Сборник диктантов по пунктуации. Диктанты по пунктуации

Включенные в сборник словарные и текстовые материалы могут быть использованы как для различных видов диктантов (комментированных, объяснительных, выборочных, свободных и др.), так и для тренировочных упражнений проведении деловых игр. Возможно использование ТСО. Задания рассчитаны и на работу в аудитории с преподавателем, и на самостоятельное повторение русской орфографии и пунктуации.
Во 2-м издании (1-е -1990 г) заменены некоторые материалы, формулировки заданий и т. п.
Для абитуриентов, учащихся старших классов школ, преподавателей.

ДИКТАНТЫ НА ПРАВИЛА ПУНКТУАЦИИ.
Вдруг принеслися издали какие-то странные, мерные звуки. То был не человеческий голос, не рожок, не гусли, а что-то похожее на шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть, как стекло или струны.

Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то, подобные шуму колеблемого леса, вдруг замолкли, как будто в порыве степного ветра.

Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные, грустно-приятные переливы и через несколько времени кончился отрывисто, подобно конскому фырканью.

Но тут раздались новые звуки, гораздо звончее. Казалось, множество колокольцев звенели безостановочно. Грустные, заунывные звуки сменялись весёлыми, но то была не русская грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной, первобытной родине.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Сборник диктантов по русскому языку, Войлова К.А., Паршина В.В., Тихонова В.В., 1997 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Следующие учебники и книги:

У бабы-вдовы умер ее единственный, двадцатилетний сын, первый на селе работник.

Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон.

Она застала ее дома.

Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.

Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли … но она держалась истово и прямо, как в церкви.

«Господи! - подумала барыня.- Она может есть в такую минуту … Какие, однако, у них у всех грубые чувства!»

И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом - и прожила целое лето в городе! - А баба продолжала хлебать щи.

Барыня не вытерпела, наконец.

Татьяна! - промолвила она.- Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!

Вася мой помер,- тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам.- Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные.

Барыня только плечами пожала - и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

(И. С. Тургенев)

II

Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь, эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой и темнее, чем она была на самом деле. Я был на линии железной дороги, которая еще только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня, бараки, ямы, разбросанные кое-где тачки, плоские возвышения над землянками, в которых жили рабочие,- весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет, придавал земле какую-то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как-то странно было видеть силуэты людей и стройные телеграфные столбы; те и другие портили ансамбль картины и казались мне не от мира сего. Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами, где-то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню.

Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночной мглой, мигал тусклый огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступя шагов сто, светились рядом два красных глаза - вероятно, окна какого-нибудь барака - длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что-то общее. Казалось, какая-то важная тайна была зарыта под насыпью, и о ней знали только огни, Ночь и проволоки …

III

Просторная новая терраса дачи была очень ярко освещена лампой и четырьмя канделябрами, расставленными на длинном чайном столе. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад, густо обступивший со всех сторон дачу, потонул в теплом мраке. Только листья сирени, а упор освещаемые лампой, резко и странно выступали из темноты, неподвижные, гладкие и блестящие, точно вырезанные из зеленой жести. Ни шороха, ни звука не доносилось из заснувшего сада. Несмотря на раздвинутые полотняные занавеси, свечи горели ровным, немигающим пламенем. Было душно, и чувствовалось, что в нагретом, наэлектризованном воздухе медленно надвигается ночная гроза. Пахло медом, цветущей липой и бузиной.

Варвара Михайловна Рязанцева приготовляла на террасе с помощью горничной чай для собравшихся гостей. Перебравшись на дачу, она и ее муж не прекратили по вторникам своих интимных вечеров, которые сделались только малолюднее и теснее, потому что собирались на них исключительно дачные знакомые. Городским было неудобно ездить за пятнадцать верст на какие-нибудь три-четыре часа.

Варвара Михайловна веселыми, возбужденными глазами оглядывала стол, покрытый новой, нигде не смятой скатертью, на снежной белизне которого так приятно веселили глаз серебряные сухарницы, молочники и ложки, блестящие хрустальные вазы с вареньем, конфетами и фруктами. В продолжение всех четырех лет замужества она интересовалась своим небольшим хозяйством с живой и искренней любовью, свойственной молодым женщинам, привыкшим окружать мужа нежной заботливостью.

(А. И. Куприн)

IV

Стаи волн с шумом катились на берег и разбивались о песок, он слабо шипел, впитывая воду. Взмахивая белыми гривами, передовые волны с шумом ударялись грудью о берег и отступали, отраженные им, а их уже встречали другие, шедшие поддержать их. Обнявшись крепко, в пене и брызгах, они снова катились на берег и били его в стремлении расширить пределы своей жизни. От горизонта до берега, на всем протяжении моря, рождались эти гибкие и сильные волны и все шли, шли плотной массой, тесно связанные друг с другом единством цели … Солнце все ярче освещало их хребты, у далеких волн, на горизонте, они казались кроваво-красными. Ни одной капли не пропадало бесследно в этом титаническом движении водной массы, которая, казалось, воодушевлена какой-то сознательной целью и вот - достигает ее этими широкими, ритмичными ударами. Увлекательна была красивая храбрость передовых, задорно прыгавших на молчаливый берег, и хорошо было смотреть, как вслед за ними спокойно и дружно идет все море, могучее море, уже окрашенное солнцем во все цвета радуги и полное сознания своей красоты и силы …

Из-за мыса, рассекая волны, выплыл громадный пароход и, важно качаясь на взволнованном лоне моря, понесся по хребтам волн, бешено бросавшихся на его борта. Красивый и сильный, блестящий на солнце своим металлом, в другое время он, пожалуй, мог бы навести на мысль о гордом творчестве людей, порабощающих стихии…

(М. Горький)

V

Легка ты, Русь, своими хижинами, сгорела - и будто слезла старая шкура змеи. Но и тяжела же ты своими каменными, похожими на сундуки, домами купцов: один в один и везде одинаково. А хуже того, как задумает купец выстроить что-нибудь свое, небывалое. Так выстроил себе пароходчик Иван Астахов, командир сибирской шпаны, двухэтажный дом с вышкой, огромный, неуклюжий и мрачный, ни на что не похожий: ни дом, ни корабль. Для чего одинокий холостой устроил себе такое большое жилье с танцевальной залой, люстрами и канделябрами на стенах? Видно, в свое время у него тоже был свой расчет на хозяйку, на большое женское приличное общество, но могучий человек на сибирских реках не справился с таким, казалось бы, маленьким делом - разыскать себе подходящую женщину, и от всей этой мечты остался только нелепый дом, похожий на речной пароход.

Внизу двенадцать комнат и вверху столько же, на вышке подзорная труба - смотреть в степь, на пароходы и на пожары; Иван Астахов - создатель и до сих пор начальник вольно-пожарной дружины. Тут же на вышке знаменитая лейденская банка, от которой в городе началось просвещение.

Много лет тому назад вместе с солнечными часами и кучей разных разностей Астахов привез ее, как диво, из России, и долго весь город ходил смотреть на удивительную лейденскую банку и пробовать своим пальцем силу электрической искры. Случались такие разряды, что у любопытного палец надолго оставался крючком, но хоть умри, а, если уж зашел посмотреть лейденскую банку, Астахов непременно заставит на себе испытать силу разряда.

(М. М. Пришвин)

VI

Желтые облака над Феодосией. Они кажутся древними, средневековыми. Жара. Прибой гремит жестянками. Мальчишки сидят на старой акации и набивают рот сухими сладкими цветами. Далеко над морем подымается прозрачная струя дыма - идет из Одессы теплоход. Мрачный рыбак, подпоясанный обрывком сети, свистит и сплевывает в воду - ему скучно. Рядом с рыбаком на берегу сидит мальчик и читает книгу. «Дай, пацан, поглядеть, что такое за книга»,- хрипло просит рыбак. Мальчик робко протягивает книгу. Рыбак начинает читать. Он читает пять минут, десять, он сопит от увлечения и говорит; «Вот это завинчено, убей меня бог!» Мальчик ждет. Рыбак читает уже

полчаса. Облака переменились на небе местами, мальчишки уже объели одну акацию и полезли на другую. Рыбак читает. Мальчик смотрит на него с тревогой. Проходит час. «Дядя,- шепотом говорит мальчик,- мне надо домой».- «До мамы?» - не глядя на него, спрашивает рыбак. «До мамы»,- отвечает мальчик. «Успеешь до мамы»,- сердито говорит рыбак. Мальчик замолкает. Рыбак с шумом перелистывает страницы, глотает слюну. Проходит полтора часа. Мальчик начинает тихо плакать. Теплоход уже подходит к порту и гудит небрежно и величаво. Рыбак читает. Мальчик плачет, уже не скрываясь, слезы текут по его дрожащим щекам. Рыбак ничего не видит. Старый пристанский сторож кричит ему: «Петя, чего ты мучаешь ребенка! Отдай книгу, имей каплю совести». Рыбак удивленно смотрит на мальчика, бросает ему книгу, плюет, говорит с сердцем: «На, собственник, базарная душа, подавись той книгой!» Мальчик хватает книгу и бежит, не оглядываясь, по раскаленному портовому спуску. «Что это была за книга?» - спрашиваю я рыбака. «Та Диккенс,- говорит он с досадой.- Такой прилипчивый писатель - как смола!»

(К. Г. Паустовский)

VII

Степь, всхолмленная, горячая, с тусклым воздухом, похожим на волнистое зеленоватое стекло, курилась пылью от горизонта до горизонта - по всем ее дорогам, насколько хватал глаз, нервозно и поспешно катился поток отступления. В белесом небе, наполняя его гулом, время от времени пунктирно чернели немецкие самолеты, а на земле ухали взрывы, после которых то, как густокронное дерево, вспучивался вихрь праха, то начинало гореть. Сухая муть, зыблясь, заволакивала и заливала кипение людей, коней, машин. Печально мычали истомленные жаждой, с запавшими боками коровы, которых угоняли в тыл, серыми струйками по обочинам текли отары овец. По станицам и хуторам вдоль улиц стояли сивые казаки с испуганными глазами, полошились казачки, за юбки которых цеплялись ребятишки, потерянно спрашивали: «А мы как же?» Но поток отступления, пыля и громыхая, катился мимо, и никто, закрученный им, не мог сказать ничего вразумительного, потому что никто и не знал - что завтра, послезавтра? Беда, нежданно павшая на огромный край, на десятки, на сотни тысяч людей, обладала страшной лицезримостью, но еще не было ни внятного ее объяснения, ни предвидения последствий. И каждый встречал ее своими тревогами и сообразовывал свои действия с собственным разумением.

Дыша бурой пылью, покрываясь и пропитываясь ею, день за днем продвигался вместе с этим жарким и взбаламученным потоком, тарахтел своим колесным трактором и Павел Петрович Самородов. Коренастый, обросший щетиной, с колтуном в волосах на непокрытой голове, он упорно осуществлял свою собственную цель - уйти от наступающих немцев и увести трактор.

(Н. М. Грибачев)

VIII

«Российское могущество прирастать будет Сибирью». Только гений мог сказать слова, мудрость которых рассчитана на века. Попробуем проникнуть в смысл этих слов, представить себе совокупность тех доводов, которые позволили великому ученому произнести эти вдохновенные и вещие слова.

Сын Отечества, сын России. Таким был Михайло Ломоносов от первого своего вздоха до последнего. Улавливаю в сих словах о Сибири прежде всего патриотическую гордость Ломоносова за свой народ. В ту историческую пору в мире не было другого народа, который смог бы такое исполинское деяние, как покорение Сибири, вынести на своих плечах. Чтоб пройти через неизведанные тысячеверстные просторы, чтобы не остановиться перед неисчислимыми трудностями движения, мало было обладать только мужеством, отвагой и буйством от переизбытка удали. Главное, чем нужно было обладать,- сознанием исторической роли, проникнутым воплощенной волей веков и решимостью приумножить славу Отечества.

Становлюсь на колени перед тобой, россиянин, кем бы ты ни был: младым главой ватаги, из княжеского рода, посланным отцом из уютных палат ради наживы и подвига, простым ли мужиком с Дона, страждущим свободы и лучшей доли, или хитроумным дьячком, писавшим царю с пути челобитные от вождей племен и атаманов, сквозь которые просматривается недюжинный ум летописцев русской силы…

«Российское могущество прирастать будет Сибирью» …Велика и неохватна для науки твоя формула, Михайло Ломоносов!

(Г. М. Марков)

IX

Яблони и груши уж год начали зацветать, но Михаил не допускал до завязи плодов, обрывал цвет, оставляя на дереве по два-три цветка, чтобы лишь проверить сорта яблок и груш. Раннее плодоношение пагубно для молодого сада: у дерева очень скоро прекращается рост, наступает преждевременная старость, и оно не даст и половины того, что может дать, войдя в зрелый возраст. Пока же в полную силу цвели лишь скоро созревающие и непривередливые испанские вишни, смородина - красная и черная, терн, малина, крыжовник. Яблоням оставалось ждать еще года два-три. Но уже и теперь каждая из них успела показать хозяину свой характер, свой нрав. Буйно рвущаяся вверх, краснолистая и красностволая кубышка была нежна, капризна и любила полив; яблоко у кубышки ярко-красное, румяное, сочное; едва почуяв обильную влагу, кубышка весело встряхивала густыми ветвями и вся как бы улыбалась свету вольному: она была настоящей баловницей у садовника; Михаил холил ее, пожалуй, больше всех. Рядом с кубышкой, отделенная от нее только узкой тропкой, росла тихая и грустная медовка - яблонька со сладкими и упоительно душистыми, неожиданно крупными для нежной их и слабой матери плодами. Медовка часто хворала и, как всякое больное дитя, была окружена особой заботой и любовью. Очень много зла приносили ей зайцы - для Михаила этот трусливый зверек был страшнее волка. Из всех деревьев зайцы почему-то избрали медовку и тяжко ранили ее кожицу. Михаил закутывал медовку на зиму мешковиной, обматывал соломой, и все-таки заяц умудрялся, точно бритвой, то отсечь наискосок ветку, то поскоблить кожу. Однако выжила и медовка.

(М. Н. Алексеев)

X

Все это было мертво, мертвыми казались и обрыв, и обгорелые кусты, и пушка, и стена неба, затянутого полосами белесых облаков, словно взгляд Лажечникова проникал в какой-то иной мир, на какую-то другую планету, похожую и непохожую на нашу,- похожую тем, что на ней была почти такая же земля и почти такое же небо, и непохожую потому, что на ней не было живых существ и вся она будто окаменела в вечном молчании.

Лажечников знал, что это ощущение обманчиво, что он не должен верить своим глазам, что за линией правобережного обрыва, в глубине плацдарма, есть жизнь, но, так как эта жизнь была враждебна ему, он отказывался ее признавать.

Капитан Жук погиб, погиб его батальон, на плацдарме лежали только их мертвые тела, но они были более живыми, чем оставшиеся в живых фашисты, убившие их своим огнем.

Из сообщений воздушной разведки, полученных полковником Повхом, Лажечников знал, что в глубине плацдарма еще не убитые фашисты готовятся форсировать реку, что там у них стоят наготове фермы моста для тяжелых танков, что тягачи должны доставить эти фермы к берегу, что тысячи еще не убитых гитлеровских солдат ждут со своими танками, пушками, минометами и другим оружием, когда мост будет наведен, чтобы броситься теперь уже на батальон Музыченко,- он все это знал, но и гитлеровцы, и их танки, и мостовые фермы, и орудия в его глазах были уже заранее мертвы, а живыми он продолжал видеть капитана Жука, командиров его рот, всех лейтенантов, сержантов и рядовых, которых он знал по именам и которых не знал,- всех, кто погиб, отстаивая своею живой кровью правобережный плацдарм от той мертвой силы, которая навалилась на него своим мертвым железом.

(Л. С. Первомайский)

Эта книга является второй из серии методических пособий по развитию орфографической, пунктуационной грамотности и культуры речи. В сборнике представлены различные упражнения и диктанты, помогающие не только проверить знания по синтаксису и пунктуации, но и обучить необходимым пунктуационным навыкам. Материалы из сборника могут быть использованы для работы в 5-9-х классах, а также при...

Эта книга является второй из серии методических пособий по развитию орфографической, пунктуационной грамотности и культуры речи. В сборнике представлены различные упражнения и диктанты, помогающие не только проверить знания по синтаксису и пунктуации, но и обучить необходимым пунктуационным навыкам. Материалы из сборника могут быть использованы для работы в 5-9-х классах, а также при подготовке к ЕГЭ. Все диктанты и упражнения отобраны и сгруппированы так, что могут быть использованы учителями, работающими по разным УМК. Сборник содержит тексты и задания, которые должны способствовать выработке устойчивых пунктуационных навыков, составлению связных текстов на определенную тему. Задания направлены на совершенствование умений осмысливать и понимать высказывание, свободно и правильно выражать свои мысли в письменной речи с учетом разных ситуаций общения и в соответствии со стилистическими нормами литературного языка. Использование разнообразных видов упражнений и диктантов позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся, обеспечивать обучение и контроль разными способами, прививать интерес к изучению русского языка, развивать творческое мышление, формировать коммуникативные навыки, стимулировать интеллектуальный рост, способствовать повышению культурного уровня. В данной работе использованы тексты из произведений русской литературы, адаптированные для работы по определенной теме, переводные тексты зарубежных авторов, материалы из сборников диктантов отечественных методистов, энциклопедий и справочников. Сборник адресован методистам, учителям, школьникам, учащимся лицеев, колледжей, гимназий, абитуриентам, студентам, а также тем, кто нуждается в корректировке знаний по пунктуации.

Книга «Сборник диктантов и упражнений по пунктуации» автора Автор неизвестен оценена посетителями КнигоГид.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы.

Онлайн библиотека КнигоГид непременно порадует читателей текстами иностранных и российских писателей, а также гигантским выбором классических и современных произведений. Все, что Вам необходимо - это найти по аннотации, названию или автору отвечающую Вашим предпочтениям книгу и загрузить ее в удобном формате или прочитать онлайн.

...

Сборник диктантов по пунктуации простое предложение - страница №1/4

Т. В. КРАУЗЕ

СБОРНИК ДИКТАНТОВ ПО ПУНКТУАЦИИ

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Солнце день ото дня становилось горячей. Оно растревожило застывшую, замёрзшую тайгу. Шумно и дружно запели ручьи. Они смывали зимнюю серую накипь с земли и обнажали прошлогодние травы. Ожили сухие ветви деревьев. У ольхи зашевелились чешуйки на готовых с осени серёжках. (Аж.) 2. В степи за оврагом скрипуче кричала птица. В темноте в вишнях гудели жуки. Как замечательно пахло вокруг! Во всех садах что-то цвело, во всех садах были выкопаны грядки. (Коч.) 3. Каков дождик? Каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Как весело сверкает всё кругом, как воздух свеж, как пахнет земляникой и грибами! (Т.) 4. Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит. (Н.) 5. Где сладкий шёпот моих лесов? Потоков ропот, цветы лугов? Деревья голы; ковёр зимы покрыл холмы, луга и долы. (Барат.) 6. Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне?

ПРИЛОЖЕНИЕ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЁМ

1. В сени вышел царь-отец. (П.) 2. Возле вагона-мастерской в тени примостились штук шесть мотоциклов. (Баб.) 3. По соседству садились вертолёты, посверкивая своими вращающимися лопастями-крыльями. (Бер.) 4. Дядя Саша поставил в вагоне-изоляторе крошечный верстак и принялся работать. (Пан.) 5. Варвара Гавриловна заказала соседу-плотнику ящики для рассады. (Пауст.) 6. В комнату вошли офицеры-артиллеристы из другой части. (Каз.) 7. По лёгкой подтянутой фигуре его можно было принять за вышедшего в запас офицера-строевика. (Ов.) 8. Они устроились на разостланной на снегу плащ-палатке. (Аж.) 9. Газик-вездеход то нырял в лужу, то подминал под себя мокрый высокий бурьян. (Баб.) 10. Женщины-шахтёрки толпами провожали своих мужей и сыновей, которых отправляли в Чугуев. (О. Г.) 11. Бойцы-пулемётчики получили приказ организовать пулемётные точки в этом особнячке. 3. По улице ребята-пастухи гнали скот на пастбище. (О. Г.) 4. Над самой кручей у Днестра-реки виднелась крепость. 5. Ванюша-шофёр изредка посматривал на своего пассажира. (Баб.) 6. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке. (Гонч.) 7. Елькин - отличный механик-водитель. (В. Кож.) 8. От распределительного щитка передвижной электростанции тянутся змеи-кабели. (В. Лип.) 9. Город расположен на берегах реки Невы. 10. Краны-трубоукладчики выстроились по правую сторону траншеи. (В. Кож.) 11. За прикрытой дверью было тихо, постукивали часы-ходики. (Чак.) Петряков был сыном столяра-краснодеревца. (Эренб.) 16. В Ярославль-город вечером приехали (Кор.) 17. Река Кама зарождается в лесном Заволжье. 18. Десяток больших рек и сотни малых речек несут воды в матушку Обь. Старый пароход «Пушкин» шёл в Ялту.

1. В это время он редактировал журнал «Тридцать дней». 2. Старый пароход «Пушкин» шел в Ялту. 3.Однажды весной я сидел в парке и читал «Остров сокровищ» Стивенсона. 4. Он начал писать и сравнительно быстро закончил повесть «На Амуре». 5. Чаще всего у причала останавливались шхуны «Три брата» и «Лев Толстой». 6. Я к этому времени уже начал редактировать морскую газету «Маяк». 7. «Осенний день в Сокольниках» - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек. 8. Она играла Лизу в «Дворянском гнезде». 9. Это были билеты в Художественный театр на «Живой труп» и «Три сестры». 10. В 1906 году в Одессу пришёл восставший «Потёмкин». 11. В 1944 году я написал небольшой роман «Дым отечества». 12. Я решил опубликовать этот роман в журнале «Москва».

Из произведений К. Паустовского.

1. Люди разместились в десяти крытых грузовиках-фургонах. (Аж.) 2. Всю ночь перед штурмом Сапун-горы над немецкими укреплениями стояли белые колонны прожекторного света. (В. Кож.) 3. Я всюду возил с собой начатую еще в Таганроге повесть «Романтики». (Пауст.) 4. Явился беженец-скворец на новую квартиру.

ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2. Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого берёзового листа. (Л. Т.) 3. Скорбные, жгучие слёзы тихо скатились с его славных глаз. (Ст.) 4. Густой тёплый воздух гудел от вечерней мошки. (Григ.) 5. Можайскому всегда нравился пожилой, ещё красивый, сохранивший свежесть лица и молодую походку генерал. (Л. Ник.) 6. Большие серые глаза его рассеянно глядели в небо. (Л. Ник.) 7. Густой снег стал валить почти сплошной мокрой лавиной. (В. Кож.) 8. Она была серьёзная, неторопливая, с плавными движениями. (Кав.) 9. Дом был трёхэтажный, серый, с выступающим облупленным фонарём. (Пан.) 10. У него было выразительное лицо с лучистыми карими глазами и красивым тонким носом. (Баб.) 11. Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий, могучий, грозный шум громадной толпы. (Баб.) 12. От высокой, нехоженой, полусожжённой солнцем травы пахло сеном. (Сим.)13. Простой, добротно сделанный, некрашеный стол стоял у окна. (Чак.)

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

Вставить подходящие неоднородные определения

Слова для вставки: 1) берёзовых; 2) чёрная; 3) многоэтажном; 4) тёплое; 5) тонконогая; 6) долгие; 7) синий.

1. В колхозе заготовили много сухих дров. 2. Большая туча закрыла полнеба. 3. Нам дали квартиру в новом доме. 4. Наступило летнее утро. 5. В комнату вбежала маленькая девочка. 6. Наступили зимние вечера. 7. На нём был модный костюм.

Распространить предложения однородными членами, не соединёнными союзами.

1. Космонавтом может быть только смелый (волевой, решительный, находчивый) человек.. 2. В нашей школе есть драматический (литературный, физический, математический, исторический, музыкальный) кружок. 3. К началу учебного года надо купить учебники (тетрадь, карандаш, готовальня). 4. В колхозе мы побывали на молочной ферме (поле, сад, гараж, мастерская). 5.На колхозном рынке продавали яблоки (груша, слива, абрикос, черешня). 6. Иней лежал на траве (тротуар, скамейка, дерево, крыша). 7; Туристы шли берегом реки (поле, лес, роща). 8. За свою долгую жизнь он побывал в Сибири (Урал, Крым, Кавказ).

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СОЕДИНЁННЫЕ НЕПОВТОРЯЮЩИМИСЯ СОЮЗАМИ

I. 1. Он лежал на спине и смотрел сквозь ветви на потемневшее небо. 3. Камыши стояли неподвижно и как будто дремали. (Аре.) 4. Я не зажигал огня и незаметно отдавался тяжёлым впечатлениям молчания и мрака. (Кор.)5. Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи. (Ч.) 6. Только слышится подвывание ветра в снастях да тихий гул моря. (Ст.) 7. Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотание птиц да стук сапог. (Аж.) 8. Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух изнуряли его. (Буб.)

II. 1. Это была не гроза, а стремительный ураган. (Пауст.) 2. Он был смелый, но сдержанный, осмотрительный человек. (Баб.) 3. Я упала, больно ударилась, но сейчас же вскочила. (Каз.) 4. Это был человек с молодым лицом, но седыми волосами. (Каз.) 5. Степное половодье было очень бурным, однако необычайно быстро шло на убыль. (Баб.) 6 . Дни стояли пасмурные, однако тёплые. (Акс.) 7. Ложью свет пройдёшь, да не воротишься. (Посл.) 8. Будет беда, да только не тебе. (А. О.) 9. Поворчал он, да не посмел ослушаться. 10. Он ел мало, зато слушал жадно. (Леон.) 11. Мы много поработали, зато выполнили задание в срок. 12. Работа интересная, хотя и очень трудная.

III. 1. Птицы и насекомые были кем-то запуганы или вовсе покинули эти места. (В. Кож.) 2. Где-то поблизости журчала невидимая речка или ручей. (Чак.) 3. Погода была мокрая или холодная. (Акс.) 4. У Обломова в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи. (Гонч.) 5. Я заставал его за чтением газеты либо журнала.

IV. 1. На стульях, на диванах, на принесённых из комнат табуретках сидели генералы и офицеры. (Л. Ник.) 2. Слышно было мерное дыхание спящих да треск горящих в костре сучьев. (Аре.) 3. Он вас выслушивал, соглашался, но всё-таки не терял чувства собственного достоинства. (Т.) 4. Я давно собирался навестить тебя, да боялся потревожить. (Ст.) 5. Дед стар, однако продолжает служить сторожем. (Крут.) 6. Во время отпуска он помогает матери по хозяйству, а в свободное время бродит по лесам или по озеру по пояс в воде, ищет какие-то редкие водоросли. (Пауст.) 7. В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел. (М.-С.) 8. В темноте надо было миновать вражеский дозор или чёрный наблюдательный глазок пулемётного гнезда. (Леон.) 9. Это была гроза либо канонада. 10. Неодолимая, хотя и тихая сила увлекала меня. (Л. Т). И. Пчёлы на пасеке жужжат да гудят. (Т.) 12. Приют наш мал, зато спокоен. (Л.) 13. Рано встала, да мало напряла. (Поел.) 14. Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями. (Л. Т.) 15. Наш воевода в родню был толст, да не в родню был прост. (Кр.) 16. Он говорил мало, зато дельно. 17. Книга была интересная, но без иллюстраций. 18. Опустил голову, да и пошёл. (Кор.)

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Заменить союз да союзом и или но.

1. В этой местности кругом озёра да болота. 2. Я что-то хотела сказать, да забыла. 3, Листом стелется, да укусить целится. 4. Слышалось качание маятника да тихие шаги. 5. Скучно ждать, да надо дожидаться. 6. Легко друзей найти, да трудно сохранить, 7. Я всё лето собирала ягоды да грибы. 8. Мороз не велик, да стоять не велит.

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ, СОЕДИНЁННЫЕ ПОВТОРЯЮЩИМИСЯ СОЮЗАМИ

1. В лесу одному шумно, и жутко, и весело. (Фет.) 2.Дробится, и плещет, и брызжет волна мне в очи солёною влагой. (А. К. Т.) 3. Голодал он, и мёрз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и по пятидесяти вёрст в жару и мороз. (Гарш.) 4. Вдруг за ним стрелы мгновенное жужжанье, кольчуги звон, и крик, и ржанье, и топот по полю глухой. (П.) 5. Из окна были видны портал туннеля, исчезающая в нём вереница огней, и уходящая в обход горы серая лента дороги, и снежные вершины дальних гор, и вагонетки, и жилые дома. 7. И лапоть сплету, и игрушку из дерева вырежу, и на охоту схожу, дичинки добуду. (С.-Щ.) 8. Собака, человек, да кошка, да сокол друг другу поклялись однажды в дружбе вечной. (Кр.)

1. То он снег сгребал в кучи, то выбивал пыль из ковров и матрацев. (Ч.) 2. Мы то карабкались на гору, то шли косогором, то уже опять спускались в долину. (Аре.) 3. Он очень долго говорил с ней то громко, то тихо, то печально, то весело. (Акс.) 4. Настасья Ивановна да Пелагея Игнатьевна прилежно шьют что-нибудь к празднику для Илюши, или отца его, или для самих себя. (Гонч.) 5. Он или дремал в прихожей, или уходил болтать в людскую, в кухню. (Гонч.) 6. Меня отпускали с Евсеичем всякий день или поутру, или вечером часа на два. (Гонч.) 7. Здесь надо либо раскорчевать остатки тайги, либо сначала осушить остатки болота. (Ов.) 8. Не то волк, не то собака перебежала путь и пропала в темноте. (Баб.)

1. Такая музыка казалась к лицу и погоде, и старику, и его речам. (Ч.) 4. Он плотничал и стекла вставлял, и точил инструменты, и слесарил, и валял валенки, и чинил сапоги. (В.Гроссм.) Работы вам, и детям вашим, и внукам довольно будет. (М. Г.) 7. Раньше Егорушка не идел никогда ни пароходов, ни локомотивов, ни широких рек. (Ч.) 8. Нет огней ни на палубе, ни на мачтах, ни кругом на море. (Ч.) 9. Нигде не было ни капельки света, ни фонаря, ни коптилки. (Сер.) 10. В тишине только слышны были Чапаевский властный голос, да свисты, да хрипы спящих бойцов. (Фурм.) 11. В новой избе не было ни дверей, ни оконных рам, а прорублены только отверстия для них. (Акс.)

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Дополнить предложения однородными подлежащими или дополнениями, соединёнными союзами (при каждом из них должно быть определение).

1. На клумбах росли огненные настурции (красный георгин, жёлтый ноготок, белая астра). 2. В заповеднике мы видели благородного оленя (неповоротливый медведь, гордый лось, суетливая белочка). 3. В смешанном лесу росли кудрявые берёзы (мохнатая ель, громадный дуб, стройная сосна). 4. Мы увидели тёмный бор (серебристая речка, зелёный луг). 5. На прилавке лежали румяные яблоки (жёлтая груша, фиолетовая слива и тёмно-красная свекла.

Случалось ли тебе, читатель, плутать в глухом лесу в ночи, или одинокому попасть на чужбину, или встретить опасность один на один, или впасть в беду? (Фад.) 8. И тёмные скалы, и расщелины, и ущелья полны на секунду не затихающего скрипа повозок, звука колёс, топота копыт, громыхания, лязга. (Сер.) 9. Болезнь ли, или разговоры на пленуме обкома, или ночные беседы с Максимом настроили Артёма на раздумья. (Марк.) 10. Раньше он либо не замечал окружающей природы, либо она имела для него чисто практический интерес. (Фад.) 11. Он достаёт из кармана не то книжицу, не то газету. (Крут.)

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
РАЗВЕДЧИК-СНАЙПЕР ЧЕРЕДНИКОВ

Разведчик! Вы представляете его себе молодцеватым парнем, подвижным, быстрым, с энергичным лицом, с острыми глазами и обязательно с автоматом на груди. А дядя Чередников был уже в годах, высок, сутул, медлителен и предпочитал слушать, а не рассказывать. Отвечал он на вопросы по-солдатски коротко и точно, пустословия не любил.

Автомат он тоже не носил, а предпочитал ему обычную русскую трёхлинейную винтовку. Тем не менее разведчик и снайпер он был по нашему фронту непревзойдённый, с настоящим талантом следопыта, и со своей особой ухваткой, и с лисьей хитростью, и с неистощимой изобретательностью.

Чередников подходил к войне со спокойным расчётом и деловитостью. Он охотился за врагом постоянно и неутомимо и заполнял этим не только свои боевые дни, но и редкие фронтовые досуги. (121 слово)

По Б. Полевому.

МЕЩЁРА


Мещёра - остаток лесного океана.

Леса в Мещёре глухие. Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархиванье птиц. Это липкие маслюки, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и лесные сумерки.

В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. В необыкновенной, неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет.

Так мы живём в палатках на лесных озёрах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Мы спим


по два часа в сутки и почти не знаем усталости.

Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов, в спёртом воздухе асфальтовых улиц.

По К. Паустовскому,
144 слова.

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ

1. Теперь уж ни гор, ни неба, ни земли - ничего не было видно. (Аре.) 3. И вой урагана, и рёв моторов, и грохот - всё это сливалось в каком-то леденящем кровь концерте. (Ст.) 4. И тополь, и потемневшая от влаги на солнышке кровля, и ноздреватый снег - всё дышит первыми весенними запахами. (Ст.) 5. Ни дерево, ни вода - ничто не шелохнётся. (Т.) 6. Набережная, стоявшая на ней публика, рабочие, товарные склады - всё это тихонько поплыло назад. (Сер.) 7. Громадный рост Игната, его трубный голос, бородатое лицо, голова в густой шапке седых волос, сильные, Длинные руки - всё это придавало Игнату сходство со сказочным разбойником. (М. Г.) 8. Кухня, чуланы, буфет - всё было уставлено поставцами с посудой. (Гонч.) 9. Ни забора, ни ворот, ни сарая - ничего не было. (М.-С.) 10. На диване, на стульях - повсюду было что-то набросано. (Кае.)

1. Рабочий расставит, разложит снаряды: рубанки, подпилки, долота, ножи. (Н.) 2. С утра встречались странникам всё больше люди малые: свой брат крестьянин-лапотник, мастеровые, нищие, солдаты, ямщики. (Н.) 3. А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица. (Н.) 4. Всякий день стал приносить старый Мосеич разную крупную рыбу: щук, язей, голавлей, линей, окуней. (Акс.) 5. В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных ребячьих игрушек, как-то: уточек, дудочек и брызгалок.

1. Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах - происходили шумные разговоры. (Гарш.) 2. Всё в нём: и тужурка, и каракулевая шапка, и белые бурки - было запачкано какой-то тёмной маслянистой жидкостью. (Б. П.) 3. Всё: её утомлённый вид, запылённая одежда, резиновые сапоги, перепачканные в глине,- всё это говорило, что она проделала длинный и нелёгкий путь.


ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ


Вставить подходящие по смыслу обобщающие слова.

1. И лес, и поле, и река покрылись туманом. 2. Сухие листья лежали на дорогах, на крышах, на кабинах тракторов и автомобилей. 3. Столы, лавки и кровати выстроганы из чистого белого дерева. 4. Перила, проволочная решётка вдоль борта, плетёные кресла были в росе. 5. Не видно было ни камышей, ни плотины, ни берегов. Он не хотел ехать ни на Кавказ, ни в Крым, ни на Кубань. 7. Ни в мороз, ни в буран, ни в дождь они не прекращали работы.

СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Небо было усеяно звёздами, и окрестность постепенно освещалась серебристым блеском месяца. (Григ.),3. Сильный порыв ветра раздвоил тучу, и бледным светом озарилась часть поля. (Григ.) 4. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. (Ч.) 5. Дул сильный пронзительный ветер, и где-то вверху на крутом берегу скрипели деревья. (Ч.) 6. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

1. Вдруг над зазубренным краем леса беззвучно промелькнул и исчез реактивный самолёт, и только потом
пустое небо прорычало ему вслед. (В. Кож.) 2. К утру похолодало, и по низким луговым местам всё затопил до горизонта плотный туман. (Бер,) 3. Проехали вёрст восемь, и вдали показался невысокий дом и двор. (Ч.) 4. Холмы всё ещё тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. (Ч.) 5. Пахло талым снегом, землёй, и солнце светило застенчиво и робко. (Кущ.) 6. Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трёх сторон. (Бун.)
7. Старый князь был ещё в городе, и его ждали каждую минуту. (Л. Т.) 8. Вещи были уложены, и делать было нечего. (Пауст.) 9. Проехали ещё километра три или четыре, и радиатор неожиданно упёрся в зелёную стену камыша. (Баб.) 10. Она удалялась от всех домашних, и только с братом Петей ей было легко. (Л. Т.) 11. Надо было поспеть в Финский залив до заморозков, и поэтому все торопились. (Ст.) 12. Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела князь Багратион послал туда дежурного офицера. (Л. Т.)

1. Батурин растирал между пальцами жёлтые листья, и от пальцев шёл запах горечи. (Пауст.) 2. Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины. (Пауст.) 3. Изредка срывался ветер,


и тогда листья летели мутным дождём, щекотали лицо. (Пауст.) 4. К полудню тучи ушли, и над вершинами сосен
начало переливаться холодными огнями небо. (Пауст.) 5. Река бежала быстро и едва слышно журчала около сваек
купальни. (Ч.) 6. Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе. (Ст.) 7. Вместе со всеми Леонтьев начал рубить на просеке кустарник и небольшие деревья и сваливать их вместе с сухим валежником в высокий, во всю длину просеки вал.
1. Ни один сучок не шелохнётся, ни одна капля дождя на тебя не падёт. (С.-Щ.) 2. Ни одно из насекомых не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве. (Гонч.) 3. Издалека лишь дуновенье ветерка роптанье листьев приносило, да с тёмным берегом уныло шепталась горная река. (Л.) 4. Тихо плескалась струйка воды, да где-то вскрикивала ночная птица, да в кустах шевелилось что-то белое. (Кор.) 5. Последние тени сливались, да мгла синела, да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сер.) 6. На улице стоял холодный ясный день, на сердце у неё тоже было светло. (М. Г.) 7. Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно. (Л. Т.) 8. Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу. (М. Г.) 9. Мы оба с сестрой плакали, мать также плакала. (Акс.) 10. Люди кричали и бежали со всех ног к попавшему зайцу, я также кричал во всю мочь и бежал изо всех сил. (Акс.) 11. Стёпка подрос, подросло также его любопытство. (Григ.) 12. Никто к нему не ходил, да и он ни у кого не бывал. (В. Гроссм.)

1. Ласточки пропали, а вчера с зарёй всё грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой. (Фет.) 2. Солнце уже садилось, а прохлады не было. (Г. Ник.) 3. Отряд наш несколько отстал, а мы с Дерсу шли впереди и говорили между собой. (Аре.) 4. Я рад был отказаться от предлагаемой чести, но делать было нечего. (П.) 5. Сердце его сильно билось, но страха не было в душе его. (Фад.) 6. Шёл двенадцатый час, но город не спал. (Чак.) 7. Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было. 8. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато. (Ч.)

1. Вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый
звук. (Ч.) 2. Голова ли слишком разгорелась от мороза, или натопили непомерно печь. (А. Н. Т.) 3. Или вы сейчас одевайтесь, или я уйду один. (Писемёкий.). То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал. (Л.) 5. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь. (Л. Т.) 6. То солнце пригревало опустевшие поля,
то северный ветер гнал быстрые тучи. (Г. Ник.) 7. То бедная колоколенка проглянет из синего марева, то красная крыша дома сквозь зелень сада, то прогремят колёса по бревенчатому мосту через светлую небыструю речку, то
васильковое платье девушки завиднеется на тропинке во ржи, то солнце набросает на сочную траву ярких пятен.
(Сол.) 8. То за соседним кустом начнёт кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнёт разгораться багровое зарево. (Пауст.)

* *
*

1. Тихо качаются кувшинки, и доносится дальний лай деревенских собак, или одинокий крик петуха донесётся из невидной с реки деревни. (Кор.) 2. На этот раз вечер был прелестный, да и публики было довольно много. (Дост.) 3. Обычных шумных разговоров и шуток не было, да и аппетит у многих был плохой. (Ст.) 4. Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. (Пауст.) 5. Светлана так и не зажигала свет, он проникал в окно от уличного фонаря, и я уже видел здесь всё: стулья, книжные полки, письменный стол в углу. (Чак.) 6. Туманы пропитали насквозь жёлтые листья, и под тяжестью холодной и уже ненужной влаги листья отрывались от веток и падали на траву и на гранитные мостовые.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
ЕЛЬ И СОСНА

Из деревьев на Севере чаще всего увидишь ель и сосну. Ель и сосна - вечные соперницы.

Ель растёт на более влажных местах. Корни её неглубоки, и на Крайнем Севере это помогает ей бороться
с мертвящим прикосновением вечной мерзлоты. Ель теневынослива и легко уживается под пологом высокой, менее густой сосны. Но ветви ели плотно застилают солнце, и в еловом лесу всегда темно.

Сосна любит сухие песчаные пригорки, деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло. Но сосна может расти и на открытых заболоченных водоразделах. Могучая корневая система и сосны пробивает слой отмёрзших мхов, и сосна приживается на болоте. Растёт сосна быстрее ели. Она светолюбива, и её крона на стройном стволе словно распластана в высоком небе. Но вот под пологом этих прозрачных крон подрастают молодые ёлочки. Они вытягиваются, и иногда им удаётся затенить и заглушить сосновый лес.

А. Г о р ф, Н. П о к ш и ш е в с к и й. 138 слов.

ОГНЕВОЙ НАЛЁТ

На наблюдательном пункте было тихо, истекали последние минуты ожидания. Богданов стоял у своей смотровой щели. Шумела под ветром солома, и с крыши веял мелкий снежок.

Богданов обернулся, и в это время ударили гаубицы. Первые снаряды пронеслись с негромким шелестом, а через секунду дымные вихрь выросли на холмах. Донёсся обвал разрывов, и в артиллерийской буре не стало слышно отдельных выстрелов. Несколько батарей действовали в непосредственной близости, и гром многих орудий поглотил все другие звуки. Командиры наблюдательного пункта бесшумно двигались и беззвучно шевелили губами. Без стука упала лестница, так же неслышно её поставили на место.

Метрах в полутораста справа расположился в роще стрелковый дивизион. Длинные клинки пламени блистали там, в зарево охватывало заснеженные деревья. Пламя вылетало почти непрерывно, и среди веток носился розо­ватый дым.

Иногда можно было увидеть летящие обломки, брёвна или падающую стену. Это разваливались немецкие ук­репления.

По Г. Б е р ё з к о. 138 слов

ГРОЗА В ГОРАХ

Как-то в горах мы подошли к юрте пастуха. Юрта охранялась громадными чёрными собаками, и они встре­тили нас свирепым лаем. Вскоре показался хозяин и при­гласил нас в свою юрту.

Вдруг над самой юртой грянул гром, и первые крупные капли дождя загрохотали по войлоку крыши. Гроза разра­зилась не на шутку. Сверкали молнии, дождь всё усили­вался, и через пять минут он перешёл в стремительный ли­вень с градом. Наша юрта бомбардировалась крупинками града, и отдельные градины валялись у наших ног или шипели на огне очага. Подул холодный ветер, и стало пронизывающе холодно. На полу юрты показалась вода. Через двадцать минут дожДь прекратился, мы вышли из юрты и увидели красивое зрелище. Поток с шумом уносил камни и глину. На глазах подмывались берега и земля с плеском падала в воду. Долго стояли мы над потоком и с интересом смотрели на меняющуюся, кипящую его поверхность.

По Мурзаеву. 141 слово.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

На старой Канаве в ямах с водоворотами обитали круп­ные язи, и за ними-то мы однажды и поехали.

Возвращались на следующий день. В лесные тихие сумерки мы вышли к разъезду на узкоколейке. Был уже август, и кое-где на берёзах висели первые пожелтевшие листья. Мы влезли в тот вагон, где было побольше народу. Женщины везли котелки с брусникой и грибами.

Сначала женщины разговаривали о своих семейных делах, но вскоре таинственная прелесть летних сумерек вошла в вагон, и женщины замолчали. Поезд вошёл в луга,и стал виден во всю его ширь тихий закат. Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щёлканья и перелива в кустах по сторонам полотна.

Тогда самая молодая женщина запела. Пела она простую рязанскую песню, и кое-кто из женщин начал ей
подпевать.

По К. Паустовскому.132 слова

МУЗЫКУ СЛУШАЮТ СЕРДЦЕМ

Вы пришли домой из школы и включили радио. Зазвучала музыка, а вы занялись своими делами в ожидании


интересной передачи. Вы прекрасно слышите музыку, но это и всё. На самом деле музыки вы не слышите.

Остановитесь, отложите на минуту ваши дела и прислушайтесь. Нежная, тихая мелодия. Рояль словно жалуется,


и вам тоже стало грустно. Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой. Это хорошая грусть.

Музыка помогает вашим думам, воспоминаниям. Ещё несколько минут назад её слышали только ваши уши,


а сейчас вы услышали её сердцем. Она трогает вас, волнует.

А вот бурная, порывистая, стремительная музыка. Вы словно слышите страстную и яркую речь. Это исполняется


Двенадцатый этюд Шопена, и вы почувствуете, поймёте его второе название - Революционный.

Музыку надо слушать сердцем, нужно хотеть её слушать, и тогда она станет вашим верным другом и помощником в жизни.

По О. Туберовской. 136 слов.
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

На вершине горы стоял хорошо видный сарай, куда била целая противотанковая батарея. (Сим.) 10. Его повели на холмик, откуда были видны позиции неприятеля. Он всё вспоминал Лизу такой, какой он знал её в дни молодости. (Фед.) 3. Спокойный вид Дерсу, уверенность, с какой он шёл_без опаски и не озираясь, успокоили меня. Молодежь, которая приходила сейчас на стройку, была воспитана на глубоко уважительном отношении к механизмам. (В. Кож.) 5. Чувство, которое охватило Завьялова в вагоне электрички при первом известии о спутнике, сейчас снова овладело им. (Чак.) 6. Где-то высоко в темноте промчался реактивный самолёт с шумом, который в иные времена был бы под силу лишь ветру и морю в жестокий шторм. (Чак.) 7. Люди, круг которых всё расширялся по мере рас­ширения поля деятельности Серёжи, уже не казались ему такими необыкновенными. (Фад.)


1. Тут он узнал приёмную, в которой сидел утром, и стал искать выходной двери. (Ч.) 2. Начальник пожелал видеть Оленина, с которым он был в родстве, и предложил ему остаться в штабе. (Л. Т.) 3. Из передней, дверь в кото­рую была открыта, доносился приглушённый говор. (Фад.) 4. Вешнее солнышко приветливо глядело с голубого неба, по которому двигались перистые облачка, и пригре­вало изрядно. 5. Оставить раненого командира в лесу, где были немцы, он не мог. 6. Мы пере­секли асфальтированную дорогу, по которой только что пришли из города, и прошли с полкилометра в сторону гор. (Сол.) 7. Он довёл его до скамейки, на которой до этого сидел сам, и молча посадил его. (Сим.)

Вдруг с той стороны, где сидел отряд Ильина, донёсся раскатистый дружный залп, за ним дру­гой, третий. (Л. Т.) 3. Он отыскал вчерашние следы оленя, подобрался под куст в чащу, в то самое место, где вчера лежал олень, улёгся около его логова. 4. Во время утреннего чая к столу, где сидел Дубава со своими арсенальщиками, протискивался Панкратов. 5. На девственном снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый извилистый нечёткий след, какой оставляет раненый зверь. (Б. П.) 6. Море было блистающе-голубое, каким оно было всегда в ясные, тёплые, тихие дни. (С.-Ц.) 7. 3а десять лет, что он тут не был весь этот район застроился каменными домами.

С того момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидатель­ное напряжение. (М. Г.) 3. Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. (Кор.) 4. Уж целый год работает Павка подручным кочегара на электростанции, куда опре­делил его брат Артём. (И. О.) 5. Бульвар вёл к централь­ной площади города, откуда лучами расходились недлин­ные улочки. 6. За окном в ночных потёмках шумела буря, какою обыкновенно природа разражается перед грозой. 7. В один из тех студёных и ясных дней, когда леса одеваются мохнатым, сверкающим инеем, на столичном аэродроме приземлился воздушный корабль. 8. Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать. (Ес.) 11. Гроза, что так уверенно находила с вечера, не дошла до Юрьева. (Сол.) 12. Ёлки, что скромно прятались в рос­коши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки. (Г. Ник.) 13. Отец взял с собой всё, что полагалось брать в дорогу. 14. На субботник должен прийти каждый, кто хочет видеть свой город чистым.
Дописать рассказ, используя в нём сложноподчинённые пред­ ложения с придаточными определительными .

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

В центре небольшой орловской деревни Овсянниково есть восьмилетняя школа. Её построили на месте, где в годы войны шли бои с фашистами.

Недалеко от школы большая воронка от многотонной бомбы, которую весной заливают талые воды. Все лето около этого «бассейна» раздаются весёлые голоса ребят. После дождя края воронки обрушились. Саша Борзенков, который проходил мимо, увидел странный металлический предмет, наклонился и замер. Из земли торчал остов стаби­лизатора. Это была бомба, которую...


СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

ЧТО УВИДЕЛА ЗИМА

Зима. Она пришла в Дивногорск решительно, сразу. По этому случаю мальчишки с улицы Школьной устроили маленький праздник. Приладили к мачте, которая давно у них тут стоит, красный флаг, слепили три снеговые бабы, а из досок, что лежали тут невесть с каких времён, устро­или горку и великодушно уступили её малышам.

Кто-то уже прошёлся и здесь, расставил цветные флаж­ки-метки, разметил дистанцию... Судя по раскрашенным бумажкам-меткам, флажки из старых школьных тетрадок нарезаны. Это оставили свои автографы школьные спортсмены, которые начали первые тренировки на снегу.

По Ануфриеву.


109 слов.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

1. Мне почему-то показалось, что он стал выше ростом за этот год и шире в груди и плечах. (Кае.) 2. Случай с пропажей револьвера убедил Павку в том, что даже и та­кие рискованные предприятия иногда оканчиваются благо­получно. 3. В том, что штурм на этот раз будет иметь успех, никто из приглашённых на со­вет не сомневался. (С.-Ц.) 4 . Нина намекнула, что Олег действует не только от себя, и передала некоторые его со­веты. (Фад.) 6. Нахимов увидел, что французская бригада приближалась, и приказал бить тревогу. (Ст.) 7. Я думал, что это тень от облака, и высказал Дерсу своё предположе­ние. (Аре.) 8. Возвратившиеся с разведки казаки сообщи­ли, что видели много звериных следов. 9. Я был уверен, что причина неудачи в плохо закреплён­ной кровле, и распорядился после уборки поставить более прочное крепление. (Чал.)

1. Мудрый и осторожный Кутузов настаивал на том, чтобы русские до прибытия резервов действовали за Эльбой только лёгкими отрядами. (Л. Т.) 2. Точно боясь, что­бы у него не отняли чего-нибудь, Дерсу спешно собрал свою котомку и особенно старательно спрятал бутылку. (Аре.) 3. Мы должны заботиться о том, чтобы на станции работал надёжный товарищ. (П. О.) 4. Светлана не тер­пела, чтобы к ней относились безразлично, и старалась при всяком случае завоевать расположение Агафонова. (Чак.) 5. Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (Маяк.) 6. Он сам не знал, как много он достиг во мнении людей. (Фад.) 7. Было невыносимо видеть, как плачет этот боль­шой, сильный, волевой человек. (Б. П.) 8. Наблюдая, как весело собираются, как дружно работают люди на суббот­нике, Анна радовалась особой, большой, творческой радос­тью. (Б. П.) 9. Я всегда удивлялся, как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел. (Аре.) 10. Он рассказал нам, как найти его жилище, и предложил оста­новиться у него в доме. (Аре.)
1.Васе казалось, будто кто-то склоняется над ним. (Кор.) 2. Друзья не знали, о чём спрашивать друг друга, о чём рассказывать. (И. О.) 3. Он дождался, когда проснулась Таня, и вместе с ней напился кофе, погулял, потом пошёл к себе в комнату и сел за работу. (Ч.) 5. По солнцу опре­делил он, в какую сторону ему идти. (С. Ц.) 6. Я долго обдумывал, с чего начать разговор. (Ч.) 7. Таня решила всё-таки объяснить Батманову, почему провод не был до­тянут до пролива. (Аж.) 8. Я не спрашивал его, зачем это было нужно. (Аре.) 9. По стуку определив, где стреляют, он побежал в ту сторону. (Фад.) 10. Сколько времени прошло, не знаю. (Пауст.) 11. Родина слышит, Родина знает, где в облаках её сын пролетает. (Долм.)

1. Сколько пролежал он без движения, без сознания, Алексей вспомнить не мог. (Б. П.) 2. Я не понимал, в чём причина нашей неудачи, и ощущал упадок сил. (Чак.) 3. Он знал, по какому делу его приглашали в райком, и гото­вился к этой встрече. (Баб.) 4. В первый раз Данилов уви­дел, каким богатым, красивым, притягательным может быть человек. (Пан.) 5. Надо всё обдумать, вспомнить, не забыл ли что-нибудь. (Аре.) 6. Она очень любезно с ним поздоровалась, осведомилась, хорошо ли он провёл ночь. (Т.) 7. Я сидел и всё ждал, не выйдет ли Женя, прислушивался. (Ч.) 8. Марко поздоровался, спросил, можно ли бу­дет переночевать. (М. Ст.) 9. Тут только я понял, какой опасности мы подвергались, и боязнь, отвращение от пе­реправ через большие реки прочно поселились в моей ду­ше. (Акс.) 10. Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносится этот всё нараста­ющий гул. (Чак.) 11. Где находится штаб народного опол­чения, Звягинцев точно не знал. (Чак.) 12. Эта разлука дала ему понять, насколько близки и дороги стали для него боевые товарищи. (В. Гроссм.) 13. Дмитрий Алексее­вич только сейчас понял, о чём его спрашивает журналист. (Эренб.) 14. Мочалин выключил мотор, снял с крыши ка­бины катера резиновую надувную лодку, опробовал, креп­ко ли закреплена она пеньковым концом, и бережно опус­тил её за борт. (В. Кож.)

1. В небольшой комнате, куда я вошёл, было довольно темно. (П.) 2. Допытываться, куда и зачем она идёт, бы­ло не в его обычае. (Фад.) 3. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта песня. (Ч.) 4. Даже в июльский жар­кий день, когда ни ветерка ни струйки марева над тайгой, легко и плавно колеблются ветки сосен. (В. Лип) 5. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых при­казаний графа, и совсем терялась. (Л. Т.) 6. Долго сидим на пороге домика, где помещается штаб полка. (Б. П.)


  1. С этим же коллективом, что работал на Дальнем Вос­токе, Балуев выехал в освобождённый Донбасс. (В. Кож.) 8. Утром пили чай в ветхом бараке, где была кухня, и уходили к насыпи. (И. О.) 9. У бойцов явственно обозна­чилась уверенность в том, что самое трудное позади. (В. Кож.) 10. Они подошли к месту, где когда-то гулял вихрь бури. (Леон.) 11. Он спросил, где находится шко­ла, и пошёл по указанному пути.
ПОД БОРИСОВОМ

Под Борисовом собралось несколько тысяч команди­ров и красноармейцев, которые возвращались в свою часть. Эти части дрались впереди, но между ними и нами были немцы, которые прорвались к Борисову.

Немецкие самолёты бреющим полётом шли над наши­ми головами. Мы были из разных частей, никто не знал друг друга, не знал, что происходит кругом. Но нашелся

человек, который сразу сплотил всех и поставил на нуж­ное место. Душой и сердцем людей, которые собрались в лесу под Борисовом, оказался маленький полковник.

Он первый собрал вокруг себя старших командиров, подсчитал оружие, разбил людей на роты и взводы, и люди снова почувствовали себя войском. Я никогда не забуду сына полковника. Мальчик делал всё, что было в его силах. Он бегал, выполнял поручения, доставлял еду и воду, приносил патроны. Мальчик был доволен, что он воюет. Он был горд тем, что именно его отец оказался в эту трудную минуту самым решительным из всех взро­слых, которые находились здесь. И он мог гордиться своим отцом. Полковник спокойным глуховатым голосом, в котором слышалась железная нотка, отдавал приказа­ния, и все повиновались ему. При мне несколько раз произносили его фамилию, которую я тогда помнил, но потом забыл.

По К. Симонову. 184 слова.

СЛУЖБА ПРОГНОЗОВ

Огромен Мировой океан. И сейчас ещё никто не мо­жет точно сказать, сколько рыбы можно в нём выловить.

Людям хочется вырвать эту тайну у океана. Они за­думались над тем, как создать автоматически действую­щую систему учёта, которая сама будет обнаруживать и регистрировать рыбу и морских животных на всём про­странстве и любых глубинах океана.

Предполагается, что такая система будет напоминать современную службу погоды, которая получает метеороло­гические сведения из всех районов земного шара, анали­зирует их при помощи вычислительных машин и состав­ляет долгосрочные прогнозы.

На просторах океана будут установлены станции-ав­томаты, которые зарегистрируют при помощи рыболока-торов появление косяков рыбы и других морских живот­ных. Станции пошлют радиосигналы на центральную станцию учёта, которая будет расположена на берегу. На основании всех сведений будет определяться состав морского населения и характер его передвижения.

Разветвлённая сеть подобных станций, которые будут работать автоматически, позволит в любое время дать все

необходимые указания промысловым судам. Люди будут знать, сколько рыбы в океане и где её нужно ловить.

По А. Дмитриеву и Л. Ганфу.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОЛОГИЯ

На Земле ещё до появления человека в течение мил­лионов лет происходили события, которые изменили нашу планету. На сушу многократно наступали моря, которые размывали и разрушали её. Поднимавшиеся из вод моря горные хребты подтачивались дождевыми и снеговыми водами, а также ледниками, которые спускались с гор­ных вершин. На дне морей, на островах и на материках вулканы извергали расплавленную лаву, которая покры­вала огромные площади и до неузнаваемости изменяла лик Земли.

Ветры в пустынях развеивали горные хребты в пыль, переносили и отлагали толщи песков, и они накаплива­лись на обширных пространствах нашей планеты.

Все изменения, какие претерпел земной шар с мо­мента образования на нём земной коры и до настоящего времени, изучает историческая геология. Историческая геология выясняет, где в прошлом были моря и суша. Она изучает места, где происходили извержения вулка­нов.

Историческая геология не только устанавливает собы­тия, которые происходили миллионы лет назад. Она изу­чает их последовательность. Её интересует, что было раньше и что позже.

По Г. Астровой. 155 слов.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Сложноподчинённые предложения с придаточными степени и образа действия

1. В ал­леях тень и свет сливались так, что аллеи казались не деревьями и дорожками, а прозрачными колыхающими­ся и дрожащими домами. (Л. Т.) 3. Местами брусники было так много, что целые площади казались как будто окрашенными в бордовый цвет. (Аре.) 4. Здесь было так хорошо и уютно, жизнь казалась такой тихой и мирной, что я решил остаться у них. (Аре.) 5. Подобрали надёж­ных рулевых и так загрузили каждую машину, что ни один трактор ни минуты не стоял без дела. (Б. П.) 6. Машины были так близко, что ему в лицо пахнуло тёплым смрадом газолиновой гари. 8. Никогда Павка не старался так, как в свой первый рабочий день. (Н. О.) 9. Корчагин так ударил коня, что тот сразу перешёл в галоп. (Н. О.)

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными

1. Князь Андрей, как будто кто его ожёг, вскочил и стал ходить перед сараем. (Л. Т.) 2. Налево, как будто кто-нибудь чиркнул спичкой, мелькнула бледная фосфори­ческая полоска и потухла. (Ч.) 3. По лицу его скользнуло что-то неуловимое, как будто оно стало ещё мягче, све­жее. (Кор.) 4. В сонном воздухе слышались какие-то не­ясные звуки, точно кто-то вздыхал. (Аре) 5. Залп полос­нул по воздуху, словно кто-то рванул надвое огромное по­лотнище. (Н. О.) 6. Ведерников не спал, ворочался с боку на бок, вздыхал, будто на него давила какая-то тяжесть. (Мальц.) 7. Над рекой висел неумолчный глуховатый шум, будто сотни огромных шаровых мельниц перемалывали лёд в своих барабанах. (Аж.) 8. Закружилась листва зо­лотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. (Ее.) 9. Он держался прямо, как будто проглотил аршин. (Ч.) 10. Старик гово­рил с увлечением, как будто изливал перед приезжими свою душу. (Ч.) 11. Чем ближе к дому, тем быстрее шли мальчики. (Кат.) 12. Чем ближе к вечеру, тем гуще де­лалась духота. (Пауст.)

1. Облака дождливые, как дойные коровушки, идут по небесам. Бухта, как живая, глядела на него множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз и манила к себе. (Ч.) 4. Жизнь мальчика катилась вперёд, как шар под уклон. (М. Г.) 5. Кто-то изорвал на­ходившую тучу в клочья, как неприятное письмо, и вы­бросил эти клочья на ветер. (Сол.) 6. В березняках растут всегда самые дивные цветы, и в пахучем лёгком возду­хе, как крошечные солнечные слитки, мелькают пчёлы. (В. Кож.) 7. Матросы отряхнулись, словно утки от воды, и снова стоят у своих снастей. (Ст.) 8. Сосна мгновенно зашаталась и, словно подкошенная, упала. (Ст.) 9. Слов­но море огней, всюду сверкают улыбки друзей. (Градов.) 10. Едва заметно, будто капли серебряной воды, блестели первые звёзды. (Пауст.) 11. Под горой, точно звёзды в пруду, блестели огоньки в домах. (Баб.) 12. Редкие и яс­ные, словно звёзды, покоились на воде прохладные цветы белых лилий. (Сол.) 13. В небе расположились полосы красных облаков, точно гигантская лестница от горизонта к зениту. (М. Г.) 14. Черёмуха душистая весною расцвела и ветви золотистые, что кудри, завила. (Ее.) 15. Дождь припустил ещё злее и, словно прутьями, косо хлестал его по лицу. (Прилеж.)

Сложноподчинённые предложения с придаточными места

1.Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто все. (Тютч.) 2. Где нет труда, сады там не цветут. (С.-Ц.) 3. Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава. (Л. Т.) 4. Там, где особенно было трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. (Т.) 5. По всему зер­нохранилищу, там, где стояли закрома, в беспорядке раз­бросаны тракторы. (Баб.) 6. Там, где торжествовали смерть и разрушение, теперь цвела молодая жизнь. (М.-С.) 7. Там, где река принимает в себя сразу три потока, мы нашли ещё одну зверовую фанзу. (Аре.) 8. Там, где ра­ботает Пименов, много огня, и осколки слишком часто рубят проволочную сеть. (В. Кож.) 9. Гляжу налево, туда, где узкое горло залива исчезает. (Купр.) 10. Он взглянул туда, куда показывала Ольга. (Чак.) 11. Мы по­шли туда, куда вела тропинка, и вскоре вышли на широкую дорогу.

Теперь являлся вопрос, куда идти. 4. Там, где стояла палатка, торчали одни жерди и лежа­ла примятая трава. (Аре.) 5. Я пошёл в ту сторону, куда бежала собака. (Аре.) 6. С правой стороны, там, где кончалась каменистая отмель, сразу начинался обры­вистый берег. (Аре.) 7. По следам он установил, кто стрелял в медведя. (Аре.) 8. Я слушаю Николая Семёно­вича и думаю о том, какая интересная жизнь у него. (Крут.) 9. Временами она поднимала весло и прислуши­валась, не идут ли где-нибудь по соседству с ней другие лодки. (Марк.) 10. Только в той стороне, откуда подни­мались всё новые звёзды, чувствовалось приближение рассвета. (Аре.) 11. На вопрос, скоро ли пароход, он не отвечает, а лишь сердито машет руками. (В. Кож.) 12. Они ещё вчера днём засекали все точки, откуда нем­цы вели огонь. (Сим.) 13. Мы благополучно доехали до того места, куда хотел пристать лоцман, и высадились. (Г.-М.) 14. Что он говорил, я в точности не припомню. (Пауст.) 15. Не знаю, сколько часов сидел в забытьи Вадим. (Л.)

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени

1. Когда он проснулся, яркий дневной свет стоял в па­лате. (Ст.) 2. Отец, когда я пришёл к нему, сидел глубо­ко в кресле с закрытыми глазами. (Ч.) 3. Заря уже за­нималась в небе, когда оба приятеля возвращались на свою квартиру. (Т.) 4. Когда пробило девять часов, я не мог усидеть в комнате, оделся и вышел. (Дост.) 5. На другое утро я проснулся, когда стучались в мою дверь. (Дост.) 6. После обеда, когда вахтенные отдыхали, Ку­цый неизменно ложился у ног Кочнева. (Ст.) 7. От нагре­той весенним солнцем земли теперь, когда наступили сумерки, медленно поднимался туман. Пока возились с лошадьми и раз­бирали сёдла, кто-то успел уже разложить костёр и пове­сить над огнём чайник. (Аре J 3. По мере того как он вынимал свои вещи из котомки, я всё больше и больше изумлялся. (Аре.) 4. Как только стало светать, мы дви­нулись дальше. (Аре.) 5. После того как раковины про­сохли, осторожно ножами отделили жемчужины от ство­рок и убрали их в маленькие кожаные мешочки. (Аре.) 6. Едва они поравнялись со зданием школы, в глаза им бросился наклеенный на одной створке большой школь­ной двери яркий плакат. (Фад.) 7. До глубокой осени, пока установился фронт на юге, люди из занимаемых немцами районов Донбасса всё шли и шли через Красно­дон. (Фад.) 8. После того как на конец выступающей из отверстия штанги была насажена шайба, а затем проч­но прикручена гайка, мы постояли несколько минут, по­любовались делом своих рук. (Чак.) 9. В середине марта, едва начинается капель, всё оживает от предчувствия близкой весны. (Крут.) 10. Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед за ним. (Купр.)

1. Лишь только я с крутых высот спустился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне. (Л.) 2. Пока стояла жаркая и сухая погода, мы исполняли разные наружные работы. (Ч.) 3. Лишь только солнце скрылось за горизон­том, сразу подул резкий, холодный ветер. (Аре.) 4. Как только мы заходили за какую-нибудь вершину, шум моря замирал. (Аре.) 5. Только что мы разошлись по фанзам и принялись за обед, как вдруг снаружи донёсся звон колокольчика. (Аре.) 6. Павел долго спорил с Николаем, пока уговорил его согласиться на временный отход от руководящей работы. (Н. О.) 7. Едва кончился снегопад, население Новинска вышло расчищать заваленные пути.


следующая страница >>