Поход на порт-артур в кавказский заповедник. Как приготовить поход - распределение обязанностей

Теперь нам предстояло пройти по западному отрогу. Для этого пришлось спускаться в Безымянку, переходить речку и набирать высоту. С западного отрога виден восточный:

А это вид на хребет Безводный:


Еще одно место нашего учетного участка, куда мы не добрались. Переходить на этот хребет надо с вершины Тыбги. На фотографии видно, что хребет представляет из себя пилу.

Животных было много. Несколько стад серн:


Медведи:



Стоит отметить, что хоть цель учета туры и серны, все равно считаются все животные. Данные заносятся в специальный журнал, указывается во сколько и где были замечены те или иные животные, какое у них было поведение.

По отрогу дошли до крутого подъема в сторону вершины. Путь к вершине по западному отрогу намного более безопасный, надо просто подняться по осыпи. Но задачи достичь вершину перед нами не стояло, поэтому начали спуск в долину Безымянки, то есть в проход между двумя отрогами горы.

Спуск довольно крутой, река образует каскады водопадов, каньоны и часто уходит под снежники:

Метров в 300 от нас на снежнике обнаружили медведя:


Он тоже нас заметил и пошел к нам. Подошел почти вплотную к Безымянки, а мы сидели на другом берегу. От нас до медведя оставалось метров 15. Тут медведь остановился, задумался, покрутился и начал уходить по склону с рододендроном:


Стоило ему перейти реку, и он бы столкнулся с нами нос к носу. На всякий случай держал в кармане заряженный сигнал охотника - штука, стреляющая сигнальными ракетами, но издающая при выстреле звук, сопоставимый со звуком выстрела из ружья. В крайнем случае пришлось бы стрелять в воздух.

Продолжили спуск по долине. Оглянувшись назад, открывается такой замечательный вид:


По пути видели еще много животный: и серн, и медведицу с медвежонком. Река Безымянка периодически образует каньоны:

В районе леса возле тропы нашел крупный подосиновик. Было решено на ужин готовить грибной суп. Одного этого гриба хватило на целый котелок для четырех человек.

Перед походом изучили прогноз погоды на всю неделю. На пятый день предсказывали плохую погоду и прогноз сбылся. Уже с утра пошел дождь и сел туман:


Но к обеду дождь прекратился, хотя и гремело. У нас в планах был небольшой участок - тыбгинские поляны. Специально оставили его на плохую погоду, поскольку это самый простой участок. И после обеда, надев дождевики, выдвинулись по мокрой траве в сторону полян.

Основная надежда - встретить зубров. Так оно и получилось. В общей сложности насчитали 9 зубров. Два зубра сквозь туман наблюдали на поляне на противоположном склоне, видны были только силуэты. И еще 7 штук на самих тыбгинских полянах:


Кто не знает, Кавказский заповедник изначально создавался для восстановления популяции зубров. Даже эмблема заповедника содержит в себе изображение зубра. Зубры на Кавказе были полностью истреблены в районе начала 1920-х годов, а в 1924 году был основан заповедник и начались работы по воссозданию вида. Именно по воссозданию, потому как от кавказских зубров остался только один самец, который жил в зоопарке. От одного самца была воссоздана целая популяция путем скрещивания его с североамериканскими бизонами. В итоге коренной вид кавказского зубра считается полностью вымершим, а на Кавказе обитает зубробизон.

С погодой нам повезло, успели вернуться в лагерь, как пошел сильный дождь с градом.

Ночью был заморозок. Вся трава, мокрая от вчерашнего дождя, покрылась льдом. В то время, как люди в городе мучились от жары за 30 градусов, у нас свирепствовали морозы.

На шестой день решили попытаться добраться до Тыбгинского озера. Оно тоже входит в наш учетный участок. Однако до этого озера мало кто вообще доходил. Ну не дойдем до самого озера, так подсчитаем зверей по пути к нему. Начали подъем на восточный отрог, погода отличная, ни единого облачка. Вот вид на Джемарук:


Для того, чтобы попасть к озеру, надо спуститься с отрога на противоположную сторону, затем подняться на хребет, по которому пройти в сторону вершины Тыбги. И уже с этого хребта спуститься в само озеро. Ну мы и пошли вниз по хребту, по звериным тропам. Спугнули медведицу и двух медвежат:


Встретили серн и оленей, которые и протаптывают тропы:


Но в итоге уперлись в непроходимые кучери. Поняв, что по низу не пройти, пришлось вылезать вверх на отрог почти до самого гребня и продолжать движение траверсом. А впереди вершина Тыбги:


И медведи:


Сзади тоже неплохие виды:


Спускаться с отрога вниз нам все равно было необходимо, медленно начали сползать. Склон травянистый, но очень крутой. Ощущение, что если не держаться, то полетишь вниз. Сброс высоты составил 500 м. Вот вид на отрог Джемарука:


Внизу неплохая речка, возле которой гулял медведь, мы его сильно испугали. Речку вполне можно перейти, есть даже ровное место, куда теоретически можно было бы поставить палатку. Для движения к озеру надо было взобраться на хребет по очень крутому склону. Времени на это у нас уже не оставалось. Полюбовались каньоном, водопадами и окрестными видами и начали движение обратно - вверх по склону. На озеро мы не попали, но маршрут разведали. Возможно, в будущем, покорим это озеро, только надо брать с собой палатку. За один день от Турового лагеря до озера физически не дойти, ведь надо еще вернуться обратно.

Вот, кстати, отличная смотровая площадка, на которую ведет звериная тропа:

Последний день похода предполагал спуск в поселок Гузерипль. Помните, путь вперед мы разбили на два этапа? А назад нам надо было пройти это расстояние до 15 часов, к этому времени в Гузерипль должна была прибыть машина, которая нас заберет. Но путь обратно проще, основную часть маршрута идешь вниз, существенная потеря высоты, что даже уши закладывает на спуске. Хотя ноги от продолжительного спуска все-таки сбил.

Вот от сюда виден Фишь и Оштен:


На этом наш поход и учет успешно завершились. Уже дома подвели итоги учета по данным из журнала, после чего сдали журнал администрации Кавказского заповедника.

Автор упустил из внимания снаряжение, без которого ранешние людишки в длительные путешествия и не пускались. Сейчас эти технологии утеряны и об изделиях на их основах мы можем что-то узнать разве что из сказок.
Но, оказывается, при внимательном прочтении, кое-что можно выудить из рассказов о славных временах 17-го века. Отряд Василия Пояркова был снабжен инвентарём по последнему старинному слову техномагии. Одно из новшеств былых устройств отчётливо прочитывается в походном быту. Это - Ясачный мешок .

Для Ясака при путешествии по Сибири и иным весям. Весьма прожорлив - берет до 1024 объёмов от номинала. Внутренний антиграв обнуляет вес Ясака. Обратная выдача товара - в обмен на свиную кровь.

Оригинал взят у seaface2 в Поход Василия Пояркова на Амур

Если верить историкам, то получается при Михаиле Фёдоровиче Романове (1596-1645) как такового государственного управления не было. Каждый воевода, что хотел, то и творил. Вздумалось якутскому воеводе, вооружённый отряд в чужое государство заслать с целью поживы, и он, воевода ничтоже сумняшеся отправляет отряд вооружённых головорезов в соседнюю страну, ни мало не заботясь о возможных последствиях своих действий для государства и никак эти действия с царём не согласовывая. Вот карта империи Цин:

15 июля 1643 г. хорошо вооруженный отряд, состоявший из 132 казаков, охочих людей и промышленников, выступил в поход. «Для угрозы немирных землиц» Поярков взял, как он писал в своем отчете о походе, «пушку железную ядром полфунта да на 100 выстрелов и на запас и служилым людям для службы 8 пуд и 16 гривенок зелья, а свинцу тож». Воевода дал Пояркову «наказную память», в которой перечислил цели и задачи похода: «...велено ему - Василию на те реки идти, и государевым делом радеть, и серебряной и медной и свинцовой руды проведывать и в тех местах острожки2 поставить и совсем укрепить».

Охочие люди это ваще-то добровольцы. А промышленников (охотников на пушнину) нельзя к охочим людям причислить или их невольно в поход тащили? А ядра им зачем? Они много вреда жилищу данных народов причинят (чум, яранга, юрта)?

Многочисленные струги Пояркова поплыли вниз по широкой и привольной Лене до устья ее могучего притока - Алдана. Этот путь занял двое суток. Значительно труднее было подниматься вверх по Алдану. В течение целого месяца на веслах, а то и бечевой, струги медленно продвигались по живописной реке среди вплотную подступивших к воде нетронутых, диких таежных лесов. Плыть стало еще труднее, когда свернули на правый приток Алдана - р. Учур. Русло реки теснили подступавшие с берегов скалы и горы. Еще через 10 дней дошли до бурной и порожистой реки Гонам. Плавание по этой реке было поистине героическим. Кончилось короткое сибирское лето. Приближалась суровая, беспощадная зима. Когда грянули сильные морозы и река замерзла, флотилия, скованная льдом, вынуждена была остановиться. Пришлось рубить лес и ставить зимовье. С высоких прибрежных скал вдали вырисовывались контуры угрюмого Станового хребта.

По установившемуся санному пути на нартах и лыжах Поярков отправился дальше, взяв с собой 90 человек. Оставшимся на зимовье казакам он наказал весной перевалить через Становой хребет и, построив новые суда, спускаться в них по р. Зее; там намечалась встреча с основным отрядом Пояркова.

На нартах вверх по замерзшему руслу горной реки, через замерзшие пороги? Чо тут скажешь - просто красавец. А нарты кто тянул? Сами казаки? Про оленей то ничего не сказано, про свинец с мелкими подробностями, а за оленей ни слова. И задача просто офигенно выполнимая. За три месяца весны, нужно преодолеть путь по горам протяженностью около 150 км (высота Станового хребта до 2412 м), построить новые суда (как блеать?) и спуститься по речке Зея (а откуда они вообще знали, что там речка такая есть?). Как они вообще ориентировались там? Там же речных рукавов до задницы. Как они не заблудились?

По руслам замерзших рек Поярков добрался до Станового хребта и, перевалив через него, благополучно вышел на берега Зеи. Здесь землепроходцам стали попадаться первые даурские селения. Дауры дружелюбно встретили Пояркова и, не оказывая сопротивления, заплатили ему требуемый ясак. Жители этих мест занимались скотоводством и земледелием: сеяли хлеб, разводили овощи. Поярков подробно расспрашивал их о богатствах Даурской земли, особенно интересуясь ее рудными месторождениями. Но, по уверениям дауров, все изделия из серебра, меди и золота они получали у китайцев в обмен на пушнину.

А на каком языке Поярков подробно расспрашивал дауров? На эсперанто? Или все казаки с детства свободно владеют даурским языком , который принадлежит к киданьской группе монгольской ветви языков и имеет ряд особенностей? А может все дауры свободно русским владели?


(Оранжевым обозначена река Зея, до впадения в Зейское водохранилище).

Наконец, наступила весна 1644 г. Вскоре пришел оставленный за Становым хребтом отряд казаков, который привез с собой провиант. Но запасов было мало, и Поярков поспешил отправиться дальше.
Струги отважных землепроходцев поплыли вниз по Зее. Могучая река несла свои воды среди пологих холмов, сплошь покрытых густым лесом. Вскоре стали попадаться даурские селения - улусы, вокруг которых чернели пашни. На ярко зеленеющих, пышных лугах бродили тучные стада.

Да охереть!!! Они струги за зиму построили, вот так прямо в лесу, в сугробах, без электрорубанка и дрелей. Вот это да, вот это молодцы. А как оставленный за хребтом отряд их нашёл? Не иначе как по GPS, при этом созваниваясь по мобиле. Других вариантов у меня тупо нет.

Река Зея впадала в какую-то еще более широкую и полноводную реку. Поярков решил, что он, наконец, достиг Шилки, которая, по рассказам, впадает в море. Но он ошибся. Это был Амур. Так русские впервые появились на берегах красавца Амура летом 1644 г. Амурская земля показалась казакам сказочно богатой. Рыбы в реке было еще больше, чем в Зее. В плавании по Амуру прошло все лето. Глубокой осенью сильно поредевший отряд Пояркова добрался до устья Амура. У Пояркова оставалось только 60 человек - меньше половины всего отряда. Возвращаться обратно тем же путем было невозможно. Казаки решили остановиться на зимовку. На одном из многочисленных амурских островов соорудили укрепленное зимовье - первое русское поселение на берегах Амура.

Зимой казаки, вышедшие на берег Тихого океана, заготовляли лес для новых больших дощаников. Поярков решил возвращаться в Якутск новой дорогой. Весной 1645 г. казаки построили на берегу Амура большое, крепко слаженное судно. Но при первом же испытании выявились его плохие мореходные качества: судно плохо слушалось руля и было очень тихоходным. Но, несмотря на это, Поярков смело вывел свой отряд из устья Амура на просторы бурного Охотского моря. Все лето дружина Пояркова провела в море, стараясь держаться как можно ближе к берегу, так как плоскодонное судно ежеминутно могло перевернуться. Лишь поздней осенью, когда в море появились первые льдины, а жестокие штормы чуть не погубили судно, Поярков добрался до устья небольшой таежной реки Ульи. Высадившись на берег, он нашел старое, полуразрушенное строение, поставленное побывавшим здесь отрядом Москвитина (см. стр. 315). Тут и порешили зазимовать.

Зимой Поярков собрал с местных жителей - ламутов - ясак, а весной оставил «для ясашного сбору на Улье реке служилых и промышленных людей двадцать человек; и с Ульи реки вешним последним путем нартами через волок до вершины Май реки две недели, а по Мае реке плыл на судне до Алдана реки шестеры сутки, а по Алдану плыл до Лены четверы сутки, а по Лене шёл вверх до Якутского острогу шестеры сутки».
12 июня 1646 г. Поярков с отрядом в 20 человек служилых, промышленных и охочих людей вернулся в Якутск. Так закончилось это замечательное путешествие. Люди совершили этот беспримерный подвиг, не имея ни компаса, ни карт.

Честно говоря, сказки про бабу ягу со ступой и избушку на курьих ножках, кажутся мне более правдоподобными, чем данная героическая эпопея. Ну да это токмо по скудоумию моему, а посему прошу строго не судить. :)

Светлана Воронюк
Туристический поход «По Сосыке по реке»

. Программные задачи :-Расширить знания детей о родной реке Сосыке . Научить детей видеть, слышать,

наблюдать и понимать красоту родной реки, бережно относиться к ней, любить и сохранять.

Сформировать понимание того, что заботиться о природе – значит помогать Родине.

Развивать фантазию детей, речь, эмоциональную сферу, учить ориентироваться на местности.

Побуждать использовать в своих ответах доказательства. Воспитывать любознательность.

Оздоровлять дошкольников в процессе пребывания на свежем воздухе.

Предварительная работа.

Прогулки к реке .

Беседы с детьми о водной среде.

Чтение познавательной литературы о жизни рек. Рассмотрение фотографий с видами

нашей реки Сосыки .

Оборудование :-. Карта – схема, компас, синий фломастер, мяч для игры.

Накануне воспитатель объявляет детям, что завтра они отправятся в туристический

поход . Воспитатель объясняет, что необходимо взять с собой в поход (рюкзак, питьевую воду, еду, какая должна быть форма одежды.

Воспитатель предлагает вниманию детей загадку –

Я и туча, и туман

И ручей, и океан

Я летаю, и бегу

И стеклянной быть могу!

Правильно это вода. А где мы можем встретить воду?

А у нас в станице?

Сегодня мы отправляемся в поход , чтобы познакомиться поближе с нашей рекой

Дети вспоминают правила «Юных туристят » :

Никто не говорит «не могу» , «не хочу» , «не буду» (правило трех «не» );

В гости к реке идем без палки и камня;

Никого не обижаем : ни муравья, ни лягушку, ни цветок;

В походе семеро одного не ждут (идем по силам слабейшего) ;

Учимся слушать тишину и музыку природы, плеск воды у реки;

Помогаем природе (собираем мусор и уносим в контейнеры, складываем в кучи сухие ветки, собираем для поделок камешки, листья, ветки);

Место привала после нас должно быть чище, чем было до нас;

«Ты – настоящий знаток» - скажем мы тому, кто увидел и запомнил много интересного и рассказал об этом.

Карта – схема маршрута.

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправляемся в туристический поход вдоль нашей реки .

Мы должны разделиться на две подгруппы, у каждой из которой будет свое особое задание :

«Штурманы» будут определять, и вычерчивать наш маршрут на схеме, а «Знатоки»

определять направление течения нашей реки, берега левый и правый, растения на воде и у воды.

Дети штурманы рассматривают, определяют направление движения, определяют курс по компасу, отмечают на кате- схеме пройденный путь.

Воспитатель предлагает полюбоваться красотой окружающей природы :

Посмотри, какая даль

Без конца и края,

Речка тихая журчит

В камышах, вздыхая.

Вопросы к детям :

Где мы с вами находимся?

На берегу какой реки расположена наша станица?

Откуда течет река?

Воспитатель. Что вы знаете о нашей реке ?

Воспитатель рассказывает :- Сосыка - степная река , левый и крупнейший приток реки Еи. Длина 159 км На реке расположено три крупных станицы : Павловская, Ленинградская и Староминская.

Наиболее значительные притоки река принимает справа : Попова, Бичевая, Добренькая

Ширина Сосыки разная от 8 до 400 м. На реке есть мелководья и глубины до 6 м.

Название реки происходит от тюркского сасыкъ - «вонючий» . Связано это с наличием в грунтовых водах, питающих реку,сероводорода, имеющего неприятный запах. Сосыка имеет самую большую минерализацию воды среди всех рек края. Вода в реке горько-соленоватая . Раньше наша река была судоходной и по ней корабли перевозили грузы в Азовские и Чёрное моря. Но сейчас состояние реки Сосыки вызывает беспокойство. Река заросла водорослями, которые преграждают доступ кислорода. В результате может погибнуть рыба.

Дно реки забито отложениями ила и гнилых водорослей. Причина тому - русло реки на всем протяжении перегорожено многочисленными дамбами, плотинами. Толщина донных отложений достигает более 5 метров. Река загрязнена. По берегам зарастает тростником.

Следующим нашим пунктом будет такая дамба, которая расположена неподалёку, вниз по течению.

«Знатокам» воспитатель предлагает рассказать, как река выбирает путь для себя, а

«Штурманы» определяют направление течения реки и нашего маршрута, показывают куда нам идти (Туда, куда река течет)

1. остановка «Мост»

Воспитатель обращает внимание детей на мост.

Воспитатель. Для чего люди строят мосты? Какие они бывают?

В этом месте русло реки сужено людьми, это и есть дамба. Она заканчивается узким горлышком через которое проложен мост. Под ним с шумом и грохотом вырывается на свободу задержанная дамбой река.

Проходим на мост и с него осматриваем берега Сосыки , отмечаем, что течение реки тихое и спокойное,а в узком месте становится быстрым и бурным, что река в некоторых местах широкая, а в некоторых не очень. Далее определяем левый и правый берега реки.

Воспитатель. На каком берегу находится наша станица? (На левом)

берегу реки.

2 остановка «Низинка»

Спускаемся с моста вниз и по левому берегу мимо садов и продолжаем свой путь.

Воспитатель обращает внимание на размытые берега. Даже корни у деревьев все оказались наружу, и в скором времени эти деревья могут упасть.

Вопрос для «Знатоков» : -Когда же, в какое время года вода свершила эту свою коварную работу? (Ответы детей.)

Штурманы отмечают на карте крутой берег, и помечают маршрут.

3. остановка.. Рассматриваем растения на реке , передвижение

водомерок по глади воды, деревья растущие рядом с водой и в дали от неё.

Воспитатель. Почему деревья так растут?

4. остановка.

Воспитатель. Стоп! Препятствие! Небольшая канавка преградило путь. Можно обойти, можно перепрыгнуть через неё, можно по бревну перейти

Проведем тренировку – и перепрыгнем, и по стволу пройдем.

«Знатоки» обследуют положенное через канавку дерево и определяют его.

«Штурманы» на карте отмечают препятствие.

5. остановка «Лужайка»

Воспитатель. Привал! Можно расположиться на отдых и перекусить.

Во время привала проводятся наблюдения за растениями луга, обитателями. Рассказ воспитателя о Сосыке . После отдыха дети со взрослыми обследуют место привала, не оставили ли после себя мусор.

Переходим через мост и отправляемся в обратный путь

Воспитатель предлагает детям дома зарисовать самые интересные моменты похода и

принести рисунки в садик, чтобы показать младшим детям и рассказать им об увлекательном походе .

Памятка для родителей по воспитанию любви к природе родной станицы.

1. Совершайте всей семьей прогулки по станице и её окрестностях, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного края.

2. Рассказывайте о своем районе, посетите с ребенком музей.

3. Гуляя по улицам родной станицы и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.

4. Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации.

6. Поощряйте любознательность ребенка.

Конспект туристического похода «Войти в природу другом»
Цель: дать детям представление о том, что река – это сообщество водных обитателей: растений и животных, приспособившихся к жизни в воде.
Задачи:
- формировать у детей представление о реке, как о сообществе водных и наземных растений и животных.
-рассказать о типичных представителях фауны реки.
- развивать связную речь, активизировать словарный запас
- пробуждение познавательной активности детей – состояния их внутренней готовности к познавательной деятельности, проявления поисковых действий, их желания получить новое впечатление об окружающем мире.
-воспитывать доброжелательное отношение к природе, учить видеть красоту природы.
Билингвальный компонент: балык- рыба
Оборудование: рюкзаки,фото рыб, бумажные кораблики, баночка для воды
Предварительная работа: Используя технические средства, видео показывается фильм о важности воды в природе (5-7 минут) .
Составить с детьми карту маршрута.
Беседа:
Воспитатель: Какая река протекает в нашем городе?
Дети: Иртыш
-Кто из вас бывал летом на реке?
Дети называют, кто был.
- Как она тогда выглядела?
Дети: она была тёплая,все купались.
- Как водоём может выглядеть сейчас? Почему?
Дети: сейчас вода холодная, никто не купается
Воспитатель: А теперь вспомните правила поведения в походе. Как надо вести себя на водоёме?
Дети: не шуметь, не толкаться, не рвать растения, не ловить насекомых, не подходить близко к воде и т.д.
Воспитатель: Вспомните наш туристический поход к Дню туризма, сегодня мы тоже с вами отправимся в поход к реке.
Дети строятся парами и вместе с воспитателем и родителями отправляются к реке.
Ход:
По дороге к реке воспитатель обращает внимание детей на состояние деревьев, кустарников; просит их назвать знакомые растения.
Подходя к водоёму, педагог говорит:
Смотришь на воду, кажется в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Вода ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живёт!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь красиво, интересно. Давайте полюбуемся, как блестит вода.(Возле реки дети в течение 10-12 минут осматриваются самостоятельно.)
Сейчас каждый из вас походит по берегу, рассмотрит растения и всё, что находится на берегу. Когда вы услышите сигнал бубна – вернётесь ко мне.
(Дети исследуют берег реки под присмотром родителей, по сигналу возвращаются к педагогу)
Воспитатель: Расскажите, что интересного вы увидели?
Рассказы детей
Настя:« Когда я шла вдоль берега, я увидела рыбаков, у них в руках удочки, они ловили рыбу. »
Гоша: «Я нашёл интересные камни, один похож на голову собаки, другой на облако»
Даша: « А я увидела у самого берега маленьких- маленьких рыбок, это –мальки (мама сказала)»
Исследовательская деятельность:
«Камни бывают разные»
Дается детям задание исследовать камни по форме, по цвету, по размеру.
(Ожидаемые ответы: камни разные по форме, по цвету, по размеру).
« Тонет, не тонет»
Проведение опыта с речной галькой с целью подведения детей к выводу, что “камень тонет в воде”.
Первым кладем в воду кусочек дерева, потом берем камушек и опускаем в воду.
Вывод. Легкий предмет не тонет, а тяжелый тонет.
«Бумажные кораблики».
Воспитатель делает бумажные кораблики, дает потрогать детям, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Дети пускают кораблики в реку и наблюдают, как они намокают.
Воспитатель: Почему кораблики намокают?
Дети: потому что кораблики бумажные,а бумага в воде намокает.
Воспитатель: Ребята, а давайте зачерпнем немного воды, чтобы потом сравнить ее с водопроводной. (зачерпывает воду в баночку и закрывает крышкой)

Воспитатель перечисляет рыб, обитающих в Иртыше: В нашей реке водится очень много разных рыб, таких как лещ, стерлядь и осётр, ряпушка, нельма, муксун, лещ, плотва, елец, язь, и семейство карасей, и еще можно выловить щуку, налима и в большом наличии окуни, судаки, ерши.
(воспитатель показывает фото рыб)
Воспитатель: А вы знаете, как звучит рыба на казахском языке?
Рыба – балык.
Рассказ ребёнка совместно с родителями о щуке:
Щука - хищная рыба. Ее расцветка является отличным примером природного камуфляжа, потому что делает рыбу практически незаметной в камышовых зарослях и среди водорослей, где щука часами может сидеть в засаде, подстерегая добычу. В зависимости от места обитания крапчатая расцветка спины щуки варьируется от темно-оливкового цвета до сложных оттенков серого, зеленого и желтого цветов, вплоть до мраморного. Спинной плавник у щуки расположен на теле сзади, напротив анального плавника, и вместе с сильным хвостом образует мощный двигатель,позволяющий этой рыбе уже при старте развивать невероятную скорость.
Голову щуки невозможно перепутать с чьей-либо другой. Ее голова длинная, плоская, с хищной зубастой пастью.
В верхней челюсти у рыбы помещается несколько рядов мелких, острых как иголки зубов, в нижней челюсти с каждой стороны имеется по пять-шесть больших зубов, и между ними - ряды мелких. Мелкие зубы расположены у щуки даже на языке и небе, поэтому эта рыба способна схватить и удержать в своей пасти добычу, составляющую 10-25% от ее собственного веса.
Воспитатель: вспомните, какие рыбы занесены в Красную книгу?
Дети:осётр, нельма
Воспитатель:Чем отличается река летом и зимой?
Дети: зимой река покрыта льдом, и нет людей, летом вода тёплая и люди купаются
Воспитатель:Предлагаю поиграть в игру «Цапли и лягушки».
Выбрать 2 цапли, начертить большой пруд. Цапли занимают места на противоположных сторонах пруда (передвигаются, высоко поднимая ноги). Остальные дети – лягушки. Они прыгают на двух ногах и говорят:
Мы зелёные лягушки. Веселимся на опушке,
Здесь у нас рядом пруд – цапли в нём нас не найдут.
После этих слов лягушки прыгают в пруд, а цапли стараются их запятнать. Пойманные лягушки остаются на берегу. Молодцы, а сейчас предлагаю отдохнуть.
Конструктивная деятельность: выкладывание из природного материала силуэтов на песке.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки. Будьте внимательны!
Глаза на рогах,
А домик на спине
Дети: улитка
Плещет в пруду чистом
Спинкой серебристой
Дети: рыбка
Вопросы:
Воспитатель: А кто ещё живет в воде и на берегу?
Дети перечисляют насекомых и животных
Воспитатель: Кто живёт в воде и на суше, но своё потомство выращивает в воде? Дети:лягушка.
Воспитатель: Река для человека - это очень хорошо. Почему?
Дети: эта вода поступает к нам в дома, очищенная, мы поливаем ею огород, ловим рыбу
Воспитатель: Река для человека – это плохо. Почему?
Дети: можно утонуть
Воспитатель: Должен ли человек заботиться о чистоте водоёмов? Как?
Дети: не бросать ничего в реку
Воспитатель: Вы и ваши родители должны быть настоящими защитниками природы и относиться к ней бережно.
Воспитатель: Ребята, запомните всё, что вы здесь увидели, а когда придёте домой и расскажите родителям, как много интересного и необычного вы увидели сегодня на водоёме и вместе с ними нарисуете рисунок.
По возвращении в детский сад проводим опыт:
Воспитатель: Я в воронку положу кусочек ватки, затем перелью через нее воду из «речки». Посмотрите, что стало с ваткой?
Дети: Она стала грязной, на ней остался речной песок.
Воспитатель: А теперь тоже самое сделаем с водопроводной водой. Какая ватка, посмотрите?
Дети: Вата осталась чистой
Воспитатель:Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода из реки грязная, ее пить нельзя.


День 4.
День 5.
День 6.
День 7.
День 8.

Поход начинается с трассы на поселок Гузерипль, выходим из автобуса в районе впадения реки Киша в Белую (между Хамышками и Гузериплем). Белую переходим по старому мосту и выходим на тропу, ведущую к кордону Кавказского заповедника Киша. Где-то через километр тропа проходит по мосту через Черную балку. В этом же месте можно спуститься к реке.

Тропа идет по буко-пихтарному лесу вверх по реке Киша. Сама река по большей части протекает в каньоне, течение бурное, много порогов. В очередной раз спускаемся к воде в районе впадения в Кишу реки Безымянка.


По пути встречается множество ручьев, впадающих в реку. На некоторых ручьях красивые водопады. Ближе к кордону несколько полян с ароматом подвяленых на солнце трав.


Итог первого ходового дня - выход к кордону Киша. Протяженность пути составила 17 км. На кордоне остановились на ночлег.

Во второй день надо дойти до реки Шиша, тропа проходит по лесу. На Шише разбиваем лагерь недалеко от русла реки, ставим палатку. Кострище оборудуем прямо возле речки. Более подробно смотрите видео.

На третий день планируем выйти к лагерю на Порт-Артуре. Переход осложнен существенным набором высоты, хотя протяженность не очень большая. Так как на Порт-Артуре есть домик, то палатку оставляем у Шиши, скинув в нее часть ненужных вещей.

По пути организовали небольшой обеденный отдых.


Вторую половину маршрута шли под сильным дождем и в тумане. В итоге вышли к домику. Домик выглядит не очень, внутри частично поломан. Сбросили рюкзаки, и я отправился в поисках дров.


Пройдя метров 300 дальше по тропе обнаружил еще один домик - новый, в лучшем состоянии. Это был реальный облом, особенно учитывая, что моя спутница успела переодеться в сухую одежду. Пришлось снова надевать на себя мокрые вещи и переходить к новому домику.


Вид от домика просто замечательный. Поляна с цветами, мокрая после грозы трава и горы несколькими цепями хребтов, каждый из которых выше предыдущего.


С дровами оказалось весьма туго. Основу леса составляют березы, которые толком не горят. Нашел пару поваленных сосен, они и стали источником дров на все время пребывания в этом лагере. Растопили буржуйку и заварили витаминный чай: черничные листья, молодая сосновая хвоя, цветы манжетки и немного чабреца. На этом третий походный день подошел к концу.

На следующий день небо накрыло тучами, пошел ливень. В итоге весь день просидели в домике. В промежутках между дождем удавалось выскочить за новой партией дров. Вода в ручье, из которого мы брали воду, стала мутной.


На пятый день погода наладилась. Собрались рано утром, позавтракали и начали подъем на Солонцовый хребет. На хребте нас ждало крупное стадо зубров. Зубры лежали в траве и грелись на солнышке. Однако заметив нас начали уходить в лес, создавая мощный гул. Вес зубра может доходить до тонны.


С Солонцового хребта открывается вид на Тхач с его характерными скальными обрывами.


Тем временем зубры окончательно скрылись в лесу.


А мы продолжили движение в сторону вершины хребта. По пути нам встретился одинокий бык, отбившийся от стада. Удалось подойти к нему на очень близкое расстояние.


Внизу в долине рыскали медведица с медвежонком. Нас они не замечали, копаясь в земле в поисках чего поесть.


На другой стороне долины возвышалась гора Ачешбок (Чертовы ворота).


Вершина Солонцового хребта - 2475 м. На вершине стоит старая геодезическая вышка.


С вершины хорошо видны Бамбаки.


А под ногами альпийское разнотравье. В частности, встречается альпийская астра.


Так как вчерашний день из-за грозы просидели в лагере на Порт-Артуре, то на сегодня в планах было не только посетить альпийский пояс высокогорья, но и спуститься к реке Шиша. Поэтому времени на прогулки было совсем не много. Пошли вниз с хребта посмотреть на озеро.

Тхач уже немного с другого ракурса.


И вид на перевал Чертовы ворота.


Встретили пасущуюся серну, уже вторую за этот день.


Озеро особого впечатления не производит, вода грязная. Рядом на склоне до сих пор лежит снег, хотя уже август месяц.


Ближе к Бамбакам просматривается вагончик, который можно использовать, чтобы укрыться от непогоды. До вагончика достаточно далеко, делаю фотографию с зумом.


С этого места двинулись назад к домику на Порт-Артуре, но другим путем, не по хребту, а по низу через лес. Тропа оказалась тяжелой, постоянно терялась в траве, периодически уходили в сторону по звериным тропам. Все это усложнялось высотой травы выше человеческого роста и глубокими крутыми балками. Вышли к домику уставшие и вымотавшиеся. Пообедали, собрали рюкзаки и начали спуск в сторону Шиши.

Прошли поляны, по которым плутали в тумане и под дождем, когда шли вперед. Сквозь сосны проглядывается скала Афонка.


Далее в лесу наткнулись еще на одно стадо зубров. Никогда раньше не встречал зубров в лесу, так как это достаточно редкое явление. Фотографий лесных зубров нет, просто не успел их сделать. Зато заснял животных на видео - .

Ближе к вечеру вышли к палатке возле Шиши.


На шестой день похода надо вернуться в кордон Киша, а это не так далеко - полдня пути. Первую половину дня провели возле Шиши, искупались в реке, посидели у костра, отдохнули.

Вышли после обеда, к этому времени небо начали затягивать тучи и периодически слышались раскаты грома. И дождь нас таки накрыл, причем очень сильный ливень. На Кишу пришли полностью вымокшие. Обустроились в доме на кордоне, занялись сушкой вещей и готовкой ужина.

На следующий день сходили к реке Киша и на другой берег.


Спешить особо некуда, на этот день по планам выйти на четвертый километр, то есть на тропу, где до трассы остается 4 км. Но после обеда погода снова начала портиться. До места стоянки успели дойти до дождя, установили палатку, после чего зарядил ливень. Вода в реке стала очень грязной, светло-коричневого цвета. Однако неподалеку был неплохой родник с чистой прозрачной водой.

В последний походный день собрали палатку, вещи и пошли к трассе. В районе Черной балки спустились к реке, позавтракали. Затем вышли на трассу, где дождались автобуса и отправились обратно в цивилизацию.