Ткаченко средства коррекции формирования слоговой структуры слова. Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т
Скачать книгу Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь абсолютно бесплатно.
Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.
Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь описание: Пособие является частью "Учебно-методического комплекта "Обновление". Оно предназначено для совместной работы взрослого и ребенка по устранению общего недоразвития речи. Адресовано логопедам, воспитателям, гувернерам и родителям, занимающимся с детьми 4-6 лет. Может использоваться при групповых и индивидуальных формах обучения.
Название:
Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь
Автор/составитель:
Ткаченко Т.А.
Год:
2008
ISBN:
978-5-903444-77-9
Серия:
УМК "Обновление"
Страниц:
48
Язык:
русский
Формат:
jpg
Размер:
30,7 Мб
Дорогие читатели если у Вас не получилось
скачать Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь
напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4-5 лет произносит: касавока (сковородка), писось (пылесос), анга (нога), липека (таблетка) и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.
Предложения без труднопроизносимых звуков (шипящих и звуков Л, Р).
Охотники выследили лису.
Гости наследили на кухне.
Дети выпускали птиц из клеток.
Лисий след запутывает охотника.
Под мамино пение все дети успокаивались.
Охотники стаскивали с ног сапоги.
С облепиховых веток осыпались листья.
Дети высыпали подосиновики из кузовков.
Алевтина и Валентина подметали длинную комнату.
Все насекомые по выскакивали из-под плинтуса.
Антилопы заметались, так как львы оказались поблизости.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Слоговая структура слова, Коррекция нарушений, Ткаченко Т.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
- Профессионально-педагогическое образование России, Организация и содержание, Жученко А.А., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В., 1999
- Коррекция нарушения слоговой структуры слова, Ткаченко Т.А., 2002
- Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, Ткаченко Т.А.
- Правильно произносим звук Ш, Логопедический альбом, Ткаченко Т.А., 2007
Следующие учебники и книги.
Методика коррекции нарушений слоговой структуры слова
Т. А. Ткаченко
Актуальность проблемы
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращивания звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Однако, уребёнка 4-5 лет это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае ребёнку требуется помощь логопеда.
В системе языка слоговая структура занимает, с точки зрения Т. А. Ткаченко, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т. Г. Егоров, Н. Х. Швачкин). Но с другой - существует связь между структурными искажениями слов с их семантической недостаточностью у дошкольников (Р. Е. Левина, А. К. Маркова). Поэтому лексические единицы - слова с малознакомым значением - чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
По данным некоторых исследователей, существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй языка.
Р. Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д. Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в системе родного языка. Улучшая воспроизведение слоговой структуры, мы создаём основу для усвоения детьми грамматических конструкций и грамматики вцелом.
Отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам - окончаниям, предлогам, союзам. Они же нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А. Н. Гвоздев, Б. Киттерман, Т. Г. Егоров) а в указанных образованиях, где два-три согласных звука стоят рядом, их восприятия дополнительно затруднено.
Итак, становление и функционирование всех компонентов языковой системы - фонетики, лексики, грамматики - органически связано с понятием «СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА».
А. К. Маркова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороны деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового восприятия. Вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем и грамоты.
Т. А. Ткаченко предлагает отвести нарушению слоговой структуры особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.
Также, Т. А. Ткаченко утверждает, что именно нарушение слоговой структуры слова во всех указанных случаях является ключевым симптомом наличия общего недоразвития речи у ребёнка. А отсутствие искажений слогового состава слова позволяет усомниться в этом. Поэтому оценку нарушения слоговой структуры можно использовать как ключ к дифференциальной диагностике дошкольниковпроблемами в развитии.
В представлении Т. А. Ткаченко стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше четырёхлетнего возраста является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, которое, в свою очередь, неизбежно свидетельствует об общем недоразвитии речи у такого ребёнка.
Сокращение числа слогов, их перестановки, искажения, замещения - типичные примеры искажения слоговой структуры слов детьми. А самый распространённый дефект - нарушение воспроизведения стечений согласных звуков при произношении слов различной слоговой структуры (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. Б. Есечко, О. Н. Усанова).
Т. А. Ткаченко в качестве одного из основных признаков нарушения слоговой структуры слов у детей выделяет искажение воспроизведения стечений согласных звуков и отводит ему ведущее мест в системе коррекционных упражнений.
При формировании слоговой структуры слова Т. А. Ткаченко предлагает применять в качестве вспомогательного средства, зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков. Такой подход существенно облегчает дошкольникам с ОНР ориентировку в структурном составе слова.
Вторая особенность методики Т. А. Ткаченко- значительное повышение лексической планкив ходе коррекции нарушений слогового состава слова.
Нередко педагоги, работающие в группах детей с ОНР, стараются ограничить их лексику обиходно-бытовыми рамками и исключить из текстов, предлагаемых детям редко употребляемые, сложные по значениюслова, к примеру такие: макулатура, поверхность, горнолыжный курорт, почтовый штемпель, головомойка, элеватор, прихорашиваться, неправдоподобный, фантастический, междугородний и др.
Т. А. Ткаченко, напротив, призывает логопедов активнее использовать подобные слова (естественно после овладения детьми произношением звуков, входящих в их состав) для коррекции нарушений слоговой структуры. Помимо смысла, требующего уточнения, они обладают усложнённойслоговой наполняемостью. Поэтому тренировка в их произнесении поможет улучшить состояние как слогового контура слова, так и словарного запаса ребёнка.
Главные тезисы данной методики
1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическими и грамматическими значениями слова.
2. Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам произношения,предлагается отвести этой патологии особое место как при обследовании дошкольников, так и в процессе коррекции речи.
3. Оценка нарушения слоговой структуры может служить ключом к дифференциальной диагностике различных нарушений речи.
4. Предлагается рассматривать нарушение слоговой структурыкак одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии ОНР.
5. Самым распространённым дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков , преодолению которого предлагается отвести ведущее место в системе коррекционных упражнений.
6. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его значения.
7. Одно из важных условий проведения коррекционной работы - формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительнуюкинестетическую функции. Универсальным вспомогательным средством является в данном случаеспециальная символика Т. А. Ткаченко.
1. Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова
1. непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико-фонематической базы, то есть определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
2. В начале обучения ребёнку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки .
3. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяется и звуковая палитра используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец, различные их комбинации.
4. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребёнок проговаривает отражённо, вслед за взрослым. На этапе закрепления навыков воспроизводятся заученные стихи, скороговорки, рассказы. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова окончательно автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.).