Косовское сражение. Начало войны

Ограниченная хребтами Копаоник на севере и Шар-Планина на юге. Длина 84 км, ширина до 14 км, высота 500-700 м. Поверхность - холмистая равнина, сложенная преимущественно древними озерными и речными отложениями. Климат умеренно континентальный, осадков выпадает 600-700 мм в год. Косово Поле дренируется системой реки Ситница (бассейн реки Моравы). Косово Поле издавна было известно как житница Сербии, здесь возделываются кукуруза, пшеница, ячмень, в предгорьях развито садоводство и виноградарство; ведется добыча лигнита, магнезита. В Косовом Поле расположены города Приштина, Косовска-Митровица, Урошевац; проходит часть железной дороги Белград - Скопье.

Косово Поле известно как место двух крупнейших битв в истории борьбы балканских народов с турецкими завоевателями. Здесь близ Приштины 15 июня 1389 года произошло решающее сражение между объединенными войсками сербов и боснийцев (15-20 тысяч человек), которые возглавлял сербский князь Лазарь, и армией турецкого султана Мурада I (27-30 тысяч человек). Сражение, несмотря на героическое сопротивление войск князя Лазаря , окончилось победой турок. Князь Лазарь попал в плен и был убит. После битвы на Косовом Поле Сербия превратилась в вассала Османской Турции.
После победы в сражении при Варне (1444) оттоманский султан Мурад II в 1446 году начал войну против греческого государства Мореи и принудил ее правителей стать его вассалами. Затем он выступил против вождя албанского сопротивления туркам Скандербега. В 1448 году на помощь Скандербегу из-за Дуная выступил венгерский правитель Янош Хуньяди, но 17-20 октября 1448 года потерпел на Косовом Поле сокрушительное поражение. Победа турок не привела к захвату Албании, но усилила их позиции на дунайской границе и положила конец последней серьезной попытке христиан освободить Балканы и оказать помощь осажденному Константинополю. В 1459 году Сербия была включена в состав Османской Турции. Битва на Косовом Поле, подвиги христианских воинов, героически сражавшихся против армии турок, нашли отражение в сербском эпосе.

Битва на Косовом Поле 1389 года

В середине 14 века турки начали угрожать вторжением на Балканский полуостров . В 1352 году они нанесли поражение войскам византийского императора и переправились через Дарданеллы. В 1354 году был захвачен Галлипольский полуостров, Восточная Фракия стала опорной базой турок для дальнейшего продвижения вглубь Балканского полуострова. Успешному наступлению Османской Турции способствовала разрозненность сил христианских правителей балканских государств, их вражда друг с другом, нередко они прибегали к помощи самих турок в борьбе с соседями.
Держава Османов находилась на подъеме, имело сильную, многочисленную, хорошо организованную армию, состоявшую в основном из регулярной и иррегулярной конницы. В 1329 году у турок появился пехотный корпус янычар, окончательно сформировавшийся в 1362 году. Он составил ядро боевого турецкого порядка и применялся нанесения решающих ударов на полях сражений. В 1359 году османским султаном стал Мурад I, который активизировал продвижение на запад, в 1359-1360 годах османы заняли Фракию, овладели Адрианополем (Эдирне) который в 1365 году стал резиденцией султанского двора.
В 1371 году войска Мурада I в битве на реке Марице сокрушили 60-тысячную армию союзную армию христианских правителей Южной Европы, после чего захватили значительную часть Македонии. Опустошительным набегам стали подвергаться болгарские и сербские земли. Реальная опасность турецкого вторжения заставила балканских правителей стремиться к консолидации. Сербский князь Лазарь Хребелянович в 1370-х годах сумел объединить под своей властью северные и центральные сербские области, прекратить в сербских землях феодальную междоусобицу.
В 1382 году султан Мурад I вторгся в Сербию. Не имея достаточных сил для отпора, князь Лазарь был вынужден просить мира, пошел навстречу требованиям султана и даже принял на себя обязательство в случае необходимости выставить в османское войско тысячу сербских воинов. Однако мир был непрочным, Мурад I не собирался отказываться от завоевательных планов, и князь Лазарь готовился к войне. Он понимал, что устранить турецкую угрозу можно только объединенными усилиями Сербов и ее соседей, наладил дружественные отношения с Венгрией, правителями Герцеговины и Албании. Союзником Лазаря выступил боснийский князь Твартко, а также владетель южносербских земель Вук Бранкович, женатый на старшей дочери Лазаря.
В 1386 году турки заняли сербский город Ниш , в ответ Лазарь объявил о разрыве мира с Турцией и нанес поражение турецким отрядам у Плочника. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению. Князю Лазарю удалось набрать в свое войско 15-20 тысяч человек, кроме сербов в него входили боснийцы, албанцы, валахи, венгры, болгары, поляки. Слабой стороной его войска было отсутствие внутреннего единства. Интриги пронизывали даже ближайшее окружение сербского князя, Вук Бранкович соперничал с Милошем Обиличем (или Кобиличем) - мужем младшей дочери Лазаря.
В 1389 году армия Мурада I, насчитывавшая 27-30 тысяч человек, выдвинулась вглубь Сербии и близ Приштины встретилась с войском Лазаря. Султан Мурад возглавил центр своего войска, правым флангом командовал его сын младший Баязид, левым - старший сын Якуб.
Центром сербской армии командовал князь Лазарь, Вук Бранкович возглавил правый фланг, боснийский воевода Влатко Вукович - левый фланг. По всему фронту сербской армии растянулась тяжелая конница, за ними располагались отряды пехоты. Атака сербской тяжелой конницы имела успех на правом фланге, левое крыло турецкой армии под командованием Якуба понесло тяжелые потери. Но затем турецкая кавалерия и пехота контратаковали закованных в броню сербских всадников и опрокинули их. Баязид, оттеснив сербов, ударил по их пехоте. Постепенно оборона сербской пехоты была прорвана, она начала отступать. Вук Бранкович, стремясь спасти остатки своих войск, покинул поле битвы. Народная молва обвиняла его в предательстве. Вслед за ним с поля боя покинули остатки сербской армии. Раненый князь Лазарь попал в плен в ходе боя и был казнен в тот же день.
Еще в начале сражения был убит и султан Мурад. Он пал от руки Милоша Обилича, который проникший в лагерь турок под видом перебежчика, пробил себе дорогу к шатру султана и заколол Мурада отравленным кинжалом, надеясь, что потеря предводителя посеет панику среди турецкой армии. Однако сразу же после гибели султана его сын Баязид возглавил армию и довел сражение до победного конца. Поражение на Косовом Поле предопределило порабощение Сербии Османской Турцией.

Дмитрий Зеленцов

Косово поле… На протяжении пяти веков здесь кипели сражения, решавшие судьбу не только отдельных наций, но и всей Европы. Именно здесь народы Запада, забыв о былых противоречиях, плечом к плечу сражались с восточными ордами. Именно здесь не единожды решалась участь христианской цивилизации.

Первой же и наиболее знаменитой стала та битва, что произошла на Косовом поле 15 июня далёкого 1389 года, когда сербские воины и их союзники приняли на себя удар Османской империи, стремившейся к покорению Балкан и расширению своего господства над славянским миром. Тот памятный день св. Вита (Видовдан по-сербски) вошёл в историю как немеркнущий в веках пример отваги и стойкости духа свободных людей.

Рождение хищника

Османская держава, которая со временем объединит под своей властью Ближний Восток, Северную Африку и Юго-Восточную Европу и которая на протяжении 600 лет станет главным соперником и антагонистом европейской христианской цивилизации, возникла в Малой Азии в конце XIII века. Её этническую основу составили многочисленные тюркские племена, расселившиеся столетием ранее в северо-западной Анатолии (территория современной Турции). У истоков этого государства стоял племенной вождь Осман, от чьего имени пошло название как основанной им династии, так и будущей империи, которой будут владеть его потомки.

Важным фактором в укреплении его власти стала религия. Осман, которому к моменту его восшествия на престол исполнилось 23 года, объявил себя эмиром гази, то есть вождём воинов газавата (священной войны), чья конечная цель – подчинение «неверных» и распространение ислама огнём и мечом. В итоге, в его распоряжении оказалось многочисленное и фанатичное воинство, которое он повёл на завоевание соседних земель, как мусульманских, так и христианских. На покорённых территориях его солдатам раздавались земельные наделы (тимары), за которые обязаны были нести службу у эмира. Так, религиозный пыл получал, в том числе, и материальное подкрепление.

Один за другим власти Османа подчинялись прочие малоазийские правители, чьи земли были инкорпорированы в состав нового, единого государства. Та же участь ждала и византийские владения. Со временем османские войска вышли к Босфору, к берегам Мраморного и Чёрного морей, а к концу XIV века византийская Малая Азия практически прекратила своё существование.

Когда в 1326 году Осман скончался, территория, которая находилась под его властью, оказалась в несколько раз больше изначальной. Дело отца продолжил новый правитель, Opxaн I. Он укреплял армию, которая при нём стала носить всё более регулярный характер, а также утверждал власть османов на уже завоёванных землях. Но не меньше времени и сил Орхан отдал расширению своей державы, которая стала превращаться в настоящую империю. Именно в его правление турецкие армии впервые вторглись в Европу. Прежде всего, это были владения умиравшей Византийской империи, проходя по которым, османы несли разрушение и ужас. Османские набеги проходили в основном по трём направлениям: на восток через Фракию (историческая область, чьи земли в настоящее время входят в состав Болгарии, Греции и Турции), на запад в Македонию, Албанию и Фессалию (часть территории нынешней Греции) и по центру – через Болгарию в Сербию и Македонию.

Однако к 1340-м годам Орхан решил отказаться от простых набегов и перейти к систематическому завоеванию территорий. Базой для турецкого нашествия стал полуостров Галиполли, захваченный османами к середине XIV столетия. Столица полуострова, носившая то же название, стала первым городом в Европе, подпавшим под власть стремительно расширявшейся мусульманской империи.

Отсюда турки устремились на Балканы. Во всех захваченных городах устанавливалась османская администрация во главе с беями – губернаторами провинций. Местные славянские правители изгонялись, население облагалось данью. Кроме того, теперь покорённые народы были вынуждены нести ещё и военную службу в пользу своих поработителей. В случае сопротивления по непокорным землям проводились карательные рейды: население угонялось в рабство, его имущество подвергалось разграблению. Кроме того, для увеличения лояльности вновь обретённых территорий османские власти практиковали массовые переселения на них мусульман из Малой Азии.

В 1360-м году Орхану наследовал его сын Мурад. К тому времени османская держава располагала обширными территориями как в Европе, так и в Азии, именовавшимися Румелия и Анатолия соответственно. Впрочем, останавливаться на достигнутом турки вовсе не собирались. Тем более, что равнозначного соперника в данном регионе у них уже не осталось. Византийская империя всё более утрачивала свои территории, а с ними и былое могущество. В 1362 году в руки османов перешёл Адрианополь, который стал их столицей – Эдирне, в 1364-м – Пловдив, а восемь лет спустя – Комотини.

Стремительно клонилось к закату и сербское государство. Ещё каких-то двадцать лет назад, при Стефане Душане (прозванном «Сильным») из династии Неманичей Сербия переживала свой расцвет. В ходе ряда военных кампаний (против Византии, Боснии, Венгерского королевства) Стефан подчинил всю Македонию, Албанию, Фессалию, Эпир (территория на северо-западе современной Греции) и западную часть Средней Греции. В результате, Сербия стала крупнейшим государством Юго-Восточной Европы, настоящим центром силы на Балканах. В 1346 году Стефан Душан был коронован царём сербов, греков, албанцев и болгар, а царство его сочетало в себе сербские и византийские традиции.

Однако столь молодое и перспективное государственное образование ненадолго пережило своего создателя. В 1355 году после смерти Стефана Сильного начался процесс его распада. Часть греческих земель вновь перешла под власть Византии, а на остальных сформировались полунезависимые княжества. В собственно Сербии крупные землевладельцы вышли из подчинения центральной власти, стали проводить собственную политику, чеканить монету и собирать налоги. Единство сербских земель после смерти последнего представителя династии Неманичей Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось практически исключительно единством православной церкви. В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I, однако, хотя его и признавали такие могущественные аристократы как князь Лазарь и Вук Бранкович, власть нового правителя была во многом номинальной.

Междоусобные войны между князьями сильно ослабляли обороноспособность балканских государств в условиях нарастания турецкой угрозы. Кроме того, сами османы активно поощряли эти конфликты и деятельно в них участвовали, поставляя свои войска то одной, то другой стороне. В конце концов, князья оказывались в зависимости от турок, которые затем использовали любой повод, чтобы «прибрать к рукам» очередную территорию.

Постепенно и зачастую на горьком опыте осознав, чем всё это грозит в ближайшем будущем, христианские правители сербов, болгар, валахов и венгров решили забыть о терзавших их противоречиях и дать совместный отпор османской экспансии. В 1371 году два влиятельных сербских магната – Вукашин и Углеша Мрнявчевичи организовали военную коалицию балканских народов, чьи войска насчитывали около 60-70 тыс. человек. Они планировали ударить по туркам в долине реки Марицы, всего лишь в 15 километрах от османской столицы Эдирне, воспользовавшись тем, что большая часть армии противника находилась в то время в Анатолии. Однако сражение, произошедшее близ деревни Черномен, обернулось для христианского войска настоящей катастрофой.

Сербский лагерь не имел должного охранения, о чём и стало известно туркам. Ночью они атаковали союзников с применением обычной и элитной пехоты, конных лучников и традиционной конницы. Благодаря внезапности нападения, а также плохой координации командования в стане христиан возникла паника и неразбериха. В итоге, лучшая часть армии – тяжёлая конница сербских аристократов – оказалась в ловушке вражеский войск, измотана в бою и обращена в бегство. При этом тысячи рыцарей утонули в реке, увлечённые на дно тяжестью своих доспехов. Потери были настолько велики – помимо прочего, погибли оба брата Мрнявчевича – что позднее сражение у Марицы станут называть «истреблением сербов».

Однако у этой битвы оказались и далеко идущие политические последствия. Был окончательно поставлен крест на попытках возродить единое сербское государство. Теперь для османов оказался открыт путь для завоевания Македонии и оставшейся части Балкан. Многие болгарские, сербские и греческие властители становятся вассалами султана. В его власти оказываются города на побережья Эгейского моря, а также важные транспортные пути.

Однако праздновать окончательную победу над балканскими народами османом было рано. Последним величественным жестом в этом трагическом противостоянии станет отчаянная попытка сопротивления, предпринятая правителем так называемой Моравской Сербии Лазарем Хребеляновичем. И кульминацией его борьбы и его жизни станет битва на Косом поле, которая окажется очередной кровавой вехой в истории жестокой борьбы славянства за свободу и право жить своей собственной жизнью.

Лазарь, родившийся в 1329 году, был одним из самых могущественных сербских аристократов в период правления династии Неманичей. Позднее он сам породнился с ними, женившись на княжне Милице. После распада единого сербского государства в 1371 году он оказался правителем Моравской Сербии. Будучи талантливым политиком, за несколько лет он сумел существенно расширить свои владения, став самым влиятельным из сербских правителей. Он выступал как покровитель всех сербов и других балканских народов, бежавших из под турецкого гнёта. Благодаря своим дипломатическим дарованиям, через династические браки Лазарь установил добрые отношения с Болгарией и Венгрией. Кроме того, будучи весьма набожным человеком, он поддерживал тесные отношения с церковью, даровав ей обширные владения и привилегии. Важным союзником Лазаря выступал его зять, Вук Бранкович, который владел областью Косово и которому предстоит сыграть в истории весьма неоднозначную роль…

После катастрофы при Марице, Лазарь как и прочие балканские правители был вынужден признать власть Османской империи и согласился выплачивать ей дань. Кроме того, турки заняли принадлежавший ему город Ниш. Однако он прекрасно понимал, что на этом они не остановятся. Его страна, богатая полезными ископаемыми, - лакомый кусок для завоевателей, а значит, рано или поздно турки лишат её остатков суверенитета и превратят в простую провинцию, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Князь начинает готовиться к борьбе и активно ищет союзников. Таковыми становятся другие сербские князья, а также король Твртко I. И в 1386 году совместными усилиями союзники разбили армию Мурада, которой командовал Кара Тиммурташ.

После этой победы авторитет Лазаря неизмеримо вырос и ему удалось собрать коалицию из болгар, боснийцев, албанцев, а также венгров и богемцев, которая решилась противостоять султану. Гнев Мурада не заставил себя ждать. Он был исполнен решимости покарать Лазаря за отступничество и отказ повиноваться своей власти. Султан лично возглавил армию для похода на Сербию, в командовании которой ему помогали сыновья, Баязид и Якуб. Поход начался летом 1389 году, а уже 14 июня турецкие войска вышли на Косовскую равнину. Дело стремительно шло к развязке, на карту была поставлена дальнейшая судьба всех Балкан…

День, когда решилось всё

Косово поле, зажатое меж двух горных хребтов, занимало стратегическое положение на одном из важнейших трансбалканских маршрутов. Овладев им, Мурад получил бы превосходный плацдарм для нанесения удара по сербским землям и прежде всего владениям Лазаря. А потому последний и принял решение дать бой туркам именно здесь. Собственно же сражение проходило между реками Лаб и Ситница, неподалёку от города Приштина.

Численность противостоящих армий вплоть до сегодняшнего дня является предметом споров, хотя доподлинно известно, что мусульманское воинство как количественно, так и качественно превосходило христиан. Вместе с султаном на Косово поле, по разным источником, явилось от 27 000 до 40 000 человек. Его армия включала в себя от 2 до 5 тысяч янычар (элитные подразделения, набранные из покорённых христианских народов и воспитанные фанатичными приверженцами ислама, которые сражались как в пешем, так и в конном строю), 2500 всадников личной гвардии султана, 6000 сипахов (тяжёлая кавалерия), 20 000 азапов (лёгкая пехота) и акынджи (лёгкая конница) и до 8000 воинов, направленных государствами-вассалами Османской империи.

Противостоящая туркам коалиция смогла выставить от 12 000 до 33 000 воинов. Из них 12-15 тысяч человек находились под непосредственным командованием Лазаря, 5-10 тысяч привёл Вук Бранкович и примерно столько же воинов было под командованием боснийского воеводы Влатко Вуковича, которого прислал король Твртко. С ним же пришёл отряд рыцарей-госпитальеров. Кроме того, христианское войско включало подразделения хорватов, болгар, албанцев, а также Венгерского и Польского королевств.

Армия союзников во многом уступала турецкой. У неё отсутствовало единое командование: она была разделена между тремя главными командирами – Лазарем, Вуком Бранковичем и Влатко Вуковичем. Также сербское войско было несбалансированным по своему составу. Его основную часть составляла тяжёлая кавалерия в латах, достаточно слабо прикрытая пехотой. Это, в свою очередь, давало значительное преимущество османам, у которых были широко представлены разные типы войск, подчиняющиеся одному командиру – султану Мураду. Кроме того, историки отмечают, что со времён царя Душана сербским войскам не доводилось сражаться в крупных битвах с армиями других держав. Их военный опыт в основном ограничивался столкновениями между самими сербскими феодалами. Турецкая же армия имела богатый опыт, накопленный на протяжении почти 30 лет победоносных войн.

Важным и довольно щекотливым остаётся вопрос о роли прочих крупных балканских феодалов. К примеру, Марко Мрнявчевич (сын Вукашина, погибшего при Марице) не пришёл на помощь Лазарю, однако неизвестно, был ли он в лагере турецкого султана. А Драгош Деянович (македонский властитель) хотя и пропустил османское войско через свои земли, сам принимать участие в битве на стороне турок не стал. Также неизвестно, где во время битвы был Джурадж Страцимирович (албанский князь), ранее помогавший туркам и бывший врагом боснийского короля Твртко I.

В день битвы, 15 июня, войска расположились следующим образом. Султан Мурад возглавил центр своего войска, отдав командование флангами сыновьям: Баязиду (правый) и Якубу (левый). Перед основными силами османского войска в линию выстроились около 1000 лучников, после них располагались азапы и акынджи, а в центре турецкого построения – янычары. Там же находился Мурад со своей охраной. Небольшой отряд был выделен для прикрытия обоза. Перед своими позициями турки вырыли длинный ров, край которого, обращенный к сербам, был утыкан заострёнными кольями. Позади основных сил располагалась артиллерия.

Центром сербской армии командовал сам князь Лазарь, Вук Бранкович занял правое крыло войска, Влатко Вукович – левое. По всему фронту сербской армии расположилась тяжёлая конница, на флангах – конные лучники. За ними располагались отряды пехоты.

Сербские и турецкие источники по-разному излагают ход сражения, длившегося около восьми часов, а потому его точная реконструкция представляет определённые трудности. Однако, с большей или меньшей достоверностью можно утверждать, что битва началась с обстрела турок сербской артиллерией, которая однако же не смогла добить до их позиций. Османы ответили гораздо более мощным огнём своих пушек, а также дождём из стрел, для чего лучники выдвинулись ближе к сербским порядкам. Затем началась атака сербской тяжелой конницы, врезавшейся в турецкие позиции. Особенно мощный удар пришёлся на центр и левый фланг османов, хотя сама кавалерия понесла серьёзные потери на заострённых кольях, прикрывавших турецкие позиции. В итоге, левый фланг турок был полностью смят, центр значительно потеснён, но правый фланг сдержал удар и готовился перейти в контратаку. Мусульманские хронисты описывают эти минуты боя как самый критический этап всего сражения. «Для Мурада, казалось, весь мир потемнел вокруг. Земля стала алой от крови. Везде, куда бы он ни бросил взгляд, громоздились лишь отрубленные головы и тела людей. Лошади метались по полю, топча мёртвые тела». Не выдержав натиска, остатки войск Якуба стали отступать, оголив центр османской армии…

И тут произошло нечто, о чём историки спорят до сих пор. Как повествуют сербские хроники, внезапно Вук Бранкович развернул своего коня и покинул со своими ещё достаточно свежими войсками поле битвы, так и не воспользовавшись представившейся возможностью развить успех. И хотя позднее народная молва сделала его предателем, сговорившимся с врагом, подлинные причины такого поступка князя до настоящего времени остаются неизвестны. Возможно, он полагал, что сражение проиграно, а потому решил спасти своих солдат от неминуемой гибели. Тем не менее, известно, что в дальнейшем Вук Бранкович наотрез откажется стать вассалом султана и продолжит сопротивление, но будет схвачен и умрёт в турецкой тюрьме…

Произошедшее воодушевило турок и они перешли в контрнаступление, вначале на правом фланге, а затем и в центре. Теперь инициатива в сражении принадлежала исключительно им. Османы всё более теснили закованных в броню сербских всадников, пока те, наконец, не были вынуждены вернуться к своим позициям. Вслед за ними хлынули и турецкие войска, ударившие по сербской пехоте. Постепенно оборона христиан была прорвана, и они начали отступать…

На Косовм поле пали военачальники обоих противоборствующих армий: и султан Мурад I, и князь Лазарь. Мурад погиб в самом начале сражения, пав от руки сербский рыцаря Милоша Обилича, который, по легенде, выдав себя за перебежчика, проник в шатёр султана и заколол того ножом, после чего сам был убит в схватке с султанской охраной. В письме сената Флоренции к королю Твртко говорится, что Мурад был убит одним из 12 знатных сербов, которые в начале боя смогли прорваться сквозь ряды турецких солдат. «Удачливый, самый удачливый был из числа 12 верных дворян, что, проложив себе дорогу мечами, пробились через расположения противника и круг из скреплённых цепью верблюдов и, совершив чудеса героизма, добрались до шатра самого Мурада. Самый удачливый из них неистово бросился вперёд и убил этого главного воеводу, нанося ему удары в горло и живот. И были благословенны все те, кто отдал свои жизни и кровь и принял мученическую смерть ради того, чтобы вождь противника превратился в уродливый труп».

Согласно преданиям, Обилич вместе с двенадцатью своими соратниками основали Орден Дракона, объединение рыцарей, поставивших своей целью уничтожение османского султана. Все его участники, носившие дракона на шлеме и гербе, сложили свои головы на Косовом поле ради исполнения своей миссии. Как считалось, единственным из них, кому удалось уцелеть, стал только сын Лазаря Стефан, которого переправили в Венгрию к королю Сигизмунду. Впоследствии, существенно расширившись, Орден Дракона станет играть заметную роль в противостоянии с турками, став единственным в мировой истории рыцарским орденом, основанном славянскими воинами…

После гибели султана турецкое войско возглавил его сын Баязид. Когда он узнал о гибели отца, то послал за своим братом Якубом, который ещё не был в курсе случившегося. Баязид велел передать Якубу, что их отец желает срочно обсудить с ним ситуацию на поле боя. Когда Якуб прибыл, то был немедленно задушен по приказанию брата. Таким образом, Баязид стал единственным наследником Мурада и возглавил османское государство. Вместе с тем своим поступком Мурад положил начало традиции убийства собственных братьев, которая сохранялась среди правителей Османской империи на протяжении следующих 200 лет.

Совсем иначе расстался со своей жизнью князь Лазарь. Находясь в самой гуще сражения, а не отсиживаясь на расстоянии под усиленной охраной, он оказался сброшен с лошади и вместе со своим сыном был схвачен турками и позднее обезглавлен. Произошло это, по разным источникам, либо на поле боя, либо в шатре султана, куда пленённый правитель был тут же доставлен.

Обычно принято считать, что победу на Косово одержали турки, поскольку поле боя осталось за ними. Однако сами участники событий оценивали итоги битвы не столь однозначно. Так, король Твртко сразу после сражения разослал европейским государям письма, в которых сообщал о победе Лазаря и гибели Мурада. Он писал о великой победе христиан и гибели немногих своих людей. В Византии и других европейских странах смерть султана была воспринята как подтверждение победы христиан. Да и в хроники Османской империи сражение войдёт как «Кровавое Косово». Турецкое войско понесло существенные потери, а потому Баязид не решился на следующий удар по Балканам и увёл армию на Восток. Кроме того, новый султан опасался за свою власть и стремился укрепить своё влияние.

Гибель обоих правителей и факт того, что Баязид не остался в Сербии, вызвали дискуссии о том, насколько убедительной была турецкая победа и одержала ли победу вообще какая-либо из сторон. И на протяжении нескольких месяцев после битвы в некоторых соседних странах не было известно, кто же победил.

Однако в самой Моравской Сербии сразу поняли подлинное значение произошедшего. Мало того, что погиб сам князь Лазарь, лидер общебалканского значения, равного которому сложно было найти. В бою полегло почти всё дворянство, велики были потери и среди простых воинов. И если османы могли в достаточно короткие сроки оправиться и набрать новую армию, то для маленькой Сербии это было теперь крайне проблематично. В стране быстро возобладало мнение, что для отпора новому турецкому или каком-либо другому вторжению просто не хватит сил. В итоге, Милица, вдова Лазаря, признала вассальную зависимость от Турции и согласилась выплачивать ей дань. А в 1459 году Сербия окончательно вошла в состав Османской империи, что практически остановило её экономическое и политическое развитие и до самих основ потрясло культурное развитие сербского народа.

В перспективе битва на Косовом поле и ликвидация последнего крупного очага сопротивления в лице Моравской Сербии привела к окончательному закреплению мусульманской власти на Балканах и влияние турок ещё долго будет определять ситуацию в Европе, став мощнейшим фактором её дестабилизации. Косовская битва и последовавшая османская оккупация перевернула судьбы многих народов, перекроив границы земель и этносов, а также обострив религиозное противостояние, что продолжает сказываться на всей мировой истории и по сей день.

Впрочем, несмотря на все свои печальные последствия, битва на Косовом поле занимает достойное место в многовековом противостоянии славянства с иноплеменными и инокультурными захватчиками, став в один ряд с прогремевшими в том же XIV столетии битвами на Синих Водах и на Куликовом поле. Причисленный к лику святых князь Лазарь и пожертвовавший собой аристократ Милош Обилич в народном сознании и исторической перспективе разделили почётное место с князем Витовтом и Дмитрием Донским. Столкнувшись с многочисленным врагом, эти герои не испугались и не отступили, дав тем самым пример, на котором воспитывались многие поколения славян. А кроме того, на Косовом поле представители различных народов и разных христианских конфессий забыли о былых противоречиях и разногласиях и плечом плечу вставили на пути общей угрозы, преподав урок, который их потомки никогда не должны забывать


Провинция Косово находится в самом центре Балканского полуострова, который на карте похож в первом приближении на треугольник, расположенный вершиной вниз. Основание этого треугольника проходит, в основном, по рекам Саве и Дунаю от хорватской Истрии на западе до устья Дуная на востоке, а вершина приходится на самую южную точку греческого Пелепоннеса. Так вот, административный центр Косово, город Приштина, находится практически в точке пересечения медиан этого треугольника, или в центре его тяжести. Расстояние от Приштины по прямой до Белграда на северо-западе около 250 километров, до Софии на востоке и того меньше - около двухсот. На юго-западе расположена столица Албании Тирана, на юго-востоке греческий порт Салоники и святая гора Афон. До них от Приштины по прямой те же 250-300 километров. До Бухареста и итальянского порта Бари около пятисот километров, до Стамбула около семисот - чуть больше, чем от Москвы до Вологды или Тамбова. Все рядом.

Территория Косово имеет форму почти правильного квадрата со стороной около 100 километров. Одна диагональ этого квадрата проходит почти строго с севера на юг по меридиану 20? 60Є от Бело Брдо на севере, расположенного в горах Копаоник, всего в десятке километров от известного югославского лыжного курорта Копаоник, до Рестелицы в горах Шар Планины на юге, отстоящей менее, чем в ста километрах по прямой от албанского побережья Адриатического моря. Другая диагональ идет также строго по широте примерно 42? 40Є от Боге на западе до Трстены на востоке. Эти две диагонали пересекаются в районе Србица километрах в двадцати пяти по прямой к западу от Приштины.

Говоря о расстояниях, я не случайно повторяю: "по прямой". В горах реальные расстояния редко измеряются по прямой, а Косово - горная провинция, своего рода квадратная чаша с неровными краями. Дно этой чаши образует Косово Поле, долина шириной не более двадцати километров, протянувшаяся на восемьдесят с небольшим километров с севера на юг от Косовской Митровицы до Урошевца. Косово Поле расположено на высоте 500-600 метров над уровнем моря. На этом самом Косовом поле, в восьми километрах от Приштины и произошла знаменитая битва 1389 года князя Лазара с османскими турками эмира Мурада. Края чаши на севере, западе и юге образованы горными хребтами высотой 2-2,5 тысячи метров. С востока горы пониже - всего 1200 - 1500 метров.

Эту территорию до войны 1999 года населяло около полутора миллионов человек: албанцы, сербы, босняки, горане, турки, цыгане и некоторые другие национальности. Они жили в двух-трех десятках городов, каждый из которых насчитывал от 3 до 15 тысяч жителей (не считая более, чем стотысячной Приштины) и в тысяче с небольшим селений, в основном горных, население которых редко доходит до ста пятидесяти - двухсот человек, а зачастую не превышает десятка-двух доживающих свой век стариков. Большинство населения (по моим оценкам около 70%) составляли албанцы. Молодежь, особенно сербская, давно ушла в города, ища самореализации и достойного заработка. Албанцы более консервативны, да и число детей в каждой семье у них не сопоставимо с сербскими семьями: пять-шесть против одного-двух. И тем не менее, албанская диаспора в большинстве европейских стран и в Новом Свете значительна, и судя по событиям последних лет, достаточно богата.

В настоящее время на Балканах расположено восемь суверенных государств: Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Македония, Румыния, Турция и, наконец, Югославия. (Балканы - очень динамичный регион: пока я писал эти строки, Югославия просто исчезла с географической и политической карты). Теперь это Республика Сербия и Черногория. Словения, бывшая Югославская республика, ставшая независимой в 1991 году, считает себя относящейся уже не к Балканам, а к Центральной Европе. Италия, наоборот, считает себя Балканской, поскольку маленький ее кусочек в районе Триеста заходит на Балканский полуостров. Югославская автономная провинция Косово находится сейчас под протекторатом ООН на основании резолюции Совета Безопасности ООН N1244, принятой 10 июня 1999 года и управляется Временной администрацией во главе которой стоит Специальный Представитель Генерального секретаря ООН, уже третий по счету с середины 1999 года.

15 июня 1389 года, в праздник весьма почитаемого сербами святого Вита, произошло знаменитое сражение на Косовом поле. Неподалеку от современной Приштины, в узкой долине реки Ситницы меж двух горных хребтов, погибли князь Лазарь, султан Мурад и еще тысячи православных и мусульман. Несмотря на отвагу и отчаянные старания первых, победу одержали османы. Эта битва во многом определила судьбу как Сербии, на пять столетий попавшей под власть турок, так и всего Балканского полуострова.

Битва была в самом разгаре, когда в турецком лагере появился сербский вельможа Милош Обилич. Он сообщил, что переходит на сторону турок и у него есть срочное сообщение для султана. Серба незамедлительно отвели в шатер Мурада, который с радостью встретил перебежчика и показал знаком, чтобы тот облобызал ему ноги. Однако Милош, оказавшись рядом с султаном, неожиданно вонзил ему в грудь спрятанный в складках одежды кинжал. "Удар пришелся в середину сердца; из-за этой раны варвар затем, спустя немного времени, окончил свою жизнь. Отважный христианин выполнил свое обещание и завоевал славную победу, окруженный столькими врагами. Среди пораженной и обескураженной толпы сатрапов и телохранителей Мурада он сражался в одиночку и поражал то одного, то другого, пока не добрался до своего коня. Он уже поставил ногу на левое стремя и сначала даже смог подняться в седло, но тут отряд янычар окружил славного рыцаря Христа, подобно многочисленной стае собак, и зарубил его, нанеся бесчисленное количество ран ". Так неизвестный итальянский автор XV века описывает самый драматический сюжет великой битвы. Но что же к ней привело?



Для увеличения изображения карты щелкните мышкой по карте

КРЕСТ ПРОТИВ ПОЛУМЕСЯЦА

Осман I (1258-1326) - основатель династии, правившей до 1922 года

В конце XIII века бейлик (область правления) эмира Османа был незначительным владением кочевников-тюрок, расселившихся в византийской Малой Азии. Но уже его внук Мурад I (правил в 1359-1389 годах) был государем могущественной державы. Турки играли на противоречиях балканских государств, объединяясь с одними из них против других. Например, византийский император Иоанн VI оплатил их помощь в гражданской войне деньгами, присланными московским князем Симеоном Гордым на ремонт храма Святой Софии. В то же время, воюя против христиан, они провозглашали джихад, что привлекало в турецкое государство множество мусульман, желавших очиститься от грехов. Наконец, турки сумели создать совершенную для своего времени военную машину, обеспечившую победы над византийскими и западноевропейскими воинами-профессионалами. Основную силу османской армии составляли тяжеловооруженные конные сипахи и отличная пехота - знаменитые янычары.

Мурад I Богоподобный (1326-1389) - османский султан, погиб на Косовом поле

В то время как турки укрепляли свою мощь, на Балканах шли войны между слабеющей Византийской империей и желавшими занять ее место Сербией и Болгарией. Основным регионом, за который они сражались, была Македония, но каждая из сторон преследовала одну цель: покорение всего Балканского полуострова. Религиозного единства среди христиан тоже не наблюдалось: западные соседи насаждали католицизм, а в Боснии верх одержало богомильство . На фоне всех этих противоречий огромным преимуществом выглядело несокрушимое единство ислама.
В первой половине XIV века в последний раз взошла звезда средневековой Сербской державы. Ее король Стефан Дечанскии в 1330 году разгромил сильного болгарского царя Михаила Шишмана. Впрочем, он сам вскоре разделил судьбу соперника: его сверг с престола и задушил собственный сын - Стефан Душан (1331-1355), который в результате войн с Византией и Венгрией создал огромное государство. В состав этой державы входили не только сербские земли, но и Македония, Эпир, Фессалия, часть Фракии. Как часто бывает в таких случаях, за военными успехами потянулись культурные и правовые преобразования. В Косово, в городе Печ, в 1346-м образовалась впервые в истории сербская патриархия, а сам Стефан короновался как "царь и самодержец сербов и греков". Трудно сказать, как пошли бы его дела дальше, если бы он столкнулся с турками, но Душан рано умер, и держава затрещала по швам. Второй и последний сербский царь Стефан Урош V (1355-1371) после кончины был провозглашен святым, но при жизни не сумел удержать в руках созданной отцом державы.

Баязид I (1354-1403) - османский султан, победил на Косовом поле

В 1366-м бездетный Урош "ради мира в державе" передал титул наследника престола и реальную власть одному из своих приближенных - Вукашину Мрнявчевичу. Тот с братом Углешей попытался сохранить сербскую мощь. В 1371 году 2 они собрали большое войско из сербов, болгар, боснийцев, венгров и валахов и двинулись на турецкий Адрианополь. Но в ночь на 26,сентября в долине Марицы это нестройное ополчение было внезапно атаковано одним-единственным отрядом сипахов и уничтожено, братья погибли.
Теперь прямой и безопасный путь в сердце Балкан открылся для мусульман. Вот уже захвачены Западная Фракия, почти вся Македония. Сербии стало вовсе не до имперских амбиций - речь зашла о независимости. Отстаивать ее в лишившейся правителя стране взялся один только князь Лазарь Хребелянович, владетель Крушевца на Мораве. К этому времени ему шел уже пятый десяток лет, и он был давно известен народу как неплохой правитель и хитрый дипломат.

Лазарь Хлебелянович (1329-1389), последний "самодержавный господин" Сербии

Эти качества позволили Лазарю достичь заметных успехов. Ему удалось установить мир с соседями - воинственными болгарскими царствами Видинским и Тырновским, могущественным королем Венгрии и Польши Лайошем Великим, а также с Твртко Боснийским. Он привел сербскую церковь к соглашению с Константинополем (отношения были разорваны после того, как Стефан Душан отказался признавать церковную власть Константинополя) - вселенский патриарх признал сан патриарха сербского. Князь удачно выдал замуж дочерей - зятьями его стали Вук Бранкович, владетель Косова поля, тырновский царь Иван Шишман и правитель Черногории Георгий Балшич. С их помощью Лазарь стал подчинять прочих, непокорных феодалов и к концу 1370-х добился своего. При этом сам он не принял ни царского (императорского), ни даже королевского титула, а в грамотах стал называть себя "самодержавным господином сербов" и "самодержцем сербской земли", что было куда скромнее.
Тем временем, покончив с малоазийскими делами и подавив мятеж собственного сына, Мурад I смог с легким сердцем вернуться к балканским делам. Он перебросил в Европу большую армию, напал в 1382 году на Сербию и взял крепость Цателицу. В 1388 году турки разорили Тырново и заставили болгарского царя Ивана Шишмана признать себя их вассалом. А в июне 1389-го султан вторгся в Сербию. Пройдя через ущелье, турки перешли реку Мораву и заняли позиции на равнине на границе этой страны с Боснией и Албанией - во владениях Лазарева зятя и вассала Вука Бранковича. Здесь и сошлись полумесяц с крестом.

НАПРАСНАЯ ЖЕРТВА
Собравшиеся на Косовом поле войска насчитывали с обеих сторон приблизительно по 30 000 человек, однако точное их число определить сейчас, конечно, невозможно. В любом случае сражение получилось грандиозным по меркам средневековой Европы, где воинские отряды были, как правило, невелики. Армию мусульман возглавляли сам султан и его сыновья, Баязид и Якуб, христианскую - князь Лазарь Хребелянович. Кроме того, на стороне сербов воевали боснийцы во главе с воеводой Влатко Вуковичем, отряды албанцев и герцеговинцев, поляков и венгров, а также валахов князя Мирчи Старого. Силы сторон были почти равны, но у турок, в отличие от христиан, имелось единое командование - Лазарь не распоряжался своим войском так полновластно, как Мурад.
Согласно "Югославской энциклопедии" Косовская битва покрыта густым мраком неизвестности. Если верить песням и поздним летописям, она длилась три дня, но, вероятно, это всего лишь символическое число. Очевидно одно - сражались долго и исход боя был неясен. Возможно, именно это и подтолкнуло Обилича к решению убить султана.



Эту сцену изображали по разному. Автор сербской гравюры XIX века считает, что султан пал в бою

Весть о гибели вождя могла посеять панику, но старший сын Мурада Баязид не растерялся. Он велел скрыть смерть отца и убить соперника, брата Якуба, сам же повел турок в атаку и сумел одержать верх над сербами. Смерть старого султана решила и судьбу князя Лазаря, которого турки взяли в плен и по приказу Баязида казнили. Единственный в средневековой сербской истории правитель, павший на поле боя, был погребен в монастыре Раваница и вскоре канонизирован.
Позже, в XVII веке, сложатся знаменитые песни Косовского цикла. В них доблестный князь и "господа сербская" принимают вызов султана и выходят на бой. Храбрый воевода Милош, которого напрасно подозревали в измене, пробирается в лагерь врага и поражает там Мурада. А настоящим предателем оказывается зять Лазаря - Вук Бранкович: он в решающий момент уводит с поля своих воинов и становится главным виновником разгрома соотечественников. Однако, по мнению современных историков, на Бранковича возвели напраслину. Он не только не изменял Лазарю, а, наоборот, по мере сил еще долго сопротивлялся султану после 1389 года. Возможно, что в народной памяти так преломилась протурецкая политика наследников Лазаря.
Христиане не считали Косовское сражение безнадежно проигранным и, возможно, имели на то основания. Силы мусульман после сражения настолько истощились, что Баязид не смог продолжать войну. Поначалу Сербия не потеряла даже ни одной из своих земель. Вдове Лазаря Милице пришлось лишь признать вассальную зависимость и платить дань, а Оливера, младшая дочь погибшего князя, отправилась в султанский гарем. Но главное - с гибелью Лазаря Хребеляновича исчез последний стержень, удерживавший государство от распада. Соседи Сербии окончательно ослабели и попали под полную власть турок, а сами сербы стали сражаться бок о бок с турками против прежних союзников. Нам сейчас кажется странным такой выбор, но был ли он у сербов вообще? После 1389-го они уже не могли играть самостоятельную роль на полуострове, да и особых оснований доверять католикам, многократно разорявшим и грабившим земли православных, у них тоже не имелось.

НА СТОРОНЕ ВРАГА
Турецким успехам не помешал даже страшный разгром, учиненный им на востоке Тимуром, который 25 июля 1402 года под Анкарой обратил в бегство огромное войско Баязида - упорнее всех в тот день на стороне султана держались янычары и сербы. Османская империя на некоторое время распалась, и наследники Баязида 15 лет враждовали друг с другом. Но этот шанс на Балканах уже некому было использовать. После смерти Стефана, сына Лазаря, власть над Сербией перешла к Георгию Бранковичу, сыну Вука, но ее уже мало кто признавал. Турция, Венгрия, Босния, Венеция со всех сторон теснили страну и отрывали от нее куски: в 1439 году после трехмесячной турецкой осады пала сербская столица Смедерево, венгры взяли себе Белград, порты на Адриатике достались венецианцам. Георгий отчаянно лавировал между соседями, пытаясь спасти хоть что-то. В 1444 году, когда Венгрия одержала несколько побед над мусульманами, он с готовностью выступил посредником между воюющими сторонами, но на большее уже не осмеливался. И когда знаменитый полководец Янош Хуньяди решил закрепить успехи и нарушил перемирие, Георгий не только не примкнул к нему, но даже помог султану. Когда на помощь к венгерскому королю спешило войско албанцев во главе с легендарным Скандербегом, Георгий задержал его. Католическая армия вся полегла под Варной. Так сербы в очередной раз сыграли роль в закреплении мусульманской власти на Балканах, чему - как это ни парадоксально звучит в настоящее время - пытались помешать албанцы.
В 1448 году Янош Хуньяди с 30-тысячным войском решил дать туркам новый бой, и вновь на Косовом поле. По легенде, рассказанной сербским янычаром Константином, перед сражением венгерский воевода, "увидев мощь и огромную силу турецкого султана, написал ему такое письмо: "Султан, у нас нет столько людей, как у тебя, и хотя я их имею меньше, поистине знай то, что они добрые воины, стойкие, искренние и мужественные". Султан же отвечал: "Я предпочитаю иметь полный колчан обычных стрел, а не шесть или семь позолоченных". Начался бой утром в четверг, и бились они вплоть до вечера субботы " - как мы видим, опять три дня. Христиане были разгромлены наголову...


Средневековая башня - это все, что осталось на холме близ города Призрена на Косовом поле. Архангельский православный монастырь на его склоне был разрушен и сожжен албанцами в 2004 году

Еще несколькими годами позже новый султан, Мехмед II, взял наконец Константинополь. В 1454-м мусульмане захватили Приштину. В 1459-м вновь - и в последний раз - врагу сдалось Смедерево.
Турецкое владычество на Балканах привело к появлению в Европе мусульманских народов (албанцы, болгары-помаки, боснийцы обратились в ислам) и к влиянию турок на европейские дела, нередко определяющему, причем не только в XV- XVI веках, когда Европа была одержима "турецкой угрозой", но и вплоть до появления "восточного вопроса", который стал доминантой внешней политики Российской империи. В течение всего XIX века - даже в Первую мировую войну - Россия воевала за Проливы. Наконец, именно благодаря тому, что турки сумели закрепиться на Балканах, в настоящее время идет речь о вступлении Турции в Европейский союз. Так одно сражение определило судьбы многих народов и продолжает определять их по сей день.

Кратко о статье: Едва ли найдётся неспециалист, который на вопрос «какие балканские мифы вы знаете?» сходу ответит чем-то более неожиданным, чем легенда о Дракуле. Битву на Косовом поле, сказание о Вуке Огнезмие и «Чёрную руку» припомнит только историк. Но если взять почти любой сербский миф и хорошенько его «потереть», то окажется, что он похож на привычные нам легенды и былины...

Косово поле

И другие балканские мифы


Надо ударить дубинкой по танку. Неважно, что танк потом тебя раздавит. Зато народ будет слагать песни о герое.
Сербская поговорка


Навряд ли найдётся неспециалист, который на вопрос «какие балканские мифы вы знаете?» с ходу ответит чем-то более неожиданным, чем легенда о Дракуле. Битву на Косовом поле, сказание о Вуке Огнезмие и «Чёрную руку» припомнит только историк. Для большинства наших современников балканские мифы - это экзотика. Но если взять почти любой сербский миф и хорошенько его «потереть», то окажется, что он похож на привычные нам «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: те же песни о царе Душане Сильном и его юнаках созвучны былинам киевского цикла о князе Владимире Красно Солнышко и богатырях.

Балканы - край победившего мифа. Рассказывать об одной его ипостаси, как обычно мы делали это в рамках рубрики, здесь бессмысленно: балканские мифы так плотно взаимосвязаны и переплетены меж собою, что выдирать один из другого было бы просто невежеством.

Есть два момента, касающихся балканской мифологии, о которых надо упомянуть до того, как мы начнём свой рассказ.

Во-первых, мифология является едва ли не частью официальной истории балканских стран.

Во-вторых, она с лёгкостью превращает поражение - в победу, а злодея - в национального героя, и наоборот.

Больше такого нет нигде.

О поле, кто тебя усеял...

Битва на Косовом поле - главный сербский миф. Видовдан, 15 июня 1389 года. Самый чёрный и самый великий день сербов. Люди до сих пор верят, что в ночь Видовдана реки превращаются в кровь. Для балканской культуры этот герои ческий эпос имеет такое же значение, как легенды о короле Артуре, рыцарях Круглого стола и о Беовульфе, вместе взятые, - для культуры английской. Нет, сама-то битва как раз не миф, она произошла на самом деле, предопределив весь ход балканской, а следом - и мировой истории и культуры на шесть веков вперёд.

Тогда, в конце XIV века разрозненные балканские королевства не смогли остановить вторжение турок в Европу. Сербский царь Лазарь принял бой. Сербы стояли насмерть, но силы были неравны. Лазарь был взят в плен. Его зять, один из его военачальников - Вук Бранкович - предал его, уведя своё войско с поля боя. В итоге сербы потерпели жестокое поражение, после чего их ждало почти пятисотлетнее османское иго.

И тут начинается самое интересное. Сербы считают, что... победили в Косовской битве. И причиной тому даже не преждевременно посланная весть о победе их войска, которая внесла впоследствии немало путаницы в историю. Победа была скорее моральной. Сербы вышли на бой с явно превосходящим противником и не ударили в грязь лицом, прикрыв собой Европу, дав ей передышку, которая, как оказалось впоследствии, стала решающей. Поэтому значение этого поражения для последующих поколений превысило значение гипотетической победы.

Главным сербским героем со времен Косова поля стал Милош Обилич. Он сдался туркам в плен, а когда его подвели к Мураду для присяги, вместо того чтобы лобызать его туфлю, выхватил спрятанный кинжал и прирезал султана. Впрочем, на боеспособности турок это не сказалось. Обилича они казнили - как и царя Лазаря, и множество других сербских воинов.

Сербы канонизировали обоих героев - и царя Лазаря, и Милоша Обилича. Надо сказать, у них был на то свой резон. Одержи они победу - ну и была бы у них ещё одна победа, память о которой, как показывает практика, недолговечна. А вот поражение... Как говорится, на ошибках учатся. На этом поражении выросла вся сербская культурная доминанта. Так что в чём-то создатели мифа, пожалуй, были правы.


Косовская битва легендарна и архетипична. Существует несколько вариантов событий того рокового дня 1389 года, но все они уживаются в рамках единой традиции. И что с того, что в более позднее время историки доказали, что Вук Бранкович, чьё имя стало нарицательным обозначением предателя, вовсе не предавал царя Лазаря, а напротив - много сделал для успеха сражения, впоследствии упорно воевал с турками, за что и был убит? Традицию из-за этого менять не стали. Легендарное Косово оказалось сильнее Косова исторического.

Герои Видовдана

Самым популярным изложением легендарных событий на Косовом поле стала написанная в начале XIX века поэма Гаврила Ковачевича «Сражение страшно и грозно между серблима и турцыма на полю Косову, под князом Лазаром, случившесе у 1389-м лету юния 15 дана».

Именно эта поэма начала традицию, согласно которой пир накануне битвы сравнивается ни много ни мало с Тайной вечерей Нового Завета. В начале её царь Лазарь разочаровывается в Милоше Обиличе, публично сообщая об этом всем присутствующим. Себя же Лазарь отождествляет со Спасителем. В полном согласии с евангельским сценарием, он подаёт Милошу чашу с вином, предлагая выпить за него тому, кто «... меня предать замыслил, как Иуда спасителя своего».

Однако в отношении Милоша царь явно допустил промах: тот его не предавал и даже напротив - стремился переломить ход сражения ценой своей жизни. Кто такой Милош Обилич, доподлинно неизвестно: по одной из версий, это влиятельный сербский князь, зять царя Лазаря, накануне битвы поклявшийся убить султана, по другой - простой человек, пастух, чуть ли не случайно проходивший мимо.

Кроме царя Лазаря и Милоша Обилича, в косовском мифе есть и другие действующие лица. Это в первую очередь уже упомянутый Вук Бранкович. Тень несостоявшегося предательства пала на него самого и на всё его семейство. А между тем и сам Вук, и его сын, сербский деспот Георгий Бранкович, и их потомки - самые настоящие герои и мученики: одни всю жизнь воевали с турками, не вылезая из седла, до 80 лет, другие были теми же турками ослеплены и умерщвлены.

Милош Обилич

В 1828 году вышла героическая драма «Милош Обилич» Йована Поповича. Наряду с «историческими», легендарными персонажами, здесь действуют три аветины (вилы, русалки) и их царица. Однако при всех фантастических допущениях основное содержание драмы - проповедь патриотизма. После короткого пролога с участием аветин на лоне природы Милошу Обиличу в облике «тени отца Гамлета» является царь Душан Сильный, к тому моменту давно почивший в бозе, который вопрошает: «Где, Милош, твоя клятва, которой ты уверял, что будешь отечеству верен?» После этих слов царь превращается в кровавую реку, из какового намёка высших сил вытекает, что мира на Балканах не будет ещё очень и очень долго.

Досталось от мифа и женской половине дома Бранковичей. «Проклета Ерина» - Проклятая Ирина, супруга деспота Георгия, родом из византийской династии Кантакузенов, в народных преданиях стала ведьмой, виновной в гибели многих сербов во время строительства крепости Смедерево, и поныне самой большой крепости в Европе. Тела умерших при строительстве, как и положено, замуровывались в стены. На самом деле, скорее всего, ничего превышающего рамки полномочий среднестатистического правителя Ирина не делала. Деспотиссе просто не повезло со временем. Сербское государство переживало худшие времена под османским натиском, и народ сочинял исключительно страшные сказки. Было бы время Ирины спокойным - не исключено, что о ней осталась бы совсем иная память.

Вошли в легенду и дочери царя Лазаря: одна стала супругой Вука Бранковича, другая - Милоша Обилича, а третья - султана Баязида. Так что весь косовский миф отчасти превратился в семейную историю династии Лазаревичей. Другое семейство, также отметившееся на Косовом поле, - Юговичи - тоже стали героями многочисленных преданий. Прославился глава рода Юг Богдан и его девять сыновей, особенно младший - Бошко. На Косовом поле они погибли все, один за другим, а жене Юга Богдана, ещё не знавшей про исход битвы, вороны принесли руку её мужа...

Один из самых известных представителей балканского пантеона - Вук Огнезмий, восходящий, как и древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком, к общеславянскому мифу о чудесном герое - волке. Обращаем особое внимание: Вук хоть и числится в оборотнях, по совокупности деяний относится к героям! Вук Огнезмий, он же Волх Всеславич, он же Вольга киевского былинного цикла - змеевич, он рождается от Огненного Змея в человеческом облике, но «в рубашке» или с «волчьей шерстью» - приметой чудесного происхождения. Как и положено, Вук может оборачиваться волком и другими животными, птицами и даже насекомыми. Но главное - способность превращения себя и своей дружины в животных Вук использует не для душегубства, а для совершения подвигов. Вот и выходит, что князь-оборотень со змеиными чертами - это не фантазия Брэма Стокера, а древнейший архетип идеального балканского правителя, безжалостного к врагам и использующего для победы силы потустороннего мира.

Родитель нашего Вука - Огненный Змей, хозяин мира мёртвых, змеевидный демон, наделённый антропоморфными чертами. Когда он вступает в связь с женщиной, на свет появляются змеевичи. Но однажды Вук вступает в единоборство с отцом и побеждает его.

Культ воина-оборотня восходит к VI-VII векам, когда славянская общность имела ещё относительно общую культуру. Византийские авторы писали о том, что славяне перекликаются волчьим воем, а, по донесениям турок, воины Дракулы тоже в массовом порядке оборачивались волками, что давало им колоссальное преимущество в ночных стычках с османской армией.

Царица Милица, жена Лазаря - поистине героическая женщина, впоследствии канонизированная. После Косовской битвы и гибели мужа она правила разорённой страной, умудрилась заключить болееменее выгодный мир с турками, сохранивший независимость Сербского государства (хотя отныне она также звалась деспотиссой, правительницей вассального образования), как могла, залечивала раны своего народа и воспитывала сына - будущего деспота Стефана Лазаревича, чьё правление потом назовут Балканским Ренессансом.

Оставили свой след на Косовом поле и юнаки - балканский вариант рыцарей: Иван Косанчич, Милан Топлица, Страхиня Банович и другие, похожие на наших богатырей. Особо интересна легендарная история Страхини. За год до битвы турки похитили у него красавицу-жену. Он, разумеется, поехал отбивать её, но тут выяснилось, что саму жену (кстати, звали её Елена) такое положение дел вполне устраивает и возвращаться домой из объятий турецкого военачальника она не спешит. Во время поединка Страхини с турком неверная жена подкрадывается сзади и нападает на своего мужа! Удивительно, но Страхиня всё-таки берёт верх. Но с женой сладить - это не турка завалить. После победы Страхиня по местным обычаям должен убить или хотя бы ослепить неверную жену, но он вдруг проявляет совсем уж неожиданный для Балкан гуманизм и прощает её.

Разобрать, что в косовском мифе правда, а что - вымысел, непросто. Да и нужно ли?

Проклятие ослеплённых королей

Косовский миф предвосхищают другие старинные сербские предания. Как и всегда на Балканах - кровавые, жестокие, страшные. Но давайте на этот раз начнем издалека.

В старинном сербском монастыре Грачаница, что стоит на территории нынешнего Косово, на стене храма красуется изумительная фреска начала XIV века. На ней женщина в богатых одеяниях и высокой золотой короне, усыпанной жемчугом и драгоценными камнями. Она слепа - глаза у фрески выколоты. Это королева Симонида, дочь византийского басилевса Андроника и супруга сербского короля Милутина. Говорят, увидевшие фреску не могут оторвать от неё взгляд, да и забыть её сложно. Ещё в начале XIX века некий албанец ночью прокрался в храм и ножом выколол королеве глаза. Но даже ослепшая, она сияет красотой. Чего только не делали потом с этой фреской - и кололи, и жгли... А она всё равно стоит, как ни в чём не бывало. Считается, что глазами своей души Симонида охраняет Сербию, как и положено истинной королеве.

Подобно всякому народу, когда-то сербы управлялись не временщиками, как это принято в эпоху победившей демократии, а сакральной, назначенной править свыше династией Неманичей. В те времена принято было приписывать правителям родственные связи с римскими кесарями и другими венценосными кланами. У Неманичей родичей среди кесарей отродясь не было. Да и зачем оно тем, кого править поставил сам Господь? Сакральность земной миссии династии стала подтверждением её прав на сербский престол. Воплощением этого культа стала до сих пор красующаяся на фресках во многих старинных храмах так называемая Лоза Неманичей, их символическое семейное древо. И надо сказать, сами Неманичи такому статусу вполне соответствовали. В каждом поколении их Лоза давала выдающегося правителя-воина или святого, порой - сразу обоих, а иногда - даже в одном лице. Жития святых правителей из этой династии до сих пор являются источником вдохновения не только для писателей и историков, но и для сотен тысяч верующих.

Но высшие силы тоже не дремлют. Ведь если они кому-то что-то дают - то с него же и испрашивают. И отвечали Неманичи за данные свыше преференции по всей строгости своего сурового времени. Это стало своего рода проклятием династии. Власть практически ни разу не передавалась бескровно, резали друг друга ближайшие родственники, брат шёл на брата, отец - на сына, а сын - на отца. Сколько бы Неманичей ни пересекалось на том или ином историческом отрезке, остаться должен был, за редким исключением, только один. Средние века знают немало кровавых семейных разборок на ступенях трона, но Неманичи, «проклятые короли» балканского розлива, в этом виде спорта выбились в признанные лидеры.

Мистика преследовала Неманичей на каждом шагу. Вот захотел королевич Стефан свергнуть с престола отца своего, короля Милутина. Но тот оказался не лыком шит, заточил своего сына в крепость и приказал выколоть глаза раскалённым железным прутом. Той же ночью несчастному королевичу явился святой Николай и сказал: «Не бойся - твои глаза у меня в руках». Ослеплённого Стефана заключили в монастыре Пантократора близ Константинополя, и там начали происходить чудеса. Святой явился Стефану во второй раз, принеся в руках оба его глаза и вставив их на место. Опальный королевич вновь обрел зрение, но никому не говорил об этом, нося на глазах чёрную повязку. И только после смерти своего отца венчанный королевским венцом Стефан обнародовал свою зрячесть, объяснив произошедшее чудом. Что интересно, в эту версию сразу же поверили, а заступничество святого и прозрение ослеплённого короля стало... эпизодом официальной истории.

Граф Дракула vs. господарь Влад

Кровососущая нечисть известна разным народам, но прародина вампиров - это всё-таки Балканы. До XVIII века они безобразили в основном в народных суевериях, но с началом эпохи романтизма стали проникать на страницы литературных произведений, в газетные новости и даже в официальные донесения. Так начал формироваться образ вампира литературного, довольно сильно отличающийся от вампира фольклорного.

В том, что Дракула - это реальное историческое лицо, нет никаких сомнений. Каких только злодеяний не приписали правителю Валахии Владу III Дракулу! И вампирствовал, не покладая клыков, и сажал тысячи человек на колья, наслаждаясь их агонией, и ел человеческое мясо, не говоря уже о питии крови христианских младенцев. Правда, впоследствии оказалось, что Влада оклеветали, как сейчас принято говорить, политические противники. Зато он был едва ли не единственный из тогдашних балканских правителей, кому удалось защитить свою страну от турок. Это и есть главная историческая правда. И цель в данном случае с лихвой оправдала средства. Дракулу очень боялись не только внешние враги, но и внутренние. Он довольно эффективно сражался с превосходящими силами османов и умел их побеждать в, казалось бы, совершенно не подразумевающих побед обстоятельствах. Ясное дело, что туркам это не нравилось, отчего и пошло его прозвище Цепеш - Колосажатель.

У господаря Влада были неприятели не только на Востоке, но и на Западе. Венгерский король Матиаш Корвин, помышлявший о гегемонии в регионе, не прочь был разгребать жар чужими руками. Он использовал Валахию как щит от османов, постоянно манипулируя своим строптивым союзником. Но с господарем Владом такие игры не проходили. Отсюда и его арест, более похожий на похищение («чёрные чехи», наёмное войско венгерского короля, взяло господаря под стражу, когда он приехал на переговоры), и многолетнее заключение в венгерском замке, и долгое судилище (на память приходит почему-то Гаагский трибунал), закончившееся по традиции ничем: доказательств вампиризма и колдовства господаря, а также истребления им тысяч ни в чём не повинных христиан обнаружено не было. Аккурат в этот момент турки перешли в наступление по всем фронтам, так что Дракулу пришлось оправдать, освободить и даже снабжать оружием для борьбы с общим врагом.

Кровавая Эржбета

Надо сказать, что вампирские пристрастия господаря Влада разделяли и другие представители балканской элиты. В 1610 году по указу австрийского императора была казнена графиня Эржбета Батори - кстати, по некоторым данным, Дракула числится среди её предков. Эта дама продлевала свою молодость, купаясь в крови юных девственниц. В её дневниках насчитали упоминания о шестистах жертвах. В наказание за совершенные злодеяния «кровавую графиню» заживо замуровали в её собственной спальне.

В наше время Эржбета заманивает в свои объятия зазевавшихся туристов.

Много было придумано и пересказано на разные лады турецких и венгерских басен, взятых впоследствии на вооружение итальянскими и немецкими авторами. Вот откуда пошла ужасная репутация Влада Дракулы, в действительности же - наиболее последовательного (и добавим - успешного) борца с турками на Балканах. Дракула прославился неистовой отвагой и столь же неистовой кровожадностью, которая даже в мрачную эпоху Позднего Ренессанса казалась патологической. Он был немыслимо жесток и к врагам, и к союзникам, и к подданным: рубил головы, сжигал, сдирал кожу, варил заживо, вспарывал животы, сажал на кол. Однако в те поры многие европейские правители, не говоря уже об азиатских, делали это, а слухи о тысячах замученных оказались просто-напросто «утками».

Обратите внимание на заколку для галстука: она сделана в виде двуглавого орла. Это всего лишь деталь, но деталь очень важная. Изначально такой орел был геральдическим символом Палеологов и украшал герб Византии. Впоследствии его стали использовать все наследники - от Неманичей с Лазаревичами и господаря Влада до нашего Ивана III (он получил это право после брака с Софией Палеолог). И что же? Получается, что Дракула, носящий символ двуглавого орла, - без пяти минут славянский патриот и монархист. За это и невзлюбили Дракулу на Западе столь сильно.

Понятно, что при своем образе жизни Дракула просто не мог умереть от старости в тёплой постели. Он был убит своими же воинами в результате заговора брата, а по совместительству - наложника султана, Раду Красивого. Тело Дракулы проткнули копьями, а потом отрезали ему голову и послали её в дар султану Мехмету. Султан этот был, безусловно, колоритной личностью. Он содержал сразу два гарема - женский и мужской, а ещё коллекционировал головы своих врагов. Он-то и приказал водрузить голову Дракулы на шест в центре Стамбула. С тех пор и повелось: чтобы убить вампира, его сердце сперва пронзали колом, а потом отрезали голову. Зачем это было сделано - давно позабылось, но традиция блюлась свято.

«Чёрная рука» в подбрюшье Европы

Героя Косовской битвы Милоша Обилича принято изображать в шлеме, увенчанном драконом. И это не просто украшение. По некоторым данным, именно Милош Обилич был основателем пресловутого ордена Дракона, включившего в себя исключительно королей, князей и крупных феодалов христианского вероисповедания. Целью ордена было противостояние мусульманскому завоеванию Европы, в том числе путем физического устранения османских вождей. Отличительный признак рыцарей ордена - изображение дракона на регалиях.

Император Священной Римской империи, венгерский король, а по совместительству - глава ордена Сигизмунд Люксембург произвёл в рыцари ордена в том числе и Влада II, отца Влада Цепеша. Так Дракула получил своё имя и дракона на знамени. И действовал господарь Влад ровно так же, как и Милош. Да и сербский деспот Стефан Лазаревич, сын царя Лазаря, не дрогнувший даже под натиском орд Тамерлана, также был рыцарем того же ордена. Какой простор для любителей теории заговора и последователей Дэна Брауна!

Но история знает и более свежие примеры.

Известная сербская террористическая организация «Чёрная рука» в идейном плане продолжила традицию ордена Дракона. Её возглавлял Драгутин Дмитриевич по кличке «Апис», начальник сербской контрразведки. В организации практиковалась суровая дисциплина, её заседания проходили в чёрной комнате за столом, устланном чёрной скатертью. На символике «Чёрной руки» - череп и скрещённые кости на чёрном фоне. 11 июня 1903 году король Сербии Александр Обренович и королева Драга были заколоты штыками в своем дворце в Белграде. Этот переворот - одно из громких дел «Чёрной руки». Её филиалом была организация «Млада Босна», одним из членов которой был Гаврила Принцип, убивший эрцгерцога Фердинанда в Сараево в 1914-м. Так «Чёрная рука» спровоцировала Первую мировую войну.

Продолжателем её дела стала организация под названием «Белая рука», осуществившая государственный переворот 27 марта 1941 года. Тогда на сербский престол был возведён Петр II, принц из династии Карагеоргиевичей, что фактически поставило Югославию в состояние войны с Германией, откуда оказалось совсем недалеко до активной стадии Второй мировой. Балканы опять сыграли роковую роль в судьбе всего континента.

Страшны балканские мифы. Не вампирами страшны и не оборотнями, а тем, что они совершенно реальны. Если набрать в любом поисковике словосочетания «балканские мифы», «балканская мифология», полученная информация, мягко говоря, удивит. Только две-три ссылки будут касаться собственно фольклора. Основное количество ссылок выведет на мифы совсем иного рода. Заголовки типа «косовский миф», «западный миф о Сребренице», «мифы НАТО о кровожадных сербах» сразу дадут понять, что речь идёт о современности.

Битва мифа с антимифом, начавшаяся на Косовом поле более шестисот лет назад, идёт и по сей день. Неудивительно, что на этой плодородной, щедро удобренной мистицизмом почве произрастают плоды столь тучные, что уже не одно поколение мистиков и фантастов пожинает на Балканах богатый урожай, конца и края которому покамест не видно.