х 0 + υ x t, где х 0 = 10м, υ x = - 2 м/с. Какова кинетическая энергия тела через 2 с после начала движения? 1) 288 Дж 2) 8Дж

3) 128 Дж 4) 200 Дж

А6 Четыре одинаковых пластиковых листа толщинойL каждый, связанные в стопку, плавают в воде так, что уровень воды приходится на границу между двумя средними листами. Если из стопки убрать один лист, то глубина погружения стопки уменьшится на

1) L/3 2)L/4 3)L/2 4)L

А7 Расстояния между соседними молекулами сравнимы с размерами молекул для 1) кристаллических тел и разреженных газов

2) жидкостей и кристаллических тел 3) жидкостей и разреженных газов 4) разреженных газов

А8 При увеличении концентрации частиц разреженного газа в 2 раза и уменьшении абсолютной температуры газа в 3 раза его давление 1) уменьшилось в 1,5 раза 2) уменьшилось в 6 раз

3) не изменилось 4) увеличилось в 1,5 раза

А9 В стеклянную колбу налили немного воды, закрыли её пробкой и стали медленно нагревать. На рисунке показан график зависимости давления водяных паров в колбе от температуры. Какое утверждение правильно? 1) на обоих участках пар ненасыщенный

2) на участке Iпар ненасыщенный, а на участке 2 – насыщенный 3) на обоих участках пар насыщенный

4)на участке Iпар насыщенный, а на участке 2 - ненасыщенный

А
10
На рисунке показан график зависимости давления одноатомного идеального газа от температуры при постоянной массе газа. При переходе из состояния 1 в состояние 2 внутренняя энергия газа 1) уменьшилась в 3 раза 2) увеличилась в 3 раза

3) увеличилась в 1,5 раза 4) уменьшилась в 1,5 раза

А11 Полому металлическому телу на изолирующей подставке (см. рисунок) сообщён отрицательный заряд. Каково соотношение между потенциалами точек А и В? 1) φ А = 0, φ В >0, 2) φ А > φ В, 3) φ А < φ В 4) φ А = φ В

А12 Сопротивление каждого резистора в схеме участка цепи на рисунке равно 100 Ом. Участок подключён к источнику постоян­ного напряжения выводами А и В. Сила тока через резистор R 4 равна 60 мА. Какова сила тока через резистор R 2 ?

1) 40 мА 2) 60 мА 3) 150 мА 4) 90 мА

А13 На рисунке изображён круглый проволочный виток, по которому течёт электрический ток. Виток расположен в вертикальной плоскости. В центре витка вектор индукции магнитного поля тока направлен 1)горизонтально вправо → 2)горизонтально влево ← 3) вертикально вверх 4) вертикально вниз ↓

A 14 Колебательный контур состоит из катушки индуктивности и конденсатора. В нём наблюдаются гармонические электромагнитные колебания с периодом Т = 5 мкс. Максимальный заряд одной из обкладок конденсатора при этих колебаниях равен 4∙10 -6 Кл. Каким будет заряд этой обкладки в момент времениt = 2,5мкс, если в начальный момент времени её заряд равен нулю? 1) 4∙10 -6 Кл 2) 8∙10 -6 Кл 3) 2∙10 -6 Кл 4) 0

А15 Луч света падает из воздуха в бензин (показатель преломленияn 1), затем проходит через слой воды (показатель преломленияn 2), а затем через стеклянную пластинку (показатель преломленияn 3). На рисунке показан ход луча света. Показатели преломления сред

1) n 1 < n 2 < n 3 2)n 1 иn 2 >n 3 3)n 1 >n 2 иn 2 n 2 > n 3

А16 На поверхность тонкой прозрачной плёнки нормально падает пучок белого света. В отражённом свете плёнка окрашена в зелёный цвет. При постепенном увеличении толщины плёнки её окраска будет 1)темнеть до чёрного цвета 2) смещаться к синей области спектра 3) смещаться к красной области спектра

4) оставаться прежней

А
17
Четырёх учеников попросили нарисовать общий вид графика зависимости максимальной энергии электронов, вылетевших из пластины в результате фотоэффекта, от частоты падающего света. Частота падающего света в процессе опыта не изменялась. Какой рисунок выполнен правильно?

А18 Радиоактивный изотоп нептуния 237 93 Npпосле одного α-распада и одного электронного β-распада превращается в изотоп

1) 234 90 Th2) 241 94 Pu3) 233 91 Pa4) 233 92 U

А19 Дан график зависимости числа нераспавшихся ядер эрбия 172 68 Еrот времени. Каков период полураспада этого изотопа? 1) 50 часов 2)100 часов 3)75 часов 4)25 часов

А20 Чтобы определить массу одного гвоздя с достаточной точностью, на рычажных весах несколько раз взвесили по 10одинаковых гвоздей. Результат взвешиваний оказался (500 ± 10)г. Масса одного гвоздя равна 1) (50 ±1) г 2) (50 ±10) г

3) (5±1)г 4) (5 ±0,1) г

А21 На рисунке представлены результаты измерения температуры воды в электрическом чайнике в последовательные моменты времени. Погрешность измерения времени равна 1с, погрешность измерения температуры равна 2°С. Какова полезная мощность нагревателя чайника, если масса воды равна 0,5кг? 1) 2,1 кВт 2)1,3кВт 3)1,0кВт 4)0,7кВт

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

В1 Массивный груз, подвешенный к потолку на пружине, совершает вертикальные свободные колебания. Пружина всё время остается растянутой. Как ведут себя потенциальная энергия пружины, кинетическая энергия груза, его потенциальная энергия в поле тяжести, когда груз движется вниз к положению равновесия? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется


В2 В сосуде неизменного объёма находилась при комнатной температуре смесь двух идеальных газов, по 1 моль каждого. Половину содержимого сосуда выпустили, а затем добавили в сосуд 1 моль второго газа. Как изменились в результате парциальные давления газов и их суммарное давление, если температура газов в сосуде поддерживалась неизменной? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилось 2) уменьшилось 3) не изменилось

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

В3 Ученик исследовал движение бруска по наклонной плоскости и определил, что брусок, начиная движение из состояния покоя, проходит 25см с ускорением 1,2м/с 2 . Установите соответствие между физическими величинами, полученными при исследовании движения бруска, перечисленными в левом столбце, и уравнениями, выражающими эти зависимости, приведённым в правом столбце.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЗАВИСИМОСТИ УРАВНЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ

А) зависимость пути, пройденного 1) L=At 2 , гдеA= 0,6м/с 2

бруском, от времени 2) L=Вt 2 , где В= 1,2м/с 2

Б) зависимость модуля скорости 3) υ = С√L, где С=1,55√м/c

бруска от пройденного пути 4) υ = DL, гдеD=1,6c -1

В4 Пучок света переходит из воздуха в воду. Частота световой волны – ν, длина световой волныв воздухе –λ, показатель преломления воды относительно воздуха –n. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) скорость света в воздухе 1) nλ/ ν

Б) скорость света в воде 2) λ/ ν

4)λν

Задания третьей части представляют собой задачи. Рекомендуется провести их предварительное решение па черновике. При выполнении заданий (А22-А25) в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания поставьте знак «*» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.

А22 Груз массой 80кг удерживают на месте с помощью рычага (см. рисунок). Рычаг состоит из шарнира без трения и однородного стержня массой 20кг и длиной 4м. Расстояние от оси шарнира до точки подвеса груза равно 1м. Чему равен модульFвертикальной силы, приложенной к концу рычага? 1) 30Н 2) 300Н 3) 200Н 4) 20Н

А23 Кусок льда, имеющий температуру 0°С, помещён в калориметр с электро­нагревателем. Чтобы превратить этот лёд в воду с температурой 20°С, требуется количество теплоты 100 кДж. Какая температура установится внутри калориметра, если лёд получит от нагревателя количество теплоты 75 кДж? Теплоёмкостью калориметра и теплообменом с внешней средой пренебречь. 1) 15°С 2) 4°С 3) 0°С 4) 8°С

А24 В треугольникеABC угол С - прямой,АС = 0,6м (см. рисунок). В вершинеА находится точечный зарядQ . Он действует с силой 2,5∙10 -8 Н на точечный зарядq , помещённый в вершину С. Если зарядq находится в вершине В, то заряды взаимодействуют с силой 9,0∙10 -9 Н. НайдитеВС. 1) 0,6м 2) 0,8м 3) 1,0м 4) 0,4м

А 25 В таблице представлены результаты измеренийзапирающего напряжениядля фотоэлектронов при двух разных значениях длиныволны падающегопадающего монохроматического света (λ kp - длиныволны, соответствующая красной границе фотоэффекта). Какое значениезапирающего напряженияпропущено в таблице? 1)U 0 /3 2) 2U 0 1)0,5U 0 4) 3U 0

C 1 Вцилиндре под поршнем при комнатной температуреt 0 долгое время находится только вода и её пар. Масса жидкости равна массе пара. Первоначальное состояние системы показано точкой наpV-диаграмме. Медленно перемещая поршень, объёмV под поршнем изотермически увеличивают отV 0 до 4V 0 . Постройте график зависимости давления р в цилиндре от объёмаVна отрезке отV 0 до 4V 0 . Укажите, какими закономерностями Вы при этом воспользовались.

Полное правильное решение каждой из задач С2-С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчёты с численным ответом и при необходимости рисунок, поясняющий решение.

С2 Система из грузовт иМ и связывающей их лёгкой нерастяжимой нити в начальный момент покоится в вертикальной плоскости, проходящей перпендику­лярно оси закреплённой цилиндрической трубы. Грузы находятся на горизонтальной прямой, пересекающей ось трубы (см. рисунок). В ходе возникшего движения грузт отрывается от поверхности трубы в её верхней точке Л. Найдите массуМ, еслит = 100 г. Размеры грузов ничтожно малы по сравнению с радиусом трубы. Трением пренебречь. Сделайте схематический рис. с указанием сил, действующих на грузы.

С3 В горизонтальном цилиндрическом сосуде, закрытом подвижным поршнем, находится одноатомный идеальный газ. Площадь поперечного сечения поршняS= 30см 2 . Давление окружающего воздухаp a = 10 5 Па. Трение между поршнем и стенками сосуда пренебрежимо мало. Какое количество теплоты нужно отвести от газа при его медленном охлаждении, чтобы поршень передвинулся на расстояниеx= 10см?

С4 РеостатR подключен к источ­нику тока с ЭДСε и внутренним сопротивлениемr (см. рис). Зависимость силы тока в цепи от сопротивления реостата пред­ставлена на графике. Определите ЭДС источника.

С5 В таблице приведены значения силы тока в идеальном колебательном контуре, состоящем из конденсатора и катушки индуктивности, измеренные с точностью до 1 мА в последовательные моменты времени.

t , мкс

I , мА

Амплитуда напряжения на конденсаторе U m = 5,0 В. Найдите значение электроёмкости конденсатора.

С6 Пациенту ввели внутривенноV 0 = 1 см 3 раствора, содержащего изотоп 24 11 Naобщей активностьюа 0 = 2000 распадов в секунду. Черезt = 3ч 50мин активность такой же по объему пробы крови пациента былаа = 0,27 распадов в секунду. Найдите общий объём крови пациента. Период полураспада изотопа 24 11 Naравен Т = 15,3 ч. Переходом ядер изотопаNaиз крови в другие ткани организма пренебречь.

ВАРИАНТ 16

Из двух названных ниже явлений –

А. гидростатическое давление жидкости,

Б. давление газа на стенку сосуда –

тепловым движением частиц вещества можно объяснить

1) только А

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

Газ в цилиндре переводится из состояния А в состояние В так, что его масса при этом не изменяется. Параметры, определяющие состояния идеального газа, приведены в таблице

р , 10 5 Па

V , 10 -3 м 3

состояние А

состояние В

Выберите число, которое следует внести в свободную клетку таблицы.

На стол поставили две одинаковые бутылки, наполненные равным количеством воды комнатной температуры. Одна из них завернута в мокрое полотенце, другая – в сухое. Измерив через некоторое время температуру воды в обеих бутылках, обнаружили, что температура воды в

1) обеих бутылках осталась прежней

2) бутылке, обернутой мокрым полотенцем, оказалась выше комнатной

3) бутылке, обернутой мокрым полотенцем, оказалась ниже комнатной

4)бутылке, обернутой сухим полотенцем, оказалась ниже, чем в другой

Газ последовательно перешел из состояния 1 в состояние 2, а затем в состояния 3 и 4. Работа газа равна нулю

1) на участке 1 – 2

2) на участке 2 – 3

3) на участке 3 – 4

4) на участках 1 – 2 и 3 – 4

В опытах Штерна по определению скоростей атомов в парах серебра подсчитывали число частиц N , модуль скорости которых попадает в определённые одинаковые интервалы Δυ от 0 до 1000 м/с. Какой рисунок соответствует результатам опытов?

1)

2)

3)

4)

В одном из опытов стали нагревать воздух в сосуде постоянного объема. При этом температура воздуха в сосуде повысилась в 3 раза, а его давление возросло в 2 раза. Оказалось, что кран у сосуда был закрыт плохо, и через него просачивался воздух. Во сколько раз изменилась масса воздуха в сосуде?

1) увеличилась в 6 раз

2) уменьшилась в 6 раз

3) увеличилась в 1,5 раза

4) уменьшилась в 1,5 раза

Идеальный газ постоянной массы был помещён в гори­зонтальный сосуд с поршнем. С ним были проведены про­цессы, изображённые на рисунках. Соотнесите описание характера теплообмена и графическое изображение про­цессов. К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ГРАФИКИ ИЗОПРОЦЕССОВ

ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРА ТЕПЛООБМЕНА

    Газ получил некоторое количе­ство теплоты, и его внутренняя энергия увеличилась. При даль­нейшем нагревании газ стал со­вершать работу по выталкива­нию поршня из сосуда.

    Переданное газу количество те­плоты пошло на совершение га­зом положительной работы без изменения внутренней энергии. При дальнейшей передаче тепла внутренняя энергия газа увели­чилась.

    При охлаждении газа его объ­ём уменьшился, а поршень под действием атмосферного давле­ния пошёл внутрь сосуда. Затем газ получил от окружающей сре­ды некоторое количество тепло­ты, поршень сдвинулся в другую сторону.

    Внутренняя энергия газа умень­шилась, так как газ передал окружающей среде некоторое количество теплоты. Затем газ получил некоторое количество теплоты, его внутренняя энер­гия увеличилась.

ВАРИАНТ 17

Плотность идеального газа меняется с течением времени так, как показано на рисунке. Температура газа при этом постоянна. Во сколько раз давление газа при максимальной плотности больше, чем при минимальной?

Пробирку держат вертикально и открытым концом медленно погружают в стакан с водой. Высота столбика воздуха в пробирке уменьшается. Какой из графиков правильно описывает процесс, происходящий с воздухом в пробирке?

1)

2)

4)

В стеклянную колбу налили немного воды и закрыли её пробкой. Вода постепенно испарялась. В конце процесса на стенках колбы осталось лишь несколько капель воды. На рисунке показан график зависимости от времени концентрации n молекул водяного пара внутри колбы. Какое утверждение можно считать правильным?

1) на участке 1 пар насыщенный, а на участке 2 – ненасыщенный

2) на участке 1 пар ненасыщенный, а на участке 2 – насыщенный

3) на обоих участках пар насыщенный

4) на обоих участках пар ненасыщенный

Железному и алюминиевому цилиндрам сообщили одинаковое количество теплоты, что привело к одинаковым изменениям температуры цилиндров. Воспользовавшись таблицами, приведёнными в начале варианта, определите примерное отношение масс этих цилиндров

m Fe / m Al

Экспериментально исследовалась зависимость времени закипания некоторого количества воды от мощности кипятильника. По результатам измерений построен график, приведенный на рисунке. Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента?

1) Время нагревания прямо пропорционально мощности нагревателя.

2) С ростом мощности нагревателя вода нагревается быстрее.

3) Мощность нагревателя с течением времени уменьшается.

4) Теплоемкость воды равна 4200 Дж/(кг· 0 С) .

Кусок льда, имеющий температуру – 20 °С, положили в ста­кан с водой, взятой при температуре 0 °С. Как изменятся в результате установления теплового равновесия следующие величины: масса льда, удельная теплоёмкость льда, масса воды?

Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не меняется

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Масса льда

Удельная теплоемкость льда

Масса воды

3циклический индукционный ускоритель электронов, в котором уско­рение осуществляется вихревым...

  • Современные системы психологии./Пер с англ под общ ред. А. А. Алексеева спб.: прайм-еврознак, 2003. 384 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)

    Реферат

    Облачением. Газ -ри (1886 ... образует про ­странство, искривленное массой находящихся... некоторых людей звучит как авторитарное условие. Скиннер от­мечает, что контроль осуществлялся ... что предполагает скорее циклический про ­цесс , чем линейную причинно...

  • Издательство ленинградского университета

    Документ

    Давление данной массы газа обратно пропорционально объему газа » выражает отношение... понимание истории общества как циклического про ­цесса , как прогрессивной смены... , в которых оно осуществляется . Невозможно отрицать



  • Вариант 1




    Задание 11. На рисунке показан график циклического процесса, проведённого с
    одноатомным идеальным газом, в координатах р­Т, где p - давление газа, Т -
    абсолютная температура газа. Количество вещества газа постоянно.
    Вариант 2
    Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения,
    характеризующие процессы на графике, и укажите их номера.
    1) Газ за цикл совершает положительную работу.
    2) В процессе АВ газ получает некоторое количество теплоты.
    3) В процессе ВС внутренняя энергия газа уменьшается.
    4) В процессе CD над газом совершают работу внешние силы.
    5) В процессе DA газ изотермически расширяется.
    Вариант 3

    Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения,
    характеризующие процессы на графике, и укажите их номера.

    3) В процессе 2­3 абсолютная температура газа изохорно увеличилась в 1,5 раза.

    6 раз.
    Вариант 4
    Задание 11. Идеальный газ переводят из состояния 1 в состояние 3 так, как
    показано на графике зависимости давления р газа от объёма V. Количество
    вещества газа при этом не меняется.
    Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения,
    характеризующие процессы на графике, и укажите их номера.
    1) Абсолютная температура газа максимальна в состоянии 1.
    2) В процессе 1­2 абсолютная температура газа изобарно увеличилась в 2 раза.
    3) В процессе 2­3 абсолютная температура газа изохорно увеличилась в 1,5
    раза.
    4) Плотность газа минимальна в состоянии 1.

    5) В ходе процесса 1­2­3 среднеквадратическая скорость теплового движения молекул газа увеличивается в
    6 раз.
    Вариант 5

    концентрация молекул n пропорциональна давлению р (см. рисунок). Масса
    газа в процессе остаётся постоянной.
    Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения,

    неизменной.


    Вариант 6
    Задание 11. При переводе идеального газа из состояния 1 в состояние 2
    концентрация молекул n пропорциональна давлению р (см. рисунок). Масса газа
    в процессе остаётся постоянной.
    Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения,
    характеризующие процесс 1­2, и укажите их номера.
    1) Средняя кинетическая энергия теплового движения молекул газа остаётся
    неизменной.
    2) Плотность газа уменьшается.
    3) Абсолютная температура газа увеличивается.
    4) Происходит изотермическое сжатие газа.
    5) Среднеквадратическая скорость теплового движения молекул газа увеличивается.
    Вариант 7
    Задание 11. В стеклянную колбу налили немного воды и закрыли её пробкой.
    Вода постепенно испарялась. На рисунке показан график изменения со временем
    концентрации n молекул водяного пара внутри колбы. Температура в колбе в
    течение всего времени проведения опыта оставалась постоянной. В конце опыта в
    колбе ещё оставалась вода. Какое утверждение можно считать правильным?
    Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите
    их номера.
    1) На участке 1 плотность водяных паров увеличивалась.
    2) На участке 2 давление водяных паров не менялась.
    3) На обоих участках водяной пар ненасыщенный.
    4) На участке 1 давление водяных паров уменьшалось.
    5) На участке 2 плотность водяных паров уменьшалась.
    Вариант 8
    Задание 11. В сосуде под поршнем находятся только пары аммиака. Поршень
    медленно и равномерно опускают, уменьшая объём сосуда. Температура в
    сосуде поддерживается постоянной. На рисунке показан график изменения со
    временем t концентрации n молекул паров аммиака внутри сосуда. Какое
    утверждение можно считать правильным?
    t


    1) На участке 1 плотность паров аммиака уменьшалась.
    2) На участке 2 давление паров аммиака увеличивалось.
    3) На участке 1 пар аммиака ненасыщенный, а на участке 2 насыщенный.
    4) На участке 1 давление паров аммиака увеличивалось.
    5) На участке 2 плотность паров аммиака уменьшалась.
    Задание 11. В понедельник и вторник температура воздуха была одинаковой. Парциальное давление
    водяного пара в атмосфере в понедельник было меньше, чем во вторник.
    Вариант 9
    Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера.
    1) Плотность водяных паров, содержащихся в воздухе, в понедельник была меньше, чем во вторник.
    2) Относительная влажность воздуха в понедельник была меньше, чем во вторник.
    3) Концентрация молекул водяного пара в воздухе в понедельник и вторник была одинаковой.
    4) Давление насыщенных водяных паров в понедельник было больше, чем во вторник.
    5) Масса водяных паров, содержащихся в 1 м3 воздуха, в понедельник была больше, чем во вторник.
    Вариант 10
    Задание 11. В субботу и воскресенье температура воздуха была одинаковой. Парциальное давление
    водяного пара в атмосфере в субботу было больше, чем в воскресенье.
    Из приведённого ниже списка выберите два правильных утверждения и укажите их номера.
    1) Плотность водяных паров, содержащихся в воздухе, в субботу была меньше, чем в воскресенье.
    2) Относительная влажность воздуха в субботу была меньше, чем в воскресенье.
    3) Концентрация молекул водяного пара в воздухе в субботу была меньше, чем в воскресенье.
    4) Давление насыщенных водяных паров в субботу и воскресенье было одинаковым.
    5) Масса водяных паров, содержащихся в 1 м3 воздуха, в субботу была больше, чем в воскресенье.
    Вариант 11
    Задание 11. Один моль идеального одноатомного газа совершает
    циклический процесс 1­2­3­4­1, график которого показан на рисунке в
    координатах p­V.

    укажите их номера.
    1) В процессе 1­2 газ совершает отрицательную работу.
    2) В процессе 2­3 газу сообщают положительное количество теплоты.
    3) В процессе 3­4 газ отдаёт положительное количество теплоты в
    окружающую среду.
    4) В процессе 4­1 внутренняя энергия газа остаётся неизменной.
    5) Работа, совершённая газом в процессе 1­2, в 1,6 раза больше работы, совершённой над газом в процессе 3­
    4.
    Задание 11. Один моль идеального одноатомного газа совершает циклический процесс 1­2­3­4­1, график
    которого показан на рисунке в координатах p­V.
    Вариант 12

    Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных и
    укажите их номера.
    1) В процессе 1­2 внутренняя энергия газа увеличивается.
    2) В процессе 2­3 газ совершает положительную работу.
    3) В процессе 3­4 газу сообщают положительное количество теплоты.
    4) В процессе 4­1 температура газа увеличивается в 4 раза.
    5) Работа, совершённая газом в процессе 1­2, в 3 раза больше работы,
    совершённой над газом в процессе 3­4.
    Задание 11. На рисунке представлены графики зависимости температуры t
    двух тел одинаковой массы от сообщённого количества теплоты Q.
    Первоначально тела находились в жидком агрегатном состоянии.
    Вариант 13
    Используя данные графиков, выберите из предложенного перечня два верных
    утверждения и укажите их номера.
    1) Температура кипения у первого тела в 2 раза меньше, чем у второго.
    2) Тела имеют одинаковую удельную теплоёмкость в жидком агрегатном
    состоянии.
    3) Удельная теплоёмкость в жидком агрегатном состоянии первого тела в 3 раза больше, чем второго.
    4) Оба тела имеют одинаковую удельную теплоту парообразования.
    5) Температура плавления второго тела больше, чем первого.
    Вариант 14
    Задание 11. На рисунке представлены графики зависимости температуры
    t двух тел одинаковой массы от сообщённого количества теплоты Q.
    Первоначально тела находились в твёрдом агрегатном состоянии.
    Используя данные графиков, выберите из предложенного перечня два
    верных утверждения и укажите их номера.
    1) Температура плавления первого тела в 4 раза больше, чем у второго.
    2) Тела имеют одинаковую удельную теплоёмкость в твёрдом агрегатном
    состоянии.
    3) Удельная теплоёмкость второго тела в твёрдом агрегатном состоянии в 3 раза больше, чем у первого.
    4) Оба тела имеют одинаковую удельную теплоту плавления.
    5) Тела имеют одинаковую удельную теплоёмкость в жидком агрегатном состоянии.
    Задание 11. На pV­диаграмме отображена последовательность трёх
    процессов (1 -> 2 ->
    предложенного перечня утверждений выберите два правильных и
    укажите их номера.
    Вариант 15
    1) В процессе 1 газ нагревают.
    2) Процесс 1 является изотермическим.
    4) В процессе 2 происходит сжатие газа при постоянной температуре.
    5) Процесс 3 является изобарным.
    Вариант 16
    Из

    Задание 11. На рТ­диаграмме отображена последовательность трёх
    процессов (1 -> 2 -> 3) изменения состояния 2 моль идеального газа.
    Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных и
    укажите их номера.
    1) В процессе 1 газ отдаёт положительное количество теплоты.
    2) Процесс 2 является изотермическим.
    3) В процессе 3 газ совершает работу.
    4) В процессе 2 происходит расширение газа при постоянной
    температуре.
    5) В процессе 1 происходит сжатие газа при постоянной температуре.
    Вариант 17
    Вариант 18
    Вариант 19
    Вариант 20
    Вариант 21
    Вариант 22
    Вариант 23
    Вариант 24
    Вариант 25
    Вариант 26
    Вариант 27
    Вариант 28
    Вариант 29
    Вариант 30

    В табл. 5 представлено содержание заданий типа А экзаменационной работы. В правом столбце таблицы указано, какое количество абитуриентов правильно справились с соответствующим заданием в процентах по отношению ко всему количеству участников экзамена по физике в Санкт-Петербурге. В 2012 году при отсутствии существенных изменений в сируктуре и содеражании заданий типа А сужественно изменилось их расположение внутри экзаменационной работы. Это обстоятельство не позволяет провести корректный сравнительный анализ результатов по отдельным заданиям по отношению к 2010 и 2011 годам.
    Таблица 5
    Содержание заданий типа А
    и результаты их выполнения в 2012 году

    Обозначение задания в работе Содержание задания в 2012 году Процент правильных ответов
    А1 Кинематика: относительность движения 77,31%
    А2 Кинематика, законы Ньютона: свободное падение 56,13%
    А3 Силы в природе: закон Гука 71,97%
    А4 Импульс, закон сохранения импульса: сложение векторов импульса при движении на плоскости 66,04%
    А5 Механическая энергия: изменение кинетической энергии при равноускоренном движении 78,32%
    А6 Статика: условия плавания тел на поверхности жидкости 64,46%
    А7 МКТ: строение вещества 71,10%
    А8 МКТ: зависимость давления идеального газа от абсолютной температуры 70,42%
    А9 МКТ: график зависимости давления и концентрации насыщенного пара от температуры 38,94%
    А10 Термодинамика: определение изменения внутренней энергии идеального газа с использованием графика для неизопроцесса 63,11%
    А11 Электростатика: эквипотенциальные поверхности 67,34%
    А12 Постоянный ток: расчет участка цепи постоянного тока со смешанным соединением проводников 49,28%
    А13 Магнитное поле: определение по рисунку направления вектора магнитной индукции в центре кругового витка с током 53,57%
    А14 Электромагнитные колебания и волны: определение заряда на обкладках конденсатора в колебательном контуре в разные моменты времени 38,06%
    А15 Оптика: сравнение показателей преломления нескольких сред с использованием рисунка 51,10%
    А16 Оптика: интерференция в тонких пленках 32,51%
    А17 Корпускулярно-волновой дуализм, физика атома: график зависимости кинетической энергии фотоэлектронов от частоты падающего света при фотоэффекте 45,31%
    А18 Физика атомного ядра: превращения ядер при радиоактивном распаде 70,70%
    А19 Физика атомного ядра: определение периода радиоактивного распада по стандартному графику 77,28%
    А20 Методы научного познания: погрешность косвенных измерений 65,64%
    А21 Методы научного познания: определение мощности нагревателя по графику зависимости температуры воды от времени, построенному с учетом погрешностей измерений 39,21%
    А22 Механика: расчетная задача на правило моментов для рычага 34,15%
    А23 Молекулярная физика, термодинамика: задача на расчет количества теплоты при нагревании 25,11%
    А24 Электродинамика: расчетная задача на взаимодействие нескольких точечных зарядов в вакууме 45,60%
    А25 Квантовая физика: расчет запирающего напряжения при изменении длины фолны падающего света при фотоэффекте 23,30%

    Диаграмма 1

    Стабильно хорошо (на протяжении ряда лет) экзаменуемые выполняют задания базового уровня

    По кинематике равноускоренного движения,

    На применение закона Гука,

    По МКТ идеального газа,

    На радиоактивность.
    Стабильно плохо (на протяжении ряда лет) экзаменуемые справляются с заданиями, связанными с

    Насыщенным паром,

    Интерференцией,

    Графиками изменения величин при фотоэффекте,

    Проведением расчета величин с использованием графика, построенного с учетом погрешностей измерений.
    Существенно лучше , чем в прошлом учебном году экзаменуемые справились с заданиями по применению закона сохранения импульса при движении на плоскости.
    Существенно хуже , чем в прошлом году, экзаменуемые справились с заданиями базового уровня

    На применение условия плавания тел,

    По описанию процессов, происходящих в колебательном контуре,

    На расчет участка цепи постоянного тока со смешанным соединением проводников,

    По геометрической оптике.
    Следует отметить, что задания, вызвавшие существенное затруднение у экзаменуемых в 2012 году,

    Либо существенно обновлены по структуре, их аналоги не представлены в пособиях для подготовки к экзамену;

    Либо усложнены по сравнению с аналогичными заданиями прошлых лет.

    По-прежнему плохо выполняются задания повышенного уровня.

    Из 21 задания базового уровня у 10 (47%) процент выполнения больше 65, следовательно, проверяемые посредством данных заданий содержательные элементы можно считать усвоенными полностью. В прошлом году у 70% заданий базового уровня процент выполнения был выше 65. Следует отметить, что целый ряд заданий базового уровня из экзаменационной работы 2012 года (такие как А6, А9, А10, А21) считался в предыдущие годы заданиями повышенного уровня.

    Ни одно из четырех заданий типа А повышенного уровня в 2012 году в отличие от результатов 2011 года не дало процент выполнения, соотвтетсвующий полному усвоению. Это обстоятельство во многом объясняется тем, что задания повышенного уровня в текущем году представляют из себя полноценные расчетные задачи, уровень сложности которых соответствует расчетным задачам, в предыдущие годы представленным в части В.

    Приходится констатировать, что реальный уровень сложности заданий типа А в 2012 году существенно увеличился при том, что заявленный в спецификации уровень сложности соответствует экзаменационным работам прошлых лет.

    К сожалению, в этом году для ряда заданий с выбором ответа характерен существенный разброс (в нескольео раз!) по проценту выполнения для разных вариантов. При валидной статистической выборке этот факт может быть объяснен только очевидной неоднородностью вариантов по уровню сложности. Например, в 7 заданиях из 25 (28%) разница процента выполнения задания по вариантам составляет более 50%. Разброс процента выполнения у таких заданий проиллюстрирован на диаграммах 2 - 4.

    Диаграмма 2

    Диаграмма 3

    Диаграмма 4.


    3.1.2. Анализ неуспешных заданий типа А

    В табл. 6 представлены примеры заданий с выбором ответа, аналогичные по типу и содержанию тем, которые были использованы на экзамене, и вызвали затруднения у учащихся: с ними справились менее 65% экзаменуемых.
    Таблица 6

    Примеры заданий типа А, аналогичных заданиям,
    вызвавшим затруднения у экзаменуемых

    Обозначение
    задания в работе
    Процент правильных
    ответов
    Пример заданий, аналогичных тем,
    которые вызвали существенные
    затруднения у учащихся
    Комментарии
    Задания базового уровня сложности
    А2 56,13% С вертолета, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, выпал предмет. Какова скорость предмета относительно земной поверхности через 3 с после начала его падения? (Сопротивлением воздуха пренебречь)
    1) 40 м/с 2) 30 м/с 3) 70 м/с 4) 50 м/с
    Для решения данной задачи необходимо четкое понимание того, что скорость – векторная величина. Поэтому для нахождения модуля вектора скорости требуется определить величины горизонтальной и вертикальной проекций в указанный момент времени. У учащихся, изучавших физику на базовом уровне, операции сложения векторов на плоскости традиционно вызывают затруднения
    А9 38,94%

    В стеклянную колбу налили немного воды, закрыли ее пробкой и стали медленно нагревать. На рисунке показан график зависимости давления водяных паров в колбе от температуры. Какое утверждение правильно?

    1) на обоих участках пар ненасыщенный

    2) на участке 1 пар ненасыщенный, на участке 2 – насыщенный

    3) на обоих участках пар насыщенный

    4) на участке 1 пар насыщенный, на участке 2 – ненасыщенный

    Тема «Насыщенный пар. Влажность воздуха» всегда вызывала затруднения у учащихся. Она изучается в основной школе на со-ответствующем уровне. В рамках базового курса физики старшей школы возможно только ее краткое и достаточно поверхностное повторение.
    А10 63,11% На рисунке показан график зависимости давления одноатомного идеального газа от температуры при постоянной массе. При переходе из состояния 1 в состояние 2 внутренняя энергия газа

    1) уменьшилась в 1,5 раза

    2) уменьшилась в 3 раза

    3) увеличилась в 3 раза

    4) увеличилась в 1,5 раза

    Затруднения при решении данной задачи могут быть связаны с тем, что

    Рассматривается не традиционный изопроцесс;

    Для оценки изменения внутренней энергии не требуются значения давления данной массы газа. То есть, график содержит избыточные для решения данные.

    А12 49,28% Сопротивление каждого резистора в цепи, показанной на рисунке, равно 100 Ом. Участок подключен к источнику постоянного напряжения выводами А и В . Напряжение на резисторе R 4 равно 12 В. Напряжение между выводами схемы U АВ равно
    1) 12 В 2) 18 В 3) 36 В 4) 24 В
    Задания на расчет общего сопротивления участка цепи постоянного тока, как правило, не вызыали существенных затруднений в прошлые годы. Сравнительно малый процент выполнения данного задания может быть связан с тем, что требуется провести расчет силы тока или напряжения.
    А13 53,57% На рисунке изображен круглый проволочный виток, по которому течет электрический ток. Виток расположен в горизонтальной плоскости. В центре витка вектор индукции магнитного поля тока направлен Невыполнение этого элементарного задания может быть обусловлено:
    - незнанием правила баравчика;
    -несформированностью пространственного мышления.
    А14 38,06% Колебательный контур состоит из катушки индуктивности и конденсатора. В нем наблюдаются гармонические электромагнитные колебания с периодом Т = 5 мкс. Максимальный заряд одной из обкладок конденсатора при этих колебаниях равен Кл. Каков будет заряд этой обкладки в момент времени мкс, если в начальный момент времени ее заряд равен нулю?
    1) Кл 3) Кл
    2) Кл 4) 0
    Малый процент выполнения базового задания на понимание процессов, происходящих в идеальном колебательном контуре, может быть обусловлен тем, что качественное рассмотрение колебаний проводится преимущественно в основной школе. Возможно, в старшей школе при изучении данной темы акценты были смещены в сторону математического описания процесса.
    А15 51,10% Луч света попадает из воздуха в стеклянную пластинку (показатель преломления n 1 ), затем проходит через слой бензина (показатель преломления n 2 ), а затем через слой воды (показатель преломления n 3 ) . На рисунке
    В данном задании коэффициенты преломления сравниваются на основании сопоставления углов падения и преломления для каждой из границ. Очевидно, что качественному анализу процессов преломления уделяется гораздо меньшее внимание, чем количественному. Особенно на старшей ступени обучения.
    А16 32,51% На поверхность тонкой прозрачной пленки падает по нормали пучок белого света. В отраженном свете пленка окрашена в зеленый цвет. При постепенном увеличении толщины пленки ее окраска будет
    1) темнеть до черного цвета
    2) смещаться к синей области спектра
    3) смещаться к красной области спектра
    4) оставаться прежней
    Интерференция в курсе физики изучается достаточно поверхностно. Даже простейшие задачи на расчет (оценку) интерференционных картин традиционно вызывают затруднения у учащихся.
    А17 45,31% Четырех учеников попросили нарисовать общий вид графика зависимости максимальной кинетической энергии электронов, вылетевших из пластины в результате фотоэффекта, от частоты падающего света. Какой рисунок выполнен правильно?
    Традиционно сформулированные задания на фотоэффект, как правило, особых затруднений не вызывают. Но график зависимости кинетической энергии от частоты падающего света приводится не во всех учебниках. Можно предположить, что среднестатистический учитель в условиях базового уровня обучения ограничивается анализом только вольтамперной характеристики фотоэффекта.
    А21 39,21% На рисунке представлены результаты измерения температуры воды в электрическом чайнике в последовательные моменты времени. Погрешность измерения времени равна 4 с, погрешность измерения температуры равна 4 0 С. Сколько воды налито в чайник, если полезная мощность нагревателя чайника равна 2,0 кВт?
    1) 1,2 л 2) 0,6 л 3) 0,9 л 4) 1,5 л
    Задания, проверяющие умение интерпретировать результаты эксперимента, представленные в виде графика или таблицы, традиционно являются затруднительными для большинства учащихся. В данном случае помимо интерпретации результатов эксперимента требуется решить полновесную расчетную задачу с привлечением табличных значений констант. Очевидно, большинство экзаменуемых оказались к этому не готовы.
    Задания повышенного уровня сложности
    А22 34,15% Груз массой 80 кг удерживают на месте с помощью рычага, приложив вертикальную силу, модуль которой равен F = 300 Н (см. рисунок). Рычаг состоит из шарнира без трения и однородного стержня массой 20 кг и длиной 4 м. Расстояние от оси шарнира до точки подвеса груза равно
    1) 0,8 м 2) 1,0 м 3) 1,5 м 4) 2,0 м
    Тема «Статика» традиционно проблемна: правило моментов, рычаги и блоки изучаются достаточно поверхностно в основной школе и этот учебный материал в старшей школе не всегда полноценно повторяется. В данном случае модель, используемая в задаче, осложнена необходимостью учитывать силу тяжести, действующую на стержень.
    А23 25,11% Кусок льда, имеющий температуру 0 0 С, помещен в калориметр с электронагревателем. Чтобы превратить этот лед в воду с температурой 20 0 С, требуется количество теплоты 100 кДж. Какая температура установится внутри калориметра, если лед получит от нагревателя количество теплоты 75 кДж? Теплоемкостью калориметра и теплообменом с внешней средой пренебречь
    1) 8 0 С 2) 15 0 С 3) 4 0 С 4) 0 0 С
    Полноценная расчетная стандартная задача, присутствующая в стандартных школьных задачниках. Проблемы при ее выполнении предположительно обусловлены громоздкостью алгебраических преобразований и вычислений.
    А24 45,60% В треугольнике АВС угол С – прямой. В вершине А находится точечный заряд Q . Он действует с силой Н на точечный заряд q , помещенный в вершину С . Если заряд q перенести в вершину В , то заряды будут взаимодействовать с силой Н. Найдите отношение
    1) 0,60 2) 0,75 3) 0,36 4) 1,67
    У данной задачи самый большой процент выполнения среди задач типа А повышенного уровня сложности. Трудности при решении могут быть связаны не только и не столько с незнанием закона Кулона, сколько с необходимостью привлечения знаний из геометрии и извлечения квадратных корней.
    А25 23,30% В таблице представлены результаты измерений запирающего напряжения для фотоэлектронов при двух разных значениях длины волны падающего монохроматического света (λ кр - длина волны, соответствующая красной границе фотоэффекта)

    Какое значение запирающего напряжения пропущено в таблице?
    1)

    Требующие не просто знания формул, а понимания механизмов физических явлений и физического смысла величин, эти явления описывающих;

    Нестандартно сформулированные задания;

    Задания новые, отсутствующие в пособиях по подготовке к экзамену;

    Расчетные задачи повышенного уровня сложножности.

    1. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по физике соответствует действующим образовательным стандартам, построенным на основе деятельностного подхода в обучении:

    Они проверяют умение применять теоретические знания на практике;

    Они направлены на проверку не только специфических предметных умений, но и общеучебных умений;

    В них невелик процент чисто репродуктивных заданий, проверяется не столько знание закона или формулы, сколько понимание механизмов процессов, функциональных зависимостей между величинами.

    К сожалению, школьное физическое образование часто носит репродуктивный характер, что приводит к формальному применению ряда выученных законов и формул без их осмысления и анализа.

    Поэтому необходима постоянная рефлексивная деятельность учителя с точки зрения проверки соответствия учебного процесса образовательному стандарту как в части содержания, так и (особенно важно!) в части организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

    2. В ходе организации подготовки к выполнению заданий части А экзаменационной работы важно обращать внимание на необходимость включения в текущую работу с учащимися заданий разных типологических групп, классифицированных

    - по структуре (различные типы дистракторов – вариантов ответов);

    - по уровню сложности (базовый и повышенный);

    - по разделам (темам) курса физики («Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика», «Квантовая физика»);

    - по проверяемым умениям (владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики: понимание смысла физических понятий, моделей, явлений, величин, законов, принципов, постулатов; владение основами знаний о методах научного познания; решение качественных и расчётных задач);

    - по способам представления информации (словесное описание, график, формула, таблица, рисунок, схема, диаграмма).

    3. При выполнении экзаменационной работы учащимся очень важно выдерживать временной регламент, быстро переключаться с одной темы на другую. Очевидно, эти ограничения следует жёстко соблюдать при проведении текущего и промежуточного контроля. Учащиеся должны привыкнуть к тому, что на экзамене имеют большое значение не только их знания, но и организованность, внимательность, умение сосредотачиваться.

    4. Многие ошибки экзаменуемых связаны с невнимательным прочтением условия задачи (не обратил внимания на частицу «не» или спутал «увеличение» с «уменьшением»). Не стоит останавливаться на первом же варианте ответа, который показался правдоподобным, не дочитывая внимательно до конца все последующие варианты ответов: часто чтение последующих вариантов ответов может натолкнуть на возможную ошибку в рассуждениях.

    5. В заданиях могут содержаться лишние данные. В текстах заданий отсутствуют данные из таблиц – их необходимо отыскать самостоятельно. При этом значения величин и констант, содержащиеся в справочных материалах к варианту экзаменационной работы, должны быть использованы строго, без округлений. Безусловно, все эти «подводные камни» должны присутствовать во время тренировок на уроке.

    6. При выполнении экзаменационной работы многие выпускники пыталются угадывать ответ. В условиях, когда за неверный ответ не ставят штрафные баллы, эта тактика на экзамене может иметь некоторый успех. Тем не менее, в ходе подготовки необходимо обязательно требовать обоснование выбора.

    7. В экзаменационную работу вернулись типовые расчетные задачи, решаемые с помощью стандартных алгоритмов. Они являются необходимым этапом, который нужно освоить, чтобы приступить к решению задач более высокого уровня сложности. При работе с типовыми задачами желательно обязательное присутствие в алгоритме решения таких позиций, как «физическая модель явления», «система отсчёта», «пояснительный чертёж», «получение итоговой формулы в общем виде», «проверка результата». Именно на сравнительно простых расчётных задачах формируется общая культура решения физической задачи, включающая в себя, в частности, введение чёткой системы обозначений используемых физических величин, написание исходных уравнений, комментарии к производимым операциям. К сожалению, из-за «неряшливости» при написании формул, фрагментарности записей, то есть отсутствия культуры оформления решения, можно потерять некоторое количество баллов на экзамене при решении заданий типа С.