Рельеф и полезные ископаемые америки. Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Савельевская средняя общеобразовательная школа

имени Мусы ДанилбековичаГазимагамадова»

Наурского муниципального района

Чеченской Республики

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

7 « А» класс

Учитель: Гумакаева А.Р.

Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»

Цели и задачи урока:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки.

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей, совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитее интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратно работы с источниками географических знаний.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки, настенная к /к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

    Организационный момент.

Каждый урок географии это очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем её величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей обеды нужно ваше внимание и кропотливая работа...

    Опрос домашнего задания.

    Тест-Блеф 3 минут- взаимопроверка.

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

    Назовите особенности географического положения Южной Америки о плану:

Как расположен материк относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов?

Назовите крайние точки материка.

В каких климатических поясах лежит Южная Америка?

Какими морями и океанами омывается материк?

Как расположен материк относительно других материков?

Кто является первооткрывателем материка?

Второй открыватель Южной Америки.

Кто открыл Южную Америку?

Почему назвали её Америкой?

    Мотивация.

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

Посмотреть на карту надо,

Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.

Тут в былые времена,

Прогибалась земля,

А другая поневоле,

Превратилась в плоскогорье.

Где комфортно, без проблем?

Лима, Кито иль Белен?

На востоке жить остаться,

Как вы думаете, о чем сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».Затерянный мир.

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы).(Слайд 3)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др. Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т.д.

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, чтобы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

    Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территорий материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка.(Слайд 4)

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков

§ Что такое рельеф;(совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаний, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете?(Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины;(низменности – 200 м,

Возвышенности – до 500м, плоскогорья – выше 500 м,)

§ Что такое платформа;(обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами;(сейсмическим поясом).

§ Что происходит на сейсмическом поясе?(землетрясение и извержение вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами.

Групповая работа:

1.Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке)

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение(на западе складчатая область- кайнозойская, а востоке платформа- Южно- Американская)

3. На какой литосферной плите располагается Южная Америка?(Южно- Американская)

4.С какими литосферными плитами она граничит?(Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская)

5.Что происходит на границе литосферных плит на западе материка?(сталкиваются материковая и океанская)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке?(горы, низменности,плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла- Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

8. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте.(Запад на материка. Анды.)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод (Слайд 6)

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.(слайд 7)

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

Анды (Аконкагуа,6960м.)

Гвианское плоскогорье

Бразильское плоскогорье

Оринокская низменность

Амазонская низменность

Ла- Платская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили,что рельеф Южной Америки неоднородный.Запад –горный,восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.(ролик Анды 2 минуты.)

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).Название Анды от анта на мязыке инков –медь,медные горы.Анды –самая длинная в мире горная цепь,9000км.Аконкагуа самый высокий потухший вулкан –Высшая точка Южной Америки,западного и южного полушарий.

Происхождения название горы точно не известно, существующие выводят его из арауканского (с другой стороны реки Аконкагуа) или от Акон Гахук что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.Мощная горная система Анд,образует часть тихоокеанского «Огненного кольца»:здесь много вулканов,часты землетрясения.(Слайд 11)

Полезные ископаемые.(Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка.К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте,от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке(от геологического строения).

Задание: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые,характерные для разных частей Южной Америки.(Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему.Слад 14)

6. Закрепление

Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию(Слайд 15)

    Южная Америка имеет разнообразный рельеф потому, что …(имеет сложное тектоническое строение на западе –кайнозойская складчатость –горы, а востоке Южно –Американская платформа)

    Анды –молодые горы потому, что …..(кайнозойская складчатость самая молодая)

    На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому. что ….(разное тектоническое строение. платформам соответствуют полезные ископаемые –осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест (Слайд 16)

1.Высшая точка Анд:

А) г. Чимборасо;

Б)г.Аконкагуа;

В)г.Ильямпу

2. Восток материка расположен на:

А)древней платформе

Б)молодой платформе

В)границе литосферных плит

3.Горы Анды протянулись на:

4.О продолжения газообразования Анд свидетельствуют:

А) их протяженности

Б)частые землетрясения

В)оледенения

5.Анды образовались на:

А)платформе

Б)границе литосферных плит

В)материковой области.

6.В Южной Америке находятся величайшая равнина мира:

А)Оринокская

Б)Бразильская

В)Амазонская

Учащиеся проверяют тест (Слайд 17)

Теперь давайте вернемся к нашей таблице и заполним средний столбец.(Слайд 18)

Хочу узнать

Релаксация:

Учитель: Давайте минуту посидим молча. и мысленно вспомним весь наш урок.Закройте глаза пройдем самую большую равнину мира и медленно поднимемся вверх на самую большую равнину мира и медленно поднимаемся вверх на самую высокую вершину Южной Америки –гору Аконкагуа.

Найти свое место на лесенке успеха по итогам урока.Прикрепить смайлики.

8. Домашнее задание (Слайд 19)

Параграф 41 . к/к –все учащиеся класса.

1Простые вопросы.

2) Более сложные вопросы.

Составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.»

МБОУ «Войковская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области »

Аннотация к уроку: урок является третьим по счету по теме «Южная Америка » в 7 классе . В структуре урока продумано применение технологии развивающего обучения (индивидуальная и групповая работа), технология личностно-ориентированного подхода (анализ карты «Строение земной коры»), здоровьесберегающая (физминутка).

Конспект открытого урока по географии

Учитель:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей,

совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратность работы с источниками географических знаний

Оборудование: физическая карта Южной Америки, настенная к/к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Каждый урок географии эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь . Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-самвол. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

На уроках географии почти каждый урок познания начинается с карты и сейчас мы начинаем работать именно с ней.

II. Опрос домашнего задания:

1 уч-ся на к/к наносит объекты ГП Южной Америки

2 уч-ся наносит на к/к объекты ГП Африки

3 уч-ся наносит объекты ГП Австралии

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

1. Площадь Южной Америки? (18 млн. км2).

2. Площадь Африки? (30,3 млн. км2).

3. Площадь Австралии и Океании? (около 9 млн. км2)

4. Какие климатические пояса пересекают Африку? (экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические).

5. Какие климатические пояса пересекают Австралию? (суэкваториальный, тропический. Субтропический, умеренный).

6. Какие климатические пояса пересекают Южную Америку?

(экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный).

III. Мотивация

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

(Слайд 1)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.
Тут в былые времена,

Прогибалась земля,
А другая поневоле,
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться,
Иль на запад перебраться?

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». (Слайд 2)

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы). (Слайд 3 )

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, что бы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территории материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. (Слайд 4 )

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков.

§ Что такое рельеф; (совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете? (Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины; (низменности-200 м, возвышенности – до 500 м, плоскогорья – выше 500 м).

§ Как горы делятся по высоте? (низкие, средние, высокие)

§ Что такое платформа; (обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами; (сейсмическим поясом).

§ Что происходят на сейсмическом поясе? (землетрясения и извержения вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами. (Слайд 5)

Групповая работа :

1. Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке).

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение (на западе складчатая область - кайонозойская, а востоке платформа – Южно-Американская)

3.На какой литосферной плите располагается Южная Америка? (Южно-Американская)

4. С какими литосферными плитами она граничит? (Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская).

5 . Что происходит на границе литосферных плит на западе материка? (сталкиваются материковая и океаническая)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке? (горы, низменности, плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

7. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте. (Запад материка, Анды)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод. (Слайд 6)

Вывод: (проверка схемы) размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры. (Слайд 7)

V. ФИЗМИНУТКА для глаз

Учитель: следите за семи передвижениями на экране

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

· Анды (Аконкагуа, 6960м.)

· Гвианское плоскогорье

· Бразильское плоскогорье

· Оринокская низменность

· Амазонская низменность

· Лаплатская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили, что рельеф Южной Америки неоднородный. Запад – горный, восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000 км.

(Слайд 11)

Полезные ископаемые . (Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка. К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте, от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке (от геологического строения).

Задание:

Учитель: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые, характерные для разных частей Южной Америки. (Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему. (Слайд14)

VI. Закрепление

VII. «Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию: (Слайд 15)

1. Ю. А. имеет разнообразный рельеф потому, что… (имеет сложное тектоническое строение на западе - кайнозойская складчатость – горы, а востоке Южно-Американская платформа)

2. Анды – молодые горы потому, что… (кайонозойская складчатость самая молодая)

3. На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому, что… (разное тектоническое строение, платформам соответствуют полезные ископаемы - осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест: (Слайд16)

1. Высшая точка Анд:

а)г. Чимборасо;

б)г. Аконкагуа;

в) г. Ильямпу;

2. Восток материка расположен на:

а) древней платформе;

б) молодой платформе;

в) границе литосферных плит;

3. Горы Анды протянулись на:

4. О продолжении горообразования Анд свидетельствует:

а) их протяженность;

б) частые землетрясения;

в) оледенение;

5. Анды образовались на:

а) платформе;

б) границе литосферных плит;

в) материковой области;

6. В Южной Америке находится величайшая равнина мира:

а) Оринокская;

б) Бразильская;

в) Амазонская.

Учащиеся проверяют тест (слайд № 17)

Теперь давайте вернёмся к нашей таблице и заполним средний столбец.

(слайд № 18)

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др.

Особенности рельефа материка, разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, характерные для Южной Америки и др.

Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т. д.

VIII. Домашнее задание (Слайд 19)

§ Параграф 41, к/к – все учащиеся класса;

§ составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» - 1 группа уч-ся

IX. Подведение итогов урока

Рефлексия

На заключительном этапе урока предлагаю вам дать оценку
своей работы на уроке:

1. Было ли тебе интересно на уроке?

2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

3. Сумел ли ты применить свои знания?

4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?

Сообщение

Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000км.

Аконкагуа самый высокий в мире потухший вулкан - высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.

Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или от Ackon Cahuak, что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.

Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения.

Карточка № 1

Нанести на к/к «АФРИКИ»:

1.м. Бен-Секка

2. м. Игольный

3. м. Альмади

4. м. Рас-Хафун

5.Средиземное море

6. Гвинейский з-в

7. Красное море

8. Баб-эль-Мандебский пролив

Карточка № 2

Нанести на к/к «Австралии»:

2. м. Саут-Ист-Пойнт

3. м. Саут-Ист-Кейп

4. м. Стип Пойт

5. м. Байрон

6. залив Карпентария

7. Бассов пролив

8. О. Тасмания

Карточка № 3

Нанести на к/к «Южной Америки»:

1. М. Галиньяс

2. М. Фроуард

4. М. Париньяс

5. М. Кабу-Бранку

6. Карибское море

7. Залив Ла-Плата

8. Панамский канал

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Цели и задачи:

  • Сформировать у учащихся общее представление о рельефе Южной Америки, познакомить с расположением и основными чертами крупных формам рельефа материка.
  • Установить взаимосвязь между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
  • Продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.
  • Воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность; развивать интерес к географии.

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта мира, тектоническая карта мира, физическая карта Южной Америки, видеофильм, презентация «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».

Методы и формы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный.

Номенклатура: Анды, г.Аконкагуа, вулкан Льюльяльяко, Амазонская низменность, Оринокская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация знаний

– Любите ли вы путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по Южной Америке.
– Что вы знаете о природе этого материка?

Демонстрация фильма о природе Южной Америки.

– Что вас поразило в фильме? Каковы ваши впечатления?
– Скажите, пожалуйста, что мы будем изучать на уроке? (Презентация , слайд 1)
– А кроме рельефа рассмотрим ещё и полезные ископаемые. Но сначала давайте немного вспомним.

  • Кем и когда была открыта Южная Америка? (Х.Колумб, 1492 год)
  • А почему же она получила такое название, в честь кого? (Америго Веспуччи первым высказал мысль об открытии новых земель)
  • Покажите на карте крайние точки материка. Какими океанами и морями он омывается?

III. Изучение нового материала

– А каковы особенности рельефа Южной Америки? (Cлайд 2)
Откройте физическую карту Южной Америки в атласе. Каков общий характер поверхности материка?
На какие части можно разделить материк по высоте?
Как же образовался современный рельеф материка? Почему выделяются горный Запад и равнинный Восток? (§41, карта «Строение земной коры» стр. 4-5)
Равнинный Восток расположен на древней Южноамериканской платформе, а горный Запад – результат столкновения двух литосферных плит Тихоокеанской и Южноамериканской. В основании этой части материка лежит молодая кайнозойская складчатость.
Столкновения океанической и континентальной литосферных плит приводят к частым землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее мощные землетрясения происходят каждые 10-15 лет. Последние разрушительные землетрясения случились в 1960, 1970 и 1985 годах.

– Какие формы рельефа расположены на материке? Покажите их на карте.

– А сейчас я предлагаю вам заполнить схему «Особенности рельефа Южной Америки». Схемы лежат у вас на столах. Работа будет осуществляться в парах. (Cлайд 3)

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.
Проверка выборочная, один ученик называет одну особенность.

– Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 4)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды.
В переводе эта твердь
Означает слово «медь».
Тут в былые времена
Прогибалась вся земля,
А другая поневоле
Превратилась в плоскогорье.

– Что нового вы узнали об Андах из стихотворения?
– Давайте сейчас совершим небольшое путешествие по разным районам Южной Америки. И сначала побываем в Андах. (Cлайд 6)
Анды – самая длинная в мире горная цепь, протяжённость 7 600 км. Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.
Здесь расположена гора Аконкагуа – самый высокий в мире потухший вулкан – высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий. (Cлайд 7)
Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие мнения выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или на языке кечуа означает «Каменный страж».
Гора возникла при столкновении тектонических плит Наска и Южно-Американской.
Льюльяльяко – самый высокий из действующих вулканов планеты, пятый по высоте вулкан в мире и седьмая по высоте вершина западного полушария. Располагается в одном из самых сухих мест в мире (пустыня Атакама), снеговая линия на западном склоне превышает 6,5 тысяч метров (наивысшее положение снеговой линии на земле).
Последнее взрывное извержение датируется 1877 годом. (Cлайд 8)
Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения. (Cлайд 9)
А на востоке раскинулась самая большая на Земле низменность – Амазонская. Её площадь более 5 млн км?. По территории низменности протекает самая полноводная река мира – Амазонка. (Cлайд 10)
На древних породах, перекрытых лавовыми покровами находится Бразильское плоскогорье. (Cлайд 11)
В северной части Южной Америки раскинулось Гвианское плоскогорье . (Cлайд 12)

– А если заглянуть вглубь земной коры? (Cлайд 13)
Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых. Здесь найдены нефть, газ и уголь. Есть месторождения железных, марганцевых, серебренных, медных руд, залежи бокситов, содержащих алюминий. На территории Чили разведаны месторождения природной селитры.
Размещение полезных ископаемых связано с особенностями рельефа и тектонического строения материка. Южную Америку можно разделить на три части: выступы плоскогорий на платформе, прогибы низменностей на платформе и области новой складчатости Анд.
(Cлайд 14)
На столах у вас лежит ещё одна схема, которую нужно закончить. Поработайте в парах. Поработайте четвёрками, помогите друг другу.

Вот что у вас должно получиться. (Cлайд 15)

IV. Обобщение

Сравните рельеф Южной Америки с рельефами ранее изученных материков, определите черты сходства и различия и объясните причины. (Cлайд 16)

V. Домашнее задание (Cлайд 17)

§ 41
на контурной карте обозначить крупные формы рельефа материка.

Западно- Казахстанская область

Теректинский район

Аксуатская ОСОШ

Учитель географии

Иржанова Г.К.

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

    класс.

Цель урока: изучить рельеф материка, их особенности;определить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Ход урока:

1. Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости.

2. Проверка домашнего задания.

1. Работа с таблицами.

Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».

Название материка

Номера вопросов

Южная Америка

1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.

2) На западе омывается водами Атлантического океана.

3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.

4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.

5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.

6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.

7) Омывается Тихим океаном на западе.

8) На севере граничит с Евразией.

9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.

10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.

2. Проверка номенклатуры.

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают его на физической карте Южной Америки.

Перечень объектов номенклатуры:

1.Панамский перешеек.

2.Мыс Гальинас.

3.Перуанское течение.

4.Амазонская низменность.

5.Архипелаг Огненная Земля.

6.Мыс Париньяс.

7.Река Амазонка.

8.Мыс Горн.

9.Карибское море.

10.Магелланов пролив.

11.Острова Галапагосс

12.Мыс Каабу-Бранку

13.Панамский канал.

14.Горы Анды.

15.Бразильское течение.

3. Изучение нового материала.

Задание 1.

Откройте карту атласа «Строение земной коры», стр.4-5.

Вопросы: Что такое рельеф? Назовите крупные формы рельефа.

Задание2 .

1. Определите: какая литосферная плита лежит в основании материка? (Южно-Американская);

2. В какой части материка расположена горная система? (на западе);

3. Как возникли горы Анды? (в результате столкновения литосферных плит);

4. Какой возраст у этих гор? (горы молодые – область новой складчатости);

5. Почему восточная часть материка – равнинная? Что лежит в ее основании? (платформа)

Задание 3.

Составьте описание рельефа Южной Америки.

    Опорная схема:

Рельеф Южной Америки

Горный запад Равнинный восток

2. Описание рельефа.

Восток материка равнинный. Здесь нет действующих вулканов, землетрясения бывают редко. Крупные равнины Южной Америки – Амазонская, Ла-Платская и Оринокская занимают большие площади. Они лежат в прогибах платформы. Т.к. Равнины низменные, на них образовались крупные речные системы.

Большие площади на материке занимают плоскогорья – Гвианское и Бразильское. Часто они состоят из нескольких плато – участков с ровной поверхностью, но ограниченных от соседних территорий отчетливыми крутыми склонами.

Запад Южной Америки – гористый. Анды – самые длинные горы Земли. Высшая точка – г. Аконкагуа, 6960 м. Анды – молодые горы. Они начали подниматься после раскола Гондваны, растут до сих пор. Вдоль глубоких разломов образовались многочисленные вулканы – действующие и потухшие. Вулканы Анд являются частью Тихоокеанского огненного кольца. Часто происходят землетрясения, они сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами.

Самое сильное землетрясение 20 века произошло именно в Южной Америке, в стране Чили. Это случилось 29 мая 1960 г. на Тихоокеанском побережье. В результате этой ужасной сейсмической катастрофы были полностью разрушены города Консепсьон, который существовал более 400 лет, превратились в развалины города Вальдивия, Пуэрто-Монт и другие. Погибло около 10 000 человек, более 2 млн. пострадали и остались без крова. Одной из отличительных особенностей этого катастрофического землетрясения было стремительное погружение основной части побережья под уровень океана.

«…Казалось непостижимым, - писал ученый Г.Тагиев, - что огромная полоса земли шириной 20-30 км и протяженностью 500 км могла внезапно опуститься и что площадь в 1,5 млн. га упала почти на 2 метра за какие-то 10 секунд…». Мощные подземные толчки вызвали рождение колоссального цунами.

3. Полезные ископаемые Южной Америки.

По одной из версий, в переводе с языка инков «Анды» означают медь, медные горы. Месторождения меди встречаются на всем протяжении Анд.

В какой части материка сосредоточены магматические полезные ископаемые, а в какой – осадочные?

Определите по карте на карту, какими полезными ископаемыми еще богаты Анды? (молибденовые руды, оловянные, серебряные алюминиевые и т.д.)

Какие полезные ископаемые есть на равнинном востоке материка? (нефть, газ, уголь – в прогибах земной коры, железные, марганцевые, никелевые руды – на плоскогорьях).

4. Закрепление изученного материала.

1. Подпишите на контурной карте следующие объекты: Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, горы Анды, г. Аконкагуа.

2. По плану составьте описание одной из форм рельефа Южной Америки.

1)В какой части материка расположена форма рельефа?

2) В каком направлении тянется?

3) Каковы приблизительные размеры?

4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

5.Домашнее задание: параграф 41.

6.Итог урока: выставление оценок за работу на уроке.