Умеешь ли ты общаться? Игра «Эмоциональная атмосфера».

От чего зависит коммуникабельность человека? Связана ли она с повышенным уровнем интеллекта, начитанностью, количеством полученных высших образований? Конечно, нет! Здесь не прослеживается никакой зависимости, ведь умение общаться прививается с самого детства.

Уже по ребенку можно судить о его возможных проблемах при налаживании контактов в будущем. Одни дети болтают без умолку, другие растут молчаливыми, угрюмыми, стеснительными и робкими. Впоследствии эти задатки дадут о себе знать, они пустят корни и дальше будут только укрепляться.

Научить взрослого человека непринужденному общению практически невозможно. Очень часто сложность построения отношений с противоположным полом связана именно с этим «недугом». Зная о предстоящих трудностях при разговоре и дополнительно накручивая себя, можно добиться только обратного результата, ведь первое свидание не должно начинаться со стресса. Лихорадочные попытки замять возникающие паузы положительного эффекта обычно не дают.

Предложенный тест позволит определить как далеко, а самое главное, в какую сторону вы отошли от заветной середины. Ведь излишнюю болтливость вряд ли можно занести в список достоинств или особенно выдающихся качеств. Безостановочный поток слов утомляет окружающих, и информация воспринимается, как очередной пустой треп. Общительность состоит в умении поддержать разговор, а не навязывать свои мысли и проблемы на чужую голову.

Коммуникабельность можно отнести к таланту или даже дару, ведь она действительно облегчает жизнь и дает целый ряд весомых преимуществ. Человек, способный вести беседу на любую тему: от космических пришельцев до строения крыла бабочки – может многого достигнуть в жизни. Работодатели по достоинству оценивают это качество, такое полезное при завязывании контактов с очередным клиентом. Вот только галочка, проставленная в резюме автоматом, очень часто не соответствует действительности.

Так кто же вы: счастливый обладатель чудо-языка и мастер слова или же кандидат, испытывающий трудности в общении? Результаты теста можно попробовать предугадать, судя по поставленному в нем вопросу. Тем интереснее будет узнать, насколько хорошо вы знаете себя.


Бывали ли у вас случаи, когда вы сильно запуска ли болезнь, стесняясь обратиться к врачу
Да
Иногда
Разве что в исключи тельных случаях
Нет

Вы отстояли длинную очередь, но вдруг перед вами пытается пройти пожилая женщина. Как поступите
С пенсионерами лучше не связываться, пропущу её вперёд
Вежливо поговорю с ней, чтобы восстановить поря док
Постараюсь молча от теснить нарушительницу порядка
Устрою скандал - нахалка должна знать своё место

Вам нужно доехать до дома на автобусе, но вы по теряли деньги и проездной билет. Как будете выпутываться
Позвоню родным или знакомым, чтобы выручили
Пойду пешком
Поеду «зайцем», надеясь на удачу
«Стрельну» денег у прохожих или попытаюсь уговорить водителя автобуса прокатить бесплатно

Вам предлагают по ехать в командировку в го род, где вы никогда не бывали. Постараетесь ли вы избе жать этой поездки
Безусловно
Скорее да, чем нет
Зависит от города
С радостью соглашусь на командировку

В кафе вам подали явно недоброкачественное блюдо. Как поступите
Зависит от настроения
Просто не стану есть
Откажусь оплачивать заказ или потребую деньги назад
Сразу устрою скандал

Срочно понадобилась небольшая сумма денег, а хороший знакомый не воз вращает долг. Вы напомните ему об этом
Решительно потребую свои деньги назад
Постесняюсь, выкручусь как-то иначе
Тактично намекну, что пора отдать деньги
Объясню ситуацию и попрошу вернуть долг

Вас приглашает в гости коллега, которого вы не очень хорошо знаете. Как поступите
Решение будет зависеть от моих собственных планов на это время
Найду предлог, чтобы отказатьс

Министерство образования и науки РБ

ГБОУ СПО «Гусиноозерский энергетический техникум»

Учебно-методическая документация

2.6. Воспитательная работа

СК-УМД-МР-2.6.-15

Методическая разработка классного часа


Рассмотрено на заседании МО

Классных руководителей

Протокол №_______________

«___»_______________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВР

«___»_______________20__г.

____ __ ____ Т.П. Мохонько

подпись И.О. Фамилия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ:

« УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ОБЩАТЬСЯ»

(ситуативный практикум по культуре общения)

Гусиноозерск, 2015 г.

Цели:

Развитие культуры общения, коммуникативных на­выков учащихся.

Воспитание этических норм бесконфликтного об­щения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.

Оборудование. Если есть возможность, то подготовить на каждого учащегося тексты извлечений из книг и текста «Конфликт без насилия», листы, бумаги и ручки.

Ход классного часа.

Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»

Правила, которых следует придерживаться в разгово­ре:

Необходимо вести разговор вежливо и ровным го­лосом;

Должно быть желание разговаривать;

Следует смотреть в глаза собеседнику;

Морщить лоб и нос;

Не надо перебивать или прерывать собеседника;

Не следует излишне увлекаться жестикуляцией;

Не следует излишне усложнять свою речь, исполь­зуя иностранные слова или научные термины;

Старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;

Интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

1. Надо знать, как развивается конфликт:

Возникновение разногласий; возрастание напря­женности в отношениях;

Осознание ситуации как конфликтной хотя бы од­ним из ее участников;

Собственно конфликтное взаимодействие, исполь­зование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

Исход (разрешение) конфликта. Разрешением кон­фликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных
отношений между людьми.

2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом раз­ногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную при­чину конфликта.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а на позициях. Наша позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши инте­ресы - это то, что побудило нас принять данное реше­ние. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них - ключ к решению проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конф­ликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на ме­сто оппонента. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициа­тору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тя­готит человека, доставляет ему беспокойство и неудоб­ство.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь со­кратить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдер­жки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учи­тывайте состояние и индивидуальные особенности учас­тников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При об­суждении конфликта важно избежать следующих серьезных ошибок:

Партнер выдвигает в качестве ошибки другого соб­ственный промах;

Поведение партнера диктуется исключительно так­тическими соображениями;

Партнер укрывается за «производственной необхо­димостью»;

Партнер настаивает на признании его власти;

Используются самые уязвимые места партнера;

Припоминаются старые обиды;

В конце концов выявляются победитель и побеж­денный.

Возможные и другие ошибки, допускаемые собесед­никами:

Отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, на­ружность говорящего, его голос или произношение;

Высокая скорость умственной деятельности. Мы ду­маем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому ког­да кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени
свободен и отвлекается от речи говорящего;

Антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что гово­рит другой;

Избирательность внимания. С детских лет мы при­выкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать
все была бы непосильным занятием. В порядке самоза­щиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то од­ном;

Потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формули­рованием «разгромных» аргументов и комментариев.

Задание 1. Со всеми ли «правилами» ты согласен?

Задание 2. Приходилось ли тебе в какой либо жизнен­ной ситуации применять некоторые из приведенных в тексте «правил»?

Ситуация 2. «Что такое такт?»

Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики или обратить ее в шутку?

Такт - это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его - уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.

Бестактным считается:

Своим поведением обращать на себя внимание в не­которых общественных местах (в музее, театре, библио­теке и т. п.);

Говорить в публичном месте о личных делах своих близких (друзей, родственников и др.);

Навязывать свои вкусы и представления.
Задание. Дополните своими предложениями понятие:

«бестактным считается...».

Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точ­ку зрения?»

Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре - это из­бегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их
можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зре­ния другого.

Уважайте мнение других людей, никогда не гово­рите человеку резко, что он не прав, особенно при лю­дях. В таких условиях человеку трудно согласиться с
вами.

Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уве­рены в ее ошибочности, лучше обратиться к нему со сло­вами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах».
Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.

Если вы не правы, признавайте это быстро и ре­шительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со сторо­ны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами раньше, этим вы его обезоружите,

Не начинайте важных разговоров с требованиями сказать «да» или «нет». Если человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца последователь­ным. Он может позднее почувствовать, что «нет» было неверным, но вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».

Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Задание 1. Согласны ли вы с приведенными прави­лами?

Задание 2. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?

Ситуация 4. «Помогут ли вам приведенные рекоменда­ции по ускорению процесса разрешения конфликта?»

Во время переговоров приоритет должен отдавать­ся обсуждению содержательных вопросов.

Стороны должны стремиться к снятию психологи­ческой и социальной напряженности.

Стороны должны демонстрировать взаимное ува­жение.

Участники переговоров должны стремиться пре­вратить скрытую часть конфликтной ситуации в откры­тую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг дру­га и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.

Все участники переговоров должны проявлять склон­ность к компромиссу. Особое значение имеет заключитель­ная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны
быть предприняты усилия по окончательному устране­нию противоречий интересов, целей, установок, ликви­дирована социально-психологическая напряженность и
прекращена любая борьба.

Задание. Согласны ли вы с данными рекомендациями?

Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?» Задание:

Какие способы приветствия вы знаете?

Отличаются ли приветствие в среде молодежи от приветствия взрослых?

Вы выбираете данный способ приветствия со зна­комыми только по возрастным признакам или по лич­ностным качествам этого человека?

Примите к сведению приведенную ниже информа­цию.

«Почему люди здороваются за руку?» Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены при­поднимают при встрече шляпу.

Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было при­нято... тереться носами или даже исполнять особый та­нец. Однако одно только рукопожатие пережило все вре­мена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружес­кий жест, понятный каждому.

Протягивая открытую ладонь, человек как бы пока­зывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожа­тием, люди убеждались в том, что в руке другого действи­тельно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку - ладонь должна быть открытой.

От очень древних времен дошло до нас и стойкое преду­беждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков - у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет

внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришед­шего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет - обменяться крепким рукопожатием.

Ситуация 6. «Поможет ли тебе при общении тест?»

Тест «Конфликт без насилия»

Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.

1.Являются ли постоянные споры с друзьями проявле­нием свободы вашего выбора?

А. да, являются; Б. нет, не являются;

В. все зависит от культуры человека, страны, где он живет, и законодательства.

2. Дети имеют право свободно делать свой выбор:
А. во всех сферах жизни и деятельности;

Б. только в среде своих друзей; В. только в семье.

3. Почему человек должен следовать общепринятым пра­вилам?

А. потому что так принято в обществе;

Б. потому что это совпадает с его желаниями;

В. потому что так получается.

4. Когда люди договариваются друг с другом, то они:
А. ссорятся;

Б. отстаивают свои позиции; В. вырабатывают правила.

5. Почему человек не соблюдает правил?
А. жить по правилам неинтересно;

Б. он плохо воспитан, у него низкий уровень культуры;

В. считает, что соблюдение правил - это проявление слабости.

6. Каковы причины конфликтов?
А. грубость; Б. слабохарактерность;

В. эгоизм; Г. доброта;

Д. ответственность; Е. различие взглядов.

7. Может ли быть конфликт без насилия?
А. да; Б. нет; В. всегда.

8. К какому понятию относится определение «состоя­ние взаимной вражды, серьезная размолвка»:

А. конфликт; Б. ссора; В. противоречие.

По мнению психологов и педагогов, правильными ответами являются: 1.б; 2.а; З.а; 4.в; 5.в; 6.а, в, е; 7.б; 8.б.

Шуточная ситуация 7. «Поможет ли тебе при общении юмор?»

Тест «Можешь ли ты красиво выступить у доски?»

Учеба - не такое уж интересное занятие. Но в твоих силах сделать так, чтобы каждый твой выход к доске стал запоминающимся событием и для тебя, и для твоих одно­курсников, и для преподавателя (а ведь у ваших педагогов еще меньше возможностей для развлечений, чем у вас).

Не ограничивайся просто ответом на вопрос (хотя не­которые и это сделать не могут), а дополни свое выступ­ление у доски... Как? Ну, как умеешь.

Мысленно или на бумаге поставь себе 2 очка за опти­мистический ответ, 1 очко - положительный ответ, 0 оч­ков - за отрицательный ответ на следующие вопросы:

1. Знаешь ли ты смешные анекдоты?
Много знаю!

Знаю, но в аудитории такие рассказывать нельзя.

Не знаю, я отличник.

2. Знаешь ли ты наизусть хоть одну песню?
Да, много знаю!

Знаю, но слова все время пугаю.

Пытался выучить, но пока не смог.

3. Умеешь ли ты танцевать какие-нибудь экзотичес­кие танцы, например, брейк, мазурку, вприсядку, малень­ких лебедей, танец племени людоедов мамбу-хрямбу?

Умею!

Нет, пока не умею.

Умею только детсадовские танцы.

4. Умеешь ли ты стоять на голове?
Могу и на голове, и на других частях тела.
Могу, но только на чужой голове.

Я и на ногах-то пока с трудом стою.

5. Можешь ли ты кончиком языка достать до носа?
В два счета!

Только до чужого носа.

Пока нет, но уже начал тренировки.

6. Можешь ли ты показать какой-нибудь фокус?
Запросто!

Могу «распилить» преподавателя (номер исполняет­ся только один раз).

Не знаю, не пробовал.

Подведем итоги. Если ты набрал(а):

10-12 очков. Ты веселый молодой человек (девуш­ка)! Юмор помогает тебе не только в учебе, но и в обще­нии.

6-9 очков. Ты можешь порадовать своих однокурс­ников и не упускай этого шанса!

1-5 очков. Неужели ты такой скучный человек?
Как же тогда с тобой общаются твои однокурсники?

Выучи наизусть хотя бы один из студенческих анекдо­тов и в удобное время расскажи его товарищам. Может, это поможет...

Мини-итоги. Классный руководитель подводит итоги всех рассуждений учащихся.

1. Нравится ли тебе выказывать кому-то свое расположение?

а) да, мне очень нравится это делать;

б) иногда;

в) я никогда и никому не выказываю ничего подобного.

2. Когда в твоем классе появляются новенькие, ты…

а) спешишь первой познакомиться с ними, потому что новые люди всегда интересны;

б) ждешь, когда с ними познакомятся другие одноклассники, и только потом начинаешь знакомиться сама;

в) тебя не интересуют незнакомые люди, тебе и так хватает общения с теми, с кем дружишь очень давно;

3. Симпатичный незнакомый мальчик уступил тебе место в автобусе. Ты…

а) скажешь ему: «большое спасибо», познакомишься, поболтаешь с ним и запишешь его телефон;

б) поблагодаришь его, сядешь и займешься своими мыслями;

в) будешь стоять, как стояла, сделав вид, что ничего не заметила.

4. Встречный прохожий говорит тебе комплимент. Твои действия:

а) поблагодаришь, улыбнешься и заведешь с ним беседу о том, как хорошо на свете жить;

в) мама тебя хорошо просветила, чем такое общение может кончиться. Ты никогда не отвечаешь незнакомым людям, поэтому быстро попытаешься скрыться, будучи твердо уверенной в том, что у прохожего на уме только дурное.

5. Мои друзья мне…

а) никогда не надоедают, мои заботы исчезают, когда я среди них;

б) иногда надоедают; время от времени хочется побыть одной;

в) основательно надоели, они меня раздражают.

6. Я люблю…

а) бывать среди людей, у меня определенно больше друзей, чем у других;

б) хорошую компанию, но друзей должно быть немного, это только очень близкие мне люди;

в) сидеть дома одна.

7. Настроение у тебя ужасное, и тут на улице к тебе подходит прохожий и просит показать дорогу. Как ты отреагируешь на это?

а) прохожий ни в чем не виноват, а я человек воспитанный, поэтому отвечу спокойно, вежливо и обстоятельно;

б) отвечу на его вопрос, но раздраженным, резким тоном: ведь иногда я могу сорвать зло на ком-нибудь;

в) я никогда не разговариваю с незнакомыми людьми, поэтому пусть он обращается к кому-то другому.

8. Тебя срочно попросили выступить на собрании с каким-то сообщением. Довольна ли ты этим предложением?

а) а почему я должна быть недовольна? Всегда рада выступить;

б) возможно, я буду отказываться, но если тема мне близка, то выступлю;

в) я никогда не любила публичных выступлений.

9. Когда у тебя неприятности (плохо с учебой, не понимают родители, поссорилась с любимым), можешь ли ты «поплакаться в жилетку» незнакомому человеку?

а) конечно, с большим удовольствием;

б) вряд ли меня поймет незнакомец, хотя такое и не исключено;

в) как можно доверять свои личные переживания чужим людям? Никогда!

Ключ к тесту

Ну что ж, давай подсчитаем, что получилось. Посмотри, какой вариант ответа у тебя встречается чаще всего. Если больше всего ответов под буквой «а», то из этого следует, что ты девочка общительная, чувство одиночества тебе неведомо. Ты можешь знакомиться везде и со всеми. Да, уж в необщительности тебя не упрекнешь. Однако это не всегда может иметь положительный результат. Иной раз ты предпочитаешь количество друзей качеству ваших отношений. Тебе нужно научиться иногда сдерживать свои эмоции – это пойдет тебе только на пользу. И еще: умерь свое любопытство, чуть меньше говори и больше слушай других, чуть осторожнее высказывай свое мнение по любому поводу – и все будет в порядке.

Если чаще всего в твоих ответах встречался вариант «б», то можно сказать, что ты во всем придерживаешься «золотой середины». И это совсем неплохо. Ты умеешь находить общий язык с другими людьми, но что самое главное – никогда не навязываешь другим своего общества. Для тебя имеет важное значение характер человека, с которым ты дружишь, поэтому друзья у тебя верные и надежные. С общительностью у тебя все нормально. Ты внимательно выслушиваешь других, пытаешься понять и принять их точку зрения. Легко идешь на контакт, однако всегда оставляешь кое-какие секреты для себя. Да и друзья могут полностью положиться на тебя, доверив тебе любую тайну.

Если больше всего получилось ответов под буквой «в», это говорит о том, что у тебя довольно низкий уровень общительности. Ты боишься общения, других людей, постоянно замкнута в своем мире, предпочитаешь уединение. Все коллективное тебя пугает, ты неохотно идешь на контакт с незнакомыми людьми. В каждом человеке ты видишь только негативное, часто остерегаешься общения даже с теми людьми, которые сами готовы предложить тебе дружбу. Но не стоит расстраиваться, ведь еще не поздно изменить свое поведение и отношение к окружающим. Ведь ты же не хочешь превращаться в отшельницу? Возможно, тебе следует по-новому взглянуть на одноклассников, ты сможешь найти среди них верных, искренних друзей и сама станешь намного общительнее.

Тестирование «Умеете ли вы общаться?»

Цель: познакомить участников с основными приемами по обмену информацией, формировать умение ее обрабатывать, находить в ней жизненно важное для решения актуальных проблем.

Ход занятия: Сегодня мы поговорим об общении. Ваш жизненный опыт еще мал, и порой вы не знаете, как вести себя в разных ситуациях, как поступать, чтобы не было конфликтов. Давайте, прежде всего, поговорим, конфликтная ли вы личность. Для этого ответьте на вопросы анкеты.

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

    не принимаю участия;

    кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

    активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

    нет;

    только если имею для этого веские основания;

    критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

    только в шутку и то если это люди не обидчивые;

    лишь по принципиальным вопросам;

    споры – моя стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

    возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

    делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

    прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком;

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

    не буду поднимать бучу из-за пустяка;

    молча возьму солонку;

    не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

    с возмущением посмотрю на обидчика;

    сухо без эмоций сделаю замечание;

    выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

    промолчу;

    ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

    выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

    постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

    не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;

    проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ: 1-й вариант ответа – 4 очка, 2 – 2 очка, 3 – 0 очков. Идет подсчет баллов. Класс разбивается на три психологических типа.

Ведущий дает такую информацию.

22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.