Каузальная атрибуция как интерпретация поведения других людей. Казуальная атрибуция

Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому чел-ку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Типичном и желательном поведение поддается однозначной интерпретации, нежелательное и уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и хар-к.

Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на кот.направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). При приписывании причин успеха и неудачи : участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.

Ошибки атрибуции:

    Фундаментальная ошибка (одна! Остальное – ее проявление) атрибуции. Приписать причину действия личности чел-ка. Ограничения: 1)если чел-ка рассматривает другой с внутреннего локуса контроля, то он так и рассуждает. Так же с внешним. 2) чел-к – участник или наблюдатель этого процесса. Наблюдатель, в отличие от участника, не знает предыстории. Еще момент: чел-к не учитывает неслучившегося, хотя оно, возможно, стало причиной.

    Мотивационные ошибки атрибуции. Приписываем людям поведение исходя из наших пристрастий и мотиваций.

19. Межличностная аттракция

Методы на определение точности восприятия (из лекции):

    Экспертная оценка

    ГОЛ (групповая оценка личности)

    Аттракция (привлекательность, привлечение) – эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Точность межличностной перцепции. Личностные тесты, но, во-первых, не существует тестов для выявления и измерения всех хар-к чел-ка (следовательно, сопоставление если и возможно, то только по тем хар-кам, для кот.существуют тесты); во-вторых, как это уже отмечалось, тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения.

Аналогичная проблема возникает и в том случае, когда используется метод экспертных оценок. В качестве экспертов выбираются люди, хорошо знающие того чел-ка, кот.выступает объектом восприятия. Их суждения о нем («экспертные оценки») сопоставляются с данными субъекта восприятия. Но и в этом случае мы по существу имеем вновь два ряда субъективных суждений: субъекта восприятия и эксперта (кот.тоже выступает субъектом восприятия, и, значит, его суждения отнюдь не исключают элемента оценки).

В экспериментах по межличностной перцепции устанавливаются четыре группы факторов: а) переменные, при помощи кот.субъект восприятия описывает самого себя; б) ранее знакомых личностей; в) отношения между собой и объектом восприятия, наконец г) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции. Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно по крайней мере определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае.

Произвольные представления о связи различных хар-к чел-ка получили название «иллюзорных корреляций». Эти своеобразные «стереотипы» основываются не только на «жизненном» опыте», но часто на обрывках знаний, сведений о различных психологических концепциях, имевших распространение в прошлом (например, идей Кречмера о связи типов конституции чел-ка с чертами его характера, идей физиогномики о соответствии черт лица некоторым психологическим хар-кам и т.д.). А.А. Бодалев получил в этом отношении весьма интересные данные: из 72 опрошенных им людей относительно того, как они воспринимают внешние черты других людей, 9 ответили, что квадратный подбородок - признак сильной воли, 17 - что большой лоб - признак ума, 3 отождествляют жесткие волосы с непокорным характером, 16 - полноту с добродушием, для двух толстые губы - символ сексуальности, для пяти малый рост - свидетельство властности, для одного чел-ка близко посаженные друг к другу глаза означают вспыльчивость, а для пяти других красота - признак глупости (Бодалев, 1982. С. 118). Никакой тренинг в полной мере не сможет снять эти житейские обобщения, однако он может хотя бы озадачить чел-ка в вопросе о «безусловности» его суждения по поводу других людей.

Межличностная аттракция. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому чел-ку, получила название исследования аттракции. Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то чел-ка для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого чел-ка, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства хар-к субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» хар-к процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Существуют даже две взаимоисключающие теории любви: пессимистическая, утверждающая негативное воздействие любви на развитие личности (возникновение зависимости от любимого чел-ка), и оптимистическая, утверждающая, что любовь способствует снятию тревоги, более полной самоактуализации личности. Любовные стили: страсть, игра, дружба, размышление, одержимость, бескорыстная самоотдача.

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда из-за недостатка информации, неправильного толкования чужих эмоций и чувств человек искаженно оценивает тот или иной поступок другого. Чаще всего эти выводы построены на основе собственных домыслов или сложившегося мнения о человеке.

История и исследование феномена в психологии

Основателем термина "каузальная атрибуция" в психологии стал исследователь Ф. Хайдер в середине ХХ века. Он впервые озвучил схемы, показывающие причины, по которым человек создает мнение о каком-то событии или человеке. Идею Хайдера сразу же подхватили другие психологи, в частности Ли Росс и Джордж Келли.

Огромную работу в познании причин поведения проделал Келли, расширив круг исследований до оснований приписывания Чем больше один человек узнает другого, тем больше его охватывает желание узнать мотив его поступков. В процессе познания человек опирается на уже известные ему данные, но порой их бывает слишком мало для создания целостной картины поведения и объяснения действий. Вопрос не может остаться нерешенным, из-за недостатка информации человек начинает додумывать то, что не смог объяснить. То есть незнание причин чужих поступков дает человеку повод придумать их самому, опираясь на собственные наблюдения за поведением другого человека. описан в психологии как "каузальная атрибуция".

Критерии приписывания причин поведения за Келли.

Значительный шаг в помогла сделать каузальная атрибуция как феномен В своей теории Келли пытался установить, какими критериями пользуется человек при попытке объяснить причины чужого поведения. В ходе исследований было установлено 3 критерия:

    данное поведение является для человека постоянным (критерий постоянства);

    подобным поведением человек отличается от других (критерий исключительности);

    обычность поведения (критерий консенсуса).

Если возникшую проблему человек решает так, как и предыдущие, значит его поведение постоянное. Когда при ответе на очевидный вопрос человек отвечает совсем по-другому, напрашивается вывод о принципе исключительности. "В сложившейся ситуации так ведут себя многие" - прямое доказательство обычности. В поиске причин объяснения чужого поведения человек в большей или меньшей мере вписывается в эту схему. Она дает лишь общие характеристики, а набор причин у каждого индивидуален. Остается вопрос, на который до сих пор не смогла дать ответ каузальная атрибуция: к использованию каждого из критериев в какой ситуации прибегнет человек?

Проявление каузальной атрибуции по отношению к себе и другим

Особенностью этого феномена является то, что человек по отношению к себе применяет абсолютно другие мотивы поведения. Ошибки каузальной атрибуции состоят в том, что человек обосновывает чужие поступки личностными качествами. А свои действия объясняет внешними обстоятельствами - конечно, ведь к себе мы более снисходительны. В ситуации, когда другой человек не выполнил возложенное на него задание, мы даем ему звание лентяя и безответственного человека. Если задание не выполнил я, значит, мне помешала погода, громкая музыка за стеной, и т.п. Причина такого представления состоит в том, что свое поведение мы считаем нормальным, а поведение, отличающееся от нашего, мы трактуем как ненормальное.

Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция -- это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия. Значимое влияние на процесс межличностного восприятия оказывают установки и прошлый опыт субъекта восприятия. В повседневном общении люди, не зная действительных причин поведения другого человека или зная их недостаточно, в условиях дефицита информации начинают приписывать другому как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с другим образцом, имеющимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Таким образом, возникает целая система способов такого приписывания, которая в социальной психологии получила название каузальная атрибуция.

Каузальная атрибуция считается уникальным психологическим феноменом, характеризующим человеческое восприятие эмоций, мотивов и причин того или иного поведения другого человека. При отсутствии достаточного количества необходимой информации о конкретном человеке либо о ситуации, в которой он находится, у прочих людей возникает искаженная интерпретация ситуации.

Теория каузальной атрибуции предполагает наличие двух показателей, определяющих меру и степень приписывания взамен действительных фактов:

  • 1. соответствие действия социально-ролевым ожиданиям (т.е. чем меньше информации, тем меньше соответствие, тем больше степень приписывания);
  • 2. соответствие поведения общепринятым культурным нормам.

В соответствии с теорией каузальной атрибуции классификация феномена «приписывания» подразделяется на два вида атрибуции:

  • · диспозиционная (причинно-следственная связь приписывается человеку, который совершил поступок);
  • · ситуативная (причинно-следственная связь приписывается объекту, на который обращено действие).

Согласно теории атрибуции Гарольда Келли, какими именно - внутренними или внешними причинами мы объясняем чье-либо поведение, зависит от трех факторов: постоянства, различий и консенсуса.

Причина кроется в ситуации, если: человек всегда ведет себя подобным образом в аналогичной ситуации (постоянство), ведет себя по-разному в разных ситуациях (различие) и другие люди также ведут себя подобным образом в аналогичной ситуации (консенсус).

Согласно исследованиям, анализируя собственные действия, являясь непосредственным участником, человек больше склонен интерпретировать их ситуационными причинами, а анализируя поведение других людей, являясь наблюдателем - диспозиционными. Таким образом, объясняя чье-либо поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления черт и установок индивида. Это явление получило название «фундаментальная ошибка атрибуции». Из-за этой ошибки наблюдатели часто склонны переоценивать роль и ответственность личности в происходящем. Однако, здесь есть некоторые оговорки: во-первых, по мере того как образ человека, которого наблюдатели видели лишь однажды, стирается из их памяти, возрастает роль, приписываемая ими ситуации. И во-вторых, люди, чье внимание в большинстве ситуаций сосредоточено на них самих, видят себя преимущественно так же, как наблюдатели, т. е. со стороны: они объясняют свое поведение в первую очередь своими личностными качествами и лишь во вторую - ситуацией. Все эти эксперименты указывают на причину ошибки атрибуции: мы находим причины там, где ищем их.

На ошибку атрибуции влияют также и культурные различия. Так, западное мировоззрение предрасполагает к тому, чтобы считать причиной событий не ситуации, а именно людей.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Так, например, влияют обрывочные сведения, полученные нами до контакта с человеком. Если мы получаем различные разрозненные сведения, то большее влияние на формирование мнения о человеке окажут те, которые мы сочтем наиболее важными для себя. Допустим, вам предстоит встреча с незнакомой вам девушкой, про которую вам сказали, что она «умная, бесстрашная, ленивая и искренняя». Результаты изучения того, каким образом люди связывают подобную информацию, позволяют предположить, что вы, скорее всего, «взвесите» каждое из этих определений с точки зрения их значимости для вас. Если вы считаете искренность наиболее важным качеством, вы придадите ей большее значение; вероятно также, что вы будете более чувствительны к негативной информации. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г.М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

Кроме того, с каузальной атрибуцией тесно связаны два эффекта: эффект ореола, а также эффекты первичности и новизны.

Эффект ореола (галоэффект) -- это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Атрибуция древних памятников. Методы атрибуции. Заниматься атрибуцией. Атрибуция опирается на анализ стиля, сюжета, на результаты физических и химических исследований.

Психол.Попытка понять поведение человека, группы лиц, социальной общности в условиях дефицита информации путем домысливания; механизм объяснения причин чьего-л. поведения.

Социальная атрибуция. Личностная атрибуция.

Энциклопедическая информация Началом теоретического и эмпирического изучения атрибуции послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонса, К. Е. Дэвиса (1965), X. Келли (1967). Разработка понятия атрибуции началась с выявления того, как люди объясняют себе мотивы чужого и и своего поведения (атрибуция каузальная). Современное понятие атрибуции охватывает приписывание различных психических свойств себе и другим людям (личностных характеристик, способностей), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. Наиболее распространено понятие «фундаментальная ошибка атрибуции», заключающееся в тенденции придавать большее значение личностным (диспозиционным) факторам и игнорировать ситуационные влияния при описании людей и их поведения, что может приводить к неправильным, неадекватным атрибуциям. Термин введен Л. Россом (1977). (Т. В. Анисимова)

Нередко мы пытаемся понять причины действий других. При этом оценка поведения может быть связанной как с обстоятельствами, так и с личными характеристиками конкретного человека. Такое оценивание называют «каузальная атрибуция». Что такое теория каузальной атрибуции — вопрос, требующий детального рассмотрения.

Что такое каузальная атрибуция?

Специалисты в области психиатрии говорят, что каузальная атрибуция – это отдельный феномен межличностного восприятия, заключающийся в интерпретации, приписывании причин действий другого человека при дефиците информации о настоящих причинах его поведения. Этот термин сформировался в западной социальной психологии и общее представление смог получить в разработанной исследователями теории атрибуции.

Каузальная атрибуция — виды и ошибки

Каузальная атрибуция в психологии показывает различные закономерности, приводящие к ошибкам восприятия. Собственные неудачи и успешность других люди могут объяснять, применяя ситуативную атрибуцию.

Зачастую все мы стараемся относиться к себе лояльнее и мягче, нежели к окружающим нас людям. Чтобы проанализировать свои успехи и неудачи других применяется личностная атрибуция. Интересным можно назвать тот факт, что причину успеха нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. В этом и состоит особенность психики человека.

Виды каузальной атрибуции

Говоря, что подразумевает каузальная атрибуция, важно помнить про ее виды. Психологи называют три вида каузальной атрибуции:

  1. Объектная каузальная атрибуция – причинно-следственную связь приписывают тому объекту, на который обращается действие.
  2. Личностная – приписывают совершившему поступок человеку.
  3. Обстоятельственная – приписывается обстоятельствам

Ошибки каузальной атрибуции

Выделяют типичные ошибки каузальной атрибуции:

  1. Тенденция к переоценке роли личностных факторов и способности недооценивать влияние ситуации, обстоятельств. Данная ошибка является характерной для тех, кого можно назвать наблюдателями. Ставя оценку поведению другого человека, нередко можно увидеть определенную закономерность. Так, при неудачах говорят, что кто-то не очень постарался, либо, что у людей не хватает способностей. Когда же результат деятельности успешный, мы можем утверждать, что им повезло. Если речь идет про самоатрибуцию, то можно наблюдать обратную тенденцию, поскольку ее основной целью является сохранить положительную самооценку.
  2. Ошибка ложного согласия – человеку свойственно интерпретировать собственное поведение как типичное, являющееся свойственным многим людям.
  3. Ошибка разных возможностей ролевого поведения – разные социальные роли могут предполагать неодинаковое поведение. По этой причине во время атрибуции воспринимающий интерпретирует поведение других согласно с их социальными ролями.
  4. Игнорирование информационного значения того, что не случилось – тенденция брать во внимание исключительно очевидные факты.

Каузальная атрибуция и межличностная аттракция

Под межличностной аттракцией в психологии понимают симпатию, привязанность и отношения между людьми. Каждый из нас не только воспринимает окружающих, но и формирует свое к ним отношение. При этом к каждому оно будет индивидуальным. Такая аттракция влияет на сам феномен каузальной атрибуции. Другими словами, когда отношение к человеку положительное, то и объяснение причины поступков, и поведение может быть мягче и лояльнее. Когда человек откровенно несимпатичен, причины действий человека могут беспощадно раскритикованы.

Каузальная атрибуция в общении

Чтобы понять, что означает понятие каузальная атрибуция, важно знать, когда же она возникает. Появляется она при возникновении неожиданных преград на пути совместной деятельности – при возникновении сложностей и конфликтов, столкновении интересов и взглядов. В тот момент, когда все это происходит, люди применяют каузальную атрибуцию. Другими словами мы приписываем причины поведения другим людям и чем больше сложностей при взаимодействии, тем серьезнее подходим к поиску причины.

Примером каузальной атрибуции может быть опоздание на встречу с друзьями. Кто-то из ожидающих уверен, что это может быть связано с погодой, другой полагает, что опаздывает друг по причине легкомыслия, а третий и вовсе сомневается, сообщили ли опаздывающему про место встречи. Так у всех друзей разные представления про причины опоздания: обстоятельства, особенности и свойства характера, причина в себе.

В процессе социального взаимодействия человек воспринимает другого вместе с его действиями и «через» действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком и в конечном счете успешность совместной деятельности. Существует довольно обширное направление в социальной психологии: исследования процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения.

Каузальной атрибуцией называется стремление людей найти объяснение тому, что происходит с ними и вокруг них. Такие объяснения необходимы людям по разным причинам.

Когда человеку понятно то, что происходит с ним и вокруг него, он в состоянии управлять происходящим и но мере возможности избегать неприятных последствий, непредвиденных событий как для себя самого, так и для близких ему людей.

2. Человек в этом случае избавляется от чувства тревоги, связанного с непониманием происходящего.

3. Понимание происходящего позволяет человеку вести себя разумно в сложившейся ситуации, выбирать рациональный способ действий.

Каузальная атрибуция. Когда возникает казуальная атрибуция? Она возникает в тот момент, когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. При возникновении трудностей и конфликтов, при столкновении интересов, взглядов. Когда это происходит, люди прибегают к каузальной атрибуции, т.е. мы стараемся приписать причины поведения другим людям – объяснить поведение других. Чем больше затруднений встречается при взаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин.

В качестве примера: кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой, что опоздание — результат легкомыслия, третий – сомневается, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, четвертый – что их специально заставляют ждать.

Таки образом у всех разные представления о причинах опоздания. 1 – обстоятельства, 2 – особенности личности, 3 – причина в себе, 4 – опоздание намеренное и целенаправленное. Причины мотивирования атрибуции разные, потому что приятели по- разному проводят атрибуцию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.