Русь и первые русские князья кратко. Деятельность первых киевских князей

Запрещенная Русь. 10 тысяч лет нашей истории – от Потопа до Рюрика Павлищева Наталья Павловна

Князья Древней Руси

Князья Древней Руси

Еще раз оговорюсь: на Руси князья были, что называется, испокон веку, но это были главы отдельных племен и племенных союзов. Зачастую размерами своих территорий и населением эти союзы превышали государства Европы, только жили в труднодоступных лесах. То, что историки позже назовут Киевской Русью, это суперсоюз племенных союзов. И вот уже в нем появились сначала приглашенный, а потом получившие власть по наследству князья рода Рюриковичей.

Сначала основатель рода Рюрик.

Историки нашли только одного князя с таким прозвищем (это не имя, Рюрик значит Сокол). И мать у него звали Умилой, и была она дочерью ободритского князя Гостомысла. Вроде все сходится, но споры продолжаются. Попробуем разобраться. Сначала о рюриковском деде.

Гостомысла не единожды называют ободритским князем. Что бы это значило? Ведь у Ильменя жили словене, чудь, меря, весь, кривичи, но никаких ободритов. Знакомо? «Чай, чемодан, чебурек, Чебоксары… Никаких Чебурашков нет…» А ведь были. Только не под Новгородом, а где бы вы думали? Правильно, на территории нынешней Германии! Немецкие анналы 844 года рассказывают о походе короля Людовика Немецкого (вполне историческая личность, и поход был) на земли ободритов, то есть балтийских славян, один из которых Гостимусл. Большинство ободритских князей оказались ушлыми, они присягнули на верность Людовику, а как только опасность миновала, клятву ничтоже сумняшеся и нарушили. Не таков «наш» Гостимусл! Он погиб, но не сдался! Нравится вам такой предок? Тогда читаем дальше.

Если принять того самого Гостимусла несгибаемого за новгородского Гостомысла, то интересно, как это он мог посреди боя успеть наказать соплеменникам насчет внука, да еще перед этим посоветоваться с волхвами? В перерыве на ленч? Но, возможно, погиб не прямо на поле боя и наказать все же успел. Тогда при чем здесь Новгород, который вообще появился гораздо позже этого самого трагического случая? И все-таки рациональное зерно во всем есть (может, его и узрели древнерусские летописцы?). Вскользь в рукописях упоминается, что внук Гостомысла (только не тот, которого призывать надо было, а другой, старший) Вадим по прозвищу Храбрый удрал (видимо, с остатками недобитого племени) к Ильменю и сел там. Именно на этом месте когда-то стоял древнейший город Словенеск и встал Новгород.

А есть другое мнение, что Вадим с Гостомыслом ну никак не связан, и Рюрика действительно звали к себе ободриты, и на Ильмень он явился не только без приглашения, а очень даже наоборот, захватчиком. Тоже может быть. Кому же понадобилось делать Гостомысла новгородским старейшиной? Вероятно, захотелось реабилитировать Рюрика.

Но вернемся к первой, бывшей долгое время официальной версии.

Так вот, было у Гостомысла четыре сына, погибших кто в бою, кто на охоте, и три дочери. Сын старшей из них, Прекрасы, Вадим, хотя и был Храбрым, но соплеменникам почему-то не очень нравился («бо негож был»). Средняя дочь Умила вышла замуж, по некоторым данным, за конунга Людбранта Бьерна из скандинавского рода Скьельдунгов. У нее было два сына (хотя вообще у Людбранта гораздо больше), одним из которых и был тот самый Геррауд по прозвищу Рюрик.

Все сходится? Похоже, но есть одно «но» (этими «но» полна древнерусская история). Ободриты были западными славянами и жили по рекам Одер и Эльба (Лаба), поэтому их еще именуют полабскими славянами, позже на эти земли пришли немцы, и славянская история здесь закончилась (чтобы продолжиться уже у Ильменя?). Одним из ободритских городов был город Рерик. Историки согласны, что город большой и богатый, одна загвоздка – где стоял, найти никак не могут. Сейчас считают, что это Мекленбург.

После посещения славного града Рерика татями под мудрым руководством датского конунга Готтрика купцы из этого торгового центра перешли в другой славный город Хедебю (он до того Слисторпом звался). Сами перешли или под конвоем – об этом история умалчивает, только стал хиреть после такой несправедливости Рерик, пока и не был в 844 году другим доброжелателем Людовиком захвачен и разорен. Это называется «ободритской» теорией.

Между прочим, в Мекленбурге бытовала легенда о том, что у князя ободритов Годолюбе были три сына: Рюрик, Сивар и Трувар. Они пришли в Руссию и стали править – Рюрик в Новгороде, Сивар – во Пскове, а Трувар – в Белоозере. Если помните из школьных учебников истории, Рюрик сел в Новгороде, а его братья Трувор и Синеус в Изборске (рядом с Псковом) и Белоозере (на Онеге). Интересно только, легенда была списана с наших летописей, летопись ли повторяет легенду, или они действительно говорят об одном и том же событии?

Немецкие хроники сообщают, что конунг Людбрант Бьерн из скандинавского рода Скьельдунгов был женат на дочери ободритского князя (или воеводы?) Гостомысла (наверное, не только на ней, но это уже к делу не относится) Умиле и имел от нее двух сыновей – Харальда и Геррауда.

Если основательно покопаться в скандинавских сагах, то в предках Людбранта Бьерна вполне можно найти не только легендарных личностей из истории сканов (а Скьельдунги – один из стариннейших и славнейших родов), но и самого бога Одина (!). Удивляться здесь нечему, мы это проходили (и проходим сейчас). Давно ли каждая лошадь (кроме разве что зебр) в наших конюшнях непременно вела свою родословную от Первой конной Буденного, а ее хозяин был потомственным батраком (читай: «трудовым крестьянством») или рабочим Кировского завода (читай: «гегемоном»). Сменился ветер истории, и коняки оказались потомками красавцев парадной выездки двора Его Императорского Величества, а хозяева вдруг обнаружили у себя дворянские корни и стали посещать балы в Дворянском собрании. Это же все от желания зависит. «Хочешь быть счастливым? Будь им!» – так говаривал незабвенный Козьма Прутков. То же и про родословную сказать можно, если очень хочется, корни любые найдешь. Но не о том речь.

Итак, где-то в 780-м далекий потомок Одина Людбрант Бьерн из рода Скьельдунгов был из родной Ютландии (для тех, кто в школе географию прогуливал, напомню: это полуостров, на котором сейчас Дания, и не только она) изгнан, надо полагать, не за курение в общественных местах, и стал вассалом Карла Великого, того, который почти всю Европу в одну большую кучу собрал. Великому тоже нужны на службе лихие люди, викинги в смысле, потому получил Людбрант от него в 782 году в лен, то бишь во внешнее управление (читай: «грабеж»), Фрисландию. Земля богатая, жил муж Умилы со своей многочисленной семьей не так чтоб бедствуя, до 826 года, когда и отправился к своему богу Одину, будучи призванным. Лен перешел к старшему сыну Харальду.

Этот старшенький в тот же год крестился со всем своим родом (скорее всего, и младший брат с ним) в Ингельхейме и перешел под покровительство наследника Великого Карла – Людовика Благочестивого. За что, видимо, получил более богатый лен – Рустинген во Фрисландии. Неудивительно, викинги крестились по десятку раз, а то и больше ради богатых подарков, оставаясь при этом в душе язычниками. После его смерти лен достался младшему Геррауду, но в 843 году отошел к Лотарю, другому наследнику папаши Карла.

Как поступали викинги, если их лишали мест кормежки? Правильно, выходили на вольный разбой! Геррауд из рода Скьельдунгов, надо полагать, показал Лотарю на что горазд, поскольку тот пошел на попятный и вернул ему Фрисландию на условиях защиты земель от остальных набежников. Но то ли сидеть дома стало скучно, то ли лен мало богатств давал, только в 850 году Геррауд, у которого уже прозвище было Рюрик, что значит Сокол, двинул свои драккары на восток Варяжского моря, то есть в озеро Нево, где пограбил старинный город Ладогу и взял с нее хорошую дань. В этом походе участвовал и викинг по имени Рольф, которого за грузность коллеги по разбою прозвали Пешеходом (ни одна лошадь не выдерживала, приходилось передвигаться на своих двоих). Якобы этот самый Рольф прибил белый щит к вратам Ладоги в знак того, что город сдался без боя. Дело, в общем-то, обычное, только Ладога никаких ворот не имела, поскольку градом не была. Град – это прежде всего крепость, а у тогдашней Ладоги крепости не было.

О самой Ладоге разговор будет позже, а вот имя Рольф Пешеход запомните, этот человек, возможно, сыграл огромнейшую роль в истории Руси. После такого подвига, как приколачивание щита, Рольф стал приятелем Геррауду-Рюрику, это привело к их родству. Считается, что сам Рюрик (в который уж раз!) женился на сводной сестре Рольфа Ефанде, а Рольфу в жены не пожалел своей дочери Силькизиф (чего их жалеть-то?).

Видно, чем-то не понравилось поведение Рюрика Лотарю, тот вдруг в 854 году заменил дорогую сердцу Сокола Фрисландию на Ютландию.

Вот этого-то «вольного казака» Геррауда-Сокола Людбрантовича Победоносного Заслуживающего доверия и позвала Ладога, «не помня обид», к себе (в качестве защитника от других набегов, надо думать?) в 862 (870?) году, если верить товарищу монаху Нестору, правленному товарищем игуменом Сильвестром. Ничего удивительного, многие поступали так же, а тут получается, даже внука своего князя кликнули. Кому же, как не ему, крепости ставить да жизнь налаживать, чтоб торговые ладьи могли спокойно ходить не только по Волхову, но и по Варяжскому морю? И поставил ведь! В Ладоге и Ново Граде поставил. Укрепил, так сказать, рубежи славянской земли.

Одно замечание. Летописи твердят, что сел Рюрик сначала в Ладоге, а потом в Новгороде, и звали-то его из Новгорода. Если помните, Великий Новгород стоит в месте, где древний Волхов вытекает из озера Ильмень, направляясь к Ладожскому озеру (бывшему Нево). Но археологи, сколько ни ищут, следов того Новгорода ранее Х1 века найти не могут. И не могут решить, по отношению к какому городу его назвали новым. К древнему Словенеску? Но вряд ли Рюрик мог помнить о таком. К Ладоге? Но она городом не была.

Зато в одной из летописей Новгород назван по-другому – Невогородом, то есть городом, стоящим на Нево (озере, а не реке). Во времена Рюрика реки Невы еще не было, об этом я уже упоминала, зато на озере Нево (Ладожском озере) предположительно стоял большой город в районе нынешнего Приозерска, как раз там, где древнее озеро выливалось в Варяжское (Балтийское) море.

Так, может, звали Рюрика из Невогорода и относительно него Новгород назван был новым? Или все же Невогородом звали древнюю Ладогу и уже относительно нее Новгород именован «новым»? История ждет своей разгадки. Может, удастся раскопать следы древнего Невогорода, это многое объяснит. Можно вспомнить и свидетельства древних арабов, что столица, да и вся земля русов стоит на огромном острове с очень влажной почвой и сырым климатом. Вполне, кстати, похоже на Карельский перешеек. Это сейчас он перешеек, а раньше, по сути, был большущим островом. Как вам такая загадочка? Места, между прочим, красивейшие и богатейшие, хотя и впрямь влажноватые.

И еще одна версия на тему, почему конунг Рюрик некоторое время практически носа не совал дальше Ладоги и почему сама Ладога, не имевшая защиты в виде крепости, редко подвергалась разорению со стороны охочих до чужого добра северо-западных соседей.

Не так давно ученые вдруг вспомнили, что не всегда река Волхов, на которой стоит Ладога, была тихой и спокойной. Дело в том, что древний Волхов имеет пороги несколько выше и ниже Ладоги по течению. Сейчас большая часть их скрыта под водами водохранилища для Волховской ГЭС, а во времена Рюрика они выглядели весьма устрашающе: узкий проход меж крутых отвесных берегов, сильное встречное течение и невозможность обойти по берегу. В таких местах даже самая сильная дружина поневоле оказывалась под прицельным огнем аборигенов. Так, может, знаменитый конунг долго сидел в Ладоге, пока не договорился с приильменскими старейшинами? Тогда его призвание действительно больше похоже на простой наем на работу.

Главным возражением тех, кто не верит в призвание именно этого Рюрика (хотя других не знают), до сих пор остается то, что Геррауд-Рюрик то и дело появлялся в Скирингссале – главном городе викингов, где те вполне успешно торговали награбленным товаром и собранной данью. Даже, мол, к Лотарю ходил и позже, в 873 году, получил новый лен от другого Карла – Лысого (его еще Толстым звали, это, видимо, зависело от роста самого зовущего, кто повыше видел лысину, кто пониже – живот), а вернее, старый – Фрисландию. Выклянчил-таки!

Ну и что? Почему в набеги можно уйти на год-другой и потом вернуться хозяином, а из Ладоги нельзя? Из Фрисландии оно куда как опаснее, соперников много, так и глядят, чтобы себе захапать, а Ладога она аж за Нево и, опять же, под присмотром Рольфа, который новое прозвище получил взамен Пешехода. Стали его звать Хельги, то есть Мудрый Предводитель. Кто сказал, что этот самый Мудрый Предводитель хуже правил, чем сам Сокол? Мы-то знаем, что лучше, гораздо лучше, потому что этого Хельги славяне в Ольга (а мы в Олега ) переделали и со временем свое прозвище дали – Вещий !

И что в немецких хрониках про его, Рюрика, доблестные деяния на земле ильменской ничего не рассказано, тоже понятно. Может, не кричал на площадях про свои завоевания, чего же секреты раскрывать? Во-первых, места богатые, мало ли кто позарится? Во-вторых, может, и призван был по трудовому соглашению, так сказать, а значит, не хозяин, о чем всех оповещать тоже не к лицу. Кто ж его разберет через столько лет? Короче, молчал этот Рюрик себе в усы и старался усидеть на двух стульях – и славян не упустить, и свою Фрисландию тоже. Кажется, удалось.

А система правления с приглашенным князем, которого вече в любой момент турнуть могло, в Новгороде прижилась, в нем только такие князья и были. В общем, наш Рюрик даже в каком-то смысле первопроходцем является. Ноу-хау, так сказать.

Еще замечание: летописец привязывает появление Рюрика в качестве князя к царствованию византийского императора Михаила (между прочим, имевшего довольно понятное нам прозвище «Пьяница»). Это все потому, что впервые о русах византийские хроники упоминают в связи с их налетом на Константинополь в 864–865 годах. Так вот, император Михаил III действительно правил с 842 по 867 год, но летописец называет первым годом его правления 852 год, таким образом отодвигая все даты на десять лет. «А от перваго лета Михаилова до первого лета Олгова, Рускаго князя, лет 29; а от первого лета Олгова, понеже седа в Киеве, до перваго лета Игорева лет 31; а от перваго лета Игорева до перваго лета Святославля лет 33» и т. д. Отсюда и взяты все официальные даты: соответственно 852–881-912-945 годы. Кстати, о Рюрике здесь ни слова! Странная забывчивость, однако об основателе династии не упомянуть грешно.

Но если отталкиваться от реального начала правления императора Михаила – 842 года, то получается настоящая ерунда: 842–871-902-935 годы. Позже читатели поймут почему. Интересно, летописец напутал или сознательно исказил даты? Кстати, это дало основание для появления великого множества гипотез: о существовании двух князей Олегов, один из которых был связан с Рюриком, а второй нет, о том, кто же такой князь Игорь и какое отношение имел ко всем остальным…

Про Рюрика Людбрантовича Победоносного вроде ясно, а что дальше? Ну, пришел, ну, поправил с помощью родственника, ну, ушел… То ли уплыл обратно во Фрисландию, то ли помер (или даже погиб) – историки еще не решили. Дело в том, что могилы с золотым гробом, какой у князя вроде был, найти никак не могут. Но нам не это интересно. Кстати, кроме самой «Повести», упоминания Рюрика нигде нет , действительно создается впечатление, что известие о нем просто притянуто за уши. Согласно Нестору под редакцией Сильвестра Рюрик оставил после себя сына Игоря под присмотром того самого Рольфа-Олега, который Вещий.

И тут начинается подлинный детектив.

Следующий правитель по официальной версии – князь Олег . Правил сначала Новгородом, а потом Киевом как регент малолетнего князя Игоря, а по сути сам за себя. По поводу этого князя тоже сломано не счесть копий, он согласно летописи был весь положительный (а как же иначе, ведь доверили наследника!), один недостаток – язычник. За что и поплатился смертью, предсказанной своими же волхвами, от укуса змеи. Сначала возражения, а потом о настоящих заслугах великого князя.

Летопись твердит, что был просто дядькой-наставником при княжиче из-за его малолетства. Другие историки возражают, мол, Рюрик здесь вообще ни при чем, князь Олег сам по себе, и не из Новгорода пришел в Киев, а совсем наоборот, из Киева подчинил себе вольный град на берегу Волхова (сначала его поставив?). По поводу дядьки-наставника: что-то долговато наставлять пришлось, ведь в год смерти князя Олега «малышу» Игорю было как минимум лет 37! И завещал Рюрик сыну Новгород, а Киев князь Олег взял по собственной инициативе, мог бы оставить подопечного на съедение новгородским боярам, зачем же с собой брать? Те припомнили бы княжичу убийство Рюриком Вадима Храброго. Когда-то выдающийся русский историк Татищев заметил, что летописец, писавший «Повесть», был не слишком сведущ в истории первых князей Киевской Руси. Что ж, очень на то похоже…

Но господь с ним, с тем, откуда пришел, главное, что захватил Киев обманом: согласно летописи приплыл, маскируясь под купеческий караван, выманил к себе на берег киевских князей Аскольда и Дира и убил их. В Киеве до сих пор помнят Аскольдову могилу. И ничего, что Дир, судя по всему, жил за много лет до Аскольда, притянули за уши – и все тут. Есть мнение, что Аскольд тоже жил задолго до Рюриковичей, лет этак за сто. Не будем сейчас трогать историю про Аскольда и Дира, вернемся к князю Олегу.

Олег взял Киев твердой рукой, это было не очень трудно, поляне отличались спокойным и покладистым нравом, им было, пожалуй, все равно, что Аскольд, что Олег. Все одно – дань платили хазарам (Аскольд был хазарским тадуном – сборщиком дани). Про загубленного князя не забыли, но сопротивлялись, пожалуй, только те, кто лет за десять до этого бежал из Новгорода в Киев от Рюрика. А вот окружающие племена древлян, северян, уличей, тиверцев, радимичей и других князь последовательно примучивал. Кого с боем, как древлян (те еще столетие не упускали случая, чтобы не взбрыкнуть), кого почти мирно. Налагал дань, тоже не одинаковую, кто сам подчинялся, рассуждая, что хазары они далеко, а князь с дружиной рядом, тем полегче, а которые как древляне, тем тяжелую.

Одно поэт заметил верно: смерть князю предсказал кудесник. Именно кудесник, а не волхв. Велика разница? Есть немного, кудесники – это жрецы угро-финских племен, они-то не могли относиться к князю-захватчику с горячей любовью, им первым досталось от хозяйничанья варяжских дружин на новгородской земле. Могли они подсунуть князю аспида? Вполне, но вероятнее другое. Князь Олег болел перед своей смертью, может, траванули сначала, а потом на бедного ужика все и свалили?

Это по поводу смерти. Но славен князь делами.

Это он назвал Киев будущей матерью городов русских (практически объявил столицей), при нем впервые в межгосударственном договоре прозвучали слова «Мы от рода Русского…». По поводу договора нужно поговорить отдельно.

Как уже сказано, князь сам с хазарами не воевал, а вот на Царьград, то есть Византию, ходил, и с огромным успехом.

Немного «чужой» истории . Жизнь Руси нельзя рассматривать отдельно от ее соседей. Как бы ни были отрезаны некоторые племена лесами и болотами от остального мира, им все равно приходилось торговать, а значит, вступать во взаимоотношения с другими народами. Тем более тем, кто сидел по судоходным рекам.

Самая знаменитая летопись «Повесть временных лет» рассказывает нам о нескольких торговых путях. Прежде всего о пути «из грек в варяги». Именно так: из грек , подчеркивая, что варяги к грекам ходили своим путем. В чем разница? Греки к варягам, то есть в Варяжское (а сейчас Балтийское) море, плавали через Русь. Для этого нужно было пройти от Константинополя (ныне Стамбула), который русские звали Царь-градом, Черным морем до устья Днепра, подняться против течения до волоков на Ловать, по ней плыть до озера Ильмень (это все на север, на север), из Ильменя в Волхов, по нему через пороги до озера Нево (Ладожского), а дальше в Варяжское море. Реки Невы, которая сейчас соединяет Ладожское озеро с Балтийским морем и на которой позже царь Петр свое окно в Европу – город Санкт-Петербург – рубил, тогда не было, озеро просто широким потоком сливалось в море гораздо севернее, там, где сейчас множество мелких протоков реки Вуоксы. Река Нева – самая молодая река Европы, просто дно озера Нево (Ладожского) поднялось, его воды на некоторое время оставались запертыми, но потом пробили новое русло и превратились в реку.

А вот варяги к грекам ходили другим путем – морским вокруг примученной ими же Европы. Почему? На водном пути из грек в варяги было довольно много сложностей. Прежде всего это тяжелые волоки, когда суда приходилось ставить на катки и перетаскивать по просекам, рискуя превратить за это время в груду дров для печи. Во-вторых, Днепровские пороги, о сложности их прохода могут рассказать названия – Иссупи, что значит «не спи», Леанди – «кипящая вода»… Да и пороги возле Ладоги оставляли мало шансов выйти сухими, вернее, живыми.

Русичи ходили к грекам на лодках-однодревках, которые византийцы звали моноксилами. Однодревки не потому, что челноки, а потому, что киль вырубался из одного огромного дерева, так крепче, а борта лодки нашивались досками, их можно было быстро разобрать и после прохода порогов снова собрать. Варяжским тяжелым драккарам с глубокой морской посадкой такое путешествие смерти подобно. Проще вокруг Европы морем.

Правда, скандинавы все же ходили и Волховом, и Ильменем, и суда тащили, но только на восток, по Волге до Хвалынского (Каспийского) моря и в Арабский халифат. Туда через греков пройти было сложно, Византия всегда воевала с арабами, как и арабы с ней.

Это что касается торговых путей. Теперь о соседях.

Слово хазары слышал каждый. Кто это, что за страна такая – Хазария? Почему это название звучит проклятием даже для нас, далеких потомков тех русичей, что соседствовали с ней в VIII–X веках? Генная память, не иначе. К описываемому времени Хазарский каганат со столицей городом Итиль, стоящим на Волге, был одним из сильнейших в своем регионе, его власть распространялась на все Причерноморье от Волги до Днепра (между прочим, скифские территории!). Сотни тысяч славян-пленников были проданы на невольничьих рынках Хазарии. От власти хазар смогли уйти, переселившись в другие земли, болгары, создавшие Дунайскую Болгарию, и угры (венгры), бежавшие за Карпаты.

Хазария вела постоянные войны с арабским халифатом за Закавказье и с Византией за регион Крыма. К VIII веку в государстве сложилась несколько странная ситуация, Хазария точно разделилась надвое: основная масса населения была мусульманами, а правящая верхушка иудеями. В столице Итиле районы не просто заселялись по вероисповеданию, там даже суды, кладбища, рынки были отдельно для мусульман, отдельно для иудеев (караимов).

Расцвет Хазарии – VIII век, когда ей платили дань восточнославянские племена, богатые скорой (пушниной), рыбой, медом, воском, лесом, а главное, челядью (рабами). В IX веке киевский князь Олег, примучив некоторые из этих племен, заставил платить дань себе, а не хазарам. Русичи начали давать активный отпор слабеющей Хазарии, и в X веке князь Святослав Игоревич наголову разбил хазар, уничтожив Хазарский каганат как государство.

Хазария то воевала, то шла рука об руку с другим соседом Руси – Византией . Русь непосредственно с Византией не граничила, но дань, собранная от озера Нево до Днепровских порогов, сбывалась прежде всего на рынках Царьграда (Константинополя). И сами греки активно торговали в Киеве на Подоле, на рынках в Новгороде, в Гнездове и по всему водному пути. От смены власти в Византии и от умения греков договариваться (попросту подкупать) с соседями во многом зависело спокойствие на Руси.

Ко времени прихода к власти в Киеве князя Олега отношения с Византией у славян были не самые хорошие, то есть их как бы не было. В 860 году кто-то из славянских князей совершил исключительно удачный набег на Константинополь, взяв большую дань и оставив на память у греков дрожь в коленках при упоминании слова «Русь». Историки никак не могут решить, кто из князей это был. Летопись утверждает, что Аскольд и Дир, но ставит набег под 860 годом, а греки описывают свой ужас от появления славянских ладей под их стенами под 866 годом.

Византия смогла попросту откупиться золотом, дорогими дарами и даже за деньги крестить князя русов. Заметим, что в те времена само крещение не было чем-то из ряда вон выходящим, для большинства оно особо ничего не значило. Варяги часто крестились больше десятка раз, чтобы получить богатые дары, а после этого правили тризны по умершим, как обычные язычники. Во всяком случае, сведений о священниках, которые были отправлены с крещеным князем на Русь, не сохранилось, куда девались, никто не знает. Языческая Русь была способна перемолоть и не такой десант по обращению в новую веру.

Сама Византия славилась не столько своей силой, сколько богатством и умением подкупить всех и вся. Византийские императоры манипулировали соседними странами по принципу «подкупай и властвуй». Не единожды направляли на русов тех же хазар или печенегов, стравливали болгар и угров…

Время от времени мы будем совершать небольшие экскурсы в историю Византии, чтобы попытаться объяснить те или иные события.

Но вернемся к князю Олегу, которого тогда еще не звали Вещим. Напомним, что согласно летописи он появился в Киеве с маленьким Игорем на руках, обманом выманил на берег Днепра киевских князей (или князя), убил их и объявил Киев матерью городов русских (между прочим, по-гречески «деметрией», что в дословном переводе означает просто столица). Видно, киевлянам перспектива стать столичными штучками понравилась, они особо сопротивляться не стали.

Князь Олег посадил по днепровским крепостям своих наместников и занялся окружающими племенами. Тех, кто не сразу разглядел в нем свое начальство, обложил большой данью, а кто вроде и не против был, малой. Кроме того, стал платить дань… варягам, вернее, поручил это делать новгородцам. Ильменцам такой расклад мало понравился, но, видно, уже испытали на себе тяжелую княжескую длань, потому согласились, чтоб хуже не было.

Почему князь Олег платил (пусть из кармана новгородцев) дань варягам, с которыми вроде и войны не было, как сказал сам князь, «мира деля»? Расчет верный, легче откупиться от набежников, чтоб еще и не пускали других, чем рыскать за ними по всему побережью или держать в Новгороде крупную дружину для защиты. Это была обычная практика сильного государства, не желающего тратить драгоценные силы на отражение мелких наскоков. Русь выступала как сильное государство.

Но практически в это же время Русь платила и другую дань, как побежденная сторона, просящая мира. Под 898 годом «Повесть» скромно упоминает, что едва ли не случайно под стенами Киева вдруг оказались угры (венгры) , встав вежами. А потом вдруг взяли и ушли на запад, чтобы воевать сидящих там славян, волохов, теснить греков, моравов, чехов. С чего бы это – уйти из-под стен уже богатого города?

Враги, кочевавшие огромным табором, встали вежами вокруг стольного града. Это была смертельная опасность для Киева! А русский летописец словно невзначай пропускает суть дела, не знал или специально скрыл? И в чем тут загвоздка? Разгадку нашли у венгерского хрониста. Тот рисует обычную для таких «визитов вежливости» картину: венгры пошли по округе, забирая «имения», грабили городки и села, наконец встали у Киева. Вот тогда в лагере венгерского вождя Альмоша появилось посольство русов. В результате переговоров русы прислали к уграм заложников, предоставили на дорогу продовольствие, одежду, фураж и другие припасы, а также обязались выплачивать ежегодно дань в 10 тысяч марок. Альмош и его вельможи, приняв советы русов, заключили с ними «крепчайший мир». Несколько странноватое поведение – уходить по совету осажденных. И что это за крепчайший мир между кочевниками (тогда угры-венгры были еще кочевниками) и русичами?

Если проследить дальнейшую историю развития их отношений, то становится ясно, о чем говорили послы князя Олега в лагере Альмоша. Венгры и русские выступали почти синхронно против Византии в течение многих десятков лет Х века, иногда даже поджидая друг друга. Недаром константинопольский император Константин Багрянородный в своих трудах не единожды ставил рядом врагов империи – угров и русов. Мы тоже еще вспомним по ходу повествования об их союзе.

Судя по событиям следующих лет, такой договор у князя Олега был заключен не с одними уграми, но и с болгарами. Про Болгарию стоит рассказать подробнее.

Византийские императоры в погоне за духовной властью над всеми пригрели на своей груди этакого аспида. В Константинополе десять лет учился в Магнаврской школе младший сын болгарского князя Бориса Симеон (будущий Великий ). Болгария в те годы была серьезным другом-противником Византии и очень сильным государством. В Константинополе надеялись, что, научившись читать и писать по-гречески, набравшись там ума, Симеон не забудет свою альма-матер и при случае замолвит о ней словечко. Не забыл и слово свое сказал.

Царем Симеон стал не сразу. Его отец, князь Борис I , под давлением Византии крестил болгар в 864 году, а в 889-м добровольно ушел в монастырь, оставив власть старшему сыну Владимиру (не путать с нашими, у них свои Владимиры были!). Но в отличие от наших Владимиров, которые знаменитые христиане, их оказался язычником и попытался все вернуть на круги своя. Папаша долго наблюдать за этим безобразием не стал, взял в монастыре отгулы, сбегал в Преславу (это их столица), быстренько сына ослепил, объявил наследником своего третьего отпрыска и вернулся обратно. Отметили или нет в монастыре его отсутствие – про то не знаем, но болгарским князем стал Симеон, сбежав ради такой общественной нагрузки из византийской столицы и сменив монашескую схиму на кольчугу. Еще через десять лет, в 903 году, Симеону зваться князем надоело, он объявил себя царем.

Но независимо от того, кем звался, получив власть, сразу принялся воевать со своими учителями (хорошо научили). Если учесть, что Симеон неплохо знал слабости империи и ее сильные стороны, то воевал успешно, болгары несколько раз подходили к самым стенам Константинополя. И судя по всему, договор, подобный угорскому, был у князя Олега и с болгарами.

Под 907 годом «Повесть» сообщает, что киевский князь Олег, оставив Игоря в Киеве, предпринял поход на Константинополь. Причем не просто поход, а так называемую Великую скуфь, то есть собрал целую армию из варягов, новгородских словен, кривичей, древлян, радимичей, полян, северян, вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, чуди, мери…

Греки, узнав о приближении русской рати, замкнули свою гавань цепью (был у них такой приемчик) и заперлись в Константинополе. Русы же, выйдя на берег, основательно пограбили округу, а потом поставили свои суда на колеса и посуху под парусами двинулись к стенам города! Нашим-то не привыкать, нормальный волок, а византийцы пришли в ужас. Кроме того, с суши к кораблям присоединились конные отряды. Появиться они могли, только пройдя по территории Болгарии. Вот тут греки в полной мере осознали вероломство болгарского князя Симеона! Попадись он на глаза византийскому императору Льву и его соправителю Александру, был бы испепелен одним взглядом монархов, но болгарин был далеко, а русы стояли под стенами. В городе царила паника.

Греки попробовали прибегнуть к излюбленному методу – отравить князя-набежника, но Олег на то и Вещий, что догадался об их коварстве, яд есть не стал, чем поверг несчастных греков в полное уныние. Пришлось бедолагам посыпать головы пеплом своих надежд, то есть просить мира и обещать платить дань.

Русские сначала потребовали просто огромную контрибуцию, грозившую разорить несчастный Константинополь, но, когда греки были уже готовы и на это, вдруг изменили свои запросы. Дань осталась большой, но не такой огромной, зато греки обязались выплачивать ее ежегодно еще и на все русские города, принимавшие участие в скуфи, русские купцы получали невиданные привилегии – могли торговать в Константинополе беспошлинно, получали «слебное», то есть содержание на все время пребывания, провизию и судовую оснастку на обратный путь и право бесплатно мыться в константинопольских банях…

Греки вздохнули с облегчением, завтра это не сегодня, главное – отбиться сейчас, а там будет видно. Понимали что делали, это русичи клялись перед своими богами Перуном и Велесом «по роте», их клятва не имела срока давности, а вот византийские императоры привычно клялись, целуя крест. И для них клятва была действительна, только пока нет новой угрозы нападения, позже Византия не раз это демонстрировала, кроме того, смерть или гибель одного из монархов, заключивших договор, автоматически означала его прекращение, а монархи в Византии частенько бывали свергнуты.

Но в тот момент греки были готовы на все, лишь бы выпроводить неслыханных нахалов подальше от своих крепостных стен. Существует легенда, что князь Олег прибил на ворота Константинополя щит в знак того, что город взят без боя. Ничего удивительного, кстати, похоже поступали те же варяги. Такие сведения, как и суда, двигающиеся посуху, вызвали истерику отрицания у западных историков по принципу «этого не может быть, потому что быть не может!». Тем более что греки строго-настрого запретили своим хронистам фиксировать столь неприглядное событие для потомков. Тоже ничего удивительного, вспомните угров под стенами Киева, о которых русские хронисты скромно умолчали. Правда, нашелся ренегат, написал-таки, не углядела древняя цензура, далеко им до товарища Берии!

Со времен Вещего князя историками сломано не счесть копий по поводу вероятности и невероятности этого похода. Есть тьма тех, кто в блестящую демонстрацию русичами византийцам собственной силы свято верит, но не меньше и тех, кто твердит о выдумке летописца. Что вызывает сомнение, ну кроме попорченных ворот и кораблей под парусами на голом берегу?

В первую очередь отсутствие записей о событии у самих византийцев (один грамотей-предатель не в счет). Во-вторых, отсутствие самого текста договора 907 года, ведь обнаружен только перевод с греческого договора 911 года, в котором есть ссылки на предыдущий. Вообще-то странно ссылаться на то, чего никогда не было, но противников это не смущает. Зато когда была обнаружена одна-единственная запись о попытке нападения на Константинополь в 904 году арабского флотовладельца Льва Триполитанского, эти сведения тут же объявили абсолютно достоверными, а поражение, которое вышеназванный горе-герой потерпел от византийского адмирала Имерии, приписано киевскому князю Олегу. Мол, чуть позже россы-дромиты (славянско-варяжская вольница, обитавшая в устье Днепра и по побережью Черного моря) тоже пытались напасть на Константинополь, но спаслись только благодаря сверхъестественным способностям своего вождя Росса, не то были бы уничтожены другим византийским флотоводцем – Иоанном Радином. Вот это все якобы и слил воедино в своей летописи Нестор, только с обратным результатом. Чему верить?

Но вернемся к товарищу монаху Нестору.

С Византией был заключен договор по всем правилам, вот именно в нем впервые прозвучала фраза «Мы от рода Русского». Несколько позже русичи углядели в договоре недоработку, греки им даровали «хрисовул», то есть вроде оказывали победителям милость. Это мало понравилось князю Олегу, и он сделал вид, что снова собирается на Царьград, греки поверили и договор перезаключили в 911 году безо всяких хрисовулов, Русь признавалась равной заносчивой Византии. Правда, пока только на бумаге, то бишь пергаменте, настоящее равенство пришло ох как не скоро!

Вопрос. Обычно византийцы, заключая с кем-либо договор, писали его в двух экземплярах на двух языках – собственно греческом и языке второй стороны. Затем с «чужого» снималась копия, которую и отдавали договаривающимся на память, так сказать… На каком языке был написан второй экземпляр договора с Вещим Олегом? На русском, на каком же еще (естественно, древнерусском)!

Это понятно, но писали-то как? Кириллицей? Глаголицей? Или вообще рунами? Вещий Олег князем был крутым и всяких византийских выкрутасов не признавал, при невыполнении своих условий мог снова показать такую «кузькину мать», что византийцы живо научились бы и рунам тоже. Он не пускал на Русь ни проповедников чужой веры, ни желающих обучить придуманной святыми братьями грамоте, может, этим объясняется отсутствие в течение долгого времени на Руси книг, писанных кириллицей.

Так как были написаны договоры с грозным князем? Не здесь ли кроется секрет отсутствия их копий среди византийских раритетов, ведь заносчивые ромеи не раз заявляли, что письменности у русов нет (у нас в Советском Союзе вот не было секса, а дети почему-то рождались). Вернее, не было, пока их (этих глупых русов) не осчастливили разумные византийцы. Как тогда объяснить мировой общественности наличие каких-то рун и подписей византийских императоров под ними?

Да и свои, русские князья, тоже считающие грамотность исключительно подарком Византии, наверное, тоже не очень стремились сохранить такие крамольные свидетельства обратного. Иначе как объяснить то, что на Руси не нашлось текста такого важного договора? На растопку печи пустили?

Надо отметить, насколько удачно был выбран момент похода, как и в 860 году. Когда в начале 907 года византийские войска двинулись против наседающих арабов, поднял мятеж глава провинциальной византийской знати Андроник Дука, тайно связавшийся с теми же арабами. Его поддерживал патриарх Константинополя Николай Мистик. В городе, как и в самой империи, царил разлад. Неспокойны были и отношения с Болгарией (помните царя Симеона?). Самое время потребовать своего от находящейся в трудном положении империи-гордячки, русские знали что делали. Но это говорит о хорошо поставленной разведывательной деятельности русов и умении договариваться.

Одно интересное замечание. В договоре (-рах) византийцы называются греками. Не будем спорить по поводу первого договора, но и второй, якобы переписанный из византийских источников, грешит тем же. Почему грешит? Дело в том, что сами византийцы звали себя ромеями и «греки» для них было слово обидное, нечто вроде «жида», «хохла» или «чурки». Что это? Настолько испугались русов, что даже согласились именоваться греками, лишь бы те удалились с глаз долой? Или это напортачил более поздний переписчик? А как же тогда путь из грек в варяги? Если чуть вспомнить географию, то поневоле согласишься, что непосредственно греки жили лишь на небольшой части огромной Восточной Римской империи, и это вряд ли давало повод называть их именем византийских правителей. Кстати, славяне явно неодинаково уважительно именовали «своих» и «чужих», у них были поляне, древляне, вятичи, кривичи, радимичи и т. п., а вот финно-угорские племена именовались чудь, меря, весь… Через тысячу лет мы вслед за летописцем не задумываясь зовем византийцев греками.

По договору с Византией русы должны были помогать ей военной силой в случае необходимости, а таковая у греков бывала постоянно. Любили они воевать чужими руками! Но и здесь князь Олег сумел соблюсти свои, вернее, русские интересы. Как? Вернемся к нашим друзьям хазарам. Да-да, я не оговорилась, чего не бывает в жизни за деньги, тем паче греческие! Дело в том, что русы помогали византийцам военной силой, но в своих интересах. Греки, как уже упоминалось, воевали с арабами, и одним из видов помощи могло быть отвлечение сил Арабского халифата вдали от византийских берегов. Но Русь нигде с арабами не граничила! А набег на земли, подвластные халифату, все же совершила, пройдя через территорию… Хазарии! Это было в 909–910 годах.

Чуть-чуть географии. Чтобы попасть на побережье Каспийского моря из Киева, нужно либо лететь самолетом, как сейчас, либо, как во времена Руси, плыть Днепром до его устья, потом идти морем вокруг Крыма до устья Дона, подняться по Дону до волоков на Волгу (Итиль), спуститься по ней до Каспия и только там уже плыть к нужным городам. Тяжелейший и опаснейший путь, пролегающий по землям Хазарии, с волоками на месте нынешнего Волго-Донского канала мимо знаменитой крепости Саркел (Белая Вежа), которую хазары и ставили с помощью вездесущих греков для защиты от русских дружин…

И все же русские его прошли по договоренности с Византией, при полной поддержке хазар. С каким удовольствием хазары уничтожили бы этих новоявленных союзников своих союзников! Но вынуждены были, скрипя зубами, наблюдать за русскими ладьями. Русы обрушились на побережье Каспия, как снежная лавина среди лета! Ну кто мог ждать заклятых врагов Хазарии за устьем Волги?! Русские ладьи в Каспийском море – тогда это казалось из разряда фантастики. Города Прикаспия были разграблены и сожжены. Лежащий на южном берегу Каспийского моря Табаристан долго вспоминал налет русских. На обратном пути русы по договоренности поделились с хазарами своей добычей. Понравилось и тем, и другим, и на следующий год экспедиция повторилась. И снова вздрогнули Абесгун и Бердаа, пришли в ужас жители Табаристана.

Русские взяли очень большую дань, но ходили не просто за данью, побережье Каспия надо было не разорять, а осваивать, там шли торговые пути на восток, к арабам. Именно поэтому ладьи от Киева отправились не в Малую Азию, где воевали союзники-византийцы, а в Закавказье. Чуть позже Киев предпримет новый поход на Табаристан, но уже князь Игорь наделает массу ошибок, и попытка закончится плачевно. Рассказ об этом впереди.

А тогда русские послы снова и снова плавали в Константинополь, выправляя пункты договора. Наконец в 911 году он был подписан в Византии. Греки решили показать послам, что такое Константинополь. Посольство, которое состояло, кстати, из 15 человек в отличие от первого маленького (всего пятерых), принял в своем великолепном Большом дворце Император Лев VI, потом послам показали роскошные храмы Константинополя, богатейшую церковную утварь, шедевры искусства и предметы роскоши. Все должно было убедить послов, что с богатой Византией нужно дружить, а еще лучше, ей подчиняться. Неизвестно, что там себе думали послы, только вслух ничего не сказали. Князь Олег по их возвращении на родину тоже устроил большой прием в честь героев переговорного жанра. Наверняка ему было далеко до византийского блеска, но это был прием на родной земле, где и вода вкуснее дорогих вин, и хлеб слаще заморских яств.

Но жизнь Вещего Олега клонилась к закату. Не только потому, что он был стар, ведь наверняка пришел с Рюриком в Ладогу не юнцом, и правил князь уже после Рюрика тридцать лет и три года. По легенде умер Олег в 912 году именно от укуса в ногу змеи, притаившейся в черепе давным-давно забитого коня, помните Пушкина? Могилы Вещего Олега на Руси знали целых три – две в Киеве и одну в Ладоге. Надо вспомнить, что язычники умерших сжигали, а могилой считалось не столько место захоронения останков, сколько место, где справляли тризну по умершему. Таковых могло быть несколько. Это обязательно курганы, но не всегда именно захоронение. Был князь настоящим язычником, на Русь проповедников других вер практически не пускал, при нем даже новая письменность, которую якобы братцы Кирилл и Мефодий изобрели, распространения не получила.

После смерти князя Олега власть наконец-то получил сын Рюрика (по версии летописей) князь Игорь . Если вспомнить, что в год смерти отца, в 879 году, ему было года четыре, то к моменту смерти наставника – уже 37! Многовато для опекаемого. Князь был женат (и, видимо, не единожды, язычник ведь). Приняв власть в свои руки, Игорь попытался продолжить дело Олега, но нельзя дважды войти в одну реку, все правление князя отмечено то взлетами, то провалами.

Первым провалом оказался новый поход на Табаристан. Историки много и с наслаждением обвиняют князя Игоря в недальновидности, в жадности, во всех грехах. Возможно, был и недальновиден, и жаден, но в провале похода не только его вина, но и стечение обстоятельств. Здесь снова придется совершить экскурс в историю соседей Руси.

Если проследить историю Византии и Руси по годам, создается впечатление, что эти две страны странным образом связаны одной судьбой. В Константинополе и в Киеве власть менялась практически одновременно! Посудите сами, Олег взял Киев в 882 году, византиец Лев VI стал императором в 886-м; Олег умер в 912-м, Лев в том же; князь Игорь стал править с 912-го, в Константинополе Константин Багрянородный формально с 913 года; Игорь был убит древлянами в 944 году, Роман Лакапин, захвативший власть у своего зятя Константина, свергнут в 944 году; княгиня Ольга, правившая после мужа, отдала власть сыну Святославу в 964 году, в это же время на смену сыну Константина Роману II к власти пришел новый узурпатор Никифор Фока; Ольга умерла в 969 году, Фоку в том же году убил Иоанн Цимисхий, правивший до 976 года, в котором началась братоубийственная война на Руси между сыновьями Святослава… И так далее…

Из книги Правда о «еврейском расизме» автора Буровский Андрей Михайлович

На Древней Руси Летописная сказочка про «испытание вер» повествует, что евреи тоже хвалили князю Владимиру свою веру. Ехать для общения с евреями в иные земли необходимости у князя не было ни малейшего: если бы князь хотел, он мог пообщаться с иудаистами, не выходя из

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

ЦАРИ И ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ НА РУСИ Годы Альтернативная версия ………………………………………………….. Традиционнная версия1425-1432 Юрий Дмитриевич, сын Донского, из татар ………………… ………… Василий II1432-1448(?) Махмет, князь Ордынский1448-1462 Касим, сын Махмета1462-1472 Ягуп=Юрий, сын Махмета

Из книги Запрещенная Русь. 10 тысяч лет нашей истории – от Потопа до Рюрика автора Павлищева Наталья Павловна

Князья Древней Руси Еще раз оговорюсь: на Руси князья были, что называется, испокон веку, но это были главы отдельных племен и племенных союзов. Зачастую размерами своих территорий и населением эти союзы превышали государства Европы, только жили в труднодоступных лесах.

Из книги Смех в Древней Руси автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

СМЕХОВОЙ МИР ДРЕВНЕЙ РУСИ Разумеется, сущность смешного остается во все века одинаковой, однако преобладание тех или иных черт в “смеховой культуре” позволяет различать в смехе национальные черты и черты эпохи. /Древнерусский смех относится по своему типу к смеху

Из книги История Средних веков автора Нефедов Сергей Александрович

ГИБЕЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ Татары произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей… Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежащие в поле… Плано Карпини. История монголов. Половцы были старыми и

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Тема 3 ИСТОКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Лекция 7 Языческие традиции и христианство в Древней Руси Лекция 8 Обыденные представления древнерусского

Из книги Рюриковичи. История династии автора Пчелов Евгений Владимирович

Приложение 2. Рюриковичи - короли Руси (галицкие князья) 1. Король Даниил Романович 1253 - 12642. Лев Данилович 1264 - 1301?3. Король Юрий Львович 1301? - 13084. Андрей и Лев Юрьевичи 1308 -

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Из книги Громкие убийства автора Хворостухина Светлана Александровна

Братоубийство в Древней Руси В 1015 году умер знаменитый князь-креститель Владимир I, младший сын князя Святослава Игоревича, прозванный в народе Красным Солнышком. Его мудрое правление способствовало расцвету Древнерусского государства, росту городов, ремесла и уровня

Из книги История России автора Иванушкина В В

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

автора

Начало Древней Руси 862 Летописное известие о призвании варягов. Прибытие Рюрика в Ладогу О том, где и когда возникло древнерусское государство, идут споры до сих пор. Согласно преданию, в середине IX в. в земле ильменских словен и угро-финских племен (чудь, меря и др.)

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

Расцвет Древней Руси 1019–1054 Правление Ярослава Мудрого Борьба Ярослава со Святополком продолжалась несколько лет, причем Святополк пользовался помощью своего тестя – польского короля Болеслава Храброго, который был сам не прочь захватить Киев. Лишь в 1019 г. Ярослав

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ПЕРВЫЕ КНЯЗЬЯ КИЕВСКОЙ РУСИ Древнерусское государство образовалось в Восточной Европе в последние десятилетия IX века в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Киева и Новгорода, а также земель,

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Восточные славяне в 6-10 веках

    Часть | |

Образование государства

Вопрос о возникновение государства у Восточных славян традиционно связан с двумя проблемами. 1. Какое именно событие послужило началом становления государства на Руси и 2. Происхождение термина «Русь». В «повести временных лет» и зависящих от неё летописных сводов под 862г. Помещено сообщение о призвании на земля славян ильменских варяжских князей: Рюрика и его братьев. Существует вторая версия происхождения государства. В Россию приехали немецкие ученые, взялись за изучение русских летописей и сделали вывод, что государственность к восточным славянами принесли норманны (ученые Байер, Миллер, Шлейцер). Им противопоставлен Ломоносов. Он согласился, что окончательно все оформили конечно варяги, но предпосылки для образования государства у славян все же были.

Русь к 9 веку представляла собой конгломерат союзов крупных племен. У каждого племени был главный город, у некоторых военные предводители - князья. К 9 веку сложилась соседская община, существовало местное право, 2 ярких центра государственности: Киев и Приильменье. За счет своего удобного географического положения и защиты лесными массивами Киев развивается очень быстрыми темпами. Приильменье также развивалось быстро за счет торговли и различных промыслов. В Приильменье проживал целый конгломерат племен в том числе и не славянского происхождения, отсюдо не исключено, что существовала межплеменная рознь, что могло явиться поводом призвать князя-«арбитра» со стороны. Летопись рассказывает о призвании варяг полулегендарно, но, возможно, это была необходимость, чтобы защитить славян от других варяжских дружин активно действующих на Руси.

Первые русские князья

Первым русским князем был Рюрик. В 862 году Рюрик сел править в Ладоге. Затем он основал Новгород. После смерти Рюрика в 879 году власть захватывает Олег, который правил от имени малолетнего сына Рюрика — Игоря. В 882 году Олег предпринимает поход на Киев. Он обманом выманивает киевских князей (Аскольда и Дира) из города и захватывает Киев. Под властью Олега образуется государство восточных славян во главе с варягами. Главный город Киев. Управление осуществлялось за счет сбора дани. Это было ещё пока протогосударство. Но некоторые государственные функции все же были. Олег отбил у хазар 2 славянских племени, северян и радимичей. Обеспечил безопасность торговых путей на Восток и на Балканы. Также Олег вел активные и успешные войны с Византией, целью которых был грабеж и обеспечение льгот для купцов. После смерти Олега власть перешла к сыну Рюрика Игорю (912-945), который продолжал политику Олега. Он вел войны с Византией, но в то же время с ней был заключен союз против Хазарии. При Игоре мы узнали как производится сбор дани с подвластных земель: полюдье осуществлялось с осени до весны. С дома (семьи) собирали мед, воск, меха, лён. Фиксированной дани не было и превышение полномочий Игоря привело к убийству его древлянами.

Дальше княжила жена Игоря княгиня Ольга (945-962). Она жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Ольга установила фиксированный размер дани и погосты — места её сбора. В 957 году Ольга заключила военный союз с Византией против Хазар и предположительно приняла личное крещение в Византии. Сын Игоря и Ольги — Святослав (962-972) был ярым язычником. Он проводил мощную внешнюю политику. Он подчинил себе княжество вятичей, разгромил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат. Святослав, уходя на войну, послал в наиболее важные земли Руси своих сыновей. Так же Святослав предпринял ряд походов на Византию. После одного из которых по приказу Византии был убит печенегами.

Киевская Русь - средневековое государство, возникшее в IX в. Первые великие князья поместили свою резиденцию в городе Киеве, который, по легенде, был основан в VI в. тремя братьями - Кием, Щеком и Хоривом. Государство быстро вступило в фазу расцвета и заняло важное международное положение. Этому способствовало установление политических и торговых отношений с такими могущественными соседями, как Византия и Хазарский каганат.

Правление Аскольда

Название «Русская земля» закрепилось за государством со столицей в Киеве во время правления Аскольда (IX в.). В «Повести временных лет» его имя упоминается рядом с Диром - старшим братом. На сегодняшний день нет каких-либо сведений о его правлении. Это дает основание ряду историков (например, Рыбакову Б. А.) ассоциировать имя Дир с еще одним прозвищем Аскольда. Кроме того, до сих пор остается нерешенным вопрос о происхождении первых киевских правителей. Некоторые исследователи считают их варяжскими воеводами, другие выводят происхождение из полян (потомков Кия).

«Повесть временных лет» дает некоторые важные сведения о правлении Аскольда. В 860 г. он совершил удачный поход в Византию и даже около недели держал в облоге Константинополь. По легенде, именно он заставил византийского правителя признать Русь независимым государством. Но в 882 г. Аскольд был убит Олегом, который затем сел на киевский престол.

Правление Олега

Олег - первый Великий князь Киевский, правивший в 882-912 гг. По преданию, он получил власть в Новгороде от Рюрика в 879 г. как регент его маленького сына, а затем перенес резиденцию в Киев. В 885 г. Олег присоединил к своему княжеству земли радимичей, славенов и кривичей, после чего совершил поход на уличей и тиверцев. В 907 г. он выступил против могущественной Византии. Блестящая победа Олега детально описана Нестором в его труде. князя не только способствовал усилению позиций Руси на международной арене, а и открыл доступ к беспошлинной торговле с Византийской империей. Новая победа Олега в Константинополе в 911 г. подтвердила привилегии русских купцов.

Именно этими событиями заканчивается этап становления нового государства с центром в Киеве и начинается период его наивысшего расцвета.

Правление Игоря и Ольги

После смерти Олега к власти приходит сын Рюрика - Игорь (912-945 гг.). Как и его предшественнику, Игорю пришлось столкнуть с неповиновением князей подчиненных племенных союзов. Его правление начинается столкновением с древлянами, уличами и тиверцами, которых великий князь обложил непосильной данью. Такая политика и определила его скорую смерть от рук взбунтовавшихся древлян. По легенде, когда Игорь в очередной раз пришел собирать дань, они наклонили две березы, привязали к их верхушкам его ноги и отпустили.

После смерти князя на престол взошла его жена Ольга (945-964 гг.). Главной целью ее политики была месть за смерть мужа. Она подавила все антирюриковские настроения древлян и окончательно подчинила их своей власти. Кроме того, с именем Ольги Великой связана первая попытка крестить Киевскую Русь, которая оказалась неудачной. Политику, направленную на провозглашение христианства государственной религией, продолжили следующие великие князья.

Правление Святослава

Святослав - сын Игоря и Ольги - правил в 964-980 гг. Он вел активную завоевательную внешнюю политику и почти не заботился о внутренних проблемах государства. Сначала во время его отсутствия управлением занималась Ольга, а после ее смерти делами трех частей государства (Киев, древлянская земля и Новгород) заведовали великие русские князья Ярополк, Олег и Владимир.

Святослав совершил успешный поход на Хазарский каганат. Перед его дружиной не устояли такие мощные крепости, как Семендер, Саркел, Итиль. В 967 г. он начал Балканскую кампанию. Святослав овладел территориями в нижнем течении Дуная, захватил Переяслав и посадил там своего наместника. В следующем походе на Балканы ему удалось подчинить фактически всю Болгарию. Но по дороге домой дружина Святослава была разбита печенегами, состоявшими в сговоре с императором Византии. В облоге погиб и великий князь.

Правление Владимира Великого

Владимир был внебрачным сыном Святослава, так как родился от Малуши - ключницы княгини Ольги. Отец посадил будущего великого правителя на престол в Новгороде, но в ходе междоусобиц ему удалось захватить киевский престол. Придя к власти, Владимир упорядочил управление территориями и искоренил на землях подчиненных племен какие-либо признаки местной знати. Именно при нем произошла замена родоплеменного деления Киевской Руси территориальным.

На объединенных Владимиром землях проживало множество этнических групп и народов. В таких условиях правителю сложно было удерживать территориальную целостность государства, даже с помощью оружия. Это привело к необходимости идеологического обоснования прав Владимира на управление всеми племенами. Поэтому князь решил реформировать язычество, поставив в Киеве, недалеко от того места, где располагались дворцы великих князей, идолов самых почитаемых славянских богов.

Крещение Руси

Попытка реформировать язычество оказалась неудачной. После этого Владимир позвал к себе правителей разных племенных союзов, исповедовавших ислам, юдаизм, христианство и т. д. Выслушав их предложения о новой государственной религии, князь отправляется в византийский Херсонес. После удачного похода Владимир заявил о своем намерении жениться на византийской принцессе Анне, но, поскольку это было невозможно, пока он исповедовал язычество, князь крестился. Вернувшись в Киев, правитель разослал по городу гонцов с распоряжением всем жителям на следующий день прийти к Днепру. 19 января 988 г. люди вошли в реку, где их крестили византийские священники. По сути, было насильным.

Новая вера не сразу стала общегосударственной. Сначала к христианству примыкали жители больших городов, а в церквях вплоть до XII в. существовали специальные места для крещения взрослых.

Значение провозглашения христианства государственной религией

Оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства. Во-первых, это привело к тому, что великие русские князья укрепили свою власть над разобщенными племенами и народами. Во-вторых, возросла роль государства на международной арене. Принятие христианства позволило установить тесные связи с Византийской империей, Чехией, Польшей, Германской империей, Болгарией и Римом. Также это способствовало тому, что военные походы великие князья Руси уже не использовали как главный способ осуществления внешнеполитических планов.

Правление Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый объединил Киевскую Русь под своей властью в 1036 г. После многолетних междоусобиц новому правителю пришлось заново утверждаться на этих землях. Ему удалось вернуть червенские города, основать в Чудской земле город Юрьев и окончательно разбить печенегов в 1037-м. В честь победы над этим союзом Ярослав приказал заложить величайший храм - Софию Киевскую.

Кроме того, он первым составил сборник законов государства - «Правду Ярослава». Следует отметить, что до него правители древней Руси (великие князья Игорь, Святослав, Владимир) утверждали свою власть с помощью силы, а не права и закона. Ярослав занимался строительством храмов (Юрьев монастырь, Софийский собор, Киево-печерский монастырь) и поддерживал авторитетом княжеской власти еще некрепкую церковную организацию. В 1051 г. он назначил первого митрополита из русичей - Илариона. У власти великий князь оставался 37 лет и умер в 1054 году.

Правление Ярославичей

После смерти Ярослава Мудрого самые важные земли находились в руках его старших сыновей - Изяслава, Святослава и Всеволода. Изначально великие князья правили государством достаточно слаженно. Они успешно воевали против тюркоязычных племен торков, но в 1068 г. на речке Альте потерпели сокрушительное поражение в битве с половцами. Это привело к тому, что Изяслав был изгнан из Киева и бежал к польскому королю Болеславу Второму. В 1069 г. он с помощью союзнических войск вновь занял столицу.

В 1072 г. великие князья Руси собрались на вече в Вышгороде, где был утвержден знаменитый свод русских законов «Правда Ярославичей». После этого начинается длительный период междоусобных войн. В 1078 году киевский престол занял Всеволод. После его смерти в 1093 году к власти пришел а два сына Всеволода - Владимир Мономах и Ростислав - стали править в Чернигове и Переяславе.

Правление Владимира Мономаха

После смерти Святополка в киевляне пригласили на престол Владимира Мономаха. Главную цель своей политики он видел в централизации государственной власти и в укреплении единства Руси. Для установления мирных отношений с разными князьями он использовал династические браки. Именно благодаря этому и дальновидной внутренней политике ему удалось успешно контролировать огромную территорию Руси в течение 12 лет. Кроме того, династические браки объединяли киевское государство с Византией, Норвегией, Англией, Данией, Германской империей, Швецией и Венгрией.

При великом князе Владимире Мономахе обустраивалась столица Руси, в частности был возведен мост через Днепр. Умер правитель в 1125 году, после чего начался длительный период раздробленности и упадка государства.

Великие князья Древней Руси в период раздробленности

Что же было дальше? Во время феодальной раздробленности каждые 6-8 лет менялись правители древней Руси. Великие князья (киевские, черниговские, новгородские, переяславские, ростово-суздальские, смоленские) боролись за главный престол с оружием в руках. Дольше всех правили государством Святослав и Рюрик, которые принадлежали к самому влиятельному роду Ольговичей и Ростиславовичей.

В Черниговско-Северском княжестве власть находилась в руках династии Олеговичей и Давидовичей. Поскольку эти земли более всех были подвержены экспансии половцев, правителям удавалось сдерживать их завоевательные походы благодаря заключению династических браков.

Даже в период раздробленности было полностью зависимо от Киева. Наивысший расцвет этих территорий связывают с именем Владимира Глебовича.

Усиление Московского княжества

После упадка Киева главная роль переходит к Его правители заимствовали себе титул, который носили великие князья Руси.

Усиление Московского княжества связано с именем Даниила (младший Ему удалось подчинить себе г. Коломну, Переяславское княжество и г. Можайск. В результате присоединения последнего важный торговый путь и водная артерия р. Москва оказалась в пределах территории Даниила.

Правление Ивана Калиты

В 1325 году к власти пришел князь Иван Данилович Калита. Он совершил поход на Тверь и разгромил ее, тем самым устранив своего сильного соперника. В 1328 г. он получил от монгольского хана ярлык на Владимирское княжество. В его правление Москва прочно закрепила свое превосходство в Северо-Восточной Руси. Кроме того, в это время складывается тесный союз великокняжеской власти и церкви, который сыграл значительную роль в образовании централизованного государства. Митрополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву, которая стала важнейшим религиозным центром.

В отношениях с монгольскими ханами Иван Калита проводил политику лавирования и исправной выплаты дани. Сбор средств с населения проводился с заметной жесткостью, что привело к аккумулированию в руках правителя значительных богатств. Именно во время княжества Калиты была заложена основа могущества Москвы. Его сын Семен уже претендовал на титул «Великий князь всея Руси».

Объединение земель вокруг Москвы

В период правления Калиты Москве удалось оправиться от череды междоусобных войн и заложить основы эффективной хозяйственной и экономической систем. Это могущество было поддержано возведением в 1367 году Кремля, который представлял собой военно-оборонительную крепость.

В средине XIV в. в борьбу за главенство на русской земле включаются князья Суздальско-Нижегородского и Рязанского княжеств. Но основным противником Москвы по-прежнему оставалась Тверь. Соперники могущественного княжества нередко искали поддержки у монгольского хана или у Литвы.

Объединение русских земель вокруг Москвы связано с именем Дмитрия Ивановича Донского, который осадил Тверь и добился признания своей власти.

Куликовская битва

Во второй половине XIV в. великие князья России направляют все свои силы на борьбу с монгольским ханом Мамаем. Летом 1380 г. он со своим войском подошел к южным границам Рязани. В противовес ему Дмитрий Иванович выставил 120-тысячную дружину, которая двинулась в направлении Дона.

8 сентября 1380 г. русское войско заняло позиции на Куликовом поле, и в этот же день состоялась решающая битва - одно из крупнейших сражений в средневековой истории.

Разгром монгол ускорил распад Золотой Орды и укрепил значение Москвы как центра объединения русских земель.

Кем были князья Древней Руси?

В девятом веке на территории Восточной Европы было создано могущественное государство Киевская Русь – значительная политическая и военная сила вплоть до монгольского нашествия в тринадцатом веке. Правителями Древней Руси были князья, вскоре они стали именовать себя великими князьями.
Великий князь – это титул, который носили монархи, правители Древнерусского государства, а затем и Киевской Руси.
Князь объединял в себе как глава государства следующие функции:
– судебная (он вершил суд над населением, над своими подчиненными);
– военная (князь должен был неусыпно защищать границы своего государства, организовывать оборону, собирать войска и конечно же, по нужде готовиться к нападению; русский народ особенно ценил воинскую храбрость князей);
– религиозная (в языческую эпоху Руси, великий князь был организатором жертвоприношений в пользу языческих богов);
Сначала княжеская власть была выборной, однако постепенно стала набирать статуса наследственной.
Великий князь был главной фигурой в государстве, ему подчинялись удельные русские князья. Великий князь имел право собирать дань с подчиненных ему князей.

Первый князь Древней Руси

Первым князем Древней Руси принято считать Рюрика, заложивший начало династии Рюриковичей. По происхождению Рюрик был варягом, следовательно, он мог быть норманном или же шведом.
Информации о точном происхождении первого русского князя нету, также, как и мало информации о его деятельности. Как гласят летописи, он стал единоличным повелителем Новгорода и Киева, затем создал единую Русь.
Летописи говорят, что у него был всего один сын, который был назван Игорем, в последствии ставший Великим князем. Жен у Рюрика было несколько, сам же Игорь был рожден норвежской княжной Ефандой.

Русские князья Древней Руси

Олег

После смерти первого русского князя Рюрика, править стал его близкий родственник Олег, названный Вещим. Сын Рюрика – Игорь был недостаточно взрослым для управления государством на момент смерти своего отца. Поэтому Олег был правителем и опекуном Игоря до его совершеннолетия.
Летописи гласят, что Олег был храбрым воином и участвовал во многих походах. После смерти Рюрика отправился в Киев, где уже установили свою власть братья Аскольд и Дир. Олегу удалось убить обоих братьев и занять киевский престол. Тогда же Олег назвал Киев «матерью городов русских». Именно он сделал Киев столицей Древней Руси.
Прославился Олег успешными походам на Византию, где завоевал богатую добычу. Он грабил византийские города, а также заключил выгодной для Киевской Руси торговый договор с Византией.
Смерть Олега до сих пор является загадкой для историков. Летописи утверждают, что князя укусила змея, выползшая из черепа его коня. Хотя скорее всего это может быть не более чем легенда.

Игорь

После скоропостижной смерти Олега, странной стал править сын Рюрика – Игорь. В жены Игорь взял легендарную княгиню Ольгу, которую привез из Пскова. Она была на двенадцать лет младшей Игорь, когда они обручились Игорю было 25 лет, ей же только 13.
Как и Олег, Игорь вел активную внешнюю политику, она направлена на завоевания ближайших земель. Уже в 914 году, через два года своего становления на престоле, Игорь подчиняет себе древлян и налаживает на них дань. В 920 году он впервые пошел на племена печенегов. Следующим в летописях упоминался его поход на Константинополь в 941-944 годах, увенчавшийся успехом.
После похода на Византию, в 945 году князь Игорь был убит древлянами во время сбора дани.
После его смерти править стала его супруга княгиня Ольга. После себя Игорь оставил малолетнего сына Святослава.

Святослав

Пока сын Игоря – Святослав не достиг своего совершеннолетия, Киевской Русью правила его мать княгиня Ольга, которая была регентом. Самостоятельно править Святослав начал лишь в 964 году.
Святослав в отличие от своей матери оставался язычником и был против обращение в христианство.
Прославился Святослав прежде всего, как успешный полководец. Встав на престол, князь сразу же отправился в поход против Хазарского каганата в 965 году. В тому же году ему удалось полностью покорить его и присоединить к территории Древней Руси. Затем он разгромил вятичей и наложил на них дань в 966 году.
Также князь вел активную борьбу с Болгарским царством и Византией, где одерживал успех. После возвращения с византийского похода в 972 году, князь Святослав попал в засаду устроенной печенегами на порогах Днепра. В этой неравной схватке он и встретил свою смерть.

Ярополк

После убийства Святослава начал править его сын Ярополк. Следует сказать, что Ярополк правил только в Киеве, его братья правили Новгородом и древлянами. Ярополк начал войну за власть, в победил своего брата Олега в 977 году. Уже в следующем году он был убит своим братом Владимиром.
Ярополк не запомнился как великий полководец, но имел определенные успехи в политике. Так, при нем велись переговоры с императором Оттоном ІІ. Летописи свидетельствуют о том, что к его двору приезжали послы римского папы. Ярополк был явным поклонником христианской церкви, однако сделать эту религию государственной он не успел.

Древняя Русь: князь Владимир

Владимир был сыном Святослава и захватил власть на Руси убив своего брата Ярополка в 978 году, став единоличным князем Древней Руси.
Прославился Владимир прежде всего тем, что в 988 году сделал Русь христианским государством. Однако еще Владимир известен как превосходный полководец.
Уже в 981-982 гг. Владимир пошел походом на уже обложенных данью вятичей и захватил их землю, сделав ее русской. В 983 году от открыл Руси путь в Балтику, покорив при этом племя ятвягов. Позже ему удалось покорить радимичей и впервые белых хорватов, их земли он присоединил к Руси.
Кроме военных успехов, Владимиру удалось заключит выгодные соглашения с многими европейскими государствами (Венгрия, Польша, Чехия, Византия и Папская область).
При нем началась чеканка монеты, что укрепило экономику Руси. Это были первые монеты, выпущенные на территории Киевской Руси. Причиной чеканки монеты было стремление доказать суверенитет молодого христианского государства. Экономических причин не было, Русь отлично обходилась и византийской монетой.
Умер князь Владимир Великий в 1015 году. После его смерти престол захватил его сын Святополк, но тот вскоре был свержен Ярославом Мудрым.

Князь Олег (879-912 гг.), по преданию, был правитель очень предприимчивый и воинственный. Лишь только власть попала в его руки, как он задумал большое дело – овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую Грецию, а для этого приходилось покорить всех славян , живших по Днепру. Тут одной княжеской дружины было мало. Князь Олег набрал из ильменских славян, из кривичей, подчиненных ему, финских племен большое войско и двинулся с ними и дружиной на юг.

Овладел князь Олег прежде всего Смоленском, городом тех кривичей , которые не были еще подвластны никому, затем взял Любеч, город северян , оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством надежных, опытных воевод, а сам пошел дальше. Наконец показался и Киев. Знал Олег, что силою нелегко будет взять этот город: княжили там Аскольд и Дир , опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая. Пришлось пуститься на хитрость: войско было оставлено позади, а Олег с несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам.

Флот князя Олега идёт к Царьграду по реке Днепру. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839