То как мы говорим рисует наш. Выставка «Видим, рисуем, говорим…

Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лёвка и Серёжа решили украсть кота у Марьи Павловны?»

1) Марья Павловна была злой старухой и не нравилась ребятам.

2) Марья Павловна считала, что дети играют в плохую игру, и обещала пожаловаться родителям.

3) Лёвка и Серёжа решили, что таким поступком покажут умение «постоять за себя».

4) Кот орал днём и ночью и поэтому не нравился ребятам.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1)Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь!

2) А вредная всё-таки, – он покрутил головой.

3) – Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка.

4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 36 – 45 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 49 – 60 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «примостившись» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «городской рынок» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишитеграмматическую основу предложения 30.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 22 – 28 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами.

Ответ: __________________________________________.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Как ты думаешь,1 куда он мог деться?

– Ну что я могу думать, 2 – усмехнулся отец. – Может, 3 пошёл кот погулять, 4 вот и всё. А может, 5 украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 41. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Надо найти старушку,1 которой мы отдали кота,2 – решили они.

Но легко сказать «найти»,3 а где её сыщешь теперь,4 когда столько дней прошло.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчинённое предложение споследовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 46 – 52 найдитесложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя, современного лингвиста М.А. Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.А. Кронгауза. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным ».

Когда писатель создает портрет своего героя, он часто использует не только описание внешности или характера, но и речевую характеристику. То, какие слова человек употребляет, характеризует его тем или иным образом. Ведь вежливый человек не будет ругаться грубыми словами, культурный не сделает грубых ошибок, а тот, кто презрительно зовет нашу страну «рашка», едва ли является патриотом.

Вот и в этом тексте мы видим, что Лёвка говорит очень грубо и самоуверенно, «дерзко», по определению самого автора (предложение 8). «Наплевать», «старуха», «плакса» - это, конечно, не ругательства, но все же показывает неуважительное, пренебрежительное отношение мальчика к соседке, которая всего лишь сделала ему обоснованное замечание.

И совсем иначе характеризует Марью Павловну ее речь. Видно, что это добрая и мягкая женщина. Даже замечание мальчикам она сделала в мягкой форме: «нехорошая игра», а не «прекратите». И потом она обращается к приятелям, которые ведь разбили ее окно: «ребятки» (предложение 33). Да и кличка ее кота - Мурлышка - показывает ее нежное отношение к животному.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы… »

«Свинье необязательно вести себя по-свински, а ты по-человечески обязан поступать»,- писал Б. Заходер. И это напоминание хорошо бы некоторым написать для себя большими буквами и читать как можно чаще, чтобы не совершать свинских, подлых поступков, как мальчишки из рассказа Осеевой.

Мальчики обиделись на соседку, которая сделала им замечание, и украли ее кота - единственное, что было ей дорого. Трудно представить себе, что вполне нормальные, по-видимому, ребята могли решиться на такой жестокий и непорядочный поступок. Даже родители, которые обсуждали это событие, не могли себе представить, что «подлецы», как сказал о них папа, - это их сын и его приятель.

Однако все же в ребятах заговорила совесть, хотя и далеко не сразу - тогда чуть было не стало уже слишком поздно! Марья Павловна на тот момент уже лежала с сердечным приступом, а найти женщину, которой отдали бедного Мурлышку, помог счастливый случай. Что было бы, если бы Марья Павловна не пережила бы приступа, или не встретилась бы мальчикам женщина, новая хозяйка кота, или ей надоело бы слушать вопли животного и она просто выгнала бы его на улицу? Как тогда мальчики стали бы жить с таким грузом, ведь это была бы уже не просто подлость, а самое настоящее преступление!

Любой подлый поступок может потянуть за собой много плохого и в результате привести к настоящей трагедии. Именно поэтому папа Сережи говорит о том, кто украл кота, так жестко и бескомпромиссно.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сострадание - это такое свойство человека, которое помогает ему понимать чужую боль и сочувствовать другим людям.

В рассказе Осеевой, который приведен в этом варианте, говорится о двух мальчиках, которым эта способность свойственна, похоже, лишь в очень незначительной степени. Однако хорошо, что хотя бы немного способности к состраданию им досталось, иначе трудно себе представить, чем бы все закончилось! Сначала мальчики, обидевшись на старушку, похитили ее кота. И даже когда Марья Павловна их прямо спросила, не видели ли они Мурлышку, жалость не шевельнулась в их душах. Ребята поняли, что они натворили, лишь тогда, когда у старушки случился сердечный приступ: только после этого они догадались, что поступили подло, и попытались исправить свой поступок. Хорошо, что хоть теперь!

К сожалению, нередко бывает уже слишком поздно исправлять содеянное. Например, в книге Л. Коконина «Стая» говорится о непорядочном отношении людей к щенку, которого они взяли в дом, но не воспитывали и обращались с ним без сострадания, а потом просто не стали искать, когда он сбежал. А между тем, пес стал вожаком стаи, которая стала нападать на людей, чтобы отобрать сумку с едой, одну женщину собаки сильно погрызли. И этот же юноша, который мальчиком просил щенка, а потом не стал с ним заниматься, участвовал в облаве на эту стаю собак. Но разве теперь перевоспитаешь этих собак и разве теперь вернешь здоровье искалеченной жертве стаи - а по сути, жертве равнодушных людей, которые относятся к животному как к игрушке?

Сострадание - очень важное качество, надо стараться воспитывать его в себе - и к людям, и к животным.

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста современного лингвиста М.А. Кронгауза:

«То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательвым»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами российского лингвиста Л. Ю. Максимова.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента

текста:« - А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое сострадание» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

- (2)Смотри-ка... рогатка у меня. (З)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

- (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

- (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? - дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

- (10)Ну и наплевать! - сказал Лёвка. - (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку - из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

- (14)Бежим! - крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

- (16)Старуха обязательно пожалуется, - говорил Лёвка. - (17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...

(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

- (21)Да, хорошо бы, - сказал Серёжа.

(22)Прошло несколько дней.

...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

- (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. - (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...

- (29)Не может быть, - решительно сказала мать, - на этой улице все знают Марью Павловну. (З0)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка - вся её жизнь!

(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

- (ЗЗ)Ребятки, вы не видели Мурлышку? - (34)голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.

- (35)Нет, - глядя в сторону, сказал Серёжа.

(З6)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и

медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

- (38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, - он покрутил головой. - (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

- (42)Фи! - свистнул Лёвка. - (43)Плакса какая! Подумаешь - рыжий кот пропал!

(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

(46)И ребята не выдержали.

- (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, - решили они.

(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.

(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

- (50)Да чего вам от меня надобно-то?

- (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

- (53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

- (58)Мурлышка! (59)Усатенький...

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

- (61)Только б не упустить теперь, - пыхтел Лёвка. - (62)Нашёлся-таки! (6З)Усатый-полосатый!

(По В. Осеевой) *

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) - детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Пояснение.

Приведём примеры сочинений-рассуждений

15.1. Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание М.А. Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательвым».

Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста В. Осеевой. Так, например, в предложении 10 (Ну и наплевать! - сказал Лёвка) представленная речь мальчика не отличается богатством и выразительностью: использование грубого слова не лучшим образом характеризует героя.

Предложение 33 (Ребятки, вы не видели Мурлышку?) приводит нам речь другой героини – Марьи Павловны. Предложение осложнено обращением, причём, это обращение – слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - так одно слово в речи героини уже позволяет проникнуться к ней с симпатией.

Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был М.А. Кронгауз, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2. В приведённом фрагменте текста отец с осуждением называет тех, кто мог бы украсть любимого кота соседки, подлецами, даже не догадываясь, что эти самые подлецы рядом. Кот – единственное живое суще-ство, к которому привязана Марья Павловна, лишить её этого существа – значит лишить её самого дорогого, что у неё было.

Мальчишки решили отомстить соседке, возомнив себе, что она пожалуется на них родителям. В предложениях номер 16 -19 находим подтверждение этому. Страх сподвиг героев на подлое дело.

Хорошо, что ребята правильно оценили свой поступок и вовремя смогли его исправить. Угрызения совести заставили-таки мальчишек отправиться на поиски кота. Вот почему после встречи с Мурлышкой, они почувствовали себя освобождёнными от груза своего стыда. Неслучайно в предложении номер 60 об их возвращении с котом домой сказано, что они шли «торжественно».

Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, выбора между добром и злом, между правдой и ложью, между милосердием и равнодушием. Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Герои В. Осеевой обладают этими качествами, поэтому, вероятнее всего, в жизни будут избегать поступков, противоречащих их нравственным ориентирам.

15.3. Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, навер-ное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.

Мальчишки, герои текста В. Осеевой, решили отомстить соседке, возомнив себе, что она пожалуется на них родителям. Страх сподвиг их на подлое дело. Хорошо, что ребята правильно оценили свой поступок и вовремя смогли его исправить. Они поняли, что кот – единственное живое существо, к которому привязана Марья Павловна, лишить её этого существа – значит лишить её самого дорогого, что у неё было.

Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.

«Видим, рисуем, говорим…» - это выставка-дуэт московских художниц, педагогов по живописи, рисунку и композиции Екатерины Ульяновой и Елизаветы Милоградовой, связанных дружбой и совместной многолетней работой в одной из изостудий Москвы. Сейчас Екатерина является руководителем и педагогом изостудии «Арт-Детство», созданной ею в 2005 году в Центре культуры и досуга «Лира». В 2016 году студия получила почетное звание «Ведущая творческая студия города Москвы». А Елизавета, дважды награжденная Грантом Правительства Москвы в области образования (2004 и 2014 г.), преподает изобразительное искусство и ведет группы дополнительного образования изостудии «Талантливые дети» в ГБОУ Школа №627.

Художницы родились и выросли в Москве, занимались в московских изостудиях, учились в одной художественной школе. Воспитывались в среде интеллигенции и художников. С детства впитывали атмосферу московской жизни, архитектуры и культуры, проводя многие часы в легендарных музеях Москвы среди чудесных плодов мирового искусства, что формировало их художественное видение, мышление и впоследствии нашло отражение в их творчестве, а также в работе с детьми, их учениками. Теперь нужно привить любовь к прекрасному у будущего поколения, научить их видеть прекрасное, восхищаться, творить…

«Видим». Как научиться видеть? Видеть удивительное и прекрасное, даже в самых обычных вещах? Это свойственно детям - они верят в сказку, могут самое обычное явление превратить в волшебство. Мы учимся у детей непосредственности и наивности, умению видеть мир открыто и без стереотипов, этого порой так не хватает взрослому состоявшемуся художнику! Но и мы учим детей видеть - видеть сто оттенков в одном цвете, видеть картину мастера, уметь ее «прочитать», видеть композицию, ритм, движение и красоту вокруг нас. Наши занятия - это диалог между взрослым и ребенком, художником и тем, кто делает первые открытия в изобразительном искусстве. А наши картины – это наш взгляд на мир.

«Рисуем». Дети рисуют с рождения. Это часть их игры, часть познания окружающего мира и самого себя. Ребенок и карандаш - два неотъемлемых понятия, конечно, если взрослый не совершил случайно когда-то ошибку, внезапно вторгнувшись в мир ребенка со своими «советами». Дайте детям свободу, бумагу и карандаши, и вы увидите, как ребенок сам научится рисовать! Он будет выражать свои эмоции, настроение, играть, рисуя. Мы только подсказываем, направляем, дополняем рисование ребенка, стараемся его заинтересовать, вдохновить и поверить в собственные возможности. Мы педагоги, но мы и сами художники. Мы рисуем! Наши работы - это наш разговор с миром и со зрителем, отражение наших впечатлений и чувств, это то, что мы хотим донести до вас, смотрите!

«Говорим». Мы говорим с нашими учениками. О чем? Обо всем… О закате и восходе, о цвете моря и оттенках неба, о композиции, колорите, о художниках и их произведениях, о тайнах и загадках старинных полотен и Древнеегипетских скульптур. Мы говорим с родителями наших учеников о важности творческого развития в развитии личности человека, о развитии художественных способностей и формировании мыслящего человека. Мы говорим через наше творчество со зрителями о нашем времени, о современном человеке и его среде, о связи с нашей историей, о жизни и о себе!

«Мы видим, рисуем, говорим! Мы хотим сделать ваше пребывание на нашей выставке интересным, полезным, запоминающимся».

ЧТО ГОВОРИМ МЫ, И ЧТО СЛЫШАТ НАШИ ДЕТИ?

Часто, разговаривая с ребёнком, мы не задумываемся, что наши слова он может воспринять как-то иначе, вложив в них свой смысл. Тем не менее, дети действительно относятся к сказанному родителями гораздо серьёзней, чем кажется.

Мы говорим:
«Осторожно: упадёшь, испачкаешься, поломаешь, разобьёшь, и т.п.».
Таким образом родители высказывают беспокойство за ребёнка, стараются уберечь его от опасности.
Что слышит ребёнок:
«Ты такой неуклюжий, неумелый, нелепый, а мир вокруг так опасен, что лучше вообще ничего не делай».

Маленький ребёнок верит словам родителей, а потому такое восприятие себя и окружающего мира может остаться с ним надолго. Фразы же «Осторожно, укусит! Не трогай, заразишься!», направленные на животных, формируют страх перед ними, который может перерасти в серьёзную фобию.
Как сказать иначе:
«Позаботься о себе, береги себя. Будь внимательным», «Будь острожен, собака может укусить, кошка - болеть, заразишься».

Мы говорим:
«Коля так красиво рисует! Почему он нарисовал аккуратно, а ты нет?», «Почему твой брат/сестра уже почистил/а зубы, а ты до сих пор в ванной?».
Так родители пытаются пробудить у ребёнка дух соревнования и мотивировать его для саморазвития.
Что слышит ребёнок:
«Ты хуже, чем другие. Если не умеешь рисовать/быстро бегать/вовремя чистить зубы, ты - плохой».
Конечно же, такой посыл не идёт на пользу самооценке.
Как сказать иначе:
«Хорошо получается. Будь аккуратней, и выйдет совсем здорово». «Я люблю тебя таким, какой ты есть»
Не обесценивайте достоинства своего ребёнка. Если он не преуспевает в одном, то обязательно хорошо справляется с другим заданием. Поэтому не старайтесь сравнивать его с другими детьми. Ведь ваш малыш не сравнивает вас с чужими родителями?

Мы говорим:
«Сколько раз можно объяснять?!» «Я бы на тебя не кричала, если бы ты понял с первого раза». «Ты постоянно меня расстраиваешь!»
Родители пытаются воззвать к чувству вины ребёнка - может быть, он проявит сочувствие и наконец-то научится их слушать?
Ребёнок слышит:
«Ты глупый неудачник». «Только из-за тебя у родителей плохое настроение. Если бы ты был лучше, тебя бы любили больше».
Ребёнок понимает: он, и только он несёт ответственность за настроение и эмоции родителей, поэтому если они расстроены - вся вина только на нём.
Как сказать иначе:
«Ты справишься, попробуй ещё. Я могу помочь, если хочешь». «Пожалуйста, выполни мою просьбу. Это очень важно». «Сегодня я так устала на работе, давай поговорим об этом позже».
Очень важно говорить ребёнку о своих чувствах. Если вы сейчас не в состоянии слушать его, потому что валитесь с ног, так и скажите. Это гораздо лучше, чем смешивать свою усталость с недовольством от каких-то мелких промахов ребёнка.

Мы говорим:
«Уйди, видеть тебя не могу!», «У меня был когда-то хороший сын, а этого мальчика я не знаю», «Мы не хотели такого непослушного ребёнка!», «Без тебя в этом доме станет лучше».
Такие фразы родители говорят в порыве злости, видимо, не задумываясь, что
Ребёнок слышит:
«Ты нам мешаешь, мы жалеем, что ты появился на свет. Лучше бы тебя не было».
Что может быть ужасней для ребёнка, чем осознавать, что он не нужен своим родителям? Понимание этой горькой истины (для него - истины), ведёт к саморазрушению. Ребёнок начинает подвергать себя травмам, вступать в драки, затем пить и курить - то есть выполнять "мечту" родителей - уничтожить себя физически.
Как сказать иначе:
«Мы очень любим тебя, но огорчены поступком, который ты совершил».

Мы говорим:
«Не ври, это не больно». «Не плачь, до свадьбы заживёт», «Не обращай внимания», «Ну кто боится какого-то жука?», «Ой, ну подумаешь, синяк!»
Так родители дают понять, что проблема незначительна и мала, закладывают в ребёнке отказ от своих чувств и переживаний.
Что слышит ребёнок:
«Не выражай своих эмоций». «То что ты чувствуешь - неправильно».
Всё это приводит ребёнка в замешательство. Он чувствует страх/боль, но родители говорят, что это не так. Кому верить? Им или себе?
Как сказать иначе:
«Ты испугался?», «Я тебя понимаю».
Вместо того, чтобы смеяться над чувствами, достаточно разделить их с ребёнком. Это не так сложно, а для психологического здоровья малыша гораздо полезнее и конструктивнее, чем высмеивание и ваша ирония.

Мы говорим:
«Давай быстрее! Сколько можно тебя ждать! Всё, мы уходим, а ты продолжай копаться со своими шнурками!»
Ребёнок слышит:
«Ты неважен. Нам всё равно, успеваешь ты или нет. Если нужно, мы бросим тебя. Тебе придётся поступиться своими желаниями ради наших».
Как сказать иначе:
«Сколько тебе нужно времени, чтобы собраться?», «Тебе нужна наша помощь?», «На сборы у нас только 15 минут, давай попробуем успеть?»

Мы говорим:
«Оставь! Я сама сделаю!» «У тебя не получится».
Что слышит ребёнок:
«Родители в тебя не верят, потому что ты неудачник и вряд ли у тебя что-то получится»
С таким внутренним убеждением ребёнку будет непросто добиваться своих целей в жизни.
Как сказать иначе:
«Попробуй, у тебя получится!» «Если тебе будет нужна моя помощь, обращайся!»

Безусловно, контролировать каждое своё слово невозможно. Но зная о том, что именно стоит за вашими фразами, можно постараться стать осторожнее в своих высказываниях.