Говард картер личная жизнь. Говард картер находит гробницу тутанхамона

Татьяна Федотова, Александр Кузнецов

Он был примером настоящего джентльмена, честного и неподкупного, но, будучи вспыльчивым и непреклонным, легко наживал врагов. Если в споре он чувствовал свою правоту, то становился эталоном упрямства, а в многолюдном собрании терялся, не умея поддержать разговор. Судьба прощала ему многие ошибки, ведь в сердце Говарда Картера всегда горела любовь, любовь к делу всей жизни.

Говард рос домашним ребенком, слабым и болезненным. Он воспитывался в многодетной семье и свое будущее представлял однозначно: он станет художником-анималистом, как отец. Но однажды...

Однажды вместе с отцом, Самюэлем Картером, Говард оказался в доме Уильяма Амхерста, друга семьи, члена парламента, увлеченного древней историей. Амхерст был сказочно богат, и его коллекция египетских древностей уступала лишь коллекции, хранившейся в Британском музее. Увидев все эти загадочные вещи, мальчик почувствовал к ним необъяснимую тягу и с тех пор только и мечтал о том, чтобы еще хоть раз посмотреть на удивительные сокровища из Египта. И уже совсем скоро Говарду посчастливилось не только их увидеть, но и тщательно изучать: барон Амхерст порекомендовал юношу профессору-египтологу Перси Ньюберри, который искал талантливого художника для помощи в раскопках. Так начался путь Говарда Картера в древнюю таинственную страну Египет.

Юноша провел все лето и часть осени 1891 года, изучая манускрипты в Британской библиотеке и рисуя экспонаты египетской коллекции, выставленные в Британском музее. И уже в конце осени, попрощавшись с семьей, отправился в Египет. Ему было 17 лет.

В Египте судьба свела его с Уильямом Питри, археологом от Бога. Питри провел на раскопках 75 лет и многое сделал для того, чтобы египтология была признана серьезной наукой. «С помощью археологии мы начинаем понимать тот долг, что стоит перед нами. Сейчас мы находимся только на пороге понимания, — объяснял он Картеру и с сожалением добавлял: — Большинство людей считают археологию приятным времяпровождением». Именно Питри заронил в душу Говарда настоящую любовь к археологии и ввел в круг людей, которые «больше были одержимы истинной любовью к работе, нежели жаждой славы, наград или признания общественности».

Для юноши вроде Картера египтология была не столько тяжелой работой, сколько захватывающим приключением. Он объездил весь Египет, путешествовал по Нилу на лодке, ночевал в палатке и верхом на осле перебирался с одного места раскопок на другое; многие дни питался рисом, чечевицей, помидорами и пшеничными хлебцами («Вкус просто замечательный», — писал он домой). Днем он одевался довольно легко, а вечерами натягивал толстые шерстяные свитера. Живя в Египте, он освоил древнеегипетское письмо и современную арабскую речь.

В 1899 году директор Египетской службы древностей Гастон Масперо пригласил Картера занять должность инспектора. К этому моменту Картер, несмотря на отсутствие специального образования (его всю жизнь потом называли выскочкой и гордецом), зарекомендовал себя как высококлассный профессионал, давно перестав быть только художником при раскопках. На протяжении следующих лет он был самым расторопным инспектором. Картер восстанавливал развалины храмов, построил в Абу Симбеле электростанцию, чтобы освещать вырубленные в скалах гробницы не факелами, от которых росписи на стенах покрывались толстым слоем копоти, и следил за порядком на всей этой территории, предупреждая продолжавшиеся набеги грабителей могил. Именно в это время Говард почувствовал, что может осуществить свою мечту — найти нетронутую гробницу, гробницу Тутанхамона, полумифического фараона, в существование которого мало кто верил. «С самого первого своего посещения Египта в 1891 году я мечтал о раскопках в Долине царей», — вспоминал это время Картер.

Может, так все и продолжалось бы, но однажды вечером 8 января 1905 года в их лагерь вломились несколько пьяных французских туристов, которые сначала потребовали проводника для экскурсии в мастабу (гробницу), а потом затеяли драку с археологами. И естественно, Картер приказал охранникам защитить археологов и сами раскопки. Этот незначительный инцидент перерос в настоящую драму. Взбешенные туристы потребовали от лорда Кромера, главного английского консула в Египте, чтобы Картер официально извинился перед ними, но «упрямый глупец», убежденный в своей правоте, наотрез отказался. Мало того, решил подать в суд, а как иначе? Хулиганы должны быть наказаны! Взбешенный Масперо, хоть и неплохо относился к Картеру, вынужден был под давлением официальных лиц наказать строптивого археолога и назначил его в дельту Нила, в город Танта, представлявший очень небольшой археологический интерес. И уже в октябре того же 1905 года Картер ушел из Египетской службы древностей и стал, как сказали бы сейчас, «свободным художником». Работать гидом и делать рисунки для туристов — вот все, что ему теперь оставалось. И это после успешной карьеры! Из-за своей принципиальности он потерял почти все: любимое дело, стабильный заработок, а главное — мечту найти нетронутую гробницу! Она не давала Картеру покоя. Почему? На подобные вопросы трудно найти логичный ответ. Наверное, если бы все объяснялось логикой, мир так и не увидел бы гробницы Тутанхамона да и многих других прекрасных вещей и поступков...

А что же дальше? Несмотря на все драматические события, Картер продолжал оставаться одним из самых компетентных археологов того времени. И по старой памяти в 1907 году Гастон Масперо порекомендовал его молодому богатому англичанину лорду Карнарвону, которому врачи посоветовали поехать в Египет, так как влажный британский воздух не способствовал его выздоровлению после автомобильной аварии. Лорд был человеком активным и сидеть без дела было не в его правилах — он решил стать археологом. И работа закипела. Наконец-то Картер смог вернуться к делу всей своей жизни. Это были самые трудные, но и самые счастливые годы! Картер и Карнарвон сотрудничали пятнадцать лет, до самой смерти лорда. Лишь в 1914 году они смогли получить разрешение на раскопки в Долине царей, но Первая мировая война помешала начать работу. И только в 1917 году они взялись за дело. К тому времени никто не верил, что в Долине что-то осталось: каждый сантиметр был перекопан, Долина молчала. Так думали все, кроме Картера. Он не думал, а знал, что обязательно найдет Тутанхамона.

Это был последний год, когда лорд Карнарвон согласился финансировать раскопки. Еще бы! Прошло уже пять лет, а результаты никак не могли оправдать затраченных средств, и немалых! Только Картер не переставал верить. И вот 1 ноября 1922 года у основания гробницы Рамсеса VI рабочие обнаружили 16 ступеней, ведущих вниз — и к давнишней мечте Картера.

Вот как вспоминал об этом мгновении сам археолог: «Я полагаю, что большинство археологов не станет скрывать, что они испытывают чувство благоговения, даже замешательства, попадая в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. На мгновение представление о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл... Самый воздух, сохранившийся здесь в течение десятков столетий, был тем же воздухом, которым дышали те, кто нес мумию к месту ее последнего отдохновения. Время исчезло, стертое множеством интимных деталей, и мы чувствовали себя почти святотатцами.

Это было, пожалуй, первым и наиболее сильным ощущением. Но вслед за ним сразу нахлынула целая волна других — счастье открытия... При мысли, что сейчас мы, может быть, перевернем непрочитанную страницу истории или разрешим одну из ее загадок, нас захватила чистая радость исследователей и одновременно — почему бы в этом не признаться? — напряженное ожидание искателей кладов».

Татьяна Федотова, Александр Кузнецов

Он был примером настоящего джентльмена, честного и неподкупного, но, будучи вспыльчивым и непреклонным, легко наживал врагов. Если в споре он чувствовал свою правоту, то становился эталоном упрямства, а в многолюдном собрании терялся, не умея поддержать разговор. Судьба прощала ему многие ошибки, ведь в сердце Говарда Картера всегда горела любовь, любовь к делу всей жизни.

Говард рос домашним ребенком, слабым и болезненным. Он воспитывался в многодетной семье и свое будущее представлял однозначно: он станет художником-анималистом, как отец. Но однажды...

Однажды вместе с отцом, Самюэлем Картером, Говард оказался в доме Уильяма Амхерста, друга семьи, члена парламента, увлеченного древней историей. Амхерст был сказочно богат, и его коллекция египетских древностей уступала лишь коллекции, хранившейся в Британском музее. Увидев все эти загадочные вещи, мальчик почувствовал к ним необъяснимую тягу и с тех пор только и мечтал о том, чтобы еще хоть раз посмотреть на удивительные сокровища из Египта. И уже совсем скоро Говарду посчастливилось не только их увидеть, но и тщательно изучать: барон Амхерст порекомендовал юношу профессору-египтологу Перси Ньюберри, который искал талантливого художника для помощи в раскопках. Так начался путь Говарда Картера в древнюю таинственную страну Египет.

Юноша провел все лето и часть осени 1891 года, изучая манускрипты в Британской библиотеке и рисуя экспонаты египетской коллекции, выставленные в Британском музее. И уже в конце осени, попрощавшись с семьей, отправился в Египет. Ему было 17 лет.

В Египте судьба свела его с Уильямом Питри, археологом от Бога. Питри провел на раскопках 75 лет и многое сделал для того, чтобы египтология была признана серьезной наукой. «С помощью археологии мы начинаем понимать тот долг, что стоит перед нами. Сейчас мы находимся только на пороге понимания, — объяснял он Картеру и с сожалением добавлял: — Большинство людей считают археологию приятным времяпровождением». Именно Питри заронил в душу Говарда настоящую любовь к археологии и ввел в круг людей, которые «больше были одержимы истинной любовью к работе, нежели жаждой славы, наград или признания общественности».

Для юноши вроде Картера египтология была не столько тяжелой работой, сколько захватывающим приключением. Он объездил весь Египет, путешествовал по Нилу на лодке, ночевал в палатке и верхом на осле перебирался с одного места раскопок на другое; многие дни питался рисом, чечевицей, помидорами и пшеничными хлебцами («Вкус просто замечательный», — писал он домой). Днем он одевался довольно легко, а вечерами натягивал толстые шерстяные свитера. Живя в Египте, он освоил древнеегипетское письмо и современную арабскую речь.

В 1899 году директор Египетской службы древностей Гастон Масперо пригласил Картера занять должность инспектора. К этому моменту Картер, несмотря на отсутствие специального образования (его всю жизнь потом называли выскочкой и гордецом), зарекомендовал себя как высококлассный профессионал, давно перестав быть только художником при раскопках. На протяжении следующих лет он был самым расторопным инспектором. Картер восстанавливал развалины храмов, построил в Абу Симбеле электростанцию, чтобы освещать вырубленные в скалах гробницы не факелами, от которых росписи на стенах покрывались толстым слоем копоти, и следил за порядком на всей этой территории, предупреждая продолжавшиеся набеги грабителей могил. Именно в это время Говард почувствовал, что может осуществить свою мечту — найти нетронутую гробницу, гробницу Тутанхамона, полумифического фараона, в существование которого мало кто верил. «С самого первого своего посещения Египта в 1891 году я мечтал о раскопках в Долине царей», — вспоминал это время Картер.

Может, так все и продолжалось бы, но однажды вечером 8 января 1905 года в их лагерь вломились несколько пьяных французских туристов, которые сначала потребовали проводника для экскурсии в мастабу (гробницу), а потом затеяли драку с археологами. И естественно, Картер приказал охранникам защитить археологов и сами раскопки. Этот незначительный инцидент перерос в настоящую драму. Взбешенные туристы потребовали от лорда Кромера, главного английского консула в Египте, чтобы Картер официально извинился перед ними, но «упрямый глупец», убежденный в своей правоте, наотрез отказался. Мало того, решил подать в суд, а как иначе? Хулиганы должны быть наказаны! Взбешенный Масперо, хоть и неплохо относился к Картеру, вынужден был под давлением официальных лиц наказать строптивого археолога и назначил его в дельту Нила, в город Танта, представлявший очень небольшой археологический интерес. И уже в октябре того же 1905 года Картер ушел из Египетской службы древностей и стал, как сказали бы сейчас, «свободным художником». Работать гидом и делать рисунки для туристов — вот все, что ему теперь оставалось. И это после успешной карьеры! Из-за своей принципиальности он потерял почти все: любимое дело, стабильный заработок, а главное — мечту найти нетронутую гробницу! Она не давала Картеру покоя. Почему? На подобные вопросы трудно найти логичный ответ. Наверное, если бы все объяснялось логикой, мир так и не увидел бы гробницы Тутанхамона да и многих других прекрасных вещей и поступков...

А что же дальше? Несмотря на все драматические события, Картер продолжал оставаться одним из самых компетентных археологов того времени. И по старой памяти в 1907 году Гастон Масперо порекомендовал его молодому богатому англичанину лорду Карнарвону, которому врачи посоветовали поехать в Египет, так как влажный британский воздух не способствовал его выздоровлению после автомобильной аварии. Лорд был человеком активным и сидеть без дела было не в его правилах — он решил стать археологом. И работа закипела. Наконец-то Картер смог вернуться к делу всей своей жизни. Это были самые трудные, но и самые счастливые годы! Картер и Карнарвон сотрудничали пятнадцать лет, до самой смерти лорда. Лишь в 1914 году они смогли получить разрешение на раскопки в Долине царей, но Первая мировая война помешала начать работу. И только в 1917 году они взялись за дело. К тому времени никто не верил, что в Долине что-то осталось: каждый сантиметр был перекопан, Долина молчала. Так думали все, кроме Картера. Он не думал, а знал, что обязательно найдет Тутанхамона.

Это был последний год, когда лорд Карнарвон согласился финансировать раскопки. Еще бы! Прошло уже пять лет, а результаты никак не могли оправдать затраченных средств, и немалых! Только Картер не переставал верить. И вот 1 ноября 1922 года у основания гробницы Рамсеса VI рабочие обнаружили 16 ступеней, ведущих вниз — и к давнишней мечте Картера.

Вот как вспоминал об этом мгновении сам археолог: «Я полагаю, что большинство археологов не станет скрывать, что они испытывают чувство благоговения, даже замешательства, попадая в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. На мгновение представление о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл... Самый воздух, сохранившийся здесь в течение десятков столетий, был тем же воздухом, которым дышали те, кто нес мумию к месту ее последнего отдохновения. Время исчезло, стертое множеством интимных деталей, и мы чувствовали себя почти святотатцами.

Это было, пожалуй, первым и наиболее сильным ощущением. Но вслед за ним сразу нахлынула целая волна других — счастье открытия... При мысли, что сейчас мы, может быть, перевернем непрочитанную страницу истории или разрешим одну из ее загадок, нас захватила чистая радость исследователей и одновременно — почему бы в этом не признаться? — напряженное ожидание искателей кладов».

Викторианская эпоха ознаменовалась отсутствием крупных войн, переписыванием экономических законов, реорганизацией банковской системы и другими изменениями, вызванными к жизни промышленной революцией. В английском обществе на первый план стала выходить зарождающаяся буржуазия – ее ценности, фобии и интересы. Стало общепринятым бояться быть похороненным заживо, и появилась мода на колокольчики на свежих могилах. Расцвела буйным цветом бульварная литература, а интерес к архивной истории сменился манией на археологические изыскания. Особенно интересовал археологов , страна, покрытая тайной тысячелетий.

Картер: первый шаг к знаменитости

В поздневикторианский период в графстве Норфолк, в многодетной семье Картеров, родился малыш Говард (1874 год), впоследствии ставший известнейшим английским археологом-египтологом, открывшим в 1922 году знаменитую гробницу Тутанхамона. Эта находка стала одним из важнейших открытий египтологии. Достаточно упомянуть, что туристы, собираясь мелкие монеты и банкноты в качестве сувениров, наверняка прихватят с собой парочку изображений посмертных масок Тутанхамона. Портрет этого фараона нанесен на реверс монеты в один и присутствует в виде водяных знаков на банкнотах 25 и 50 пиастров и на однофунтовой купюре.

В 17 лет Картер присоединился к британским археологам и в последующие годы принял участие в ряде экспедиций. Поначалу Говард трудился под руководством Уильяма Питри, известнейшего египтолога своего времени. Под его началом начинающий археолог скопировал немало древних иероглифических надписей и зарисовал множество тысячелетних каменных изваяний и шедевров зодчества периода Среднего царства. В период 1891-99 гг наука об обогатилась исследованием комплекса Джесер Джесеру, произведенным молодым ученым.

Находка и изучение храма, возведенного полторы тысячи лет до нашей эры для царицы Хатшепсут, принесла Говарду немалую известность. расположен в окрестностях Луксора и стоит рядом с поминальными храмами фараонов Тутмоса III и Ментухотепа II. В результате начинающий археолог зарекомендовал себя опытным специалистом и был назначен в последний год уходящего XIX века главным инспектором Египетского отдела древностей. Под опекой отдела находились египетские залы Британского музея и , а также открытые к тому времени архитектурные памятники Древнего Египта. Инспектором искатель древности пробыл шесть лет, после чего покинул этот пост в результате конфликта своих подчиненных с нетрезвыми туристами из Франции.

Картер и Дэвис

С 1902 года и вплоть до начала Первой мировой войны Картер инспектировал археологические раскопки Теодора Дэвиса, американского юриста, бизнесмена и исследователя тайн страны фараонов. Теодор Монтгомери спонсировал Службу древностей и легко получил правительственное разрешение на раскопки. Интересовала его в первую очередь у современного Луксора (древние Фивы).

Дэвис был довольно результативен. В течение двенадцати лет зимние месяцы он проводил на раскопках, успев за дюжину сезонов открыть более тридцати захоронений. В 1915 году деятельность археолога была прервана смертью. Что любопытно, Теодор Монтгомери в последний год жизни уверовал, что все самое важное и интересное в Долине царей уже найдено. Еще любопытней, что столь однозначный вывод ученый сделал, не дойдя каких-то пару метров до знаменитой гробницы Тутанхамона, обнаруженной через семь лет его коллегой и последователем Говардом Картером. После себя Дэвис оставил ряд монографий, посвященных памятникам Древнего Египта. Среди них: «Гробница Тутмоса» (1904 г.), «Гробница Хатшепсут» (1906 г.), «Гробница Уйя и Туйя: записи о Уйе и Туйе, описание объектов, найденных в гробнице, и изображения объектов» (1907 г.), «Гробницы Хармхаби и Тутанхамона» (1912 г.) и другие.

Гробница Тутанхамона

До начала Первой мировой войны Картер и Дэвис проделали немало совместной работы, открыв ряд гробниц царей Нового царства, включая усыпальницы Тутмоса IV, царицы Хатшепсут, царя Рамзеса Саптаха и царя Хоремхеба. Заодно ими был найден саркофаг с мумией (предположительно) «фараона-еретика» Эхнатона.

В 1906 году началось сотрудничество Говарда с еще одним ярым фанатом египтологии - лордом Карнарвоном. Лорд коллекционировал древние артефакты, спонсировал раскопки и увлекался археологией, не имея соответствующего ученого звания. Вместе с Карнарвоном Картер продолжил раскопки в Долине царей и нашел усыпальницы ряда цариц 18-ой династии и гробницу Аменхотепа I.

Но «жемчужиной» деятельности Картера стала , считавшегося ранее чуть ли не мифической фигурой. В отличие от множества гробниц и храмов, разграбленных еще в древности, место упокоения Тутанхамона осталось практически нетронутым, поскольку вход в мавзолей многие столетия назад был засыпан строителями гробницы Рамзеса VI.

Открытие усыпальницы Тутанхамона, совершенное 26 ноября 1922 года, стало важнейшим археологическим открытием XX века. В святая святых гробницы нога человека вступила впервые за три тысячелетия. Многие предметы искусства и быта, найденные в древних склепах и камерах, украсили позднее залы крупнейших музеев мира, а сама гробница входит в список важнейших , наряду с и . Большинство артефактов можно увидеть в Каирском музее, как и самую знаменитую из находок - одиннадцатикилограммовую посмертную золотую маску фараона, украшенную драгоценными камнями.

«Проклятие фараонов»

Со знаменитой гробницей связана и известная мистификация, получившая название «проклятие фараонов». Легенда о проклятии, несущем смерть всем, кто потревожил покой древних царей, зародилась сразу же после смерти Карнарвона. Археолог умер неподалеку от места раскопок от воспаления легких. Произошло это в номере каирского отеля «Континенталь». Пронырливые журналисты в последующие годы придумали смерти археолога сотни самых фантастических объяснений, а заодно увеличили число «жертв проклятия» до 22 человек, включая 13 человек, присутствовавших при вскрытии усыпальницы. Однако журналистские «утки» легко разбиваются фактами, а Картер, главный первооткрыватель, умер через целых 17 лет в достаточно почтенном возрасте.

Говард Картер. Гробница Тутанхамона


ПРЕДИСЛОВИЕ


Вряд ли можно найти страну, столь богатую памятниками глубокой древности, как Египет.

В узкой долине Нила и на окаймляющих ее горах и холмах сосредоточены многочисленные величественные храмы и гробницы, произведения монументальной скульптуры, а недра земли скрывают всевозможные художественные изделия египетских мастеров и тысячи надписей.

Достижения египетских мыслителей и художников еще в древности признавались другими народами. Знаменитые финикийские мореплаватели, посетившие множество стран, считали, что родиной наук и искусств является Египет.

Древнеперсидские цари лечились у египетских врачей и поручали египетским мастерам украшать свои дворцы. Древние греки видели в египтянах своих учителей. Уже в «Илиаде» упоминается столица Египта - полные сокровищ «стовратые» Фивы.

Позднее многие греки и римляне, в том числе выдающиеся полководцы и поэты, философы и историки, нередко отправлялись к берегам Нила и с восхищением осматривали достопримечательности страны: пирамиды и храмы, обелиски и колоссы. Возвращаясь на родину, они знакомили своих соотечественников со страной чудес - Египтом. У Геродота, Диодора и Плиния Старшего мы находим подробнейшие описания шедевров древнеегипетского искусства.

Интерес к Египту и сокровищам его культуры сохранялся в средние века и особенно усилился в XIX-XX вв., после того как были вновь прочтены, казалось навеки забытые, древнеегипетские письмена. Ученые разных стран, соревнуясь друг с другом, успешно изучали и продолжают изучать наследие одной из древнейших цивилизаций.

Большое значение имело знакомство с древностями Египта и для нашей родины, на протяжении веков связанной с народами Востока. Многие русские путешественники посещали страну пирамид, собирали, зарисовывали и копировали памятники ее искусства и письменности и в своих ярких и увлекательных описаниях раскрывали значение великих достижений египетского народа.

Еще в XVIII в. русский исследователь В. Г. Григорович-Барский осмотрел и с большой точностью списал целый ряд надписей древнего Египта и зарисовал некоторые храмы и обелиски.

Много интересных памятников египетской старины собрали и изучили его продолжатели - путешественники А. С. Норов и И. П. Бутенев и особенно выдающийся египтолог нашей страны В. С. Голенищев (1856 - 1947), основатель кафедры египтологии в Каирском университете.

Значительно возрос у нас интерес к Египту после Великой Октябрь­ской революции.

Советский читатель безусловно с большим интересом прочтет книгу английского археолога Г. Картера, которому принадлежит честь открытия и предварительного обследования гробницы Тутанхамона.

Его книга впервые появляется в полном (если не считать некоторых незначительных сокращений) русском переводе. В ней подробно и увлека­тельно описаны ход археологических работ, методика и техника раскопок, приемы сохранения и перевозки многообразного содержимого гробницы, включая царскую мумию. В книге дается исчерпывающий обзор и художе­ственный анализ наиболее интересных образцов древнеегипетского искус­ства и ремесла, погребенных вместе с фараоном, и интересные для антро­полога и историка результаты анатомического обследования мумии.

Книга Г. Картера написана живым, ярким языком и снабжена иллю­страциями, дающими конкретное представление и о технике археологиче­ских работ, и о самих древностях. Историки, археологи и искусствоведы смогут почерпнуть из этого труда незаменимый познавательный материал. Конечно, далеко не все выводы автора удовлетворят наших чита­телей и окажутся приемлемыми для них. Чрезмерный пафос и не лишен­ные известного мистического налета рассуждения об эмоциональных свя­зях между людьми далекого прошлого и современности покажутся наив­ными. Еще большее возражение встретит у наших читателей стремление идеализировать древневосточных деспотов и их окружение. Ни единым словом не упоминает Г. Картер о тех безвестных и талантливых тружени­ках, которые в тягчайших условиях создавали шедевры искусства, най­денные в гробнице, великолепно характеризующие гениальные достижения древнеегипетских мастеров и художников. Советскому читателю также бросится в глаза присущая капиталистическому обществу тесная связь науки и бизнеса и зависимость талантливого научного исследователя от частной благотворительности, о чем в книге говорится как о самом есте­ственном явлении.

Однако все эти отрицательные моменты нe могут снизить огромной научной ценности содержащихся в книге конкретных сведений.

Горячее сочувствие к свободолюбивому египетскому народу, сверг­нувшему господство империалистов и строящему самостоятельную жизнь, обязывает нас с исключительным вниманием изучать культуру предков этого народа, создавших много веков назад великую цивилизацию.


Академик В. В. СТРУВЕ

ТУТАНХАМОН И ЕГО ВРЕМЯ


Даже не особенно внимательному читателю, проглядывавшему 30 ноября 1922 года очередной номер газеты «Таймс», долж­ны были броситься в глаза многообещающие заголовки: «Египетское сокровище», «Важное открытие в Фивах», «Длительные поиски лорда Карнарвона». Под ними следовало краткое, но в то же время достаточно подробное сообщение «нашего корреспондента из Каира» от 29 ноября о том, что «сегодня после полудня лорд Карнарвон и мистер Г. Картер показали большому числу собравшихся то, что обещает быть наиболее сенсационным открытием века в области египтологии. Находка состоит, кроме других предметов, из погребальных принадлежностей египетского царя Тутанхамона - одного из царей-еретиков XVIII династии, восстановившего культ Амона. Не много известно о поздних царях, включая Тутанхамона, и настоящее открытие неоценимо увеличивает знания об этом периоде...». Далее корреспондент передавал сжатое описание «удивительной находки», основанное на первых, не совсем еще точных впе­чатлениях.

Сообщение «Таймс», подхваченное мировой прессой, действительно вызвало настоящую сенсацию, хотя обычно газеты не слишком балуют археологов своим вниманием. Из номера в номер появлялись новые срочные корреспонденции, и многие годы эта тема не сходила со страниц газет и журналов.

В небольшой и обычно тихий египетский городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей, где находилась усыпальница египетского фараона, словно с поля сражения или важной международной конференции ежечасно неслись по телефону, телеграфу и радио сводки, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи. Словом, умерший в возрасте примерно восемнадцати лет молодой египетский фараон, о существовании которого до сих пор знали только очень немногие ученые-специалисты, и которому даже в самых подробных исследованиях по истории Египта уделялось более чем скромное место, вдруг приобрел мировую известность. Его имя упоминалось наряду с именами Хеопса, Тутмоса III и Рамсеса II - великих правителей и завоева­телей. Чем же объяснить эту внезапную популярность? Почему находка английского ученого привлекла такое внимание и вошла в науку как одно из наиболее значительных археологических открытий?

Howard Carter

Детство

Говард Картер был младшим из 8 детей Самуила и Марты Картеров. Детство Говарда Картера прошло в Суоффеме в графстве Норфолк, поэтому во многих источниках именно этот городок обозначают как место рождения египтолога. Отец Картера, художник по профессии, с детства занимался обучением сына рисованию, прививая при этом интерес к истории культуры.

Начало карьеры

Говард Картер занимался археологией с 1891 года, вступив в возрасте 17 лет в Британскую организацию археологических исследований Египта . К 1899 году он принимал участие в ряде археологических экспедиций в Египте, зарисовывая надписи, скульптурные изображения и архитектуру Древнего Египта . В частности, он работал на раскопках в Бени-Хассане, резиденции периода Среднего царства . Некоторое время начинающий египтолог работал под началом ведущего специалиста в области археологии Уильяма Флиндерса Питри . Известность ему принесли проведённые в 1893-1899 годах исследования Джесер Джесеру - построенного в XV веке до н. э. архитектором Сенмутом для женщины-фараона Хатшепсут террасного поминального храма и скальной гробницы в Дейр-эль-Бахри на западе Фив .

Успех, сопутствовавший Картеру в открытии храма Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри), предопределил его назначение в 1899 году генеральным инспектором Египетского отдела древностей, откуда он уволился в 1905 году после конфликта между охраной египетских памятников и группой буйствовавших пьяных французских туристов. В 1902-1914 годах Картер инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса , получившего разрешение египетского правительства проводить раскопки в Долине Царей. Дэвис и Картер обнаружили целый ряд усыпальниц знаменитых фараонов Нового царства , в частности, гробницы царицы Хатшепсут , Хоремхеба , Рамсеса Саптаха , а также саркофаг с останками, отождествлёнными с мумией «фараона-еретика» Эхнатона .

Сотрудничество с лордом Карнарвоном

В 1906 году Говард Картер познакомился с археологом-любителем и коллекционером древностей лордом Карнарвоном , выделившим средства на дальнейшие археологические изыскания профессионального коллеги. С 1914 года Картер и Карнарвон приступили к совместным раскопкам в Долине Царей. В результате их сотрудничества при раскопках фиванского некрополя были открыты гробница Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии. Дальнейшие раскопки были прерваны Первой мировой войной , но, как только позволили обстоятельства, Картер убедил Карнарвона продолжить исследования в Долине Царей.

Открытие гробницы Тутанхамона

Тандем Картера и Карнарвона вскоре стал всемирно знаменитым: азартный Карнарвон нашёл храброго, практичного и самоотверженного профессионала, идеально подходящего для реализации идеи, которой был одержим лорд - находки гробницы неизвестного до тех пор эфемерного фараона конца XVIII династии - Тутанхамона. Научное сообщество скептически отнеслось к изысканиям Картера и Карнарвона, а вскоре и сам лорд утратил интерес к неудачным раскопкам. Однако 4 ноября 1922 года Картер нашёл засыпанный вход в гробницу KV62 , причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Строители усыпальницы фараона XX династии Рамсеса VI , видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняло её относительную сохранность.

26 и 27 ноября 1922 года Картер, его помощник Артур Каллендер (итал. ) , лорд Карнарвон и леди Эвелин проникли в камеру , став первыми современными людьми, вошедшими туда. Каллендер осветил электрической лампой нагромождение погребальных предметов. Они также нашли два запечатанных прохода, включая тот, что вёл к погребальной камере . Согласно дневнику сводного брата лорда Карнарвона - Мервина Герберта , первой ступила внутрь леди Эвелин, будучи некрупной в сравнении с другими участниками тайной вылазки .

После длительных раскопок 16 февраля 1923 года Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился саркофаг фараона. Среди погребённых с ним утвари и прочих предметов было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния Амарнского периода. Гробница юноши-царя, остававшаяся запечатанной более трёх тысяч лет, оказалась практически не тронута расхитителями гробниц и содержала более трёх с половиной тысяч предметов искусства, большая часть которых находится ныне в Каирском музее . Самым прославленным экспонатом музея считается найденная в той же гробнице посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.

Открытие гробницы малоизвестного преемника знаменитого Эхнатона освещалось в средствах массовой информации как самое значительное открытие в истории египтологии и, возможно, археологии вообще. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

«Проклятие фараонов»

Результаты деятельности

Раскопки Картера в Долине Царей вызвали повсеместный рост интереса к археологии в целом и Древнему Египту в частности.

Образ в массовой культуре

Литература

Кинематограф

Примечания

  1. SNAC - 2010.
  2. Find a Grave - 1995. - ed. size: 165000000
  3. Babelio
  4. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  5. Union List of Artist Names - 2010.
  6. LIBRIS - 2012.
  7. Howard Carter. Howard Carter"s diary and journal 1922. (неопр.) . www.griffith.ox.ac.uk. Проверено 19 октября 2018.
  8. Reeves, C. N. Valley of the Kings: the decline of a royal necropolis. - London: Kegan Paul, 1990. - С. 63. - ISBN 0-7103-0368-8 .
  9. Person Page (неопр.) . www.thepeerage.com. Проверено 19 октября 2018.
  10. Thomas Hoving. Tutankhamun: The Untold Story. - Cooper Square Publishing, 1978. - ISBN 9780815411864 .
  11. Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt // ред. Kathryn A. Bard - С. 191
  12. Philipp Vandenberg. Der König von Luxor . - Köln: Bastei Entertainment, 2014. - ISBN 9783838757773 .