Олимпиада по русскому языку 5.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

I этап (школьный) 2016 – 2017 учебный год

5 класс

время выполнения – 1 (один) астрономический час.

1. Расставьте ударения в следующих словах: брала, звонишь, избалованный,

квартал, километр, красивее, нефтепровод, отрочество, торты, эксперт.

2. Детей зовут Саша, Женя, Соня, Наташа, Валя. Как их будут звать, когда они вырастут? Напишите полные имена.

3. Отгадайте загадку. Запишите ответ и определите, сколько раз в загадке встречается звук [д].

Он вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит,

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

4. Каким фонетическим признаком (признаком произношения гласных или согласных звуков) объединены слова? Запишите объяснение. Приведите три своих примера подобного произношения звуков.

Морковь, снег, дворняжка, снежки, гриб.

5. Почему иностранцу будет трудно понять смысл этого стихотворения. Запишите объяснение с точки зрения лексики русского языка.

Наш Ванюша на лугу

Накосил косой траву.

А своей косой Танюша

Так понравилась Андрюше!

За речной живет косой

Дядя Вася – он косой.

6. Напишите слова, значения которых дано ниже.

    Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

    Заключительная часть спортивного состязания на скорость.

    Первое блюдо со свеклой и другими овощами.

    Плоские деревянные полозья, прикрепляемые к ногам для передвижения по снегу.

    Запас слов и выражений человека.

7. Ответьте на шутливые вопросы. Вам понадобится не только знания русского языка, но и смекалка.

1. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

2. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ.

3. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь?

8. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова. Составьте с ними предложения: светило, мыло, ели, окуни.

9. Выполните синтаксический разбор предложения. Из какого они произведения? Кто его автор?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

5 класс

1. Максимум – 5 баллов.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

бралА, звонИшь, избалОванный, квартАл, киломЕтр, красИвее, нефтепровОд, Отрочество, тОрты, экспЕрт.

2. Максимум – 5 баллов.

За каждый правильный ответ – 1 балл, за половину правильного ответа (одно имя) – 0,5 баллов.

Александр – Александра, Евгений – Евгения, София – Софья, Наталья - Наталия, Валентин – Валентина.

3. Максимум – 5 баллов.

Отгадка – 2 балла. Количество звуков – 3 балла.

Звук [д] встречается в загадке 1 раз (с листопад ом). Сентябрь.

4. Максимум – 5 балла.

Правильный ответ – 2 балла, за каждый пример – 1 балл.

Оглушение согласных звуков на конце слов или перед глухими согласными.

5. Максимум – 2 балла.

Иностранец может не знать значений всех омонимов , представленных в стихотворении (косой ).

6. Максимум – 5 баллов.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

    роса; 2) финиш; 3) борщ; 4) лыжи; 5) лексикон.

7. Максимум – 6 баллов.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

    ямы; 2) тыква; 3) Япония.

8. Максимум – 8 баллов.

За определение частей речи у слова – 1 балл.

За пару составленных предложений – 1 балл.

Светило, мыло, ели, окуни – могут быть и существительными и глаголами

9. Максимум – 9 баллов.

Разбор – 4 балла.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Максимальное количество баллов – 50 баллов

Школьный этап.

5 класс

Задание 1 . Какие слова получаются, если прочесть данные слова, заменяя звонкие согласные звуки на глухие: груба, дубить, обрызгать? (3 балла)

Задание 2 . Поставьте ударения в словах : верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, договор, красивее, щавель, начала . (6 баллов)

Задание 3 . Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах: подделка, восстание, ссора, ссылка, конный. (5 баллов)

Задание 4 . Объясните значение словосочетаний : завели собаку, завели песню, завели мотор, завели врага. (4 балла)

Задание 5 . Найдите лишнее слово среди синонимов красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный. (1 балл)

Задание 6 . К следующим устойчивым сочетаниям подберите фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы: бить баклуши, рукой подать. (4 балла)

Задание 7 . Какими частями речи могут быть следующие слова: стих, мелок, жаркое ? Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи. (6 баллов)

Задание 8 . Выпишите из предложения слова, которые а) склоняются, б) спрягаются.

Весело мне пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (4 балла)

Задание 9 . В каком предложении только один главный член? (1 балл)

  1. Ночь тиха.
  2. Билеты купили на вторник.
  3. Два братца пошли на речку купаться.
  4. Скажешь ли ты правду?

Задание 10 . Язык – явление живое, он развивается. Согласны ли вы с этим высказыванием. Аргументируйте своё мнение. (10 баллов)

Итого баллов: 44

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап.

Ответы (5 класс)

Задание 1 . Крупа, тупить, опрыскать (3 балла)

Задание 2 . В е рба, килом е тр, св е кла, сирот а , ст а туя, к о мпас, докум е нт, магаз и н, догов о р, крас и вее, щав е ль, начал а (6 баллов; 0,5 за каждый правильный ответ)

Задание 3 . Подделка (приставка, корень), восстание (приставка, корень), ссора (корень), ссылка (приставка, корень), конный (корень, суффикс) (5 баллов)

Задание 4 . Завели собаку – заимели, приобрели, завели песню — запели, завели мотор – привели в действие, завели врага – разозлили (4 балла).

Задание 5 . Фиолетовый (1 балл)

Задание 6 . Бить баклуши – работать не покладая рук (антоним), валять дурака (синоним); рукой подать – за тридевять земель (антоним), в двух шагах (синоним) . Возможны другие правильные варианты. (4 балла)

Задание 7 . Стих – сущ., глагол в прошедшем времени;

Мелок — сущ., прилагательное в краткой форме;

Жаркое – прилагательное, сущ. (6 баллов)

Задание 8 . Склоняются: мне, узкой, дорожке, двумя, стенами, высокой, ржи.

Спрягаются: пробираться (4 балла; 0,5 за каждый правильный ответ)

Задание 9 . 2. Билеты купили на вторник (1 балл)

Задание 10 . Собственное высказывание (10 баллов)

Итого баллов: 44

Олимпиада по русскому языку

5 класс

Каталог, завидно, повторит, торты, включит, клала, баловать, партер, шарфы, красивее.

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

Полки, окуни, пряди.

  1. Определите род имён существительных. Подберите к ним имена прилагательные, согласуя их с существительными.

Картофель, бандероль, тюль, шампунь, рояль.

  1. Назовите полные имена детей: Вова, Гена, Гриша, Дуня, Вика, Сева.
  1. Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Гроном, пр..зидент, р..п..тиция, д..плом, инж..нер, тр..туар, в..ст..бюль.

  1. Какие слова нужно добавить к слову проще , чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки?

Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

5 класс

(62 балла)

  1. КаталОг, завИдно, повторИт, тОрты, включИт, клАла, баловАть, партЕр, шАрфы, красИвее.

(10 баллов)

  1. Тихо: тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.

(3 балла + за каждое слово 1 балл)

  1. Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.

(8 баллов)

  1. Свежий картофель (м.р.), тяжёлая бандероль (ж.р.), красивый тюль (м.р.), детский шампунь (м.р.), чёрный рояль.

(5 баллов)

  1. Владимир, Геннадий, Григорий, Евдокия, Всеволод .

(5 баллов)

  1. Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание старик со старухой .

(5 баллов)

  1. Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа .

(5 баллов)

  1. Агроном, президент, репетиция, диплом, инженер, тротуар, вестибюль.

(7 баллов)

  1. Проще пареной репы.

(10 баллов)

Олимпиада по русскому языку

6 класс

  1. Расставьте ударение в словах.

Квартал, доверху, сироты, клала, красивее, повторит, сливовый, ходатайство, торты, нефтепровод.

  1. Сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворных строчках непарный глухой твёрдый согласный звук.

Открыта больница

Для птиц и зверей

Идите лечиться

Туда поскорей.

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.

  1. Объясните разницу в значениях слов.

Абонент – абонемент, глиняный – глинистый, эффектный – эффективный.

  1. В каждой группе фразеологизмов найдите «лишний». Объясните, почему он «лишний». Составьте с ним предложение.

А) Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

Б) Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.

В) Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.

6. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Древн..греческий басн..пис..ц Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему Купи нам всего лу..шего что есть на свете! Пр..шли гос(?) ти – Эзоп под..ёт одни только языки жареные с..лёные.

– Что это значит?

– А разве язык (не)самое лу..шее на свете? … Ничего нет лу..ше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего ху..шего что есть на свете

На следу..щий день Эзоп опять под..ёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое ху..шее на свете? … Ничего нет хуже языка!

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  1. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку

6 класс

(51 балл)

  1. КвартАл, дОверху, сирОты, клАла, красИвее, повторИт, слИвовый, ходАтайство, тОрты, нефтепровОд.

(10 баллов)

  1. Звук [ц] встречается в объявлении 3 раза.

(3 балла)

  1. Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

(10 баллов)

(6 баллов)

  1. А) Кот наплакал.

Б) Черепашьим шагом.

В) Попасть на седьмое небо.

(6 баллов)

6. Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

– Что это значит?

– А разве язык не самое лучшее на свете? … Ничего нет лучше языка!

– Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

– Что это значит?

– А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка! (5 баллов)

7. На омонимии.

  1. балл)

8. В оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах», «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну»

(10 баллов)


Олимпиадные задания по русскому языку – 5 класс.

2.Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с]. Свой ответ поясните.

Через поле и лесок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

Выносливость, зелень, загорала, наладчик, пришкольный.

4.Выпишите из ряда слов родственные слова и корни одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь, лесистый.

5.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова «Апрель». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.

На всех снежных п…лях рыж…е пятна – пр…талины.

День (ото)дня их всё больше и больше.(Не)успееш(?) и глазом м…ргнуть, как все эти маленькие в…снушки с…льют(?)ся в б…льшую в…сну.

Всю долгую зиму в л…сах и п…лях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые зап…хи. Где ползком а где на лёгких струйках ветра пон…слись они над з..млёй.

Ч…рные пласты оттаявшей пашни, как ч…рные гряды волн. Пахнут з…млёй и ветром. (В)л…су пахнет прелыми лист(?)ями и н…гретой к…рой.

Зап…хи сочат(?)ся отовсюду из оттаявшей земли сквозь первую з..лёную щетинку тр…вы сквозь первые цв…ты, похож…е на брызги со(?)нца. Струйками ст…кают с первых клейких листоч(?)ков б…рёз капают вместе с б…рёзовым соком…

И станет скоро весь воздух в л…су – спл…шной зап..х. И даже первая з…лёная дымка над б…рёзами покаж…т(?)ся (не)цветом а зап…хом. И все в…снушки – проталинки сол…ют(?)ся в одну большую пахуч…ю в…сну.

7. В тексте из пятого задания найдите:

А. Фразеологический оборот, объясните его значение.

Б. Предложение с однородными членами и обобщающим членом при них, начертите схему предложения.

8.Сочините стихотворение – одиннадцатисловие об апреле. Оно должно состоять из 11слов (как знаменательных, так и служебных), расположенных на пяти строках.

1 строка - цвет, качество (имя прилагательное);

2 строка – о чём пишу (прилагательное +существительное);

3 строка – тема расширяется (три слова);

4 строка – о себе, своих чувствах;

5 строка – результат, вывод (одно слово).

Пример стихотворения «Ивушка».

Зеленокудрая,

Тонкая ивушка,

Ты склонилась задумчиво.

Я люблю твою нежность.

Любуюсь.

Ответы к заданиям - 5 класс

1. Расставьте ударения в следующих словах.

2. Телефон. Звук [с] встречается в загадке 5 раз.

Через поле и лес ок

Подаётся голос ок.

Он бежит по проводам,

С кажешь здесь, а с лышно там.

За правильную отгадку – 1 балл, за каждый верно найденный звук – 0,5 балла.

Всего – 3,5 балла.

3. Выносливость, зелень, загорала, наладчик, пришкольный.

4.Лес, лесник, лесной, перелесок, лесничий, лесничество, лесистый – однокоренные слова. Лесник, лесником, лесники – формы одного и того же слова.

За каждое правильно названное слово – 0,5 балла, всего – 5 баллов.

5. Апрель

На всех снежных полях рыжие пятна – проталины.

День ото дня их всё больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в большую весну.

Всю долгую зиму в лесах и полях пахло снегом. Сейчас оттаяли новые запахи. Где ползком, а где на лёгких струйках ветра понеслись они над землёй.

Чёрные пласты оттаявшей пашни, как чёрные гряды волн. Пахнут землёй и ветром. В лесу пахнет прелыми листьями и нагретой корой.

Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца. Струйками стекают с первых клейких листочков берёз, капают вместе с берёзовым соком…

И станет скоро весь воздух в лесу – сплошной запах. И даже первая зелёная дымка над берёзами покажется не цветом, а запахом. И все веснушки – проталинки сольются в одну большую пахучую весну.

За определение стиля – 1 балл, за определение типа – 1 балл. Всего - 2 балла.

7. А.Фразеологический оборот – не успеешь и глазом моргнуть. Разг.(Не успел) как следует осознать, осмыслить что – либо. Об очень быстром, моментальном действии.

За нахождение фразеологизма - 1балл, объяснение – 1 балл. Всего -2 балла.

Б. Запахи сочатся отовсюду: из оттаявшей земли сквозь первую зелёную щетинку травы, сквозь первые цветы, похожие на брызги солнца.

За предложение – 1 балл, за схему -1 балл. Всего -2 балла.

8.За стихотворение – 5 баллов.

Олимпиадные задания по русскому языку – 6 класс

1. Расставьте ударения в следующих словах.

Баловать, досуг, красивее, облегчить, партер, положил, создал, столяр, хвоя, щавель.

2.Запишите транскрипцию слова. Звуки этого слова вы узнаете, взяв последний звук от слова зверь , 2-й звук от слова пятно ,3-й звук повторяется дважды в слове вокруг , 4-й – безударный гласный от слова свекла . Какое слово у вас получилось? Подберите к нему 5 однокоренных слов.

3.Определите состав следующих слов.

Выносливость, двумястами, загорала, наладчик, пришкольный.

4.Даны грамматические характеристики трёх имён существительных. Найдите в одной из них ошибку.

А. Имя существительное, неодушевлённое, собственное, ср. р., 2 скл., ед.ч., П. п,

Б. Имя существительное, одушевлённое, нарицательное, ж. р., 2 скл., ед.ч., В. п,

В. Имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, м. р., 2 скл., мн.ч., Им. п.

5.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки в отрывке из лирической миниатюры Н.Сладкова « Январь». Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы графически.

Январь месяц б…льших м…лчаливых сн…гов. Пр..летают они всегда вдруг. Вдруг ноч(?)ю зашепчут(?)ся д…рев(?)я: что(то) творит(?)ся (в)л…су. (К)утру станет видно: пр…шла наст…ящ…я зима! Лес ут…нул в др…мучих сугробах. Под х…лодным сводом неба, покорно склонив т…ж…лые головы, застыли скорбные белые д…ревья.

Вместе (со)снегом нал…тели и наб…жали дикови..ые невиданные существа. Они ра(?)селись по пням и суч(?)кам в..карабкались на ёлки и сосны – стра…ые белые ф…гурки, (не)подвижные, (не)знакомые, но на что(то) очень похожие…

Тут выле… из сугроба л…сной ч…ловеч...к в огромной белой папах… Там, на п…ньке, с…дит не то белоч(?)ка, не то зайчик. Сл…жил он белые лапки на белое пузичко м…лчит и смотрит на белый лес. На камне у реч(?)ки белая Алёнушка: склонила голову на пл..чо по…п…рла белой ладошкой белую щ…чку. Обл…скало солнышко пр…г…рюнившуюся Алёнушку и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…

Полон лес дикови…ых птиц и зверей. Хочеш(?) увид..ть их – п…торопись. А то дун…т ветер – поминай как звали!

6. Определите стиль и тип данного выше текста.

7.Образуйте все возможные степени сравнения от прилагательных: большой, тяжёлый.

8.Напишите сочинение – миниатюру «В гостях у заснеженного леса» (5 – 10 предложений). Используйте в нём сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета.

Ответы к заданиям – 6 класс

1. Расставьте ударения в следующих словах.

БаловАть, досУг, красИвее, облегчИть, партЕр, положИл, сОздал, столЯр, хвОя, щавЕль.

За каждое правильно указанное ударение – 0,5 балла, всего – 5 баллов.

2.[ р’ ика] –речка, речонка, речной, речник, заречный.

За правильно записанное слово – 1 балл, за каждое верно подобранное слово – 0,5 балла. Всего – 3, 5 балла.

3. Выносливость, тремястами, загорала, наладчик, пришкольный.

За каждое правильно разобранное слово – 1 балл, всего – 5 баллов.

4.Неверна характеристика п. Б: существительные женского рода не относятся ко 2- му склонению.

За правильно указанную букву – 0,5 балла, за объяснение – 1 балл. Всего -1,5 балла.

5.

Январь

Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся деревья: что – то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что – то очень похожие…

Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузичко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнышко пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы…

Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их – поторопись. А то дунет ветер – поминай как звали.

За правильно выполненное задание - 15 баллов(10- за правильное написание, 5 – за графическое обозначение).

6. Стиль текста – художественный, преобладающий тип речи – описание.

За определение стиля – 1 балл, за определение типа – 1 балл. Всего -2 балла.

7.Большой – больше, самый большой; тяжёлый – тяжелее, более (менее) тяжёлый, тяжелейший, самый (наиболее, наименее) тяжёлый.

За верно образованное прилагательное - 1 балл, всего – 6 баллов.

8. За сочинение – 5 баллов.

Олимпиадные задания по русскому языку (7-8 класс)

1.Сделайте фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля.

арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

зазеленели, подземные, пароходный, соединение .

4.В древнерусском языке, кроме единственного и множественного числа, существовало двойственное число: два стола, дъвою столу, дъвема столома (а не столы) и т. д. Постепенно формы двойственного числа существительных были утрачены, и в современном языке этих форм, по существу, нет. Однако в некоторых сложных словах сохранились следы двойственного числа. Приведите примеры этих слов.

5.Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калик

6. Понаблюдайте за порядком слов в следующих фрагментах:

1) «Ветер заносил дорогу, но резвые кони летели, как молния, ноздри их дымились, пар вился столбом, и пушистый снег от копыт их подымался вверх облаками» (Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»);

2) «Наконец генерал, выслушав все мнения, вытряхнул пепел из трубки и произнёс следующую речь:

Государи мои! должен я вам объявить, что с моей стороны я совершенно с мнением господина прапорщика согласен: ибо мнение сие основано на всех правилах здравой тактики, которая всегда почти наступательные движения оборонительным предпочитает» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»);

3) « По первому снегу я его выследил. Хитёр зверина! » (В. Песков, разг. речь).

1. Укажите, как в каждом примере нарушен прямой порядок слов.

2. Объясните, какие члены предложения заняли не свойственное им место.

3. С чем связано изменение прямого порядка слов в каждом из приведенных случаев? Выберите правильный ответ из вариантов: выделение главной мысли, стилизация речи персонажа, подчёркивание ритма.

7.Вставьте пропущенные буквы в словах: аб. .ж.. р, г.. рлянда, в.. рм.. шель, м.. к.. роны, гости.. ица, кв.. танция, к.. нава, искус.. ный, ис.. ку.. тво, вследстви.., вымп.. л, комб.. нат.

8.Переведите две сербские поговорки. Учтите, что корень rad - значит «труд», «работа». Ne radi – rad ubija. Rad donosi bolest – ne umri mlad.

9. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

1) Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, то есть вниз лицом. 4) Собака воет по-волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу .8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

10. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания; разберите по членам предложения; дайте его характеристику;

Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой мир или смятение ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. (В.А.Сухомлинский)

11.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

12. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте.

Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака. (По Г.А. Скребницкому)

Ответы (7-8 класс)

1. Сделайте фонетическую запись предложения: [Туджэ у стала стай"алъ кр"ивай"ь тур"эцкъй"ь сабл"ь].

По 0,5 за каждое верное слово (3 б).

2. Расставьте ударение в словах: арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА.

По 0,5 за каждое верное слово (3 б.)

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ: за-зелен -е-л- и, под-земн-ые, пар-о-ход- н -ый, со-един –ени -е .

Зазеленели - зеленели – зеленеть - зеленый

Подземные - подземный – земной -земля

Пароходный – пар и ходить - ход

Соединение - единение - единый

По 0,5 за разбор слова и по 1 б. за словообразовательный (6 б.)

4.В современном русском языке есть целая группа слов с элементом дву-: двужильный, двубортный, двурушник и т. п. Этот элемент дву- представляет собой бывшую форму род.-местн. падежа от дъва, дъве. Более старая форма этих падежей сохранилась и в прилагательном двоюродный. Лексическим следом бывшего двойственного числа является и современное наречие воочию.

По 0,5 за каждое слово

5. Выползина- шкурка, которую сбрасывает с себя змея; , быторить – кричать; отроковница – девочка-подросток; , лебезить – льстить, угодничать; колевина – след от колеса; тетенькать – баловать, забавлять; авоська – счастье, удача; бударка – астрах. лодка; калач – белый хлеб; , баить – говорить; будень – будний день; калика – странник – по 1 б. за слово (12 б.)

6. 1) от копыт их

2)наступательные движения оборонительным предпочитает

3) хитер зверина

2. В первом примере обращает на себя внимание употребление притяжательного местоимения в функции определения после определяемого слова. Во втором предложении непрямой словопорядок представлен позицией глагола-сказуемого после управляемого слова в конце предложения. В третьем – именная форма сказуемого хит ѐ р , обычно употребляемая после подлежащего, вынесена в начало высказывания.

3. Нарушение прямого словопорядка в каждом из приведенных случаев имеет свою мотивировку: (1) в отрывке из Карамзина это связано с ритмом фразы; (2) в отрывке из Пушкина непрямой словопорядок выполняет изобразительно-характеризующую функцию: генерал-немец склонен употреблять глагол в конце предложения в соответствии с правилами словорасположения в немецком языке; (3) в записи разговорной речи Песковым изменение словопорядка служит выделению главного смысла, подчѐ ркивает разговорность высказывания.

По 3 балла за каждую позицию и её объяснение.

Общее- 9 баллов

7. Абажур, гирлянда, вермишель, макароны, гостиница, квитанция, канава, искусный, искусство, вследствие, вымпел, комбинат – по 0,5 б. за слово (6 баллов)

8. Не работай – работа убивает. Работа приносит болезни - не умри молодым.

По 2 балла за каждую пословицу (4 балла)

9. Скоро я вернулся в этот город. 2. Девочка хорошо говорит по-немецки. 3.Мальчик упал навзничь, то есть на спину. 4.Собака воет по-волчьи. 5.Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах. 6. Подъезжая к дому, мы услышали, как собаки залаяли на нас. 7. Мальчик, читавший книгу, присел на пень. 8.Выйдя в поле, я увидел, как солнце скрылось за тучей. – по 1 б (8 баллов)

10. Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой мир или смятение ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.

(Если - =), [- =]. Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из двух простых предложений.

Первое предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными дополнениями; является придаточным условия, присоединяется союзом если.

Второе предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложнённое.

Между частями сложного предложения ставится запятая.

В придаточном предложении два ряда однородных членов: 1-й ряд – однородные дополнения соединяются союзом и ; 2-й ряд – однородные дополнения соединяются попарно союзом или , разделяются запятыми.

По 0,5 балла: а) за разбор по членам; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждого члена предложения; г) за схему; д) за комментирование знаков препинания.

Максимальная оценка – 3 балла.

11. Не употребляется с предлогами - именительный; никогда не бывает без предлогов – предложный. 1 б.

12. В данном тексте соединяются повествование и описание. Типовые фрагменты текста: повествование, оценка действительности, описание места. Повествование: В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

Описание: второй абзац. В тексте часто используется не какой-либо один тип речи, а их соединение. Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью высказывания. – 3 б.

Всего – 60 баллов

Список литературы, использованный при подготовке к олимпиаде:

1.М.М. Казбек - Казиева. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5- 11 классы.- Москва: Айрис – пресс, 2010. - 160 с.

2.М.М. Казбек - Казиева. Школьные олимпиады. Русский язык. 5- 11 классы. –Москва: Айрис – пресс, 2010.- 160 с.

3. В.А. Малюгина. Олимпиады по русскому языку. 7 – 8 классы.- Москва: «Вако», 2014 . -234 с

4. А.О.Орг. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – Москва: «Просвещение», 2004.- 160 с.

5.Н.П.Шматкова. Времена года в лирических миниатюрах Н.Сладкова. Январь. Февраль // Русский язык. Первое сентября.-2013.- №2.- с. 30 – 31

6.Н.П.Шматкова. Времена года в лирических миниатюрах Н.Сладкова. Март. Апрель // Русский язык. Первое сентября. – 2013. - №3. - с. 30 – 31

русскому языку

Школьный этап

5 класс

Задания

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Банты, т о рты, позвон и шь, пр и был, ср е дства, в е рба, докум е нт, догов о р, крас и вее, начал а

Задание 2. Есть ли в затранскрибированных словах непроизносимые согласные? Дайте слова в орфографической записи.

    [Б" изыскусный]; 6) [посный];

    [шэств" ийэ]; 7) [усный];

    [пр" ихваснут"]; 8) [пр" идв" эс" н" ик];

    [йаства];

    [трас" н" ик];

Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3 . Отгадайте загадку. Определите, сколько раз в ней встречается звук [с].

Через поле и лесок

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь, а слышно там.

Ответ:

Задание 4. Замените каждый фразеологизм одним прилагательным:

желторотый птенец – ______________________________________

язык без костей – ________________________________________

семи пядей во лбу –_________________________________________

в рубашке родился -________________________________________

стреляный воробей – _______________________________________

Задание 5 . В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 6.

. . . - это краткие мудрые изречения с поучительным смыслом.

Чтобы узнать, какое слово пропущено, нужно решить несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв. Какое слово получилось? Приведите один пример такого изречения.

    Наука, изучающая постановку знаков препинания.

    Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.

    Слова, близкие по лексическому значению.

    Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.

    Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.

    Предложения, которые произносятся с особым чувством.

    Гласная после ц в слове ц…рк.

    Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”

    Гласная после ц в слове ц…пленок.

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 7. В каком предложении неправильно определена основа предложения?

1)Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.

2) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)

3) Хмуро тянется непогожий день .

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8 . Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.

а) изредка снег;

б) снег срывался;

в) срывался с ветвей;

г) на землю;

д) падал на землю;

е) изредка срывался;

ж) падал хлопьями;

з) тяжёлыми хлопьями.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9 . Эти четыре слова оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его.
Рыбак, простак, чужак, казак.

Ответ: __________________________________________________________

Задание 10 . Вот список существительных:

1) очи; 2) бигуди; 3) жалюзи; 4) усы; 5) санки; 6) лыжи; 7) коньки; 8) каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа?

а)5,6,7; б)5,6,7,8; в) 3,5,8; г)2,3,5,8; д) 1,2,3,5,8

Ответ: _____________________________________________________________

Задание 11 . Найдите лишнее слово среди синонимов

красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.

Ответ:_____________________________________________________________

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

5 класс

Критерии, ответы

задания

Ответы

Количество

баллов

Б а нты, т о рты, позвон и шь, пр и был, ср е дства, в е рба, докум е нт, догов о р, крас и вее, начал а

По 1баллу за каждый верный ответ, всего10баллов

ПрихвасТнуть, тросТник, посТный, усТный, предвесТник, безыскусный, шествие, яства

По 0,5 балла за верно написанное слово. Всего: 4 балла

Звук [ с ] в тексте встречается 5 раз: через, лесок, голосок, скажешь, слышно. Отгадка- телеграф.

По 1 баллу за верный ответ+1 балл за отгадку. Всего: 2 балла

желторотый птенец – неопытный

язык без костей – болтливый

семи пядей во лбу – умный

в рубашке родился-удачливый

стреляный воробей – опытный

По 2 балла за верный ответ. Всего: 10 баллов

а) лиса, б) мышь ),

в) слон, г) осел, д) крот

По 1 баллу за верный ответ. Всего: 5 баллов

пословицы

По 0,5 балла за верный ответ + 0,5 за пословицу.

Всего: 5 баллов

2 балла

а);б);г).

За каждый верный ответ

1 балл. Всего-3 балла.

казак

2 балла

г)2,3,5,8;

1 балл

фиолетовый

1 балл

Максимальное количество баллов за работу

45 баллов