Объектами загрязнения являются. Источники и объекты загрязнения окружающей среды

Межгосударственным соглашением в форме коллективного протекционизма разных стран, предусматривающим единую таможенную территорию, явился Таможенный союз. Это общность, где государства-участники договорились о создании общих межгосударственных органов, которые координируют и согласовывают внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания министров соответствующих ведомств, чья работа целиком и полностью опирается на постоянно функционирующий межгосударственный секретариат. Таможенный союз - это форма интеграции между странами и создание наднациональных органов. И это был очередной шаг по пути интеграции в более продвинутую форму от уже существовавшей зоны свободной торговли. В 2015 году на базе Таможенного союза начала свою работу новая организация - Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Примеры

В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, где немецкие государства согласились отменить между своими странами таможенные преграды, а пошлины шли в общую кассу, где их распределяли между странами-участницами по числу жителей. Вероятно, Германский таможенный союз - это первая генеральная репетиция создания Таможенного Европейского союза, который функционирует сейчас. Евразийский экономический союз тоже объединил усилия на проблему интеграции территорий сообщества. Это слияние межгосударственных форм торговли и экономики между Россией, Беларусью, Казахстаном. В основном именно об этом союзе будет идти речь в данной статье. Помимо перечисленных, существовали в разное время таможенные союзы Южно-африканский, Восточно-африканский (как сообщество), Меркосур, Андское сообщество и некоторые другие.

В октябре 2006 года в Душанбе (Таджикистан) был подписан договор о торговой интеграции между Казахстаном, Белоруссией и Россией и выработан технический регламент Таможенного союза. Целью такой организации явилось создание единой таможенной территории, в которой состоят несколько государств. Правила Таможенного союза отменяли пошлины на реализуемую продукцию. В то же время этот шаг позволял защитить собственные рынки от лишнего импорта, сглаживал все неровности торгово-экономической сферы. В пределах стран-участниц созданы единые требования Таможенного союза и единый для всех таможенный тариф. Тем же предписанием регулировались торговые отношения с остальными странами, не входящими в Таможенный союз. Это было необходимо.

История

Тот же договор 2007 года утвердил не только технический регламент Таможенного союза, но и Комиссию - его единый регулирующий орган. В 2012 году действие регламента было завершено, и на смену ему пришла организация ещё более властная, у которой полномочий было больше на порядок, а также значительно увеличен и её штатный состав. Это ЕЭК - Евразийская экономическая комиссия. Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация составили образование на основании Евразийского экономического сообщества. Единая структура технического регулирования была просто необходима. Именно Комиссия выработала единый реестр Таможенного союза, утвердила его правила. Она же обладает прерогативой выработки технических регламентов.

Единый реестр касается органов сертификации ТС и его испытательных лабораторий. Это перечень субъектов, выдающих сертификаты, гарантирующие безопасность данного продукта. Нигде подтверждать такой документ не нужно на территории стран ТС. Комиссия ТС - координатор всех действий и всех усилий стран-участниц по техническому урегулированию, под чьим контролем находится вся деятельность Таможенного союза. Национальные технические регламенты перестали действовать с момента создания Комиссии и выработки ею единых регламентов ТС. Участники Таможенного союза согласились, что единая таможенная территория, где таможенные пошлины не применяются и отсутствуют экономические ограничения, может иметь исключения - это специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Структура

На всей территории государств-участников применяются единые меры регулирования: таможенный тариф внутри ТС и правила торговли с иными странами. Контролируется соблюдение правил Межгосударственным советом, который есть высший орган ТС и куда входят главы правительств и главы государств всех стран ТС. На 2007 год это были президент РФ Д. Медведев и глава правительства РФ В. Путин, президент РБ А. Лукашенко и премьер-министр РБ С. Сидорский, президент Казахстана Н. Назарбаев и премьер-министр К. Масимов. С 2008 года высшим органом ТС стал Межгоссовет ЕврАзЭС (ВОТС) на уровне только глав государств стран-участниц.

Обеспечивал условия работы и развития ТС единственный регулирующий орган - Комиссия ТС, чьи решения обязательны и на национальном уровне никаких подтверждений не требуют. Государства Таможенного союза разделили влияние на решение всех поднимающихся вопросов таким образом: Россия имеет в Комиссии пятьдесят семь голосов, а Казахстан и Белоруссия - по двадцати одному голосу. Все решения принимаются, если собрано две трети голосов. В 2009 году ответственным секретарём Комиссии ТС был утверждён С. Глазьев. Если между странами-участницами возникают споры, то их разрешает специальный суд ЕврАзЭС, где можно добиться изменения действий органов ТС и государственной власти объединения.

Деятельность Таможенного союза

В 2009 году высшим органом ТС - Комиссией в совокупности с правительствами сторон был проведён комплекс мероприятий, чтобы завершить формирование договорной и правовой базы ТС. Сюда вошёл и Единый таможенный тариф, и Таможенный кодекс, и статут суда ТС. В ноябре 2009 года было принято решение относительно единого таможенного тарифа среди стран, которые включил в себя Таможенный союз. Таможенные пошлины в торговле между этими странами были отрегулированы, поскольку вступил в силу ЕТТ - Единый таможенный тариф. В 2010 году состоялся саммит, где было подписано заявление о действенности Таможенного кодекса, который начал работать с июля 2010 года. Целый ряд положений Единого таможенного кодекса не имеют правовой аналогии в законодательствах государств-участников ТС.

Например, нет понятия Единой таможенной территории, не оговорены условия относительно таможенного транзита. Также кодексом ТС отменено оформление на таможне и таможенный пограничный контроль всех товаров, которые происходят из территорий стран-участниц ТС, кроме того, это касается и товаров других стран, находящихся в свободном обращении на территории ТС. Кодекс предусматривает требования Таможенного союза - взаимность в признании мер по обеспечению оплаты платежей на всех территориях ТС. Был введён институт экономического оператора - лица, обладающего правом пользования разнообразными упрощениями, которые возможно осуществить при таможенных процедурах.

Торговля

Таможенный союз в сентябре 2010 года ввёл на своих территориях режим, который зачисляет и распределяет таможенные пошлины. Трёхсторонними договорённостями согласовано, что импортные зачисляются на определённый единый счёт, чтобы затем пропорционально распределяться между бюджетами Беларуси, Казахстана и России. Например, в российский бюджет положено поступление 87,97 % общего объёма ввозных пошлин, в белорусский - 4,7 %, а в казахстанский - 7,33 %. В 2011 году таможенными органами был прекращён контроль на всех внутренних границах ТС.

План действий ТС был утверждён тремя государствами-участницами, и соответственно плану таможенные органы России прекратили любые операции относительно транспортных средств и товаров, которые следуют на нашу территорию. Ранее контроль осуществлялся во всех пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации. А российско-белорусская граница в ППУ (пункт принятия уведомлений) прекратила все операции контроля транзита из третьих стран.

Контроль

Регламент Таможенного союза о безопасности 2010 года предусмотрел введение на границе России и Казахстана переходного периода, когда пограничные пункты ещё будут функционировать, осуществляя контроль - как пограничный, так и миграционный, а товары и транспортные средства, которые следуют на территории ТС, ещё осуществляются совместными таможенными службами стран-участниц. Специальные службы трёх стран должны обмениваться всеми сведениями относительно каждой товарной партии, которая оформляется на их территории. В 2010-м власти уже рассчитывали создание единого экономического пространства на всех территориях, поскольку это самый верный шаг на пути к созданию общего рынка.

Таможенный союз постепенно пополняется, причём все страны-участницы продолжают применять помимо единых таможенных тарифов многие другие меры, в том числе и регулирование торговли с третьими странами. Государства, вступившие в ТС: Казахстан и Россия - с 1 июля 2010 года, Республика Беларусь - через пять дней, Армения - 2 января 2015 года, Киргизия - 12 августа 2015 года. Были и кандидаты - уже вступила бы в ТС Сирия, если бы не развязавшаяся на её территории война (впрочем, возможно, одной из причин её развязывания и стало как раз это намерение), а в январе 2015 года своё намерение присоединиться к ТС объявил Тунис.

Некоторые общие сведения

Экспорт товаров сопровождался нулевой ставкой НДС или освобождением от уплаты акцизов (возмещением уже уплаченной суммы), если факт экспорта подтверждён документально. Импорт товаров в Россию из двух других стран-членов ТС сопровождалось НДС и акцизами. Если оказывались услуги или проводились работы на территории России, то налоговую базу, ставки, налоговые льготы и порядок взимания определяли соответственно законодательству РФ.

После 2015 года международные обязательства в рамках ТС и Единого экономического пространства положили следующие ввозные таможенные пошлины: бюджет Российской Федерации получает 85,33 %, бюджет Беларуси - 4,55 %, Казахстана - 7,11 %, Армении - 1,11 % и Киргизии - 1,9 %. Трудовые мигранты - граждане стран-участниц ТС - уже не должны покупать патент для устройства на работу в Российской Федерации, поскольку право на труд они имеют равное с гражданами России.

Значение

Ещё в 2011 году, будучи ответственным секретарём Комиссии ТС, Сергей Глазьев привёл неоспоримые выгоды создания Таможенного союза - и в экономическом, и в геополитическом аспектах. После деградации и распада Советского Союза, после длившегося десятилетиями обнищания экономик и всяческих невзгод, бывшие советские республики начали интегрироваться, и это геополитическое достижение огромнейшего значения, единственно способное дать конкретные выгоды экономике каждого государства.

В 2012 году было проведено интеграционное исследование Евразийским банком развития. Социологический опрос проходил в десяти странах СНГ и дополнительно - в Грузии, где до двух тысяч респондентов приняли участие в каждой из стран. Вопрос был один: отношение к созданию Таможенного союза, который освободил от пошлин торговлю внутри трёх стран (России, Беларуси и Казахстана). Казахи приветствовали Таможенный союз в 80 % случаев, таджики - 76 %, в России положительно отнеслись 72 % респондентов, в Киргизии и Узбекистане - 67 %, в Молдавии - 65 %, в Армении - 61 %, в РБ - 60 %, Азербайджане - 38 %, а в Грузии - 30 %.

Проблемы

Критика в адрес ТС существовала всегда. Чаще всего она сводилась к теме недостаточной проработки условий сертификации товаров и торговли, говорилось также и о навязывании Российской Федерацией странам-соучастницам условий ВТО, хотя они в эту организацию и не вступали. Некоторые эксперты сетовали о несправедливости распределения доходов между участниками. Однако никто из них не смог своими исследованиями доказать, что Таможенный союз - проект не слишком выгодный как для участников, так и для потенциальных его членов. Напротив, огромный ряд дотошно проведённых исследований последовательно и по всем пунктам доказывает то, что ЕАЭС выгоден однозначно всем его членам как по экономическим, так и по идеологическим причинам.

Некоторые эксперты замечают, что идеологическая составляющая перевешивает экономическую, поскольку этот союз - формирование искусственное, а потому жизнеспособным быть не может и существует пока лишь потому, что России это идеологически выгодно, и она участников спонсирует. Однако очень плохо уживаются рядом обвинения в несправедливости разделения доходов и тема спонсирования. Уж либо то, либо это. Судя по экономическим выкладкам, и Беларуси, и Казахстану, и Киргизии, и Армении членство в ЕАЭС выгодно.

Сегодня

Сегодня Евразийский экономический союз работает не менее активно, чем в любой из прошлых моментов существования ТС. Решениями Комиссии обсуждаются всё новые программы развития отношений между странами-участницами. Например, создан и работает консультативный комитет, занимающийся нефтью и газом, который формирует общий рынок газа в границах ЕАЭС. А это едва ли не важнейший приоритет интеграционного сотрудничества, включивший в себя целый комплекс различных мероприятий - технологических, организационных, правовых (всего мероприятий - более тридцати). В 2016 году главы государств России, Киргизии, Казахстана, Беларуси и Армении уже утвердили концепцию работы по формированию общего газового рынка. Остаётся проработать международный договор с едиными правилами доступа к системам газового транспорта, расположенных на территориях этих государств.

Развивается общий рынок автотранспортных услуг, повышается конкурентоспособность международных перевозок, улучшено в значительной мере таможенное регулирование и страхование. Несмотря на то что между странами-участницами внешнеэкономические связи обеспечиваются всеми существующими видами транспорта, доля автомобильного в нём - более 82 процентов от общего объёма грузоперевозок, а пассажирских - 94 процента. И эти проценты ещё растут. Формируется и общий рынок услуг на воздушном транспорте, и эту тему в конце апреля 2017 года подробно обсуждал в Минске консультативный комитет. Подготавливается проект так называемой дорожной карты, что является реализацией основных направлений транспортной политики.

Загрязнение окружающей природной среды есть внесение в ту или иную экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов или структурных изменений, прерывающих круговорот веществ, их ассимиляцию, поток энергии, вследствие чего данная система разрушается, или снижается ее продуктивность.

Загрязнителем может быть любой физический агент, химическое вещество и биологический вид, попадающие в окружающую среду или возникающие в ней в количествах, выходящих за рамки своей обычной концентрации, предельных естественных колебаний или среднего природного фона в рассматриваемое время.

Основным показателем, характеризующим воздействие загрязняющих веществ на окружающую природную среду, является предельно допустимая концентрация (ПДК). С позиции экологии предельно допустимые концентрации конкретного вещества представляют собой верхние пределы лимитирующих факторов среды (в частности химических соединений), при которых их содержание не выходит за допустимые границы экологической ниши человека.

Ингредиенты загрязнения - это тысячи химических соединений, особенно металлы или их оксиды, токсичные вещества, аэрозоли. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в практике в настоящее время используется до 500 тыс. химических соединений. При этом около 40 тыс. соединений обладают весьма вредными для живых организмов свойствами, а 12 тыс. - токсичны.

Наиболее распространенные загрязнители - зола и пыль различного состава, оксиды цветных и черных металлов, различные соединения серы, азота, фтора, хлора, радиоактивные газы, аэрозоли и т.п. Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха приходится на долю оксидов углерода - около 200 млн. тонн в год, пыли - около 250 млн. тонн в год, золы - около 120 млн. тонн в год, углеводородов - около 50 млн. тонн в год. Прогрессирует насыщение биосферы тяжелыми металлами - ртуть, галлий, германий, цинк, свинец и т.д. При сжигании топлива, особенно угля, с золой и отходящими газами в окружающую среду поступает больше, чем добывается из недр: магния - в 1,5 раза, молибдена - в 3, мышьяка - в 7, урана и титана - в 10, алюминия, йода, кобальта - в 15, ртути - в 50, лития, ванадия, стронция, бериллия, циркония - в 100, галлия и германия - в 1000 раз, иттрия - в десятки тысяч раз.

Процентное соотношение вредности выбросов, произведенных странами в 1995 г.: США - 23%, Китай - 13,9%, Россия - 7,2%, Япония - 5%, Германия - 3,8%, все остальные - 47,1%.

Загрязнения окружающей среды подразделяются на:

природные - вызваны какими-либо естественными явлениями, обычно катастрофическими (наводнения, извержения вулканов, селевые потоки и т.п.);

антропогенные - возникают в результате деятельности людей.

Среди антропогенных выделяют следующие загрязнения:

а) биологическое - случайное или в результате деятельности человека;

б) микробиологическое (микробное) - появление необычно большого количества микробов, связанное с массовым их распространением на антропогенных субстратах или средах, измененных в ходе хозяйственной деятельности человека;

в) механическое - засорение среды агентами, оказывающими механическое воздействие без физико-химических последствий;

г) химическое - изменение естественных химических свойств среды, в результате которого повышается или понижается среднемноголетнее колебание количества каких-либо веществ за рассматриваемый период времени, или проникновение в среду веществ, нормально отсутствующих в ней или находящихся в концентрациях, превышающих ПДК;

загрязнение окружающая среда экологический

д) физическое - изменение естественного физического состояния среды.

Последнее подразделяется на:

а) тепловое (термальное), возникающее в результате повышения температуры среды главным образом в связи с промышленными выбросами нагретого воздуха, воды, отходящих газов;

б) световое - нарушение естественной освещенности местности в результате воздействия искусственных источников света, приводящее к аномалиям в жизни растений и животных;

в) шумовое - образуется в результате увеличения интенсивности и повторяемости шума сверх природного уровня;

г) электромагнитное - появляется в результате изменения электромагнитных свойств среды (от линий электропередачи, радио, телевидения, работы некоторых промышленных установок и т.п.), приводящее к глобальным и местным геофизическим аномалиям и изменениям в тонких биологических структурах;

д) радиоактивное - связано с повышением естественного уровня содержания в среде радиоактивных веществ.

Возможные формы загрязнения окружающей среды приведены на рисунке 3.2.

Непосредственными объектами загрязнения (акцепторами загрязняющих веществ) являются основные компоненты экотона: атмосфера, вода, почва. Косвенными объектами загрязнения являются составляющие биоценоза - растения, животные, микроорганизмы.

Антропогенные источники загрязнения весьма разнообразны. Среди них не только промышленные предприятия и теплоэнергетический комплекс, но и бытовые отходы, отходы животноводства, транспорта, а также химические вещества, вводимые человеком в экосистемы для защиты полезных продуктов от вредителей, болезней, сорняков.

На промышленных предприятиях загрязняющие природную среду вещества подразделяются на четыре класса в зависимости от показателя токсичности (в данном случае от локальной концентрации - ЛК):

Чрезвычайно опасные (ЛК 50 <0,5 мг/л).

Высокоопасные (ЛК 50 <5 мг/л).

Умеренно опасные (ЛК 50 <50 мг/л).

Малоопасные (ЛК 50 >50 мг/л).

Загрязняющие природную среду вещества подразделяются также по их агрегатному состоянию на 4 класса: твердые, жидкие, газообразные, смешанные.

Промышленные выбросы в окружающую среду могут классифицироваться и по другим признакам:

По организации контроля и отвода - на организованные и неорганизованные:

а) организованный промышленный выброс - выброс, поступающий в окружающую среду (воздушный и водный бассейны) через специально сооруженные газоходы, водоводы и трубы;

б) неорганизованный промышленный выброс - выброс в окружающую среду в виде неправильных самопроизвольных водных или газовых потоков, образующихся в результате несовершенства технологического оборудования или нарушения его герметичности, отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по отсосу газов или отводу загрязненной воды в местах загрузки и хранения сырья, материалов, отходов, готовой продукции (например, пыление отвалов пустой породы, нерегулируемый поверхностный сток промышленных предприятий).

По режиму отвода - на непрерывные и периодические. Так, отвод доменного газа считается непрерывным, а отвод конвертерного газа - периодическим.

По температуре - когда температура потока (газового, водяного, смешанного) выше, ниже или равна температуре окружающей среды.

По локализации - выбросы происходят в основном, вспомогательном, подсобном производствах, на транспорте и т.д.

По признакам очистки - на чистые, нормативно очищенные, частично очищенные, выбрасываемые без очистки.

При этом под очисткой понимается отделение, улавливание и превращение в безвредное состояние загрязняющего вещества, поступающего от промышленного источника.

Промышленные выбросы в окружающую среду подразделяют на первичные и вторичные.

Первичные - это выбросы, поступающие в окружающую среду от тех или иных источников, а вторичные, будучи продуктами образования первичных, могут быть более токсичными и опасными, чем первые. Типичное превращение некоторых веществ - их фотохимическое окисление.

Источники загрязнения окружающей природной среды промышленностью классифицируются в зависимости от объекта загрязнения: атмосферы, водного бассейна, литосферы.

Источники загрязнения воздушного бассейна:

По назначению:

а) технологические - содержат хвостовые газы после улавливания на установках продувки аппаратов, воздушников и др. (для выбросов характерны высокие концентрации вредных веществ и очень малые объемы удаляемого воздуха);

б) вентиляционные выбросы - местные отсосы от оборудования и общеобменная вытяжка;

По месту расположения:

а) незатененные, или высокие, находящиеся в зоне недеформированного ветрового потока (высокие трубы, точечные источники, удаляющие загрязнения на высоту, превышающую высоту здания в 2,5 раза);

б) затемненные, или низкие, - расположены на высоте в 2,5 раза меньше высоты здания;

в) наземные - вблизи земной поверхности (открыто расположенное технологическое оборудование, колодцы производственной канализации, пролитые токсичные вещества, разбросанные отходы производства).

По геометрической форме:

а) точечные (трубы, шахты, крышные вентиляторы);

б) линейные (аэрационные фонари, открытые окна, близко расположенные вытяжные шахты и факелы);

По режиму работы: непрерывного и периодического действия, залповые и мгновенные. В случае залповых выбросов за короткий промежуток времени в воздух поступает большое количество вредных веществ; возможны при авариях или сжигании быстрогорящих отходов производства на специальных площадках уничтожения. При мгновенных выбросах загрязнения распространяются за доли секунды иногда на значительную высоту. Происходят при взрывных работах и аварийных ситуациях.

По дальности распространения:

а) внутриплощадочные, когда выбрасываемые в атмосферу загрязнения образуют высокие концентрации только на территории промышленной площади, а в жилых районах ощутимых загрязнений не наблюдается (для таких выбросов предусматривается достаточных размеров санитарно-защитная зона);

б) внеплощадочные, когда выбрасываемые загрязнения потенциально способны создавать высокие концентрации (порядка ПДК для воздуха населенных пунктов) на территории жилого района.

Источники загрязнения водного бассейна:

Атмосферные воды несут массы вымываемых из воздуха поллютантов (загрязнителей) промышленного происхождения. При стекании по склонам атмосферные и талые воды увлекают за собой массы веществ. Особенно опасны стоки с городских улиц, промышленных площадок, несущие массы нефтепродуктов, мусора, фенолов, кислот.

Городские сточные воды, включающие преимущественно бытовые стоки, содержат фекалии, детергенты (поверхностно-активные моющие средства), микроорганизмы, в том числе патогенные. Ежегодно в целом в по стране образуется около 100 км 3 таких вод.

Сельскохозяйственные воды. Загрязнение этими водами обусловлено, во-первых, тем, что повышение урожайности и продуктивности земель неизбежно связано с применением ядохимикатов, используемых для подавления вредителей, болезней растений, сорняков. Ядохимикаты попадают в почву или смываются на большие расстояния, оказываясь в водных объектах. Во-вторых, животноводство связано с образованием больших масс твердой органики и мочевины. Эти отходы не ядовиты, но их массы огромны и наличие их ведет к тяжелым последствиям для водных экологических систем. Кроме органических веществ, сточные сельскохозяйственные воды содержат массу биогенных элементов, в том числе азота и фосфора.

Промышленные сточные воды, образующиеся в самых различных отраслях производства, среди которых наиболее активно потребляют воду черная и цветная металлургия, химическая, лесохимическая, нефтеперерабатывающая отрасли промышленности. При разработке пластовых месторождений в нашей стране каждый год образуется 2,5 млрд. км 3 дренажных шахтных и шлаковых вод, загрязненных хлористыми и сульфатными соединениями, соединениями железа и меди, которые не годятся даже в качестве технической воды и перед сбросом должны быть очищены.

Загрязнение водных систем представляет большую опасность, чем загрязнение атмосферы. Процессы генерации или самоочищения протекают в воде намного медленнее, чем в воздухе.

Источники загрязнения литосферы.

Жилые дома и бытовые предприятия. В числе загрязняющих веществ: бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, отходы отопительных систем, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, мусор общественных учреждений, больниц, столовых, гостиниц и т.д.

Сельское хозяйство. Удобрения, ядохимикаты, применяемые в сельском и лесном хозяйствах для защиты растений от вредителей, болезней и сорняков. Отходы животноводства и сельскохозяйственной продукции.

Теплоэнергетика. Образование массы шлаков при сжигании каменного угля, выделение в атмосферу сажи, несгоревших частиц, оксидов серы, оказывающихся в почве.

Транспорт. При работе двигателей внутреннего сгорания выделяются оксиды азота, свинец, углеводороды и другие вещества, оседающие на почве и растениях.

Промышленные предприятия. В промышленных отходах есть вещества, оказывающие токсическое воздействие на живые организмы. В отходах металлургической промышленности присутствуют соли цветных и тяжелых металлов. Машиностроительная промышленность выводит в окружающую среду цианиды, соединения мышьяка, бериллия. При производстве пластмасс и искусственных волокон образуются отходы бензола и фенола. Отходы целлюлозно-бумажной промышленности - фенолы, метанол, скипидар, кубовые остатки.

При загрязнении почв самоочищения почти не происходит. Токсичные вещества накапливаются, что способствует постепенному изменению химического состава, нарушению единства геохимической среды и живых организмов. Из почвы токсичные вещества попадают в организмы животных и людей.

Основными объектами загрязнения являются атмосфера и вода. Все другие элементы окружающей среды (земля, лес, растения и т.д.), как правило, загрязняются опосредовано. Чтобы обеспечить контроль, за загрязнением окружающей среды устанавливаются стандарты воздействия на нее и стандарты качества. Исходят из того, что уровни загрязнения в пределах стандартов находятся внутри ассимиляционного потенциала экосистемы. Начиная с 90-х гг. для каждого предприятия устанавливается норматив допустимых выборов различных веществ в единицу времени -- обычно в год. Для атмосферы - это предельно допустимые выбросы (ПДВ). Для воды - предельно допустимые сбросы (ПДС) как в открытые водоемы, так и в канализацию. Установление временных стандартов, превышающих предельно допустимые. Временными они назывались потому, что действовать должны были в течение определенного времени, за которое предприятия обязаны были реализовать программы для достижения нормативных показателей. Такие стандарты называются временно согласованными выбросами или сбросами (ВСВ, ВСС). Устанавливались они обычно на один год, а затем зачастую продлевались. Расчет предельно допустимых выбросов (сбросов) велся таким образом, чтобы в результате загрязнения обеспечивались бы такие его размеры, которые не приводили бы к нарушению нормативов содержания вредных веществ в единицах объемов атмосферы или воды. Такие стандарты называются предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Они устанавливаются для каждого вещества. ПДК бывают максимально разовые, измеряемые в течение суток, и среднесуточные, из которых впоследствии рассчитываются среднегодовые показатели концентраций. Процессы расчетов ПДВ (ПДС) и ПДК связаны между собой. Сначала для источника устанавливается первичное значение объема выбросов, которые суммируются с фоновым загрязнением с учетом рассеивания. Затем в контрольных точках измеряют концентрацию трассчитываемого вещества. Если концентрация в контрольных точках равна ПДК, то начальное значение ПДВ (ПДС) утверждается как стандартное. Если ПДК превышена, то начальное значение ПДВ уменьшается до тех пор, пока не будет обеспечиваться нормативная концентрация. Если же она меньше, чем допустимо, то норматив предельных выбросов может быть увеличен. Все выбросы, выходящие за рамки ПДВ (ПДС) или ВСВ (ВСС), если таковые установлены, считаются сверхнормативными или сверхлимитными. Расчет предельно допустимых выбросов (сбросов) имеет вполне конкретный экономический смысл. Именно эти нормативы лежат в основе платежей предприятий за загрязнение, применяемых в нашей стране. Недостатки практического воплощения в жизнь, идеи установления стандартов качества среды и воздействия на нее: - установлены не для всех выбрасываемых в окружающую среду веществ,- в них не учитывается синергетический эффект, когда два или несколько веществ, взаимодействуя между собой, дают суммарный результат, отличный от суммы сложения их независимых эффектов; - до сих пор не доказано в полной мере, что установленные нормативы предельных концентраций действительно отражают тот порог, за которым не происходит вредного воздействия на окружающую среду; - многие предприятия обладают в настоящее время столь слабой техникой контроля, что говорить о точности измерений выбросов вредных веществ можно лишь достаточно условно. Среди основных загрязнителей выделяют:- - первичные загрязнители (газообразные, жидкие или твердые вещества, в виде которых в природную среду поступают выбросы от источников загрязнения). - вторичные загрязнители (в процессе выбросов первичные вещества взаимодействуют между собой, а также с элементами природы и образуют новые вещества (синергетический эффект)).

Загрязнением окружающей среды называется прямое или косвенное негативное воздействие на нее, вызываемое антропогенной деятельностью.

В принципе загрязнение может происходить и за счет естественных источников в результате природных процессов. Но большинство выбросов, связанных с этими причинами, как правило, не приносит окружающей среде особого вреда, так как не достигает опасных для нее концентраций за счет рассеивания, растворения, поглощения. Исключение составляют природные катастрофы или опасные природные явления, к которым относятся наводнения, землетрясения, сильный ветер, оползни, снежные лавины и засуха.

Территория России испытывает на себе влияние всего спектра опасных природных явлений. В последнее время ежегодно фиксируется около 400 чрезвычайных ситуаций природного характера. 20% территории РФ подвержено воздействию землетрясений силой более 7 баллов. Всего за последнее десятилетие произошло более 100 землетрясений, среди которых несколько имели катастрофические последствия. Землетрясения занимают первое место по ущербу и по числу человеческих жертв.

На втором месте по этим показателям находятся наводнения. В России угроза наводнений актуальна для более чем 700 городов. Площади затоплений колеблются от 50 до 400 тыс. км2. Наиболее опасными с точки зрения природных явлений в России являются Дальневосточный и Северо-Кавказский регионы.

Однако основные проблемы загрязнения связаны с деятельностью человека, т.е. обусловлены искусственно созданными источниками, которые делятся на стационарные (предприятия промышленности, сельского хозяйства и т.п.) и передвижные (транспорт). Выбросы от этих источников поступают в природную среду в виде газообразных, жидких или твердых веществ. Это так называемые первичные загрязнители. В процессе выбросов эти вещества взаимодействуют между собой, а также с элементами природы и зачастую образуют новые вещества (синергетический эффект), являющиеся вторичными загрязнителями.

Основными объектами загрязнения являются атмосфера и вода. Все другие элементы окружающей среды (земля, лес, растения и т.д.), как правило, загрязняются опосредованно.

Для того чтобы обеспечить контроль за загрязнением окружающей среды, устанавливаются стандарты воздействия на нее и стандарты качества. При этом исходят из того, что уровни загрязнения в пределах стандартов (часто их называют нормативами) находятся внутри ассимиляционного потенциала экосистемы, или, иными словами, не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду.

Начиная с 90-х годов прошлого века в РФ для каждого предприятия устанавливается норматив допустимых выбросов различных веществ в единицу времени - обычно в год. Для атмосферы - это предельно допустимые выбросы (ПДВ). Для воды - предельно допустимые сбросы (ПДС) как в открытые водоемы, так и в канализацию.

Процесс стандартизации выбросов начался в конце 80-х гг. и был растянут по времени. Далеко не все предприятия оказались готовыми к жесткому контролю за своими загрязнениями, чему были и объективные причины (в условиях централизованной, плановой экономики от предприятия мало зависел выбор технологии, объем инвестиций в ее обновление, а также объемы и ассортимент выпускаемой продукции), и субъективное нежелание осуществлять дополнительные затраты на снижение валовых выбросов. В этих условиях при априори заданном положении о недопустимости не только закрывать, но и приостанавливать производства приходилось идти на компромиссы. Одним из таких компромиссов можно считать установление временных стандартов, превышающих предельно допустимые. Временными они назывались потому, что действовать должны были в течение определенного времени, за которое предприятия обязаны были реализовать программы для достижения нормативных показателей. Такие стандарты называются временно согласованными выбросами или сбросами (ВСВ, ВСС). Устанавливались они обычно на один год, а затем зачастую продлевались.

Расчет предельно допустимых выбросов (сбросов) велся таким образом, чтобы в результате загрязнения обеспечивались бы такие его размеры, которые не приводили бы к нарушению нормативов содержания вредных веществ в единицах объемов атмосферы или воды. Такие стандарты называются предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Они устанавливаются для каждого вещества. По аналогии с валовыми выбросами считается, что концентрации загрязнителей в пределах нормативов не приводят к отрицательному влиянию на окружающую среду.

ПДК бывают максимально разовые, измеряемые в течение суток, и среднесуточные, из которых впоследствии рассчитываются среднегодовые показатели концентраций.

Процессы расчетов ПДВ (ПДС) и ПДК связаны между собой. Сначала для источника устанавливается первичное значение объема выбросов, которое суммируется с фоновым загрязнением с учетом рассеивания. Затем в контрольных точках измеряют концентрацию рассчитываемого вещества. Если концентрация в контрольных точках равна ПДК, то начальное значение ПДВ (ПДС) утверждается как стандартное. Если ПДК превышена, то начальное значение ПДВ уменьшается до тех пор, пока не будет обеспечиваться нормативная концентрация. Если же она меньше, чем допустимо, то норматив предельных выбросов может быть увеличен.

Все выбросы, выходящие за рамки ПДВ (ПДС) или ВСВ (ВСС), если таковые установлены, считаются сверхнормативными или сверхлимитными. Расчет предельно допустимых выбросов (сбросов) имеет вполне конкретный экономический смысл. Именно эти нормативы лежат в основе платежей предприятий за загрязнение, применяемых в нашей стране (подробнее об этом будет сказано в разделе нашего сайта-обозрения, посвященном хозяйственному механизму природопользования).

Недостатки практического воплощения в жизнь идеи установления стандартов качества среды и воздействия на нее заключаются в следующем. Во-первых, такие стандарты установлены не для всех выбрасываемых в окружающую среду веществ; во-вторых, в них не учитывается синергетический эффект, когда два или несколько веществ, взаимодействуя между собой, дают суммарный результат, отличный от суммы сложения их независимых эффектов; в-третьих, до сих пор не доказано в полной мере, что установленные нормативы предельных концентраций действительно отражают тот порог, за которым не происходит вредного воздействия на окружающую среду; наконец, в-четвертых, многие предприятия обладают в настоящее время столь слабой техникой контроля, что говорить о точности измерений выбросов вредных веществ можно лишь достаточно условно.

В мире в массовых масштабах производится около 5 тыс. веществ, а в количествах более 500 т в год - 13 тыс. Всего же человек научился синтезировать более 10 млн. веществ. Около 80% веществ, используемых человеком, не оценены с точки зрения их влияния на окружающую среду, в том числе и на живые организмы.

Загрязнением окружающей среды называется прямое или косвенное негативное воздействие на нее, вызываемое антропогенной деятельностью.

В принципе загрязнение может происходить и за счет естественных источников в результате природных процессов. Но большинство выбросов, связанных с этими причинами, как правило, не приносит окружающей среде особого вреда, так как не достигает опасных для нее концентраций за счет рассеивания, растворения, поглощения. Исключение составляют природные катастрофы или опасные природные явления, к которым относятся наводнения, землетрясения, сильный ветер, оползни, снежные лавины и засуха.

ВСТАВКА 14.1

Территория России испытывает на себе влияние всего спектра опасных природных явлений. В последнее время ежегодно фиксируется около 400 чрезвычайных ситуаций природного характера. 20% территории РФ подвержено воздействию землетрясений силой более 7 баллов. Всего за период 1992-2000 гг. произошло более 100 землетрясений, среди которых несколько имели катастрофические последствия. Землетрясения занимают первое место по ущербу и по числу человеческих жертв.

На втором месте по этим показателям находятся наводнения. В России угроза наводнений актуальна для более чем 700 городов. Площади затоплений колеблются от 50 до 400 тыс. км 2 .

Наиболее опасными с точки зрения природных явлений в России являются Дальневосточный и Северо-Кавказский регионы.

Однако основные проблемы загрязнения связаны с деятельностью человека, т.е. обусловлены искусственно созданными источниками, которые делятся на стационарные (предприятия промышленности, сельского хозяйства и т.п.) и передвижные (транспорт).

Выбросы от этих источников поступают в природную среду в виде газообразных, жидких или твердых веществ. Это так называемые первичные загрязнители. В процессе выбросов эти вещества взаимодействуют между собой, а также с элементами природы и зачастую образуют новые вещества (синергетический эффект), являющиеся вторичными загрязнителями.

Основными объектами загрязнения являются атмосфера и вода. Все другие элементы окружающей среды (земля, лес, растения и т.д.), как правило, загрязняются опосредованно.

Для того чтобы обеспечить контроль за загрязнением окружающей среды, устанавливаются стандарты воздействия на нее и стандарты качества. При этом исходят из того, что уровни загрязнения в пределах стандартов (часто их называют нормативами) находятся внутри ассимиляционного потенциала экосистемы, или, иными словами, не оказывают отрицательного воздействия на окружающую среду.

Начиная с 90-х гг. для каждого предприятия устанавливается норматив допустимых выбросов различных веществ в единицу времени - обычно в год. Для атмосферы - это предельно допустимые выбросы (ПДВ). Для воды - предельно допустимые сбросы (ПДС) как в открытые водоемы, так и в канализацию.

Процесс стандартизации выбросов начался в конце 80-х гг. и был растянут по времени. Далеко не все предприятия оказались готовыми к жесткому контролю за своими загрязнениями, чему были и объективные причины (в условиях централизованной, плановой экономики от предприятия мало зависел выбор технологии, объем инвестиций в ее обновление, а также объемы и ассортимент выпускаемой продукции), и субъективное нежелание осуществлять дополнительные затраты на снижение валовых выбросов. В этих условиях при априори заданном положении о недопустимости не только закрывать, но и приостанавливать производства приходилось идти на компромиссы. Одним из таких компромиссов можно считать установление временных стандартов, превышающих предельно допустимые. Временными они назывались потому, что действовать должны были в течение определенного времени, за которое предприятия обязаны были реализовать программы для достижения нормативных показателей. Такие стандарты называются временно согласованными выбросами или сбросами (ВСВ, ВСС). Устанавливались они обычно на один год, а затем зачастую продлевались.

Расчет предельно допустимых выбросов (сбросов) велся таким образом, чтобы в результате загрязнения обеспечивались бы такие его размеры, которые не приводили бы к нарушению нормативов содержания вредных веществ в единицах объемов атмосферы или воды. Такие стандарты называются предельно допустимыми концентрациями (ПДК). Они устанавливаются для каждого вещества. По аналогии с валовыми выбросами считается, что концентрации загрязнителей в пределах нормативов не приводят к отрицательному влиянию на окружающую среду. ПДК бывают максимально разовые, измеряемые в течение суток, и среднесуточные, из которых впоследствии рассчитываются среднегодовые показатели концентраций.

Процессы расчетов ПДВ (ПДС) и ПДК связаны между собой. Сначала для источника устанавливается первичное значение объема выбросов, которое суммируется с фоновым загрязнением с учетом рассеивания. Затем в контрольных точках измеряют концентрацию рассчитываемого вещества. Если концентрация в контрольных точках равна ПДК, то начальное значение ПДВ (ПДС) утверждается как стандартное. Если ПДК превышена, то начальное значение ПДВ уменьшается до тех пор, пока не будет обеспечиваться нормативная концентрация. Если же она меньше, чем допустимо, то норматив предельных выбросов может быть увеличен.

Все выбросы, выходящие за рамки ПДВ (ПДС) или ВСВ (ВСС), если таковые установлены, считаются сверхнормативными или сверхлимитными. Расчет предельно допустимых выбросов (сбросов) имеет вполне конкретный экономический смысл. Именно эти нормативы лежат в основе платежей предприятий за загрязнение, применяемых в нашей стране (подробнее об этом будет сказано в разделе, посвященном хозяйственному механизму природопользования).

Недостатки практического воплощения в жизнь идеи установления стандартов качества среды и воздействия на нее заключаются в следующем. Во-первых, такие стандарты установлены не для всех выбрасываемых в окружающую среду веществ (см. вставку 14.2); во-вторых, в них не учитывается синергетический эффект, когда два или несколько веществ, взаимодействуя между собой, дают суммарный результат, отличный от суммы сложения их независимых эффектов; в-третьих, до сих пор не доказано в полной мере, что установленные нормативы предельных концентраций действительно отражают тот порог, за которым не происходит вредного воздействия на окружающую среду; наконец, в-четвертых, многие предприятия обладают в настоящее время столь слабой техникой контроля, что говорить о точности измерений выбросов вредных веществ можно лишь достаточно условно.

ВСТАВКА 14.2

В мире в массовых масштабах производится около 5 тыс. веществ, а в количествах более 500 т в год - 13 тыс. Всего же человек научился синтезировать более 10 млн. веществ. Около 80% веществ, используемых человеком, не оценены с точки зрения их влияния на окружающую среду, в том числе и на живые организмы.