Как ставить цели, которые приведут компанию к успеху. Правила, которым должна удовлетворять Цель

Постановка целей по smart – «умной» технологии, придающей задачам реалистичность, является мощным инструментом. Он позволяет правильно оценить положение вещей и сделать цели достижимыми.

Критерии постановки цели по smart просты и лаконичны. Но для того, чтобы соответствовать им, нужно провести предварительную работу по декомпозиции – разложение планов до уровня мелких ежедневных действий. А потом применить метод PDCA (цикл Деминга), чтобы ни на шаг не отступать от поставленных задач и в случае необходимости вовремя скорректировать тактику их достижения.

Итак, постановка цели по smart предполагает много работы:

  • декомпозиция, чтобы вписаться в критерии цели по smart;
  • SMART, чтобы закрепить результаты декомпозиции в наглядной и лаконичной форме»;
  • PDCA, чтобы постоянно следовать поставленным задачам.

Цели по системе smart: разбираемся с технологией

Разберем сначала критерии цели по технологии smart. Примеры приведем чуть дальше.

SMART - это изящный акроним, который формирует слово, в переводе с английского означающее – «умный». Каждая буква в нем является первой в названии одного из неотъемлемых параметров правильной цели:

  • S - specific - конкретная;
  • M - measurable - измеримая;
  • A - achievable, ambitious, agressive, аttractive - достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательна;
  • R - relevant, resource - согласованная, ресурс;
  • T - time bound - ограниченная по времени.

S (specific) - конкретная

По сути, это «венец» цели по smart. В коротком тезисе содержится вся необходимая информация, который отвечает на вопросы: что именно должно быть сделано, когда и в каких количественных показателях?

M (measurable) - измеримая

Этот критерий расшифровывает цель. Прописываются чек-поинты, реперные точки, контрольные показатели, выполнение которых приведет к достижению цели. Именно по ним необходимо ориентироваться, достигнута ли цель или нет. Данные показатели вычисляются по методу декомпозиции, но об этом чуть ниже.

A (achievable, ambitious, agres s ive, аttractive) - достижимая, амбициозная, агрессивная, привлекательная

Это многогранный критерий . И у всех она своя. Самое главное, чтобы цель для каждого оставалась привлекательной (аttractive).

Достижимая (achievable) – для сотрудников. Вы спускаете четкие и ясные показатели эффективности подчиненным по их индивидуальной ежедневной активности, которые соответствуют стандартам отрасли. Обеспечиваете ресурсами их выполнение (рабочие места, технологии, , обучение и т.д.). Затем мотивируете на результат материальными и нематериальными методами.

Амбициозная (ambitious) – для руководителей. Для них достижение цели должно стать не просто выполнением показателей, как для рядовых сотрудников, но и вызовом всех их опыту, знаниям, уму и сообразительности. Они должны понимать, что в их руках большой проект и есть определенные ограниченные ресурсы для его реализации.

Агрессивная (agressive) – для собственников. Это самый высокий уровень. Поставленная самим предпринимателем цель должная несколько превосходить его представления и кажущиеся возможности. В противном случае вы просто не будете двигаться вперед.

R (relevant) – реалистичная, актуальная.

Данный параметр отвечает за реалистичность и уместность тех методов, которыми вы будете пользоваться. Чтобы понять, что реально, а что нет, все задачи должны разбиваться на этапы и подзадачи. Это опять же к вопросу о декомпозиции.

T (time bound) - ограниченная во времени

Тут все предельно, ясно. Цель должна иметь сроки. Иначе, все ваши самые лучшие порывы и инициативы превратятся в аморфное состояние. Чтобы соблюдать сроки, контролируйте выполнение промежуточных показателей.

Цели по smart пример

Формулировка цели по smart предполагает ясно изложенные по алгоритму и в соответствии с параметрами технологии тезисы.

Цель должна быть конкретной

Неправильно

Стать лидером рынка

Правильно

Войти в десятку топовых компаний отрасли к 01.01.2019, увеличив выручку на 25%, прибыль на 10%, достигнув оборота 900 000 млн руб. в год.

Цель должна быть измеримой

Неправильно

Делать больше продаж

Правильно

Чтобы достичь цели, каждый продавец должен закрыть 10 сделок в месяц со средним чеком 100 000 руб. (Цифры являются результатом декомпозиции планов по прибыли)

Неправильно

Достичь повышения прибыли на 10%

Правильно

К окончанию второго квартала достичь повышения прибыли на 10%

Цели проекта по smart: их разновидности

Чтобы вам было проще, разберемся, какой может быть постановка целей по smart. Примеры, которые мы приведем, являются стандартными бизнес-задачами. Каждую из них можно и нужно «smartировать».

Финансовый результат

Цель по финансовому результату может быть только одна – увеличение прибыли. Это общая и основная задача любого бизнеса. Чтобы подготовить ее к «прогону» по smart, воспользуйтесь методом декомпозиции.

  1. Поставьте цель по прибыли
  2. Вычислите необходимые объем выручки по доле прибыли
  3. Посчитайте количество успешных сделок, разделив выручку на средний чек
  4. Узнайте сколько потребуется лидов с учетом имеющейся и улучшающейся
  5. Установите количество действий на каждом этапе бизнес процесса по промежуточной конверсии.
  6. Разделите полученный результат на количество рабочих дней
  7. Посмотрите способны ли на сегодняшнем уровне закрыть поставленную цель по прибыли. Или придется нанимать дополнительных продавцов? Если, все реально, то сформулируйте цель по smart.

Лидогенерация и лидоконвертация

Это более частные цели, нежели планы по прибыли. Тем не менее, их достижение способно самым существенным образом повлиять на финансовый результат. Задачи по и лидоконвертации также нужно ставить по smart.

Лидогенерация – замеряйте эффективность каналов и работайте с маркетинговым бюджетом.

Лидоконвертация – отслеживайте работу сотрудников на каждом этапе бизнес-процесса, а затем корректируйте их тактику или проводите тренинги.

Повышение показателей активности продавцов

Под показателями активности подразумевается количество действий сотрудников: звонков, встреч, отправленных коммерческих предложений и выставленных счетов. Цель, заключающаяся в повышении этих показателей, также является вспомогательной. Но она должна быть конкретной, и ее достижение напрямую влияет на выручку.

Цель по технологии smart: PDCA

Как только цели поставлены, декомпозированы и очерчены по smart, приступайте к их воплощению по технологии PDCA.

PDCA или цикл Деминга представляет собой постоянный «круг» действий, которые направленны на улучшение всех методов, ведущих к цели по алгоритму:

  • Plan - Планируй
  • Do -Делай
  • Check - Проверяй
  • Act - Корректируй/действуй

На практике сначала ставите цели по методике smart в цифрах, (plan), потом совершаете действия (do), которые приведут к этим целям. Затем проверяете результаты (check) и вносите изменения (act). И так по кругу до тех пор, пока вы не придете к тем цифрам, которые запланировали.

Раскроем подробнее фазы по PDCA – подхода, способствующего реализацию целей по smart.

Планирование

В фазе планирования происходит декомпозиция больших целей до уровня ежедневных показателей для каждого сотрудника коммерческой структуры компании.

  1. Оценка текущей ситуации
  2. Подсчет показателей
  3. Разработка плана мер
  4. Выделение ресурсов для реализации плана мер
  5. Обозначение промежуточных чек-поинтов
  6. Распределение ответственности

Реализация плана

Сотрудники начинают действовать в соответствии с утвержденным планом. Тут важно четко следовать задуманному, чтобы понять, насколько прогнозы совпадают с реальным положением вещей.

Контроль

Контроль осуществляется на ежедневной основе по системе оперативной отчетности. Данная система предполагает оценку персонального результата работы сотрудника по 3 формам отчетности.

1. «План оплат на неделю». В форме в обязательном порядке проставляются ориентировочные даты поступления средств от контрагентов.

2. «План оплат на завтра». Частная форма предыдущего отчета, которая способствует выполнению еженедельного плана.

3. «Факт оплат за сегодня». Все оплаты, которые были запланированы на определенный день должны пройти. Если этого не происходит, значит требуется немедленная коррекция.

Также организационно контроль осуществляется через регулярные совещания с обсуждением целей по smart. Совещания бывают 3 видов:

  1. Еженедельные собрания
  2. Ежедневные собрания
  3. «Летучки»

Еженедельные собрания длятся 1-1,5 часа и затрагивают широкий спектр тем: публичное оглашение планов для каждого менеджера, работа над ошибками, промежуточные результаты конкурсов, точечное обучение.

Ежедневные собрания длятся 30 минут и имеют целью контроль ежедневных результатов, а также промежуточное стимулирование сотрудников.

«Летучки» – это такие пятиминутные планерки с отдельными представителями отдела продаж, тактику которых необходимо «подретушировать».

Самое главное, чтобы совещания всегда имели четкий регламент. Приведем пример.

  • Факт за прошедший день (по каждому сотруднику и отделам);
  • План на сегодня (по каждому сотруднику и отделам);
  • Что сделать, чтобы повторить успех или наоборот не допустить ошибок;
  • Итоги по отдельным показателям эффективности.

Корректировка

По результатам проверки могут быть выявлены некоторые несоответствия между целями по smart и реальным положением вещей. В этом случае требуется корректировка тактик. Однако, чем качественнее смартированы задачи, тем незначительнее будут вносимые изменения.

Мы рассказали, как правильно обращаться с целями: ставить, декомпозировать, проверять и затем воплощать их. Придерживайтесь алгоритма и совершенствуйте свои методы.

Определение цели бизнеса - это то, с чего начинается каждое дело. Будь то организация небольшой фирмы индивидуальным предпринимателем или же многомиллионный проект состоятельного человека. Многие считают, что цель бизнеса во всех случаях очевидна, и заключается она в приумножении капитала. Это не совсем верно. Получение прибыли, безусловно, является одной из причин, по которой люди начинают свои дела. Но целей обычно несколько.

Реализация проекта

Чем отличается хороший бизнесмен от плохого? Тем, что последний в первую очередь озадачен вопросами, связанными с получением прибыли. Маловероятно, что его вообще что-то интересует, кроме денег. Хороший же бизнесмен имеет идею для проекта, и он одержим её воплощением в действительность.

Перспективная задумка очень важна. Она является которая способна заставить развивать проект. Если человек будет увлечён идеей, то он сделает всё для её реализации, привлечёт аудиторию, клиентов. Со временем бизнес начнёт расти, вместе с ним увеличатся и доходы, которые покроют все ранее понесенные расходы.

Так что реализация проекта - это главная цель бизнеса. Идея должна соответствовать наклонностям, способностям, знаниям, умениям, интересам, а также уровню образования предпринимателя. А ещё быть актуальной и, что называется, долгоиграющей. Есть временные популярные явления, на которых можно вмиг сделать состояние. Ярким примером можно считать недавний бум на портативные моноподы для селфи. Сейчас их популярность угасла, и сделать на их реализации большие деньги не получится. Потому важно браться за такую бизнес-идею, актуальность которой будет лишь расти со временем. Или как минимум оставаться стабильно интересной клиентам.

Прибыль

Совсем недооценивать её не нужно. Получение достатка - это тоже важная цель бизнеса. К тому же она обуславливает сразу несколько факторов.

Во-первых, без финансового притока компания не будет расти. Предприниматель не сможет закупать сырьё, материалы, оборудование и оплачивать труд наёмных рабочих.

Во-вторых, наличие резервного капитала обуславливает удержание компании на рынке. В кризис покрыть расходы и продолжить развитие бизнеса может только тот человек, который сделал запас на будущее заранее.

В-третьих, за счёт прибыли предприниматель удовлетворяет свои индивидуальные и социальные потребности. Он получает материальное подтверждение того, что его деятельность приносит общественную пользу.

В-четвёртых, величина прибыли даёт понять, насколько компания успешна и перспективна, а принятые ранее решения по развитию бизнеса - целесообразны и оправданы. Это особенно важно в тех случаях, если фирма привлекает внимание трейдеров, аналитиков, спонсоров и инвесторов.

Характеристика целей

О ней тоже стоит сказать пару слов. Итак, цель бизнеса должна быть чётко сформулированной. В противном случае не получится в итоге определить, удалось её достичь или нет.

Также цель необходимо ограничить по времени. Обозначить дату и результат, который должен будет иметься на тот момент. Который необходимо выражать в цифрах. Важно запомнить: то, что неизмеримо, целью не является.

Но самое важное - это реалистичность. Не нужно ставить нереальные цели. Напротив, лучше даже немного занизить планку. Зато потом перевыполнение плана доставит радость.

Пример

Рассказывая о том, какими должны быть бизнес-цели предприятия, стоит привести простой наглядный пример.

Допустим, человек решил организовать свою деятельность в режиме онлайн. Организовать сообщество в социальной сети, например, на котором он в дальнейшем сможет зарабатывать посредством партнёрских программ и размещения рекламы.

В таком случае будет оптимально поставить цель, заключающуюся в привлечении 5 000 целевых подписчиков за 30 дней. Тут есть всё: чёткая формулировка, временные рамки, конкретика и высокая вероятность достижимости.

Другая модель планирования

Выше было рассказано о том, как в большинстве случаев ставится основная цель бизнеса. Но есть и другая, не общепринятая модель планирования. Которая тем не менее является правильной и очень простой.

Главной целью каждого предпринимателя должно быть формирование особой среды, в которой:

  • работники захотят начать трудиться, и это желание у них не угаснет;
  • клиенты почувствуют желание покупать товары/услуги у данной фирмы;
  • спонсоры останутся заинтересованными в инвестициях;
  • партнёры захотят продолжить сотрудничество с фирмой;
  • общество начнёт желать, чтобы таких компаний стало больше.

С этой стороны многим предпринимателям было бы полезно взглянуть на Ведь корпоративная среда действительно может либо мотивировать, либо демотивировать работников. А их нельзя недооценивать, поскольку они являются ресурсом, движущей силой, которая развивает компанию. То же самое касается и остальных пунктов. Хорошим и правильным бизнесом является тот, который способен принести пользу платежеспособным клиентам на рынке с низкой конкуренций. Именно уяснение данных простых положений позволило вырваться вперёд таким крупнейшим фирмам, как Apple, McDonalds и т. д.

Задачи

Они имеют непосредственное отношение к самой цели. Первым делом нужно отметить постоянные задачи. Их компания решает в течение всего периода своего развития. Без этих задач не обойтись. Исчезнут они - пропадёт и бизнес. Именно задачи определяют саму суть проекта и задают ему основу.

Простой пример - парфюмерная компания. Её главной задачей является выпуск туалетной воды, духов и одеколонов. Если она не будет осуществляться, то и парфюмерная компания перестанет существовать. Так что постоянная задача - это фундамент бизнес-плана.

Но также есть и периодические. Такие задачи бизнес ставит на короткий временной промежуток. Взять, к примеру, ту же парфюмерную компанию. Решив увеличить на 50 000 человек за месяц, руководство поставит перед фирмой периодическую задачу (ПЗ).

Классификация ПЗ

Её стоит отметить вниманием, рассказывая про главные цели бизнеса. Поскольку многие из них осуществляются именно в рамках периодических задач.

Они могут ставиться на срок более 10 лет. Это - задачи из области долгосрочного финансового планирования. Именно за счёт их удаётся сформировать грамотное ведение бизнеса и динамичное, стабильное развитие компании.

Есть ещё так называемые пятилетки. Исходя из названия, можно понять, какой максимальный срок выполнения этих задач. 5 лет - стандартный временной отрезок, в течение которого бизнес выходит на определённый уровень.

Годовые ПЗ устанавливаются на 365 дней. Они направлены на увеличение объёмов бизнеса. Годовые ПЗ актуальны для нового бизнеса. Компании, которые функционируют давно, включают эти задачи в план пяти или десяти лет.

Кроме перечисленных, ещё существуют квартальные задачи. Их обычно планируют в период кризиса и экономической перестройки. Всё потому, что в течение одного квартала вполне могут произойти события, способные коренным образом изменить планы на дальнейшие 5 или 10 лет. Наиболее ярким примером из современных можно считать случившееся несколько лет назад падение рубля.

Финансовые задачи

Сейчас речь пойдёт о том, что многие воспринимают как основную цель бизнес-плана и всего дела в целом. Финансовые задачи - это увеличение дохода и сохранение имеющегося капитала. А ещё централизация управления (если компания выпускает акции) и инвестирование. Последнее относится к фирмам, решившим выйти на мировой рынок.

Кстати, пресловутое сохранение капитала крайне важно. Поскольку именно оно обеспечивает бизнесу сохранение стабильности и доверие кредиторов. Даже в период, когда царит финансовый кризис.

Вот-вот наступит 2018 год, а лучший способ его встретить - заранее продумать цели и сразу же приступить к их выполнению. Выбрали полезные советы из наших книг, которые помогут вам правильно сформулировать цели на 2018 год и успешно воплотить свои планы в жизнь.

Поймите важность

Поймите, почему так важно иметь цели в жизни. Если вы собираетесь что-то менять, то должны понимать, почему это для вас важно. Я хочу иметь цели, потому что хочу знать, куда иду; я хочу туда попасть; хочу, чтобы моя жизнь была наполнена смыслом; хочу каждый день делать что-то, что приближает меня к заветному результату, к тому, кем я хочу стать, когда вырасту.

Сформулируйте цель

Уделите время тому, чтобы правильно сформулировать свою цель. Найдите людей, с которыми вы сможете работать. Желательно, чтобы они могли вас поддержать, чтобы вы чувствовали свою ответственность перед ними, а ваша цель влияла и на их жизнь. В большинстве случаев следует разложить цель на более мелкие задачи. Даже если цель достижима, иногда она может быть слишком масштабной или сложной, чтобы ее можно было достичь, приложив одно-единственное усилие.

Правильная цель должна быть очень крутой и давать заряд счастья.

Цель становится эффективной только тогда, когда затрагивает ваши чувства. Она однозначна и непоколебима. Что-то щелкает у вас в мозгу, и весь процесс повседневного принятия решений меняется. И именно эти ежедневные решения определяют все. Успех скрыт в кажущихся тривиальными и непримечательными деталях, от которых на самом деле зависит, кто станет победителем, кто сможет полностью раскрыть свой потенциал, а кто - нет.

Установите дедлайн

Недавно я поняла, что когда мы говорим «когда-нибудь» - это то же самое, что и сказать «никогда», просто не в такой категоричной форме. Если вы откладываете какое-то дело на «когда-нибудь», скорее всего, вы никогда этим не займетесь.

Никогда-нибудь.

Цель обязательно должна иметь временные рамки. Без этого ну совсем никак. Если вы не устанавливаете себе дедлайн для достижения цели, то цель будет достигнута «никогда-нибудь».

Используйте время эффективно

Привычки. Подумайте, ваши привычки работают на вас или против вас? Надо ли что-нибудь в них изменить? Есть ли что-то, что вы делаете каждый день, но могли бы делать лучше, правильнее и эффективнее? Например, если вы прекратите покупать фастфуд и начнете правильно питаться дома, ваши здоровье и самочувствие станут лучше. Значит вместо обычного поворота в забегаловку по дороге с работы домой вы заедете в магазин за продуктами.

Списки дел. Напишите список ваших ежедневных дел, чтобы ничего не забыть и не делать в последнюю минуту. Если сможете выполнить их заранее, используя этот список, то научитесь лучше контролировать свое время.

Развитие полезных и эффективных привычек, использование списков дел - отличные навыки для поддержания жизни и управления временем, но ваш календарь - это тот инструмент, который вы будете использовать, чтобы перестать просто поддерживать жизнь и начать двигать ее вперед.

Оценивайте и переоценивайте

Удерживать постоянно в голове цель достаточно сложно. Кроме того, если специально не фокусироваться на этом, то в пучине срочных дел на самое важное просто не остается времени. Вспомните, как часто бывает, что вроде весь день были заняты, но не сделали ни одного шага к цели?

Периодически пересматривайте свои цели, чтобы убедиться, что они все еще значимы для вас.

Контролируйте ситуацию, ведь надо быть уверенным - реализация целей идет по плану. Ни одна цель не остается неизменной. Цели помогают вам задать направление и продолжать двигаться вперед к вашей картине будущего. Когда эта картина меняется, претерпевают изменения и цели. Вы корректируете свою повседневную деятельность так, чтобы она соответствовала новым целям и видению того, кем вы хотите стать.

Вознаграждайте себя

У жителей маленьких австралийских городов есть проблема массового ожирения из-за малоподвижного образа жизни. Чтобы решить эту проблему, в Тимбуне Команда Поведенческого Анализа и местная организация VicHealth разработали специальные методы. Сотрудникам центра медицинских услуг они выдали шагомеры, и ввели специальную систему поощрений, чтобы каждый проходил не менее 10 тысяч шагов в день. Дополнительно раз в неделю их награждали ваучерами на массаж за ежедневное превышение нормы на 2500 шагов. В результате, люди проходили каждый день в среднем на 2100 шагов больше нормы. А самый лучший результат показывали самые малоподвижные сотрудники. Ваучер на массаж стимулировал людей двигаться больше.

Подумайте, а какое вознаграждение будет мотивировать вас на каждом отрезке пути к цели? Главное, чтобы награда была небольшой и значимой.

В жизни каждого человека есть несколько сфер, которые он хотел бы улучшить. Мы ставим перед собой цели: добиться повышения по работе, похудеть, завоевать интересующего нас человека, повысить свой доход и прочее. Но не всегда получается этих целей достичь. Некоторые люди склонны оправдывать свои неудачи тем, что они просто не способны добиться чего-то большего. Они говорят себе: «Что ж поделать, значит, я таким уродился». С таким подходом они всегда будут оставаться там же, где находятся, не поднявшись ни на ступень выше.

Психологи, исследующие область человеческих достижений, давно и единогласно пришли к выводу: абсолютно все и всегда способны добиться того, чего хотят. Главное – это правильно сформулировать цель, которой вы хотите достичь и выбрать правильную стратегию её достижения. Именно об этом и пишет Хайди Грант Хэлворсон в своей книге «Психология достижений. Как добиваться поставленных целей» . Психолог уверена в том, что волю к можно укрепить точно так же, как любой мускул.

Так как один из важнейших этапов достижения цели – это правильная её постановка, сегодня мы рассмотрим принципы, которые помогут вам ставить перед собой цели таким образом, чтобы создать себе максимально комфортные условия для её достижения.

1. Конкретность.

Ставьте перед собой цели в максимально конкретной формулировке. Если вы хотите похудеть, ваша цель должны быть сформулирована как «похудеть на 3 килограмма», а не просто «немного похудеть». Второй вариант цели заранее обречен на неудачу, так как не дает вам точного осознания того, чего вы хотите добиться в результате.

Иметь мотивацию и не утратить её до самого конца достижения цели очень важно. Мы часто говорим себе и слышим от других фразу «приложить максимум усилий». Такая позиция плохо мотивирует, так как она неопределенна и размыта.

2. Трудность.

Ставьте перед собой цели трудные, но реально достижимые. Цель должна быть сложная, а планка высока – только так вы будете ощущать настоящую мотивацию к её достижению. Однако, не переусердствуйте с этим – цель всё-таки должна быть реальна.

Ставя перед собой слишком простую цель, вы, скорее всего, её добьетесь. Но на этом вы остановитесь. Ведь многих людей начинает одолевать лень, как только они добились первоначальной задачи. Вы слышали когда-то о человеке, хотел похудеть на 3 килограмма, а в итоге похудел на 10? Такого просто не бывает.

3. Думайте «что» и «зачем».

Мысли о целях предопределяют то, как вы будете их достигать. Можно мыслить с позиции «зачем» (зачем я это делаю ) – это абстрактное мышление. А можно мыслить с позиции «что» (что я делаю ) – это мышление уже более конкретное.

Например, если у вас беспорядок в гардеробе, можно поставить цель «организовать пространство внутри гардероба» — это позиция «зачем». А формулировка «выкинуть одежду, которая мне уже не нужна» уже относится к позиции «что». Сохраняя позицию «зачем», вы будете чувствовать прилив сил и легче избегать соблазнов к уклону от выполнения задачи. А когда перед вами стоит трудная нетипичная для вас задача, которая возможно потребует долгого освоения, необходимо думать о ней с позиции «что».

4. Ценность и осуществимость.

Когда мы думаем о целях на далекое будущее, чаще всего в нас просыпается мышление с позиции «зачем». Так мы больше склонны думать о ценности, которую мы получим в результате достижения цели («Было бы хорошо съездить в Париж »), и совсем не думаем о том, как этой цели достичь («Где взять денег на эту поездку »).

А с целями, которые направлены на ближайшее будущее, совершенно противоположная ситуация. Мы так обеспокоены мыслями о средствах её достижения, что почти не придаем значения удовольствию, которое получим в результате. Идеальное – это рассмотрение и ценности цели, и её достижимости в равной степени.

5. Мыслите позитивно, но не недооценивайте сложности.

Основа поддержания мотивации – это вера в свои силы и в успешный исход дела. Обязательно думайте о своих шансах на успех, но не упускайте из виду все возможные трудности, с которыми можете столкнуться. Думая, что всё получиться очень легко, вы не будете готовы к неожиданным сложностям, что и может послужить причиной вашей неудачи.

6. Мысленное контрастирование.

Этот процесс поможет лучше осознать, стоит ли стремиться к данной цели, и придаст больше мотивации. Контрастирование заключается в мысленном представлении сначала достижения цели, а потом преград и препятствий, которые вас ждут на пути к ней.

Например, вы хотите получить рабочее место в крупной успешной компании. Сначала представьте, как вы принимаете предложение о работе от этой компании, а потом уже подумайте о том, сколько кандидатов есть на эту должность, каковы условия приема на работу и т.д. Мечты могут стать реальностью , если вы будете совершать необходимые для этого действия.

Под новый год Василий поставил главные цели в бизнесе. С 1-го января охватить рынок на всех материках, на полученные деньги купить контрольный пакет акций Apple и вывести новый вид коней с рогом на лбу. Василий не силен в целеполагании, но он не одинок в этом. Мы собрали типичные ошибки бизнесменов при постановке целей, чтобы вы не повторили их.

Как ставить цели не надо: опыт крупных компаний

Цели угрожают будущему

Если делать упор только на достижение краткосрочных целей - например, на план продаж - есть риск привести компанию в тупик. Это можно сделать разными способами:

откладывать инвестиции в развитие на будущее;
предлагать клиенту , чтобы запланированная на будущее сделка, состоялась сейчас;
бездумно вкладываться в дорогостоящее продвижение;
не продумывать долгосрочную стратегию развития.

Так было, например, в IBM . В годы, когда компания показывала очень медленный рост, руководство продолжало ставить планы увеличения продаж на 25-30%. На фоне замороженных бюджетов на развитие IT-проектов такие цели не могли воодушевить коллектив. После провального 1993-го года, когда компания показала убыток в 8 миллиардов долларов, топ-менеджмент принял решение и вовсе уйти от профиля IT-компании и сделать упор на оказание консалтинговых услуг.

Надпись на доске: «Я не буду бороться с будущим»
Источник: giphy.com

Цель никому не нравится

Если у цели негативная формулировка в духе «уменьшить риски в сфере продаж», «ограничить количество перекуров» или «наказывать за опоздания», то ждать развития вряд ли стоит.

Такие установки влекут за собой цепочку запретов, что только подрезает крылья работникам: они перестанут проявлять инициативу (а вдруг еще «накосячу»?). У целей должно быть позитивное выражение , например «Увеличить долю рынка до 17% к 2020 году», это даст компании перспективу, к которой захочется стремиться.

Цель сказочная

Отрыв от реальности - частая ошибка бизнесменов. Так, в компании по производству ПО Siebel , руководство ставило всем региональным отделениям одинаковый план по выручке - 3,5 млн. долларов в квартал. В расчет не брались численность населения вверенных регионов, экономическая ситуация, уровень конкуренции на местном рынке. В итоге менеджеры в менее рентабельных штатах постоянно попадали под увольнение.

Цели для галочки

«Цели на месяц: держать продажи на уровне прошлого месяца и обучить нового сотрудника в отделе продаж» - таких установок ничего не стоит достигнуть, ведь это просто перечень рутинных задач. Целеполагание ради целеполагания дает лишь красивую галочку в блокнотике, и к реальным результатам это вас не продвигает. Так что лучше ставить цели, для достижения которых действительно нужно приложить усилия.

Непоследовательные цели

Иногда даже свой негативный опыт ничему не учит. Примером тому служит медийный конгломерат AOL. В 1998 году он приобрел ICQ за 400 млн. долларов, но перспективный сервис не оправдал надежд, в итоге его перепродали, но уже за 187 млн. долларов. Опыт неудачи AOL не учли и купили соцсеть Bebo за 850 млн. долларов. Позже BBC назвал эту сделку одной из худших за всю историю интернета - через два года компания продала сервис всего за 10 миллионов долларов.

Неудачные сделки вынудили конгломерат закрыть и другие проекты: Xdrive, AOL Pictures, BlueString, AOL Journal и AOL Hometown, так как у компании уже не осталось денег на их содержание.

Цели есть, а средств - нет

Пожалуй, самый наглядный пример в нашей подборке - история многообещающего проекта российского спортивного автомобиля Marussia , который так и не был реализован. Создатели планировали продать 10 тысяч спорткаров этой марки в 2014 году - то есть, сроки были поставлены, цель была конкретна, измерима, значима (Marussia должен был стать спорткаром превосходного качества в винтажном стиле).

CRM-система как инструмент постановки целей

Ставить цели для всей компании и отдельных сотрудников и отслеживать их выполнение поможет не архаичный блокнот, а специально разработанные программы. Например, с помощью которой можно:

  • каждому работнику поставить свою цель и показатели успеха (у кого показатели продаж, у кого количество звонков и заявок);
  • внедрить систему рейтингов и поощрений: самые успешные сотрудники будут на верхушке общего рейтинга, что подстегнет здоровый дух соперничества;
  • спрогнозировать будущую прибыль и на основании этого скорректировать планы;
  • контролировать работу сотрудников: кто и как справляется с поставленными задачами. Особенно актуально, если сотрудники работают на «удаленке».

И пусть CRM-система не сформулирует цели за вас, зато с ее помощью вы сможете контролировать их достижение. Узнайте больше о работе с и на нашем сайте.