Тимуровское движение как можно назвать сейчас. История тимуровского движения

МБОУ «Яконурская средняя общеобразовательная школа»

Тимуровский отряд

9 класса

«Забота»

Руководители отряда: Бадакин Артем, Ороев Алан

Адрес: Усть-Канский район село Яконур, ул.Улагашева 14А

Контактный телефон: 25-3-16 (школа)

Классный руководитель: Сабина Маргарита Викторовна

Творческий отчет о деятельности тимуровского отряда «Забота»

Наш девиз: Твори добро сегодня и сейчас

Цель :

    Пропаганда идеи тимуровского движения.

    Развитие у учащихся чувства сопереживания к проблемам общества.

Задачи:

    Воспитывать у учащихся понимание сущности добровольной помощи людям.

    Вовлечение детей в различные виды положительной деятельности.

    Популяризация трудовой деятельности детей.

    Формирования у подростков внимательности, скромности, предупредительности и сознания собственной полезности.

Законы объединения:

дружба и товарищество

честь и совесть

забота и милосердие.

Общий сбор: Разрабатывает, обсуждает и утверждает:

заповеди тимуровца;

основные планы совместных действий;

новых ребят на посвящение в члены отряда;

кандидатуры для поощрения.

Тимуровец всегда готов:

Нести добро людям.

Защитить слабого.

Спасти утопающего.

Учить хорошему малышей.

Организовать акцию, операцию

по тимуровской работе.

В нашей школе существует тимуровский отряд «Забота» В тимуровской работе ребята оказывают посильную помощь пожилым людям, ветеранам войны и труда которые нуждаются в помощи.

В своей работе ребята стараются разглядеть чужую беду, умело и быстро прийти на помощь, понять человека, которому нужна помощь, почувствовать его боль, вникнуть в его проблемы. Ребята следуют тимуровской заповеди: « Чужой беды не бывает » . Наша тимуровская команда начала свою работу с 5-го класса. За все эти годы тимуровцы проделали много хороших дел: оказывали помощь учителям-ветеранам нашей школы, ветеранам труда и тыла.

Мы хотим рассказать о ветеране педагогического труда, кавалере ордена Ленина, вдове ветерана ВОВ, замечательной женщине, труженице, многодетной матери, доброй и милой бабушке и прабабушке многих внуков и правнуков Варваре Ивановне Шарковой накануне 70-летия Великой Победы. Ей в 2014 году исполнилась 90 лет, поэтому наша помощь ей очень необходима. Заранее созваниваемся и уточняем время встречи, виды работ. Особенно весной и осенью, когда надо привести в порядок огород, ухаживать за саженцами, складывать дрова, а осенью помогаем собирать урожай. В конце работы мы все дружно садимся за стол и пьем чай с вареньем.

«Я с нетерпением ожидаю часа, когда ребята приходят ко мне. После встречи с ними, будто я возвращаюсь в детство» - говорит Варвара Ивановна.

Варвара Ивановна прожила долгую и сложную жизнь. Все большие и малые события, происходившие в истории страны, так или иначе коснулись ее семьи, ее самой и оставили свой неизгладимый след в ее жизни.

Из воспоминаний Варвары Ивановны

«Моя мать из рода Шиловых была дочерью крестьян, которые в голодные годы 19 века из Центральной России оказались в наших краях в поисках лучшей доли. Осели они в селе Черный-Ануй, здесь их старшая дочь вышла замуж за Степана Стенина и родила ему в браке четырех дочерей. В годы первой мировой войны ее мужа забрали, он только раз побывал дома в отпуске, больше не вернулся. Осталась она одна с дочерями: Анной, Степанидой, Евдокией, Марией. Свекор со свекровью были людьми зажиточными, справедливыми и по-крестьянски рассудительными, относились к овдовевшей снохе и внучкам хорошо и посоветовали ей выйти замуж во второй раз за работника в их доме Юстукова Яшу. Яша был из рода тонжан, старшим сыном многодетной семьи из села Верх-Бело-Ануй, имел трёх братьев и сестру. Братья его Эчен и Сырга впоследствии погибли в Великой Отечественной Войне. В то время православной женщине брак разрешался только с крещенным, поэтому молодой человек принял крещенье, после чего он стал Шарковым Иван Лаврентьевичем по крестному отцу. В этом браке родились еще две сестры –Варвара и Прасковья Ивановы – в семье, уже пререехавшей в село Верх-Бело-Ануй. Ныне из сестёр осталась одна я.»

Труд учителя, почётный и уважаемый во все времена, является неоценимым для будущего страны. Трудовую деятельность в качестве учителя Варвара Ивановна начала в 1941 году, после окончания 9 класса, Бело-Ануйской школы. Как вспоминает она, когда получив документы об окончании 9 класса, выпускники вышли на улицу, увидели большое скопление телег, бричек, верховых лошадей. Началась война, всех мужчин призывали на войну. Так она из вчерашней ученицы, рано повзрослев в 16 лет, стала учительницей 1-3 классов Верх-Бело-Ануйской начальной школы. В 1942-1943 учебном году перевели в Яконурскую семилетнюю школу.

В годы войны, по ее воспоминаниям, они трудились днём и ночью. После занятий в школе учителя пешком обходили ближние лога, учили детей, которые не могли посещать уроки в школе, после работы вязали снопы, косили сено, молотили зерно вручную, объезжали полевые станы с агитбригадой, доводили информацию с фронта. Все жили под девизом «Всё для фронта, всё для победы» Это всё закаляло характер человека, навсегда привило большое чувство ответственности, долга, помощи слабым, внутренней стойкости к любым трудностям.

П
осле войны в 1946 году она закончила Горно-Алтайское педучилище, по специальности учитель начальных классов. Варвара Ивановна более 33 лет проработала в школе, имеет многочисленные поощрения и награды, среди них высокое призвание ее заслуг – Орден Ленина. Но самой высокой наградой остаётся живая память ее благодарных учеников.

Дети интересуются и стараются помочь ей. Она всегда рада ребятам. Варвара Ивановна не раз благодарила наш тимуровский отряд за оказанную помощь в газете «Голос времени» от 2012г., 2013г.,2014г.



Уборка картофеля

Складирование дров

УДК 94:37.035"1941/45"

сЫ: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-19-23

ТИМУРОВЦЫ: МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЕРЫ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

© Балакирев Алексей Николаевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Бурятского

государственного университета

Россия, 670000 г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6

E-mail.ru: [email protected]

В 1940 г. после выхода в свет повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» в СССР возникло движение юных волонтеров - тимуровцев. Это было совершенно необычное для того времени явление, потому что работа тимуровских команд была основана на самостоятельности и по инициативе самих ребят, деятельность тимуровцев носила ярко выраженную общественно-полезную направленность. В статье обосновывается актуальность волонтерства в современной России, рассмотрены некоторые аспекты возникновения и становления тимуровского движения, а также проанализированы основные направления деятельности юных волонтеров в годы Великой Отечественной войны в СССР и Бурятии. Материалы статьи могут быть интересны для историков, педагогов, специалистов в области общественных наук, а также для всех, кто интересуется историей нашей страны.

Ключевые слова: тимуровское движение, волонтерство, пионерская организация, Великая Отечественная война.

TIMUROVTSY: YOUNG VOLUNTEERS OF THE GREAT WAR

Alexey N. Balakirev

PhD in History, A/Professor of the department of general and national history, Buryat State University, Ulan-Ude

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In 1940, after the publication of A.P. Gaidar"s novel, «Timur and his team», a movement of Timurovtsy, young volunteers, arose in the USSR. It was quite unusual phenomenon for that time because the work of these commands was based on independence and initiative of the guys themselves, their activities had a strong social-useful focus. The article substantiates the relevance of volunteering in modern Russia, discusses some aspects of origin and development of the Timurovsky movement, and also analyzes the main perspectives of the young volunteers" activity in the years of the Great Patriotic War in the USSR and the Republic of Buryatia The article can be interesting for historians, educators, professionals in the field of social sciences, as well as for anyone who is interested in the history of our country.

Keywords: Timurovsky movement, volunteering, Young Pioneers organization, the Great Patriotic War.

В феврале 2015 г. в Сочи прошел Всероссийский форум добровольцев, в котором приняло участие более 400 делегатов добровольческих организаций и волонтерских центров из всех 85 субъектов России. В приветствии Президента Российской Федерации В. В. Путина участникам и гостям форума говорится: «Традиции добровольчества, волонтерства имеют в нашей стране глубокие исторические корни. Во все времена представители разных сословий, возрастов, взглядов бескорыстно служили Отечеству, людям, активно участвовали в делах просвещения и благотворительности, содействовали решению общественно значимых проблем в сфере образования, здравоохранения, культуры, экологии». Глава государства отметил, что необходимо развивать потенциал добровольческих организаций России, расширять спектр их деятельности и привлекать к работе молодежь. При этом он добавил, что это «особенно актуально в преддверии 70-летия Великой Победы, которое мы будем отмечать в нынешнем году» .

Одной из самых ярких страниц волонтерства в нашей стране стало тимуровское движение, становление и бурное развитие которого пришлось на годы Великой Отечественной войны. Возникновению этого уникального общественно-социального явления мы обязаны замеча-

тельному писателю Аркадию Петровичу Гайдару, который в своей книге «Тимур и его команда» предложил совершенно новую форму организации ребят - общественно-полезную и абсолютно самостоятельную. Замысел повести «Тимур и его команда» возникал у А. П. Гайдара постепенно, исподволь. Воспитывающую, умную, благородную игру Тимура и его команды, положенную в основу повести, писатель не выдумал за письменным столом. Подобную игру он наблюдал в жизни, да и сам постоянно разыгрывал ее. Знакомые мальчишки и девчонки были командой, а ее командиром - сам Гайдар. В своих воспоминаниях известный советский писатель К. Г. Паустовский рассказывает об одном из таких случаев, когда дворовая команда Гайдара помогла найти редкое лекарство для больного ребенка. При этом Паустовский отмечает: «Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как, скажем, приветствие. Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался» . Начало работы над «Тимуром и его командой» относится к декабрю 1939 г., и первоначально сюжет был разработан Гайдаром как сценарий для кино. Повесть была завершена 27 августа 1940 г., а 5 сентября отрывок из нее был напечатан в «Пионерской правде». В течение всего сентября и по 8 октября 1940 г. повесть печаталась из номера в номер на четвертой странице газеты. Одновременно она передавалась в Москве по центральному радио. В 1941 г. повесть трижды выходила отдельными изданиями в массовых тиражах, а всего с момента создания книга была переиздана тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров . Повесть стала основой для одноименных кинолент 1940 и 1976 гг., а в 2013 г. она была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения . Ни одна книга до того времени не завоевывала так быстро и так прочно симпатии детей, ни одна книга для детей не обладала еще такой силой воздействия на сердце и ум читателя, не становилась таким непосредственным организатором детей, как это случилось с повестью «Тимур и его команда». В городах и селах, в пионерских отрядах, школах, во дворах возникали тимуровские команды; зародилось тимуровское движение - патриотическое движение сотен тысяч детей.

В общественном сознании понятие «тимуровец» часто ассоциируется с понятием «пионер», тимуровское движение отождествляется с пионерским. Это неправильная точка зрения, и пример тому - военное лихолетье 1941 - 1945 гг. По данным профессора В. А. Кудинова, в годы войны из 20 млн детей пионерского возраста в организации состоял лишь каждый 3-4. В комсомольских отчетах республик, областей страны в военное время типичными были высказывания: «Дружины во многих школах оформлены на бумаге. В результате отсутствия политического воспитания рост пионерской организации прекратился». В то же время уже в июле - середине августа 1941 г. тимуровские команды начали действовать по всей стране. В 1945 г. общая численность детей и подростков, принимавших участие в тимуровском движении, составляла около 3 миллионов человек . Многие дети, неудовлетворенные архаичными и вялыми формами работы, основанными на директивах «сверху», выходили из пионерской организации. Они вместе с другими «неорганизованными» вступали в тимуровские команды, которые предлагали общественно-полезную деятельность, где работа строилась по принципу самоуправления и инициативы самих ребят. Например, в Бурятии за годы войны количество пионеров сократилось почти на 5 тыс. человек, а вот число тимуровцев увеличилось в 3 раза и достигло в 1945 г. 25 000 человек .

Деятельность тимуровцев в годы Великой Отечественной войны имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. Это движение пользовалось огромной поддержкой ребят. О масштабах работы тимуровцев может дать представление простой перечень дел. Тимуровцы заботились о семьях фронтовиков, престарелых, кололи дрова, подносили воду, отводили в детский сад малышей, собирали золу, куриный помет, черный и цветной металл, стекло для парниковых рам, лекарственные растения, деньги и облигации на постройку самолетов, орудий и др., устраивали мастерские для починки, пошива белья для семей фронтовиков, шефствовали над госпиталями; выступали перед ранеными с концертами, беседами, читали вслух газеты, писали за них письма, боролись с безнадзорностью, возвращали ребят

в школу, собирали теплые вещи фронтовикам, отсылали посылки на фронт, выращивали овощи, собирали опавшие листья, которые служили сырьем для табачных фабрик, ремонтировали здания, расчищали дороги, заботились об эвакуированных детях.

В Челябинской области в 1942/43 учебном году 3 138 тимуровских команд, объединявших 28 тыс. учащихся, помогали свыше 15 тыс. семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тыс. тимуровских команд ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тыс. школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы проводили также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941/42 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9 700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять разнообразные хозяйственные работы .

Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Характерным и типичным примером был отряд Володи Миленькова в г. Новосибирске, созданный на Рабочей улице, в доме № 92. Он поставил перед собой задачу оказывать помощь семьям фронтовиков. «Мы решили, - рассказывал Володя, - позаботиться о детишках - дошкольниках, отцы которых на фронте, а матери работают. Наши ребята-тимуровцы хорошенько в этом доме убрали двор, садик, посадили там 250 кустов черемухи, малины, акации, сирени. Мы ухаживали за нашими деревцами, чтобы все они быстро принялись. Потом мы разбили несколько цветочных клумб, а вдоль дорожек посеяли просо. Наш двор превратился в цветущий сад. Хорошо там стало играть и бегать нашим дошкольникам. Особенно любили они возиться в песке, который мы для них привезли. Тимуровка Светлана Жук занималась с малышами. Она придумывала разные интересные игры, читала им вслух книги и водила на прогулку. Матери были довольны, что их детишки всегда под присмотром. У каждого тимуровца команды было свое дело. Дина Бобруйская была редактором стенной газеты, Света Семенова - библиотекарь. Мы сами собрали библиотеку, в ней было около 80 книг. Юра Кулаков, Валя Легченко и другие старшие ребята помогали семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны подготовить к зиме квартиры» . Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. Так, уже в августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме, и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тыс. пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие .

Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941/42 учебном году только в

17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3 818 ребят. В 1943/44 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тыс. школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тыс. тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1 260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тыс. теплых вещей, 6 тыс. индивидуальных посылок .

В Бурятии тимуровские команды были созданы во всех пионерских дружинах и почти во всех школах республики и охватывали главным образом учащихся 4-6 классов. При этом с каждым годом число ребят, занятых в тимуровском движении, возрастало. Если в 1942 г. в 1 100 тимуровских командах республики насчитывалось 8 284 ребят, то к концу войны тимуровцев было уже около 25 тыс. Только в течение первого года войны, к осени 1942 года, силами тимуровцев Бурятии было собрано в фонд обороны 250 тыс. р., на строительство военной техники - 120 тыс. р., более 12 тыс. т черного и цветного металла для нужд военной промышленности, 5 786 ц золы, 2 929 ц птичьего помета, 71 344 возов навоза для удобрения полей в колхозах и совхозах, проведено снегозадержание на площади в 1 550 га . В отчете о работе тимуровских команд за 1 942 год отмечено, что большинство тимуровских команд работали плодотворно и добросовестно. Например, тимуровцы Мало-Куналейской средней школы Бичурского аймака обслужили 100 семей красноармейцев, послали подарков на фронт только одного мяса 105 кг и 340 кур. Команда средней школы № 6 г. Улан-Удэ во главе с тимуровцем Карповым оказала большую помощь семьям красноармейцев Коварского и Напушкова, они проводили уборку в комнатах, ходили за водой, за хлебом, рубили дрова, читали детям книжки и ходили с ними в кино. В Тарбагатайском районе 266 тимуровцев обслужили 50 семей красноармейцев. В Железнодорожном районе организовано 82 команды с охватом 732 ребят. Ими обслужено 413 семей красноармейцев. Хорошо работала тимуровская команда Петропавловской средней школы Джидинского аймака из 33 детей, ими напилено 18 кубометров дров, выметено 17 дворов, отремонтировано 2 сарая, собрано 40 ведер золы. Во всех районах были проведены слеты тимуровских команд с постановкой доклада «Задачи тимуровских команд в дни Великой Отечественной войны» . Однако главной задачей тимуровцев являлось оказание всевозможной помощи семьям красноармейцев. Объем проведенной в этом плане за годы войны работы огромен и неоценим. В своих воспоминаниях супруга красноармейца, жителя г. Улан-Удэ, Т. Басович пишет: «...Очень приятно видеть, когда с малого до большого все стараются помочь тебе и окружить твою семью заботой. Большое спасибо тимуровцам за их помощь!» .

Благородная патриотическая деятельность тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, высокую оценку и благодарность всех советских людей. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

Литература

1. URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2015/02/13/n_6921281.shtml

2. Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - М., 1964.

3. Гайдар А. П. Собрание сочинений. - М., 1964. - Т. 3.

4. Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. - М., 1961.

5. Фурин С. А., Симонова Л. С. Юным тимуровцам. - М., 1975.

6. Алещенко Н. М. Во имя победы. - М., 1985.

7. Кудинов В. А. Общественные организации детей и молодежи в России в ХХ в.: дис. ... д-ра ист. наук. - Кострома, 1994.

8. ГАРБ. Ф. 36. Д. 1775. Л. 15.

9. Балакирев А. Н. Становление и развитие детского движения в Бурятии (1923-1991). - Улан-Удэ, 2014.

10. ГАРБ, Ф.36, Д. 1864, Л. 102.

11. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тимур_и_его_команда

1. http://www.gazeta.ru/social/news/2015/02/13/n_6921281.shtml

2. Zhizn i tvorchestvo A. P. Gaydara . Moscow. 1964.

3. Gaydar A. P. Sobraniye sochineny . Tom trety. Moscow. 1964.

4. Ukhyankin S. P. Pionery-timurovtsy . Moscow. 1961.

5. Furin S. A., Simonova L. S. Yunym timurovtsam . Moscow. 1975.

6. Aleshchenko N. M. Vo imya pobedy . Moscow. 1985.

7. Kudinov V. A. Obshchestvennye organizatsii detey i molodyozhi v Rossii v XX v. . Doctor"s thesis. Kostroma. 1994.

8. GARB (State Archive of the Republic of Buryatia), F. 36, D. 1775. L. 15.

9. Balakirev A. N. Stanovleniye i razvitiye detskogo dvizheniya v Buryatii (1923 - 1991) . Ulan-Ude, 2014.

10. GARB. F. 36. D. 1864. L. 102.

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Timur_i_ego_komanda

Это движение пользовалось огромной популярностью у советской детворы, чему немало способствовал фильм «Тимур и его команда», вышедший в 1940 году вслед за одноименной повестью А. Гайдара.
Тимуровцы в Великую Отечественную войну оказали неоценимую помощь советским гражданам в тылу.

Как все начиналось

По сообщению кандидата исторических наук А. Н. Балакирева, занимающегося историей тимуровского движения, в СССР его активная деятельность в начале 1941 года – после публикации в «Пионерской правде» повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» о пионерах-добровольных помощниках нуждающихся (сегодня так бы назвали волонтеров) и выхода в 1940 году одноименного фильма. Миллионы детей пионерского возраста приняли участие в этом советском волонтерском движении, просуществовавшем в республиках СССР и в некоторых зарубежных странах соцлагеря фактически до распада Советского Союза.
Доктор исторических наук профессор В. А. Кудинов считает, что, хотя и тимуровское движение и называлось пионерским, пионером-тимуромцем в нем к началу войны был лишь максимум каждый четвертый из 20 миллионов детей пионерского возраста. Владимир Андреевич приводит данные о том, что из-за формализма в организации работы многие дети массово выходили из рядов пионерии, но вместе с тем продолжали участвовать в тимуровском движении. К 1945 году, по информации В. А. Кудинова, тимуровцами в СССР были порядка 3 миллионов человек.

Как отмечают отечественные историки, летом 1941 года тимуровское движение охватило уже весь СССР. А. Н. Балакирев в своей научной работе по исследованию данной организации приводит статистику, характеризующую разницу отношений детей к пионерии и тимуровцам на примере Бурятии: там за войну количество пионеров сократилось в 5 раз, а численность тимуровских организаций, напротив, увеличилась в 3 раза и достигла 25 тысяч человек.
Движение тимуровцев в Великой Отечественной войне пользовалось большим авторитетом у советских детей, поскольку было связано с конкретной работой – тимуровцы ухаживали за семьями фронтовиков, пожилых людей – кололи им дрова, носили воду, собирали золу и куриный помет для парников, деньги и облигации для строительства советского вооружения, шествовали над госпиталями, выступали перед ранеными с концертами… Как писал А. Н. Балакирев, только в Челябинской области в 1942 – 1943 годах насчитывалось свыше 3 тысяч тимуровских команд общей численностью 28 тысяч человек, дети заботились о 15 тысячах семей фронтовиков. В Хабаровском крае порядка тысячи команд тимуровцев занимались ремонтом жилья семей воевавших на фронтах ВОВ, помогали в воспитании маленьких детей, пололи огородные посадки и собирали выращенный урожай, заготавливали дрова. В Воронежской области во время войны действовало более 50 тысяч тимуровцев.
В начале 1942 года в СССР состоялись тимуровские слеты, где подводились итоги работы этих организаций по стране. Особую благодарность заслужили добровольные помощники комсомольцев, действовавшие в блокадном Ленинграде. В осажденном городе функционировали 753 команды с 12 тысячами тимуровцев. Ленинградские тимуровцы также заботились о семьях фронтовиков, пенсионеров и инвалидов, отоваривали для них продовольственные карточки, заготавливали топливо и убирали квартиры.

Движение после Великой Отечественной войны

По окончании Великой Отечественной движение тимуровцев было официально объявлено «подвидом» пионерской деятельности, как, к примеру, организация «красных следопытов» и больше никогда не упоминалось как самостоятельное – по версии современных историков, у властей появились серьезные опасения по поводу того, что тимуровцы станут популярнее пионеров, чего с идеологической точки зрения допустить было нельзя.
После войны тимуровцы, помимо привычной помощи семьям фронтовиков, инвалидов и пенсионеров, вместе с «красными следопытами» занимались изыскательской и краеведческой деятельностью – искали и впоследствии облагораживали места захоронений советских военнослужащих на территории СССР, восстанавливали боевые биографии своих земляков и целых воинских подразделений.
В 60-х годах тимуровцы вели активную поисковую работу по изучению творчества Аркадия Гайдара. Во многом благодаря тимуровцам были открыты мемориальные музеи автора «Тимура и его команды» в Арзамасе и Льгове, советские волонтеры собрали средства на библиотеку-музей писателя, открывшуюся на Украине в г. Канев. В 70-х годах редакция журнала «Пионер» выступила инициатором создания штаба Тимура и его команды, который возглавил редактор издания С. А. Фурин. По подсчетам Фурина, на тот момент в тимуровцах состояло свыше 5 миллионов советских детей (20% от общего количества). Штаб Тимура провел два всесоюзных слета – в «Артеке» и в Черкассах, рядом с тем местом, где писатель погиб.

Кто мы тимуровцы?

Готовясь к этому сочинению, я заглянула в толковый словарь русского языка автора Ожёгова с вопросом: Кто же он тимуровец? Тимуровец - понятие, пришедшее к нам из советских времён, обозначающее образцового школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Слово «тимуровец» происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Только в РСФСР насчитывалось свыше 2 миллионов тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

Тимуровцы очень любили помогать многим пожилым людям, ветеранам, пенсионерам. Они были добрыми, дружелюбными и ответственными ребятами.

А в наше мирное время тимуровцы - кто же они? А нужны ли они сейчас? Ведь война давно закончилась, и об инвалидах и ветеранах заботится наше государство.

Анализируя свою деятельность по тимуровскому движению, с уверенностью могу сказать: да, тимуровцы нужны всегда. До 12 лет я жила и училась в городе Ижевск. Зимой 2012 года мы переехали в город Набережные Челны и я пришла учиться в школу №8. К тому времени мои нынешние одноклассники уже занимались тимуровской работой, участвовали в городской программе «Добряки». Это были ученики, которые с уважением относились к ветеранам и инвалидам, и стремились по мере своих сил помочь им в домашних делах.
Я, сама того не замечая, активно влилась в их среду. Я горжусь, что участвую в тимуровском движении нашей школы. Наше тимуровское движение оказывает посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Мы с одноклассниками шефствуем над ветеранами- учителями, которые долго и упорно трудились в нашей школе и воспитывали не одно поколение тимуровцев. Организовываем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, записываем их воспоминания, собираем документы и реликвии о мужестве и героизме защитников нашей Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений. Пополняем школьный музей «Память» новыми материалами о воинах и героях нашей Родины. Проводим шефскую работу над городскими государственными учреждениями «Дом ребёнка», ЦРИ «Изгелек», оказываем посильную помощь детям-инвалидам. Организовываем тематические вечера, шествия к памятникам, обелискам. Активно участвуем в Месячнике защитников Отечества, декадах и неделях боевой славы, героико-патриотических акциях. Участвуем в акциях «Чистый город», «Буран», по сбору макулатуры, в антинаркотических акциях. Своим делом мы помогаем не только людям, но и животным и птицам. С приходом холодов, пернатые нуждаются в нашей особой заботе, а значит, пора делать для них кормушки. Самый лёгкий способ сделать птичью кормушку – это соорудить из пластиковой бутылки нечто похожее на птичью столовую, но, чтобы пернатым было удобно, а домик прослужил не один сезон. Смастерить такую кормушку своими руками под силу каждому. А значит, каждый может стать тимуровцем.

В наши дни тимуровцы – это ребята самого разного возраста, дружные, решительные, доброжелательные. Я думаю, тимуровцы совершают добрые дела не потому, что кто-то их заставляет. Можно ли принудить человека быть добрым? Невозможно! У англичан по этому поводу есть интересная пословица: «вы можете заставить коня подойти к воде, но не можете заставить ее пить». Добрые дела люди осуществляют по велению сердца, по приказу совести, а не по принуждению. Они это делают от чистого сердца, искренне.

Я считаю, что тимуровцем может стать любой человек, маленький или большой. Но, безусловно, он должен быть трудолюбивым, доброжелательным, добрым и бескорыстным. Это человек, который делает людям приятно, помогает в каких либо вопросах, оказывает другим помощь и не ждёт взамен награды.

Каждый из нас может стать таким, как Тимур. Таким же честным и храбрым! Надо только захотеть. Быть тимуровцем – это почётно, это уважительно, это актуально.

МБОУ «СОШ№8»

г. Набережные Челны

Тимуровец

Тиму́ровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда », герой которой, Тимур , организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно, так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.

Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. (ныне МОУ-Гимназия № 2 (www.gim2.ru). Состояла она из 6 тимуровцев: Калининой Анны Васильевны, Дуженкова Владимира Ивановича и др. После 1982 году, когда школа № 2 переехала в новое здание (где находится и поныне) был основан тимуровский штаб «Красный Конник» (рук. Захарова Н. И. - примерный тимуровский штаб, который участвовал во многих слётах (к примеру слёт тимуровских отрядов в Черкассах). После перестройки Захарова Нина Ивановна руководитель «Красного Конника» и администрация школы решили продолжить тимуровское дело старого штаба и основали тимуровский штаб «Данко», который существует и по сих пор. В штабе «Данко» проводятся такие операции, как «Ветеран всегда рядом», «Соберём макулатуру», «Молодой солдат» и многие другие. Штаб «Данко» является штаб-лидером и примером других детских организаций. Девиз штаба «Данко»: «Дарим сердце людям».

Иногда слово «тимуровец» использовалось в юмористическом контексте, например, в анекдотах.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :