Как называют людей которые прошли войну. Судьба солдата, прошедшего войну от первого дня до последнего (из личного архива)

May 9th, 2013 , 12:33 am

В моей семье два человека воевали в Великой отечественной войне. Мой дед Ефим и мой дядя Иван. Дед Ефим всю войну прошагал в пехоте, а больше ничего не рассказывал. Видимо воспоминания не доставляли ему радости.

Про дядю (брата моей мамы) я знаю больше и рассказ о нём и помещаю в блог в День Победы.


Иван Васильевич Толмачёв - русский солдат

В 1919 году в деревне Боравлянка на Алтае в семье коммуниста Василия Фёдоровича Толмачёва родился сын Иван. Рос и учился Иван в трудное время становления новой советской власти и как большинство его сверстников, после окончания школы, в 1939 году был призван в Красную Армию. Служил достойно и родители получили много благодарностей от командования. И уже подходила служба к концу и Иван должен был вернуться летом 1941 года домой, но началась Великая Отечественная Война. Так и не пришлось молодому солдату увидеть своих родителей, и пошёл он простым бойцом на фронт. Долго и самоотверженно воевал, пройдя всю войну от первого дня до последнего и от солдата до командира танковой роты.

Удивительно, но не был Иван сильно ранен, несмотря на то, что постоянно был на переднем фронте боёв и многократно форсировал реки, в том числе и Одер, во время наступления советских войск в 1944-1945 годах. Только и покидал Иван свою часть на 5 дней, чтобы похоронить своего отца - в военное время крупного начальника по производству продовольствия на Алтае. И осталась у него в Барнауле мать и маленькая сестра Светлана, которой он постоянно писал письма и рассказывал о войне и о том, как наши бойцы побеждали врага.

Уже весной 1945 года он прислал сестре благодарности за взятия немецких городов на Штеттинском направлении и написал: «Светик, сохрани и эти благодарности. Когда-нибудь, когда будешь большая, вспомнишь своего брата, который бил немчуру на его же земле. С приветом. Твой брат Иван. 4.4.45 г.».


1. За взятие Штергарда, Наугарда, Польцина


2. За взятие Голлиова, Штепеница, Массова


3. За форсирование Одера

Закончилась война, но Иван Васильевич остался служить в армии в Украине, где женился, и в Германии, где и находился до середины 50-х годов. Так и был он военным почти всю жизнь, а после увольнения из армии в середине 60-х, работал заместителем директора Новосибирского мясокомбината, которым когда-то руководил его отец.

Такая простая, но героическая судьба русского солдата, одного из тех, кто отстояли нашу Родину в тяжёлые годы Великой Отечественной Войны.

PS
Благодаря сервису по поиску наград

Фото с сайта www.unian.ua

Facebook

Twitter

Сегодня каждый задавался вопросом: почему идут воевать? И в этом случае не важно по какую сторону баррикад становится мужчина с автоматом. А следующий вопрос, который идет прямым следствием из первого: почему возвращаются на фронт те, кто уже "хлебнул с лихвой" тягот военного времени.

Две жизненные истории, два человека из разных миров, две абсолютно разные судьбы. Первый, назовем его Афганец, за 50 лет. Прошел Афганскую войну, Чечню, везде воевал наемником. Вернулся к мирной жизни, бизнес, семья, двое детей. Сейчас все бросил и пошел на службу ДНР.

Второй, назовем его Англичанин, за 20 лет. Учеба в Англии, перспективы успешной карьеры и все жизненные блага не за горами. Поехал Майдан, затем события в Одессе, которые прозвали "одесская Хатынь". Сейчас парень служит в Правом секторе(ПС) и воюет в горячих точках на Донбассе. После расстрела автобуса с ПС на одном из блокпостов ДНР, где погибли боевые товарищи, вернулся на гражданку, но не на долго. Сейчас Англичанин снова в рядах ПС.

Можно ли сказать, что война вызывает зависимость и почему идут воевать специально для Vgorode рассказал психолог.

Ольга Володина, психолог

Если кто-то - хоть самый именито-знаменитый в области психологии - скажет вам, что точно может назвать весь пакет причин, обусловивший камбэк наших героев на поле брани, можете смело считать его шарлатаном. Всегда в таких историях есть какие-то потаенные причины, о которых человек и сам даже почти не догадывается, а если догадывается, то догадки свои загоняет в подсознание.

Возможно, Афганцу не хватало молодости и всего того, что с ней связано эмоционально и физически, и он попытался в нее вернуться. Возможно, семейная жизнь, кажущаяся со стороны полной чашей, была треснувшей чашкой, которую без веского повода было не судьба выбросить, а война - веский для мужчины повод. Возможно, бизнес отнимал слишком много сил, и этих сил в какой-то момент стало недоставать, чтобы удерживаться на достигнутой однажды вершине без риска свергнуться с позором, который трудно пережить в полтинник... Один мой хороший знакомый, тоже прошедший Афганистан, рассказывал, что его активно звали в ополчение. Он ответил: у меня семья, бизнес, я отвечаю за то, чтобы мои сотрудники - невзирая на войну - имели работу и зарплату, а это значит, что я не могу себе позволить все это бросить и дернуть в поля с автоматом. И не дернул. Понимаете, о чем я?

Что касается Англичанина, тут тоже можно лишь догадываться о том, каковы его личностные драйверы. Если бы я могла пообщаться с Англичанином, я спросила бы его о том, насколько самостоятельно он выбирал себе "кэмбриджский" путь, не было ли скрытого или явного принуждения со стороны семьи в этом вопросе? Боюсь, что такое принуждение было. Может, он хотел поваром стать, или водителем трамвая, или мечтал путешествовать по островам и дружить с папуасами... От того, что вожделенно, на что потрачены годы мотивированного труда, чем доволен, что хочешь развивать, не уходят добровольно. Даже на войну.

Развилась ли у наших героев патологическая зависимость от войны? Развивается ли она у всех, кто воюет?

Нет. Не думаю.

Шрамы в душе у всех, кто воевал, кто был мишенью и стрелком одновременно, остаются безусловно, стопроцентно, всегда.

Все в этом деле реально упирается в мотивы, побудившие человека взяться за оружие, в причины, погнавшие его на войну.

4 причины, почему берут в руки автомат и идут на войну:

Первая причина – приказ

Когда, хочу или не хочу, но – должен. Не имею другого выхода. Воюю, чтобы выжить.

Эта история касается, в первую голову, кадровых военных, т. е. людей, прошедших жесткий отбор и спецподготовку.

Главная задача таких людей на войне – выполнить боевую задачу, выжить и, если удастся, сохранить здоровье.

В их деятельности – минимум эмоций. Работа, ничего личного (в идеале).

Да, даже в таком профессиональном мозгу может "сорвать планку".

Но: чаще нет, чем да.

Вторая причина – корысть

То есть выгода. Причем выгода материальная (куда без нее!) обычно идет рука об руку с выгодой тайной, сокровенной – психологической.

Те, кто взял в руки оружие по второй причине, реально рискуют "подсесть" на наркотик войны. Психологические факторы и коммерческая составляющая здесь сплетаются – не разделить порой. Вы же понимаете, отнять при помощи оружия на воюющей территории ("война все спишет") проще, чем заработать умом, трудом, упорством, тратя на создание бизнеса годы и годы?! Кто после рискованного, но "аккордного" заработка захочет вернуться к заводскому станку и серым будням?

Кроме того, оружие в руках и лицензия на убийство по умолчанию (alagerrecommealaguerre, таковы "правила игры") сильно меняет человека, делает его избранным в некотором смысле.

Ведь убийство – самый большой грех в любой религии, А война снимает моральное, социальное и уголовное табу на убийство, более того, возводит его в ранг подвига.

А еще, оружие в руках создает иллюзию того, что "я все могу". Легко ли будет справляться вчерашнему солдату со сложными задачами жизни, когда он, лишившись оружия, станет в общую очередь за жизненныеми благами?

Так что решайте для себя сами, легко ли будет переставить человека, взявшего по тем или иным корыстным мотивам в руки оружие на мирные рельсы,

Опыт ВОВ, Афганистана, Чечни показывает: нет.

Третья причина – вынужденная мера

Когда, если хочешь выжить, защитить близких – воюй. Стреляй. Или (хотя бы) будь к этому готов.

Здесь исход дела зависит, упрощенно говоря, от двух факторов: особенностей личности (тут много всего сложного!) и глубины и характера перенесенного стресса. Каждый отдельный случай требует отдельного прогноза.

Четвертая причина – охота

Охота в самом егерьском понимании этого слова. Мы смело можем ее опустить. Современная война, мне кажется, не рождает на своих полях "егерей". Я, во всяком случае, их не встречала.

Вот, собственно, и вся теоретическая база проблемы в ее наисхематичнейшем изложении. Она вполне позволяет "прикинуть", сколько воюющих сегодня "подсядут" на кровавый наркотик войны. Приблизительно. Исследований пока, насколько я знаю, никто не проводил.

По сюжету фильма "Недруги": Недруги онлайн – это кинокартина американского производства, действие которой разворачивается в позапрошлом столетии, а если сказать точнее, то в 1882-м году. В центре сюжета находится мужчина, прошедший войну и точно знающий цену жизни. Это капитан американской армии, уважаемый среди коллег и подчиненных человек. Благодаря своим подвигам он смог стать даже легендарной личностью в своем кругу. Он человек смелый, опытный, бесстрашный и умеющий защищать других. И нет ничего удивительного в том, что именно ему было поручено сопровождать одного мужчину, доживающего свои последние дни. Совместное путешествие бывших недругов Главный герой должен доставить вождя племени шайеннов из Нью-Мексико, точнее с отдаленного военного форпоста, находящегося на этой территории, в Монтану, к ее прериям. Кроме умирающего индейца в это непростое путешествие отправляется и его семья. Для капитана это дело привычное – сопровождать кого-то, но есть в этой ситуации одна особенность, которая делает ее для всех путешественников необычной. Дело все в том, что еще недавно главный герой и вождь индейцев были врагами, а теперь один помогал другому, не считая это чем-то преступным или зазорным. Времена изменились, война между американцами и индейцами утихла, наступило долгожданное перемирие, хоть и очень хрупкое. Компания путников пополняется Смотреть фильм Недруги будет интересно всем любителям вестернов и приключенческих историй с элементами драмы. Во время своего путешествия герои по пути повстречали женщину, которая была убита горем. Хоть она еще молода, но уже осталась совершенно одна. Ее родственников жестоко убили недруги, мужа тоже, потому она осталась вдовой. Новая знакомая решила присоединиться к группе путешественников, потому дальше она уже отправилась вместе с ними. И после этого для всех героев началась целая череда испытаний. Только бы избежать встречи с недругами Путь капитану и его подопечным предстоял неблизкий, да еще и по прериям – территории негостеприимной и опасной. Эта местность только кажется пустынной, но на самом деле опасность может поджидать на каждом шагу, и хуже всего будет, если придется столкнуться с команчами. Представители этого индейского племени настроены очень воинственно, потому встреча с ними может закончиться для героев плачевно. Хотите знать, что ждет путников в финале их похода? Тогда приглашаем к просмотру этой кинокартины у нас на сайте!

    Год: 2017
    Страна: США
    Перевод: Профессиональный многоголосый
    Качество: HD 1080
    Режиссер: Скотт Купер
    В ролях: Скотт Шеперд, Розамунд Пайк, Ава Купер, Стелла Купер, Дэвид Мидфандер, Gray Wolf Herrera, Кристиан Бэйл, Рори Кокрейн, Джонатан Мэйджерс, Джон Бенжамин Хикки

Русский язык

21 из 24

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*) * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

Показать текст целиком

Известная русская писательница Ф.А.Вигдорова в данном тексте размышляет о том, что такое мужество и есть ли место страху в жизни мужественного человека.
Почему так важно преодолевать страх в житейских ситуациях? Вот главная проблема, которая находится в центре внимания автора.
Размышляя над этой проблемой, Вигдорова цитирует поэта Рылеева: "Удивительное дело, ... мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости". Писательница развивает эту мысль и приводит два примера проявления малодушия в мирной жизни людей. Первый - мужчина, прошедший войну. Он не боялся войны, смерти, "но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убежден, как в своей собственной, он не вступился". Второй - мальчик, разбивший стекло в школе. "Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. Но он боится сказать: "Стекло разбил я".
Позиция автора мне понятна. Она заключается в том, что человек должен быть в ответе за каждый свой поступок и за всё, что делается вокруг нас. Вигдорова считает, что мужество бывает одно, и оно требует умения преодолевать в себе страх везде и всегда.
Я согласна с позицией автора. Действительно, каждый из нас сталкивался хотя бы раз со страхом в повседневной жизни. Мы боимся признаться в своей причастности к нехорошему поступку, чтобы нас не выгнали из школы, не отругали родители, не уволили с работы, не поменяли мнение в худшую сторону . Мы боимся заступиться за кого-то, чтобы не получить

Возможно ли принять войну, смириться с ней? Почему страдают не все? Как меняются люди, прошедшие через неё? Об этом и многом другом мы поговорили со священником, знающем о войне не по книгам и ТВ - протоиереем Николаем Фоменко, благочинным Александро-Невского округа г. Славянска.

Время испытаний

Отец Николай, давайте поговорим о духовном аспекте войны. Война как Божий промысл: как к ней относиться в этом ключе? Чем утешиться тем, к кому она пришла? Возможно ли её принять? Как она влияет на человека?

Человеку, а тем более христианину, свойственно воспринимать Бога как начало доброе, любвеобильное. Но когда в жизни начинает действовать нечто противоположное, то сразу же душа христианина съёживается и настораживается. Я вспоминаю, когда у нас начались обстрелы, в душе при каждом взрыве сразу же появлялось возмущение, протест. Но можно и нужно было успокоиться.

Мы должны всегда сохранять в себе спокойствие, хотя это очень и очень тяжело в моменты, когда происходит беда. Война - это как раскалённая кипящая смола, которая брызгает на всех. Человек чувствует боль, кричит, возмущается.

Когда мы слышим взрывы, то не можем быть равнодушными, так как понимаем: каждый из них ищет себе жертву. И всё же задача каждого из нас - выполнить то, чего от нас хочет Бог. Он ждёт, чтобы мы в любых условиях были Христовыми - то есть такими, как Он. Вспомним Евангелие и невозмутимость Христа при Его аресте и во время допросов. Он спрашивал: за что вы Меня бьёте, если Я вам говорю только о добре? При всей несправедливости ситуации Он хранил спокойствие. Так вот, сегодня, как и во все времена, когда человечество переживало войну, у одного получается сохранить в душе мир и покой, у другого - нет, и он озлобляется.

Не обокрасть свою душу

Почему Церковь ставит для нас такую задачу? Все мы будем уходить в иной мир. Это неизбежно. В нынешние времена, когда нам приходится смотреть в глаза смерти, это может произойти с каждым из нас в любой момент, и гораздо раньше, чем мы можем себе представить. Если у человека в душе нет покоя, если там - ад, то с этим состоянием уходить в вечность страшно. Значит, в ад человек может и попасть.

Рай и ад будут не когда-то, они начинаются с жизни на земле, в душе каждого человека. Потому нам так важно сохранить мир в себе, благородство и великодушие.

Каждый человек должен определиться, на какой он стороне. Сегодняшнее время очень серьёзно, оно очень страшное, но это - время испытаний. Видимо, уже прорвал тот нарыв, который назревал в обществе давно. В людях обнаружилось столько зла, что сегодня многие взяли в руки оружие и готовы убивать таких же людей, как они сами. Если до военного времени люди изливали зло только словами, то сегодня они готовы уничтожать.

И Бог попустил это. Видимо, для того, чтобы люди не скрывали зло в себе, а показали, на что они способны. Это прискорбно, но мы видим, что это попущение Божье. Мы помним евангельские слова, которые сказал Господь о том, что иссякнет любовь из-за беззаконий многих - и сегодня это происходит. Любви стало намного меньше, зло возобладало - и люди начали убивать друг друга.

Убить человека можно не только оружием, но и словом. В словесных перепалках мы порой столь жестоки, что способны уничтожить своих близких, испепелить их душу. Но умирает не только тот, на кого изливается зло, но и тот, кто его изливает. В повседневной жизни, когда с нами происходят «приливы зла», человек в итоге чувствует невероятное опустошение, словно кто-то обокрал или растерзал душу. Но это сделал он сам, а не кто-то другой.

А когда вражда переходит все границы, и у людей это накопленное зло изливается наружу и переходит все нравственные рамки, они бывают чудовищно жестоки - и чудовищно опустошены. А с этим ведь нужно жить дальше! И жить не только на земле, но и в вечности. Так что верующему человеку нужно, прежде всего, подумать, как он хочет жить в вечности. Ведь сегодняшняя озлобленность может остаться навсегда!

Люди говорят о нынешних военных событиях: наверное, это надолго! Но для тебя это может быть навсегда, и нужно подумать, можно ли в себе пресечь зло. Что посеешь, то и пожнёшь, и если сегодня мы будем как можно чаще об этом задумываться, контролировать себя, свои слова, действия, мысли, то, наверное, всё происходящее быстрее закончится. Когда мы покаемся, пересмотрим свою жизнь, тогда Божие благословение над всеми нами будет исполнено в добре.

Недавно мы праздновали память святого Георгия Победоносца. Хотелось бы, чтобы по его молитвам Господь даровал победу над злом и нам, в каждой душе.

Переосмыслить свою жизнь

Часто люди спрашивают: зачем, за что это происходит с нами? Война - это такое особое лекарство, когда всё зашло слишком далеко в плане греховности человечества? И почему тогда страдают не все?

Я не в праве судить обо всём происходящем, но, на мой взгляд, суть крестоношения заключается в том, что испытания приходят к тому, кто способен их понести. Крест даётся по силам. Это не наказание злом. Бог есть любовь! Но Он может попустить злу приступить к нам - грехов ради наших. Чтобы мы могли переосмыслить свою жизнь.

А нести крест нужно безропотно. Если мы будем роптать - значит, ропщем на Бога, ведь это Он попустил нам испытание. Мы живёт под Божьим взглядом, и Он всё видит, всё слышит - даже шуршание лапок букашек в траве. Тем более Он видит всё, что происходит с нами, что происходит в наших душах. Так будем просить Его дать нам силы донести до конца свой крест безропотно. Я верю и надеюсь, что Господь нас никогда не оставит. Ещё никто из надеющихся на Бога не был посрамлен.

В эти дни нам, как никогда, нужно обращаться к Богу, и, конечно, пересмотреть свою жизнь, раскаявшись в грехах. Когда каждый из нас это сделает - тогда и мир станет прекраснее.

Не расслабляться

Отец Николай, по вашим наблюдениям: меняется ли человек после войны? То, что он меняется во время неё - это факт: люди больше молятся, чаще прибегают к Богу. А после, когда всё позади? Расслабляются? Или - наоборот, усердно хранят обретённую основу?

Я бы не сказал, что расслабляются… Не всегда есть возможность это сделать. Я заметил вот что. У нас сегодня много беженцев, переселенцев из районов центрального Донбасса: Донецка, Горловки, Шахтёрска, Углегорска. У этих людей духовные перемены наступили ещё дома, и с тем же усердием они молятся и сейчас, живя у нас. Пережив такие ужасы, они, видимо, уже навсегда будут другими. Как и жители нашего города.

Очень хочется надеяться, что они не возвратятся ко греху. Человек, прошедший через военное горнило, уже не будет расслабляться. Возможно, есть те, кто отнесётся к такому опыту легко, но это поверхностные люди, а в церковь ходят люди серьёзные. Я как священник больше контактировал именно с верующими, и скажу: христиане, прошедшие через войну, - люди мужественные.

- Доводилось ли вам в ком-то из прихожан видеть духовную перемену после войны?

Таких очень много! Один пример приведу. Я встретился на улице с мужчиной. Поговорили на ходу. Он говорит: - Батюшка, у меня есть книжечка - забыл, как называется… Ну, по которой молятся. - Молитвослов? - Да. Так вот: я с ней сплю! Раньше в церковь не ходил, а теперь ложусь и просыпаюсь с этой книжечкой, молюсь всё время…

Люди стали молиться. А, обратившись к Богу, стали добрее друг к другу. Очень многие! Я это вижу. Стали сердобольнее, открытее. Руку помощи подают чаще. И всё чаще люди рассказывают о примерах настоящего благородства - раньше этого не было.

Христианин не разрушает, а созидает

Отец Николай, я знаю, что вы в своей жизни видели не только нынешнюю войну, поэтому спрошу не как у священника, а как у много видевшего человека. На ваш взгляд, война в большей степени очищает людей или ломает?

Кого как. В основном люди очищаются от греха и пересматривают свою жизнь. Есть и те, у кого жизнь сломана, уходит воля к жизни, кардинально меняется судьба. Ведь, когда люди хоронят близких, появляется чувство мести. Но не у всех.

Мама моя, пережившая Великую Отечественную, много рассказывала о ней. Но в её рассказах никогда не было такого, чтобы она или даже её односельчане испытывали лютую ненависть по отношению к пришедшим врагам. Они понимали, что это война, что многие из пришедших имели семьи, не хотели воевать. Она была ещё девчонкой, но запомнила всё, и вот это отсутствие ненависти меня всегда поражало. Она говорила, что война - это очень страшно. Но всегда нужно оставаться людьми.

Очень прискорбно то, что сейчас брат убивает брата. Мне, как священнику, христианину смотреть на это очень больно. Порой бойцы приходят ко мне взять благословение. Я всегда говорю: «Благословляю, чтобы на ваших руках никогда не было крови. Чтобы вы никого не убили». Неизменно спрашиваю: раз вы берёте благословение - значит, вы верующие люди. Как верующий человек может поднять оружие на брата? Это ужасно! Что может побудить убить своего?

Одним словом, война - это хороший лакмус для того, чтобы понять, кто есть кто. Кто на стороне разрушения, а кто - на стороне созидания. Если ты христианин - то будешь созидать.