Урок в 11 кл по русскому языку.


▫ В тои и загадка. Спасибо, Александр Леонидович. Всем своим друзьям я разослала Ваши советы и РР, но `воз и ныне там`.
▫ С удовольствием! Знаю, что не ходите по ссылкам, поэтому размещаю длинный комментарий. Хотя ЗДЕСЬ СУПЕР- информация, в том числе и о Каллиопе подробно http://elramd.com/muzy-drevnej-grecii/ 9 дочерей Зевса---- 9 муз Древней Греции Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, муза переводится как мыслящая. А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология. (1)Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком. Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности. Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер. В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.(в порядке фото, которое выше) Каллиопа - муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма; Талия--- муза комедии с комедийной маской и венком из плюща Полигимния - муза торжественных гимнов и пантомимы; Мельпомена - муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев); Эвтерпа сопровождала лирическую песню с флейтой в руках; Клио- муза истории со свитком из папируса; Эрато - муза лирической поэзии с кифарой в руках; Урания - муза астрономии с глобусом и циркулем. Терпсихора - муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы; ===================== От поэта Авсония Клио (6) прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена (4) трагический вопль исторгает печали, Радует Талия (2) шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, (5) Терпсихора (9) кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато(7) чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, (1) Звезды небес изучает Урания (8) , неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния (3) славит героев. Авсоний На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз. Наталья Валентиновна! Спешу очень! Поэтому оформила не очень. Подредактирую уже вечером. (моим)
▫ Нина Николаевна, да чем же я-то помогу) Был сбой сегодня с работой портала. Страница предупреждения содержала техническое наименование ошибки соединения. Загуглил помощь при появлении такой ошибки, произвёл пару предложенных операций. Всего-то требовалось: почистить кэш; почистить сведения о сертификатах... Дольше читал, чем устранял. Всё работает. А создавать сложности пользователю в использовании Портала, да ещё и `маскируя` это под проблемы соединения... Зачем?! Просто не понимаю, кому такое может быть нужно, зачем, для чего и тем паче таким технически изощрённым путём, требующим просто программной эквилибристики...?!
▫ Наталья Валентиновна! Не принимайте ничьи стихи на свой счет, которыми я делюсь у Вас на страничках. Вы- это Вы, а я -это Я! А Поэты- это 3 лицо! Мироощущение у всех у нас разное. Доброго вечера, мой Друг! 6588220-a151550

В данном материале предлагаю конспект урока русского языка и презентацию к нему по теме: " Виды аргументов, способы их оформления в части С ЕГЭ по русскому языку". На изучение этой темы отводится несколько уроков. Это первый урок по теме.

Цели:
1) Помочь учащимся 11-х классов в написании сочинения.
2) Показать важность выполнения части «С» ЕГЭ.
3) Познакомить с критериями проверки.
4) Помочь учащимся в составлении плана.

Целевая аудитория: для 11 класса

Обобщить знания учащихся о вводных словах, словосочетаниях и предложениях и их употреблении в речи в рамках подготовки к ЕГЭ. Формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных конструкций в письменной речи. Закрепить навыки аналитической работы со словом.


Целевая аудитория: для 11 класса

Предлагаемый урок является важным этапом при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, так как содержит пошаговую инструкцию для написания сочинения-рассуждения. Данный материал может быть использован учителями русского языка в 10 и 11 классах. Особое внимание уделяется работе с исходным текстом. Автором урока предложены вопросы, которые облегчают понимание исходного текста и помогают учащимся увидеть главное в содержании. Работа с презентацией в ходе урока своей целью видит формирование навыка создания сочинения – рассуждения.

Целевая аудитория: для 11 класса

Урок по теме "Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи" для 11 класса по программе М.М. Разумовской. Сопровождается презентацией. Находится в архивированной папке. Может быть полезен для учителей общеобразовательных школ и использован при подготовке к ЕГЭ.

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная методическая разработка включает в себя подробный конспект урока и мультимедийную презентацию по русскому языку в 11 классе.
Тип урока – урок-тренинг
Цели урока:
- формирование умения правильного чтения текста;
- научить определять тему и проблему текста, формулировать их;
- научить выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

Научить комментировать поставленную проблему;

Целевая аудитория: для 11 класса

Данная разработка предлагается в помощь учителям русского языка, работающим в 11 классе. Урок построен так, чтобы можно было не только повторить теоретический материал по теме «Обособленные уточняющие члены предложения», но и систематизировать, обобщить материал по другим разделам языка, что способствует подготовке учащихся к ЕГЭ. На предлагаемом уроке закрепляются знания учащихся по теме «Уточняющие члены предложения», формируются навыки распознавания и выделения знаками препинания уточняющих членов предложения. Используются разнообразные формы и методы, способствующие формированию прочных знаний.
Материал рассчитан на 2 учебных часа.

Предлагаемый урок русского языка составлен в соответствии с программой по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, является обобщающим в системе уроков по изучению норм русского литературного языка в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

В связи с переходом к новой форме итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ, существенно отличающейся от привычных форм аттестации (сочинения и изложения), возникла необходимость адаптировать уроки русского языка в старшей школе к новой форме аттестации, поскольку традиционная система уроков не ориентирована на подготовку к ЕГЭ. Данный урок поможет учителю организовать обучение таким образом, чтобы совместить изучение темы программы с анализом и выполнением заданий ЕГЭ, связанных с речевыми нормами и культурой речи.

Сочетание традиционных форм и методов работы с ИКТ дает возможность значительно активизировать познавательную деятельность обучаемых, формирует навыки целеполагания и самоконтроля, повышает качество усвоения предложенного учебного материала и отработки навыков выполнения заданий ЕГЭ за счет уплотнения и структурирования учебной информации.

  1. Закрепить понятие языковая норма.
  2. Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.
  3. Формировать навыки использования нормированной речи.
  4. Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи (А 1- А 6, А28)

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточный материал (карточки по материалам ЕГЭ), компьютер (или интерактивная доска),
  • проектор, диск со слайдами мультимедиа (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

2. Орфографическая пятиминутка.

Записать текст (под диктовку).

Объяснить правописание орфограмм, расстановку знаков препинания.

Определить стиль, основную мысль текста, обосновать свой ответ.

(1) Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, правила хорошего тона. (2) Соблюдение или несоблюдение этих правил характеризует воспитанность и культуру человека.(3)Придерживаясь их, человек ведет себя соответствующим образом на работе, в школе, театре, на улице, дома. (4) Но с теми же людьми происходит странная вещь, когда они попадают в лес, на природу. (5) Почему-то считается, что здесь не нужны никакие правила.

3. Индивидуальная работа (проводится параллельно для сильных учеников по индивидуальным карточкам).

Отработка умений и навыков по теме “Правописание Н – НН в причастиях и отглагольных прилагательных” (по материалам задания А14 ЕГЭ).(приложение 2)

4. Мультимедиа. Культура речи и языковая норма

Слайд 1. Тема урока.

Слайд 2. Постановка цели урока.

Слайд 3. Вступительное слово учителя по теме урока.

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие “языковая норма” - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык–язык нормированный, т.е. подчиняющийся определенным нормам. Что же такое норма применительно к языку?

(возможен ответ учащихся, поскольку материал для них не нов).

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Основные признаки нормы:

1) относительная устойчивость;

2) общеупотребительность;

3) обязательность.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения нормами русского языка: орфоэпическими, лексическими, грамматическими.

Слайд 4. Классификация основных языковых норм.

Диаграмма 1. Основные языковые нормы.

Фронтально- индивидуальный опрос:

1. Используя диаграмму, расскажите об основных языковых нормах.

2.Какие орфоэпические нормы вы знаете?

3. Дайте определение понятия “лексические нормы”.

Слайды 5-6. Лексико-орфоэпическая разминка (по материалам заданий А1 – А3 ЕГЭ)

1).Определите лексическое значение паронимов:

сытый – сытный, болотный – болотистый, оживают –

оживляют, абонент-абонемент, будний – будничный,

поступок – проступок.

2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ?

1. Мелиорация болот нарушила водный баланс.

2. В заросшем пруду много водных жуков.

3. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.

4. Водные каналы стали популярными, особенно среди молодежи.

3. Решите орфоэпические задачи (задание А 2)

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ свекла
б/ жалюзи
в/ оптовый
г/ мельком

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ иначе
б/ эксперт
в/ дремота
г/ знамение

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

а/ инструмент
б/ зевота
в/ вчистую
г/ принятый

4) В каком слове звуков больше, чем букв?

а/ юг
б/ объяснил
в/ люк
г/ съемка

5) В каком слове произносится звук Й?

а/ няня
б/ деревня
в/ въезд
г/ колеса

4. Комментарий к выполнению заданий.

Слайд 7. Грамматические нормы языка (общая характеристика)

Таблица 1. Грамматические нормы языка.

Слайд 8. Типы морфологических ошибок (по материалам заданий ЕГЭ)

Таблица 2

Во время заполнения таблицы учащиеся находят правильный вариант формы слова и записывают его.

Слайд 9. ТРЕНИНГ

1. Запишите существительные в именительном падеже множественного числа:

а) адрес, директор, доктор, мастер, профессор, шелк.

б) договор, инженер, офицер, тренер, шофер, месяц, торт, госпиталь.

2. Перепишите, раскрывая скобки:

пара (валенки, ботинки, сапоги, чулки, носки);

много (дела, места (мн.ч.), яблоки, мандарины);

килограмм (апельсины, мандарины, помидоры, томаты);

группа (инженеры, тренеры, шоферы).

3. Просклоняйте числительные:749, полтора, оба(обе)

4. Образуйте все возможные формы степеней сравнения следующих прилагательных: красивый, горький, сладкий, глубокий, маленький.

5.Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.

Слайд 10. Проверь себя.

Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно:

Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Слайд 11. Правильный ответ.

Контейнеры на погрузке, пять килограммов, много народу, множество грузин, все шоферы, несколько мандаринов, 5 килобайт, партия кадетов, красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.

ПРИМЕЧАНИЕ.

1. Если работа проходит в классе с интерактивной доской, слайд 11 исключается, т.к. один из учеников исправляет ошибки прямо на доске, пока остальные делают ту же работу в тетради или на предложенной карточке.

2. С целью экономии времени в классе, где нет интерактивной доски, используется раздаточный материал. Слайд 11 показывается после завершения работы основной массой учащихся; анализируются и исправляются ошибки, допущенные учащимися.

Слайд 12 Синтаксические ошибки.

Таблица 3. (запись в тетрадь и исправление ошибок)

Слайд 13. ТРЕНИНГ

Определите, в каких предложениях нет синтаксических ошибок, объясните свой выбор:

1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось.

2. Ракета-носитель доставлена на орбиту.

3. Поезд отправился согласно расписания

4. Она была молода и красива.

5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом.

6. Когда смотришь вокруг, складывалось впечатление, что ты здесь уже был.

Слайд 14. Синтаксические ошибки (продолжение).

Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами. (Дорожка покрыта снегом, тающим под ногами)
Ошибки в предложениях с деепричастным оборотом Свалившись с размаху в озеро, стало стыдно за свою неуклюжесть.

(Свалившись с размаху в озеро, я ошутил свою неуклюжесть).

Ошибки в построении СПП Книга учила меня думать, которую я прочитал в детстве.
(Книга, которую я прочитал в детстве, учила меня думать).
Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением.

(Петя сказал, что он не согласен с моим мнением)

Нарушение границ предложения. Была уже ночь. Когда я вернулся домой.

(Была уже ночь, когда я вернулся домой).

Слайд 15. Проверочная работа.

Работа проводится в парах (пары составляются по принципу психологической совместимости).

Для работы предлагаются карточки с заданиями по изученной теме (по материалам заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ).

Во время выполнения работы разрешено использовать записи в тетради и памятки, имеющиеся у каждого учащегося.

Время выполнения работы.- 10-15 мин.

5. Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Ряд заданий ЕГЭ (А1 – А6, А28) проверяет уровень владения языковыми нормами. Повторив орфоэпические и лексические нормы, мы особое внимание уделили нормам грамматическим, с которыми связано выполнение заданий А4 – А6, А28 ЕГЭ.
Таким образом, материал по теме “Культура речи и языковые

нормы” имеет не только прикладное, но и практическое значение.

6. Домашнее задание

1.Повторить теоретический материал по теме “Культура речи и языковая норма”

2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы (в устной форме или мультимедиа) (данное задание не является обязательным для всех учащихся. Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).

3. Выполнить задания А4 –А6, А28 (вар.1 – 5), А 14 (вар.6-10)

I. Знакомство с классификацией грамматико-стилистических ошибок

Учитель предлагает учащимся познакомиться с классификацией грамматико-стилистических ошибок.

I. Фонетические ошибки (только в устной речи!).

      1. Неверное смягчение согласных и отсутствие смягчения в не обходимых случаях (Расскажи о своей жиз[ь]ни. Мой отец носит шин[э] ль. Мы были в муз[э]е. У вас хорошие пер[ь]спективы).

        Неверное ударение (Семьдесят процентов доцентов носят документы в портфелях).

        Сохранение диалектных черт (оканье, аканье, южное придыхательное Г, смягчение согласных в 3-м лице глагола).

II. Морфологические ошибки.

        1. Ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, глаголов, местоимений (Граждане, свободных местов нет. Чулков у нас нет, покупайте колготков. Мы хочем жить по-людскому. Ихние цели самые отвратительнейшие).

          Ошибки, связанные с незнанием классифицирующих признаков слова (Она завесила окно тюлью. Я сломала ножницу. Целыми днями о них слышатся крики, брани).

          Неправильное словообразование (Его работу выдвинули на соискательство Нобелевской премии. Мне нравится его веселая остроумность).

II. Работа в тетрадях

Редактирование предложений: учащиеся записывают предложения, ставят звездочку над словом или словосочетанием с ошибкой, записывают исправленный вариант, в скобках указывают характер ошибок.

        1. Врач решил это лекарство оставить. (Двоякое понимание смысла, причина - омонимия слова «оставить».)

          В магазине мне свешали два килограмма сахара. (Смешение паронимов.)

          Они впервые познакомились. (Плеоназм.)

          Страны Евросоюза объединились воедино. ( Тавтология.)

          После кровопролитных боев копыта у крестоносцев были в крови. (Подмена понятия.)

          Когда Татьяну представили Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы. ( Смешение стилей.)

          Иванов исключен из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия. (Нанизывание падежей, использование речевых штампов.)

III. Закрепление

Тест.

Вариант 1

а) арЕст, бантЫ;

б) гравЁр, гладИльная (доска);

в) воспрИняла, баловнИк;

г) безУдержный, диалОг;

д) троЮродный, граждАнство.

          1. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости.

а) предостеречь от поступка;

б) нетерпимая мука;

в) произвести впечатление;

г) высказывать мнение на что-нибудь;

д) иметь представление о чем-либо.

          1. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему значении.

а) Дивиденды были распределены между акционерами в зависимости от числа акций.

б) Скандал разразился, когда свекровь не позволила невестке внести свою лепту в горницу и поставить рядом с кроватью.

в) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения.

г) Парламент заслушал предложение о легализации торговли оружием.

          1. Найдите речевую ошибку.

а) Депутаты Государственной думы стали в курсе этого решения лишь сегодня.

б) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабатывают.

в) В этой ситуации мы не могли предпринимать никаких решительных действий, так что оставалось ждать у моря погоды.

          1. Найдите речевую ошибку.

а) Не думайте, что я против жилищной реформы, - я обоими руками готов голосовать за нее, были бы средства.

б) Она была выбрана режиссером на эту роль из шестисот пятидесяти претендентов.

в) Далеко не все политики, которые вершат нашими судьбами, достойны уважения.

г) Фабрика специализируется на выпуске товаров для малообеспеченных слоев населения, к которому относится большинство граждан в провинции.

          1. Какая ошибка допущена в предложении?

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права.

а) орфографическая;

б) пунктуационная;

в) речевая.

Часы пробили первый и второй час утра, - и он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился.

а) газетно-публицистический;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) научный;

д) художественный.

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

9. Установите значение слова беллетрист.

а) специалист по описанию книг и составлению их перечней, указателей;

в) продавец старинных и подержанных книг;

д) любитель и собиратель книг;

е) человек, который выдает чужое произведение за свое.

Вариант 2

            1. Найдите неправильно поставленное ударение в одном из слов.

а) добЫча, дЕспот;

б) глашАтай, вероисповЕдание;

в) дОллар, догнАла;

г) жалюзИ, дремОта;

д) давнИшний, закупОрить.

            1. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости:

а) провести уборку территории;

б) придерживаться мнения;

в) жертвы во имя прогресса;

г) получить фиаско;

д) усвоить новую специальность.

3. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему значении.

а) Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.

б) В национальном округе доминируют жители коренной национальности.

в) Березовский персонифицирует в себе все негативные качества финансового капитала.

г) Фрегат втянули в гавань и ввели в док.

4. Речевая ошибка допущена в предложении.

а) Командированный отчитался о поездке перед коллективом отдела.

б) В этом году несколько гимназий провели эксперимент: заместо обычной пятибалльной шкалы по некоторым предметам знания оценивали по шкале от 1 до 12.

в) Спасибо вам за то, что вы сейчас, возможно, кому-то вселили надежду, вернули веру в будущее.

5. Речевая ошибка допущена в предложении.

а) В Сочи прибыли самолеты с двумястами пятьюдесятью пятью туристами из районов бедствия.

б) Мои любимые грузинские блюда - из помидоров, баклажанов с грецкими орехами и чесноком - прекрасно готовит моя мама.

в) Главные виновники случившегося - в верхних эшелонах власти, и это никому не секрет.

г) Мои должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами.

6. Какая ошибка допущена в предложении?

Мне иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее, чем длинные нотации сухого и бледного Карла Карловича или разглагольствования гувернантки, старающейся доказать, что вода состоит из кислорода и водорода.

а) орфографическая;

б) пунктуационная;

в) речевая.

7. Определите стиль приведенного ниже текста.

За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег - это папа готовился к рыбной ловле... И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки - нет рыбы. Такое вот было невезение.

а) газетно-публицистический;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) научный;

д) художественный.

8. Определите тип текста задания № 7.

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

9. Установите значение слова лингвист.

а) человек, равнодушный к пище;

б) человек, предрекающий будущее;

в) человек, знающий много языков;

г) специалист в области языкознания;

д) тот, кто произносит речь, обладает даром красноречия;

е) коллекционер марок.

IV. Итог урока

Домашнее задание

Подберите примеры использования речевых штампов в СМИ.

Составитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ № 42 -

Подлинова Светлана Михайловна

Предмет : русский язык

Класс: 11

Тип урока : урок-практикум

Тема урока : Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Учимся понимать исходный текст.

Цели урока:

Ознакомление с содержанием текста В. М. Пескова, методикой работы с текстом для подготовки учащихся к выполнению части С в ЕГЭ;

Развитие логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности;

Воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения, показать путь к успеху.

Оформление доски : портрет В. В. Пескова; рабочие материалы для сочинения.

Эпиграф:

«Постановление о Царскосельском Лицее», 1810 г.:

«Успехи в словесности должны быть при окончании курса доведены до такой степени, чтобы воспитанники на всякую данную материю, по знаниям их и возрасту соразмерную, могли сами написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное».

М.М. Сперанский.

Форма урока: урок - практикум с использование средств современных информационных технологий.

Технические средства: компьютер, проектор.

Предполагаемые результаты:

Формирование коммуникативной компетенции :

Формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, определять позицию автора,

Высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

Обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.

Конспект урока:

1 .Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности учащихся (вызов интереса).

Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Сколько узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ! Например, встречаются такого рода высказывания:

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Эта работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа сделать части А и В и еще нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадается, что невозможно понять, о чем писать!»

«Полгода до экзамена осталось, я текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Вот такие проблемы волнуют ваших сверстников, да, наверное, и вас. Да, ребята, часть С в ЕГЭ самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было сложной задачей для большинства выпускников. Поэтому с помощью данного урока мне хочется помочь вам обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути освоения технологии выполнения задания части С.

2. Постановка задач.

Итак, ребята, сегодня мы проводим урок подготовки к выполнению части С в ЕГЭ.

Обратите внимание на эпиграф урока. Это выдержка из постановления о Царскосельском лицее. Перед выпускниками этого учебного заведения стояла задача: «написать сочинение правильное, ясное и по летам их изящное, но простое, невысокопарное».

Подобная задача стоит и перед вами, уважаемые будущие выпускники!

Чтобы хорошо написать сочинение и получить хороший результат, вам нужно знать, что от вас хотят. Давайте, еще раз уточним! (Прочитать задание к части С ЕГЭ).

Обратите внимание на первую фразу: «Напишите по прочитанному тексту…» и на последующую - «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст - это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст - задача не из легких.

Давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст. Запишите тему урока «Подготовка к написанию сочинению-рассуждению. Учимся понимать исходный текст».

3 . Этап актуализации изученного материала

Давайте обратим наше внимание на речевое оформление сочинения.

Прежде чем выполнять работу, вы должны знать, что от вас требуют. Поэтому необходимо познакомиться с критериями, которые представлены в контрольных КИМах.

Критерии речевого оформления сочинения:

  • Смысловая цельность
  • Связность
  • Логичность
  • Коммуникативный замысел
  • Точность выражения мысли
  • Разнообразие грамматических форм
  • Средства выразительности
  • Богатство словаря

4. Этап предъявления нового материала и отработки умений видеть его характерные особенности.

Чтобы выполнить задание в соответствии с критериями, рассмотрим коммуникативный аспект культуры речи.

Нормативный аспект - это языковые нормы, мы их изучаем на уроках русского языка. Этический компонент - это речевой этикет, которому мы учимся с детства.

А вот коммуникативный аспект предполагает выбор необходимых языковых норм. Чтобы их выбрать, нужно знать коммуникативные качества речи.

Коммуникативные качества речи помогают нам правильно выражать свои мысли как при общении, так и при написании сочинения.

Каковы же эти качества?

1. Точность речи:

- Знание предмета

- Логика мышления

- Умение выбрать слово

Чтобы речь была понятной, необходимо знание предмета, логика мышления, умение выбрать слово.

2. Чистота речи:

- Отсутствие лишних слов

- Отсутствие слов-сорняков

· 3. Богатство и разнообразие речи:

А наш язык богат

· Многозначными словами

· Синонимами

· Экспрессивными словами

· Фразеологизмами

4. Выразительность речи.

Психологическая целевая установка на выразительность речи.

Хорошее, полное сочинение получится, если будем использовать изобразительно-выразительные средства, этому мы учимся на уроках литературы и на уроках русского языка при анализе текстов.

5 . Практическая часть.

путем воспроизведения информации и выполнения упражнений. 1этап. Повторение теоретических знаний о тексте. Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста. Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) о каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

2этап. Чтение текста.

Внимательно читаем текст известного журналиста В. Пескова. Задание: определите тип и стиль речи. (Перед нами текст-рассуждение в публицистическом стиле).

3 этап. Планирование групповой работы:

Определяем тему текста.

4 этап. Исследование текста:

А. Формулировка проблемы.

Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию, необходимую для написания сочинения, и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте.

Автор ее часто маскирует!» - Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …). Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?

Обратимся снова к тексту.

Перечитаем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.

В первом абзаце автор пишет: (1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово. (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

А вот в финале: 26) И все-таки в начале всего стоит Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что дает человеку любовь к природе?

Итак, проблема сформулирована (в данном тексте две проблемы):

1 группа : Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи .

2 группа: Текст Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?

Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху - сформулировали проблему и заработали 1 балл по К1.