Вымпелы летят к планетам. Временные выставки
Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории отечественной космонавтики — вымпелы, которые устанавливались на первые автоматические межпланетные станции (АМС) и отправлялись на Луну, Венеру, Марс. Эти миниатюры в металле исполнялись профессиональными художниками и граверами на Ленинградском монетном дворе.
В начале 1958 года было принято решение о полете к Луне. Тогда же главный конструктор космической программы С.П. Королев решил официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны: послать туда своего рода «визитную карточку» - вымпел с гербом Советского Союза. Инженеры ОКБ-1 Королева за два месяца решили сложную техническую задачу сохранения вымпелов при соударении АМС с Луной. Для «лунников» чеканились круглые заготовки (диски) с гербом Советского Союза на одной стороне и надписью «СССР» и датой на другой. Затем из дисков вырубались плоские пятиугольники, выгибались под форму сферы и наклеивались на шар со взрывчаткой. Была разработана технология взрыва, позволившая части вымпелов сохраниться на поверхности Луны.
С 1961 года вымпелы посылались на Венеру, а с 1962 — на Марс. Вымпелы для Венеры представляли собой алюминиевую медаль с гербом СССР на лицевой стороне и схемой взаимного расположения планет на момент прибытия станции к Венере на обороте. Эта медаль помещалась в титановый шар из двух полусфер. Теплозащита шара сгорала, а сам вымпел сохранялся в атмосфере планеты. Вымпелы для Марса отличались от венерианских расположением планет на схеме.
С 1958 по 1965 год были изготовлены вымпелы более чем для тридцати пусков. Вымпелы изготавливались ограниченным тиражом; экземпляры, оставшиеся на Земле, передавались в качестве ценных подарков ученым, конструкторам, космонавтам и государственным деятелям. Так в 1959 году Н.С. Хрущев подарил президенту США Д. Эйзенхауэру копию вымпела «Луны-2», доставленного на Луну за день до этого. В 1965 году С.П. Королев сосредоточился только на пилотируемой программе и передал разработки АМС на Машиностроительный завод им. Лавочкина.
На выставке представлено около 40 вымпелов из собрания петербургского коллекционера Г.А. Плискина. Коллекция формировалась в течение четверти века. Экземпляры первых космических вымпелов, представленные на выставке, происходят из самых разных источников: от сотрудников космических предприятий, других коллекционеров, с нумизматических аукционов. Среди экспонатов набор лунных вымпелов, аналогичный подаренному Н.С. Хрущевым Д. Эйзенхауэру; венерианские шары 1961 и 1965 годов; медаль для полета на Марс 1962 года и другие.
На открытии выставки будут присутствовать: коллекционер Г. А. Плискин, который расскажет о собрании космических вымпелов и о результатах своей исследовательской работы, позволившей восстановить важнейшие исторические детали запусков АМС в Советском Союзе, и сотрудники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Монетного двора, на котором выпускались первые космические вымпелы.
c 5 апреля по 7 июня Санкт-Петербург
Выставка представляет около 40 космических вымпелов из собрания петербургского коллекционера Г. А. Плискина.
Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории отечественной космонавтики - вымпелы, которые устанавливались на первые автоматические межпланетные станции (АМС) и отправлялись на Луну, Венеру, Марс. Эти миниатюры в металле исполнялись профессиональными художниками и граверами на Ленинградском Монетном дворе.
В начале 1958 года было принято решение о полете к Луне. Тогда же главный конструктор космической программы С. П. Королев решил официально зафиксировать приоритет СССР при достижении Луны: послать туда своего рода "визитную карточку" - вымпел с гербом Советского Союза. Инженеры ОКБ-1 Королева за два месяца решили сложную техническую задачу сохранения вымпелов при соударении АМС с Луной. Для "Лунников" чеканились круглые заготовки (диски) с гербом Советского Союза на одной стороне и надписью "СССР" и датой на другой. Затем из дисков вырубались плоские пятиугольники, выгибались под форму сферы и наклеивались на шар со взрывчаткой. Была разработана технология взрыва, позволившая части вымпелов сохраниться на поверхности Луны.
С 1961 года вымпелы посылались на Венеру, а с 1962 - на Марс. Вымпелы для Венеры представляли собой алюминиевую медаль с гербом СССР на лицевой стороне и схемой взаимного расположения планет на момент прибытия станции к Венере на обороте. Эта медаль помещалась в титановый шар из двух полусфер. Теплозащита шара сгорала, а сам вымпел сохранялся в атмосфере планеты. Вымпелы для Марса отличались от венерианских расположением планет на схеме.
С 1958 по 1965 год были изготовлены вымпелы более чем для тридцати пусков. Вымпелы изготавливались ограниченным тиражом; экземпляры, оставшиеся на Земле, передавались в качестве ценных подарков ученым, конструкторам, космонавтам и государственным деятелям. Так в 1959 году Н. С. Хрущев подарил президенту США Д. Эйзенхауэру копию вымпела "Луны-2", доставленного на Луну за день до этого. В 1965 году С. П. Королев сосредоточился только на пилотируемой программе и передал разработки АМС на Машиностроительный завод им. Лавочкина.
Предметом интереса коллекционеров, прежде всего, являются первые космические вымпелы, созданные по заказу ОКБ-1 Королева. Сегодня это очень редкий коллекционный материал. Особенно вымпелы, выпущенные для запусков АМС, которые впоследствии не состоялись или оказались неудачными - многие из них сохранились только в нескольких экземплярах.
Коллекция Г. А. Плискина формировалась в течение четверти века. Экземпляры первых космических вымпелов, представленные на выставке, происходят из самых разных источников: от сотрудников космических предприятий, других коллекционеров, с нумизматических аукционов. Среди экспонатов набор лунных вымпелов, аналогичный подаренному Н. С. Хрущевым Д. Эйзенхауэру; венерианские шары 1961 и 1965 годов; медаль для полета на Марс 1962 года и другие.
Вход на выставку по единому билету Музея космонавтики и ракетной техники им. В.П.Глушко
Американская инфопомойка подхватила скандал с госпожой Соболь, попытавшись выгородить юриста ФБК, которая, мягко говоря, опозорилась с вбросами на…
Западные СМИ выселили белых из Африки, чтобы найти ЧВК Вагнера
Кот д’Ивуар обрел независимость от Франции только в 1960 году. К сегодняшнему дню в республике осталась внушительна белая диаспора, почти 6%…
Путин призвал пересчитать выплаты пенсионерам
Сегодня президент РФ Владимир Путин в 15-й юбилейный раз выступает перед Федеральным собранием. На мероприятии присутствует около 1000 российских и…
Западные СМИ «выселили» белых из Африки ради ЧВК Вагнера
Согласно статистике ООН, туристический поток в страны черной Африки растет год от года. При этом все больший интерес у европейских и американских…
175 вагнеровцев?! Как США приняли белых специалистов за бойцов
Сегодня в информационном пространстве появилась новость о том, что американский генерал смог посчитать бойцов ЧВК «Вагнер» находящихся в ЦАР.…
Плевать на закон. «Новая газета» продолжает публиковать клевету, несмотря на судебные иски
Многим наверняка знакомо такое расхожее выражение: «Дуракам закон не писан». Я бы его расширила: «дуракам и либералам». Потому как наши либеральные…
Наркопропаганда на деньги Сороса: «Сноб» превращает молодежь в «мясо»
Пропаганда наркотиков плотно вклинилась в повседневную повестку управляемой с Запада оппозиционной прессы. Так СМИ пытаются…
«Новая Газета» подхватила западный фейк об отправке российских бойцов ЧВК в Венесуэлу. Русофоб Дмитрий Быков даже написал стишок на эту…
Стоит отметить, что советские ученые не сразу стали отправлять собак в космос. Целью первых полетов являлось банальное желание добраться до других планет. И стоит признать, они в этом быстро преуспели. И вот тогда-то и встал вопрос, как обозначить свое превосходство над всем миром. Когда в 1958 года было принято решение о полете к Луне, ученые решили, что на планете нужно оставить своего рода «визитную карточку», которая бы подтверждала, что именно российские космонавты впервые смогли достичь другой планеты. Вот тогда и началась разработка первых космических вымпелов.
Российскими инженерами была разработана очень интересная система доставки вымпелов на другие планы: сначала чеканили заготовки с гербом Советского Союза на одной стороне и надписью «СССР» и датой на другой, затем из них вырубались пятиугольники, которые потом выгибались в форму сферы и наклеивались на шар со взрывчаткой. Это напоминало металлический футбольный мяч. Специальная технология взрыва раскидывали кусочки вымпелов по территории планеты.
Первой планетой стала Луна, но затем подобные вымпелы были отправлены на Венеру и Марс. И технология для каждого из них была особенная. Петербургский коллекционер Геннадий Плискин знал, что однажды это станет достоянием истории и собрал около 40 уникальных космических вымпелов. Сегодня в Музей космонавтики и ракетной техники он открыл свою выставку «Вымпелы летят к планетам. 1958-1966» .
На выставке есть экземпляры первых космических вымпелов, которые коллекционер купил у сотрудников космических предприятий, других коллекционеров или нумизматических аукционах. Они доступны всем желающих по единому билету музея. И хоть личную экскурсию об экземплярах коллекции Плискин проводил только сегодня, посетить выставку рекомендую всем.
Плискин Г. "Вымпелы летят к планетам. Первые космические вымпелы ОКБ-1 (1958-1966)." С автографом автора! Формат А5, мягкая обложка, 117 с., СПб, 2017 г. Тираж: 300 экз.
Книга представляет собой первое исследование истории создания и использования космических вымпелов - опознавательных знаков для автоматических межпланетных станций, разработанных в ОКБ-1 в 1958-1965 годах. Автор восстанавливает хронику запусков советских космических аппаратов с вымпелами на борту, основываясь на редких архивных источниках, рассказах участников космических программ, иллюстративных материалах из своей коллекции.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей освоения космоса.
КОСМИЧЕСКИЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
Мне представляется, что книга «ВЫМПЕЛЫ ЛЕТЯТ К ПЛАНЕТАМ» весьма примечательна по следующим причинам.
Во-первых, речь в этой книге идет о космонавтике, об освоении космического пространства. Тема сама по себе достаточно интересная и, к сожалению, в последние годы несколько подзабытая. В особенности в том, что касается истории этого «освоения». Приходится констатировать, что сегодня многие наши сограждане на, казалось бы, совсем простой вопрос: «Кто и когда запустил первый искусственный спутник Земли?» - не просто скромно молчат, но начинают излагать свои версии, в которых по большей части нашей стране места не находится. Как-то стало забываться, кто же на самом деле первым отправил космические аппараты в космос, на орбиту Земли, к другим планетам - Луне, Венере, Марсу. Удивительно, но для некоторых (признаем в скобках, что они все же есть, хотя их - пока - совсем немного) имя Юрия Гагарина - лишь повод вспомнить о хоккейном кубке... Поэтому выход в свет любого издания, в котором история космонавтики рассказывается интересно, правдиво и, что называется, внятно, следует только приветствовать. В данном случае перед нами именно такая книга.
Во-вторых, в книге рассказывается о космических вымпелах - это «предметы, являвшиеся опознавательными знаками страны», которые были «одновременно произведениями прикладного искусства». Насколько мне известно, в литературе - специальной или исторической - применяемый автором подход к истории космонавтики и космической техники практически не встречался. Неоднократно издававшиеся книги о различной космической символике - значках, марках, открытках - конечно, интересны, но все эти предметы, при их несомненной ценности, непосредственного отношения к космической технике не имеют, они - лишь ее художественное отражение. Космические вымпелы, напротив, с техникой связаны самым тесным образом, нередко они являются составной и немаловажной частью самого космического аппарата. Автор рассказывает об истории создания этих произведений прикладного искусства, показывая возникавшие при этом проблемы и приводя технические решения, которые были найдены разработчиками, в ряде случаев - в условиях жесточайшего цейтнота.
И, наконец, в-третьих, автор книги является коллекционером. Сегодня многие числят себя коллекционерами благодаря стараниям издательств, выпускающих серии предметов для коллекционирования - от моделей военной техники до кукол в па- родных нарядах и миниатюрных книг, но покупателей подобных серий следует назвать скорее «приобретателями». Особого труда здесь прикладывать не надо, да и буклеты, сопровождающие приобретаемые предметы коллекционирования, освобождают от сколь-либо заметной интеллектуальной работы.
Настоящий коллекционер, начиная с простого накопления, постепенно становится пытливым исследователем, стремящимся узнать о предмете своего увлечения абсолютно все и еще немного. Поэтому часто цитируемая фраза - «Пристрастие к коллекционированию - первая ступень умственного расстройства» (Бальзак) - некоторым кажется вполне справедливой. Скорее всего, эти «некоторые» не встретили на своем пути чего-то необычного, что загадочным образом заставит их перейти в стан коллекционеров...
Книгу я с удовольствием прочитал за один вечер и думаю, что ее ждет счастливая читательская судьба. Как мне представляется, книгу эту должен иметь в своей библиотеке и человек, увлеченный космонавтикой, и мастер прикладного искусства, и, конечно, всякий уважающий себя коллекционер.
Михаил Охочинский,
Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, ученый секретарь БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова и, по стечению обстоятельств, тоже коллекционер, которому близки и понятны мысли и чувства автора книги.
Одна из интереснейших и малоизвестных страниц в истории космонавтики СССР - вымпелы для первых автоматических межпланетных станций, созданных в ОКБ-1 под руководством главного конструктора С. П. Королева в 1958- 1965 годах. Эти миниатюры в металле, игравшие роль опознавательных знаков страны, были одновременно произведениями прикладного искусства, выполненными лучшими художниками там же, где всегда чеканился главный символ - герб государства, - на Ленинградском Монетном дворе. Редкость предметов, их художественная ценность и символическое предназначение вызывают огромный интерес коллекционеров. Значительная часть сохранившихся вымпелов находится в различных музеях, в первую очередь посвященных космонавтике. Автор как коллекционер столкнулся с недостатком информации о вымпелах - ведь заказывали и изготавливали их режимные предприятия (ОКБ-1 и ЛМД), где не принято разглашать сведения сверх того, что сами организации посчитали нужным выдать в официальных документах. Но прошло время и оказалось, что каждая из них сегодня владеет только неполным объемом информации, недоступной к тому же широкому кругу заинтересованных лиц и музеев. Поэтому автор, в меру своих возможностей, попытался сам, по крупицам, собрать материалы по теме. Использовались все доступные источники: от официальных сообщений ТАСС, изданий различных организаций, печатной периодики, мемуаров деятелей космонавтики и ракетной техники до сведений из ряда музеев, архивов и интервью с сотрудниками организаций, причастными к событиям того времени. Читатель узнает о сложностях испытаний первых лунных вымпелов для обеспечения сохранности при ударе о поверхность Луны, о вымпелах для Венеры и Марса, об их авторах, познакомится с уникальными документами. Для коллекционеров издание может служить каталогом вымпелов, созданных на ЛМД в период 1958-1966 годов. Автор надеется, что книга будет интересна как коллекционерам и сотрудникам музеев космонавтики, так и специалистам в области ракетно-космической техники и широкому кругу читателей, интересующихся историей освоения космоса.
ПРЕДИСЛОВИЕ: М. И. Охочинский КОСМИЧЕСКИЕ «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
ПЕРВЫЕ ЛУННЫЕ ВЫМПЕЛЫ
ЛУНА Е-6. МЯГКАЯ ПОСАДКА
ВПЕРВЫЕ К ВЕНЕРЕ И МАРСУ
ЗЕМНЫЕ ДОРОГИ КОСМИЧЕСКИХ ВЫМПЕЛОВ
Страницы книги:
"Обществе Любителей Нумизматических Знаний" (ОЛНЗ)