Презентация на тему "характеристика северо-западный экономического района". Дальневосточный экономический район

Состав– Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области. Площадь района – 196,5 тыс. км2, население – 7854,7 тыс. человек

Экономико-географическое положение района - приморское, выгодное. Северо-Западный экономический район, занимающий второе место в стране по уровню развития, – один из самых небольших по площади районов России. Он расположен на северо-западе европейской части страны и занимает 1,2% территории, сосредоточивая 5,4% населения России.

Это небольшой по площади р-н у берегов Балтийского моря или недалеко от него.

Район отличается удобным транспортно-географическим положением, высокой степенью заселенности, слабой природно-ресурсной и богатой историко-культурной базой, наличием на его территории второй столицы России – Санкт-Петербурга, а также развитой транспортной и социальной инфраструктурой.

Район расположен между развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом, а также рядом с Северным экономическим СЭР РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.

В настоящее время Северо-Запад выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления.

Хозяйственный комплекс Ведущее место в отраслевой структуре хозяйства Северо-Запада занимают отрасли обрабатывающей промышленности с явным преобладанием производства средств производства, на втором месте – транспорт, выполняющий в основном транзитные и экспортно-импортные функции. Сельское хозяйство обеспечивает внутренние потребности района. Огромный социально-культурный потенциал обусловил развитие рекреационного хозяйства и мощного научного комплекса.

В структуре промышленного производства выделяются машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство товаров народного потребления и топливно-энергетический комплекс.

Основу специализации составляет машиностроительный комплекс (около 23% от общего выпуска промышленной продукции), где выделяются наиболее сложные и точные подотрасли, обеспечивающие НТП: судостроение, электротехника, энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, приборо- и станкостроение, электронная промышленность.



Лесной комплекс (6,8%) представлен всеми отраслями с преобладанием целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей.

В химической промышленности (6,8%) ведущее место занимает выпуск полимерных материалов – синтетических смол, пластмасс, резинотехнических и резинобытовых изделий, реактивов, лаков, красок, фармацевтических препаратов.

В производстве товаров народного потребления почти 2/3 приходится на непродовольственные товары.

Сельское хозяйство традиционная отрасль экономики Северо-Запада, но в силу особенностей развития производительных сил и природно-климатических условий территории оно играет второстепенную роль, отличаясь четкой направленностью и пригородным типом ведения хозяйства, обеспечивая лишь наполовину потребности населения в продуктах питания.

В последнее время все большее значение приобретает рекреационное хозяйство, которое помимо традиционного санаторно-курортного обслуживания в 40-километровой зоне Финского залива (Комарово) начинает выполнять функцию экскурсионного обслуживания международного значения, объединяя музейные памятники Санкт-Петербурга, Петродворца, Павловска идр.

Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел страны, морской и речной порт. Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности населения (после Лондона, Москвы и Парижа). Санкт-Петербург - важнейший культурный и научный центр. Санкт-Петербург является и крупным центром образования. Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение, судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность. Возросла роль города как транспортного центра. Это единственный крупный морской порт России на европейском направлении.



Санкт-Петербургская агломерация - моноцентрическая городская агломерация, сформировавшаяся вокруг Санкт-Петербурга. К ней относят всю территорию города федерального значения Санкт-Петербурга и часть территории Ленинградской области. Агломерация простирается примерно на 50 км от центра Санкт-Петербурга. Транспортные связи внутри агломерации обеспечиваются главным образом (за некоторым исключением) пригородными электропоездами, автобусами и коммерческим маршрутным автотранспортом.

Состав: Ленинградская, Новгородская, Псковская обл., Санкт- Петербург (город федерального значения).

ЭГП. Положение р-на - приморское, выгодное. Это небольшой по площади р-н (197 тыс. км 2 ) у берегов Балтийского моря или недалеко от него. По рекам и озерам этого р-на проходил древний торговый путь "из варяг в греки", на котором возникла Новгородская Русь. На протяжении двух столетий г.Санкт-Петербург являлся столицей России. Сейчас он выделен в “зону свободного предпринимательства” и занимает центральное положение в р-не.

Р-н расположен между развитыми европ. государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным ЭР РФ, а также рядом с Северным ЭР РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.

Природные условия и ресурсы. Климат района умеренно-континентальный, на побережье - морской. Для всей территории характерны подзолистые и торфяно-болотные почвы. Леса занимают немногим менее половины площади р-на, а на северо-востоке лесистость местности достигает 70%.

Характерен моренно-ледниковый рельеф с холмами и грядами. Особенно много моренных холмов на возвышенностях, где они чередуются с озерными впадинами. С.-З. Русской равнины - озерный край: здесь около 7 тысяч озер. Крупнейшие - Ладожское (площадь 18 тыс. км 2), Онежское, Чудское, Ильмень .

Речная сеть - густая. Отсюда имеют значение рыбные ресурсы. Сравнительно короткая река Нева (74 км), вытекающая из Ладожского озера и впадающая в Финский залив, одна из самых многоводных в России.

Полезные ископаемые не отличаются богатством и разнообразием: огнеупорные глины, горючие сланцы, фосфориты, кварцевые пески, известняки, соляные источники (в районе Старой Русы, Новгородская обл.), бокситы (Тихвин, Ленинградская обл.).

Население. Нас. р-на - 7,9 млн . чел. (2000г.). Средняя плотность населения- около 40 чел ./км 2 , однако в периферийных р-ах плотность сельского нас. составляет лишь 2-4 чел./км 2 . Большинство населения составляют русские.

Коэфф. урбанизации - 87 %. Обширная сеть учебных заведений (прежде всего – в С-Петербурге) обеспечивает наличие высококвалифицированных кадров. Население г. Санкт-Петербург - около 5 млн. чел.

Хозяйство. Основные соц.-экон. предпосылки развития р-на: выгодное ЭГП, квалифицированные кадры, развитие науки и культуры, развитая опытно-конструкторская база. СЗ- индустриальный р-н с развитым комплексом обрабатывающей промышленности с высоким удельным весом машиностроения, который ориентируется на привозное сырье и топливо.

Отрасли специализации – машиностроение, требующее высокой квалификации труда, цветная металлургия, химическая и легкая промышленность.



ТЭК р-на ориентируется в основном на привозное топливо (нефть, газ, уголь). Р-н - крупный потребитель эл.энергии. Ее вырабатывают мощные ТЭС, использующие привозные энергоносители. Мощные ГРЭС и ТЭЦ размещены в С-Петербурге, его окрестностях и в г. Кириши (к которому подходит нефтепровод из Поволжья). Заметную долю эл.энергии дают ГЭС средней и малой мощности, построенные на реках Свирь, Волхов, Вуокса и др. Для более надежного обеспечения района эл.энергией под С-Петербургом была сооружена и действует одна из крупнейших в России Ленинградская АЭС. Энергосистема СЗ соединена с единой энергосис­темой европ. части России.

Машиностроительный комплекс р-на характеризуется развитыми внутриотраслевыми связями. Представлены следующие отрасли маш-ения: энергетическое, электротехническое, судо-, приборо-, станкостроение.

Р-н является крупным поставщиком приборов, средств автоматизации, турбин, тракторов. Пр-во энергетического оборудования: генераторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС представлено предприятиями в С-Петербурге. Развито судостроение: "Адмиралтейский", "Балтийский" заводы С-Петербурга производят атомные ледоколы, океанские сухогрузы и др.

Наукоемкие отрасли представлены приборостроением, радиотехникой, электроникой, электротехникой (С-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки (Псковская обл.), Старая Русса. В Новгороде, Пскове, Выборге производят радио- и телевизионную аппаратуру, видеомагнитофоны.

Химическая промышленность С-Петербурга была пионером в производстве полимеров, пластмасс, фармацевтике в России. Развита легкая пром . (обувная, текстильная, пищевая).

Ряд отраслей пром. СЗ базируется на местных природных ресурсах. Это добыча фосфоритов и производство из них мин. удобрений (бывш. Кингисепп , современное название города - Курессааре ), пр-во огнеупорного кирпича из местных глин (Боровичи , Новгородская обл.), добыча и пр-во стр-ных материалов, добыча сланцев (Сланцы, Ленинградская обл.).

СЗ является родиной алюминиевой промышленности (на местных тихвинских бокситах, Ленинградская обл.). Предприятия цв. металлургии находятся в Волхове , (алюминиевый завод), Бокситогорске и Пикалево (глиноземные заводы), все три - Ленинградская обл.

АПК. С/х специализируется на молочном жив-стве, свиноводстве, птицеводстве, пр-ве овощей и картофеля. Сохранило свое значение льноводство на юге и юго-западе р-на. Лен перерабатывается на многочисленных небольших заводах и на крупных льнокомбинатах в Пскове и Великих Луках.

Транспорт. С-петербургский транс. узел по размерам грузооборота и пасс.-оборота уступает лишь Московскому. Транс. пути отходят от этого города лучами в разные стороны. С-Петербург в настоящее время - один из крупнейших внешнеторговых морских портов России. Волго-Балтийский водный путь обеспечивает связи с другими ЭР европ. части РФ. Беломорско - Бал­тийский канал открывает выход в Белое и Баренцево моря.

Калининградская область – самый западный регион РФ, «анклав» или терр. отделенная от остальной терр. страны, не имеющая с ней единого территориального пространства. С сев.-зап. выходит к Балтийскому морю, граничит с Литвой и Польшей. Терр. – 15 тыс. км. 2 , нас. – ок. 950 тыс.чел., рус. – 78%, белоруссы – 8%, украинцы – 7%. Гор. население – 78%. Климат мягкий, влажный. Ископаемые – бурый уголь, торф, стройматериалы, янтарь, есть запасы нефти (добыча 1 млн. т в год), газа. Уникальные ландшафты создают условия для туризма.

Эконом. тесно связана с морем. Велика роль области в рыболовстве и ВЭС РФ. Отрасли рыночной специализации – рыбная, маш-ение, янтарная, целл.-бум. (1/3 продукции дает рыбная пром.). Большое развитие получили мясная и маслодельная пром. Калининград – незамерзающий порт на Балтике, в нем сосредоточено большинство предпр. обл. В 1991г. создана СЭЗ “Янтарь”. Развитие р-на определяется его оторванностью от остальной терр. РФ.

Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского ЭР

Состав: Респ.: Адыгея (столица - Майкоп), Дагестан (Махачкала), Ингушетия (Назрань), Кабардино- Балкария (Нальчик), Карачаево-Черкессия (Черкесск), Северная Осетия (Владикавказ) и Чеченская (Грозный). Краснодарский и Ставропольский края. Ростовская об­л.

ЭГП. Площадь - 355 тыс.км 2 . Р-н занимает юг Восточно-Европейской равнины, Предкавказье и сев. склоны Большого Кавказа. Расположен между Черным и Азовским морями на з. и Каспийским на в.

На с.-з. граничит с Украиной, на с. и с.-в.- с Ц-Ч и П. На ю. граница с Грузией и Азербайджаном проходит почти везде по Большому Кавказскому хребту. ЭГП - выгодное. Имеется выход к трем морям. Через этот район Россия осуществляет связи с государствами Закавказья. Природные условия благоприятны для проживания нас. и развития с/х. Имеются разнообразные полезные ископаемые. В РФ на долю р-на приходится 8% в пром. и 16% - в с/х.

Природные условия и ресурсы. Природные ландшафты СК многообразны, что объясняется географическим положением и особенностями рельефа, что в свою очередь влияет на расселение людей и их хозяйственную деятельность. Самая высокая точка РФ - г. Эльбрус (Респ. Кабардино-Балкария).

По природным условиям р-н делится на три зоны: равнинную, предгорную и горную.

Равнинная (степная) - занимает большую часть терр. и простирается от реки Дон до долин рек Кубань и Терек.

Предгорная зона располагается южнее и протягивается небольшой полосой с с.-з. на ю.-в. Предгорье постепенно переходит в систему горных отрогов Кавказа (горная часть).

Р-н обладает плодородными землями (на равнинах) и естественными пастбищами (в предгорьях). Горные реки имеют большой гидроэнергетический потенциал, а воды равнинных рек используются на орошение.

Основной недостаток природных условий - неравномерная обеспеченность водными ресурсами. Лучше обеспечена влагой западная часть, особенно Черноморское побережье и склоны гор. С.-в. и в. района - безводны, засушливы.

Велика роль района как основной рекреационной зоны России (курорты Черноморского побережья и Кавказских минеральных источников, турбазы в горах Кавказа).

Предгорья Большого Кавказа - кладовая химического, металлургического, строительного сырья, энерго- ресурсов (в т.ч. топливных - нефти и газа). Природный газ имеется в Краснодарском и Ставропольском краях, нефть - в Чеченской Республике и Адыгее. Руды цветных и редких металлов (цинк, свинец, вольфрам, молибден) добываются в горных респ. (Северная Осетия, Кабардино-Балкария), уголь - в Ростовской области (российская часть вост. Донбасса).

Население. СК составляет 17,7 млн. чел., это 3 место в РФ. Темпы роста нас. заметно превышают средне российские (высокий естественный прирост).

Р-н обладает избытком трудовых ресурсов. Размещено нас. крайне неравномерно, хотя даже средняя плотность - 47 чел ./км 2 значительна. Краснодарский край и Ростовская область сосредоточивают в своих пределах почти 3/5 нас. р-на. Наивысшие показатели плотности населения отмечаются в предгорьях, в р-нах интенсивного земледелия Краснодарского края и в индустриальных р-нах Ростовской обл. А в с.-в. засушливых районах Ставрополья, Дагестана и Ростовской обл. нас. крайне малочисленно.

Национальный состав отличается исключительной пестротой - насчитывается несколько десятков народностей и этнических групп коренного населения (принадлежащих не только к разным языковым группам, но и к разным языковым семьям). Среди них по численности выделяются группы осетин, кабардинцев, чеченцев и др., проживающих в основном в пределах своих республик. Преобладает в районе, однако, русское население, даже в горных республиках Кавказа доля русских среди населения колеблется от 9% в Дагестане до 65 % в Адыгее.

Численность населения респ. СК от 300 тыс. чел. в Ингушетии до 2.1 млн. чел. в Дагестане.

СК не относится к высоко урбанизированным регионам. Доля гор. нас. здесь ниже средне российского (56%). В Республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской и Чеченской преобладает сельское население (около 60 %).

Хозяйство. СК выделяется высокоразвитым и многоотраслевым с/х. Специализация:

1. Машиностроение – металлоемкое, атомное, приборо-и станкостроение, с/х машиностроение, производство электровозов.

2. ТЭК .

3. Металлургия.

4. Химическая – искусственные волокна, резино-технические изделия

5. Пищевая .

6. Курортное хозяйство

Дополняющие: лёгкая, промышленность строительных материалов.

ТЭК . Отрасли этого комплекса выполняют функции базовых пр-в. СК, обеспечивая свои потребности в топливе, поставлял ранее уголь, нефть, газ в другие р-ны страны. Первая буровая скважина дала нефть в зап. Предкавказье еще в 1860 г., позднее стали разрабатываться месторождения в районе Грозного, и только в 1950-е годы началась добыча нефти и газа в Ставропольском крае.

Однако с истощением запасов газа его добыча снизилась в несколько раз и приобрела чисто локальное значение. А военные действия в Чечне и неспокойная политическая ситуация в регионе обострили ситуацию с добычей и транспортировкой грозненской нефти.

Нефтяная и газовая промышленность представлены в Краснодаре (НПЗ), Майкою, Грозном (НПЗ), Туапсе (НПЗ).

Топливными ресурсами богата также Ростовская область (вост. Донбасс) - антрацит и коксующиеся угли. Здесь развитие получили угольная и металлург. промышленное, транспортное машиностроение.

Важное значение имеет электроэнергетическое х-во р-на. ЛЭП соединяют энергосистему СК с энергосистемой соседних р-нов РФ. Подавляющее большинство эл.энергии вырабатывают мощные ТЭС, использующие уголь, нефтетопливо и природный газ. Используется и гидроэнергетический потенциал региона. Ряд ГЭС построен на горных реках - Терек, Судак и др. Самая крупная из них - Чиркейская ГЭС на р. Судак в Дагестане.

Ведущая отрасль специализации машиностроение . Особенно развито с/х-е маш-ение (Ростов-на-Дону, Таганрог, Миллерово, Новочеркасск, Кропоткинск, Краснодар ), так как имеется собственная металлург. база (Ростовская область), развито с/х и есть удобные транс-е пути.

Важное место занимает пр-во оборудования для нефтегазовой и пищевой промышленности, а также пр-во электровозов (Новочеркасск ).

Энергетическое маш-ение представлено в Таганроге (паровые котлы) и Волгодонске (оборудование для АЭС). Крупнейший индустриальный центр СК- город Ростов-на-Дону .

Химическая промышленность района производит азотные удобрения из природного газа (Невинномысск, Белореченск ), ядохимикаты, синтетические материалы, пластмассы (Буденовок ).

Цветная металлургия представлена в Северной Осетии (Садон) , Кабардино-Балкарии (Тырныауз) .

Пищевая промышленность полностью обеспечивается сырьем развитым с/х р-на. Работают предприятия по пр-ву муки, круп, мясной продукции, плодоовощных консервов, вин.

АПК . СК - крупнейшая с/х база страны. На равнинах почвы плодородные: черноземные и аллювиальные - здесь сосредоточены крупные массивы пахотных земель. Выращивают зерновые (пшеница, кукуруза, рис ) и технические (сахарная свекла, табак, подсолнечник и др.) культуры.

Р-н славится овощеводством, садоводством и виноградарством. В Краснодарском крае выращивают чай (это самый северный район по выращиванию чая в мире).

Животноводство, как и земледелие, многоотраслевое. На равнинных территориях занимаются разведением КРС и свиноводством. Тонкорунное овцеводство распространено в засушливых районах Ростовской обл., Ставропольского края и Дагестана, а грубошерстное овцеводство - в предгорьях и горных респ. Кавказа.

Транспорт. Для обслуживания внутренних и межрайонных связей р-н имеет густую сеть ж/д и а/д, трубопроводов, речных и морских путей. В предгорьях и горных районах существует опасность при передвижении транспорта на а/д из-за схода снежных лавин (в зимнее время) и гряде-каменных потоков - селей (во время дождей).

По нефтепроводу Самара-Тихорецк-Новороссийск нефть из П и ЗС подается к портам Черного моря. Морские перевозки осуществляются через порты Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Махачкала. Намечается строительство нового порта на Азовском море. В настоящее время значение транс-х путей р-на увеличивается - через него РФ осуществляет связь с юж. Кавказом (Закавказьем).

Сегодня мы познакомимся и дадим характеристику ЭГП Европейского Севера. Первое, на что мы обратим внимание - наличие всемирно известных памятников. Кижи - это культурный памятник, построенный в промежутке между восемнадцатым и девятнадцатым веками. Это всемирно известное место расположилось на одноименном острове Онежского озера - Кижи. Этот ансамбль состоит из церквей и колоколен невероятной красоты.

Мало кто знает про остров Валаам, а это местечко в Ладожском озере таит в себе еще один памятник, только на этот раз - памятник русского зодчества. Речь идет о мужском монастыре.

Еще одно место хотелось бы выделить, перед тем как переходить к ЭГП Европейского Севера. Памятник, расположенный на территории нашей бескрайней страны - Кивач. Это один из самых больших равнинных водопадов, памятник природы России, который имеет высоту примерно одиннадцать метров.

Это небольшое отступление здесь не зря, оно является напоминанием о том, что наша страна настолько велика и прекрасна, что не хватит и всей жизни для знакомства со всеми ее уголками. Итак, рассматривать ЭГП Европейского Севера мы предлагаем начать с состава данного региона, приступим прямо сейчас.

Состав

К данному региону относятся республики: Карелия и Коми, автономные округи: Архангельский и Ненецкий, области: Мурманская и Вологодская. Рассматривая ЭГП Европейского Севера России, а именно состав севера нашей страны, многие города исключают из списка. Говоря о Севере России, имеют в виду не расположение, а скорее историко-культурное понятие. Нет однозначных границ, нельзя точно сказать, относится то или иное место к Северу, так как территория его не является общепринятой. Многие Псковскую и Новгородскую области относят к Европейскому Северу. Встречаются случаи, когда из списка вычеркивают автономные округи.

У многих может возникнуть вопрос касательно того, почему Псковская область относится к Северу России, а Санкт-Петербург - нет, хотя второй объект находится севернее первого. Все объясняется тем, что Питер является олицетворением западного начала в Русской истории, а мы уже упоминали то, что географическое расположение играет незначительную роль в данном понятии.

Климат

Рассмотрим еще некоторые особенности ЭГП Европейского Севера. Поговорим немного подробнее о климате данного региона. Так как на Европейском Севере России преобладает арктическое дыхание, то большую часть года на территории данных регионов холодно, лето короткое и не жаркое. Возможны многодневные бураны и пурга. Ветры, которые приходят с Северного Ледовитого океана очень сухие и холодные, именно они формируют этот не очень комфортный климат.

Рассмотрим в отдельности климат Вологодчины, Архангельской области и Коми. Что касается первого в нашем списке, то зима здесь очень холодная и суровая, температура ниже минус сорока градусов - это не редкость. Лето же умеренно теплое. Можно сказать, что климат не устойчивый, воздушные массы с северо-востока приносят холод, а тропические летом могут вызвать по-настоящему знойный день.

Архангельская область - это территория, где климат влажный и довольно прохладный. Даже в начале лета могут быть ночные заморозки, а север области считается Заполярьем, где зимой полярная ночь, а летом - полярный день.

Что касается Коми, то тут немного сложнее. Зима очень длинная и холодная, температура может падать ниже минус пятидесяти градусов. Лето очень короткое и прохладное, в начале и конце сезона возможны ночные заморозки. Зимой сугробы доходят до метра высотой. Когда в южной части Республики Коми зеленеет трава, то в северной могут быть морозы до минуса тридцати градусов. Западная часть немного теплее восточной, так как в первой преобладают воздушные массы атлантических потоков.

Природные ресурсы

Характеристика ЭГП деревообрабатывающая промышленность.

Область

2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАЙОНА

Расположение: северо-запад европейской части России.

Площадь: 1,2% площади страны (196,5 тыс. км2).

Население: 5,4% от населения России (8,5 млн. чел.).

Экономическое окружение:

a. высокоразвитые соседние государства – Финляндия, Польша, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия;

b. высокоразвитые экономические районы РФ – Центральный и Северный.

Экономические характеристики:

Положение района приграничное, приморское, район расположен рядом с западной границей, имеет выход к Балтике.

Не является ни одной из топливных, сырьевых и энергетических баз, удален от всех баз страны;

Выгодное транспортно-географическое положение: портовое хозяйство усиливает экспортно-импортные функции района на Балтий­ском море.

Экономический центр: Санкт-Петербург – один из важнейших внешнеторговых портов СНГ и России, крупнейший культурный и научный центр. В нем сосредоточено 59% населения региона и 68% его городского населения.

Производство товаров народного потребления.

Высококвалифицированные кадры, большое количество на­учных учреждений, в районе сосредоточена 1/8 научных работников страны. Кадровая наукоемкость почти в 4 раза превышает среднероссийские показатели, а наукоемкость товарной продукции – более чем в 3 раза.

Развитый туризм.

Близость к западному свободному рынку создала благоприятные предпосылки для сосредоточения здесь финансово-кредитных учреждений международ­ного уровня.

Расположение: крайний восточный район РФ, омываемый водами Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Площадь: 36% от площади страны (6,2 млн. км2) с характерной­ протяженностью с севера на юг и с запада на восток.

Экономическое окружение:

a. Морские границы с США и Японией. От США Дальний Восток отделяет узкий Берингов пролив, а от Японии – Кунаширский пролив и пролив Лаперуза. Большая протяженность границ с Китаем. Южную материковую часть, примыкающую к Японскому морю, называют При­морьем. Приморское положение района обусловливает благоприятные перспективы для развития экономических свя­зей со странами Тихоокеанского региона.

b. Кроме материковой территории к Дальнему Востоку относятся острова: Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские и Командорские.

c. Район играет важную роль в морских и внешнетор­говых связях России. Владивосток, Находка, Южно-Сахалинск – важнейшие порты России на Тихом океане.

Важнейшими особенностями ЭГП Дальнего Востока являются большая удаленность от центральных наиболее развитых районов России, а так же местонахождение на пересечении морских и сухопутных путей в страны Тихоокеанского бассейна.

3. ПРИРОДА РАЙОНА И ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Северо-Западный экономический район

Рельеф: равнинная западная и возвышенная восточная части.

Климат: умеренно-континентальный, на побережье – морской.

Почвы: дерново-подзолистые и подзолисто-болотные, при сельскохозяйственном использовании нуждаются в удобрениях. По­вышенная заболоченность территории. Сельскохозяйственные угодья занимают всего лишь 18% территории района.

Водные ресурсы, отсюда имеют рыбные ресурсы. На многих реках пост­роены гидроэлектростанции.

Лесные ресур­сы занимают 45% площади района.

Полезные ископаемые:

· Сланцы;

· Бокситы;

· Огнеупорная глина;

· Чистые известняки;

· Кварцевые, абразивные стекольные пески;

· Соляные источ­ники;

· Гранит;

· Нефть и газ;

· Бурый уголь;

· Каменная и калийная соли.

· Здесь сосредоточено 90% мировых запасов янтаря.

Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами: выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для организации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на Карельском перешейке, Валдайской возвышенности, на побережье Финского залива и Старорусский курорт имеют общероссийское значение. Всемирно известны сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Дальневосточный экономический район

Район расположен на стыке Евразии и Тихоокеанского бассейна. Северные части территории Дальневосточного района расположены в арктическом поясе, а в южной приморской части, на Камчатке и Сахалине.

Климат: умеренный, на большей части резко-континен­тальный, суровый. Значительная часть территории Якутии и Магаданской области находится за Полярным кругом. Зимой характерна безветренная, ясная, мо­розная погода. Лето жаркое в континентальных районах и прохладное – в приморских.

Природные зоны: Дальневосточного района сменяются с севера на юг – зона аркти­ческих пустынь, тундра, лесотундра, тайга.

Рельеф: молодые складчатые образова­ния, вулканы, гейзеры, равнины и низменности. 90% территории находится в зоне много­летней мерзлоты. На юж­ных равнинах нередки плодородные черноземовидные и бурые почвы.

Полезные ископаемые;

Лес (более 250 млн. га, общий запас древеси­ны - более 22 млрд. м3).

Водные ресурсы: реки, озера, моря (Берингово, Охотское и Японское). На Дальневосточный район приходится 60 % улова рыбы России. Минераль­но-сырьевой база: олово, ртуть, исландский и плавиковый шпат, горный хрусталь, слюда, гра­фит;. вольфрам, молибден, свинцово-цинковые руды, руды цветных и редких металлов, железные руды, алмазы, золото, уголь, нефти и газ, поваренная соль, сера, апатиты, известняки, мергель, огнеупорные глины, кварцевые пески. цементное сырье.

На юге благоприятны условия для земледелия. Здесь сосредоточены основные сельскохозяйственные угодья района. Климатические условия благоприятны для выращивания культур муссонного климата – рис, соя. Леса богаты ценным пушным зверем (горностай, соболь, ли­сица, белка, колонок), имеющим промысловое значение.

4. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ

Северо-Западный экономический район

История Северо-Западного района начинает с 9-8тысячилетия до н. э.
К середине 1 тысячелетия существовали оседлые финно-угорские племена.. В VIII веке на этой территории осели славяне, племена пруссов, народа, родственного нынешним латышам и литовцам..К 750-м годам относится возникновение Ладоги (с XVIII века Старая Ладога) - древнейшего русского поселения на территории России. В IX-X веках Ладога стала важнейшим политическим и экономическим центром формирования государственности Древней Руси. Лишь в конце X века она теряет своё значение, уступая его Новгороду. В 910-1348 гг. Псковское княжество вошло в состав Новгородской земли. В XII веке Новгород приобрёл политическую самостоятельность.

В 1226 году началась колонизация Пруссии немецкими рыцарями Тевтонского ордена. Колонизация проводилась под видом обращения «дикого» народа в христианство. В ходе завоевания, которое длилось около пятидесяти лет, рыцари основывали замки, которые являлись опорными пунктами. Первым из них стал замок Бальга, основанный в 1239 году на берегу Вислинского (Калининградского) залива и сохранившийся до сих пор. Таким образом, на территории нынешней Калининградской области возникло государство рыцарей-крестоносцев. Это государство вело постоянные войны с Польшей и Литвой. Такое военное перенапряжение привело к кризису Пруссии, и она даже впала в вассальную зависимость от Польши со второй половины XV века.

В 1348 году получила автономию от Новгородской республики, в части выбора посадника Псковская республика, просуществовавшая до 1510 года. В январе 1478 года Новгородская республика прекратила своё существование в связи с её захватом Московским княжеством. В начале XVIII века области вновь была присоединена к России, здесь была построена новая столица страны - Санкт-Петербург. В 1708 году была образована Ингерманландская губерния. В 1710 году она была переименована в Санкт-Петербургскую, в 1914 году - в Петроградскую, в 1924 году - в Ленинградскую.

В 1657 году Пруссия вошла в состав объединённого Бранденбургско-Прусского государства и освободилась от вассальной зависимости от Польши. В ходе Семилетней войны, между 1758 и 1762 годами Восточная Пруссия входила в состав Российской империи. В соответствии с Потсдамскими соглашениями северная часть Восточной Пруссии (примерно одна треть всей её территории) была передана Советскому Союзу, остальные две трети переданы Польше.

16 (27) мая 1703 был основан город Санкт-Петербург первым российским императором Петром I. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости - первого здания города - в устье реки Невы на Заячьем острове. Пётр I дал городу название, посвящённое его покровителю на небе - Святому апостолу Петру. В следующем, 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу. Здесь, на стрелке Васильевского острова, напротив Петропавловской крепости, был основан первый торговый порт Санкт-Петербурга. С 1712 года по 1918 год город являлся столицей Российской империи (за вычетом времени правления Петра II, когда статус столицы ненадолго вернулся к Москве) и резиденцией Российских императоров.

Созданные в России губернии были обширны по своей территории, губернские канцелярии не справлялись с управлением и в 1719 году введена промежуточная административно-территориальная единица между уездом и губернией - провинция. Псковская провинция была образована в 1719 году в составе Санкт-Петербургской губернии, а затем с 1727 года была в составе вновь образованной Новгородской губернии. Псковская губерния была создана в 1772 году по Указу Екатерины II. После упразднения губерний на территории значительно превышающей нынешнюю область существовали три года, с августа 1927 года по август 1930 года, Великолукский и Псковский округа в составе Ленинградской и Западной областей.

В 1927-1929 в СССР проходила административная реформа (были упразднены губернии), в рамках которой 1 августа 1927 года была образована Ленинградская область. В её состав вошли территории 5 губерний: Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская и Череповецкая. Территория области составила 360,4 тыс. км однако впоследствии она значительно уменьшилась. В годы Великой Отечественной войны большая часть территории области была оккупирована и значительно пострадала. Во время блокады Ленинграда через территорию области проходила «Дорога Жизни» - единственная магистраль, связывавшая осаждённый город со страной. Большой вклад в победу над врагом внесло партизанское движение: к началу 1944 года на территории области действовали 13 партизанских бригад, в которых состояли 35 тыс. бойцов. На территории области развернулось самое длительное и наиболее кровопролитное в истории Второй мировой войны сражение, связанное с блокадой Ленинграда и его деблокадой.

Псковская область была образована 23 августа 1944 года.4 июля 1946 года Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, город Кёнигсберг - в Калининград. Остатки немецкого населения были депортированы в Германию к 1947 году.

Дальневосточный экономический район

Археологами установлено, что древний человек заселил Дальний Восток уже в раннем палеолите. Тогда же появились первые археологические памятники, датируемые в рамках от 300 тысяч до 3 млн лет назад. Наиболее известный и хорошо изученный из них, это нижнепалеолитическая стоянка Диринг-Юрях, которая расположена в среднем течении реки Лены. Начиная с середины I тысячелетия н. э. на территории Дальнего Востока появились предки эвенов и эвенков. К XIII в. тунгусские племена расселились на Средней Лене, Вилюе, Олёкме. Приход предков якутов в Ленский край заставил их отойти к западу и востоку от Лены.

Освоение русскими Дальнего Востока начинается в XVII векe. Первые землепроходцы появились в северных территориях Хабаровского края.

В 1632 году на правом берегу Лены был заложен Якутский острог, положивший начало будущему городу Якутску. Эта дата считается датой присоединения Якутии в состав Российского государства. На Дальний восток ссылали заключенных с 1640-х годов. Начиная с XIX века ссылка по большей части становится политической.

Первые европейцы на Сахалине появились в 17 в., когда здесь обитали айны, нивхи, эвенки. Первыми на острове побывали в 1640 казаки. В начале 18 в. начался процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству. Одновременно с русскими землепроходцами, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина начали проникать японцы. Вскоре Сахалин был присоединен к России и на нем стали возникать русские военные посты и селения. В гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России.

Камчатка была "открыта" в 1697 году отрядом казаков во главе с Владимиром Атласовым. До пришествия русских казаков полуостров населяли только местные жители: ительмены, эвены, коряки и чукчи. Они занимались рыболовством и оленеводством.

В 1854 началось переселение казаков из Забайкалья в низовья Амура и Приамурье окончательно вошло в состав России.

В 1858 году были заложен Хабаровск. В 1856 году была образована Приморская область.

В 1860 г. был основан город Владивосток.

В 1875 Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин.

В результате поражения России в Русско-японской войне 1904-05 гг. Южный Сахалин перешел к Японии, но после окончания Второй мировой войны СССР вернул себе этот остров, а также Курильские острова. Спор по поводу трех островов Южных Курил продолжается до сих пор.

Началом истории Магаданского края можно считать 1920-е года, с прибытием туда научных геологоразведочных экспедиций. В начале 1930-х экспедициями были обнаружены месторождения россыпей золота.

Производством железобетонных изделий и конструкций

Рекреаци­онное хозяйство:

Санаторно-курортного обслуживания;

Экскурсионного обслу­живания международного значения.

Дальневосточный экономический район

Промышленность составляет 4,3% от общего объема промышленности России, при этом до­бывающей и обрабатывающей промышленности – по 7,6%. Ведущие отрасли промышленности:

Пищевая (рыбная и рыбоконсервная);

Горнодобывающая;

Машиностроение;

Цветная и черная металлур­гия:

§ горно-рудная промышленность – добыча и переработка олова, ртути, полиметаллических руд, вольфрама, золота.

§ каменный и бу­рый уголь, нефть.

Химическая и нефтехимическая промышленность;

Лесная промышленность

§ деревообрабатывающая промышленность:

§ лесопиление;

§ мебельная;

Сельское хозяйство:

§ Растениеводство:

· зерновые культуры (пшеница, ячмень, овес, гречиха, соя, рис).

· картофель и овощи;

· кормовые культуры;

§ Животноводство:

· оленеводство;

· охотничий промысл;

· пушное звероводство (Сихотэ-Алинь, Сахалин).

· Скотоводство;

· свино­водство;

· птицеводство;

· овцеводство.

Практи­чески на всей территории развивается промышленность строительных материалов , но, несмотря на наличие цементных заводов, заводов же­лезобетонных конструкций, предприятий по производству кирпича и пр., эта отрасль не обеспечивает в полной мере потребности района.

7. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РАССЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВА РАЙОНА

Северо-Западный экономический район

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области , которые занимают ме­нее 1/2 территории района, проживает 80% его населения, производит­ся 80% промышленной и свыше 50% сельскохозяйственной продукции.

Новгородская область , занимая свыше 1/4 территории района, сосредоточивает менее 1/10 населения. Здесь развивается машиностроение – электротехника, приборостроение, хи­мическое машиностроение, производство медицинских инструментов и химическая промышленность – производ­ство азотных удобрений, синтетических материалов, керамическое и стекольное производство, предприятия лесопи­ления, изготовление спичек. Главными отраслями сельского хозяйства являются льноводство и молочно-мясное животноводство.

Псковская область занимается льноводством, молочным животноводством и свиноводством. Развиваются предприя­тия электро - и радиотехники, выпуска­ются торфодобывающие машины, запасные части к тракторам и сельскохозяйственному оборудованию .

Калининградская область выделяется рыбной и янтарной отраслями, развитием курортной зоны. В поселке Янтарном работает единственный в России янтарный комбинат. На древесине Северного района функционирует целлюлозно-бумажная промышленность. Большое развитие получили мясная и маслодельная промышленность.

Северо-Западный район владеет всеми видами современного транспорта. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Основной вид транспорта – железнодорожный. Так же производится много речных и морских перевозок.

Дальневосточный экономический район

По уровню экономического развития территория района подразделяется на три зоны: Южную, Среднюю и Северную.

Южная зона (Приморский край, южные части Хабаров­ского края, Амурской и Сахалинской областей). Основу хозяйства составляют горнодобывающая, рыбная, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности.

Средняя зона (северные районы Хабаровского края, Амурской и Сахалинской областей, южная часть Якутии). Главная отрасль специализации – горнодобывающая промы­шленность. Хозяйство сконцентрировано вдоль Байкало-Амурской магистрали. Основными отраслями являются угольная промышленность , теплоэнергети­ка , лесная промышленность и в перспективе – металлургия. В бассейне реки Ал­дан находится Южно-Якутский каменно­угольный бассейн. Вблизи угольного бассейна находится Алданский железорудный бассейн. В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, в зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены месторождения апатитов, залежи слюды, корунда, сланцев. Более интенсивно разви­ты добывающие отрасли на основе выборочного использования полез­ных ископаемых.

На Дальнем Востоке функционируют все виды транспорта, но основное место принадлежит железнодорожным перевозкам (до 80% грузооборота). Большое значение для межрайонных и внутрирайонных перевозок имеет морской (15% внутренних перевозок и 5–6% внешних) и речной (почти 15% внутренних перевозок) транспорт. Автомобильными дорогами район обеспечен слабо, в основном это сезонные доро­ги – зимники, но имеются и крупные автострады . При помощи воздушного транспорта осуществляются пассажирские пере­возки и доставка грузов, в том числе в труднодоступные районы и на острова. На огромных пространствах севера сохра­няется олений вид транспорта. Развивается трубопроводный транспорт: построен нефтепровод Оха – Комсомольск-на-Амуре.

8. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЙОНА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Северо-Западный экономический район

Район отличается мощным экономическим потенциалом, особым транспортно-географическим положением и огромными историко-культурными ценнос­тями.

Перспективы:

Развитие отраслей производящих импорт заменяющую продукцию и экспортной специализации (сложного и точного машиност­роения), научных разработок, культурного и туристического обслужи­вания.

Развитием непроизводственной сферы.

Использование науч­ного и социально-культурного потенциала региона;

Возрастание международной роли Санкт-Петербургского морского порта и всей транспортной системы района в транзитной и экспортно-импортной системах России требует повышения ее пропускной и про­возной способности за счет реконструкции и нового строительства.

Организация в Ленинградской и Новгородской области сво­бодных экономических зон, способствующих крупномасштабному при­влечению иностранных инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства.

Дальневосточный экономический район

Проблемы района:

Слабое освоение из-за удаленности от центральных и наи­более обжитых районов;

Суровые природно-климатических условия;

Большие расстояния усложняют развитие экономических связей с Центром и удорожают стоимость продукции при ее доставке из других экономических районов;

Освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений .

Расширение добычи золота, титана, олова, полиметаллов;

Создание крупных лесопромышленных комплексов;

Создание свободных экономических зон, совместных предприятий, специализированных на строительстве рыборазводных заводов, судоремонтных и судостроительных мощностей, разведении морепродуктов, создании объектов деревообработки и целлюлозно-бумажной промыш­ленности.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую си­туацию региона в целом.

Вуз: Пензенский государственный университет

Год и город: Пенза 2014


Содержание
Введение
Глава 1: Географическая характеристика региона
1.1. Географическое положение и площадь
1.3. Климатические условия
Глава 2: Население региона
2.1. Демографическая ситуация
2.2. Национальный состав
2.3. Качество жизни
Глава 3: Экономика региона
3.1. Природно-ресурсный потенциал
3.2. Отраслевая структура
3.3. Территориальная структура
3.4. Транспортные связи
Глава 4:Экологическая обстановка региона12
Глава 5: Проблемы и перспективы развития региона
Глава 6. Приложение
Глава 7. Список используемых источников

Введение

Экономико-географическое положение Северо-Западного экономического района предупредило ряд преимуществ по сравнению с другими районами страны: открытый выход к Балтийскому водному бассейну, обеспечивший устойчивые экономические связи с зарубежными странами Европы, Америки; пограничное положение со странами Балтии и Скандинавии; близость развитых экономических районов страны (Центрального, Северного).
Образован Северо-Западный район указом Президента РФ от 13 мая 2000г. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург. Данный район включает в свой состав следующие субъекты РФ:

  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Архангельская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Вологодская область
  • Мурманская область
  • Ленинградская область
  • Новгородская область
  • Псковская область
  • Калининградская область
  • Город федерального значения Санкт-Петербург
  1. Географическая характеристика региона

1.1 Географическое положение и площадь

Северо-Западный экономический район - один из 11 крупных экономических районов России. Он занимает площадь 0,2 млн.км 2 , что составляет 9,87 % от всей территории России. Численность населения - 13800 человек (9,61 % от РФ). Северо-Западный экономический район расположен в северной части Нечерноземной зоны Российской Федерации, на Русской (Восточно-Европейской) равнине.

Экономическое развитие района связано с выгодным экономико-географическим положением на Балтийском море и соседством с развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией, Беларусью и Центральным экономическим районом России. Огромна роль в районе г. Санкт-Петербурга - крупнейшего морского порта, индустриального центра страны. (рис.1)

Северо-Западный район расположен на Русской равнине, представляющей собой низменность со следами деятельности ледника (моренно-грядовый, холмистый рельеф). Пониженные участки рельефа заняты многочисленными озерами и торфяниками.

1.2 Климатические условия

Климатические условия характеризуются повышенной влажностью, сравнительно теплой зимой и прохладным летом, что объясняется влиянием Атлантики. Природные возможности развития сельского хозяйства в районе определяются высокой влажностью воздуха при относительно умеренных температурах и довольно продолжительном вегетационном периоде. Это обеспечивает благоприятные условия для созревания пшеницы, ржи, овощных культур и картофеля. Речные долины с богатой травянистой растительностью способствуют развитию молочного и молочно-мясного животноводства. Определенное значение для хозяйства имеют рыбные ресурсы внутренних вод и морей района.

По рекам и озерам этого района проходил древний торговый путь "из варяг в греки", на котором возникла Новгородская Русь. На протяжении двух столетий г. Санкт-Петербург являлся столицей России. Сейчас он выделен в “зону свободного предпринимательства” и занимает центральное положение в районе. Район расположен между развитыми европейскими государствами - Финляндией, Эстонией, Латвией и Центральным экономическим районом, а также рядом с Северным экономическим С ЭР РФ (с его богатой ресурсной базой). В настоящее время в Финском заливе ведется строительство трех новых российских морских портов.

  1. Население региона

2.1 Демографическая ситуация

На территории Северо-Западного района проживает более 5,6 % населения России. Для района характерен повышенный показатель урбанизации. Доля городского населения самая высокая в стране и составляет 87%. В пределах района сформировалась Санкт -Петербургская городская агломерация, где проживает 80% городского населения. Район обеспечен высококвалифицированными трудовыми ресурсами, мощной системой проектно-конструкторских и опытно-экспери-ментальных институтов и заводов и является второй после Москвы научной базой страны.

2.2 Национальный состав

По этническому составу население многонационально (Русские, украинцы, белорусы, татары, карелы, армяне, азербайджанцы, евреи, немцы, финны, чуваши, литовцы, цыгане, поляки, узбеки, таджики), но представлено в основном русскими.

2.3 Качество жизни

Показатели качества и уровня жизни населения Северо-Западного ФО

ПС доходов

(количество

наборов ПМ)

бедности

по доходам,

Коэффициент

доли от единицы

ВРП по ППС, долл.

Санкт-Петербург

Вологодская обл.

Ненецкий

Архангельская обл.

Мурманская обл

Новгородская обл.

Ленинградская обл.

Калининградская обл.

Псковская обл.

Экономика региона

3.1 Природно-ресурсный потенциал

Северо-Западный район не отличается особым разнообразием и богатством полезных ископаемых. Из топливных ресурсов имеются запасы в северо-западной части Ленинградской области. Есть промышленные запасы бокситов (около г. Тихвина), являющиеся ценным сырьем для производства алюминия. Все более значительными для хозяйства становятся расположенные в Ленинградской области фосфориты, запасы которых составляют около 200 млн. т. Практически повсеместно находятся строительные материалы - известняки, огнеупорные глины, стекольные пески, граниты (Карельский перешеек).

Важное значение имеют лесные ресурсы. Леса занимают 45% территории района. В северной части района преобладают хвойные породы (ель, сосна), в южной части - смешанные породы. Основные массивы лесов расположены в Ленинградской и Новгородской областях, где лесопокрытые площади составляют 50%.

Северо-Запад обладает значительными водными ресурсами. Здесь хорошо развита гидрографическая сеть. Крупнейшие реки - Нева, Волхов, Свирь, Ловать, Великая и др. На реках Вуокса, Свирь, Мета построены ГЭС. Крупнейшие озера - Ладожское, Псковское, Чудское, Ильмень. Реки и озера используются широко для судоходства, рыболовства, обеспечивают развитие водоемких производств.

Земельные ресурсы невелики, но плотность их хозяйственного освоения достаточно высокая. В Псковской области находятся основные сельскохозяйственные угодья. В настоящее время в районе производятся мелиоративные работы по осушению болот для использования их в качестве сельскохозяйственных угодий.

3.2 Отраслевая структура

Много-отраслевой комплекс экономического района обеспечивает производство важнейших видов продукции для народного хозяйства всей страны. Отрасли специализации - машиностроение, цветная металлургия, химическая и легкая промышленность, лесная и производство строительных материалов. Машиностроительный комплекс района характеризуется развитыми внутриотраслевыми связями. Представлены следующие отрасли машиностроения: энергетическое, электротехническое, судостроение, приборостроение, станкостроение. Район является крупным поставщиком приборов, средств автоматизации, турбин, тракторов. Химическая промышленность Санкт-Петербурга была пионером в производстве полимеров, пластмасс, фармацевтической промышленности в России. Развита легкая промышленность (обувная, текстильная, пищевая). Развитию текстильной промышленности способствовала большая потребность района в тканях, а также сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. Ряд отраслей промышленности Северо-западного района базируется на местных природных ресурсах. Это добыча фосфоритов и производство из них минеральных удобрений (Кингисепп, современное название города - Курессааре), производство огнеупорного кирпича из местных глин (Боровичи), добыча и производство строительных материалов, добыча сланцев (Сланцы). Северо-запад является родиной алюминиевой промышленности (на местных тихвинских бокситах). Предприятия цветной металлургии находятся в Волхове (алюминиевый завод), Бокситогорске и Пикалево (глиноземные заводы). Сельское хозяйство специализируется на молочном животноводстве, свиноводстве, птицеводстве, производстве овощей и картофеля. Сохранило свое значение льноводство на юге и юго-западе района. Лен перерабатывается на многочисленных небольших заводах и на крупных льнокомбинатах в Пскове и Великих Луках. Топливно-энергетическая база района ориентируется в основном на привозное топливо (нефть, газ, уголь). Район - крупный потребитель электроэнергии. Ее вырабатывают мощные тепловые электростанции, использующие привозные энергоносители. Мощные ГРЭС и ТЭЦ размещены в Санкт-Петербурге, его окрестностях и в г. Кириши (к которому подходит нефтепровод из Поволжья). Заметную долю электроэнергии дают ГЭС средней и малой мощности, построенные на реках Свирь, Волхов, Вуокса и др. Для более надежного обеспечения района электроэнергией под Санкт-Петербургом была сооружена и действует одна из крупнейших в России Ленинградская АЭС.

3.3 Территориальная структура

Территориальная структура хозяйства характеризуется чрезвычайно высоким уровнем индустриального развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, относительно низким по сравнению с ними развитием хозяйств Новгородской и Псковской областей, в которых ярко выражен аграрный сектор. Санкт-Петербург (4,8 млн жителей) и Ленинградская область, расположенные в устье Невы (у Финского залива), сконцентрировали мощную обрабатывающую промышленность, многие из отраслей которой имеют важное общероссийское и экспортное значение. В составе Северо-Западного региона на долю Ленинградской области приходится 20,5% населения, 15% промышленной продукции и 60% сельскохозяйственной продукции. Особую роль играет машиностроение. Здесь сосредоточены более 5% республиканского производства турбин и генераторов, значительная доля производства мощных компрессоров для газопроводов, морских судов, полиграфического оборудования, кузнечно-прессовых машин, приборов и средств автоматизации. Среди городов, входящих в состав Санкт-Петербургской промышленной агломерации, выделяются Колпино, где размещены такие широко известные предприятия, как Ижорский завод тяжелого машиностроения, а также Гатчина, Выборг. Доля Новгородской и Псковской областей в производстве промышленной продукции района невелика. Их индустриальное развитие в значительной степени связано с Санкт-Петербургом. Во многих городах этих областей размещены филиалы и отделения Санкт-Петербургских производственных объединений. Крупными промышленными центрами здесь являются Великий Новгород (более 234 тыс. жителей) с развитым электро- и радиотехническим производством, Псков (более 208 тыс. жителей) с развитым электромашиностроением, производством средств связи, льнообрабатывающей и пищевой промышленностью и Великие Луки (111 тыс. жителей) с электро- и радиотехническим машиностроением, легкой промышленностью.

3.4 Транспортные связи

Северо-Западный экономический район располагает развитой транспортной системой, которая ориентирована на решение трех основных задач:

  1. Выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ;
  2. Выход к Балтике Беларуси и Украины и связь Балтийского и Черноморского бассейнов;
  3. Связь с Балтикой северных регионов России.

От Петербурга берут начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец - Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск - Оршу - Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (Петербург - Петрозаводск - Мурманск, Вологда и Котлас - Сыктывкар и Воркута), государствами Балтики (Петербург - Таллин, Петербург - Псков - Вильнюс и далее на Калининград).

Особое значение железнодорожной сети - связь с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с ее южными морями.

В настоящее время в Северо-Западном районе намечаются значительные масштабы нового транспортного строительства: система российских портов (расширение портов Выборг и Высоцк, строительство крупных портов в устье р. Луги и в районе г. Ломоносова) и реализация проекта высокоскоростной магистрали связи между Москвой и Скандинавией; реконструкция и модернизация Октябрьской железной дороги; сооружение межотраслевой транспортной системы.

В вывозе из района преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. Ввоз преобладает над вывозом.

В современных условиях Северо-Западный регион для России практически единственный непосредственный выход в западную сферу мирового рынка.

Экологическая обстановка региона

Экологическая ситуация в Северо-Западном районе на сегодняшний день довольно сложная. Финский залив и реки активно загрязняются неочищенными сточными водами, состояние почвы весьма плачевно в результате вредного влияния твёрдых промышленных и бытовых отходов, атмосфера Северо-Западного района загрязняется не только внутренними выбросами, но и поступлениями вредных веществ из других стран.

Загрязнение атмосферы

Промышленные предприятия Санкт-Петербурга, Ленинградской, Калининградской, Новгородской и Псковской областей регулярно загрязняют атмосферу выбросами вредных веществ. В большей степени воздух Северо-Западного района страдает от пагубного воздействия таких стационарных источников, как электроэнергетические, машиностроительные, целлюлозно-бумажные и химические предприятия. Но вредные выбросы в атмосферу от промышленных объектов - это ещё полбеды. Около 70% от общего объёма загрязнения воздуха являются «заслугой» выхлопных газов автомобилей.

В связи с пограничным положением, экологическую ситуацию в Северо-Западном районе ухудшают поступления загрязняющих веществ из соседних стран. Например, экологию Новгородской области выбросы вредных соединений серы из-за границы загрязняют в 40 больше, чем испарения с собственных предприятий, а поступления оксида азота извне в 160 раз превышает внутриобластное.

Экологию Северо-Западного района соединениями серы особенно активно загрязняют такие государства, как Польша, Германия, Белоруссия, Эстония и Украина. Почти 50% поступлений оксидов азота из-за границы приходится на Польшу и Германию. Остальные 50% импорта вредных веществ в атмосферу Северо-Западного района делят между собой Финляндия, Швеция и Великобритания.

Загрязнение воды

Экологическую ситуацию Северо-Западного района серьёзно ухудшают сбросы грязных сточных вод в поверхностные водоёмы Балтийского моря. Причиной загрязнения вод здесь в основном является неэффективная работа устаревших очистных сооружений. Доля нормативно очищенных вод во всём Северо-Западном районе составляет менее 1%.

Экология Санкт-Петербурга в наибольшей степени страдает от сброса загрязнённых сточных вод в поверхностные водоёмы. По данному критерию Питер занимает второе место по стране. Экология Невы и прочих водоёмов ежедневно портится в результате сброса неочищенных сточных вод с четырёхсот городских промышленных и пятисот стоков с предприятий Санкт-Петербурга. Экологи сообщают о масштабном скоплении нефтепродуктов, радиоактивных изотопов, ртути, свинца, калия и бензапирена на поверхности дна Невской губы и дна восточной части Финского залива.

Для того чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию в Санкт-Петербурге, необходимо:

  • закончить строительство очистных сооружений в северной и юго-западной частях города;
  • закончить строительство системы защиты Санкт-Петербурга от наводнений;
  • усовершенствовать систему предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти на Ладожском озере и реке Неве.

Загрязнение почвы

Что касается проблемы хранения твёрдых промышленных и бытовых отходов, то и здесь, к сожалению, Северо-Западному району похвастаться нечем. Большинство полигонов и свалок, на которые в настоящее время складируется вредный мусор, не соответствует нормам экологической безопасности. А хранение твёрдых промышленных и бытовых отходов на необорудованных территориях чревато загрязнением токсичными веществами почвы, наземных и внутренних вод.

Проблема захоронения опасных промышленных отходов особенно остро стоит в Калининградской области. Ввиду отсутствия специально оборудованного полигона, твёрдые токсичные отходы складируются там на самых обыкновенных свалках и помойках.

В Ленинградской области специально оборудованный полигон для хранения вредных отходов есть, но только расположен он совсем рядом с главным водозабором Санкт-Петербурга. Так что в случае затяжных ливневых дождей или паводков утечки токсичных веществ с полигона «Красный бор» могут стать настоящей катастрофой для населения города. Кроме того, в Ленинградской области существует серьёзная проблема с устранением радиации на свалках и полигонах для размещения промышленных отходов.

Проблемы иперспективы развития региона

К направлениям развития экономического района можно отнеси следующие:

Решение задач структурной перестройки, т.е. всестороннее развитие непроизводственной сферы (туризма, здравоохранения, культуры, организационно-финансовая деятельность);

Развития машиностроения, обеспечивающего научно-технический прогресс во всех отраслях экономики и сферы общественного развития;

Наращивание топливно-энергетического потенциала с целью более полного удовлетворения потребностей Северо-Западного экономического района в эффективных видах топлива, дешевой электроэнергии и экспорта некоторой части энергии и топлива.

На территории Санкт-Петербурга создается два отделения особой экономической зоны технико-внедренческого типа (на территории промзоны «Нойдорф» и севернее Ново-Орловского лесопарка). Развитее зоны предполагается по трем направлениям:

Организация Центра нанотехнологий для биологий и медицины на основе объединения 10 академических и вузовских учреждений Санкт-Петербурга для повышения эффективности российского здравоохранения и развития нанобиотехнологий в условиях ОЭЗ до промышленного уровня;

Формирование технологических центров по направлениям: оптоэлектроника, прецезионная, металлообработка (точное приборостроение), вакуумная обработка полупроводников, наноматериалы, водородная энергетика, солнечная энергетика, термоэлектричество;

Создание дизайн-центра, заказчиками которого выступят инжиниринговые структуры таких предприятий, как Авангард, НПО «Радар», НПО «Светлана», НПО « Электроавтоматика », НПО «Электроприбор», ЛОМО и пр.

Список использованных источников

  1. Экономическая география России. Второе издание. Под редакцией профессора Т.Г. Морозовой. - 2004.
  2. Экономическая география и регионалистика. Э.Н Кузьбожев, И.А. Козьева. -2014. - С. 336-340
  3. Основы региональной экономики. Гранберг. А. Т - 2000.
  4. Википедия. -2014. (цифровые данные).
  5. Экономический портал. Статья-Анализ д.э.н, профессора В.Бобкова, к.э.н А.Гулюгина.
  6. Региональная экономика. Экономический портал. Статья-Анализ д.э.н, профессора В.Бобкова, к.э.н А.Гулюгина.
  7. Региональная экономика. Н.Д. Эриашвили. Электронная библиотека.
  8. http://bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/index.htm
  9. Экология городов и регионов. dishisvobodno.ru
  10. http://lubashevskiy.ru.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Рефераты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Рефераты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.