Сказочник бажов биография. Беседа для детей старшей - подготовительной группы в детском саду с презентацией: Павел Бажов

БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1879–1950), русский писатель. Родился 15 (27) января 1879 на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве – в частности, в очерках Уральские были (1924). Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889–1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893–1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях.

До 1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП(б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 – в свердловской «Крестьянской газете». Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске вышла его первая книга Уральские были, где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников»-приказчиков, так и простых мастеровых. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства. В русской литературе традиция сказовой литературной формы восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.). Главная тема бажовских сказов – простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода – Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант – и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее названием одноименного сказа, написанного в 1943. Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: «А потому, – говорит, – что ты книзу глядел, – на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел – как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Бажов отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого развивалось его дарование. Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной войны сказах Солнечный камень, Богатырева рукавица и Орлиное перо. Незадолго до смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер Бажов в Москве 3 декабря 1950.

У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию. Восемнадцать лет учительствовал. Счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством, воевал в Гражданскую на стороне красных, стал журналистом, а затем - редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Всегда много работал, как сказали бы в советские времена, был "рядовым тружеником".

И вдруг, что называется в одночасье пришла к нему известность, да еще какая… В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ "Девка Азовка". В 1939 в "Сведлгизе" вышел первый сборник сказов "Малахитовая шкатулка". В 1942 и 1944 "Малахитовая шкатулка", заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.

Он стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу. В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 - в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, - на 100 языков мира.

О творчестве Бажова написано гораздо больше, чем написал он сам. Долгое время критики спорили между собой, что за явление "этот Бажов" - фольклорист, писатель, краевед, историк? А современники писали: "В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы"…

"…Я вновь и вновь их (сказы) перечитываю, подлинно наслаждаясь и богатством выдумки, и слаженностью сказов, и сладкозвучным русским языком…" А.Сурков.

"С пожеланием творческого настроения и душевного покоя Ваш неизменный почитатель"… Игорь Грабарь.

"Обладателю волшебной Малахитовой шкатулки от очарованного Федора Гладкова".

"…Самому лучшему, самому настоящему из всего, что я "добыл" на Урале"

Лев Кассиль.

"Автору "Малахитовой шкатулки", который открыл секрет создания сказки, тысячелетиями хранившийся втайне. Не много открытий равных по значению Вашему. Спасибо Вам за это от одного из тех, кому сказка близка и мила…" Дмитрий Нагишкин.

"Бажов принес нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к одному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу. Целомудрие. Неуспокоенность исканий и стремлений. Стойкость. Дух времени…" Евгений Пермяк.

Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: "Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец - рабочий. А в действительности Бажову просто посчастливилось: он вырос в таких условиях, в таком месте, где оказалось большое скопление фольклорных сплетений. У него создалось преимущественное положение".

От похвал в свой адрес он всегда ежился и старался их тот час же снять или шуткой, или переведя разговор на другую тему. " Большое спасибо за фотографии и приятное письмо. За пожелания. Словом за все кроме заключительного комплимента, - писал он, - это лишнее. Мы, журналисты, должны обходиться без этого. Все же знаем, что всякий, кто не ленив, по хорошему материалу может сделать вещь, если предоставят время. Рассказы наших старых рабочих, как вы знаете, представляют редкий по качеству материал. И моя задача здесь сводится лишь к тому, чтобы не отклоняться от народного в изложении и подчеркнуть те точки, которые занимательны для современного читателя. Время и труд, конечно, требуются, но говорить об одаренности излишне и даже вредно. Поднимая одного автора, можно оттолкнуть других. А ведь собирать эту уходящую народную историю труда надо как раз многими руками и надо с этим спешить".

Не позволяя хвалить себя ни письменно, ни публично, Бажов делал упор на необходимость даже при наличии таланта труда в литературе. "Когда видишь небрежное отношение к историческим фактам, становится не по себе", - писал он. "Да еще хотят, - говорил он о некоторых авторах скороспелых однодневок, - всего достичь, не утруждая ни глаз, ни зада - за счет "голого таланта", а не выходит. И никогда не выйдет без большого участия глаз и сидения даже при самой большой одаренности. У стариков надо учиться именно этому непривычному для нас искусству.

Разве наш национальный гений А.С.Пушкин не поразителен и своей трудоспособностью? Работая над историей пугачевщины, он не только месяцами сидит в архиве, но он едет на Урал. Это ведь не на самолете и даже не в вагоне, а на перекладных. Попробуйте представить, что кто-нибудь из наших современников проделал адекватный труд! Да он бы написал несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, четыре пьесы, пять сценариев и один малоформистский сборник, а у Пушкина все это вошло частично в "Капитанскую дочку" да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо. Читаем современников и говорим: "А у предшественников лучше!" Да. Потому что у предшественников больше предшествовало, чем у нас. Словом, был и остаюсь сторонником труда в литературе. Стоя на этой позиции, утверждаю, что каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно".

У писателя Бажова было позднее цветение. Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию "настоящая литература", слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А.С. Пушкина, "у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта", и Л.Н.Толстого, "сказки и детские рассказы которого - неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений. У него это выходило хорошо, потому что он был Львом Николаевичем Толстым".

В январе 1949 года торжественно был отмечен 70-летний юбилей П.П. Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели. Много торжественных и смешных подарков. Юбиляр растроган, благодарен, взволнован. Он благодарил своих близких, друзей, литераторов, журналистов, издателей и читателей за внимание к его работе и за помощь и вновь повторил то, что говорил всегда: "Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенная"…

10-го декабря 1950-го года в морозный день мы похоронили отца на высоком холме, с которого виден Урал - леса и перелески, горы и пруды - все, что он любил, что всегда было дорого его сердцу, и вернулись домой. Еще пахло табаком, на столе лежала его трубка, а в машинку заправлено незаконченное письмо, но дом опустел…

Вечером у нас собралось много народа. Сначала было тихо, потом выпили, голоса стали громче, заговорили о том, что волновало каждого. Маршала Георгия Константиновича Жукова расспрашивали о днях войны, напоминали о встречах на фронтах, уговаривали писать мемуары. Мама сидела ко всему безучастная, да вряд ли слышала что-нибудь, а мне стало обидно, что вот уже забыли отца, забыли по какому поводу собрались в нашем доме. А в ушах зазвучал голос отца:

Что приуныла, доченька? Не надо, жизнь ведь продолжается….

И она действительно продолжается в его книгах, в памяти людей, в произведениях искусства, созданных по мотивам сказов, в его детях, внуках и правнуках, среди которых есть строители, горные инженеры, историки, социологи, экономисты, рабочие и журналисты и те, кому еще предстоит выбрать профессию и определить свой путь в жизни.

Беседа для детей 5-7 лет с презентацией: «Тайная сила Павла Бажова»

Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей. Сценарий содержит авторские стихи и игру.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с писателем Павлом Петровичем Бажовым, его творчеством.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Павла Петровича Бажова;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к восприятию сказок;
3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игры: камни раскрашенные гуашью, 4 подноса, таблица с изображением драгоценных камней (Яшма, Малахит, Янтарь, Лазурит)

Предварительная работа:
- Прочитать сказы П.П. Бажова
- Познакомить детей с полезными ископаемыми (драгоценными и полудрагоценными камнями)
- Организовать в группе Мини-музей: «Камни самоцветы».
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Ведущая: Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 г., в городе Сысертский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния в семье рабочих.


Его отец Петр Васильевич работал на металлургическом заводе. Был хорошим мастером. Руки у Петра Васильевича были золотые. Характер был волевой и крепкий, за что его в народе прозвали «Сверло».
Его мать Августа Степановна рано осиротела, ей пришлось самой зарабатывать на жизнь рукоделием, она вязала удивительной красоты кружева.
Маленький Павел с раннего возраста видел тяжелый труд взрослых людей. По вечерам, отдыхая от трудной работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Сюжеты этих сказов хранили в себе народные предания о тяжелом труде людей в старых рудниках, легенды о несметных сокровищах Уральских гор, которые охраняет «тайная сила» - Малахитница.



Павел был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли дать ему образование. Пашу отдали учиться в духовное училище в городе Екатеринбурге.


Учился мальчик очень хорошо, он был одаренным ребенком, за что и был переведен в духовную семинарию города Перми.


Но смерть отца перевернула судьбу Павла Бажова. Ему пришлось пойти работать, чтобы продолжать свое обучение и помогать матери, у которой начались проблемы со здоровьем, она стала слепнуть.
Когда юноше было 20 лет, он устроился работать учителем русского языка и литературы в глухой деревне Шайдурихе возле заводов.


История родного края всегда влекла Павла Бажова. Каждый год во время школьных каникул он странствовал по Уралу, беседовал с людьми рабочих профессий: рудокопами и литейщиками, камнерезами и старателями. Все эти рассказы он старательно записывал. В свою записную книжку он заносил словечки и людскую речь, которая передавала характерные черты быта и жизненного уклада горнозаводских рабочих. Писатель любовался красотой Уральских камней.


Проводится игра: «Тайна камней»

В центре зала рассыпают камни (заранее разукрашенные гуашевыми красками в разные цвета)


Ведущая: Ребята, добытчики драгоценных камней рудокопы попросили нас о помощи. Нужно изучить таблицу и сложить драгоценные камни по цвету.
Выбирают 4 ребенка, дети договариваются, какую породу камня будет сортировать каждый из них.
1. Яшма – красный цвет
2. Малахит – зеленый цвет
3. Янтарь – желтый цвет
4. Лазурит – синий цвет
По углам стоит 4 стула с подносами.



Под музыку дети сортируют камни по цвету. Когда все камни будут разложены по местам воспитатель походит и убеждается в точности выполнения задания и закрепляет знания детей о цветовой гамме камня. Пример: Это красный камень называется Яшма.
Молодцы ребята. Вы помогли добытчикам и узнали тайну камней. Оказывается каждый камень, имеет свой цвет и название.
Садитесь на свои стульчики мы продолжаем.
Школьным учителем Павел Петрович Бажов проработал 18 лет. Затем его пригласили в духовное училище города Екатеринбурга, то самое которое он когда то и закончил.
Писатель построил в Екатеринбурге небольшой дом, в котором и поселился с мамой и женой. Павел Бажов стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.


Павел Петрович Бажов долго и тщательно собирал материал для своей первой книги. В 1939 г. вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка» Главная ее героиня, хозяйка Медной горы, допускает в недра Земли- матушки и отдает свои богатства только честным, смелым и работающим людям, которые не на богатства зарятся, а на красоту камня любуются.

Хозяйка Медной горы.

В Медной горе Хозяйка сурова
Не проронила лишнего слова.
Ящеркой малой являлась на свет
В шкатулке Малахитовой хранила секрет!



Павел Петрович написал для детей сказы: «Огневушка - поскакушка», «Серебрянное копытце», «Таюткино зеркальце», «Голубая змейка» и многие другие.
На 60-летний юбилей Павлу Петровичу Бажову друзья подарили большую книгу, в которую вошли 14 сказов.
За книгу «Малахитовая шкатулка» Бажов получил орден и государственную премию.
Сказы Павла Петровича Бажова умны и красивы. Композиторы сочиняли музыку, художники рисовали иллюстрации по мотивам сказов. По сюжетам любимых сказов поставлены спектакли, сняты кинофильмы и мультфильмы.
Писатель П.П. Бажов большой мастер слова, он вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить миру тайны Уральских гор.
Павла Петровича Бажова помнят и чтят у нас в стране, его именем названы улицы, сквер и библиотека.



«Центральная городская библиотека имени П.П.Бажова». Свердловская область, г.Лесной, ул.Ленина, 69.
В городе Москве есть район Ростокино, в котором располагается улица Бажова и улица Малахитовая. Есть красивый жилой комплекс, который носит название Каменный цветок. Самой главной достопримечательностью района Ростокино, является Сквер Бажова. Украшением сквера бесспорно можно считать скульптуры героев сказов.

Сквер Бажова.

Дворецкая Т.Н.
Сквер наш достоин хорошего слова.
Назвали его в честь Павла Бажова.
Здесь в сказочном мире застыли фигуры.
Из белого камня возникли скульптуры.
Уральский писатель любил самоцветы.
Он в сказках своих раскрывал их секреты.
Тайны камней на нашей планете.
Знают теперь даже малые дети.
В школьном музее собрали ребята
Личные вещи и экспонаты.
Экскурсовод приготовил рассказы
Павла Бажова волшебные сказы!


3 декабря 1950 года Павла Петровича Бажова не стало. Ему было 71 год. Похоронили писателя на кладбище в городе Екатеринбурге.
В Сысерти и Екатеринбурге сохранились дома, где жил писатель. Теперь это музеи.



Каждое лето, начиная с 1993 года в Чебаркульском районе проводится Бажовский фестиваль, на котором собираются поклонники таланта, тем, кому дороги культура и народные традиции Урала.



Тайная сила сказов Павла Петровича Бажова хранится в описанных исторических событиях жизни простых рабочих добывающих камень. Отличают сказы Бажова поэтичные образы главных героев, перекликающие с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи. Павел Бажов подарил читателю неповторимый загадочный мир.

Павел Петрович Бажов родился в семье рабочего сварочно-пудлингового цеха Сысертского завода Петра Васильевича и его жены Августины Степановны, домохозяйки. Детство его было светлым: семья имела скромный достаток, но у мальчика было главное - любовь и внимание родителей, забота бабушки и дедушки, друзья-«заединщики». Впоследствии Бажов часто полемизировал с теми писателями, которые видели в жизни рабочих только темную сторону - сам он больше обращал внимание на положительные стороны «общественного воспитания» в старом заводском быту.

Семья вела обычный для рабочих того времени полукрестьянский образ жизни: на время покоса даже закрывались фабрики. Огородом, сбором грибов и ягод занимались в основном женщины и дети. На родине отца, в Полевском заводе, семья жила дольше, чем в других местах, куда переводили отца. Здесь Павел слушал рассказы о Медной горе: о богатствах уральских недр и о том, как гибнут люди, добывая их. В Сысерти Павел три года учился в земской школе, позже, в 1889-1893 гг., - в Екатеринбургском духовном училище. Нравы бурсы, «ранняя водка» и «культ кулака», описанные Н. Г. Помяловским, практически не коснулись юноши. Его вела жажда знаний, и судьба благоприятствовала учебе и приобщению к литературе. Пермская духовная семинария завершила в 1893-1899 гг. систематическое образование Бажова: греческий, латинский, церковнославянский языки открыли ему поэтов и мыслителей античной древности и православия. Самообразованием же будущий автор сказов занимался впоследствии всю жизнь.

Закончив Пермскую семинарию третьим по сумме баллов, Бажов отказался поступать в Киевскую духовную академию и не стал преподавать закон Божий: восемнадцать лет он проработал учителем русского языка и литературы, алгебры, черчения и чистописания в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. Параллельно изучал историю экономики и промышленности Урала, культуру, быт, язык и фольклор Сысертского горного округа. Об учительском периоде жизни писателя документов сохранилось немного. В отрывках из автобиографии, записанных редактором и критиком К. В. Рождественской, есть воспоминания о путешествии по Чусовой: «Где пешком, где на лодках. Меня поразили присловья. Записал шесть тетрадей. Это была моя первая краеведческая работа…». Впоследствии Бажов убежденно отстаивает «своеглазное» знание жизни.

В 1911 г. Бажов женился на выпускнице епархиального училища Валентине Александровне Иваницкой - этот брак был долгим и счастливым, одна за другой родились две дочери.

Свержение самодержавия, эйфория свободы и надежда на демократическое переустройство общества делают Бажова активным политиком. В мае 1917 г. его избирают главой Камышловского Совета и назначают редактором газеты «Известия Камышловского Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов», а 1 сентября 1918 г. он вступает в РКП(б). В дальнейшем Бажов участвует в боях на Уральском фронте и редактирует газету «Окопная правда».

«Полоса войны гражданской», нелегкая полоса в жизни семьи Бажовых, хорошо изучена исследователями творчества писателя: отступление с армией до Перми, в декабре 1918 г. - колчаковский плен, откуда Бажов бежал в белогвардейский тыл и потом воевал в сибирских партизанских отрядах, в районе Усть-Каменогорска под фамилией Бахеев вел подпольную работу и собирал разведданные для красных. Партизанское соединение освободило город от белогвардейцев еще до прихода Красной Армии. О жизни в колчаковском плену рассказывает его повесть «За советскую правду», изданная в Свердловске в 1926 году. Автор предуведомляет: «Здесь нет выдумки. Иногда даже не изменены названия мест и имена действующих лиц. Время действия - февраль -апрель 1919 г.». Повесть не была замечена критикой, хотя она тонко передает настроения крестьян и колорит сибирского быта времен гражданской войны.

В мае 1921 г. тяжело заболевший Бажов со семьей возвращается в Камышлов. В пору создания первых крупных произведений он работает заведующим отделом селькоровских писем в «Уральской областной крестьянской газете». В его очерках неожиданно проявляется прямая атеистическая пропаганда.

В 1924 г. публикуются исторические очерки «Уральские были». Живые зарисовки быта, образы мастеров, негативное (зачастую тенденциозное) изображение заводовладельцев и управителей - эти очерки написаны с позиций послереволюционного времени, и их можно считать незаменимым историческим, языковым, этнографическим комментарием к довоенному, так называемому хмелининскому циклу сказов Бажова, названному по имени полевского сказителя Василия Алексеевича Хмелинина, прообраза «дедушки Слышко», за которым легко угадывается сам писатель..

В августе 1930 г. Бажова освободили от работы в газете и откомандировали в распоряжение Уральского обкома ВКП(б). Он работает в Уралобллите, Уралгизе, Институте истории партии, пишет книгу «Бойцы первого призыва«о пути крестьянского коммунистического полка «Красных орлов». Это десятилетие становится самым драматическим в жизни Бажова. Дважды - в 1933 и 1937 годах - его исключают из партии по навету завистника. Вторичное исключение повлекло за собой снятие с работы, унизительные обсуждения в партийных инстанциях - и тяжелый душевный кризис писателя. Партийный билет ему вернули через год. Примечательно, что историко-революционные книги Бажова не противоречат большевистской концепции гражданской войны. Писатель искренне принимает братоубийственную войну как путь к светлому будущему. Но сама тщательность летописца событий объективно несет в себе негативную оценку происходившего.

В эту тяжелую пору Бажов, по его словам, «взялся давние задумки обрабатывать… Велению сердца подчинился… Начал я сказы писать как бы для того, чтобы боль свою потушить. Думал: никому это не нужно, сам себе сказки рассказываю, все надеялся, что их опубликуют. Думал, может, пойдут они в народе вроде побасенок, а кто их сочинил, важно ли? И так ладно…». В сказах, в отличие от современной Бажову идеологизированной литературы, сохраняется множественность оценок человеческого поведения: барин и богач становятся объектом насмешки, а не классовой ненависти, позиция автора освобождается от догматизма и прямолинейности и приобретает глубину народной мудрости. Фольклорное мышление содержит более широкую систему нравственных оценок личности, чем предписываемый соцреализмом классовый подход.

Поначалу сказы воспринимались как фольклорные материалы, которые Бажов только записал. Тем более, что в примечании значилось: «Записано Бажовым в Свердловске в 1936 году». Персонажи Малахитовой шкатулки наводили на мысли о существовании целого уральского Олимпа тайных сил. Появление сказов совпало с волной внимания к фольклору, а рабочий фольклор в пролетарском государстве казался более значительным, чем крестьянский - и мистификация продолжалась вплоть до конца 1950-х гг. Сам Бажов неохотно раскрывал свои творческие тайны. Известно, что, например, на сказ «Синюшкин колодец» его натолкнул непечатный анекдот о синем тумане, который появляется над рудными месторождениями и своими причудливыми очертаниями напоминает иногда женскую фигуру. «Каменный цветок», по словам автора, - довольно обычная история: «Я только поднял (ее) на определенную культурную высоту…». Сказы связаны и с фольклором коренных жителей края - манси. Но эта сторона поэтики Бажова недостаточно еще изучена.

Историческое мышление Бажова глубоко диалектично: он хорошо понимает, как ломала судьбы мастеров крепостная зависимость, но истинным созидателем духовных и материальных ценностей всегда оставался народ. В этих условиях классическая коллизия любви и долга приобретала необычайную глубину и остроту, как, например, в истории любви Степана и Хозяйки Медной горы. Внесоциально для Бажова объяснение творчества крепостных: оно развивалось благодаря отклонениям от системы крепостнических отношений, то есть судьбы героев глубоко определяются не их социальным положением, а человеческими качествами, нравственной основой. Испытание «земельным богатством» - постоянный, чисто уральский мотив сказов. В сказах «детского тона» (по выражению самого автора) этот мотив создает увлекательные ситуации. Двух-трех сказов о встречах с земельным богатством - «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Таюткино зеркальце» - оказалось достаточным, чтобы имя Бажова вошло в историю русской детской литературы.

Категории добра и зла в народном сознании четко разграничены. Так же разграничены в сказах Бажова и два мира: мир рабочих и мир хозяев. Употребление приемов народной смеховой традиции - фарса, бурлеска, грубого комизма - приобретает концептуальное значение: мир господ и хозяев - это «изнаночный, вывернутый» мир, где нет настоящих ценностей.

С началом Отечественной войны Бажов приходит работать в Свердловское книжное издательство, через некоторое время становится главным редактором и одновременно руководит свердловским отделением Союза писателей: встречает эвакуированных литераторов из Москвы, Ленинграда, Киева, помогает им наладить быт. Он много печатается. В 1942 г. выходит дополненный новыми произведениями сборник сказов «Малахитовая шкатулка», а в 1943 г. Бажов получает за эту книгу Государственную премию второй степени. В 1944 г. сказы изданы в Лондоне на английском языке, писателю вручается орден Ленина за выдающиеся заслуги в области литературы. В эти годы Бажов создает «Сказы о немцах» - неоднозначный цикл с характерной «антинемецкой» направленностью. В контрасте с «немецким дельцом» важное значение приобретает здесь русский человек - его патриотизм, природная сметка, выносливость и стойкость.

Сказы второй половины 1940-х гг. утрачивают необычность художественных решений, независимость в области языка, они становятся более декларативными и в чем-то повторяются. В послевоенные годы Бажов - депутат Верховного Совета СССР, не оставляющий без ответа ни одного письма, ни одной просьбы. Он собирает исторические сведения о знаменитых уральских мастерах.

В годы послевоенных репрессий П. П. Бажов, ответственный секретарь свердловской писательской организации, был отчасти неприкосновенен: лауреат, орденоносец, депутат. Появлялась лишь некоторая критика в адрес возглавляемой им организации - и на его произведения. Удар от писателей отводился, но… система требовала жертв. Когда Бажов был в Москве, на пятой сессии Верховного Совета СССР, «Уральский рабочий» поместил тенденциозную статью о Свердловской писательской организации. Бажов, узнав о писательском письме в газету, заклеймившем «космополитами» Беллу Дижур, Иосифа Ликстанова и Юрия Хазановича, назвал его «грязным». Собрание, на котором должны были осудить космополитов, под разными предлогами откладывалось и так и не состоялось.

Бажов умер 3 декабря 1950 г. в Москве. Его тело было перевезено в Свердловск. 10 декабря он похоронен на Ивановском кладбище. Драматическая судьба большого художника была судьбой его эпохи. Яркий талант писателя, стремление быть нужным своему народу, трагическая попытка совместить это с официальной литературной идеологией - коллизия, характерная для русской литературы XX века. Каждый решал ее по-своему: кто-то платил жизнью за свой протест, кто-то удобно устраивался в прокрустовом ложе официоза. Бажов именно в эти времена создал свою главную книгу - «Малахитовую шкатулку», нравственно-философское содержание которой неисчерпаемо, потому что восходит к истокам как вековой народной мудрости, так и яркого индивидуального таланта.


Павел Петрович БАЖОВ

Некоторые факты биографии

Родился Бажов 15 (27) января 1879 г. в городе Сысерти, в рабочей семье.
Учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской духовной семинарии (до 1899 г.), где за любовь к острой полемике получил кличку «Ритор».

С 1876 г. сотрудничал в газетах г. Перми, записывал сказы. В 1905 г. знакомство со Свердловым. Становится учителем русского языка. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей.

Впервые начал печататься в 1913 г. (статья «Д.Н. Мамин-Сибиряк как писатель для детей»).

В городе Камышлове (в феврале 1917-го) был избран в первый Совет рабочих и солдатских депутатов по списку эсеров. В июле того же года – главный редактор городской газеты. С 1918 г. – член КПСС.
Попадает в плен к колчаковцам, через несколько дней бежит и становится подпольщиком в Сибири, а затем – партизаном.

В период гражданской войны воевал на стороне красных, входил в отряд «Красные орлы», который осуществлял карательную деятельность в отношении как священнослужителей, так и верующих мирян (на Урале массовая волна расстрелов духовенства прокатилась в 1918 г.), был работником ЧК и ЧОНов, с июля 1919 года - прибыл в г.Усть-Каменогорск (Казахстан) для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной Повстанческой Армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. Он участвовал в разоружении партизан, которые завоевали власть большевикам, в уничтожении казачьих станиц, в расправах ЧОНовцев с безоружными и вооруженными противниками советской власти. Например, именно Бажов (действовавший тогда под псевдонимом «Бахеев») организовал подавление восстания во главе с Козырем - командиром 4-го корпуса Народной Повстанческой Армии.

После освобождения Усть-Каменогорска от белогвардейцев Бажов оказывается в центре событий. Он становится редактором, а по существу и организатором, и выпускающим, и метранпажем газеты.

В мае 1921 г. П. П. Бажов, вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома, возвращается к себе на родину, на Урал, в Камышлов.

В середине 30-х годов публикует первые сказы в журнале «Красная новь» и в свердловском «Литературном альманахе». Первый опубликованный сказ – «Девка Азовка». Интересно, что рукопись «Серебряного копытца» главный редактор центрального детского журнала «завернул» с формулировкой: - «фальсификация фольклора».

Подписывал сказы в то время уличной фамилией-прозвищем «Колдунков» или ещё проще: «записал П.Б.». В своей работе журналиста пользовался псевдонимами: «Осинцев», «Старозаводский», «Деревенский», а рецензии подписывал «Чипонев» - «ЧИтатель ПО НЕВоле».

Многие из сказов (т. н. «тайные сказы» - старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко - рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.

С молодых лет помнил завет отца: «Павел, если будешь пить, пей только водку, потому что всё другое – подкрашенная, изгаженная и удорожённая она самая…»

Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова. Он считал, что Лесков коверкает язык.

За свою жизнь написал (записал?) около 50 сказов.
Для меня наибольший интерес представляют сказы, где упомянут легендарный Великий Полоз, «Серебряное копытце» и сказ «Иван Крылатко» о гербе города Златоуста, где изображен крылатый конёк.

Умер 3-го декабря 1950 г. в 08:55.
После его смерти остался так и недописанный роман о Демидовых (говорят – из-за его губительной застенчивости).
Его дочь Ридочка (Ариадна Бажова-Гайдар) написала книгу об отце «Дом на углу».
Осталась скульптура Эрнста Неизвестного (незаконченная).

Рецензии

Здравствуйте, Мальхан! А чем вам интересны именно "Серебряное копытце", "Великий Полоз"? Для меня ОЧЕНЬ значим этот автор всю жизнь (мне 56 лет), я имя своё получила из его сказа "Золотые дайки" (матери на свадьбу подарили "Малахитовую шкатулку одногруппницы), но поговорить о нём мне не с кем. Пожалуйста, ответьте мне. С уважением, Глафира.

Здравствуйте, Глафира!
Рад, что вы нашли время написать свой комментарий. И мне очень симпатично совпадение нашего интереса к личности и творчеству Павла Петровича Бажова.
Я свою младшую дочку в честь героини "Серебряного копытца" назвал.
И отношусь к Павлу Петровичу с глубоким уважением. Он сделал достоянием читающих людей целый пласт уральского фольклора - за что ему глубокий земной поклон.
Павел Петрович мне симпатичен по многим причинам. Прежде всего - это один из авторов, с которыми в раннем детстве меня познакомил мой дед.
Дед любил мне читать перед сном. Самыми первыми книгами Были "Малахитовая шкатулка" и "Путешествия Гулливера", а из детских стихов - Чуковский, Барто и Маршак.
Следующая причина - в подростковом возрасте увлёкся минералогией. Увлёкся настолько, что сразу после окончания школы поехал из Эстонии на Дальний Восток работать в геологоразведку. Да и потом часто возвращался к теме самоцветных камней (об этом я писал в автобиографической повести "Мальхан").
Мне симпатичны и политические взгляды юного Бажова, так как мне самому близки идеалы народовольцев и выросших на их наследии эсеров. А уж романтика Савинкова (Ропшина) воодушевляла меня на многие авантюры во времена моей молодости.
Мне очень жаль, что Бажов не завершил литературный труд, которому отдал много лет - повествование о семье Демидовых. В нашей семье бытовала легенда, что мой прадед (носивший фамилию Демидов) был далёким родственником тех самых "князей Сан-Донато".
Немаловажную роль играет и то, что таинственные ноты уральских сказов до сих пор вызывают споры - насколько фантастичны многие образы? Нет ли неких реальных фактов под покровом легенды о Великом Полозе или о Хозяйке Медной горы?

Конечно же, это далеко не исчерпывающий список всего, что мне интересно в Бажове. Много вопросов я бы ему задал о временах Гражданской войны - не всегда понимаю причины и поводы братоубийственной бойни (хотя симпатии мои неизбежно на стороне красных).

А знаешь, где настоящая «малахитовая шкатулка»? Это – Коктебель, и окрестности Кара-Дага… Вот уж, действительно, где гуляя просто по пляжу, по гальке, ты мог на каждом шагу (на каждом шагу!), увидеть, найти, то ли агаты, то ли яшмы, то ли халцедоны, то ли сердолики, а то и вкрапления и того, и того… И по весне, когда море бурлит, там бабы гуляли с ведрами и собирали эти дары, просто, как-будто ягоды или грибы… Они собирали все это, и несли тяжеленные камни домой, чтобы потом продать местным изготовителям-ювелирам… Правда, году эдак в 1982-м, основные пляжи, где наблюдались все эти сокровища, были основательно позасыпаны весьма нетворческим гравием, фракцией 5-20... Мотивом было – «укрепление берега»… Хотя надо было бы для укрепления привезти хотя бы и другую, но все же гальку… Однако, море, конечно, возьмет свое… Да уже и взяло свое… Я там был последний раз в 1994-м, и картина была симпатичнее… И я там опять находил самые разные драгоценности (хотя, как ты знаешь, они относятся к категории «полудрагоценных» камней)… И все это связано, конечно, с вулканом по имени Кара-Даг… И еще очень радует, что Крым, все-таки, наш… Во всяком случае – МОЙ.
И даже в Эстонии имеются места (я тебе расскажу при встрече), где можно собрать палеонтологическую коллекцию (периоды ордовик, силур) буквально за пол-часа… И могу даже на спор это продемонстрировать. И у тебя в коллекции будут, и аммониты, и древние губки, и даже, может быть, трилобиты… И что-то еще… Однажды, я застал свою первую супругу за весьма странным занятием – она выбрасывала во двор все эти найденные мною каменья во двор, в окно, с пятого этажа… Она объяснила, что все эти известняки пыльные, да и «кому они нафиг нужны»… Я удивился, конечно, но ругаться не стал… И еще радует, что она теперь живет в Швеции, с новым заботливым мужем, и все, как говорится счастливы. Особенно – Я.

Юра, а разве я тебе не показывал у меня дома коллекцию окаменелостей, которую насобирал прямо в ста метрах от своего подъезда - на обрыве ласнамяэском выдалбливал (в том самом месте, где предполагали проложить дорогу с Нарвского шоссе к военно-политическому училищу, в котором нынче полицейская академия разместилась). Но там мне попадались в основном ортоцератитоидеи - некоторые - больше метра длиной. Попадаются они в известковых отложениях ордовика-триаса. А трилобиты - это уже нижний палеозой (кембрий-пермь). Аммониты должны встречаться в отложениях мезозоя (юра-мел).
Мне уже любопытно - где ты такое местечко нашёл, что они (аммониты и трилобиты) там вместе встречаются? Это должен быть довольно большой обрыв, не меньше двадцати-тридцати метров (по моим прикидкам). Покажешь при случае - интересно будет глянуть.

А вот самоцветов я и на Дальнем Востоке множество встречал. Там совершенно уникальный минералогический музей на базе "Далькварцсамоцветов" в селе Красном (неподалёку от Николаевска-на-Амуре). Да и на Урале, в тогдашнем Свердловске, большие коллекции видел. А потом и в Карелии, и в Апатитах камни интересные искал - работа такая была.

А еще знаешь, где я встретил уникальный музей? В Иркутске, в общежитии геологов, что на улице Трилиссера. Это была середина мая, и мне пришлось перед отправкой в Бодайбо пожить в той общаге с неделю. Днем я работал на аэродроме, занимаясь погрузкой разного бутора на транспортные АН-24, а вечером, после душа, мы собирались в какой-то из комнат, (а все комнаты на этаже, в виду невиданного гостеприимства, считай, были нашими), и под песню Высоцкого "Я на Вачу ехал плача, возвращался хохоча"... Водка, нехитрая закусь, добрые, благожелательные, душевные разговоры... И в каждой комнате был "Геологический Иконотас": на полочках, полках, полищах - размещались самые разные образцы всевозможнейших ископаемых минералов... Бывало, что какие-то друзы кристаллов размещались попросту на полу, у изголовья держателя койко-места, а бывало каменья этаким веером стояли в ногах... Короче, что ни комната, то удивительный филиал!.. Конечно, там были срезы разных агатов, там было и то, и то, но встречались и гранаты из Богемии, и амазониты, и а-ля "лунные камни" - беломориты, и горный хрусталь из Бразилии (а на дворе-то шел очередной невыездной 1984-й год)... И еще я помню оттуда же кое-что... Однажды... Вдруг, однажды, мне мой товарищ, начальник моего отряда, Сережа Чуев, сказал:"Ну, все, Юра,пошли"... И мы вышли в коридор и стали надевать рюкзаки... И в это время почему-то геологи выперлись из своих комнат, кто в чем... И кто-то сказал: "Смотрите, ребята! - Они надевают рюкзаки!"... Мы надевали свои рюкзаки нарочито медленно и шли дальше, будто сквозь строй... Нас провожали восхищенные взгляды... Как бы им хотелось быть на нашем месте!.. И они будут, конечно, через неделю, а то через две... А еще столько ждать! И только водка, и... "на Вачу ехал плача, вовращался хохоча"... А мы шли к троллейбусной остановке, чтобы уже дальше в аэропорт, и нам спины сверлили их взгляды из окон того общежития на Трилиссера... Но никто не обернулся... - Зачем?

интересные факты из жизни русского и советского революционера, писателя, фольклориста, публициста и журналиста изложены в этой статье.

П. П. Бажов интересные факты из жизни

Павел Бажов родился на Урале в рабочем посёлке уральских мастеровых. Несмотря на бедность родительской семьи, сумел получить в Екатеринбурге духовное образование.

Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ .

Женился Павел на своей ученице, в семье родилось четверо детей.

Дочь Бажова по имени Ариадна, впоследствии стала женой Тимура Гайдара, сына Аркадия Гайдара, который был известным писателем СССР. В этом браке у Ариадны и Тимура родился сын, назвали которого Егор. Он стал затем важным политическим деятелем. Таким образом, Павел Бажов являлся дедом для Егора Гайдара

На протяжении 1938 -1945 годы им было написано целый ряд произведений специально для детей. Среди них – «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Голубая змейка». За всю свою жизнь Бажов написал около 50 сказов .

Мировую известность писателю принесла повесть «Малахитовая шкатулка ». В 1943 году именно благодаря этой книге он получил Сталинскую премию. А в 1944 году его наградили орденом Ленина за плодотворное творчество

К 120-летию писателя в 1999 году было учреждено Премию имени П. П. Бажова. Ее ежегодно вручают писателям в Екатеринбурге

В период гражданской войны воевал на стороне красных, входил в отряд «Красные орлы», который осуществлял карательную деятельность в отношении как священнослужителей, так и верующих мирян

После войны у писателя стало резко слабеть зрение, но он все же продолжал и редакторскую работу, и собирание сказок, и творческое использование фольклора

В 1946 году Бажова было избрано депутатом Верховного Совета

Образы из сказов П.П. Бажова, а именно «Каменный цветок» и «Хозяйка медной горы» в виде каменного зеленого цветка с золотой коронованной ящерицей изображены на гербе города Полевской в Свердловской области

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали интересные факты из жизни Бажова.