Памятник циолковскому в петровском парке деревья. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы

МОСКВА



Петровский дворец был построен по приказу Екатерины II зодчим Матвеем Казаковым в 1776-1780 годах. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Дворец предназначался в качестве резиденции для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название - «путевой». Здесь, во дворце, несколько дней базировалась ставка Наполеона, отсюда он наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. У Наполеона здесь обгорели волосы, а М. Ю. Лермонтов потолстел за двя дня пребывания во дворце.

При Николае I дворец был восстановлен. В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца, погибло много людей. После 1917 года во дворце располагалось общежитие, а в 1920 году он был передан Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1997 года здание находится в ведении администрации города Москвы. В 1999 году памятник истории и архитектуры вернули городу. Во Дворце началась полномасштабная "лужковская" реставрация, длившаяся десять лет. Сейчас дворец открыт для приемов, дорогих свадеб и редких экскурсий...



2. Петровский парк был разбит при Николае I вокруг Путевого дворца, он быстро стал излюбленным местом прогулок московской знати и творческой интеллигенции. Парк называли Московским Версалем. Часть парка, расположенная за дворцом, сохранилась до нашего времени.


3. Памятник Николаю Егоровичу Жуковскому в Петровском парке (скульптор Г. В. Нерода, архитектор И. А. Француз).

В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Также в дворцовой части парка установлен второй памятник - К. Э. Циолковскому (скульптор С. Д. Меркуров, архитектор И. А. Француз).

Этот великолепный дворец, который несомненно является украшением столицы, был построен в 1776-1780 годах по приказу Екатерины II архитектором Матвеем Казаковым. Строительство было затеяно в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Расположен Дворец на Ленинградском проспекте, который раньше именовался как Тверской тракт.



4. Здание было весьма странным и необычным, когда было построено. Эклектичный декор сделан при помощи разных стилей архитектуры. Стрельчатые арки и окна напоминают готику, элементы барокко можно увидеть в звездах на башнях, а бочкообразные колонны относятся к древнерусскому стилю. Также присутствует классическая, четко выверенная композиция.

Здесь проходила главная торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. Под строительство были выделены пустующие земли около села Петровского, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю, который впервые упоминается в летописных источниках 1492 года.



В смутное время здесь находились войска Василия Шуйского, шедшие навстречу Лжедмитрию II, который на тот момент скрывался в Тушино. Когда войска Шуйского отступили, самозванец занял село, но ненадолго. По одной из легенд, при бегстве из села, Лжедмитрий II зарыл здесь свои сокровища.



6.

В описи 1699 года указано, что в селе Петровском был сад: "на случай приезда монастырских чинов... А в том саду хоромы на каменном фундаменте, в них две светлицы с печами израсцовыми галанскими, промежу их сени, наверху чердак". В это время у села, благодаря боярам Зыковым, служившим у Петра I, появилось второе название Петровское-Зыково.



7. Здание украшено множеством белокаменных деталей - кружевные наличники, романтичные арки с гирьками, пояски, колонны, похожие по форме на бочонки.

Согласно описи дворца 1779 года: "со всех сторон корпуса на стенах... и слуховых окнах скульптурнаго украшения пирамидок, шаров и протчих разных званием штук больших и малых тысяча семдесят шесть. На двух малых башнях на кумполах... по одной звезде и аглицкой жести... да круг оных и всего корпуса каменных пирамидок больших и малых двадцать семь круглых штук".



Изначально Екатерина II приказала известному архитектору Василию Баженову возвести город-театр – деревянную имитацию турецких крепостей, завоеванных русским солдатом. Архитектор построил дворец с минаретами и башнями – “на турецкий лад с разными вычурасами”. Императрице так понравился ансамбль, что она повелела возвести каменный путевой дворец в тех же формах. В 1775 не Баженов, а Матвей Казаков, приступил к строительству.



Дворец предназначался как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Отсюда и его название - «путевой». Все царские особы приезжали на венчание на царство в Москву, в Успенский собор Кремля. Хотя центр власти и был на тот момент в Санкт-Петербурге, никто из правителей не решился изменить порядок, заведенный ещё Иваном Грозным.



10. На редкие экскурсии в Петровский дворец нужно записываться заранее.


11. Наполеон прибыл во дворец 3 сентября и находился в нем четыре дня.

Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня, пока готовились к торжественной церемонии. Здесь останавливались Екатерина II, Павел I, Николай II. Бюсты императоров и выдающихся деятелей установлены на первом этаже дворца.



12. Во время наблюдения за московским пожаром из окна у Наполеона обгорели волосы.

События 1812 года описаны в поэме «Евгений Онегин» А.С. Пушкина:

Вот, окружен своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Отселе, в думу погружен,

Глядел на грозный пламень он.




13. Царский кортеж преодолевал расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы за две-три недели.

Царские особы проводили в Петровском дворце 2-3 дня пока готовились к торжественной церемонии.



14. Пожар в Москве. Картина неизвестного художника XIX века, а слева от "пожара" картина В. Верещагина - Наполеон в ожидании Мира.




После страшного пожара 1812 года в Москве, Наполеон был вынужден отступить на север. В Петровском путевом дворце несколько дней базировалась его ставка. Находясь в стенах дворца, Наполеон наблюдал, как горит так и не доставшийся ему город. После отхода французов из Москвы, дворец был разорен и разрушен, остались только стены.



Реставрация дворца была поручена Огюсту Монферрану - автору Иссакиевского собора в северной столице. Переделка интерьеров была поручена архитектору Ивану Таманскому, который везде использовал модный на тот момент пафосный ампир. А художники из семьи Артари расписали купол центрального зала в модной технике "гризайль".



В 1827 году Николай I утвердил план обустройства парка вокруг дворца по плану известного на тот момент в России паркостроителя Адама Менеласа. На некотором расстоянии от дворца проложили криволинейные английские дорожки, вырыли пруды и организовали купальни. В 1928 году началось строительство стадиона "Динамо", и большая часть петровского парка была уничтожена.


19. В путевом дворце, на квартире у приятеля Д. Розена (его семейство занимало во дворце казенную квартиру), останавливался М.Ю. Лермонтов.

Он писал: «Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни».



Восстановительные работы шли 10 лет лучшими архитекторами школы Казакова. Реконструкцией занимались архитекторы Н.А. Шохин и А.А. Мартынов. В 1837 году здание снова вернулось к жизни.




22. При полном сохранении исторического облика дворец был переоснащен с учетом всех современных веяний. Теперь Петровский Путевой Дворец, как и в прежние времена, открыл свои двери для гостей самого высокого уровня.



23. На потолке круглого зала гризайль - чудесная имитация объема на плоскости.



24. Гризайль – это одноцветная живопись, переходное звено между рисунком и живописью.



26.



В начале 1835 года в парке по проекту архитектора М.Д. Быковского возвели деревянный театр в стиле неоклассицизма. А через два года было построено увеселительное заведение “воксал”, в котором произошёл дебют Антон Григорьевича Рубинштейна.

Напротив дворца на Ходынском поле регулярно проходили военные учения и смотры парадов.



30.



31. В наши дни уникальные интерьеры центрального корпуса сохранены в подлинном виде. Отреставрирован искусственный мрамор дверных и оконных откосов, но все это выглядит как новодел.



32.

В 1896 году во время коронации императора Николая II произошла сильная давка на Ходынском поле, расположенном напротив дворца. Погибло 1300 человек. В тот день Николай II принимал во дворце депутации от крестьян и варшавских дворян, вместе с императрицей присутствовал на обеде для московского дворянства и волостных старшин.


33.

В 1914 году дворец был переоборудован в военный госпиталь. А после национализации в 1918 году здание сначала перешло в ведение Наркомзема и Наркомпроса, затем здесь разместился Наркомат имущества, а следом снова Наркомпрос. Впоследствии бывший дворец стал собственностью Управления Кремлем и домами ВЦИК.


34. К Круглому залу примыкают четыре зала.



35. В наше время восстановлена роспись Круглого зала дворца, потолок которого представляет собой купол, возвышающийся над полом на 16 метров.

В 1920 году здание было передано Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Выпускником академии является первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.


36.



38. В Петровском Путевом дворце сейчас проводятся различные мероприятия: пресс-конференции, выставки. За историческими стенами - суперсовременное оснащение: полностью оборудованные конференц-залы, помещения для пресс-центра.



39. Летом 1858 г. на даче у Д. П. Нарышкина жил Дюма-отец, посетивший не только Петровский замок, но и Бородинское поле и скорбевший о "великой ошибке" Бонапарта.



40. Дворец расположен в районе Аэропорт города Москвы (ближайшая станция метро - «Динамо»). Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.

С 1997 года дворец находится в ведении администрации города Москвы.



41. Бочкообразные колонны дворца отсылают нас к древнерусскому стилю.



42.



43. А вот и Наполеон... расстроен он.



44. Первая московская линия трамвая прошла от Страстной площади до Петровского парка.



45. Вид на дворец со стороны хозяйственной части.



46. В Петровском парке находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы и храм Новомучеников и Исповедников российских.

Архитектура храма Благовещения один из ранних примеров использования форм древнерусского зодчества.

Местная дачевладелица Анна Дмитриевна Нарышкина (в честь нее названа аллея) основала здесь Благовещенскую церковь в первой половине XIX столетия. Здесь, на даче в Петровском парке, умерла ее тринадцатилетняя внучка Анна Булгари, а перед тем она похоронила свою единственную дочь, графиню Марию Булгари. Женщина в скорби дала обет построить на месте смерти девочки церковь. Место для храма очень подходило для его потенциальных прихожан. Еще раньше смотритель Петровского дворца сообщал, что местные дачники хотели бы иметь здесь собственный приходской храм.


47. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке» (Красноармейская ул., д. 2) построили в 1844 -1847 годах на средства одной из первых домовладелиц А.Д. Нарышкиной по проекту приближенного к царской семье архитектора Ф. Ф. Рихтера.

Храм имел мемориальное значение и был сооружен в память умершей Анны Булгари, четырнадцатилетней внучки А. Д. Нарышкиной. Поэтому один из приделов был освящен в честь Симеона и Анны, другой придел Ксенофонта и Марии.

Земли парка стали раздавать под дачи в 1836 году. Разрешалось строить дома только «хорошей архитектуры», фасады дач утверждала специальная комиссия. Белинский писал о парке: «Какое очаровательное гуляние этот Петровский парк! Нет лучшего гуляния ни в Москве, ни в ее окрестностях!». Здесь находились дачи Апраксина, Голицына, княгини Волконской. Прогуляемся и посмотрим, что осталось рядом с Петровским дворцом!


48. Рядом с храмом находится бывшая вилла Н. П. Рябушинского "Черный лебедь",
построенная архитектором В. Д. Адамовичем и В.М. Маятом в 1907-1910 гг в стиле неоклассицизма.

О кутежах и оргиях на вилле Рябушинского в Москве слагали легенды... Но владельца, любившего эпатировать общество, преследовали несчастья. В 1911 году из-за финансовых проблем Рябушинскому пришлось продать большую часть своих художественных коллекций. В 1912 году на вилле вспыхнул страшный пожар и многие произведения погибли в огне. Восстановив виллу, Рябушинский в одну ночь проиграл ее в карты промышленнику Леону Манташеву, который тут же украсил "Черного лебедя" своими инициалами. Вскоре пришел революционный 1917 год, а потом на вилле "Черный лебедь" обосновалась большевистская ЧК.

5 сентября 1918 года в Петровском парке была проведена показательная казнь 80 "заложников" из числа "представителей старого режима" - бывших министров, высших чиновников, священнослужителей.


49. На улице Красноармейской 1 находился ресторан А. И. Скалкина «Эльдорадо», построенный в 1908-1909 годах архитектором Н. Д. Поликарповым по проекту Л.Н. Кекушева в стиле модерн.

Г-н Скалкин сам пел в ресторанах, потом собрал собственный хор, много лет работал со своими артистами в ресторане "Золотой якорь", в 1899 году приобрел собственный ресторан " Эльдорадо " в Петровском парке.

Это был небольшой деревянный дом, обставленный однако с известной долей изящества. У Скалкина выступала цыганка Варя Панина, знаменитая певица. Сюда приезжали смотреть на огненные пляски Саши Артамоновой. Уже в 1908 году Скалкин отстраивает новое здание, по проекту, над которым трудились Н.Д. Поликарпов и Л.Н. Кекушев. Кекушев разработал все металлические «украшения»: флагодержатели, фонари-торшеры, ограду.

Несколько лет назад Дом Офицеров выселили, и здание поставили на капитальный ремонт. Сейчас в здании обосновалась металлургическая компания «Мечел», на ее средства был проведен ремонт здания.


50. Ресторан "Эльдорадо". Все металлические украшения были разработаны Кекушевым.



51. В бывшем ресторане «Аполло» сейчас музей.


52. "Аполло" выстроен в эклектичном стиле, с мавританскими башнями, островерхой крышей и большим садом. После революции здание начало было приходить в запустение и стояло с разбитыми окнами.
Фредерик де Ханен, Петровский Путевой дворец 1912 год.


Старые фотографии




Фото 1870-1880 годов.

Во 2-й половине XVIII века на северо-западной окраине Москвы Матвей Казаков построил Петровский путевой дворец. Тогда эти земли принадлежали Петровскому монастырю. Парк вокруг дворца появился позднее - в 1829 году, а до этого дворец окружали пустыри и огороды. Традиция останавливаться во дворце перед торжественным въездом в Первопрестольную настолько укоренилась в царской семье, что продолжилась и после постройки железной дороги. От Николаевской железной дороги до Брестского (ныне Белорусского) вокзала специально была протянута Царская ветка. С вокзала венценосная фамилия прибывала в путевой дворец, чтобы на следующий день торжественно въехать в город. XX век внёс свои коррективы: Сейчас в Петровском парке строит не только путевой дворец, но и бывшая дача Берии, стадион «Динамо» и целых две станции метро (вторая строится). Давайте прогуляемся по парку и окрестностям в поисках интересных мест и исторических артефактов.

1. Начать экскурсию логичнее всего у станции метро «Динамо». Она расположена на краю Петербургского шоссе, на уровне середины парка. Вестибюли станции проектировал Дмитрий Чечулин. Автор скульптурных барельефов - Елена Янсон-Манизер.

2. Между метро и дворцом лежит наиболее сохранившаяся часть парка: в остальных местах он либо пострадал от застройки, либо перерезан улицами.

3. Петровский путевой дворец - шедевр русской неоготики.

4. В 1812 году во время пожара сюда из Кремля (где располагались пороховые склады) бежал Наполеон.

5. « Вот, окружён своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он.»

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», глава седьмая.

6. С 1920 по 1997 год во дворце располагалась Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского. Но с перерывом: в годы войны академия была эвакуирована в Свердловск, а во дворце размещались штабы Авиации дальнего действия и 18-й воздушной армии.

7. После реконструкции во дворце расположился Дом приёмов правительства Москвы, элитная гостиница, ресторан, бассейн и сауна.

8. В общем, всё необходимое для солидных господ.

9. Прямо позади дворца находится огромный круговой перекрёсток - площадь космонавта Владимира Комарова, погибшего при испытании первого «Союза».

10. До революции площадь называлась Большим кругом и на ней стоял музыкальный павильон.

11. Слева от площади стоит красно-белая Благовещенская церковь. Она была построена в 1847 году А.Д. Нарышкиной, в чью честь названа аллея позади храма. Строительство было посвящено памяти Анны Булгари - внучки храмоздательницы, умершей в четырнадцатилетнем возрасте.

12. В 2002 году рядом был построен лаконичный в формах храм Священномученика Владимира (Медведюка) и Новомучеников и Исповедников Российских.

14. В начале XX века вокруг парка появилось целое кольцо из ресторанов и других увеселительных заведений. Перед нами - здание ресторана «Эльдорадо». Неподалёку лежит Эльдорадовский переулок, названный как раз в честь ресторана.

15. Здание построил гражданский зодчий Н.Д. Поликарпов по заказу купца Скалкина в 1913 году.

16. В августе 1918 года на митинге трудящихся Бутырского района здесь выступал Ленин. А после долгое время тут был офицерский клуб ВВИА.

17. Сейчас реконструированное здание принадлежит компании «Мечел».

18. С модернистским фасадом ресторана резко контрастирует дом напротив.

19. Он построен по проекту архитектора Труфанова в 1931 году всё для той же Военно-воздушной инженерной академии.

20. На соседней Нарышкинской аллее (в честь храмоздательницы) стоит обратить внимание на домик со скромным портиком. Несмотря на свой невзрачный вид, это одна из самых роскошных загородных вилл дореволюционной Москвы - «Чёрный лебедь» Рябушинского.

21. Братья Рябушинские не ограничивались текстильными мануфактурами, оставленными в наследство отцом. Они основали банк, управляли бумажными, стекольными, лесоторговыми и торфодобывающими предприятиями, основали завод АМО (будущий ЗиЛ), издавали газеты и журналы. Виллу «Чёрный лебедь» для Николая Рябушинского построили архитекторы В.М. Маят и В.Д. Адамович.

22. После бегства владельца в 1918 году в вилле разместилась районная ЧК. Чекисты с удивлением обнаружили в доме богатейшую коллекцию икон, подготовленную к вывозу. Сейчас иконы из этой коллекции находятся в Третьяковской галерее.

23. В северо-западном углу парка сходятся пять улиц: Нарышкинская аллея, улица Серёгина, Планетная улица, Петровско-Разумовская аллея и Старый Петровско-Разумовский проезд. В центре круговой развязки установлен памятник гусарам - участникам войны 1812 года.

24. Пройдя дальше по Старому Петровско-Разумовскому проезду, за улицей 8 марта упрёмся в современную застройку. но нас будет интересовать красивая ограда по левой стороне улицы.

25. За забором, как и сто лет назад, располагается московская областная психиатрическая клиника. Где-то среди современных корпусов сохранились деревянные постройки конца XIX века, оставшиеся от частной лечебницы Ф.А. Усольцева.

26. «Сказочная» ограда больницы была выстроена по проекту Ф.О. Шехтеля по рисункам М.А. Врубеля, который в 1904-1905 годах дважды проходил тут курс лечения. Врубель нашёл тут столь тёплый и семейный климат общения, что это сразу положительно сказалось на его здоровье.

27. Часть территории клиники «похищена» бизнес-центром, но ограда сохранилась.

28. Продолжим экскурсию, чуть вернувшись назад и свернув на Петровско-Разумовскую аллею.

29. Тут в глубине квартала можно обнаружить дом для офицерского состава ВВС, построенный в 1939 году и украшенный великолепной колоннадой.

30. Перспективу аллеи замыкает монументальный дом за номером 16. Это один из монументальных домов, появившихся после окончания строительства московских высоток. Такие дома строились в разных районах города, многие в районе Ленинградского проспекта.

31. Этот дом вышел не слишком удачным: сразу после постройки его авторы М.М. Дзисько и Л.А. Мошин были подвергнуты критике за перегруженность их творения украшениями и явную эклектичность. Однако, нельзя не отметить удачное расположение дома на изломе аллеи, благодаря чему монументальный фасад замыкает перспективу улицы при движении в обоих направлениях.

32. Чуть дальше на территории Института авиационной и космической медицины выделяется явно старинное здание.

33. Это ничто иное как бывшая гостиница «Мавритания», где разворачиваются события романа Льва Толстого «Воскресение».

34. Именно тут готовили собак для космических исследований. Вполне логично, что у стен института в 2008 году появился памятник первой собаке-космонавту - Лайке, ставшей заложницей космических амбиций Хрущёва. Ведь когда её отправили в полёт, системы посадки не существовало, и животное погибло в космосе.

35. Вход в один из новых корпусов института.

36. На другой стороне аллеи можно увидеть торговый центр, выполненный в конструктивистском стиле.

37. А также футбольный манеж «Динамо». О самом легендарном стадионе речь впереди.

38. Дом № 8 украшен мемориальной доской в память о скульпторе Е.Ф. Белашовой, известной по памятнику Н.К. Крупской на Сретенском бульваре в Москве и по памятнику А.С. Пушкину в Пушкинских Горах.

39. В самом начале аллеи стоят строгие жилые корпуса, явно дошедшие до нас из 1920-х годов. Их стены украшены мемориальными досками с именами И.Э. Грабаря, Ю.И. Пименова, С.В. Герасимова.

40. Перед нами квартал, спроектированный для АХР (Ассоциации художников России) архитектором Л.И. Савельевым. Уже в ходе строительства проект признали неудовлетворительным, его корректировал А.В. Щусев. Но и после этого проект оказался осуществлённым лишь частично.

41. Корпуса имели буквенные обозначения. Корпус Ж был построен раньше всех - в 1929-1931 годах. До этого тут располагались сгоревшие корпуса кинофабрики «Межрабпомфильм».

42. Дом описан в рассказе Ю. Трифонова «Посещение Марка Шагала»: «дом был рассчитан на то, что тут поселятся дружные, жизнерадостные творцы пролетарского искусства, не озабоченные ничем, кроме своего дела, своего мчанья вперёд, поэтому как на вокзале: одна уборная и один водопроводный кран на этаж, где жили человек двадцать».

43. Корпуса А и Б начали строить в 1933 и 1934 годах, соответственно. Из проекта исчезла арка, которая должна была перекинуться между домами.

44. Последний из корпусов, под литерой «В», достроили лишь к 1957 году, в совершенно другом стиле.

45. Монументальные фасады дома с огромными окнами мастерских украшались тематическими барельефами.

46. Вход в детский сад был соответственно оформлен.

47. И сейчас у дверей подъездов лежат каменные глыбы - материал для живущих в доме скульпторов.

48. В 2008 году комплекс из четырёх домов был признан объектом культурного наследия регионального значения.

49. За Городком художников по Новой Башиловке проходит трасса Третьего кольца.

50. Тут был обнаружен ржавый и заснеженный 400-й «Москвич», служивший рекламой автомойки.

51. Двигаясь по направлению к метро, осмотрим один из главных стадионов столицы - «Динамо».

52. Стадион построен в 1928 году по проекту А.Я. Лангмана и Л.З. Чериковера и довольно быстро стал культовым местом:
„Но упрямо едет прямо на «Динамо» вся Москва, позабыв о дожде”.

52. Первое время трибуна стадиона была подковообразной и вмещала 20 тысяч зрителей, а футбольное поле окружали вело- и мототрек.

53. В 1936 году восточная трибуна замкнула стадион, а трек ликвидировали, опустив поле на несколько метров вниз. На фото - не огород, устроенный на арене стадиона во время войны, а подготовка поля для соревнований в 1941 году. Во время войны стадион маскировали для вражеской авиации, на поле была высажена еловая роща.

54. В 1980 году стадион принимал матчи Олимпийского футбольного турнира. Сейчас от старого стадиона мало что осталось, я посещал его во время сноса.

Петровский парк - пейзажный парковый комплекс площадью 22 гектара в северо-западной части Москвы, памятник паркового искусства XIX века. В этом сюжете небольшая прогулка вокруг нескольких объектов, каждый из которых заслуживает отдельного рассказа.



Станция метро "Динамо" открыта 11 сентября 1938 года. У станции два наземных вестибюля, выход из которых осуществляется на Ленинградский проспект и к стадиону «Динамо» (архитектор Д.Н.Чечулин). Два зеркально отражённых прямоугольных строения в античном стиле окаймлены колоннадой круглых коринфских колонн. Вестибюли возведены на возвышении и окружены широкими лестницами с системой террас и гранитными ступенями. Колонны вестибюлей, выполненные из подмосковного известняка, венчают развитые капители. Карнизы декорированы лепниной.

Интересно, что в 1940 году физики Г.Н.Флёров и К.А.Петржак выбрали станцию метро «Динамо» в качестве места проведения наблюдений за распадом урана, так как большая глубина могла защитить от космических помех. В результате экспериментов, проводимых на станции в ночное время, физиками было открыто спонтанное деление ядер урана.

В конце 2011 года начались работы по строительству участка контура от станции «Выставочная» до станции «Нижняя Масловка». На новой линии строится станция «Петровский парк», через которую будет осуществляться пересадка на станцию «Динамо». Согласно официальным планам, станция «Петровский парк» будет открыта в декабре 2015 года.

Петровский путевой дворец был спроектирован Матвеем Казаковым в «турецком стиле» как и павильоны для торжеств на Ходынском поле. Строительство продолжалось с 1775 по 1782 год. Петровский дворец был последней остановкой при въезде царского поезда в Москву.

В 1827 году в ходе восстановления Москвы после войны 1812 года было решено территорию у Петровского дворца превратить в пейзажный парк. Для этого были выкуплены дачи, окружающие дворец, и прилежащая к нему Маслова пустошь. По проекту архитектора А. А. Менеласа был вырыт пруд, построены плотины, проведена дорога к Камер-Коллежскому валу, от дворца лучами расходились три аллеи. Здесь располагались Петровский летний театр, здание для концертов, качели, беседки, бильярдные, купальни, кофейни.

В первой половине XIX века парк становится престижным аристократическим дачным местом. В 1899 году открылась первая в городе трамвайная линия от Страстного бульвара до парка. Во второй половине XIX - начале XX века на территории парка были построены знаменитые рестораны «Яр» и «Стрельна» с летним отделением «Мавритания» (появился позже).

Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью. Дворец был построен по приказу Екатерины II в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов по проекту архитектора Матвея Казакова.

Коронационные торжества. 1896 год:

Штаб Академии ВВС РКК. 1932 год:

Интерьер. 1999 год:

Бывший загородный ресторан "Мавритания", позднее здесь зарождалась отечественная космическая биология и медицина.

Ресторан «Мавритания» в Петровском парке. 1900-1917 гг. http://pastvu.com/ :

3 ноября 1957 года СССР первым в мире вывел на орбиту Земли космический аппарат "Спутник-2" с живым существом на борту - собакой. Белая дворняга по кличке Лайка не вернулась обратно и погибла через несколько часов после старта от перегрева. 11 апреля 2008 года на территории Института военной медицины был установлен бронзовый памятник Лайке.

По инициативе профессора Жуковского в 1919 году был создан Московский авиатехникум, от которого ведёт свою историю прославленное военно-учебное заведение - Военно-воздушная инженерная академия. Положение о реорганизации авиатехникума было утверждено Реввоенсоветом 23 ноября 1920 года. В разные годы академия называлась: Институт инженеров Красного Воздушного Флота, Академия Воздушного Флота имени Н.Е.Жуковского, Военно-воздушная академия РККА, Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, Военно-воздушная инженерная академия, Военный авиационный технический университет, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил.

Это высшее военное учебное заведение, осуществлявшее подготовку и переподготовку инженеров для Военно-воздушных сил Вооружённых Сил Российской Федерации до августа 2011 года. Крупнейшая и старейшая в мире научная школа в области воздухоплавания. Все российские и советские лётчики-космонавты - выпускники этого вуза.

Преподаватели летных факультетов были не только хорошими специалистами, способными умело излагать свой предмет. Каждый из них в любое время мог командовать авиационной частью, соединением или руководить деятельностью штаба. В 1930-е годы большое внимание в академии уделялось совершенствованию учебно-летной базы. Учебная эскадрилья в составе 30 однотипных самолетов Р-1 в 1931 году была развернута в учебную авиационную группу, укомплектованную новейшей по тому времени боевой техникой - самолетами Р-5, ТБ-1, И-3, И-5. В первые недели Великой Отечественной войны академия превратилась в огромный учебный комбинат по подготовке и переподготовке авиационных кадров самых различных специальностей. В подмосковный лагерь академии прибывали летчики и техники для переучивания на новые самолеты.

В послевоенные годы советская авиация становилась реактивной, оснащалась новыми самолетами, ракетным и другим авиационным вооружением, совершенным электро- и радиооборудованием. По всей стране создавались новые училища, основной костяк их руководящего и преподавательского состава был укомплектован сотрудниками академии. За годы существования вуза 865 выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди выпускников академии - первый космонавт Юрий Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов

В настоящее время дислоцируется в Воронеже, в июне 2013 года состоялся первый на новом месте выпуск молодых офицеров.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке - православный храм, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви. Храм по проекту Фёдора Рихтера начали строить в 1844 году на деньги Нарышкиной и закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии.

В 1930-е годы храм закрыли и предположительно передали академии Жуковского. С 1970 по 1990 год в здании храма размещался склад академии, для размещения подъёмного оборудования были разобраны часть колокольни и купола, сильно пострадали от переделок крыльцо, ограду заменили на забор с колючей проволокой. 22 сентября 1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии.

Церковь священномученика Владимира Медведюка и Новомучеников и Исповедников Российских в Петровском парке. Протоиерей Владимир Медведюк в первые годы советской власти был настоятелем одного из храмов, пытался наладить приходскую жизнь, дважды был арестован органами ОГПУ, в 1937 году священник был расстрелян на полигоне Бутово.

Кстати, в 1918 году местом расстрелов стал и Петровский парк. 5 сентября здесь была совершена публичная показательная казнь 80 заложников из представителей высшего чиновничества бывшей Российской империи (министр внутренних дел Н.А.Маклаков, А.Н.Хвостов, бывший министр юстиции И.Г.Щегловитов, протоиерей Иоанн Восторгов и другие).

В 1928 году к I Всесоюзной спартакиаде народов СССР в юго-восточной части парка, за Театральной аллеей на месте сада и театра «Фантазия» возвели первую очередь стадиона «Динамо». Проект стадиона разработали Аркадий Лангман, Лазарь Чериковер и Дмитрий Иофан: в своем первоначальном виде стадион был похож на гигантскую подкову, открытую с восточной стороны. Прототипом ему послужил античный стадион в Афинах, заново построенный в 1896 году к первой современной Олимпиаде. На "Динамо" мы вернёмся 22 октября 2017 года, в день рождения Льва Яшина, когда стадион и парк откроются после реконструкции.

Стадион «Динамо» будет состоять из двух частей, "Футбольной" на 27 тысяч зрителей и "концертно-спортивной арены" на 12 тысяч зрителей. Академия Спорта «Динамо» займёт площадь около 62 тыс. кв.м. Церемония открытия запланирована на 22 октября 2017 года - день рождения легендарного советского футболиста-динамовца Льва Яшина. Стоимость конкретно футбольного стадиона составляет около 9 млрд рублей. Ранее общая стоимость комплекса «ВТБ Арена Парк» была оценена в 1,5 млрд долларов США, потом было уточнено, что стомость спортивной части проекта составляет 26 млрд рублей. Финансирование строительства обеспечивается за счет средств Банка ВТБ и инвестиций ряда зарубежных банков - Cassa Depositi e Prestiti (CDP), Интеза Санпаоло (Intesa Sanpaolo), Societe Generale, KfW IPEX-Bank.

Планируются сносы некоторых построек, на месте которых будут возведены два новых спортивных комплекса, офисы, гостиница и жилой комплекс с апартаментами класса «А». Общая площадь спортивной части составит более 200 тыс. кв.м, а общая площадь коммерческой в 2 раза больше - более 450 тыс. кв.м. Всего в рамках проекта будет возведено 246 тыс. м офисов, 167 тыс. кв.м апартаментов, 37 тыс. кв.м гостиничных площадей и 10 тыс. кв.м торговых площадей, паркинг на 2543 машиномест. После реконструкции стадион будет носить название «ВТБ Арена Центральный Стадион Динамо».

Для доработки проекта был приглашен один из лучших мировых спортивных архитекторов - Дэвид Маника. Он имеет многолетний опыт в разработке проектирования крупнейших спортивных сооружений по всему миру. До того, как им в 2007 году было основано собственное архитектурное бюро, он 13 лет работал ведущим архитектором проектов во всемирно известной компании НОК Sport Venue Event (ныне Populous). В частности, Маника принимал участие в реализации таких проектов, как новый стадион «Уэмбли» и О2-арену в Лондоне, Шанхай World Expo Arena. Он выиграл конкурс на проектирование 86-тысячной арены в Катаре к ЧМ-2022.

По состоянию на лето 2013 года закончен нулевой цикл. По замыслу, внутри исторических стен стадиона «Динамо» будут построены два уровня помещений различного предназначения, где, в частности, разместятся магазины, предприятия питания и другие объекты. А над ними воздвигнут новую футбольную арену и крытый многофункциональный спорткомплекс. Это решение, по мнению его автора, позволит не только сохранить исторический фасад легендарного стадиона вместе со знаменитыми колоннами, но и функционально и эстетически интегрировать его в новый проект. В результате, после реставрации и приспособления к современному использованию исторического стадиона и других спортивных сооружений на прилегающей территории возникнет мультифункциональный комплекс, отвечающий самым высоким требованиям и созданным с применением передовых мировых технологий.

Источник фотографий проекта: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:VTB_Arena_day.jpg?uselang=ru
Автор А.Кондратьев

История Петровского парка и его построек. Дворец. Часть 1.

Петровский путевой дворец это первый памятник, который я увидела и запомнила с самого раннего детства, т.к. почти всю свою жизнь жила недалеко от него. Детям читают много сказок про царей и цариц, а здесь вот он наяву - царский дворец. Но и сегодня сотни, а может и тысячи раз проезжая мимо этого романтического замка он невольно каждый раз притягивает мой взгляд.


Дворец на этом месте возник по велению Идея построить на этом месте путевой дворец пришла Екатерины II после проведения праздника на Ходынском поле в 1775 г., посвященного победе России в войне с Турцией и заключению Кючук-Кайнарджийского мира, о чем я .
К этому времени старый и ветхий дворец в селе Всехсвятском пришел практически в негодность. Возводить дворец Екатерина поручила Казакову Матвею Федоровичу , ей понравились увеселительные павильоны, возведенные архитектором на Ходынском поле.
Земля, на которой начал строиться дворец, прежде принадлежала Петровскому (Высокопетровскому) монастырю. Первое упоминание о этом владении монастыря относится к 1498 году, тогда оно были весьма внушительным по размеру, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. Отсюда дворец, а впоследствии и парк вокруг него стали называться Петровским.
Строительство началось в 1775 г., закончилось через четыре года, но отделка продолжалась до 1783 г. Самое раннее изображение дворца, которое мне удалось обнаружить, датируется 1811 г.

Говоря об архитектуре дворца, каждый исследователь находит в нем свои черты.


Романюк С.К. пишет " О Петровском дворце обычно говорят как о выражении древнерусских форм, как их понимали в XVIII в. Казаков представил императрице проект в стиле, наиболее подходящем к древнерусской архитектуре, - в том, который искусствоведы прозвали псевдоготикой. Именно так должен был выглядеть дворец в Москве: достаточно современный и в то же время выдержанный в "старинном" стиле... Однако вполне вероятно, что формы Петровского дворца избрали исходя из совсем других соображений.


Интересную мысль высказала историк архитектуры М. В. Нащокина, исследовавшая Петровский дворец и связь его с увеселительными постройками на Ходынском поле: если постройки на поле выражали цели, уже достигнутые в стремлении России к югу, к контролю над черноморскими проливами, то в образе Петровского дворца отобразились конечные цели в утверждении владычества над Константинополем, древней столицей Византии, в освобождении православия от власти ислама, и поэтому образ Петровского дворца с его мощным куполом призван был напомнить о главной святыне православия - о константинопольском храме св. Софии, а декор его был первой попыткой использовать детали древней византийской архитектуры".


Очень интересен керамический декор фасадов 2-го этажа и купола, для выполнения этих работ был даже приглашен специальный мастер - Иоганн Юст . Окна-люкарны обрамляют рога изобилия символ богатства и благополучия.


Комплекс сооружений: помимо дворца включал в себя еще кавалерские и фрейлинские корпуса, кухонный флигель, службы, конюшни и каретные сараи. Явная ассоциация с подлинной "европейской" готикой формируется за счет стрельчатых окон флигелей с рустованными наличниками и "бриллиантовыми" замковыми камнями.


Дворец был окружён двумя обширными дворами - парадным со стороны Петербургской дороги и внутренним с противоположной стороны, где располагался небольшой садик.

По внешнему периметру он укрыт крепостными стенами флигелей и башен подобно крепости, поэтому иногда его еще называют "Петровским замком".
Кадоль Огюст "[Петровский] замок" 1820-е гг.

Первоначально, с внешней стороны, вокруг всего комплекса была устроена глубокая канава, края которой были обложены дёрном; через неё были перекинуты каменные мостики. Таким приёмом традиционно выделялась русская помещичья усадьба XVIII столетия, а вообще традиция обведения жилого дома, усадьбы бороздой в качестве способа уберечься от тёмных сил, восходит ко временам язычества.
Некоторыми исследователями высказана еще одна интересная версия, касательно задумок Казакова, вот что пишет в своей ттатье архитектор-рестовратор Г. Мудров - "Задний, восточный двор ограничен невысокой кирпичной стеной с двумя "странными" башнями. Помимо портиков над входами, увенчанными шатровыми шпилями, барабаны верхнего яруса башен увешены маленькими башенками. В описях XVIII столетия их называют "башни с минуретами", то есть с минаретами. Вот вам и восток… В итоге получается, что Казаков, как человек своей эпохи, воплотил в своем творении символы государственной идеологии и, в частности, - идею о роли России как связующего звена между Западом и Востоком".


За долгие годы своего существования в путевом дворце побывало много царственных особ. Сама заказчица его постройки - Екатерина II впервые остановилась в этом дворце в 1787 году, и, по легенде, отослала караул, сказав, что будет ночевать под охраной своего народа. И будто бы всю ночь огромные толпы простых людей бродили под темными окнами, оберегая сон своей императрицы от малейшего шороха: "Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки".
Начиная
с Павла I, который останавливался во дворце в 1797 г. и устраивал на парадном дворе военные смотры и разводы , остановка здесь стала традицией перед торжественным въездом в город при коронациях .
Во время войны 1812 г. в Петровском путевом дворце по воспоминаниям современников расположилась ставка пасынка Напалеона, принца Евгения Богарне , о чем пишет уважаемый Подмосковный краевед
Гравюра Л.Рюота, раскрашенная акварелью. Евгений Богарне.

С принцем Богарне связана одна интересная история. Во время продвижения к Москве части корпуса под его командованием останавились в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. В первую же ночь пребывания в обители, Евгению Богарне, согласно монастырскому преданию, было ночное видение, к нему явился сам прп. Савва и обещал сохранить жизнь, если он оградит монастырь от грабежа.

Принц исполнил просьбу Святого старца, мало того, он возымел такую веру к преп. Савве, что перед отъездом из монастыря попросил у настоятеля его икону. Так и случилось, Богарне был единственным из наполеоновских генералов, кто не был ни разу ранен и благополучно вернулся на родину. Перед смертью он завещал своему сыну - Максимилиану Лейхтенбергскому , что если ему случится когда-нибудь быть в Москве, то обязательно побывать в монастыре и поклониться мощам преп. Саввы.
Сын исполнил завещание отца, в августе 1839 г. он посетил монастырь и рассказал о о ночном видении отца.
Впоследствии Максимилиан женился на великой княгине Марии Николаевне, дочери Императора Николая I и остался жить в России, стал главно-заведующим Горного института, учредителем гальванического завода, а также почетным директором Академии художеств в Петербурге. Вот такая связь времен!
Спасаясь от пожара Москвы сюда бежал из Кремля Наполеон и пробыл во дворце несколько дней. Отсюда он смотрел на горящую Москву. Впоследствии он вспоминал - "Трудно было прикладывать руку к стенам или окнам со стороны Москвы, так эта часть была нагрета пожаром... Не будь московского пожара, мне бы все удалось… Я провел бы там зиму… Я заключил бы мир в Москве или на следующий год пошел бы на Петербург. .. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Одно это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?".
Мемуаристы свидетельствуют, что во все пребывание в Петровском дворце он не отдал ни одного предписания, ни одного воинского приказа.
Угловое окно справа на втором этаже - спальня Наполеона. Акварель XIX века.

Верещагин В.В. "В Петровском дворце в ожидании мира".

Вот строки А.С. Пушкина из "Евгения Онегина:
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою!
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он...
Романюк С.К. пишет: - "После ухода французов, не тронувших обстановку дворца, его разграбили свои - нагрянули местные крестьяне и буквально оголили дворец, унеся все, что было возможно. После войны Петровский дворец долго стоял без ремонта".
Однако по интернету гуляет другая версия, "что после ухода из дворца французов, они его подожгли, главный купол обрушился". Хотелось бы получить ссылку откуда это пошло.
Вставка. Уже после написания поста в приложениях к книге Сытина П.В. я нашла "Список сгоревших, взорванных и уцелевших строений после оставления Москвы французами", изданный П.И. Щукиным в 1897 г., в котором упоминается - "Сожжен Петровский дворец,..."
Неизвестный автор по гравюре Ф.Кампорези. 1813 г.

На одной из экскурсий я услышала интересную историю, вот ее суть - После ухода французов в боковых крыльях казаковского творения был устроен временный госпиталь, в котором лечились как русские так и французские солдаты, одним из раненых был Кадоль Огюст (1782-1849) - французский офицер, художник, литограф. Во время войны 1812 года попал в русский плен, бежал, а в 1819 году вернулся в Москву и в начале 1820-х годов создал ряд неповторяемых образов города (см. выше одну из его работ). Однако, собирая данные об истории дворца, не нашла сведений о нахождении здесь госпиталя в 1812 г., подскажите кто знает.
Действительно, долгие годы дворец стоял без ремонта,
рухнула алебастровая лепнина купола, пострадали перекрытия залов первого этажа. В таком виде он простоял до 1826 г., пока на него не обратил внимание император Николай I, коронация которого состоялась 22 августа того же года, и как водится, он останавливался здесь перед въездам в Москву.
Торжественная коронация Николая I в Москве. 1826 г.

В том же году начались восстановительные работы, которые продолжались более 10 лет, тогда же архитектор И. Т. Таманский переделал часть интерьеров в ампирных формах. В дальнейшем дворец неоднократно изменялся при многочисленных ремонтах, в особенности перед очередным посещением высочайших жильцов. Среди зодчих в разные годы участвовавших в восстановительных работах во дворце встречаются такие замечательные имена как Монферран , Таманский , Шохин , Менелас .
Сохранилось несколько фотографий интерьеров дворца конца XIX века, которые впоследствии были использованы при его последней реставрации.
Интерьер одного из залов Петровского путевого дворца.


Тот же зал.


Интерьер гостиной.


Вид анфилады жилых покоев Петровского путевого дворца.


С Петровским дворцом связано имя М.Ю. Лермонтова , который в последний свой приезд в Москву навестил здесь в апреле 1841 г. своего друга и сверстника Д.Г. Розена , служившего адъютантом у генерал-губернатора.(в отсутствие императорских особ во дворце была резиденция генерал-губернатора).
Художник К. А. Горбунов. 1841 год..

Жизнь в Путевом дворце пришлась по душе Лермонтову. "Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо, - и мне довольно весело… От здешнего воздуха потолстел в два дни", - писал он своим родственникам.
В Первую мировую войну здесь размещался госпиталь.
Интересно, что в дореволюционное время дворец было посетить гораздо проще, чем сейчас. Вот как об этом пишет Романюк "В обычные дни дворец был открыт для посещений, причем специально оговаривалось, что "вход возможен для всех, в отсутствие Высочайших Особ... Плата дворцовым лакеям необязательна". Правда, особых ограничений не было даже и в то время, когда высочайшие особы находились во дворце, - входить туда, конечно, не разрешалось, но в парк вход был всем невозбранный".

В самом конце XIX в. до Петровского дворца и парка можно было добраться на трамвае. Т оржественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 г Фото 1903 - 1908 гг.


А на самом Ленинградском проспекте, тогда Петербургском шоссе, недалеко от дворца на конечной остановке трамвая "Петровский парк" был построен вот такой изящный павильон по проекту знаменитого архитектора Шехтеля Ф.И.

История Петровского дворца в послереволюционное время вошла в серию постов, посвященных Ленинградскому проспекту.