Условия существования электрического тока в газах. Свободные заряды в газе

Сочинения по литературе: Образ руси в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души. Работу над "Мертвыми душами" Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им. Сам писатель неоднократно подчеркивал грандиозность и широту своего замысла: "...какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!" - сообщал он Жуковскому в 1836 году. В "Мертвых душах" Гоголь поставил самые острые и больные вопросы современной жизни. Он показал разложение крепостного строя, историческую обреченность его представителей. Вместе с тем Гоголь дал уничтожающую оценку тем проявлениям новых, буржуазных тенденций, стремлению к обогащению, носителем которых выступает Павел Иванович Чичиков.

Уже само название поэмы - "Мертвые души" - имело огромную разоблачающую силу, носило в себе, по словам Герцена, "что-то наводящее ужас", "иначе он не мог назвать; не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы. Маниловы и все им подобные - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу" "Уездный сентиментальный мечтатель", "размазня", по слову Белинского. Манилов, казалось бы, не только безобиден, но и приятен в своем обращении. Он услужлив, любезен, гостеприимен. Манилов мечтает о "благополучии дружеской жизни", строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер, "небокоптитель", у которого слова расходятся с делом. Коробочка - жадная накопительница, "дубиноголовая", как ее назвал Гоголь, лишенная всяких других чувств стяжательница. Крохоборство, скупость, мелочная алчность, подозрительность, полное отсутствие всяких интересов отличает эту провинциальную помещицу, одну "из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов".

Ярким типом, сочетающим в себе наглость, лживость, назойливость, беспринципность и полную неразборчивость в средствах для достижения своих корыстных и низменных целей, является плут и негодяй Ноздрев. Помещик Собакевич как бы символизирует мрачный и тяжеловесный крепостной уклад. Это - заядлый и убежденный крепостник, цинично обнажающий свою грубую и человеконенавистническую натуру. Он враждебно относится ко всему новому, для него ненавистна сама мысль о "просвещении". Замыкает эту галерею Плюшкин - предел человеческого падения, страшная карикатура на собственника. Среди мировых образов скупца, созданных Шекспиром, Мольером, Пушкиным, Бальзаком. Плюшкин занимает особое место, выделяясь утратой всего человеческого. Скупость стала его болезнью, страстью. Это даже не столько комическая, сколько трагическая фигура.

Страшному в своей неподвижности и косности миру помещиков, цепляющихся за старое, живущих в сфере патриархально-крепостнических устоев, противостоит ловкий и предприимчивый аферист Павел Иванович Чичиков, на скупке которым "мертвых душ" - крепостных, еще числившихся в ревизских списках, основан сюжет поэмы. Чичиков - человек новой формации. Он делец, "приобретатель", "рыцарь копейки", в котором уже сказались отрицательные черты проникновения в Россию новых буржуазно-капиталистических веяний, растущего значения денежных отношений. Показное благополучие Чичикова - лишь маска, прикрывающая беспредельный эгоизм и душевную нечистоплотность. Сатира, "смех" Гоголя в "Мертвых душах" проникнуты горьким раздумьем, напряженным, скорбным чувством автора. Показывая все уродство и духовное убожество своих героев, он все время переживает утрату в них человеческого начала. Это "смех сквозь слезы", как определил писатель своеобразие своего творческого метода. Поэму восторженно приветствовал Белинский, увидевший в ней "творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни: творение необъятно художественное...

"Мертвые души" - вершина в творчестве Н.В.Гоголя. В поэме автор сделал глубокие художественные открытия и обобщения. В основу идейного замысла произведения положены мысли писателя о народе и о будущем России. Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. В произведении создан коллективный собирательный образ народа.

Заезжая вместе с Чичиковым в помещичьи усадьбы, читатель может сделать определенные выводы о положении крестьян. У Манилова перед взором героя промелькнули "серенькие бревенчатые избы" и оживляющие вид фигуры двух баб, тащивших "изорванный бредень". В еще более ужасной нищете живут крестьяне у Плюшкина: "… бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…" У того, кто "плохо кормит людей", они и "мрут, как мухи", многие спиваются или находятся в бегах. У кулака Собакевича и прижимистой Коробочки крестьянам тоже живется нелегко. Деревенька помещицы – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот "уступила" третьего года протопопу "двух девок по сто рублей каждую". Еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает, где право, где лево. Этот ребенок растет, как сорная трава. Коробочка проявляет беспокойство о девчонке, но не более чем о вещи: "… только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы".

Помещики, изображенные в поэме, - не злодеи, а обычные, типичные для данной среды люди, но они владеют душами. Для них крепостной не человек, а раб. Гоголь показывает беззащитность крестьянина перед помещичьим произволом. Крепостник распоряжается судьбой человека, может продать или купить его: живого или даже мертвого. Таким образом, Гоголь создает обобщенный образ русского народа, показывая, сколько бед стережет его: неурожаи, болезни, пожары, власть помещиков, хозяйственных и бесхозяйственных, скупых и рачительных.

Крепостное право губительно действует на трудовой народ. У крестьян появляется тупая покорность, безразличие к собственной судьбе. В поэме показаны забитые мужики дядя Митяй и дядя Миняй, загнанный Плюшкиным Прошка в огромных сапогах, глупая девчонка Пелагея, пьяницы и лентяи Петрушка и Селифан. Автор сочувствует тяжелому положению крестьян. Он не умолчал о народных бунтах. Чиновники и Плюшкин вспомнили, как недавно за пристрастие заседателя Добряжкина к деревенским бабам и девкам казенные крестьяне селений Вшивая спесь и Задирайлово стерли земскую полицию с лица земли. Губернское общество сильно тревожится при мысли о возможности бунта беспокойных крестьян Чичикова при их переселении в Херсонскую область.

В обобщенном образе народа автор выделяет колоритные фигуры и яркие или трагичные судьбы. В уста Чичикова вложены раздумья автора о не живущих уже на земле крестьянах. Впервые в поэме показаны действительно живые люди, но жестокая ирония судьбы заключается в том, что они-то уже закопаны в землю. Мертвые поменялись местами с живыми. В списке Собакевича обстоятельно отмечены достоинства, перечислены профессии; у каждого крестьянина – свой характер, своя судьба. Пробка Степан, плотник, "всю губернию исходил стопором за поясом и сапогами на плечах". Максим Телятников, сапожник, "учился у немца… был бы чудо, а не сапожник", а из гнилой кожи сшил сапоги – и лавка запустела, и пошел он "попивать да валяться по улицам". Каретник Михеев – народный умелец. Он делал прочные экипажи, которые славились на всю округу.

В воображении Чичикова воскресают молодые, здоровые, работящие, одаренные люди, ушедшие из жизни в цвете лет. С горьким сожалением звучит авторское обобщение: "Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!" Не могут не вызывать сочувствия изломанные судьбы беглых крестьян Плюшкина. Кто-то из них по тюрьмам мается, кто-то подался к бурлакам и тащит лямку "под одну бесконечную, как Русь, песню".

Таким образом, Гоголь среди живых и мертвых находит воплощение различных качеств русского характера. Его Родина – Русь народная, а не поместно-чиновничья. В лирической части "Мертвых душ" автор создает абстрактно-символические образы и мотивы, которые отражают его размышления о настоящем и будущем Руси, - "меткое русское слово", "чудо-дорога", "Русь моя", "птица-тройка". Автор восхищается меткостью русского слова: "Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…" Меткость выражений отражает бойкий, живой ум русского мужика, который способен одной чертой обрисовать явление или человека. Этот удивительный дар народа отражается в созданных им пословицах и поговорках. В своем лирическом отступлении Гоголь перефразирует одну из таких пословиц: "Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором". Автор убежден, что по творческой силе русскому народу нет равных. В его фольклоре отражается одно из главных качеств русского человека – душевность. Меткое, бойкое слово у мужика вырывается "из-под самого сердца".

Образ Руси в авторских отступлениях пронизан лирическим пафосом. Автор создает образ идеальный, возвышенный, притягивающий "тайной силой". Он не даром говорит о "чудном, прекрасном далёке", из которого смотрит на Россию. Это эпическая даль, даль "могучего пространства": "у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.." Яркие эпитеты передают мысль об удивительной, неповторимой красоте России. Автор поражен и далью исторического времени. Риторические вопросы содержат утверждения об уникальности русского мира: "Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?" Герои, изображенные в повествовании о похождениях Чичикова, лишены эпических качеств, это не богатыри, а обычные люди с их слабостями и пороками. В эпическом образе России, созданном автором, для них не находится места: они исчезают, подобно тому, "как точки, значки, неприметно торчат среди равнин невысокие города".

В финале поэмы Гоголь создает гимн дороге, гимн движению – источнику "чудных замыслов, поэтических грез", "дивных впечатлений". "Русь-тройка" - емкий символический образ. Автор убежден, что у России великое будущее. Риторический вопрос, обращенный к Руси, пронизан верой в то, что дорога страны – дорога к свету, чуду, перерождению: "Русь, куда же несешься ты?" Русь-тройка возносится в другое измерение: "кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг" "и мчится вся вдохновенная Богом". Автор верит, что Русь-тройка летит по пути духовного преображения, что в будущем появятся настоящие, "добродетельные" люди, живые души, способные спасти страну.

«Мертвые души» - вершина в творчестве Н.В.Гоголя. В поэме автор сделал глубокие художественные открытия и обобщения. В основу идейного замысла произведения положены мысли писателя о народе и о будущем России. Для Гоголя, как и для многих других писателей, тема Руси связана с темой народа. В произведении создан коллективный собирательный образ народа. Заезжая вместе с Чичиковым в помещичьи усадьбы, читатель может сделать определенные выводы о положении крестьян. У Манилова перед взором героя промелькнули «серенькие бревенчатые избы» и оживляющие вид фигуры двух баб, тащивших «изорванный бредень». В еще более ужасной нищете живут крестьяне у Плюшкина: «… бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном…» У того, кто «плохо кормит людей», они и «мрут, как мухи», многие спиваются или находятся в бегах. У кулака Собакевича и прижимистой Коробочки крестьянам тоже живется нелегко. Деревенька помещицы – источник меда, сала, пеньки, которыми Коробочка торгует. Поторговывает она и самими крестьянами – вот «уступила» третьего года протопопу «двух девок по сто рублей каждую». Еще одна деталь: девчонка Пелагея из барской дворни лет одиннадцати, посланная Коробочкой показать Селифану дорогу, не знает, где право, где лево. Этот ребенок растет, как сорная трава. Коробочка проявляет беспокойство о девчонке, но не более чем о вещи: «… только ты смотри: не завези ее, у меня уже одну завезли купцы». Помещики, изображенные в поэме, - не злодеи, а обычные, типичные для данной среды люди, но они владеют душами. Для них крепостной не человек, а раб. Гоголь показывает беззащитность крестьянина перед помещичьим произволом. Крепостник распоряжается судьбой человека, может продать или купить его: живого или даже мертвого. Таким образом, Гоголь создает обобщенный образ русского народа, показывая, сколько бед стережет его: неурожаи, болезни, пожары, власть помещиков, хозяйственных и бесхозяйственных, скупых и рачительных. Крепостное право губительно действует на трудовой народ. У крестьян появляется тупая покорность, безразличие к собственной судьбе. В поэме показаны забитые мужики дядя Митяй и дядя Миняй, загнанный Плюшкиным Прошка в огромных сапогах, глупая девчонка Пелагея, пьяницы и лентяи Петрушка и Селифан. Автор сочувствует тяжелому положению крестьян. Он не умолчал о народных бунтах. Чиновники и Плюшкин вспомнили, как недавно за пристрастие заседателя Добряжкина к деревенским бабам и девкам казенные крестьяне селений Вшивая спесь и Задирайлово стерли земскую полицию с лица земли. Губернское общество сильно тревожится при мысли о возможности бунта беспокойных крестьян Чичикова при их переселении в Херсонскую область. В обобщенном образе народа автор выделяет колоритные фигуры и яркие или трагичные судьбы. В уста Чичикова вложены раздумья автора о не живущих уже на земле крестьянах. Впервые в поэме показаны действительно живые люди, но жестокая ирония судьбы заключается в том, что они-то уже закопаны в землю. Мертвые поменялись местами с живыми. В списке Собакевича обстоятельно отмечены достоинства, перечислены профессии; у каждого крестьянина – свой характер, своя судьба. Пробка Степан, плотник, «всю губернию исходил стопором за поясом и сапогами на плечах». Максим Телятников, сапожник, «учился у немца… был бы чудо, а не сапожник», а из гнилой кожи сшил сапоги – и лавка запустела, и пошел он «попивать да валяться по улицам». Каретник Михеев – народный умелец. Он делал прочные экипажи, которые славились на всю округу. В воображении Чичикова воскресают молодые, здоровые, работящие, одаренные люди, ушедшие из жизни в цвете лет. С горьким сожалением звучит авторское обобщение: «Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!» Не могут не вызывать сочувствия изломанные судьбы беглых крестьян Плюшкина. Кто-то из них по тюрьмам мается, кто-то подался к бурлакам и тащит лямку «под одну бесконечную, как Русь, песню». Таким образом, Гоголь среди живых и мертвых находит воплощение различных качеств русского характера. Его Родина – Русь народная, а не поместно-чиновничья. В лирической части «Мертвых душ» автор создает абстрактно-символические образы и мотивы, которые отражают его размышления о настоящем и будущем Руси, - «меткое русское слово», «чудо-дорога», «Русь моя», «птица-тройка». Автор восхищается меткостью русского слова: «Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство…» Меткость выражений отражает бойкий, живой ум русского мужика, который способен одной чертой обрисовать явление или человека. Этот удивительный дар народа отражается в созданных им пословицах и поговорках. В своем лирическом отступлении Гоголь перефразирует одну из таких пословиц: «Произнесенное метко, все равно что писанное, не вырубливается топором». Автор убежден, что по творческой силе русскому народу нет равных. В его фольклоре отражается одно из главных качеств русского человека – душевность. Меткое, бойкое слово у мужика вырывается «из-под самого сердца». Образ Руси в авторских отступлениях пронизан лирическим пафосом. Автор создает образ идеальный, возвышенный, притягивающий «тайной силой». Он не даром говорит о «чудном, прекрасном далёке», из которого смотрит на Россию. Это эпическая даль, даль «могучего пространства»: «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..» Яркие эпитеты передают мысль об удивительной, неповторимой красоте России. Автор поражен и далью исторического времени. Риторические вопросы содержат утверждения об уникальности русского мира: «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» Герои, изображенные в повествовании о похождениях Чичикова, лишены эпических качеств, это не богатыри, а обычные люди с их слабостями и пороками. В эпическом образе России, созданном автором, для них не находится места: они исчезают, подобно тому, «как точки, значки, неприметно торчат среди равнин невысокие города». В финале поэмы Гоголь создает гимн дороге, гимн движению – источнику «чудных замыслов, поэтических грез», «дивных впечатлений». «Русь-тройка» - емкий символический образ. Автор убежден, что у России великое будущее. Риторический вопрос, обращенный к Руси, пронизан верой в то, что дорога страны – дорога к свету, чуду, перерождению: «Русь, куда же несешься ты?» Русь-тройка возносится в другое измерение: «кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг» «и мчится вся вдохновенная Богом». Автор верит, что Русь-тройка летит по пути духовного преображения, что в будущем появятся настоящие, «добродетельные» люди, живые души, способные спасти страну.

/ / / «Вся Русь» в поэме Гоголя «Мертвые души»

Толчком к написанию поэмы « » было необъяснимое желание автора раскрыть описание Руси, проехать вместе со своим героем по городам и губерниям России, обличить персоны торжествующих чиновников и помещиков, которые правили жизнью крепостных людей. Название гоголевской поэмы имеет двойное значение.

Во-первых, оно говорит о тех крестьянских душах, которые скупал Чичиков для совершения своей аферы. В те времена, с крестьянами обходились очень жестоко. Помещики могли не только продавать их мертвые души, а еще при жизни проигрывать их в карты или казино, обменивать или дарить, словно вещи или предметы.

Во-вторых, к мертвым душам можно отнести всех тех помещиков и чиновников, которые представлены нам на страницах поэмы. Их внутренний мир пуст, их душа черства, а существование бессмысленно. Поэтому, можно смело заявить, что такие люди, тело которых еще живо, уже давно умерли.

В своей поэме, полностью отказывается от любовного сюжета. Он пытается показать весь тот ужас и грязь жизни России того времени. И чувства любви здесь совсем не уместны. В обществе царит денежная увлеченность и зависимость, которая полностью поглощает все остальные качества человека.

Если обратить внимание на персону главного героя, то можно сказать, что Павел Иванович достаточно умный и смышленый человек. Но, все его положительные качества поглотились огромным желанием накопить побольше денег. А про образы помещиков вообще говорить нечего. Одни витают в облаках и своих мечтах, другие тупеют на глазах от своей жадности, третьи сплетничают и скандалят. И всех их объединяет одна цель – накопить богатство и спрятать его под подушкой.

Последовательное знакомство читателя с помещиками поэмы не случайно. Н.В. Гоголь выстраивает цепочку, по которой мы передвигаемся все дальше и дальше, в дебри помещичьей жизни. Мечтательный Манилов, затем глупая Коробочка, после нее наглый Ноздрев. Далее образ Собакевича, который похож на медведя, и в конце – потерянный Плюшкин, который и вовсе перестал быть подобен человеку. Дополняют персоны помещиков и чиновники, которые безнаказанно творили все, что им пожелалось – бездельничали, брали взятки, нарушали законы.

Параллельно с управительской Россией, Н.В. Гоголь дает характеристику и народной Руси. Простолюдивые крестьяне, в образах дяди Митяя и дяди Миняя, Селифана и Петруши, совершенно безразличны к своим жизням и судьбам. Одни любят выпить, другие преданно услуживают хозяевам. И такая судьба была у большинства населения России того времени. Были среди них единицы, мастера своего дела. Это каретник Михеев, сапожник Максим Телятников. Но, таких людей было очень мало. Поэтому, Н.В. Гоголь очень тужит по настоящей русской душе и верит, что она все-таки возродится в народе и возьмет вверх над жадностью и властью денег.

Электрическим током называют поток, который обусловлен упорядоченным движением электрически заряженных частиц. Движение зарядов принято за направление электрического тока. Электрический ток может быть кратковременным и долговременным.

Понятие электрического тока

При грозовом разряде может возникнуть электрический ток, который называют кратковременным. А для поддержания тока в течение длительного времени необходимо наличие электрического поля и свободных носителей электрического заряда.

Электрическое поле создают тела, заряженные разноименно. Силой тока называют отношение заряда, переносимое через поперечное сечение проводника за интервал времени, к этому интервалу времени. Измеряется она в Амперах.

Рис. 1. Формула силы тока

Электрический ток в газах

Молекулы газа в обычных условиях не проводят электрический ток. Они являются изоляторами (диэлектриками). Однако, если изменить условия окружающей среды, то газы могут стать проводниками электричества. В результате ионизации (при нагреве или под действием радиоактивного излучения) возникает электрический ток в газах, который часто заменяют термином «электрический разряд».

Самостоятельные и несамостоятельные газовые разряды

Разряды в газе могут быть самостоятельными и несамостоятельными. Ток начинает существовать, когда появляются свободные заряды. Несамостоятельные разряды существуют пока на него действует сила извне, то есть внешний ионизатор. То есть, если внешний ионизатор перестал действовать, то и ток прекращается.

Самостоятельный разряд электрического тока в газах существует даже после прекращения действия внешнего ионизатора. Самостоятельные разряды в физике подразделяются на тихий, тлеющий, дуговой, искровой, коронный.

  • Тихий – самый слабый из самостоятельных разрядов. Сила тока в нем очень мала (не более 1 мА). Он не сопровождается звуковыми или световыми явлениями.
  • Тлеющий – если увеличить напряжение в тихом разряде, он переходит на следующий уровень – в тлеющий разряд. В этом случае появляется свечение, которое сопровождается рекомбинацией. Рекомбинация – обратный процесс ионизации, встреча электрона и положительного иона. Применяется в бактерицидных и осветительных лампах.

Рис. 2. Тлеющий разряд

  • Дуговой – сила тока колеблется от 10 А до 100 А. Ионизация при этом равна почти 100%. Этот тип разряда возникает, например, при работе сварочного аппарата.

Рис. 3. Дуговой разряд

  • Искровой – можно считать одним из видов дугового разряда. Во время такого разряда за очень короткое время протекает определенное количество электричества.
  • Коронный разряд – ионизация молекул происходит вблизи электродов с малыми радиусами кривизны. Этот вид заряда происходит тогда, когда напряженность электрического поля резко изменяется.

Что мы узнали?

Сами по себе атомы и молекулы газа нейтральны. Они заряжаются при воздействии извне. Если говорить кратко об электрическом токе в газах, то он представляет собой направленное движение частиц (положительных ионов к катоду и отрицательных ионов к аноду). Также важным является, что при ионизации газа, его проводящие свойства улучшаются.