Как понять что человек не умеет любить. Способность любить

Почему из семьи уходит любовь? Как определить виновника развода? Может ли священник спасти брак от распада? Стоит ли прощать супружескую измену? Почему Церковь дает благословение на второй брак? Как помочь человеку, пережившему развод? На непростые вопросы, связанные с расторжением брака, отвечает председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению .

Владыка Пантелеимон (Шатов)

«Любовь прошла»?

Владыка, в чем Вы видите главную причину распада браков в нашем обществе? Как получается, что люди сначала любили друг друга, а потом перестали любить?

Главная причина разводов в том, что люди, в основном, вообще не умеют любить. Или не хотят любить сами, но хотят, чтобы любили их. А отсутствие любви от отсутствия веры в Бога, от незнания Его. Другая немаловажная причина - браки заключаются слишком поспешно. Вступая в брак, люди доверяют своим переменчивым чувствам, не стремясь собственно к любви. Уже в браке часто они ощущают, что находятся рядом с чужим человеком, это их тяготит.

- В какой степени увеличение количества - явление социальное?

Безусловно, общая ситуация в стране усугубляет распад семьи. Наше общество очень нестабильное, в нем мало традиций, устоев. И брак не является теперь какой-то непреложной нормой, нет понятия о том, что нужно стремиться жить со своим суженым несмотря на все трудности.

Но ведь сегодня разводы стали частым явлением и среди православных людей, для которых брак, казалось бы, безусловная ценность…

Из моего опыта священнического служения могу сказать, что современные православные люди (в своей общей массе) не очень отличаются от неправославных. Когда они расходятся, они так же, как и неверующие, объясняют свой поступок несходством характеров или тем, что «любовь ушла». Это происходит потому, что из людей, называющих себя православными, лишь немногие живут церковной жизнью: исповедуются, причащаются, стараются исполнять заповеди.

- Чем тогда объяснить разводы среди воцерковленных, регулярно исповедующихся и причащающихся?

Сама по себе воцерковленность ничего не дает. В истории Церкви было немало людей, достигших определенных высот духовной жизни, но затем ставших отступниками. Грех не знает границ. Даже среди апостолов нашелся Иуда.

Уйти нельзя остаться

- Что является с точки зрения Церкви?

Нужно понимать, что церковная традиция исключает понятие развода. «Церковного развода» в принципе не бывает. Просто в ряде случаев, когда брак распадается по вине одной из сторон, вторая сторона, пострадавшая, может получить благословение на повторное вступление в брак. Традиционное основание для того, чтобы брак был признан распавшимся, с точки зрения Церкви, только одно - супружеская измена.

Поместный собор 1917–18 годов уточнил, что могут быть дополнительные основания, как-то длительное безвестное отсутствие одного из супругов, покушение одного из супругов на жизнь другого супруга и детей, отказ в супружеском общении, болезнь сифилисом, психическая болезнь, которая была скрыта или была неизвестна на момент заключения брака. Еще в Основах социальной концепции РПЦ сегодня указаны алкоголизм и наркомания. Но все-таки основное - это измена.

- Как Вы считаете, можно ли измену простить и продолжать жить в браке?

Лично я не могу себе представить, как это возможно. Но я знаю много женщин, которые измену прощали и сохраняли тем самым свой брак. Вообще простить можно многое. Очень часто, имея основание для развода, супруг (как правило, это женщина) все же стремится сохранить семью, например, ради детей.

А если муж, например, годами пьет, не проявляя ни малейшего желания излечиться от алкоголизма? Какой смысл женщине, если детей нет или они уже выросли, оставаться с таким мужем?

Конечно, если мы «вынесем Бога за скобки», то смысла в этом никакого нет. В мире, где люди Бога не признают, есть свои правила и стандарты, согласно которым жить с таким мужем абсурдно. И в самом деле, такой женщине лучше этого пьяницу бросить и попытаться устроить собственную жизнь получше. Найти другого мужа или обеспечить себе более здоровую и спокойную старость… Но я знаю женщин, которые таких мужей не бросают и в этом видят смысл своей жизни. Например, каждая из них точно знает, что этот мужчина без нее просто погибнет. Или погибнет более быстрой и тяжелой смертью. Будет он жить или нет напрямую зависит от нее. С точки зрения веры лично я могу этих женщин оправдать.

Удержать на краю

Какова роль священника в предотвращении развода? Насколько активно он должен вмешиваться в конфликт между супругами?

Роль священника может быть ключевой. Если человек приходит к священнику, будучи на грани развода, пастырь просто обязан быть к нему внимательным. Он обязан сообщить человеку о канонах, которые применимы к его ситуации.

Другое дело, что духовник не должен навязывать своего мнения и настаивать на том, чтобы люди его слушались. Он может только скромно советовать, если уверен в чем-то. Но он не может ничего требовать от тех людей, которые пришли к нему за советом.

Великий прозорливый старец никогда ничего не приказывал людям, но просто говорил: «Воля Божия сделать так-то, но ты делай, как хочешь».

Если священник - духовник этой пары, то есть человек, у которого они постоянно исповедуются, то никаких границ для него в принципе быть не может. Нет таких вещей, о которых нельзя сказать духовнику на исповеди.

К участию психолога я скептически отношусь. Меня вообще настораживает стремление «вклинить» психологов во все сферы современной жизни. Сегодня, что ни случись, консультацию психолога предлагают всем: военным, пилотам, спасателям. Даже при устройстве на работу людям предлагают пройти такую консультацию.

Конечно, хороший психолог может помочь понять причину той или иной проблемы, может подсказать пути ее решения, но несравнимо больше поможет обращение к Богу, исповедь, причастие. А попытка подмены веры психологией - очень опасная тенденция.

- Правда ли, что супругам в кризисной ситуации лучше исповедоваться у одного и того же духовника?

Конечно. Могут быть разные исключения, но общее правило таково. Я знаю случаи, когда исповедь у разных духовников только усугубляла разлад в семье, так как один батюшка советовал одно, другой - другое, и ни один из них не имел «полной картины» происходящего.

Как избежать развода в отсутствии духовника? Ведь не каждой семье удается вовремя найти такого священника…

Раньше, когда я был молодым священником, я всем прихожанам советовал непременно иметь духовника. Сейчас, имея определенный опыт и поездив по России, я уже таких строгих советов не даю. Действительно, найти духовника крайне сложно. Но любой смиренный, искренне верующий священник может быть по-настоящему незаменим для людей, находящихся на грани развода.

Ведь тут не обязательно быть старцем и иметь дар прозорливости. Нужно просто быть внимательным к человеку, который к тебе приходит, и не жалеть своего времени, чтобы его выслушать. А если священник сам давно в Церкви и сам имеет духовника (увы, сегодня не все священники имеют духовников), тогда он может быть очень хорошим помощником семье в кризисной ситуации.

- Получается, без помощи священника назревший развод не предотвратить, и семья непременно распадется?

Все же нельзя так думать. Если человек имеет живую веру в Бога, если он знает евангельские заповеди, знает, что разрушение семьи - это грех, если он готов поступаться своими интересами ради другого, если он понимает, что смирение - это приобщение к радости Царствия Небесного, то все возможно. Для тех, кто хочет сохранить свой брак, достаточно помнить совет апостола Павла: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

Человека не исправить курсом лекций

Сегодня в Церкви широко обсуждается тема предбрачного назидания для пар, готовящихся к венчанию. В некоторых храмах перед венчанием обязательна беседа со священником. На отдельных приходах существуют даже «курсы подготовки к браку». Как Вы считаете, это актуально?

Очень хорошо, что такие вещи на некоторых приходах появляются. Я и сам задумываюсь о том, чтобы в нашей Смоленской епархии заняться этим вопросом. В Смоленске, например, давно сложилась традиция, что после государственной регистрации новобрачные едут в собор. Не на венчание, а приложиться к чудотворной иконе Божией Матери. Может быть, еще сфотографироваться около храма. У меня возникла мысль: можно же с этими людьми как-то работать! В ненавязчивой форме рассказать о возможности венчания. Дарить какие-то подарки, может, бесплатные купоны на венчание раздавать или что-то в этом роде.

Другое дело, что я не стал бы переоценивать эффект от работы с новобрачными или предбрачных консультаций. Все-таки человека не изменит ни одна беседа со священником, ни даже курс лекций. К моменту вступления в брак он, как правило, уже сформирован, и его отношение к жизни скорректировать сложно. Чтобы разводов стало действительно меньше, я вижу только один путь.

- Какой?

Нужно во всех епархиях тщательно разыскивать священников, способных к работе с детьми. Давать им всяческие преференции, поддерживать их, как можно. Договариваться с местными отделами образования, чтобы таких священников пускали в школы на постоянной основе. И тогда, если с семи лет детей будет «вести» такой священник, то, может быть, став взрослыми, они будут иметь христианские представления о жизни и станут серьезнее относиться к браку.

На суд архиерея

Как на практике современный архиерей принимает решение по конкретной разведенной паре, кому из бывших супругов дать возможность второго брака, а кому не дать? Какие здесь действуют правила?

На практике у нас сейчас все не совсем правильно. Можно сказать, что традиционная система заключения браков в Церкви сегодня вообще не работает. Поэтому и в плане благословения на второй брак происходят искажения. Уже в XIX – начале XX века венчались люди, номинально относящие себя к православию, но реально уже отошедшие от Церкви. И Церковь тогда не смогла справиться с проблемой, потому что разобраться в каждой конкретной ситуации было очень сложно.

Наши сегодняшние неурядицы - продолжение дореволюционных. Ведь архиерей, к которому поступает прошение о благословении на повторный брак, не знает обстоятельств заключения первого брака и дальнейшей жизни семьи и не имеет возможности их проверить. Поэтому он вынужден, за редкими исключениями, удовлетворять прошение автоматически.

Современная практика сводится к тому, что Церковь просто признает факт разрушения брака в соответствии с заявлениями супругов, но не определяет при этом, кто из них виноват в распаде семьи. Вступление в новый брак благословляется по умолчанию обоим.

Каковы перспективы возвращения к традиционному положению вещей? И как в нынешних условиях при распаде брака может быть определена «пострадавшая» сторона?

Ситуацию эту нужно постепенно менять. Церковь не всегда должна давать благословение на вступление в повторный брак. Думаю, в том случае, если у кого-то из разводящихся есть духовник, архиерею было бы разумно спрашивать его мнение. Конечно, архиерей из-за своей занятости едва ли имеет возможность вникать во все внутрисемейные дела. Но ввиду того, что сегодня у нас увеличивается количество епархий, а сами епархии становятся меньше, возможно, контакты архиерея с духовниками станут более тесными.

«Наименьшее зло»

В чем смысл повторного брака, с точки зрения Церкви? Ведь второй брак констатирует окончательное разрушение первого?

Второй брак - это проявление церковной икономии, то есть снисхождения к слабости человека. Он благословляется Церковью с той лишь целью, чтобы удержать человека от жизни во грехе. По принципу «наименьшего зла».

Но важно не забывать, что второй брак - это отступление от евангельских принципов. Господь говорит, «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32). Так что второй брак - это всегда нарушение евангельской чистоты. Например, священники во второй брак вступать в принципе не могут.

- А что ждет мирян, вступающих во второй брак?

Их грех может быть прощен, но по канонам на христиан, вступающих во второй и третий брак, должна накладываться епитимья. Они должны на определенное время отлучаться от причастия. Сегодня на практике это правило не соблюдается.

- В каких случаях второй брак действительно необходим?

Второй брак допускается Церковью, когда очевидно, что данный человек не может быть один. В частности, чтобы уберечь его от блудного сожительства. До революции в России обычно благословляли вступать в брак вдовцам.

Из жития Ксении Блаженной известно, что святая как-то сказала одной девушке: «Иди на кладбище, там твой муж свою жену хоронит». Та послушалась, пошла и потом вышла замуж за этого вдовца.

На что Вы ориентируетесь как духовник, когда советуете кому-то вступать в повторный брак или остаться одному?

Каждая ситуация строго индивидуальна. Главное, чтобы человек, решая такие вопросы, прежде всего искал волю Божию. А воля Божия - это не свод каких-то строго определенных законов и правил. Она может открываться совершенно по-разному. И советоваться с духовником нужно именно в том смысле, чтобы пытаться понять волю Божию относительно себя.

Практических сторон тут не так много, основная - дети. Лично я советовал одному своему прихожанину, у которого умерла жена и осталось несколько маленьких детей, искать вторую жену. Я сам вдовец, воспитывал один четырех детей и знаю, насколько это трудно.

- Правда ли, что нельзя быть по-настоящему счастливым во втором браке?

Да, не всегда вторые браки бывают счастливыми. Я знаю девушек, которые вышли замуж за вдовцов и не смогли наладить отношения с пасынками и падчерицами, принять их как своих. В жизни вообще редко все бывает идеально и просто. Но есть и другие примеры - счастливых супругов во втором браке.

Кроме Него ничего не нужно

Сегодня всевозможные «психотерапевты» и целители предлагают разведенным супругам процедуру так называемого «развенчания». Якобы в момент Таинства Венчания психика людей «кодируется» на безусловную верность супругу, и для того, чтобы быть счастливым во втором браке, нужно пройти «религиозное декодирование»…

Популярность таких услуг связана с тем, что наши люди в основном остаются по своей вере язычниками. Они ощущают «что-то», что произошло с ними во время венчания, но в силу невежества не могут это правильно классифицировать. Поэтому и обращаются к колдунам и шарлатанам.

Конечно, сообщает людям благодать Божию, и не ощущать этого нельзя. Я лично ясно помню тот день, когда мы с супругой обвенчались, а это был не день гражданской регистрации, потому что мы вступили в гражданский брак, еще будучи неверующими людьми. И я помню, какое необъяснимо-светлое чувство у меня было на следующий день с утра. Какой-то необыкновенной радости и счастья. Никакой магии в этом нет, но, конечно, люди не могут о таком чувстве забыть, это совершенно естественно.

Вы, конечно, много общались с людьми, которым изменили супруги и бросили их. Что самое трудное в их переживаниях, с точки зрения духовной жизни?

Человек, переживший развод, - это человек, переживший самое страшное предательство. Это человек, оказавшийся лицом к лицу с Иудой.

Что Вы посоветуете тем, кто столкнулся с предательством в браке? Какие формы церковной поддержки существуют для переживших развод? Нужны какие-то специальные встречи или беседы для таких людей?

Единственное, что я советую таким людям, - это Христос. Только Христос. Кроме Него ничего не нужно. Разговоры, общение сами по себе не помогут. Человеку, которого предали, нужно просто обратиться к Богу так, как он умеет. Наладить с Богом живую связь. На самом деле Христос, если его принять всем сердцем, может заменить человеку все: и мужа, и жену, и ребенка, и друга, и здоровье, и материальное благополучие. Можно не иметь ничего, но иметь Христа в своем сердце и быть абсолютно счастливым.

Беседовала Анастасия Коскелло

Здравствуйте!

Ну вот, пожалуйста, не подумайте, что нотация и такое прочее, нет конечно, а о простом и главном.

Да, Вы, сами почти ответили на свой вопрос.

Вы обрисовали своё видение в жизни исходя из своего возраста - это закономерность и Вы верно всё подметили - исходя из своей взрастной категории.

Возможно Вам нужно вот это, как вариант разумеется. Я просто предположу что.

Из текста понятно что, Вы прагматичен, очень даже, и в жизни Вам это будет помогать. Знаете, не так страшно, что у Вас нет никого, но вообще, наиглавнейшее во всём этом, что бы Вы находили подходы к своему внутреннему "Я". Проще, Вы должны научится понимать себя и дружить с собой в своём внутреннем мироощущении, быть в гармонии с собой - не замыкатся "внутри себя от себя", от людей сколько угодно.

Если Вам так проще, но?! - лечить это не сложно, а порой и просто, как?

Жизнь идёт Вы становитесь старше. На каждом Вашем возрастном пороге, Ваши отношения к миру, и Ваши убеждения по тому да посему, в жизни будут непременно менятся - потому что, Вы сами себе будете доказывать, что так правильно, в процессе очередного возрастного порога.

И к чему это я?

Если Вы с мозгами и если Вы не глупец, а Вы по сему видно умный человек и совсем долеко не глупый, то Вы поймёте что, когда в жизни Вашей, будут возникать "выгодные для Вас ситуации", а этих ситуаций будет много, и зачем Вам их упускать, а заполучить эти ситуации, можно только через, - "человека, который может осуществить", или, "через женщину, от которой зависит тот или иной Ваш успех или удача", или, через того, "которого, Вам нужно сделать своим другом" и тогда...

И вы поняли, что, улучшить качество в своей жизни, Вам надо будет развивать и чувства свои и учится любить..., но, если не охота, то вся жизнь так и будет,... Просто плевать на всех...., а те все на Вас соответственно - и оно Вам нужна такая жизнь?!

"Спасение утопающего, дело рук самого утопающего" - избитая аскомина!

Проще говоря, Вам придётся научится и учится чувствовать, учится любить, быть другом, тогда, когда Вам нужно будет, когда это в Ваших интересах, а по другому ни как, Вам просто нужно выжить в этом мире как это делают все остальные люди, поэтому в Ваших интересах развивать свои внутренние самые лучшие качества какие у Вас есть, а они у Вас есть конечно.

Ведь всем так же аналогично на Вас, как Вы сами написали как Вам на них. Лучшая или худшая жизнь Ваша, зависит от многих факторов и в основном от связей, от контактов с различными людьми. И это всё у Вас в переди и Вы поняли уже сейчас, что Ваше качество жизни, которое будет в будущем, уже сейчас начинает зависеть от Вас, от Ваших действий и поступков, от Ваших собственных внутренних духовных трудов - учится любить, учится чувствовать, и это всё в Ваших интересах, Вы же не глупый, Вы умный человек, осталось дело за малым, которое есть главное.

Удачи Вам, мой друг!

Здравствуйте.
Без любви нет жизни. Если Вы живёте, то непременно любите.

Любовь начинается с любви к родителям, и если блокируется, то на этом же уровне.

Блок - это как завал камней на реке (или можно представить, что Вам ближе). Т. е. любовь никуда не девается, рождается, течет, но вынуждена искать другие направления для своих проявлений, хотя в конечном итоге всё равно попадает в моря и океаны)) но утомительными и долгими путями.

Т. е. Вы всё равно кого-то или что-то любите, но не удовлетворены этими замещениями, ведь главная "дорога" и естественность Вам сейчас не доступны.

Блок, "завал на реке" создают обиды на родителей. Самый первый, базовый уровень - это Мама, и всё, что с ней связано. Но чаще всего, если проблемы, то с обоими родителями.

Эти проблемы могут находиться глубоко (уже) и не вполне осознаваться, но Вы молоды - поэтому можете с ними справиться, сил достаточно для такой работы. Это не быстро, но решаемо.

Ваш "пофигизм" здесь может Вам помочь и вот как: обычно люди, изначально им наделенные, не занимаются самогноблением, а это очень хорошо в работе над собой. Не приходится оправдываться и защищаться, когда находишь свои "косяки", и тратить на это массу сил.

Просто работать над ошибками, как в любой учебе, и обычно всё равно нужно профессиональная помощь какое-то время (или время от времени).

В общем, трудиться надо))...

Онлайн консультация Неумение любить

Здравствуйте!

Без длительной и подробной беседы на тему:
--что ВЫ называете любовью?
--что в вашей практике означает "просто плевать на всех"? В каких эмоциях и поступках это отражается?

Испытываете ли Вы либидо? В каких ситуациях?
--был ли у Вас полноценный секс?
--занимаетесь ли Вы мастурбацией? С какого возраста и как часто, если--"да"?

Знаете ли Вы, что такое нежность?
--помните ли Вы приливы нежности, которые Вы испытывали в

Детстве? К кому-нибудь? К--кому?
--проявляли ли родители, окружающие знаки любви и нежности по отношению к Вам? --

Ответ Вам на ваши вопросы дать невозможно.

Если Вам и сейчас "на все наплевать", то можете ответить на этих страницах.

К сожалению /дорогая Администрация!!! /, у нас теперь отсутствует Внутренняя почта, но Вы можете заказать ваше сообщение под грифом "только для психолога".

Если же Вам трудно будет ответить на ВСЕ эти вопросы, то Вам придется обратиться к психологу по месту жительства для личных встреч.

Надеюсь, Вы меня поняли: причин для вашей особенности поведения может быть множество. И необязательно это--заболевание.

А только выяснив причину, можно двигаться дальше: лечиться, к психологу походить или просто переждать пубертатный период, например.

Главное, не откладывать поиск ответа на вопрос. Тут Вы очень правильно поступаете, что озаботились проблемой.

Желаю успеха!

С уважением, Светлана

? Владыка, в чем Вы видите главную причину распада браков в нашем обществе? Как получается, что люди сначала любили друг друга, а потом перестали любить?

Главная причина разводов в том, что люди, в основном, вообще не умеют любить . Или не хотят любить сами, но хотят, чтобы любили их. А отсутствие любви от отсутствия веры в Бога, от незнания Его . Другая немаловажная причина - браки заключаются слишком поспешно. Вступая в брак, люди доверяют своим переменчивым чувствам, не стремясь собственно к любви. Уже в браке часто они ощущают, что находятся рядом с чужим человеком, это их тяготит.


? В какой степени увеличение количества разводов - явление социальное?

Безусловно, общая ситуация в стране усугубляет распад семьи. Наше общество очень нестабильное, в нем мало традиций, устоев. И брак не является теперь какой-то непреложной нормой, нет понятия о том, что нужно стремиться жить со своим суженым несмотря на все трудности.


? Но ведь сегодня разводы стали частым явлением и среди православных людей, для которых брак, казалось бы, безусловная ценность…

Из моего опыта священнического служения могу сказать, что современные православные люди (в своей общей массе) не очень отличаются от неправославных. Когда они расходятся, они так же, как и неверующие, объясняют свой поступок несходством характеров или тем, что «любовь ушла». Это происходит потому, что из людей, называющих себя православными, лишь немногие живут церковной жизнью: исповедуются, причащаются, стараются исполнять заповеди.


? Чем тогда объяснить разводы среди воцерковленных, регулярно исповедующихся и причащающихся?

Сама по себе воцерковленность ничего не дает. В истории Церкви было немало людей, достигших определенных высот духовной жизни, но затем ставших отступниками. Грех не знает границ. Даже среди апостолов нашелся Иуда.

Уйти нельзя остаться

? Что является законным основанием для развода с точки зрения Церкви?

Нужно понимать, что церковная традиция исключает понятие развода . «Церковного развода» в принципе не бывает. Просто в ряде случаев, когда брак распадается по вине одной из сторон, вторая сторона, пострадавшая, может получить благословение на повторное вступление в брак. Традиционное основание для того, чтобы брак был признан распавшимся, с точки зрения Церкви, только одно - супружеская измена. Поместный собор 1917–18 годов уточнил, что могут быть дополнительные основания, как-то длительное безвестное отсутствие одного из супругов, покушение одного из супругов на жизнь другого супруга и детей, отказ в супружеском общении, болезнь сифилисом, психическая болезнь, которая была скрыта или была неизвестна на момент заключения брака. Еще в Основах социальной концепции РПЦ сегодня указаны алкоголизм и наркомания. Но все-таки основное - это измена.


? Как Вы считаете, можно ли измену простить и продолжать жить в браке?

Лично я не могу себе представить, как это возможно. Но я знаю много женщин, которые измену прощали и сохраняли тем самым свой брак. Вообще простить можно многое. Очень часто, имея основание для развода, супруг (как правило, это женщина) все же стремится сохранить семью, например, ради детей.


? А если муж, например, годами пьет, не проявляя ни малейшего желания излечиться от алкоголизма? Какой смысл женщине, если детей нет или они уже выросли, оставаться с таким мужем?

Конечно, если мы «вынесем Бога за скобки», то смысла в этом никакого нет. В мире, где люди Бога не признают, есть свои правила и стандарты, согласно которым жить с таким мужем абсурдно. И в самом деле, такой женщине лучше этого пьяницу бросить и попытаться устроить собственную жизнь получше. Найти другого мужа или обеспечить себе более здоровую и спокойную старость… Но я знаю женщин, которые таких мужей не бросают и в этом видят смысл своей жизни. Например, каждая из них точно знает, что этот мужчина без нее просто погибнет. Или погибнет более быстрой и тяжелой смертью. Будет он жить или нет напрямую зависит от нее. С точки зрения веры лично я могу этих женщин оправдать.

Удержать на краю

? Какова роль священника в предотвращении развода? Насколько активно он должен вмешиваться в конфликт между супругами?

Роль священника может быть ключевой. Если человек приходит к священнику, будучи на грани развода, пастырь просто обязан быть к нему внимательным. Он обязан сообщить человеку о канонах, которые применимы к его ситуации. Другое дело, что духовник не должен навязывать своего мнения и настаивать на том, чтобы люди его слушались. Он может только скромно советовать, если уверен в чем-то. Но он не может ничего требовать от тех людей, которые пришли к нему за советом. Великий прозорливый старец отец Павел Троицкий никогда ничего не приказывал людям, но просто говорил: « Воля Божия сделать так-то, но ты делай, как хочешь ».


Если священник - духовник этой пары, то есть человек, у которого они постоянно исповедуются, то никаких границ для него в принципе быть не может. Нет таких вещей, о которых нельзя сказать духовнику на исповеди. К участию психолога я скептически отношусь. Меня вообще настораживает стремление «вклинить» психологов во все сферы современной жизни. Сегодня, что ни случись, консультацию психолога предлагают всем: военным, пилотам, спасателям. Даже при устройстве на работу людям предлагают пройти такую консультацию. Конечно, хороший психолог может помочь понять причину той или иной проблемы, может подсказать пути ее решения, но несравнимо больше поможет обращение к Богу, исповедь, причастие. А попытка подмены веры психологией - очень опасная тенденция .


? Правда ли, что супругам в кризисной ситуации лучше исповедоваться у одного и того же духовника?

Конечно. Могут быть разные исключения, но общее правило таково. Я знаю случаи, когда исповедь у разных духовников только усугубляла разлад в семье, так как один батюшка советовал одно, другой - другое, и ни один из них не имел «полной картины» происходящего.


? Как избежать развода в отсутствии духовника? Ведь не каждой семье удается вовремя найти такого священника…

Раньше, когда я был молодым священником, я всем прихожанам советовал непременно иметь духовника. Сейчас, имея определенный опыт и поездив по России, я уже таких строгих советов не даю. Действительно, найти духовника крайне сложно. Но любой смиренный, искренне верующий священник может быть по-настоящему незаменим для людей, находящихся на грани развода. Ведь тут не обязательно быть старцем и иметь дар прозорливости. Нужно просто быть внимательным к человеку, который к тебе приходит, и не жалеть своего времени, чтобы его выслушать. А если священник сам давно в Церкви и сам имеет духовника (увы, сегодня не все священники имеют духовников), тогда он может быть очень хорошим помощником семье в кризисной ситуации.


? Получается, без помощи священника назревший развод не предотвратить, и семья непременно распадется?

Все же нельзя так думать. Если человек имеет живую веру в Бога, если он знает евангельские заповеди, знает, что разрушение семьи - это грех, если он готов поступаться своими интересами ради другого, если он понимает, что смирение - это приобщение к радости Царствия Небесного, то все возможно. Для тех, кто хочет сохранить свой брак, достаточно помнить совет апостола Павла: « Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов » (Гал. 6:2).

Человека не исправить курсом лекций

? Сегодня в Церкви широко обсуждается тема предбрачного назидания для пар, готовящихся к венчанию. В некоторых храмах перед венчанием обязательна беседа со священником. На отдельных приходах существуют даже «курсы подготовки к браку». Как Вы считаете, это актуально?

Очень хорошо, что такие вещи на некоторых приходах появляются. Я и сам задумываюсь о том, чтобы в нашей Смоленской епархии заняться этим вопросом. В Смоленске, например, давно сложилась традиция, что после государственной регистрации новобрачные едут в собор. Не на венчание, а приложиться к чудотворной иконе Божией Матери. Может быть, еще сфотографироваться около храма. У меня возникла мысль: можно же с этими людьми как-то работать! В ненавязчивой форме рассказать о возможности венчания. Дарить какие-то подарки, может, бесплатные купоны на венчание раздавать или что-то в этом роде. Другое дело, что я не стал бы переоценивать эффект от работы с новобрачными или предбрачных консультаций. Все-таки человека не изменит ни одна беседа со священником, ни даже курс лекций. К моменту вступления в брак он, как правило, уже сформирован, и его отношение к жизни скорректировать сложно. Чтобы разводов стало действительно меньше, я вижу только один путь.


Какой?

Нужно во всех епархиях тщательно разыскивать священников, способных к работе с детьми. Давать им всяческие преференции, поддерживать их, как можно. Договариваться с местными отделами образования, чтобы таких священников пускали в школы на постоянной основе. И тогда, если с семи лет детей будет «вести» такой священник, то, может быть, став взрослыми, они будут иметь христианские представления о жизни и станут серьезнее относиться к браку.

На суд архиерея

? Как на практике современный архиерей принимает решение по конкретной разведенной паре, кому из бывших супругов дать возможность второго брака, а кому не дать? Какие здесь действуют правила?

На практике у нас сейчас все не совсем правильно. Можно сказать, что традиционная система заключения браков в Церкви сегодня вообще не работает. Поэтому и в плане благословения на второй брак происходят искажения. Уже в XIX – начале XX века венчались люди, номинально относящие себя к православию, но реально уже отошедшие от Церкви. И Церковь тогда не смогла справиться с проблемой, потому что разобраться в каждой конкретной ситуации было очень сложно. Наши сегодняшние неурядицы - продолжение дореволюционных. Ведь архиерей, к которому поступает прошение о благословении на повторный брак, не знает обстоятельств заключения первого брака и дальнейшей жизни семьи и не имеет возможности их проверить. Поэтому он вынужден, за редкими исключениями, удовлетворять прошение автоматически. Современная практика сводится к тому, что Церковь просто признает факт разрушения брака в соответствии с заявлениями супругов, но не определяет при этом, кто из них виноват в распаде семьи. Вступление в новый брак благословляется по умолчанию обоим.


? Каковы перспективы возвращения к традиционному положению вещей? И как в нынешних условиях при распаде брака может быть определена «пострадавшая» сторона?

Ситуацию эту нужно постепенно менять. Церковь не всегда должна давать благословение на вступление в повторный брак. Думаю, в том случае, если у кого-то из разводящихся есть духовник, архиерею было бы разумно спрашивать его мнение. Конечно, архиерей из-за своей занятости едва ли имеет возможность вникать во все внутрисемейные дела. Но ввиду того, что сегодня у нас увеличивается количество епархий, а сами епархии становятся меньше, возможно, контакты архиерея с духовниками станут более тесными.

«Наименьшее зло»

? В чем смысл повторного брака, с точки зрения Церкви? Ведь второй брак констатирует окончательное разрушение первого?

Второй брак - это проявление церковной икономии, то есть снисхождения к слабости человека. Он благословляется Церковью с той лишь целью, чтобы удержать человека от жизни во грехе. По принципу «наименьшего зла». Но важно не забывать, что второй брак - это отступление от евангельских принципов. Господь говорит, « кто женится на разведенной, тот прелюбодействует » (Мф. 5:32). Так что второй брак - это всегда нарушение евангельской чистоты. Например, священники во второй брак вступать в принципе не могут.


? А что ждет мирян, вступающих во второй брак?

Их грех может быть прощен, но по канонам на христиан, вступающих во второй и третий брак, должна накладываться епитимья. Они должны на определенное время отлучаться от причастия. Сегодня на практике это правило не соблюдается.


? В каких случаях второй брак действительно необходим?

Второй брак допускается Церковью, когда очевидно, что данный человек не может быть один. В частности, чтобы уберечь его от блудного сожительства. До революции в России обычно благословляли вступать в брак вдовцам. Из жития Ксении Блаженной известно, что святая как-то сказала одной девушке: «Иди на кладбище, там твой муж свою жену хоронит». Та послушалась, пошла и потом вышла замуж за этого вдовца.


? На что Вы ориентируетесь как духовник, когда советуете кому-то вступать в повторный брак или остаться одному?

Каждая ситуация строго индивидуальна. Главное, чтобы человек, решая такие вопросы, прежде всего искал волю Божию. А воля Божия - это не свод каких-то строго определенных законов и правил. Она может открываться совершенно по-разному. И советоваться с духовником нужно именно в том смысле, чтобы пытаться понять волю Божию относительно себя. Практических сторон тут не так много, основная - дети. Лично я советовал одному своему прихожанину, у которого умерла жена и осталось несколько маленьких детей, искать вторую жену. Я сам вдовец, воспитывал один четырех детей и знаю, насколько это трудно.


? Правда ли, что нельзя быть по-настоящему счастливым во втором браке?

Да, не всегда вторые браки бывают счастливыми. Я знаю девушек, которые вышли замуж за вдовцов и не смогли наладить отношения с пасынками и падчерицами, принять их как своих. В жизни вообще редко все бывает идеально и просто. Но есть и другие примеры - счастливых супругов во втором браке.

Кроме Него ничего не нужно

? Сегодня всевозможные «психотерапевты» и целители предлагают разведенным супругам процедуру так называемого «развенчания». Якобы в момент Таинства Венчания психика людей «кодируется» на безусловную верность супругу, и для того, чтобы быть счастливым во втором браке, нужно пройти «религиозное декодирование»…

Популярность таких услуг связана с тем, что наши люди в основном остаются по своей вере язычниками. Они ощущают «что-то», что произошло с ними во время венчания, но в силу невежества не могут это правильно классифицировать. Поэтому и обращаются к колдунам и шарлатанам. Таинство Венчания, конечно, сообщает людям благодать Божию, и не ощущать этого нельзя. Я лично ясно помню тот день, когда мы с супругой обвенчались, а это был не день гражданской регистрации, потому что мы вступили в гражданский брак, еще будучи неверующими людьми. И я помню, какое необъяснимо-светлое чувство у меня было на следующий день с утра. Какой-то необыкновенной радости и счастья. Никакой магии в этом нет, но, конечно, люди не могут о таком чувстве забыть, это совершенно естественно.


? Вы, конечно, много общались с людьми, которым изменили супруги и бросили их. Что самое трудное в их переживаниях, с точки зрения духовной жизни?

Человек, переживший развод, - это человек, переживший самое страшное предательство. Это человек, оказавшийся лицом к лицу с Иудой.


? Что Вы посоветуете тем, кто столкнулся с предательством в браке? Какие формы церковной поддержки существуют для переживших развод? Нужны какие-то специальные встречи или беседы для таких людей?

Единственное, что я советую таким людям, - это Христос. Только Христос. Кроме Него ничего не нужно. Разговоры, общение сами по себе не помогут. Человеку, которого предали, нужно просто обратиться к Богу так, как он умеет. Наладить с Богом живую связь. На самом деле Христос, если его принять всем сердцем, может заменить человеку все: и мужа, и жену, и ребенка, и друга, и здоровье, и материальное благополучие. Можно не иметь ничего, но иметь Христа в своем сердце и быть абсолютно счастливым.



В Клубе принято обращение на ТЫ. Согласись ведь это же удобнее.

Здравствуйте, я пишу вам впервые, но проблем у меня накопилось достаточно много. Давно собиралась и вот только сегодня решилась отправить. Я не могу любить, просто не могу, у меня не получается, нет, я конечно, люблю маму, папу, брата, племянницу, а вот с парнями не получается... Я уже полтора года встречаюсь с замечательным парнем, он меня очень любит замечательно ухаживает за мной, но мы даже не целовались... Вы думаете, что это не встречание, но как ни странно, он знает, что я его не люблю, я ему сама сказала: "Извини, я тебя не люблю и счастлива с тобой никогда не буду", на что он ответил, "и все равно я хочу, чтобы ты стала моей женой". Вот такая история...

В сексуальном плане я получаю полное удовлетворение правда от себя самой, и не чувствую вины, но если ко мне проявляют знаки внимания другие парни у меня "срабатывает совесть" я запрещаю себе все развлечения с ними, а если кто-то во время танца меня сильно прижимает, чувствую вину невозможную... А мой парень мне совсем как брат или друг.

Самый известный зарубежный исследователь любви ХХ века Эрих Фромм (классическая работа которого "Искусство любить" 1956г, несомненно, повлияла на последующие исследования этой темы): "Поверхностное и легковесное отношение к любви демонстрируется огромным количеством "ширпотребных фильмов" о счастливой и несчастливой любви, а также "низкопробных песенок" о любви, из которых массовый потребитель черпает незамысловатые сведения. Хотя публика до предела насыщена информацией "вроде бы о любви", мало кто имеет представление о "настоящей любви", не умея ее отличить от "любви фальшивой". Ныне на Западе считается "модной" любовь в истоке - внезапно нахлынувшее чувство, эмоциональная спонтанность, необузданная страсть, чаще всего исключающие ответственность, человеческую серьезность, духовно-нравственное родство и взаимопонимание между партнерами. Несмотря на то, что все горят "страстным желанием любви", практически в обществе потребления "почти все считается более важным, чем любовь: успех, престиж, деньги, власть; вся энергия тратится на достижение этих целей, и почти ничего не делается для того, чтобы научиться искусству любви".

Любовь превращается в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того, что она в состоянии дать. Человек стоит перед дилеммой: огромная потребность в любви и привязанности, с одной стороны, и трудности ее достижения – с другой.
Карен Хорни

Наши правила любви так несовершенны, что многие не должны, а еще большее количество не могут любить…
П. Мантегацца

Если ты не можешь любить так бурно, как это показывают в бесконечном потоке сериалов, это не означает, что не можешь любить вообще. Так как причина может быть в тех перекошенных, перегретых правилах любви, которые нам навязала наша культура. Если:

>>>А мой парень мне совсем как брат или друг.

Брат или друг это не какое-то слабое, второстепенное чувство.

Давай рассмотрим твою ситуацию с позиции умных женщин.

Белла Ахмадулина:

Из всех любовей крепче дружбы чувства нет. :боготворю дружбу.

Актриса Татьяна Окуневская мудрая красивая женщина, прошедшая огонь, воду, медные трубы, сталинские застенки, ее любви добивались могущественные И.Б.Тито, Л.П.Берия, совсем недавно покинула этот мир:

Я ставлю дружбу выше любви.

Корреспондент задает вопросы Галине Щербаковой автору женских романов:

Что для вас любовь?

Любовь это обязательно страдания, печаль, взрыв чувств, душевный полет, ревность, прощение:

Хотели бы вы еще влюбиться?

Нет. То спокойное, приятное, теплое определенное чувство, которое я сейчас переживаю, мне нравится больше, и я его не хочу променять на любовную бурю. Я это все уже пережила, перечувствовала, хватит.

Эрих Фромм:

Самым фундаментальным родом любви, лежащей в основании всех ее типов, является братская любовь. Под этим я понимаю чувство ответственности и заботу, уважение и желание помочь ему в жизни. Именно о такой любви говорится в библии: "Возлюби ближнего:

Дать точный ответ, что у тебя Lika со своим парнем дружба, любовь или безнадега можно только после тестирования. Считаю самым достоверным, наиболее проработанным и проверенным временем является (1973г. Мичиганский университет).

Но я советую получше определиться со своими представлениями о любви, дружбе. И уже, исходя из этих понятий, присмотреться к своему парню, может он мудрее тебя, и в этих важных понятиях уже разобрался.

Еще пара аспектов этого вопроса:

А если кратко, то любить нелюбимого не получится.

Практически хоть с кем можно выстроить вполне приемлемые договорные отношения и в них прожить всю жизнь. Этому учит «Служба семьи» и церковь.
Уместно напомнить, что ближайший синоним любви это «гармония», а вот гармоничные отношения хоть с кем выстроить не получится. Договорные отношения выстраиваются на доброй воле, сознательных усилиях, старании, а гармоничные отношения выстраиваются непроизвольно на наилучшей сочетаемости самостей – какой человек есть по своей природе и лучше не надо.

При опросе, проводимом студенческим журналом, более половины студенток пожелали богатства чувств, драматизма, страстных отношений.

Конечно, в одном возрасте хочется бурь и страстей в другом "спокойное, приятное, теплое определенное", только не надо пытаться несовместимые явления заливать в один флакон. Все-таки лучше, когда мухи отдельно котлеты отдельно.

PS.

Выше приведена психологическая версия проблемы «не могу любить», которая вызвана необъективной оценкой представлений о любви. Она переживается практически всеми в подростковом, юношеском возрасте, с годами, точнее по мере взросления человек определяется и с чувством любви, и с партнером, юношеский максимализм успешно преодолевается. Но эта проблема «не могу любить», может существовать и как расстройство.

“То, что ты не любишь, - не означает, что в тебе нет любви, а только то, что в тебе есть что-то мешающее любить…”
Л.Н. Толстой

В исследованиях У. Кепхарта было выявлено, что неспособность любить по-настоящему выражается у людей в двух версиях, когда у такого человека большое число романов или их полное отсутствие. Он пришел к выводу, что эти две противоположности связаны с недостаточным уровнем эмоциональной зрелости человека. Это примерно четверть от всех взрослых людей.

Опрос фондом «Общественное мнение» 2004 г. «Сколько раз в жизни Вам приходилось влюбляться?», ответившие указали: один раз - 33%, два раза - 20%, три раза - 13%, четыре раза - 2%, пять раз - 3%, десять раз - 3%, много раз - 14%, не влюблялся(-ась) - 10%, другое - 2%.

Другой аспект этой проблемы описывает психотерапевт Олег Куракин

По Фрейду неспособность любить это проявление нарциссизма.

По К. Хорни неспособность любить это признак невротизма, причина - скрытый страх быть отверженным.

«Хорни пишет о неспособности невротической личности к любви «…из-за тревоги и скрытой и явной враждебности, которая возникает у него в ранней жизни вследствие плохого обращения с ним самим. В процессе развития эта враждебность значительно возрастает».

Однако невротик не знает, что не умеет любить. Он живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и обладает огромной способностью к самоотдаче. Он будет уверять тебя в том, что в своей жизни все делает только для других и не умеет лишь одно – радовать себя самого».
Психолог Диана Балыко «365 + 1 правило настоящей любви на каждый день счастливого года»

Джон Пауэлл «Почему я боюсь любить».

Джон Таунсенд «Не прячьтесь от любви. Как избавиться от страха эмоциональной близости, который держит вас в плену, изолируя от общения»
Книги есть в нашей

Неспособность ладить с окружающими – главная черта невротика. Его отличает подозрительность, общество кажется ему враждебным, а по жизненному пути он движется, словно в броневике.
Ролло Мэй

Проблема «не могу любить» может быть следствием существенного внутриличностного конфликта.

По Э. Фромму неспособность любить является следствием недостатка или отсутствие любви и заботы в детстве, что ведёт к замкнутости и некой блокировке чувств. Бывает, что человек любит и не признаёт этого, а бывает, когда вовсе не любит и пытается партнера и себя убедить в обратном.

Свои версии проблемы «не могу любить» и способы ее разрешения описаны в книге (Книга есть в нашей ).

Видение проблемы «не могу любить» и что с ней делать излагает К. Штайнер в своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна» – сценарий «Без любви». Книга есть в нашей «Любовь, семья, секс и около…»:
«Огромное количество людей в этой стране находятся в постоянном безуспешном поиске близких отношений. С этой трудностью чаще сталкиваются женщины, что происходит по нескольким причинам: женщины более чувствительны к наличию (отсутствию) любви в их жизни и потому хуже переносят одиночество и неудовлетворительные отношения».

Пока человек ждет любви и внимания от других, живет этим, он никогда не удовлетворится, будет требовать все большего, и все ему будет мало. В конце концов, он окажется у разбитого корыта, как та старуха, которая захотела, чтоб служила ей рыбка золотая. Такой человек всегда внутренне несвободен, зависим от того, как к нему относятся. Этот свой источник любви и добра нужно открыть в себе самом. И открытие должно совершиться не в уме, а в сердце человека, не теоретически, а внутренним опытом.
Православный психолог Т.А. Флоренская

Lika если ты определишь, что твоя проблема похожа на одно из приведенных расстройств, особое внимание нужно будет уделить

Таким образом, есть основания утверждать, что около 80 % женщин, обращающихся за психологической помощью с запросом об избавлении от женского одиночества, имеют нарушенную структуру личности, занимают неадекватную ролевую позицию в межличностных отношениях.
Д.псх.н Н. Цветкова.

Нарциссизм, невротизм, инфантилизм, внутриличностные конфликты и др. это уже диагнозы этим наш Клуб не занимаемся, а приводим информацию для ознакомления, с проговариванием: все это можно исправить или вылечить при обращении к психотерапевту.

Причиной проблемы «не могу любить» может быть и редкое заболевание гипофиза - гипопитуитаризм (hypopituitarism). Оно вызывает гормональные проблемы и “слепоту к любви”. Мужчины и женщины, у которых есть это заболевание, часто даже не знают об этом, они ведут нормальную жизнь. Они создают семьи по принципу «как у всех» руководствуясь дружескими отношениями, но “душевный подъём” или “пожар в груди” влюблённых им неведомы. Существуют и некоторые психические расстройства, не имеющие отчетливой выраженности, вследствие которых нарушается синтез дофамина.

Lika чем быстрее обратишься за помощью, тем быстрее избавишься. И обретешь настоящую любовь.

Проблема моя лишь в том, что развитие наших отношений, шаги друг другу навстречу, сближение, наступает лишь тогда, когда ему плохо. Мне безумно нравятся те периоды, когда он, к примеру, болен. Сам по себе он очень откровенный, и во всем мне доверяется, поэтому всегда рассказывает, что с ним происходит. Болит ли у него голова, или даже более интимные подробности как то, что у него болит животик. Именно в эти моменты я начинаю чувствовать свое к нему отношение. Он становится мне дорог и интересен. Я помогаю и ухаживаю за ним. Он довольно сентиментальный человек и в свою очередь сам хочет получать от меня в эти периоды теплоту и ласку. Просит посидеть рядом, положив руку на голову, помассировать животик, прижать его к себе, приготовить чай. Только в такие дня я могу получать сексуальное удовлетворение в постели с ним. Именно потому, что думаю о том, что ему плохо.
В обычной жизни, когда всё нормально, я начинаю относиться к нему абсолютно холодно, и мне он становится чужим и неинтересным. Чтобы снова начать ощущать симпатию к нему, мне надо увидеть, что ему плохо, - плохо физически. Я перечитываю смски и письма, где он жалуется на то, что ему сегодня нехорошо, или смотрю фотографии, которые сделала в тайне, когда он спал с температурой или головной болью, свернувшись и обхватив голову руками. Или когда он сидит на корточках, выйдя из машины, держась за живот, в надежде что внезапные колики скоро пройдут. Посмотрев на это, я снова начинаю думать, что люблю и хочу его.
Я понимаю, что это ненормально. Но не могу понять, почему так происходит?
Что это за странное желание видеть, как плохо близкому человеку?
Как мне избавится от этого?
Помогите мне, пожалуйста, с решением моей личной проблемы.
Rozа

Джон Таунсенд «Не прячьтесь от любви. Как избавиться от страха эмоциональной близости, который держит вас в плену, изолируя от общения»