Малый театр царь федор иоаннович. Народу сообщают о примирении, сцена с купцами

П оследний спектакль был сыгран 5 марта 2004 года, т.е. держался в репертуаре тридцать с небольшим лет. Правда, перед сдачей худсовету И. Смоктуновский — исполнитель роли царя Федора — обратился к актерам и режиссеру с предложением снять спектакль. К счастью, поддержки великий актер не нашел. За это время несколько поколений артистов Малого театра прошло через эту постановку. Спектакль пережил своего создателя — Б. Равенских не стало в 1980 году — и игрался Малым еще четверть века.

Разногласия И. Смоктуновского с режиссером, с трактовкой, вероятно, сделали свое дело. Актер, спустя два года уходит во МХАТ, и на роль царя Федора вводится Ю. Соломин (1976), затем Э. Марцевич (1983). Царицу Ирину на премьере будет играть Г. Кирюшина (жена Б. Равенских), позднее введется Р. Нифонтова. Князя Ивана Петровича Шуйского сыграет Е. Самойлов, затем введется Д. Павлов, а после него Я. Барышев. Первой исполнительницей роли Василисы станет старейшая актриса Малого театра Е. Шатрова, после нее введется пять актрис. Если посмотреть на хронологию вводов, то таковые делались вплоть до 2002 года. Исключением станет только В. Коршунов — бессменный исполнитель роли Бориса Годунова.

Держать интерес зрителей в течение тридцати лет, дорожить режиссерской партитурой, делать вводы, чтобы длить жизнь спектакля, — все это делает спектакль Малого незаурядным событием истории отечественного театра.

Пьеса «Царь Федор Иоаннович» — вторая в трилогии А.К. Толстого — написана в 1868 году, тридцать лет находилась под цензурным запретом. Именно этой пьесой открывался МХТ в 1898 году, и спектакль имел долгую сценическую жизнь. Как монархия приводит страну к смуте — тема трилогии. Деспотичный царь Иван Грозный, который объединяет страну, беспощадно убивая и карая (в центре первой части трилогии). Его сын Федор, которого жестокий Иоанн дразнил пономарем, заступает на престол, чтобы править совсем не так, как отец, согласно христианским установлениям — вторая часть трилогии. И «безродный» Годунов, заступающий на престол, после того, как династия Рюриковичей пресекается на убиенном царевиче Дмитрии, чтобы править согласно разуму — третья часть.

Через всю трилогию проходит мысль о том, что какими бы ни были правители — жестокими, добрыми, разумными — они оказываются заложниками власти и не могут примирить свои деяния с добродетельными установлениями. Особенно драматичной представляется личность царя Федора, который в начале своего царствования хочет «всех согласить, всё сгладить». А итог правления выражен горькой для царя истиной: «правду от неправды не отличу». Он говорит: «Уйди от мира, в нем правды нет».

И. Смоктуновский с первых сцен играет не блаженного, не юродивого. В своих записках актер подчеркивал, что Федор — философ, мистик. Актеру было важно также показать, что Федора «тень Грозного усыновила», что внешне он похож на своего грозного отца, да и в характере нет-нет, да и прорывается его вспыльчивость, даже подозрительность. Как тут не вспомнить К. Станиславского, который видел в числе пяти актеров на роль Федора Вс. Мейерхольда, который бы походил фактурой на Иоанна Грозного.

В свое первое появление в палатах дворца, когда Федор рассказывает Аринушке, что конь его понес, испугав царя, становится ясно, что царь Смоктуновского подозрителен. Он делает допрос с пристрастием. Это чувство Федор пытается скрыть, бороться в себе с генами отца.

Царица Ирина Г. Кирюшиной похожа на инокиню. Кажется, свои богато расшитые наряды, украшенные дорогими каменьями, она, легко сменит на монастырскую робу. Для Федора И. Смоктуновского брак с Аринушкой — союз возвышенной не плотской любви, для Ю. Соломина — Аринушка сколь жена, столь и сестра. Он любит ее всем сердцем, и когда царь шутит, что хороша Мстиславская, озорно приговаривая «Ведь я еще не стар, Ведь я еще понравиться могу», то становится ясно, что он чуток к женской красоте.

Для Б. Равенских было принципиально важно показать красоту русской старины, и художник Е. Куманьков стал безусловным союзником режиссера. Их упрекали в том, что на сцене Берендеево царство, но авторы спектакля воссоздавали не столько исторический быт, хотя и сохраняли верность эпохе, сколько стремились выразить поэзию А.К. Толстого и в самом строе речи далеких предков, и в красоте обстановки, костюмов, бутафории.

Композитор Г. Свиридов написал к спектаклю три песнопе-ния-молитвы: «Богородица, Дево, радуйся», «Ты, любовь, ты, любовь святая, от начала ты гонима, кровью политая», «Горе тебе, убогая душа». Пела молитвы капелла Александра Юрлова. Так в спектакль входила религиозная тема. И строгое величие православной молитвы, и светлая печаль, и горечь страдания православного мира — все это в спектакле мощно выражала музыка.

Для режиссерского почерка Б. Равенских свойственно укрупнять предмет на сцене, изобразительность доводить до символического обобщения.

Вот Царь Федор, сраженный тем, что князь Иван Петрович Шуйский хочет бездетную царицу упечь в монастырь, принимает для себя тяжелое решение, посадить в тюрьму, пусть на время, заговорщика. Эту сцену играли одинаково разные исполнители роли Федора. Когда царь ставит печать, то это не бытовой жест, а поэтический. Печать словно удар топора опускается на грамоту. Царь еще не знает, но жестом подан тревожный знак о будущей участи Шуйского, которого по наущению Годунова удавят.

В. Коршунов не играет, тем не менее, злодея. Прежде, чем поцеловать крест, примириться Годунову и Шуйскому при царе Федоре, между двумя враждующими людьми состоится принародный спор, в котором Годунов ведет себя как умный политик, а князь как правдолюбец с горячим сердцем. Не о царствовании думает Годунов, он думает об интересах государства. Он видит, что Федор не способен проявить волю, не понимает, что политика не есть сфера морали. Годунову Коршунова нужна власть не ради власти, а ради пользы государства. Князь же Иван Шуйский, таким его играл Е. Самойлов, прямой, страстный до правды, справедливости человек, который вступает в сферу политики и теряет жизнь. Но и Годунов в своем стремлении к пользе переступает грань: удушен Шуйский, убит царевич Дмитрий.

Осознание царем полного краха государства, играли, конечно же, по-разному. Федор Смоктуновского терял физическую силу, превращался в немощного больного, который умирает. Для Федора Ю. Соломина смерть царевича Дмитрия — потеря младшего брата, который стал для него сыном. Последний в варяжской ветви царь Федор сам отдает власть Годунову. Шапку Мономаха берет в руки Годунов, словно примеряя на себя, но кладет перед Федором, которому уже власть ненавистна.

Пьеса, созданная в 1868 году. Это часть драматической трилогии, в которой рассказывается о Смутном времени, о конфликте власти и добра. Эта пьеса является второй в трилогии. В течение 30 лет произведение, которое создал А. Толстой ("Царь Федор Иоаннович"), было под запретом цензуры. МХТ открылся именно этой драмой в 1898 году.

Тема трилогии и ее раскрытие в каждой из частей

Основная тема трилогии - то, как монархия ведет государство к смуте. Иван Грозный - деспотичный царь, объединяющий страну. Он беспощадно карает и убивает. Эта тема является центральной в первой части интересующей нас трилогии. Федор - его сын. Фамилия царя Федора Иоанновича - Рюрикович (портрет его представлен выше). Он является последним государем из этой династии. После того как Федор вступает на престол, он решает править в соответствии с христианскими установлениями, а не так, как его отец. Об этом говорится как раз в пьесе "Царь Федор Иоаннович". А в третьей рассказывается о том, как правил "безродный" Борис Годунов. После его восхождения на трон пресеклась, поскольку царевич Димитрий был убит. Годунов (на фото ниже) входит на престол для того, чтобы править разумно. Обо всем этом говорится в третьей части.

Мысль о том, что правители оказываются заложниками власти, проходит через всю трилогию. Независимо от того, разумные, добрые или жестокие они, государи не могут править добродетельно. Личность Федора представляется особенно трагичной. В начале царствования он хочет "все сгладить", "всех согласить". А в итоге правления становится ясно, что он не смог отличить "правду от неправды". Предлагаем вам поближе познакомиться с этим правителем.

"Царь Федор Иоаннович": краткое содержание

В доме Шуйского Ивана Петровича в присутствии некоторых бояр и множества духовных лиц идет речь о разводе Федора Иоанновича со своей супругой, сестрой Бориса Годунова. По мнению всех, именно благодаря ей и держится Борис. В бумаге указывают на малолетство Димитрия и неплодность царицы, просят Федора Иоанновича заключить новый брак.

Суровый отпор получает предложение Головина, который намекает царю на возможность поставить вместо Федора Димитрия. Княжна Мстиславская ухаживает за гостями. Все выпивают за здоровье Федора. Жениху Мстиславской, Шаховскому, сваха Волохова указывает место тайной встречи.

Челобитная митрополиту, сведения из Углича

Далее рассказывается о том, что Иван Петрович посылает челобитную митрополиту, при этом сокрушаясь о том, что он вынужден погубить царицу. Его дворецкий Федюк Старков доносит Годунову о том, что он видел. Тот, получив сведения из Углича, что Головин находится в заговоре с Нагими, и видя, что его власти угрожает опасность, объявляет своим сторонникам, князю Туренину и Луп-Клешнину, о намерении примириться с Шуйским.

Намерение Годунова помириться с Шуйским

Появляется Ирина, которой царь Федор Иоаннович говорит о том, что он видел в церкви Мстиславскую. Он уверяет царицу, что для него она все равно красивее всех. Годунов сообщает о своем намерении помириться с Шуйским. За это дело с радостью берется царь.

Федор просит помощи в деле примирения у митрополита Дионисия, а также у некоторых других священников. Дионисий говорит, что Годунов снисходителен к еретикам и притесняет церковь. Он также возобновил подати, от которых духовенство было освобождено. Годунов вручает Дионисию защитные грамоты и говорит о том, что еретики были подвержены гонениям. Царь Федор Иоаннович просит бояр и Ирину поддержать его.

Разговор Гоуднова с Шуйским

Приходит Шуйский Иван Петрович, которого сопровождают восторги народа. Федор упрекает его в том, что тот не посещает Думу. Иван Петрович отговаривается тем, что он не мог поддакивать Годунову. Вспомнив Писание, Федор призывает духовных лиц в свидетели. Он говорит, что примирение - благо. Годунов, покорный ему, предлагает согласие Шуйскому. Последний упрекает его в том, что он не захотел делиться управлением страной. А ведь Иоанн завещал государство пятерым боярам: насильно постриженному Мстиславскому, умершему Захарьину, сосланному Бельскому, Шуйскому и Годунову. Оправдываясь, Годунов говорит, что Шуйский спесив, что он стал единоличным правителем, чтобы принести пользу Руси. Годунов добавляет, что только Шуйские не хотят приводить в порядок расстроенную страну. Митрополит отмечает, что Годунов сделал многое для церкви, и склоняет к примирению Шуйского.

Народу сообщают о примирении, сцена с купцами

Показывая покров для святыни, вышиваемый ею, Ирина признается, что это ее обет за спасение Ивана Петровича, который некогда был осажден в Пскове литовцами. Шуйский готов забыть вражду, однако требует гарантий безопасности своим сподвижникам от Годунова. Тот клянется. Приглашают выборных от толпы, приведенной Иваном Петровичем. Шуйский говорит народу о примирении с Борисом Годуновым. Купцы недовольны тем, что мирятся их головами. Недоверие к человеку, который только что поклялся, раздражает Шуйского. Купцы просят царя защитить их от Годунова, однако тот отправляет их к Борису. Годунов просит записать их имена.

Встреча Мстиславской с Шаховским

Княжна Мстиславская вместе с Василисой Волоховой ночью в саду дожидаются Шаховского. Тот приходит, сообщает о своей любви и о том, с каким нетерпением он ждет свадьбы. Приходит Красильников. Шаховской, впустив его, скрывается. Он принимается звать Ивана Петровича и говорит, что все, кто был у царя, по приказанию Годунова схвачены. Шуйский потрясен. Он велит поднять на Годунова Москву.

Обсуждение челобитной

Бояре обсуждают челобитную, размышляя о том, кто будет новой царицей. В. Шуйский предлагает кандидатуру Мстиславской. Головин вписывает ее имя в челобитную. Входит Шаховской. Он говорит, что не отдаст невесты. Появляется и Волохова с княжной. Шаховской при взаимных упреках и угрозах выхватывает грамоту и уходит.

Годунов дает царю бумаги. Тот не вдается в их содержание, а соглашается с тем, что решил Борис. Ирина говорит о том, что вдовствующая царица написала письмо из Углича, прося вернуться в Москву с Димитрием. Федор хотел было поручить это дело Борису, однако Ирина хочет, чтобы он сам занялся им.

Годунов сообщает о том, что покидает царя

Входит Шуйский, он начинает жаловаться на Годунова. Борис не отпирается. Он говорит, что купцы взяты за попытку разрушить мир между ним и Шуйским, а не за прошлое. Царь Федор Иоаннович соглашается простить Бориса, считая, что они не поняли друг друга. Однако государя сердит непреклонное требование Годунова оставить царевича в городе Угличе. Борис говорит, что уходит, уступая свое место Шуйскому. Царь умоляет не покидать его. Уязвленный поведением Федора, Шуйский уходит.

Клешнин приносит письмо Головина, переданное из Углича. Борис показывает его Федору, требуя заключить Шуйского под стражу. Он даже готов казнить его. В случае невыполнения приказа Борис грозит удалиться. Федор потрясен. После длительных колебаний он решает отказаться от советов и услуг Годунова.

Замысел Шуйского

Шуйский Иван Петрович утешает Мстиславскую. Он говорит ей о том, что не допустит ее свадьбы с царем. Иван Петрович выражает надежду, что Шаховской не выдаст их замысла. Отослав Мстиславскую, Шуйский принимает бояр, а также бежавших Голубя и Красильникова. Он думает, что в скором времени скудоумный Федор будет смещен, а Димитрия возведут на престол. Иван Петрович дает каждому задание.

Годунов поручает Волоховой беречь царевича

Сидя дома, отрешенный Борис узнает от Клешнина о жизни Волоховой и говорит, чтобы она "блюла царевича". Клешнин посылает Волохову в Углич, чтобы та стала новой мамкой. Он велит беречь царевича и намекает, что если он погубит себя (царевич страдает падучей), с нее спросят.

Шуйский признается в мятеже

Федор тем временем не может разобраться в бумагах, предоставленных ему. Входит Клешнин и говорит, что Борис занемог от расстройства. Требуется немедленно схватить и заключить в тюрьму Шуйского за то, что тот намеревался сделать Димитрия царевичем. Федор этому не верит. Появляется Шуйский. Царь сообщает ему о доносе и требует оправданий. Тот отказывается их предоставить. Федор настаивает, и Шуйский решает признаться в мятеже.

Испугавшись, что Борис накажет Ивана Петровича за измену, князь заявляет, что сам он решил посадить на престол царевича, а затем вытесняет из комнаты потрясенного Шуйского.

Федор подписывает указ Годунова

Шаховской врывается в покои государя. Он просит возвратить ему невесту. Увидев подпись Шуйского, Федор плачет и не внимает доводам Ирины о том, что составленная бумага нелепа. Ограждая от обид Ирину, Федор подписывает указ Годунова, повергая в ужас пришедших.

Агитация за Шуйского

Старик поднимает народ, агитируя за Шуйского. Гусляр складывает песни о доблестях Ивана Петровича. Прибывает гонец и сообщает о том, что татары наступают. Князь Туренин вместе со стрельцами отводит Ивана Петровича в тюрьму. Народ, подбиваемый стариком, хочет его освободить. Однако Шуйский говорит о том, что он виновен перед царем и что он заслужил свое наказание.

Клешнин рассказывает Годунову о том, что Шуйские, а также те, кто их поддерживал, находятся в тюрьме. Затем он вводит Шуйского Василия Ивановича. Тот говорит, что затеял челобитную якобы для блага Бориса Годунова. Борис, понимая, что тот в его руках, отпускает его. Входит царица Ирина, чтобы заступиться за Шуйского Ивана Петровича. Понимая, что он будет продолжать ему перечить, Годунов остается непреклонным.

Смерть Шуйского и Шаховского

Нищие, собравшиеся на площади возле собора, говорят о том, что неугодного Годунову митрополита сместили, а купцов, выступавших за Шуйского, казнили. Мстиславская приходит вместе с Ириной для того, чтобы просить за Ивана Петровича. Федор выходит из собора. Он отслужил панихиду по Ивану. Увидев его, княжна бросается Федору в ноги. Тот шлет Туренина за Шуйским. Однако Туренин говорит, что Иван Петрович удавился ночью. Он просит прощения за то, что недосмотрел, так как отбивал толпу, которую Шаховской привел к тюрьме. И отбил ее, застрелив только Шаховского. Федор обвиняет Туренина в убийстве Ивана Петровича. Он угрожает ему казнью.

Гибель царевича, Федор передает Борису управление государством

Прибывает гонец с вестью о гибели царевича. Царь потрясен. Он хочет сам выяснить, что случилось. Приходит весть о том, что хан приближается, а Москве угрожает осада. Годунов предлагает Федору послать Василия Шуйского и Клешнина. Тот убеждается в том, что Борис невиновен. Мстиславская сообщает, что хочет постричься. По совету супруги Федор собирается передать Борису всю тяжесть правления. Он оплакивает свой царский долг и свою участь, поминая собственное желание "все сгладить" и "всех согласить".

На этом заканчивается пьеса "Царь Федор Иоаннович". Краткое содержание ее мы постарались передать, не упустив ничего важного.

Сценическая судьба произведения

Сюжет этой трагедии насыщен событиями, поэтому изложить его в одной статье непросто. Чтобы лучше понять произведение, лучше посмотреть спектакль "Царь Федор Иоаннович". Отзывы о постановках этой драмы в московских театрах (Художественном, Малом, им. Комиссаржевской и др.) всегда были восторженными. Записи многих из них сохранились.

В мае 1973 года в одном из лучших театров столицы состоялась нашумевшая премьера трагедии "Царь Федор Иоаннович". Малый театр привлек к участию в ее постановке целое созвездие корифеев. Бориса Годунова сыграл Федора - в роли Ивана Шуйского выступил в роли Клешнина - и др. Пьеса была встречена восторженно.

Интересное произведение создал Алексей Толстой. "Царь Федор Иоаннович" и сегодня входит в репертуары множества театров.

30-летию спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» посвящается...

Трагедия «Царь Федор Иоаннович» - центральная часть трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис» знаменитого драматурга Алексея Константиновича Толстого(1817-1865 г.г.) о трёх русских государях, об их судьбах, неразрывно связанных с историей России.

29 мая 1973 года в Малом театре состоялась Премьера спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», поставленного замечательным режиссёром Борисом Ивановичем Равенских. С тех пор прошло тридцать лет, но спектакль по-прежнему любим зрителями, собирает аншлаги и неизменно открывает новые театральные сезоны Государственного Академического Малого театра.

Осуществить постановку спектакля с исторической тематикой всегда очень сложно и ответственно, потому что события, которые будут разворачиваться на сцене, когда-то были реальными событиями - составным звеном цепи Российской истории. Ответственны режиссёр, композитор, художник, гримёры, актёры, словом, все те, кто причастен к созданию спектаклю. Их задача - максимально точно показать
определённый исторический период, передать его дух, воссоздать атмосферу.

Поэтому, прежде чем говорить о самом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», необходимо чётко представлять, кем же он был - царь Фёдор - в какую эпоху жил и царствовал.

Царь Фёдор Иоаннович родился 31 мая 1557 года в Москве и был третьим по старшинству сыном Ивана Грозного. В 1584 году после смерти своего отца, в двадцать семь лет, он унаследовал Российский престол.

Царь Фёдор был известен необыкновенной кротостью, соединенной, как писал Н.М.Карамзин, «с умом робким, с набожностью беспредельною, с равнодушием к мирскому величию. На громоносном престоле свирепого мучителя, продолжал Н.М.Карамзин, - Россия увидела постника и молчальника, более для кельи и пещеры, нежели для власти державной рожденного».

Добрый, кроткий и милостивый царь мог стать сбывшейся мечтой истерзанной Иваном Грозным России. Н.М.Карамзин писал о первых днях правления Фёдора Иоанновича так: «Когда Фёдор, утомленный мирским великолепием, искал отдохновения в набожности; когда, прервав блестящие забавы и пиры, в виде смиренного богомольца ходил пешком из монастыря в монастырь, в Лавру Сергиеву и в иные святые обители, вместе с супругой, провождаемую знатнейшими боярами и целым полком особенных царицыных телохранителей... в то время правительство уже неусыпно занималось важными делами государственными, исправляло злоупотребление властью, утверждало безопасность внутреннюю и внешнюю. Во всей России, как в счастливые времена... сменили худых наместников, воевод и судей, избрав лучших; грозя казнию за неправду, удвоили жалование чиновников, чтобы они могли пристойно жить без лихоимства; вновь устроили войско и двинули туда, где надлежало восстановить честь оружия или спокойствие отечества». Со временем, Фёдор Иоаннович, «тяготясь власти державной», передал все дела по управлению государством в руки Бориса Фёдоровича Годунова, брата своей жены Ирины. Таким образом царь Фёдор Иоаннович стал царствовать, но не править.

Борис Годунов оказался умным, хитрым и искусным политиком. Ближайшие к престолу бояре были очень недовольны его возвышением, но Годунов сумел с ними справиться. Одним из немногих решений самого Федора Иоанновича было утверждение в России в 1589 году патриаршества.

В 1591 году крымский хан Казы-Гирей попытался совершить набег на Москву. Его разбили под стенами города недалеко от Данилова монастыря. Это был последний татарский набег на столицу Российского государства.

В царствование Фёдора Иоанновича на Белом море был заложен город Архангельск, а в Сибири построены крепости Тобольск, Пелым, Березов, Обдорск (в настоящее время Салехард) и другие.

Царь Фёдор Иоаннович, искренне любимый своим народом, умер 7 января 1598 года в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. С его смертью прервалась династия Рюриковичей, которым, по словам Н.М.Карамзина, «Россия обязана бытием, именем и величием».

Из воспоминаний коллег и друзей Б.И.Равенских известно, что при постановке спектакля «Царь Фёдор Иоаннович» для режиссера главным в пьесе был ее нравственный конфликт: трагедия царя Федора, сына Иоанна Грозного - трагедия бессильной доброты. Самым высоким душевным качествам Федора не находится места в этом жестоком мире. Обреченный на власть, правящий на перекрестке двух страшных эпох, царь не в силах бороться со злом, но не может и примириться с ним.

Музыка к спектаклю была написана Георгием Свиридовым. Малый театр считает за честь иметь среди своих авторов этого величайшего отечественного композитора. Театр является единственным драматическим театром в России, который имеет право ставить его славное имя на своей афише. Первое обращение к драматургии А.К.Толстого оказалось удачным, и театр впоследствии осуществил постановки двух других пьес трилогии, выпустив спектакли «Царь Иоанн Грозный» и «Царь Борис». Знаменитая драматическая трилогия, идущая на прославленной сцене Малого театра, теперь уже не мыслима без удивительной, прекрасной музыки Георгия Свиридова. Музыка, специально написанная композитором для спектаклей Малого театра, является одним из тех духовных сокровищ, которые были накоплены старейшим драматическим театром России. Наверное, не найдётся человека, побывавшего на спектакле Малого театра, в котором звучит изумительная музыка Георгия Свиридова, и не ощутившего при этом на себе огромную силу её эмоционального воздействия. Театр считает Георгия Свиридова полноправным соавтором А.К.Толстого. Имена этих двух великих творцов - драматурга и композитора - для Малого театра неразрывно связаны и неотделимы.

Оформление спектакля, созданное художником Е.И.Куманьковым, также передает дух эпохи и символику произведения. Замечательные декорации, костюмы и грим подлинно отражают атмосферу и быт Российского государства в XVI веке.

В спектакле много ярких актерских работ. Хотелось бы отметить некоторые из них. Как известно, первым исполнителем роли царя Фёдора стал И.М.Смоктуновский. Однако через некоторое время артист перешел во МХАТ, и Фёдора стал играть Ю.М.Соломин. Эта роль и поныне - в его репертуаре. Ю.М.Соломин играет удивительно органично. Добродушная веселость, мягкость, нерешительность во всем, что не касается самого важного - человеческой жизни. Эмоции, и слова, и слезы - все истинное - идет из глубины души - он крайне сопереживает своему герою и вызывает у зрителей и печаль, и радость, а главное - глубочайшее уважение к великому мастерству Актера. Э.Е.Марцевич, играющий в очередь с Юрием Соломиным, тоже замечательно исполняет роль мягкого и доброго, беззащитного перед злом царя. Он подаёт образ очень искренне, с большой теплотой. Чувствуется, что сам актёр разделяет сомнения и переживания своего героя, страдающего от жестокости окружающего мира.

Наверное, только один человек понимает и разделяет все эти чувства Фёдора - его жена Ирина, сестра Бориса Годунова. Роль царицы Ирины Фёдоровны, которую царь ласково и любя зовёт «Аринушкой», исполняют в очередь Т.Н.Лебедева и Л.В.Титова. Обе актрисы очень точно передают искреннюю любовь Ирины к своему супругу, её стремление помочь, поддержать, уберечь Фёдора от ошибок. Но Фёдор Иоаннович, в силу судьбы, в первую очередь, - государь Российский. Ему тяжело от этой мысли, власть не опьяняет его, а напротив - подавляет своим тяжёлым прессом. Фёдор мечтает быть простым человеком, любимым и любящим мужем. В то же время, он не может бросить Россию на произвол судьбы, очевидно, понимая, к чему это может привести. И царь решается доверить власть в отечестве близкому человеку - брату любимой жены, в котором видит волевого и крупного государственного деятеля, любящего Россию.

Борис Годунов в исполнении В.И.Коршунова получился чрезвычайно благородным. Видя такого Годунова, трудно поверить историческим фактам, свидетельствующим о том, что он шёл к вершинам власти исключительно по трупам. В образе Годунова чувствуется крепкий государственник, умный и сдержанный политик. Он не жесток, а скорее тверд - несмотря на все злодеяния, он не вызывает отрицательных эмоций.

Виктор Иванович Коршунов в течение всех этих тридцати лет является единственным, бессменным исполнителем роли Бориса Годунова. Он не пропустил ни одного представления «Царя Фёдора Иоанновича»! Эта прекрасная, феноменальная работа Коршунова делает спектакль, по истине, уникальным.

«Царь Фёдор Иоаннович» очень любим зрителями, в первую очередь, наверное, потому что пронизан каким - то необыкновенным душевным теплом, несмотря на всю трагедию происходящего, которая раскрывается с каждым новым событием. Этот спектакль заставляет задуматься над человеческими судьбами, взаимоотношениями, над историей России - жестокой, но великой.

Блестящий актёрский ансамбль, замечательная режиссура, великолепная сценография, музыка, звучание хоровой капеллы имени А.Юрлова стали залогом того феноменального успеха спектакля, который позволяет ему вот уже тридцать лет украшать собою репертуарную афишу театра. Триумфальными оказываются и все зарубежные гастроли этого спектакля. Зрители Греции, Израиля, Болгарии, Чехии, Югославии, Германии, Японии рукоплескали искусству Малого театра и отдавали должное высочайшему уровню русской национальной театральной культуры.

Хочется пожелать этому замечательному спектаклю ещё более долгой сценической жизни на радость зрителям.

Огромное спасибо всем тем людям, которые принимали участие в создании спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», всем, кто в течение тридцати лет поддерживал и сохранял его самобытность; всем актёрам и актрисам, замечательно исполняющим свои роли. Спасибо Вам за то, что так щедро делитесь с нами, зрителями, своим духовным богатством, делая мир вокруг светлее и добрее!

Надежда Сорокина

При подготовке материала использована информация с интернет сайтов http://znat.narod.ru, http://afisha.netcity.ru, http://tinout.ru, www.mmv.ru;
из книг «Г.В. Свиридов. К 80-летию со дня рождения композитора» М., 1995.; «Царские династии: от Руси к России» М., 2001., а также личные впечатления автора от спектакля ГАМТ «Царь Фёдор Иоаннович».

Все действия происходят в доме известного исторического лица Шуйского. В произведении много интересных перипетий и событий.

Бояре и духовенство в начале произведения обсуждают развод Федора. Причиной этого было то, что его жена не могла иметь детей. Кто-то из гостей предлагает во главу государства поставить Дмитрия, но никто не поддерживает такой идеи.

Во время разговоров сваха Волохова и жених Мстиславской втайне договариваются о скорой встрече.

Годунову доносят о том, что Головин с Нагими затевают какой-то заговор. Годунов испытывает страх из-за того, что власть его может быть свергнута. Годунов хочет помириться с Шуйским – Федор хочет помочь ему в этом деле. Для этого он прибегает к помощи священнослужителей. Несмотря на некоторые споры, благодаря действиям Федора, примирение все-таки состоялось. Годунов в знак того примирения целует крест.

Ночью происходит тайная встреча Мстиславской и Шаховским. Он говорит о безмерной любви к девушке, о том, как ждет наступления свадьбы. Внезапно появляется Красильников. Шаховской говорит о том, что по приказу Годунова пойманы приближенные царя.

Шуйский дает приказ вести бой с Годуновым. Когда Шуйский пришел к нему за объяснениями, Годунов смиряется с тем, что купцы наказаны, ведь они некогда помешали их примирению.

Впоследствии, Шуйкие посажены в тюрьму, царевич Дмитрий (наследник) умирает в Угличе при неизвестных обстоятельствах. В скором времени ожидается нападение хана, а княжна Мстиславская постригается в монахини. Не выдержав, Федор передает бразды правления Борису.

Данное произведение говорит о несостоятельности правления предыдущего царя Ивана Грозного. Именно из-за его деспотичного режима началась такая неимоверная разруха и борьба. Федор Иоаннович хотел править страной по совести, но общая напряженность не дала и борьба за власть уничтожила все надежды.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Алексей Константинович. Все произведения

  • Василий Шибанов
  • Царь Федор Иоаннович

Царь Федор Иоаннович. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Вам и не снилось Щербаковой

    В преддверии нового учебного года в одну из столичных новостроек поселяется Юлька (ученица 9 класса), ее мать Людмила Сергеевна (привлекательная женщина в возрасте сорока лет) и отчим Владимир (он был младше своей супруги).

  • Краткое содержание Толстой Холстомер

    Начинается рассказ великого классика Льва Толстого «Холстомер» такой картинкой. Конюх пригоняет табун к реке, ласкает коня Холстомера, а потом ни с того ни с сего больно бьет его.

  • Краткое содержание Про обезьянку Житков

    Одному мальчику товарищ отдал свою обезьянку. Обезьянка была хорошенькая, у нее была рыжая шерстка и черненькие лапки, мордочка сморщенная, как у старушки. Обезьянку звали Яшкой.

  • Краткое содержание книг Хроники Нарнии Льюиса

    В семи фантастических произведениях, написанных ирландских писателем, повествуется о сказочной стране - Нарнии, где звери разговаривают и происходят волшебные происшествия.

  • Краткое содержание Богомолов Момент истины. В августе сорок четвёртого

    Тема войны, героизма простых людей и солдат присутствует в произведениях многих писателей. Данная книга повествует о суровом, выпавшем на долю русских военных и всего населения, периоде

Анализ повести Решетникова «Подлиповцы».

В 1864 году сближается с редакцией «Современника», где печатается его повесть «Подлиповцы». С этого времени Решетников – один из постоянных сотрудников этого журнала, друг Некрасова. Правдивое изображение народных страданий, жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни поставило писателя в ряды лучших литераторов того времени. По словам Салтыкова-Щедрина, повесть привлекла к себе внимание «новостью обстановки, своеобразностью языка и оригинальностью идеи». Сохраняя черты этнографического очерка, «Подлиповцы» давали читателям широкое представление о жизни отдаленного края - Пермской губернии, вместе с тем Решетников показывает смутный протест, стремление крестьян к лучшей жизни, которое побуждает их покидать деревни и в поисках «богачества» идти в бурлаки. Подобного изображения народной жизни русская литература еще не знала: в ней преобладало очерковое раскрытие отдельных сторон народного быта. В образах своих героев Пилы и Сысойки Решетников показывает противоположные черты народного характера. Забитость крестьянина, его слабость и покорность полнее отражены в Сысойке; напротив, в Пиле в большей мере воплощены богатырство русского народа, его способность к протесту, чувство собственного достоинства. Но варварские условия жизни - постоянный голод и нужда - губят этого незаурядного человека. «Подлиповцы» явились новой формой повести из народной жизни. Непреодолимая сила обстоятельств - бедственное положение пореформенной деревни - приводит в движение широкие крестьянские массы, пробуждает в них общественное сознание, заставляет искать места, где лучше. В последующем творчестве Решетникова, в его романах, найдут еще более полное выражение эти принципы изображения народной жизни.

87. Анализ стихотворения А.К.Толстого…

Краткое содержание драмы:

Действие происходит в Москве, в конце XVI века. Недовольные растущим влиянием Годунова, которому царь Фёдор «передоверил» власть, князья Шуйские и сочувствующие им бояре пытаются составить заговор с целью отстранения Годунова от власти; полагая источником влияния Бориса на царя его родство с царицей Ириной Федоровной (в девичестве Годуновой), бояре задумывают развести Фёдора с женой, как с неплодной . Бояре, вдохновляемые Иваном Петровичем Шуйским, составляют челобитную, в которой просят царя вступить в новый брак; они ставят свои подписи под челобитной, но подача её царю откладывается из-за нерешённости вопроса о невесте.

Соперничество Годунова и Шуйского тревожит царя Фёдора; не понимая причин этой вражды, Фёдор, в трагедии Толстого скорее святой, нежели скудоумный, пытается помирить соперников; недобровольно, под давлением царя и царицы, соперники протягивают друг другу руки, однако борьба продолжается.



Ирина передает Фёдору просьбу вдовствующей царицы, Марии Нагой, о возвращении в Москву из Углича, куда Нагие вместе с царевичем Дмитрием были отправлен сразу после воцарения Фёдора. Годунов, который у Толстого считает незаконнорожденного царевича реальным соперником, решительно противится этому. Сторонник Годунова Андрей Клешнин, бывший дядька царя Фёдора, доставляет перехваченное письмо близкого к Шуйским Головина в Углич; письмо свидетельствует о наличии заговора, и Борис трбует взятия Ивана Шуйского под стражу, в противном случае грозит удалиться от дел. Фёдор, не желая верить верить в недобрые намерения Шуйского, в конце концов принимает «отставку» Годунова.

Тем временем, в отсутствие Ивана Шуйского, бояре вписывают в челобитную имя княжны Мстиславской, уже просватанной молодому князю Шаховскому. Возмущённый Шаховской выхватыват челобитную и исчезает с ней. Иван Шуйский, прежде отклонявший предложение сместить Фёдора и возвести на престол царевича Дмитрия, теперь склоняется именно к такому способу избавления от Годунова. Отрешённый от дел Борис просит своего приближённого Клешнина отправить в Углич в качестве новой мамки царевича сваху Василису Волохову, при этом несколько раз повторяет: «чтобы она царевича блюла». Клешнин, в свою очередь, передавая Волоховой указания Годунова, даёт ей понять, что, если страдающий падучей царевич сам погубит себя, с нее не спросят.

Фёдор, вынужденный лично заниматься государственными делами, тяготится ими и готов помириться с шурином, тем более что Шуйский на его призывы не откликается, сказываясь больным; однако для Годунова условием примирения по-прежнему остаётся арест Шуйского. Клешнин, осведомленный обо всём, что происходит в среде заговорщиков, сообщает царю о намерении Шуйских возвести на престол царевича Димитрия. Фёдор отказывается верить, но призванный к нему Иван Петрович сознается в мятеже. Дабы спасти Шуйского, Фёдор заявляет, что он сам велел поставить царевича на престол, но теперь раздумал. В царские покои врывается Шаховской с боярской челобитной и просит вернуть ему невесту; подпись Ивана Петровича под челобитной обескураживает Фёдора. Он готов простить Шуйскому заговоры и мятежи, но не может простить обиду, нанесённую Ирине. В гневе Фёдор подписывает давно заготовленный Борисом указ об аресте Шуйского.

В заключительной картине трагедии действие разворачивается на площади перед Архангельским собором, в котором Фёдор отслужил панихиду по своему отцу, Ивану Грозному. «От нынешнего дня, - решает Фёдор, - Я буду царь». Ирина и княжна Мстиславская умоляют его простить Шуйского. Фёдор, чей гнев был лишь недолгой вспышкой, посылает за Шуйским князя Туренина, но тот сообщает, что Шуйский ночью удавился; недосмотрел же Туренин потому, что вынужден был отбивать толпу, приведенную к тюрьме князем Шаховским, и отбил её, лишь застрелив Шаховского. Фёдор обвиняет Туренина в убийстве Шуйского; он сожалеет о том, что слишком долго мирволил боярам: «Не вдруг отец покойный/ Стал грозным государем! Чрез окольных/ Он грозен стал…» В это время гонец приносит из Углича весть о гибели царевича. Фёдор подозревает, что и Дмитрий был убит; Годунов предлагает послать в Углич для дознания Клешнина и Василия Шуйского и тем самым убеждает Фёдора в своей невиновности. Тут же приходит и сообщение о приближении татар к Москве и скорой, «чрез несколько часов», осаде столицы. Чувствуя себя не в силах справиться с навалившимися проблемами, Фёдор соглашается с Ириной в том, что править царством может только Борис. Трагедия заканчивается горестным монологом Фёдора:

Моей виной случилось все! А я -

Хотел добра, Арина! Я хотел

Всех согласить, все сгладить, - боже, боже!

За что меня поставил ты царем!

«Царь Фёдор Иоаннович» - трагедия в пяти действиях А. К. Толстого, написанная в 1868 году; вторая часть исторической трилогии, первой частью которой стала трагедия «Смерть Иоанна Грозного» (1866), а заключительной - «Царь Борис» (1870).

Алексей Толстой в своей трилогии опирался на тогдашнюю официальную версию, согласно которой Борис Годунов, враждовавший с боярами Романовыми, предками царствующей династии, был непосредственно причастен к гибели царевича Дмитрия (историки давно оспаривают эту версию ) . В комментарии к своей трагедии («Проект постановки на сцену трагедии Царь Федор Иоаннович») Алексей Толстой писал: «Две партии в государстве борются за власть: представитель старины, князь Шуйский, и представитель реформы, Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабонравным царём Фёдором как орудием для своих целей. Фёдор, вместо того чтобы дать перевес той или другой стороне или же подчинить себе ту и другую, колеблется между обеими и чрез свою нерешительность делается причиной: 1) восстания Шуйского и его насильственной смерти, 2) убиения своего наследника, царевича Димитрия, и пресечения своего рода. Из такого чистого источника, какова любящая душа Фёдора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол. Трагическая вина Иоанна было попрание им всех человеческих прав в пользу государственной власти; трагическая вина Фёдора - это исполнение власти при совершенном нравственном бессилии» .

Сценическая история трагедии показала, что сочинение Алексея Толстого оставляет возможность иных толкований его содержания, и в частности образа главного героя. Тяжба Годунова с Шуйскими нередко толковалась как борьба между зарождающимся самодержавием и той «стариной», когда Боярская дума обладала большим влиянием и широкими полномочиями, - такое толкование, в частности, было актуально на рубеже веков.

В центре пьесы – образ душевно чистого, доброго, но слабого человека, беспомощного правителя. Конфликт – в несовместимости высоких качеств с положением монарха.