Американский супервулкан йеллоустоун просыпается. Геологи США: катастрофическое землетрясение в Калифорнии может привести к извержению вулкана Лонг Велли и даже Йеллоустоуна

Многие вулканологи высказывают самые разные прогнозы о сроках извержения американского супервулкана Йеллоустоун, который расположен на территории одноименного парка. Одни ученые заявляют, что исполин не будет извергаться еще в течение сотен или даже тысяч лет, другие утверждают, что катастрофическое извержение может начаться в самое ближайшее время.

В адрес американских ученых, в частности, сотрудников Геологической службы США, нередко выдвигаются обвинения, что они по указке из Вашингтона скрывают правдивую информацию о вулкане Йеллоустоун.

Вероятно, что это действительно так. Примером может послужить составленный и обнародованный учеными Университета Манчестера рейтинг из десяти самых опасных вулканов планеты, которые угрожают извержением в течение ближайших 100 лет. В список не попал ни один из вулканов, находящихся на территории США. Можно предположить, что извержения супервулканов Йеллоустоун и Лонг Велли геологи Университета Манчестра не ожидают в ближайшие 100 лет, но вызывает удивление игнорирование опасности извержения таких исполинов, как, например, вулкан Святой Елены, в окрестностях которого проявляются признаки извержения в ближайшее время, и одного из самых больших вулканов планеты Ранье (штат Вашингтон), который угрожает уничтожить 80 тысяч жителей близлежащих районов.

Относительно недавно ученые Университета штата Иллинойс после проведенного исследования пришли к выводу, что самой вероятной причиной начала извержения супервулкана Йеллоустоун может быть землетрясение, которое разрушит земную кору, под которой находится магма.

Как полагает один из российских ученых кандидат наук Юрий Архангельский, такое землетрясение может произойти в ближайшее время, а именно 9 марта 2016 года или в течение месяца после этой даты.

Это обусловлено проходящим в этом регионе полным солнечным затмением. Когда происходит солнечное затмение, то обычно на протяжении месяца наблюдаются мощные землетрясения по всей поверхности проходящих солнечных затмений. Это землетрясение может и спровоцировать взрыв супервулкана Йеллоустоун.

Недалеко от разлома Сан-Андреас произошло смещение грунта

В пятницу 20 ноября из-за смещения грунта был закрыт участок дороги Васкес-Каньон, расположенный в примерно в 30 км от Лос-Анджелеса и в 20 км от разлома Сан-Андреас. В результате оползня было повреждено около 45 метров дорожного полотна. По информации Департамента общественных работ Лос-Анджелеса, трещины в земле остаются активными и продолжают расширяться. В настоящее время их глубина составляет почти 2 метра.

Смещение грунта началось в четверг в полдень и стало более выраженным во второй половине дня. Дорога Васкес-Каньон закрыта до дальнейшего уведомления, а в качестве альтернативного маршрута жителям близлежащего города Санта-Кларита предлагают пользоваться шоссе Сьерра. В непосредственной близости от поврежденного участка нет жилых зданий. Инженеры и геологи Департамента общественных работ пытаются найти причину произошедшего.

Наверное, многие удивятся, что в некоторых советских фильмах спецэффекты были ничем не хуже, чем во многих зарубежных картинах того времени. Взять хотя бы научно-фантастические фильмы «Дорога к звездам» и «Планета бурь» режиссера Павла Клушанцева: насколько плавно и правдоподобно в них движутся динамические объекты в космосе. Что-то похожее было реализовано Стэнли Кубриком в легендарной картине «Космическая одиссея 2001 года» лишь спустя десять лет в 1968 году.

Чтобы натуралистично показать космические корабли, дизайнеры и декораторы строили специальные макеты, прорабатывая каждую деталь. После чего оператор двигал камерой, так что создавалось впечатление, будто корабль парит в космосе. Иногда макеты подвешивали на тонкой леске и вращали вручную на фоне звездного неба. Звучит нелепо, но на деле получалась очень реалистичная картинка.

Чтобы воссоздать объекты на фоне пейзажа, в дело вступал профессиональный художник. Например, для замка, стоящего на вершине скалы, брали настоящую гору, ставили перед ней стекло и рисовали на нем средневековое здание, совмещая его с очертанием пейзажа. Далее оператор подносил камеру так, чтобы она «смотрела» на стекло глазами художника, и оттуда уже снимал дубль.

А если нужно правдоподобно снять целую флотилию парусных кораблей такой, какой его видел Петр I? Для этого строили много маленьких, но очень реалистичных макетов кораблей и запускали в воду. Оператор, используя принцип перспективы, делал настоящее чудо и на выходе советский зритель никогда бы не догадался, что парусники на самом деле ненастоящие. По такому же принципу снимали фильмы с самолетами и военной техникой.

Период 1970-х ознаменовался выходом таких шедевров советского кинематографа, как «Солярис» Тарковского с его крайне реалистичной планетой-океаном и «Москва - Кассиопея» Ричарда Викторова с его бесподобными сценами нахождения космонавтов в состоянии невесомости. Секрет правдоподобности графики в этих картинах до смешного прост - идеально подобранные локации, тщательно созданные декорации, мастерская операторская работа, ну и, конечно же, талант режиссера.

Например, для того, чтобы передать эффект невесомости в картине «Москва - Кассиопея», в Ялтинской киностудии была с нуля построена вращающаяся на 360 градусов декорация космического корабля. По информации Novate.ru, съемочная камера была жестко закреплена к платформе, и крутилась вместе с коридором. Космонавты подвешивались на тонком тросе так, что создавалось впечатление, словно они парят в пространстве.

А вот начиная с 1980-х годов советские спецэффекты в погоне за «Звездными войнами» Лукаса заметно сбавили обороты. Достаточно посмотреть фильм «Петля Ориона», чтобы убедиться, что школа комбинированной съемки СССР сделала большой шаг назад, и даже культовая картина Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» не смогла спасти положение.

Ближе к распаду Советского Союза в нашем кинематографе стали применяться первые цифровые спецэффекты, но к тому времени западная технология в техническом плане сильно ушла вперед. «Терминатор», «Назад в будущее» - эти и другие легендарные киноленты не оставили советским режиссерам никаких шансов. С другой стороны в СССР и не старались делать акцент на зрелищность - наши фильмы полюбились сотням зрителей совсем за другое.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДЫ, ИЛИ ОБЛИК МЕТРОПОЛИСА

Первые киноопыты по трансформации реальности были еще несвободны от груза предков - театра и цирка. Не случайно основателем кинофантастики стал бывший циркач Жорж Мельес. Он использовал сложные подвижные декорации и механизмы (смонтированные в его студии под Парижем в огромном здании бывшей оранжереи). Лунные пейзажи и ожившие созвездия, морские глубины и полярные айсберги - эти огромные задники были по-театральному условны, что, правда, не разрушало нарочито балаганного стиля “кинофеерий”.

Такая же нарочитая театральность отличала “советский” Марс (“Аэлита”, 1924), в стиле постановок Мейерхольда и Таирова. Но здесь уже авангардистами Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер вовсю использовались декорации-макеты. И впоследствии все те же лунные пейзажи (немецкая “Женщина на Луне”, советский “Космический рейс”) или грандиозные города будущего (“Метрополис” Фрица Ланга, “Облик грядущего” по Г. Уэллсу) стали конструировать в уменьшенном масштабе.

А при необходимости соединить в одном кадре актеров и макеты стали пользоваться чисто киношными методами: “перспективного совмещения”, “РИР-проекции”, “блуждающей маски”.

Перспективное совмещение: Съемка двух и более объектов, находящихся на достаточном расстоянии, с точки, откуда объекты выглядят стоящими рядом - это искажает зрительное восприятие размера объектов. Гэндальф в гостях у Бильбо (“Братство Кольца”) - идеально выполненный старый трюк с перспективным совмещением.

РИР-проекция: Съемка объектов на фоне экрана, на который выводятся панорамные планы. Применяющийся во всех современных лентах метод “голубой комнаты” (или “зеленой стены”) - результат эволюции РИР-проекции в цифровую эпоху.

Блуждающая маска: Наложение “вырезанных” из кадра объектов переднего плана на фон, снимавшийся отдельно. С помощью этого метода в старых фильмах часто изображали автомобильные погони (с видом на персонажей в машине). В знаменитой гонке на имперских спидерах по лесам Эндора (“Звездные войны: Возвращение джедая”) видны следы блуждающей маски.

Мастера фантастических декораций подчас были талантливее остальных - ведь они относились к фантастике всерьез, в отличие, например, от администраторов, не жаловавших этот жанр.

Послевоенный бум космической темы породил целый мир кинематографической Солнечной Системы. Американец Джордж Пал и русский Павел Клушанцев с документальной точностью (и похожестью друг на друга) создавали караваны серебристых ракет, перевозящие космонавтов в цельнометаллических скафандрах на тороидальные орбитальные станции. Доходило даже до курьезов ракеты, выдуманные художником, запрещали снимать, чтобы не разглашать военных тайн (!) (кстати, та же проблема возникала и раньше - с геббельсовской цензурой у “Женщины на Луне”).

Но кто помнит сегодня фильмы “Направление - Луна”, “Дорога к звездам”, “Завоевание космоса”, “Мечте навстречу” (попробуйте угадать, какие из этих тривиальных названий придуманы в СССР, а какие - в США!)... Американские макеты хранятся в музее, а наши - после смерти художника Юлия Швеца - списали и уничтожили.

А ведь именно тогда были разработаны многие остроумные приемы, использованные позднее в классике: “Космической Одиссее” Стэнли Кубрика и “Отроках во Вселенной” Ричарда Викторова. Например, вращающаяся декорация станции, имитирующая хождение в магнитных ботинках по стенам и потолку.

Четверть века понадобилось, чтобы киношники стали ценить отработанный материал и создавать всевозможные “диснейленды”, в которых кинодекорации вернулись к своей изначальной - театрально-балаганной - функции.

Громоздкие задники отжили свой век, и появились всевозможные оптические ухищрения, позволяющие плоское сделать объемным, а маленькое - гигантским. Иначе не было бы таких зрелищ, как “Звездные войны”. Полноправным соавтором Джорджа Лукаса стал мастер спецэффектов Джон Дикстра, создавший настолько убедительный мир обжитого космоса, что без его участия не обходилась впоследствии ни одна из космических эпопей - “Звездный крейсер “Галактика”, “Звездный путь”, “Жизненная сила”, “Захватчики с Марса”...

А использование компьютерной графики вообще смешало критерии иллюзии и объективной реальности...

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЪЕКТОВ, ИЛИ НЕВЕРОЯТНЫЙ КОНГ

Все тот же Мельес создал первого киномонстра - великана (“На завоевание полюса”) в натуральную величину, который хватал людей механическими руками и глотал механическим ртом. Этот громоздкий аттракцион был еще сугубо ярмарочного происхождения. Однако именно Мельес открыл чисто кинематографические трюки. Например, стоп-кадр, позволявший исчезать селенитам, взрывавшимся от удара в “Путешествие на Луну”.

Отсюда был один шаг до покадровой съемки и нового жанра - мультипликации. Этот шаг сделал наш соотечественник Владислав Старевич в фильме “Прекрасная Люканида”, анимировавший (т.е. вложивший “аниму” - душу) кукол-насекомых, да так искусно, что зрители были уверены, что это - дрессированные живые существа. По-видимому, это был первый случай в истории кино, когда выдумка стала неотличима от правды и родилась “фантастическая реальность”.

Правда, вскоре мультипликация обособилась в отдельное царство. Большое же кино стало использовать возможности совмещения живых актеров и кукол. И появился, например, “Новый Гулливер” Александра Птушко с пластилиновыми лилипутами. А в США Уиллис О"Брайен за полвека до Спилберга создал свой “парк юрского периода” - сначала в немой экранизации “Затерянного мира”, а потом - в бессмертном “Кинг Конге” (1933). Его школу продолжил Рэй Харрихаузен в сериале о Синдбаде и “Миллионе лет до нашей эры”.

Плеяда современных “монстротворцев” - это уже не кустари-одиночки, а руководители специальных лабораторий по созданию чудовищ. Виднейший из них - итальянец Карло Рамбальди, начинавший с мифологических “пеплумов” (“Персей и Медуза”) и “спагетти-ужасов” (“Темно-красный”), сотрудничавший с Энди Уорхолом в фильмах о Франкенштейне и Дракуле, а затем ставший отцом (буквально “папой Карло”) для персонажей Спилберга - Инопланетянина (“Е.Т.”) и его ближайших “родственников” (“Близкие контакты третьего вида”).

А вот спилберговских динозавров создал другой “колдун ХХ века” - Фил Типпет. Для него это были семечки - после того огромного племени инопланетян, которых он напридумывал для трилогии “Звездные войны”, двух драконов (“Победитель дракона” и “Сердце дракона”), Говарда-утенка и многих других.

Сегодня компьютерные актеры уже начинают переигрывать живых (например, в новых эпизодах “Звездных войн”) и часто становятся уже заглавными героями фильмов (“Невероятный Халк”), из объектов становясь субъектами.

Когда же открыли крупный план, вспомнили и о гриме. Поначалу актерам приходилось гримироваться самим. Кстати, именно этим прославился Лон Чани. В период немого Голливуда он переиграл всех экранных уродов - вампиров, оборотней, Квазимодо, призрака Оперы - за что получил прозвище “Человек с тысячью лиц”. Чаплину приписывают авторство известной шутки: “Осторожно, не раздавите таракана, возможно, это Чани в новом гриме”.

Но затем появились профессиональные гримеры - иногда подлинные художники. Например, Джек Пирс, чтобы сделать древних погребальных обрядов. Зато его образ стал каноническим и повторялся из фильма в фильм. Позже Пирс создал не менее классических человека-волка и мумию.

Хотя природные данные актера тоже играли не последнюю роль. Не желая обижать мастеров кино, замечу, что Карлофф и без грима смахивал на мертвеца, а наш Георгий Милляр - на Бабу-Ягу. Технически сложнее было в одном кадре произвести наглядную трансформацию человека в чудовище. Самым простым способом была двойная экспозиция(повторная съемка на фотопластину/кинопленку), но полной иллюзии она не давала, и изобретали новые способы, часто держа их в тайне. Так, по сей день неизвестно, как на лице доктора Джекила проступают глубокие морщины перед превращением его в мистера Хайда в фильме 1932 года. Толкуют что-то о цветных светофильтрах, но секрет утерян...

Сегодня, при поточном производстве пластиковых щупальцев и пластмассовых клыков, секреты удержать трудно, да и не столь актуально. Ведь современный гример не желает оставаться в тени, и подчас затмевает актера, сам становясь звездой. Как например, Роб Боттин, начинавший с маскировки актера под обезьяну (“Кинг Конг” 1976 года), под оборотня (“Вой”), под гномов и гоблинов (“Легенда”), с эффектов искажения и распада живой плоти (“Тварь”, “Иствикские ведьмы”, “Внутреннее пространство”). Но звездный час его пробил, когда он придумал простого, как все гениальное, “рыцаря ХХI века” - закованного в броню “Робота-полицейского”. Впоследствии Боттин стал незаменим, как мастер “невидимого” грима, то есть такого, чтобы зритель не замечал его, - в триллере “Семь” и боевике “Миссия невыполнима”.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА, ИЛИ ШАГ ТВОРЦА

Появление компьютерной технологии в кино сравнимо по эпохальности с изобретением звука. Сегодня снимать по старинке, конечно, можно. Но при этом надо отдавать себе отчет о той глубокой периферии, где такое кино будет находиться.

Компьютер помог миновать целый этап кинопроизводства - материализацию чудес из подручных средств перед камерой (для того чтобы, увековечив их на пленке, тут же выбросить на свалку). Теперь любые, самые невероятные замыслы можно рождать непосредственно на экране.

Кино наконец перестало быть единственным Экранным Искусством, встав в ряд с телевидением и компьютером. А фантастический образ наконец-то перестал быть всего лишь отображением бутафорской реальности, и стал самим собой - выдумкой, полностью независимой от бренности кинематографического быта.

Человек еще ближе подошел к рангу Творца. Еще шаг, и... Но это уже совсем другая история.

В настоящее время власти США активно готовятся к катастрофе, которая может быть вызвана землетрясением в зоне субдукции Каскадия , в результате которой западное побережье США может быть просто уничтожено. Проверяются системы оповещения, участились учения специальных служб и военных на случай катастрофических подземных толчков в этом районе и их последствий. Однако при этом сейсмическая активность в штате Калифорнии, а также на территории соседних штатов, которая в последнее время увеличивается в районе разломов, может привести к более трагическим последствиям из-за пробуждения вулканов.

Зона субдукции Каскадия

В настоящее время участились учения , которые проводит FEMA (Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям США) на западном побережье США на случай катастрофического землетрясения в зоне субдукции Каскадия, которое может вызвать разрушительные цунами и катаклизмы на территории западного побережья США. Такие учения проводились в октябре прошлого года, и власти США запланировали более масштабные уже на июнь текущего года. Руководство FEMA считает, что западное побережье США может быть просто стерто с лица земли . Жители побережья уже наблюдают одиночные мини-цунами, а сейсмодатчики фиксируют подземные толчки в районе вулканов в данном регионе.

Однако по мнению геологов Университета Калифорнии в Дэвисе (США), более серьезную опасность представляет угроза катастрофического землетрясения в районе разломов на территории штата Калифорния. Риск подземного толчка магнитудой 7-9 в последнее время увеличился до 7 процентов. Мало того, ученые выяснили, что разрушительные толчки могут распространяться на большие расстояния по принципу «домино» по многим системам разломов, вследствие чего может начаться настоящий Армагеддон. Мало того, недавнее изучение глубинных землетрясений, которые происходят вследствие движения тектонических плит, показало, что они могут быть также разрушительными и формировать целые серии.

В течение последних двух месяцев в штате Калифорнии участились подземные толчки значительной магнитуды (от 4 до 5) . При этом наблюдается увеличение сейсмической активности и в соседних штатах. При этом ученые наблюдают многие признаки будущей катастрофы, в частности, масштабное выделение газов в районе калифорнийских разломов . На фоне этого также значительно возросла сейсмоактивность в районе кальдеры супервулкана Лонг Велли. Только в феврале этого года, согласно мониторингу Калифорнийской вулканической обсерватории, в районе кальдеры Лонг Велли произошло 693 землетрясения. По мнению некоторых ученых, катастрофические землетрясения по принципу «домино» может пробудить исполина, а также и другие вулканические комплексы на территории штата.

Имеется риск, что такие события могут разбудить и Йеллоустоун. В прошлом году группа ученых под руководством профессора геологии университета штата Иллинойс Патриции Грегг пришла к выводу, что извержение вулкана Йеллоустоун может быть спровоцировано катастрофическим землетрясением или падением астероида . При том, что кальдера Йеллоустоуна расположена от калифорнийских разломов довольно далеко, по сравнению с размерами магматического подземного резервуара исполина протяженностью 900 километров это расстояние уже не кажется таким большим, и имеется риск, что мощные подземные толчки могут спровоцировать извержение. Напомним, что геологи штата Юта в августе прошлого года установили, что магматический резервуар кальдеры Йеллоустоуна простирается от ее центра в одну сторону на 200 километров, а в другую на 700.

Кроме того, недавнее исследование вулкана Йеллоустоун, которое было проведено специалистами Университета штата Иллинойс во главе с профессором геологии Лицзюнь Лю, показало, что оба магматических резервуара исполина отрезаны от глубокого плюма холодной древней плитой Фароллон, и плюм не может быть источником магмы для резервуаров вулкана. Где находится источник магмы кальдеры, геологи пока не знают. Не исключено, что он может находиться ближе к штату Калифорния, что создает риск извержения Йеллоустоуна.

О вероятном взрыве Йеллоустона информации уже так много, что порой тема супер-вулкана, который "снесёт пол-Америки" воспринимается скептически, как сладкие сны и последняя надежда тех, кто возмущён ведущей ролью США в мировом политическом и экономическом кризисе.

Ниже представлена подборка материалов, которая поможет оценить, насколько оправданны такие ожидания...

Для начала некоторые заголовки англоязычной прессы за последнее время, которые показывают, что тема не высосана из пальца:
- Daily Mail: «Бомба с таймером под Йеллоустоун: Эксперты предупреждают о 90000 немедленных смертей и "ядерной зиме" в США, если будет извержение Супервулкана»:

Daily Mail: «The timebomb under Yellowstone: Experts warn of 90,000 immediate deaths and a "nuclear winter" across the US if supervolcano erupts»
- CNN: «Слой Магма под Йеллоустонским супервулканом более обширный, чем думали»:

CNN: «Magma expanse under Yellowstone supervolcano more vast than thought» (May 14, 2015)
- WNCT News: «Может супер-вулкан под Национальным парком Йеллоустоун извергаться в ближайшее время?»:

WNCT News: «Could a super-volcano under Yellowstone National Park erupt soon?» (Apr 14, 2016)
- Daily Express: «Будет ли Йеллоустоун извергаться в 2016 г.? Шокирущее видео показывает резкое изменение в сейсмической активности»:

Daily Express: «Will Yellowstone erupt in 2016? Shock video shows dramatic shift in seismic activity» (Apr 22, 2016)
- Business Insider: «Супервулкан под Йеллоустоун - вот что произойдёт, если будет извержение»:

Business Insider: «A supervolcano lies under Yellowstone - here"s what would happen if it erupted» (Jul. 11, 2016)

Сотрудники Национальной геологической службы США из штата Орегон прогнозируют полное уничтожение североамериканского континента из-за масштабного землетрясения

Очередная активизация тектонической активности в Каскадии запустит цепочку событий, которая может привести к полному уничтожению Северной Америки. И это - лишь дело времени: по предварительным оценкам, катастрофа может произойти в течение ближайших 50 лет.

22 августа в районе калифорнийской кальдеры Лонг-Велли было зафиксировано 17 землетрясений магнитудой от 0,9 до 3.5. Об этом сообщает портал «Вулканы».

При этом отметим, что по состоянию на 20 августа в мире на стадии высокой активности находятся 32 вулкана.

Однако наибольшее опасение на данный момент вызывает все же знаменитый монстр – вулкан Йеллоустоун. Участившиеся землетрясения могут спровоцировать рост его активности.

Информационное агентство «Внешнеполитические связи» сообщает о том, что до сих пор не установлена причина массовой гибели рыб в одноимённой реке, берущую начало возле смертельно опасного супервулкана Йеллоустоуна.

Поэтому власти США экстренно закрыли для посещений не только один участок реки протяжённостью примерно в 295 км, но и сотни километров прилегающих территорий для рыбалки, прогулок, плавании на лодках и для других действий.

На 19 августа было обнаружено четыре тысячи мёртвых рыб, но, как считают экологи, их намного больше – счёт идёт на десятки тысяч безжизненных особей, причина до сих пор неясна.

Сначала официальная версия Департамента рыболовства США гласила о том, что причина - падение уровня кислорода в воде из-за повышения температуры.

Среди погибших видов есть форели и сиги, такое массовое вымирание ставит под удар всю рыбную промышленность этого региона.

Гибель сигов, которую специалисты Департамента рыбоводства и дикой природы Монтаны зафиксировали на прошлой неделе, продолжилась быстрыми темпами. Если несколько дней назад ученые говорили о 400 мертвых рыбах, то к 17 08 2016 года их количество возросло до тысячи. Некоторые эксперты говорят, что цифра сильно преуменьшена и следует говорить о 10 000, отмечает на страницах «Внешнеэкономических связей» автор Полина Перова.

Андреа Джонсон, представитель Департамента, полагает, что большое количество сигов затонули или были съедены «мусорщиками». Эколог уверен, что на берегах рек находится лишь десятая часть всей погибшей рыбы. Мертвую рыбу находят на протяжении всей реки Йеллоустоун.

Заборы воды в реке и образцы мертвой рыбы пока находятся в лаборатории. Результаты ученые пообещали озвучить через пару недель.

Специалисты отмечают, что никогда в истории Йеллоустоуна не наблюдалось подобной экологической катастрофы, почему она произошла, можно только догадываться.

Повышенный уровень углекислого газа возле Йеллоустоуна в США вызвало опасения того, что смертельный вулкан находится на грани катастрофического взрыва.


Выброс углекислого газа (чем выше концентрация, тем темнее цвет)

Большая концентрация углекислого газа (СО2) наблюдается обычно перед самым началом извержения, из-за возрастающего давления под поверхностью, пишет британский Express.



На снимках со спутника видно, что уровень углекислого газа сейчас в районе Йеллоустоуна является одним из самых концентрированных в мире.

Более того в штате Вайоминг только за прошедшую неделю произошло 40 небольших подземных толчков.

Последний раз супервулкан Йеллоустоун извергался более 700 тысяч лет назад. Если вулкан начнет извергаться, это может привести к глобальной катастрофе, особенно в США, где две трети страны станут непригодны для жизни сразу же. Кроме того, аграрная промышленность США будет в руинах, а большая часть страны будет покрыта 10см слоем пепла, пишет Express.

О повышенной активности супервулкана ученые заговорили пару лет назад, о чем подробно можно прочесть на сайте «Вулканы». Остановимся лишь на некоторых моментах.

Учитывая цикличность извержений Йеллоустона, изначально Геологическое общество Америки предполагало, что вулкан взорвется не ранее, чем через 20 тысяч лет. Однако последние события заставили ученых изменить свое мнение. Сначала они говорили, что извержение случится в течение 75 лет, а сейчас многие соглашаются с тем, что событие может произойти уже в ближайшие годы. Откуда такие выводы? Дело в том, что с начала 2014 года в Йеллоустоунском парке произошло множество интересных событий, повлиявших на прогнозы вулканологов:

1. В реках и озерах национального парка значительно поднялась температура воды, достигающая в некоторых местах точки кипения. Активизировались гейзеры, в том числе крупные, спавшие до того более 100 лет.
2. Только с января до июля 2014 года в Йеллоустоне произошло более 60 подземных толчков. Самый сильный из них мощностью 4,8 балла по шкале Рихтера случился 30 марта.
Если в начале 2014 года землетрясения происходили на глубине 10–30 км, то сейчас – от 5 до 10 км. По характеру землетрясений можно сделать вывод, что в кальдере возникают так называемые «сейсмические гвозди» – вертикальные толчки, которые способствуют появлению надрывов и трещин.
3. В апреле 2014 года жители окрестных поселений стали замечать, что из парка бегут бизоны и олени, а, как известно, животные остро ощущают приближающиеся катастрофы.
4. По состоянию на середину 2014 года почва в районе кальдеры поднялась на 178 сантиметров. Дальнейшая информация о ее подъеме тщательно скрывается.
5. В разных уголках парка было зафиксировано появление газа Гелий-4, который обычно возникает на других вулканах незадолго до извержения.
6. В мае 2015 года в кальдере вулкана замечено агрессивное движение магмы, показатели сейсмодатчиков время от времени зашкаливают.
7. В первой половине 2015 года сейсмическая активность заметно усилилась по всему миру, начали извергаться вулканы в Азии, Южной Америке, на Тихоокеанском огненном кольце.

Есть множество косвенных фактов, свидетельствующих о том, что извержению быть. Известно, что правительство США уже давно готовится к грядущей катастрофе. В частности, несколько лет назад они обратились к ЮАР с просьбой принять беженцев в случае, если вулкан взорвется. Причем каждый год на протяжении 10 лет обязались выплачивать южноафриканцам по 10 млрд долларов. После отказа ЮАР заключить такой договор американцы обратили свой взор на Либерию, где сейчас строится дорожная инфраструктура и целые города, пишет портал «Вулканы».

В мае 2014 года с военных баз, находящихся поблизости от вулкана, были вывезены баллистические ракеты. Время от времени Йеллоустоунский парк по непонятным причинам закрывают для посещений туристами, а веб-камера, направленная на гейзер Старый Служака, иногда попросту отключается. Если говорить о последних новостях, то наряду с Йеллоустоуном, наблюдается активизация расположенного в Калифорнии супервулкана Лонг-Велли, в кальдере которого только в феврале 2015 года было зафиксировано 398 подземных толчков. Если он начнет действовать, то Йеллоустоун в стороне не останется.

За июль 2016 года зафиксировано 71 землетрясение, их сила очень мала, не больше 2,5 балла.

Но тут стоит отметить, что не вся информация о подземных толчках попадает в СМИ.

Так, Национальная Геологическая служба запретила доступ к онлайн-трансляции землетрясений в Йеллоустоунской кальдерьере.

Также настораживает тот факт, что некоторые зоны в Национальном парке, где располагается Йеллоустоун, полностью закрыты не только для туристов, но и для учёных, пишет издание.

Следующий факт, о том, что вулкан готовится к своему пробуждению – появление новых гейзеров и повышение температуры в озёрах.

Неподалёку от Йеллоустоуна возникают расщелины, из которых идёт углекислый газ и сероводород.

Ученые Университета штата Юта с точностью до деталей рассчитали, что произойдет после начала извержения. Мощный взрыв будет сопровождаться землетрясениями до 10 баллов и потоками лавы, развивающими скорость до нескольких сотен км/час. Раскаленная лава сметет всё на своем пути, пирокластические потоки расползутся на расстояние до сотни километров от вулкана, люди начнут погибать от удушливового дыма и сероводорода, пепел покроет огромные территории. С лица земли будут стерты штаты Айдахо, Монтана, Вайоминг и Айова. В результате появления озоновой дыры уровень радиации на материке приблизится к чернобыльскому.


Серьезные неприятности ожидают и южную часть Канады, взрыв Йеллоустона приведет к активизации множества вулканов в Тихом океане, которые вызовут гигантские цунами. Волны будут такой высоты, что смоют не только прибрежные города тихоокеанского бассейна, но и достигнут центральных частей континентов.

Тонны пепла, выброшенного в атмосферу, закроют солнце, начнется резкое похолодание, а затем наступит ядерная зима. Ее продолжительность составит от 3 до 5 лет, что не позволит заниматься земледелием и погубит многие растения.

Кальдера Лонг-Велли – одна из крупнейших на нашей планете. Ее появление связано с извержением огромного вулкана, произошедшим около 760 тысяч лет назад. Вулканическая деятельность была такой колоссальной, что магматический очаг под вершиной опустел до точки распада, а ныне разрушенный вулкан буквально провалился под землю. Его крушение вызвало серию , которые сожгли территорию площадью в тысячи квадратных километров и засыпали пеплом почти всю западную часть современных Соединенных Штатов.

Расположение: Калифорния, США
Глубина: 910 м
Тип: кальдера
Количество извержений: неизвестно

Лонг-Велли располагается в восточной части Калифорнии, рядом с Мамонтовыми горами. Ее длина достигает 32 км с востока на запад, ширина – 18 км с севера на юг. Кальдера представляет собой овальную котловину глубиной до 910 метров с высоким ободом, достигающим в некоторых местах высоты 2600 метров. Недалеко от центра котловины находится возрождающийся купол, на месте которого постоянно наблюдается поднятие грунта, а юго-восточные склоны заполнены затвердевшим пеплом, выброшенным во время извержения 760 тысяч лет назад.

На юго-западной окраине Лонг-Велли высятся Мамонтовы горы – комплекс из 12 риодацитовых и дацитовых куполов, сформированных во время длинной серии извержений в период от 110 до 57 тысяч лет назад. Вдоль западного обода кальдеры можно увидеть цепь кратеров Моно-Иньо, протянувшихся на расстояние около 40 км от Мамонтовых гор к северным берегам озера Моно. Последние извержения в этих кратерах происходили от 40 000 до 600 лет назад.

История извержений Лонг-Велли

Ученые до сих пор не могут объяснить причину вулканизма кальдеры. Как правило, вулканы появляются на стыке тектонических плит или над горячими точками, как например . Под Лонг-Велли нет ни разломов, ни горячих точек. История ее появления началась несколько миллионов лет назад, когда на небольшой глубине ниже поверхности стала накапливаться магма. Вулканическая активность сосредоточилась в непосредственной близости от настоящего месторасположения кальдеры в период от 3,1 до 2,5 миллионов лет назад и сопровождалась риодацитовыми извержениями.

Через какое-то время на территории современной кальдеры начали формироваться риолитовые вулканы, залившие лавой площадь около 3900 квадратных километров. Все они были полностью уничтожены взрывом 760 тысяч лет назад, во время которого в атмосферу было выброшено 630 кубических километров вулканического материала. Примерно из половины этого материала сформировались пирокластические потоки, достигавшие температуры 820 °С.

Остальная тефра была выброшена взрывом на высоту около 40 км, после чего ветры развеяли ее до Небраски и Канзаса. Часть вулканических материалов опустилась на землю в районе Лонг-Велли и сформировала две трети ее обода. Последующие извержения из магматической камеры были ограничены периметром кальдеры. Крупнейшие из них происходили от 700 до 600 тысяч лет назад, а затем с интервалом около 200 тысяч лет.

Текущее состояние кальдеры Лонг-Велли

В мае 1980 года на южной окраине Лонг-Велли произошла серия крупных землетрясений магнитудой до 4.0, связанных с ростом возрождающегося купола. Земля в кальдере в тот период поднялась на 25 см. Это событие положило начало активного периода беспокойства, который продолжается по сей день. С той поры на территории Лонг-Велли фиксируются постоянные подземные толчки и поднятие грунта в сопровождении с изменениями температуры воды в горячих источниках и выбросами газа.