Речевое развитие. Чтение художественной литературы

Чтобы как следует подготовиться к самому главному празднику года, каждый ребёнок должен выучить хотя бы одно новогоднее стихотворение. «Летидор» собрал самые красивые и волшебные тексты, которые понравятся самому привередливому Дедушке Морозу.

Новогодние стихи для самых маленьких (3 – 4 года)

Малышам предложите выучить простое, короткое и понятное стихотворение. Для первого опыта - важно не переборщить с размером стиха. Выбирайте небольшой – на 4 – 8 строчек. Внимательно прочитайте стихотворение вслух, уточните, все ли слова понятны ребёнку. А теперь можно приступать!

Санки (С. Островский)

Съезжают санки сами вниз,

Но есть у них один каприз.

Чтоб с горки мчались сани,

Мы вверх их тащим сами.

Снег (отрывок стихотворения, А. Барто)

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Новый год, Новый год,

Очень скоро он придёт.

Будем ёлку украшать

Мы с братишкой вместе,

Вместе будем танцевать,

И споём мы песню.

Встали девочки в кружок (А. Барто)

Встали девочки в кружок,

Встали и примолкли.

Дед Мороз огни зажег

На высокой елке.

Наверху звезда,

Бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елка.

Пусть горит всегда.

Ах, какой хороший,

Добрый Дед Мороз!

Елку нам на праздник

Из лесу принес.

Огоньки сверкают,

Красный, голубой,

Хорошо нам, елка,

Весело с тобой!

Для детей постарше можно выбирать стихотворения длиннее. Важно по-прежнему избегать сложных слов, абстрактных образов и понятий, с которыми ребёнок не встречается в жизни. А еще одно условие для быстрого заучивания - оно должно нравиться малышу.

Про Новый год (О. Приваленко)

Новый год я ждал давно,

На снежинки дул в окно

Во дворе растущей ёлке

Снегом посыпал иголки.

Если стукнет Дед Мороз,

Не замерзнет ёлкин нос.

Хитрые санки (И. Бурсов)

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои санки

Убегают от меня.

Не успею сесть верхом,

Санки - с места и бегом...

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня.

А под горкой мои санки

За сугробом ждут меня.

Непослушным, скучно им

Подниматься вверх одним.

Первый снег (А. Голякин)

Утром выпал первый снег

Белый и холодный

Значит скоро к нам придет

Праздник новогодний.

Огоньки на нашей елке

Засверкают ярко!

И веселый Дед Мороз

Принесет подарки.

Под Новый год (С. Михалков)

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается –

Все всегда произойдет,

Все всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Не лениться, не зевать

За свое мучение.

** Скоро Новый год (З. Орлова)**

Скоро, скоро Новый год!

Он торопится, идёт!

Постучится в двери к нам:

Дети, здравствуйте, я к вам!

Праздник мы встречаем,

Ёлку наряжаем,

Вешаем игрушки,

Шарики, хлопушки...

Скоро Дед Мороз придёт,

Нам подарки принесёт -

Яблоки, конфеты...

Дед Мороз, ну где ты?!

Первоклашки и второклашки способны запоминать длинные тексты. Правда, не стоит оставлять это задание на откуп ребёнку. Для него все еще важны ваша поддержка и контроль, тем более в таком ответственном деле!

Песня о ёлке (С. Маршак)

Что растет на ёлке?

Шишки да иголки.

Разноцветные шары

Не растут на елке.

Не растут на елке

Пряники и флаги,

Не растут орехи

В золотой бумаге.

Эти флаги и шары

Выросли сегодня

Для российской детворы

В праздник новогодний.

В городах страны моей,

В селах и поселках

Столько выросло огней

На веселых ёлках!

Декабрь (С. Маршак)

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по елке

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.

Серебром звезду зажег

Добежавший до макушки

Самый смелый огонек.

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют – двенадцать раз.

Новогодняя хороводная (Ю. Леднёв)

Хоровод, хоровод...

Пляшет маленький народ.

Танцевать у нашей ёлки

Мы готовы целый год!

Красота, красота...

Наша ёлочка густа.

Не достанешь до макушки.

Вот какая высота!

Под кустом, под кустом

Кто-то с рыженьким хвостом

Это хитрая лисичка,

Под кусточком лисий дом.

Снег идёт, снег идёт...

Здравствуй, здравствуй,

Новый год!

До чего ж у нас весёлый

Возле ёлки хоровод!

Хоровод, хоровод...

Пляшет маленький народ.

Танцевать у нашей ёлки

Мы готовы целый год!

Под Новый год (С. Михалков)

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания.

Не лениться, не зевать,

За своё мучение.

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать

Скромное желание -

На «отлично» выполнять

Школьные задания.

Чтобы так ученики

Стали заниматься,

Чтобы двойка в дневники

Не смогла пробраться!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Снег»

Задачи:
1. Формировать умения детей рассказывать стихотворение вместе с воспитателем.
2. Развивать умения использовать в речи предлоги; понимать инструкции взрослого.
3. Уметь выполнять соответствующие движения: собираться в кружок, вертеться как «снежок».
Материал: шапочки – маски «Снежинки».
Ход деятельности:
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети : Зима.

Воспитатель: А почему вы так решили?
Высказывания детей
Воспитатель: Правильно сейчас у нас зима. Повсюду лежит снег, на улице холодно. Послушайте стихотворение А. Барто "Снег".
Педагог читает стихотворение А. Барто «Снег»
Воспитатель: Давайте встанем в кружок, закроим глазки, я посчитаю до пяти и мы превратимся в снежинки.
Воспитатель надевает шапочки – маски «Снежинки» на головы детей.
Воспитатель: Откройте глазки. Повторяйте за мной движения.
Снова читает стихотворение:
Снег, снег кружится, (Воспитатель показывает детям круговые движения кистей рук. Дети повторяют)
Белая вся улица!
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок. (Воспитатель вместе с детьми кружится)
Воспитатель читает стихотворение еще раз. Дети повторяют слова стихотворения вместе с воспитателем и выполняют соответствующие движения.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди снежинку» Я вам буду читать стихотворение, а вы проговаривайте вместе со мной слова. Когда вы будете кружиться, я покажу, кому из вас нужно будет спрятаться. А остальные ребята будут искать нашу «снежинку».
Воспитатель читает стихотворение вместе с детьми. Дети выполняют соответствующие движения. Воспитатель показывает, кому из детей прятаться.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда залетела белая снежинка?
Дети ищут снежинку.
Дети: Под стол!
Педагог вновь читает стихотворение. И опять прячет снежинку. Стихотворение читают 5-6 раз.

Конспект игрового (интегрированного) занятия по экологическому воспитанию для 2 младшей группы

Воспитатель: Чупина Вера Николаевна.

МДОУ №8 «Орлёнок»

Группа «Гномики»

Речевое развитие. Чтение художественной литературы.

Тема: Чтение стихотворения А. Барто «Снег»

Задачи: продолжать формировать умение детей на слух воспринимать текст стихотворения, запоминать отдельные слова и фразы. Закрепить знание времени года – зима. Развивать слуховую память, внимание, мышление. Активизировать речь детей, глаголами, существительными. Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям.

Активация словаря : снег кружится, завертелись, зима, снежинки.

Оборудование: иллюстрации о зиме и зимних забавах, снежинки, вата.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Источник: составлен воспитателем.

Ход занятия:

Организационный момент

концентрация внимания. "Громко - тихо"(роняю погремушки, когда дети подошли, роняю ещё и проговариваю о шуме, созданном при падении-громко, собираем. Затем предлагаю послушать, как падают снежинки – не слышим-тихо падают (роняла бумажные снежинки)

Сюрпризный момент

Воспитатель: Прилетела снежинка. Ребята она хочет у вас узнать, а какое сейчас время года.

Дети: Зима!

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что снег.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый!

Воспитатель: А ещё?

Дети: Холодный.

Воспитатель: Где лежит снег?

Дети: На земле.

Воспитатель: А ещё?

Дети: На деревьях, домах, скамейках, столиках. Все дорожки засыпал снег.

Основная часть

Воспитатель: Посмотрите, и у нас на картинках много снега (рассмотреть иллюстрации о зиме).

Что здесь изображено? Ответы детей. Отвечают на вопросы воспитателя используя в речи предложения из 2-3 слов.

(Снег, деревья, детки, что делают – катаются, на чём – на горке, на санках, на лыжах и т. д.).

И откуда снег падает?

Дети: С неба.

Воспитатель: где небо?

Дети: Высоко!

Воспитатель: А земля – низко!

Воспитатель: Снег падает, кружится в воздухе. Помните, мы с вами на улице ловили снежинки, на варежки они к нам падали. А мы их сдували. Хотите подуть на снежинки?

Дети: да

Упражнение на развитие речевого дыхания "Снежинки" (Раздать ватки детям – упражнение на развитие речевого дыхания, дети дуют 2-3 раза).

Воспитатель: Вот сколько снежинок упало.

Воспитатель читает стихотворение Агнии Барто «Снег».

Снег, снег кружится

Белая вся улица,

Встали дружно мы в кружок,

Завертелись как снежок.

Воспитатель: А теперь детки будут снежинками.

Динамическая пауза

Повторить вместе с детьми (упал снежок, дети присели).

Вопросы по стихотворению:

Воспитатель: Что снег делает? (Кружится – дети отвечают хором и индивидуально).

Воспитатель: Какая улица?

Дети: Белая.

Воспитатель: почему?

Дети: Снег закрыл всю улицу.

Воспитатель: Детки куда собрались?

Дети: в кружок!

Воспитатель: Что детки делают?

Дети: Закружились.

Воспитатель: Правильно. Закружились, как «снежок»

Ещё поиграем?

Воспитатель читает ещё раз стихотворение. Дети помогают по желанию, подговаривают слова. Молодцы!

Физкультминутка "Снежинки" (бег, имитируя полет снежинок)

Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Повторяют движения и текст (окончания фраз) вместе с воспитателем

Психогимнастика на расслабление "Снежинки".

Итог занятия Заключительная часть:

Воспитатель: Что мы делали сегодня на занятии? (отгадывали загадки, читали стихотворение и т. д.) Давайте с вами повторим стихотворение Агнии Барто «Снег».

О чём это стихотворение? (о зиме, о первом снеге и т. д.)

Как оно называется? (снег)

Кто написал стихотворение «снег»? (Барто)

Вам понравилось это стихотворение? (Да)

Оксана Щеткова
НОД по ОО «Чтение художественной литературы». Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег» (первая младшая группа)

.художественная литература

Тема

:Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»

Цель

: продолжать формировать умение детей на слух воспринимать текст стихотворения, запоминать отдельные слова и фразы. Закрепить знание времени года – зима. Развивать слуховую память,внимание,мышление. Активизировать речь детей, глаголами,существительными. Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям.

Д. И «Угадай на чём играю»

Словарь:снег кружится, завертелись,зима.

Материалы:иллюстрации,напечатанные буквы и слова.

Ход занятия:

Организационный момент

Психогимнастика на концентрацию внимания. "Громко - тихо".

Сюрпризный момент

Прилетела снежинка. Ребята она хочет у вас узнать, а какое сейчас время года.

Зима! Почему? Потому что снег. Какой снег? Белый! А ещё? Холодный. Где лежит снег? На земле. А ещё? На деревьях, домах, скамейках, столиках. Все дорожки засыпал снег.

Посмотрите, и у нас на картинках много снега (рассмотреть иллюстрации о зиме).

Что здесь изображено? (Снег, деревья, детки, что делают – катаются, на чём – на горке, на санках, на лыжах и т. д.).

И откуда снег падает? С неба – где небо? Высоко! А земля – низко!

1 группа 2 группа

Отвечают на вопросы воспитателя используя в речи предложения из 2-3 слов. Отвечают на вопросы используя в речи предложения из 3-4 слов.

Снег падает, кружится в воздухе. Помните, мы с вами на улице ловили снежинки, на варежки они к нам падали. А мы их сдували. Хотите подуть на снежинки?

Упражнение на развитие речевого дыхания "Снежинки" (Раздать ватки детям – упражнение на развитие речевого дыхания, дети дуют 2-3 раза).

Вот сколько снежинок упало.

Воспитатель читает стихотворение Агнии Барто «Снег».

Снег,снег кружится

Белая вся улица,

Встали дружно мы в кружок,

Завертелись как снежок.

А теперь детки будут снежинками.

Динамическая пауза

1 группа 2 группа

Повторить вместе с детьми (упал снежок, дети присели).

Вопросы по стихотворению:

Что снег делает? (Кружится – дети отвечают хором и индивидуально).

Какая улица? – Белая – почему? – Снег закрыл всю улицу.

Детки куда собрались?– в кружок!

Что детки делают? – Закружились. Правильно. Закружились, как «снежок»

Ещё поиграем?

Воспитатель читает ещё раз стихотворение. Дети помогают по желанию, подговаривают слова. Молодцы!

Физкультминутка "Снежинки" (бег, имитируя полет снежинок)

Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

1 группа 2 группа

Повторяют движения и текст (окончания фраз)вместе с воспитателем Повторяют движения и текст самостоятельно

Игра с буквами "Найди и назови".

Психогимнастика на расслабление "Снежинки".

Итог занятия

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Чтение стихотворения А. Барто «Мишка» А. Барто «Мишка!» Цель: Познакомить детей с новым стихотворением. Учить слышать и понимать воспитателя, повторять за ним слова или небольшие.

Конспект коммуникативной деятельности (художественная литература). Чтение стихотворения А. Барто «Мячик» Цель:помочь детям запомнить стихотворение А. Барто «Мячик». Задачи: Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя.

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто. Задачи. Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя. Расширять.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» Цель: познакомить детей.

Конспект занятия «Чтение и заучивание стихотворений А. Барто, описание игрушек» для детей первой младшей группы Программное содержание: 1. Побуждать к выражению своих впечатлений, отвечать на вопросы воспитателя; выразительно читать наизусть знакомые.

Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. Барто «Кораблик» (младшая группа) Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Заучивание.

Конспект НОД по развитию речи в 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группе. Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» Цель: помочь детям запомнить стихотворение.