Почему сейчас сложно учиться в школе. Почему так трудно учиться в школе? Ребенок с повышенным уровнем тревожности

Если ваш сын-подросток сидит на уроках развалившись, это отнюдь не всегда означает, что ему скучно грызть гранит науки. Если дочка-подросток плачет, вместо того чтобы делать домашние задания, и жалуется, как быстро она устает, это вовсе не значит, что она ленится. Просто у них сейчас такой этап физиологического развития, когда учиться на самом деле трудно, считает профессор кафедры педагогики высшей школы МПГУ Елена ЛЕВАНОВА.

Наука объясняет...

1. На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Они все цепляются к словам и людям, хотя давно пора сказать: "Проехали!"

Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно - все запоминается легко, а стало скучно - ну ничего не задерживается в голове!

2. Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь - все неудобно, а взрослые говорят: "Ни крутись, не разваливайся на стуле". Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: "Что валяешься, садись делать уроки!"

3. Сердце растет и... болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: "На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!" Дома мы говорим: "Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!"

4. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки, у них настроение связано с установлением менструального цикла.

Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит, не слишком мала или не слишком велика у нее грудь и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме "науки страсти нежной", отходят на второй план.

Мальчики менее заняты своей внешностью, но их "больная тема" - рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?

5. Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.

...и советует

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям?

Психологи и педагоги советуют:

  • Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.
  • Дайте подросткам возможность больше двигаться - в движении они должны проводить не менее 3-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

    Сейчас они кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D...

  • Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.
  • Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.
  • Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: "Ты поел? А какие отметки в школе?" Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!
  • Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Московский педагогический государственный университет провел исследование и выяснил, чтобы в 7-м классе ученик ежедневно выполнял все, что задают ему по всем предметам, ему надо каждый день в среднем усваивать информацию, изложенную на 26 страницах учебника, и, заметьте, не только усваивать, но и быть готовым на следующий день ее воспроизвести.

    Эксперимент с добровольцами-отличниками, детьми интеллектуально хорошо развитыми, показал, что выполнить такой объем заданий можно, только если, придя из школы, сразу сесть за уроки и делать их до часу ночи.

Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь...

Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Очень бы хотелось!

У меня двойки по 3 предметам. Мне очень тяжело учиться в своей школе: я знаю все правила, теоремы и прочее, но все равно учусь плохо по непонятной причине. Родители ругают за оценки, даже не понимая, насколько мне тяжело. Я просто хочу, чтобы от меня отстали, потому что те предметы, которые я буду сдавать на ЕГЭ через год, идут у меня на 4/5. Я устала учиться, потому что все мои старания не имеют смысла. Из-за этой ситуации с учебой я не хочу жить, я хочу покончить жить самоубийством, и единственная причина не убивать себя- это жалость и сочувствие к родным.
Поддержите сайт:

Гордана, возраст: 17 / 12.03.2015

Отклики:

Гордана) школьные времена это полная ерунда, уж поверьте мне. Знаете я вообще был сбегальщик №1, у меня в аттестате одни тройки) а по физкультуре вообще - 2ку хотели поставить - за то, что я не посещал ее и не приносил форму. Я в школу брал лишь одну тетрадь и ручку - на все предметы))) Постоянно вызывали родителей в школу, звонили домой, а я в это время с ребятами то в компах зависал, то футбол гонял.)) Все учителя пророчили мне что я никогда не поступлю в универ!)))) Но об этом расскажу чуть ниже.
В школе дети учат многие предметы, которые возможно никогда не пригодятся в их жизни. Например танцору не нужна алгебра, а врачу - пение, менеджеру - физика, а парфюмеру - тригонометрия))) Это все просто базовые предметы. Я еще со школы увлекался техникой, меня интересовало как работает тот или иной объект, но такого предмета в школе не было. Был труд, где учитель был алкаш, была физика - где училка отбивала все желание учиться. Вот так я и закончил школу))))
Потом я поступил в училище. И там была преподователь по физике, никогда я ее не забуду Венера Леонидовна, она умела так объяснить, что даже самый двоешник понимал. Учась в училище я и знания по математике подтянул, посколько поступил именно на факультет точных наук. Короче говоря моими основными предметами являлись математика, физика.
По окончанию я поступил в авиационный университет, на факультет радиотехники и электроприборов))) на зло школьным учителям))) Сейчас я знаю математику и физику куда лучше своих школьных учителей.
Окончив универ, я работаю в аэропорту авиатехником.
Короче говоря Гордана я привел свою историю для вас, что бы вы не зацикливались на двойках) Вам просто надо разобраться в себе. Кем вы хотите быть? Кем вы видете себя? Выберите профессию и идите к ней. А на школьный аттестат всем наплевать, уж поверьте)))))

РН, возраст: 25 / 12.03.2015

Вам 17 лет, это значит, что Вы скоро закончите школу. У меня в школе не складывалось, очень сильно травили учителя и одноклассники. Тоже были двойки. Школу прогуливала, родители узнавали, ругались. Но я снова убегала с уроков. Была попытка свести счёты с жизнью. После этого меня ещё сильнее стали ненавидеть. А потом я влюбилась...в химию. Я уже писала здесь свою историю. Сдала вступительные экзамены досрочно по олимпиаде ВУЗа (ЕГЭ тогда не было). И мир стал совсем другим. Появилось много друзей, я стала общаться с преподавателями. Я не верила, что так бывает. Прошло много времени, я закончила институт, защитила диплом. С ребятами до сих пор общаюсь, планирую писать диссертацию. Родители тоже мне говорили, что я не поступлю, что ничего хорошего из меня не получится. Но они ошиблись. Неважно какие оценки у Вас в аттестате. В институте смотрят только на знания. Сейчас главное для Вас сдать ЕГЭ. Все силы нужно направить на подготовку. А дальше Вас ждёт совсем другая жизнь. Потерпите. Осталось совсем немного.

Алиса, возраст: 24 / 13.03.2015


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
14.03.2019
Я оставила все и всех там, в прошлом. Но когда происходят такие качели..жить не хочу. Молюсь вроде бы каждый день..но руки опускаются
14.03.2019
Давно не могу найти работу. От меня отвернулись все. Меня как будто нет ни для кого, я хочу уйти, если все равно нет никакой разницы – есть я или нет.
14.03.2019
Не хочу жить. Брала микрозаймы... Улыбаюсь, только когда вижу своего ребёнка.
Читать другие просьбы

В течение последних ста лет мы наблюдаем стремительный рывок человечества в области науки, техники, медицины и, конечно же, в сфере информационных технологий. Такой резкий скачок привел к накоплению большой объема новых знаний, а следовательно и к перестроению системы образования. Дискуссии по поводу изменения и реформирования всей сферы образования - от школьного до высшего профессионального, не прекращаются уже долгое время. Но удивительно, что все сделанные за это время изменения касались, прежде всего, области устройства учебных заведений и программы обучения, методы же преподавания по-прежнему остаются неизменными.

Если говорить о методах и форме подачи новых знаний в учебных заведениях, то речь надо вести в первую очередь о начальном и среднем школьном образовании, так как ВУЗы всё-таки в этом плане имеют кое-какие успехи.

Все мы когда-то ходили в школу, и каждый помнит, с каким нетерпением порой он ждал спасительного звука звонка, возвещающего об окончании урока. Какой мукой иногда было утренние пробуждение и поход на первый, ненавистный урок языка или литературы. И единственным приятным моментом, хоть как-то сглаживающим столь печальную картину, было желание встречи и общения с друзьями. В чем же причина такой неприязни к процессу обучения?

Ответ на этот вопрос напрашивается сам - отношения и порядки, царящие в школе. Те, кому приходилось после школы учиться ещё и в высших учебных заведениях, могли заметить огромную разницу в отношении преподавателей к студентам и школьных учителей к своим подопечным. Первое, что удивляет в ВУЗе - это общение преподавателей (пускай и не всех) с тобой на равных. Возможность свободно высказывать своё мнение и дискутировать как со своими сокурсниками, так и с педагогами, право самому решать посещать тебе то или иное занятие или же оставить материал для самостоятельного изучения - всё это несомненные плюсы высшей школы.

Вспомним теперь наших школьных учителей и их методы обучения. Школа – это заведение со строгими порядками и правилами. Здесь на уроках надо сидеть тихо и спокойно, отвечать тогда, когда спросят, да и то желательно только по заданной теме. Есть учебники, есть параграфы, будьте добры придерживайтесь учебной программы, выполняйте вовремя домашнее задание и всё у вас будет хорошо. Как при таких порядках можно заинтересовать ребенка и не вызвать у него неприязнь к процессу обучения? Вот и получается, что сегодня в типичной школе выбраны такие методы обучения, которые скорее облегчают жизнь педагогам, чем способствуют лучшему усвоению материала учениками.

Да, естественно не все учебные заведения в нашей стране такие, есть и хорошие платные лицеи, и новые экспериментальные школы. Но пока что всё это только исключения из правил и на данный момент подобных мест единицы, да и попасть туда очень нелегко.

Сегодня наше министерство образования всё больше смотрит на Запад, ища там спасение. Но ведь и у нашей страны немалый опыт в этой области, да и своих реформаторов хватает. Ещё в 19 веке граф Л.Н. Толстой серьезно занимался проблемой образования в России. Помимо того, что им была создана экспериментальная школа в «Ясной поляне», он также подготовил свою программу обучения и разработал специальную литературу, названную им «Новая Азбука».

Многие родители, отправляя детей в первый класс, переживают о том, что детям будет тяжело в школе . Но стоит ли беспокоиться об этом? Всем нам приходилось . Конечно, некоторые трудности испытывали все, но многое зависит от того, готов ли ребёнок к школьной жизни. На это влияет как его умственное развитие, так и психологическое состояние. Только от вашей заботы зависит, как тяжело ребёнку придётся в школе. Необходимо уделить ему достаточное количество времени, что бы подготовить своё чадо к школьной жизни. Те, кто пренебрегут этим, могут увидеть, что ребёнок столкнётся с трудностями в процессе привыкания к школе.

Как психологически подготовить ребёнка к школе?

Что бы первоклассник не испытывал шок, его необходимо подготовить к школьному расписанию. Необходимо заранее приучать ребёнка вставать пораньше. После чего уделять время занятием. Необходимо систематизировать утренние занятия, сокращая игры к минимуму, ведь в школе не так много времени, что бы играть в игрушки. К тому же необходимо отучить ребёнка от постоянной заботы. Заниматься дома ребёнок должен частично без вас. Для этого вы можете дать ему несложные задание и уйти по домашним делам. После выполнения задания, необходимо совместно проверить и провести работу над ошибками. Таким образом, ребёнок будет готов к школьным правилам и новому распорядку дня.

Умственное развитие ребёнка

При поступлении в школу ребёнок должен уметь читать и считать. Лучше всего знать таблицу умножения. Школьнику легче привыкнуть к школе, если он хотя бы частично владеет знаниями, которые ему будут давать в школе. Подготовленность ребёнка к первому году обучения, снизит уровень стресса ситуации и даст ему больше времени на социализацию. Это ещё один важный момент. Ребёнок должен уметь общаться со сверстниками, знакомиться и дружить. Всё это он должен делать самостоятельно, не держась за вашу руку. Поэтому надо уделить внимание всестороннему интеллектуальному развитию вашего сына или дочери.

Можно ли заменить школьное образование?

В дореволюционной России, в школу отдавали своих детей только бедные люди. Остальные пытались обеспечить образование частными учителями. В современной России огромное количество репетиторов и частных педагогов. Но лишь не многие могут достойно преподавать свой предмет. Так что, полностью отказаться от школы не получится. Но есть вариант и лицеев. Но надо с особым вниманием подойти к выбору . Одни представляют собой насосы для выкачивания денег из родителей, другие являются теплицами, в которых растят овощей из детей. Частная школа должна быть требовательна к своим ученикам. Но требования должны подкрепляться высоким уровнем знания. Стоит помнить, что вы платите не за всё образование, а лишь за разницу между государственной и частной школой. А если разницы нет, то зачем за это платить? Поэтому следует контролировать обучение своего ребёнка и внимательно следить за своими расходами. Ведь может оказаться эффективнее отдать ребёнка в государственную школу и нанять ему необходимых репетиторов.

Скоро 1 сентября, а это значит, что миллионы детей снова пойдут в школу, причем многие из них – в первый раз. Кому из них учиться будет труднее, чем их сверстникам?

Стеснительный ребенок

Стеснительными являются, как правило, те дети, у которых : им кажется, что они знают и умеют меньше, чем другие, и хуже их выглядят. Больше всего на свете они боятся отвечать у доски – им кажется, что все заметят, насколько они несовершенны, будут над ними смеяться и дразнить. Очень быстро школа может стать для такого ребенка местом, которого он всеми силами будет избегать – например, притворяться больным, только бы остаться дома.

По какой причине ваш сын или дочь стали такими, который поработает с ними на специальном тренинге, он же даст конкретные рекомендации, как повысить мнение ребенка о себе и, как следствие, сделать его менее робким и застенчивым.

Но есть и универсальные советы, которые могут принять к сведению родители стеснительных детей. Прежде всего, важно хвалить такого ребенка за любые его достижения, какими бы незначительными они ни казались – в конце концов, у каждого человека в этом смысле свой потолок. В силу самых разных причин не все могут полететь в космос, для кого-то научиться готовить себе завтрак или гладить школьную форму – уже подвиг. Не менее важно создать условия, в которых стеснительный ребенок почувствует себя победителем – например, вымоет пол в своей комнате, за что его обязательно нужно похвалить, закрепив таким образом полезный навык.

Нужно также, чтобы робкий ребенок как можно больше общался, на первых порах – с доброжелательными людьми, что позволит ему сделать вывод: мир вокруг – не такой уж опасный, как ему казалось, а среди окружающих больше хороших людей, чем плохих. Даже если впоследствии жизнь эту установку скорректирует, он будет готов к таким переменам в сознании, поскольку к тому времени уже заручится поддержкой друзей и приятелей.

Ребенок, склонный к агрессии

Такие дети – головная боль для всех, начиная с учителей и заканчивая сверстниками. Они создают проблемные ситуации не только на переменах, но и во время уроков, мешают другим детям учиться, а учителям – излагать материал. Но больше всего такие дети доставляют неудобств самим себе: они хуже своих одноклассников усваивают знания, потому что на уроках заняты продумыванием – а иногда и осуществлением – новых проделок. В классе к ним относятся плохо, поэтому они зачастую чувствуют себя одинокими и никому не нужными. Они и сами не рады, что ведут себя подобным образом, но исправиться не могут – желание драться и озорничать сильнее их.

Ребенок со слабым здоровьем

Дети со слабым здоровьем постоянно пропускают занятия из-за разнообразных болезней, когда же они возвращаются в школу, выясняется, что их класс в плане знаний ушел далеко вперед, а им теперь нужно усиленно его догонять. Чтобы в такой ситуации показывать хорошие результаты, нужны недюжинные физические и моральные усилия, которых у болезненного ребенка опять-таки нет. Получается замкнутый круг, выбраться из которого бывает затруднительно.

Что же делать, если ваш ребенок часто болеет и вы предполагаете, что он может оказаться в описанной выше ситуации? Есть ряд мер, которые помогут если не полностью ее избежать, то хотя бы минимизировать последствия. Разумеется, позаботиться о них нужно заранее. Так, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться устроить сына или дочь в престижную школу или лицей с завышенными требованиями к ученикам. Зачем обрекать его на судьбу изгоя, который будет учиться хуже всех, а, стало быть, и отношение к нему учителей и одноклассников окажется соответствующим? Простая – без запросов – школа подойдет больше.

С этой же целью стоит искать для ребенка дополнительный круг общения – например, во дворе или кружке, в котором он будет заниматься. Тогда, будучи на какое-то время выключенным из учебного процесса, он не окажется одиноким. Также очень важно заинтересовать такого ребенка чтением – это ведь тоже образование, только более интересное и увлекательное, чем школьные дисциплины, которые кажутся нашим детям скучными.

Ребенок с повышенным уровнем тревожности

Такие дети боятся всего на свете: дороги в школу, замечаний учителя, насмешек одноклассников, а плохая оценка и вовсе может вогнать его в депрессию. Если ваш ребенок тревожится по любому, связанному со школой, поводу, возможно, вы слишком рано отвели его туда: он просто не был готов к столь серьезным переменам. Чаще всего такое случается с осенне-зимними детьми, которые к 1 сентября еще не достигли необходимого для школы возраста. Не зря поколение наших мам и бабушек предпочитало отдавать детей в школу не на год раньше, а на год позже, когда они достигнут нужного уровня социальной адаптации.

Лучше всего с тревожными детьми работают гештальт-терапевты, многие приемы которых может повторить дома любая мама. Разве трудно, например, попросить ребенка нарисовать свой страх или составить список всего, чего он боится, а потом ритуально сжечь этот лист бумаги? И уж, конечно, не стоит смеяться над страхами своего ребенка или, не дай бог, ругать его за то, что он чего-то боится, равно как и . Не стоит сталкивать его лоб в лоб с его страхом, искусственно создавая соответствующую ситуацию – например, заставляя его пройти в одиночестве через темную подворотню, поскольку в таком случае вы рискуете вместо просто тревожного ребенка получить стопроцентного невротика. А вот объяснять ему, что у всех есть свои страхи, но они их преодолевают, а не ошибается только тот, кто ничего не делает, можно и нужно.

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Марину Елисееву.

Александра Волошина