Вопросы школьного тура всероссийской олимпиады школьников по географии. Олимпиада по географии

Олимпиадные задания по географии 7 класс

Задание 1.

Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него».

Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

Задание 2.

Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…

О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Задание 3.

На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.

Какой это материк? Какие три океана можно пересечь? Почему север и юг мгновенно меняются местами? Почему в этих местах сложно отличить море от суши?

Задание 4.

Какой пролив одновременно соединяет два океана, два моря, разделяет два материка, две части света, два полуострова, два государства?

Укажите название этого пролива и парами названия объектов, которые он соединяет или разъединяет.

Ответы:

Задание 1.

Во время полнолуния (а также и новолуния) солнечный и лунный приливы совпадают, вследствие чего высота прилива в это время достигает наибольшей величины. Так как деятельность приливной волны главным образом интенсивна в проливах, Немо имел все основания надеяться, что поднявшаяся вода снимет его корабль с мели. Как известно читателям «20 тысяч лье под водой», это и случилось.

Задание 2.

Снег в районе экватора может оказаться только на вершинах довольно высоких гор, т.е. в тех районах, где снеговая линия находится на высоте около 5000 м над уровнем моря. Таких гор в непосредственной близости от экватора немного: это или Анды в Южной Америке, или гора Кения в Африке.

В задаче упоминается еще и «величайший шрам на лике Земли». Несомненно, речь идет о полосе Великих Восточно-Африканских разломов.

Следовательно, путешественник находился на покрытой снегом вершине Кения.

Задание 3.

Этот материк Антарктида. Ее положение позволяет пересечь Тихий, Атлантический, Индийский океаны при сохранении одного и того же пути следования вдоль ее берегов – с запада на восток или наоборот.

Для путешественника, проходящего через Южный полюс, север и юг действительно меняются местами: до полюса у путешественника север находится за спиной, юг впереди, после полюса наоборот.

В Антарктиде из-за мощных ледяных покровов, переходящих в прибрежный лед, трудно установить, где кончается суша и начинается море.

Задание 4.

Ответ: Берингов пролив.

Два океана – Тихий и Северный Ледовитый;

два моря – Чукотское и Берингово;

два материка – Евразия и Северная Америка;

две части света – Азия и Америка;

два полуострова – Чукотский и Сьюард

два государства – Россия и США

  1. Одинакова ли продолжительность одних и тех же времен года на северном и южном полушариях Земли? (Рассмотрите невисокосный год.)
    Ответ
  2. Почему в астрономических календарях длительность времен года выражается не только в целых сутках, но и в долях суток?
    Ответ

    Потому что их отсчитывают от моментов равноденствий и солнцестояний, а эти моменты наступают в разные часы суток.

  3. Компенсируется ли чем-нибудь меньшая продолжительность теплых сезонов года па южном полушарии Земли?
    Ответ

    Да, более близким расстоянием Земли от Солнца. Однако воздействие холодной Антарктиды на температуру воды и воздуха на южном полушарии гораздо существеннее.

  4. «Одна из маленьких планет в этой системе - Земля, несовершенная уже потому, что вертится вокруг своей оси наклонно, а не прямо и потому не получает от Солнца необходимой теплоты! Неизведанные, неизмеримые пространства полюсов недоступны людям. А было время, когда на Северном полюсе, согретом отвесными лучами Солнца, была такая роскошная растительность, какая встречается теперь только у экватора. Это было тогда, когда Земля вращалась вокруг оси вертикально, когда не было времен года и день равнялся ночи. Землю населяли те страшные по виду, по кроткие духом огромные животные, кости которых теперь находят в пластах каменного угля». Это было написано до того, как люди побывали на полюсах. Сделав на это скидку, найдите все неточности и противоречия, какие имеются в этом высказывании.
    Ответ

    1) Как бы ни вращалась вокруг любой оси Земля, количество энергии, падающее на нее с Солнца, от этого не изменилось бы. 2) Если бы ось Земли была перпендикулярна к плоскости ее орбиты, то Солнце не освещало бы Северный полюс отвесными лучами, они скользили бы по нему параллельно плоскости горизонта и согревали бы полюс даже слабее, чем согревают его сейчас в летнее время. 3) Хотя при таком расположении земной оси на Земле и не было бы времен года, однако климатические зоны сохранились бы, правда, не в теперешних своих границах.

  5. «По астрономическому положению Земля не очень выгодная планета. Ось ее вращения наклонена к плоскости эклиптики под углом в 23°,5, обусловливая резкую разницу в климатах... если, например, ось вращения планеты перпендикулярна к плоскости ее движения вокруг звезды - одно и то же время года будет царствовать везде». Найдите в этом отрывке неточности.
    Ответ

    1) Ось вращения Земли наклонена к плоскости ее орбиты под углом в 66°, 6. 2) При перпендикулярности оси Земли к плоскости ее орбиты времен года не было бы, но разница в климатах различных мест на Земле сохранилась бы, так что никоим образом нельзя говорить о каком-то едином времени года для всего земного шара.

  6. «Какие же удивительные подвиги может совершить человек теперь, а тем более в будущем? Изменит ли он наклон земной оси. чтобы по всей планете установить праздник вечной весны?» Можно ли при каком-либо постоянном наклоне земной оси к плоскости ее орбиты добиться на всей поверхности земного шара «вечной весны»?
    Ответ

    Нет, так как при любом наклоне земной оси одни места Земли будут нагреваться сильнее, другие слабее. Чтобы все места на Земле нагревались Солнцем одинаково, нужно было бы заставить ее вращаться вокруг двух взаимно перпендикулярных осей, и с достаточной быстротой.

  7. «Ночь казалась бесконечно длинной. Наконец, наступил рассвет... Солнце всходило на западе». Здесь рассказывается о переходе карфагенян через экватор с северного полушария в южное. Найдите допущенную автором ошибку. Почему ночи на экваторе европейцам кажутся очень длинными?
    Ответ

    1) На южном полушарии Земли, так же как и на северном, Солнце восходит на востоке и заходит на западе. 2) Потому что ночи там круглый год продолжаются по 12 ч, а европейцы привыкли к более коротким ночам в жаркое время года.

  8. «В полдень оно (Солнце) стоит почти в зените... в обед светит даже немножко с севера - мы ведь уже в южном полушарии. Но восходит оно все разно на востоке и заходит на западе». Что здесь верно и что неверно? В каком месяце года это происходило?
    Ответ

    Солнце отклоняется к северу не «в обед», а тогда, когда оно ближе всего к зениту, т. е. по часам автора в полдень. Так как здесь речь идет о переходе через тропик Рака, а Солнце на этом тропике и несколько к югу от него бывает в зените в дни летних солнцестояний, то дело происходило в середине - конце июня или в начале июля.

  9. «В 11° (ю. ш.) Солнце осталось уже над нашей головой и не пошло к югу. Один из рулевых с недоумением донес об этом штурману». Это произошло в прошлом столетии, в первой половине февраля по старому стилю. «Паллада» уже некоторое время находилась в южном полушарии. Почему же особенности движения Солнца на этом полушарии не сразу были замечены? (Для ответа на вопрос используйте школьный астрономический календарь.)
    Ответ

    В прошлом столетии старый стиль отставал от нового на 12 сут, следовательно, первая половина февраля соответствует примерно двадцатым числам его по новому стилю Склонение Солнца в эти дни составляет примерно 11° и в дальнейшем доходит до нуля. Следовательно, на 11° ю. ш. Солнце в последних числах февраля в полдень должно стоять в зените или очень близко от него. А до этих дней склонение Солнца менялось от -17° до -12°, и в полдень оно несколько отклонялось к югу.

  10. Как узнать с помощью компаса, что мы находимся в южном полушарии Земли?
    Ответ

    На южном полушарии в полдень стрелка компаса будет указывать на Солнце своим северным полюсом.

  11. «Солнце нам очень пригодится. Кстати, смотрите, сейчас ровно полдень, и оно у нас прямо над головой.
    - На экваторе всегда так,- пробормотал я... - об этом написано во всех учебниках географии». Что здесь неверно сказано?
    Ответ

    На экваторе Солнце бывает прямо над головой только в дни равноденствий. Кроме того, сомнительно, чтобы полдень на часах, идущих по гражданскому времени, совпал с истинным солнечным полднем.

  12. «Был полдень. Солнце стояло отвесно. Над нолями висели, распластавшись, ястребы». Это происходило в начале лета в Псковской области. Вычислите максимальную высоту Солнца над горизонтом на широте Пскова (57° 48" с. ш.).
    Ответ

    55°38" ≈ 56°.

  13. «Теплые лучи Солнца отвесно падали сверху, свежий ветерок играл волосами на открытых головах, шевелил металлические хоругви». Это было утром 19 января на Украине, средняя широта которой 49°. Найдите полуденную высоту Солнца в указанный день, приняв склонение Солнца равным -20°.
    Ответ

    20°57" ≈ 21° в полдень, а утром еще меньше. Об отвесности лучей не может быть и речи.

  14. «К полудню вы уже напрасно будете оглядываться с поисках своей тени. Солнце повисло прямо над головой, а тень скрылась под подошвами». Определите месяц действия (Дели, 28° 40" с. ш.).
    Ответ

    Севернее + 23°27" с. ш. Солнце в зените не бывает. Максимальная высота Солнца в Дели в день летнего солнцестояния бывает равна 85°. При такой высоте Солнца человек ростом в 1,6 м отбрасывает от себя тень длиной всего в 14 см, которая даже при небольшом наклоне человека вполне может спрятаться под подошвы. Итак, описываемое могло происходить с середины июня до первых чисел июля, когда склонение Солнца приблизительно равно +23°.

  15. Задумав вычислить размеры земного шара, Эратосфен использовал слухи о том, что в дни летних солнцестояний в Сиене (теперешний Асуан) Солнце в полдень заглядывает в самые глубокие колодцы, что возможно лишь в том случае, если Солнце там в эти дни бывает в зените. А это в свою очередь возможно лишь тогда, когда данный пункт расположен между тропиками (Сиена находится возле тропика Рака). Кроме того, водители караванов уверяли Эратосфена, что, идя из Александрии в Сиену, они все время движутся точно к югу или, выражаясь современным языком, все время идут по одному и тому же меридиану. Проверьте, так ли все было на самом деле?
    Ответ

    Нет. Асуан расположен несколько севернее тропика Рака. Значит колодцы, о которых рассказывали Эратосфену, были довольно широки и не очень глубоки. Недостоверно и другое утверждение путешественников: Асуан лежит восточнее Александрии.

  16. «...Весь праздник за степами собора, на улицах, под таким октябрьским солнцем, какого у нас (т. е. в Москве) не знают и в июле». Здесь идет речь о 12 октября в Сарагосе (41°35" с. ш.). Проверьте, нет ли здесь преувеличения.
    Ответ

    Высота Солнца в Москве в полдень 16 июля составляет 55°58"≈56°. Высота Солнца в полдень 12 октября в Сарагосе 41°30"≈41°. Солнце в октябре в Сарагосе светит несколько слабее, чем в июле в Москве (использован Школьный астрономический календарь на 1955 г.).

  17. «На Кавказе Солнце - два наших Солнца! - воскликнул москвич». Приняв среднюю широту Кавказа за 43°, проверьте, насколько это заявление отклоняется от действительности.
    Ответ

    Максимальная высота Солнца на средней широте Кавказа составляет 70°43", а в Москве 57°58". Отношение синусов этих углов составляет 0,9439: 0,8477≈1,1. Итак, Солнце на Кавказе летом светит лишь в 1,1 раза сильнее, чем в Москве.

Почему же солнце греет не весь год одинаково в тех местах, где мы живем? Почему летом у нас тепло и даже жарко, осенью холоднее, а зимой - снег и мороз?

Очевидно, лучи солнца падают в наши места то более от­весно, то более наклонно. Так и есть на самом деле, и это легко проследить.

Летом солнце стоит в полдень на юге так высоко, что надо поднять голову, чтобы посмотреть на него. Осенью оно уже не поднимается так высоко. А зимой в тот же полдень солнце стоит прямо против окна. Весной оно опять начинает подниматься выше, и снег начинает таять. Летом более, от­весные лучи сильнее греют землю; зимой они падают очень наклонно и почти не дают тепла.

Кроме того, летом день у нас очень длинный, а ночь совсем короткая. Даже в 10 часов вечера все еще светло. Зимой же темнеет с 3-4 часов вечера, и ночь тянется долго-долго.

В то же время около экватора круглый год жара, и день всегда равен ночи (12 часов - день, 12 часов - ночь). А у обоих полюсов летом солнце совсем не заходит все 24 часа - так и описывает круг по небу над горизонтом несколько меся­цев подряд. Зато на зиму оно скрывается за горизонт и столько же месяцев не появляется совсем. Это полярные день и ночь, о которых вы знаете. Как же объяснить все эти странные явления?

Представим себе, что земной шар совершает свое движе­ние вокруг солнца в таком положении, как это показано на рисунке 7. Мы видим: лучи солнца падают отвесно около экватора; они становятся все более наклонными по мере уда­ления от экватора к полюсам и совсем скользят около полю­сов. При таком положении в умеренных поясах всегда была бы одинаковая погода, теплая, как наша весна и осень. И по­стоянная зима была бы около полюсов, где лучи весь год сколь­зили бы по поверхности земли. На самом деле, мы видим, бы­вает не так. Только у экватора постоянно жаркая погода. На всем остальном пространстве земного шара сменяются четыре времени года.

Происходит это оттого, что земной шар движется вокруг солнца не в таком положении, как на рисунке 7.

Он движется в наклонном положении, поэтому то один полюс больше обращен к солнцу, то другой. На рисунке 9 изображены два положения земли при ее вращении вокруг солнца: лето и зима. На правой половине рисунка мы видим: Северный полюс и все северное полушарие отклонены от солн­ца. Лучи солнца падают на северное полушарие очень наклон­но, а на полюс совсем не попадают. Значит, во всем северном полушарии при таком положении - зима. Мы с вами живем в северном полушарии - у нас зима. Зима будет и в Азии, Западной Европе, Северной Америке, части Африки. А на Северном полюсе не только зима, но и полярная ночь, тем­нота.

Посмотрим, что будет в это время к югу от экватора. Юж­ный полюс обращен к солнцу и совсем не попадает в тень при вращении земли вокруг оси. На нем будет не только лето, но и полярный день - солнце не заходит.

Во всем южном полушарии лучи падают более отвесно, чем в северном, - там будет лето (в Австралии, Южной Аме­рике и Африке).

Значит, когда у нас в СССР зима, в это время в южном полушарии лето. Разберите левую половину рисунка 9: какой полюс обращен к солнцу, какой отклонен? где будет зима и где - лето?

Мы знаем, что между зимой и летом бывает весна, а после лета - осень. В это время земля бывает в таком положении, что оба полюса освещены одинаково. Лучи солнца падают с одинаковым наклоном и у нас, в северном полушарии, и в южном. Разница будет только в том, что во время нашей весны к югу от экватора будет осень, а во время нашей осени - весна.

Из всего этого делаем вывод: времена года сменяются у нас оттого, что земной шар при движении вокруг солнца находится в наклонном положении . То один полюс обращен к солнцу, то другой. Поэтому лучи солнца падают более отвесно и силь­нее нагревают то одно полушарие, то другое.

1. Проделайте движение земли вокруг солнца на глобусе (с наклоном оси). Для этого ведите медленно глобус вокруг лампы или свечки по кругу, в то же время поворачивая его вокруг оси. Следите за тем, чтобы ось глобуса все время была наклонена в одну сторону , как это и есть на самом деле у земного шара. Остановите глобус на положении зимы, весны, лета, осени у нас и рассмотрите, что будет в это время в других частях света.

2. Отметьте на глобусе тот пояс между двумя тропиками, где лучи солнца при всяком положении земли падают отвесно или почти отвесно. Бывают ли там лето, осень, зима и весна, как у нас?

3. Перечислите все месяцы в году и назовите отдельно зимние, весен­ние, летние и осенние. Подумайте: какие месяцы будут зимними в южном полушарии? на какие месяцы приходится лето в Антарктиде? когда в Авст­ралии весна? когда в Южной Америке осень?

Олимпиада по ГЕОГРАФИИ

7 класс

Критерии проверки

На задание 1 (тестовый раунд) отводится 90 минут, затем листы с ответами собираются. На задания 2 – 7 (аналитический раунд) отводится 90 минут.

При ответе на задание тестового раунда (задание 1) запрещено пользоваться школьными и прочими атласами, а также справочными материалами. При ответе на задания аналитического раунда (задания 2 –7) разрешено пользоваться школьными атласами всех изданий и годов.

Необходимо при себе иметь калькулятор (не в мобильном телефоне!).


Задание 1 (тестовый раунд)


1.4. Превышение точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря – это:

1) горизонталь;

2) абсолютная высота точки;

3) относительная высота точки;

4) бергштрихи.

1.5. Линии, соединяющие точки с одинаковыми глубинами, называют:

1) изотермы; 2) изобары; 3) изобаты; 4) градусная сетка.
1.6. На какой карте можно проследить размещение зональных природных комплексов на Земле:


1) физической;

2) строения земной коры;

3) климатической;

4) природных зон.

1.7. Для какой природной зоны характерны такие условия формирования как постоянно высокие температуры круглый год, большое количество атмосферных осадков, выпадающих круглогодично и ежедневно:

1) тундра; 2) тайга; 3) степь; 4) влажные экваториальные леса.
1.8. Первый (нижний) высотный пояс гор в схеме высотной поясности всегда соответствует:

3) названию горы;

1.9. В какой горной системе количество высотных природных поясов будет больше:

1) Уральские горы; 2) Гималаи; 3) Саяны; 4) Скандинавские горы.
1.10. Средняя соленость Мирового океана составляет:

1) 42 ‰; 2) 200 ‰; 3) 35‰; 4) 7 ‰;
1.11. Укажите ответ, где значение амплитуды температуры воздуха будет минимальной:

1) –16ºС и +16ºС; 2) +3ºС и +33ºС; 3) –4ºС и +17ºС; 4) –24ºС и –48ºС.
1.12. Какова будет температура воздуха на горе Монблан (4800 м), если у ее подножия температура воздуха составила + 20ºС:

1) +48,8ºС; 2) –48,8ºС; 3) +24,8ºС; 4) –8,8ºС?
1.13. Определите примерную высоту горы, если известно, что у ее подножия температура воздуха составила +16ºС, а на ее вершине –8ºС:


1.14. Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре, называется:


1) абсолютная влажность воздуха;

2) насыщенный воздух;

3) относительная влажность воздуха;

4) конденсацией.

1.15. Чему примерно будет равно значение атмосферного давления на вершине самой высокой горы Африки (вулкан Килиманджаро, 5895 м), если у ее подножия атмосферное давление составляет 761 мм рт. ст.:

1) 200 мм рт. ст.; 2) 1320 мм рт. ст.; 3) 725 мм рт. ст.; 4) 797 мм рт. ст?
1.16. Определите, в каком из случаев будет дуть самый сильный ветер:


1.17. В каком случае относительная влажность воздуха с температурой +10ºС и содержанием в нем в насыщенном состоянии водяного пара 9 г будет равняться 50%:

1) если этот воздух будет содержать 18 г водяного пара;

2) если этот воздух будет содержать 4,5 г водяного пара;

3) если этот воздух будет содержать 9 г водяного пара;

4) если этот воздух будет содержать 20 г водяного пара;
1.18. О какой расе людей идет речь в следующем описании: «Изначально обитали на открытых пространствах с суровыми ветрами; от слепящих пыльных и снежных бурь их глаза защищены благодаря узкому разрезу, дополнительной складке на веках, выступающим скулам; характерен желтоватый цвет кожи, черные прямые волосы; к этой расе принадлежат многие народы Азии, а также американские индейцы»:

1) европеоидная; 2) негроидная; 3) монголоидная.
1.19. Выберите правильное утверждение о циркуляции воздушных масс по сезонам в субтропическом климатическом поясе:

1) зимой и летом господствуют тропические воздушные массы;

2) зимой – умеренные воздушные массы, летом – тропические;

3) зимой – тропические воздушные массы, летом – умеренные;

4) зимой – тропические воздушные массы, летом – экваториальные.
1.20. Самая низкая температура воздуха, зафиксированная на земном шаре, составляет –89,2ºС. Выберите место, где это могло быть:


1) Оймякон (Россия);

2) Северный полюс;

4) о. Гренландия.

1.21. Абсолютный максимум температуры, зафиксированный на Земле составил +58ºС. Укажите место, где это произошло:


1) Арика (Южная Америка);

2) район города Триполи (Африка);

3) пустыня Сахара;

4) Большая Пустыня Виктория.

1.22. Самым глубоким глубоководным желобом на Земле является:

1) Чилийский; 2) Перуанский; 3) Зондский; 4) Марианский.
1.23. Через какой океан проходит наибольшее количество судоходных маршрутов:

1) Атлантический; 2) Тихий; 3) Индийский; 4) Северный Ледовитый.
1.24. Это дерево знаменито своими необычными пропорциями. Оно одно из самых толстых деревьев в мире - при средней окружности ствола 9-10 м, его высота всего 18-25 м (в "Книге рекордов Гиннесса" за 1991 г. рассказывается о дереве диаметром целых 54,5 м.). Наверху ствол разделяется на толстые, почти горизонтальные ветви, образующие большую, до 38 м в диаметре, крону. В сухой период, зимой, когда дерево сбрасывает листву, он приобретает курьезный вид дерева, растущего корнями вверх. О каком дереве идет речь:

1) секвойя; 2) вельвичия; 3) баобаб; 4) эвкалипт?
1.25. Какое явление изображено на карте:

1) природные зоны; 2) почвы мира; 3) плотность населения мира; 4) количество осадков.

1.26. На каком из рисунков изображены горы, образованные в более древнее время:


1

2






1.27. Выберите природную зону, где четко прослеживается сухой и влажный периоды:

1) тундра; 2) тайга; 3) саванны и редколесья; 4) влажные экваториальные леса.
1.28. Укажите самое мелкое море на Земле:


1.29. К какому типу климата относится представленная климатограмма:

1.30. Выберите правильное утверждение, в котором указаны материки по мере увеличения их площади:

1) Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия;

2) Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия;

3) Австралия, Антарктида, Южная Америка, Африка, Северная Америка, Евразия;

4) Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Евразия.
Количество баллов - 30.

Аналитический раунд

Задание 2.

Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него».

Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

Количество баллов - 4.
.
Задание 3.

Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли…

О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Количество баллов - 10.
Задание 4.

На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.

Какой это материк? Какие три океана можно пересечь? Почему север и юг мгновенно меняются местами? Почему в этих местах сложно отличить море от суши?
Количество баллов - 8.
Задание 5.

Какой пролив одновременно соединяет два океана, два моря, разделяет два материка, две части света, два полуострова, два государства?

Укажите название этого пролива и парами названия объектов, которые он соединяет или разъединяет.

Количество баллов - 9.
Задание 6.

Местечко Черрапунджи в предгорьях Гималаев называют «мокрым местом» земной суши. Здесь ежегодно выпадает до 12000 мм осадков. Какими причинами это можно объяснить? Каков годовой режим выпадения осадков в этом районе? Вычислите, за сколько лет в Москве выпадет примерно столько же влаги, сколько в Черрапунджи – за год. Назовите районы и страны на других материках, в которых подобно Черрапунджи имеются самые «мокрые» места.

Количество баллов - 6.

Задание 7.

Люди издавна селились вблизи источников подземных вод, или в местах, где эти воды находятся вблизи земной поверхности. К каким формам рельефа обычно приурочены родники? Какие формы рельефа типичны для поселений, жителям которых приходится копать колодцы? Почему родниковая и колодезная вода, как правило, чистая, прозрачная и холодная? Из-за чего могут иссякнуть запасы подземных (грунтовых) вод?
Количество баллов - 5.

Всероссийская олимпиада школьников

^ II (муниципальный) этап

География

8 класс
Критерии проверки
Общее время выполнения работы – 180 минут.

На задание 1 (тестовый раунд) отводится 90 минут, затем листы с ответами собираются. На задания 2 – 8 (аналитический раунд) отводится 90 минут.

При ответе на задание тестового раунда (задание 1) запрещено пользоваться школьными и прочими атласами, а также справочными материалами. При ответе на задания аналитического раунда (задания 2 – 8) разрешено пользоваться школьными атласами всех изданий и годов.

Необходимо при себе иметь калькулятор (не в мобильном телефоне!) и транспортир.

При решении заданий обоих раундов категорически запрещается пользоваться учебниками, мобильными телефонами, карманными компьютерами!
Задание 1 (тестовый раунд).
1.1. Какому азимуту соответствует направление на ВЮВ?

1) 135º; 2) 292,5º; 3) 112,5º; 4) 202,5º.

1.2. Какой из представленных масштабов самый крупный:

1) 1:25000; 2) 1:50000; 3) 1:100000; 4) 1:1000000?

1.3. Какой будет масштаб плана местности, если линия, длина которой на местности составляет 23,5 км, представлена на плане местности отрезком длиной 9,4 см:

1) 1:5000; 2) 1:250 000; 3) 1:2500000; 4) 1:25000?

1.4. Первый (нижний) высотный пояс гор в схеме высотной поясности всегда соответствует:

1) природной зоне, в которой находится гора;

2) названию климатического пояса, в котором находится гора;

3) названию горы;

4) названию почвы, в которой находится гора.

1.5. Определите примерную высоту горы, если известно, что у ее подножия температура воздуха составила +16ºС, а на ее вершине –8ºС:

1) 1,3 км; 2) 4 км; 3) 24 км; 4) 400 м.

1.6. Определите, в каком из случаев будет дуть самый сильный ветер:

1) в точке А давление 741 мм в точке Б 750мм;

2) в точке А давление 763 мм в точке Б 758 мм;

3) в точке А давление 754 мм в точке Б 752 мм;

4) в точке А давление 755 мм в точке Б 762 мм.

1.7. Самая низкая температура воздуха, зафиксированная на земном шаре, составляет –89,2ºС. Выберите место, где это могло быть:


1) Оймякон (Россия);

2) Северный полюс;

3) Антарктида (станция Восток);

4) о. Гренландия.

1.8. На каком из рисунков изображены горы, образованные в более древнее время:


1

2




1.9. Укажите самое мелкое море на Земле:

1) Филиппинское; 2) Азовское; 3) Балтийское; 4) Черное.

1.10. Самое большое море, омывающее территорию России – это:

1) Балтийское; 2) Охотское; 3) Японское; 4) Берингово.

1.11. В какую геологическую эру произошли такие события как появление млекопитающих и птиц, появление первых цветковых растений, господство голосеменных растений и пресмыкающихся:

1) архейская; 2) протерозойская; 3) палеозойская; 4) мезозойская.

1.12. Жаркий (+25…+30ºС), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5 м/с) ветер в течении нескольких дней. О каком неблагоприятном климатическом явлении, встречающемся на территории России, идет речь:

1) засуха; 2) суховей; 3) пыльная буря; 4) ураган?

1.13. Какое происхождение имеют такие формы рельефа как озы и камы:

1) тектоническое; 2) ледниковое; 3) карстовое; 4) эоловое (связанное с деятельностью ветра).

1.14. Бурный грязе-каменный поток, часто возникающий на окончании ледника при сильных ливнях или при интенсивном таянии снега, перемещающийся по склону и несущий с собой массу камней – это:

1) оползень; 2) наводнение; 3) сель; 4) морена.

1.15. Явление, когда в каждый момент суток одинаковое время бывает лишь в точках, расположенных на одном меридиане, называется:

1.16. Устойчивые участии земной коры называются:

1) платформами; 2) складчатыми поясами; 3) равнинами; 4) холмами.

1.17. Выход на древних платформах смятых в складки кристаллических пород фундамента называется:

1) горами; 2) плитами; 3) щитами; 4) грабенами.

1.18. О каком полезном ископаемом мы говорим, когда упоминаем о названиях таких его бассейнах залегания как Кузбасс, Донбасс, Печорский, Ленский:

1) газ; 2) нефть; 3) уголь; 4) железная руда.

1.19. Выберите сочетание, где правильно перечислены районы современных землетрясений в России:

1) п-ов Камчатка, Прибайкалье, Алтай, Кавказ;

2) Восточно-Сибирская равнина и о. Сахалин;

3) оз. Байкал и Восточно-Европейская равнина;

4) Урал и Алтай.

1.20. Укажите правильное утверждение, характеризующее этап развития земной коры:

1) мезозойская эра старше палеозойской;

2) кайнозойская эра является периодом современного горообразования;

3) протерозойская эра старше архейской;

4) четвертичный период старше пермского.

1.21. Чему будет равен коэффициент увлажнения территории, если известно, что уровень суммарной радиации составляет 90 кКал/см 2 в год, годовое количество осадков равно 600 мм, уровень испаряемости 600 мм/год:

1) 0,15; 2) 6,7; 3) 1; 4) 63000?

1.22. Выберите территорию, где будет наблюдаться максимальная годовая амплитуда температур:

1) центр Восточно-Европейской равнины;

2) побережье Балтийского моря;

3) побережье Черного моря;

4) внутренние районы Сибири?

1.23. Выберите исключение из списка, в котором говорится о мелиорации сельскохозяйственных земель:

1) орошение; 2) борьба с эрозией почв; 3) выпас скота; 4) удобрение.

1.24. Определите по плану местности азимут, по которому надо идти от школы до родника, расположенного на высоте 140,5 м:

1) 130º; 2) 30º; 3) 45º; 4) 210º?

1.25. Определите, в каком из обозначенных пунктов на карте Северного полушария стран 20 декабря Солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом.

1) пункт С; 2) пункт В; 3) пункт А?

1.26. Самым плодородным горизонтом в почве считается:

1) материнская порода; 2) горизонт вмывания; 3) горизонт вымывания; 4) гумусовый.

1.27. О каком явлении циркуляции атмосферы идет речь: «Имеет высокое давление в центре вихря, воздух движется от центра к окраинам, отклоняясь по часовой стрелке, погода малооблачная и засушливая летом, ясная и морозная зимой, наибольшую активность проявляют на юге Русской равнины и в Восточной Сибири»:

1) холодный фронт; 2)теплый фронт; 3) антициклон; 4) циклон.

1.28. Чему примерно будет равно значение атмосферного давления на вершине самой высокой горы России (гора Эльбрус, 5642 м), если у ее подножия атмосферное давление составляет 767 мм рт. ст.:

1) 230 мм рт. ст.; 2) 1304 мм рт. ст.; 3) 801 мм рт. ст.; 4) 733 мм рт. ст?

1.29. В каком из населенных пунктов, обозначенных на карте острова, будет выпадать наименьшее количество осадков:

1) пункт А; 2) пункт В; 3) пункт С; 4) пункт D?

1.30. Определите, об условиях формирования какой природной зоны России идет речь в описании: «Осадков выпадает мало (350 – 450 мм), температура июля +21…23ºС, дожди выпадают редко, часто в виде коротких ливней, коэффициент увлажнения колеблется от 0,3 до 0,6, часто наблюдаются засухи и суховеи, реки маловодны, грунтовые воды лежат глубоко, часто можно увидеть овраги и балки»:

1) тундра; 2) тайга; 3) смешанные и широколиственные леса; 4) степь?

^ Количество баллов - 30.

Задание 2. Проходя Торресовым проливом, легендарный подводный корабль «Наутилус» сел на мель. По этому поводу капитан Немо сделал следующее замечание: «Сегодня 4 января, через пять дней будет полнолуние, и я буду очень удивлен, если любезный спутник нашей планеты не поднимет воды и тем не окажет мне услугу, которой я ни от кого не приму, кроме него». Почему капитан Немо надеялся на полнолуние? О каком литературном произведении идет речь?

Задание 3. Был полдень. Лучи солнца падали совершенно отвесно, так что тень от моей фигуры ложилась прямо подо мной на ярко сияющий крупно зернистый снег… Странно было сознавать, что в каких-нибудь 27–28 км к северу лежит экватор, а неподалеку сияет величайший шрам на лике Земли… О какой местности (вершине мира) идет речь? Подробно опишите логику своего ответа.

Задание 4. На Земле есть замечательный материк. Следуя на корабле вдоль его берегов с запада на восток, путешественник пересечет три океана; север и юг на этом материке мгновенно «меняются» местами. И, наконец, в этих местах человек не всегда в состоянии отличить море от суши.Какой это материк? Какие три океана можно пересечь? Почему север и юг мгновенно меняются местами? Почему в этих местах сложно отличить море от суши?

Задание 5. Какой пролив одновременно соединяет два океана, два моря, разделяет два материка, две части света, два полуострова, два государства? Укажите название этого пролива и парами названия объектов, которые он соединяет или разъединяет.

Задание 6. Люди издавна селились вблизи источников подземных вод, или в местах, где эти воды находятся вблизи земной поверхности. К каким формам рельефа обычно приурочены родники? Какие формы рельефа типичны для поселений, жителям которых приходится копать колодцы? Почему родниковая и колодезная вода, как правило, чистая, прозрачная и холодная? Из-за чего могут иссякнуть запасы подземных (грунтовых) вод?