Сердце научится любить устало ненавидеть. Любовь и ненависть

Дантон до революции

(Жорж Danton; 1759 - 5 апреля 1794) - знаменитый деятель французской революции. Будучи сыном прокурора бальяжа Арси, он провёл детство в сельской обстановке и благодаря чтению книг проникся поклонением древнему миру. Готовясь к адвокатуре в Париже, Дантон ознакомился со свободомыслящей и просветительской литературой и принимал горячее участие в масонстве. В 1787 он купил место адвоката при совете короля, считая тогда еще возможным переворот сверху; но в 1791, при ликвидации старых судебных должностей, Дантон не принял в обмен никакой новой, чтобы отдаться революционной деятельности.

Начало участия Дантона в революционных событиях

Уже с 1789 Дантон деятельно проводил крайние революционные и республиканские идеи в собраниях и клубах, играл видную роль в событиях 14 июля и 5-6 октября 1789 и в основании клуба Кордельеров. Всюду и всегда Дантон был против двора, министерства, национального собрания; 17 июля 1791 он призывал народ на Марсовом поле подписывать петицию о низложении короля. После подавления этого движения Дантон недель на шесть скрылся в Англию и вернулся только к выборам в Законодательное собрание. В депутаты он избран не был, но стал в Париже подготавливать низложение короля, то в качестве администратора департамента, то в звании товарища прокурора Парижской коммуны, то в клубах, то среди отрядов народного войска – федератов Марселя и Бретани или Entants-Rouges из предместья Сен-Антуан.

Дантон во главе якобинцев и террора

В ночь с 9 на 10 августа 1792 Дантон дал толчок к образованию нового, более республиканского генерального совета коммуны, арестовал Манда, преемника Лафайета в командовании национальной гвардией, и заменил его Сантерром. После 10 августа Дантон был назначен министром юстиции. Опираясь на Парижскую коммуну, он сделался вождем в борьбе против роялистов внутри страны и в обороне границ против Австрии и Пруссии. Враги Дантона обвиняли его в подкупности, растратах, организации сентябрьских убийств. Эти обвинения были далеко небезосновательны. Дантона действительно можно назвать главным зачинщиком сентябрьских убийств, хотя сам он уверял, что был просто не в силах остановить их. К избиению санкюлотскими террористами в сентябре 1792 тысяч невинных граждан Дантон отнёсся с полным равнодушием. Источников же своего неслыханного обогащения в революционные годы он внятно никогда не мог объяснить.

Жорж Жак Дантон: между правосудием и революцией. Историк Наталия Басовская

Дантон был выбран депутатом в Конвент от Парижа и подвергался здесь нападкам жирондистов. Он стоял в Конвенте за суровые законы против бежавших из Франции от убийств и насилий черни эмигрантов, за казнь короля. Дантон был одно время главой клуба якобинцев и первым председателем первого Комитета общественного спасения. Время с апреля 1793 по сентябрь 1793 было эпохой наибольшего влияния Дантона. После падения жирондистов (28 июля 1793) он развил чрезвычайную деятельность. Дантон сыграл видную роль в создании мощной центральной революционной власти, в подавлении анархического брожения Париже. Именно он предложил дать Комитету общественной безопасности диктаторские полномочия и предоставить в его распоряжение крупные средства. Членом Комитета общественной безопасности Дантон не был. Чтобы избежать обвинений в тяге к личному возвышению, он объявил, что не войдёт в орган, который именно благодаря ему стал первой властью в государстве. Осенью 1793 Дантон не являлся членом формально созданного более всего его руками правительства террора. Для отвода глаз он занимал положение мощного покровителя и вдохновителя этого правительства извне . Дантон дал главный толчок к замене парламентского правления жирондистов революционной диктатурой Комитета общественного спасения и повёл борьбу с врагами якобинцев внутри и вне Франции посредством революционных трибуналов и колоссальных наборов.

Дантон во главе «снисходительных»

После победы при Жемаппе Дантон был послан Конвентом в завоеванную Бельгию для обустройства там французского оккупационного режима. Ввиду раздражения, которое политика вмешательства вызывала в соседних государствах, Дантон, трезвый политический практик, настоял в Конвенте на решении не вмешиваться во внутренние дела других наций (13 апреля 1793), не предпринимать ни наступательных войн, ни завоеваний (15 июня 1793). По его мнению, французской республике следовало прекратить борьбу с Европой и добиваться своего признания другими державами. Дантон наметил систему внешней политики, которой следовали потом его преемники: в Англии поддерживать любую оппозицию против Питта, добиваться нейтралитета мелких держав – Дании, Швеции и пр., пытаться отделить Пруссию и Баварию от коалиции, силой принудить к миру Сардинию и Испанию, упорно бороться против Австрии, вовлекая её в затруднения на Востоке агитацией в Польше и Турции.

Осенью 1793 Конвент стал ещё сильнее порабощать Францию. Начался самый кровавый период революции. Ввиду этого из среды монтаньяров Конвента выделилась группа так называемых «снисходительных». Самым влиятельным и красноречивым её вождём стал Дантон, считавший, что революционная власть уже достаточно упрочилась, и дальнейшее усиление революционного террора только подрывает её. Опасаясь, что недовольный народ низвергнет якобинскую верхушку, бывший ярый террорист Дантон предлагал теперь Комитету общественной безопасности отменить акты, поставившие террор в «порядок дня». Как указано выше, Дантон стоял и за более миролюбивую внешнюю политику. Но многие одержимые якобинские террористы желали ещё сильнее раздуть революционную войну: она давала повод оправдывать всё новые грабежи и насилия «санкюлотов» внутри страны.

Дантон. Художественный фильм. В главной роли - Жерар Депардье

Борьба Дантона с Робеспьером

Причиной завязавшейся в Конвенте борьбы во многом было личное соперничество. За время частых отлучек Дантона из Парижа в Комитете общественной безопасности усилились его конкуренты – Робеспьер и Эбер. Дантон долго не противился их возвышению, ибо часто находился вне столицы и чересчур рассчитывал на свою популярность. Теперь Дантону надо было энергично ударить по обоим Комитетам с трибуны Конвента, но в решающий момент этот мастер политического маневра проявил необъяснимое легкомыслие и как будто ждал собственного поражения. Его охватил упадок духа, возможно, вызванный семейными несчастьями. Жена Дантона умерла, когда он был в одной из поездок по армии, и, вернувшись, он приказал вырыть тело супруги из земли, чтобы проститься с ней. Однако, несмотря на видимое горе, Дантон вскоре вновь женился. Пошли слухи, что утехи с новой возлюбленной мешают ему достаточно заниматься политикой.

Однако Дантон и его ближайший соратник Камилл Демулен стали призывать в газете «Старый Кордельер» смягчить революционный террор, отказаться от мер против христианства и сделать мирные предложения внешним врагам Франции. Тогда новые вожди Комитета общественной безопасности, Робеспьер и Кутон, стали искать поводы обвинить Дантона в контрреволюции. Робеспьер только что расправился с группой Эбера и довёл свое влияние в правительстве до апогея.

Процесс и казнь Дантона

Комитет общественной безопасности арестовал дантонистов Фабра д"Эглантина, обвиненного в ажиотаже, и Базира. 25 вантоза II года (15 марта 1794) был арестован, по ложному обвинение в измене, Эро де Сешель, член Комитета общественного спасения, проводивший в нём дипломатические идеи Дантона. Робеспьер твёрдо решил покончить с Дантоном, главным своим соперником в борьбе за власть. Кровавый террорист Бийо-Варенн стал неустанно преследовать Дантона яростными нападками.

Робеспьер избегал лично выступать против главного героя событий 10 августа 1792, долговременного вождя национальной обороны. Он стал действовать против Дантона руками Сен-Жюста, которому дал материалы для полного лжи доклада. 10 жерминаля Комитеты общественного спасения и общей безопасности в соединенном заседании постановили арестовать Дантона, Камилла Демулена и ещё нескольких человек. Приказ об аресте подписали все присутствовавшие члены обоих комитетов, исключая двух или трех. Волей или неволей им пришлось сделаться орудиями честолюбия Робеспьера.

Когда на следующий день Конвент узнал об аресте Дантона, там едва не вспыхнул бунт против Робеспьера. Слышались крики: долой диктатора! Но Робеспьер высокомерной и полной угроз речью нагнал страх на оппозицию. Депутаты «болота» поддержали его, и Конвент постановил предать обвиняемых Революционному трибуналу.

Процесс дантонистов занял четыре заседания трибунала (2–5 апреля 1794). Шестнадцать обвиняемых были разделены на две категории: 1) Делакруа, Дантон, Демулен, Филиппо, Эро де Сешель и Вестерман обвинялись в «составлении заговора с целью восстановить монархию, низвергнуть национальное собрание и республиканское правительство»; 2) ещё десять дантонистов судили за взяточничество (утверждалось, что они «составили заговор с целью путем лихоимства подорвать престиж республики»). Трибунал, по якобинскому принципу «амальгамы», намеренно свалил в одну кучу деятелей, обвиняемых в политических преступлениях, и их сподвижников, обвиняемых в воровстве – чтобы запятнать первых соседством вторых.

Процесс велся с нарушением всех формальностей. Обвиняемые не могли добиться представления в суд оправдательных документов. Дантону, однако, удалось произнести громовую речь, и его красноречие произвело потрясающее впечатление на аудиторию. Дантон потребовал, чтобы выслушаны были свидетели защиты. Трибунал не мог найти поводов для отказа. Тогда Сен-Жюст убедил Конвент , что обвиняемые дантонисты бунтуют. По докладу Сен-Жюста депутаты дали право трибуналу немедленно лишать слова и права защиты всякого «заговорщика», который дерзнет оказывать сопротивление национальному правосудию или будет его оскорблять. Главный обвинитель Фукье-Тенвиль заявил, что Дантон хотел «двинуться во главе вооруженной армии на Париж, уничтожить республику и восстановить монархию». Не уверенные в исходе новой борьбы за власть судьи долго колебались вынести приговор. Говорят, что некоторые члены Комитета общественной безопасности входили в совещательную комнату и склоняли судей осудить обвиняемых во «благо республики» («Робеспьер полезнее для Республики, чем Дантон – значит, нужно гильотинировать Дантона».).

Наконец, суд решился на обвинительный вердикт. Дантон и его друзья яростно протестовали, но были лишены слова; смертный приговор, произнесенный в их отсутствие (5 апреля 1794), был приведен в исполнение в тот же день. Проезжая на телеге смертников мимо дома, где жил Робеспьер, Дантон крикнул: «Максимилиан, ты последуешь за мной!» (И Робеспьер был действительно казнён через три месяца.) Перед казнью Дантон нецензурно ругался, а Камилл Демулен плакал. У подножия эшафота было слышно, как Дантон сказал себе самому: «Дантон, мужайся!» Эро де Сешелю, подошедшему обнять его, он сказал: «Наши головы встретятся там », – в корзине палача. Последние слова Дантона были обращены к палачу Самсону: «Ты покажешь мою голову народу; она стоит этого».

В 1891 г. парижский городской совет поставил Дантону статую.

Ипполит Тэн о Дантоне

Лучший художественно-исторический портрет Дантона дал известный французский историк XIX века Ипполит Тэн. Публикуемая ниже характеристика составлена по материалам Тэна.

Практицизм и здравый ум Дантона

Дантон. Портрет кисти Шарпантье

В Дантоне, в отличие от Марата , нет ничего безумного, напротив, у него не только самый здравый ум, но он еще обладает политическим талантом в столь значительной степени, что с этой стороны ни один из его сотрудников или противников не может быть с ним сравниваем и что среди деятелей Революции один Мирабо был ему равен или превзошел его. Дантон – оригинальный, самобытный ум, а не, подобно большинству своих современников резонерствующий теоретик и писака, то есть педантичный фанатик, существо созданное книгами, лошадь, вертящая мельничный жернов с наглазниками и все кружащаяся по одному и тому пути. На взгляд Дантона не оказывают влияния абстрактные предрассудки, он не вносит с собой ни общественного договора подобно Руссо, ни социального искусства подобно Сийесу, ни принципов или кабинетных комбинаций. Дантон отошел от них в сторону инстинктивно, может быть, даже из презрения: он в них не нуждался, он не знал бы, что с ними делать. Системы являются костылями для бессильных, а Дантон работоспособен. Формулы являются очками для близоруких, а ведь у него хорошие глаза.

Дантон мало читал, мало думал, говорит один образованный современник‑философ; он почти ничего не знал, и он не имел дерзости предугадывать что‑либо, но он смотрел и видел. Представлять себе расходящиеся или сходные, поверхностные или глубокие, существующие в настоящее время или возможные в будущем, стремления различных партий и двадцати шести миллионов душ, правильно оценивать силу вероятного сопротивления и мощь свободных сил, подмечать и улавливать решающий момент, комбинировать средства выполнения, находить деятельных людей, размерять произведенное действие, предвидеть будущие противодействия, не раскаиваться и не упорствовать, применять преступления ради политических целей, лавировать перед слишком значительными препятствиями, останавливаться и действовать окольными путями, даже вопреки выставляемым принципам, смотреть на вещи и людей только взглядом механика, строителя машин – ко всему этому неуклонно стремился Дантон 10 августа, 2 сентября 1792, во время фактической диктатуры, которую он себе присвоил между 10 августом и 21 сентябрем, затем в Конвенте , в первом Комитете Общественного спасения, 31 мая и 2 июня 1793. До самого конца, вопреки взглядам своих приверженцев, Дантон старался уменьшить или по крайней мере не увеличивать сопротивление, которое должно было победить правительство.

Несоразмерность положения и инстинктов Дантона

Среди брани и криков клубов, требовавших изгнания пруссаков, захвата прусского короля, низвержения всех престолов и короля, Дантон переговорами добился почти мирного отступления герцога Брауншвейгского, он старался отделить Пруссию от коалиций, он стремился превратить войну пропаганды в войну интересов. Дантон заставил Конвент декретировать, что «Франция никоим образом не вмешается в управление других держав», он добился союза со Швецией, он заранее положил основы Базельского трактата, он думал о спасении короля. Так, граф де Ламет, полковник, член законодательного собрания, рассказывал, что он отлично знал Дантона. После сентябрьских избиений он бежал в Швейцарию и был внесен в список эмигрантов. Приблизительно за месяц до смерти короля он решился на последнюю попытку и прибыл в Париж. «Я отправился прямо к Дантону и, не называя своего имени, настоятельно просил меня принять. В конце концов меня ввели к Дантону, и я нашел его сидящим в ванне. – Вы здесь? – воскликнул он, – вы знаете, что стоит мне только сказать одно слово, и вы погибнете на гильотине?» «Дантон, – сказал я ему, – вы большой преступник, но есть гнусности, на которые вы неспособны, и между прочим вы не способны донести на меня». – «Вы явились спасти короля?» – «Да». После этого у нас завязался очень дружеский разговор. – «Я согласен, – сказал Дантон, – попытаться спасти короля, но мне нужно иметь миллион, чтобы подкупить необходимых людей, и эта сумма мне нужна через неделю. Я вас предупреждаю, что если я не могу сохранить ему жизнь, я буду вотировать за его смерть. Я хочу спасти его голову, но не имею малейшего желания потерять свою». Нужную сумму не удалось достать, Дантон, как он предупредил, подал свой голос за казнь короля, а затем он способствовал возвращению де Ламета в Швейцарию.

Несмотря на недоверие и нападения жирондистов, стремящихся обесчестить его и погубить, Дантон упорно протягивает им руку для примирения. Он объявляет им войну только потому, что они не хотят заключить мира, и он старается облегчить их участь, когда они повержены на землю. Среди стольких болтунов и писак, которые обладают логикой только на словах и ярость которых слепа, которые повторяют фразы с чужого голоса и являются механизмами для убийств, ум Дантона, всегда широкий и гибкий, идет прямо к фактам, не для того чтобы их извращать, но для того чтобы подчиниться им, подладиться к ним и понять их. С таким умом можно дойти далеко и добиться многого, остается только выбрать путь, по которому пойдешь. Знаменитый бандит Мандрен, при старом режиме, был тоже необыкновенным человеком, только он избрал большую дорогу.

Дантон – варвар

Между демагогом и разбойником существует большое сходство. И тот и другой предводители шаек, и каждому из них необходим случай для образования их шайки. Дантону нужна была Революция для образования своей шайки. Не имея никакой протекции, ни средств, получив звание адвоката после больших усилий, Дантон долгое время блуждал без дела и скитался по улицам и по кафе. В кафе Школы хозяин, человек в парике, в сером платье и с салфеткой под мышкой, прислуживал гостям с улыбкой на лице, а дочь его сидела за конторкой в качестве кассирши. Дантон познакомился с ней и предложил ей руку. Для этого ему пришлось купить должность адвоката в Королевском Совете, найти в своем маленьком городе людей, которые согласились бы за него поручиться, и одолжить необходимые средства. Дантон женился и поселился в маленьком пассаже Торговли. Долгов у него было больше чем дел. Он был обречен на профессию требующую аккуратности, умеренности тона, приличного стиля и безукоризненности манер, на прозябание в ограниченной рамками семейной жизни, причем без помощи тестя, дававшего еженедельно по двадцати франков, невозможно было свести концы с концами. В подобной обстановке возмутилось все существо Дантона, чувствовавшее потребность к удовольствиям и власти, возмутились все его могучие инстинкты инициативы и деятельности. Дантон не подходил к мирной рутине наших гражданских поприщ, ему подходила не регулярная дисциплина старого общества, продолжающего свое существование, но грубая резкость общества, которое разрушается или вновь создается.

По темпераменту и характеру Дантон варвар и притом варвар, рожденный для того, чтобы командовать другими людьми, подобно какому-нибудь вассалу в шестом столетии или барону в десятом. Он колосс с лицом монгола, обезображенным оспой. Безобразие его трагично и ужасно. У Дантона сведенное судорогой лицо «ворчащего бульдога», маленькие глаза под нависшими бровями, угрожающе сморщенный лоб, громовой голос, жесты солдата, в нем кипит кровь, энергия. Силы, кажущиеся неограниченными подобно силам природы, ищут себе выхода. Могучая декламаторская речь Дантона, подобная реву быка, разносится, несмотря на закрытые окна, на пятьдесят шагов вдаль. У него искрений пафос, у него вырываются крики возмущения, мести и патриотизма, способные возбудить самые жестокие инстинкты в самой мирной душе и великодушные инстинкты в самой очерствелой душе, он произносит проклятия и ругательства, у Дантона цинизм не монотонный и напускной как у Эбера, но живой, естественный, достойный Рабле. В нем известная доля веселой чувственности и насмешливого добродушия, у него сердечное и фамильярное обхождение, открытый товарищеский тон, одним словом Дантон обладает внешними и внутренними данными более всего способными к тому, чтобы овладеть доверием и симпатиями парижского плебса. Все содействует прирожденной популярности Дантона и создает из него одного из вожаков санкюлотизма. С подобными данными, благоприятными для сцены, чувствуешь искушение играть известную роль, как только открывается театр, каков бы ни был театр, каковы бы ни были актеры – бездельники или уличные девки, какова бы ни была роль, гнусна, смертоносна, и хотя бы она в конце концов привела к гибели того, кто ее играет. Чтобы сопротивляться искушению, нужно иметь отвращение в чувствах и душе, развиваемое тонкой или глубокой культурой, а у Дантона этого нет. Ни с физической, ни с моральной стороны Дантон не чувствует ни к чему отвращения: он может целовать Марата, брататься с пьяницами, поздравлять сентябристов, отвечать выражениями ломовых извозчиков на ругательства уличных женщин, жить вместе с мазуриками, ворами, с Корра, Вестерманом, Гюгененом и Россиньолем, заведомыми злодеями, которых он после 2 сентября посылает в департаменты.

Для того, чтобы работать в грязи, необходимо быть грязным, не нужно зажимать носа когда подобные люди приходят за своим заработком, нужно им хорошо платить, обращаться к ним со словами одобрения. Дантон соглашается на это и применяется к порокам, он нисколько не стесняется. Он не восстает против того, что берут взятки. Дантон сам брал деньги от двора для того, чтобы иметь возможность играть свою роль, тратил их против самого же двора и, вероятно, при этом внутренне хохотал, подобно тому, как мысленно хохочет крестьянин в блузе, когда ему удается провести своего помещика, подобно тому, как хохотал, как описывают древние историки, франк, когда он получал от римлян деньги и затем употреблял их на ведение войны с ними же. Дантон не имеет уважения ни к себе самому, ни к другим; точные и деликатные ограничения, окружающие человеческую личность, кажутся ему выдумками законников и салонными приличиями. Подобно Хлодвигу он попирает их, и подобно Хлодвигу таким же образом, с худшей шайкой Дантон бросается на колеблющееся общество с целью его уничтожить и воссоздать его ради своей выгоды.

Ясность взгляда Дантона на суть революции

С самого начала Дантон понял характер и нормальное средство производить революцию, то есть применение народной силы. В 1788 году он уже участвовал в мятежах. С самого начала Дантон понял конечный объект и окончательный результат революции, то есть диктатуру насильственного меньшинства: на следующий день после 14 июля 1789 года он основал в своем квартале маленькую республику, независимую, агрессивную, центр партии, убежище детей, не имеющих родителей, место собрания фанатиков, вертеп всех людей с воспаленными мозгами и всех убийц, мошенников, духовидцев и насильников, газетных или уличных болтунов, и в этом более чем якобинском государстве, которое он установит впоследствии, Дантон царит, как будет царить впоследствии, в качестве вечного председателя округа, батальонного командира, клубного оратора, зачинщика всевозможных нападений. Там узурпация является правилом, никакая законная власть не признается; бравируют короля, министров, судей, собрание, муниципалитет, мэра, начальника национальной гвардии. По природе и из принципов поставили себя выше законов: округ берет Марата под свое покровительство, ставит двух часовых у его дверей, чтобы защитить его от преследований и сопротивляется с оружием в руках против вооруженной силы, которой поручено привести в исполнение приказ об аресте. Лучше того, от имени Парижа, «первого часового нации», претендуют управлять Францией. Так Дантон объявляет в Национальном Собрании, что граждане Парижа – естественные представители восьмидесяти трех департаментов и предлагает ему, по их приказанию, отменить уже изданный декрет.

В этом заключается вся идея якобинства. Со своим проницательным умом Дантон проник в нее до глубины и возвестил ее в надлежащих выражениях; теперь, чтобы применить ее широко на деле, Дантону остается только перейти из маленького театра в большой, из кордельеров в Коммуну, в министерство, в Комитет Общественного Спасения, и во всех этих театрах он играет ту же роль с тем же самым результатом. Деспотизм, установленный силой и поддерживаемый страхом, – вот его цель и его средства; это Дантон, прилаживая средства к цели и цель к средствам, руководит великими днями и вызывает решительные меры Революции – 10 августа, 2 сентября, 31 мая, 2 июня, декрет поднимающий в каждом большом городе армию санкюлотов, которым платят жалованье, чтобы они угрожали своими пиками аристократам, декрет, который в каждой коммуне, где хлеб дорог, облагает богатых податью, чтобы дать возможность беднякам покупать хлеб, декрет, который предоставляет рабочим сорок су за каждое заседание в секциях, учреждение Революционного трибунала, предложение превратить Комитет Общественного Спасения во временное правительство, провозглашение террора, применение семи тысяч делегатов первичных собраний в качестве агентов всеобщего вооружения. Благодаря Дантону произносятся зажигательные слова, которые возбуждают всю молодежь и бросают ее к границам, благодаря ему выносятся разумные решения, ограничивающие поголовное ополчение набором граждан от восемнадцати до двадцати пяти лет и полагающие конец безобразиям черни, поющей и танцующей карманьолу в самой зале Конвента.

Дантон создал машину террора, но неспособен ею управлять

Но почему же раз Дантон создал машину, он не решается ею управлять? Дело в том, что хотя Дантон ее и построил, он неспособен управлять ею. В критические дни он способен увлечь собрание или толпу, управлять в течение нескольких недель Комитетом. Но работа правильная, упорная, внушает ему отвращение, Дантон не создан для писания, для бумаг и рутины административного дела. Он не будет никогда полицейским и чиновником, подобно Робеспьеру и Бийо, не будет никогда самым тщательным образом читать ежедневные раппорты, не будет учителем декоративных отвлеченностей, холодным лгуном, старательным и убежденным инквизитором, в особенности он никогда не будет методичным палачом. С одной стороны, глаза Дантона не покрыты серой пеленой теории: он видит людей не сквозь призму общественного договора , как сумму арифметических единиц, но видит их такими, какие они на самом деле, видит, что они живут, страдают, в особенности те, которых он знает, видит, что у каждого есть своя физиономия и свои жесты. При этом зрелище все внутреннее существо содрогается, если у человека оно имеется, а у Дантона оно есть; у Дантона есть даже сердце, широкая и живая чувствительность, чувствительность человека, в котором существуют все первобытные инстинкты, хорошие наряду с дурными, которые культура не могла иссушить, чувствительность, которая допустила сентябрьские избиения, но при которой человек не решается действовать собственноручно и лично принимать каждый день участие в систематических и ничем не ограниченных убийствах. Уже в сентябре, «прикрывая свое сострадание рыданиями», Дантон вырвал у убийц несколько славных жизней. Когда гильотина угрожает жирондистам, Дантон «болен от горя» и отчаяния. «Я не могу их спасти, – восклицает он, – и крупные слезы скатываются по его щекам». С другой стороны, на глазах его нет толстой пелены неспособности и непредусмотрительности. Дантон понял внутренний порок системы – неизбежное и скорое самоубийство Революции. «Жирондисты, – говорит Дантон, – заставили нас броситься в санкюлотизм, который их поглотил, который нас всех поглотит, который поглотит самого себя». «Я учредил революционный трибунал, я прошу за это прощения у Бога и у людей». «В революциях власть попадает в руки больших злодеев. Лучше быть простым рыбаком, чем управлять людьми». Но Дантон имел претензию ими управлять, он построил новую правительственную машину и, не обращая внимания на его крики, машина его работает согласно своей структуре и данному им импульсу. Она стоит перед Дантоном эта мрачная машина, с своим громадным колесом, которое давит всю Францию, со своей железной цепью, бесчисленные зубья которой раздирают каждую часть каждой жизни, с своим стальным ножом, который беспрестанно поднимается и снова опускается; ход её, который ускоряется, требует каждый день все большего количества человеческих жизней, и её поставщики должны быть так же бесчувственны, так же глупы, как и она. Дантон не хочет, не может быть таким. – Он устраняет себя, он развлекается, старается забыться, Дантон полагает, что главные головорезы, быть может, будут согласны его забыть, конечно, они не нападут на него. «Они не осмелятся... Меня трогать нельзя, я – кивот». Дантон предпочитает быть гильотинированным, чем гильотинировать других.

Раз он сказал или подумал это, он вполне созрел для эшафота.

Литература о Дантоне

Робинель. Дантон, мемуары о его частной жизни

Робинель. Дантон, государственный человек

Дантон. Избранные речи. – Харьков, 1924

Дантон. М., 1964. (Жизнь замечательных людей)

Фридлянд Г. С. Дантон. – М., 1965

Толстой А. Н. Смерть Дантона

Во Франции режиссёром Анджеем Вайдой снят фильм «Дантон» (1982), с Жераром Депардье в главной роли

То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть
Заключительные строки стихотворения «Замолкни, муза мести и печали!» (1855) И. А. Некрасова (1821-1877).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть" в других словарях:

    Устану, устанешь; повел. устань; сов. (несов. уставать). Прийти в состояние усталости; утомиться. Лошадь от быстрой езды скоро устала, и сам Петр Михайлович устал. Чехов, Соседи. Артемьев жмурил глаза, щурился глаза устали разбирать полустертые… … Малый академический словарь

    - (иноск.) отрезать, резко сказать Ср. Генерал хотел ее (экономку) рассчитать, а она, воспользовавшись тем, что нет свидетелей, и отчеканила его на все корки. А.П. Чехов. Женское счастье. Ср. Так песню отчеканили, Что сразу наши странники Упомнили… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    - (1821 1877 гг.) поэт Воля и труд человека Дивные дивы творят! Где розы там и тернии Таков закон судьбы. …Как гонение на стихи не может убить поэзии, точно так же никакая благосклонность к стихам не создает даровитых поэтов. Литература не должна… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Устану, устанешь; устань; уставший; св. 1. Утомиться от продолжительной, трудной работы, умственной или физической нагрузки. У. после работы. У., копая канаву. У. с дороги. Руки устали грести. От ходьбы устали ноги. Голова устала думать. Глаза… … Энциклопедический словарь

    устать - уста/ну, уста/нешь; уста/нь; уста/вший; св. см. тж. уставать 1) Утомиться от продолжительной, трудной работы, умственной или физической нагрузки. Уста/ть после работы. У., копая канаву. Уста/ть с дороги … Словарь многих выражений

Что ж, констатируем следующее: неприятная коллизия олимпийского межсезонья, связанная с исчезновением биатлонистки Дарьи Блашко, которая вместе со своим наставником Владимиром Махлаевым навострила лыжи в украинскую сторону, похоже, близка к развязке. И слава Богу!

А то в подвешенном состоянии ситуация вовсе выглядела и комично, и диковато. Тренер пропал, спортсменка не выходит на связь с родиной, а соседи, которые приютили беглецов, не торопятся заявлять на них права, чем вовсе обескураживали и смущали.

Вероятно, данный статус-кво наконец-то обеспокоил и президента Федерации биатлона Украины Владимира Брынзака, который решал, решал и таки решился! Высказался по Блашко, а заодно и Махлаеву, признав, что им запущена процедура получения Дарьей «жовто-блакiтного» гражданства. Повторимся: слава Богу! Чем меньше неясностей, тем меньше и кривотолков. Хотя как совсем уж без них? Поэтому приступаем к процессу «потрошения» — оно того стоит.

Пан Брынзак без купюр

Впрочем, прежде всего имеет смысл без купюр процитировать одно из интервью лидера украинского биатлона, человека авторитетного, умного, богатого и вообще подкованного во всём многообразии человеческих отношений – от Адама до Каина, от Ноя до Давида. Это интервью (для «КП в Беларуси»), естественно, свежее – состоялось на текущей неделе.



Владимир БРЫНЗАК

— Сейчас она (Дарья Блашко. – Примечание Р.В.) выступает за частный клуб, а не за национальную сборную. – сказал пан Брынзак. — А поменять страну она решила, потому что что-то не сложилось в отношениях, её не включили в команду. Ко мне обратились, а я всегда стараюсь помогать. С такими же просьбами обращаются и из других стран. Сейчас всё на стадии оформления документов для получения гражданства. Когда они будут готовы, мы обратимся к белорусской стороне официально. Хотя уже был устный разговор с главой Белорусской федерации биатлона Адрианом Цыбульским. В принципе, Дарья готова даже на карантин, если её не отпустят. Дадут девчонке возможность выступать — хорошо, если нет — будет ждать, она ещё молодая.

— Она вместе с тренером Владимиром Махлаевым перейдёт?

— Да, у них хороший тандем. Общался с ними обоими, они показывают хорошие результаты. Нас всё устраивает, а там посмотрим.

— Почему хотят перейти Блашко и Махлаев?

— Как понял, у них там какое-то недопонимание и окончательно они приняли решение, когда биатлонистку не включили в состав национальной команды для подготовки, хотя по рейтингу она, как понимаю, третий номер. Намерены цивилизованно решать этот вопрос. Четырёхкратная чемпионка мира в составе сборной Украины Алёна Зубрилова переходила в Беларусь, мы не протестовали, спокойно пережили.

Конец цитаты… Начинаем разбираться.

Момент N 1

Итак, мы узнали, что участие Блашко в открытом чемпионате Германии по летнему биатлону, что прошёл в прошлый уикенд в Рупольдинге, состоялось благодаря некому «частному клубу». Занятно следующее: пан Брынзак общ и неконкретен. Да так, что кое у кого из читавших его интервью вначале возникло ощущение, что речь вовсе идёт о немецком покровителе интересов Дарьи. Но это, разумеется, не так. Блашко и Махлаев сейчас финансируются украинскими деньгами.

А причина неконкретности и явно читающегося жеста «ах, отстаньте, не хочу углубляться!» наверняка лежит на поверхности. Пусть деньги «частные», но не настолько украинцы сегодня жируют, чтобы на ура принимать намерение приголубливать варягов, чья перспектива ещё и не очевидна. Пускай даже из страны-соседки.

Кроме того, в сегодняшнем мире невозможно утаить, как в украинской сборной – команде дружной и преданной Брынзаку, чему надо завидовать всеми видами зависти, восприняли возвращение из Беларуси Марии Панфиловой, а заодно прибытие Блашко и Махлаева. Инсайда предостаточно!



Мария ПАНФИЛОВА

Так вот, спортсменки, мягко говоря, недоумевали. Разумеется, это можно объяснить тем, что дополнительные конкурентки во всех командах воспринимаются в штыки. Но, если вдуматься, какие Панфилова и Блашко конкурентки лидерам сборной Украины?!!

Что же касается тренерского штаба сборной нашей южных соседей, который прозондировали темой сотрудничества с привлечённым Махлаевым, то, по информации «СП» , спецы очень логично объяснили, что в олимпийский сезон надо входить без экспериментов… Поэтому и возник вариант «отдельной группы», что финансируется «частным клубом».

Момент N 2

В качестве мотивации побега Дарьи нам предложена версия о том, что Блашко не включили в команду…

Учитывая, что эта тема на слуху не первый месяц, каждый белорусский болельщик знает, что это неправда. Блашко включили в команду «Б», поставив на полное довольствие. Однако её это не устроило. Как не захотели Махлаев и Блашко засветиться и на последнем в прошлом сезоне этапе Кубка мира в норвежском Холменколлене, куда их настойчиво звали. Не подчинились, наотрез отказались. Занятно, не правда ли. Особенно в свете мотивации пана Брынзака.

Но! Чем дальше мы будем идти в нашем разборе интервью лидера украинского биатлона, тем больше будет крепнуть мнение, что либо его намеренно ввели в заблуждение, либо он априори несерьёзно относится к этому проекту. Словно по принуждению. Из-под палки. Или говоря его языком: «Ко мне обратились, а я всегда стараюсь помогать». Завидное мировоззрение, хотя в данном случае он мог бы и отказаться от своего «отзывчивого» принципа.

Момент N 3

Очень умело пан Брынзак вставил в свою речь давящую на слезу фразу: «В принципе, Дарья готова даже на карантин, если её не отпустят. Дадут девчонке возможность выступать — хорошо, если нет — будет ждать, она ещё молодая». Весьма умело! Не спортсменка, не биатлонистка – девчонка! Но вряд ли это мастерство софиста поможет Блашко избежать двухлетнего карантина.

Расстроится ли она этому – не берёмся утверждать. Ведь по плану Махлаева его ученица будет рвать всех на части на Играх аж 2022 года. Другое дело, что молодость – это такой недостаток, который исправляется каждый день. Порой с непредсказуемыми последствиями.

Момент N 4

Возможно, главный, ибо здесь проанализируем слова пана президента о том, что Махлаев/Блашко «хороший тандем», показывавший «хорошие результаты». Да и вообще, это спортсменка, что приветили на Украине, «третий номер белорусского рейтинга».

Сии тезисы комментировать тяжело, ибо начинаешь думать: не «дуркует» ли Брынзак, немного издеваясь над журналистом, делавшим интервью? О каких хороших результатах идёт речь? А рейтинг? Юниорский? Тогда да, скорее всего, Блашко «номер три» после Солы и Алимбековой. В противном случае бессмыслица.

Блашко потому и не привлекли в команду «А», что её результаты, её резервы и объективные перспективы уступали в споре с Солой, не говоря уже об остальных – Домрачевой, Скардино, Кривко, Писаревой. Кстати, украинская сборная – суперпрофессиональна, что и позволяет ей добиваться громких успехов, выжимая максимум из минимума. Научный поход, современные тестирования – это всегда с нашими южными соседями.

Однако в ситуации с Блашко человек, создавший эту классную системность, выглядит дилетантом. Но должен же он реагировать на то, что показатель МПК (максимального потребления кислорода) у Блашко никакой. Почти вдвое меньше, чем у Домрачевой по тестам-2015. И должно же было заинтересовать украинцев, что Махлаев после этого избегал тестирований своей ученицы. А ещё есть легенда, как Блашко однажды «нечаянно» упала с тредбана, что вынудило прекратить едва начавшийся тест…

Момент N 5

Самый житейский. Пан Брынзак вспомнил, как украинская команда спокойно пережила переезд в Беларусь Елены Зубриловой. Это правда. Как правда и то, насколько мы спокойно пережили переезд на Украину Лилии Ефремовой, Алексея Айдарова, Ирины Тананайко и вот сейчас, кстати, Панфиловой. Безо всякого карантина.

Так что счёт закрыт, и с лихвой. Ведь надо помнить, как Ефремова отобрала бронзовую медаль в туринском спринте на Играх-2006 у Зубриловой. В итоге Елена осталась без олимпийских наград в славной карьере, что мы переживали всей Беларусью.

А «цивилизованные отношения» в идеале - это не соглашательство с соседским сманиванием, а недопущение этого сманивания, добросердечная нейтрализация римской фабулы «чужое нам, и наше чужое иным». Всё же белорусский биатлон был заинтересован в Блашко, например, в сингл-миксте, где точная, стабильная стрельба может нивелировать недостатки лыжного хода.

Момент N 5 (резюме)

Все накопившиеся информационные впечатления совершенно определённо выкатывают на авансцену грандиозное непонимание по факту путаного интервью пана Брынзака. Невольно закрадываются сомнения, что все нюансы им досконально изучены. Получается, что он, хоть и обеспечил финансирование Блашко и Махлаеву, но не тщательно вникал в их настоящие перспективы, кроме того, далёк от восторженных ожиданий.



Владимир МАХЛАЕВ

Для такого профессионала и умницы-переговорщика, будь он на самом деле заведён идеей быстрейшей украинизации Блашко, один сеанс связи с белорусской стороной, да ещё без объяснений, кто кому звонил и кто с какими результатами вышел из разговора, – ничто. А уж реплики про «третью в рейтинге» вообще не лезут ни в какие ворота.

И тогда сама собой формулируется версия, что Блашко, скорее всего, «прицепной вагон», а не локомотив. Что она во всех событиях «второстепенный персонаж». Но кто главный герой в этом случае для украинской команды? Неужели Махлаев? А почему бы и нет! Ведь он стал курировать Панфилову ещё в прошлом сезоне, они нашли общий язык, да и Мария сдружилась с Дарьей…

Конечно, не ясно, из каких соображений пан Брынзак мог пойти навстречу персональным желаниям вернувшейся на Украину биатлонистки, чей статус, мягко говоря, не звёздный, а перспективы - сомнительнее не бывает. Но кто знает? Биатлон – это не только спорт, но и жизнь, со своим разнообразием житейских обстоятельств и поразительной комбинаторикой. Персон, историй, мотиваций, желаний.

Спросить с тренера!

В любом случае, женщины – это всегда женщины. И хоть многое в поведении Блашко непонятно и неприятно удивительно, но не вешать же на неё всех собак? Двухлетний карантин – обязательно, а собаки должны достаться, как мужчине и педагогу, – Махлаеву. Не просто лающие псы, а с зубами, причём острыми, ибо справедливыми.

Спросить надо так, чтобы не стесняться затем этого спроса. И есть ведь о чём. Если без экивоков называть вещи своими именами, то произошло «похищение человека» в пользу иного государства. Махлаев вывез ценность, которая создана благодаря белорусским налогоплательщикам. Поэтому нам, этим налогоплательщикам, надо знать ответы на такие вопросы.

Во-первых, имеет ли Махлаев после всего моральное право оставаться заслуженным тренером РБ, или он ныне дискредитирует, насмехается над этим званием? Во-вторых, возможно ли его покаяние дома, когда отношения Панфиловой с украинским биатлоном прекратятся и самого Махлаева выкинут вон (Блашко – останется)? Наконец, в-третьих, если в футболе использовался приём объявления человека, принёсшего вред на национальном уровне, персоной нон грата, то почему не заимствовать опыт? Во избежание рецидива. Как писал Николай Некрасов: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть»…

Учитель: Обратимся к одному из эпиграфов « То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». Именно с ними пытается бороться Некрасов, хотя и понимает, что ему это не по силам. При этом поэт убежден, что «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Такой подход вообще характерен для Некрасова, не случайно ему принадлежат крылатые слова: «То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть».

Среди них – стихотворение «Замолкни, Муза мести и печали!», написанное в 1855 году. Посвящено оно Авдотье Панаевой – возлюбленной поэта, которая так и не стала его супругой.

Самым ярким из них является ненависть, которую он именует Музой мести и печали. Все дело в том, что после потери ребенка Некрасов и сам часто жалуется на плохое самочувствие, а вскоре и вовсе тяжело заболевает и убеждает себя, что жить ему осталось совсем недолго. Счастье для Некрасова – это, прежде всего, любовь, которую он утратил.

Смотреть что такое «То сердце не научится любить, / Которое устало ненавидеть» в других словарях:

Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить Родину и желать ей счастья — значит ненавидеть всё, что её позорит. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия. Он написал большую вещь под заглавием «Поэт и гражданин», которая вместо предисловия будет напечатана в книжке его стихотворений.

«Замолкни, Муза мести и печали!..» Н.Некрасов

Для Некрасова единственным и абсолютным критерием в осмыслении роли поэта и назначении поэзии является Пушкин, в творчестве которого органически соединились гражданские и общечеловеческие истины. Идейным центром его лирики явились произведения, в которых Некрасов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал собственное творчество. Размышления о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

Некрасову необходимо было утвердить особое место своей поэзии, дать понять, что роль, которую играет она в обществе, — исключительна и ни на что не похожа. Может быть, первым из русских поэтов он, по выражению Маяковского, «наступал на горло собственной песне» и при­близился к дорогой тому же Маяковскому идее «социального заказа».

Николай Некрасов вошел в историю русской поэзии как поэт с четко выраженной гражданской позицией, выступающий за равенство и свободу людей вне зависимости их социального статуса. Однако мало кто знает о том, что этот автор является утонченным и глубоким лириком, чьи романтические произведения наполнены грустью и несбыточными мечтами. Именно в это время, когда было опубликовано данное произведение, Николай Некрасов переживает не самый лучший период.

Лирический герой в произведениях Н. А. Некрасова

Считается, что именно это трагическое обстоятельство кардинальным образом изменило характер поэта, который стал угрюмым, резким и вспыльчивым. Один я умираю – и молчу». Тему смерти поэт поднимает совсем не случайно, и касается она не только сына, но и самого автора.

Поэт признается: «Мне самому, как скрип тюремной двери, противны стоны сердца моего». Тем не менее, он все еще надеется на то, что хотя бы остаток своих дней сможет провести так, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым. В его душе осталась боль, которая вызывает самые низменные чувства. Николай Алексеевич Некрасов - (1821 1877 гг.) поэт Воля и труд человека Дивные дивы творят!

Ср. Генерал хотел ее (экономку) рассчитать, а она, воспользовавшись тем, что нет свидетелей, и отчеканила его на все корки. А.П. Чехов. Женское счастье. Эту мысль Некрасов по-разному: повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Ученик рассказывает о Белинском и его влиянии на Некрасова. 1866) Это, наверное, единственное стихотворение в поэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей на полукустарных фабриках.

Безграничной любовью к детворе пронизано стихотворение «Крестьянские дети». С нежностью рассказывает поэт о Савосях, Кузяхах, Глашках и других ребятишках. Но поэт напоминает и о том, что многим из них « рано знакомы труды» (образ мужичка с ноготок, шести лет от роду). Для детей он пишет стих-я «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы» и другие.

Более того, русская культура и общественная жизнь второй половины XIX века не могут быть поняты без его творчества. Учитель Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех её гранях, которые поэт воссоздал в своём творчестве. Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).