Крупные морские порты тихоокеанского побережья. Описание портов тихого океана в круизах по австралии и новой зеландии

Северная Америка

Валдиз – 51

Окленд – 12

Сиэтл – 21

Ванкувер – 67

Портленд - 31

Такома - 21

Лонг-Бич - 63

Южная Америка

Вальпараисо - 15

Уаско - 10

Эсмеральдас - 16

Кальяо - 12

Восточная и Юго-Восточная Азия

Гаосюн – 139

Келанг - 89

Тиба – 169

Гонконг – 208

Китакюсю – 89

Токио – 89

Гуанджоу - 168

Кобе - 79

Тяньцзинь - 162

Кавасаки – 90

Пусан - 163

Шанхай - 316

Кванъян – 165

Сингапур – 348

Шэньчжэнь - 88

Австралия

Брисбен – 17

Мельбурн – 20

Порт-Кембла - 23

Гладстон - 60

Ньюкасл - 83

Хей-Пойнт - 78

3. Индийский океан

Азия и Африка

Даммам – 11

Калькутта – 16

Ричардс-Бей - 88

Джидда - 16

Кандла - 21

Рас-Таннура – 22

Дубай - 64

Мадрас – 35

Харк – 20

Дурбан - 24

Мумбаи - 31

Австралия

Дампир - 89

Порт-Хедленд - 90

Фремантл - 23

* - курсивом обозначены 50 крупнейших по грузообороту портов.

Задание 2. Изучить географические типы портов мира (с использованием перечисленных в таблице 4 портов). Результаты представить в виде таблицы 5.

Таблица 5

Географические типы портов мира

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Задание 1. Нанести на составленную ранее карту (практическая работа № 3) крупнейшие порты мира по переработке контейнеров на основании данных таблицы 6.

Таблица 6

Крупнейшие морские порты мира по переработке контейнеров, 2003 г.

(тыс. условных двадцатифунтовых контейнеров*)

Перевалка контейне-ров

Перевалка контейне-ров

Альхесирас

Сингапур

Сингапур

Иокогама

Филикстоу

Велико-британия

Шэньчжэнь

Респ. Корея

Нхава-Шева (Мумбаи)

Лос-Анджелес

Роттердам

Нидерланды

Германия

Антверпен

Валенсия

Малайзия

Шри-Ланка

Саудовская Аравия

Нью-Йорк/Нью-Джерси

Танджунг-Пелепас

Малайзия

Мельбурн

Австралия

Чарлстон

Бремен/Бремерхафен

Германия

Лаэм-Чабанг

Пуэрто-Рико, США

Джоя-Тауро

Барселона

Тяньцзинь

Хэмптон-Роудс

Гуанчжоу

Танджунг-Приок (Джакарта)

Индонезия

Филиппины

Танджунг-Пе-рак (Сурабая)

Индонезия

* - Условный двадцатифутовый контейнер – международная единица измерения в контейнерных перевозках. Стандартный контейнер: 20 футов (6,1 м) в длину, 8 футов (2,44 м) в ширину и 8,5 футов (2,59 м) в высоту. Объем такого контейнера составляет 38,5 м³. Встречаются еще сорокафутовые (12,2 м) и сорокапятифутовые (13,7 м). Большинство из использующихся сегодня контейнеров – сорокафутовые.

Объем перевалки контейнеров (тыс. условных двадцатифунтовых контейнеров) показать цветом внутри пунсона, обозначающего объем грузооборота. Объем перевалки контейнеров представить в градациях (например): 1 – 1,0-2,0; 2 – 2,1-5,0; 3 – 5,1-10,0; 4 – 10,1-15,0; 5-более 15,0. Если порт не отмечен на карте как крупнейший по грузообороту, но входит в 50 крупнейших портов по переработке контейнеров, то подписать его название на карте цветом, соответствующим объему перевозки в указанных выше градациях.

Задание 2. Изучить региональные особенности морских перевозок (на основании данных таблиц 4, 6) по пятидесяти крупнейшим портам по грузообороту и объему перевалки контейнеров. Использовать составленную карту «Мировой морской транспорт». Для изучения географии морских перевозок:

1) построить круговые диаграммы по объему грузооборота и объему переработки контейнеров, выделив следующие регионы: Европа, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия. Сделать вывод.

2) составить ранжированные ряды пяти крупнейших портов по грузообороту и объему контейнерных перевозок в каждом регионе. Сделать вывод, обосновав различия в составе лидеров.

3) построить диаграммы, отображающие объем грузооборота и объем переработки контейнеров в разрезе океанов (по пятидесяти крупнейшим портам). Внутри диаграмм отобразить объем грузооборота и перевалки контейнеров в разрезе стран. Сделать вывод.

4) составить ранжированные ряды пяти крупнейших портов по грузообороту и объему перевалки контейнеров в каждом океане. Сделать вывод, обосновав различия в составе лидеров.

Видео роял регал

Спецпредложения

За Сакурой в Замок Белой Цапли 03 апреля от 899 USD Весна в Японии. Токио, Гейши и Фестивали Сакуры 19 апреля , лайнер Diamond Princess 5*, 9 дней - от 899 USD Золотая неделя и Майские в Японии 06 мая , лайнер Diamond Princess 5*, 6 дней - от 599 USD Русская группа! Наш представитель на борту! 15 мая от 699 USD Русская группа! Столицы Северной Европы из СПб 26 мая , лайнер Regal Princess 5*, 11 дней - от 1099 USD Русская группа! Наш представитель на борту! Британские острова и Париж 05 августа , лайнер Crown Princess 5*, 13 дней - от 1599 USD Русская группа! Наш представитель на борту! Золотая Ривьера 10 августа , лайнер Crown Princess 5*, 8 дней - от 699 USD Русская группа! Другие спецпредложения...








Луганвилл, Вануату


Луганвилл – город в островном государстве Вануату и столица провинции Санма. Второй по масштабам город страны. Располагается на юго-востоке острова Эспириту-Санто, примерно в 2500 километрах от Австралии. Крупнейший порт Вануату. Название острова Эспириту-Санто, на котором располагается Луганвилл, происходит от испанского espíritu santo, что означает Святой Дух. Иногда этот крупнейший остров в составе Вануату называют просто Санто.

Увидеть Луганвилл можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Залив Шампань, Вануату


Вануату часто называют «нетронутым раем» Океании. Уникальное соединение трех культур - английской, французской и меланезийской - привело к возникновению настоящего оазиса для туристов. «Европейские» города Порт-Вила и Лугенвиль гармонично уживаются с многочисленными деревеньками островитян, быт которых почти не изменился за прошедшие несколько веков.
Другое название Вануату - «страна улыбающихся людей».Добродушие и открытость народа Вануату приятно поражает всякого, кто приезжает на острова. Характерной особенностью островного пейзажа являются многочисленные вулканы, девять из которых – действующие. Самый известный из них - Ясур, самый доступный и «мирный» действующий вулкан на планете.

Увидеть Залив Шампань можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Вила, Вануату


крупнейший город и столица Вануату, находится на юге острова Эфате в архипелаге Новые Гебриды. Порт-Вила - главный экономический и политический центр страны. Население города составляет 29,3 тыс. человек (2003). В городе расположены гавань и Международный аэропорт Бауэрфилд. Город расположен на берегу залива Вила на холмистой местности. В городе нашли своё отражения английская, французская и меланезийская культуры. Во время Второй мировой войны город служил военной базой для войск США и Австралии. В 1987 году мощный циклон нанёс городу существенные разрушения.

Увидеть Вилу можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Вала, Вануату (Новые Гебриды)


Новые Гебриды архипелаг из 80 островов в юго-западной части Тихого океана, в Меланезии. Совместное владение (кондоминиум) Великобритании и Франции. Попав на эти острова, каждый сполна прочувствует патриархальную деревенскую жизнь. Небольшие циновочные хижины, крытые пальмовыми листьями, сделаны без единого гвоздя. Отдельно стоят навесы с такими же кровлями из пальмовых листьев, где в сезон дождей проходит вся жизнь посёлка. В центре деревни располагается площадь с огромными баньяновыми деревьями вокруг, на которой происходят все знаменательные события в жизни общины. В деревнях нет ни электричества, ни металлических изделий, а огонь здесь добывают с помощью сандаловых палочек. Основное занятие на островах – сельское хозяйство. Сочетание тропического климата и краснозёма создали столь благоприятные условия, что урожай можно собирать практически ежемесячно.

Увидеть о.Вала можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Нумея, Новая Каледония


Новая Каледония – крупный одноимённый остров и группа мелких островов в юго-западной части Тихого океана, в Меланезии, этоодин из оазисов в самом сердце Великого океана. Здесь вы можете обнаружить пустынные берега с золотым песком пляжей и густые мангровые заросли, яркие огни ночных клубов и казино, захватывающий дух подводный мир коралловых рифов с богатейшей морской флорой и фауной, колоритную смесь традиционной меланезийской культуры и французского шарма, великолепные водопады и известняковые пещеры, а также реликтовый растительный и животный мир. Главный остров страны простирается на 400 км. с севера на юг и на 50 км. с запада на восток. Его закрытая лагуна, ограниченная длинной грядой коралловых рифов, считается одной из самых больших в мире, практически не уступая австралийскому Большому Барьерному рифу. Бирюзово-голубая вода рифовых лагун обрамляется небольшими островками, покрытыми густой растительностью. Столица страны, город Нумеа, единственный "настоящий город" страны и один из самых колоритных населенных пунктов Меланезии. Совсем крохотный по европейским меркам (60 тыс. жителей), он обладает особым очарованием. От пляжа Энс-Вата на юге до северных предместий Кутиу и Яхо, Нумеа тянется на 15 км. Центром города является зеленая Центральная площадь, вокруг которой вертится вся деловая и культурная жизнь столицы. На небольшом полуострове в 10 км. от центра города расположено новое здание Культурного центра Тжибау. Созданный для сохранения культурных традиций канаков и других народов Океании, в настоящее время он успешно освещает гораздо более широкие аспекты общественной жизни. Интересны также здание библиотеки Бернгейма в колониальном стиле, Территориальный Музей (посвящен археологии и этнологии Океании), Музей города Нумеа, Морской Исторический музей, Геологический музей, кафедральный собор Св. Джозефа, Парк-Форестье с Ботаническим парком и зоопарком (здесь можно увидеть символ страны – нелетающую птицу "кагу") и Аквариум Нумеа с огромным разнообразием содержащихся здесь видов тропических рыб, светящихся кораллов и головоногих моллюсков. Район Нойвиль знаменит своими древними руинами и изолированной бухтой Кенду – идеальным местом для плавания и шноркелинга. Район Квартье-Латина считается наиболее "французским" районом города, но севернее него начинаются промышленные районы Дониамбо, где сосредоточены горно-обогатительные предприятия. Энс-Вата – белый песчаный пляж длиной в два километра, лежащий южнее города, несомненно, самый красивый пляж столицы и одно из наиболее известных мест в мире для винд- и кайтсерфинга. Кристально-чистая вода, удобный берег, богатый подводный мир и постоянные ветра делают это место одним из лучших мест для активного отдыха. Вся береговая черта между районом Энс-Вата и пляжем Байя-дес-Цитрон застроена первоклассными отелями с хорошо развитой инфраструктурой отдыха. Гавань Байя-де-ла-Мозель – одна из лучших якорных стоянок в Меланезии, а в восточной части полуострова Тжибау лежат зажиточные предместья Сент-Мэри и Уэмо с обилием особняков в колониальном стиле.

Увидеть Нумею можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Лифу, Новая Каледония


В прошлом Лифу был коралловым атоллом, являвшимся частью погружённого под воду вулкана. Примерно 2 млн лет назад поверхность острова поднялась до современного уровня. Остров имеет неправильную форму. Длина Лифу составляет около 81 км, ширина колеблется от 16 до 24 км. Остров плоский, на нём отсутствуют холмы и реки. Центральная часть Лифу представляет собой плато, покрытое густой растительностью. В южной части острова находится большое количество пещер. В западной части Лифу расположена Сандаловая бухта, названная в честь торговцев сандалом на острове.

Увидеть о.Лифу можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Пен, Новая Каледония


Пен - остров в Тихом океане недалеко от острова Гранд-Тер. Входит в состав заморской территории Франции Новая Каледония. Административно является частью коммуны (муниципалитета) Остров Пен Южной провинции.Площадь острова составляет 152,3 км². Длина - 15 км, ширина - 13 км. Остров Пен расположен к юго-востоку от острова Новая Каледония и примерно в 100 км к юго-востоку от города Нумеа. Высшая точка - пик Нга (262 м). Климат тропический. Наиболее тёплые месяцы - ноябрь-март (температура варьируется от 22 до 31 °C). С декабря по апрель часто случаются штормы.

Увидеть о.Пен можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Алотау, Папуа-Новая Гвинея


Алотау – это административный центр округа Милн Бэй. Город расположен в южной части залива Милн Бэй и считается основным городом провинции Милн Бэй в Папуа-Новой Гвинее. Залив Милн Бэй, а именно Алотау, является одним из наилучших зон в Папуа-Новой Гвинее для пляжного туризма, сёрфинга, дайвинга и кайт-сёрфинг. В прибрежных водах имеется более 500 коралловых рифов и различных затонувших кораблей и самолётов, которые остались лежать на дне после Второй Мировой Войны. К близлежащим островам большинство экскурсий отправляются из Алотау. Самые популярные экскурсии: на остров Фергюссон с горячими источниками, вулканами и грязевыми бассейнами; на остров Муруа, где проживают мастера резьбы по дереву; на острова Тробриан, где племенные вожди очень почитаемы и где с июня по август каждый год проходит фестиваль урожая Миламала.

Увидеть Алотау можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Доини, Папуа-Новая Гвинея


Остров Доини располагается в самом сердце провинции Милн-Бей на Восточной части Папуа-Новой Гвинеи - всего один час и 15 минут полета к северу от Кэрнса. Эта плантация состоит из 1100 га кокосовых пальм и красивых тропических лесов.Остров окружен белыми песчаными пляжами и бирюзовой водой океана,где кишат мириады экзотических рыб.Подобную теплоту и дружелюбие местных жителей редко встретишь в любой точке мира. В Доини можно как расслабляться на белоснежных пляжах острова, так и ощутить дух настоящих приключений. На острове полно увлекательных занятий: рыбалка,плавание, снорклинг, каякинг, катание на лошадях и многое другое.

Австралии и Новой Зеландии .

Рабаул, Папуа-Новая Гвинея


Рабаул обладает большой и почти идеально круглой гаванью. Для туристов он привлекателен подводным плаванием, останками зданий и техники Второй мировой войны, руинами зданий, погребенными под вулканическим пеплом, что навевает некоторые ассоциации с величественной Троей. Могучая огненная дуга охватывает Новую Британию. Прямо из воды поднимаются громадные, конической формы острова-вулканы, являющиеся отличными достопримечательностями.

Увидеть о.Доини можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Хониара, Соломоновы о-ва


Хониара расположена на острове Гвадалканал, на котором помимо широкой береговой низменности, находится самая высокая точка Соломоновых островов – гора Маракомбуру (2330 м). Климат в городе субэкваториальный, жаркий и влажный. Культурным центром столицы Соломоновых Островов является пристань Поинт Круз. По мнению историков, это именно то место где испанцы впервые высадились на берег и установили крест. Среди архитектурных достопримечательностей столицы особого внимания заслуживают здание парламента, заднее международного аэропорта, Национальный музей. Ценность для туристов в первую очередь представляет подводный мир, окружающий остров. В прибрежных водах любители дайвинга обнаружат множество затонувших кораблей и сотни мест падения самолетов периода Второй мировой войны.

Увидеть Хониару можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Денарау, Фиджи


Острова Фиджи – это одни из самых далеких и загадочных тропических островов. Отдых на Фиджи привлекает бесконечными пляжами и потрясающей дикой природой. Здесь легко забыть о своих будничных проблемах и целиком погрузиться в размеренный ритм островной жизни. Сочетание пляжного и активного отдыха дает возможность восстановить душевное равновесие и дать своему телу необходимую подзарядку. На островах можно покататься на велосипеде или скутере, изучить подводной царство с маской или аквалангом, а также в полной мере ощутить все прелести водных видов спорта, которые так развиты на Фиджи. Отдых здесь интересен не только пляжами, но и возможностью увидеть совершенно иной жизненный уклад. Традиции, колоритные рынки и фиджийская кухня – все это делает отдых на Фиджи особенным, не позволяя перепутать эти острова с любыми другими.

Увидеть о.Денарау можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Сува, Фиджи


Сува - экономический и политический центр Фиджи, крупнейший город южной части Океании за пределами Австралии и Новой Зеландии. Главный морской порт страны.Город Сува расположен на юго-восточном берегу острова Вити-Леву на небольшом полуострове. В прошлом значительную часть города занимали болота.Сува является административным и портовым городом. В городе расположены правительственные здания страны, Фиджийская школа медицины и один из кампусов Южнотихоокеанского университета.В Суве расположено самое высокое здание Фиджи - здание Резервного банка. Одной из достопримечательностей города является городская библиотека, построенная в 1909 году.В Суве расположена официальная резиденция президента Фиджи, сооружённая в 1882 году и перестроенная в 1928 году. В городе также действует музей Фиджи, где представлены богатые коллекции археологических и этнографических экспонатов с островов Тихого океана.

Увидеть Суву можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

о.Дравуни, Фиджи


Дравуни - это маленький «рай» в группе островов Фиджи. Нетронутой пляж, потрясающий вид на океан и близлежащие острова с вершины холма – вот, что ждёт вас в этом уникальном уголке природы.

Увидеть о.Дравуни можно, отправившись в один из круизов по Австралии и Новой Зеландии .

Савусаву, Фиджи


Савусаву - небольшой и простой городок на островах Фиджи, становящийся все более популярным в связи с паломничеством дайверов в эти места.Население городка - не более 3-х тысяч человек.Интересен местный рынок в центре, особенно шумный по субботам. Здесь кроме фруктов, рыбы можно купить замечательные изделия и сувениры, предметы традиционной одежды, выполненные местными мастерами.Основные достопримечательности - действительно красивый и впечатляющий залив Саву Саву, горячие минеральные источники и гейзеры вокруг города.

Увидеть Савусаву можно, отправившись в один из круизов по

В Тихом океане пролегают самые большие по протяженности трансокеанские пути: центральный путь Сингапур-Панама имеет протяженность 10,8 тыс. миль, а переходы в 6 - 7 тыс. миль без захода в промежуточные порты считаются обычными в Тихом океане. На огромных площадях Тихого океана гидрометеорологические условия более сложные, чем в других океанах.

С точки зрения интенсивности мирового судоходства можно выделить три основных направления: американо-азиатское, американо-австралийское и азиатско-австралийское.

Американо-азиатское направление является главным и, в свою очередь, включает три наиболее используемых маршрута. Путь первого, наиболее оживленного маршрута судоходства, про-ходит от портов Северной Америки (Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) в западную часть Тихого океана и обратно из портов Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила) в США и Канаду. Он проходит в суровых гидрометеорологических условиях штормового сезонного района. Без захода в промежуточные порты его протяженность более 4,5 тыс. миль. Это основной путь поставок в Японию и другие страны различных руд, каменного угля, зерновых грузов из США, а из Канады каменного угля, зерна, леса и пиломатериалов, других грузов и различных полуфабрикатов.

Второй маршрут проходит от Панамского канала и портов западного побережья Южной Америки (через Гавайские острова) на порты Филиппин, Малайзии, КНР, Тайваня и Японии. Центральный путь проходит от Панамского канала на Сингапур. Этот путь пролегает через район редких штормов в экваториальном районе.

Третий, довольно редко используемый, маршрут проложен от Мыса Горн в порты Азиатских стран. В южной части его путь пролегает в штормовом районе (сезонном) со сложными гидрометеорологическими условиями.

Американо-австралийское направление соединяет основные порты Австралии (Сидней, Мельбурн) и Новой Зеландии (Веллингтон, Окленд) с различными портами континента Америка по трем основным судоходным путям: Сидней - Гавайские острова - порты Северной Америки; Сидней - Панамский канал и Сидней - порты Южной Америки (Вальпараисо, Кальяо). Суда, идущие в Южную Америку в опасный период, прокладывают курс к портам назначения в границах сезонного района редких штормов; в период благоприятных погодных условий - огибая Новозеландские острова с юга и используя попутное течение западных ветров. На судах регулярных линий в американские порты доставляется шерсть, свинец, цинк и другое сырье, а в обратном направлении, на Австралию - машины и оборудование, станки, приборы, различная техника.

Азиатско-австралийское, в отличие от предыдущих, имеет генеральное направление Север - Юг и связывает австралийские и новозеландские порты с японскими. Интенсивное судоходство на этом океанском пути во второй половине XX столетия связано с ростом экономического и технического потенциала Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, развитом судостроения и ростом объемов мировой торговли. Судоходные компании Японии и других стран ЮВА организовали на этом маршруте регулярные грузовые линии по перевозке железной руды, каменного угля, шерсти и другого сырья, зерновых и продовольственных товаров из Австралии в порты ЮВА и Японии.

Вдоль побережья Южной Америки проходят океанские пути,| связывающие порты южноамериканских стран с тихоокеанскими и атлантическими (через Панамский канал) портами США. Основные сырьевые потоки (железной руды и руд цветных металлов, селитры, серы и других полезных ископаемых) имеют направление из портов западного побережья Южной Америки в порты восточного побережья Соединенных Штатов, где расположена основная промышленная база США, через Панамский канал.

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане - США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов - одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия - как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных , селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер

Достаточно сложно определить, какой порт сегодня самый большой порт Тихого океана. Проблема заключается в существовании нескольких критериев, по которым можно проводить оценку.

Тем не менее, крупнейшими из существующих можно назвать такие порты Тихого океана, как Шанхай, Сингапур, Сидней и Ванкувер. Например, Шанхай, начиная с 2010-го года, считается крупнейшим в мире портом по грузообороту. Расположен порт недалеко от одноименного мегаполиса и занимает выгодное положение, так как имеет открытый выход к морю. Благодаря порту Китай осуществляет связь с 200 странами. Около 99% оборота всей внешней торговли страны осуществляется именно через эти ворота. Работает порт круглосуточно, невзирая на праздники и выходные. Через Шанхай транспортируют нефть, уголь, металлическую руду, строительные материалы.

Еще один большой порт Тихого океана – Сингапур. С 1997-го года порт считается крупнейшим в мире по величине тоннажа судов. Ранее этот порт был крупнейшим и по грузообороту, пока не уступил 1-е место Шанхаю. Ежедневно Сингапур способен принять 150 судов и обслуживает до 250-ти линий. Причальный фронт ВМБ протянулся более чем на 3 километра. Суммарная величина морских перевозок порта составляет 112 млн тонн.

Сидней против Ванкувера

Сидней уступает своим конкурентам в грузообороте, его пропускная способность составляет примерно 1,8 млн тонн. Однако данный порт обладает причальным фронтом длиной около 0,6 км. 100 причалов с глубиной 3,5 метров способны принять судна класса авианосца. Сегодня через Сидней перевозят шерсть, уголь, молочные продукты, зерна, фрукты, шкуры, какао, нефть, промышленное оборудование.

Ванкувер – крупнейший порт Канады, расположенный в северо-восточной части пролива Джорджия. Гавань прекрасно защищена от ветра и не замерзает в зимние время. Общая длина причалов Ванкувера составляет порядка 16-ти километров. Суммарный оборот грузоперевозок равняется 45 млн тонн. Через Ванкувер проходят лес, зерно, цветные металлы, бумага, рыба, фанера, целлюлоза.

Российские порты

Так как Россия также имеет выход в Тихий океан, не удивительно, что существуют и российские довольно крупные порты. Одним из них является Владивосток, расположенный на юге полуострова Муравьев-Амурский. Преимущества порта заключается в том, что он вполне доступен для любого существующего сегодня класса судов. Правда в период с ноября по март судоходство в данной области осуществляется при помощи ледоколов. Ежегодно через порт проходит до 7-ми млн тонн грузов. По территории порта проходят железнодорожные линии, общей протяженностью 21 километр. Протяженность причалов составляет 3,1 километра. Специализация порта – каботажные перевозки в порты России, расположенные на Тихом океане и на востоке Арктики.

Находка – морской порт России, имеющий федеральное значение. Расположен в северо-западной части побережья Японского моря. В его составе – нефтяные и универсальные морские терминалы. Грузооборот порта доходит до 15-ти млн тонн. В основном через Находку перевозят нефть, металл, уголь, рефгрузы, контейнеры.

Конечно, Владивосток и Находка не конкуренты иностранным портам, расположенным на Тихом океане, таким как Шанхай, Ванкувер или Сингапур. Однако это одни из наиболее крупных портов России.