Что значит конфликтный человек. Какие страхи рождают конфликтных людей и что поможет быстро распознать скандалиста

Большинство людей полагает, что особо конфликтный – это эдакий агрессивный, активный товарищ. На самом деле конфликтных типов больше. Они вовсе не ограничены простой агрессией.

Важнейшая суть описанного здесь – это особая, чрезмерная выраженность каких-либо черт характера.Их классифицировал немецкий психиатр К. Леонгард. Называется это – акцентуация.

Зачем это нужно знать? Ну во первых эти люди избирательно уязвимы. Пресловутые особые черты характера – это их «тяжелое» место. Во вторых, эти черты характера прямо носят конфликтную направленность . Незнание которых может потом сыграть с нами злую шутку… конфликты они ведь разные бывают…

Итак, вот эти самые типы характера акцентуированных личностей (не забудьте, качества эти чрезмерно выражены )особенно первый… 😉

1) Демонстративность (демонстративный тип) . Повышенная способность демонстративности поведения, живости, подвижности, легкости.

2) Педантичность (педантичный тип). Тяжелые на подъем люди, замедленные в решениях и действиях, долго переживающие травмирующие события. Конфликтуют редко, но резко реагируют на нарушение порядка. Бюрократ и формалист в общем.

3) Застревание (застревающий тип). Склонны к эмоциональным всплесками (правдолюбие, обидчивость, подозритель­ность, ревность). Конфликтны. Упорны. Жестко отстаивают свои интересы.

4) Гипертимность (гипертимический тип). Постоянно в повышенном фоне настроения. Кипучий такой товарищ. Жажда деятельности, активность, предприимчивость. Но трудно переносят жесткую дисциплину, монотонную деятельность, одиночество.

5) Дистимность (дистимический тип). Серьез­ен, медлителен, слабые волевые качества. Подавленное настроение. Низкая контактность, молчаливость, мрачный настрой, обостренное чув­ство справедливости.

6) Тревожность (тревожно-боязливый тип). Склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, низкая контактность, неуверенность в себе. Редко вступают в конфликты, обладают самокритичностью, дружелюбием, исполнительностью.

7) Экзальтированность (аффективно-экзальтированный тип). Резко меняют настрой – от восторга до отчаяния. Высокая кон­тактность, словоохотливость. Часто спорят, но не доводят дело до открытого конфликта.

8′) Эмотивность (эмотивный тип). Чувствительные и впечатлительные люди. Глубоко все переживают. Гуманны, отзывчивы. Обостренное чувство долга, исполнительность.

9) Циклотимность (циклотимический тип). Периодическая смена настроения, зависимость от внешних событий. В радости – активны и говорливы, а в печали – подавлены, замедлена реакция и мышление. Часто меняют манеру общения. Все это для удобства можно разделить на группы акцентуаций:

1. По характеру (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый). Т.е. все это устойчивые особенности поведения. Статика.

2. По темпераменту (гипертимический, дистимический, тревожно – боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективно – экзальтированный). Т.е. то что проявляется в развитий, динамика.

Конфликтные люди разрушают хрупкую гармонию социальной среды. Большинство из нас, насколько это возможно, старается избегать общения с ними. Руководители бизнеса не являются исключением. Когда я, как коуч и эксперт по оценке, обсуждаю с работодателем желаемый профиль человека (особенно кандидата на топовые позиции), то тема конфликтности звучит всегда: «Проверьте - не конфликтный ли он», «Боюсь, вдруг он не сможет поладить с нашей командой». К ак оперативно распознать конфликтного человека и какие черты характера могут провоцировать конфликты в рабочем коллективе?

« У меня такой характер »

К сожалению, существуют некоторые личностные особенности, повышающие риск возникновения разногласий и споров вокруг их обладателей.

Во-первых, излишняя самоуверенность . В сезнайство, завышенная самооценка, нескрываемое сомнение в уровне знаний других, неуважение к чужому мнению, если оно не совпадает с собственным - все это вызывает раздражение, неприязнь сотрудников и способствует возникновению конфликтов.

Во-вторых, выраженная демонстративность характера . Такие люди хотят быть в центре внимания и не останавливаются даже перед некорректными способами: присваивают чужое авторство, придумывают небылицы, показывают не до конца завершенные результаты, «расталкивают» окружающих, чтобы оказаться на виду, получить звание лучших. Своим чрезмерно активным, нагловатым поведением они вызывают всеобщее отторжение и противостояние.

В-третьих, прямолинейность . Есть люди, которые привыкли честно высказывать другим свое негативное отношение, открыто указывать на недостатки и ошибки, говорить нелицеприятные вещи. С одной стороны, их побуждения могут быть самыми лучшими. Они считают себя борцами за справедливость, неприкрытую правду, прозрачность отношений. С другой стороны, они постоянно разрушают отношения в коллективе «чистосердечными» признаниями, обижают людей, провоцируют ссоры.

В-четвертых, повышенная критичность . Встречаются люди, у которых склонность критиковать, ругать, подмечать несовершенства, ошибки и слабости других, - чуть ли не базовая черта характера. С яростью, раздражением или высокомерной насмешкой они постоянно указывают окружающим на их недостатки и промахи, испытывая при этом чувство собственной значимости, совершенства и величия. Для некоторых это становится единственным способом поддержания высокой самооценки - через критику и унижение других. Более того, эти люди любят обвинять в конфликтности окружающих и провозглашают себя невинными жертвами чужих проблем. Естественно, такое поведение в рабочей команде не приветствуется и регулярно приводит к непримиримому противостоянию.

В-пятых, негибкость , «заскорузлость», ригидность. Люди с такими особенностями никак не могут «сойти со своих рельсов», не могут адаптировать свой подход к чужой реальности, изменить первоначальные планы, вписаться в динамичный поток командной деятельности. Они настаивают на своих решениях - не столько от самоуверенности, сколько от неспособности к переключению, отсутствию быстроты и вариативности своего восприятия. Вокруг них накапливается недовольство, выливающееся в итоге в бурные выяснения и споры.

В-шестых, мрачность характера . Мизантропы, даже самые безобидные и лишенные ярко выраженных вышеописанных черт, порой бывают невыносимы для окружающих своим унылым нытьем, дурным настроением и ворчанием. По этой причине они рано или поздно рискуют оказаться в зоне конфликта.

«Мне всегда чего-то не хватает…»

А еще я встречала менеджеров, которые не обладали описанными выше негативными качествами. Они были вроде бы и покладистыми, и деликатными, и командными. Но их мучила постоянная неудовлетворенность. Острое ощущение, что все может быть сделано лучше, интереснее; что дальше будет еще лучше, если не останавливаться. Перфекционизм, умноженный на неустанную мотивацию достижения. Если бы такой человек работал в одиночку, то он вряд ли был бы частым источником конфликтов. Но если он становится руководителем, менеджером проекта или просто активным членом команды, то «без огня и меча» тут не обойтись. Помню, как один руководитель делился: «Мы завершили крупный проект. Получили отличные результаты. Люди устали и наконец слегка расслабились. Но мне не дает покоя чувство, что именно сейчас успокаиваться нельзя. И я снова требую от сотрудников новых идей, активно включения в новую для нас область работы. Я их тормошу, встряхиваю, вовлекаю, требую. В ответ со мной спорят, ругаются. Меня ненавидят. Считают, что я не жалею ни себя, ни других, что просто придираюсь. Называют «за глаза» конфликтным и неуемным. Но иначе я не могу». Конфликты вспыхивают как следствие постоянной неудовлетворенности таких людей - качеством результата, динамикой продвижения, скоростью собственного развития и профессионального роста.

Наверняка есть еще личностные особенности, которые способствуют возникновению разногласий. Я здесь описала те, с которыми часто сталкиваюсь в собственной консультативной практике. Кстати, хочется отметить, что природная эмоциональность отнюдь не всегда коррелирует с конфликтностью. Порой конфликтные люди бывают внешне совершенно невозмутимыми и хладнокровными.

Все эти особенности в том или ином виде проявляются и в ходе индивидуального ассесмента. Многочасовой Executive Assessment (проводимый опытным экспертом по оценке) позволяет человеку внутренне расслабиться, снимает привычные защиты, выводит из формата социально желательных, повторяемых историй и выявляет его истинные качества. Но кое-что про конфликтность можно узнать и в обычном интервью .

Например, надо обращать внимание, как часто человек вообще упоминает окружающих в разговоре о себе и своей работе. Конфликтные люди могут других не упоминать вообще (как раздражающий фактор), либо упоминать слишком часто (по той же причине).

Часто упоминание членов команды, коллег, деловых партнеров не всегда говорит об общительности или высокой ориентации на людей. В этом случае нужно определить, как именно человек говорит о других. Если неоднократно обвиняет, уличает, осуждает либо использует эмоциональный лексикон («меня он доводит», «я бешусь») - это точно повод насторожиться, хотя порой критика бывает действительно справедливой и не может быть однозначным свидетельством конфликтности.

Обратите внимание на то, как человек вообще ведет себя на интервью. Если он держится излишне самоуверенно на протяжении всего разговора (в начале беседы такой настрой бывает как раз от волнения), часто перебивает, спорит, занимается откровенным самопиаром, демонстрирует подспудное недовольство или другие негативные эмоции, хмурится, легко переходит к защитно-агрессивной позиции, то вероятность, что перед вами конфликтная личность, заметно возрастает. Впрочем, в некоторых редких случаях сам интервьюер может провоцировать такие негативные реакции: своей бесцеремонностью, слишком резкими и странными вопросами, пренебрежительной или снисходительной позицией, поэтому ответный «отпор» кандидата оказывается вполне адекватным.

Существует и простой бытовой тест на выявление конфликтности - «Позвольте с вами не согласиться». Интервьюер в процессе разговора должен намеренно подвергнуть сомнению какое-либо утверждение своего собеседника. Желательно действительно спорное. Например: «Вы говорите, что предпочитаете быть искренним с подчиненными, делиться своими чувствами, но опытный руководитель как раз должен всегда «держать лицо», не показывать своих настоящих эмоций. По-моему, это очевидно». Такое вроде бы естественное мини-столкновение мнений позволяет наглядно увидеть привычную манеру поведения человека. Тут важна форма. Склонный к конфликту человек скорее будет в ответ нападать, оспаривать чужую точку зрения, яростно защищать собственную вместо того, чтобы попробовать вместе разобраться. Иногда во время беседы полезно сделать несколько небольших провокаций. Чем более значима для человека затрагиваемая тема, тем большая вероятность его включенности, эмоционального накала, желания «настоять на своем».

На что еще стоит обратить внимание в беседе? Конечно, на биографическую канву. Подчас именно профессиональная биография указывает нам на степень конфликтности ее обладателя. Частые смены работы по таким вроде бы понятным основаниям, как «чужая/неприемлемая корпоративная культура», «не сработались с руководством», «конфликтная среда», «вместо командности - конкуренция» и т.д. также могут быть признаками конфликтности.

Конечно, каждый названный фактор не всегда приводит к точному диагнозу «Homo conflictus» («человек конфликтный»). Однако их совокупность позволяет строить достоверные гипотезы и делать более или менее точные прогнозы. А приглашать ли в свой коллектив отъявленных спорщиков, скандалистов и вздорных полемистов - решайте сами.

Есть ли между конфликтными людьми что-то общее? Психотерапевт Билл Эдди уверен, что такие люди:

  • всегда знают, кто виноват;
  • не допускают компромиссов: все или ничего;
  • не умеют управлять эмоциями;
  • демонстрируют признаки личностного расстройства.

С ними трудно общаться, но они предсказуемы. Вот пять самых распространенных типов таких людей.

1. Антисоциальный тип. Среди них много социопатов и психопатов. Они агрессивны и не отягощены проблемами морали. Антисоциальные личности очаровательны и коварны, они могут быть очень жестокими, если не получают желаемого. Антисоциалы винят других в своих проблемах и разочарованиях. Они склонны к аферам, нередко бывают замешаны в криминальных схемах и готовы предать любого.

Они наказывают тех, кого считают виноватыми, и ждут, что те будут заглаживать свою вину. Они наносят вред людям, не испытывая угрызений совести.

Внимание: к асоциальному типу не относятся люди, которым просто не хочется никого видеть несколько дней.

2. Нарциссический тип. У каждого найдутся знакомые, которых не интересует никто, кроме них самих. Но конфликтные нарциссы фокусируются на тех, кто, по их мнению, виноват. Они постоянно унижают этих людей и часто делают это прилюдно, чтобы доказать превосходство. Они не знают, что такое эмпатия.

На работе нарциссы унижают подчиненных и заискивают перед начальством. Они используют служебное положение (буллинг и харассмент - их излюбленные методы), чтобы продемонстрировать силу и превосходство.

3. Пограничный тип. Представители этого типа поглощены личными отношениями. Стоит им заподозрить любого из близкого круга (детей, родителей, партнеров или коллег) в недостаточной лояльности, как они становятся опасными. Они могут вредить как физически, так и эмоционально, юридически, финансово и репутационно. Их настроение меняется молниеносно: само дружелюбие в мгновение ока превращается в разъяренного монстра, и наоборот. Движущая сила таких изменений - страх быть брошенным.

Именно эти люди чаще всего применяют домашнее насилие, отказываются от детей и предъявляют ложные обвинения.

4. Параноидальный тип. Такие люди подозревают всех подряд, верят, что все сговорились и мешают их карьерному росту, дружеским и семейным отношениям, и в целом желают им зла. Они могут годами вынашивать план мести, а потом наказать «виновного».

Конфликтные параноики считают, что с ними несправедливо обращаются на работе. Большинство судебных исков против коллег - дело рук представителей этого типа.

5. Театральный тип. Подобные личности склонны приписывать преувеличенные и неестественные реакции тем, кого считают виноватыми. Так они пытаются больнее ранить обвиняемых и манипулировать ими. Театральные люди стремятся быть в центре внимания и нападают на тех, кто не слишком ими интересуется. Они вовлекают окружающих в склоки и интриги и постоянно жалуются, обвиняют и унижают своих жертв перед другими.

Конфликтные люди разрушают хрупкую гармонию социальной среды. Большинство из нас, насколько это возможно, старается избегать общения с ними. Руководители бизнеса не являются исключением. Когда я, как коуч и эксперт по оценке, обсуждаю с работодателем желаемый профиль человека (особенно кандидата на топовые позиции), то тема конфликтности звучит всегда: «Проверьте - не конфликтный ли он», «Боюсь, вдруг он не сможет поладить с нашей командой». К ак оперативно распознать конфликтного человека и какие черты характера могут провоцировать конфликты в рабочем коллективе?

« У меня такой характер »

К сожалению, существуют некоторые личностные особенности, повышающие риск возникновения разногласий и споров вокруг их обладателей.

Во-первых, излишняя самоуверенность . В сезнайство, завышенная самооценка, нескрываемое сомнение в уровне знаний других, неуважение к чужому мнению, если оно не совпадает с собственным - все это вызывает раздражение, неприязнь сотрудников и способствует возникновению конфликтов.

Во-вторых, выраженная демонстративность характера . Такие люди хотят быть в центре внимания и не останавливаются даже перед некорректными способами: присваивают чужое авторство, придумывают небылицы, показывают не до конца завершенные результаты, «расталкивают» окружающих, чтобы оказаться на виду, получить звание лучших. Своим чрезмерно активным, нагловатым поведением они вызывают всеобщее отторжение и противостояние.

В-третьих, прямолинейность . Есть люди, которые привыкли честно высказывать другим свое негативное отношение, открыто указывать на недостатки и ошибки, говорить нелицеприятные вещи. С одной стороны, их побуждения могут быть самыми лучшими. Они считают себя борцами за справедливость, неприкрытую правду, прозрачность отношений. С другой стороны, они постоянно разрушают отношения в коллективе «чистосердечными» признаниями, обижают людей, провоцируют ссоры.

В-четвертых, повышенная критичность . Встречаются люди, у которых склонность критиковать, ругать, подмечать несовершенства, ошибки и слабости других, - чуть ли не базовая черта характера. С яростью, раздражением или высокомерной насмешкой они постоянно указывают окружающим на их недостатки и промахи, испытывая при этом чувство собственной значимости, совершенства и величия. Для некоторых это становится единственным способом поддержания высокой самооценки - через критику и унижение других. Более того, эти люди любят обвинять в конфликтности окружающих и провозглашают себя невинными жертвами чужих проблем. Естественно, такое поведение в рабочей команде не приветствуется и регулярно приводит к непримиримому противостоянию.

В-пятых, негибкость , «заскорузлость», ригидность. Люди с такими особенностями никак не могут «сойти со своих рельсов», не могут адаптировать свой подход к чужой реальности, изменить первоначальные планы, вписаться в динамичный поток командной деятельности. Они настаивают на своих решениях - не столько от самоуверенности, сколько от неспособности к переключению, отсутствию быстроты и вариативности своего восприятия. Вокруг них накапливается недовольство, выливающееся в итоге в бурные выяснения и споры.

В-шестых, мрачность характера . Мизантропы, даже самые безобидные и лишенные ярко выраженных вышеописанных черт, порой бывают невыносимы для окружающих своим унылым нытьем, дурным настроением и ворчанием. По этой причине они рано или поздно рискуют оказаться в зоне конфликта.

«Мне всегда чего-то не хватает…»

А еще я встречала менеджеров, которые не обладали описанными выше негативными качествами. Они были вроде бы и покладистыми, и деликатными, и командными. Но их мучила постоянная неудовлетворенность. Острое ощущение, что все может быть сделано лучше, интереснее; что дальше будет еще лучше, если не останавливаться. Перфекционизм, умноженный на неустанную мотивацию достижения. Если бы такой человек работал в одиночку, то он вряд ли был бы частым источником конфликтов. Но если он становится руководителем, менеджером проекта или просто активным членом команды, то «без огня и меча» тут не обойтись. Помню, как один руководитель делился: «Мы завершили крупный проект. Получили отличные результаты. Люди устали и наконец слегка расслабились. Но мне не дает покоя чувство, что именно сейчас успокаиваться нельзя. И я снова требую от сотрудников новых идей, активно включения в новую для нас область работы. Я их тормошу, встряхиваю, вовлекаю, требую. В ответ со мной спорят, ругаются. Меня ненавидят. Считают, что я не жалею ни себя, ни других, что просто придираюсь. Называют «за глаза» конфликтным и неуемным. Но иначе я не могу». Конфликты вспыхивают как следствие постоянной неудовлетворенности таких людей - качеством результата, динамикой продвижения, скоростью собственного развития и профессионального роста.

Наверняка есть еще личностные особенности, которые способствуют возникновению разногласий. Я здесь описала те, с которыми часто сталкиваюсь в собственной консультативной практике. Кстати, хочется отметить, что природная эмоциональность отнюдь не всегда коррелирует с конфликтностью. Порой конфликтные люди бывают внешне совершенно невозмутимыми и хладнокровными.

Все эти особенности в том или ином виде проявляются и в ходе индивидуального ассесмента. Многочасовой Executive Assessment (проводимый опытным экспертом по оценке) позволяет человеку внутренне расслабиться, снимает привычные защиты, выводит из формата социально желательных, повторяемых историй и выявляет его истинные качества. Но кое-что про конфликтность можно узнать и в обычном интервью .

Например, надо обращать внимание, как часто человек вообще упоминает окружающих в разговоре о себе и своей работе. Конфликтные люди могут других не упоминать вообще (как раздражающий фактор), либо упоминать слишком часто (по той же причине).

Часто упоминание членов команды, коллег, деловых партнеров не всегда говорит об общительности или высокой ориентации на людей. В этом случае нужно определить, как именно человек говорит о других. Если неоднократно обвиняет, уличает, осуждает либо использует эмоциональный лексикон («меня он доводит», «я бешусь») - это точно повод насторожиться, хотя порой критика бывает действительно справедливой и не может быть однозначным свидетельством конфликтности.

Обратите внимание на то, как человек вообще ведет себя на интервью. Если он держится излишне самоуверенно на протяжении всего разговора (в начале беседы такой настрой бывает как раз от волнения), часто перебивает, спорит, занимается откровенным самопиаром, демонстрирует подспудное недовольство или другие негативные эмоции, хмурится, легко переходит к защитно-агрессивной позиции, то вероятность, что перед вами конфликтная личность, заметно возрастает. Впрочем, в некоторых редких случаях сам интервьюер может провоцировать такие негативные реакции: своей бесцеремонностью, слишком резкими и странными вопросами, пренебрежительной или снисходительной позицией, поэтому ответный «отпор» кандидата оказывается вполне адекватным.

Существует и простой бытовой тест на выявление конфликтности - «Позвольте с вами не согласиться». Интервьюер в процессе разговора должен намеренно подвергнуть сомнению какое-либо утверждение своего собеседника. Желательно действительно спорное. Например: «Вы говорите, что предпочитаете быть искренним с подчиненными, делиться своими чувствами, но опытный руководитель как раз должен всегда «держать лицо», не показывать своих настоящих эмоций. По-моему, это очевидно». Такое вроде бы естественное мини-столкновение мнений позволяет наглядно увидеть привычную манеру поведения человека. Тут важна форма. Склонный к конфликту человек скорее будет в ответ нападать, оспаривать чужую точку зрения, яростно защищать собственную вместо того, чтобы попробовать вместе разобраться. Иногда во время беседы полезно сделать несколько небольших провокаций. Чем более значима для человека затрагиваемая тема, тем большая вероятность его включенности, эмоционального накала, желания «настоять на своем».

На что еще стоит обратить внимание в беседе? Конечно, на биографическую канву. Подчас именно профессиональная биография указывает нам на степень конфликтности ее обладателя. Частые смены работы по таким вроде бы понятным основаниям, как «чужая/неприемлемая корпоративная культура», «не сработались с руководством», «конфликтная среда», «вместо командности - конкуренция» и т.д. также могут быть признаками конфликтности.

Конечно, каждый названный фактор не всегда приводит к точному диагнозу «Homo conflictus» («человек конфликтный»). Однако их совокупность позволяет строить достоверные гипотезы и делать более или менее точные прогнозы. А приглашать ли в свой коллектив отъявленных спорщиков, скандалистов и вздорных полемистов - решайте сами.

Подробности Создано: 24.11.2015 10:24

Есть люди общение с которыми каждый раз становится испытанием на прочность и стрессоустойчивость, а тщательная подготовка и попытки вести конструктивный диалог сводятся к конфликту. Хорошо, когда есть возможность ограничить общение с конфликтными людьми, но если такой возможности нет, то вам обязательно нужно понимать, с каким именно типом конфликтной личности вы имеете дело и как защититься от негативного влияния данной конкретной личности.

Ниже приведем основные типы личности, их поведенческие характеристики, а также способы противодействия им.

Демонстративный тип личности

Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо.

Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.

Как противодействовать:

  • Игнорирование такого поведения
  • Загрузить адекватной, полезной работой
  • Изолировать

Ригидный тип личности

Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам.

Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

Как противодействовать:

  • Взаимодействие через документы (должностные обязанности, правила и т.д)
  • Объяснение правил, их необходимости
  • Если нет определенного статуса, то дать его
  • Снять страх к любым изменениям (объяснить, что это не страшно)

Неуправляемый тип личности

Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь.

Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.

Как противодействовать:

  • Не давать той реакции, которую он ждет (испуга, страха, агрессии), а дать обратную, неожиданную - холодность, спокойствие
  • Отсутствие такой же эмоциональной реакции, как у него (такие люди крайне чувствительны к тому, как вы реагируете, им важен ваш страх, возмущение и т.п.)
  • Чувство юмора - такие люди боятся быть смешными

Сверхточный тип личности

Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Как противодействовать:

  • Нельзя давать власти, контроля над другими людьми – заездит.
  • Можно дать поручение с ориентацией на предмет – например ответственный за журнал и т.п.
  • Такие делают выводы из ситуации и даже чересчур преувеличенно
  • Объяснение: «Нет хорошего и плохого, есть выход из ситуации…»; «Ты не сделал этого, но научился чему-то..»
  • У таких людей проблемы с вариативностью.

Бесконфликтный тип личности

Неустойчивая оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу.

Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих

Как противодействовать:

  • отправить на
  • объяснить нормы поведения в конфликте

Тип личности «Танк»

Грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства. Эгоистичен и уверен в своей правоте. Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. Озабочен своим авторитетом. Болезненно самолюбив. Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство.

Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру – ведь многие, с кем он общается, с ним согласны.

Такой человек нацелен на дело, люди для него – инструмент

Как противодействовать:

Защититься от «Танка» непросто, защитить других тоже очень сложно – он все равно найдет, кого под себя подмять.

  • Спокойно держитесь своей точки зрения.
  • Богатство аргументации и не имеют никакого значения и не дадут никакого эффекта.
  • Если начнутся открытые оскорбления, – скажите, что не намерены продолжать разговор, поскольку «Танком» нарушены правила приличия. Можно сделать некоторые уступки, но в главном нужно стоять на своем, без упреков, обвинений, срывания масок.

Противостоять таким людям особенно трудно, где силен дух тоталитаризма, где распространено давление в межличностных отношениях.

Тип личности «Пиявка»

«Пиявка» не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло. Не считает, что доставляет какие-то неприятности собеседнику, он дарит свое общество и благодарен себе за то, что проявляет инициативу в общении. Если он вял и молчалив, то все равно доволен собой, все должны ценить, что он многое прощает. Умеет подключать собеседника к своим проблемам и заставляет переживать отрицательные эмоции.

Как противодействовать:

В конце разговора нужно сказать «Пиявке» о своих ощущениях, состоянии, о том, как оно менялось по ходу общения. Без оценок и упреков опишите ему, что с вами происходит, как вы себя чувствуете.

Тип личности «Вата»

Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: «Вата» не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее. У такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного. Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

Как противодействовать:

Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всем соглашается. При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека. Тем не менее, надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел.

Тип личности «Обвинитель»

Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо “вашей близорукостью” и тщетной попыткой оправдать кого-либо.

Как противодействовать:

“Обвинителем” движет страстное желание выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его бесполезно, слов своей песни он не забывает. Безусловно, для ушей приятнее настоящая музыка. Но что делать? Можно научиться и под музыку обвинительных речей заниматься какими-нибудь делами.

Обычно после одного– двух часов неутомимого раскрытия истины «обвинителю» становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Только не вздумайте хоть малым намеком дать понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.

Тип личности «Всезнайка»

Постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и свою занятость.

Как противодействовать:

Тип личности «Пессимист»

Может создать немалые трудности. Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, т.к. нередко в них есть рациональное звено.

Как противодействовать:

Пессимисту необходимо дать время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить пессимиста в негативных высказывания, найти полезное в его позиции. Скорее всего, тогда он станет вашим союзником.

«Пассивно-агрессивный» тип личности

Он не возражает и не сопротивляется, открыто, но старается достичь своих целей за счет других. Его враждебное отношение то и дело в чем-то проявляется, но вывести его на чистую воду довольно трудно. Например, он может сделать работу только наполовину, не так, не вовремя или небрежно. Этому у него всегда найдутся вполне логичные, псевдоразумные объяснения типа: «Я не знал», «Я забыл». Пассивно - агрессивный человек внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы.

Как противодействовать:

По возможности лучше не связываться с подобными людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении каких-то важных задач. Важно не принимать близко к сердцу их проделки, не проявлять внешне гнев и разочарование - это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются.

Если же вы вынуждены иметь дело с «пассивно-агрессивным» человеком, добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Идеально, если вы сохраните копию обязательства для себя, чтоб потом предъявить ему. Четко обрисуйте ему значимые для него последствия невыполнения данной задачи. Контролируйте ход невыполнения обещанного. Очень важно держать себя в руках и не предъявлять претензий до того пока человек такого типа еще не сделал ничего плохого, не «программировать» его на невыполнение. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрессивным типом, который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего обнаружить, «обнародовать» его, сохраняя при этом хладнокровие. Он силен только сидя в «кустах». Задайте ему напрямую, возможно, в присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется.

«Сверх покладистый» тип личности

Может выглядеть очень похоже на пассивно-агрессивного тем, что со всем соглашается. Более того, он настойчиво предлагает свою помощь, но почти ничего не выполняет. Ссылаясь на перегруженность и другие обстоятельства. При этом он склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, т.к. думает, что хотел помочь от чистого сердца, а его чистый порыв не оценили. Чаще всего это человек, который хочет всем нравиться, и не видит другого способа, кроме как быть полезным.

Как противодействовать:

Имея дело с таким человеком, важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощрять его искренность в высказывании сомнений по поводу возможности реализации тех или других планов с учетом всех обстоятельств. Необходимо выразить ему симпатию. Создать для него обстановку эмоционального принятия вне зависимости от того, что он делает. Это даст ему возможность взять передышку и не добиваться важного расположения столь непродуктивным способом, какой он практикует.