Шепот робкое дыхание дата написания. Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыхание…» Фета

- 39.50 Кб

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)-один из самых крупных поэтов школы «Чистого искусства». Далеко опередив свое время, Фет не сразу нашел путь к сердцу читателей. Лишь немногие ценители искусства сумели при жизни поэта заметить и почувствовать особенность его поэтического дарования. Поэт обладал талантом «ловить неуловимое», давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без веры и названия.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье...», написанное в конце 40-х годов - одно из самых известных стихотворений Фета, с которого началась его слава. Оно стало для многих читателей символом всей фетовской поэзии, его своеобразным автопортретом. В свое время оно принесло автору немало огорчений, вызвав своим появлением восторг одних, растерянность других, многочисленные насмешки приверженцев традиционной поэзии – в общем, целый литературный скандал. Было написано более 30 пародий на это стихотворение.

Все в этом лирическом произведении для современников Фета было ново, и все бросалось в глаза своей неожиданностью. Прежде всего бросается в глаза безглагольность стихотворения: оно построено только из одних назывных предложений (из 36 слов, из которых оно состоит, 26 – существительные). Благодаря этому чувствуется, что все в природе замерло. Но некоторое движение все-таки есть. Оно передается отглагольными существительными: дыханье, колыханье, изменение, отблеск, шепот.

Самое удивительное и неожиданное, что предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает в читателе не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны. Главное смысловое поле стихотворения – между словами, за словами.

«За словами» развивается и основная тема стихотворения: чувство любви. Чувство тончайшее, словами невыразимое, невыразимо сильное. Так о любви до Фета ещё никто не писал. На первый взгляд, стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Мы как бы присутствуем на ночном свидании. Можно представить, где и когда происходит любовная встреча: в саду, у ручья, когда царствует летняя лунная ночь. Наверное, между влюбленными произошло бурное объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и прощальными поцелуями. Фету важно было передать «музыку любви», поэтому он искал «музыкальные способы» в выражении своего поэтического чувства.

Фет - один из первых в русской поэзии импрессионистов: он изображает не столько предметы, явления, сколько отдельные обрывки явлений, тонкие оттенки, отражения, тени, неопределенные эмоции. Но, взятые вместе, они образуют цельную и достоверную картину. Импрессионистическая манера особенно чувствуется в строчке «Свет ночной, ночные тени, тени без конца». С одной стороны, подчеркивается некая таинственность этого света, с другой - это служит оправданием авторского приема: последнее слово предложения является первым другого. Благодаря чему достигается эффект плавного перетекания, слитности в природе всех ее проявлений.

Стихотворение хорошо иллюстрирует особенность фетовского творчества: любовная и пейзажная лирика составляют у него одно целое. Поэтому близость к природе тесно связана с любовными переживаниями. Чувства влюбленных (шепот, робкое дыханье) - это то же самое, что и «трели соловья», «колыханье ручья».

Композиционно стихотворение делится на три части. Первое четверостишие - описание вечера мелкими мазками - существительными (шепот, дыханье, серебро, колыханье ручья), но в соединении с эпитетами эти существительные передают ощущение

от встречи влюбленных. Второе четверостишие - описание ночи, проведенной вдвоем

в упоении любви. В первой строке эпитет «ночной» усиливает магию ночи, волшебно изменившей черты лица возлюбленной. Вторая часть передает не только глубину ночи, но и глубину чувств героев. Ночь прекрасна, ничто не мешает влюбленным. Третья часть – утро: «…И заря, заря!…». Но какое оно у Фета! Читатель переносит свой взгляд на небо. Перед нами «дымные тучки». Эпитет «дымные» подчеркивает их легкость, невесомость, чистоту, и это не случайно, ведь в стихотворении речь идет о любви. Автор

использует цветную символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед нами возникает картина зари, раннего утра с легкими облаками, окрашенными в розовато-желтоватый цвет… Здесь использован прием психологического параллелизма. Картины

природы в легких красках зари соответствуют душевному состоянию влюбленных: «и лобзания, и слезы; и заря, заря...»

Упоминаются ключевые образы лирики Фета – «роза» и «соловей». Они символически воплощают в его лирике связь любви, природы и вдохновения. Именно в этих символических деталях внешнего мира все-таки проступает неясное переживание. «Роза» - это символ огня страсти, земной радости, а также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения. Соловьиные трели у поэта выступают как своеобразный «луч», связывающий мгновение и вечность, а «соловей» символизирует идеальное, возвышенное.

В стихотворении значим финал: он истинно завершает лирический сюжет. «Пурпур розы», «отблеск янтаря» переходят в финале стихотворения в торжествующую «зарю». Последние слова стихотворения - И заря, заря… - звучат не в ряду других, а выделенно. Они осмысляются одновременно и в прямом значении («заря утра») и в метафорическом («заря любви»). Заря символизирует свет любви, восход новой жизни - это высшее выражение душевного подъема.

В лирике Фета сильно ощущение недостаточности словесного выражения: «где слово немеет, где царствуют звуки, где слышишь не песню, а душу певца». Поэтому особенное место в лирике Фета занимает мелодическая организация стиха: его благозвучие, использование ассонанса, аллитерации, разнообразные ритмические ходы.

Ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, создается за счет «торопливого» ритма хорея, чередующихся строк из четырёх и трёх стоп. Фету важно, чтобы стихотворение читалось на одном дыхании, разворачивалось и проносилось стремительно, как время свидания, чтобы ритм его бился взволнованно и учащённо, как любящее сердце. Женская же рифма придает стихотворению напевность, музыкальность.

В стихотворении представлены такие выразительные средства, как эпитеты, в роли которых выступают существительные: «серебро», передающее цвет ручья, «колыханье», передающее значение легкого движения. Эпитеты «робкое дыханье», «волшебные изменения милого лица» передают эмоции героя при взгляде на героиню. Метафора-олицетворение «сонный ручей» передает умиротворенное состояние природы в ночное время. Автор также использует оксюморон, очень резкий – «свет ночной»(вместо «лунный свет»), метафоры «пурпур розы», «отблеск янтаря», передающие цвет утренней зари.

На протяжении всего стихотворения используется бессоюзная связь, лишь в конце появляется повторяющийся союз «и», который убыстряет темп, подводит к кульминации: «И лобзания, и слезы, и заря, заря!...».

Преобладающее количество гласных «о», «е», «а» создают настроение: светлое, неяркое, в то же время в нем есть какая-то изменчивость, непостоянство. Звук «а» соответствует красному цвету, он будоражащий, соответствует и цвету зари, и настроению восторга при виде нее, высшей степени чувств. Благодаря аллитерации сонорных звуков «р», «л», «н» создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.

Поэзия А.А. Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний. С лучшими классиками русской литературы его роднит то, что центральными темами его творчества были вечные темы: любовь, природа, искусство. Сегодня мы чувствуем, что стихи Фета вечны, как «робкое дыхание» любви.

Литература:

  1. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. – СПб.,2001.
  2. Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Сухова Н.П. Лирика Афанасия Фета.- М., 2000.

Описание работы

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)-один из самых крупных поэтов школы «Чистого искусства». Далеко опередив свое время, Фет не сразу нашел путь к сердцу читателей. Лишь немногие ценители искусства сумели при жизни поэта заметить и почувствовать особенность его поэтического дарования. Поэт обладал талантом «ловить неуловимое», давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без веры и названия.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» продиктовано автору самой любовью. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Шепот, робкое дыханье!» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.

Тема стихотворения любовные отношения, свидание в ночной тени.

Композиция – Анализируемый стих условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежностей между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «серебро ручья», «сонный ручей», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» .

Эпитеты «свет ночной» , «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки» .

История создания

История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой А. Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губернии. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он и увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьезные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей.

Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюбленные вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания М. Лазич умерла. До сих пор неизвестно был то несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что не создал с Лазич семью. Мария - та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, строки ей поэт писал до самой смерти.

Произведение «Шепот, робкое дыханье» было создано в 1850 г., когда молодые люди еще состояли в отношениях. В этом же году Мария умерла.

Тема

В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.

Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья» . Соловей - символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности.

Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо» . В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюбленных? Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью.

Композиция

Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трех четверостишьях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стиха условно можно выделить две составляющие.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в нем отсутствует сюжет, зато есть пейзажные зарисовки. В произведении также чувствуется легкая грусть, вызванная предстоящим расставанием, что характерно для элегии. Стихотворный размер - двух- и четырехстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения - отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов.

В каждую строфу поэт вплетает метафору : «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря» . Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов : «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки ». Сравнений в тексте нет.

Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.

А.А.Фет

Шепот. Робкое дыханье...

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

АНАЛИЗ

Это стихотворение особенно интересно тем, что за него А.А.Фету больше всего досталось упрёков от критики и больше всего похвал и восхищений от читателей. Литературоведы упрекали поэта в излишней описательности, в отсутствии действия как такового. Странно. Тогда что же привлекло в нём искушённого читателя? Именно обыватель если не увидел, то почувствовал здесь то, что ускользнуло от профессионала.

Итак, первая строфа… Романтический пейзаж. Краткость, размеренность, параллельность действия достигается путём использования бессоюзия. Метафора «серебро» и эпитет «сонный» передают неподвижность, спокойствие, статичность ручья. Описывается его металлический блеск, гладкая, будто шлифованная, поверхность. Первое четверостишие – это как бы указание на место действия. Но уже есть намёк на присутствие человека – «шёпот».

Вторая строфа демонстрирует время действия – это ночь. «Тени без конца» - видимо, тени в движении. И это не одинокий созерцатель природы. Людей, как минимум, двое. Далее можно догадаться о том, что это встреча двух влюблённых. Эпитет «милый» говорит о том, что человек любит кого-то. Возможно, он любим. Раз изменения лица «волшебные» (тоже эпитет), значит, к нему благосклонны.

Последняя строфа – это скрытое описание чувств. Метафора «пурпур розы» откровенно заявляет, что близится восход солнца. Самого светила ещё не видно, но оно будет оранжевым, ярким, жгучим, на что указывает метафора «отблеск янтаря». Многосоюзие здесь помогает раскрыть быстроту, стремительность, с которой нарастает свежее утро. А отсюда прощальные поцелуи и, конечно, слёзы, так как заря сулит расставание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама

Мастерская для 11 кл....

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Афанасий Фет «Шепот, робкое дыханье…»


Шепот , робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица , В дымных тучках пурпур розы , Отблеск янтаря , И лобзания, и слезы, И заря, заря!. .

Анализ стихотворения.


Историческая справка . Стихотворение написано и напечатано в 1850 году в журнале Москвитянин" ("Шепот сердца"). Это произведение стало символом поэзии Фета. Вызывала удивление "безглагольность" стиха, сумевшего передать волнение любовного свидания через тончайшие переливы чувств влюбленных.

Фет еще служит, но служба его тяготит, он крайне неудовлетворен своим социальным положением, но слава его растет. В жизни поэта была настоящая любовь, но он не смог сделать свою возлюбленную счастливой. Сам был беден, и она (Мария Лазич) была бесприданницей. Вскоре девушка трагически погибла. Образ любимой девушки не оставлял Фета до конца его жизни.
Темой данного стихотворения является природа. Природа и любовь слиты воедино.
Стихотворение начинается с появления с самих героев: "...Шепот, робкое дыхание..." детали пейзажа и подробности любовного свидания образуют единый ряд, любовь - продолжение жизни природы, её ритма, и одно неотделимо от другого.
Лирический сюжет . Раннее утро. Предрассветные сумерки. Короткий период, когда ночь сменяется днем, и этот переход занимает считанные минуты, отделяющие свет от мрака. Первым предвестником приближающегося рассвета является соловей, трели которого слышны сквозь шепот и робкое дыхание ночи. Но пока рассвет не наступил, есть время предаться любовным утехам. Все действия остаются как бы за кадром.
Композиционно стихотворение делится натри части. Кольцевая композиция помогает передать единство двух мотивов. Слияние воедино образа природы и внутреннего состояния
человека.
Стихотворная организация занимает ключевое место. Метафорические образы, цветовая гамма несет символический характер.
Серебро символ чистоты, невинности, непорочности. В переводе с греческого - белый, блистающий. В природе - самородная форма.
Пурпурный цвет розы - символ любви. В христианской символике - строгость веры, чистая совесть и спокойствие души.
"Отблеск янтаря " - горящий камень, камень солнца.
Стихи Фета часто сравнивают с картинами импрессионистов. Как и на картинах импрессионистов, в стихотворении контуры размыты, образ только намечен. Читатель сам должен почувствовать намек автора.
Слово тени повторяется дважды. Понятие "ТЕНЬ" имеет массу аллегорических, метафорических и переносных значений. Иногда синонимом этому слову может служить слово "ПРИЗРАК".
Свет ночной . Свет (по словарю символистов) - символ истины, разума, радости, счастья и т.д. Проявление божества, космическое творение.
Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Слово заря повторяется дважды? Это кульминация стихотворения: кульминация чувства лирических героев и кульминация в природе. Слеза - символ утешения, исцеления, обретенное спокойствие. Заря - начало зарождения чего-то радостного и светлого.
Образ лирический героев их чувства развиваются от "шепота" и "робкого дыхания" к "ряду волшебных изменений милого лица". Единой строчкой автор раскрывает всю гамму чувств, переживаемых героями, волшебных изменений милого лица". Единой строчкой автор раскрывает всю гамму чувств, переживаемых героями.
Особенностью стихотворения является то, что в нем нет ни одного глагола. Существительные позволяют придать каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, каждая строфа представляет собой завершенное действие, которое констатирует то, что уже произошло. Заставляет работать воображение, дорисовывать недостающие детали.
Роль детали . Все стихотворение представляет собой одно предложение, состоящее из однородных членов - подлежащих (между ними ставится запятая). Все произведение - это одно большое назывное предложение. Назывными являются односложные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явления:"Шепот, робкое дыханье..." Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу вводят читателя в обстановку действия:"..Свет ночной,ночные тени, тени без конца...".
Подлежащее может распространяться только определениями:"...Робкое дыханье..."
Жанр - миниатюра, воспринималось современниками как новаторское произведение.
Идея : любовь - прекрасное чувство на Земле.
Несмотря на то, что это стихотворение является классикой литературы, после его публикации на Афанасия Фета обрушился шквал негативных откликов. Автору ставили в вину то, данное произведение является беспредметным. И тот факт, что в нем отсутствует конкретика, и наступающем рассвете читателям приходится догадываться по коротким фразам, заставило критиков причислить его к разряду "поэтических опусов, рассчитанных на узкий круг людей".
Сегодня можно с уверенностью утверждать о том, что поэт в этом стихотворении затронул тему интимных взаимоотношений, на которую в 19 веке было наложено негласное табу. И хоть напрямую об этом в самом произведении не говорится, тонкие намеки оказываются красноречивее любых слов.

*** *** ***

Сияла ночь . Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали , Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари , в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь , что нет любви иной, И так хотелось жить , чтоб, звука не роняя, Тебя любить , обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных , И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных , Что ты одна – вся жизнь , что ты одна – любовь .

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки , А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки , Тебя любить , обнять и плакать над тобой!

Анализ стихотворения.

Историческая справка. Стихи были написаны свояченице Л.Н.Толстого Татьяне Кузминской 2 августа 1877 года. Написаны по впечатлениям от ночного пения в яснополянском доме. Стихотворение - воспоминание. Это стихотворение вдохновило многих композиторов написать музыку. Один из лучших романсов Н.Ширяева, один из лучших исполнителей Георгий Виноградов Темой данного стихотворения является любовь. Воспоминание о женщине и её пении, которое вызвало у лирического героя необыкновенный душевный подъем. Лирический сюжет . Любовное свидание в саду . Это стихотворение схоже со стихотворением А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновенье..." "чудное мгновение" в потоке жизни. Мгновение - это всего лишь мгновение, проявление страсти, которое оставило в душе лирического героя долгое воспоминание. Лирическое повествование идет с нарастанием Интересна композиция стихотворения. Оно состоит из двух частей. Первая - воспоминание о любимой женщине и её пения, вторая - настоящее лирического героя, в котором он после долгих лет "томительных и скучных" услышал в ночной тиши её голос: И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь. Мотив мгновения и вечности. Ключевое слово - ЛЮБОВЬ. Повторяется в стихотворении 5 раз! Любовь - интимное и глубокое чувство (Философская энциклопедия), "непредсказуемое" выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, не преодолеть. "Любовь, что движет солнце и светила" (Данте). Расценивать любовь как космический принцип, посредством которого усмиряется и объединяется Вселенная (Древнеиндийские веды). Понятие любовь многозначно - объединение и соединение, одна из высших ценностей. (Древнегреческий философ Гесиод) По гороскопу Ф.Фет - скорпион. Скорпионы ищут страстного, сильного человека, не боятся боли и страданий. Вторая строфа наполнена слезами любви и страдания. Судьба и сердце стоит в одном ряду со словом любовь. Судьба - совокупность всех событий и обстоятельств; предопределенность событий и поступков; рок, фатум, высшая сила, которая может мыслится в виде природы или божества . (Википедия) Судьба и любовь стали понятием неразделимым. "Желающего идти судьба ведет, не желающего - влачит (Клеанф) Сердце - центр существа, как физический так и духовный, божественное присутствует в центре. Струны дрожали, как сердца... Изображение сердца - символ любви, любовь земная и небесная. В фольклоре "Сердце душу бережет и душу мутит". Оно болит, дрожит, кипит, обмирает, щемит и т.д. В астрономии оно - Лев. В алхимии: сердце - солнце в человеке, а мозг - Луна. "Жгучая мука" - Все ревность, все любовь - все муки жгучей страсти! Когда избавлюсь я от их мятежной власти? ("Элегия" Б.Н. Алмазов 1862г.) Образ Луны всегда вдохновлял поэтов. В библейской книге "Песнь песней" красота Суламифи сравнивается со светлой луной: "Кто эта женщина, взирающая с высоты словно утренняя заря, прекрасная, как полная луна?" Луна олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Символ бессмертия и вечность, циклический ритм времени. Второй по яркости объект на земном небосклоне после солнца. В буддизме полнолуние считается временем усиления духовной силы. Жанр - любовная лирика. Произведение очень живописное, и очень музыкальное. Образ рояля: " Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали..." За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Этот образ воздействует и впрямую и косвенно. Поэт заставляет увидеть и услышать то, что с ним связано. Особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие, звуковые повторы.

А. А. Фет - поэт, всю жизнь восхищавшийся красотой природы. Свое восторженное отношение он записывал в стихотворениях. Но часто в его произведениях тема природы и любви были сплетены воедино, потому что Афанасий Афанасьевич считал, что человек должен жить в гармонии с природой. Такое соединение читатель видит в стихотворении "Шепот, робкое дыхание", анализ которого представлен ниже.

Исправления в названии

Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыхание" стоит начать с того, что во время публикаций это произведение несколько видоизменяли. Встречаются различные варианты написания заглавия. Это связано с изменением правил в орфографии. А некоторые коррективы были внесены И. С. Тургеневым, который напечатал стихотворение в журнале в 1850 году.

Писатель изменил некоторые строчки, полагая, что стихотворение будет звучать благозвучнее. Тургенев нередко так корректировал стихотворения Фета, что не всегда шло им пользу. Потому что у поэта был свой, особенный стиль.

Некоторые полагают, что это произведение, как и многие другие, Фет посвятил своей возлюбленной Марии Лазич. Эта любовь закончилась трагически, но Афанасий Афанасьевич продолжал помнить о ней. Это стихотворение является одним из лучших творений поэта, в котором красота природы сплелась воедино с человеческими чувствами, что придало произведению особенную прелесть.

Особенности композиции

Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыхание" следует продолжить композиционными особенностями. Несмотря на кажущуюся простоту и отсутствие какого-либо сюжета, читатель не воспринимает его как перечисление слов, потому что в этом произведении есть целостная композиция, с присущими ей началом, кульминацией и концовкой.

Стих состоит из трех строф, и каждая относится к определенному элементу композиции. В самом начале поэт описывает сонную природу, которая начинает свое пробуждение с соловьиных трелей. Также за первой строкой можно угадать образы возлюбленных, пришедших на свидание.

В следующей строфе наблюдается развязка - происходит смена ночи утром. Но сменяют они друг друга за считаные мгновения. И поэт изображает эту игру света и тени на милом герою лице. И в последней строфе накал страстей достигает своей вершины, так же как и красота природы, - появляется заря, начинается новый день. При более детальном анализе стихотворения "Шепот, робкое дыхание" можно увидеть, что в нем есть сюжет о двух влюбленных, наблюдающих вместе красоту природы.

Мотив любви

В анализе стихотворения "Шепот, робкое дыхание" Фета следует отметить, что, параллельно с описанием смены ночи и утра, происходит и развитие любовной линии. Хоть в произведении и не упоминается ни о каких возлюбленных, читатель по тонким намекам понимает, что речь идет именно о них.

Это двое влюбленных, которые редко встречаются, и для них каждое свидание волнительно. Об этом говорит самая первая строка в произведении. Герой относится к своей дорогой с нежностью и теплом. Эти чувства отражены в строчке, в которой упоминается об игре света и тени на милом лице.

В последней строфе влюбленные уже осмелели, их страсть разгорается все сильнее. Так же, как все ярче становится заря. А слезы вызваны разлукой, потому что с наступлением утра им приходится расставаться. Так в своем стихотворении поэт очень тонко и деликатно касается интимной темы, что в XIX веке было смелым решением.

Сопоставление двух тем

В анализе стихотворения Фета "Шепот, робкое дыхание" важно отметить, что лирический мотив в произведении развивается благодаря постоянному сопоставлению двух тем. Это темы пейзажной и любовной лирики. Каждая из этих линий развивается параллельно, что делает произведение насыщеннее, экспрессивнее.

На протяжении стихотворения происходит развитие в направлении от меньшего к большему. Если в самом начале между героями чувствовалась робость, стеснение, а природа еще спала, то происходит постепенное нарастание накала эмоций. И в то же время расширяется восприятие природы героем. Его взор охватывает все больше, словно с усилением чувств он тоньше и глубже понимает природную красоту. Это подчеркивает мнение поэта о том, что человек должен жить в гармонии с окружающим миром.

Стихотворный размер и способ рифмования

В кратком анализе стихотворения "Шепот, робкое дыхание" один из пунктов - это размер стихотворения и способ его рифмования. Данное произведение написано четырехстопным хореем. Оно состоит из трех строф, в каждой по четыре строки. Способ рифмования перекрестный.

Особенности в создании образов

В кратком анализе стихотворения Фета "Шепот, робкое дыхание" стоит отметить, как при помощи цветовой гаммы поэту удалось придать своему творению еще больше выразительности и лиричности. Здесь так же, как и в случае с сюжетом, читатель видит постепенную градацию. В самом начале был выбран спокойный приглушенный оттенок - серебряный.

Во второй строфе поэт продолжает придерживаться этой гаммы, да и очертание самих образов еще довольно размытое, неясное. Но уже происходит смешение различных оттенков (описывается игра света и тени). В финальных строках читатель уже замечает яркость красок (пурпур, цвет янтаря), которые соответствуют прекрасному явлению - заре. Таким образом, цветовая гамма дополняет лиричность картины, описываемую в стихотворении.

Литературные тропы и средства выразительности

Важным моментом в лингвистическом анализе стихотворения Фета "Шепот, робкое дыханье" является его безглагольность. Так поэт акцентирует внимание только на ощущениях, а действия остаются за кадром. И эта безглагольность придает стихотворению особенный плавный ритм, неспешность.

Эпитеты, подобранные поэтом, очень точно отражают эмоциональное состояние героев. А использование олицетворения в описании окружающего мира подчеркивает идею о единстве человека и природы. Метафоры придают стихотворению больше легкости, невесомости, делают тоньше грань между двумя влюбленными.

Многие стихотворения Афанасия Афанасьевича легли в основу романсов благодаря своей особой музыкальности. И в этом стихотворении поэт прибегнул к мелодике слов: аллитерация и ассонанс придали строкам певучесть, плавность. А лаконичность фраз придает произведению оттенок личной душевной беседы.

Критика стихотворения

Не все современники Фета смогли по достоинству оценить его творение. Многие критиковали узость его мышления, отсутствие какого-либо действия в стихотворении. В то время в обществе уже говорили о революционных идеях, о необходимости реформ, поэтому современникам не понравилась тема, выбранная поэтом для своего произведения. Они говорили о том, что его творение абсолютно безыдейно, а его главная тема уже обыденна и неинтересна.

Так же для некоторых критиков стихотворение было недостаточно выразительно. Не все смогли оценить чистоту и лиричность описания переживаний поэта. Действительно, для того времени Фет, смело написавший стихотворение в такой лаконичной форме, коснувшийся достаточно интимных подробностей, словно бросил вызов обществу. Но были и те, кто смог оценить всю красоту и чистоту этого творения.

Анализ стихотворения "Шепот, робкое дыхание" по плану показывает читателю, насколько самобытен стиль А. А. Фета. Данное произведение - одно из лучших его творений, в котором поэт коснулся своих личных интимных переживаний, описав все это, используя всю красоту и богатство русского языка.